Развитие северного морского пути

Лед тронулся

Длина этого судоходного маршрута составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения. В планах к 2024 году довести грузопоток по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн. И это не предел.

«Будет продолжать расти вклад Арктики в нефтегазовый сектор, — считает Александр Крутиков. — Мы вполне реально можем довести показатель добычи газа до 90% общего объема и 25% всей добычи нефти. Арктика обеспечит России место одного из лидеров на мировом рынке СПГ, производя до 120 млн тонн СПГ в год. В российской Арктике в ближайшие 15 лет появится и будет активно развиваться новая отрасль экономики — нефтегазохимия. Все это приведет к увеличению загрузки Севморпути до 160 млн тонн в год, то есть в 8 раз выше цифры 2018 года».

Пока — по итогам 2018 года — грузопоток в четыре раза меньше. По данным минтранса, он составил более 20 млн тонн — вдвое больше, чем годом ранее. На транзитные перевозки пришлось около 5%.

СМП проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана. По расчетам экспертов, используя СМП, можно на 10-30% сократить время в пути из крупнейших портов Азии в Европу. Но есть проблемы с портами, сложности с подъездами, которые недостаточно обустроены, отмечает директор Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта Таисия Шепитько.

До 2024 года должен быть реализован ряд мероприятий по развитию портовой инфраструктуры Севморпути, в том числе построен терминал сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта, включая подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания, а также реконструкция судоходного подходного канала к порту. Это, как предусматривает федеральный проект «Северный морской путь», позволит увеличить мощность российских морских портов на 21,6 млн тонн. Кроме того, должны быть построены четыре ледокола на СПГ для оказания услуг ледокольного флота, это обеспечит возможность круглогодичной отгрузки СПГ из Сабетты.

В ближайшее десятилетие объем грузоперевозок по СМП будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей

«За счет активного освоения минерально-сырьевых центров будут интенсивно расти грузоперевозки по СМП, а значит, будут развиваться его инфраструктура и судостроение, — говорит замглавы минвостокразвития. — У меня нет сомнений в достижении объема в 80 млн тонн в 2024 году. Более того, к 2030 году этот объем может достичь уже 120 млн тонн. В ближайшее десятилетие объем грузоперевозок по СМП будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей. Но именно удовлетворение их потребности в ледоколах, навигации и связи, безопасности создаст базу для круглогодичного прохождения судов с коммерческой скоростью. А это самое необходимое (правда, недостаточное) условие для переключения на СМП международных грузов».

В министерстве ставят цель сделать Севморпуть глобально конкурентоспособным транспортным коридором и, начиная с 30-х годов, наращивать объем международных перевозок.

«Нам необходимо обеспечить регулярность и предсказуемость таких перевозок, стоимость прохождения СМП за счет государственной поддержки должна быть чуть ниже стоимости южного маршрута, по крайней мере в первые годы. Важно, чтобы транспортные компании и грузоотправители поверили, что по СМП можно перевозить грузы безопасно и точно в срок. Мы начали проработку проекта создания регулярной контейнерной линии между Мурманском и Петропавловском-Камчатским, до которых из Европы и Азии грузы будут доставляться фидерными судами, там консолидироваться на отечественных контейнеровозах и доставляться под гарантии государства», — сообщил Крутиков.

С появлением современных портов по Севморпути могут пойти также экспортные поставки, которые сейчас обходят СМП стороной из-за непредсказуемых ледовых условий. «Теоретически этот морской путь может быть использован для экспорта в Азию сельхозпродукции, скажем, из Сибири», — отмечает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. По рекам Иртыш и Обь она могла бы доставляться до Северного Ледовитого океана, а далее в Азию.

Чтобы СМП стал драйвером развития Арктики, существующего регулирования недостаточно — границы СМП четко определены в соответствии с международным правом — от Новой Земли до Чукотки. Для этого в проект Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года будет введено новое понятие Северного морского транспортного коридора. Это вся транспортная коммуникация от Мурманска до Камчатки. В минвостокразвития считают, что функции единого оператора СМП должны распространяться на весь этот коридор.

Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов/ Евгений Гайва Комментарий

Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора — директор дирекции Северного морского пути «Росатома»:

— Принятое в 2018 году решение наделить госкорпорацию «Росатом» полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути позволяет повысить эффективность государственного управления в сфере развития СМП. Теперь подход к управлению строится на принципе «двух ключей»: за нормативное регулирование отвечает минтранс, а за коммерческие и хозяйственные функции — «Росатом».

Также нам в управление переданы объекты федеральной портовой инфраструктуры, необходимые для обеспечения безопасного и бесперебойного судоходства по Севморпути. Кроме этого, мы приняли от минтранса в состав госкорпорации ФГУП «Гидрографическое предприятие».

В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года мы отвечаем за реализацию Федерального проекта «Северный морской путь». Целевая задача по развитию Севморпути сформулирована президентом России предельно четко — к 2024 году довести грузопоток на этом направлении до 80 млн тонн в год. Развитие пойдет прежде всего за счет проектов российских компаний в Арктике. В СССР, в пик грузооборота, по арктической трассе было отправлено 6,7 млн тонн. А за 2018 год у нас уже более 20 млн. Поэтому главная задача — обеспечить реализацию российских мегапроектов в Арктике. Без атомного ледокольного флота эти проекты сложно реализовать.

При этом создание инфраструктуры в привязке к крупным инвестпроектам, обновление атомного ледокольного флота и строительство новых судов ледового класса позволит приступить к решению еще одной важной задачи — развитию международных перевозок через так называемый Северный морской транспортный коридор, включающий в себя СМП. Мы, разумеется, анализируем и просчитываем потенциал грузопотока по СМП от существующих и потенциальных зарубежных заказчиков. Считаем, что с развитием восточного маршрута в перспективе появится и транзитное международное судоходство. Конечно, грузы из Южного Китая все равно не пойдут через наши арктические воды, так как это просто невыгодно по времени. А вот из Кореи, Северного Китая или Японии — возможно. Для увеличения объема транзитных грузов нам нужно организовать сервис на всем протяжении Севморпути на уровне международных стандартов торгового судоходства. Сейчас мы изучаем возможность как экономическую, так и техническую создать порты-хабы на северо-западе и северо-востоке страны.

Подготовил Александр Емельяненков

Проект Северного морского пути подорожал почти на 150 млрд руб.

При этом данные паспорта проекта по развитию СМП не совпадают с утвержденным федеральным бюджетом. На 2019 год в бюджете на развитие этого маршрута заложено всего 9,6 млрд руб., а согласно паспорту предполагается выделить 37,6 млрд руб. Но, как сообщили РБК в пресс-службе Минфина, «финансирование федерального проекта СМП предусмотрено в полном объеме». Но в 2019 году предусмотрено увеличение финансирования проекта из бюджета лишь на 5,1 млрд руб., до 14,7 млрд руб., добавил представитель ведомства.

В пресс-службе второго профильного ведомства — Минтранса — РБК перенаправили в «Росатом» (инфраструктурный оператор СМП). Его представитель не ответил на запрос РБК.

Куратором проекта является гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, руководителем — его заместитель Вячеслав Рукша. Рукша, в частности, отвечает за увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн т к 2024 году, хотя еще в конце 2018 года он сомневался в реалистичности этой цели. В течение 2019 года Рукша будет проводить мероприятия по подтверждению грузовой базы Севморпути и в конце июля подготовит отчет о целесообразности внесения изменения в федеральный проект, а к концу года предоставит прогноз грузовой базы, подтвержденный участниками проекта и Минприроды, Минэнерго и Минпромторга, следует из паспорта проекта.

Цель в 80 млн т грузопотока по Севморпути поставил президент Владимир Путин в майском указе. По последним подсчетам Минприроды, наиболее вероятно, что к 2024 году по этому маршруту объем транспортировки грузов составит лишь 52 млн т в год.Такой прогноз ведомство сделало, исходя из планов компаний и экспертных оценок.

