Сау 100 против тигра

Истребители «Тигров» и «Пантер»

СУ-100 по праву считается одним из лучших самоходных орудий Второй Мировой войны

До августа 1943 года единственной средней самоходной артиллерийской установкой (САУ), состоявшей на вооружении советских войск, была СУ-122 со 122-мм дивизионной гаубицей М-30. Однако она вследствие небольшой начальной скорости гаубичного снаряда (515 м/с) и малой настильности траектории не могла эффективно бороться с немецкими танками. На повестку дня встал вопрос о специальной противотанковой САУ.
В апреле 1943 года Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления (ГАУ) Красной армии выслал Уралмашзаводу тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование самоходки с 85-мм орудием. Основным назначением новой САУ должно было стать уничтожение тяжелых танков противника типа «Тигр» на дистанциях 500-1000 м. Для выполнения ТТТ предлагалось взять за основу модернизированную СУ-122М и вместо 122-мм гаубицы оснастить ее орудием с баллистикой 85-мм зенитной пушки. Во второй половине апреля конструкторский отдел Уралмашзавода, возглавляемый Л. И. Горлицким, приступил к проектированию машины.
ЧЕМ ВООРУЖИТЬ?
5 мая 1943 года ГКО определил сроки создания и разработчиков новых танков и самоходок. Изготовление САУ с 85-мм пушкой возлагалось на Уралмашзавод, причем Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), возглавляемое В. Г. Грабиным, должно было спроектировать, а завод № 9 Наркомата вооружения (НКВ) — сделать орудие для установки.
Однако когда из ЦАКБ были получены чертежи 85-мм пушки С-31, выяснилось, что она занимает очень много места в боевом отделении машины и не позволяет удобно разместить оборудование и экипаж, а кроме того, значительно увеличивает массу самоходки.
На Уралмаше не только переконструировали люльку этого орудия, но и предложили заводу № 9 также разработать новую 85-мм пушку. В результате в КБ завода № 9, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, было спроектировано орудие Д-5С-85, значительно лучше подходившее для будущей САУ. Однако в конце мая 1943 года из ЦАКБ поступил эскизный проект еще одной пушки — С-18. Она имела некоторые преимущества, так как в ней использовалась люлька от серийного 76-мм танкового орудия ЗИС-5. Однако и С-18 не очень удачно компоновалась в боевое отделение создаваемой самоходки.
Несмотря на явные недостатки САУ с пушкой С-18, ЦАКБ, используя авторитет своего руководителя, требовало, чтобы машина с его орудием была выполнена в металле. Этот конфликт разрешился только 7 июня 1943 года, когда специальная смешанная комиссия из представителей Наркомата танковой промышленности (НКТП), НКВ, ГАУ и Главного бронетанкового управления (ГБТУ) приняла решение изготовить для сравнительных испытаний три опытных образца самоходов с 85-мм орудиями: СУ-85-1 с пушкой С-18-1 ЦАКБ и измененной люлькой Уралмашзавода, СУ-85-И с пушкой Д-5С-85 завода № 9, СУ-85-IV с пушкой С-18 ЦАКБ.

