Самолет рэб

Самолет РЭБ Як-28ПП.

В дальнейшем по мере развития тактики РЭБ организационная структура подразделений постановщиков помех менялась. Так, к концу 70-х эскадрильи Як-28ПП были выведены из состава большинства разведполков и преобразованы в отдельные авиаэскадрильи РЭБ (ОАЭ РЭБ). В начале 80-х некоторые ОАЭ РЭБ объединили в отдельные авиаполки РЭБ (ОАП РЭБ) двухэскадрильного состава. Так, в Бжеге был сформирован 151-й ОАП РЭБ, а в Чорткове (Прикарпатский ВО) — 118-й ОАП РЭБ.

Испытать Як-28ПП в боевых условиях, к счастью, не довелось: в Афганистане подавлять радары не требовалось (за неимением оных у моджахедов), а на экспорт ни одна модель Як-28 не поставлялась. Зато учебная нагрузка на Як-28ПП была много выше, чем на другие типы самолетов. Опыт ближневосточных конфликтов заставил осознать важность РЭБ в современной войне, и примерно с 1983-1984 годов ни одно летно-тактическое учение в ВВС СССР, даже полкового уровня, не проводилось без постановщиков помех. Полк РЭБ редко собирался вместе — обычно экипажи, звенья, а иногда и целые эскадрильи «мигрировали» в пределах своих «зон обслуживания» согласно графику учений. А зоны эти были изрядные: так, 151-й ОАП РЭБ обеспечивал учебно-боевую подготовку всех «зарубежных» частей (в ГДР, Польше, ЧССР и Венгрии), 118-й — на всей европейской территории СССР. «Не скучали» и эскадрильи в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

«Яки» давали настолько мощные активные помехи, что у прикрываемых ими бомбардировщиков Су-24 отказывались нормально работать радиолокационные прицелы. Они хорошо глушили «вражьи» РЛС того времени и наши П-18 — П-37 (на них образовывались мощные секторы засветки). Заодно в зоне помех доставалось и «мирному населению»: начинали «мигать» и «рябить» телевизоры (при работе «Букета») и «хрипеть» радиоприемники (от «Фасоли»). Включение «Фасоли» вызывало нездоровый ажиотаж и у «стратегических ракетчиков»: не могли нормально работать их загоризонтные РЛС. Дежурные из РВСН начинали «обрывать телефоны» у летчиков, требуя «прекратить безобразие» и грозя всяческими карами. Но «прекратить» было сложно: СПС-5 нарушала связь даже у самого постановщика помех…».

В августе 1989 года полк дополнили третьей эскадрильей на самолетах Су-24МП. Они имели более совершенное оборудование, рассчитанное на подавление современных РЛС («Пэтриот» и др.). Но, несмотря на то, что к этому времени их помеховый комплекс уже был более-менее доведен, на учения предпочитали направлять Як-28ПП. Их летчики не упускали случая «подколоть» «сухарей»: «как начальству показывать — так «Су», а как помехи ставить — так «Яки» посылают…».

После распада СССР 118-й ОАП РЭБ вошел в состав авиации украины. На начало 1992 года он имел 30 шт. Як-28ПП. Но самолет к этому времени уже безнадежно устарел, и поэтому оказался в числе первых претендентов на снятие с вооружения. В декабре 1994 года полк был расформирован. Из оставшихся на тот момент 22-х «яков» 20 были утилизированы, а два перелетели на аэродром Овруч на хранение.

В России Як-28ПП были сняты с вооружения годом ранее. Некоторое их количество находится до настоящего времени на консервации на авиаремонтном заводе № 26 в г. Пушкин Ленинградской области.

В частях ВВС на смену Як-28ПП с 1983 года стали поступать самолеты Су-24МП. Однако они были выпущены лишь малой серией (20 машин). Находятся на вооружении авиации украины, России и Белоруссии.

Нарекания вызывала в основном посадка. Прежде всего, высокая посадочная скорость — не менее 360-370 км/ч. Далее, длинный нос закрывал обзор, а клиновидный фонарь вызывал у летчика параллакс (два изображения одной полосы), и приходилось все время наклонять голову то в одну, то в другую сторону. «Велосипедное» шасси особых проблем не создавало, хотя даже мягкая посадка сопровождалась ощутимым ударом. Летчику предписывалось совершать касание задней стойкой , в идеальном случае — приземлять на обе. При приземлении на носовую опору «як» мог «дать козла».

Некоторые проблемы возникали и на рулежке: носовую стойку невозможно было развернуть на скорости более 15 км/ч. Приходилось вначале притормозить, и лишь затем выполнять разворот. Но в целом шасси отличалось замечательной прочностью. Так, ажурные опорные стойки не ломались, даже когда зимой задевали сугробы по краям полосы: от самолета при этом по снегу шла волна, как от глиссера.

При отказе одного из двигателей на взлете необходимо было срочно сбросить всю подвеску, иначе тяги второго не хватало даже на форсажном режиме.

К эргономике кабины в целом у летчиков особых претензий не было, кроме как к фонарю и не вполне удачному расположению приборов на доске пилота. Помеховый комплекс отличался излишними массой и энергопотреблением, но это характерный недостаток всех изделий отечественной радиоэлектроники того периода. Устройства отстрела тепловых ловушек АСО-2И на Як-28ПП устанавливались редко — например, их не было на самолетах вышеупомянутого 118-го ОАП РЭБ.

Як-28ПП запомнился летчикам как исключительно надежная машина: так, в 118-м ОАП РЭБ не было ни аварий, ни катастроф. Отказы отмечались только по гидросистеме, и случались несанкционированные сбросы подвески (баков и блоков НАР) — их потом долго искали.

Добрым словом вспоминают самолет и техники: легким и удобным был доступ к двигателям, системам и оборудованию, причем многие операции по обслуживанию можно было проводить прямо с земли, даже без стремянок.

Радиоэлектронная борьба как вид боевых действий имеет свою тактику. Рассмотрим ее в самом общем виде и на уровне 60 — 70-х годов.

Как и все виды боевых действий РЭБ начинается с разведки. Ее проводят в нужном районе самолеты-разведчики, бснащенные специальной аппаратурой радиотехнической разведки, способной засечь работу радиоэлектронных средств противника, уловить и записать их сигналы и определить приблизительное местонахождение. Для тактической разведки в вышеуказанный период обычно применялись Як-27Р, Як-28Р и Як-28СР. Причем для разведчиков «мирное время» — понятие относительное, ибо наблюдение за «вероятным противником» они вели постоянно. В период «холодной войны» каждый ОРАП почти еженедельно выполнял полеты на радиотехническую разведку вдоль границ стран НАТО, Ирана, Китая и др. (планы «Рассвет», «Катапульта» и пр.). Этим же занимались ВВС США, Германии, Турции и пр.

Одним из популярных способов сбора информации были так называемые «уколы» — разведчик вначале демонстративно шел прямо к границе, имитируя намерение ее нарушить и лишь в непосредственной близости, 5 — 10 км, резко отворачивал над своей территорией и продолжал полет вдоль линии границы. ПВО сопредельной страны обнаруживала его в 100-150 км и по мере приближения резко активизировалась: в ожидании возможного нарушения границы включали дополнительные РЛС, поднимали в воздух перехватчики, задействовали линии связи. А разведчик в это время старательно фиксировал параметры излучения РЭС и их позиции. Последующий анализ позволял определять радиотехническую обстановку в районе (идентифицировать РЭС по типам и определять их местонахождение). В случае боевых действий на основе такого анализа назначается наряд средств для эффективного радиоподавления.

Имея карту радиотехнической обстановки, расположение и тип ЗРК противника и маршрут полета своих самолетов, офицер РЭБ разрабатывает план мероприятий по радиоподавлению. Он включает определение зон барражирования, тип применяемых помеховых станций, участки включения станций прямошумовых помех, место и время постановки пассивных помех и т.п.