Согласно паспорту проекта СМП, грузопоток по этому маршруту в объеме 47,4 млн т к 2025 году в основном обеспечат уголь (23 млн т), сжиженный природный газ, газовый конденсат и нефть с проектов НОВАТЭКа и «Газпром нефти». В проекте также учтена отгрузка 5 млн т нефти «Нефтегазхолдингом» Эдуарда Худайнатова, 1,3 млн т редкоземельных, драгоценных и цветных металлов «Норникеля» и других компаний. Объем грузов для обеспечения освоения месторождений, северный завоз, транзит по СМП оценили в 5,2 млн т, следует из документа.

Крупнейший грузоотправитель СМП НОВАТЭК построит терминал сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта. Представитель компании сказал РБК, что финансирование проекта развития портовой инфраструктуры всегда осуществляется совместно государством и инвестором. Государство финансирует и осуществляет создание акватории и защитных сооружений, а НОВАТЭК — строительство самого порта и отгрузочных терминалов. Расходы на этот проект представитель компании не раскрыл.

«Нефтегазхолдинг» планирует построить морской терминал в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений. Для реализации этого проекта Худайнатов в конце декабря 2018 года попросил у Минфина господдержку, в частности софинансировать транспортную инфраструктуру месторождения из федерального бюджета. А «Востокуголь» Дмитрия Босова занимается строительством угольного терминала «Чайка» в морском порту Диксон для перевалки угля.

Развитие Северного морского пути. Цель российских вложений в СМП

Севморпуть. Будущее или прожектерство?

Недавно была опубликована статья «Севморпуть. Мировое транспортное будущее или грандиозное прожектерство?»

Хорошая, добротная статья о Северном морском пути (СМП) с большим количеством фактов и их анализом. В статье сделан верный вывод:
«Развивать СМП безусловно важно и нужно, потому что это наша транспортная артерия, обеспечивающая и снабжение примерно 20 миллионов наших сограждан-северян, да и необходимость вывоза полезных ископаемых никто не отменял… В какой-то момент времени мы сможем предложить адекватные условия транзита по СМП, то некая часть грузопотока действительно может сместиться с Суэца к нам. Но СМП ни сегодня, ни в обозримом будущем ни в каком случае не сможет конкурировать с классическими маршрутами через Суэцкий канал…»
Название включает в себя вопрос: «Мировое транспортное будущее или грандиозное прожектерство?», на который в статье однозначного ответа нет. Читатели должны искать ответ сами. В статье показано, что СМП — это не «мировое транспортное будущее». Получается, что это «грандиозное прожектерство»? Халатность, разбазаривание народных средств или даже грандиозное надувательство? Некоторые пользователи именно так и ответили на этот вопрос для себя в комментариях.
В статье не затронут важный вопрос: с какой целью правительство Российской Федерации собирается вкладывать огромные средства в развитие СМП? Этот вопрос предлагаю рассмотреть в данной теме. Рассмотрение материала начнем с изменения климата.

Климатические условия Арктики

Максимальная площадь ледового покрова за год в Арктике отмечается в марте месяце.

С 2006 года наблюдалось уменьшение площади ледового покрова за зимний период. Однако в марте-апреле площадь все же укладывалась в погрешность -2 млн кв. км от среднего значения. На рисунке нанесены максимальные значения площади покрова в период 2015-2018 годов. Видно, что с 2015 года наблюдается уменьшение площади покрова и в марте месяце. Площадь морского льда в Арктике состоянию на 1.1.19 г. составила 5,47 млн кв. км, что стало минимальным значением для этой даты за всю историю наблюдений.
На рисунке ниже приведено изменение площади ледового покрова с июня по октябрь. Уменьшение площади ледового покрова начинается с апреля по сентябрь. В сентябре площадь достигает минимального значения за год.

В Арктике происходит сезонное изменение толщины и площади ледового покрова: с октября по март морской лед утолщается и разрастается по поверхности водной акватории, а с апреля по сентябрь – утончается и уменьшается в занимаемой площади.
Рассмотрим изменение ледового покрова у берегов России в марте 1983 и 2016 годов.