ВЫБОР СДЕЛАН
Работа над опытными образцами продолжалась полтора месяца. 20 июля 1943 года начались их заводские испытания, включавшие пробег на 80 км и ведение огня. При этом пушка Д-5С отстрелялась в полном объеме — 129 выстрелов. Что же касается пушек С-18-1 и С-18, то они из-за поломок спусковых механизмов смогли произвести соответственно 39 и 62 выстрела. С 25 июля по 6 августа 1943 года на Гороховецком полигоне (АНИОП) проходили государственные испытания, в ходе которых выяснилось следующее:
«Наибольшие удобства в работе команды при стрельбе дает самоход с пушкой Д-5С-85 вследствие короткой длины отката орудия, удобной высоты линии заряжания, наибольшего рабочего объема для заряжающего. У этого самохода получились наибольшее время при стрельбе на прочность, наибольший средний темп огня, в четыре раза выше, чем у самохода с орудием С-18.
Доступ к противооткатным устройствам в орудиях системы ЦАКБ невозможен без снятия передней бронировки весом 300 кг, что крайне неудобно и на что требуется затратить 3-4 часа времени.
Орудие Д-5С-85 самоуравновешено в цапфах. Для уравновешивания орудий системы ЦАКБ применены большие грузы весом около 210 кг, что ограничивает свободное пространство, нерационально по конструкции и некультурно на вид. Маховики механизмов наведения у орудий системы ЦАКБ расположены неудобно.
Вес самохода с пушкой С-18 на 850 кг больше, чем самохода с пушкой Д-5С-85″.
После того как машины совершили пробег на 500 км, государственная комиссия сделала заключение, что по ходовым качествам, надежности в работе механизмов, маневренности и проходимости САУ не отличаются от танка Т-34. По результатам испытаний члены комиссии рекомендовали принять на вооружение Красной армии самоходную установку СУ-85-Н с пушкой Д-5С, что и было оформлено постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года. Этим же документом предусматривалось прекращение серийного выпуска на Уралмашзаводе СУ-122 и тридцатьчетверок. Предприятие полностью переключилось на изготовление самоходных артиллерийских установок СУ-85.
По компоновке узлов и агрегатов СУ-85 была аналогична СУ-122, на базе которой она создавалась. При этом 73% деталей заимствовались от танка Т-34, 7% — от СУ-122 и 20% проектировались заново. Размещенная в рамке в лобовом листе корпуса пушка Д-5С с длиной ствола 48,8 калибра имела начальную скорость бронебойного снаряда 792 м/с. По бронебойности это орудие на 57% превышало пушку Ф-34 танка Т-34 и на 45% — гаубицу М-30 самохода СУ-122, что увеличивало дальность эффективной стрельбы по немецким танкам в полтора раза. Боекомплект САУ состоял из 48 унитарных выстрелов с осколочными стальными гранатами 0-365, бронебойно-трассирующими снарядами БР-365 и БР-365К. Скорострельность пушки с закрытыми люками боевой рубки составляла 6-7 выстр/мин.
Уралмашзавод выпускал СУ-85 с августа 1943 по октябрь 1944 года. За это время предприятие отправило в войска 2644 самоходные установки.

ФРОНТОВАЯ ПРОВЕРКА
СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (САП) РВГК и применялись для огневого сопровождения танков Т-34. Эти машины получали также самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав некоторых истребительно-противотанковых бригад.
Новую самоходку на фронтах использовали достаточно эффективно. Вот отзыв командира 1440-го САП подполковника Шапшинского: «Машина отличная, оправдала себя как истребитель танков противника. Нужно только правильно применять ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось применять самоходы как танки, полк потерял 5 машин. В дальнейших боевых операциях полк главным образом поддерживал атаки своих танков, следуя за их боевыми порядками на дистанции 200-300 м и отражая контратаки танков противника. Экипажи самоходов действуют, подставляя противнику наиболее трудно уязвимое место — лоб. Самоход СУ-85 пробивает лобовую броню танка «Тигр» с дистанции 600-800 м, а борт его — с 1200-1300 м».
Наряду с положительными отзывами завод получал из действующей армии и просьбы о необходимых улучшениях и усовершенствованиях САУ. Так, командир 7-го мехкорпуса полковник Катков, оценивая машину, писал: «Самоход СУ-85 в настоящее время является наиболее эффективным средством борьбы с тяжелыми танками противника. Обладая проходимостью и маневренностью, не уступающей танку Т-34, и вооруженный 85-мм пушкой, самоход показал себя в боевых действиях хорошо. Но используя огонь и броню своих танков «Тигр», «Пантера» и самохода «Фердинанд», противник навязывает современный бой на больших дистанциях — 1500-2000 м. В этих условиях мощь огня и лобовая защита СУ-85 уже недостаточны. Требуется усилить лобовую броню самохода и самое существенное — вооружить его пушкой с увеличенной бронебойной силой, способной поражать тяжелые танки типа «Тигр» с дистанции не менее 1500 м».