Прежде всего определяется положение постановщика помех относительно ударной группы: пойдет ли он впереди боевых порядков, непосредственно в них, либо будет действовать из зоны барражирования. Последний вариант для постановщика наиболее безопасен, однако он исключает применение пассивных помех и может применяться лишь при ударах на небольшую (до 100 км) глубину. Для достижения необходимой интенсивности активных помех, как правило, требуется два — три постановщика. Зоны выбираются либо над своей территорией, либо вдали от огневых средств ПВО, а самолеты в них движутся по замкнутой траектории.

Полет в боевых порядках также снижает эффективность пассивных помех, однако резко повышает возможности активных. Даже одиночный постановщик способен надежно прикрыть активными маскирующими помехами целую группу боевых самолетов, особенно если она идет в плотных боевых порядках. Однако он же может ее и «демаскировать», если в зоне пролета окажется несколько РЛС: методом триангуляции (пеленгации с трех направлений на источник излучения) противник довольно легко сможет «вычислить» всю ударную группу.

Наибольший эффект достигается при следовании постановщика впереди боевых порядков. Он наиболее опасен, поэтому самолет РЭБ стараются надежно прикрыть истребителями. Но и возможности радиоподавления здесь максимальные: можно не только поставить завесу пассивных помех, но и «подсветить» ее спереди активными помехами, вызвав «переизлучение» в направлении радара противника. Комплексные (активные в сочетании с пассивными) помехи приводят к наиболее надежному подавлению как импульсных, так и непрерывных (доплеровских) РЛС.

Положение постановщика помех не является фиксированным и может изменяться на маршруте следования. Так, для сброса (отстрела) дипольных отражателей самолет РЭБ может выйти из боевых порядков вперед, затем возвратиться, либо занять позицию в стороне в зоне барражирования, не прекращая генерации активных помех на всех этапах.

Более того, перед началом атаки постановщик помех в обязательном порядке из боевых порядков уходит в зону барражирования, удаленную на 30-50 км от объекта удара. Это обусловлено многими причинами. Во-первых, не имея ударного вооружения, ему просто нечего делать в зоне атаки. Во-вторых, его целевое оборудование не предназначено для противодействия средствам управления огнем , а слабая маневренность увеличивает шансы быть сбитым. А главное — к подавляемым РЭС нельзя подходить слишком близко, иначе помехи перестанут действовать. Это связано с тем, что на малых расстояниях мощность отраженного от цели сигнала (эхо-сигнала) самой РЛС начинает превышать мощность помехи, и последние становятся бесполезны. Для разных типов РЛС того времени эта минимальная дальность была порядка 30-50 км. Для линий связи границы зоны подавления часто имели более сложную форму, зависевшую от соотношения мощностей радиопередатчика и генератора помех.

Для отвлечения внимания ПВО от ударных сил используют группы имитации. Как правило, в них также входят один — два постановщика помех. Такая группа производит демонстративные действия, «оттягивая на себя» внимание РЭС управления войсками и силы истребительной авиации.

Техописание самолета.

Самолет Як-28ПП представляет собой двухместный высокоплан с двумя двигателями, стреловидным крылом и оперением и велосипедным шасси.

Фюзеляж — цельнометаллический стрингерный полумонокок круглого сечения, переходящего в овальное в хвостовой части. Силовой набор фюзеляжа состоит из 42 шпангоутов (из них 16 — силовые, остальные — поддерживающие), 5 полушпангоутов, а также балок, лонжеронов и стрингеров. Обшивка фюзеляжа — из листового дюралюмина Д16Т и материала В95ТВ.
Фюзеляж конструктивно разделен шпангоутами на отдельные отсеки: кабину штурмана, передний отсек оборудования, кабину летчика, отсек топливных баков, отсек основной стойки шасси и задний отсек оборудования. Три первых отсека образуют единый герметичный модуль. Спецотсек, в котором на специальной опускаемой платформе устанавливаются станции радиопротиводействия «Букет» и «Фасоль», размещен в нижней части фюзеляжа между шпангоутами 17 и 29 (на месте бомбоотсека самолета Як-28И). Ввиду интенсивного тепловыделения при работе вышеуказанных станций спецотсек оборудован мощной системой охлаждения, включающей два цилиндрических маслорадиатора сотового типа (для блоков «Букета») в индивидуальных обтекателях, расположенных по бокам передней части опускаемой платформы, заборник охлаждающего воздуха (в центре под передней частью спецплатформы) и турбохолодильную установку ТХУ-1271 в верхней части спецотсека. Поступивший через заборник охлаждающий поток выбрасывался затем через решетку перед створками заднего отсека шасси.
В верхней части фюзеляжа по оси самолета расположен гаргрот, в котором проходят тяги управления рулями высоты и поворота, трубопроводы и жгуты. Крышка гаргрота откидывается на петлях.
В нижней части фюзеляжа за передней стойкой находится антенна доплеровского измерителя ДИСС-ЗА «Стрела», закрытая обтекателем из радиопрозрачного материала, а под хвостовой частью — аэродинамический гребень (для повышения путевой устойчивости), являющийся одновременно радиопрозрачным обтекателем трех антенн.

Кабины экипажа герметические, вентиляционного типа, с постоянным расходом воздуха и автоматической регулировкой температуры. Воздух для наддува кабин отбирается от компрессоров двигателей.
Передняя часть кабины штурмана образована конусообразным фонарем с плоским нижним стеклом. Крышка люка имеет окно (для астронавигации) и выштамповку для головы, открывается направо и удерживается в открытом положении передним подкосом. В аварийном случае сбрасывается.
Кабина летчика закрыта фонарем, состоящим из козырька и сдвижной части. Клиновидный козырек образован двумя плоскими наклонными стеклами ЯЗП-1, снабженными пленочным электрообогревом и двумя малыми боковыми стеклами. При открывании сдвижная часть перемещается назад, а в случае аварии — сбрасывается.
Кресла летчика и штурмана — катапультируемые, снабжены стабилизирующими щитками и системой СПС-2, которая состоит из стабилизирующего, тормозного и основного парашютов и выталкивающего фартука.
Катапультирование происходило следующим образом. При нажатии ручки катапультирования происходит подтягивание привязных ремней, опускание забрала лица (так как летчики Як-28ПП летали без гермошлемов), открытие ограничителей разброса рук, фиксация ног рычажными захватами, разгерметизация кабины и сброс крышки люка и подвижной части фонаря. После срабатывания стреляющего механизма стабилизирующий парашют и щитки препятствуют вращению кресла, а тормозной парашют уменьшает скорость снижения при спуске с больших высот. Затем фартук принудительно выталкивает летчика из кресла и открывается основной парашют. Весь процесс происходит автоматически, при соблюдении ограничений: минимальная высота катапультирования — 35 м, минимальная скорость — 300 км/ч.
Система блокировки предотвращает возможность одновременного катапультирования летчика и штурмана. Обслуживание агрегатов кресел и аварийного сброса люка и фонаря производится воздушной системой аварийного покидания.

Крыло самолета состоит из двух отдельных консолей, стыкующихся с фюзеляжем по шпангоутам 14 и 17 и между собой по оси самолета при помощи главной балки. Каркас консоли состоит из главной балки, переднего и заднего лонжеронов, 35 нервюр и 12 стрингеров. Обшивка — листы дюраля Д16Т различной (от 2 до 9 мм) толщины.
Угол стреловидности крыла по 1/4 хорд составляет 45°, установочный угол крыла +2° к оси фюзеляжа, угол поперечного V по оси переднего лонжерона -6°. Крыло переменной относительной толщины, составлено из симметричных профилей ЦАГИ П-53 и С12-С. Для затягивания срыва потока на больших углах атаки передняя кромка концевой части каждой консоли (в зоне подвески элеронов) выдвинута вперед (на 10% местной хорды) и отогнута вниз. На верхней поверхности консоли установлен аэродинамический гребень.
Крыло снабжено элеронами с осевой компенсацией и выдвижными однощелевыми закрылками. На элероне левой консоли имеется триммер. Под каждой консолью установлена гондола двигателя, подвесной топливный бак и балочный держатель БДЗ-60-21УМ под универсальный блок УБ-16-57УМ с неуправляемыми ракетами, а в концевой части — обтекатель поддерживающей стойки шасси. Перед обтекателем находится штанга с противофлаттерным грузом.