1982 и 1983 годы характеризовались большой площадью ледового покрова в сентябре месяце – до 7,2 млн кв.км. За период 1979-2018 гг. только в 1979 году площадь покрова превысила указанное выше значение. Поэтому можно сказать, что период с октября 1982 по март 1983 года характеризуется низкими температурами. 2016 год характеризуется достаточно небольшой площадью ледового покрова в сентябре месяце. При визуальном сравнении ледового покрова видно, что в Арктике вблизи береговой черты, относящейся к РФ, не так уж и сильно меняется ледовая обстановка. В 2016 году стало только немного меньше льда к северу и к западу от Новой Земли.
На рисунке ниже представлены минимальные годовые площади ледового покрова за 40 лет наблюдений. Из рисунка видно, что с начала 21-го века площадь стала сокращаться. Льды вдоль нашей береговой линии к сентябрю стали отступать дальше к Северному полюсу.


Имеется такой термин, как альбедо. Альбедо — это отношение светового потока, рассеянного телом во всех направлениях, к потоку, падающему на поверхность тела.
Альбедо водных поверхностей составляет 0,33-0,45 в зависимости от высоты Солнца и волнения поверхности. Другими словами, 55-97% прямой солнечной радиации (в видимом диапазоне) может поглощаться водной поверхностью.
Альбедо льда толщиной 2-3 м составляет 0,6-0,85, т.е. поглощается 15-40% прямой солнечной радиации. Наличие сухого снега на ледяной поверхности уменьшает поглощение солнечной энергии до 3-10%.
Таким образом, увеличение водных поверхностей, освобожденных от ледяного покрова, приводит к увеличению нагрева приповерхностного слоя воды. Приповерхностный слой воды достаточно большой и охлаждаться он будет дольше. Температура воды до глубины 50-100 м такая же, что и на поверхности океана. Увеличение температуры приповерхностного слоя воды приводит к увеличению периода до начала нового нарастания ледяного покрова в Северном Ледовитом океане. Иными словами, чем меньше морского льда, тем теплее становятся океаны. Поэтому в каждую последующую зиму образуется все меньше и меньше льда.
Среднегодовая температура воздуха в арктической зоне России стала превышать норму. По результатам наблюдений 2017 года она увеличилась выше нормы на 3,23°С. В Якутии и на Чукотке зафиксирована превышение норму среднегодовой температуры на 4,07°С.
Несмотря на относительно холодные весну и лето 2017 года, температуры в Арктике по-прежнему приближаются к рекордным значениям. Показатель приповерхностной температуры воздуха в сентябре 2017 года оказался вторым из максимальных значений, начиная с 1900 года. Также растет температура воды в морях Северного Ледовитого океана. Например, в августе 2017 года приповерхностные слои воды в Баренцевом и Чукотском морях оказались на 4°C теплее, чем в среднем. Повышение температур указывает на то, что осеннее похолодание приходит в северные районы все позже.
В Арктике есть льды, плавающие на воде, и есть материковые льды — толстый покров льда на обширных участках материков. Материковые льды зимой имеют толщину около 5 м, которая в летний период уменьшается до 3 м. Плавающие льды имеют толщину менее 3 м и наши ледоколы легко прорезают такие слои. Местами лед бывает гораздо толще, доходя до 10 м. Обычно толщина однолетнего слоя льда не превышает 0,8 метра, а слои 3-5 м и тем более 10 м — это многолетние льды, которые лишь подтаивают в летний период и зимой снова увеличиваются по толщине.
Согласно результатам исследований российских ученых, за 20 лет средняя толщина льда уменьшилась с 256 до 240 см. Доля старого, многолетнего льда сократилась с 36 до 13%. Таким образом, большую часть льда в Арктике составляет лед однолетний, толщиной в 120-130 см. По одному прогнозу ледовый покров в Арктике будет сокращаться до 2030 года.

