Самый глубоководный аппарат

Gabby1 ›
Блог ›
Глубоководный аппарат «Мир»

Глубоководный аппарат «Мир»
Аппаратов, способных работать на глубине 6000 метров, в мире всего четыре, два из них («Мир-1» и «Мир-2») находятся в России. В 70-е годы прошлого века аппараты были сконструированы доктором технических наук и Героем Соцтруда Игорем Михальцевым.

И герой Михальцев даже не потому, что придумал уникальные глубоководные аппараты, а уже потому, что сумел довести задуманное до реализации. И по сей день эти глубоководные аппараты считаются самыми лучшими, которые когда-либо были созданы в мире

За «Мир» в подводном мире

Запредельные глубины
Сегодня в океанологии приняты две критические цифры – 2000 и 6000 метров. 2000 метров– это глубина, ограничивающая 16 процентов дна Мирового океана. А 6000 метров– это уже 98 процентов дна. 1,5 процента оставили тем, кто сделает глубоководный аппарат предельных глубин. Пока такого в мире нет. Да и на глубину свыше 6000 метров было сделано всего два-три десятка погружений. Причем большинство из них были выполнены дистанционно-управляемыми необитаемыми аппаратами. Вниз-вверх – ничего особенного.

Совсем другая техника
Глубоководные обитаемые аппараты – совсем другая техника. Они имеют маневренность, ход по горизонтали и вертикали, могут поворачиваться, нагибаться, брать образцы со дна, грузить их в небольшие контейнеры, исследовать окружающее пространство в полном смысле этого слова.

Управляемых аппаратов, способных покорить глубину6000 метров, в мире всего четыре. Кроме наших «Мира-1» и «Мира-2» есть еще два: американский «Си Клиф» (Sea Cliff) и французский «Нотил» (Nautile).

И все же лучшими и по сей день считаются российские, хотя и построены они еще в советские времена.

Канадская эпопея

Прародителем советских «Миров» стал исследовательский аппарат-двухтысячник «Пайсис-IV» (Pisces IV). Автор конструкции – советский инженер Игорь Михальцев. Аппарат был построен в 1973 году по заказу Института океанологии АН СССР на маленькой канадской фирме «Хайко».

Почему в Канаде, спросите вы?

Ведь был 1970 год. Гагарин в космос уже летал, 100-мегатонную ядерную бомбу на Новой Земле уже взорвали. Естественно, мы запросто могли сделать такой аппарат. Увы, промышленность Советского Союза была рассчитана на большие серии. Сделать экспериментальный образец в Союзе (если это не оборонная продукция) было очень трудно. Так что собрать аппарат в Канаде было намного дешевле, чем у нас…

Русские обойдутся

К сожалению, в СССР «Пайсис-IV» так и не попал. Когда аппарат уже был готов к морским испытаниям, о нем узнали в США.

«Отец» атомного флота США адмирал Рикавер решил, что отдавать Советскому Союзу уникальный подводный комплекс не следует. Адмирал Рикавер не поленился прилететь из Вашингтона к Трюдо (тогда премьер-министру Канады) и настоятельно посоветовать канадскому правительству выкупить «Пайсис-IV» и оставить в Канаде.

СПРАВКА:

Тогда в мире был только один двухтысячник – американский аппарат Alvin. Alvin был заказан американским военно-морским флотом в 1964 году и использовался как разведывательный.

Канадское правительство так и сделало. В СССР поступила записка с напоминанием о запрете поставлять новые технологии в страны соцлагеря, а «Пайсис-IV» был выкуплен Канадой и передан Тихоокеанскому океанологическому исследовательскому институту.

