Российские войска в приднестровье

Российская ОГРВ в Приднестровье «на мушке» у HIMARS


В данный момент внимание практически всех аналитических и новостных порталов, блогов и телеканалов заострено на финальном этапе подготовки Сирийской арабской армии, Воздушно-космических сил России, отрядов «Хезболлы», подразделений Корпуса стражей Исламской революции и даже полуторатысячного контингента курдских отрядов YPG к наступательной операции против многотысячного конгломерата исламистских группировок («Хаят Тахрир аш-Шам», «Джейш аль-Ахрар» «Исламского движения Восточного Туркестана» и т.д.), на протяжении нескольких лет контролирующих огромную территорию «идлибского гадюшника» с подачи турецкого руководства. Даже перед началом масштабного штурма с большой долей вероятности можно утверждать, что того «блицкрига», который наблюдался в ходе освобождения «южного деэскалационного треугольника» от формирований FSA, «ан-Нусры» и ИГИЛ (все упомянутые террористические группировки в РФ запрещены), здесь не предвидится.
Ведь на фоне падения национальной валюты, а также новых пошлин на ввоз алюминия и стали Анкара вряд ли готова лишиться ещё и дружественного «идлибского гадюшника», который, во-первых, за последние два года успел частично интегрироваться в турецкую экономику (уже более чем 2 года в данную сирийскую провинцию поставляются энергоносители), во-вторых, превратился для ГШ ВС Турции в своеобразный полигон для испытания различного вооружения без позиционирования себя в качестве стороны конфликта и в военно-политический инструмент влияния на турецко-сирийские и турецко-российские отношения. А поэтому долго муссировать эту тему нет никакого смысла.
Гораздо более животрепещущим вопросом на сегодняшний день является безопасность Оперативной группы российских войск в Приднестровcком регионе (ОГРВ ПРРМ), представленной 82-м и 113-м отдельными гвардейскими мотострелковыми батальонами, а также 540-м батальоном управления, приписанными к в войсковым частям №13962, №22137 и № 09353 соответственно. С 21 мая 2015 года полуторатысячная (1412 военнослужащих или более) ОГРВ, выполняющая миротворческие задачи в районе Днестра, а также охрану артиллерийских арсеналов близ н.п. Колбасна, столкнулась со значительными трудностями в осуществлении ротации личного состава, организованными на законодательном уровне с подачи парламента Молдавии. В этот день в ходе проверки документов сотрудниками молдавской погранполиции был задержан и депортирован в Россию сержант запаса Евгений Шашин, который прибыл в аэропорт Кишинёва для дальнейшей отправки к месту службы — войсковой части №13962 в должности стрелка 82-го мотострелкового батальона. Таким образом, Кишинёв грубо нарушил все существующие договорённости о пребывании российского миротворческого контингента в Приднестровской Молдавской Республике.
Позднее, 28 июля 2017 г., имел место быть инцидент с распоряжением румынских авиадиспетчеров о запрете использования воздушного пространства страны рейсом авиакомпании S7 «Airlines», на борту которого находился вице-премьер России Дмитрий Рогозин с делегацией, направляющиеся в Приднестровье. В Бухаресте такое решение руководства страны объяснили тем, что Рогозин — «санкционная персона». Естественно, аналогичный запрет на использование воздушного пространства Румынии действует и в отношении военно-транспортной авиации ВКС России, а также иных бортов, осуществляющих переброску личного состава и военных грузов в каком бы то ни было направлении. Таким образом, российский контингент в Приднестровье оказался практически в полной блокаде, без возможности осуществления ротации по стандартной и наработанной ранее схеме, а также без единого шанса на пополнение арсеналов двух мотострелковых полков новым стрелковым и противотанковым вооружением, а также новыми войсковыми средствами ПВО и радиоэлектронным связным оборудованием, в чём ОГРВ на фоне модернизации румынской, молдавской и украинской армий остро нуждается уже продолжительный период времени.

Если оценить ситуацию с точки зрения простого и обывателя или диванного обозревателя новостных лент и интернет ресурсов, то можно утверждать, что ОГРВ (вместе с вооружёнными силами Приднестровской Молдавской Республики) легко сохранит боевую устойчивость и за счёт имеющейся в распоряжении военной техники, а также арсеналов, представленных снарядами для ствольной и реактивной артиллерии общей массой более 20 тыс. тонн, находящихся близ населённого пункта Колбасна, в то время как материально-техническое обеспечение 82-го и 113-го МСП может поддерживаться на необходимом уровне благодаря мощностям, имеющимся в самой непризнанной республике. Аргументировать такой вывод можно и тем, что ОГРВ имеет возможность проведения регулярных военных учений совместно с армией ПМР. Но если бы всё было так просто, то и необходимости в существовании военно-аналитических ресурсов не было бы. Вся сложность и взрывоопасность ситуации заключается в том, что искусственно нагнетаемая с подачи Вашингтона напряжённость вокруг Оперативной группы российских войск в приднестровском регионе отнюдь не закончится обычными «дипломатическими боданиями» Кишинёва и Бухареста с Москвой.
Запад аккуратно и методично готовит эскалационную развязку молдавско-приднестровского конфликта, итогом которой, в видении Европейского командования ВС США, должно стать военное поражение малочисленной ОГРВ и её «позорный уход» с территории ПМР. При этом для пущего эффекта начало эскалационного сценария в Приднестровье подводится под новый виток боевых действий на донбасском театре военных действий, что в теории может поставить наши руководства и Генштаб перед серьёзным выбором, ведь «распыляться» подразделениям Южного военного округа (и не только) в данном случае придётся сразу на два нехилых фронта.
Во-первых, это крошечный приднестровский ТВД, который с западного операционного направления теснит 6-тысячная молдавская армия, имеющая в распоряжении 37 100-мм буксируемых противотанковых пушек 2А29 «Рапира», 52 152-мм буксируемых пушки / пушки-гаубицы «Гиацинт-Б» и Д-20 и 11 РСЗО «Ураган», а с восточного операционного направления — куда более многочисленные украинские войсковые формирования, включая артиллерийские подразделения, способные противопоставить ВС ПМР и находящемуся в «котле» российскому контингенту в разы большее количество единиц ствольной и реактивной артиллерии, а также 1 или 2 полноценные механизированные бригады. Открыв артиллерийский огонь сразу с двух операционных направлений, СВ Молдавии и Украины могут нанести непоправимый ущерб как армии ПМР, так и российским мотострелковым полкам, ведь главный артиллерийский «кулак» Приднестровья — это около 80 РСЗО «Град», дальность действия которых ограничена 20,4 км ввиду наличия лишь устаревших неуправляемых реактивных снарядов семейства 9М22/У/У1. В то же время молдавские и украинские «Гиацинты-Б» и «Ураганы» способны отработать на дистанцию 30500 и 35800 метров соответственно. Некоторые могут отметить, что при использовании стандартных неуправляемых ОФС данные системы имеют крайне сомнительную точность, а соответственно, и эффективность, но необходимо помнить и о ВС Румынии, которые в случае масштабного конфликта вряд ли будут сидеть на месте, не оказывая поддержку молдавской стороне. И пища для размышлений здесь есть очень даже серьёзная.

