С 80 трактор

Колоссальная территория России делает тракторостроение в нашей стране той промышленной отраслью, которой не страшны никакие кризисы. Эти специализированные машины требуются в сельском хозяйстве (основное предназначение), дорожном и гражданском строительстве, на добывающих предприятиях – горно-рудных, нефтяных и газовых. А поскольку работы в этих областях просто непочатый край, продукция тракторостроения будет всегда пользоваться спросом, а, значит, заводы, её выпускающие, ждут хорошие перспективы роста.

Положительная динамика в тракторостроении

Позитивные тенденции в отрасли являются не просто ожиданиями, а действующим трендом. Так, по сведениям Ассоциации Росагромаш, I квартал 2017 года отечественное тракторостроение завершило существенным ростом по сравнению с прошлогодними показателями. Выпуск продукции увеличился на 40%. Рост в абсолютном денежном выражении составил чуть выше 27 млрд. рублей.

Производство тракторов выросло, прежде всего, в сегменте сельхозтехники. Важную роль в увеличении объёмов сыграла государственная Программа субсидирования производителей сельскохозяйственного оборудования, которая была принята в 2012 году и действует до сих пор. Строительные и дорожные машины показывают не такие успехи, как тракторы для аграрного сектора, но и здесь динамика в целом положительная.

Основные центры тракторостроения в России: состояние и перспективы

На сегодняшний день функционирует несколько центров тракторостроения в России. Пятёрку флагманов составляют следующие предприятия:

  • ЧТЗ «Уралтрак» (г. Челябинск);
  • ВгТЗ (г. Волгоград);
  • КЗ (г. Киров);
  • ПТЗ (г. Санкт-Петербург);
  • АТЗ «Гранд» (г. Барнаул).

Кроме того, тракторы выпускаются предприятиями во Владимире, Петрозаводске, Орске. Эти заводы по объёмам не могут конкурировать с первой пятёркой, но, тем не менее, свой вклад в отечественное тракторостроение вносят.

Специализации тракторных заводов

Специфика этой машиностроительной отрасли такова, что ни один производитель не может выпускать всю линейку тракторов. Поэтому каждое предприятие специализируется на выпуске своей продукции. Например, Волгоградский тракторный производит, в основном, гусеничные машины, а Челябинский «Уралтрак» выпускает оборудование для нефтяников и горно-добывающей промышленности. Со стапелей Кировского завода сходит сельхозтехника для распашки больших площадей, а в Петрозаводске делают машиностроительную продукцию для лесной промышленности.

В связи с изложенным тракторостроению присуща одна особенность – в отрасли практически отсутствует конкурентная борьба, поскольку не может колёсный кировец спорить по функциональности с гусеничным волгоградцем – очень разные это машины. При этом следует понимать, что конкуренция всё же существует, но она наблюдается не в производственной, а рыночной плоскости, где наши производители вынуждены соревноваться с зарубежными компаниями, в первую очередь, китайскими, японскими и американскими.

Приоритетное направление

И эта конкурентная борьба вырисовывает приоритет в развитии каждого центра тракторостроения в России – независимо от его специализации. Приоритетное направление состоит в повышении производительности выпускаемой техники за счёт оснащения её электронными системами и средствами автоматизации. Для этого в их конструкции необходимо вводить новые элементы, активно использовать гидравлику, пневматические устройства.

Другим приоритетом является повышение экономичности. Мы привыкли к тому, что мощные тракторы потребляют топливо едва ли не цистернами, и готовы мириться с этим, оправдывая высокое потребление горючего значительными мощностями, которые могут выдавать отечественное оборудование. Вместе с тем зарубежная техника демонстрирует более высокий КПД. Импортное оборудование, равное нашему по мощности, потребляет солярки в разы меньше.

Повышение производительности в сочетании со снижением потребления топлива может вывести продукцию российского тракторостроения в один ряд с иностранными предложениями. Именно над решением этих задач сосредоточены конструкторские бюро всех российских тракторных заводов.

В заключение повторимся – Россия огромная страна со специфическими природными условиями. Освоение территорий требует большого количества тракторной техники. Поэтому спрос на неё всегда будет достаточным для того, чтобы тракторостроение чувствовало себя уверенно. Плюс к тому, не будем забывать о том, что при необходимости тракторные предприятия смогут в одночасье перейти на выпуск военной техники, что гарантирует полную загрузку производственных мощностей и, как следствие, хорошие перспективы для всех центров тракторостроения в России.

