Русская и казах

Содержание

Истинные русские бегут из Казахстана. Им не оставляют выбора

Царьград уже писал о буме переименований населённых пунктов, улиц и площадей в Казахстане, где региональные власти стремятся избавиться от русского и советского наследия. Во главе этого процесса стоят казахские НПО, местные акиматы и общественники, которые даже не скрывают своей западной ориентации. Однако идею начинают поддерживать и в более высоких эшелонах республиканской власти.

С началом 2020 года для изучения специалистам было представлено аж восемь вариантов нового казахского алфавита на латинице, более того, звучат предложения о переводе русского языка в республике на латинскую транскрипцию.

Рэнкинговое агентство Ranking.kz между тем опубликовало свежий обзор по миграции в Казахстане. Из этого документа следует, что в 2019 году республику покинули 34,2 тыс. человек при притоке населения всего в 8 тыс. человек. Большинство из уехавших — 25 тыс. человек — русские. Что же заставляет наших соотечественников бежать из Казахстана?

Бум отъездов

Как отмечает Ranking.kz, Казахстан в 2019 году вновь столкнулся с отрицательным сальдо внешней миграции. Сальдо высчитывается как разница между приехавшими и уехавшими, и по итогам трёх кварталов 2019 года оно составило минус 26,2 тыс. человек (годом ранее — минус 22,2 тыс. человек). При этом из обзора следует, что в целом население Казахстана увеличивается, однако происходит это за счёт рождаемости. В 2018 году численность населения республики составляла 18,2 млн человек, сейчас же достигла 18,4 млн.

Кроме этого, из статистики следует, что Казахстан потерял в основном самое трудоспособное население: 23,6 тыс. из общего числа выбывших — это люди от 16 лет и до пенсионного возраста. Республику, к примеру, покинули 1,5 тыс. пенсионеров. Взамен в Казахстан въехало лишь 6,2 тыс. людей трудоспособного возраста.

Как к этому относятся в Казахстане

Действительно, если русские массово выезжают из республики, значит, это о чём-то говорит? По мнению некоторых казахов, это говорит о том, что они просто недостойны дружбы казахского народа. Звучат мнения, что русские делятся на две категории — «хорошие» и «плохие». Уезжают «плохие», а «хорошие» русские остаются и поддерживают переименования русских городов и улиц. Такой вот парадокс по-казахски.

В 2019 г. из Казахстана уехало 25 тыс. русских. Фото: Lucky Photographer / .com

«В нашей стране всегда были русские, разделявшие боль и страдания казахов, а также их радости. Как были и те, кто их охранял со сторожевых вышек. Но первых всегда было больше», — написал в сообществе «Новости Казахстана» в Facebook главный редактор сайта «Алтынорда» Серик Малеев, утверждающий, что «русские Казахстана поддерживают переименование Павлодара».

Он также не гнушается называть русских «ватниками», и использование этого определения совершенно точно фиксирует данную идеологию в уже понятном нам русофобском ключе, который известен благодаря властям Украины.

То, что в русском сообществе Казахстана имеет место раскол, и оно поделено на так называемых шовинистов-ватников, выступающих против независимости Казахстана, и на русских — патриотов своей страны, — это объективный исторический процесс,

— уверен Малеев.

Если почитать сообщество внимательнее, то русофобия просто бросается в глаза. Так, например, в другом посте Малеев пишет, что «Россия хотела поглотить Беларусь, введя её в состав Российской Федерации». Москва, продолжает он, «спрятала свою имперскую затею под маской углубления интеграции двух государств».

«Но белорусам собственная независимость оказалась дороже российской нефти. Что привело к резкому охлаждению отношений между белорусами и россиянами», — злорадствует выразитель общественного мнения в Казахстане.

Безусловно, не следует обобщать и говорить о том, что все казахи думают так же, как Малеев. Однако интернет-газета «Алтынорда» имеет своего читателя, а зайдя на сайт, не трудно убедиться в том, что ресурс просто пропитан нелицеприятными политизированными и провокационными заявлениями о России.

Если верить Малееву и его аудитории, то казахи вовсе не расстроятся от того, что «плохие» русские, не согласные с переименованиями и наступлением на русский язык, решили уехать из этой страны.

В чём причина?

Однако реальная причина состоит вовсе не в том, что русские якобы делятся на «ватников» и патриотов Казахстана, а во всё более явном притеснении всего русского. Инициатива по переименованию Павлодара вызвала широкую дискуссию, и к вопросу уже подключились власти Казахстана, которые поддерживают эту идею.

Переименование Павлодара вызвало широкую дискуссию, и к вопросу уже подключились власти Казахстана, которые поддерживают эту идею. Фото: kzww / .com

Инициатива принадлежит представителю общественной организации Jebe Жумабеку Сманову, который выдвинул её на встрече с депутатом Мажилиса Айзадой Курмановой. Павлодар предлагается переименовать в Ертіс. Примечательно, что инициатива внезапно (или уже не очень) была поддержана Курмановой, а также большим числом местных чиновников, журналистов и общественных деятелей.

В Павлодаре решением местных властей уже произошло переименование 13 улиц, включая носившую ранее имя Михаила Кутузова. Этот процесс идёт и в Восточно-Казахстанской области, где переименования коснулись нескольких сотен улиц, посёлков, райцентра Зыряновск. Известно, что там войну русским названиям объявил местный аким Даниал Ахметов.

При этом нельзя не напомнить, что Павлодар как поселение существовал ещё с XVI века, когда был основан русскими переселенцами в Прииртышье. В 1861 году город получил название Павлодар в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича. Но казахи предпочитают забыть о том, кто и как основал город, и «причесать» процесс переименования улиц под «декоммунизацию», которая по-хорошему не имеет отношения к Российской империи. Отсюда следует и ещё один вывод: инициаторам переименования Павлодара, а также массы других населённых пунктов, улиц и площадей всё это неважно. Важно, чтобы не было русского.

Нельзя не сказать, что Казахстан производит сегодня впечатление государства, которое не может осознать себя и свою историю. Сразу восемь вариантов «латинского» казахского алфавита — это очень много. Ну а если переход на латиницу состоится, то это будет означать необходимость вновь учить население читать, учить азбуку, да вдобавок переводить на новый язык всю литературу. А как быть школьникам, которые начали учиться на кириллице, а должны будут закончить латиницей?

Кроме этого, известна инициатива бывшего президента страны Нурсултана Назарбаева, выдвинутая им ещё шесть лет назад. Он предложил переименовать… нет, не город, а всю страну. Казахам следует отказаться от слова «Казахстан», посчитал Назарбаев, и в январе 2019 года его поддержали депутаты казахского Мажилиса, которые продолжают обсуждать эту идею.

А как же история?

Наконец, может сложиться впечатление, что Казахстан теперь идёт по пути Украины. И дело не только в дерусификации, но и в попытках придумать собственную историю. Так, доктор философских наук и в прошлом доцент КазНУ имени Аль-Фараби Б. К. Бейсенов заявил, что Адам был на самом деле казахом.