Почти детективная история

– Но у меня в те времена были крепкие нервы, – говорит автор проекта Игорь Михальцев. – Я подождал некоторое время и предложил этой же фирме сделать для нас еще два аппарата. Они заинтересовались. А в Москве поняли: если Рикавер специально летал из-за аппарата в Канаду, то значит, это что-то важное. Так я получил деньги. А вскоре мы придумали и то, как обойти соглашение между США и европейскими странами о запрете на поставки новых технологий в СССР. Соглашение касалось лишь готовых изделий. А комплектующие части покупать и вывозить никто не запрещал…

На малых глубинах

– Фирма арендовала помещение в Цюрихе, – продолжает Михальцев. – Один прочный корпус заказали в Японии, другой – в Америке. И вывезли частями. Первый собирали в Цюрихе, переправили его, как Суворов, через Альпы – на трейлере в Геную. Испытали в Средиземном море на малых глубинах, я боялся, что американцы что-нибудь нехорошее сделают. Потом погрузили глубоководный аппарат на ожидавший его теплоход, и через четыре часа он был в Новороссийске.

Почетный экспонат

«Пайсис-ХI» в отличие от собрата был собран в Ванкувере и испытан в Тихом океане. Затем его отвезли во Владивосток, откуда на Ил-76 доставили в Новороссийск…

Вот так в 70-х годах прошлого века в СССР появились два исследовательских обитаемых двухтысячника, которые проработали 10 лет до «Миров» и очень много сделали для познания планеты. Сейчас один стоит как экспонат в Калининграде, а второй разобран.

Стальной подход

Новый глубоководный аппарат был создан Михальцевым через 10 лет после «Пайсиса»:
– При разработке «Мира» я использовал восемь новых конструкторских решений. И все же главным ноу-хау «Мира» стало то, что сделан он был из мартенситной, сильно легированной стали с 18 процентами никеля. Дело в том, что все глубоководные аппараты делают из титана, а я решил изменить состав корпуса. В чем ценность этой стали? Титан имеет предел текучести – около 70 кгна квадратный сантиметр, а у этой стали – 150. Это была находка.

Всем бюрократам назло

– В качестве подрядчика я нашел финскую фирму «Локомо», которая занимается производством оборудования для изготовления бумаги и использует при сборке станков мартенситную сталь. Увы, «Локомо» никогда ничего подобного не делала. Но хороши те инженеры, которые интересуются чем-то новым. В течение двух лет я их готовил. Свозил в Новороссийск. В это время там стоял «Келдыш» с «Пайсисами». Больше суток они измеряли их и фотографировали. Потом прошло полтора года. Они считали, а я искал деньги, но достал только на один аппарат. А через три дня я спросил финнов: а если не делать ни одного чертежа, а просто собрать точную копию аппарата, сколько надо будет доплатить? Благодаря добрым отношениям они назвали смешную цифру. Поняли, что у меня денег нет. А потом я стал готовить два аппарата, никому об этом не говоря. По техзаданию было предусмотрено два комплекта аппаратуры. Документы читали (и в Госплане, и в других ведомствах) и думали: ну импортная аппаратура, конечно, надо, мол, запасную иметь.
Затем мне потребовалось семь месяцев для того, чтобы получить подписи замминистров в подтверждение того, что два аппарата – это решение правительства…

Лучшие в мире
Первые испытания аппаратов прошли в Ботническом заливе. Затем в 1987 году экипаж погружался в Атлантике на6170 метровна «Мире-1» и на6120 метровна «Мире-2».
В течение 1989-1995 годов с помощью аппаратов «Мир» проводились работы на затонувшей атомной подлодке «Комсомолец». За эти годы было сделано 68 погружений на глубину1700 метров.
В 1991 и 1995 годах с помощью аппаратов «Мир» производились съемки фильма на легендарном затонувшем судне «Титаник», лежащем на глубине 3800 метров.
– Впервые мы отсняли под водой фильм в трехмерном цифровом формате, – говорит известный голливудский режиссер Джеймс Камерон. – В ходе 24 погружений были исследованы 60 процентов внутренних помещений «Титаника». Я не ошибусь, сказав, что глубоководная техника, которой располагает Российская академия наук, – лучшая в мире!

Такого же мнения придерживается и американский World Technology Evaluation Center (центр, который отражает новейшие технологии). Он назвал «Миры» «лучшими глубоководными обитаемыми аппаратами из когда-либо построенных в мире».

