С 54 самолет

Опыт ведения воздушных войн свидетельствует, что победу одерживает та из сторон, которая более быстрыми темпами, чем противник, сумеет нарастить боевую мощь своей авиации. А этого нельзя достичь, имея на вооружении только тяжелые истребители, способные эффективно решать широкий круг боевых задач, но обладающие одним весьма существенным недостатком: в случае возникновения угрозы широкомасштабных боевых действий (а события в Югославии лишний раз подтвердили, что подобные сценарии в обозримом будущем вполне вероятны) даже наиболее развитые в экономическом отношении страны не смогут быстро и в нужных количествах развернуть их полномасштабное производство.

В настоящее время планами ВВС США предусматривается до 2012 г. закупить лишь 339 истребителей пятого поколения Локхид Мартин F-22A «Рэптор» (возможно, в дальнейшем это число уменьшится). Даже если Министерство обороны России сумеет найти средства на развертывание выпуска собственных истребителей аналогичного класса, их число, при самом оптимистичном прогнозе, также вряд ли превысит две — три сотни. Этого явно недостаточно для сохранения способности к ведению боевых действий в воздухе в любой сколько-нибудь продолжительной войне.

Очевидно, что истребительный парк ВВС нашей страны должен включать также легкие, простые в производстве «мобилизационные» самолеты, массовый выпуск которых можно сравнительно быстро развернуть на предприятиях авиационной промышленности в угрожаемый период или непосредственно в ходе боевых действий.

Современный уровень авиастроения позволяет создать такой истребитель — своеобразный «МиГ-21 XXI века», по своим боевым возможностям не уступающий значительно более тяжелым и дорогостоящим машинам типа Су-27, F-15 или F/A-18E/F. Создание легкого компактного истребителя корабельного базирования, имеющего минимальные габариты, позволило бы резко повысить боевой потенциал авианосцев, в несколько раз увеличив число боевых самолетов на борту каждого корабля. Немаловажным достоинством легкого истребителя является и его значительно более высокий экспортный потенциал. Сегодня тяжелыми истребителями (класса Су-27 или F-15) располагают лишь несколько стран — Россия, США, Китай, Индия, Израиль, Саудовская Аравия и Япония. В то же время десятки стран имеют в составе своих ВВС более легкие истребители четвертого поколения (МиГ-29, F-16, F/A-18 и «Мираж» 2000). Однако и эти самолеты, нормальная взлетная масса которых уже перевалила за 15 т, уже нельзя в полной мере назвать «легкими». И уж никак не «тянут» на «легкую весовую категорию» зарубежные самолеты нового поколения — EF2000 «Тайфун», «Рафаль» и F-2. Запредельной (60 — 100 млн. долл.) стала и стоимость этих машин, что делает их недоступными для большинства потенциальных покупателей.

В этих условиях в ряде стран, активно ищущих свое место на мировом авиационном рынке (Китае, Индии, Германии, Южной Корее и др.) начались работы по созданию более легких (10 — 12 т) и значительно более дешевых машин, в значительной степени ориентированных на экспорт. Однако анализ характеристик этих самолетов позволяет сделать вывод, что по своим боевым возможностям они будут значительно уступать модернизированным российским, европейским и американским истребителям.

Работа по созданию легкого боевого самолета (точнее — семейства самолетов — С-54, -55 и -56) ведется в ОКБ «Сухой». Первоначально программа С-54, реализация которой была начата в 1990 г., предполагала разработку сверхзвуковой учебно-боевой машины, предназначенной для подготовки летчиков-истребителей советских ВВС, а также для поставок на экспорт. При этом предусматривалось широкое использование научно-технического задела, полученного в ходе разработки истребителя Су-27. Однако успехи, достигнутые при создании модернизированных истребителей семейства Су-27 — Су-33, -33КУБ, -35 и др., достижения в области аэродинамики, электроники, двигателестроения, бортовых систем, позволили существенно расширить потенциал самолета, превратив его из учебно-боевой в полноценную боевую машину, по своим основным характеристикам не уступающую (или превосходящую) Су-27, но имеющую при этом вдвое меньшую массу и стоимость.