Казахский писатель и историк Мухамбеткарим Кожырбайулы доказывал, что Древний Рим основали казахи. Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи», по мнению историка, был этническим казахом. Древняя Греция также была основана казахскими мигрантами, так как название «Эллада» якобы происходит от казахского «Ел ата» (Страна Отцов), а эллины зовутся так от казахского «эл» — «страна».

«Государственное устройство Римской империи создано в соответствии с племенной системой Казахского каганата. К примеру, в Римской республике особой властью был наделён сенат — совет аксакалов. У казахов есть три жуза, а у римлян народ также подразделялся на три категории: курию, центуриат и трибу», — утверждает Кожырбайулы.

Чем отличается казахский русский от русского россиянина?

Так кто он — казахский русский? Чем отличается от российского русского? Можно ли говорить, что это разность основывается на культурных и мировоззренческих особенностях? Эти вопросы адресованы общественно-политическим деятелям.

Фото: dilizhans-show.kz

Дружелюбные

По мнению Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива», отличий казахского русского от российского много. Это является закономерным следствием продолжительного проживания в условиях Казахстана.

— Нас, на мой взгляд, особенно характеризуют открытость, позитивное отношение к казахам и другим этносам, принятие ряда их материальных и духовных ценностей. Так, в детстве слушаем и читаем казахские сказки. С интересом смотрим многие казахские фильмы. С удовольствием едим баурсаки, бешбармак, казы и т. д. Имеем широкий интернациональный круг общения.

В то же время в своем большинстве здешние русские не владеют казахским языком. У каждого, конечно, на это есть свои причины. Но в целом здесь сказывается фактор русскоязычной среды, которая стала естественной и привычной для многих казахстанцев.

Другой чувствительной для русских граждан темой является эмиграция, преимущественно в Россию. Думаю, что первую волну этого процесса в 1990-х годах составили главным образом люди, приехавшие в разное время в Казахстан из России и других республик бывшего СССР по трудовой разнарядке или иным обстоятельствам, и члены их семей.

А вот в течение последних 2-3 лет, похоже, активно уезжают уже коренные казахстанцы

Среди причин их эмиграции преобладают социально-экономические (отсутствие постоянной и хорошо оплачиваемой работы, перспектив для детей и т. п.). Но многие из этих людей

уезжают с долей сожаления и большой теплотой к Казахстану, который был и остается в душе их родиной

Сплоченные

И жизненный опыт, и всевозможные научные исследования показывают, что русские, живущие долгое время в Казахстане и других странах, то есть вне исторической родины, осознанно или неосознанно преуспевают в сохранении и развитии родного языка и культуры.

Именно это, по моему мнению, наиболее всего выделяет нас в России, особенно в ее глубинке.

Казахские русские также более склонны к созданию семейных союзов на интернациональной, смешанной основе,

чем российские. Есть явные различия между ними и в разных социально-бытовых вопросах, включая общение, гостеприимство, отношение к людям других национальностей и т. д.

Хотя Россия является большой страной, и русские из центральных регионов имеют определенные ментальные, культурные и даже языковые отличия от своих сограждан из Сибири, Поволжья, Калининграда, Архангельска и т. д.

Кстати, регионализм является серьезным фактором, который проводит некоторые грани между русскими из РФ

У русских Казахстана же в силу объективных факторов такого нет, что делает нашу этническую общность относительно сплоченной.

Лояльные

Кроме того, в политическом отношении лояльность большой части россиян к своей центральной власти обусловлена преимущественно внешними факторами. Там наблюдается консолидация вокруг властей под воздействием экономических санкций, всевозможных политических и военных демаршей со стороны Запада.

В Казахстане же русские в большинстве лояльны к руководству страны вследствие проводимой им политики поддержания межэтнического и межконфессионального согласия.

Конечно, все эти моменты проявляются у русских Казахстана и России не стопроцентно. Но когда наших бывших сограждан, эмигрировавших в РФ, местные жители зачастую называют казахами, это во многом объясняется именно отмеченными выше особенностями сознания и поведения казахских русских.

От среды продолжительного проживания никуда не уйдешь. Особенно казахстанцам в 3, 4 и более старшем поколениях

Наполовину казахи

По мнению Петра Своика, главное, что русских, вне зависимости от среды и региона проживания, объединяет единая культурная основа, которая нивелирует ментальные различия.

— С одной стороны, можно согласиться и подтвердить, что казахстанские русские имеют несколько иной менталитет, чем российские русские. Но я бы это назвал вторичным признаком.

А первичным то, что казахстанских русских, русских-русских и казахстанских казахов — это большая часть городских, со всеми остальными обитателями России, объединяет общая культура, общий язык, общее информационное пространство.

И в этом смысле

некая особенность казахстанских русских почти такая же, как особость дальневосточных русских или кавказских русских

и дальневосточно-украинских русских. Понятно, что перемешаны этносы, сильно перемешаны крови, очень много интернациональных браков. Соответственно русские, распределенные по этому пространству, например на Кавказе, тесно переплетены с кавказцами, а

в Казахстане русские и казахи — это один почти народ. Во всяком случаи те, для кого родной русский

Очень важно, что воспитание и восприятие жизни происходит на одном и том же языке. И это казахстанских русских касается. Практически в той же степени, что и большинство казахов.

Симбиоз с опаской

Поскольку в Казахстане государственность во многом по факту выстроена на этническом принципе, есть иной взгляд на некое раздвоенное принятие у русских Казахстана как страны проживания, своей родины и как государства.

Если ты здесь родился, то это действительно твоя страна, тебе здесь комфортно жить в сообществе с казахами. А вот на счет государственности есть нюансы. Это скорей все-таки казахская государственность. Тут есть некое различие.

Безусловно, те, кто уезжает из Казахстана и оседают в какой-нибудь Тамбовской или Орловской губерниях, испытывают некое отчуждение по отношению к себе.

Но люди ведь уезжают, потому что есть некая опаска усиления национализма у казахов

Напрямую это не демонстрируется, но есть опасение, что после транзита власти националистическая тенденция усилится, тем более, что сейчас есть некие посылы на этот счет.

Казахстанские русские – это уже наполовину казахи. Во-первых, многие просто перемешаны с казахами. Во-вторых, в любом случае тот, кто живет в Казахстане постоянно, неплохо знает казахский. Достаточно много казахских традиций перенимаются и входят в быт неосознанно, это факт. Как и казахи во многом русифицируются по культуре и обрядам. Наблюдается некий симбиоз.

Нужно пользоваться моментом, фиксировать и выезжать

Казахстан строит национальное государство, и никак не будет по-другому. Не стоит надеяться, нужно собирать волю в кулак и выезжать либо растворяться в иной идентичности.

Казахских русских все-таки нет

Как считает руководитель республиканского славянского движения «Лад» Максим Крамаренко, между русскими Казахстана и России нет мировоззренческих различий, но ментально они отличаются. Исходя из своих наблюдений, он условно делит русских Казахстана на три группы.