Глубоководные исследовательские аппараты «Мир‑1» и «Мир‑2». Справка

В 1991 и 1995 годах с помощью «Миров» производились исследования корпуса «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно‑популярных фильмов, среди которых ‑ Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.

В январе‑сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир‑1» и «Мир‑2» получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.

2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика‑2007» был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.

В настоящее время в Институте океанологии РАН прорабатывается несколько проектов, в рамках которых предполагается проведение научных исследований и подводно‑технических работ с применением ГОА «Мир‑1» и «Мир‑2». Один из проектов ‑ комплексные исследования океана в кругосветном плавании судна «Академик Мстислав Келдыш». Во время этой экспедиции планируется изучить гидротермальные поля на дне в различных районах Мирового океана и провести погружения на несколько затонувших объектов.

В 2008‑2009 годах пройдет научно‑исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале». Комплексная программа научного исследования озера Байкал подготовлена Российской академией наук. Большая часть исследовательской программы будет осуществлена с применением глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Целью экспедиции является сбор информации и использование полученных данных в прогнозировании различных природных процессов, погружение на максимальные отметки дна озера Байкал, исследование мест выхода подводных гидротермальных источников и грязевых вулканов, изучение дна Баргузинского залива. Среди задач экспедиции также — исследование углеводородов Байкала и определение их запасов, получение точных данных о тектонических процессах на дне озера, состоянии береговой линии, поиск археологических артефактов.

Технические характеристики обитаемых глубоководных аппаратов «Мир»:
Рабочая глубина погружения ‑ 6000 метров

Запас энергообеспечения ‑ 100 кВт‑час

Запас жизнеобеспечения ‑ 246 чел.‑час

Максимальная скорость ‑ 5 узлов

Запас плавучести (с поверхности) ‑ 290 килограммов

Сухой вес ‑ 18,6 тонны

Длина ‑ 7,8 метра

Ширина (с боковыми двигателями) ‑ 3,8 метра

Высота ‑ 3 метра

Экипаж ‑ 3 человека

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Все справки>>

Русский флот планирует обжить самое глубокое место на планете

О получении заказа на строительство батискафа для работ в Марианской впадине — то есть на глубине 11 022 метров — рассказал руководитель «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков. Предприятие будет строить аппарат целиком.

Что и для чего

А казалось бы, ничто не предвещало. Речь о глубоководном батискафе зашла вдруг на круглом столе Российского военно-исторического общества (РВИО) и Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). Причём обсуждался достаточно традиционный вопрос о роли Петра I в становлении России как морской державы. А сообщило о сенсационной новости уважаемое информационное агентство ТАСС.

Фото: Supplied by FilmStills.net / Globallookpress

Почему сенсационная? Специалисты ведь знают, что в России ведётся аж несколько работ над суперглубоководными аппаратами. Ещё года два-три назад на одной из конференций по морским вопросам, традиционно проводимых Общероссийским движением поддержки флота (ДПФ), руководитель направления развития робототехники в ОСК Андрей Доброхотов рассказал, что идёт разработка целых 17 проектов подводных аппаратов и комплексов различного класса и предназначения. Правда, роботизированных. Вернее, именно роботизированных. И число таких разработок постоянно растёт.

«Сегодня в ОСК функционирует направление робототехники в рамках Фонда перспективных исследований, — рассказал Доброхотов. — Там разрабатывается три перспективных проекта: «Витязь» — по созданию глубоководного аппарата с глубиной погружения до 12 км, «Айсберг» — по созданию подводного добычного комплекса с системами сейсморазведки, а также проект аппарата с повышенной дальностью плавания — до 10 тысяч километров».

Да, но тут речь шла о роботах. А заказ Минобороны, судя по всему, нацелен на создание обитаемого аппарата. Во всяком случае, ещё весной глава ОСК Алексей Рахманов говорил о том, что судостроительная корпорация собирается в будущем разработать именно обитаемый батискаф для исследования Марианской впадины.

Зачем военным Марианская впадина?

Тут надо напомнить две вещи: человек в самой глубокой точке Мирового океана уже побывал. И ничего интересного там не нашёл.

