Разновидности немецких касок

Немецкая каска — стальной шлем

Стальной шлем модели 1916
Итак, наряду с пикелхаубом прототипом первого немецкого стального шлема образца 1916 года можно считать французский шлем Адриана, правда, в отличие от них обоих он окрашивался в серый цвет (или фельдграу), в то время как его предшественники (если они были металлическими, а не кожаными) имели бронзовый цвет.
Модель 1916 года создали два человека: Фридрих Шверд (Schwerd) и доктор Август Бир (Bier). В августе
1915 года немецкое командование одобрило идею нового шлема, документация для производства которого была подготовлена уже к сентябрю. В декабре того же года шлем (модель М 16) опробовали в одном из штурмовых батальонов, после чего в его конструкцию были внесены некоторые изменения. Массовое производство началось в январе 1916 года, вслед за чем последовало его внедрение в армии на обоих фронтах. Успех нового шлема был полным, если не считать некоторых замечаний относительно его акустики: уши солдат были прикрыты, и это якобы снижало слышимость команд. Основная деталь шлема — его корпус — формировалась из цельного стального диска в результате по меньшей мере 9 операций штамповки. Изнутри к нему на трех заклепках крепилось стальное кольцо для подшлемника и подбородочного ремешка. Кожаный подшлемник был разработан
с таким расчетом, чтобы между головой солдата и корпусом шлема оставалось расстояние в один палец по бокам и в два сверху. Эта мера призвана была предотвратить травму головы при некотором вдавливании металла корпуса от удара. По бокам корпуса приклепывалось по одной втулке с отверстием. Помимо функции вентиляции, втулки должны были держать тяжелую бронированную пластину-налобник (штирнпанцер) толщиной 4 мм.
Пластина имела для этой цели дуговые пазы, а чуть ниже — пазы для ремня, который удерживал ее на шлеме. Наряду с пластиной-налобником был разработан и нагрудный панцирь («броня омара») весом 35 фунтов (около 16 кг). Предполагалось, что этот прообраз бронежилета вкупе с налобником надежно защитит часовых, орудийные расчеты легкой полевой артиллерии, наблюдателей и пулеметчиков. Но вскоре выяснилось, что практическая польза от такого комплекта не настолько велика, чтобы заставить солдата носить на себе более пуда железа вдобавок к штатному вооружению, да при этом еще и выполнять свою боевую работу. В итоге при первой возможности солдаты избавлялись как от налобника, так и (в первую очередь) от «брони омара».

Немецкая каска м16 с налобным щитком
Диапазон размеров стального шлема составлял от 60 до 68 включительно (возможно некоторое количество и 70). Размер отпечатывался на внутренней стороне юбки. В конце 1916 года была опробована белая окраска шлема, от которой уже в феврале 1917 года отказались, заменив ее на серую. Белые каски сильно бликовали в солнечном свете днем и в лунном ночью.

Подшлемник каски м16
В 1917 году разработали модель М17, являвшуюся в основном точной копией М16. Было упрошено крепление
подбородочного ремешка, который стали крепить непосредственно к корпусу. Позже, в начале 1918 года, появилась модель M18, тоже без видимых изменений внешней формы, разве что с более четким переходом купола к задней юбке. Наиболее просто эти три модификации можно отличить по положению или отсутствию боковых заклепок. Последняя модель выпускалась небольшими тиражами и до конца войны поступила в войска в малых количествах. 7 июля 1918 года немецкое командование распорядилось наносить на шлемы камуфляжную окраску, которая производилась прямо на местах дислокации войск в соответствии с местными природными условиями и временем года.


подшлемник модели 1931 года
КАСКИ ВЕРМАХТА

В соответствии с Версальским договором июня 1919 года в побежденной Германии произошло массовое уничтожение военной техники и амуниции. Наряду с тысячами самолетов, орудий и практически всем крупнотоннажным военно-морским флотом эта участь постигла и сотни тысяч стальных шлемов. Однако для стотысячной регулярной германской армии (Рейхсвера), разрешенной по договору Антантой, осталось достаточное количество стальных шлемов М 16 и М 17. В Рейхсвере и вспомогательных формированиях встречались также и М 18 и даже пикелхаубы. Большое количество касок М 16 было переработано для нужд полиции.
С приходом в январе 1933 года к власти Гитлера на левой и правой сторонах купола стальных шлемов под втулками вентиляторов появились яркие рисунки (декали) в форме щитов: немецкий триколор с одной стороны и орел белого цвета со свастикой в когтях (Wehrmachtadler) — с другой.