С самого начала самолет С-54 проектировался с учетом возможности корабельного базирования (с установкой складного крыла, тормозного гака, применением антикоррозийной защиты и т.п.). Такой подход конструкторов основан на учете мирового (главным образом, американского) опыта, в соответствии с которым значительно проще сделать из хорошего палубного самолета сухопутный, а не наоборот.

Технические решения, заложенные в проект корабельного истребителя С-56, позволяют увеличить «самолетовместимость» авианосцев в два — три раза, что резко повышает боевую эффективность корабельных групп, позволяя выиграть «борьбу на истощение» с авианосцами противника.

Требование обеспечения базирования на российском авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» определило массовые характеристики истребителя С-56. Дело в том, что аэрофинишерные машины, установленные на «Кузнецове», из-за своей инерционности просто не успевают раскрутиться, если масса садящейся машины составляет менее семи т: возникают недопустимо большие продольные перегрузки при торможении, что может привести к поломке самолета или травмам летчика. Исходя из этого, нормальная взлетная масса С-56 (с двумя ракетами класса «воздух — воздух» средней дальности и двумя УР ближнего боя) составила 12 т — немногим больше, чем у последних модификаций МиГ-21 (8 — 9 т).

Аэродинамическая компоновка С-54/55/56 близка компоновке самолета Су-33: цельноповоротные переднее и заднее хвостовое оперения, трапециевидное крыло относительно большого удлинения, плавно сопрягающееся с фюзеляжем, двухкилевое вертикальное оперение.

Однако есть и существенные отличия. По сравнением с последней машиной семейства «двадцать седьмых» — Су-ЗЗКУБ — аэродинамика нового легкого истребителя значительно улучшена. Крыло стало адаптивным, что значительно увеличило аэродинамическое качество. Для улучшения маневренных характеристик кили и подфюзеляжные гребни сделаны цельноповоротными и установлены на одной оси.

С-56 будет, без преувеличения, самым компактным истребителем в мире. Конструкторы поставили перед собой задачу «вписать» поперечное сечение самолета в «сложенном» виде в квадрат со сторонами 3х3 м. Этого удалось достичь за счет применения двойного складывания крыла, которое «ломается» по оси узлов крепления к фюзеляжу, а также в средней части консолей (при этом одна половина накрывает сверху другую). Еще одно оригинальное решение — «приседающее» шасси. Передняя опора убирается поворотом вперед, а основные опоры — поворотом назад. В полуубранном положении шасси самолет «садится» на своеобразный «шпагат», что ограничивает его стояночную высоту тремя метрами. Это позволяет по-новому подойти к размещению самолетов на авианосце.

Между ангарной и галерейной палубой авианосца может появиться еще одна легкая палуба, что обеспечит возможность приема на борт корабля в два — три раза большего числа истребителей. При этом не потребуется внесения сколько-нибудь серьезных изменений в конструкцию самолетоподьемников. Для размещения самолетов, имеющих большие габариты (например, Су-33) и вертолетов часть ангарной палубы может быть сохранена одноярусной.

При создании самолетов С-54/55/56 не предусмотрено столь широкое, как на американских истребителях пятого поколения F-22 и JSF, применение средств снижения радиолокационной заметности. В частности, вооружение, в отличие от американских машин, будет размещено лишь на внешних узлах подвески. В то же время радиолокационную заметность предполагается уменьшить приблизительно на порядок за счет более тщательного сопряжения подвесного вооружения и планера, снижения числа выступающих деталей, антенн, крепежа, применения радиопоглощающих покрытий и материалов и т.п.

На двухместном самолете С-55 принято поперечное размещение кресел летчиков (как на Су-24, Су-27ИБ и Су-ЗЗКУБ), что облегчает взаимодействие экипажа в полете и упрощает обучение летчиков. При этом, несмотря на малые размеры самолета, удалось сохранить расстояние между креслами, не меньшее, чем на бомбардировщике Су-24.

