Россия против мира

Понятие «цивилизованный мир» часто упоминается политическими деятелями, в то время как большинство людей даже не в курсе его определения… Чаще всего под «цивилизованным миром» подразумевается Европейский Союз и США — не смотря на то, что этот мир не является цивилизованным.

Существует несколько правил, которые являются необходимыми и достаточными для того, чтобы кого-либо или что-либо можно было назвать цивилизованным… Первое правило: не лгать. Ведь лжец неспособен открыть истину, а следовательно вечно будет бегать в колесе, словно белка.

Второе правило: не питать ни к кому вражды. И уж тем более не стоит развязывать войн, не смотря на их «необходимость». По сути, мир ставится перед фактом очередной войны, причём обоснование её – основано на всё той же лжи.

Третье правило: не заниматься развратом. Конечно же вы спросите «А как же мы будем жить без немецкого порно? Без сериалов про сытую жизнь? Без гей-парадов и разговоров о них? В чём же тогда смысл жизни?..». И мир кардинально изменится, когда выяснится, что есть вещи намного более интересные и естественные.

Четвёртое правило: не гневаться. Ведь именно по причине гнева люди не могут найти друг с другом общий язык, а следовательно не могут установить взаимоинтересных отношений. Но спокойный дух способствует и дружбе, и любви, и бизнесу, и семейным отношениям… К сожалению, умы людей в цивилизованном мире – очень беспокойные. Это подтверждается даже статистикой разводов: 70% браков распадаются.

Пятое правило: прощать. Мировая бизнес-система пытается пролезть во все государства. Для этого они присылают благотворительную помощь, присылают мусульманских и христианских миссионеров, присылают консультантов по демократии… Но рассчитывают получить за это существенные льготы и монополии. И не прощают «должников» — бомбят, арестовывают, доводят до смерти в СИЗО… А также есть страны, в которых десятки лет существует доктрина, что другие страны должны им денег, должны землю и т.д.

В современном цивилизованном мире ничего не прощают. Но многие простые люди совершают пожертвования, и это говорит об их цивилизованности. Жертвовать можно своим временем, своей едой, своим имуществом, удовольствиями и комфортом… Но не стоит жертвовать ни деньгами, ни здоровьем, потому что деньги могут пойти на недоброе дело, а здоровье непросто вернуть – потребуется много времени на это.

Цивилизованный человек поддерживает также свои ум и тело в чистоте. Думая больше о пользе, нежели о выгоде для себя, человек раскрывает в себе множество талантов, расширяет свой кругозор. А вот ещё хороший пример: «цивилизованный мир» в 18-м веке месяцами не мылся, но выливал на себя тонны одеколонов, в то время как русские «дикари» еженедельно посещали баню.

Цивилизованный человек не считает себя самым умным, самым главным, самым лучшим… Не гордостью и самомнением он руководствуется, и поэтому он изучает любую точку зрения, какой бы необычной она ни была. То же можно сказать и о цивилизованных государствах: они не разрушают культуры других народов, а изучают их.

Данная статья основана на ведах (Шримад Бхагаватам).

Общий аспект. История Китая и Индии не обладает тем отчетливым членением, той отчетливостью противоречий или ясностью духовной борьбы, в которой противопоставляются друг другу различные силы и мировоззрения. Западный мир ощущает полярность между Востоком и Западом не только как отличие себя от некоего другого, находящегося вне его, но несет эту полярность в самом себе. История Западного мира делится следующим образом: Три тысячи лет Вавилона и Египта до середины последнего тысячелетия до н. э.

Тысячелетие, основанное на прорыве осевого времени, история иудеев, персов, греков, римлян, в течение которой Запад сознательно конституируется с середины последнего тысячелетия до н. э. до середины первого тысячелетия н. э.

После разделения в середине первого тысячелетия н. э. на Восток и Запад в Западном мире после перерыва в 5000 лет с ? в. н. э. начинается новая западная история романо-германских народов, которая длится уже почти тысячелетие. На Востоке

Константинополь оставался центром Восточной империи и культуры вплоть до XV в. без перерыва. Здесь на основе ислама и в постоянном соприкосновении как с Европой, так и с Индией формировался нынешний переднеазиатский Восток.

В ходе этих тысячелетий Запад, не боясь провалов и скачков, решительно совершал свой путь и привнес в мир радикальность, неведомую в такой степени ни Китаю, ни Индии. Дифференциация в многообразии языков и народов была, быть может, в Индии и Китае не меньшей. Однако там эта дифференциация не становится в борьбе основой пластического отделения друг от друга, отдельных реализации, не становится историческим построением мира, где в отдельных образованиях последовательно нагнетается энергия, грозящая взорвать целое.

Значение христианства в качестве оси. Для западного сознания ось истории — Христос.

Христианство, христианская церковь является, быть может, самой великой и возвышенной формой организации человеческого духа, которая когда-либо существовала. Из иудейства сюда перешли религиозные импульсы и предпосылки (для историка Иисус — последний в ряду иудейских пророков, осознающий свою связь с ними); от греков — философская широта, ясность и сила мысли, от римлян — организационная мудрость в сфере реального. Из всего этого возникает некая целостность, которую никто не предвидел заранее; с одной стороны, удивительно сложный конечный результат в синкретическом мире Римской империи, с другой — целое, движимое новыми религиозными и философскими концепциями, наиболее видным представителем которых был Августин. Христианская церковь оказалась способной соединить даже самое противоречивое, вобрать в себя все идеалы, считавшиеся до той поры наиболее высокими, и надежно хранить их в виде нерушимой традиции.

Однако исторически христианство как по своему содержанию, так и в своей реальности — результат поздней стадии развития. Поскольку христианство воспринималось последующим временем как основа и изначальность, в историческом понимании Запада произошел сдвиг перспективы в пользу поздней античности — подобные сдвиги происходили также в Индии и Китае. Для всего средневековья Цезарь и Август значили больше, чем Солон и Перикл, Вергилий больше, чем Гомер, Дионисий Ареопагит и Августин больше, чем Гераклит и Платон *. Последующий возврат к подлинной изначальной оси никогда не был полным, открывались лишь отдельные феномены. Так, уже в средние века были вновь открыты Аристотель и Платон, глубина пророческой религиозности нашла свое выражение в различных направлениях протестантского вероисповедания, вновь обратился к греческой культуре немецкий гуманизм конца XVIII в.

Однако решающее влияние западного христианства на Европу было не только духовным, но и политическим. Иллюстрацией этому может служить сравнительное сопоставление. С III в. н. э.

великие догматические религии превратились в способствующий созданию единства политический фактор. С 224 г. иранская религия стала основой империи Сассанидов; христианская религия, начиная с правления Константина, — основой Римской империи; ислам с VII в. — основой арабского государства. В отличие от сравнительно свободных культурных связей в древности, в этом гуманном мире, теперь между различными культурами разверзлась пропасть. Войны стали одновременно и религиозными войнами между Византией и династией Сассанидов, между Византией и арабами; позже войны западных государств с арабами и, наконец, военные действия во время крестовых походов. В этом преобразованном мире византийское христианство мало чем отличалось от остальных догматических религий. Византия была в той или другой степени теократическим государством. Иным было положение на Западе. Правда, притязания церкви были здесь такими же. Однако поскольку они не реализовались и церковь была вынуждена вступить в борьбу, она не только способствовала углублению духовной жизни, но, противостоя светской власти, стала фактором свободы. Христианство здесь способствовало тому, что поборниками свободы стали и противники церкви. Все выдающиеся государственные деятели были религиозны. Сила их воли, направленной не только на проблемы политической власти данного момента, но привносящий этос и религию во все формы жизни и государства, была, начиная со средневековья, основным источником западной свободы.