БИТВА КОНСТРУКТОРОВ
Поиск путей усиления огневой мощи СУ-85 велся с самого начала ее серийного выпуска. К осени 1943 года завод № 9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью снаряда 900 м/с, что увеличивало пробиваемость брони на 20%. Размеры установочных частей новой пушки сохранились такие же, как у Д-5С, и никаких серьезных изменений в самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм.
В начале января 1944 года опытный образец самохода прошел заводские испытания. Затем его отправили в Гороховец на государственные испытания, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Кроме того, осенью 1943-го проводились проектные работы по установке на самоход орудий большего калибра — 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы Д-15.
Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943-го ГКО принял постановление № 4851 об оснащении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал Уралмашзавод:
«1) к 15.01.44 г. спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ;
к 20.02.44 г. изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44 г.;
к 25.02.44 г. передать самоход на государственные испытания».
Как видим, сроки устанавливались очень жесткие. Осложняло ситуацию и то, что история с ЦАКБ повторилась с удивительной точностью. Получив чертежи орудия С-34, на Уралмаше убедились, что эта пушка для самохода не годится: она имела внушительные размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Были необходимы большие изменения в серийном корпусе САУ, в том числе и в его геометрической схеме, что влекло за собой переделку стендов для сварки и сборки.
Пришлось бы перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ снова заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, бюро требовало использовать ее лишь в том виде, как она есть, и настаивало на приспособлении САУ к пушке. Уралмашзавод вновь обратился к заводу № 9, и там разработали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и размещалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.
В феврале 1944 года первый опытный образец САУ выдержал заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где самоход произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что машина может быть принята на вооружение Красной армии после некоторых доработок. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному выпуску артсамохода СУ-100.
Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка по этому вопросу. В итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, спроектированной изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2.
Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, новой рамки, поворотного механизма, походного крепления, удалении прилива под спаренный пулемет и установке прицела, выполнялась на заводе № 9. Самоход с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2.
Одновременно с ним построили второй опытный образец самохода СУ-100, который стал головным для машин серийного производства и включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Его испытания проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После этого государственная комиссия признала, что «тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 м для танков «Тигр» и «Пантера» вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода «Фердинанд» — только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 м».
Самоход СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец в начале июля 1944 года. Он подвергся испытаниям в том же объеме, что и СУ-100, однако показал худшие результаты. СУ-100, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной армии.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Новая боевая машина создавалась на базе танка Т-34-85 и самохода СУ-85. Все основные агрегаты тридцатьчетверки — двигатель, трансмиссия, ходовая часть остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным переделкам: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-4, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34-85, 4% — от СУ-122, 7,5% — от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.
Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Д-10С с длиной ствола 56 калибров равнялась 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.
Изготовление СУ-100 началось в сентябре 1944 года, но в течение трех месяцев оно велось параллельно с выпуском СУ-85. Причем по предложению Л. И. Горлицкого обе артсистемы — Д-10С и Д-5С монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные для размещения любой из двух пушек и боеукладок. Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов.
Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на производство «гибридов», имевших индекс СУ-85М.
Выпуск СУ-100 продолжался по март 1946 года, за это время было изготовлено 3037 самоходных установок. По некоторым данным, в 1947-м их производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.
Летом и осенью 1944 года в опытном порядке были изготовлены САУ ЭСУ-100 с электротрансмиссией и СУ-122П со 122-мм пушкой Д-25Т.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной армии начали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелась 21 машина. В конце года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 сражались с врагом на заключительном этапе Великой Отечественной войны.
Так, например, с 6 по 16 марта 1945 года СУ-100 на 3-м Украинском фронте пришлось участвовать в отражении атак 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в Венгрии. Здесь активно действовали 207, 208 и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, вооруженные СУ-100, а также несколько отдельных полков СУ-100 и СУ-85. Во многом благодаря им уже в первый день германское наступление начало давать сбои.
На направлении главного удара немцам не удалось выйти на шоссе Надьбайом — Капошвар. Важную роль на этом участке сыграл 1201-й самоходно-артиллерийский полк (12 СУ-85), который не только отразил огнем с места натиск противника, но и совместно с пехотой 113-й стрелковой дивизии провел успешную контратаку, отбросив вклинившиеся вражеские части на 1-1,5 км.
10 марта, перегруппировав силы и использовав последние резервы, немцы попытались прорвать советскую оборону на узком участке ее правого фланга. Однако к этому времени здесь были развернуты четыре резервных истребительно-противотанковых артполка, благодаря чему плотность советской артиллерии достигла 49 орудий на 1 км фронта. Прорвать такие боевые порядки оказалось невозможно.
Особенно отличились в этих боях 1951 и 1953-й самоходно-артиллерийские полки 209-й бригады, сумевшие организовать хорошее взаимодействие с пехотой, противотанковой и дивизионной артиллерией. В течение дня СУ-100 командира батареи старшего лейтенанта Кочерги, боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина уничтожили по три танка и штурмовых орудия. Батарея СУ-100 под командованием капитана Васильева из 1952-го самоходно-артиллерийского полка подбила в ходе боя три «Королевских тигра».

