РЛС п 40

Радиолокационная станция 5Н84А «Оборона—14»


Продолжаю экскурсию по стражам неба. Сегодня это огромная вращающаяся антенна с огромными размерами (размах зеркала 32 метра при высоте 11 метров) — радиолокационная станция 5Н84А «Оборона—14». Станция предназначена для дальнего обнаружения и измерения дальности и азимута воздушных целей при работе в составе автоматизированной системы управления или автономно. Такие станции стояли на боевом дежурстве по всему периметру границ бывшего СССР.
В далеком 1974 году, впервые было реализовано новое изобретение в области радиолокации, в новой подвижной радиолокационной станции 5Н84 «Оборона-14» появилась защита от активных шумовых помех с помощью системы корреляционной автокомпенсации, позволяющей автоматически формировать «нули» в диаграмму направленности антенны в направлении на постановщики помех.
Наряду с использованием трехканального автокомпенсатора впервые в отечественной практике для защиты от активных шумовых помех, действующих по главному лучу диаграммы направленности антенны, был использован метод поляризационной селекции.
Станция обеспечивала обнаружение целей на расстоянии до 400 км при высоте полета воздушных целей до 30 тыс. метров. Для опознавания воздушных целей РЛС комплектуется наземным радиозапросчиком.
Зона обзора: 360°
Время развертывания: 54 часа
Но если реально, то нужен один офицер с мозгами и таких же человека четыре бойца: через сутки при наличии всех кабелей, подготовленной площадки, инструмента и времени станцию уже можно будет включать. Хотя еще пару дней понадобится на то, чтобы станцию сориентировать, облагородить каб. хозяйство, настроить системы и пр.
Количество обитаемых кабин:
— главный пост
— пост с выносами для удаленного управления станцией
— ЦРП
это все
Необитаемые: две 100 квт дизельные станции (пара 50 квт язиков на станцию)
Что касается боевого расчета — сказать сложно. По данным из сети:
— начальник станции
— два начальника смены
— 7 человек операторов
— 5 электромехаников
Однако боевой расчет мог быть полным и сокращенным. Но на практике (в рлу ртб-ртц) на штатной станции были должности начальника станции и начальника смены, трех-четырех операторов и трех электромехаников-водителей. По операторам и э/м-м — примерно, т.к. давно это было, а людей не было никогда и вспомнить точные цифры по бойцам сложно. Если станция была нештатной, то расчет для нее не предусматривался. Состав и того и другого определяет командир отдельного подразделения или части, и его состав утверждает старший начальник.
Интересный случай рассказывали, когда в одной части дежурный зрдн признали небоеготовым и сразу стали практиковать веселые проверки: с неба на часть неожиданно обрушивался вертолет, из него выпрыгипали человек 15 полканов, которые разбегались по позициям. а том кого поймали — того и имели :))

Система пеленга позволяла определять азимут источников активных помех, находящихся в зоне обзора станции. Для функционального контроля работы аппаратуры автокомпенсации использовался имитатор шумовых помех, с помощью контрольного сигнала можно было оперативно измерять коэффициент подавления помех Высокий динамический диапазон приемника с избирательностью по зеркальному каналу до 30 дБ обеспечивал работу в АШП, превышающих уровень собственных шумов на 60 дБ. Аппаратура РЛС отличалась высокой степенью унификации.

Помехозащищенность РЛС в условиях воздействия активных помех обеспечивается перестройкой рабочей частоты и трехканальной системой автокомпенсации, примененной впервые. Для защиты от пассивных помех (как и в РЛС «Лена»), используется когерентно-компенсационная аппаратура на потенциалоскопических трубках. РЛС «Оборона-14» может эксплуатироваться при температуре окружающей среды ±50° С, скорости ветра до 30 м/с.
Рабочее место оператора РЛС 5Н84А:
Сегодня благодаря молниеносному развитию высоких технологий, с задачами по обнаружению воздушных объектов на дальних дистанциях могут справляться современные радиолокационные системы. Так например новейший белорусский комплекс мирового уровня «Восток-Д» которому я уделял внимание в прошлом году, автоматически осуществляет выдачу радиолокационной информации дальности свыше 300 км.
Одним из достоинств современных РЛС является высокая мобильность, если перевод советской станции 5Н84А «Оборона-14» из походного положения в боевое осуществлялся более суток, то «Восток-Д» разворачивается всего за 10 минут.

Статья 18 ВЗК РФ. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства

1. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов — нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.