Оперение стреловидное, с переставным стабилизатором на киле. Стреловидность горизонтального оперения по линии 1/4 хорд — 55° , вертикального -54°.
Киль двухлонжеронный, в корневой части имеет форкиль, плавно сопрягающийся с гаргротом фюзеляжа. Руль поворота — с аэродинамической компенсацией и весовой балансировкой.
Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора и разрезного руля высоты. Стабилизатор образован двумя консолями и крепится к килю при помощи поперечной балки и траверсы механизма перестановки. Балка, шарнирно закрепленная на заднем лонжероне киля, обеспечивает изменение угла установки стабилизатора от +4° до -5°. Управление перестановкой — дистанционное, электрогидравлическое (с помощью гидромотора). Руль высоты состоит из двух половин, соединенных общей качалкой управления, и имеет аэродинамическую компенсацию и весовую балансировку.

Шасси — велосипедного типа, состоит из передней, задней и двух подкрыльных (поддерживающих) стоек. Нагрузки на переднюю и заднюю стойки распределяются приблизительно поровну. Подвеска всех стоек — рычажная, амортизация передней и задней — азотно-гидравлическая, подкрыльных — пружинно-азотногидравлическая. Уборка и выпуск шасси — от гидросистемы, аварийный выпуск — от воздушной системы. Передняя стойка — управляемая: поворот колес (на разбеге и пробеге — на углы до 12°, на рулежке — до 40°) осуществляется бустером, связанным с ножными педалями. Колеса передней и задней стоек одинаковые, 660 х 200 мм, тормозные, снабжены противогазовым устройством. Поддерживающие стойки имеют колеса 310 х 135 мм.

Для уменьшения длины пробега на самолете в хвостовом коке фюзеляжа располагается щелевой тормозной парашют ПТ8016-61 с площадью купола 25 м . Управление парашютом электропневматическое.

Для обеспечения посадки ночью и в сумерках на самолете установлены две посадочные фары ПРФ-4 и одна МПРФ-1. Фары расположены на внешних бортах гондол двигателей и выпускаются поворотом на угол 90° на скоростях до 400 км/ч.

Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двигателей (ТРД) Р-11АФ2-300, расположенных в гондолах под крылом. Двигатель оборудован регулируемым всережимным соплом, автоматической системой запуска, противообледенительной системой входного канала и кислородной подпиткой для повышения надежности высотных запусков.
ТРД имеет осевой шестиступенчатый двухвальный компрессор, десять индивидуальных камер сгорания, осевую двухступенчатую газовую турбину и форсажную камеру. Гондола двигателя имеет сверхзвуковой воздухозаборник круглого сечения с подвижным центральным конусом для регулирования проходной площади канала. Конус может находиться в двух фиксированных положениях — убранном или выпущенном. Перемещение проводится вручную либо автоматически при достижении скорости порядка М=1,35. На конусе сделаны щели для сдува пограничного слоя.
Управление двигателями — из кабины летчика (двумя секторами на левом пульте) посредством жестких тяг и качалок.

Топливо — авиационный керосин Т-1, ТС-1 или Т-2 — размещено в шести фюзеляжных и двух подвесных (под консолями крыла) баках. Общая емкость баков — 7580 л, включая 2100 л в подвесных. Система питания топливом снабжена наддувом, а для бесперебойной подачи на разных режимах в фюзеляжном баке № 2 имеется «отсек перевернутого полета».
В системе питания топливом установлены пожарные краны одноразового действия, а каждый двигатель имеет автономную противопожарную систему.

Система управления: управление рулем высоты и элеронами — бустерное, рулем поворота — механическое, триммерами руля поворота и элерона — дистанционное электромеханическое, перестановкой стабилизатора — дистанционное электрогидравлическое. В систему управления рулем поворота включен автомат курса АК-2А, препятствующий развороту самолета в случае отказа одного из двигателей (отклонением руля в сторону работающего двигателя). Автоматическое управление в полете осуществляется автопилотом АП-28К1.

Гидросистема состоит из двух автономных систем: управления и силовых цилиндров.

Первая разделена на основную и дублирующую и обслуживает бустеры руля высоты и элеронов, агрегат РА-5В руля поворота, бустер колес передней стойки шасси и дублирующую систему перестановки стабилизатора. Вторая обслуживает управление конусами воздухозаборников и створками реактивных сопел двигателей, управление закрылками, шасси, демпферы элеронов и основную систему управления стабилизатором.

Обе системы запитываются от насосов, установленных на двигателях: система управления — на левом, силовых цилиндров — на правом. При отказе одного из двигателей питание обеих систем автоматически переключается на насос работающего.

Воздушная система разделена на основную и аварийную. Основная обслуживает механизм управления поворотом колес передней стойки, тормозной парашют и систему торможения колес. Аварийная выполняет те же функции плюс выпуск шасси и закрылков.

Противообледенительная система воздушно-термическая, служит для предотвращения обледенения передних кромок крыла, оперения, гондол и конусов гондол. Воздух отбирается за последними (шестыми) ступенями компрессоров двигателей.

Кислородное оборудование включает систему обеспечения жизнедеятельности экипажа и систему кислородной подпитки двигателей. В первую входят два комплекта ККО-1М, каждый из которых имеет кислородный прибор КП-34Р, коммуникации и газификатор с баллоном жидкого кислорода.

Электрическая система служит для обеспечения электроэнергией приборов и комплексов оборудования. На самолете установлены следующие источники электроэнегрии:
-два стартер-генератора ГСР-СТ-12000ВТ постоянного тока напряжением 27 В;
-два генератора ГТ7 П4/4А трехфазного напряжения 208 в нестабильной частоты 380 — 910 Гц;
-две серебряно-цинковые аккумуляторные батареи 15 СЦС-45 номинальной емкостью по 45 А/ч;

Питание радиооборудования переменным током обеспечивают два преобразователя ПО-3000 и один ПО-1500, а пилотажно-навигационных приборов — два ПТ-500Ц.

Радиооборудование самолета подразделяется на радиосвязное, радионавигационное, радиотехническое и радиопротиводействия.

Радиосвязное оборудование состоит из УКВ-станции РСИУ-5В (для двусторонней связи с наземными и самолетными радиостанциями) и переговорного устройства СПУ-7 для внутрисамолетной телефонной связи между летчиком и штурманом и для выхода их на внешнюю связь по радио. Имеется также и световая сигнализация связи летчик-штурман.

В радионавигационное оборудование входят:
-станция ближней навигации и посадки РСБН-2С, предназначенная для обеспечения полета в сложных метеоусловиях, указания местоположения самолета, привода в заданную точку и указания летчику курса посадки и глиссады снижения;
-автоматический радиокомпас АРК-10 для вождения самолета по приводным радиостанциям и маякам;
-маркерный приемник МРП-56П для сигнализации о моменте пролета над радиомаяком;
-радиовысотомер малых высот РВ-УМ.

К радиотехническому оборудованию относятся ответчик системы опознавания «свой-чужой» СРО-2М («Кремний»), активный самолетный ответчик СОД-57М и станция предупреждения об облучении радиолокаторами противника СПО-3 («Сирена-3»).

ЛТХ:

Як-28ПП 151-го авиаполка РЭБ.

Як-28ПП 151-го авиаполка РЭБ на стоянке.

Як-28ПП 151-го авиаполка РЭБ в полете.

Як-28ПП в полете.

Правый борт кабины лётчика Як-28ПП.

Левый борт кабины лётчика Як-28ПП.

