Самолет врезался в дом в новосибирске

Почему в 1976 году обычный летчик из Новосибирска совершил таран многоэтажного жилого дома


Место авиакатастрофы в Новосибирске./Фото: img.anews.com

Ранним сентябрьским утром 1976 года легкий гражданский самолет Ан-2 протаранил стены жилого здания в городе Новосибирске. Авиакатастрофа унесла жизни пятерых человек, включая пилота – 33-летнего Владимира Серкова. Оказалось, что он целился в определенную квартиру, и на это у него были свои причины.

Последний рейс

Воскресенье, 8.20 утра. Легкий, однодвигательный самолет Ан-2, более известный как «Кукурузник», врезается в стену жилого дома в районе лестничной клетки третьего этажа. Двигатель влетает в окно спальни одной из квартир. Обломки хвостовой части с грохотом падают у подъездной двери. Топливо, выплеснувшееся из поврежденных баков, вызывает сильный пожар. Бензин быстро растекается вниз до первого этажа – и вот уже весь подъезд охвачен пламенем.
У жителей дома начинается паника. Испуганные, они выскакивают из квартир, кто может – выбегает во двор. Люди из соседних домов довольно быстро организуют помощь пострадавшим. Приезжает и пожарная служба, но огонь блокирует входы и выходы, не позволяя жильцам выбраться на свободу.
В отчаянии мать сбрасывает младенца с пятого этажа. Ему улыбнулась удача – людям, находившимся внизу, удается его поймать. Но повезло не всем… Четверо ни в чем не повинных жителей Новосибирска погибли – кто, заваленный обломками, кто, выпрыгнув из окна в попытке спастись от огня. Одиннадцать человек получили ранения различной степени тяжести, в основном связанные с ушибами, переломами и ожогами. Среди погибших и пилот самолета. Летчик был обречен – при столкновении ему оторвало голову.


Обломки фюзеляжа у подъезда./Фото: ribalych.ru

За день до катастрофы…

Мотивы Серкова до сих пор у многих вызывают недоумение. Кто-то называет произошедшее «историей любви», кто-то – «роковой ошибкой».
Как рассказывали друзья и знакомые, у Владимира с женой в семейной жизни не все было гладко. Она упрекала его за излишнюю привязанность к алкоголю, ушла из дома, захватит маленького сына. Родители поддержали дочь, настроили ее против мужа и настаивали на разводе. Конфликт усугублял тот факт, что отцу не разрешали видеться с ребенком.
25 сентября Серков прибыл на авиабазу дополнительным рейсом, приехал в город и застал жену, беседующую у подъезда с каким-то незнакомым мужчиной. Как позднее сообщила супруга летчика, общение длилось не более трех минут. Когда мужчина ушел, Владимир подошел к жене и сильно ударил ее по лицу.
В квартире родителей конфликт разгорелся с новой силой. Серков принялся избивать женщину, пока ее мать не остановила его и не выгнала за порог. По всей видимости, в тот момент Владимир и принял роковое решение – расправиться с женой и ее семьей.

Ошибка в расчетах

В день трагедии Серков подъехал к зданию аэропорта в 3 часа ночи. Медицинское освидетельствование прошел без проблем, предъявив врачу фальшивое оперативное задание и план полетов. Не проходя предполетной подготовки, он получил все необходимые документы и прибыл на рейс за 2 часа до положенного времени. Дежурный стоянки знал пилота лично и, не задавая лишних вопросов, отдал ему ключи.


Дыра в стене дома в месте столкновения./Фото: cdn.n1.ru

Очевидцы происшествия рассказывали, что самолет около получаса кружил над городом настолько низко, что повредил несколько антенн на крыше жилых домов. По всей видимости, пилот «примерялся», рассчитывал траекторию, чтобы точно влететь в квартиру родителей жены, лишив жизни не только тестя и тещу, но и супругу с маленьким сыном.
Позднее жильцы вспоминали, что видели Серкова незадолго до трагедии, вышагивающим расстояние от дома до большого тополя, который рос напротив. По версии следствия, именно из-за этого дерева летчику пришлось уклониться от намеченной траектории, что спасло жизнь многим жителям. Цели он не достиг бы в любом случае, ведь жены с родственниками в квартире не было – они ночевали у знакомых, опасаясь расправы.

