Российский правитель ница не был а коронован

Как стать царем: знаковые, необычные и трагические коронации в истории России

Венчание на царство и коронация – самые важные церемонии, проводившиеся в дореволюционной России. Они традиционно проходили в Москве даже после того, как она перестала быть столицей

Акт венчания на царство символизировал сакральность особы государя как наместника Бога на земле. Впервые этот обряд на Руси был введен Иваном III. Правителю, освободившему государство от монгольской зависимости и объединившему земли вокруг Москвы, необходим был новый, более престижный статус. Скромные церемонии, которые ранее проводились русскими князьями, его не устраивали. В 1489 году Иван Третий венчал на царство своего внука Дмитрия, впервые возложив на него бармы и шапку Мономаха.

Амбиции Ивана Грозного

В декабре 1546 года молодой правитель Иван IV объявил митрополиту Макарию и боярам о своем желании торжественно венчаться на царство. 16 января 1547 года государь был приглашен в Успенский собор и прошел такой же обряд, как и его предшественники. Однако число регалий на сей раз было большим: появился крест от животворящего древа, возложенный на Ивана IV прежде барм, и скипетр, врученный ему после шапки Мономаха.

Первую половину венчания Иван Васильевич стоял, а после вручения жезла митрополит торжественно посадил его на царское место. Макарий произнес поучение, провел литургию и возложил на государя золотую цепь. После причащения он пригласил Ивана IV к миропомазанию и с этого момента впервые в истории назвал его царем, а не великим князем.

Кадр из фильма «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна. 1944 год

Источник фото: https://museikino.ru

В 1561 году Константинопольский патриарх прислал Ивану Грозному грамоту. В ней был подробно изложен порядок священного действа во время венчания на царство по примеру византийских императоров, а также официально утвержден титул царя на Руси. Правда, впервые «греческому» порядку следовал уже не Иван Васильевич, а его сын Федор в 1584 году. Тогда же последнему царю из династии Рюриковичей впервые была присвоена держава с крестом – один из символов власти.

Увы, царь, стремившийся укрепить положение Российского государства на международной арене с помощью нового статуса, поверг страну в хаос. Опричная политика Ивана Грозного, поражение в изнурительной Ливонской войне, пресечение династии – все эти события стали предвестниками Смутного времени.

Время Романовых

С приходом новой династии традиции венчания на царство, заложенные еще при Рюриковичах, практически не изменились. В 1613 году, когда Земский собор выбрал правителем юного Михаила Федоровича Романова, о предстоящем торжестве народ в столице извещали заранее. На рассвете в день венчания царь вышел из Постельных хором в Золотую палату. Там он пожаловал в бояре князя Черкасского и знаменитого князя Дмитрия Пожарского, героя народного ополчения 1612 года. После этого Михаил Федорович послал за царскими регалиями, находившимися в Казенном дворе. Приложившись к кресту, государь «отпустил» их на шествие в Успенский собор.

Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

Посреди собора был установлен помост – обитая красным сукном возвышенность, получившая название «великое чертожное место», или просто «чертог». По обеим сторонам от нее стояли скамьи для духовенства, а возле царского места находился стул с бархатной подушкой для митрополита. Из-за отсутствия патриарха (отец нового царя Филарет вернется в Москву из плена лишь в 1619 году) обряд венчания на царство совершил митрополит Казанский Ефрем. Во время церемонии Михаил Федорович обратился к нему с речью, упомянув о венчании на царство прежних русских государей. Затем он перешел к обстоятельствам собственного избрания на престол «всем народным множеством» и закончил свою речь просьбой благословить и «венчать его царским венцом».

Так началась история власти новой российской династии. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович «Тишайший» станет первым наследником среди Романовых, которому, как в былые времена, власть перешла от отца, а не в результате всенародных выборов. Оттого и положение второго правителя династии было прочнее: царь смог принять новый свод законов, расширить границы Российского государства далеко на восток и отвоевать территории, утраченные в годы Смуты.

Короны русских государей. 1 – Мономаховская, 2 – Царства Казанского, 3 – Михаила Федоровича, 4 – Петра Алексеевича, 5 – Ивана Алексеевича, 6 – Елизаветы Петровны, 7 – Екатерины Первой, 8 – Анны Иоанновны, 9 – Большая императорская корона, 10 – корона императрицы

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Два царя и одна царевна

В 1682 году умирает старший сын Алексея Михайловича. К сожалению, Иван Алексеевич, следующий в очереди на престол, был болезненным и слабым ребенком, не готовым в одиночку править страной. Рассматривалась и другая кандидатура – десятилетний Петр, сын от второго брака Алексея Михайловича. Конечно, в силу юного возраста ни Иван, ни Петр не могли бороться за власть – за них это делами многочисленные родственники: Милославские и Нарышкины. Примирительным жестом патриарх Иоаким предложил провозгласить царями сразу обоих, а регентом назначить старшую сестру Софью, девушку властную и честолюбивую.

Иван и Петр венчались на царство в Успенском соборе 25 июня 1682 года. Любопытно, что Ивана венчали уже существовавшими регалиями, а для Петра изготовили копии. Коронационная шапка Петра Алексеевича носила название «Шапка Мономаха второго наряда», или «Таврическая шапка». Для молодых царей соорудили специальный трон с двумя сидениями, который сейчас хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Венчание на царство Ивана и Петра Алексеевичей

Государи в сопровождении бояр и стрельцов вышли из Грановитой палаты через Красное крыльцо на Соборную площадь, уже заполненную народом. После завершения церемонии они отправились в Архангельский собор, чтобы почтить память предков, а в Благовещенском соборе поклонились святым иконам. Во время выхода из каждого собора Ивана и Петра осыпали золотыми монетами.

Это было последнее венчание на царство, совершенное по традиционному обряду. После триумфа в Северной войне Петр I принимает титул императора в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Венчание на царство было заменено коронацией. Петр Великий со свойственной ему тягой к переменам идет дальше: впервые в истории России правитель короновал свою супругу Екатерину Первую. Держа в одной руке скипетр, другой он возлагал на государыню императорскую мантию и вручал ей державу. С тех пор на коронациях царственных супругов неизменно присутствовали их жены.