Кабина штурмана Як-28ПП.

Як-28ПП. Рисунок.

Схема постановки активных помех.

Компоновочная схема Як-28ПП.

Як-28ПП. Схема.

Список источников:
Валерий Роман. Постановщик помех Як-28ПП.
Авиация и Время. Ефим Гордон, Ростислав Мараев. Последние из большого семейства.
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева.

Самолет РЭБ Ил-22ПП «Порубщик».

Самолет РЭБ Ил-22ПП «Порубщик».

Разработчик: ОКБ им. С.В.Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 2011 г.

Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 делалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18. Ил-18 привлек военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.

На платформе Ил-20 создали несколько машин специального назначения: в частности, измерительные комплексы для испытаний ракетной техники (Ил-20РТ), самолеты радиотехнической разведки и воздушные командные пункты (собственно Ил-22). В данный момент ВВС России заказывает несколько типа модернизации этих машин.

Одна из них (Ил-22М11) — это последняя версия воздушного командного пункта, оснащенного самолетным узлом ретрансляции (СУРТ) «Сокол». Другая — модификация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по проектам «Монитор» и «Анаграмма» (подробностей проектов в открытых источниках не приводится).

Еще одна модификация — как раз Ил-22ПП («постановщик помех»), также известный под шифром программы «Порубщик» (изделие Л-415). Это самолет радиоэлектронной борьбы, оснащенный современной аппаратурой подавления, в частности боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров. Модернизацию по проекту ведет Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева в подмосковном Жуковском.

Новый комплекс носит название «Порубщик» и имеет более высокие в сравнении с предыдущими подобными системами характеристики. Кроме того, при создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, которые значительно повысили ее боевые возможности. Главной особенностью «Порубщика» стала способность воздействовать лишь на сигналы с определенной частотой, не затрагивая другие.

Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих, что имело соответствующие тактические последствия. Новый «Порубщик» способен работать избирательно. Так, перед включением системы активных помех комплекс сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника. В это время сам самолет ничего не излучает — аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования включают «глушилку» и ставят помехи в нужном диапазоне частот.

Кроме того, новый комплекс «Порубщик» может излучать помехи только в нужном направлении, что будет полезным при определенных обстоятельствах.

Аппаратура комплекса «Порубщик», как утверждается, сможет эффективно бороться со всеми возможными целями, как то самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системы противовоздушной обороны, а также пилотируемая и беспилотная авиация. Фактически несколько самолетов, оснащенные комплексом радиоэлектронной борьбы, смогут нарушить или даже парализовать действия вероятного противника в заданном районе.

Во время испытаний в качестве носителя нового комплекса радиоэлектронной борьбы использовался самолет Ил-22 (воздушный командный пункт на базе Ил-18). Построенную в конце семидесятых годов машину перед установкой специальной электронной аппаратуры отремонтировали, а также внесли некоторые изменения в ее конструкцию. Работы производились на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М.Мясищева. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой машины стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны.

Интересны причины, по которым «Порубщик» установили именно на самолет, возраст которого приближается к 35 годам. Командование военно-воздушных сил желало получить комплекс РЭБ на базе более новой техники, но ни один из имеющихся современных самолетов не удовлетворил требованиям по летным характеристикам, прежде всего по продолжительности полета.

Использование старого самолета повлекло за собой соответствующие последствия — даже после ремонта обновленный Ил-22ПП сможет прослужить не более десяти лет. Таким образом, со временем для комплекса «Порубщик» понадобится новый носитель. Учитывая причины, по которым в качестве основы был выбран именно Ил-22, можно сделать соответствующие безрадостные выводы о будущем подборе нового базового самолета.

Тем не менее, именно в нынешнем виде новый авиационный комплекс радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП поступил на государственные испытания.

Вооруженные силы ведущих зарубежных стран постоянно обновляют свои системы управления и связи, а также вводят в строй новую технику различного назначения. К примеру, современная война с участием НАТО немыслима без использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и беспилотных летательных аппаратов различных классов. Таким образом, самолеты Ил-22ПП с «Порубщиком» способны стать одним из основных средств, призванных затруднять действия противника, парализуя его каналы связи, системы обнаружения и т.д.

Среди потенциальных целей «Порубщика» в открытой прессе назывались самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), радиотехнические средства комплексов ПВО типа Patriot и каналы управления военными беспилотниками. Воздействие такого комплекса РЭБ на «сетецентрические» системы управления современных армий, остро зависимые от стабильности большого числа каналов связи, трудно переоценить.

К началу мая 2013 года сотрудники Летно-исследовательского института им. М.М.Громова провели все необходимые работы и передали самолет с системой РЭБ на государственные испытания. Государственные испытания этой машины завершатся к концу 2014 года. После этого начнется модернизация строевых самолетов Ил-22 по этому проекту.

ЛТХ:

Ил-22ПП на стоянке.

Ил-22ПП на стоянке.

Ил-22ПП на взлете.

Ил-22ПП на взлете.

Ил-22ПП на взлете.

Ил-22ПП после взлета.

Ил-22ПП после взлета.

Ил-22ПП заходит на посадку.

Ил-22ПП заходит на посадку.

Первые три самолета-постановщика помех и попутной разведки Ил-22ПП «Порубщик» в ангаре ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева», Жуковский, октябрь 2016 г. Фото / LIVEJOURNAL. BMPD.

.

.

Список источников:
Кирилл Рябов. «Порубщик» каналов связи: новый самолет РЭБ.
Сайт «Уголок неба». 2016 г. страница: «Ильюшин Ил-22ПП».
Фотоархив сайта russianplanes.net

«Порубщик» каналов связи: новый самолет РЭБ

На днях «Известия» приоткрыли завесу тайны над одним из новых проектов, предназначенных для обновления Военно-Воздушных Сил. Изданию стало известно об окончании летно-конструкторских испытаний самолета Ил-22ПП с установленным на нем новым комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ). К началу мая сотрудники Летно-исследовательского института им. М.М. Громова провели все необходимые работы и передали самолет с системой РЭБ на государственные испытания. В течение следующих нескольких месяцев новая система для постановки помех поступит на вооружение.