каком из перечисленных городов России развито тракторостроение 1 Мурманск 2ростов-на-дону 3 Сергеев Пасад 4санкт-петербург

Даю 35 балов!!! Назвать крупные острова южного полушария Земли,определить их географические координаты Умоляю помогите срочно географиятема природные зоны Евразий ​ Помогите пожалуйста. География 6 класс. Составь свою схему круговорота растений в природе. Экологическая ситуация в современной России .Основные проблемы и перспективы развития​ 6 класс география Помогите пожалуйста. Составь свою схему круговорота РАСТЕНИЙ в природе. Какие типы стран по уровню экономического развития доминируют в африканском регионе? В каких экономических районах России хорошо развита текстильная промышленность? Варианты ответов Северный район Северо-Западный район Центральный райо н Поволжский район Западно-Сибирский район Вопрос 3 В каких экономических районах широко представлены производства сахарной промышленность? Варианты ответов Уральский район Поволжский район Центрально-Чернозёмный район Северо-Кавказский район Вопрос 4 В каких экономических районах широко представлены производства маслодельной промышленность? Варианты ответов Центрально-Чернозёмный район Поволжский район Северный район Северо-Кавказский район Уральский район 1. Как размещено сельское хозяйство по территории района?2. Какое направление обрабатываемой промышленности представлено во многих крупных городах рай она? Почему так?3. Какова география разных направлений лесной промышленности в Центральной России? В чём причины такого размещения предприятий этих направлений?4. Почему пищевая промышленность шире всего представлена в южной части Центральной России и в крупных городах?5. Какой тип электростанций преобладает в Цетральной России? Почему?срочно, помогите пожалуйста​ Поможіть к.р.!!!!Даю 8 балів!!!!Розглянь карту населення Євразії Чи рівномірно заселений материк?В чому причина такого розміщення?​Як правильно написа ти словосполучення»Так як ми друзі»??????? Укажите, какие условия необходимы для образования подзолистого горизонта. * большое количество осадков недостаточное увлажнение просачивание влаги чер ез почву застой влаги в почве

Советские трактора

Среди всего многообразия спецтехники, используемой для выполнения сельскохозработ, трактора СССР пользуются заслуженной популярностью, что обусловлено их неприхотливостью в обслуживании и адаптации к местным условиям эксплуатации. Производство различной тракторной техники для СССР являлось приоритетным направлением, что привело к появлению множества моделей.

Советская тракторная промышленность

Мирный советский трактор позволял выполнять множество задач и значительно увеличивал эффективность работы колхозов, что делало его одним из важнейших элементов хозяйственной деятельности. Несмотря на скромные мощностные показатели, характерные для большинства моделей, они были способны значительно повысить производительность, помочь в выполнении трудоемких работ.

Первые модели тракторов СССР начали производиться с 1923 года, представляли собой универсальные машины, предназначенные для решения широкого спектра задач. Появление подобной техники стало одной из причин успехов государства в экономике на протяжении первых лет его существования, поскольку народное хозяйство на тот момент было в упадке. К числу основных работ, которые выполнялись с применением подобного рода агрегатов, целесообразно отнести:

  • вспашку полей;
  • буксировку грузов, особенно на лесозаготовительных предприятиях;
  • прокладку дорог, возведение домов и других конструкций;
  • работы в коммунальной сфере.

В СССР была развитая тракторная промышленность

Ранние модели представляли собой отечественные аналоги зарубежных наработок, чаще всего американской тракторной техники. Инженеры нередко вносили в конструкцию устройств различные изменения, влияющие на рабочие показатели трактора.

Тракторные заводы

История тракторов в СССР тесно связана с предприятиями, на которых они выпускались, поскольку для большинства из них производство такой техники стало приоритетным направлением деятельности. Идея создания предприятий, специализирующихся на производстве исключительно тракторов принадлежит Ф.Э. Дзержинскому. Она нашла поддержку со стороны правительства, что привело к появлению множества недорогих и надежных агрегатов, которые были приспособлены к сложным условиям эксплуатации.

Крупнейшие предприятия-изготовители располагались в следующих городах:

  • Сталинград;
  • Харьков;
  • Минск;
  • Челябинск.

Эти заводы были крупнейшими, однако на территории страны было расположено и множество других предприятий, например, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ташкенте и прочих городах.