2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

Контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации возложен на органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, которыми являются: Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, а также оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В соответствии с наделенными полномочиями Межведомственная комиссия для решения стоящих перед ней задач осуществляет контроль за выполнением пользователями воздушного пространства решений Межведомственной комиссии, запрашивает у них необходимые документы и материалы по вопросам использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Оперативные органы ЕС ОрВД создаются Министерством обороны Российской Федерации и/или Федеральным агентством воздушного транспорта для обеспечения установления структуры воздушного пространства, разрешительного порядка, планирования и координирования его использования, организации воздушного движения, а также контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства.

Контроль за использованием воздушного пространства осуществляется органами ЕС ОрВД, органами ВВС и ПВО, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства в установленных для них зонах и районах ЕС ОрВД.

Контроль за правильностью оформления и адресования заявок на использование воздушного пространства возложен на ЗЦ ЕС ОрВД, в зоне ЕС ОрВД которого подана заявка.

Контроль за соблюдением временных, местных режимов и кратковременных ограничений осуществляют органы, которые довели их до пользователей воздушного пространства.

Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ, Управление государственного регулирования организации воздушного движения, оперативные органы ЕС ОрВД Российской Федерации, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений Федеральных правил использования воздушного пространства.

Радиолокационные комплексы 5Н87 и 64Ж6

Предназначены для контроля воздушного пространства в большом диапазоне дальностей и углов места, обнаружения и измерения координат широкого класса воздушных объектов в условиях интенсивного радиопротиводействия.

Подвижные радиолокационные комплексы 5Н87 и 64Ж6 оснащены аппаратурой защиты от различных естественных и организованных помех, имеют возможность сопряжения с пунктом автоматического съема координат и передачи радиолокационной информации по обычным каналам связи, а также по радиотрансляционной линии РЛ-30-1М.

Могут использоваться в составе автоматизированных систем управления.

В состав РЛК входят:

— антенно-поворотные устройства;

— прицепы Д-1 и Д-2;

— технический пост-прицеп Т(19Т);

— прицепы с модулярной аппаратурой — МП-1 и МП-2(МЛ-1 и МЛ-2);

— прицеп с индикаторной аппаратурой (прицеп И) или выносные индикаторные посты ВП-87М;

— радиовысотомеры — два или четыре ПРВ-13М (ПРВ-17-2);

— два наземных радиозапросчика;

— прицеп «3» с запасным имуществом и измерительной аппаратурой;

— автокран 8Т210 на шасси автомобиля «Урал-375Д»;

— дизель-электрическая станция типа 5Е97;

— центральный распределительный пост 5И55 (ЦРП-П);

— преобразовательные станции — две 5П28 (одна ППС-П);

— дизель-электрические станции — четыре 5Э42 (три ЭСД-200-Т/200/4-400).

Приемо-передающая кабина радиовысотомеров ПРВ-13М РЛК

Обзор пространства РЛК осуществляют путем механического вращения двух антенно-поворотных устройств в горизонтальной плоскости со скоростью 6 об./мин. Антенные устройства представляют собой зеркальные параболические антенны с рупорными облучателями и формируют диаграммы направленности, перекрывающие сектор по углу места от 0 до 45 град.

Обнаружение и измерение координат воздушных объектов производится на индикаторе кругового обзора. Угол места (высота) определяется с помощью радиовысотомеров, входящих в состав РЛК. Антенно-поворотные устройства могут размещаться на холмах высотой до 6 м. Углы закрытия не должны быть более 10 мин. Перевозка комплексов осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом.

РЛК могут эксплуатироваться при температуре окружающей среды ±50 °С, относительной влажности воздуха до 198 %. (при +35 °С), скорости ветра до 25 м/с. Высота размещения над уровнем моря — до 1000 м.

Основные направления модернизации РЛК 5Н87 (64Ж6):

— исключение из состава комплекса одного дальномера и высотомеров;

— обеспечение измерения высоты целей «на проходе» путем введения нового облучателя;

— повышение помехозащищенности от естественных и преднамеренных помех;

— повышение эксплуатационно-технических характеристик;

— замена ламповой аппаратуры на современную полупроводниковую.