Непрерывность в образованности Запада. Невзирая на серьезные катаклизмы, разрушения и как будто бы полный упадок, непрерывность в формировании культуры Запада не была утеряна. Во всяком случае, формы восприятия и схемы, наименования и формулы сохранялись на протяжении тысячелетий. Даже там, где была прервана сознательная связь с прошлым, осталась некая фактическая непрерывность, а за ней последовало сознательное возобновление непрерывности в развитии.

Китай и Индия всегда продолжали в своей жизни собственное прошлое, Греция, напротив, выходила за эти рамки, отправляясь от чуждого ей прошлого восточных народов, а северные народы — от по существу чуждой им культуры Средиземноморья. Для Запада характерна изначальность, возникающая как беспрерывное продолжение прошлого далеких ему народов, которое он усваивает, перерабатывает и преобразует.

Запад возник на основе христианства и античности; то и другое было воспринято им сначала в том облике, в каком поздняя античность передала их германским народам. Лишь позже произошел постепенный возврат к истокам, к библейской религии и к греческой культуре.

Со времени Сципионов* гуманизм стал формой сознания и образованности, которая в своих разветвлениях проходит через всю историю Запада и доходит до наших дней.

Западный мир создал универсальные кристаллизации, обеспе-

чивавшие непрерывность в формировании образованности: imperium Romanum 1 и католическую церковь. Оба эти института стали основой европейского сознания, которому всегда грозил распад, но которое в своих грандиозных выступлениях против угрожающего ему чуждого элемента всегда заново конструировалось, пусть и недостаточно прочно (примером может служить эпоха крестовых походов, опасность монгольского и турецкого нашествия).

Однако тенденция к созданию единых универсальных форм образованности и ее передачи не привела здесь к мертвой закостенелости духовной жизни, подобно тому как это произошло в Китае в конфуцианстве; напротив, здесь постоянно происходили прорывы, в которых европейские народы попеременно достигали своих творческих эпох, питавших затем всю европейскую культуру в целом.

Итальянский Ренессанс рассматривал себя как возрождение античности, немецкая Реформация — как возрождение христианства. И действительно, то и другое привело со временем к возрождению глубокого постижения оси мировой истории. Однако они были также, и это прежде всего, эпохами изначального создания новой западной культуры, которое началось еще до этого возрождения и шло со все возрастающей силой. Тот период мировой истории — 1500—1830 гг.,—который на Западе характеризуется большим числом выдающихся личностей, творениями непреходящей ценности в области поэзии и изобразительного искусства, глубочайшими религиозными порывами, наконец, открытиями в области науки и техники, следует считать непосредственной предпосылкой нашей духовной жизни.

VI. СПЕЦИФИКА ЗАПАДНОГО МИРА

Если в прошлом европейское сознание отстраняло как чуждую себе всю историю человечества, предшествовавшую грекам и иудеям, и оттесняло все то, что находилось вне его собственной духовной жизни, в обширную область этнографии, помещая творения этих культур в этнографические музеи, то в этой давно уже пересмотренной точке зрения тем не менее заключена некоторая истина.

Уже в осевое время, когда наблюдалась наибольшая близость между культурами от Китая до Запада (впоследствии развитие шло в различных направлениях), отклонения были. Тем не менее перед лицом нашего современного мира, в сравнении с ним нельзя не заметить сходства между отдельными сферами культуры вплоть до 1500 г. н. э, В последние века появилось, однако, нечто действительно неповторимое, новое в полном смысле этого слова: наука и ее

1 Римская империя (лат.).

результаты в технике. Она внутренне и внешне революционизировала мир, как до нее ни одно явление памятной нам истории. Наука принесла в мир неслыханные возможности и опасности. Век техники, в котором мы пребывали уже около 150 лет, достиг полного расцвета в последние десятилетия, и степень его интенсивности в будущем трудно предвидеть. Невероятные последствия этого мы осознаем лишь отчасти. Создана новая основа всего существования в целом, игнорировать которую невозможно.

Наука и техника возникли у романо-германских народов. Тем самым эти народы совершили исторический прорыв. Они положили начало подлинно мировой, глобальной истории человечества. Лишь те народы, которые восприняли результаты развития западной науки и техники и тем самым подвергли себя опасности для природы человека, заключающейся в этом знании и умении, могут активно участвовать в этом процессе.

Возникает вопрос, почему же наука и техника возникли на Западе, почему это не произошло в двух других великих культурах? Обладал ли Запад уже в осевое время неким своеобразием, следствия которого обнаружились в последующую эпоху? Заложено ли уже в осевое время то, что позднее явило себя в науке? Присущи ли Западу какие-либо специфические черты?

То, что на Западе выступает как совершенно новое, вносящее в развитие радикальное изменение, должно было бы опираться на какой-либо всеохватывающий принцип. Полностью постичь этого нельзя. Но, быть может, существуют какие-либо признаки, позволяющие осознавать это своеобразие Запада.

1. Уже географически Запад обладает определенной спецификой. В отличие от замкнутых континентов Китая и Индии территория Запада характеризуется чрезвычайным разнообразием. Разнородное членение на полуострова, острова, пустыни и оазисы, области средиземноморского климата и мир высокогорья, сравнительно большая длина побережья соответствуют многообразию языков и народов, которые творили здесь историю по мере того, как они сменяли друг друга в своей деятельности. Страны и народы Запада имеют своеобразный облик.

Духовный характер Запада можно характеризовать еще рядом черт.

2. Западу известна идея политической свободы. В Греции — правда, только кратковременно — существовала свобода, не возникавшая более нигде. Содружество свободных людей устояло под натиском универсальной деспотии, тотальной организации, облагодетельствовавшей народы. Тем самым полис заложил основу всего западного сознания свободы — как реальность свободы, так и ее идеи. Китай и Индия не знают подобной политической свободы.

Она озаряет всю нашу историю, с нею связаны все притязания Запада. Великий поворот произошел в тот период, когда начиная с VI в. в Греции возникла свобода мышления, свобода людей,

свобода полиса, когда вслед за тем в персидских войнах свобода утвердилась и достигла своего высшего, хотя и недолговечного, расцвета. Не универсальная жреческая культура, не учение орфиков или пифагореизм*, а свободные государственные образования конституировали греческий дух и создали огромные возможности, но вместе с тем и опасность для человека. С тех пор в мире возникла возможность свободы.

3. Ни перед чем не останавливающаяся рациональность открыта силе последовательной логической мысли и эмпирической данности, которые должны быть всегда и всем доступны. Уже греческая рациональность отличается от восточного мышления известной последовательностью, позволившей заложить основы математики и завершить формальную логику. Коренным образом рациональность Нового времени стала отличаться от восточного мышления с конца средних веков. Научное исследование проходит здесь бесконечный путь, будучи критически направлено на конечные выводы в сфере особенного, при постоянной незавершенности в целом. В сфере общественных связей делается попытка, в предвидении юридических решений правового государства, достигнуть возможных пределов исчисляемости жизненной деятельности людей. В хозяйственных предприятиях точная калькуляция определяет каждый шаг.

Тем самым Запад познает границу рациональности с такой ясностью и силой, которая нигде более не существует.

4. Осознанная внутренняя глубина бытия личности обретает у древнееврейских пророков, греческих философов, римских государственных деятелей непреложность, служащую мерилом во все времена.