Колесные модели

К числу наиболее популярных и востребованных моделей советской техники данного типа относятся колесные устройства. Они отличаются быстрой скоростью движения, позволяющей технике самостоятельно добираться до места проведения работ. Подобные устройства универсальны, подходят для выполнения большинства задач.

Коломенец-1

Первый трактор в СССР — Коломенец, производство которого стартовало в 1923 году и продолжалось на протяжении 6 лет. Данная модель представляет собой точную копию популярного американского трактора Могул, однако некоторые узлы, имевшиеся в оригинале, отсутствовали.

Это позволило добиться большей скорости передвижения, что было особенно важно при необходимости передвигаться на внушительные расстояния. К числу характерных особенностей Коломенца целесообразно отнести рамный остов, а также силовой агрегат мощностью 25 л.с. Он работал по двухтактному принципу и имел 1 цилиндр.

Трактор Коломенец

Запорожец

Другим старым трактором, выпускавшимся во времена СССР, является Запорожец. Его изготовитель — концерн Красный Прогресс — начал серийное производство модели, практически одновременно с Коломенцем. Новый агрегат отличался небольшой массой, а также доступная стоимость, что было обусловлено использованием в конструкции бюджетных материалов.

Следует упомянуть, что силовой агрегат этого транспортного средства работал на сырой нефти. В отличии от большинства аналогов, модель является трехколесной, что делает её конструкцию нестандартной и запоминающейся.

Модель трактора Запорожец

Карлик

Создателем другого популярного советского трактора Карлика был изобретатель Я. В. Мамин. Он разработал сразу две новые модели — Гном и Карлик, которые отличались от многочисленных зарубежных аналогов небольшим весом, а также высокой маневренностью, позволяющей им осуществлять работы даже в стесненных условиях.

Характерной особенностью этого трактора является достаточная тяговая сила, подходящая для выполнения большинства задач, а простота в сборке и ремонте сделала его невероятно распространенным.

Трактор Карлик

Фордзон-Путиловец

Другим ярким представителем тракторной техники СССР является Путиловец, выпущенный в 1922 году. Он был сконструирован на базе американского аналога — Фордзона, однако его устройство было адаптировано для отечественных условий эксплуатации.

За счет внесенных изменений инженерам удалось создать эффективную и перспективную модель, которая стала основой для большинства агрегатов колесного типа. Изделие было оборудовано 4 колесами, 2 из которых являются ведущими, а также двигателем с 4-мя цилиндрами, мощность которого достигала 20 л.с.

Фордзон-Путиловец

Универсал

Несколько позднее на заводе в Санкт-Петербурге был налажен массовый выпуск тракторов серии «Универсал», которые отличались от всех прочих аналогов повышенной мощностью. Было выпущено сразу несколько модификаций, каждая из которых была предназначена для решения конкретных задач. У-1 использовалась для обработки культур с высоким стеблем, У-2 для низких, а У-3 применялась для обработки земли между рядов. Для уборки хлопка конструкторы специально разработали другую модификацию У-4, что сделало модель универсальной. В дальнейшем производство трактора расширили, он стал выпускаться не только в Петербурге, но и во Владимире.

Трактор Универсал

Настоящим прорывом для тракторостроения в СССР стал Т-150, который значительно превосходил по мощности и скорости движения все существующие аналоги. Его мощность достигала 170 л.с., а дорожный просвет составлял 40 см, что позволяло ему без труда передвигаться по бездорожью.

Трактор Т 150

Гусеничные модели

Вскоре после массового распространения подобной техники ученые сфокусировались на исследовании эффективности различных моделей. В результате было принято решение о том, что изделия на базе гусениц значительно мощнее, эффективнее и надежнее. Это привело к разработке сразу нескольких популярных моделей, в результате чего гусеничные трактора СССР начали повсеместно выпускаться.

Коммунар

Первой моделью стал Коммунар, который был разработан и произведен на Харьковском заводе. Выпуск начался с 1924 года и продолжался 7 лет. Изделие обладает массой 8,5 т, а его двигатель мощностью 50 л.с. Трактор способен развивать скорость до 7 км/ч, повсеместно применялся не только для сельскохозяйственных работ, но и для перевозки орудий во время Второй Мировой войны.