Трон Петра и Ивана Алексеевичей

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Самая ужасающая коронация

Случалось и так, что коронация оказывалась событием трагическим. Петр III, находившийся у власти чуть более шести месяцев, не успел пройти торжественную церемонию. В 1762 году его жена, будущая императрица Екатерина Великая, при поддержке гвардии совершила дворцовый переворот, после которого через несколько дней Петр погиб.

Через тридцать четыре года править Россией начал Павел Первый: он боготворил отца и винил мать в его гибели. Сразу после вступления на престол, эксцентричный император приказал доставить из Александро-Невской лавры в Зимний дворец останки Петра III и провести церемонию венчания на царство. Когда гроб вскрыли, к останкам отца (говорят, что к тому времени уцелели только предметы одежды – шляпа, перчатки и ботфорты) приложился Павел Петрович. Но и этого ему показалось мало: император потребовал, чтобы его примеру последовали дети и таким же образом почтили память царственного деда. После возложения короны на гроб Павел I повелел перезахоронить отца в Петропавловском соборе рядом с Екатериной. Шествие растянулось на несколько верст, и, несмотря на ужасный холод, государь и великие князья неспешно следовали за колесницей с гробом Петра Третьего. Желая унизить предполагаемых участников убийства своего отца, император приказал им нести царские регалии. Графу А.Г. Орлову, гофмаршалу Ф.С. Барятинскому и генералу П.Б. Пассеку оставалось лишь повиноваться. Сам Павел с маршальским жезлом в одной руке и тростью – в другой шел рядом с гробом. Впоследствии император повелел отовсюду изъять страницы манифеста Екатерины II о внезапной гибели мужа и сжечь их. Так, не зная истории, можно было бы предположить, что Петр Федорович и Екатерина Алексеевна не расставались всю жизнь и умерли в один день.

Так была нарушена вековая традиция: венчание на царство не проходило в Санкт-Петербурге ни до, ни после запоздалой коронации Петра III.

Перезахоронение Петра III

Торжества XIX века

Одной из самых пышных и долгожданных церемоний была коронация Александра II. В обществе царила атмосфера надежды на преобразования и перемены, которые проведет новый император.

17 августа 1856 года совершился торжественный въезд государя с супругой в Москву. В полдень от Петровского дворца, в котором Александр II находился на протяжении двух дней по прибытии из Петербурга, до Большого Кремлевского дворца начали строиться войска. Раздался звук пушки, загудели колокола, барабаны и военные трубы. За конвоем Его Величества последовали эскадроны Черноморских и гвардейских казаков, одетых в парадные мундиры. В процессии присутствовали представители дворянства, придворные чины в каретах, а за ними следовал отряд кавалергардов. Император ехал верхом в окружении свиты, а императрица – в парадной карете.

Объявление о дне коронации Александра II на Красной площади. Художник В.Ф. Тимм

В Успенском соборе их уже ожидали два трона, украшенные алмазами, бирюзой и другими драгоценными камнями. По сложившейся традиции Александр II был в генеральском мундире и с цепью ордена св. Андрея Первозванного, а императрица Мария Александровна – в белом парчовом платье с горностаевой опушкой. После пения псалма и чтения Символа веры на императора были возложены цепь и порфира. Затем, дождавшись благословения митрополита, Александр Второй взял в руки скипетр и державу. На голову Марии Александровны он возложил малую корону. Народ узнал о свершившемся обряде по звону колоколов и выстрелу пушек.

По злой иронии судьбы правитель, в годы царствования которого было наконец отменено крепостное право, погиб от рук террористов из революционной организации под названием «Народная воля». Коронация следующего государя, Александра III, несколько раз откладывалась из-за траура и угроз, исходивших от оставшихся народовольцев. Она состоялась спустя два года после гибели царя-освободителя.

Коронация Александра II 26 августа 1856 года

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

Последняя коронация

14 мая 1896 года состоялась церемония коронации Николая II и его супруги Александры Федоровны. Подготовка к торжественному событию велась более года. Москву украсили пышные декорации, а иллюминация Кремля, созданная по рисункам художников Н.Н. Каразина, А.Н. Бенуа и А.М. Прокофьева, состояла из пятисот тысяч огней.

Посланцы иностранных дворов в один голос называли коронацию Николая Второго едва ли не самым восхитительным и впечатляющим событием в их жизни. В освещении торжеств принимал участие 131 представитель российских и зарубежных изданий, более 50 художников и фотографов. По своим традициям эта церемония ничем не отличалась от предшествующих (разве что частично была записана на кинопленку французским журналистом и оператором Камиллом Серфом), и никому из очевидцев не дано было знать, что она станет последней.

Эпизод коронации Николая II

В тяжелых мантиях из золотой парчи царская чета вышла из Успенского собора и трижды поклонилась народу. На званом обеде в Грановитой палате Николай II и Александра Федоровна сначала должны были пройти под балдахин. Они находились там до тех пор, пока не приняли поздравления от всех гостей. Кульминацией торжества в тот день стала праздничная иллюминация. Стоя на балконе Кремлевского дворца, император предоставил супруге право нажать на спрятанную в букете цветов кнопку – и перед глазами людей предстало великолепное зрелище: одно за другим осветились здания столицы.

Во время народных гуляний в честь коронации произошла первая катастрофа в правлении Николая II – печально известная давка на Ходынском поле. И хотя в этой трагедии сложно винить императора, тотчас приказавшего провести расследование и наказать виновных, а также оплатившего все расходы на похороны жертв и поддержку их семей, в народе все чаще звучали обвинения в адрес нового царя. Наиболее частые упреки в его адрес были связаны с тем, что Николай Второй в день катастрофы отправился на бал, проходивший в посольстве Франции, и не разделил скорбь со своими подданными. Многие восприняли трагедию на Ходынке как дурное предзнаменование и, несмотря на красоту и пышность церемонии коронации, именно это событие отразилось в народной памяти в связи с восшествием на престол последнего российского императора.