ДОЛГОЖИТЕЛЬ
СУ-100, без сомнения, самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15 тонн легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ «Ягдпантера», СУ-100 имела аналогичную броневую защиту и лучшую подвижность.
Начальная скорость бронебойного снаряда 88-мм немецкой пушки Рак 43/3 с длиной ствола 71 калибр составляла 1000 м/с. Ее боекомплект (57 выстрелов) был больше, чем у Д-10С. Использование немцами бронебойного снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим наконечниками обеспечивало пушке «Ягдпантеры» лучшую бронепробиваемость на дальних дистанциях. У нас аналогичный снаряд — БР-412Д появился только после войны.
В отличие от немецкой САУ в боекомплекте СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные снаряды. Фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было, естественно, выше, чем у 88-мм. В целом эти две лучшие средние самоходки Второй мировой войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ, однако спектр применения у СУ-100 был несколько шире.
На вооружении Советской армии СУ-100 состояли и в послевоенный период. В 1960 году самоходки прошли модернизацию. В таком виде СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок отправлялись на долговременное хранение в парки. Эти машины принимали участие в военных парадах 9 мая 1985 и 1990 годов. Вновь «тряхнуть стариной» им пришлось совсем недавно — СУ-100 стали участниками парада Победы 2010 года в Москве.
СУ-100 имелись в армиях ряда стран Варшавского договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 выпускались по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. В вооруженных силах некоторых государств эти САУ, судя по всему, есть и сейчас. Так, по некоторым данным, СУ-100 продолжают использовать части кубинской береговой обороны.

Кусачая «сотка»

Хотя серийный выпуск противотанковых самоходок СУ-100 начался в сентябре 1944 года, их боевой дебют состоялся только в январе следующего, победного 1945 года. Конечно, на фронте новым охотникам за вражеским «зверинцем» были бы очень рады и раньше, но зато в бой пошли экипажи, уже освоившие новую машину, и более того — освоившие её в составе полков и бригад. Именно три самоходно-артиллерийские бригады — 207-я, 208-я и 209-я сабр — стали основными «пользователями» СУ-100 в ходе начавшейся в марте 1945 года битвы на озере Балатон. По результатам сражения экипажи уже могли составить о своих машинах квалифицированное мнение.

Новенькие СУ-100, выстроенные на заводском дворе свердловского «Уралмаша»

Разумеется, результаты дебюта СУ-100 очень интересовали советских танковых командиров и конструкторов, поэтому в части, применившие «сотки» в бою, уже в марте были разосланы приказы следующего содержания:

«Для доклада Управлению самоходной артиллерии Главного бронетанкового управления Красной Армии о боевом использовании самоходных артиллерийских установок СУ-100 после их применения в бою представьте отчёт с освещением следующих вопросов:

1. Боевое применение артиллерийских самоходных установок СУ-100.

2. Эффективность введённых конструктивных изменений в СУ-100 по сравнению с СУ-85 (бронирование, ходовая часть, боевое отделение и др.)

3. Сравнительные данные по проходимости и взятию препятствий СУ-100 и СУ-85.

4. Удобство работы экипажа.

5. Практическая скорострельность пушки.

6. Работа подъёмных и поворотных механизмов пушки.

7. Размещение крепления боеукладки.

8. Надёжность монтажа и удобство пользования прицельными приспособлениями.

9. Стойкость брони против разных видов артиллерии и качество брони.

10. Удобство обзорности из машины для командира установки, наводчика и механика-водителя.

11. Перечень основных неисправностей и дефектов, встречающихся во время боевой эксплуатации СУ-100.

12. Перечень ваших предложений по изменению конструкции СУ-100, улучшающих боевые и эксплуатационные качества машины.

В выводах прошу дать своё заключение о боевых и технических качествах СУ-100 по сравнению с СУ-85 и танками Т-34″.

Разумеется, наиболее подробно командиры частей, вооружённых СУ-100, старались ответить на первый пункт опроса — настолько, что иной раз весь доклад практически этим и ограничивался; лишь где-то в конце в нескольких абзацах описывались впечатления от собственно «железа».