Довели…

Владимир Серков был на хорошем счету у руководства. Он демонстрировал отличные профессиональные навыки и ждал повышения – летчик гражданской авиации теперь должен был управлять большим пассажирским лайнером. Друзья о нем говорили, как о хорошем, но морально слабом человеке. Сказывались давние проблемы с нервной системой, последствия эпилептического припадка в 1971 году и двух травм головы. Но Серков никому не рассказывал о своих проблемах, ведь из-за них он мог лишиться летной работы.


Владимир Серков в летном училище./Фото: rusmir.su

Отправляясь в свой последний рейс, он оставил матери записку. В ней говорилось о решении покончить с собой, «забрав с собой жену и сына». Владимир писал: «С настоящими нервами я не смог бы уже начать сначала». Ссору с женой из-за беседы с посторонним мужчиной летчик назвал «последней каплей».
Интересно, что инцидент был засекречен до 2009 года. Руководство аэропорта было снято со своих постов, а все последствия тарана «хрущевки» и последовавшего после него пожара быстро устранены — три верхних этажа разобраны, а затем выстроены заново.
Известны истории и случаи, когда работники авиации жертвовали своей жизнью ради спасения людей. И сегодня помнят подвиг 19-летней советской стюардессы Надежды Курченко, погибшей в небе от пули террористов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самолет протаранил жилую пятиэтажку: 42 года трагедии в Новосибирске

Сегодня исполняется 42-я годовщина со дня трагедии в Новосибирске, когда пилот Ан-2 пошел на сознательный таран жилого дома.

Ранним утром 26 сентября 1976 года 23-летний пилот Западно-Сибирского Управления гражданской авиации Владимир Серков поднял легкомоторный Ан-2 с аэропорта «Новосибирск-Северный». Немного покружив над городом на предельно малой высоте и даже сбив несколько ТВ-антенн на крышах, он направил воздушное судно прямо в жилой пятиэтажный дом по улице Степной, 43/1.

Самолет врезался в здание в районе лестничной клетки между третьим и четвёртым этажами. Пилот погиб мгновенно. И хотя большая часть самолета упала на землю, авиационный бензин выплеснулся внутрь здания, вызвав сильный пожар.

Несмотря на быстро организованную эвакуацию, в результате катастрофы от удара, ожогов и травм при падении с высоты погибли четыре человека – молодая девушка и три ребенка, еще 11 человек пострадали.

В ходе следствия стало понятно, что Серков пошел на таран дома из чувства мести – сюда к родителям после ухода из семьи поселилась его жена с маленьким сыном. Однако никого из членов этой семьи в момент тарана в доме не оказалось.