По другому прогнозу, к 2030 году может начаться очередное циклическое похолодание. Однако в любом случае до 2030 года площадь ледового покрова будет значительно меньше, чем в прошлом веке и лед в зоне СМП будет потоньше…

Планы для Арктики

7 мая 2018 года принимается указ президента РФ о том, что грузопоток по СМП к 2024 году должен вырасти до 80 млн тонн. Правительству поручено разработать и до 1.10.18 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения инфраструктуры СМП. Одновременно должно быть обеспечено увеличение мощностей портов Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов.
11.12.18 г. Госдумой принят законопроект № 505745-7, согласно которому госкорпорация «Росатом» стала главным хозяйствующим субъектом в Арктике. Появилась крупная и успешная организация, с которой будет спрос за развитие всей инфраструктуры и навигации по СМП в долгосрочной перспективе. Организация авторитетная, успешная, которая ведет много проектов и доводит их до завершения. Организация, которую очень часто и тщательно проверяет Счетная палата. В 21-м веке мы не слышали ни об одной аварии на АЭС, при перевозках топлива и ядерных боеприпасов. АЭС работают в стране постоянно, а перевозки проводятся регулярно…
На рисунке представлены фактические объемы грузоперевозок до 2018 года и их планируемые объемы. Цель поставлена очень высокая. В случае ее достижения страна осуществит рывок на одном из участков своего экономического развития.