С-54 оснащен одним двигателем типа АЛ-31 с «трехмерной» системой управления вектором тяги. При нормальной взлетной массе обеспечена взлетная тяговооруженность, значительно больше единицы. В перспективе, при оснащении машины двигателем нового поколения, возможно достижение и сверхзвуковой крейсерской скорости. Во внутренних баках С-54 может размещаться 4500 кг топлива (для сравнения, вдвое более тяжелый американский истребитель F-15C «Игл» может брать на борт лишь 6100 кг керосина). Это, а также совершенная аэродинамика, обеспечили возможность достижения практической дальности, равной 4000 км (у F-15 без подвесных баков она составляет только 2000 км). Самолеты семейства С-54 планируется оснастить самым современным БРЭО. Диаметр радиопрозрачного обтекателя БРЛС в носовой части фюзеляжа равен диаметру обтекателя самолета типа Су-27 (порядка 1 м). Это позволяет установить на легкий истребитель мощную радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой, обеспечивающую дальность обнаружения воздушных целей, значительно большую, чем у таких самолетов, как F-16C или JSF. БРЛС будет дополнена новым оптико-электронным комплексом, включающим низкоуровневую ночную систему и способным работать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям.

Как и на других перспективных российских истребителях, на С-54 и его модификациях предполагается установить мощный бортовой вычислительный комплекс с отечественными процессорами, имеющими быстродействие в несколько десятков миллиардов операций в секунду. Информационно-управляющее поле кабины выполнено по новым принципам, с использованием многофункциональных цветных индикаторов, имеющих размер по диагонали, равный 14… 15 дюймов.

В кабине самолета планируется установить усовершенствованное катапультное кресло, являющееся дальнейшим развитием кресла К-36. Будет применен новый противоперегрузочный костюм и кислородная система летчика, обеспечивающие возможность ведения маневренного воздушного боя с перегрузками 10…12. Летчик получит и новый облегченный шлем, совмещенный с нашлемным индикатором.

При создании истребителя принимаются меры по значительному (на порядок) снижению численности наземного (корабельного) обслуживающего персонала.

Несмотря на экономические трудности, paботы по самолетам семейства С-54 продолжаются, однако реализацию проекта нужного ускорить, так как через несколько лет в состав индийского флота должен вступить переоборудованный в «полноценный» авианосец бывший авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».

С-56 является идеальной машиной для оснащения этого корабля, а также легкого «авианосца противовоздушной обороны», строительство которого планировано на индийской верфи, однако, если российская машина опоздает, на палубах индийских кораблей могут «прописаться» машины западного производства — например, французский «Рафаль» М, запущенный в серийное производство, или новые модификации «Харриера». То же самое может случит и в Китае, который в скором будущем также обзаведется собственными авианосцами. Ощущают потребность в самолетах такого класса и российские вооруженные силы. Появление в начале следующего десятилетия нового легкого и дешевого истребителя, проект которого уже достаточно глубоко проработан, позволило бы в короткое время увеличить боеспособность отечественных ВВС и морской авиации, а также укрепить позиции России на международном авиационном рынке.

ЛТХ:

Модификация C-54
Размах крыла, м 9.80
Длина, м 12.30
Высота, м 4.47
Площадь крыла, м2 26.42
Масса, кг
пустого самолета 4790
максимальная взлетная 9410
Тип двигателя 1 ТРДДФ Р-195ФС
Тяга, кгс
номинальная 1 х 4200
на форсаже 1 х 6200
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 1660
у земли 1200
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 18000
Экипаж, чел 2

Доп. информация :

С-54, С-55, С-56

Модификации

Перспективная программа ОКБ Сухого включает в себя строительство лёгких однодвигательных самолётов:

  • С-54 — лёгкий однодвигательный учебно-тренировочный/учебно-боевой самолет
  • С-55 — лёгкий однодвигательный экспортный истребитель
  • С-56 — лёгкий однодвигательный экспортный палубный истребитель

Пока про эти машины известно мало. Лёгкие, возможно, многофункциональные истребители, альтернатива МиГ-29М и ЛФИ.

Высокая кабина С-55 указывает, скорее всего, на ударную (штурмовую) специализацию машины. Особый интерес представляют 2 хвостовые балки с двумя радиопрозрачными обтекателями. Все модификации — однодвигательные интегральные трипланы. Двигатель — АЛ-31. В дальнейшем вероятна установка АЛ-41 или Р-79.