Первым человеком, увидевшим дно на глубине больше 11 километров, был швейцарский учёный и изобретатель Огюст Пикар. Фото: Scherl / Globallookpress

Первым человеком, увидевшим дно на глубине больше 11 километров, был швейцарский учёный и изобретатель Огюст Пикар. Или, как его называли, Профессор Вверх-Вниз, ибо поначалу он увлекался аэронавтикой и забирался на своём стратостате на высоту 23 км. Поскольку его стратостат представлял собой воздушный шар с герметичной гондолой, внутри которой поддерживалось нормальное давление, то профессор и решил нечто вроде этого опустить под воду. Только бороться там надо было не с недостатком давления, а с его избытком, ведь на каждом десятке метров глубины давление воды увеличивается на одну атмосферу.

Собственно, название «батискаф» Пикар и придумал. Вместо воздушного шара на его подводном аппарате работала эдакая «цистерна», наполненная бензином. Он легче воды, так что в любых условиях тянул аппарат вверх, к поверхности. А для движения вниз использовался балласт в виде стальной или чугунной дроби, которая удерживалась магнитами в специальных бункерах. На одно погружение, конечно, история — произвольно глубину варьировать не удастся, но Огюст Пикар и не подводную лодку строил.

И вот на таком аппарате, названном «Триест», учёный и отправился в январе 1960 года в Марианскую впадину. После того как погружения на первой модели батискафа Пикар сделал на деньги некоего бельгийского фонда, работы над новыми устройствами финансировал ВМФ Франции. Флот же приобрёл у изобретателя его вторую модель. А вот «Триест», построенный в Италии, у профессора купил уже американский флот. С помощью ВМС США, получается, Пикар и нырнул в Марианскую впадину.

И вот скажите, с чего это военные разных стран воспылали такой научной страстью к «королеве земных впадин»?

Батискаф «Триест». Фото: Scherl / Globallookpress

Что там есть, на этой глубине?

Собственно, ничего особенного. Как рассказывал сам Пикар, в луче прожектора было видно пустое дно. И рыба, походившая на ската. Но фотографии сделано не было, и учёному не все поверили. Хотя ничего странного в жизни на такой глубине нет. Проблему громадного давления решает равное давление внутри тела рыбы. А если говорить о добыче, то учёным давно известно: на глубине морей господствует полный пищевой коммунизм. Ведь миллионы и миллиарды живых существ из верхних слоёв, умирая, тихо падают этакими снежинками на дно моря. Так что обитателям глубины всё достаётся по принципу «каждому по потребностям».

Да, но снова тот же вопрос: военные. Им какое дело до ихтиологии?

Не очень большое, соглашаются военные. Разве что интересно, нельзя ли для подлодок добиться такой же звуковой сигнатуры, которая характерна, например, для акулы. Или для кита. Чтобы супротивник, развешивающий уши на подозрительные звуки под водой, подольше не понимал, что «кит» уже держит его в прицеле своих торпед.

Но ихтиология — дело второе. А вот принципы прочности корпуса, как и технологии погружения на большие глубины, — вот это для военного дела самая что ни на есть полезная штука. По очевидным причинам. По этим же причинам после рекордного погружения «Триеста» американские военные аппарат у Пикара отняли. По праву приобретения.

Лишь через 52 года состоялось повторное погружение на дно Марианской впадины. Его совершил американский режиссёр Джеймс Кэмерон. Тот самый, что создал «Титаник» и «Аватар».

Режиссёр Джеймс Кэмерон. Фото: Supplied by FilmStills.net / Globallookpress

И вот теперь туда хотят забраться русские военные.

Не лучше ли роботы?

Как поведал Александр Бузаков, со сроками создания батискафа ясности пока нет. По его словам, сейчас всё находится в стадии проектирования и опытно-конструкторских работ, а сроки будут зависеть от срока подписания контракта.