В последние годы продвигается заключение и реализация многомиллиардных оборонных контрактов между правительством Румынии и Пентагоном по линии иностранных военных продаж (Foreign Military Sales, FMS). При этом, как показывает практика, в сделках с Бухарестом (в отличие от других европейских и азиатских государств) нет абсолютно никаких «подводных камней», задержек, а тем более отказов от поставки со стороны оборонного ведомства США: все этапы реализации контрактов идут по чёткому графику. Это неудивительно, ведь Румыния рассматривается Вашингтоном в качестве стратегически важного плацдарма для парирования широчайших оперативно-стратегических возможностей Южного военного округа ВС России, достигнутых благодаря развёртыванию мощной смешанной войсковой группировки в Республике Крым.
При этом наибольшие опасения у командований ВВС и ВМС США, а также ОВС НАТО вызывают не столько дозвуковые и маломаневренные стратегические крылатые ракеты семейства 3М14К/Т, входящие в боекомплекты фрегатов пр. 11356 («адмиральской серии»), малошумных дизель-электрических подлодок пр. 636.3 «Варшавянка», сколько береговые ракетные и ракетно-артиллерийские бригады 22-го армейского корпуса Черноморского флота, на вооружении которых состоит более 11—15 мобильных пусковых установок берегового противокорабельного ракетного комплекса К-300П «Бастион-П», оснащённых 22—30 сверхзвуковыми высокоманевренными ПКР 3М55 (если учитывать одну только 11-ю бригаду). Также речь может идти о десятках 2,5-маховых «прямоточных» противокорабельных ракет типа Х-31АД, которые могут размещаться на подвесках многофункциональных истребителей поколения «4++» Су-30СМ, входящих в состав 43-го отдельного штурмового полка авиации Черноморского флота, а также истребителей-бомбардировщиков Су-34. А есть ещё и дальнобойные 4,5-маховые многоцелевые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-32, и гиперзвуковые Х-47М2 «Кинжал» (носителями первых являются Ту-22М3, последних — МиГ-31К и Ту-22М3), что окончательно ставит США в затруднительное положение, ведь в зоне досягаемости данных ракет находится важнейший в Юго-Восточной Европе элемент американской глобальной системы ПРО — противоракетный комплекс экзоатмосферного перехвата «Aegis Ashore», расположенный близ румынской коммуны Девеселу и одноимённой авиабазы.
Комплекс «Aegis Ashore», управляемый одной из самых последних модификаций боевых информационно-управляющих систем «Aegis», «BMD 4.0.1», оснащается 24 ракетами-перехватчиками RIM -161B/C, размещёнными в транспортно-пусковых стаканах типа Mk 21 mod 2. Вся загвоздка заключается в том, что боевая ступень Mk 142 данных ракет перехватчиков может эффективно действовать лишь в наиболее разреженных слоях мезосферы и термосфере, для чего её оснастили 10-сопловым твердотопливным «поясом» двигателей поперечного управления DACS, момент тяги которых направлен перпендикулярно продольной оси Mk 142. В то же время гиперзвуковая скорость полёта в 12600 км/ч не позволяет Mk 142 эффективно действовать в стратосфере из-за сильного аэродинамического нагрева оптикопрозрачного обтекателя инфракрасной головки самонаведения; да и неправильная цилиндрическая форма Mk 142 (без аэродинамических рулей и крыльев) более походит на модули орбитальных станций и космических кораблей, а поэтому об атмосферном перехвате не может быть и речи. Противоракеты SM-3 Block IA/IB не смогут противостоять широчайшей номенклатуре многоцелевых крылатых и аэробаллистических ракет, применяемых ВМФ и ВКС России с черноморского операционного направления.
Именно по этой причине вопрос поставки румынской стороне 7 современных зенитно-ракетных комплексов средней / большой дальности «Patriot PAC-2/3» важен не столько Бухаресту, сколько самому Вашингтону, старающемуся как можно скорее создать эффективный эндоатмосферный противоракетный «зонтик» для прикрытия комплекса «Иджис Ашор» в Девеселу. Первые данные о планирующейся сделке появились 12 июля 2017 года, когда Агентство Министерства обороны США по военному сотрудничеству (DSCA) направило Конгрессу США уведомление о грядущей поставке Румынии 7 ЗРК данных типов. В списке контракта фигурируют: 7 многофункциональных РЛС AN/MPQ-65 c незначительно увеличенным углом возвышения сканирующего луча, 7 пунктов боевого управления AN/MSQ-132, 7 электрогенераторов типа EPP III, 28 наклонных пусковых установок M903, 56 зенитных ракет большой дальности MIM-104E GEM-T (модификация MIM-104C, адаптированная для перехвата баллистических целей), 168 противоракет MIM-104F MSE, способных уничтожать маневрирующие баллистические и крылатые ракеты методом прямого попадания, а также 13 подъёмно мачтовых устройств. Как видите, противоракетный «колпак» намечается вполне серьёзный.
К примеру, 7 многофункциональных РЛС AN/MPQ-65, увязанных в сетецентрическую систему ПВО посредством радиоканала «Link-16», способны сопровождать на проходе 875 воздушных целей противника (по 125 отслеживаемых трасс объектов на радар). В то же время, количество одновременно перехватываемых 7 зенитно-ракетными батареями «Patriot» целей достигает 56 целей даже с использованием штатных ракет MIM-104C/E c полуактивными радиолокационными ГСН. А перед нами ещё и 168 новых перехватчиков PAC-3 MSE с активными радиолокационными ГСН и возможностью получения индивидуального целеуказания от самолётов РЛДН системы AWACS через терминалы «Link-16», интегрированные в информационное поле батарейных командных пунктов AN/MSQ-132. Как следствие, канальность может достигать десятков одновременно обстреливаемых целей, ведь вычислительные средства радара MPQ-65 в таком случае могут освобождаться от потока старых целей и включаться в процесс обнаружения, сопровождения и обстрела новых объектов.
Есть и ещё один неприятный факт, который, определённо, может быть крайне болезненно воспринят ура-патриотической частью читателей. Ракеты-перехватчики MIM-104F MSE, в отличие от рассматриваемых в наших предыдущих обзорах SM-6 (RIM-174 ERAM) и RIM-162A/B ESSM, являются куда более полноценными противоракетами для уничтожения сверхманевренных средств воздушного нападения. К прмеру, если ESSM имеет лишь газоструйную систему отклонения вектора тяги (работает лишь во время выгорания твердотопливного заряда двигателя) с достаточно «вязким» изменением направления полёта после доворота сопловых рулей ОВТ, то в PAC-3 MSE (ERINT) за «экстремальное маневрирование» отвечают 10 «газодинамических поясов» по 18 импульсных микроракетных твердотопливных двигателей в каждом (180 двигателей), расположенных впереди центра масс ракеты. Такая конструкция вспомогательной системы управления позволяет PAC-3MSE буквально молниеносно осуществлять «прыжки» в воздушном пространстве с перегрузками более 60 ед. (аналогично серийной французской «Aster-30» и нашей, не доведенной до крупной серии, 9М96ДМ). Вывод: ни «Калибры», ни Х-32, ни противорадиолокационные Х-31П и Х-58УШК не способны легко взломать «зонтик», сформированный 5—7 дивизионами «Patriot PAC-3». В этом случае, вся надежда остаётся лишь на 10-маховые «Кинжалы», так как вычислительная база нового «пэтриотовского» радара AN/MPQ-65 имеет скоростное ограничение на отметке 2200 м/с (7,5М).