— Во-первых, это условные отличия. У русских, проживающих в СНГ, язык один, культура одна, этнические ценности одинаковые: быть сильным и независимым народом, которому характерно чадолюбие и христианская вера, стремление растить детей в уважении к истории и великой русской культуре, вобравшей в себя многое из культур соседствующих народов.

Но, во-вторых, ментальные отличия все же имеются. Они, с одной стороны,

проявляются в более толерантном отношении к иной культуре и прежде всего к культуре тех, кто проживает рядом

А с другой стороны, присуще чувство раздвоенности: малая родина здесь, а историческая родина хоть и близко, но за границей.

Мировоззренческих различий между русскими России и Казахстана нет

И те, и другие пытаются вписаться в новые социальные (рыночные) отношения, основанные на более демократичном и либеральном подходе к человеку. Это связано с тем, что и у тех, и у других примерно одинаковые проблемы и способы их решения, одинаковые СМИ, особенно электронные.

Четвертого жуза не случилось

Если подразумевать под мировоззрением политическую активность, то

для русских Казахстана характерна большая, чем в России, аполитичность

Можно сказать, что

попытка сформировать четвертый жуз из числа русских или «слепить» русского казаха так и осталась журналистской затеей

Новые русские казахи

Современные русские Казахстана условно делятся на три группы. К первой группе можно отнести тех, кто родился в СССР, которые с ностальгией вспоминают времена, когда русские были старшим братом.

Не потому, что жилось лучше, а потому что ощущали себя более востребованными в социальной жизни,

более ответственными за все, что происходит вокруг. Казахстан не зря называли лабораторией интернационализма. Коллективы, целые города были разноязычные. И это формировалось веками, сюда и сбегали от барщины, и ссылали, и отправляли по комсомольским путевкам, взять хотя бы целинную эпопею.

Эта группа болезненно воспринимает тенденции этнократизма в развитии Казахстана

Многие из них уже уехали, остались те, кому ехать некуда – это те, кто здесь родился и вырос. А также, кто привык к климату, природе.

Вторая группа — это те, кто родился в суверенном Казахстане, а точнее в конце ХХ века и до настоящего времени.

Они воспринимают все происходящее как данность, лишены синдрома «старшего брата»,

но слишком медленно воспринимают позицию представителя национального меньшинства. Политически менее активны, чем их родители, предпочитают заниматься бизнесом.

И третья группа. В силу отъезда русских за все эти годы в Казахстане формируется более гомогенная этносреда.

Появились те, кто пытается в нее интегрироваться.

Это молодые русские, близкие к элите районного и городского масштаба, имеющие родственные связи в казахской среде

LiveInternetLiveInternet

Казахи – один из крупнейших тюркоязычных народов. В мире их насчитывается 14 миллионов человек. казахи проживают в Казахстане, России, Китае, Монголии, Узбекистане, Киргизии, Иране, Афганистане, Пакистане, Турции, Германии, но до недавнего времени не составляли большинства даже в своей стране. Ещё до войны они составляли меньшинство в Казахстане, а в 1959 году по сравнению с данными переписи 1939 г удельный вес казахов во всем населении Казахстана уменьшился с 38% в 1939 г. до 30% в 1959 г. Это произошло за счет притока русских из других республик, особенно во время Великой Отечественной воины и в послевоенный период — главным образом в связи с освоением огромных массивов целинных и залежных земель.

В настоящее же время наблюдается обратный процесс: русские из Казахстана уезжают, а казахи из других стран, наоборот, съезжаются в Казахстан. Поэтому сегодня удельный вес казахов в Казахстане составляет теперь 64%, русских – 22,8%, узбеков – 2,89%, украинцев – 1,95%, уйгуров – 1,41%. Остальной процент составляют немцы, турки, корейцы, дунгане, чеченцы и представители ещё множества народов.

Казахская национальная забава көкпар, известный у русских как козлодрание. По сигналу судьи каждый старается захватить тушу, а остальные бросаются в погоню за захватившим, чтобы вырвать добычу. Побеждает тот, кто дотащит козла до котла.

Не знающие русского языка так называемые оралманы, переселившиеся в Казахстан из других стран навязали коренным казахам Казахстана, пользовавшимся в быту и общественной жизни русским языком, общение исключительно по-казахски.

Численность казахов в России

Регионы

Численность (человек)

Доля от казахов России %

Доля от населения региона %

Астраханская область

149 415

23,1

16,3

Оренбургская область

120 262

18,5

6,0

Омская область

78 303

12,1

4,1

Саратовская область

76 007

11,7

3,1

Волгоградская область

46 223

7,1

1,8

Челябинская область

35 297

5,4

1,0

Тюменская область

19 146

2,9

0,6

Самарская область

15 602

2,4

0,5

Москва и Московская область

12 900

Республика Алтай

12 524

1,9

6,2

Курганская область

11 939

1,8

1,3

Новосибирская область

10 705

1,6

0,4

Алтайский край

1,2

Республика Калмыкия

0,8

Свердловская область

0,7

Республика Башкортостан

0,6

Ростовская область

0,5

Санкт-Петербург

0,4

Красноярский край

0,4

Республика Саха (Якутия)

0,2

Томская область

0,2

Вся Россия

100,00

0,45

Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 648 тысяч человек, при этом число мужчин и женщин примерно одинаково. Это составляет 0,47 % всего населения страны. При этом 63,12 % казахов проживает в сельской местности. Лишь 72 % казахов в той или иной мере владеют казахским языком, но при этом 84% владеют русским.

Антропологически казахи принадлежат к южносибирской малой расе — переходной между большими монголоидной и европеоидной расами. На всей протяженности расселения казахи весьма однородны по описательным и измерительным расовым признакам, но к северу и к западу европеоидные признаки имеют большее распростарнение. Для мужчин и женщин казахских популя­ций характерны прямые, тугие, тёмные волосы. По росту бороды и волосяного покрова на теле выделяются мужчины западных и южных районов Казахстана.
У первых отмечен более слабый рост бороды и волосяного покрова на теле, у южных казахов — наоборот, что говорит о большей европеоидности южных казахов.

В то же время в южных районах Казахстана отмечена максимальная частота узкого разреза глаз. В среднем эпикантус у казахов встречается до 21,7 % у женщин и 34,6 % у мужчин. Сенсацию вызвало изучение генетики казахов. Оказалось, что с русскими многие из них имеют общего предка по мужской линии – 18% процентов казахов имеют гаплогруппу R1a1.

42% казахов имеют монгольскую гаплогруппу С3, причём более тысячи казахов являются прямыми потомками самого Чингисхана. 12%, носят гаплогруппу G1, являясь, таким образом, потомками кавказских народов. 5% являются потомками финно-угорских народов, а 2% – потомками арабов. В целом же среди казахов встречаются носители всех гаплогрупп, даже тех, что принадлежат американским индейцам.