Гусеничный трактор Коммунар

Более современной моделью, которая была разработана в 50-х, является дизельный трактор Д-54. Он выпускался сразу на нескольких концернах, применялся для решения наиболее трудозатратных задач. Отличается высокой мощностью, простой и надежной конструкцией, сделавшей его невероятно популярным.

Дизельный трактор ДТ 54

ДТ-75

Наибольшее распространение получил Д-75, который считается одной из самых массовых моделей. Его производство стартовало с 1973 года, а первые экземпляры комплектовались силовыми агрегатами, мощность которых достигала 75 л.с. Помимо основной модели, было выпущено несколько модификаций, которые были адаптированы для работы в неблагоприятных климатических условиях.

Конструкция устройства предполагала возможность использования широкого спектра навесного оборудования, которое позволяло значительно расширить сферу применения устройства. Подобная техника получила настолько широкое распространение, что помимо велосипедов, для детей выпускались нестандартные игрушки, например, педальный трактор.

ДТ-75

Тракторная промышленность СССР на момент создания страны не имела производственных мощностей и типовых конструкций, однако за последующие годы стране удалось разработать множество популярных моделей. В их основе выступали зарубежные аналоги, однако в конструкцию вносились существенные изменения, что делает старые советские трактора самостоятельными моделями.

Малогабаритные тракторы США

В аграрном производстве за рубежом наряду с крупногабаритными стандартными тракторами, имеющими нормальную колею, широко распространены узкие колесные с короткой базой так называемые малогабаритные тракторы, которые по причине их небольших размеров более эффективны при выполнении работ в стесненных условиях на мелкоконтурных, небольших участках в растениеводстве (виноградарстве, садоводстве), животноводстве, горном земледелии, а также в коммунальном хозяйстве.

К малогабаритным тракторам относятся, как правило, модели с шириной колеи от 790 до 1650 мм и эксплуатационной массой от 383 до 2800 кг, не превышающей по отечественной классификации тяговый класс 0,9…1,4.

Производителями как стандартных, так и малогабаритных тракторов в такой стране с развитым тракторостроением, как США, являются известные ведущие фирмы Case IH, John Deere, Massey Ferguson и New Holland, поставляющие их не только на рынок Северной Америки, но и рынки других стран мира, в том числе развитых стран Западной Европы (Германии, Франции и др.). Удельный вес малогабаритных тракторов, выпущенных в последние годы в Штатах, значительный и составляет до 40% суммарной мощности всей произведенной для сельского хозяйства техники.

Количественный и качественный состав малогабаритных тракторов на наиболее насыщенном западноевропейском рынке (в Германии) по cостоянию на 2008 г. характеризуется данными, представленными в табл. 1.

Как видно из табл. 1, на западноевропейском рынке доминируют колесные малогабаритные тракторы полноприводной классической компоновочной схемы 4К4а из 14 серий (44 моделей), в отличие от которой колесные классические тракторы со схемой 4К2 (с передним неведущим мостом) выпускаются как модификации в виде только двух моделей и лишь единственной фирмой – John Deere, при этом указанные компоновочные схемы 4К4а и 4К2 распределяются между собой в соотношении 96:4%. Именно за счет привода на все колеса в наилучшей степени реализуются хорошая маневренность и проходимость таких тракторов на небольших участках и разном почвенном фоне.

Для выпускаемых серий характерно, что каждая из них включает модели разной мощности с типизированными узлами и агрегатами подобных конструкций, но разных геометрических размеров. На фото показаны наиболее характерные модели малогабаритных тракторов фирм Case IH (JX 1075N), John Dееrе (5215VA и 5215FA), Massey Ferguson (3425SA), New Holland (Т3010, Т3030, TN 75NA).

Основные показатели малогабаритных тракторов фирм США, имеющих в целом довольно высокий технический уровень, представлены в табл. 2, в которой значения показателей для одной модели серии зачастую могут отличаться от аналогичных показателей других моделей этой серии.

Хотя все эти тракторы и являются малогабаритными, их характеристики тем не менее почти те же, что и у крупногабаритных стандартных тракторов. Характерным отличием малогабаритных тракторов является отсутствие подрессоренного переднего ведущего моста, электронных средств автоматизации с различными функциями, других усовершенствований, которые существенно усложнили бы их конструкцию, значительно повысив цену.