Это, правда, привело к тому, что, начиная с софистов, стало возможным отделение от природы и человеческого сообщества, уход в пустоту. Западный человек осознал в своей высшей свободе, что граница свободы проходит в небытии. В самости своего бытия он научился видеть дар именно в том, что, ложно фиксируя в качестве некоего абсолютного «Я», считал возможным полностью основывать на себе самом, будто человек есть начало и творец.

5. Для западного человека мир в своей реальности необходимым образом существует.

Западный мир, подобно другим культурам, знает, правда, расщепление человеческой сущности: с одной стороны, жизнь в ее дикости, с другой — далекая от мира мистика; с одной стороны, нелюди, с другой — святые. Однако Запад делает попытку избежать подобного расщепления, найти выход в самой структуре мира, не только созерцать истину в идеальном царстве, но и осуществить ее, с помощью идей поднять действительность до необходимого уровня.

Запад знает с неопровержимой достоверностью, что он должен формировать мир. Он ощущает смысл реальности мира, смысл, в котором заключена беспредельная задача — осуществить познание, созерцание, воплощение этой действительности мира в нем

самом, из него самого. Мир нельзя сбросить со счетов. В нем, а не вне его утверждает себя западный человек.

Тем самым стало возможным познание действительности мира, постигающее крушение в том глубоком смысле, который еще не есть окончательное истолкование. Трагическое становится действительностью и сознанием одновременно. Только Западу известна трагедия.

6. Запад, подобно всем другим культурам создает образ всеобщего. Однако это всеобщее не застывает здесь в догматической жесткости непреложных институтов и представлений и не ведет к жизни, где господствует кастовая система или космический порядок. Западный мир не становится стабильным в каком бы то ни было смысле.

Движущие силы беспредельной динамики Запада вырастают из «исключений», прорывающих здесь всеобщее. Запад отводит определенное место исключению. Он допускает в ряде случаев совершенно новую жизнь и деятельность — и затем иногда столь же решительно уничтожает их. Человеческой природе удается здесь иногда достигнуть вершин, которые отнюдь не получают всеобщего признания, к которым, быть может, едва ли кто-нибудь стремится. Однако эти вершины, подобно светящимся маякам, дают Западу многомерную ориентацию. В этом коренятся постоянное беспокойство Запада, его постоянная неудовлетворенность, его неспособность довольствоваться завершенным.

Так, в случайных на первый взгляд ситуациях, в результате предельного напряжения сил возникли возможности, кажущиеся невозможными. Такова, например, пророческая религия иудеев, бессильных в состоянии политического упадка перед борющимися империями, отданных во власть силам, всякое сопротивление которым было заранее обречено. Таков расцвет где-то на краю мира политических сил нордической культуры и эпоса исландцев, противящихся какой бы то ни было государственной регламентации.

7. Несмотря на свою свободу и лояльность, Запад дошел до предельного напряжения сил вследствие претензии на исключительную истинность вероисповеданий, основывающихся на Библии (в том числе и ислама). Такие тотальные притязания в качестве принципа, длительно определяющего характер исторического развития, возникали только здесь, на Западе.

В дальнейшем, однако, существенным было то обстоятельство, что энергия подобного притязания, усиливая внутреннее напряжение людей, вместе с тем удерживалась в определенных границах как в результате расщепления на множество идущих от Библии религиозных учений и вероисповеданий, так и вследствие разделения на церковь и государство. Притязания одной силы, наталкиваясь на такие же притязания других, приводили не только к фанатизму, но и к движению, в ходе которого безудержно возникали все новые вопросы.

Именно то обстоятельство, что на Западе не возникло господ-

ство одной силы, а государство и церковь находились в постоянном соперничестве, выдвигали тотальные притязания, которые смягчались лишь вследствие неизбежности компромисса, быть может, и дало Западу благодаря постоянному духовному и политическому напряжению его духовную энергию, его свободу, его склонность к неуставным поискам, способность к открытиям, глубину его опыта, столь отличную от состояния единения и сравнительного отсутствия напряжения во всех восточных империях, от Византии до Китая.

8. В мире, не замкнутом во всеобщем, но всегда направленном на всеобщее, в мире, где исключения прорываются на поверхность и получают признание в качестве истин, а притязания на исключительность исторической религиозной истины вбирают в себя то и другое, напряжение неминуемо должно достигнуть крайних пределов.

Отсюда свойственная Западу решительность, в силу которой проблемы доводятся до своего логического конца, до полной ясности, до выявления всех возможных альтернатив, в силу которой осознаются принципы и устанавливаются позиции глубочайшей внутренней борьбы.

Решительность являет себя в напряженности ряда конкретных исторических моментов, в которую насильственно втягивается почти все, что происходит на Западе,— например, в напряженность, существующую между христианством и культурой, между государством и церковью, между империей и отдельными народами, между романскими и германскими народами, между католицизмом и протестантизмом, теологией и философией. Абсолютной прочности нет нигде. Любая претензия такого рода сразу же ставится под вопрос.

9. Мир напряженностей является, быть может, одновременно предпосылкой и следствием того факта, что только на Западе в таком количестве известны самобытные индивидуальности в таком разнообразии характеров — от еврейских пророков и греческих философов до великих христианских мыслителей, до деятелей XVI — XVIII вв.

Наконец, и это прежде всего, специфическим явлением в жизни Запада являются индивидуальная любовь и сила безграничного самопогружения в нескончаемом движении. Здесь образовалась та степень открытости, бесконечной рефлексии и проникновенной углубленности, для которой только и мог озариться светом весь смысл коммуникации между людьми и горизонт подлинного разума.

Запад осознал свою собственную действительность. Он создал не один господствующий тип человека, а многие противоположные друг другу типы. Нет человека, в котором было бы заключено все, каждый находится внутри этой действительности, он необходимым образом не только связан, но и отделен. И никто не может поэтому желать целого.

Восток и Запад. Восточный и Западный мир. Про-

водя параллель между тремя линиями исторического развития — в Китае, Индии и на Западе, — мы полностью отказались от того превосходства, на которое обычно претендует европеец. В предыдущем разделе мы дали нашу интерпретацию характерных черт европейского самосознания, освободиться от которых не способен ни один европеец.

Тот факт, что только европейский тип развития привел к веку техники, придающей в настоящее время всему миру европейские черты, и что к тому же рациональное мышление получило теперь всеобщее распространение, как будто подтверждает наличие этого превосходства. Правда, китайцы и индийцы не менее, чем европейцы, ощущали себя подлинными людьми и утверждали свои преимущественные права как нечто само собой разумеющееся. Однако претензии различных культур быть центром мироздания имеют иное значение.

Западный мир с самого начала — со времен греков — конституировался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Со времен Геродота противоречие между Западным и Восточным миром осознается как исконная и вечная противоположность, являющая себя во все новых образах. Тем самым эта противоположность только и стала реальной, ибо духовную реальность обретает лишь то, что знает о себе. Греки заложили основу Западного мира, и сделали это так, что мир этот существует лишь постольку, поскольку он постоянно направляет свой взор на Восток, находится в размежевании с ним, понимая его и отстраняясь от него, перенимая у него определенные черты и перерабатывая их, борясь с ним, и в этой борьбе власть попеременно переходит от одной стороны к другой.

Речь идет совсем не о простой противоположности между греками и варварами. Эта противоположность, по существу, аналогично ощущается китайцами, египтянами, индийцами по отношению к другим народам. В разделении Запада и Востока Восток остается равнозначной, вызывающей восхищение силой, как политической, так и духовной мощью, средоточием знания и соблазна.