nostradamvs

Оригинальную историю вычитал. В принципе, особенно собирать о ней информацию не пришлось: источников раз, два и обчёлся. И все – открытые. Даже неинтересно: я всё-таки люблю покопаться, попереводить. И больше всего люблю истории, которые в русскоязычных источниках отсутствуют как таковые. Ну да ладно.
В общем, жил в Новосибирске молодой лётчик по имени Владимир Серков. Совсем молодой. Родился он 25 июля 1953 года, а на дворе в момент описываемых событий шёл всего-то 1976 год.
На таран!
В общем, Владимир поскандалил со своей супругой Татьяной. И супруга взяла под мышку их двухлетнего сына Романа и ушла жить к родителям. Владимир с таким раскладом не смирился и постоянно пытался увидеться с супругой и сыном, днюя и ночуя вблизи квартиры тестя Самуила Васильевича. Но тесть был крепким орешком и несколько раз спускал назойливого зятя с лестницы.
Татьяне всё это порядком надоело и она подала на развод. А надо сказать, что самолётик, который подчинялся нашему герою, был невелик – всего-то лишь АН-2. И в ближайшем будущем ему светило повышение: перевод на нормальный большой самолёт. И развод в правильном советском обществе совершенно не способствовал продвижению Владимира по служебной лестнице.
И тогда 26 сентября 1976 года Серков решил не тянуть и решить все вопросы разом. И семейные, и бытовые, и рабочие.
Он пришёл с утра на работу – в аэропорт Северный. Попросил механиков подготовить самолётик ко взлёту, и за 2 часа его подготовили. Садясь в кабину, сказал напоследок: «Ищите меня на Степной». И взлетел – причём не со взлётной полосы, а прямо с рулёжной дорожки.
Собственно, по адресу ул.Степная 43/1 и жили злосчастные родители жены. Пилот покружил немного над районом, над площадью Станиславского, а затем пошёл на третий круг, уже прицельный. И в 8 часов 20 минут врезался в хрущёвскую пятиэтажку.
Надо сказать, что время и место наш герой выбрал точное. Как раз в это время вся семья должна была завтракать на кухне. И Владимир целился именно туда.
Но ему немного не повезло: он рассчитал расстояние (говорят, ходил и шагами мерил), но не учёл двух тополей, растущих перед подъездом. Деревья изменили траекторию полёта, и самолёт врезался в подъездный пролёт между третьим и четвёртым этажом. Если бы не это, жертв бы было много больше. Впрочем, их и так было немало.
Самолёт был целиком заправлен – и в квартирах возник пожар. Передняя часть вместе с мотором попала кому-то в квартиру, пробив дверь, а остальное вывалилось наружу и осталось лежать перед подъездом.
В общем-то, пожарные подъехали оперативно, но паника успела сделать своё чёрное дело. Дым, грохот, огонь. С пятого этажа со страху выпрыгнула девушка и покалечилась на всю жизнь (испугалась и не дождалась, пока растянут тент). С соседнего балкона выбросили 8-месячного ребёнка (поймали люди внизу, спасли).
Всего от пожара, дыма и паники погибло 11 человек, которые были совершенно ни при чём. И, естественно, пилот.
А Татьяны с сыном, а также тестя и тёщи дома не было. Почему? Этот вопрос им задавали при расследовании. И хотя тесть вовсю отпирался, сделали вывод, что он мог знать о планирующемся таране. Но промолчал, только семью увёл.
Правда, через пару минут после аварии Самуил Васильевич появился на месте трагедии и бегал туда-сюда, спасая вещи. Но это к делу не относится.
Врачи рассказали, что причиной смерти пилота Серкова была не авария и даже не пожар. Он умер ещё до столкновения от разрыва сердца. От страха.
Аэропорт Северный серьёзно пострадал: всё его руководство полетело со своих постов ко всем чертям.
Посмотреть на дом, в который врезался Серков, можно .
А события того дня были засекречены вплоть до 2009 года.
Так что ничего нового 11 сентября 2001 года не произошло, да.
Список предыдущих серий:
Пословицы и поговорки Томаса Брайтенбаха, Корабельные крысы Саймона, Неудачное плавание Ричарда Паркера, Родственные связи Святой Димпны, Дух экстаза Элеонор Торнтон, Последний полёт Роджера Петерсона, Бумажные журавлики Сасаки Садако, Продукты жизнедеятельности Пьеро Мандзони, Крепость Капитана Джека, Дочери Маргарет Гарнер, Пулемёт Антонины Макаровой, Alter ego Джеймса Типтри-младшего, Соавтор Роберта Штильмарка, Патологии Джозефа Меррика, Боевая подруга Марии Октябрьской, Набат Александра Соболева, Пять дней Иоанна I, Удивительный дар Зеры Колберна, Аэроплан Энтони Ролта, Мрачное воскресенье Режё Шереша, Непростое детство Уильяма Стоунхэма, Жизнь и смерть Роальда Мандельштама, Трон Дьёрдя Дожи, Две гонки Пьера Левега, Любовь Карла Танцлера

26 сентября 1976 года в Новосибирске произошла трагедия, рассказы о которой, обрастая новыми мифическими подробностями, еще несколько лет расползались по СССР (по доброй советской традиции умалчивания в официальных новостях о трагедии не сообщали).