Все размерные показатели, имеющие важное значение для таких малогабаритных тракторов для обеспечения их устойчивости и управляемости при агрегатировании и выполнении агротехнологических операций, находятся в относительно малых диапазонах: длина 1850…4000 мм, ширина 1000…1570 мм, высота (по рулевому колесу) 1340…2390 мм. Их база и дорожный просвет небольшие: соответственно 1700…24 320 и 180…400 мм, минимальный радиус поворота не превышает 1,9…3,3 м. Необходимые тяговые свойства обеспечиваются соответствующей развесовкой по осям: доля эксплуатационной массы, приходящейся на передние/ задние ведущие колеса таких тракторов, находится в пределах 0,38…0,42/ 0,58…0,62.

Малогабаритные тракторы, имея в целом компактную конструкцию и относительно небольшую массу, обеспечивают благодаря этому, а также применению довольно мощных двигателей достаточную энергонасыщенность для выполнения энергоемких работ. Они в зависимости от уровня мощности оснащаются двух-, трех- и четырехцилиндровыми рядными 4-тактными дизелями, причем только жидкостного охлаждения, преимущественно с непосредственным впрыском топлива и высокой номинальной частотой вращения 2100…3130 мин–1, оборудованными электрозапуском фирм – производителей двигателей Case IH, Yanmar, John Deere, Mitsubishi, Perkins, New Holland. У них запас крутящего момента, находящийся в пределах 17…37%, достаточен для преодоления возникающих при работе перегрузок без переключения передач. При этом двигатели тракторов Case IH и New Holland, начиная с мощности 72 л.с., а фирм John Deere и Massey Ferguson при мощности соответственно 36 и 39 л.с. оборудуют еще и турбонаддувом, существенно повышающим их топливо-экономические характеристики.

На подавляющем большинстве малогабаритных тракторов применяют однодисковые «сухие» муфты сцепления, однако с повышением мощности число дисков увеличивается до двух и более, а на мощных малогабаритных тракторах Case IH и New Holland уже используются «мокрые» многодисковые муфты сцепления повышенной надежности с электрогидравлическим управлением, при этом практически все малогабаритные тракторы оснащают демпферами для гашения крутильных колебаний.

Малогабаритные тракторы штатно комплектуют в основном ступенчатыми синхронизированными коробками передач (КП), а тракторы фирмы John Deere сравнительно небольшой мощности – бесступенчатыми КП, управляемыми от одной педали. Модели повышенной мощности фирмы Massey Ferguson оборудуют еще и частично синхронизированными КП. По заказу малогабаритные тракторы могут оснащать и более дорогими КП с переключением передач под нагрузкой, а также ходоуменьшителями, требующимися для работы с «ползучими» скоростями движения при выполнении ряда сельхозопераций, особенно на посеве.

Число передач вперед/ назад, обеспечиваемое этими КП, составляет преимущественно 32/ 16, 24/ 12, 12/ 12. В рабочем диапазоне скоростей 40…12 км/ч эти КП имеют от 4 до 14 передач, число которых увеличивается с ростом мощности. Максимальная транспортная скорость малогабаритных тракторов в зависимости от типа КП довольно высокая – 30 или 40 км/ч, что свидетельствует об их широком использовании на транспортных работах для перевозки грузов.

Задние валы отбора мощности (ВОМ) малогабаритных тракторов выполняют независимыми, как правило, одно- или двухскоростными с экономичной частотой вращения (540Е), а тракторов John Deere, Massey Ferguson и New Holland еще и синхронными, скорость вращения которых пропорциональна скорости трактора, требуемой, например, при посеве, внесении удобрений. Для расширения возможностей агрегатирования их могут по заказу дополнительно оснащать и передними, главным образом односкоростными ВОМ, а также передней навесной системой меньшей, чем задняя, грузоподъемности.

Включение привода переднего ведущего моста и его блокировки на подавляющем большинстве малогабаритных тракторов электрогидравлическое, а на тракторах John Deere этот привод автоматический.

В качестве стандартного на малогабаритных тракторах применяется вмонтированное в рулевую трапецию передних управляемых колес гидрообъемное рулевое управление.

На всех малогабаритных тракторах внедрено широко распространенное на стандартных, крупных тракторах одновременное торможение и передних, и задних колес дисковыми «мокрыми» тормозами с гидроуправлением.

Преимущественное применение на малогабаритных тракторах находят эффективные в эксплуатации, отличающиеся большой ходимостью, радиальные шины типа R. Колею как передних, так и задних колес фирмы выполняют, как правило, бесступенчато регулируемой в диапазоне 920…1370 мм.