В 1998-м году ходили слухи, что проект закрыт в пользу аналогичных разработок ОКБ Микояна. Но, в конце мая 1999-го года, перед собранием акционеров, создание этих машин — следующая по очереди программа после постройки Су-32МФ.

Характеристики

С-54
Экипаж, чел. 21
Размеры размах крыла, м 9.08
длина самолёта, м 12.30
высота самолёта, м 4.47
площадь крыла, м2 26.42
Силовая установка
С-54
Двигатели Один ТРДДФ Р195ФС (1х4200/6200 кгс). Возможно применение РД-33, F404 или RB199.
Массы и нагрузки, кг
С-54
Пустого 4790
Максимальная взлетная 9410
Максимальная посадочная 7130
Лётные данные
С-54
Максимальная скорость, км/ч 1650
Максимальная скорость у земли 1200
Практическая дальность полета (без ПТБ), км на малой высоте 820
на большой высоте 2000
Практический потолок, м 18000
Длина разбега, м 360
Длина пробега, м 500
Максимальные эксплуатационные перегрузки +9/-3

1. При необходимости пилотирование самолета может осуществляться одним летчиком из передней кабины.

Электронное оборудование

Самолет оснащен ЭДСУ, которая может перепрограммироваться для обеспечения подготовки летчиков самолетов различных типов.

Имеется автоматическая система приведения самолета к горизонту и выведения из штопора, а также система автоматической фиксации параметров полета.

Конструктивные особенности

Однодвигательный двухкилевой самолет с интегральной компоновкой. Воздухозаборник подфюзеляжный. Единый фонарь с улучшенным обзором, закрывающий кабину курсанта и инструктора.

Конфигурация самолета близка конфигурации истребителя Су-27.

Состояние программы

В стадии разработки.

Дополнительные сведения.

Предназначен для замены УТС/УБС Аэро L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» чехословацкого производства. Участвовал в конкурсе проектов УТС для ВВС России в декабре 1991 г., но не прошел его, т.к. одним из главных требований Министерства Обороны было оснащение УТС двухдвигательной силовой установкой.

Зимой 1993 г. велись переговоры с правительством Индии о совместной реализации программы самолета С-54. Предполагается создание одноместной истребительной модификации самолета, которая может заменить в индийских ВВС самолеты МиГ-21.

Рассматривалась возможность участия самолета С-54 в конкурсе на перспективный УТС JPATS для ВВС и ВМС США.

Маневренные характеристики УТС соответствуют характеристикам истребителей четвертого поколения (МиГ-29 и Су-27), что обеспечивает быстрый переход молодых летчиков с учебного на боевой самолет.

Как сообщал генеральный директор АООТ «ОКБ Сухого» Михаил Погосян, в середине октября 1999 года завершена разработка конструкторской документации на новый легкий истребитель, который получил пока индекс С-54. Генеральный директор не стал раскрывать тактико-технические данные нового самолета, но отметил, что при его создании будут использованы технологии, применяемые в крылатых машинах четвертого и пятого поколений.

«Такие авиационные комплексы, как тяжелые двухдвигательные истребители Су-27 и их модификации, — отметил Михаил Погосян, — по цене доступны только богатым странам, и мы считаем, что тот уровень технологий и опыта, который накоплен при создании Су-27 и его последующих модификаций, позволит построить более дешевый современный однодвигательный истребитель меньшей размерности».

На фирме Сухого завершена разработка конструкторской документации на новый легкий истребитель, получивший условное наименование С-54. Об этом корреспонденту Агентства военных новостей сообщил генеральный директор АВПК «Сухой» Михаил Погосян. Он не стал раскрывать тактико-технические характеристики новой боевой машины, но отметил, что при ее создании будут широко использованы технологии, применяемые в истребителях четвертого и пятого поколений. Михаил Погосян уверен, что опыт, накопленный при создании тяжелых истребителей семейства Су-27 позволит создать машину, которая будет отвечать самым жестким требованиям, предъявляемым к истребителям легкого класса. Сейчас фирмой Сухого проводится анализ рынка, и определяются сроки и условия реализации данной программы.