Декали на стальном шлеме вермахта — wehrmachtadler и триколор
Модели шлема М16 и М18 оставались в употреблении в армии и зарождавшихся вооруженных формированиях СС до 1935 года, когда началась их замена новым образцом М35. Принципиальных отличий стального шлема 1935 года от своих предшественников по-прежнему не было, хотя форма все же претерпела некоторые пропорциональные изменения.
Шлем стал более приплюснут (вершина купола стала менее сферической), уменьшились размеры козырька, втулки вентиляторов сделались намного короче. Несколько уменьшилась толщина металла. Можно говорить о более современной форме нового образца, более удовлетворяющей требованиям нового Вермахта и его составных частей: Люфтваффе и Кригсмарине. Несмотря на внешние перемены, вес каски уменьшился не очень значительно.

Количество произведенных немцами шлемов в конце Первой мировой войны оценивается числом 8,5 млн штук. Понятно, что после создания стотысячного Рейхсвера огромное количество касок оказалось излишним (даже несмотря на то, что много их было переплавлено). К 1934 году вся немецкая армия по-прежнему носила шлемы старого образца (однако уже послевоенного производства), на которые стали наносить с двух сторон декали по принципу переводной картинки. По инструкции декаль помещалась в 3 мм ниже вентиляторной втулки строго по ее центру.
Шлем штамповался из высококачественной стали толщиной около 1,25 мм. Края по всему контуру завальцовывались внутрь. Для крепления на голове шлем оснащался подшлемником образца 1931 года. Он состоял из подпружиненного обруча, который крепился к каске тремя большими кнопками-клам-
мерами (по бокам и сзади). К обручу крепились 8 (реже 9) кожаных секторов с отверстиями
для вентиляции, к скобам на обручетакже крепился кожаный подбородочный ремешок, который регулировался рамочной пряжкой.
Каску окрашивали в цвет фельдграу, но так как четкого определения этого цвета не было, то встречались образцы, выкрашенные в цвета от чисто серого до оливково-зеленого.
Для Африканского корпуса применяли тропическую окраску характерного песочного цвета. Цветные щитки по бокам шлема продолжали рисовать и в начале войны.
Их наносили по трафарету на заводах-изготовителях либо наклеивали в виде переводных
картинок. Правда, уже в начале французской кампании (в июне 1940 года) в передовых частях декали стали закрашивать, так как яркая маркировка служила хорошей целью для вражеских
снайперов. А начиная с 1942 года на касках уже практически не встречались цветные щитки, которые к тому времени перестали рисовать и на заводах. Тем не менее каски с декалями появлялись и в 1945 году наряду с некоторой другой амуницией из довоенных запасов.
Интересно отметить, что в довоенный период стальные шлемы образца 1935 года в небольших количествах экспортировались в некоторые страны, особенно в Аргентину и Китай.

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов


Немецкое военное ведомство интересовалось возможностью боевого использования воздушно-десантных войск с середины 30-х годов. Локомотивом претворения в жизнь планов их создания стал сам командующий люфтваффе и министр авиации рейхсмаршал Геринг. Заложенные в новом роде войск возможности как нельзя лучше подходили для концепции блицкрига: проведение молниеносных глубоких наступательных операций с прорывом в глубину расположения противника мощных танковых клиньев. Прокладывать для них дорогу в соответствии с этой доктриной и были призваны парашютные войска (Fallschirmtruppen — FST). В их задачу входило быстрое овладение стратегическими объектами — мостами, по которым должны пройти колонны танков и мотопехоты, укрепленными районами, узлами связи и т.д. Знаменитые киевские учения 1935 года, на которых присутствовало несколько германских военных наблюдателей, доступно проиллюстрировали теоретические выкладки армейских специалистов и послужили дополнительным толчком к началу формирования собственных ВДВ. Добавим, что руководство вермахта, вынужденное воссоздавать его практически с нуля, было во многом свободно от косных представлений о ведении современной войны, господствовавших в военных кругах прочих стран. Формирование парашютных частей началось практически одновременно как в сухопутных войсках, так и в ВВС Германии. 1 октября 1935 года полицейский отряд личной охраны генерала Г. Геринга (Landespolizeigruppe General Goering), который, помимо прочих чинов и титулов, являлся шефом полиции земли Пруссия, был перечислен в состав люфтваффе как отдельный полк “General Goering”Примерно в это же время добровольцы из его состава направляются в городок Альтенграбов, где идет формирование парашютного стрелкового полка ВВС, для прохождения специальной подготовки.
Наиболее выразительным и запоминаемым благодаря безукоризненной пластике линий на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16.


Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной.

К началу Второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения.
Несмотря на все достоинства, уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.
Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем, адаптированный для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированный шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

Шлем М36

Шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38
Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностранных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм, изготовленных на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.
Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, «обрезанную» пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.
При разработке специального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламмеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененной резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, для того, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении (кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

Отличия М36 и М37
Шлем М37
В 1937 году появилась новая модификация шлема, получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.
Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.
Оригинальный шлем М37 (военная археология)
Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38. Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника, который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.
Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымалась из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.
Болты и ключ крепления подшлемника модели М38
Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшихся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня
Шлем образца 1938 года. М38
Шлемы М38 инженера Хайслера изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale — лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.
Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали — национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.
Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.
Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем «творческой доработки» обычных касок.
Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.
Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос), располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.
Каучуковый амортизатор (реплика)
Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня.
Подбородочный ремень (реплика)
После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами.
Первый образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов, находящихся в эксплуатации, хотя директивы, так же как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Военные шлемы

История появления военных шлемов начинается достаточно давно. Они начали использоваться и применяться с момента появления военной техники и предназначены в первую очередь для защиты головы от внешних воздействий. В отличие от шлема, они не предназначены для защиты от пуль и осколков. В зависимости от рода деятельности военнослужащих, шлема подразделяются на несколько категорий, а именно: летные шлемы, а также гермошлемы, используемые лётчиками, шлемофоны, используемые танкистами и прыжковые шлема для парашютистов и десантников. Все оны предназначены для защиты головы от тех или иных воздействий, препятствующих выполнению боевых задач. На сегодняшний день военные шлема используются всеми армиями мира, а их разработкой и производством занимаются военно-промышленные компании.

Применяются военные шлема различными родами войск и по своим свойствам различаются друг от друга в зависимости от типа шлема. Шлемофон используется экипажами боевых машин для защиты головы от повреждений и повышенного шума, а также оборудованы средствами обратной связи. Летные шлема являются разновидностью шлемофонов, и предназначены для защиты от ударов, яркого света и шума. Гермошлема являются дальнейшим развитием летных шлемов и предназначены для защиты от аэродинамических нагрузок и спасает при разгерметизации кабины пилота. Десантные шлема предназначены для парашютистов и защищают голову при неудачных приземлениях, а также отсекает вихревой поток во время свободного падения и дает хорошую слышимость. Военные шлема очень популярные и востребованы среди гражданского населения, и идеально подходят в качестве сувенирных подарков для любителей военной тематики.

Разработкой и производством шлемов занимаются военно-промышленные комплексы и частные военно-производственные компании. Изготавливаются из качественных материалов и полностью соответствуют всем нормам и стандартам. Все представленные образцы военных шлемов проходят тесты на прочность и удобность применения, и являются полностью оригинальной продукцией. В нашем интернет магазине вы можете найти и подобрать себе качественный военный шлем и купить его у нас по низкой цене.

Немецкий стальной шлем: второе поколение

Изменение после Первой мировой войны взглядов на роль пехоты в войне, увеличение её мобильности, отказ от позиционных боёв, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, породили новые требования к его внешнему виду и степени защиты. Это привело к разработке новых образцов немецких «штальхельмов», которые в целом унаследовали форму своих предшественников.