Опытный образец самолета-постановщика помех и попутной воздушной разведки Ил-22ПП (ОКР «Порубщик») после переоборудования на ОАО «20-й авиационный ремонтный завод» в Пушкине. Самолет имеет регистрацию RA-75903 (заводской номер 0393610235, построен как Ил-22 в 1979 году). 03.04.2012 (с) Вячеслав Бабаевский/russianplanes.net
Новый комплекс носит название «Порубщик» и имеет более высокие в сравнении с предыдущими подобными системами характеристики. Кроме того, при создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, которые значительно повысили ее боевые возможности. Главной особенностью «Порубщика» стала способность воздействовать лишь на сигналы определенной частоты, не затрагивая другие. Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей, как пишут «Известия», во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих, что имело соответствующие тактические последствия. Новый «Порубщик», по словам источника издания, имеющего отношение к испытаниям, способен работать избирательно.
Так, перед включением системы активных помех комплекс сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника. В это время сам самолет ничего не излучает – аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования включают «глушилку» и ставят помехи в нужном диапазоне частот. Кроме того, новый комплекс «Порубщик» может излучать помехи только в нужном направлении, что будет полезным при определенных обстоятельствах.
Ил-22М11 RA-75925 после модернизации на ЭМЗ им. Мясищева
Аппаратура комплекса «Порубщик», как утверждается, сможет эффективно бороться со всеми возможными целями, как то: самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системы противовоздушной обороны, а также пилотируемая и беспилотная авиация. Фактически несколько самолетов, оснащенные комплексом радиоэлектронной борьбы, смогут нарушить или даже парализовать работу РЭС вероятного противника в заданном районе.
Во время испытаний в качестве носителя нового комплекса радиоэлектронной борьбы использовался самолет Ил-22 (воздушный командный пункт на базе Ил-18). Построенную в конце семидесятых годов машину перед установкой специальной электронной аппаратуры отремонтировали, а также внесли некоторые изменения в ее конструкцию. Работы производились на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М. Мясищева. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой машины стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны. Интересны причины, по которым «Порубщик» установили именно на самолет, возраст которого приближается к 35 годам. По данным «Известий», командование Военно-Воздушных Сил желало получить комплекс РЭБ на базе более новой техники, но ни один из имеющихся современных самолетов не удовлетворил требованиям по летным характеристикам, прежде всего по продолжительности полета.
Использование старого самолета повлекло за собой соответствующие последствия. «Известия» приводят слова неназванного представителя ВВС, согласно которым даже после ремонта обновленный Ил-22ПП сможет прослужить не более десяти лет. Таким образом, со временем для комплекса «Порубщик» понадобится новый носитель. Учитывая причины, по которым в качестве основы был выбран именно Ил-22, можно сделать соответствующие безрадостные выводы о будущем подборе нового базового самолета.
Тем не менее, именно в нынешнем виде новый авиационный комплекс радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП поступил на государственные испытания. Ориентировочно к концу года самолет-постановщик помех завершит все необходимые проверки и будет принят на вооружение. По информации «Известий», в состав военно-воздушных сил планируется ввести пять таких машин, включая опытный образец.
Новости о завершении основных работ над новым комплексом радиоэлектронной борьбы для Военно-Воздушных Сил, несомненно, приятны и позитивны. Отечественные ВВС давно не получали новые специальные самолеты с подобной аппаратурой и поэтому комплекс Ил-22ПП с системой «Порубщик» имеет большое значение для обновления военной авиации. Новые самолеты после начала службы закроют важную тактическую нишу, приоритет которой в течение последних лет постоянно повышался.
Вооруженные силы ведущих зарубежных стран постоянно обновляют свои системы управления и связи, а также вводят в строй новую технику различного назначения. К примеру, современная война с участием НАТО немыслима без использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и беспилотных летательных аппаратов различных классов. Таким образом, самолеты Ил-22ПП с «Порубщиком» способны стать одним из основных средств, призванных затруднять действия противника, парализуя его каналы связи, системы обнаружения и и.д.

Предусмотрены работы по модернизации самолетов Ил-22 в вариант Ил-22ПП. К 2012-2013г запланировано серийная модернизация первого борта, ведутся работы по двумя следующими — на 2013-2014г (http://www.redstar.gr)
По материалам сайтов:

Подавлять противника без пилота. Палубный самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler

Для того чтобы сохранить инициативу в воздухе, военное руководство США определило ряд ключевых областей развития технологий, включая технологии в области РЭБ, революционные достижения в которых гарантируют завоевание господства в воздухе, для выполнения задач военной авиацией в обозримом будущем.

Несмотря на то, что ВВС США имели преимущество в небе во всех ведущихся ими военных операциях, уже в обозримом будущем это превосходство ставится под сомнение в связи с дальнейшим совершенствованием средств ПВО.

С 2002 г. в США реализуется программа АЕА (Airborne Electronic Atack) по применению авиационных групповых средств РЭБ в рамках единой системы. Программа АЕА предполагает разработку способов применения, оценку эффективности, формирование требований и распределение задач между средствами РЭБ в рамках единой системы их применения. Кроме того, программа АЕА включает в себя исследования и снижение технологических рисков при создании средств РЭБ, разработку и корректировку плана их финансирования.

В перспективе на период до 2030 г. задачи по обеспечению групповой защиты авиационных порядков от ПВО при нанесении ими ударов будут возложены на самолеты EA–18G Growler, ЕА–6В Prowler, а после 2024 г. – на самолет РЭБ, разрабатываемый на базе F–35B

Полеты, проведенные в ходе ежегодных учений командования ВМС по развитию военного оборудования (FLEX), подтвердили эффективность технологии, позволяющей F/A-18 Super Hornet и EA-18G Growler выполнять боевые задачи с беспилотными системами.

«Эта демонстрация позволяет компании Boeing и флоту проанализировать собранные данные и решить, где делать инвестиции в будущие технологии. Это может обеспечить синергию с другими беспилотными системами ВМС США в разработке по всему спектру, и в других родах войск», сказал Том Брандт, руководитель отделения пилотируемых/беспилотных систем Boeing. В ходе четырех полетов был выполнен 21 эксперимент.

«Эта технология позволяет ВМС США расширить дальность действия датчиков, сохраняя пилотируемые самолеты в безопасности. Это мультипликатор силы, который позволяет одному экипажу управлять несколькими самолетами без значительного увеличения рабочей нагрузки. Концепция имеет потенциал для повышения живучести, а также ситуационной осведомленности», сказал Брандт.

Самолет РЭБ EA–18G Growler

В декабре 2003 г. ВМС заключили контракт стоимостью 979 млн долл. с фирмой Boeing на переоборудование 6 палубных истребителей F/A–18F Super Hornet в вариант специализированного палубного самолета РЭБ EA–18G Growler.

Самолет РЭБ EA–18G Growler ВМС США предназначен для огневого поражения и радиоэлектронного подавления наземных и корабельных РЛС, а также сетей радиосвязи и радиолиний управления систем ПВО противника при его нахождении преимущественно в боевых порядках. Самолет обладает большей маневренностью по сравнению с ЕА–6В Prowler. Он может сопровождать ударную группу, состоящую из истребителей типа F/A–18, F–16 и F–15E.

Комплекс РЭБ на самолете EA–18G Growler включает в себя следующие компоненты:

  • станцию радиотехнической разведки AN/ALQ–218(V)2;
  • 3 контейнера со станциями активных помех средствам радиолокации AN/ALQ–99F(V), которые могут работать одновременно;
  • станцию активных помех средствам радиосвязи AN/ALQ–227;
  • многоцелевой тактический терминал спутниковой связи MATT;
  • терминал многофункциональной системы распределения информации MIDS, который позволит обеспечить интеграцию в систему связи прямой видимости Link–16, а также перенацеливание и проведение скоординированной атаки несколькими боевыми платформами (пилотируемыми и БПЛА);
  • устройство исключения собственных помех INCANS;
  • дополнительные устройства отображения информации в кабине экипажа (4 цветных дисплея размером 20–25 см на каждом месте).

Помимо указанного бортового РЭО в состав вооружения EA–18G включены 2 противорадиолокационные ракеты AN/AGM–88 HARM].

Станция радиотехнической разведки AN/ALQ–218(V)2 является средством информационного обеспечения станций активных помех и имеет в своем составе 10 радиоэлектронных и 12 антенных блоков. Она установлена в носовой части самолета (за АФАР РЛС AN/APG–79).

Многоканальные приемные устройства обеспечивают прием сигналов в диапазоне частот от 64 МГц до 40 ГГц. Приемные антенны станции (36 шт.) размещены в контейнерах (длина 3 м, диаметр 0,33 м), установленных на концевиках крыла. Такая компоновка обеспечивает пеленгование с точностью до нескольких метров, позволяет значительно повысить точность определения координат источников радиолокационных излучений и целеуказания противорадиолокационным ракетам, входящим в боекомплект самолета.

Станция обеспечивает круговой обзор в азимутальной плоскости с разрешающей способностью по азимуту 2°. Точность определения дальности составляет 5–10 %. Потребляемая станцией мощность 1,21 кВт, среднее время наработки на отказ 620 ч (по открытым данным результатов лабораторных испытаний), масса аппаратуры 224 кг.

Станция активных помех средствам радиолокации AN/ALQ–99F(V) предназначена для постановки помех бортовым РЛС и управляемым ракетам противника, а также для обеспечения групповой защиты боевых порядков самолетов от средств ПВО. В состав каждого из трех подвесных контейнеров станции активных помех AN/ALQ–99F(V) входят антенные системы (передней полусферы и задней полусферы, усилители мощности (передней полусферы и задней полусферы), турбогенератор, универсальный задающий генератор UUEU, блок управления.