Этногенез казахов происходил в условиях длительного взаимодействия разнородных кочевых племён. В этногенезе важную роль сыграли прежде всего арийцы, обитавшие в древности от Дуная до Байкала. Скифские курганы встречаются не только в степях Украины, но и по всему Казахстану, а в одном из них – Иссыкском курган под Алма-Атой – был найден знаменитый золотой воин.

В 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну и других тюркоязычных племён на территорию Казахстана. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с середины 1-го тысячелетия (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.).

Окончательно же будущие казахи обрели монголоидность только после монгольского завоевания, в результате которого территория современного Казахстана вошла в состав государства, ныне называемого Золотой Ордой. В 1361 году Золотая Орда разделилась на Белую – Ақ Орда – и Синюю – Көк Орда. В 1428 году Белая Орда после смерти хана Барака распалась на Ногайскую Орду и Узбекское ханство. Первая получила название в память хана Ногая – правнука Джучи – старшего сына Чингисхана, второе же – по имени хана Узбека, который Чингисхану также приходился праправнуком, а Джучи – правнуком.


Казахи Старшего жуза

Однако те, чьими именами были названы эти государства, к тому времени давно умерли, и ханом Узбекского ханства стал некий Абулхаир. В своём ханстве Абулхаир решил навести жёсткую дисциплину, которая, правда, не всем понравилась. Не понравилась она двоим султанам Керею и Жанибеку. В 1465 году, откочевав вместе со своими племенами от Абулхаира в дикую степь Дешт-и-Кипчак, эти султаны создали своё государство, ханом которого по старшинству стал Керей. Именно по той причине, что основателями государства и первыми его гражданами стали беглецы, их и стали называть казахами, а их ханство – казахским.

Ханство росло и развивалось, и совсем скоро после своего образования включило в себя и бывшее ханство хана Абулхаира. Однако в 1715 году, после смерти хана Тауке, казахское ханство распалось на три жуза – старший, младший и средний. Названы эти жузы были так потому что племена старшего жуза подчинялись потомкам старшего сына Джучи Орда Еджена, среднего – потомкам средних сыновей Джучи – Батыя и Берке. А роды Младшего Жуза подчинялись потомкам хана Могола – младшего сына Джучи.

Памятник Жанибеку и Керею

Абулхаир (1693-1748)

Предполагаемый флаг казахского ханства

Вскоре после этого разделения над казахами нависла грозная опасность – на территории нынешнего китайского Синьцзяна появился жестокий и страшный народ джунгары. Страшным этот народ был тем, что не просто грабил окрестные народы, а стремился поголовно их истребить. Единственным спасением было найти могущественного покровителя, и такого покровителя казахи нашли в лице России.

В 1730 году Джунгары после недолгого перерыва, вызванного войной с Китаем, вновь активизировались, и хан Младшего жуза Абулхаир (не путать с тем Абулхаиром, от которого бежали Жанибек и Керей. Кстати, для того, чтобы не путать, первого Абулхаира пишут через «Й») запросил защиты у императрицы Анны Иоанновны, предложив ей военный союз против джунгар.

19 февраля 1731 года императрица подписала грамоту о добровольном вхождении Младшего жуза в состав Российской империи, а 10 октября 1731 года состоялся съезд представителей племён Младшего и Среднего жузов, на котором хан Абулхаир, батыры Богенбай, Есет, Худайназар-мурза и ещё 27 влиятельных авторитетов присягнули на Коране на верность императрице. В 1741—1742 джунгарские войска вновь вторглись в Средний и Младший жузы, но вмешательство русских пограничных властей заставило их отступить. Встретив в лице России сильного противника, джунгары прекратили набеги на казахские земли.

С этого времени Млажший и средний жузы находились в русском подданстве, но и русских войск, ни русских поселений в этих краях не было, и казахи, когда на них сильно наседали бухарцы, хивинцы или кокандцы, могли лишь откочевать под защиту русских укреплений Сибирской линии, построенной вдоль границы России в XVIII веке. Однако такой способ защиты от набегов не подходил казахам Старшего Жуза, земли которого находились в Южном и Юго-Восточном Казахстане. Кроме того, значительная часть казахов Старшего Жуза жила осёдло, и не могла бросить дома, поля и огороды. Именно эту часть казахов и стремились поработить кокандцы.

После принятия казахами российского подданства постепенным, но существенным изменениям подверглась и политическая жизнь казахского общества. Ханская власть становилась номинальной; ханы назначались и смещались царским правительством, получали от него жалованье. Уже следующий после Абулхайра хан Младшего жуза — Ну р а ли — целиком находился на службе царского правительства. Со смертью хана Аблая (1781 г.), который, маневрируя в своих отношениях с соседними странами, сумел сохранить относительную независимость, ханская власть в Среднем жузе пришла в упадок. Два хана, назначенные после него — Валихан и Букейхан,— фактически никакой политической роли уже не играли.

В 1841 году власть над некоторыми казахскими родами захватил хан Кенесары Касымов, будучи чингизидом и внуком последнего всеказахского хана Аблая, Кенесары, объявил о выходе казахов из русского подданства. Деспотизм Кенесары и насаждение им исламских законов, которые казахами никогда не соблюдались, вызвали недовольство казахского и киргизского населения. В конце концов, в 1847 году, против Кенесары восстали дикокаменные киргизы, которые взяли его в плен, обезглавили и отправили его голову в Омск сибирскому генерал-губернатору Горчакову.
Продвижение русских вглубь казахской степи прододжилось. В 1847 году отряд есаула Абакумова основал в 638 вёрстах к югу от города Семипалатинска крепость Капал, а в 1854 году было построено укрепление Заилийское, ставшее впоследствии городом Верным, а ещё позже – Алма-Атой. К 1865 году в состав России вошёл весь Казахстан.

Казахский язык

Памятник казахскому поэту Абаю в Алма-Ате

Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымско-татарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственными языками являются каракалпакский, кыргызский, ногайский, татарский, кумыкский, балкарский. Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.

Для казахского языка характерна замена общетюркского «ч» на «ш». Общетюркское «я» в казахском превращается в «ж», общетюркское «у» — в «ү» (близку к русскомц «ы»), а общетюркское «ш» — в «с». Так, общетюркское уч (три) по-казахски звучит как үш , чугун как шойын, а участковый как ушастковый.
В современном казахском языке отсутствует диалектное деление, но выделяют три говора: северо-восточный, южный и западный, примерно соответствующие территориям трёх жузов. В языке казахов Китая (южный и западный) и Монголии (северо-восточный говор) имеются отличия в лексике, обусловленные длительным проживанием в разных странах.
Первый казахский алфавит на кириллице был придуман казахским просветителем Ибраем Алтынсаниным. Православными миссионерами для религиозных изданий и для т. н. «русско-туземных» школ была разработана казахская «миссионерская» азбука на кириллице с включением специфических лигатурных и диакритизированных символов. «Миссионерский алфавит» ограниченно применялся до 1917 года.
Современный казахский язык, начиная с 1940 года, использует кириллическую графическую систему. казахский алфавит содержит 42 буквы и основан на кириллическом алфавите. До него с 1929 года использовалась латинская графика, до которой с 1924 года использовалась арабская графика. Она до сих пор употребляется казахами Китая и Афганистана.