Теперь вернёмся к рассмотрению ещё одного амбициозного и весьма нешуточного румынско-американского контракта, касающегося продажи ВС Румынии мобильных высокоточных многофункциональных реактивных систем залпового огня HIMARS («High-Mobility Artillery Rocket System») на общую расчётную сумму порядка 1,25 млрд. долларов (напомним, что сделка по «Пэтриотам» оценивается в 3,9 млрд. долларов). Здесь речь идёт о поставке 8-й смешанной артиллерийской бригаде Александру Иоана Куза, а возможно, и другим артиллерийским подразделениям, 54 высокомобильных пусковых установок M142 HIMARS модульного типа, предназначенных для различных типов ракетного и ракетно-артиллерийского «снаряжения». В качестве «снаряжения» в сделке перечислены: 81 тактический управляемый реактивный снаряд GMLRS (M31A1) c дальностью действия порядка 70 км, 81 тактический унитарный снаряд с альтернативной боевой частью M30A1, а также 54 оперативно-тактические баллистические ракеты MGM-140B/M57 (ATACMS Block IA) с дальностью действия 300 км, оснащённые БЧ M74 с 300 суббоеприпасами. Арсенал вполне серьёзный. Но какие угрозы он может создать ВС России на оперативно-стратегическом уровне?

Пуск ОТБР семейства ATACMS
Если HIMARS’ы с ОТБР ATACMS Block IA будут переброшены в румынский город-порт Сулина на побережье Чёрного моря, то радиусе действия окажется практически всё Западное побережье Крыма (возможно, включая Севастополь). Между тем, данные ракеты оснащаются стандартными аэродинамическими рулями и не имеют возможности интенсивного маневрирования на маршевом и нисходящем участках траектории, при высоте полёта 60—35 км (у ракет 9М723-1 «Искандер-М» для этого имеются хвостовые блоки спаренных газодинамических рулей). Как следствие, даже в ходе крупного конфликта с участием ОВС НАТО (включая Румынию) и Украины, российские ЗРС С-300ПМ1, С-300В4 и С-400 «Триумф», прикрывающие объекты ЧФ в Севастополе, легко перехватят все 54 румынские тактические ракеты ATACMS.
Куда большие опасения вызывает возможное применение управляемых реактивных снарядов M30A1 против ОГРВ в Приднестровской Молдавской Республике в случае, если Румыния в ходе эскалации крупного конфликта выступит на стороне Кишинёва, ведь в распоряжении наших мотострелковых полков близ русла Днестра нет ни новейших «Панцирей», ни «Торов-М2У», способных уничтожать данные снаряды на подлёте. Украинская же сторона давно приняла все возможные меры, чтобы исключить возможность доставки нашим военнослужащим в этом районе какой-либо техники или снаряжения посредством военно-транспортной авиации: в окрестностях Одессы и днестровского лимана были развёрнуты зенитно-ракетные комплексы С-300ПС в составе двух дивизионов, а также войсковые «Бук-М1» в количестве ещё нескольких дивизионов. Внедрение нелегитимной украинской верхушки ещё и в острый вопрос «приднестровского урегулирования» окончательно указывает на то, что без втягивания Москвы в «большую войну» Запад успокаиваться не собирается. А это значит, что очень скоро наше руководство окажется перед очередным неизбежным выбором, который вновь подчеркнёт степень нашей военно-политической воли и зрелости.
Источники информации:

В Молдавии правая оппозиция по привычке требует вывода российских войск с территории Приднестровской республики. Такие требования «европейские интеграторы» выдвигают постоянно, и этим никого не удивишь. Однако и в правительстве социалистов тоже раздаются такие требования, может быть, не так часто.

Так, на днях, на коллегии министерства иностранных дел страны, на котором присутствовали и президент Молдавии Игорь Додон, и премьер-министр Ион Кику, глава МИДЕИ заявил: «Молдова продолжит требовать выполнения в полном объёме положений документов стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года о выводе российских войск с территории Приднестровской Молдавской Республики».

Насколько это возможно, рассказал в эфире телеканала ТСВ начальник Оперативной группы российских войск (ОГРВ) Дмитрий Зеленков.

По его словам, более 90% личного состава ОГРВ в ПМР составляют граждане Приднестровья, имеющие двойное гражданство, что не запрещено и западным законодательством.

«Более 90% – это приднестровцы, граждане Российской Федерации. У нас только офицерский состав – военнослужащие, которые прибыли на комплектование из России. В остальном это местные парни»,

– отметил Зеленков.

Начальник ОГРВ рассказал, как местные ребята, надевая российскую военную форму миротворцев, начинают и чувствовать, и вести себя по-другому, представляя интересы России.

На службу в ОГРВ не призывают солдат срочной службы, туда сознательно идут служить по контракту жители Приднестровья. 80% военнослужащих ОГРВ заключают уже по третьему контракту и не собираются покидать ряды миротворцев. По словам Зеленкова, средний возраст военнослужащих ОГРВ составляет 30 – 35 лет, более половины из них имеют высшее образование, а треть – специальное образование.

Военнослужащие ОГРВ получают российское гражданство, достойную зарплату, ежемесячный продуктовый паёк, медицинское обеспечение, поэтому недостатка в желающих служить в ОГРВ нет уже на протяжении многих лет.

Напомним, ОГРВ – это преемница 14-й общевойсковой армии, после 1991 года перешедшей под юрисдикцию России. Сегодня военнослужащие ОГРВ несут службу на миротворческих постах в Зоне безопасности и охраняют военные склады с боеприпасами, которые остались на территории Приднестровья после развала Советского Союза.

Что же касается заявлений Кишинёва о том, что молдаване, живущие на границе с ПМР, настроены враждебно к российским миротворцам и обещают даже «поднять их на вилы», то такие заявления не выдерживают никакой критики.

Соб. корр. ФСК

News Directory World News Headlines

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 23 ноября 2018; проверки требуют . Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 23 ноября 2018; проверки требуют .

(сокр. ОГРВ ПРРМ) — объединение Вооружённых сил Российской Федерации, дислоцированное на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (де-юре — часть территории Республики Молдова), существующее с 1995 года.

Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова

Штаб-квартира ОГ находится в городе Тирасполь. Группа является наследницей 14-й гвардейской армии ВС СССР и ВС РФ.