Эту противоположность можно воспринимать как одну из форм расщепления духовного мира вообще. Дух живет, начинает двигаться, становится плодотворным и достигает расцвета только тогда, когда он осознает себя в противоречиях, находит себя в борьбе. Однако имеющаяся здесь противоположность носит исторический характер, ее содержание нельзя свести к общей форме, исчерпать конечными определениями. Она подобна глубокой исторической тайне, проходящей через века. В различных модификациях изначальная полярность сохранила свою жизненность на протяжении веков.

Греки и персы, деление Римской империи на Западную и Восточную, западное и восточное христианство, Западный мир и ислам, Европа и Азия (она, в свою очередь, делится на Ближний, Средний и Дальний Восток) — таковы последовательно сменяю-

щие друг друга образы этого противоречия, в рамках которого культуры и народы сближаются друг с другом и отталкиваются друг от друга. Именно в этих рамках всегда конституировалась Европа, тогда как Восток сначала заимствовал эту противоположность у Европы и, в свою очередь, воспринял ее на европейский лад.

Объективный исторический анализ выявляет, правда, превосходство Запада в воздействии на формирование мира, однако вместе с тем показывает и его незавершенность и недостаточность, в силу которых вопросы, обращенные к Востоку, всегда остаются современными и плодотворными. Они гласят: что можно там найти, чтобы дополнить недостающее нам? Что стало там действительным, что истиной, упрощенной нами? Какова цена нашего превосходства?

Нет сомнения в том, что Запад обладает наиболее длительной и достоверной исторической традицией, уходящей в глубь времен. Нигде в мире нет истории более древней, чем история Двуречья и Египта. В течение последних веков Запад наложил отпечаток на все страны земного шара. Запад обладает самым богатым и отчетливым членением своей истории и своих творений, здесь шла самая возвышенная борьба в духовной сфере, выступают в наибольшем числе перед нашим взором великие люди.

С этих позиций мы постоянно задаем себе вопрос, находим ли мы на Востоке подступы к тому, что было создано на Западе в области науки, рациональных методов, индивидуального самосознания, государственности, экономики капиталистического хозяйствования и т. д. Пытаясь ответить на это, мы ищем на Востоке идентичное Западу и спрашиваем: почему же эти подступы не нашли там своего развития?

У нас создается впечатление, что в Азии мы, по существу, не находим ничего нового. Все это нам уже известно, отличие состоит только в акцентах. Самоуверенность европейцев приводит к тому, что все чуждое воспринимается ими как курьез — будто там размышляли над теми же проблемами, которые у нас получили свое, более отчетливое осмысление, или иногда — к смиренному признанию того, что мы постигаем на Востоке только близкое нам, а не изначально ему присущее.

Между тем свое подлинное значение Азия получит для нас лишь тогда, когда мы спросим себя, что же при всем своем превосходстве утеряла Европа. В Азии есть то, чего нам недостает и что имеет для нас серьезное значение! Оттуда раздаются обращенные к нам вопросы, которые погребены и в глубине нашей души. За все то, что мы создали, что мы сумели, чем мы стали, мы заплатили определенную цену. Мы совсем не находимся на пути совершенствования человеческой природы. Азия служит нам необходимым дополнением. Если мы вообще способны постигать только то, в чем

мы узнаем самих себя, то, может быть, мы окажемся способны познать и то, столь глубоко скрытое в нас, подспудное, что осознать совершенно невозможно, если оно не будет отражено в зеркале, где представится нам сначала чем-то чуждым. Тогда мы достигнем понимания, по мере того как сами обретем в нем большую широту, так как тогда расцветет то, что дремлет в нашей душе. История китайской и индийской философии не будет для нас предметом, где без всякой необходимости повторяется то, что есть у нас, или действительностью, позволяющей нам изучать интересные социологические закономерности; в этой философии мы обнаружим тогда нечто такое, что непосредственно касается нас самих, что открывает перед нами возможности человека, которые мы не осуществили, и заставляет нас соприкоснуться с подлинными истоками иной человеческой сущности, которой мы не являемся — и все-таки потенциально являемся. И в этом следует видеть необходимые черты самой исторической экзистенции.

Безусловная уверенность в том, что мировая история ограничена замкнутой сферой западноевропейской культуры, сломлена. Мы уже не можем игнорировать огромный мир Азии как область неисторических народов и вечного бездействия. Мировая история универсальна. И если сузить ее рамки, образ человека будет неполным и искаженным. Однако, воспринимая Азию во всей ее грандиозности и силе воздействия, мы легко можем впасть в заблуждение, преувеличивая ее неопределенность.

Тогда Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объему и человеческим массам — нечто длящееся, медленно движущееся.

В этом аспекте греческая культура представляется явлением, возникшим где-то на периферии Азии, Европа — древним осколком, отделившимся от материнского лона Азии. Вопрос состоит в том, где и когда, в результате каких событий это произошло. Можно ли предположить, что Европа вновь вернется к Азии, утеряв свои специфические черты? Потонет в ее глубинах и ее бессознательном нивелировании?

Если Западный мир вышел из глубин Азии, то он может быть воспринят как безмерно отважный порыв человека к свободе, который сначала сопровождается опасностью потерять душевное равновесие, а затем, будучи осознанным, — постоянной опасностью вновь погрузиться в глубины Азии.

Эта опасность может осуществиться теперь в новых технических условиях, преобразующих и разрушающих в том числе и Азию таким образом, что исчезнет западная свобода, значимость личности, широта западных категорий, ясность сознания. Вместо всего этого утвердится вечное азиатское начало: деспотическая форма существования, отказ от истории, от принятия решений, стабилизация духа в азиатском фатализме. Азия станет чем-то универсальным, вечно существующим и длящимся, вклю-

чающим в себя Европу. То, что вышло из Азии и должно возвратиться в ее глубины, есть нечто преходящее.

Однако контрастные картины, преисполненные визионерских представлений о гибели, могут возникнуть лишь на мгновение. В действительности они неверны и несправедливы.

Трехтысячелетняя история Китая и Индии также свидетельствует о многочисленных попытках выйти из зыбких глубин Азии. Речь здесь идет о явлениях универсального исторического процесса, а совсем не о своеобразии отношений Европы к Азии. Все это происходит и в самой Азии. Это — путь человечества к подлинной истории.

Азию рассматривают как воплощение некоего мифического принципа, который в ходе реалистического анализа распадается, переставая быть исторической реальностью. Противопоставление Европы и Азии не следует метафизически гипостазировать. В противном случае оно может стать страшным призраком. В качестве мифологического образа оно в момент решения может служить шифром, полезным лишь в том случае, если является знаком чего-то исторически конкретного и духовно ясного и не мыслится как познание целого. И таким шифром, проходящим сквозь всю историю Запада, является противопоставление: Азия — Европа.

Запад

Мировые цивилизации по версии Хантингтона.
██ — Англосаксонско-европейский / западнохристианский / католическо-протестантский Запад (тёмно-синий цвет);
Иногда включаются в западную цивилизацию:
██ — Латинская Америка (фиолетовый цвет);
██ — православная цивилизация и Израиль (бирюзовый цвет);
Прочие цивилизации и культуры:
██ — Япония (ярко-красный цвет);
██ — китайская цивилизация (тёмно-красный цвет);
██ — индийская цивилизация (оранжевый цвет);
██ — исламская цивилизация (зелёный цвет);
██ — буддистская культура (жёлтый цвет);
██ — африканская культура (коричневый цвет).
Страны переходной, смешанной или иной особой культурной принадлежности показаны отдельными подцветами (Израиль, Турция, Иран, Эфиопия, Гайана, Суринам, Гаити, Ямайка и др.)