Объем транзитных грузов через Суэцкий канал в 2015 году составил 998,7 млн тонн, а в 2017 году было перевезено 1,041 млрд тонн грузов. Видно, что объемы перевозок по СМП (планируемый к 2030 году) и через Суэцкий канал (фактический) уже оцениваются разными порядками величин. Даже в дальнем будущем мы не будет серьезными конкурентами Суэцкому каналу. Но нам это и не требуется…
Движение к поставленной цели планируется проводить поэтапно, решая несколько стратегических задач:
— обеспечение грузоперевозок ледокольным флотом, портами, навигацией, системами безопасности;
— развитие инфраструктуры, энергетики, связи и транспорта;
— строительство необходимых судов;
— строительство промышленных предприятий.
Госкорпорацией «Росатом» подготавливается трехэтапный план развития инфраструктуры СПМ, чтобы синхронизировать процессы перевозки грузов, строительства портов и сооружение новых ледоколов.
Первый этап — это период до 2024 года, когда требуется достичь объема грузоперевозок в 80 млн тонн. В основном это будут перевозки в западном направлении СМП.
Второй этап – это период с 2024 по 2030 годы. В этот период начнется расширенная навигация в западном и в восточном направлениях. Первоначально загрузка СМП в восточном направлении оценивается в объеме до 20 млн тонн в год. Это сочетается с проектами компании «Новатэк» в области транспортировки сжиженного природного газа (СПГ).
Третий этап – это период после 2030 года. К этому времени будет построен и введен в эксплуатацию мощный атомный ледокол «Лидер», который даст возможность круглогодичной транспортировки грузов в первую очередь в восточном направлении. Это позволит решить задачу: по обеспечению выхода наших углеводородов на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
К этому времени появятся грузопотоки транспортировки сырой нефти из месторождений, расположенных на Ямальском и Гыданском полуостровах. По проведенным оценкам спрос на малосернистую северную нефть будет возрастать. Перекачка ее по трубам приведет к потере 20-30 долларов с тонны. Указанные финансовые средства окупят и транспортировку нефти судами и затраты на ледоколы.
По сути СПМ — это русский путь в Китай, Индию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2030 году «Росатом» должен показать странам АТР, что СПМ — это действительно стабильно работающая в тяжелых условиях международная судоходная трасса. С необходимой инфраструктурой, связью, портами, с проводками караванов ледоколами строго по графику, имеющая структуру по обеспечению безопасности судоходства и спасательных работ в случае аварий. В этом случае пойдут грузы из регионов стран, расположенных севернее корейского порта Пусан. Конечно же мы понимаем, что не все поголовно суда из этой зоны пойдут по СМП.
Судостроение для Арктики должно стать судостроением нового поколения. Большие корабли и мощные ледоколы. Это потребует огромных расходов. Один только ледокол «Лидер» будет стоить 127 млрд руб. с НДС. Под такое судно нужны значительные грузопотоки.
На западе от полуострова Таймыр будут работать четыре легких ледокола ЛК-40, которые «закроют» проводки в Карское море. Ледокол ЛК-40 с двухтопливной энергетической установкой (дизель + СПГ) общей мощностью 55 МВт. Закладка головного ледокола планируется в 2019 году. В его основу положен разработанный финской проектной организацией «Aker Arctic Technology» специально для «Атомфлота» проект. Это будет 160-метровое судно с шириной до 31,5 метра и осадкой 8,5-9,5 метров. Ледокол на сжиженном природном газе и дизельном топливе сможет преодолевать льды толщиной до 2,85 метра.
На востоке от Таймыра будет работать действующий атомный ледокол «50 лет Победы». Вместе с ним будут осуществлять проводку судов три атомных ледокола «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал», которым продлены сроки эксплуатации. Три новых атомных ледокола ЛК-60 (ледопроходимость 2,8-2,9 м), которые сейчас строятся, будут постепенно заменять более старые ледоколы.
Первые три ледокола ЛК-60 строятся за счет федерального бюджета. Следующие два будут обеспечиваться деньгами по схеме смешанного финансирования. Их постройка оцениваются в общую сумму около 100 млрд руб., из которых 45 млрд руб. составят федеральные средства и 9 млрд руб. поступят из инвестиционного ресурса Госкорпорации. Остальные средства будут привлечены с рынка под обеспечение «Росатома». В 2019 году будет заключен контракт еще на два ледокола ЛК-60. В проект по строительству атомоходов ЛК-60 входит и строительство плавучего дока на 30 тыс. тонн. Летом 2019 года будет подписан контракт на его строительство.
К 2030 году планируется ввести в строй атомный ледокол «Лидер». Ледокол будет проводить караваны со скоростью не ниже 10-12 узлов (18,5-22,2 км/ч) в условиях двухметрового ледяного покрова. При толщине ледяного покрова около 4,3 м ледокол сможет осуществлять проводку судов на скорости 3 узла (5,6 км/ч). Строительство «Лидера» будет осуществляться на федеральные средства. Второй ледокол будет строиться по схеме смешанного финансирования. Возможно, будут какие-то концессионные формы. Обсуждается вопрос о привлечении инвестиций из Китайской Народной Республики.
Появляется потребность в постройке транспортных судов ледового плавания:
— около 50 танкеров-нефтевозов дедвейтом 20–70 и 80–100 тыс. тонн;
— до 30 судов-газовозов вместимостью 150–200 тыс. куб. м;
— по 10 сухогрузных судов дедвейтом 10–25 и 40–70 тыс. тонн;
— 5–7 крупнотоннажных контейнеровозов.
Уменьшение притока средств с конца 2013 года несколько замедлило реализацию данных планов.
К 2030 году дополнительно требуется построить два атомных ледокола мощностью 60 МВт, лидер мощностью 110–130 МВт и вспомогательные дизельные ледоколы для обслуживания новых арктических портов и терминалов.
Окончание следует…

Северный морской путь. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 марта 2018 года, выступая с посланием Федеральному собранию РФ, президент России Владимир Путин заявил, что Северный морской путь (СМП) станет «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока». По словам главы государства, перед Россией стоит задача сделать его «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» и увеличить к 2025 году грузопоток на СМП до 80 млн тонн в год.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и современном состоянии Северного морского пути.

Северный морской путь — судоходный маршрут в российской Арктике. До начала XX века использовалось название Северо-Восточный проход. В официальных российских документах СМП определен как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ». Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.

Длина СМП от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения — 5,6 тыс. км. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: так, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал — 23 тыс. 200 км, а по СМП — 14 тыс. 280 км (на 40% короче). Продолжительность навигации составляет 2-4 месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной.