Как пояснил Царьграду один из экспертов Движения поддержки флота, основная проблема будет именно в обитаемости. Подводный робот создать сложно, но это задача, решение которой чисто техническое. А вот обитаемому аппарату, кроме техники, нужны ещё и устройства, обеспечивающие жизнедеятельность человека. Тут тоже всё зависит от задачи — можно ведь ограничиться шаровидной гондолой с толстыми стенками, как у Пикара, дабы просто не допустить проникновения воды внутрь. А можно построить и полноценный жилой отсек, достаточно свободный для размещения и работы.

Кстати, опыт такой у российских инженеров и технологов есть: известные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» подобные условия и обеспечивают, будучи способными нырять на глубину до 6 км. И, вообще говоря, этого достаточно для большинства научных и военных целей, ведь 90% Мирового океана лежит на таких глубинах.

Но обеспечение жизнедеятельности человека в такого рода аппаратах значительно удорожает их стоимость. Это примерно тот же принцип, что и с космическими аппаратами. Вон роботизированные комплексы уже и за Плутоном небесные тела фотографируют, и по Марсу вполне бодренько марсоходы круги нарезают. А поди-ка, отправь туда человека! Удорожание на порядки, да и проблем с жизнеобеспечением белкового тела не оберёшься.

masterok

Я вчера вам рассказывал о том, что ВМФ РФ закупает канадские батискафы и это вызвало неоднозначную реакцию. Звучали такие выражения, как «… а вот раньше наши батискафы к Титанику опускались». Оказывается мало кто знал, что «Миры» были построены в Финляндии по заказу СССР.

«Мир» — серия российских научно-исследовательских подводных глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Имеют глубину погружения до 6 км. Базируются на борту научно- исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

Давайте узнаем про них подробнее …

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир-1″ и «Мир-2″ были построены в Финляндии фирмой Rauma‑Repola в 1987 году. Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит». Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова.

Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров («Мир-1″) и 6120 метров («Мир-2″). Аппараты были установлены на судне обеспечения “Академик Мстислав Келдыш”, построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными испытательными аппаратами.

ГОА «Мир 1″ и «Мир 2″ идентичны по конструкции и рассчитаны на рабочую глубину погружения 6000 м. Общая емкость аккумуляторных батарей одного аппарата составляет 100 кВт/ч, что позволяет выполнять подводные операции в течение 17 20 часов непрерывного подводного цикла. Кроме того, это позволяет устанавливать на оба аппарата большой комплекс научного и навигационного оборудования.

Подводная скорость аппарата «Мир» равна 5 узлам. Для балластировки у него используется водяной балласт. Перед уходом аппарата с поверхности морская вода заполняет пластиковые цистерны главного балласта емкостью 1,5 куб. м, которые продуваются сжатым воздухом, когда аппарат выходит на поверхность после погружения. Плавучесть аппарата регулируется с помощью системы переменного балласта путем приема воды в три прочные сферы и откачки ее из сфер насосом высокого давления.

Корпус аппаратов изготовлен из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести — 150 кг на квадратный мм (у титана — около 79 кг/ кв.мм). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола». Размещение экипажа Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек — пилота, инженера и ученого-наблюдателя.

Длина аппарата «Мир» 7,8 м, ширина (с боковыми двигателями) 3,8 м, высота 3 м. Обзор из обитаемой сферы аппаратов «Мир» обеспечивается тремя иллюминаторами: центральным, имеющим внутренний диаметр 200 мм, и двумя боковыми диаметром 120 мм. Расположение иллюминаторов дает широкий угол обзора для пилота и наблюдателей. Запас плавучести аппарата «Мир» на дне равен 290 кг. Сухой вес 18,6 т. Запас жизнеобеспечения 246 чел./час. ГОА «Мир» оснащены навигационным и научным оборудованием, фото и видеосистемами, манипуляторами, устройствами отбора проб и т. д.

Система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7000 м, по которому опускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе, длиной 6500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существуют ещё два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff) (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотил» (Nautile) (фр. Nautile), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Шинкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров.

С применением ГОА «Мир-1″ и «Мир-2″ проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять экспедиций по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок (АПЛ) «Комсомолец» и «Курск». Разработан ряд новейших глубоководных технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний радиационный мониторинг на АПЛ «Комсомолец», которая находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную герметизацию носовой части лодки. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989—1998 годах.