В 8.20 утра самолет Ан-2, вылетевший с аэродрома Новосибирск-Северный, врезался в пятиэтажную хрущевку по адресу Степная улица, дом 43/1. В результате столкновения погибли пятеро, в том числе пилот. Трое из погибших были детьми. Столкновение не было трагической случайностью. Это была отчаянная и хорошо спланированная месть.

23-летнего пилота звали Владимир Серков, и он числился не просто пилотом аэродрома Новосибирск-Северный, а подающим большие надежды пилотом, которого в скором времени должны были перевести с маленьких самолетов вроде «Ан» на большие самолеты гражданской авиации. Владимир исправно проходил медицинские проверки, был на хорошем счету у коллектива, подозрений не вызывал. О том, что у него проблемы с женой Татьяной, на работе едва ли знали: Владимир предпочитал не распространяться о личной жизни.

А проблемы были, да еще какие! Правда, точная их природа неизвестна: кто-то утверждает, что Владимир изводил жену ревностью, кто-то — что просто изводил. Наконец, устав от скандалов, Татьяна забрала двухлетнего сына Романа и ушла от Владимира к родителям. Родители, как ты уже, наверное, догадываешься, проживали по адресу Степная улица, дом 43/1.

Дальнейшее развитие событий робко мерцает сквозь густой туман сплетен. Якобы Владимир попытался увести жену и сына домой, но тесть спустил его с лестницы. Поговаривают даже, что напоследок отверженный муж крикнул: «Прилечу к вам на крылышках!» Как видишь, легенды. Все, что нам остается, — это факты.

Ранним утром 26 сентября 1976 года летчик Владимир Старков прибыл по месту службы на аэродром Новосибирск-Северный и попросил механиков подготовить к взлету Ан-2. Документы у него были исправны, он назвал первый из стовших в расписании на день вылет, получил ключи…

Ан-2 не доехал даже до взлетной полосы — Владимир взлетел прямо с рулевой дорожки. Разумеется, с ним сразу же связался диспетчер, но Владимир, уже летевший над городом, не отвечал. Лишь через три минуты он удостоил диспетчера словами: «Ищите меня на улице Степная». Владимир сделал несколько кругов над городом на предельно низкой высоте и в 8.20 направил самолет в пятиэтажный дом родителей жены. Поскольку Старков отличался прекрасными навыками пилотирования, промашки, увы, не случилось.

Самолет протаранил фасад дома в районе лестничной клетки между 3-м и 4-м этажами. Самолет был заправлен, он вспыхнул, начался пожар, а с ним и паника среди жильцов. Даже быстро прибывшие пожарные не смогли помочь избежать жертв. Пилот погиб на месте (по последним данным, Старков умер не от механических повреждений, а от сердечного приступа буквально за секунды до столкновения). Погибли еще четверо, в том числе трое детей. Всего в авиакатастрофе пострадали 11 жильцов.


Рано утром, 26 сентября 1976 года с аэропорта «Северный» поднялся самолет АН-2 под бортовым номером СССР-79868, за штурвалом самолета находился пилот гражданской авиации СССР Владимир Серков (дата рождения 25 июля 1953 года), через несколько минут самолет появился на другом конце города на площади Станиславского. Самолет опустился на предельно низкую высоту и сделал два круга над жилыми домами, в момент пролета самолет сбил несколько телевизионных антенн на некоторых домах. На третьем круге самолет набрал высоту и в 8 часов 20 минут летчик направил самолет в пятиэтажный жилой дом по адресу Степная ул. 43/1. Самолет пробил дыру около двух метров в фасаде в районе лестничной клетки между третьим и четвертым этажами. Сам летчик в момент удара погиб, ему оторвало голову. Когда самолет упал вниз, весь подъезд оказался в огне — самолет был заправлен под завязку. Так Владимир Серков решил свести счеты с тещей и бывшей женой, которых как потом оказалось не было дома, ведь накануне он сказал что 26 сентября он совершит таран на квартиру тещи, куда ушла его жена. Теща и жена, взяв ребенка ушли в это утро из квартиры.