Подавляющее большинство малогабаритных тракторов оснащают раздельно-агрегатными гидросистемами, чаще с увеличенным до 18…19 МПа максимальным давлением, гидронасосами с подачей 18…66 л/мин и задними трехточечными навесными устройствами, I или II категории и максимальной грузоподъемностью от 392 до 2720 кг, имеющими штатно или по заказу позиционное, плавающее, силовое и смешанное регулирование (фирмой John Deere эти виды регулирования предусматриваются только на моделях для садов и виноградников).

Большинство моделей оснащают достаточно комфортными защитными шумо- и виброизолированными кабинами. Так, New Holland оборудует ими свои тракторы штатно, Case IH и John Deere – штатно или по заказу, Massey Ferguson штатно оборудует тракторы только низкими кабинами, эффективными на работах, например, внутри животноводческих помещений, либо машины поставляют без кабин, оснащая только дугой-каркасом безопасности. Уровень шума в кабинах в основном 77…79 дБ (А), редко, например, на тракторах New Holland – 85…86 дБ (А). Кабины штатно оборудуют эффективными отопительно-вентиляционными установками, по заказу – кондиционерами, а также монтируют на сайлентблоках для гашения вертикальных колебаний.

Органы управления (педали, рычаги и др.), контрольно-измерительная аппаратура и приборы удобно расположены и сгруппированы, что создает оператору дополнительный комфорт. Высоко размещенное сиденье в сочетании с компактным двигателем и большой площадью остекления кабин спереди, сбоку и сзади обеспечивают хорошую круговую обзорность фронта работ. Практически на всех моделях сиденья выполняют подрессоренными на амортизаторах, регулируемыми по росту и массе оператора.

В качестве дополнительного оборудования по заказу широко используются не только шины разных типоразмеров для разных условий работы, передние балластные грузы для увеличения тягово-сцепных свойств, но и КП с переключением всех или нескольких передач под нагрузкой (тракторы Сase IH, John Deere и New Holland), причем тракторы фирмы New Holland оснащают еще и автоматизированной системой диагностики.

Малогабаритные тракторы широко используются не только на пахоте однокорпусными плугами, культивации, бороновании, междурядной обработке посевов и транспортировке грузов прицепами. Их можно также применять для работ по фрезерованию почвы, опрыскиванию, окосу трав, прессованию сена, погрузке с передними и задними навесными орудиями.

В России малогабаритные тракторы используют не столь широко, как за рубежом, поскольку их номенклатура, особенно в диапазоне повышенной мощности, ограниченная.

Тракторное машиностроение

Тракторное машиностроение специализируется на производстве промышленных и сельскохозяйственных тракторов, комбайнов, силовых агрегатов, навесного оборудования, платформ, запасных частей, узлов и деталей.

Огромная территория страны и ее природные ресурсы придают российскому тракторостроению значимую роль в экономике. Эти машины незаменимы в сельском хозяйстве, лесозаготовках, строительстве и стройиндустрии, прокладке дорог и тоннелей, в горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности. Деятельность всех этих отраслей важна для страны, обеспечить ее без регулярного обновления тракторного парка практически невозможно. Продукция машиностроения всегда востребована, и при оптимальной организации работы заводы могут рассчитывать на неплохие перспективы и высокую прибыль.

Историческая справка

Первые серийные тракторы сошли с конвейера предприятия Форда в США в 1917 г. В 20-е годы минувшего века отрасль стала развиваться в Европе и СССР. Родиной советского тракторостроения стал петроградский завод «Красный Путиловец» (позже – Кировский завод), где в 1923 году на базе американской модели Fordson собрана первая отечественная серийная машина.

В период индустриализации в СССР крупные тракторные заводы построены в Сталинграде, Харькове и Челябинске. В годы Великой Отечественной войны все они были эвакуированы за Урал и перешли на выпуск бронетехники.

В послевоенный период потребность лежавшей в руинах страны в тракторах различного назначения серьезно возросла, и для удовлетворения спроса в СССР с 1945 по 1960 годы было построено 6 новых тракторостроительных предприятий. Своеобразным символом послевоенной эпохи стал трактор ДТ-54, который позже широко использовался при освоении целинных и залежных земель.