Западный мир, западная цивилизация или просто Запад — это совокупность стран и народов, включающая большинство государств Европы, а также некоторые страны Америки и Океании, которые ранее были колониями европейских держав и населены преимущественно потомками европейцев. В рамках современной западной цивилизации главными политическими центрами являются Соединённые Штаты Америки и Европейский союз. Дискуссионным является вопрос о включении в западную цивилизацию таких стран и регионов, как Россия (вместе с Евразийским союзом и православными странами Восточной Европы), Латинская Америка, Израиль, некоторые вестернизированные страны Востока.

Страны западного мира характеризуются широким рядом культурных, экономических, политических и иных особенностей, исторически отличавших их от прочих культур и цивилизаций. Часть этих особенностей привела к масштабному экономическому и технологическому прогрессу на Западе, благодаря чему в последние столетия (начиная с так называемого Нового времени) западные державы смогли занять доминирующее геополитическое положение в мире. В результате страны других цивилизаций были вынуждены в значительной степени перенять разработанные на Западе технологии, политические и экономические модели, элементы культуры и искусства. Впрочем, следует отметить, что Запад в ходе своего развития также перенял множество достижений Востока и иных культур, что стало одной из причин цивилизационного успеха западных стран.

В последние десятилетия в мире наблюдается рост центров силы, альтернативных западной цивилизации. Прежде всего речь идёт о Китае, успешно заимствовавшем большинство ключевых западных технологий, равно как и многие элементы западных по происхождению общественных систем — капитализма и социализма. Усиление конкурентов происходит в условиях кризисных процессов на самом Западе — именно западные страны являются эпицентром современного мирового кризиса. Если данные процессы продолжатся, то это приведёт к закату западного могущества и заметному выравниванию международного баланса сил и уровня развития разных стран, то есть к наступлению эпохи многополярного мира.

Запад и не-Запад

Запад

К западному миру традиционно относят страны Европы, исторически бывшие католическими или протестантскими — то есть все страны Западной Европы, а также большинство или даже все страны Северной и Центральной Европы, в зависимости от географического определения этих регионов.

Большинство стран европейского Запада ныне входят в Европейский союз.

Также к Западу относят бывшие колонии европейских стран в Америке и Океании, в том случае, если эти колонии населены преимущественно потомками выходцев из Европы. Это в первую очередь так называемые англосаксонские страны (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), а также заморские территории Британии, Франции и других европейских стран.

Спорные случаи

Россия и православные страны

Спорным является вопрос о принадлежности России к западной цивилизации. Россия, с одной стороны, разделяет с Западом много общего (христианство, родственный язык, участие в большинстве крупнейших исторических процессов и событий в Европе за последние 1500 лет), но также имела и имеет много существенных отличий. Россия является продолжателем традиций Византии и восточной ветви христианства (православия, в отличие от западного католичества и протестантства).

Также под вопросом принадлежность к Западу православных стран Восточной Европы. Их, наряду с Россией, часто относят не к западной, а к православной, или русской, или евразийской цивилизации (см. также Русский мир и Евразийский союз). Россия и православные страны составляют Восток в рамках общей христианской цивилизации, в связи с чем противопоставление Запада и Востока в контексте отношений России с западными странами может означать не то же самое, что противопоставление Запада и Востока в общемировом контексте.

Для стран Востока Россия — это, конечно, страна западной культуры. Однако в восточных странах осознают также значительные отличия России от Запада, в основном в плане её геополитической роли как многовекового противника сильнейших западных держав.

Латинская Америка

Часто к Западу относят латиноамериканские страны — бывшие колонии Испании и Португалии, подвергнувшиеся гораздо более долгой и более значительной вестернизации, чем страны Африки или Азии.

Однако эти страны всё же не стали странами западной культуры в той же мере, что США, Канада или, во многих отношениях, даже Россия. Они сохранили значительный доколониальный генофонд индейского населения, а кроме того, очень многие жители Латинской Америки являются потомками привезённых из Африки рабов, что, впрочем, верно и для США — это во многом определяет культурное своеобразие Латинской Америки. В тропической и экваториальной части Латинской Америки климат, хозяйство, традиции и образ жизни значительно отличаются от европейских или североамериканских.

Израиль

В древности территория Израиля была частью ближневосточной, затем греко-римской, затем христианской, затем мусульманской цивилизаций. Дело в том, что после неудачных восстаний I—II вв. н. э. большинство евреев были изгнаны римлянами из их родной Иудеи, и значительная часть изгнанников осела в Европе, которая во втором тысячелетии нашей эры стала крупнейшим регионом проживания еврейского населения, причём большинство евреев проживали поначалу в католических странах Западной Европы, затем были большей частью изгнаны оттуда и переместились в Польшу и протестантские страны (после разделов Речи Посполитой крупнейшее в мире еврейское население оказалось на территории России).

В результате различных исторических перипетий и деятельности евреев-сионистов, добивавшихся с конца XIX века создания национального еврейского государства, в 1948 году было основано государство Израиль, ныне населённое в большинстве своём потомками евреев, прибывших на историческую родину преимущественно из стран Запада (хотя небольшое местное еврейское население всегда непрерывно сохранялось в Израиле).

Таким образом, Израиль фактически основан и населён в основном людьми западного происхождения и западной культуры, что даёт значительные основания относить Израиль к западной цивилизации. Тем более что страна находится в довольно сложных отношениях с соседними арабскими странами и в политическом и военном плане опирается на поддержку стран Запада. С другой стороны, израильская идентичность во многом связана с религией иудаизма, и значительная часть жителей страны имеет происхождение из азиатских и африканских еврейских общин. Так что если современный Израиль и можно отнести к западной цивилизации, то на правах весьма специфической её ветви.

«Западные» страны Востока

Иногда, в экономическом или геополитическом контексте, к Западу относят также Японию, Южную Корею, Сингапур и некоторые другие страны Восточной Азии, наиболее далеко зашедшие по пути копирования западных технологий, институтов и приёмов искусства. Эти восточноазиатские страны также крайне плотно встроены в мировую торговую и финансовую систему, контролируемую в первую очередь экономическими и политическими центрами Запада.

По геополитическим причинам к Западу также иногда относят Турцию, проведшую в XX веке значительные реформы, направленные на вестернизацию культуры и экономики, вступившую в НАТО в 1952 г. и уже полвека пытающуюся вступить в Евросоюз (с 1960-х гг.).

Восток

К однозначно не-западным странам традиционно относят страны исламского мира и прочие страны Африки и Азии.

В широком смысле западная культура / западная цивилизация часто противопоставляется восточной культуре / восточной цивилизации, взятой в целом. В рамках последней выделяются исламская цивилизация, китайская цивилизация, индийская цивилизация.

Также можно выделить буддийскую и африканскую культуры (речь идет о неисламской части Африки) — однако они, в отличие от Индии, Китая и исламского мира, не смогли сформировать какое-либо подобие политического единства ни в прошлом, ни в настоящем.

Надо отметить, что на страны Востока приходится гораздо более половины мирового населения, на Востоке зародилось большинство древнейших цивилизаций и государств, и поэтому Восток характеризуется существенно большим культурным разнообразием, чем Запад. В определённом смысле западная и восточная цивилизации — это явления разного порядка. Понятие восточной культуры — это гораздо большее обобщение, чем западная культура (и значительно более искусственное обобщение).

Таким образом, с учётом масштаба и генезиса цивилизаций корректнее говорить об одной западной и нескольких восточных цивилизациях. Тем не менее западную цивилизацию также можно считать составной.