Императорские царские регалии Российской империи

Источник: «Венчание русских государей на царство, начиная с Михаила Федоровича до императора Александра III». СПб., 1883 г.

6 (17) мая 1727 г. скончалась российская императрица Екатерина I. Перед смертью она оставила завещание, согласно которому единственным законным наследником престола должен был стать внук Петра I, Пётр Алексеевич.

На следующий день после смерти императрицы члены царской фамилии, генералитет, члены Верховного тайного совета, Сената и Синода и гвардия присягнули на верность юному монарху. 4 (15) февраля 1728 г. Пётр II приехал в Москву для проведения коронации, которая состоялась 24 февраля (6 марта) 1728 г.

Коронация Петра II стала первой в истории России императорской коронацией по «установленному чину». Прежние русские правители занимали престол путём венчания на царство, чин которого с небольшими изменениями Пётр I использовал для возложения императорской короны на Екатерину I. Основой для чина коронации Петра II также стал чин венчания на царство русских государей, но с учётом опыта европейских стран — Франции, Швеции, Священной Римской империи, Дании.

Впервые к традиционным императорским регалиям — подбитой горностаем мантии из золотой парчи с вышитыми орлами, державе, скипетру и бриллиантовой короне — были добавлены государственное знамя, меч, печать и алмазная цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Чин осложнился введением в него 100-го псалма, который исполнялся при входе императора в собор. Коронацию проводил новгородский архиепископ Феофан Прокопович.

В изданном по случаю торжества манифесте объявлялось об облегчении налогового бремени и о смягчении наказаний для осуждённых, 37 человек получили повышение в чинах, народ получил угощения, а «на Царицынском лугу был сожжён фейерверк».

Столь торжественно возведённый на престол тринадцатилетний император не способен был править самостоятельно. Почти всё своё время он посвящал развлечениям, а государством управлял сначала князь А. Д. Меншиков, а затем — А. И. Остерман и Долгорукие. С кончиной Петра II в ночь на 19 (30) января 1730 г. род Романовых по мужской линии прервался.

Лит.: Голованова М. П. К истории формирования комплекса регалий и утверждения государственной символики Российской империи // Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. 13. Петр Великий — реформатор России. М., 2001; Попов К. М. Чин священного коронования // Богословский вестник. 1896. Т. 2, апрель — май; Токмаков И. Историческое описание всех коронаций российских царей, императоров и императриц. М., 1896; Ульянов О. Г. Коронация // Москва: энциклопедия. М., 1997.

См. также в Президентской библиотеке:

Арсеньев К. И. Царствование Петра II / сочинение Константина Арсеньева, читанное в собрании Императорской Российской академии 2 июля 1838. СПб., 1839;

Долгоруков П. В. Время Императора Петра II и Императрицы Анны Иоанновны. М., 1911;

1727 года. Блаженныя и вечнодостоиныя памяти ея императорского величества, Екатерины Алексиевны, состоявшияся указы по кончину ея величества. Такожде Манифест о принятии россииского престола, всепресветлеишаго державнеишаго великого государя, Петра Алексиевича Втораго, императора и самодержца всероссииского, и присяга в вернои службе его величеству, и публичныяж указы по нынешнеи 728 год. СПб., 1728.

Олимпиадные задания по литературе /школьный этап, 8 класс/

Задания школьного тура олимпиады по литературе

8 класс

Знание текстов художественной литературы

1. Из каких произведений данные предметы? /Укажите автора и название произведения/:

2. Определите жанр, название произведения и его автора по приведённым перечням слов:

а) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

б) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

в) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.

г) Ворон, дуб, желуди, Свинья.

3. Определите, о каком художественном произведении идет речь.

а) Рассказ человека о том, что он некогда стал свидетелем наказания; увиденное привело к тому, что любовь к родственнице «карателя» «сошла на нет».

б) Повествование о том, как человек из народа не смог справиться со своей привычкой подчиняться вышестоящим и даже в ситуации, выгодной единственно только ему, угождал сразу двум особам генеральского чина.

в) История о поре становления характера, о детстве и о том, с какими событиями связано прекращение данного периода в жизни человека.

г) Рассказ о желании и приобретении определенного предмета одежды одним мелким чиновником (титулярным советником) со странным именем, данным в честь отца.

4. Назовите героинь из известных вам произведений:

а) » Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах».

б) На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет…

в) «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась».

г) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она — тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Знание истории и теории литературы

5. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений.

6. Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведённых фрагментах.

а) Его настоящее имя Джон Гриффит.

б) Он всю жизнь был верен родной земле – далёкой сибирской деревне Овсянка Красноярского края.

в) Он был офицером, газетным репортёром, чернорабочим, грузчиком, спортсменом – атлетом, ездовым в цирке, драматическим актёром, зубным техником, псаломщиком, учётчиком на заводе, продавцом в магазине, лесником и землемером, охотником, рыбаком, садоводом, управлял имением, разводил свиней и выращивал табак, спускался в угольную шахту и на морское дно, поднимался на воздушном шаре и летал на самолёте, работал редактором и критиком.

г) До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор.

д) Императрица Екатерина сделала его своим кабинет — секретарём. При Павле I его назначили государственным казначеем. При Александре стал министром юстиции. Н.В. Гоголь его назвал » певцом величия».

7. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Таганрог;

г) Тарханы;

д) Нежин.

8. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Распределите термины на группы, дайте название каждой группе.

9. Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития.

б) Повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.

в) Трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.

г) небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

д) Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

.

Творческое задание

10. Прочитайте стихотворение поэта Дмитрия Кедрина «Скинуло кафтан зелёный лето…» Напишите о личных впечатлениях от прочитанного текста.

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима!