Подтулейное устройство образца 1931 года

Значительное количество немецких стальных шлемов, выпущенных в годы Первой мировой войны, было уничтожено согласно условиям Версальского мирного договора, но в межвоенном немецком рейхсвере, тем не менее, оставалось достаточно много касок разных моделей. В процессе их эксплуатации подтулейные устройства или, как их принято называть, подшлемники, приходили в негодность, рвались и требовали ремонта или замены. К определённому моменту вопрос о разработке нового, единого для всех образцов немецких касок подтулейного устройства, стал очень актуален.

14 ноября 1934 управление вооружений и снабжения немецкой армии приняло решение заменить все типы подшлемников для касок М16, М17 и М18, использовавшиеся на тот момент в войсках, на единую улучшенную систему подшлемника, получившую в войсках обозначение «подтулейное устройство образца 1931 года» (Innenausstatung 31, М1931). Разработан и запатентован этот тип подшлемника был в 1929 году фирмой Шуберт-Верке из Брауншвейга (Schuberth-Werke Braunschweig).

Схема установки подшлемника образца 1931 года в каске

Изначально для войсковых испытаний, которые проводились в 1931-1934 гг., была произведена небольшая партия новых подшлемников. По результатам тестов было принято решение о принятии подшлемника образца 1931 года в качестве единого образца и использовании его в немецкой армии для замены подшлемников во всех типах касок, а также установки во вновь произведенные шлемы.

Официальное принятие армией подшлемника М1931 совпало с тестированием опытного образца шлема M35, который разрабатывался для использования с этим типом подтулейного устройства. Решение о передаче контрактов на производство этого типа подшлемника другим фирмам, помимо Schuberth-Werke, было принято в 1938 году, одновременно с началом массового производства шлема М35.

У подшлемников, произведённых между 1931 и 1934 годами, на внешний обод ставилось клеймо «1931», что означало модель подшлемника. Начиная с 1935 года, маркировка была изменена – на подшлемники стал наноситься фактический год изготовления.

Подшлемник образца 1931 года

За время производства подшлемника образца 1931 года было проведено две незначительных модификации в конструкции, с которыми подшлемник использовался до мая 1945 года.

Подшлемник образца 1931 года имел сложную конструкцию и сильно отличался от более ранних образцов. Конструкция подшлемника учитывала пропорции головы человека, т.е. применялся индивидуальный подход. У каждого солдата измерялась длина окружности головы (размер головы) и подбирался соответствующий подшлемник, который, в свою очередь, определял размер каски, в которую он мог устанавливаться. В каску одного размера можно было установить подшлемник двух размеров.

Каждое из двух колец, из которых состоял подшлемник, клеймилось число, обозначающим размер подшлемника в сантиметрах. Внешнее кольцо, крепившееся к каске, имело клейма завода-изготовителя с одной стороны и размеры каски и головы – с другой. Клеймо, в котором указывался размер каски и головы, писалось либо в строку, либо в виде дроби, и имело в своём составе буквы n.A., что означало сокращение от «neues Art» – новый стиль (тип).

Маркировка внешнего обода: клейма размеров (вверху) и клейма фабрик (внизу)

Индивидуальный подход, который предусматривала конструкция подшлемника образца 1931 года, с одной стороны, обеспечивал удобство ношения каски, с другой – не позволял в случае необходимости использовать подшлемник от каски другого размера. Это накладывало эксплуатационные ограничения: солдат, перепутавший свою каску с чужой, не мог её использовать, если подшлемник был не его размера. По той же причине затруднялся полевой ремонт касок.

Конструкция подшлемника образца 1931 года состоит из двух металлических полос-ободов, расположенных один внутри другого, скреплённых друг с другом металлическими полосами-пружинами.

Схема устройства подшлемника образца 1931 года

Во внешнем ободе выштампованы отверстия для крепления подшлемника в каске: одно круглое на затылке и два спереди, продолговатые и симметрично расположенные относительно заднего. Форма отверстий обусловлена тем, что отверстия для подшлемника на касках М16, М17 и М18 могли иметь разное расположение из-за несовершенства технологии производства. Все вместе эти отверстия делят окружность внешнего обода на три примерно равных части.