Артиллеристы, а не танкисты

Как стало очевидно из докладов, основной проблемой новых самоходок стали не недостатки конструкции, а не самое правильное их применение. В оборонительных боях, как правило, речь шла о слабом, а то и вовсе отсутствовавшем пехотном прикрытии. В качестве решения проблемы предлагалось добавить в штат самоходных частей больше собственной мотопехоты, чтобы обеспечить каждую установку хотя бы отделением автоматчиков десанта.

Также практически единогласным было требование установить на СУ-100 хотя бы один пулемёт. Часто это указывалось в общем списке замечаний к пункту 12 опросника, но многие командиры выносили это пожелание в отдельный пункт: «Конструктивной недоработкой СУ-100… является отсутствие пулемёта, который необходимо поставить в лобовой части на шаровой установке механика-водителя».

В наступательных боях главной проблемой и причиной потерь была, увы, традиционная для многих советских командиров привычка использовать самоходки вместо танков. Иногда это было вынужденной мерой вида «танков не было, поэтому СУ-100 использовались вместо них», но чаще всего являлось следствием плохого знания уставов и непонимания роли самоходных артиллерийских установок в бою. Настойчивые просьбы и требования самоходчиков применять их по правилам звучали почти во всех докладах — если не в начальных пунктах, то в финальных выводах: «Настоятельно просим использовать самоходные установки в соответствии с боевыми уставами БТ и МВ КА, части 1 и 2… Целесообразно СУ-100 использовать как самоходные артиллерийские установки для сопровождения танков, но не как танки».

Колонна самоходок 11-го гвардейского танкового корпуса. В составе соединения на СУ-100 в Восточной Померании действовал 1454-й самоходно-артиллерийский полк

Что касается собственно «железа», то здесь разброс мнений был довольно большой — просто в силу того, что подразделения, получившие СУ-100 в разное время, к моменту опроса не все успели ознакомиться с особенностями поведения машины при длительной и напряжённой эксплуатации. Для некоторых молодых командиров и экипажей СУ-100 стала первой машиной, поэтому сравнение с другой техникой вызвало затруднения: «Никто из командования и командиров батарей СУ-85 не знает, а потому на данный вопрос ответить не можем».

Длинная и тяжёлая пушка

Самоходчики и танкисты, имевшие больший боевой опыт, в первую очередь отмечали проблемы, возникшие из-за установки на шасси Т-34 тяжёлой и длинной 100-мм пушки. Обладая превосходными боевыми качествами, она стала и основным источником проблем:

«Проходимость СУ-100 ухудшилась по сравнению с танком Т-34 вследствие увеличения веса и перемещения центра тяжести вперёд за счёт удлинения ствола пушки, утолщения лобовой брони. Это создало дополнительную нагрузку на передние опорные катки. При преодолении препятствий по пересечённой местности происходит утыкание ствола пушки в землю, впоследствии происходит разрыв пушки при выстреле. При резких поворотах и ударах о складки местности нарушается крепление пушки и подъёмно-поворотного механизма, бывают случаи полного срыва сектора подъёмного механизма».

«Большим конструктивным дефектом также является ненадёжность в работе подъёмного механизма — при отстопоренной пушке в движении он заклинивается вследствие того, что при вибрации ствола получается наволакивание металла на цапфы и валики подъёмного механизма. Необходимо поставить игольчатые подшипники со смазкой».

Результат работы орудия «сотки» — два аккуратных отверстия в борту «Королевского Тигра», уничтоженного в марте 1945 года у озера Балатон

«Исключая заклинивание подъёмных механизмов, дефектов и неисправностей при эксплуатации СУ-100 в бою не было».

«Слабым агрегатом СУ-100 являются подъёмный и поворотный механизмы и катки ходовой части (особенно правые)».

«Часто встречающаяся неисправность при стрельбе на СУ-100 — неполное закрывание затвора. Причина: слабость пружины полуавтоматики. Необходимо пружину полуавтоматики усилить по упругости за счёт утолщения пружины».