В конце сентября 2000 аппараты использовались для обследования АПЛ «Курск». Российскими научными учреждениями разработана методика, которая позволила с помощью аппаратов «Мир» провести детальное обследование АПЛ «Курск», определить причину ее аварии и разработать меры по ликвидации последствий этой аварии.

В 1991 и 1995 годах с помощью «Миров» производились исследования корпуса «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно-популярных фильмов, среди которых — Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.

А от Сергея Викторовича Смолицкого. Он сотрудник Института океанологии имени П.П.Ширшова РАН, инженер, водолаз, последние 15 лет — старший механик глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Участник многих экспедиций, в том числе 2007 года, когда аппараты “Мир” погружались под лед в точке географического Северного полюса. В течение ряда экспедиций аппараты «Мир» совершали погружения к останкам легендарного «Титаника». Некоторые эпизоды экспедиции 1995 года описаны С.В.Смолицким в предлагаемом вниманию читателей очерке.

В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир-1″ и «Мир-2″ получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.

В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир-1″ и «Мир-2″ получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.

2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007″ был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Арктическое погружение вызвало большой общественный резонанс, поскольку некоторые российские комментаторы высказали мнение, что Россия «застолбила» свои права на участок океанского дна между Новосибирскими островами и Северным полюсом, хотя с точки зрения международного права это действие являлось юридически ничтожным.

Погружение глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1″ и «Мир-2″ в точке Северного полюса — первое в истории. Эта экспедиция позволит впервые детально изучить строение дна в приполюсном районе и уточнить границы российского шельфа в районе, простирающемся от Новосибирских островов до полюса.

На самом деле одна из целей экспедиции — установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологическим продолжением российского континентального шельфа.

Также члены экспедиции выполнили ряд научных экспериментов, взяли пробы грунта и фауны. Кроме того, в рамках погружения на дне океана был установлен российский триколор и оставлена капсула с посланием россиян, «Сердцем Мира» — талисманом молодежной команды «Небесная Одиссея» и флагом «Единой России».

Отвечая на вопрос о задачах нынешней экспедиции российских исследователей на Северный Полюс, глава МИД РФ Сергей Лавров сказал: «Цель этой экспедиции — не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу». Министр выразил надежду на то, что нынешняя экспедиция и погружение батискафа в районе Северного полюса «позволят получить дополнительные научные доказательства того, что мы собираемся добиться».

В 2008 году оба российских глубоководных аппарата закончили погружение на дно озера Байкал и благополучно поднялись на поверхность. Для первого погружения была выбрана точка недалеко от острова Ольхон, примерно в 10 км к востоку от берега Байкала между мысами Ижимей и Хара-Хушун, где озеро достигает максимальной глубины. Экспедиции повезло с погодой: если в понедельник на Байкале были шторм, двухметровые волны и непрерывный дождь, то с утра во вторник установился полный штиль и светит яркое солнце. «Мир-1» пилотирует начальник экспедиции, заведующий лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН, профессор Анатолий Сагалевич.

С ним на борту находятся президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын и председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук. В составе второго экипажа — пилот Евгений Черняев, депутат Госдумы Владимир Груздев и директор Байкальского института природопользования РАН Арнольд Тулохонов.

Напомним, Байкал — самый глубокий на Земле внутренний водоем и самый большой резервуар пресной воды. В июне 2008 года по результатам Интернет-опроса озеро было признано одним из семи чудес России.

В августе-сентябре батискафы «Мир-1» и «Мир-2» совершили 60 погружений в различных точках Байкала. Затем экспедиция прервалась на зиму. На 2009 год было выполнено 100 погружений.

Ученые вели визуальные наблюдения, брали пробы воды на разных глубинах, изучали фауну озера и геологическую структуру дна. Кроме того, они надеялись найти в глубинах озера археологические артефакты.

По словам депутата Госдумы, известного полярника Артура Чилингарова, также участвующего в экспедиции, главное для ее участников — не рекордные погружения, а забота об экологии Байкала.