Отверстия для крепления подшлемника в каске: боковое (слева) и заднее (справа)

Помимо этих отверстий, во внешнем ободе выштампованы пять «ушей» для зацепа пружин, которые, в свою очередь, держат внутренний обод. Также к внешнему ободу на заклепках крепились металлические «серьги» – держатели D-образных колец, к которым крепился подбородочный ремешок.

Внутренний обод крепился к внешнему посредством пяти металлических пластинчатых пружин с закругленными краями. К внутреннему ободу пружины крепились одной заклепкой в центре. Они вставлялись в «уши» внешнего обода, причем, в одно «ухо» вставлялись две соседние пружины. Пружины окрашивались краской или грунтовались для предотвращения их коррозии. Все металлические детали подшлемника изготавливались из алюминия и его сплавов.

Крепежные элементы (кламмеры) для фиксации подшлемника в каске (слева) и фиксации кожаной части подшлемника (справа)

В свою очередь, к внутреннему ободу посредством 12-13 специальных алюминиевых заклепок-кламмеров крепилась кожаная часть подшлемника, которая соприкасалась с головой солдата. Это была полоса кожи с лепестками, стягивающаяся сверху шнурком. В каждом лепестке пробито пять отверстий для вентиляции и одно для продевания стягивающего шнурка.

Для предотвращения перетирания и растягивания кожи о край внутреннего обода изнутри к ней пришита полоса шерстяного сукна. Число лепестков – от семи до девяти – зависело от размера подшлемника. Часто встречаются разрезанные пополам лепестки. Для изготовления подшлемников использовалась свиная кожа. Кожанае детали изготавливалась по заказу субподрядчиками и поставлялись изготовителю подшлемников для окончательной сборки. На кожаной части ставилось чернильное клеймо, на котором указывался размер и (иногда) фирма-производитель.

Полоска сукна на коже подшлемника

Первая модификация подшлемника образца 1931 года официально была предложена 20 января 1938 года, когда фирма Werner Zahn Berlin получила патент на улучшенную конструкцию. Заказ от армии последовал 8 февраля 1938 года.

Модификация была необходима из-за выявленных в процессе эксплуатации недостатков: после принятия в войсках шлема M35, из сухопутных войск и люфтваффе стали поступать жалобы на деформацию внешнего обода подшлемника в местах крепления «серёг» для подбородочного ремешка. Часто происходил либо загиб обода, либо вырывание «серьги». Случалось это из-за нагрузок, создаваемых подбородочным ремешком, когда солдат цеплял за него каску на предметы амуниции или снаряжения на марше.

Модификация заключалась в укреплении внешнего обода посредством приклепывания к нему металлической полосы-усилителя в том месте, где крепились «серьги» для подбородочного ремешка. Это придало дополнительную жесткость внешнему ободу и усилило конструкцию в целом. Клейма внешнего обода (фирма производитель и размер) перекочевали на эти пластины. Все фирмы-производители ввели эту модификацию в течение 1938 года. Единственной фирмой, которая продолжала производить не модифицированный подшлемник образца 1931 года, оставалась Max Densow Berlin Kofferfabrik.

Подшлемник образца 1931 года после модернизации

В 1940 произошла вторая модификация в конструкции подшлемника образца 1931 года. Заключалась она в том, что металлические детали подшлемника стали производиться из оцинкованной стали. Также были изменены D-образные кольца крепежа подбородочного ремешка: острые углы были сглажены, им придали закругленную форму.

Подшлемники, изготовленные с использованием оцинкованной стали, были более прочными, отпала необходимость в пластинах-усилителях, предложенных в первой модификации – произошел возврат к изначальной конструкции, но с использованием другого материала. Во время перехода от алюминиевых к стальным деталям некоторые фирмы продолжали использовать старые запасы со складов, поэтому появились подшлемники, изготовленные из стальных и алюминиевых деталей одновременно.

Одновременно с введением в производство второй модификации, произошла модификация шлема М35. Стальными подшлемниками укомплектовывались каски М40 и М42.

Большинство фирм закончило производить алюминиевые подшлемники до конца 1940 года, но Werner Zahn продолжал производство подшлемников первой модификации из алюминия до 1943 года. Из-за большого количества произведенных алюминиевых подшлемников ими комплектовались каски М40 1940 и 1941 годов выпуска.