Ответы / 8 класс/

2. а) Баллада В.А.Жуковского «Светлана»;

б) повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»;

в) рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»;

г) басня И.А.Крылова «Свинья под дубом» /ответ- 1,5 б., макс.- 6б./

3. а) Л.Н.Толстой «После бала»;

б) М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов

прокормил»;

в) Л.Н.Толстой «Детство»;

г) Н.В.Гоголь «Шинель» / ответ – 1б., макс.- 4б./

4. а) Лиза Муромская (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»);

б) Алена Дмитревна (М.Ю.Лермонтов «Песня про…удалого купца

Калашникова»);

в) Маша Миронова (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);

г) бабушка Акулина Ивановна (М.Горький «Детство» /макс.- 4б./

5. Летопись, житие, сказание, воинская или историческая повесть,

поучение. /1б.- за жанр и произведение, макс.- 6б./

6. а) Джек Лондон; б)В.П.Астафьев; в) А.И.Куприн; г)М.В.Ломоносов;

д) Г.Р.Державин /ответ – 1б., макс.- 5б./

7. а) Л.Н.Толстой; б) И.С.Тургенев; в) А.П.Чехов; г) М.Ю.Лермонтов;

д) Н.В.Гоголь /ответ – 1б., макс. – 5б./

8. Размеры стиха: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Литературные жанры: рассказ, басня, роман, ода, поэма.

Изобразительно-выразительные средства: сравнение, метафора, эпитет, гипербола,

инверсия. / 1 группа- 1б., макс.- 3б./

9. а) кульминация; б) аллитерация; в) хокку; г) притча; д) баллада / ответ-1б., макс.-5б./

10. Максимальный балл — 15

Контрольная работа по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».

Тест «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».

Вариант 1

Часть А (1)

А1. Причиной дворцовых переворотов стало усиление роли

а) «верховников»

б) представителей старой родовой аристократии

в) фаворитов

г) дворянской гвардии

А2. Расположите имена правителей Российской империи в хронологической последовательности:

а) Иван Антонович

б) Анна Иоанновна

в) Петр II

г) Екатерина I

А3. Первым министром при Екатерине I стал:

а) Д.М. Голицын

б) А.Д. Меньшиков

в) Э.И. Бирон

г) А.И. Остерман

А4. После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал(а):

а) Иван Антонович – сын племянницы Анны Иоанновны;

б) Пётр Алексеевич – внук Петра I

в) Карл Пётр Ульрих – племянник Елизаветы Петровны;

г) Елизавета Петровна – дочь Петра Великого

А5. «Манифест о вольности дворянской» был принят императором ________ в ______ г.

А6. «Бироновщина» это:

а) господство Тайной канцелярии

б) активная борьба русского дворянства

в) упрочение позиций высших сановников

г) олицетворение засилья немцев в управлении государством

А7. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) Екатерина I

2) Петр III

3) Анна Иоанновна

А) принятие «Манифеста о вольности дворянской»

Б) указ о прикреплении к мануфактурам наемных работников и их семей

В) создание Верховного тайного совета

А8. Что не относится к результатам внешней политики России в 1725 – 1762 гг.:

а) прочное утверждение в Прибалтике

б) расширение территории за счёт казахских и некоторых дальневосточных земель

в) получение выхода в Чёрное море

г) подтверждение статуса одной из сильнейших военных держав Европы

А9. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

  1. 1) кондиции

  2. 2) регентство

  3. 3) фаворитизм

А) Явление в государственной и общественной жизни, при котором на высокие должности назначаются любимцы, не обладающие способностями и знаниями, необходимыми для службы.

Б) Временное правление одного или нескольких лиц в случае длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия государя.

В) Условия вступления на престол, выдвинутые с целью ограничения самодержавия.

Часть В (2)

В1. Определите верные высказывания:

  1. Главным направлением внутренней политики российских правителей в 1725-1762 гг. было ослабление крепостного гнета.

  2. Главным направлением внутренней политики российских правителей в 1725-1762 гг. было увеличение привилегий дворянства.

  3. В эпоху дворцовых переворот функции Сената были ограничены.

  4. Политика властей в отношении крестьян стала мягче.

  5. В эпоху дворцовых переворотов петровская система местного управления была упразднена.

В2. «Да» или «нет»?

  1. В Российской империи проводилась политика обращения в православие чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы.

  2. В период дворцовых переворотов усилились гонения на старообрядцев.

  3. На территориях, вошедших в состав государства, искоренялись все формы автономии.

  4. Восстания народов Поволжья были вызваны изъятием земель и строительством заводов.

  5. Началось изучение и освоение территории Дальнего Востока.

Часть С(3)

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».

Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства.

Вопросы и задания:

С1. Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?

С2. Кто, от кого и за какие заслуги «желали гарантий»? Предположите, о каких гарантиях идет речь?

С3. Какую связь видит автор между абсолютизмом Петра I и внутриполитической ситуацией после его смерти?

Тест «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».

Вариант 2

Часть А (1)

А1. Что относится к причинам дворцовых переворотов в XVIII в.?

а) стремление казачества получить дворянские привилегии

б) распространение клеветы против правящей династии

в) изменение порядка наследования престола, принятое Петром I

г) военные неудачи России

А2. Восстановите последовательность событий:

а) деятельность на посту первого министра Э.И. Бирона

б) переворот в пользу Екатерины I

в) принятие «Манифеста о вольности дворянства»

г) правление «верховников»

А3. При Екатерине I был создан:

а) Кабинет министров

б) Конференция при высочайшем дворе

в) Канцелярия тайных розыскных дел

г) Верховный тайный совет

А4. Установите правильное соответствие правления:

1. Анна Иоановна а) 1727 – 1730

2. Петр III б) 1730 – 1740

3. Елизавета Петровна в) 1761 – 1762

4. Петр II г) 1741 – 1761

А5. Императрица _____________ отменила указ Петра I о ___________ .

А6. Что является лишним. Результаты внутренней политики в 1725-1762гг.:

а) непоследовательность и малорезультаивность

б) отмена крепостного права

в) сохранение указа о единонаследие

г) ограничение барщины до двух дней

А7. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) 1733-1735 гг.

2) 1735-1739 гг.

3) 1741-1743 гг.

А) Русско-шведская война

Б) Участие России в войне за «польское наследство

В) Русско-турецкая война

А8. По окончании Русско-шведской войны был подписан:

а) Ништадтский мир

б) Абоский мир

в) Зборовский мир

г) «Вечный мир»

А 9. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

  1. 1) регентство

  2. 2) гвардия

  3. 3) «бироновщина»

А) Лучшая, привилегированная часть войска

Б) Политический режим в России в 30-е гг. XVIII в., характеризующийся засильем иностранцев, главным образом немцев, на важнейших государственных постах.