«Любое погружение — это страница в истории. Никаких рекордов мы не собираемся ставить. Мы хотим обратить внимание и рассказать, что нужно предпринять российскому государству, чтобы сохранить это озеро», — заявил ранее Чилингаров.

Премьер министр России Владимир Путин совершил погружение на дно озера 1 августа 2009 года. В общей сложности «экскурсия» на аппарате «Мир 1″ по дну Байкала заняла около 4 часов. Во время погружения Путин выходил на связь с журналистами. В тот момент «Мир 1″ находился в самой глубокой точке южной части озера 1395 метров. Путин признался журналистам, что был несколько удивлен непрозрачностью воды, назвав ее «супом из планктона».

Джеймс Кэмерон совершил погружение на дно Байкала 16 августа 2010 года в день своего рождения и провел под водой четыре с половиной часа. Максимальная глубина, на которой он оказался, составила 1380 метров.

В 2011 году российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2» провели первое погружение на дно Женевского озера — одного из самых больших, но практически не изученных водоемов Европы. Полномасштабная программа его исследования стартовала накануне и будет продолжаться все лето. В Швейцарии и Франции хотели узнать, что скрывается под этой живописной водной гладью, и жаждут открытий.
Первыми на глубину ушли герои России Анатолий Сагалевич (он руководит экспедицией), американец Дон Волш (он был на дне Марианской впадины) и швейцарец Бертран Пикар. Для него, правда, привычнее другая стихия. Пикар — воздухоплаватель и создатель первого в мире самолета на солнечных батареях.

Батискафы достигли отметки почти в 300 метров — это максимальное значение для Женевского озера. Как сообщил Анатолий Сагалевич, на дне разглядели обломки парохода «Рона» (его крушение вековой давности унесло 15 жизней) и нескольких рыбок. Впереди было еще около сотни погружений с забором грунта и проб воды.

В течение 20 лет ГОА «Мир» совершили более 800 погружений, около 80 процентов которых были выполнены на глубинах от 3000 до 6000 метров. При этом не было ни одной аварийной ситуации. Несомненно, в этом заслуга профессиональной группы подводников Института океанологии, которые полностью обеспечивают работы ГОА «Мир» — от разработки нового оборудования, модернизации систем ГОА, проведения ремонтных и регламентных работ до пилотирования аппаратов под водой.

Характеристики глубоководных аппаратов «Мир» Рабочая глубина погружения – 6000 метров Нахождение под водой – до 80 часов Запас энергообеспечения – 100 кВт‑час Запас жизнеобеспечения – 246 чел.‑час Максимальная скорость – 5 узлов Запас плавучести (с поверхности) – 290 килограммов Сухой вес – 18,6 тонны Длина – 7,8 метра Ширина (с боковыми двигателями) – 3,8 метра Высота – 3 метра Диаметр – 2,1 м Экипаж – 3 человека Выход в верхней части Принцип работы Погружение – балластные цистерны заполняются водой Подъем – выключаются насосы, вода выкачивается Ходовой электродвигатель – питается от аккумуляторов. Скорость движения – 9 км/ч.

источники

Давайте вспомним еще Сюркуф — человек и корабль или например как выглядит Немецкая подлодка времен Первой Мировой в деталях. А вот необычная Советская подлодка проекта 661: «Золотая рыбка». Вспомним еще историю изучения Марианской впадины — НА ДНЕ МИРА Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=42078Tags: Корабли

На дно океана: топ-5 российских глубоководных аппаратов

Прошедший в конце июня Международный военно-морской салон дал множество интересных новостей. Среди них были сообщения о разработках российских специалистов в области строительства глубоководных аппаратов. Сайт телеканала «Звезда» собрал пять самых интересных исследовательских и спасательных глубоководных аппаратов, которые используются Военно-морским флотом РФ.

Глубоководный аппарат «Русь» и его модернизированная версия «Консул»

Первым глубоководным аппаратом третьего поколения, построенным в России, стал аппарат «Русь». Ему долгое время принадлежал рекорд по погружению среди российских аппаратов. Он смог опуститься на 6180 метров.