Подбородочный ремешок

Подбородочный ремешок подшлемника образца 1931 года начал производиться с 22 ноября 1935 года. Он имел литую пряжку сложной формы, которая изготавливались из различных материалов (латунь, алюминий, сталь), простое крепление к проушинам подшлемника, и мог легко переставляться с одного подшлемника на другой за счет крепежных шпеньков. Ремешок изготавливался из кожи. Он мог использоваться с другими типами подшлемников, а также легко мог быть адаптирован для солдат-левшей.

Стальной шлем образца 1935 года

В 1934 году началось тестирование нового стального шлема, разработанного на базе моделей, использовавшихся во время Первой мировой войны. Внешний вид шлема в целом остался тем же, но визуально он стал более обтекаемым. Разработками прототипа нового шлема руководил профессор Фридрих Шверд, который был участником проектирования М16. Изготовление опытных экземпляров и подготовка технологии массового изготовления велись на фабрике Eisenhuttenwerke, находившейся в городе Тале.

Стальной шлем образца 1935 года

Верховное командование официально приняло стальной шлем нового образца на вооружение с 25 июня 1935 года, он получил обозначение «Стальной шлем модели 1935 года», М1935 или М35. Базовая конструкция М35 была подобна шлему М16, но с более короткими полями и козырьком, другими вентиляционными втулками. Он был также значительно легче.

Вентиляционные втулки на М35 изготавливались в виде отдельных деталей, в виде заклепок с отверстием по оси, которые расклепывались изнутри купола шлема, в то время как на М16, М17 и М18 втулки крепились на резьбе. Вентиляционных втулок на М35 всего две, они незначительно выступают с внешней стороны и предназначены только для вентиляции, а не для крепления налобника.

В М35 устанавливался подшлемник образца 1931 года с подбородочным ремешком нового образца. Для крепления подшлемника в шлеме проделано три отверстия: два симметрично относительно вертикальной оси по сторонам шлема, ниже вентиляционных отверстий, но выше линии козырька, и третье – на затылке.

Шлем изготавливался штамповкой из плоской заготовки листовой стали. Материал заготовки – углеродистая сталь, легированная молибденом. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Шлем, изготовленный из такой стали, выдерживал давление до 220 кг/мм2, что обеспечивало защиту от крупных осколков и пистолетных пуль.

Процесс изготовления купола проходил в несколько основных этапов: обрезка листа заготовки, штамповка купола на прессе, вальцовка краев, сверление отверстий для крепления подшлемника и вентиляционных втулок, установка вентиляционных втулок.

М35 изготавливались семи размеров: 60-й, 62-й, 64-й, 66-й, 68-й, 70-й и 72-й. Размер шлема – это длина окружности купола шлема в сантиметрах изнутри на уровне отверстий для крепежа подшлемника. В шлем одного размера мог ставиться подшлемник, предназначенный для одного из двух размеров головы – например, в шлем 60-го размера мог ставиться подшлемник на 52-й или 53-й размер головы.

Маркировка каски производителем

Процент выпущенных касок 60-го, 68-го, 70-го и 72-го размеров составил около 10% от общего числа, т.к. солдат с такими размерами головы в армии было немного. При этом каски 70-го и 72-го размера были изготовлены совсем небольшой партией.

С производством большого количества шлемов одна фабрика справиться не могла, поэтому заказы на их изготовление были размещены на нескольких предприятиях. Основных производителей шлемов М35 в Германии было семь, и находились они в разных городах:

  1. Emaillierwerke A.G. Fulda (Фулда) между Франкфуртом и Эрфуртом. Продукция маркировалась клеймом EF;
  2. Eisenhuettenwerke Thale (Тале) южнее Магдебурга. Продукция маркировалась клеймом ET, с 1942 года – CKL;
  3. Schsische Emaillier und Stanzwerke Lauter (Лаутер) западнее Дрездена. Продукция маркировалась клеймом SE, впоследствии HKP;
  4. Vereinigte Deutsche Nikelwerke Schwerte (Шверте) между Франкфуртом и Майнцем. Продукция маркировалась клеймом DP, впоследствии NS;
  5. Quist Esslingen (Эслинген) южнее Штутгарта. Продукция маркировалась клеймом Q;
  6. Karl Heisler Berlin (Берлин). Продукция маркировалась клеймом QVL;
  7. Bergmann & Co. Th. Abt. Automaten- und Metallwarenfabrikation Hamburg – Altona (Гамбург – Алтона). Продукция маркировалась клеймом BVL.