Для постановки помех используется антенная система РЛС AN/APG–79.

Устройство исключения собственных помех INCANS (INterference CANcellation System), разработанное фирмой EDO, обеспечивает возможность одновременного осуществления радиосвязи и создания помех в УВЧ-диапазоне. Оно будет одним из главных улучшений в области оборудования РЭБ самолета EA–18G по сравнению с ЕА–6В, так как наличие системы INCANS позволит использовать до 85 % бортового связного оборудования одновременно с постановкой помех для РЭС противника (применение систем связи при режиме подавления на ЕА–6В Prowler являлось сложной проблемой)

По мнению американских специалистов, оснащение самолета терминалом систем связи и распределения данных MIDS является наиболее важным этапом усовершенствования. Это позволит им совместно работать в единой сети цифровой передачи данных Link–16 с другими средствами РЭП и РТР, в частности с самолетами RC–135 V/W Rivet Joint, в целях формирования и обмена данными единой картины радиоэлектронной (тактической) обстановки в районе боевых действий.

Авиационные, наземные и морские комплексы РЭБ

Чем армия России может «ослепить» противника

РЭБ ВС РФ. Досье

  • История войск РЭБ
  • Текущее состояние
  • Техническое оснащение
  • Доля новейшей техники РЭБ
  • Учебные заведения
  • Руководство

Авиационные комплексы РЭБ

  • «Витебск»
  • «Рычаг-АВ»
  • «Хибины»
  • «Гималаи»
  • Су-34 оснащают РЭБ

Наземные комплексы РЭБ

  • «Красуха-С4»
  • «Красуха-20»
  • «Москва-1»
  • «Инфауна»
  • «Борисоглебск-2»

Морские комплексы РЭБ

  • ТК-25Э и МП-405Э

Российская техника РЭБ превосходит западные аналоги

РЭБ ВС РФ. Досье

Ежегодно 15 апреля в Вооруженных силах (ВС) РФ отмечается День специалиста по радиоэлектронной борьбе — профессиональный праздник, установленный указом президента России Владимира Путина от 31 мая 2006 г. Первоначально отмечался в соответствии с приказом министра обороны РФ Игоря Сергеева от 3 мая 1999 г.

История войск РЭБ

Историю становления войск радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в российской армии отсчитывают от 15 апреля (2 апреля по ст. ст.) 1904 г. В этот день в ходе Русско-японской войны связистам эскадренного броненосца «Победа» и флотской телеграфной станции на Золотой горе удалось, поставив радиопомехи, сорвать корректируемый по радио обстрел японскими броненосными крейсерами «Ниссин» и «Касуга» русской эскадры и крепости Порт-Артур.

Так как обе стороны использовали однотипные искровые передатчики, сообщение противника удавалось «забить большой искрой» — более мощными сигналами аппарата. Этот случай стал первым в мировой военной истории шагом от организации радиоразведки к ведению РЭБ в боевых действиях. В дальнейшем средства РЭБ активно совершенствовались, а практика их применения значительно расширилась.

16 декабря 1942 г. постановлением Государственного комитета обороны за подписью главнокомандующего Иосифа Сталина в составе Управления войсковой разведки Генерального штаба (ГШ) Красной Армии был образован Отдел по руководству работой радиостанций мешающего действия и поставлена задача сформировать три радиодивизиона со средствами для «забивки» радиостанций противника — первых частей РЭБ в армии СССР.

4 ноября 1953 г. был создан аппарат помощника начальника ГШ по вопросам радиотехнической разведки и помех. В дальнейшем он неоднократно реорганизовался и менял названия (9-й отдел ГОУ ГШ, Служба электронного противодействия ГШ, 5-е управление ГШ, Управление РЭБ Главного управления АСУ и РЭБ ГШ и др.).

Текущее состояние

Спектр современных задач войск РЭБ включает радиоэлектронную разведку и поражение радиоэлектронных средств систем управления силами противника, а также контроль за эффективностью проводимых мероприятий по радиоэлектронной защите своих сил и средств.

В ходе стартовавшей в 2008 г. масштабной реформы Вооруженных сил РФ была сформирована вертикально- интегрированная система РЭБ, общее руководство ею осуществляет Управление начальника войск РЭБ ВС РФ. Наземные и авиационные части и подразделения РЭБ входят в состав Специальных войск ВС РФ.

В Сухопутных войсках отдельные бригады РЭБ четырехбатальонного состава сформированы во всех четырех военных округах. На вооружение бригад поступают комплексы «Леер-2» и «Леер-3» с беспилотниками «Орлан-10», позволяющие вести разведку и подавление тактической радиосвязи и сотовой связи. Подразделение РЭБ входит и в отдельную мотострелковую арктическую бригаду в составе Объединенного стратегического командования «Север».

Отдельные роты РЭБ имеются в каждой из реформированных мотострелковых танковых бригад и дивизий, а также в составе большинства бригад и дивизий Воздушно-десантных войск (ВДВ). К 2017 г. роты РЭБ получат все соединения ВДВ, а к 2020 г. их планируется перевооружить на новую технику.

В Военно-морском флоте (ВМФ) сухопутные силы РЭБ объединены в отдельные центры РЭБ на всех четырех флотах. В Воздушно-космических силах (ВКС) отдельные батальоны РЭБ входят в состав армий ВВС и ПВО.

Техническое оснащение

Технику РЭБ для ВС РФ разрабатывает АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (АО «КРЭТ»), который в 2009-2012 гг. объединил российские оборонные предприятия, производящие военную радиоэлектронику. В 2010-2013 гг. были успешно завершены государственные испытания 18 новых образцов техники РЭБ.

С 2015 г. на вооружение подразделений РЭБ поступают новые технические средства радиоподавления связи, радиолокации и навигации, защиты от высокоточного оружия, средства управления и обеспечения: комплексы «Красуха-2О», «Мурманск-БН», «Борисоглебск-2», «Красуха- С4», «Свет-КУ», «Инфауна», «Дзюдоист» и др.

В войска поставляются вертолеты Ми-8МТПР-1, оснащенные комплексами РЭБ «Рычаг-АВ» (такие машины, в частности, могут осуществлять защиту самолетов военно-транспортной авиации). Комплексами РЭБ «Витебск» оснащаются модернизируемые для нужд ВКС России штурмовики Су-25СМ, а отдельные элементы комплекса устанавливают на вертолетах Ка-52, Ми-28, Ми-8МТ, Ми-26 и Ми-26Т2.

На фронтовой бомбардировщик Су-34 устанавливается комплекс радиоэлектронного противодействия «Хибины». Корветы проекта 20380, которые в настоящее время пополняют состав ВМФ РФ, несут комплексы РЭБ ТК-25-2 и ПК-10 «Смелый», на строящихся фрегатах проекта 22350 устанавливаются комплексы ТК-28 и «Просвет-М».

Текущая госпрограмма вооружений предусматривает доведение уровня обеспеченности войск РЭБ перспективной техникой к 2020 г. до уровня 70%.

Доля новейшей техники РЭБ

Доля современной техники в войсках радиоэлектронной борьбы в 2016 году составила 46%. В соответствии с планами оснащения подразделений РЭБ по гособоронзаказу в войска было поставлено около 300 основных образцов техники и более 1 тысячи малогабаритных средств.

Проведенные мероприятия позволили переоснастить 45% воинских частей и подразделений радиоэлектронной борьбы на современные комплексы, такие как «Мурманск-БН», «Красуха», «Борисоглебск-2» и другие.

Это практически все группы техники радиоэлектронной борьбы: техника радиоподавления радиосвязи, радиолокации и радионавигации, защиты от ВТО, средства управления и обеспечения. Значительное внимание уделяется вопросам разработки техники радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами.