Если всё-таки считать Латинскую Америку и русский/православный мир отдельными ветвями западной цивилизации, равно как считать Европу и её бывшие заморские колонии также отдельными ветвями, то эту конструкцию западной цивилизации можно соотнести с внутренней структурой восточных цивилизаций. Так, исламские страны разделяются на суннитские и шиитские, а также по этническому составу — на преимущественно арабские, индо-европейские, тюркские. Отдельными ветвями индийской цивилизации можно считать Индию и Бирму, а ветвями китайской цивилизации — Китай, Корею, Японию и Вьетнам.

Ключевые черты западной цивилизации

Запад, в его узком территориальном определении, обладает следующими общими характеристиками:

  • Германские и романские языки. Практически все жители западных стран говорят на языках германской либо романской группы, то есть происходящих либо от прагерманского языка, возникшего в I тысячелетии до н. э. в Южной Скандинавии и Северной Германии, либо от латинского языка, сложившегося в I тысячелетии до н. э. в Римской республике и распространившегося затем по всей Римской империи. В середине I тысячелетия н. э. германские племена завоевали Западную Римскую империю, и именно в этом регионе сложилось ядро западной цивилизации, к которому впоследствии были присоединены исконные земли проживания германцев.
    • Самый распространённый среди германских языков — английский язык (родной для порядка 400 млн человек), при этом в XI—XV вв. он подвергся сильнейшей латинизации (в основном через влияние французского языка, на котором говорили нормандские завоеватели Англии), а также предельному упрощению словоизменения; всё это, наряду с высокой геополитической ролью Британской империи, позволило английскому языку стать основным языком межнационального общения сначала на Западе, а затем и во всём мире.
    • Негерманские и нелатинские языки периферийных стран западной цивилизации, например венгерский язык или западнославянские языки (польский, чешский, словацкий), подверглись сильной германизации и латинизации своего лексикона (в Чехии, впрочем, в XX веке была предпринята частично успешная попытка обратной славянизации языка).
  • Латинский алфавит. Все коренные западные страны и большинство их бывших колоний используют латинский алфавит, возникший в VII в. до н. э., когда древние римляне заимствовали и видоизменили версию греческого алфавита из соседних греческих колоний в Италии. При этом классический греческий алфавит используется в западной по происхождению научной нотации (в математике, физике и т. д.).
  • Католицизм и протестантизм в качестве основных конфессий, широкое распространение атеизма. В XI веке католицизм окончательно оформился как отдельная, западная ветвь христианства, противопоставленная византийскому православию и другим восточным христианским церквям. Вероучительные отличия католицизма от православия сравнительно невелики, однако у них серьёзно отличаются организационные моменты, многие обрядовые и художественные традиции, отчасти — этика и философия. В XVI веке как ответ на средневековые злоупотребления католической церкви возник протестантизм, охвативший почти всю Северную Европу и часть Центральной, а также распространившийся в западных колониях (преимущественно британских). С конца XVIII века в Европе также начал распространяться атеизм, приобретший особенно широкое распространение в протестантских странах.

Великое Расхождение

В современной западной публицистике широко обсуждается феномен, известный как Великое Расхождение (англ. Great Divergence, термин Самюэля Хантингтона) или Европейское чудо (European miracle, термин Эрика Джонса). Речь идёт о тех исторических процессах, которые привели к экономическому, технологическому, политическому и культурному доминированию Запада в современном мире.

Явное доминирование Запада в военном смысле стало очевидно в XIX веке, когда бóльшая часть мира оказалась разделена между западными колониальными державами. Альтернативные Западу центры силы и цивилизации оказались на тот момент в глубоком упадке (Османская империя), в положении колоний (Индия) или зависимых стран (Китай), либо, в лучшем случае, в положении сильно отстающих и догоняющих (Япония).

Поскольку военное доминирование Запада было обусловлено в основном мощной производственной, технологической и научной базой, то можно говорить о том, что во всех этих областях западная цивилизация превзошла прочие цивилизации также по крайней мере к XIX веку.

Что касается того, в какой исторический момент Запад начал своё восхождение к мировому доминированию, то обычно называется период конца XV — начала XVII вв., так называемый «длинный XVI век» (более точно его можно определить, например, как период с 1492 по 1640 год, то есть от первого плавания Колумба до Английской буржуазной революции). Ключевые процессы этого периода таковы: Великие Географические открытия и образование первых западных колоний, становление капитализма и первых так называемых буржуазных правительств в западной Европе (то есть переход власти от наследственных монархов и феодалов к держателям капитала), начало Научной революции и широкое распространение идей и искусства эпохи Ренессанса.

Действительно, именно этот период, называемый также Раннее Новое Время, стал эпохой резкого экономического, военного, технологического и прочего усиления Запада (тем не менее в середине XVII века Османская империя, Китай и Индия всё ещё могли успешно противостоять Западу в военном плане, а по абсолютной величине китайская и индийская экономики были крупнейшими в мире). Однако многие важнейшие условия, способствовавшие успехам Запада, сложились ещё в Средневековье или даже восходят к Античности; кроме того, значительную роль сыграли природные ресурсы, климат и география Европы.

Главной причиной успеха Запада, давшей ему значительные дополнительные ресурсы и возможности по сравнению с другими цивилизациями, часто называют колониализм. Это во многом действительно так, однако сводить всё только к колониализму — это чрезмерное упрощение. Кроме того, требует ответа следующий вопрос: почему именно западная цивилизация в позднее средневековье сумела перейти к военной и политической экспансии общемирового масштаба? Почему этого не сумели сделать другие развитые цивилизации той же эпохи, почему этого не сумели сделать предшественники средневекового Запада — Римская империя, достигшая расцвета в VIII веке, или Византийская Империя образца VI или XI веков?

Россия и Запад

См. также: Миф о вековой отсталости России

В особом положении относительно западной цивилизации находится Россия, которую нельзя однозначно отнести ни к Западу, ни к не-Западу.

Россия разделяла и разделяет много общего с западными государствами (христианство, родственный язык и этническое происхождение, общее политическое и культурное пространство, технологическое и научное лидерство), но всегда имела и имеет также много существенных отличий. В частности, Россия в несравнимо большей мере являлась классической сухопутной империей, нежели морской колониальной державой (единственной заморской колонией была малонаселённая Аляска); к присоединённым и окрестным народам простые русские относились как к равным.

Таким образом, в целом Россию можно назвать одним из участников «Европейского чуда», причём одним из наиболее успешных участников, если оценивать по государственным, культурным, научным и прочим достижениям. Но весьма обоснованной является также и та точка зрения, в рамках которой Россия и русский мир считаются отдельной цивилизацией либо, по крайней мере, особой ветвью в рамках широко понимаемой западной цивилизации. Именно такой подход, с соответствующим узким пониманием термина «Запад», является основным в современной российской публицистике.

В отношении современной или исторической России иногда применяют полемическое утверждение о вековой отсталости России по сравнению с Западом. Этот миф основан отчасти на сравнении несравнимого, отчасти на тенденциозном выборе тех параметров, по которым ведётся сравнение, и, наконец, на простом историческом невежестве. Во-первых, Россия хоть и представляет собой огромную страну масштабом с целую цивилизацию, но всё же совокупное население западных государств всегда было во много раз больше российского, поэтому абсолютный масштаб достижений сравнивать не вполне корректно. Во-вторых, совершенно некорректно сравнивать уровень развития России в целом — со всеми её огромными территориями и слабо освоенными окраинами — с уровнем развития ядерных территорий западных государств, без их эксплуатируемых и отсталых колоний или экс-колоний. В-третьих, можно вспомнить не только о множестве отдельных российских достижений (изобретений, открытий, произведений культуры, рекордов, военных побед), но и о том, например, что по сравнению с европейцами жители России во многих отношениях жили и живут гораздо лучше: лучше был и остается доступ к чистой воде, дешёвому топливу, свободной земле для застройки и обработки, к рыбалке и охоте, грибам и ягодам; русские веками лучше мылись, больше отдыхали и меньше работали, чем западноевропейцы (хотя последнее, возможно, и не стоит считать достижением).