В апреле 1995 года издает директиву (Директива Министра Обороны Российской Федерации от 18.4.1995 г. № 314/2/0296), в которой 14-я гвардейская армия переименовывается в Оперативную группу российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова, расформировывается управление 14 Гв.А, а должность командующего армией ликвидируется. По состоянию на 1 июля 1995 года в состав группы входили 52 соединения, воинских частей и учреждений.

В соответствии с этой директивой управление армии сокращалось в два раза, все должности в новом штате понижались на три — четыре разряда, а соответственно и должностные оклады понижались в соответствии с этими разрядами.

В результате проведенных в 1995 году организационных мероприятий штатная численность Оперативной группы сократилась на 1 044 должности военнослужащих, в том числе:

и составила 5 445 должностей военнослужащих, в том числе офицеров — 1200, прапорщиков — 667, сержантов, солдат — 3578. Проводимые в 1995 году организационные мероприятия были направлены на количественное сокращение воинских частей и учреждений и сокращение органов управления без учёта решаемых задач.

В дальнейшем по результатам проведенных в 1996 году организационных мероприятий штатная численность сократилась на 353 должности военнослужащих, в том числе:

и составила 5 092 должностей военнослужащих, в том числе офицеров — 1111, прапорщиков — 609, сержантов, солдат — 3372.

За 1997 год штатная численность была сокращена на 2082 должности военнослужащих, в том числе:

и составила 3010 должностей, в том числе: офицеров — 641, прапорщиков — 393, сержантов, солдат — 1 976.

В 1998 году были проведены организационные мероприятия по дальнейшей «оптимизации» организационно-штатных структур, передислокации воинских частей и учреждений в крупные военные городки Тираспольского гарнизона с целью экономии средств на оплату коммунальных услуг.

В соответствии с решением Стамбульского совещания ОБСЕ (1999), Россия обязалась вывести оружие и весь личный состав с территории ПМР ещё до 2001 года. По состоянию на 2000 год, объёмы вооружений и боеприпасов, принадлежащих России, в приднестровском регионе Молдавии составляли около 42 000 тонн. С 2000 года по 2004 год отсюда было вывезено или уничтожено на месте около 50 % вооружений, военной техники и боеприпасов. В настоящее время на складе по различным оценкам от 19 000 до 21 500 тонн боеприпасов: снаряды, авиабомбы, мины, гранаты, патроны. Из них 57 % просрочены для использования и транспортировки. Всё вооружение и военная техника вывезены или уничтожены.

На сегодняшний день в составе ОГ в Приднестровье остаются два отдельных мотострелковых батальона (выполняют миротворческие задачи), батальон охраны и обслуживания. 82-й и 113-й мотострелковые батальоны поочередно выполняют миротворческую миссию на Днестре, через год сменяя друг друга. Общая численность ОГРВП включая миротворческие силы — порядка 1700 военнослужащих.

Российская группировка в Приднестровье не имеет ударной направленности, не имеет средств обеспечения ПРО или ПВО, средств ядерного сдерживания, нет испытательных полигонов, радаров, узлов связи, артиллерии, авиации, танков, которые были бы сопряжены с российской армией. ОГРВП выполняет, по сути, символическую функцию, обозначая российское военное присутствие. Комплектование происходит в основном за счет местных жителей.

Власти Молдавии неоднократно требовали вывода группы войск с территории ПМР, а парламент Молдавии считает её нахождение одной из основных угроз национальной безопасности страны.

В июне 2018 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую Россию вывести свои войска из Приднестровья. МИД России назвал резолюцию «пропагандистским ходом» и заявил, что не собираются её исполнять.

Категорически против вывода российских войск выступает Президент Молдавии Игорь Додон.

ОГРВ в Приднестровье оснащена новейшим вооружением, используемым на Донбассе и в Сирии

Эксперт организации IDIS „Viitorul”, Росиан Василой дал интервью порталу Deschide.MD об исследовании, озаглавленном «»Риски безопасности и обороны в контексте приднестровского урегулирования», опубликованном неделю назад. Василой рассказал о том, как Приднестровье обеспечивает безопасность собственных границ, взаимодействие ОГРВ с так называемыми вооруженными силами приднестровской армии, а также о внедрении общего контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы. Эксперт напомнил о том, что подобный контроль существовал на КПП «Кучурганы-Первомайск», однако его действие было прекращено, по причине предоставляемых неудобств интересам определенных групп Кишинева, Киева и Москвы. «Риски безопасности и обороны в контексте приднестровского урегулирования».
— Росиан, если не сложно, опишите, пожалуйста, в общих чертах главный предмет Вашего исследования, представленного на прошлой неделе.
На этапе обсуждения исследования, которые предполагалось выработать в контексте социальных инициатив ИДИС «Вииторул», шла речь о работе, которая должна была отразить функциональность организаций, ответственных за организацию деятельность так называемой приднестровской границы. Позже, в ходе некоторых исследований, я обнаружил внушительный объем информации в российской прессе, а также, в СМИ Республики Молдова, Украины и приднестровских изданиях, доказывающих вмешательство Российской Федерации в область безопасности, обороны Приднестровья и в ее внутренние дела.

Совместно с ИДИС «Вииторул» было принято решение об освещении указанного вмешательства со стороны РФ. Первое исследование, которое было осуществлено по так называемой административной границе, а также и второе исследование, были реализованы в контексте участия представителей гражданского общества, неправительственных организаций, для выработки общего мнения, относительно реинтеграции страны, нового документа. На мой взгляд – это первый в своем роде, подобный документ.
— Отдельная, и чрезвычайно важная глава данного исследования, посвящена так называемой приднестровской границе, способам, с помощью которых обеспечивается ее безопасность. Какова на самом деле численность военных и милиционеров, обеспечивающих безопасность и функционирование рубежей Приднестровья?
Ни для кого не секрет, что цифра, представленная в исследованиях является оценочной, примерной, ввиду того что на данный момент происходят многочисленные взаимодействия между так называемыми силами безопасности региона и ОГРВ. Если же оценивать систему безопасности левобережья, то здесь четко прослеживаются четыре составных подразделения, вовлеченных в интересующую Вас деятельность: «министерство государственной безопасности» с его пограничными войсками, «министерство иностранных дел с подведомственным управлением по проблемам миграции, с подчинёнными подразделениями спецназа», а также, «государственный таможенный комитет, с входящими в его структуру оперативными службами». Кроме всего этого, присутствует и ОГРВ, принадлежащий вооруженным силам российской армии.
Говоря о «министерстве государственной безопасности», то эта структура насчитывает примерно 2 тысячи военнослужащих, помимо 1000-1500 пограничных резервистов-казаков. Так называемые пограничные войска распределены по пяти уровням, что является классическим подходом, характерным вооруженным силам Российской Федерации, и берущим собственное начало в бывшем Советском Союзе. Я говорю о «министерстве государственной безопасности, отряде пограничников, пограничной комендатуре, пограничных постах и контрольно-пропускных пунктах».