Ссылки

    ЛЕГКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ С-54 / Вестник Авиации и Космонавтики №4’99 / Foxbat AVIa, Foxbat, 15.12.2000 19:11
    …Очевидно, что истребительный парк ВВС нашей страны должен включать также легкие, простые в производстве “мобилизационные” самолеты, массовый выпуск которых можно сравнительно быстро развернуть на предприятиях авиационной промышленности в угрожаемый период или непосредственно в ходе боевых действий.
    Современный уровень авиастроения позволяет создать такой истребитель — своеобразный “МиГ-21 XXI века”, по своим боевым возможностям не уступающий значительно более тяжелым и дорогостоящим машинам типа Су-27, F-15 или F/A-18E/F…

    Опасения в «ОКБ Сухого» //27.05.99, www.avias.com из «НГ», =KRoN=, 15.12.2000 13:11
    Накануне собрания акционеров, которое должно состояться 29 мая, ОАО «ОКБ Сухого» подвело итоги работы в прошлом году и наметило перспективные направления своего развития. Генеральный конструктор-генеральный директор предприятия Михаил Симонов считает основным достижением коллектива «создание системы существования в рыночной экономике».
    К достижениям предприятия можно отнести первый полет двухместного истребителя палубного базирования Су-33КУБ. Начались испытания экспортных Су-30МКК и Су-30МК. Один из этих самолетов разрабатывается по заказу Китая; контракт на поставку машины в эту страну может быть заключен до конца текущего года.
    В ближайших планах — постройка многофункционального боевого самолета Су-32МФ, создаваемого на базе Су-27ИБ. Следующей на очереди программой Симонов назвал строительство семейства легких истребителей С-54, С-55 и С-56. Работа над экспериментальным истребителем С-37 продолжится за счет собственных средств.
    Но положение предприятия выглядит далеко не безоблачным. В последние месяцы усилилось противостояние между руководством КБ и АВПК «Сухой», который в соответствии с приказами президента и постановлениями правительства должен соединить разработчиков и производителей самолетов семейства Су-27. На собрании акционеров 29 мая конфликт может перейти в решающую фазу. Цена ошибки при реформировании кооперации «сухих» очень велика, ведь ни одно другое предприятие России не приносит в казну столько денег от оружейного экспорта (примерно на 1 млрд долл.).

    Планы «ОКБ Сухого» //28.05.99, www.avias.com из «НВО» №20, =KRoN=, 15.12.2000 13:09
    Накануне собрания акционеров, которое должно состояться 29 мая, «ОКБ Сухого» подвело итоги работы в прошлом году и наметило перспективные направления своего развития. Генеральный конструктор — генеральный директор предприятия Михаил Симонов считает основным достижением коллектива «создание системы существования в рыночной экономике».
    Одной из ближайших программ Симонов назвал строительство семейства легких самолетов С-54 (учебно-тренировочный), С-55 (экспортный истребитель) и С-56 (экспортный палубный истребитель).
    КБ интенсивно занимается конверсионными программами. В ближайшее время будет построен легкий транспортно-пассажирский самолет С-80. Ведется проработка проекта административного сверхзвукового С-21. Михаил Симонов также ставит задачу завоевания рынка пассажирских лайнеров сверхбольшой вместимости КР-860. Следует отметить, что ряд экспертов считают две последние программы недостаточно проработанными в финансово-экономическом смысле. В частности, они указывают на бесперспективность двигателей КБ «Союз» для самолета С-21, а также на чрезвычайно высокую стоимость амбициозного проекта КР-860.

СМИ: В Ягодинском лесу могут вырубить 54 гектара для строительства моста через Волгу

Более 54 гектаров зеленых насаждений будет вырублено в Ягодинском лесу в ходе строительства моста через Волгу в этом районе. Как пишет ekovolga63.ru, такие данные предоставил Минлесхоз Самарской области читательнице портала Дарье Сокериной. Согласно ответу ведомства, «подход к мостовому переходу в Ставропольском районе частично расположен в кв. 21, 22, 23, 24 Ягодинского участкового лесничества Ставропольского лесничества на площади 54,57 га., с общим запасом древесины 11,9 тыс. куб.м.».