Казахстан – это самый ближайший сосед и экономический партнер России и Китая. Во времена СССР он входил в состав, и самым последним вышел из него. В последствии государство приобрело независимость, и пополнило ряды СНГ. Учитывая историческое наследие, здесь до сих пор живет большое число русскоязычных семей, являющихся переселенцами в период второй мировой войны. Правительство РК предлагает доступные иммиграционные программы для родственников, проживающих в СНГ и за рубежом. По статистике, больше всего хотят переехать жить в Казахстан этнические группы казахов, инвесторы и бизнесмены.

Уровень жизни в Казахстане

Республика Казахстан занимает 4-ое место по росту экономики среди стран СНГ; ее опережает Россия, Украина и Беларусь. Согласно международным данным, РК пережила мировой финансовый кризис с 2014-2016 годы и достойна показала себя: платежеспособной и терпеливой. Если вспомнить, то пик в экономическом развитии случился в 2013 году, затем произошел обвал мировой цены на нефть, и РК претерпела сильный удар с обесцениванием местной валюты. В начале на 19%, потом на 26%. Ситуация привела банковский и потребительский рынок к убытку. Сегодня государство активно реформирует внутреннюю и внешнюю политику. За два последних года с помощью правительственных программ под названием: «Стратегический план развития 2020», «Казахстан 2030», государство стремительно вырвалось вперед. Теперь оно занимает 50-ю строчку в рейтинге конкурентных экономик мира.

Международные организации считают РК преуспевающей в Центральной Азии, чего нельзя сказать о других странах данного континента. Это отличная оценка, которая была достигнута путем укрепления национальной безопасности, консолидации общества, экономического роста, привлечения иностранных инвестиций. Ежегодно ВВП растет в пределах 3-4%. Правительство разработало новую инвестиционную программу с лояльным налогообложением, поэтому прирост иностранных денег благоприятно влияет на финансовый и потребительский климат. Цель многих программ диверсифицировать экономику, поднять нефтяную и газовую отрасли, также создать дополнительные отрасли с увеличением ассортимента товаров.

Главными партнерами Казахстана остаются Россия, Китай, Германия. Основную долю экспорта составляет 67% нефти и нефтепродуктов, остальная часть приходится на черный металл, химикаты, животноводческую продукцию, зерно и текстиль. В качестве импорта завозят продовольственные товары, машины и оборудование, металлоизделия. ВВП был зарегистрирован в 2018 на отметке $171 млрд., а ВВП на душу населения составил $9236.

Тех, кто хочет переехать порадует, тот факт, что уровень жизни здесь не ниже, чем в России. Стоимость проживания составит $256 (без учета аренды жилья). Средняя зарплата по Казахстану $400-600, минимальная зарплата $110.

Плюсы и минусы переезда в Казахстан на ПМЖ

Переезд в Центральную Азию безусловно важный шаг, так как придется отказаться от российского гражданства. Даже если РФ позволяет двойное гражданство, то в законодательстве РК это не предусмотрено. Но переселенцы отмечают массу других плюсов.

Плюсы переезда

К распространенным плюсам иммиграции относятся:

  1. Безвизовый режим. Переехать в Казахстан или посетить родственников россиянам, украинцам, белорусам и другим гражданам СНГ, можно без визы на 30 или 90 календарных дней. За этот период можно присмотреться к возможностям и оценить уровень жизни.
  2. Отличный сервис. Здесь есть все удобства – развитый общественный транспорт, большое количество магазинов, торговых моллов, ресторанов, кафе, баров, кинотеатров, концертных площадок. Услуги мобильной связи, Интернет, банковский сектор, медицина, образование – все на очень высоком уровне и по доступной цене.
  3. Климат и природа. По сравнению с Россией климат здесь мягче, зима не такая сырая и холодная, лето довольно жаркое. Весна и осень – это самые красивые и благоприятные сезоны, когда нет сильной жары, но при этом очень тепло. Территория имеет безграничные степи, горные хребты, многочисленные озера, скалистые каньоны. Есть национальные заповедники, парки, места для загородного отдыха.
  4. Грамотное население. Казахстанцы современные и образованные жители суверенного государства, 99% резидентов закончили среднюю школу и прошли профессиональную подготовку. На рынке труда достаточно квалифицированных специалистов. Единственное, что не хватает технических специалистов, инженеров, архитекторов, строителей, поэтому все чаще привлекают специалистов из России и Турции.

Минусы переезда

Согласно отзывам переехавших, минусов не больше, чем в России, но их нельзя не учитывать при переезде:

  1. Мусульманское государство. Из-за высокой эмиграции русскоязычного населения в Россию, в стране преобладают казахи, религией которых является ислам. У мусульман много различий, у них разрешено многоженство и у женщин меньше социальных прав, чем у мужчин.
  2. Коррупция и бюрократия. Правительство РК постоянно проводит реформы для искоренения коррупции, распространенной в государственных органах и частном бизнесе, безусловно есть улучшения, но пока что говорить о видимом прогрессе рано. Бюрократические процессы тоже присутствуют. По оценке Human Rights Watch в Казахстане до сих пор нарушаются права граждан и взгляды демократического светского государства.
  3. Неразвитый туризм. Несмотря на большую территорию, которая занимает 9-ое место в мире, ни одна сторона Казахстан не выходит к морю. Есть внутриконтинентальные моря – Каспийское и Аральское, но внешние морские пути абсолютно отсутствуют. В связи с этим туристическая отрасль плохо развита.
  4. Слабая валюта. Официальная валюта в стране «казахстанский тенге». После ряда прошедших девальваций, курс тенге к доллару, евро, фунту, рублю очень низкий. По текущему курсу за $1=386 тенге, €1=430 тенге, £1=516 тенге, ₽1=6 тенге. Также местные деньги не конвертируемы за границей, поэтому перед поездкой их меняют на нужную валюту. Если использовать банковскую карту, то открывают мультикарту Visa или MasterCard.

Как переехать жить в Казахстан в 2020 году

Чтобы переехать в Казахстан в 2020 году или в последующие годы, следует воспользоваться официальными способами переезда. Для эмигрантов из постсоветского пространства их много, поэтому миграцию в РК считают легким процессом.

Переезд к родственникам

Развал Советского Союза разделил не только страны, но и ближайших родственников. Некоторые остались жить в России, другие в Казахстане. Благодаря миграционной политики РФ и РК «Путь домой», есть возможность переехать на постоянное место в ту или иную страну. Для получения статуса гражданина РК, потребуется подать документы на ВНЖ, а через год получить ПМЖ на 5 лет.