Первые полчаса люди спасались сами, кто выбирался по балконам, кто пытался забраться на крышу с верхних этажей. Детей выбрасывали на растянутые внизу одеяла. Все лестничные марши дома были объяты огнем, в виду того что двери квартир в то время были деревянные — во многих квартирах начался пожар. Прибывшие первые две машины смогли выдвинуть лестницы только до третьего этажа. Прибывшая пожарная машина с лестницей до пятого этажа приехала только через тридцать минут.

Вообще летчик вел самолет на окно кухни, где должна была завтракать его семья — но высокое дерево вынудило его взять немного в сторону, и удар пришелся на лестничную клетку. Причиной этого тарана стало заявление жены Татьяны — что она подает на развод. Перед этим была большая ссора, и Татьяна взяв ребенка ушла к матери заявив что разводится с Владимиром. Владимир просил не подавать на развод, но жена была непреклонна. И в результате чего он решил пойти на крайние меры. Он заявил что виновным в том что не сложилась его судьба, карьера и семейная жизнь виноваты теща и жена Татьяна. О том что он совершит таран он заявил открыто.
Разборы завалов проходили целый день, в течении дня все жильцы дома были расселены по другим адресам, на следующий день дом был обнесен забором и в течении двух недель были заменены стеновые панели и произведен капитальный ремонт дома.
Эта история ни как не освящалась в СМИ, ни в газетах, ни по радио не было слова. до сих пор некоторые материалы по этому делу засекречены.
Сейчас этот дом до сих стоит, но свидетелей катастрофы из жильцов дома в нем нет. Многие переехали, кто умер. О той катастрофе напоминают лишь панели немного другого цвета.