Модернизация РЛК обеспечит:

— увеличение чувствительности приемного устройства (уменьшение Кш в два раза), увеличение дальности обнаружения на 30 — 40 км, повышение надежности и долговечности входных усилителей в 5 — 6 раз. Улучшение параметров приемной аппаратуры, в частности динамического диапазона на 5 — 10 дБ;

— улучшение параметров аппаратуры защиты от активных шумовых помех на 10-15 дБ. Повышение коэффициента подпомеховой видимости на 5 — 8 дБ. Улучшение наблюдаемости отметок от целей на экране. Исключение сложных, трудоемких настроек. Исключение ультразвуковых линий задержки с термостатированием. Повышение надежности и долговечности аппаратуры в 8 — 10 раз;

— снижение затрат на обслуживание и ремонт в 2-3 раза;

— повышение эффективности использования РЛС в группировках РТВ с 0,85 до 0,95.

Антенный пост

Антенный пост является важной частью КТВ. От качества сигнала, подаваемого с выхода антенного поста на вход головной станции, будет зависеть качество сигнала абонента. Плохое качество входного сигнала не сможет исправить даже самая лучшая головная станция. Основной задачей при построении антенного поста является подбор оптимального оборудования для получения максимально возможного качества транслируемых программ.

В первую очередь оператор КТВ должен определить, какие программы будут интересны потребителям и должны транслироваться в сети. Затем определить какие программы будут приниматься из эфира, какие со спутника. Для этого изучается электромагнитная ситуация в городе, производится оценка качества транслирующих сигналов. Антенный пост можно разделить на две основные составляющие эфирную и спутниковую. Особое внимание необходимо уделить месту установки антенного поста. Антенный пост и головная станция должны находится в непосредственной близости друг от друга для минимизации длины кабеля снижения. Спутниковая часть антенного поста требует большой площади для размещения антенн и достаточной прочности перекрытия кровли. Эфирный антенный пост должен удовлетворять требованиям к качеству приема сигналов.

2.1.1 Эфирный антенный пост — предназначен для приема ТВ-программ наземного вещания. В городах с разноэтажной застройкой могут существовать неблагоприятные условия приема, характеризующиеся высокой интенсивностью отраженных сигналов и наличием теневых зон с низким уровнем напряженности электромагнитных полей. Подбор оборудования антенного поста должен осуществляться на основе проведенных контрольных измерения. Методика определения места установки приемной антенны подробна, изложена во «Временной инструкции по настройке крупных систем коллективного приема телевидения и систем кабельного телевидения».

Важное значение имеет выбор оборудования антенного поста. Основные параметры, подлежащие оценке при выборе оборудования антенного поста: диапазон принимаемых сигналов, коэффициент усиления, защитное отношение стоимость, механическая прочность, добротность, удобство при монтаже и наладке. Основной характеристикой приемной антенны является коэффициент усиления в прямом и обратном направлениях Ка (положительная величина, обычно выражаемая в децибелах) и коэффициент усиления в обратном направлении R (отрицательная величина, также выражаемая в дБ), также именуемым защитным соотношением.

Для городских условий важна разность этих параметров

S=Kус — R. (1)

В оборудовании антенного поста рекомендуется применять канальные фильтры с использованием канальных антенн или блоков фильтров телевизионных каналов для приема нескольких каналов с одной диапазонной антенны в диапазоне МВ.

При приеме программ в диапазоне ДМВ используются мачтовые усилители для компенсации потерь в кабеле и на разветвителе. В диапазоне МВ применение усилителей малоэффективно (вследствие низких потерь в кабеле).

При выборе мачтового усилителя основное внимание следует уделять собственному значению коэффициента шума усилителя Кш. Чем меньше данная величина, тем выше ОСШ на входе головной станции. Целесообразно применение малошумящих мачтовых усилителей с коэффициентом шума не более 3 дБ. Коэффициент усиления мачтового усилителя выбирается из условия реализуемости максимально допустимого входного уровня, подаваемого на вход модулей головной станции. Важным фактором при выборе мачтового усилителя является его надежность и возможность установки на мачте в непосредственной близости от антенны, так как длинный кабель между антенной и усилителем может израсходовать выигрыш по отношению сигнал шум от применения усилителей.