Трудоустройство в РК

Самые крупные города считаются Алматы, Нур-Султан, Шымкент, именно здесь работают многие международные компании, в том числе российские. Из-за схожести полученного образования, претендовать на рабочие место и переезд довольно просто. Размещают резюме на популярном сайте https://hh.kz/. Также можно перевестись в филиал российской компании, их в РК довольно много. На банковском рынке успешно функционируют дочерние филиалы: «Сбербанк» и «ВТБ», куда можно подавать заявки финансистам из РФ. Для деятелей искусства, науки, спорта, действует упрощенный режим получения ПМЖ.

Инвестиции в экономику

Казахстанское Правительство привлекает инвесторов из разных континентов – в нефтеперерабатывающую промышленность, строительство, образовательную и научную системы. По условиям Министерства экономики необходимо вложить $200 тыс. в одну из развитых или развивающихся отраслей. Местные власти готовы предоставить статус постоянного жителя в течение одного календарного года.

Открытие собственного бизнеса

Молодое государство стремится к комфортным условиям ведения бизнеса, поэтому Казахстан упростил налоговое бремя для иностранного капитала. Первый Президент Нурсултан Назарбаев в свое время принял ряд законов о льготах, для зарубежных предпринимателей. В них прописаны пункты, которые включают:

  • освобождение нерезидентов от корпоративного налога на 10 лет;
  • исключение налога на недвижимость на 8 лет;
  • не предусмотрена выплата и других налогов в течение 10 лет.

Дополнительным стимулом для иностранцев является возврат капиталовложения в размере 30 % – после введения в эксплуатацию производственного объекта.

Получение ВНЖ в Казахстане

Эмигрировать на временное или постоянное проживание разрешено практически любому иностранцу, если он считает себя платежеспособным. Зачастую иностранные иммигранты, в том числе из России, Украины, хотят переехать в Казахстан на заработки или для открытия бизнеса. Чтобы реализовать планы, стоит придерживаться следующего порядка.

Пошаговое оформление ВНЖ

В начале россиянину или другому потенциальному эмигранту, необходимо решить каким способом он планирует легализоваться. Дальше придерживаются пошаговой инструкции:

  • по приезде в Алматы или Нур-Султан, следует, собрать необходимы документы и получить соответствующее приглашение от встречающей стороны или регистрационный документ;
  • подать заявку вместе с пакетом документации в Миграционную полицию по месту временного жительства;
  • оплатить государственную пошлину согласно установленному тарифу;
  • дополнительные затраты будут у предпринимателей и инвесторов при регистрации бизнеса или доли;
  • затем иммигрант ждет результата.

Документы

Для переезда простым людям понадобится подготовить справки, распечатки, персональные сведения. В базовый список документов входят:

  • заполненная анкета с достоверными сведениями;
  • оригинал и копия паспорта резидентства;
  • свидетельство о семейном положении, наличии детей;
  • лист убытия в случае ходатайства на постоянное место жительство;
  • написанная автобиография на русском или казахском языке;
  • банковские выписки за последние 6 месяцев;
  • справка об отсутствии судимости;
  • контракт на аренду или покупку жилья в Казахстане;
  • фотографии на белом фоне по размеру 35*45 мм;
  • медицинская справка;
  • иные документы в зависимости от способа переезда.

Стоимость

В Казахстане все госпошлины, сборы, административные штрафы, привязаны к месячному расчетному показателю – МРП. Ежегодно его размер меняется, иногда даже два раза в год. Согласно иммиграционным правилам заявитель платит 20% от МРП. В 2020 году он составляет 2525 тенге, таким образом подача анкеты обойдется в 505 тенге (84 рубля).

Срок оформления

Дела о переезде рассматриваются казахстанской комиссией на протяжении 30 календарных дней. В простых случаях и с хорошей подготовкой получить ВНЖ можно за 20 дней.

Срок действия

Первоначально карта ВНЖ выдается иностранцу на один год, дальше смотрят на способ миграции, по которому хотят переехать. Если по программе воссоединения с родственниками, то по истечении года предоставляют статус постоянного жителя на 5 лет. В иных случаях, вид на жительство продлевают еще два раза, и только потом отправляют заявление в Миграционную полицию с целью переехать на ПМЖ

Получение гражданства Казахстана

Для получения гражданства должно пройти еще 5 лет после оформления ПМЖ. Затем заново нужно собрать документы, и написать письмо на резидентство. Эмигранты из России проходят медицинское освидетельствование в специальных клиниках, запрашивают справку о судимости по месту жительства уже в РК. Также прикладывают справки с банка, с места работы, о наличии недвижимости. Сумма оплаты устанавливается индивидуально. При разрешении на переезд, мигранту необходимо сдать экзамен по истории, географии, политическому устрою, законодательству РК. Затем отказаться от действующего резидентства и получить новый паспорт гражданина.

Отношение к русским в Казахстане

За последние годы из больших городов в Россию мигрировало 350 тыс. русских, и процесс миграции до сих пор продолжается. На его рост влияет несколько факторов – во-первых, в РФ открыта программа по переселению русских с предоставлением социальных пособий. Во-вторых, в Казахстане действует такая же программа, привлекающая казахов из Китая, Афганистана, Монголии – данная группа лиц даже получила название «оралманы». В-третьих, укрепилась позиция повсеместного использования казахского языка. Хотя русский язык тоже считается официальным, но во всех учреждениях отсутствуют таблички на русском языке. В перспективу он не будет востребован, что усложнит демографическую ситуацию славян. Поэтому все чаще российские мигранты рассматривают Алматы, Нур-Султан только для ВНЖ.

Цены на основные группы товаров в Казахстане

Прежде чем переехать, следует оценить цены на основные продукты питания:

Расходы, связанные с жизнедеятельностью, выглядят следующим образом:

Регулярные затраты в USD
Посещение кафе 5,26
Питание в ресторане, чек на 2 чел. 26,31
Фастфуд 3,94
Кофе 1,66
Проездной на месяц $8,42
Такси за 1 км 0,26
Бензин 1 л 0,38
Коммунальные услуги 32,33
Интернет 60 Мбит 9,92
Абонемент в фитнес-клубе 46,9
Билет в кино 3,94
Частный садик в месяц 198
Международная школа в год 3945

Тарифы на аренду или покупку недвижимости, имущества в РК, следующие:

Стоимость в USD
Однокомнатная квартира, аренда в центре 275,00
Снятие жилья вне центра города 199,33
Покупка квартиры в центре города, стоимость за 1 кв. м. 1216,8
Приобретение жилья за городом, по стоимости за 1 кв. м. 802,70
Покупка автомобиля эконом-класса 15789,51

Востребованные профессии и зарплаты для иммигрантов

По правде говоря, казахстанские зарплаты не самые высокие, хотя условия жизни не ниже, чем в других странах СНГ. Рассмотрим, что сегодня предлагает иммигрантам рынок труда после переезда:

Профессии в USD
Технический специалист 1031
Сервисный инженер 1120
Инженер 1210
Нефтяник 1042
Агент по страхованию 839
Финансист 850
Бухгалтер 571
Юрист 630
Маркетолог 760
Логист 657
Водитель-международник 1016
Системный администратор 620
Программист в банке 1040
Менеджер по продаже 620
Торговый представитель 690
Специалист по телекоммуникации 732
Электрик 450
Водитель 476
Строитель 400
Разнорабочий 350
Продавец 365

Визовые центры Казахстана в России

Чтобы получить консультацию по переезду, необходимо обратиться в Посольство или Генеральное Консульство РК, функционирующих в России:

Отзывы переехавших в Казахстан эмигрантов

Юлия, 49 лет, Алматы

Нам с мужем срочно пришлось уехать из России, и главный вопрос был «куда». Не хотелось переезжать далеко от детей, поэтому выбрали Алматы. Дети взрослые и у них свои семьи, поэтому иммигрировали без них. Сейчас работаю в Медицинском центре. Живется нам хорошо. Перед тем как переехать, здесь бывали несколько раз, и нам очень понравился город, климат, инфраструктура и местный менталитет.