В) Временное правление одного или нескольких лиц в случае длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия государя.

Часть В (2)

В1. Определите верные высказывания:

  1. Политика правительства в 1725-1762 гг. способствовала ослаблению гнета помещиков над крестьянами.

  2. Политика правительства в 1725-1762 гг. способствовала превращению дворянства в привилегированное сословие.

  3. В эпоху дворцовых переворотов система управления страной, созданная Петром I, претерпела значительные изменения.

  4. Политика властей в отношении крестьян ужесточилась.

  5. Власть воевод в городах была ограничена.

В2. «Да» или «нет»?

В период дворцовых переворотов

  1. в Прибалтике и на Украине сохранились различные формы автономии.

  2. ослабли гонения на старообрядцев.

  3. народы Поволжья могли исповедовать свои традиционные религии.

  4. восстание 1735-1740 гг. в Башкирии было вызвано притеснениями со стороны православной церкви.

  5. к Российской империи был присоединен Младший казахский жуз.

Часть С(3)

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Король Франции Людовик XVI, познакомившись с описанием переворота 1762 года, высказал причину такого «переворотства»: «Такова судьба нации, в которой Петр I, при всем своем гении, уничтожил закон престолонаследия, введя право выбора наследника царствующим правителем».

Были еще некоторые причины, породившие как «взрывчатую историю» 1725 – 1762 годов, так и последующее затухание переворотов, и, если определять их максимально обобщенно, то можно сказать: «желали гарантий». Петровская централизация. Резкий разрыв со старыми, традиционными институтами (Боярская Дума, Земские Соборы, приказы и др.) определили максимальную самостоятельность государства по отношению к своему сословию (боярскому). Все, в конечном итоге, делалось для дворянства; однако, например, абсолютизм Людовика XIV Франции никогда бы не мог позволить себе таких методов управления, такого уровня приказа и повиновения, какими пользовался Петр I в отношении своего дворянства.

Вопросы и задания:

С1. Какие выводы о причинах дворцовых переворотов можно сделать на основе текста? Какую точку зрения в этом вопросе высказал французский король Людовик XVI?

С2. Кто, от кого и за какие заслуги «желали гарантий»? Предположите, о каких гарантиях идет речь?

С3. Какую связь видит автор между абсолютизмом Петра I и внутриполитической ситуацией после его смерти?

Ключ к тесту

1-Б

2-В

3-Г

4-А

  1. Петром 3 в 1762 г.

Анна Иоанновна, единонаследии

  1. Г

А

  1. 1-В

2-А

3-Б

1-Б

2-В

3-А

  1. В

Б

  1. 1-В

2-Б

3-А

1-В

2-А

3-Б

Часть В(2)

1-ДА

2-ДА

3-НЕТ

4-ДА

5-НЕТ

1-ДА

2-НЕТ

3-НЕТ

4-НЕТ

5-ДА

Часть С(3)

  1. Петр 1 сам стал виновником периода дворцовых переворотов;

Резкие перемены разобщили и без того разные слои населения; и т.п.

  1. Желали гарантий служивые люди (гвардия), с помощью которых и осуществлялись перевороты.

  1. Петр уничтожил сложившуюся систему наследования престола, таким образом его абсолютистские решения вылились в дворцовые перевороты.