Другой большой проблемой было то, что для шасси «тридцатьчетвёрки» 100-мм пушка оказалась великовата, и все усилия конструкторов не могли изменить того факта, что в построенной фактически вокруг орудия боевой машине было тесно:

«Работа экипажа затруднена: 1) уменьшено боевое отделение за счёт увеличения системы орудия; 2) ввиду большого смещения прицела в сторону пушки (наводчику неудобно прицеливаться) корректировать огонь при закрытом люке почти невозможно; 3) теснота боевого отделения затрудняет работу заряжающего, что влияет на темп стрельбы».

«Единственным недостатком в СУ-100 является тот факт, что ввиду смещения пушки вправо при повороте ствола влево командира СУ-100 прижимает люлькой к броне вправо. Близко расположенная к задней моторной перегородке казённая часть стесняет работу заряжающего, что практически сказывается на скорострельности стрельбы СУ-100 (особенно осколочными гранатами, так как последние намного длиннее)».

Экипажи загорают на броне СУ-100 на одной из пражских улиц, весна-лето 1945 года

Что касается скорострельности, то в некоторых докладах она указывалась равной двум выстрелам в минуту, однако по мере освоения машины экипажами они управлялись со снарядами заметно быстрее:

«При слаженном расчёте практическая скорострельность СУ-100 — 4–5 выстрелов в минуту».

Средняя боевая скорострельность из СУ-100 4–5 выстрелов в минуту. Размещение боекомплекта под пушкой затрудняет работу экипажа».

Скорее всего, скорострельность 4–5 выстрелов в минуту относится именно к стрельбе бронебойными снарядами, которые являлись основными для СУ-100. Подразделения, где боёв с немецкими танками было мало, а основной боевой задачей стала поддержка пехоты, обычно демонстрировали меньший темп огня. Это было связано как с упомянутой выше большей длиной осколочных снарядов, так и с более сложным прицеливанием.

Мало брони и мало топлива

Что касается бронезащиты, здесь чуда также не произошло. К 1945 году бронирование «тридцатьчетвёрки», даже слегка улучшенное, оставалось явно недостаточным против основных танковых и противотанковых орудий противника. Впрочем, никто не ждал, что броня «сотки» будет держать бронебойные снаряды «ахт-ахт» на всех дистанциях. Тем не менее проблемы отмечались не только с бронебойными снарядами:

«Качество брони удовлетворительное, но качество сварных швов во многих случаях совершенно неудовлетворительное. При ударе снаряда в корпус самоходной установки швы лопаются».

«Надёжность брони обеспечивается от осколочного снаряда до 105 мм на расстоянии от 1 км и выше».

Наконец, в тех самоходных артиллерийских полках, которым выпало идти на СУ-100 от Будапешта до Вены, зачастую вместе с танками длительными рейдами по вражеским тылам, нарекание вызвало уменьшение запаса топлива. Понятно, что это также было вынужденной мерой, но в результате совместные действия СУ-100 и Т-34 были затруднены:

«Основными неисправностями и дефектами СУ-100 являются:

а) при стрельбе имеются случаи поломки зубьев сектора и цилиндрической шестерёнки подъёмного механизма;

б) поломка масляной трубки, идущей от масляного фильтра к перекрывному крану, вследствие вибрации в период движения, из-за тонкости трубки, большой длины и хрупкого металла;

в) поломка подшипников передних опорных катков и отслоение бандажей происходит вследствие перемещения центра тяжести вперёд и создания излишней нагрузки на них;

г) недостаточная прочность сварных швов корпуса;

д) уменьшение заправки на 170 литров по сравнению с Т-34 сокращает запас хода СУ-100;

е) отсутствие пулемёта затрудняет борьбу с пехотой противника, что делает невыгодным применение СУ-100 вместо танков;

ж) тонкий задний броневой лист башни;

з) малый горизонтальный угол обстрела затрудняет ведение огня, особенно по движущимся целям».

Колонны СУ-100 на исходном рубеже перед выходом на Красную площадь для участия в Параде Победы, 24 июня 1945 года. К лету победного 1945 года количество «соток» в войсках исчислялось сотнями

«Как конструктивный недостаток следует отметить, что правый передний топливный бак при повреждении нельзя снять без снятия пушки, что создаёт большие трудности вследствие большого веса пушки. В коробке скоростей подшипник каретки заднего хода чрезвычайно слаб — не выдерживает нагрузки при подъёме самоходной установки задним ходом на подъём, а также при буксировке задним ходом».