Усилители антенные состоят из одного или двух полосно-пропускающих фильтров и малошумящего усилителя, они бывают двух видов канальные и диапазонные. Канальные антенные усилители применяются при неуверенном приеме конкретного ТВ-канала и устанавливаются после канальной или диапазонной антенны, применяемой в качестве канальной. Например, в Волгограде не которых районах неуверенный прием был у 35 ТВК (ТНТ), для приема этого сигнала в схеме на рис. 12 использована диапазонная антенна, примененная в качестве канальной, а канальный усилитель антенны. Вещание 46 ТВК осуществляется, как и у большинства ДМВ-каналов, РТПЦ, однако уровень сигнала в точке приема довольно низкий (на 15-20 дБ ниже уровня остальных ДМВ-программ). При использовании диапазонного антенного усилителя вместе со слабым сигналом будут усилены и другие ДМВ-каналы, усилитель будет перегружен, а при использовании канального усилителя будет усилен только слабый сигнал, произойдет выравнивание сигналов.

Рис. 12 — Схема эфирного антенного поста

Если длины кабелей снижения антенн до головной станции довольно велики, для предотвращения потерь в кабеле можно установить диапазонный антенный усилитель на выходе диапазонной антенны. При приеме сигналов с нескольких диапазонных антенн применяют многодиапазонные антенные усилители, что позволяет уменьшить количество кабелей снижения и снизить общую стоимость оборудования.

Расчет отношения сигнал шум на входе головной станции осуществляется следующим образом. Определяется шумовая температура антенны:

(2)

где Ta — шумовая апертура антенны;

То=293, К;

f — несущая изображения, МГц;

А — постоянная, равная 1,5 для директорной антенны, 2 доля логопериодической и 1доля канальной.

Определяются суммарные шумы, вносимые кабелем, разветвителем, антенным усилителем:

(3)

где lкаб — длина кабеля снижения до усилителя головной станции, м;

а — потери в кабеле на частоте, несущей изображение, дБ/м;

Fус(гс) — коэффициент шума мачтового усилителя или, если он не применяется, входного модуля головной станции, дБ;

Lразв — потери в разветвителе, устанавливаемом до усилителя или головной станции.

Рассчитываем мощность шума (Вт):

(4)

где, к=1,38*1023 Дж/К- постоянная Больцмана,

П — ширина полосы видео, Гц;

Ta — шумовая апертура антенны, К.

Определяется уровень шума дБмкВ:

(5)

где, R= сопротивление антенны, Ом;

Рш — мощность шума, Вт.

Рассчитываем отношение сигнал шум :

(6)

где Uвых.АО — уровень сигнала на выходе антенны с нулевым коэффициентом усиления — результатам контрольных измерений, дБмкВ;

КусА — коэффициент проектируемой антенны, дБ.

Практические выводы:

  • — с повышением частоты всё большее влияние оказывает коэффициент шума антенного усилителя;
  • — с повышением частоты снижается минимальный требуемый уровень сигнала на выходе антенны;
  • — во всех случаях целесообразно использование малошумящих антенных усилителей, повышающих отношение сигнал/шум на входе ГС (особенно для диапазона ДМВ);
  • — если антенный комплекс расположен далеко от телецентра, то решающую роль при подборе антенн играет максимальное усиление в требуемых каналах;
  • — при установке антенн в городе, недалеко от телецентра, важным фактором являются защитное отношение и ширина ДН. Именно эти параметры определяют уровень мешающих отражённых сигналов;
  • — для повышения качества приёма в крупных сетях следует применять канальные антенны в метровом и полосовые в дециметровом диапазонах.

Радар: история великого изобретения

85 лет назад, в феврале 1935 года, шотландский физик Роберт Уотсон-Уатт успешно продемонстрировал свое новое изобретение, позволяющее обнаружить самолет на расстоянии. Новинка получила название радар, от английского Radio Detection and Ranging – радиообнаружение и измерение дальности.

Но позже западные специалисты напишут: «Советские ученые успешно разработали теорию радара за несколько лет до того, как радар был изобретен в Англии». Действительно, первый отечественный радиолокатор появился в январе 1934 года, то есть за год до своего английского «собрата». Об истории первых радаров и современных радиолокационных устройствах – в нашем материале.

«Крестные отцы» радара

Как и в случае со многими другими изобретениями, дату точного создания радара и имя его создателя зафиксировать сложно. В первой половине XX века ученые ведущих стран двигались параллельными путями, приходя к тем или иным решениям иногда практически одновременно. А появление таких сложных устройств, как радар, всегда является результатом работы многих людей и коллективов. Однако историки едины во мнении, что приближающаяся Вторая мировая война стала своего рода ускорителем для многих ключевых технологий XX века, в том числе и для радиолокации.