Аппарат принадлежит ВМФ РФ и предназначен для проведения исследований и подводных работ. Он может выполнять подводные технические работы с помощью манипуляторного устройства, обследовать подводные сооружения и объекты, доставлять на грунт или поднимать на поверхность предметы массой до 200 кг.

Кроме того, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально со скоростью до 3 узлов.

На его борту находятся: гидроакустический комплекс с антенными устройствами, специализированный манипуляторный комплекс, забортная телекамера в прочном боксе, станция звукоподводной связи. Аппарат оборудован надежной системой безопасности. Впервые в мире предусмотрен отстрел нижней части аппарата при его аварийном прилипании к илу или грунту дна.

Российские специалисты разработали модернизированную версию аппарата, который получил название «Консул» от слов «конкреции сульфида». Хоть аппарат и схож с батискафом проекта «Русь» по основным характеристикам, но предназначен для проведения геолого-геофизических исследований морского шельфа. «Консул» 14 мая 2011 года смог опуститься на глубину 6270 м.

Батискафы «Мир-1» и «Мир-2»

Два российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата внесли огромный вклад в исследование мирового океана и озера Байкал. Батискафы могут погружаться до 6 км.

В настоящее время аппарат «Мир-1» находится в качестве экспоната в калининградском Музее Мирового океана, а «Мир-2» базируется на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

«Миры» использовались во время экспедиции к затонувшей атомной подлодке «Комсомолец». Тогда аппараты 70 раз опускались на глубину 1700 м. В 2000 году опускались к АПЛ «Курск», чтобы установить причину гибели субмарины.

С применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» в период 1987 по 1991 год проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, а 2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, где был размещён Российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям.

АС-30

Военно-морской флот России использует глубоководные аппараты проекта 1855 шифр «Приз».

Одним из самых современных аппаратов этой серии считается аппарат АС-30. Недавно он прошел модернизацию, в ходе которой на нем полностью было заменено морально устаревшее специальное оборудование на системы цифрового поколения.

В отличие от «Миров» этот в задачу аппарата не входят научные и океанографические исследования, он предназначен для спасения экипажей с аварийных подводных лодок путем стыковки к аварийным выходам подлодок.

Эксперты считают аппараты этого проекта самыми эффективными аппаратами спасения в российском флоте.

Аппарат был оснащен телекамерами, манипуляторами способными перерезать металлические тросы диаметром до 10 мм, вести подводные сварочные работы, закручивать и выкручивать гайки. Он обладает специальным устройство для стыковки с комингс-площадкой подводной лодки, через которую подводники покидают аварийную субмарину.

АС-34

Еще один аппарат этой серии АС-34 находится в строю ВМФ РФ. Он располагается на борту спасательного судна «Георгий Титов». Модернизация, которую недавно прошел АС-34, позволила продлить срок службы батискафа до 2032 года.

Корпус спасательного судна выполнен из титана. И хотя рабочая глубина СГА 500 метров, но при необходимости аппарат может опускаться и на глубину 1000 метров и эвакуировать подводников с аварийной лодки при повышенной задымленности, и с повышенным давлением. Второй отсек АС-34 используется как барокамера. Данный аппарат может принять на борт до 20 подводников.

Обычно экипаж батискафа – три человека. Запас кислорода для работы трех человек рассчитан на 120 часов. На ситуацию со спасенными людьми – на 10 часов.

Бестер-1

Еще одним новейшим глубоководным спасательным аппаратом является АС-40 «Бестер-1». В прошлом году он заступил на боевое дежурство во Владивостоке. Уникальный батискаф, превосходящий зарубежные аналоги, способен с глубины более 700 метров «сухим» путем эвакуировать экипаж терпящей бедствие подводной лодки.

Он находится на борту головного спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов», не имеющего ограничений по мореходности.

Отличительной особенностью «Бестера» является также то, что он быстро может стать мобильным. По словам экспертов, аппарат может использоваться не только с борта «Игоря Белоусова», но и с других спасательных судов, после того как будет оперативно переброшен грузовым самолетом на любой из флотов.