Владимир, 45 лет, Алтайский край

Русским ехать в РК не советую, а вот казахам из Оренбурга, Саратова и иных городов переехать можно. Привел в пример эти города, потому-что казахов там проживает большая диаспора. Сегодня Казахстан – это процветающая страна с красивой природой, уникальными историческими местами, такими как Туркестан, Коркыт-ата. Столица Нур-Султан привлекает многих туристов большим количеством памятников, парков, современной архитектурой.

Олег, 34 года, Байконур

Казахстанцы самый мирный народ, их гостеприимство с российским не сравнится. Очень много у них обычаев, которых они придерживаются. Государство активно поддерживает интернациональную политику и радостно принимает новых резидентов. Относятся к русским хорошо, очень много смешанных браков.

Николай, 55 лет, Новосибирск

Бывал в Алматы и Астане, хорошие города, понравились. Но демография сильно изменилась, если сравнивать с 90-ми годами. Раньше было русских намного больше, после того как РФ открыла иммиграционную политику для иностранцев с русскими корнями, многие мигрировали из Казахстана. Спрашивал казахов, как они к этому относятся, ответил, что не очень. Типа всегда дружили с немцами и русскими, было намного интереснее.

Елена, 29 лет, Шымкент

Жить дальше можно, другой вопрос, что будет через 10 лет. Очевидно, что русский язык потеряет свой статус, а вместе с ним и русскоязычное население. Поэтому о переезде все-таки стоит задуматься оставшимся семьям.

Недавно в Казани прошли акции в защиту татарского языка. Они носили, по словам очевидцев, совершенно безобидный характер: участники всего лишь раздавали татарский букварь «Әлифба», пели на родном языке и танцевали.

Однако некоторые русскоязычные казанцы, ссылаясь на то, что акция не была согласована с властями, отнеслись к ней крайне негативно, если не сказать болезненно. Среди них этнический казах, уроженец Восточного Казахстана Еркен Сарсембаев, который обратился в органы прокуратуры с требованием не просто проверить «бездействие» МВД и исполкома г. Казани во время акции в защиту татарского языка, но и принять меры прокурорского реагирования в отношении тех, кто принял в ней участие.