Теоретические основы для радиообнаружения объектов были заложены еще в конце XIX века, но для их практического воплощения потребовались еще долгие годы и изобретение большого количества вспомогательных для радиолокатора устройств и технологий. За пальму первенства в создании радара в условиях секретности боролись технологические лидеры – Великобритания, Германия, США, Франция и СССР.

Еще в 1886 году немецкий физик Генрих Герц обнаружил, что радиоволны способны отражаться телами. А в 1897 году «отец радио» Александр Попов при испытаниях радиоприемника поймал радиоволны, отраженные от металла корабля, попавшего между передатчиком и приемником. В 1900 году Никола Тесла предположил, что объекты на земле и в воздухе можно находить с помощью отраженных электромагнитных волн.

Эстафета переходит в Германию

В 1904 году немец Христиан Хюльсмейер запатентовал устройство под названием телемобилоскоп. Этот прибор предполагалось использовать в судоходстве для обнаружения кораблей в условиях плохой видимости. Телемобилескоп был построен на основе искрового генератора радиоволн и в своей последней версии мог находить суда на расстоянии до 3 км. Однако устройством не заинтересовались ни гражданские, ни военные, предпочитая по старинке пользоваться на судах паровыми ревунами. По сути прибор Хюльсмайера был еще не радаром, а радиодетектором. Существовавшие на тот момент технологии еще не позволяли построить полноценный радиолокатор.

Схема установки антенны радиолокатора «Зеетакт» на немецкой подводной лодке

В 1920-1930-е годы немецкие ученые и инженеры достигли больших успехов в развитии военной радиолокации. В 1935 году физик Рудольф Кунхольд из Института технологий связи германских ВМС представил радиолокационный прибор с электронно-лучевым дисплеем. К концу 1930-х на его основе были созданы оперативные радиолокаторы «Зеетакт» для флота и «Фрейя» для ПВО.

Однако, несмотря на значительные научные результаты, руководство Третьего рейха рассчитывало на блицкриг и не спешило развивать национальную сеть радаров, считая их преимущественно оборонительными средствами. К 1940 году Германия располагала лишь небольшой сетью станций дальнего обнаружения. И только к концу 1943 года территорию Германии полностью накрыли защитным радиолокационным «колпаком».

Лучи смерти и британские радиолокаторы

Теперь отправимся в Великобританию, у которой к 1935 году, в отличие от Германии, США и СССР, больших успехов в разработке радиолокаторов не было. Занимательно, что к созданию первого радара английских оборонщиков подтолкнули слухи о наличии у немцев генераторов лучей смерти, способных уничтожать самолеты противника на расстоянии. Проверить возможность создания такого оружия поручили радиофизику Национальной физической лаборатории Роберту Уотсону-Уатту – потомку изобретателя паровой машины Джеймса Уатта.

Вместе с помощником ученый доказал утопичность уничтожения авиатехники лучами, но в процессе работы пришел к выводу, что отраженные от самолета радиоволны можно улавливать и тем самым обнаруживать технику врага. С идей разработки радиоопределителя физик обратился к заказчику исследования.

Роберт Уотсон-Уатт проводит первые испытания радара

Инициатива Уотсона-Уатта была поддержана, и 26 февраля 1935 года он провел первые успешные испытания своего радиоопределителя направления, которому удалось засечь летящий бомбардировщик на расстоянии 13 км. К 1936 году эта цифра достигла 150 км. К началу Второй мировой войны в Великобритании была построена первая в мире национальная система радиолокационной защиты. Она включала в себя более 20 станций и перекрывала подлеты к Британским островам по всем основным направлениям возможной атаки. Станции располагались по побережью цепочкой, из-за чего система получила название Chain Home.

Изобретение Роберта Уотсона-Уатта остановило авиавторжение Германии на Британские острова. Радиолокаторы засекали самолеты противника и давали британским силам ПВО 20-минутное преимущество. В течение трех месяцев немцы потеряли над побережьем Великобритании 1887 машин – почти половину всего боевого флота.

Первые советские радары

В 1920-е годы ученые в СССР создали импульсную радиолокационную установку и смогли с помощью отраженного радиосигнала измерить расстояние до ионосферы. В 1925 году физики Введенский, Симанов, Халезов и Аренберг указали на возможность применения для радиолокации ультракоротких радиоволн. А в 1934 году в Ленинграде начались первые полноценные опыты с аппаратурой радиообнаружения – в январе радиолокационным методом на расстоянии 600 метров был найден самолет, летящий на высоте 150 метров.