Все это является классической советской структурой сороковых годов прошлого века, сформированной из шести пограничных комендатур, расположенных в каждом из административных районов приднестровского региона: 25 пограничных постов и 45 контрольно-пропускных пунктов, расположенных вдоль 454 километров государственной границы. На долю одного поста приходится 18 километров, в то время как похожему подразделению в Республике Молдова передано в подчинение 40 км. границы. Добавим к ним 45 КПП, среди которых 22 находятся в Зоне Безопасности, что уже говорит, о исключительной милитаризации зоны безопасности, что в свою очередь противоречит договоренностям, подписанным Республикой Молдова и Российской Федерацией, в контексте мер, направленных на регламентацию приднестровского конфликта, от 1992 и 1997 годов.
В структуре «мвд» предусмотрено «управление» занимающееся делами миграции, в подчинении которого находятся 400 человек, а «таможенный комитет» насчитывает примерно 700 сотрудников.
— При сложении всех обнародованных цифр, о какой общей численность всего контингента упомянутых структур можно говорить?
Общая цифра контингента упомянутых структур варьируется между 3400 и 4600 человек, которые в первую очередь обладают военной подготовкой. Что же касается законодательного корпуса, то тут мы имеем дело с точной копией законодательства Российской Федерации.
— Вы представили смету расходов региона. Можем ли мы утверждать о том, что расходы на безопасность превышают социальные затраты? Какие выводы можно сделать по данным, которыми мы располагаем?
Исходя из открытых источников информации, находящихся в виртуальном пространстве, можно сделать вывод о том, что из ста процентов затрат региона, 20,7% являются расходами, направляемыми на обеспечение безопасности, обороны и общественного порядка. Моей целью не являлось осуществление сравнительного анализа между затратами на безопасность и оборону и социальными отчислениями. Однако, из этих 20,7% -71% приходится на безопасность и общественный порядок, а 28,4 направляются на оборону. Данные затраты были повышены на 14,4%. Здесь можно говорить о денежных объемах, отражающих вклад Российской Федерации. Они по праву велики и превышают социальные выплаты, осуществляемые приднестровскими властями.
— То есть, Россия вкладывает в обороноспособность Приднестровья больше чем власти самого региона?
Безусловно. Мы не владеем конкретными цифрами, но в исследовании отражен реальный вес военных учений развернутых ОГРВ. К примеру, в 2016 году было проведено 48 военных учений, а в 2017, до 20 мая уже 32 учения. Все они проводятся на уровне роты или взвода и являются дорогостоящими. В данном случае идет речь об общих учениях. Можете себе представить, сколько стоит одно лишь участие в параде!
— О какой сумме идет речь, в случае упомянутых 20%?
В данном случае, в пересчете на так называемую «национальную валюту региона», речь идет о почти 600 миллионах приднестровских рублей, что является более чем значительной суммой. В тоже время на социальные нужды выделяется 376 миллионов рублей…
— Вы говорили о совместных российско-приднестровских учениях, направленных на развитие взаимодействия структур. Можем ли мы говорить о том, что обе упомянутые структуры функционируют как единое целое?
В исследовании отражена структура ОГРВ и структура так называемых «вооруженных сил Приднестровья». Они идентичны. Кроме этого, необходимо осознать, что руководящий состав силовых структур Приднестровья, проходил подготовку в РФ. Непосредственная подготовка приднестровских военных осуществляется под надзором офицеров ОГРВ. Даже в пресс-релизах говорится о взаимодействии и создании общих условий для обеих силовых структур.
ОГРВ вооружен по типу 14 Армии, более того, хочу Вам заметить, эти войска используют оборудование и вооружение последнего поколения. Точно такое же используется специальными российскими войсками в Сирии и Украине. Судя по большинству коммюнике, предоставленных РФ, главной задачей ОГРВ, является миротворческая миссия и пресловутая охрана складов с боеприпасами. Логичным является вопрос, с какой тогда целью проводится столь значительное количество военных учений, и какова связь, между подготовкой подразделений миротворческих сил и подразделений безопасности? Фактически ОГРВ является составной частью Западного Военного Округа Российской Федерации, основной задачей которого является военное вмешательство, по приказу Генерального Штаба Министерства Обороны РФ, в случае изменения ситуации в регионе.

— Давайте вернемся к оборудованию и вооружению. Я наверняка не ошибусь, если скажу что на данный момент, главной новостью Вашего исследования является информация о наличии в распоряжении ОГРВ оборудования и вооружения последнего поколения, которого в арсеналах Министерства Обороны Республики Молдова не существует. О каком именно оборудовании, и о каких видах вооружения идет речь?
В данном случае мы говорим о наступательном вооружении последнего поколения: Автоматы «Калашникова» 100, АК105-пистолет-пулемет для наступления, последнего поколения и специальное индивидуальное оборудование, наличие которого в Российской Федерации предусмотрено лишь для спецслужб, будь-то спецподразделения МВД или спецподразделения Министерства Обороны-Главного Разведывательного Управления.
У ОГРВ есть в наличии оборудование такого рода и, я думаю, что и подразделения спецназа, так называемого «министерства государственной безопасности» и «приднестровское мвд» располагают таким оборудованием. Оснащение было осуществлено на протяжении 2010-2014 годов, когда Украиной руководил президент Виктор Янукович. Наши власти не имели возможности контролировать этот поток, потому что он проходил по территории Украины. Более того, нельзя забывать, что в 2011 году были внесены изменения в устав ОГРВ, вошедшего в состав Западного Военного Округа.
Если мы постараемся, то обязательно вспомним о той самой реакции Кишинева и Киева, которая была спровоцирована решением Москвы, обновить вертолетный парк ОГРВ, машинами последнего поколения. К счастью, им не удалось этого сделать, как и не удалось оснастить парк специальными бронемашинами последнего поколения. Это произошло лишь благодаря изменению отношения Украины к приднестровскому конфликту, произошедшему в результате происходящих военных действий на Донбассе.
— Однако Российская Федерация сумела перевооружить собственные войска в приднестровском регионе до расторжения Украиной транзитного соглашения. Сам по себе напрашивается вывод о том, что Россия предвосхитила все события произошедшие в 2014 году?
Очевидным является тот факт, что Российская Федерация располагает безграничным аналитическим потенциалом. Они готовились, а в 2014 году наступил день «Д», в который они дали старт собственной активности. Я бы хотел повторить, что они (РФ) не успели оснастить собственные подразделения бронемашинами и вертолетами. Мы в курсе, какие именно интересы преследует Российская Федерация в приднестровском регионе.
— Какова на данный момент численность личного и офицерского состава ОГРВ?
В данном случае мы можем говорить о числе, варьирующемся в пределах 1500-2000 человек. Однако, одним из самых интересных, является тот факт, что подавляющее его большинство составляют призывники из приднестровского региона.