Вот так задолго до 11 сентября 2001 года новосибирцы узнали что самолет может стать страшным оружием который приносит в дома горе, разрушение и боль…
ИСТОЧНИК
КВС 116 летного отряда Серков, 1952 г.р., в 04:06 мск (08:06 местного времени) произвел самовольный взлет с а/д Новосибирск (Северный) и в 04:16 совершил таран пятиэтажного панельного жилого дома в г. Новосибирск по адресу ул. Степная 43/1. Самолет ударился в стену дома в районе лестничной клетки между третьим и четвертым этажами первого подъезда. Стена была пробита. Двигатель отделился от самолета и упал на лестничную площадку 3 этажа. Самолет был заправлен 800 л бензина. Топливо вытекло на лестничную клетку, воспламенилось и стекало вниз до первого этажа. Самолет упал на землю возле входа в подъезд, разрушился и сгорел. В доме начался сильный пожар. Пожарные расчеты прибыли на место происшествия через 5 минут. Пожар был ликвидирован через 57 минут. Спасение жильцов дома, в связи с невозможностью эвакуации по лестничной клетке, производилось через оконные проемы с использованием лестниц и натянутых мягких трапов. В результате происшествия погибли КВС Серков и трое жителей дома, в том числе двое детей 1970 и 1972 г.р. Еще один ребенок 1972 г.р., получивший ожоги, скончался в больнице 04.10.76. 11 жильцов получили ранения и ожоги (4 человека тяжелые, 5 средней тяжести, 2 легкие).
Разрушена целостность несущих конструкций дома в районе лестничной клетки первого подъезда с распространением этих разрушений на конструкции 4-5 этажа второго подъезда (всего повреждено около 30 квартир).
В анализах крови и мочи Серкова алкоголя не обнаружено.
Серков В.Ф. окончил Бугурусланское летное училище в 1972 г. Работал в Томском ОАО вторым пилотом Ан-2. С октября 1973 г. перевелся в 116 летный отряд Новосибирского ОАО вторым пилотом Ан-2. С 10.10.75 – КВС Ан-2. Налет 2 605 часов, из них КВС – 731 час.
В 1972 г. он женился на Котовой Татьяне Самуиловне. Имеет сына 2,5 года.
За последнее время в его семье сложились ненормальные отношения с женой. 20.09.76 они подали заявление на развод. Им были вручены повестки в суд на 30.09.76. После этого Серков улетел в командировку в Барабинск. 25.09.76 Серков дополнительным рейсом прибыл на базу, принимал все меры, чтобы вылететь в Барабинск, но из-за отсутствия плана на вылет сделал заявку на 06:00 мск 26.09.76. После этого он уехал из аэропорта в город. Вечером Серков увидел на улице жену, разговаривающую с незнакомым мужчиной (по показаниям Котовой, возвращаясь из аптеки в квартиру своих родителей по адресу ул. Степная 43/1, она встретила своего знакомого, с которым разговаривала не более трех минут). Подождав, когда они расстанутся, Серков подошел к жене и нанес ей удар по лицу. Затем конфликт продолжался в квартире ее родителей, где Серков начал наносить ей удары, пока его не остановила мать Котовой. После этого Серков пришел на квартиру своей матери (в другом доме на той же улице) в возбужденном состоянии, рассказал о случившемся, сходил с братом в баню и лег спать.
26.09.76 в 03:15 мск он прибыл в аэропорт, оставив предсмертную записку матери, в которой указывал на намерение уйти из жизни, «забрав с собой» жену и сына. Причиной своего решения он назвал то, что «с настоящими нервами я не смог бы уже начать с начала», а вчерашний конфликт с женой стал «последней каплей, переполнившей чашу». За 2 часа 45 минут до заявленного времени вылета (в нарушение НПП ГА-71) Серков прошел медицинский контроль. Фельдшеру он предъявил оперативное задание без указанного времени вылета. Так как плана полетов в медпункте нет, а ранее установленными порядками в Новосибирском ОАО экипажи производили подобные вылеты по оперативным заданиям, фельдшер беспрепятственно провела медосмотр Серкова, который не выявил никаких отклонений.
Не пройдя предполетной подготовки в штурманской комнате, за 2 часа 34 минуты до заявленного времени вылета он в ПДО получил судовые документы на самолет и за 2 часа 10 минут до времени вылета прибыл на самолет. Дежурный по стоянке лишь на основании личного знания пилота и плана полетов выдал ему ключи.
После окончания опробывания двигателя Серков запросил разрешение на переруливание на стоянку 116 летного отряда. Диспетчер круга разрешил. Подрулив к стоянкам самолетов, Серков развернулся в сторону летного поля и произвел самовольный взлет поперек старта с МК=270°. Диспетчеры круга и старта, обнаружив взлет самолета без разрешения и связи, проявили замешательство и только через 2 минуты начали вызывать борт на связь. В 04:08 на запрос СДП: «Где вы находитесь» Серков ответил: «Над затоном нахожусь». На последовавший вопрос: «А вы куда пошли?» и последующие вызовы Серков не отвечал до 04:11, когда он передал: «Ищите меня по улице Степная дом сорок три дробь один, прощайте, моя фамилия Серков». Затем на просьбу диспетчера повторить, он повторил это сообщение и на последующие запросы больше не отвечал. Никаких указаний, рекомендаций о прекращении самовольного полета на борт не передавалось.
Выполнив два круга в районе ул. Степной, пилот направил самолет в часть дома, где в квартире своих родителей находились его жена с ребенком. Самолет столкнулся с домом, разрушился и сгорел. Никто из родственников Серкова не пострадал.
В 1971 г у Серкова случился эпилептический припадок. Ему была вызвана «Скорая помощь». Дважды, в 1974 и 1975 гг, он получал бытовые травмы головы (со слов Серкова, первый раз он упал с кедра, когда ходил в лес, а второй раз его вытолкнули из автобуса). После этих случаев он, по показаниям жены, часто жаловался на головные боли и постоянно носил с собой таблетки от головной боли. За медицинской помощью он обращаться отказывался, опасаясь снятия с летной работы. По словам жены, за период совместной жизни муж неоднократно симулировал самоубийство путем нанесения бритвой и другими острыми предметами порезов на кожу рук. Отмеченные отклонения в состоянии здоровья Серков тщательно скрывал, поэтому целенаправленному медицинскому обследованию не подвергался.