На днях мы вышли на связь с Еркеном. Прежде чем рассказать о мотивах, побудивших его на этот неоднозначный шаг, наш соотечественник поделился информацией о том, как он стал гражданином Российской Федерации.
– В 1988 году, после службы в Советской армии, я поступил на географический факультет Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, – рассказывает Еркен. – Позже женился на местной татарке. Вот так я и остался жить в Татарстане. Организовал в Казани школу рукопашного боя и боевых искусств, потом – школу каскадеров, несколько раз ездил со своей группой на «Мосфильм» как постановщик трюков. Снимался, например, в пятисерийном историческом фильме «Ермак» с участием известных казахских актеров.
Последние десять лет занимаюсь правозащитной деятельностью: отстаиваю права граждан в судах и в органах государственной власти. Люди обращаются ко мне с массой вопросов, касающихся жилищно-коммунального хозяйства, медицины, экологии, защиты интересов ветеранов, ремонта дорог и многого другого. Сейчас с помощью своей команды активно пробиваюсь в депутаты: выдвигался кандидатом в Госдуму РФ, в Госсовет Татарстана и в Казанскую городскую думу. А раз хочешь попасть туда, то нужно показывать людям, что способен что-то сделать ради них. Для этого надо быть настойчивым, мужественным и компетентным. Если дашь задний ход, то извините, тебя «сожрут», и народ не пойдет за тобой.
– Пишут, что пять лет назад вас исключили из Коммунистической партии России.
– Не исключили, а я сам вышел. Не смог найти точек соприкосновения и понимания со стороны регионального руководства. Оно грубо нарушало устав, в котором черным по белому написано, что каждый член партии должен самостоятельно решать какие-то вопросы, свободно выражать свое мнение, добиваясь достижения программных целей партии. Но на деле, если рядовой партиец становится слишком самостоятельным, защищая законные права граждан, то руководству регионального отделения это начинает очень не нравиться. Оно и понятно: партийные боссы, имея общие интересы с чиновниками, водят с ними дружбу. А уже когда народ повалил ко мне, у «товарищей по партии» появилась страшная зависть, они стали искать надуманные причины и поводы, чтобы зацепиться. Чтобы не мотать нервы друг другу и избежать противостояния, я мягко и аккуратненько вышел из партии.
– А как это – «мягко и аккуратненько»?
– А я так и заявил, что не согласен с политикой руководства партии, потому что оно работает не на народ, а на себя. Сейчас, став самостоятельной фигурой, я работаю с органами государственной власти на федеральном и республиканском уровне – с министерствами, ведомствами, мэриями и т.д. Приходится очень сильно «бодаться», когда видишь, что со стороны чиновников идет произвол по отношению к гражданам: там чего-то не сделали, тут что-то наобещали и не выполнили и т.д. Тех из них, кто систематически и грубо нарушает права человека и законы РФ, пытаемся привлечь к ответственности и наказать через правоохранительные органы и суд.
– Получается?
– В большинстве случаев – да. Конечно, трудно приходится: там, где идет речь об интересах чиновников, пытаются спустить дело на тормозах, начинается намеренная волокита или даются бестолковые отписки.
– Но на сей раз часть электората, расположения которого вы так добиваетесь, расценила ваше заявление в Генпрокуратуру РФ как грубое посягательство на статус татарского языка: мол, он сейчас и так переживает нелегкие времена.
– Я скажу, почему так получилось. Одно издание опубликовало часть моего заявления, не пояснив мотивы, которыми я руководствовался. Дальше его в таком же усеченном виде подхватили другие СМИ – российские и заграничные. После этого некоторые татарские националисты накинулись на меня с критикой, зато русскоязычные татары и русские, наоборот, поддержали и похвалили. Объясню, почему. Когда я начал серьезно заниматься правозащитной и политической деятельностью, ко мне стало обращаться много граждан. На наши пикеты и митинги с конкретным вопросом «почему нарушаются права людей?» сотрудники полиции и Казанского городского исполкома отреагировали тем, что стали находить любые поводы, чтобы придраться. То не там стоим, то заявленные требования не соответствуют написанным на плакатах. Короче говоря, эти мелочи становились основанием для разгона полицией наших акций и составления протоколов об административной ответственности. Впоследствии их действия мы обжаловали в судах.
– Но стоит ли ставить в один ряд ваши акции как правозащитника и действия татарской общественности, направленные на защиту родного языка?
– Стоит, потому что шум в защиту татарского языка подняли власти, а не народ. Это во-первых. А во-вторых, шум был поднят искусственно. Насаждать представителям других национальностей чужой для них язык недопустимо. Предлагай – и пусть сам человек решит, надо это ему или нет, иначе неминуемы ссоры и конфликты между народами. А уж коль решили выйти на митинг, да еще на политический, то будьте добры согласовать это с властями.
– А зачем властям надо было провоцировать шум вокруг языка?
– В данном инциденте я подозреваю отвлекающий маневр. По инициативе президента РФ на территории Российской Федерации повсеместно ведется борьба с коррупцией в органах государственной власти. А у нас, как вы понимаете, коррупционер сидит на коррупционере. Поэтому у меня есть основания полагать, что наши чиновники специально затеяли акцию в защиту татарского языка, чтобы прикрыть свои темные делишки, связанные с их личным обогащением. Но это им не 1990-е годы, когда народ можно было вывести на площадь одним только призывом – «а давайте требовать суверенитет для автономной республики». Сейчас на националистических лозунгах уже не выедешь, народ за 25 лет узнал, кто есть кто в органах власти Татарстана.
Поэтому я и уверен, что шум вокруг языка – искусственный.
– Представим такую ситуацию: в Алматы казахстанский правозащитник-татарин требует наказать защитников казахского языка. Вы думаете, он получит поддержку?
– Не путайте одно с другим. Татарстан находится в составе России, и любой субъект федерации должен строго соблюдать ее Конституцию и федеральные законы, а не внутренние, которые понасоздавали себе разные автономии. Что касается Казахстана, то это отдельное суверенное государство со своей Конституцией. Являясь многонациональной страной, оно уважает традиции, языки и обычаи других народов. Например, весной 2016 года президент Нурсултан Назарбаев заявил, что если в органах государственной власти Казахстана человеку отказываются отвечать на русском языке (устно или письменно), то чиновников будут увольнять без разговоров. Правильно сказал! Молодец! Я его полностью поддерживаю. Не должно быть никакого ущемления по языковому принципу. Казахский язык сегодня используется в органах государственной власти, СМИ, учебных заведениях так же, как и русский, поэтому в стране такая стабильность и законный порядок.
А в Татарстане, на мой взгляд, руководство само перегнуло палку в ситуации вокруг языка, хотя этот вопрос можно было решить тихо и мирно, не нарушая чьих-то прав. Но власти региона за 25 лет так называемого суверенитета не сделали ничего, чтобы реально продвинуть татарский язык вперед так, чтобы он смог завоевать поистине всенародную любовь и уважение. К великому сожалению, татарский язык так и остался невостребованным в органах государственной власти, различных учреждениях и учебных заведениях.
– А как татары отнеслись к вашему поступку?
– Ранее я уже сказал, что одна газета опубликовала только часть моего заявления. После этого некоторые «горячие» головы из числа местных националистов стали называть меня предателем и врагом татар. Когда я позвонил в редакцию с вопросом, почему они опубликовали не полный текст моего заявления, а лишь часть его, они растерялись и, не зная, что ответить, стали оправдываться: мол, места не хватило. К счастью, следом мне позвонили из других изданий, которым я дал расширенное разъяснение – с каким заявлением я обратился в прокуратуру.
– И как звучит вторая часть вашего заявления?
– Меня возмущают двойные стандарты, действующие в Татарстане. Почему-то мне и моим соратникам в свое время власти не давали возможность проводить законные акции в защиту прав жителей общежитий и аварийных домов, медиков и прочих социально уязвимых слоев населения. А в данном случае, когда поднимают такой политический вопрос, как судьба языка, участникам акции создали все условия – танцуй, пой, выкрикивай лозунги и раздавай татарские буквари «Әлифба». Это что – Курбан-байрам, Наурыз-байрам или еще какой-то государственный праздник, чтобы народные и заслуженные артисты, вдруг собравшись в одном месте, стали показывать свои вокальные и хореографические таланты?
Кстати, после моего заявления власти Татарстана, прокурор региона предупредили всех о том, что будут привлекать к ответственности тех депутатов и рядовых граждан, которые расшатывают ситуацию вокруг языка через публичные высказывания экстремистского характера.
– А вы сами владе­ете татарским?
– На бытовом уровне. А вот официальные письма от чиновников трудно понять даже моей жене-татарке. Недавно, например, мы еле-еле общими усилиями перевели письмо от одной международной общественной организации Татарстана. Или другой пример. Несколько месяцев назад меня пригласили на «Таяну ноктасы» («Точка опоры») – это ежедневная социально-общественная аналитическая программа на телеканале ТНВ. Передача велась на литературном татарском языке, и я толком так и не разобрал, о чем идет речь, потому что, как и миллионы других жителей Татарстана, разговариваю на бытовом языке.
– А мы-то думали, что вы как представитель братского тюркоязычного народа поддержите татар.
– Я еще раз повторяю, что всегда был и остаюсь сторонником татарского языка и культуры, но я за то, чтобы все было справедливо, честно и законно.
– И все же зачем вам, этническому казаху, надо было выступать против татарского языка?
– Русскоязычному населению Татарстана, в том числе и некоторым этническим татарам, особенно городским, тяжело учить татарский язык. К тому же он не востребован ни в органах государственной власти, ни в учебных заведениях. А раз не востребован, значит, не нужен, и учить его необязательно.
У меня внук растет, года через три он пойдет в школу. Представляю, что его там ждет. Пока дочка училась в школе, к нам приходили ее одноклассники и их родители – украинцы и русские, чтобы спросить, как выполнить задание по татарскому языку.
И мне с женой тоже приходилось вечерами просиживать над учебниками, потому что некоторые слова в этом языке крайне сложные, прямо китайщина какая-то.
Возмущенные родители стали говорить, что пока их дети забивают свои головы татарским языком, они так устают, что не остается времени на другие школьные предметы. Они, можно сказать, тупеют на глазах. Нет, я лично не имею ничего против языка, культуры и традиций татарского народа, но все должно быть объективно, честно и равноправно. Заставлять учить язык, ареал использования которого ограничен территорией одной автономной республики, – бессмысленно. Нельзя допускать в стране, где живет 200 с чем-то национальностей и народностей, пожароопасных ситуаций, к которым могут привести в том числе и перегибы в языковом вопросе. Тем более что среди татар велик процент смешанных браков с русскими и представителями других этносов. Вот и делайте выводы.
– Но ведь без языка не будет татар, они ассимилируются среди других народов.
– Я еще раз повторяю: никто никому ничего не запрещает. Есть масса вариантов выучить язык. Ходи, например, на факультативы или на языковые курсы…