  • События
    • Административный раздел
    • Выставки кукол
    • Конкурсы
    • Кукло-встречи
    • Музеи, магазины, фабрики
    • Новости о куклах
    • Платные курсы, онлайн мастер-классы, уроки изготовления авторских кукол, игрушек, аксессуаров
  • Авторские
    • Авторские куклы и игрушки у нас дома
    • Вязание игрушек, схемы
    • Интервью с авторами кукол
    • Традиционная народная кукла — текстильная, тряпичная, глиняная
    • Авторская кукла известных дизайнеров
      • Валяние
      • Игрушки
      • Куклы
      • Куклы дети известных мастеров
      • Мейкап
      • Микромир
      • Мрачные
      • Околокукольное
      • Оригинальные и смешные авторские куклы
      • Папье маше, дерево
      • Портретные куклы
      • Скульптура, статуэтки
      • Текстильные куклы
      • Фигурки-куклы
      • Шарнирные куклы
    • Авторские куклы своими руками
      • Авторская шарнирная кукла
      • Антикварная
      • Валяние, из войлока
      • Вязанные куклы
      • Папье маше, из дерева, бумажные куклы
      • Из капрона
      • Из силикона
      • Лепка авторских кукол
      • Мини куклы
      • Портретные
      • Ростовые куклы
      • Тедди-долл
      • Текстильная авторская кукла
      • Тильда своими руками
      • Фарфоровая кукла своими руками
    • Авторские игрушки
      • Валяние игрушек
      • Вязанные игрушки
      • Из ваты
      • Из дерева игрушки
      • Лепка и мех
      • Мишки тедди и друзья
      • Разное
      • Текстильные игрушки
      • Тильда
      • Фигурки, лепка
    • Мастер классы. Изготовление авторских кукол
      • Волосы, парики
      • Глаза
      • Из дерева
      • Лепка
      • Папье-маше
      • Текстильная кукла
      • Тело
      • Шарнирная кукла
    • ООАК куклы, мейкап
      • Robert Tonner ООАК
      • Другие куклы ООАК
      • ООАК Barbie
      • ООАК Gotz
      • ООАК Monster High и Ever After High
      • ООАК Paola Reina, Antonio Juan, Carmen Gonzalez
      • ООАК Disney Princess
    • Выкройки игрушек
      • Бегемот
      • Белки
      • Бобры
      • Другие выкройки
      • Ежики
      • Енот
      • Жираф
      • Зайки
      • Кот
      • Куклы из ткани
      • Лиса
      • Мастер класс по авторской игрушке
      • Мишки
      • Мышка, крыса
      • Обезьяна
      • Одежда для авторских игрушек
      • Ослик, лошадь
      • Поросенок
      • Слон
      • Собака
      • Сова, петушок и другие птицы
      • Тыква
  • Антикварные
    • ABG — Alt, Beck & Gottschalck
    • Adam Szrajer и Jakub Fingerhut, Адам Шраер и Якоб Фингергут
    • Adolf Wislizenus, Адольф Вислиценус
    • Albert Marque
    • Armand Marseille, Арманд Марсель
    • Bahr & Proschild
    • Bru, Брю
    • Cuno & Otto Dressel
    • Antique half dolls
    • Heinrich Handwerck
    • Heubach Koppelsdorf
    • Jumeau, Жюмо
    • Kämmer & Reinhardt
    • Kestner
    • Kley & Hahn
    • Lenci, Ленчи
    • Куклы Limoges, Лимож
    • Mignonette, Миньонетта
    • Revalo, Ревало
    • Schildkrot реплики
    • Schoenau & Hoffmeister
    • SFBJ
    • Simon & Halbig
    • Steiner
    • Unis
    • Автоматоны
    • Русские антикварные куклы
    • Другие
    • Полезное
      • Опознание
      • Ремонт
  • Коллекционные
    • Adora, Адора
    • Andrea Arcello
    • Angela Sutter, Анжела Суттер
    • Anne Geddes, Анна Геддес
    • Anne Mitrani, Анне Митрани
    • Annette Himstedt, Аннет Химштедт
    • Ashton Drake, Эштон Дрейк
    • Barry Cathers, Барри Катерс
    • Beatrice Perini, Беатрис Перини
    • Berdine Creedy, Бердин Криди
    • Berenguer, Беренджер
    • Bets & Amy van Boxel
    • Blythe, Блайз
    • Brigitte Leman, Бриджит Леман
    • Bruno Rossellini, Бруно Расселлини
    • Dianna Effner, Диана Эффнер
    • Doll Maker and Friends, Bonnie Chyle, Diane Bucki и Linda Rick
    • Donna Rubert, винил
    • Doris Stannat, Дорис Штаннат
    • Effanbee, Эффенби
    • Elisa Gallea, Элиза Галлеа
    • Elisabeth Lindner, Элизабет Линднер
    • Elissa Glassgold, Элиза Глазгольд
    • Fayzah Spanos, Файзах Спанос
    • Gabriele Muller, Габриэле Мюллер
    • Gaby Jaques, Габи Жак
    • Gerlinde Feser, Герлинды Фезер
    • Heart & Soul
    • Heidi Ott, Хайди Отт
    • Heidi Plusczok, Хейди Плюсчок
    • Helen Kish, Хелен Киш
    • Hildegard Gunzel, Хильдегард Гюнцель
    • Jan McLean, Жан Маклин, винил и фарфор
    • Jane Bradbury, Джейн Брэдбери
    • Joke Grobben, Джок Гроббен
    • Julie Good Kruger
    • Kardenchiki
    • Karin Schmidt, Карин Шмидт
    • Kathe Kruse, Кате Крузе
    • Katia Schneider и Ruth Kunz, Кати Шнайдер и Рут Кунц
    • Kidz’n’Cats, Sonja Hartmann, Соня Хартманн
    • Laura Scattolini, Лаура Скаттолини
    • Laura Tuzio-Ross, Лаура Туцио-Росс
    • Laurence Ruet, Лоуренс Руэ
    • Lee Middleton, Ли Миддлтон
    • Lorella Falconi, Лорелла Фалькони
    • Lynne and Michael Roche, Линн и Майкл Рош
    • Martha Pineiro, Марты Пинейро
    • Monika Levenig и Monika Peter-Leicht, винил
    • Monika Gerdes, Моника Гердес
    • Pamella Erff, Памела Эрфф
    • Куклы Petra Lechner, Петра Лехнер
    • Philip Heath, Филип Хит
    • Phyllis Parkins, Филлис Паркинс
    • Precious Moments dolls, Драгоценные моменты
    • Reinhard Wolfert, Райнхарда Вёльферт
    • Richard Simmons, Ричард Симмонс
    • Robert Tonner, Роберт Тоннер
    • Rosemarie Anna Muller, Розмари Мюллер
    • Sandy McAslan, Сенди Макаслан
    • Sieglinde Frieske
    • Sigikid: Ilse Wippler, Ute Kase Lepp, Sabine Esche
    • Sissel Bjorstadt Skille, Сиссель Скилле