— В силах ли Республика Молдова сократить численность общего состава ОГРВ, в том плане, что Кишинев неоднократно заявлял о том, что проводимые военные учения нарушают суверенитет нашего государства?
Упомянутые Вами военные учения грубо нарушают не только суверенитет Республики Молдова, но и соглашения 1992 года, в которых подчеркивается, что статус 14 Армии является нейтральным, без права на вмешательство во внутренние дела Республики Молдова. У ОГРВ, к сожалению, нет ясного статуса.
У нас имеется миротворческая миссия, которая была нам навязана Российской Федерацией в 1992 году. Да, мы способны обсуждать этот вопрос, потому как существуют наблюдатели с украинской стороны, потому что входят военные подразделения Министерства Обороны Республики Молдова, подразделения так называемого «минобороны» Приднестровья. Однако, я более чем уверен, что данный механизм был нам навязан, и нам необходимо настаивать на его изменении. Мы обязаны уменьшить площадь Зоны Безопасности, демилитаризовать ее и образовать Гражданскую Миротворческую Миссию.
Навязанная стратегия малых шагов более не работает. Нам необходимо уверенно передвигаться в контексте мер по реинтеграции, на национальном уровне. У нас имеется миссия «EUBAM», по оказанию приграничной помощи, которой в этом году исполнится 12 лет. Эта миссия полностью вовлечена в дело возрождения доверия между жителями обоих берегов Днестра. На мой взгляд, мы сегодня находимся на перекрестке путей, когда появился императив призывающий посредством четких и ясных шагов достигнуть разрешения приднестровского вопроса, тем более, что нам это сегодня позволяет сложившаяся в регионе ситуация и поддержка внешних партнеров. Необходимо принять во внимание национальный интерес. Возобновление поставок электричества из приднестровского региона свидетельствует о наличии особых интересов. Нити этих интересов тянутся в Киев, Кишинев и доходят до Москвы. Интересы Тирасполя совпадают с интересами Москвы.
— Республика Молдова и Украина ввели общий контроль на пограничном контрольно-пропускном пункте «Кучурганы-Первомайск». Подобный механизм существовал до 2001 года. Какие причины послужили для его отмены?
На мой взгляд, Республика Молдова способна внедрить механизм общего контроля на данном сегменте границы до конца нынешнего года.
Действительно, с 1998 года и по 2001 на данном участке действовал механизм общего контроля. По причине существования интересов политического и экономического планов, Кишинева, Киева и Москвы, украинская сторона, в ультимативном порядке потребовала от Молдовы отозвать своих представителей с украинской территории в одностороннем порядке. Также, без предварительного согласования, в одностороннем порядке Украина вышла из договоренности по осуществлению общего контроля на КПП «Паланка-Маяки-Удобное», находившемся на территории Республики Молдова.
Существует и другая параллель. Начиная с 1991 года и по 2001, государственная граница не находилась под контролем и наблюдением, за исключением нескольких таможенных постов. Не было осуществлено дислокации пограничных войск. Отсюда вопрос: почему не осуществлялся контроль границы? На тот момент граница контролировалась контрабандистами, уголовниками, и иже с ними. На мой взгляд мы еще не скоро узнаем, почему ситуация складывалась именно так, а не иначе.
Для ответа на этот вопрос, с точки зрения оценки, я приступил к работе над исследованием последствий соглашения заключенного 8 мая 1997 года, так называемого «Соглашения Примакова», подписанного в Москве, президентом Петром Лучинским и Игорем Смирновым – самым главным преступником в Республике Молдова. Тогда, впервые на официальном документе появились подписи представителей Республики Молдова и Приднестровья. Мы надеемся найти ответы на вопрос «в чем была заинтересованность». Однако самым главным вопросом является то, почему эти интересы до сих пор верховенствуют в сегодняшней политике Республики Молдова, Украины и Российской Федерации.

— Вы намекаете на то, что упомянутые интересы могут повлиять на введение общего контроля на КПП «Кучурганы-Первомайск»?
— Хотелось бы надеяться, что нет. Однако лишь время покажет справедливость этих надежд. Посмотрим, победит ли национальный интерес на этом фланге…
Р. Василой

На дальних рубежах. Российские военные базы в других странах

Размещение собственных войск на территории других государств всегда считалось привилегией великих держав, способных создавать свои сферы влияния. Это позволяло плотнее контролировать союзников, максимально отодвинуть рубеж обороны от собственных границ и, наоборот, угрожать территории разных вероятных противников и враждебных блоков.

В советское время наши военные объекты и базы были раскиданы по всему миру. Восточная Европа, Ангола и Вьетнам, Куба и Йемен и другие страны Африки и Азии.

После развала СССР «предполье» уже пришлось переносить на территорию СНГ. Сейчас военные базы на территории сопредельных и не только государств остаются важнейшим элементом национальной обороны. Миротворческие миссии, размещение войск с целью урегулирования конфликтов в зоне интересов России, помощь союзникам, борьба с терроризмом — все это делает российское военное присутствие за пределами страны необходимым. Ниже я хочу дать краткий обзор по российским военным базам за рубежом.

Молдавия. Оперативная группа российских войск в Приднестровье.

© Фото из открытых источников

Парад в Тирасполе.

Оперативная группа российских войск находится на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения от 21 июля 1992 года. Оперативная группа российских войск была создана 1 июля 1995 года на базе 14 армии. В соответствии с документом управление 14-й армией было расформировано, должность командующего ликвидирована, армия переименована в Оперативную группу российских войск.

Первоначальная численность оперативной группы составляла примерно 6,5 тысяч человек, и основной задачей этой группы была охрана складов с военным имуществом. Постепенно имущество вывозили или уничтоджали на месте, а численность группы сокращали.

На сегодняшний день в составе ОГ в Приднестровье остаются два отдельных мотострелковых батальона (выполняют миротворческие задачи), батальон охраны и обслуживания. 82-й и 113-й мотострелковые батальоны поочередно выполняют миротворческую миссию на Днестре, через год сменяя друг друга. Общая численность ОГРВП включая миротворческие силы — порядка 1700 военнослужащих.

Российская группировка в Приднестровье не имеет ударной направленности. ОГРВП выполняет, по сути, символическую функцию, обозначая российское военное присутствие. Комплектование происходит в основном за счет местных жителей. Техника и вооружение оперативной группы также не обновляется, и на сегодняшний день, это, пожалуй, последняя часть российской армии, где можно увидеть БТР-70 и БРДМ-2 в строю.

Российские части и подразделения на территории Приднестровья дислоцируются бесплатно. На обеспечение миротворческой деятельности и поддержание боевой готовности в регионе российского миротворческого контингента из федерального бюджета РФ ежегодно выделяются более 150 млн рублей.

© Фото из открытых источников

© Фото из открытых источников

Учения

Отличный репортаж от военной приемки:

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/_asTzuOXVks

Абхазия. 7 военная база.

7-я Краснодарская Краснознамённая орденов Кутузова и Красной Звезды военная база была переформирована 1 февраля 2009 г из 131 мотострелковой бригады, а само решение о создании базы было принято после Пятидневной войны. 7 февраля 2010 года было подписано соглашение об объединённой российской военной базе на территории Абхазии.