Пик производства тракторов в СССР пришелся на середину 70-х годов. Тогда 16 заводов, действующих в различных республиках, ежедневно выпускали до 1500 машин. Самой массовой моделью, производимой в Советском Союзе, стала гусеничная машина ДТ-75, серийный выпуск которой был налажен на Волгоградском тракторном заводе. Всего за годы производства построено свыше 250 млн такой техники.

С развалом СССР отечественное тракторостроение оказалось в глубоком кризисе. Многие предприятия были закрыты или перепрофилированы, а спрос на эти машины все больше удовлетворялся за счет закупок из-за рубежа. К середине 2000 гг. в отрасли наметились положительные тенденции. Выжившие в период кризиса 90-х предприятия постепенно стали восстанавливать свои позиции на рынке и налаживать производство новых моделей, соответствующих современным требованиям.

Структура и дислокация отрасли

Большинство предприятий ориентировано на глобальный и расширенный цикл изготовления, не специализируясь при этом на выпуске определенной номенклатуры узлов и агрегатов. Подобное было характерно для СССР, где создавались крупные производства, призванные полностью покрывать потребности заказчиков страны. У тракторостроительных предприятий и сегодня наблюдается низкий уровень специализации и межотраслевой кооперации.

По своей характеристике компании отрасли являются универсальными, обладающими полным комплектом заготовительных, сборочных, инструментальных и ремонтных мощностей.

Реалии рыночной экономики поставили перед тракторостроением задачу более узкой специализации производств, позволяющей оптимизировать логистику и повысить рентабельность машиностроения в целом.

По территориальному признаку тракторостроительные предприятия расположены в наиболее экономически развитых регионах страны. Заводы, специализирующиеся на выпуске сельскохозяйственных тракторов, построены в районах интенсивного земледелия и вблизи крупных агропромышленных комплексов.

Помимо ориентации на регионы потребления, тракторостроительные предприятия находятся недалеко от центров металлургии (это базовые источники сырья для отрасли).

Приоритеты развития российского тракторостроения

Как было отмечено выше, в последние годы в развитии тракторного машиностроения обозначилась положительная динамика. Несмотря на значительное сокращение количества отраслевых предприятий, заводы, сумевшие приспособиться к новым условиям хозяйствования, смогли нарастить производство и увеличить свою долю на отечественном рынке.

Особо заметен рост в сегменте сельскохозяйственного тракторостроения, чему способствовала реализация федеральной программы субсидирования производителей сельхозтехники. В сегменте промышленных и строительных тракторов успехи не столь очевидны, однако позитивные тенденции присутствуют и здесь.

Специфика российского тракторостроения такова, что отечественные предприятия практически не конкурируют друг с другом – каждый завод имеет свою специализацию и ориентируется на определенную категорию потребителей. Однако российским тракторостроителям в условиях свободного рынка приходится серьезно конкурировать с зарубежными производителями, и эта конкуренция на сегодняшний день определяет приоритеты развития отрасли.

Самым главным для российских заводов является повышение эффективности выпускаемой продукции за счет разработки и внедрения в серийное производство современных машин, оснащенных электроникой и автоматизированными системами. Для достижения этих целей создаются либо новые конструкции с широким набором гидравлических и пневматических устройств, либо старые модели подвергаются глубокой модернизации.

Не менее важной задачей для российского тракторостроения является повышение топливной эффективности машин. В советский период значительный расход дизеля для тракторов считался нормой, так как это повышало мощность машин до необходимых значений. С приходом на российский рынок зарубежных моделей стало очевидно, что импортная техника при аналогичной мощности потребляет значительно меньше топлива. В условиях роста стоимости горюче-смазочных материалов повышение топливной эффективности выпускаемых российскими заводами тракторов стало первоочередной задачей для инженеров и конструкторов.

Только успешное решение вышеназванных целей позволит российскому тракторостроению составить серьезную конкуренцию многочисленным иностранным предложениям.

Тракторостроительные предприятия России

Крупнейшими игроками рынка являются:

  • Промышленная группа «Кировский завод» (г. Санкт-Петербург);
  • Челябинский тракторный завод «Уралтрак»;
  • Челябинский завод тракторной техники;
  • Петербургский тракторный завод;
  • Алтайский тракторный завод «Гранд» (г. Барнаул);
  • Чебоксарский завод промышленных тракторов;
  • ООО «Амкодор-Онего»;
  • ООО «Орские прицепы» (ПО «Сармат»).

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Тракторные заводы.

Читайте нас в Яндекс Дзен и подписывайтесь во Вконтакте.