История освоения

Принято считать, что первым идею использования Северо-Восточного прохода для морского сообщения высказал русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Предшественником Северного морского пути был Мангазейский морской ход — маршрут от устья реки Северная Двина до Тазовской губы в устье реки Оби, который активно использовался русскими купцами в XVI-XVII веках. Исследование последнего участка Северо-Восточного прохода вдоль Чукотки до Тихого океана связано с именем Семена Дежнева, который в 1648 году открыл пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив).

В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная правительством Швеции, а также шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого совершила первое в истории плавание Северным морским путем с востока на запад — из Владивостока в Архангельск.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по СМП. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который впервые в истории прошел СМП за 65 дней.

Со второй половины ХХ века через Северный морской путь стало осуществляться снабжение топливом, продовольствием и товарами первой необходимости населенных пунктов Крайнего Севера и Дальнего Востока. С 1954 года Главсевморпути входило в структуру Министерства морского флота СССР. В 1970 году была учреждена самостоятельная Администрация СМП при Министерстве морского флота.

Современное состояние

В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. 24 января 2013 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому были законодательно закреплены границы СМП, ледокольная и лоцманская проводка судов по нему отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Распоряжением правительства РФ от 15 марта 2013 года для управления СМП было создано Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути», подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта РФ.

В функции Администрации входит выдача разрешений на плавание судов в акватории СМП, мониторинг и предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке на СМП, содействие в проведении поисковых и спасательных работ и др. С апреля 2016 года ее возглавляет Дмитрий Смирнов.

Согласно поправкам от 29 декабря 2017 года в Кодекс торгового мореплавания РФ, суда под российским флагом обладают исключительным правом на перевозку по СМП нефти, природного газа, газоконденсата и угля, добытых на территории РФ. Эта норма не относится к уже заключенным контрактам на перевозку.

Кроме того, круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по СМП в западном направлении (в восточном — в летние месяцы) осуществляют танкеры-газовозы ледового класса Yamalmax. Эти суда осуществляют перевозку сжиженного природного газа, который производится на заводе «Ямал СПГ» (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Показатели

В советское время рекордный объем перевозок по СМП был достигнут в 1987 году — 6,6 млн т.

В 2017 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути составил 10,7 млн т (в 2016 году — 7,5 млн т). В том числе морскими судами (без учета транзитных судов) было перевезено 9,8 млн т, а речными — 0,8 т различным грузов. Транзитными судами перевезено 194 тонны грузов. По итогам 2017 года администрация Севморпути выдала было выдано 662 разрешения судам на плавание в акватории СМП (в 2016 году — 718), в том числе 107 разрешений было выдано судам, плавающим под иностранным флагом.

Северный завоз

СМП используется для так называемого северного завоза — снабжения топливом и продовольствием российских регионов, которые не имеют круглогодичного автомобильного или железнодорожного сообщения с остальной территорией страны. До 2005 года действовала схема софинансирования поставок: 50% средств предоставлял федеральный бюджет, 50% — выделяли регионы. С 2005 года вопросами северного завоза занимаются региональные власти, они могут принимать меры поддержки по льготному кредитованию или возмещению расходов местных органов самоуправления и частных компаний по закупкам и доставке топлива и продовольствия.

По данным на начало 2000-х годов, ежегодно в северные регионы доставлялось порядка 1,5 млн т нефтепродуктов, 3-4 млн т угля, более 500 тыс. т продовольствия. В настоящее время целостной статистики по их снабжению не ведется. В федеральном законодательстве понятие «северный завоз» отсутствует.

Планы развития

Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья. По данным Минэнерго, извлекаемые запасы нефти и газа в арктическом регионе страны составляют 260 млрд т условного топлива или 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов в России. Из 15 действующих и перспективных инвестпроектов в Арктике (Варандейское нефтяное месторождение, «Ямал СПГ», Таймырский угольный бассейн и др.), 11 связаны с освоением нефти и газа, четыре — руд и угля.

В рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» запланировано увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути до 63,7 млн т в год, уровня технической оснащенности трасс СМП — до 40,5%.

Комплексный проект развития Северного морского пути от 8 июня 2015 года предусматривает выполнение до 2030 года мер по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акватории СМП; по развитию морских портов; обеспечению вопросов обороны в акватории Северного морского пути; по разработке и строительству морской техники, систем и средств. До 2025 года планируется строительство трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт и атомного ледокола мощностью 110 МВт.

Проблемы развития

Главный недостаток Северного морского пути — тяжелые природные условия (в частности, летом в море Лаптевых температура не поднимается выше 1 градуса по Цельсию), ограничивающие сроки проведения навигации. Круглогодичная работа СМП возможна только при обеспечении маршрута атомными ледоколами, что повышает ее стоимость. Сдерживающим фактором развития СМП являются малые глубины на традиционных маршрутах: для прохождения крупнотоннажных судов требуется прокладка глубоководных высокоширотных маршрутов севернее Новосибирских островов.

При этом ширина канала, необходимая для проводки через льды крупных танкеров класса Panamax и Snesmax (40 и 50 м соответственно), а также газовозов, требует постройки ледоколов с большим водоизмещением. Действующие в настоящее время в России ледокольные суда обеспечивают канал шириной 33-34 м.

Инфраструктура большинства арктических портов, за исключением Дудинки, требует масштабной модернизации. Необходим капитальный ремонт или строительство новых причальных сооружений, работы по дноуглублению для приема современных судов, установка современных навигационных систем и др.

Документы

Статистика по документам и выполнению поручений

Распоряжение от 21 декабря 2019 года №3120-р. Принятые решения направлены на создание инфраструктурных условий для дальнейшего развития Северного морского пути и прибрежных территорий.

Справка

Документ

  • PDF

    Распоряжение от 21 декабря 2019 года №3120-р

Подготовлено госкорпорацией «Росатом» в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» к 2024 году грузопотоки по СМП должны увеличиться до 80 млн т.

Подписанным распоряжением утверждён план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года (далее соответственно – План, СМП).

План сформирован исходя из прогноза всех существующих и перспективных групп грузопотоков, включающих: грузы сырьевых проектов, реализуемых ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ГМК “Норильский никель”», а также планируемых к реализации проектов ООО «УК “ВостокУголь”», АО «Независимая нефтяная компания», ООО «ГДК “Баимская”» и KAZ Minerals PLC, ООО «Восток Инжиниринг», ООО «Северная звезда», транспортируемые по СМП на экспорт и внутри страны; грузы, завозимые по СМП для нужд этих сырьевых проектов; грузы жизнеобеспечения арктических территорий Республики Саха (Якутия), Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа и Красноярского края с использованием для транспортировки участков СМП; грузы экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, проходящие через морские порты Мурманск и Архангельск в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе перенаправляемые с южных маршрутов (включая Суэцкий канал) на СМП; грузы, дополнительно направляемые на СМП после расширения сети железных дорог в районе тяготения к Арктической зоне за счёт оптимизации логистики единой транспортной системы России.

Планом предусмотрена как реализация мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утверждён распоряжением Правительства России от 30 сентября 2018 года №2101-р), так и реализация дополнительных мероприятий, направленных на развитие сырьевой базы и СМП на период до 2035 года.

В частности, предусмотрены такие дополнительные мероприятия, как разработка и утверждение параметров развития сырьевой базы на период до 2035 года, транспортировка грузов которой будет осуществляться по СМП; разработка программы развития и государственной поддержки отечественного судостроения для обеспечения перевозок прогнозной грузовой базы на период до 2035 года в части разработки проектов и постройки современных грузовых судов; организационные мероприятия по развитию гидронавигационной, метеорологической, аварийно-спасательной, коммуникационной и информационной инфраструктуры СМП; разработка системы централизованного оперативно-тактического управления круглогодичным судоходством на всей акватории СМП на базе создания единого диспетчерского центра управления судоходством на СМП и организации перевозок на регулярной основе.