    • Susan Krey, Сьюзан Крей
    • Susan Lippl, Сьюзан Липпл
    • Susan Wakeen, Сьюзен Вейкен
    • Susi Eimer, Сюзи Эймер
    • Sylvia Natterer, Сильвии Наттерер
    • Tara Heath, Тара Хит
    • Vera Scholz, Вера Шольц
    • Virginia Turner, Вирджиния Тернер, винил и фарфор
    • Zapf Creation
    • Zawieruszynski, Заверужински
    • Zwergnase, Цвергназе
    • Другие коллекционные куклы
      • Esther Kallouz
      • Heather Maciak
      • Inge Tenbusch, Инге Тенбуш
      • Wiggs, Кайе Виггз
      • Lloyd Middleton, Ллойд Миддлтон
      • Marianna Oldenburg и LeeAnn, Марианны Олденбург и ЛиЭнн
      • Marie Mishell, Мария Мишель
      • Regina Swialkowski, Регина Свиалковски
      • Sandy Faber, Сэнди Файбер
      • Sybille Tade-Meinesz, Себилле Таде-Майнешц
      • Wendy Lawton, Венди Лоутон
      • Другие
    • Наши коллекции кукол
    • Уникаты кукол малышей
      • Eva Helland куклы
      • Kim van de Wetering
      • Уникаты других мастеров
    • Портретное сходство
  • Фарфоровые
    • Alberon, Альберон
    • Angela & John Barker, Джон и Анжела Баркер
    • Angela McNeely
    • Angel Collection
    • Ann Timmerman, Анна Тиммерман
    • Ashton-Drake, Эштон Дрейк
    • Beverly Stoehr, Беверли Штоерр
    • Christel Florchinger
    • Christine Orange, Кристин Оранж
    • Cindy Marschner Rolfe, Синди Рольф
    • Cindy Mc, Синди МакклурClure
    • Damrie Benninghoven, Дамри Бенингховен
    • Dawn Adams
    • Dianna Effner, Диана Эффнер, фарфор
    • Donna Rubert, Донна Руберт, фарфор
    • Dwi Saptono
    • Franklin Mint, Франклин Минт
    • Gerlinde Stelzer, Герлинды Штэлцер
    • Jan Garnett, Жан Гарнет
    • Jeanne Gross, Джинн Гросс
    • Groble-Schmidt
    • Hildegard Gunzel, Хильдегард Гюнцель, фарфор
    • Jerri McCloud
    • Judith Turner, Джуди Тернер
    • Julie Fischer, Джулия Фишер
    • Karen Alderson, Карен Алдерсон
    • Kelly Rubert, Келли Руберт
    • Linda Mason, Линда Мэйсон
    • Linda Rick, Линды Рик
    • Linda Steele, Линда Стил
    • Linda Valentino Michel, Линда Валентино Мишель
    • Lucy Daale, Люси Даале
    • Maria Menke, Марии Менке
    • Maria Rossi dolls, Марии Росси
    • Marie Osmond, Мари Осмонд
    • Marilyn Bolden
    • Monika Levenig, Моника Левениг, фарфор
    • Monica Reo, Моника Рео
    • Pamela Phillips, Памела Филлипс
    • Pat Dezinski, Пат Дезински
    • Pat Secrist
    • Patricia Loveless, Патрисия Ловелесс
    • Patricia Rose, Патрисия Роуз
    • Pauline Bjonness-Jacobsen, Паулине Якобсон
    • Remeco Collection и Oncrown Collection
    • RF Collection
    • Roelie Broeksma-Müller
    • Rose Marie Strydom, Р.М.Стридом
    • Rotraut Schrott, Ротраут Шротт
    • Rustie, Русти
    • Ruth Treffeisen, Рут Треффейсен
    • Shirley и Sue Narula, Ширли и Сью Нарула
    • Siu Ling Wang, Сью Линг Ванг
    • Sylvia Weser, Сильвия Везер
    • The Leonardo Collection
    • Thelma Resch, Тельма Реш
    • Thomas Baecker, Томаса Бэйкера
    • William Tung, Вильям Тюнг
    • Дамы эпохи
    • Другие фарфоровые куклы
      • Inge Enderle
      • Joan Blackwood
      • Laura Lee Wambach, Лаура Ли Вамбах
      • Peggy Dey, Пегги Дэй
      • Prizella, Pittaya Tiasuwan
      • Sandra Babin, Сандра Бабин
      • Steve & Angela Clark, Стив и Ангела Кларк
      • Другие
    • Опознаем
    • Статуэтки
  • Реборн
    • Как сделать куклу реборн своими руками, мастер классы
    • Куклы Реборн — у нас дома
    • Куклы Реборн Беби — фото, изготовление своими руками. Оцените мастерство
    • Молды, заготовки для кукол
  • БЖД
    • 5stardoll
    • Ai, Pangju и другие
    • AiLe
    • AmiGaTa, АмиГаТа
    • Angell studio
    • Aquarius
    • Atelier Momoni
    • Bambicrony
    • Be with you, BJD
    • Bimong BJD, Бимонг
    • BeYours
    • Brownie, Брауни
    • Custom House, Кастом Хаус
    • Connie Lowe dolls, Конни Лав
    • Dale Zentner
    • Darak
    • Dika Doll
    • DIM
    • Dododolls
    • Doll Chateau, Доллшато
    • DollFastory
    • Doll Leaves
    • Dollmore
    • DollPamm, доллпамм
    • Dollstown, Доллстаун
    • Dollzone
    • Dreaming Doll
    • Dreamhigh studio
    • Dust of Dolls
    • Elfdoll
    • F&B doll studio
    • Fairyland, ФэйриЛэнд
    • Illusion Spirit
    • Impldoll
    • Iplehouse, Иплхаус
    • Irrealdoll, Ирреал долл
    • Island Doll
    • Kaye Wiggs, Кайе Виггс
    • Kerrie Sawyer
    • Kim Arnold, Ким Арнольд
    • Kim Lasher, Ким Лашер
    • La Legende De Temps
    • Latidoll, Лати долл
    • LeekeWorld
    • Lillycat, Лиликет
    • Limhwa, Лимхва
    • Linda Macario, Линда Макарио
    • Liz Frost, Лиз Фрост
    • Luts, Лутс
    • Maskcat Doll
    • Meadow dolls
    • Milim Studio, Милим
    • Momocolor, Момоколор
    • MyDolling
    • Nefer Kane, Нефер Кейн
    • Nikki Britt, Никки Бритт
    • Peaks Woods
    • Pipos, Пипос
    • Planetdoll
    • Resinsoul
    • Secretdoll
    • Somniadolls, Наталья Долозова
    • Soom
    • Souldoll
    • Sugarble
    • Supia dolls
    • Unoa, Gentaro Araki
    • Val Zeitler
    • Volks, Волкс
    • Withdoll
    • Yuki Doll
    • Lidia Snul, Лидия Снуль
    • Zaoll
    • Авторская шарнирная кукла у нас дома
    • Гибриды
    • Другие BJD
    • Коллекции BJD
    • Мейк ап, Face-up
    • Одежда, обувь, аксессуары для BJD
    • Опознание куклы БЖД
    • Полезное. Мастер классы, советы, информация
      • Мастер классы, советы, замеры, перетяжка BJD
      • Выкройки для BJD
    • Фото истории, BJD
  • Шарнирные, не BJD