Учебные заведения

Подготовку офицеров для войск РЭБ ВС России ведет учебно-научный центр «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в Воронеже, младших специалистов РЭБ для всех видов и родов войск ВС РФ обучают в Межвидовом центре подготовки и боевого применения войск РЭБ в Тамбове.

На базе центра в 2015 г. создана научная рота, в которой проходят срочную службу выпускники ведущих профильных вузов страны, совмещая ее с исследованиями по теме РЭБ. В 2016 г. на территории Междвидового центра будет оборудован новый интегрально-обучающий тренажерный комплекс «Итог».

Руководство

Начальник войск РЭБ ВС РФ — генерал-майор Юрий Ласточкин (с августа 2014 г.).

Авиационные комплексы РЭБ

Как рассказал экс-начальник службы РЭБ Военно-воздушных сил, ныне советник первого заместителя гендиректора Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев, живучесть самолетов с современными комплексами РЭБ увеличивается в 20-25 раз.

Если раньше на самолетах были установлены станции активных помех (САП), то сегодня все летательные аппараты оснащаются бортовыми комплексами обороны (БКО). Их главное отличие от САП в том, что БКО полностью интегрирован и сопряжен со всей авионикой самолета, вертолета или беспилотника.

Комплексы обороны обмениваются с бортовыми компьютерами всей необходимой информацией:

• о полете, боевых задачах,
• о целях и маршрутах полета защищаемого объекта,
• о возможностях своего оружия,
• о реальной радиоэлектронной обстановке в эфире,
• о потенциальных угрозах.

В случае возникновения какой-либо опасности могут скорректировать маршрут таким образом, чтобы защищаемый объект не входил в зону огневого воздействия, обеспечив радиоэлектронное поражение (подавление) наиболее опасных средств ПВО и авиации противника, одновременно повышая боевую эффективность своих средств поражения.

«Витебск»


Комплекс «Витебск»

Один из самых эффективных бортовых комплексов обороны. Он предназначен для защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет с радиолокационными и оптическими (тепловыми) головками наведения.

«Витебск» устанавливается на:

• модернизируемые штурмовики Су-25СМ,
• ударные вертолеты Ка-52, Ми-28Н,
• транспортно-боевые вертолеты семейства Ми-8,
• тяжелые транспортные вертолеты Ми-26 и Ми-26Т2,
• специальные и гражданские самолеты и вертолеты отечественного производства.

Новая модификация «Витебска», которая только начинает поступать в войска, будет устанавливаться на борт самолетов и вертолетов транспортной авиации.

Оснастить этой системой планируется уже стоящие на вооружении Воздушно-космических сил РФ Ил-76, Ил-78, Ан-72, Ан-124, а также перспективные транспортные самолеты Ил-112В.

Реализация этой программы позволит в короткие сроки существенно увеличить боевую устойчивость транспортной авиации ВКС России.

Комплексом «Витебск» уже оснащаются ударные вертолеты Ка-52, Ми-28, штурмовики Су-25, транспортно-боевые вертолеты Ми-8МТВ и Ми-8АМТШ. Он предназначен для защиты авиатехники от зенитных ракет противника с инфракрасными, радиолокационными или комбинированными головками самонаведения. Данная система позволяет отследить пуск ракеты в радиусе нескольких сотен километров от самолета и «увести» ракету от цели.

В перспективе «Витебск» получат военно-транспортные самолеты типа Ил-76МД-90А.


Ил-76. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Существует и экспортная версия комплекса под названием «Президент-С», пользующаяся большой популярностью на внешнем рынке и поставляемая в целый ряд стран, эксплуатирующих российскую авиационную технику.

Комплекс бортовой обороны «Президент-С» предназначен для индивидуальной защиты военных и гражданских самолетов и вертолетов от поражения авиационными и зенитными ракетными комплексами, а также зенитными артиллерийскими комплексами ПВО противника наземного и морского базирования. «Президент-С», в частности, устанавливается на вертолеты Ка-52, Ми-28 и Ми-26.

Комплекс способен выявить угрозу атаки защищаемого летательного аппарата истребителями, зенитными ракетными и артиллерийскими комплексами противника. Он может поражать и подавлять оптические головки самонаведения авиационных и зенитных управляемых ракет, включая головки самонаведения ракет переносных зенитных ракетных комплексов.

«Рычаг-АВ»


Комплекс радиоэлектронной борьбы «Рычаг-АВ». Фото: КРЭТ.

По словам заместителя гендиректора Казанского оптико-механического завода, выпускающего это оборудование, Алексея Панина, поставки базовой версии модернизированных комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Рычаг-АВ» на вертолете Ми-8МТПР-1, будут обеспечены уже в ближайшее время.

В настоящее время концерн «Радиоэлектронные технологии» завершает опытно-конструкторские работы по данному изделию.

Планируется изготавливать новые комплексы РЭБ на шасси грузовиков КамАЗ.

Ранее российские военные досрочно получили три вертолета РЭБ Ми-8МТПР-1, оборудование которых позволяет защищать группы воздушных судов, кораблей и наземной техники от воздушных атак в радиусе нескольких сотен километров, подавляя сразу несколько целей.

«Рычаг-АВ» фактически обеспечивает радиоэлектронное подавление системы наведения авиационных и наземных объектов противника, то есть может «ослепить» их.

В условиях помех от системы «Рычаг» зенитно-ракетные комплексы, а также авиационные комплексы перехвата противника лишаются возможности обнаруживать любые цели и наводить на них управляемые ракеты классов «воздух — воздух», «земля — воздух» и «воздух — земля», при этом живучесть и боевая эффективность своей авиации значительно возрастают.

Носителем данного комплекса является самый массовый российский вертолет Ми-8.

Специализированный вертолет — постановщик помех, основной задачей которого является обеспечение радиоэлектронного подавления и создание ложной обстановки для прикрытия своих самолетов или вертолетов, а также защиты наиболее важных наземных объектов.

«Хибины»

В 2013 году на вооружение ВС РФ поступил комплекс радиоэлектронного подавления «Хибины», предназначенный для защиты самолетов от средств ПВО.

От станций предыдущего поколения комплекс «Хибины» отличается повышенной мощностью и интеллектом. Он способен помочь в управлении оружием самолета, создать ложную радиоэлектронную обстановку, а также обеспечить прорыв эшелонированной противовоздушной обороны противника.

Так произошло с американским эсминцем Donald Cook в 2014 году, когда самолет Су-24 был взят на сопровождение корабельными средствами ПВО.

Тогда на радарах корабля появилась информация, поставившая экипаж в тупиковое положение. Самолет то исчезал с экранов, то неожиданно менял свое местоположение и скорость, то создавал электронные клоны дополнительных целей. При этом информационные и боевые системы управления оружием эсминца были практически блокированы. Учитывая то, что корабль находился за 12 тыс. км от территории США в Черном море, несложно представить чувства, которые испытывали моряки на этом судне.

Сейчас в разработке находится новый комплекс «Хибины-У» для самолетов фронтовой авиации, в частности Су-30СМ.

«Гималаи»

Этот комплекс — дальнейшее развитие «Хибин», он «заточен» под самолет пятого поколения Т-50 (ПАК ФА).


Истребитель Т-50. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Его основное отличие от предшественника в том, что «Хибины» представляют собой некий контейнер, который подвешивается на крыло, занимая определенную точку подвески, а «Гималаи» полностью интегрированы в борт и выполнены в виде отдельных элементов фюзеляжа самолета.

Антенные системы комплекса построены по принципу «умной обшивки» и позволяют выполнять сразу несколько функций: разведку, РЭБ, локацию и др. Комплекс сможет ставить активные и пассивные помехи инфракрасным головкам самонаведения современных ракет, а также современным и перспективным радиолокационным станциям.

Характеристики этого комплекса пока что засекречены, т. к. самолет Т-50 является новейшим истребителем пятого поколения и пока не принят на вооружение ВКС РФ.