Информацию «ЭкоВолге» подтвердил и бывший лесничий Ягодинского леса, заслуженный лесовод Самарской области, Виктор Степанов. Правда, его данные несколько отличаются от информации Минлесхоза.

«Трасса будет идти через три лесных квартала: 25, 24, 21, и общая площадь вырубки составит 63 гектара», — сообщил он.

По его информации, первоначальный вариант предусматривал гораздо большую площадь вырубки: от 80 до 100 гектаров, но сейчас остановились на более щадящем варианте вырубки леса.

Точный маршрут подъездной трассы к мосту через Волгу в районе Климовки стал известен в августе, когда областной Минстрой издал приказ о резервировании земельных участков на пути стройки. Однако выстроенный «ЭкоВолгой» маршрут обрывался в нескольких сотнях метров от левого берега Волги. Судя по всему, участки для изъятия под строительство здесь еще не определены. По прямой трасса упирается в водозабор Автозаводского района Тольятти, и было непонятно, как она будет обходить это сооружение с западной или с восточной стороны. Теперь стало ясно, что дорога пойдет с запада от водозабора, через Ягодинский лес и въезд на мост будет расположен там, где сейчас находится стоянка любителей рыбной ловли и оборудованный ими же лодочный причал примерно в 300-500 метров от водозабора.

Общая площадь Ягодинского бора около 2800 гектаров и на первый взгляд вырубка нанесет незначительный ущерб. Но специалисты высказывают опасения, полагая, что вдоль трассы начнется строительство всевозможных торговых центров и стоянок, а площадь вырубки в итоге увеличится.

Стоит отметить, что вырубка в рамках строительства моста и подъездных дорог затронет не только Ягодинский бор, но также лес рядом с Васильевкой в Ставропольском районе, а также лес между Климовкой и Тайдаково. Общая площадь вырубки лесов под строительство моста и автотрассы пока не публиковалась.

Мост через Волгу в этом районе обещают начать строить в 2019 году.

Черная любовь дата выхода, сколько серий, актеры, описание турецкого сериала


Описание сюжетной линии:
Турецкий сериал «Черная любовь» — это история о любви и ненависти, счастье и страданиях. Главную героиня сериала зовут Нихан. Она выросла в богатой семье, ее отец, Ондер, влиятельный предприниматель. У девочки было все, что она хотела, но она никогда не считала себя лучше других.

Однажды по воле судьбы Нихан встретилась с парнем, его зовут Кемаль. Первая встреча произошла в автобусе, вскоре они пересеклись взглядами в галерее, а потом Кемаль спас Нихан, когда она чуть не утонула, и тут все началось. Это была не просто любовь, это был как гром среди ясного неба. Чувства молодых людей переливались через края, но может ли быть будущее между дочкой бизнесмена и сыном простого парикмахера?
В сериале есть еще один персонаж. Его зовут Эмир, и он испытывает неразделенную любовь к Нихан, которая не хочет иметь с ним ничего общего. Поскольку отец Эмира, Галип, очень влиятельный деятель, и готов сделать для своего сына всё, он пользуется своим положением и шантажом заставляет отца Нихан дать согласие на свадьбу их детей. Теперь Нихан не остается выбора. Что же будет дальше?
Тут сюжет прерывает трагическое событие. Кемаль работает на шахте горным инженером. Он усердно трудится, чтобы обеспечить себе жизнь. В один прекрасный день на предприятии происходит взрыв. Много шахтеров оказывается в плену. Это реальные события в Турции. После того, как Нихан узнаёт о взрыве, она сломя голову мчится к шахте, чтобы найти своего любимого. Кемаль оказывается жив.
Что теперь предпримет пара для того чтобы больше не расставаться? После этого инцидента они уверены, что их судьба быть вместе, но сможет ли пережить это Эмир?

Новая тактика воздушного боя: зачем Россия создает новый истребитель С-54

К концу XX века техническая сложность боевых самолетов достигла высочайшего уровня, и коснулось это в том числе и наземной инфраструктуры. Использовать истребители вне точек базирования было практически невозможно, а это означало, что в случае уничтожения нескольких аэродромов они превратились бы в бесполезные куски металла.