«Выводы. 1. СУ-100 по своим качествам в сравнении с СУ-85 является более совершенной машиной, как по огневой мощи, так и по техническим показателям, но далеко отстаёт от танка.

2. Необходимо внести некоторые конструктивные изменения: а) усилить подшипники передних катков, так как усиление пружины должного эффекта не дало; б) необходимо поставить более прочную трубку (запуска зимой). Установить под неё промежуточную опору; в) увеличить ёмкость топливной системы; г) усилить подъёмные пружины люков; е) поставить пулемёт командиру установки и увеличить сектор обстрела».

Тем не менее при всех отмеченных недостатках доклады подтверждали высокую эффективность СУ-100 как противотанкового средства:

«Вывод: из всех существующих видов самоходной артиллерии СУ-100 является наиболее эффективным средством в борьбе с танками противника».

Cу-100. Истребитель «Тигров» и «Пантер»

В период Второй мировой войны противотанковые самоходные артиллерийские установки (САУ) оказались очень востребованы — они были проще и дешевле танков, строились быстрее, но в то же время были отлично вооружены и способны расправиться с танками противника на поле боя.

Лучшая советская противотанковая самоходная артиллерийская установка Второй мировой войны СУ-100 была запущена в серийное производство в сентябре 1944 г. В мощных наступательных операциях заключительного этапа войны, на территории Пруссии, Венгрии и в самом Берлине, самоходно-артиллерийские полки и бригады, вооруженные этими грозными и красивыми боевыми машинами, громили немецкие Панцерваффе. 100- мм снаряд советской самоходки с полутора километров пробивал броню хваленых «Тигров» и «Пантер», по зубам СУ-100 оказались и новейшие «Королевские тигры». С завершением боевых действий в Европе военная служба СУ-100 не закончилась — в августе 1945 г. эти самоходки внесли свой вклад в победу над милитаристской Японией, да и в последующие годы они не торопились на отдых. В Советской армии СУ-100, пройдя несколько модернизаций, продержались на вооружении до 1980 г.

До августа 1943 г. единственной средней самоходной артиллерийской установкой, состоявшей на вооружении Красной армии, была СУ-85, вооруженная 85-мм пушкой Д-5С разработки КБ завода № 9, которым руководил Ф. Петров. Эти машины, созданные на базе среднего танка Т-34, были запущены в крупную серию в июле-августе 1943 г. и стали ответом на появление «гитлеровского зверинца» — тяжело бронированных «Тигров» и «Пантер». К концу августа 1943 г. уже более полутора сотен СУ-85 действовали на фронтах. Идя в боевых порядках танков, они эффективно поддерживали войска своим огнем, поражая немецкие бронированные машины. Особенно отличились экипажи СУ-85 при форсировании Днепра, в Киевской операции и в ходе осенне-зимних боев на Правобережной Украине.

Су-85 показали себя, в общем-то, неплохо. Тем не менее, оценивая машину, командир 7-го мехкорпуса полковник Катков писал: «… используя огонь и броню своих танков «Тигр», «Пантера» и самохода «Фердинанд», про тивник навязывает современный бой на больших дистанциях — 1 500–2 000 м. В этих условиях мощь огня и лобовая защита СУ-85 уже недостаточны. Требуется усилить лобовую броню самохода и самое существенное — вооружить его пушкой с увеличенной бронебойной силой, способной поражать тяжелые танки типа «Тигр» с дистанции не менее 1 500 м». Напомним, что пушка СУ-85 могла пробить лобовую броню танка «Тигр» с дистанции всего 600–800 м.

К чести советских конструкторов, об усилении огневой мощи СУ-85 они начали задумываться еще до начала ее серийного производства. Уже осенью 1943 г. была подготовлена 85-мм пушка «повышенной мощности» Д-5С- 85БМ. В ней по сравнению с обычной Д-5С начальная скорость снаряда была повышена до 900 м/с, что, в свою очередь, позволило увеличить бронепробиваемость на 20 %. В начале января 1944 г. опытный образец САУ с такой пушкой прошел заводские испытания, выдержал государственные испытания, однако на вооружение принят не был.

Продолжение статьи читайте в майском номере журнала «Наука и техника» за 2019 год. Доступна как печатная, так и электронная версии журнала. Оформить подписку на журнал можно .

Советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) СУ-100 истребитель танков в борьбе против немецких танков «Тигр» и «Пантера». Самоходка СУ-100 — Оружие Победы. СУ 100 VS Тигра и Пантеры. Тигр и Пантера против советской СУ 100. Как воевала самоходка СУ-100 против Тигров и Пантер. СУ-100 боевое применение. Советская противотанковая самоходно-артиллерийская установка самоходка СУ-100 история создания боевое применение Камелот Джи Камелот Г Camelot G Camelot Gee Camelot J Kamelot G документальный фильм видео Ютуб танки video YouTube tanki. СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно — в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю. Инженеры Уралмаша Л. И. Горлицкий, А. Л. Кизима, С. И. Самойлов; инженеры завода № 9 А. Н. Буланов, В. Н. Сидоренко и инженер-механик П. Ф. Самойлов за создание САУ в 1946 году были удостоены звания лауреата Сталинской премии первой степени.

Сериал Сандомирский плацдарм онлайн

Всегда сложно смотреть и тем более делится своим мнением на такую вот тему как страшная Великая Отечественая война. Если быть более точными и верными то этот документальный фильм по его началу очень похож на обычную компьютерную игру и не более того.Даже смотреть как-то не особо приятно из-за всей этой переоснащённой игры в войну,ничего реального в первые минуты просмотра нет,всё как сказка.Но позже начинается обычный документальный,исторический рассказ с использованием хроники времён Великой Отечественой войны.Тут много видео материалов с тех пор которые легли как тяжёлая плита на сердца миллиардов людей,отпечатавшись смертельным грузом на человеческих судьбах. Название этого удивительного исторического фильма «Сандомирский плацдарм»,снят этот документальный проект в Белоруссии буквально совсем недавно.Первая серия несёт название истребители «тигров». Понятно,что речь о машинах, которые фашисты величали названием животных якобы это имело какую-то силу,мощь или угрозу окружающим.И вот летом одна тысяча девятсот сорок четвёртого года красная армия наступала на широком фронте от Балтийского до Чёрного моря.Тем самым красная армия завершала освобождение Советского Союза от оккупации фашисткими захватчиками. А союзники с Запада высаживаются во Франции, под натиском больших мировых держав фашистская Германия шла к проигрышу войны.Но руководящий состав третьего рейха был убежден в том,что необходимо совершить перевооружение вермахта Люфтваффе.Им хотелось укрепить свою боевую мощь тежёлой техникой и новейшими боевыми машинами,такими как танку и реактивные самолёты, баллистическими ракетами.Так собрав всю свою последнюю мощь,ресурсы немцы надеялись с помощью этого новейшего оружия переломить ход войны в свою сторону,пользу.Немцы хотели совершить удар по союзникам призвав их тем самым подписать мирный договор с лучшими для рейха условиями.Однако для переоборудования армии Германии требовалось не малое время,а его оставалось всё меньше.Уже к августу сорок четвёртого года армия СССР освободили Беларуссию и Украину и вошли на територию Польши.Там передовые позиции Украинского фронта произвели захват плацдармов на западном берегу реки Вислы,что находится около города Сандомир.А шестой армейский танковый корпус смог прорвать линию обороны у города Бараново и Сандомирского.Удар танков на юге Польши разрушил планы вермохта по обороне на рубеже реки Вислы.Конечно немцы расчитывали остановить врагов на другом берегу и тем самым создать у себя сильную оборонительную линию.Но их планы стремительно рушились не успевая созревать в их головах.Группой армии противостоящей первому Украинскому фронту командовал генерал полковник Йозеф Харбе.Его войска уже потерпели поражение под Львовом поэтому сдержать русских на Висле было его единственным шансом на реабилитацию в глазах Гитлера.Но командующий первым Украинским фронтом маршал Советского Союза Иван Конев прекрасно понимал важность сохранения их плацдармов.Он знал,что если не удержать плацдармы немцы укрепятся и повторное фарсирование реки повлечот за собой неимоверные жертвы. При этом ставка Верховного главнокомандования требовала продолжения пока враг неналадил систему обороны.Три бригады гвардейского танкового корпуса в которых на ходу оставалось до полусотни тридцать четвёрок нанесли удар южнее Баранова и устремились к Кракову.Тут разгорались неимоверные бои,беспощадные,полные злобы.Конечно исход войны был понятен.Хороший документальный проект,советую.

Дата публикации на сайте: 18.01.2019