Если же сравнивать сравнимые вещи, то картина такова. Дореволюционные Петербург и Москва, а также прочие крупные и средние города Российской Империи (особенно Киев, Казань, Одесса, Рига, Харьков, Ростов-на-Дону, Томск, города Крыма) и части прилегающих к ним областей были развиты вполне на европейском уровне: здесь существовала развитая промышленность, торговля, наука, университеты, искусство, архитектура — всё на основе европейских образцов, смешанных с древнерусскими и византийскими традициями. Достижения России той эпохи нашли широкое признание в Европе; уровень жизни в культурных и экономических центрах России мало отличался от средне- или западноевропейского. Во многом такая ситуация сохранилась и в советский период, и в нынешнее время.

Но, нельзя не признать, в России существовали и существуют малозаселённые территории на Русском Севере и в Сибири, равно как и сравнительно поздно присоединённые и экономически слабо развитые национальные окраины на юге и востоке, а также, разумеется, и провинциальная русская глубинка в центре страны. Несмотря на активные усилия правительства Российской Империи по преодолению экономического и культурного разрыва между центром и периферией (в том числе внутренней периферией), это внутреннее расхождение стало одной из причин революции 1917 года (наряду с другими сложностями, с которыми столкнулась поздняя Российская Империя. В советское время этот разрыв был преодолён лишь частично.

Россия, по сравнению с западноевропейскими странами, обладала и обладает лишь частью тех преимуществ, которые привели к глобальному успеху западной цивилизации. В чём-то Россия оказалась менее успешна, чем Запад, а в чём-то успехи дались ей гораздо бóльшими усилиями. Однако в некоторых областях Россия имела и имеет преимущества перед Западом, и была или остаётся успешнее в ряде областей искусства и технологий. Собственные факторы истории России объясняют взлёты и падения страны, её особое положение в мире и особый путь.

Мифы о Западе

Основная статья: Мифы о Западе

Закат Запада и многополярный мир

Основные статьи: Мировой кризис, Многополярный мир

См. также

  • Амероскептицизм
  • Евроскептицизм
  • Многополярный мир
  • Мифы о Западе

Ссылки

  • Основные черты западной цивилизации

Историософия и геополитика
Миры и культуры Западная цивилизация • Русский мир • Многополярный мир • Мировые державы • Исторические державы
Ключевые вопросы Глобализация • Миф о вековой отсталости России • Причины кризиса и распада Древней Руси • Причины кризиса Русского Царства • Причины кризиса и развала Российской Империи • Развал СССР
Плюсы и минусы Правители России • Президенты США • Президенты Украины • Правители Франции
См. также Этногенез (литературный проект)
Мифы и правда о Западе
Мифы о Западе Западная система здравоохранения • Свобода слова на Западе • Миф:Президенты-велосипедисты • Мифы о Западе
Не-мифы о Западе Коррупция в США • Коррупция в Канаде • Коррупция в Евросоюзе • Полицейская жестокость • Судебный беспредел • Операции западных спецслужб против России • Двойные стандарты Запада • Ложь западных СМИ • Ложь западных политиков • Планы Запада по нападению на СССР • Расширение НАТО • Поддержка Евромайдана американцами • Поддержка Украины американцами • Доказательства работы несистемной оппозиции на страны Запада • Западные диссиденты
Мифы Запада Сланцевый газ • Идеология содомии • Мифы о Северной Корее

Все нормальные страны выступают против России

Думаю, вы помните, что в момент ввода санкций против России в 2014-м году вся либеральная общественность орала, что теперь против нас весь мир. Правда, когда мы показывали пальцем на карту и говорили, что для всего мира не хватает Китая, Индии и еще много-много других стран, оппоненты объясняли нам, что против России все «нормальные» страны. И уклонялись от ответа, почему это они не считают нормальными китайцев или индусов. Разумеется, адептам теории исключительности просто не хотелось признавать, что их вера очень-очень сильно смахивает на нацизм и расизм.

Но вот, прошло время. И против Штатов уже не вводит санкции только ленивый. В то время, разумеется, как против нас все равно — все нормальные страны…

Правительство Индии с 31 января вводит 30-процентные пошлины на американскую сельхозпродукцию. Речь идет о товарах на 857 миллионов долларов — это более трети продовольственного импорта из США.

Тем временем Дели и Тегеран договорились об отказе от доллара в расчетах за нефть и с января перешли на оплату поставок в рупиях. Об этом сообщил агентству Reuters исполнительный директор индийского государственного банка UCO Чаран Сингх.

Еще раньше такая же договоренность была достигнута с Россией. В начале ноября вице-премьер Юрий Борисов объявил, что Индия расплатится за противоракетные системы С-400 «Триумф» рублями. В дальнейшем предполагается расширение взаимной торговли в нацвалютах и по гражданской продукции.

Собственно, уже не ясно — кого в клочья-то рвут. Потому что США воюют со всем практически миром и это не метафора. Да, они нагнули Мексику и Канаду, заставив их переписать торговые соглашения далеко не в свою пользу. Но с другими-то странами идет натуральная война.

Россия — все понятно, но у нас мелкий товарооборот. А вот с Китаем идет просто битва, теперь подключилась Индия, Евросоюз отбивается от Штатов и также потихоньку, но вводит различные ограничения. Иран, Венесуэла, Куба, Афганистан. Только Украина, страны Прибалтики и Польша в рот США заглядывают, хоть и Польша брыкается. Кстати, не забываем про Турцию.

И что все это значит? Конечно, что Вашингтон идет вразнос и это не может не радовать. Например, коллега Альберт Лекс напоминает, как со внешней политикой у нас было замечательно во времена Ельцина. Учили нас тогда, к слову, «западные партнеры», а вот что вышло — цитирую:

Все знают, наверное, как сейчас США обхаживают Индию. Буквально с шаманским бубном готовы плясать вокруг неё! Ещё бы, такой противовес Китаю, да ещё рядом, да ещё с таким потенциалом, да ещё и экономика растущая, интересная… Конечно, надо влезть туда максимально глубоко и свои интересы застолбить в этой стране! Но это США. А что там Козырев?..

Козыреву сказали, что Индия — это позорное наследие СССР, и что дружить надо с Западом (в то время как сам Запад взахлёб дружит с Индией). В общем, если Россия будет лезть в Индию — то это плохой сигнал, что Россия продолжает политику СССР! Ведь СССР благоразумно дружил с Индией. Да и сам Запад благоразумно дружит.

Короче, наш Козырев полностью выслушал советы американцев о том, в чём же заключаются «национальные интересы России», и… тупо проигнорировал Индию вообще! Тем самым и в Дели послав сигнал, что Москва их в упор не видит, и всему миру бездарно это же показав.

Из хороших новостей — Штаты так достали большую часть планеты, что их «ухаживания» выглядят как претензии на красивую барышню от Коляна с района из сериала «Реальные пацаны» на ТНТ. Потому что надо помнить хотя бы про угрозы за попытку приобрести у нас комплексы С-400. Угрожали звездно-полосатые и Китаю, и Турцию и, сюприз-сюрприз, Индии.

Воевать на два фронта не вышло даже у Гитлера, которого поддерживал Запад — ровно до того момента, пока не стало ясно, что Гитлеровская Германия не жилец. А Штаты уже воюют с гораздо большим числом противников и упорно наращавают число врагов.