    • Figma, Фигма
    • Hujoo, Худжио
    • J-Doll
    • Mooqla, Мукла. Полина Волошина
    • Obitsu, Обитсу
    • Куклы Phicen
    • Pullip, Taeyang, Dal и другие
    • Аниме
    • Гибриды
    • Другие
    • Звезды подиума
      • Фото, темы
      • Полезное
    • Momoko, Момоко
    • Нендороиды
    • Фотоистории
    • Экшн-фигурки
    • Полезное, советы
  • Fashion
    • Fashion dolls. Девушки куклы
    • Fashion Royalty
    • Девушки куклы Robert Tonner
  • Игровые
    • 18″ твердонабивные куклы — American girl, Journey girls, Our Generation
    • Barbie, Барби
    • Best Friends Club, BFC
    • Cabbage Patch Kids, Капустки
    • Disney Animators: Disney Princess, Принцессы Диснея
    • EuroGirls
    • Galoob Baby Face, Капустки
    • Giggles Doll, Гиглисс
    • Gotz, Готц
    • Hearts For Hearts, Playmates
    • Juku, Джуку
    • Madam Alexander, Мадам Александер
    • Maru & Friends
    • Mattel: Monster High, Ever After High, My Scene
    • Moxie Girlz и Bratz, Братц и Мокси
    • My Twinn, Май Твин
    • Petitcollin, Петитколлин
    • Schildkrot, Шильдкрет
    • Zapf Creation
      • Baby Annabell, Baby Born, Chou Chou
      • Jolina, Джолина
      • Другие
    • Zwergnase, Цвергназе. Игровые
    • Барбарики
    • Бумажные куклы
    • Испанские игровые куклы
      • Paola Reina, Паола Рейна
      • Antonio Juan, Антонио Хуан
      • Arias Munecas, Монекас Ариас
      • ASI, АСИ
      • Berenguer, Беренджер
      • Berjuan, Бержуан
      • Berjusa
      • Carmen Gonzalez, Кармен Гонсалез
      • D’Anton Jos
      • Nancy Famosa, Ненси Фамоза
      • Guca, Гука
      • Llorens, Ллоренс
      • Magic Baby
      • Nines Artesanals D’Onil
      • Rauber, Раубер
      • Характерные куклы, Испания
      • Другие испанские куклы
    • Другие игровые куклы
      • Baby So Real
      • Corolle
      • Fisher Price и MGA
      • Kurhn Doll и Sonya
      • Robin Woods, Робин Вудс
      • Sasha Doll
      • Smoby, Смоби
      • Kewpie, Кьюпи
      • Lalaloopsy, Лалалупси
      • Takara, Такара
      • Весна, Огонек, Пластмастер
      • Winx и Witch, Винкс и Чародейки
      • Интерактивные куклы
      • Другие
    • Итальянские игровые куклы
      • Baby Amore, Беби Аморе
      • Chicco, Чикко
      • Furga
      • Sebino, Себино
      • Другие, Италия
    • Копытки
    • Куклы и игрушки как часть интерьера — куклы-часы, лампы, подушки
    • Куклы и игрушки нашего детства
      • Зарубежные винтажные куклы
      • Советские винтажные куклы
      • Игрушки нашего детства
      • Коллекции винтажных кукол и игрушек
      • Опознание кукол нашего детства
      • Ремонт кукол нашего детства
    • Мини-куклы: Ева, Келли, Полинки, Ddung и другие
      • American girl mini
      • Chouchou, Шу Шу
      • Ddung
      • Evi и Steffi, Simba
      • Madame Alexander
      • Mini baby born
      • Minimir, Минимир
      • Petite Blythe, мини Блайз
      • Sonny Angel
      • Strawberry Shortcake
      • Машки в кармашке
      • Мини Дисней
      • Kelly и другие мини-куклы Mattel
      • LOL
      • Коллекции мини кукол
      • Другие
    • Мягкая текстильная кукла
    • Интересные игрушки
      • Hasbro. Куклы и игрушки
      • Lego Friends, Lego Dolls
      • Sylvanian Families
      • Мишки Тедди, Teddy Bear
      • Другие интересные игрушки
      • Тролли
  • Своими руками
    • База знаний
      • Cравнение кукол разных производителей
      • Выбор, сравнение инструментов и тканей
      • Дефекты кукол
      • Упаковка кукол
      • Как сделать красивое фото
      • Хранение кукол, материалов для творчества, рабочее место
    • Онлайн совместное творчество
    • Домики для кукол, мебель. Коляски, кроватки
      • Кукольные домики
      • Кукольная мебель
      • Другие аксессуары для кукол
    • Кукольная мастерская: ремонт и реставрация кукол
      • Замена и реставрация глаз
      • Перепрошивка волос, восстановление волос, парика
      • Полное преображение куклы
      • Помогите реставрировать
      • Пятна, царапины, запах
      • Разное
      • Ремонт тела куклы
      • Ремонт фарфоровой куклы
      • Реставрация, общий ремонт куклы
    • Мастер-классы, творческая мастерская
      • Аксессуары, мастер классы
      • Выкройки одежды для кукол-девушек
      • Выкройки одежды для кукол-детей
      • Вязание для кукол
      • Обувь для кукол, мастер-классы
      • Подставки для кукол своими руками
      • Шапочки для кукол
      • Разное, мастер классы
    • Другие наши увлечения
      • Вышивка нитками, лентами и бисером
      • Канзаши
      • Кулинария
      • Рисование
      • Проба пера
      • Скрапбукинг
      • Другие
    • Одежда и обувь для кукол — своими руками
    • Румбоксы. Кукольная миниатюра
      • Румбоксы
      • Миниатюра для кукол
      • Зарисовки из кукольной жизни
  • Разное
    • 18+
    • Болталка
    • Лист ожидания
    • Интересненькое
      • Дети
      • Животные
      • Природа, цветы
      • Пасха
      • Масленица
      • Новый год, Рождество
      • Flashmob
      • Сочетание цвета
      • Разное. Интересное
    • Красивые картинки, фото кукол
    • Культурное наследие
    • Магазинчик
    • Находки и потеряшки кукол, аксессуаров, сертификатов
    • Опознаем кукол. Вопросы по куклам
    • Покупки в зарубежных интернет-магазинах, аукционах. Платежи, переводы. Почта, таможня
    • Поиск правды. Отзывы о продавцах и посредниках, споры
    • Совместные закупки кукол и аксессуаров. Коллективный заказ
    • Туризм