Кроме того, большие машины было затруднительно перевозить по земле, а их массовое производство сложно разворачивалось в кратчайшие сроки.

Решить эту проблему пытались все конструкторские бюро. Сюда можно отнести создание самолетов вертикального взлета и посадки, истребителей, способных взлетать с грунта, и уменьшение размеров машин. КБ Сухого пошло по третьему пути, и в результате был создан проект легкого истребителя с внутренним шифром С-54. Во многом это было ответом на программу истребителя F-16 в США и разработку в ОКБ им. Микояна многофункционального истребителя МиГ 1.44. Но не только.

Как показал опыт, на современных авианосцах поместится значительно больше таких машин, чем тяжелых истребителей. Кроме того, легкий истребитель ввиду его низкой стоимости пользуется высоким спросом на зарубежных рынках, что отлично видно на примере российского учебно-боевого самолета Як-130.

Истребитель «в багажнике»

Семейству самолетов С-54 отводится несколько ролей: легкий истребитель как наземного базирования, так и для флота, самолет переобучения летчиков на новые типы истребителей и посадку на палубу, а также экспортный вариант.

Всего создавалось три такие машины. С-54 – легкий многофункциональный истребитель, С-55 – двухместный учебный самолет, С-56 – корабельный учебно-боевой истребитель.

Желая создать маленький, простой и эффективный истребитель, конструкторы КБ Сухого параллельно решали задачу скрытого базирования. В проекте С-54 была произведена попытка создать самолет, способный перевозиться в малогабаритных контейнерах и взлетать с минимальной подготовкой.

Легкий палубный

Но все же самым вероятным применением самолета является его размещение на авианосцах, и такая возможность предполагалась с самого начала разработки. Габариты машины во фронтальной проекции не превышают 3 на 3 м, а значит, на авианосцах можно разместить в два-три раза больше таких самолетов без серьезной переделки корабля.

Уменьшить размеры предполагалось за счет дважды складывающих крыльев, а также благодаря шасси, позволявших самолету «приседать» на стоянке. При этом в полуубранном положении самолет как бы «садится на шпагат», что уменьшает его высоту до трех метров. В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель Р-195ФС, а потом перейти на АЛ-31Ф. Во втором случае истребитель был бы способен выходить на сверхзвук в бесфорсажном режиме.

Что касается малозаметности, то на С-54 не было предусмотрено такое широкое применение стелс-технологий, как на F-22 и F-35, однако работы над этим велись: снизить радиолокационную заметность предполагалось за счет меньшего числа выступающих деталей, а также с помощью радиопоглощающих материалов. Кроме того, самолет должен был иметь стеклянную кабину с использованием индикаторов размером 14–15 дюймов и бортовой комплекс с мощным компьютером.

Компактное будущее

Финансовые проблемы середины 1990-х годов заставили временно заморозить проект. Для своего времени он был перспективен и актуален, остается он таковым и сегодня, причем в условиях развития беспилотных технологий аппарат такого класса мог бы стать базой для создания беспилотного истребителя. Также развитие авианосной тематики в последние годы заставляет возвращаться к идее легкого и компактного истребителя.

О перспективности однодвигательных истребителей говорит то, что подобную машину в данный момент создает Китай, а Индия планирует начать сборку 100 легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35.

При этом Россия участвует в этом конкурсе с МиГ-35 (который скорее можно отнести к среднему классу), потому что в данный момент в нашей стране нет производства однодвигательных истребителей.

Кроме того, в ходе презентации МиГ-35, которая прошла в январе, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. По некоторым данным, эта машина будет иметь один двигатель и не исключено, что при ее создании будут использованы наработки по С-54.

Сценарий новой войны

События в Югославии, Ливии и Сирии показали, что в современной войне победу одерживает та сторона, которая способна в кратчайшие сроки нарастить боевую мощь ВВС. В частности, это касается быстрого налаживания производства, что затруднительно сделать в случае с тяжелыми истребителями.

Это означает, что Россия должна наряду с тяжелыми самолетами иметь и легкие, так называемые «мобилизационные» самолеты, производство которых легко начать в кризисный период.