В соответствии с российско-абхазским соглашением в состав объединённой военной базы вошли бывшие миротворческие объекты и военный аэродром Бомбора, дислоцированные в районе Гудауты, войсковой полигон и часть морской бухты под Очамчирой, совместные российско-абхазские войсковые гарнизоны, дислоцированные в Кодорском ущелье и около Ингурской ГЭС. Кроме того, военно-административные и медицинские объекты (санатории и дома отдыха) размещаются в Сухуме, Гаграх, Гудауте, Новом Афоне, Эшере и других населённых пунктах Абхазии. Срок функционирования базы — 49 лет, с возможностью автоматического продления на последующие 15-летние периоды.

Все объекты предполагается использовать совместно Вооружёнными силами России и Вооружёнными силами Абхазии в связи с чем оплата аренды базы не предполагается. Однако на плановую трехлетнюю модернизацию абхазской армии в 2015 году Россия выделила 5 млрд рублей (73,5 миллиона долларов).

© Фото из открытых источников

7 база. Вид с воздуха.

База стала одной из первых соединений российской армии, с которой началось перевооружение, в 2008-09 гг была получена новая техника — Т-90А, БТР-80, машины связи и разведки, в 2010 на базу поступил новый автотранспорт, в т. ч. и бронированные КАМАЗы.

Численность военной базы по некоторым оценкам примерно соотвествует усиленной мотострелковой бригаде — танковый батальон на Т-90А, 3 мотострелковых батальона на БТР-82А/АМ, 2 дивизиона самоходных гаубиц «Акация», батарея буксируемых гаубиц, дивизион РСЗО, зенитный ракетно-артиллерийский дивизион. Также считается, что в составе базы находится зенитно-ракетный полк, вооруженный ЗРК С-300 и расположенный в Агудзера и Приморское).

© Фото из открытых источников

© Фото из открытых источников

Техника 7 военной базы

Репортаж о 7 военной базе

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/pOiUhZLCG3g

Южная Осетия. 4 военная база

База сформирована 1 февраля 2009 года на базе 693-го гвардейского и 135-го мотострелковых полков 19-й мотострелковой дивизии. 7 апреля 2010 года было подписано Соглашение об объединенной российской военной базе на территории Южной Осетии

Пребывание России на базе бесплатное, поскольку военнослужащие Южной Осетии тоже ею пользуются. Срок аренды — 49 лет, после он продляется всего на 15 лет, но неограниченное число раз. Однако в 2008 — 2018 годах объем российской финансовой помощи Южной Осетии составил около 60 миллиардов рублей (более 880 миллионов долларов), и значительная часть этой суммы направлена на укрепление безопасности дружественной республики и южных рубежей России.

Российская военная база расположена не только в Цхинвале. Чуть меньшая ее часть (два мотострелковых батальона, артиллерийский дивизион, рота огнеметчиков и подразделения обслуживания и обеспечения) дислоцируется в Джаве, втором по величине городе Южной Осетии. Есть подразделения базы и на полигоне в Дзарцеме, и на аэродроме села Курта. А всего в состав базы, которая фактически представляет собой усиленную мотострелковую бригаду, входят три мотострелковых батальона, танковый батальон, два артиллерийских дивизиона, зенитный и зенитно-ракетный дивизионы и прочие подразделения обслуживания и обеспечения. На вооружении базы находятся танки Т-72Б, БМП-2, самоходные гаубицы «Акация». Также, по некоторым данным, в состав базы входит зенитный ракетный дивизион ЗРК «Бук», реактивная артиллерийская батарея РСЗО 9К58 «Смерч» и ракетная батарея на ОТРК 9К720 «Искандер-М».

© Фото из открытых источников

Территория базы

Репортаж о 4 военной базе.

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/1MvSp8P56Fc

Армения. 102 военная база

102-я российская военная база дислоцируется в Армении согласно межгосударственному договору между Москвой и Ереваном, заключенному в 1995 году. Личный состав базы несет боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ.

РФ и Армения 20 августа 2010 года продлили до 2044 года срок действия договора о размещении базы. Протокол предусматривает также расширение сферы ее географической и стратегической ответственности.

Воздушной компонентой 102-й российской военной базы в Гюмри является авиабаза «Эребуни», дислоцированная в Ереване. Личный состав авиабазы несет боевое дежурство по противовоздушной обороне в Объединенной системе ПВО государств СНГ.

Задача российской военной базы в Армении — прикрытие южного фланга России и обеспечение защиты Армении как участника договора о коллективной безопасности.

База выполняет задачи стратегического сдерживания, привлекается к несению боевого дежурства средств ПВО и оказывает содействие пограничным отрядам регионального пограничного управления ФСБ России в Республике Армения.

Россия де-юре не платит за пребывание 102-й военной базы в Гюмри, которая совместно с национальной армией обеспечивает оборону республики и выполнение обязательств по Договору о коллективной безопасности. Однако в рамках стратегического партнерства Москва дает Еревану оружейные кредиты и поставляет вооружения по внутрироссийским ценам.

Благодаря льготному кредитованию общей суммой ориентировочно 300 миллонов долларов и минимальным ценам Армения накопила внушительный потенциал современных вооружений. С 2010 г Армения получила от России ЗРК С-300, около 600 ПЗРК «Игла» и «Верба», 10 бронеавтомобилей «Тигр», батарею ОТР «Искандер», батарею РСЗО «Смерч» (по некоторым данным, «Смерч» и «Искандеры» переданы Армении лишь номинально, а по факту находятся под контролем российских военных) и партию из 100 ПТУР «Корнет». На международном рынке все это стоило бы гораздо дороже.

В состав базы входит мотострелковая бригада стандартного состава — танковый батальон (Т-72Б), 3 мотострелковых батальона (БМП-2), 2 дивизиона самоходных гаубиц («Акация» и «МСТА-С»), дивизион РСЗО и прочие подразделения. Также в состав базы входит988 зенитно-ракетный полк (г. Гюмри), вооруженный ЗРК С-300В4 и «Бук»

3624-я авиационная база, расположенная на аэродроме Эребуни была сформирована в 1995 году. В 1998 г на базу были передислоцированы истребители МиГ-29. В конце 2013 года в состав авиабазы вошла вертолетная эскадрилья. В декабре 2015 — феврале 2016 годов из России были передислоцированы ударные Ми-24П и военно-транспортные Ми-8МТ вертолеты армейской авиации.

Сейчас в составе базы находится ориентировочно полк истребителей МиГ-29, не менее 6 из которых прошли капитальный ремонт и модернизацию в 2016-18 гг, и порядка десяти вертолетов Ми-24 и Ми-8.

© Фото из открытых источников

Знамя части

© Фото из открытых источников

На территории базы

© Фото из открытых источников

Военный городок

Репортаж о 102 военной базе

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/zFqEn_uY8X0

Киргизия. Авиабаза Кант

Авиабаза Кант — военный аэродром, расположенный в Чуйской области Киргизии и используемый Россией в соответствии с межгосударственным договором. Находится в долине реки Чу в 20 км к востоку от Бишкека, в 2 км южнее города Кант. Аэродром 2 класса, способен принимать самолёты Ан-22 (с неполной загрузкой), Ил-76 (с неполной загрузкой), Ту-154, Як-42, Ан-12 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

В сентябре 2003 года Россия заключила договор на 15 лет с Киргизией о размещении в Канте авиационного подразделения в рамках Коллективных сил быстрого развертывания Организации Договора о коллективной безопасности. Официальное открытие авиабазы состоялось 23 октября 2003 года.