Но, как вы знаете, все нормальные страны — выступают против России.

Самые известные древние цивилизации мира

До сих пор ученые ведут споры, где возникли первые древние цивилизации. Загадка неизведанных технологий, развитой инженерии и знаний астрологии древних народов не разгадана. Откуда люди тех времен могли так много знать и возводить столь величественные строения?

Фото: infomir.org.ua

Древние культуры и цивилизации окутаны туманом таинства. В свое время они сильно превосходили эпоху, но по непонятным причинам исчезли с Земли. Что такое цивилизация? Это этап развития общества, социального строя, материальных и культурных достижений.

Вот список известных древних цивилизаций:

Шумеры

Фото: topkin.ru

Согласно предположениям ученых, шумеры населяли Южную Месопотамию между реками Тигр и Евфрат. Цивилизация появилась примерно за 3300 лет до н. э. Это был развитый народ, который занимался сельским хозяйством. Именно шумеры положили начало письменности, изобретя клинопись. Таблички с названиями городов сохранились до наших дней.

Раскопки помогли ученым обнаружить следы социального неравенства. Вершину социального строя занимала знать, а к самой низшей страте относили воинов и военнопленных. Также шумеры обладали знаниями в области астрологии, разработали систему счисления. Поэтому сегодня человечество пользуется циферблатом, разделяя часы, дни и месяцы.

За 2000 лет до н. э. шумеры смешались с аккадцами, что способствовало развитию великого царства — Вавилона.

Древний Египет

Фото: xtravels.ru

Древние египтяне создали основу современного мира. Цивилизация зародилась за 4000 лет до н. э., но познания жителей в математике, астрономии, медицине поражают воображение. Древний Египет существовал более 40 веков, его история делится на несколько периодов.

Цивилизация располагалась на северо-востоке Африки вдоль реки Нил. Из-за близости воды в Древнем Египте процветали малярия и другие паразитарные заболевания. Местные лекари первыми изобрели лекарства от болезней и методы нетрадиционной медицины. Язык египтян считается самым древним, в музеях хранятся таблицы с иероглифами и знаками.

Именно египтяне возвели пирамиды и сфинкса. В свое время они знали геометрию, изобрели солнечные и водяные часы. В итоге Древний Египет был поглощен Римской империей.

Древний Рим

Фото: luxtec.ru

Мощная древняя цивилизация образовалась в 753 году до н. э. и просуществовала до 5 века н. э. Великая Римская империя оставила яркий след в истории, а также память для будущих поколений. Это не только памятники архитектуры, но и латинский язык, римское право, христианская религия.

История мира упоминает яркую мифологию Древнего Рима, сильное войско и кровопролитные войны, которые вели народы для завоевания территорий. Но существуют и малоизвестные факты. Всем известно, что основным развлечением в Риме были бои гладиаторов. Но мало кто знает, что кровь погибших гладиаторов использовалась как лекарство от эпилепсии.

Уже тогда жители следили за состоянием зубов. Археологи нашли челюсть с зубными протезами, похвастаться полным ртом зубов могли только представители знати.

Римская цивилизация угасла из-за непомерных амбиций и жадности.

Древняя Греция

Фото: abrisburo.ru

Изначально цивилизация античного мира называлась Элладой, но после завоевания территории римлянами в 1 веке до н. э., государство прозвали Грецией. Свое существование Древняя Греция начала за 3000 лет до н. э.

В древнем мире была развита мифология, которая приписывала мужчинам небывалые способности. Несмотря на это, многие греки боялись воды, так как не умели плавать. Здесь были организованы первые Олимпийские игры. Интересно, что заниматься спортом было принято нагишом. Также в Древней Греции был античный театр, где показывали трагедии с массовыми убийствами. Актерами могли быть только мужчины, которые играли и женские роли.

Во 2 веке н. э. был создан путеводитель для туристов. Автор Павсаний приглашал посетить интересные места Греции и Древней Эллады.

Древний Китай

Фото: oboi.ws

Китайская цивилизация — одна из древнейших в мире. Считается, что она зародилась 8500 лет до н. э. Именно здесь изобрели бумагу, компас и книгопечатание.

История древнего мира упоминает, что в Китае возник футбол. Во время правления династии Хань жители развлекали себя игрой чжу кэ, которая является прообразом футбола. Также в 2000-х годах до н. э. китайские народы изобрели лунный календарь с двенадцатью знаками зодиака. В Древнем Китае практиковалось многоженство. Гаремами с сотнями женщин владели богатые люди.

Бесспорным свидетельством развитой цивилизации является Великая китайская стена. Сооружение стоит до сих пор, а построено было в 3 веке до н. э.

Майя

Фото: salik.biz

Развитая и могущественная цивилизация индейцев майя начала формироваться в 2000 году до н. э. Древние народы населяли Южную Америку. Майя прекрасно ориентировались в астрономии и математике. Считается, что майя изобрели ноль.

Знания древнего народа в строительстве помогли возвести прочные строения, которые входят в наследия ЮНЕСКО. Индейцы занимались сельским хозяйством, а также разработали систему водоснабжения. Цивилизация Мезоамерики уже тогда изготавливала изделия из резины.

Мир майя стал угасать, когда на земли пришли конкистадоры, которые были удивлены тем, что встретили настолько развитую культуру.

Древние памятники Казахстана: список

Цивилизация долины Инда

Фото: emaze.com

Индская цивилизация появилась примерно в 2600 году до н. э. Также ее называют Храппской цивилизацией, расположившейся вдоль реки Инд. При раскопках археологи обнаружили города с прекрасной планировкой, здания возводились из обожженного кирпича и были оснащены ванными комнатами и проточной канализацией.

Жители города умели точно измерять расстояния, массу и время. Среди них были умелые ремесленники, которые создавали изделия из глины, а также разработали повозку для перевоза зерна, пшеницы, ячменя.

Распаду Индской цивилизации способствовала длительная засуха, развитие инфекционных болезней, таких как проказа и туберкулез.

Цивилизация Караля

Фото: culturandesperu.com

Древний город располагался на территории нынешнего Перу с 2600 года до н. э. Это один из тех народов, который опередил свое время, возводя пирамиды и другие замысловатые строения.

Ученые говорят о Карале, как о хорошо развитом государстве со знанием дипломатии. При раскопках не нашли оружия и признаков войны. Познания жителей в архитектуре и медицине не поддаются никаким объяснениям. Уже тогда они знали, как управлять энергией ветра, а для лекарств от головной боли использовали иву.

Архитектурные строения каральцев стоят и сегодня, входя в наследие ЮНЕСКО. Хорошая сохранность зданий обязана познаниям жителей в технологии сейсмостойкости.

Цивилизация Тиуанако

Фото: sittinsenegez.blogspot.com

Древний мир Тиуанако возник в 1600 году до н. э. Цивилизация считается прародителем инков. Располагалась территория в Андах на берегу озера Титикака. Народ возвел такие города:

  • Тиауанако;
  • Пума Пунку.

Жители Тиуанако создали рабочий до сих пор водный канал, который подавал воду для орошения полей. Эта разработка даже сегодня выглядит удивительной. Древние строители возвели такие памятники архитектуры:

  • пирамиду Акапана;
  • храмы Путуни, Каласасайя;
  • Врата Солнца.

Сложно представить, что древний народ мог использовать полированный камень и проделывать в нем идеальные круглые отверстия.

Современному человечеству сложно представить, как за короткий период народы успевали развиваться настолько, чтобы использовать познания в астрономии, математике, медицине. А древние цивилизации и сегодня полны неразгаданных тайн.