Оборудование было создано в Центральной радиолаборатории группой Ю.К. Коровина при поддержке Ленинградского электротехнического института. Руководил экспериментом военный инженер М.М. Лобанов, который сыграл ключевую роль в становлении радиолокационного направления в промышленности. В том же 1934 году на Ленинградском радиозаводе были выпущены опытные образцы радиолокационных станций (РЛС) «Вега» и «Конус» для системы радиообнаружения самолетов «Электровизор» ученого П.К. Ощепкова. Таким образом, 1934 год можно считать годом рождения первого отечественного радара.

РЛС дальнего обнаружения «РУС-2»

В 1938 году начинается серийное производство РЛС РУС-1 и РУС-2 «Редут», которые станут основой противовоздушной обороны в начале Великой Отечественной войны. Благодаря установленной на крейсере «Молотов» радиолокационной станции были отражены первые атаки немецких бомбардировщиков на Севастополь 22 июня 1941 года. А месяц спустя комплекс РУС-2, расположенный в 100 км от Москвы, обнаружил 200 самолетов, летящих бомбить столицу. Тогда атака была отражена, немцы развернулись, потеряв 22 машины.

В работе над первыми станциями РУС-1 принимал участие выдающийся физик А.А. Пистолькорс, создатель научной школы радиоэлектроники. Станция РУС-2 «Редут» выпускалась на заводе №339 и стала самой массовой РЛС времен войны.

Радар на борту

К идее использования радиолокационных средств на самолетах пришли несколько лет спустя после того, как появились первые наземные РЛС. Хотя в системах радионавигации и в приборах «слепой посадки» радиотехнические средства начали применяться уже с 1933 года.

В СССР именно наземная станция «Редут» явилась прототипом первой бортовой радиолокационной станции (БРЛС). Одной из основных проблем стало размещение аппаратуры на самолете – комплект станции с источниками питания и кабелями должен был весить примерно 500 кг. На одноместном истребителе того времени разместить такую аппаратуру было нереально. И выход был найден – разместить станцию было решено не на одноместном самолете, а на двухместном Пе-2.

РЛС «Коршун» на МиГ-17П

Первая отечественная бортовая радиолокационная станция была названа «Гнейс-2», и в июне 1943 года она была принята на вооружение. К концу 1944 года было выпущено более 230 станций «Гнейс-2».

А в победном 1945 году началось серийное производство самолетной радиолокационной станции «Гнейс-5с». Дальность обнаружения цели достигала 7 км. Но главной новинкой этой модификации было то, что начиная с дальности 1,5 км данные воздушной обстановки дублировались на специальном индикаторе, установленном в кабине летчика. Это позволяло пилоту самостоятельно выводить самолет в атаку.

Дальнейшее развитие бортовых РЛС было связано с появлением реактивной авиации. Обнаружить самолеты и крылатые ракеты врага помогали такие установки, как «Изумруд», «Сокол» и «Сапфир» в различных модификациях.

АФАР и «умная обшивка» для Су-57

Современные БРЛС обеспечивают обнаружение и сопровождение воздушных и наземных целей в режимах «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также радиокоррекцию, полетное задание и выдачу целеуказания на применение управляемого бортового оружия.
Одна из современных российских разработок в области радиолокации − первая отечественная бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) «Жук-АЭ» для истребителя МиГ-35. В ней разработчики применили новейшие технологии в области радиоэлектроники, благодаря чему по соотношению эффективности к стоимости «Жуку» нет равных не только в России, но и на международном рынке.

БРЛС «Жук-АЭ»

Антенны радиолокационной станции Н036 «Белка» для новейшего российского истребителя Су-57 также выполнены по технологии АФАР. Отметим, что наличие АФАР является одним из условных признаков истребителей пятого поколения.

В 2018 году российские истребители пятого поколения Су-57 получили так называемую «умную обшивку». Антенны станции Н036 «Белка» размещаются не только в носу машины, но и распределены по поверхности самолета, всего шесть, но точная конфигурация пока не разглашается. Неизвестна пока и большая часть характеристик радиолокационной системы Су-57. Но разработчики заявили, что в ходе летных испытаний станция Н036 «Белка» подтвердила заявленные параметры.

По оценке экспертов, такая «умная прошивка» обеспечит пилотам российского истребителя пятого поколения новые возможности, в частности круговой обзор на сотни километров. Использование антенн, работающих в разных диапазонах, также признано эффективным ответом американским стелс-технологиям.