Главная задача авиабазы — поддержка с воздуха действий воинских подразделений Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ.

На авиабазе выполнен большой объём работ по совершенствованию аэродромной сети, капитально отремонтирован клуб, построен спортивный комплекс, школа. Построена жилая инфраструктура.

На аэродроме дислоцирована 999-я авиабаза (войсковая часть 20022), входящая в состав 14 Армии ВВС и ПВО. Здесь проходят службу 500 российских офицеров и прапорщиков, военнослужащих по контракту Базируется авиатехника: около 10 штурмовиков Су-25, несколько вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-26.

© Фото из открытых источников

Новые дома в жилом городке

© Фото из открытых источников

Памятник на территории базы

В порядке дружественного взаимозачета Москва списала Бишкеку 240 миллионов долларов долга и ежегодно платит 4,79 миллиона долларов в счет арендной платы. Кроме того, в 2015-17 гг Россия передала Киргизии в качесте военной помощи 2 военно-транспортных самолета Ан-26, 10 122 мм гаубиц Д-30, а также 60 БТР-70, которые прошли капремонт и модернизацию.

Репортаж об авиабазе:

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/3Nf8vDZSroA

Таджикистан, 201 военная база.

Сформирована в 2004 году на базе 201-й мотострелковой Гатчинской дважды Краснознамённой дивизии с целью защиты независимости и поддержки конституционного строя в Республике Таджикистан, обеспечения стабильности военно-политической обстановки и укрепления национальных интересов Российской Федерации — России в центрально-азиатском регионе.

Пребывание военной базы России в Таджикистане предусмотрено совместными межгосударственными соглашениями и на данный момент продлено до 2042 года. Части соединения дислоцированы в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе, а кроме того, база имеет три своих полигона — Ляур, Момирак и Самбули. Это не только самое прославленное, но и самое крупное воинское формирование России за ее пределами. Способ комплектования — смешанный, то есть здесь служат военнослужащие, проходящие военную службу как по контракту, так и по призыву. Один год службы у контрактников считается за три. Всего база насчитывает свыше 6 тысяч военнослужащих.

В состав базы входит реактивный артиллерийский дивизион, зенитный ракетный дивизион и три мотострелковых полка, на вооружении котрых находятся танки Т-72, БМП-2, САУ «Акация» и «Гвоздика». В 2016 году один из полков был перевооружен с БМП-2 на БТР-82.

Районы дислокации 201-й базы автономны. С учетом сложностей с обеспечением коммунальными услугами, присущими этой не самой богатой стране, на территории российских военных городков созданы особые условия. По сути, личный состав здесь не зависит ни от поставок воды, ни от перебоев с электричеством. Есть у базы своя школа, детский сад. А в перспективе подобных объектов будет еще больше.

© Фото из открытых источников

Техника 201 базы

Данные о финансовых условиях содержания 201-й базы официально не сообщаются. Но очевидно, что обеспечение деятельности такой мощной военной базы — дело дорогостоящее. Кроме того, известно, что с 2005 года Россия безвозмездно передала Таджикистану свыше 300 единиц техники, в том числе около 30 БТР, несколько БМП, танков и гаубиц Д-30, а также 2 вертолета Ми-24 и 2 вертолета Ми-8.

© Фото из открытых источников

Штаб соединения

Репортаж о базе:

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/uvplLLiuMNY

Сирия.

Военно-морская база в Тартусе.

Пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе появился у СССР еще в 1971 году, в соответствии с двухсторонним соглашением между двумя странами.

© upload.wikimedia.org

Тартус из космоса. Стрелкой указан остров Арвад.

Изначально пункт был создан для обеспечения действий советского флота в Средиземноморье, а именно для ремонта кораблей и судов 5‑й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом, водой и расходными материалами.

В 1991 году, после распада СССР, Средиземноморская эскадра прекратила своё существование, но пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Сирии остался. В 1991—2007 годах осуществлялись разовые походы кораблей ВМФ России в Средиземное море, корабли пользовались пунктом в Тартусе для пополнения запасов топлива и продовольствия.

29 декабря 2017 года было ратифицировано соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики». По условиям договора, ПМТО ВМФ в Тартусе передается РФ в безвозмездное пользование, получая полный иммунитет от гражданской и административной юрисдикции Сирии. Максимальное количество военных кораблей РФ, которым разрешено одновременное нахождение в пункте — 11 единиц, включая военные корабли с ядерной энергетической установкой. Соглашение рассчитано на 49 лет и автоматически продлевается еще на 25.

Почти сразу же Минобороны России приняло решение о расширении базы и улучшении ее инфраструктуры. Как заявлял представитель минобороны, на эти цели потребуется 3,2 млрд рублей ежегодно.

© Фото из открытых источников

Плавмастерская в Тартусе

Репортаж о ВМБ Тартус:

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/xr0qnfXm2t4

Авиационная группа ВКС России в Сирии (авиабаза Хмеймим).

Авиационная группа ВКС России в Сирии — формирование (группа) Воздушно-космических сил Российской Федерации, созданное 30 сентября 2015 года для проведения военной операции в поддержку правительственных войск Сирии в войне с террористической организацией «Исламское государство».

Согласно Соглашению между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой, подписанному в Дамаске 26 августа 2015 года, авиационная группа ВВС России размещается на территории Сирии бессрочно. базирование авиагрупы осуществляется на аэродроме Хмеймим.

На пике проведения военной операции в Сирии в состав авиагруппы входило до 50-60 самолетов и около 20 вертолетов. Сейчас авиагруппа насчитывает примерно 20-25 машин: 6-8 Су-24, 4 Су-25, 6-8 Су-34, 4 Су-35, а также несколько транспортных и специальных самолетов — А-50, Ил-76, Ан-26/30, Ил-20.

Для защиты базы от средств воздушной и космической разведки на её территории были развёрнуты комплексы РЭБ «Красуха-4».

По состоянию на начало 2016 года построение противовоздушной обороны авиабазы Хмеймим осуществлялось в четыре эшелона российскими и сирийскими средствами ПВО: дальние подступы к авиабазе охраняли зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф» и С-200ВЭ «Вега»; на средних дистанциях — система С-300 «Форт» ракетных крейсеров «Москва» и «Варяг», находящихся у сирийского побережья, и сухопутный комплекс «Бук-М2Э»; зенитные комплексы малой дальности были представлены системами «Оса-АКМ» и С-125 «Печора-2М»; главные объекты — непосредственно аэродром и ЗРС С-400 — прикрывает ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1»

© Фото из открытых источников

Спутниковые снимки аэродрома Хмеймим

В этом году на базе были построены укрытия для авиатехники.

Репортаж о авиабазе Хмеймим:

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/wZEqC6gax3M