Су-34 оснащают РЭБ

Минобороны РФ получило в 2016 году несколько комплексов, которые позволяют сделать из бомбардировщика Су-34 самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Этот комплекс позволяет самолету защитить не только себя, но и весь строй. Благодаря этим комплексам живучесть самолетов повышается на 20-25%.

Истребитель-бомбардировщик Су-34. Фото: КРЭТ.

Наземные комплексы РЭБ

Современные наземные комплексы РЭБ работают в режиме цифровой обработки сигнала, которая помогает значительным образом повысить их эффективность.

Цифровая техника имеет большую электронную библиотеку памяти и докладывает оператору типы техники противника, а также предлагает ему наиболее эффективные помеховые сигналы и оптимальные алгоритмы возможного противодействия.

Раньше оператор станции РЭБ самостоятельно должен был определить по характеристикам разведываемого сигнала тип отслеживаемого объекта и подобрать к нему тип помехи.

«Красуха-С4»

Комплекс «Красуха-С4». Фото: Госкорпорация Ростех.

Данный комплекс вобрал в себя все самое лучшее из техники РЭБ предыдущих поколений. В частности, от своей предшественницы – станции помех СПН-30 – «Красуха» унаследовала уникальную антенную систему.

Еще одним преимуществом новой системы является почти полная автоматизация. Если раньше системой управляли вручную, то в «Красухе-4» реализован принцип: «не трогай технику, и она тебя не подведет», то есть роль оператора сводится к роли наблюдателя, а основной режим работы – это централизованное автоматизированное управление.

Комплекс «Красуха-С4». Фото: Госкорпорация Ростех.

Основное назначение «Красухи-С4» – прикрытие командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, важных промышленных объектов от воздушной радиолокационной разведки и высокоточных средств поражения.

Возможности широкополосной станции активных помех комплекса позволяют эффективно бороться со всеми современными радиолокационными станциями, используемыми самолетами различных типов, а также крылатыми ракетами и беспилотными летательными аппаратами.

«Красуха-20»

Эта версия «Красухи» предназначена для радиоэлектронного подавления американских систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) AWACS.

AWACS – это мощнейший самолет разведки и управления, на борту которого сидит целый расчет. Для того чтобы этот самолет «ослепить», нужно очень много энергии. Так вот, мощности и интеллекта второй «Красухи» хватит, чтобы побороться с этим самолетом.

Весь комплекс разворачивается в течение нескольких минут, без участия человека, и после развертывания он способен «выключить» AWACS на расстоянии нескольких сотен километров.

«Москва-1»

Комплекс «Москва-1». Фото КРЭТ.

Комплекс предназначен для ведения радиотехнической разведки (пассивной радиолокации), взаимодействия и обмена информацией с командными пунктами управления зенитных ракетных и радиотехнических войск, пунктами наведения авиации, выдачи целеуказания и управления подразделениями помех и отдельными средствами радиоэлектронного подавления.

В состав «Москвы-1» входит модуль разведки и пункт управления подразделениями (станциями) помех.

Комплекс способен:

• нести радио и радиотехническую разведку на расстояние до 400 км,
• классифицировать все радиоизлучающие средства по степени опасности,
• обеспечивать трассовую поддержку,
• обеспечивать целераспределение и отображение всей информации,
• обеспечивать обратный контроль эффективности работы подразделений и отдельных средств РЭБ, которыми он управляет.

«Дебют» комплексов «Москва» прошел в марте 2016 года в рамках совместных тактических учений сил ПВО и авиации в Астраханской области.

РЭБ «Ртуть-БМ». Фото: Пресс-служба Госкорпорации Ростех.

Гособоронзаказ на комплексы РЭБ «Москва-1» и «Ртуть-БМ» выполнен досрочно. Российская армия в 2015 году получила девять комплексов РЭБ «Москва-1».

«Инфауна»

Комплекс, разработанный Объединенной приборостроительной корпорацией (ОПК), обеспечивает радиоразведку и радиоподавление, защиту живой силы, бронированной и автомобильной техники от прицельного огня из оружия ближнего боя и гранатометов, а также от радиоуправляемых минно-взрывных устройств.

Аппаратура широкодиапазонной радиоразведки значительно увеличивает радиус защиты прикрываемых мобильных объектов от радиоуправляемых мин. Возможность установки аэрозольных завес позволяет укрывать технику от высокоточного оружия с видео- и лазерными системами наведения.

В настоящее время эти комплексы на унифицированном колесном шасси К1Ш1 (база БТР-80) производятся серийно и поставляются различным подразделениям Вооруженных сил.

«Борисоглебск-2»

Комплекс «Борисоглебск-2». Фото: Министерство обороны РФ

Это комплекс радиоэлектронного подавления (РЭП), также разработанный ОПК, составляет техническую основу частей РЭБ тактических соединений.

Предназначен для радиоразведки и радиоподавления линий КВ, УКВ наземной и авиационной радиосвязи, абонентских терминалов сотовой и транковой связи в тактическом и оперативно-тактическом звеньях управления.

Основу комплекса составляют три типа станций помех и пункт управления, размещенные на бронетранспортерах МТ-ЛБу – традиционной гусеничной базе для наземных средств РЭБ. В состав каждого комплекса входит до девяти единиц подвижной техники.

В комплексе реализованы принципиально новые технические решения построения средств радиоразведки и автоматизированных систем управления. В частности, применены широкополосные энергетически и структурно скрытные сигналы, обеспечивающие помехозащищенную и высокоскоростную передачу данных.

Диапазон разведываемых и подавляемых частот расширен более чем в два раза по сравнению с ранее поставляемыми станциями помех, а скорость обнаружения частот увеличена более чем в 100 раз.

Морские комплексы РЭБ

Эти комплексы предназначены для защиты кораблей различных классов от разведки и огневого поражения. Особенность их заключается в том, что для каждого корабля, в зависимости от его типа, водоизмещения, а также решаемых им задач, существует специальный комплект средств РЭБ.

В состав корабельных комплексов входят:

• станции радио и радиотехнической разведки,
• активные и пассивные средства РЭБ,
• автоматы, обеспечивающие маскировку корабля по различным физическим полям,
• устройства отстрела ложных целей и др.

Все эти системы интегрированы с корабельными огневыми и информационными средствами для повышения живучести и боевой эффективности корабля.

Фото: КРЭТ

ТК-25Э и МП-405Э

Они являются основными комплексами РЭБ корабельного базирования. Обеспечивают защиту от применения радиоуправляемого оружия воздушного и корабельного базирования путем создания активных и пассивных помех.

Фото: КРЭТ

ТК-25Э обеспечивает создание импульсных дезинформирующих и имитационных помех с использованием цифровых копий сигналов для кораблей всех основных классов. Комплекс способен одновременно анализировать до 256 целей и обеспечивать эффективную защиту корабля.

МП-405Э – для оснащения кораблей малого водоизмещения.

Он способен упредить обнаружение, анализировать, а также классифицировать типы излучающих радиоэлектронных средств и их носителей по степени опасности, а также обеспечить радиоэлектронное подавление всех современных и перспективных средств разведки и поражения противника.

Российская техника РЭБ превосходит западные аналоги

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Российская техника радиоэлектронной борьбы превосходит западные аналоги по ряду характеристик, в том числе по дальности действия.

К основным преимуществам отечественной техники радиоэлектронной борьбы перед зарубежными аналогами можно отнести большую дальность ее действия, которая достигается за счет применения более мощных передающих устройств и более эффективных антенных систем.

Российская техника РЭБ имеет преимущества по количеству номенклатуры объектов, на которые осуществляется воздействие, возможности ее более эффективного боевого применения за счет реализации гибкой структуры управления, как комплексами радиоэлектронной борьбы, так и отдельными образцами техники, функционирующими автономно и в составе сопряженных пар.

Материал подготовлен на основе открытых источников Министерства обороны РФ,
Госкорпорации Ростех, Концерна «Радиоэлектронные технологии» и ТАСС.