Эти предприятия были независимы друг от друга, из-за чего существуют различия между касками, изготовленными на разных заводах, в форме купола шлема и вентиляционных втулок. Маркировка состояла из клейма фабрики, размера каски и номера партии. Изначально клеймо фабрики и размер ставились на правом «ухе» шлема, а номер партии выбивался на затылке, позже все клейма стали ставить в одном месте на затылке.

Чернильные штампы

Помимо выбитых клейм производителя, внутри сферы каски в произвольном месте ставился чернильный штамп, в котором указывался месяц и год закупки шлема для нужд армии Германии. Существует несколько разновидностей, которые различаются написанием текста внутри штампа.

М35 использовалась в течение всей Второй мировой войны, а многие и после её окончания. В первые два года после принятия М35 на вооружение было произведено 1,4 миллиона шлемов всех размеров, еще примерно миллион был выпущен до 1940 года, когда произошло изменение в технологии производства шлемов.

Стальной шлем образца 1940 года

Почти сразу после запуска M35 в производство стали предлагаться проекты его модификации. Работы велись инженерами, работавшими на заводе Eisenhuettenwerke в Тале (Thale), который, в свою очередь, продолжал быть основным производителем касок для вермахта.

Молибден – металл, используемый для легирования стали, использованной при производстве М35, делал её твердой, но ломкой. Его использование после 1938 года было ограничено высокой ценой и фактом того, что приблизительно 90% разрабатываемых в 30-е годы месторождений этого металла находились в США и Южной Америке.

Отличие вентиляционных отверстий шлемов М35 (слева) и М40 (справа)

29 Октября 1938 года был запатентован проект модификации М35, разработанный инженером Эрихом Кизаном, работавшим на фабрике в Тале. Модификация касалась вентиляционных втулок М35: их предлагалось штамповать вместе с каской, а не изготавливать в виде отдельной детали. Вентиляционная втулка теперь, представляла собой штампованный выступ с внешней стороны каски. Это позволяло экономить сталь и одновременно улучшало защиту головы солдата – заклепка могла нанести дополнительные травмы голове, если шлем был поврежден в бою.

Помимо внедрения новых вентиляционных втулок, М40 стал изготавливаться из стали, которая легировалась силикатом марганца вместо дорогого молибдена.

В М40 устанавливался модернизированный подшлемник образца 1931 года, изготавливаемый из оцинкованной или оксидированной стали, который оказался более практичным и менее дорогостоящим, чем алюминиевая версия. В остальном M40 оставался идентичным M35, хотя и стал немного тяжелее.

Закраина шлемов М35 и М40 выглядела так – пока не появился М42

Постепенно M40 начал заменять M35 в войсках, хотя М35 продолжали использоваться вместе с М40 до конца войны. Подшлемники, изготовленные из алюминия, предназначенные для M35 и хранившиеся на складах фабрик, ставились на М40 до исчерпания запасов. М40 изготавливался в том же размерном ряду, что и М35.

Стальной шлем образца 1942 года

С 20 апреля 1942 года началась подготовка к выпуску последней военной модификации стального шлема. Производство старались максимально удешевить и упростить, для чего изменили по сравнению с М35 и М40 закраину каски – это должно было сократить время изготовления и уменьшить число производственных операций. Этот шлем получил обозначение «Стальной шлем модели 1942 года», М1942 или М42.

Закраина стального шлема М42, оставшаяся без завальцовки

Первые шлемы M42 были произведены 1 августа 1942 года. От предыдущего М40 новый М42 внешне отличался только закраинами, которые больше не завальцовывались вовнутрь каски, а оставались после штамповки практически необработанными, отогнутыми наружу (отбортованными). Другое отличие, незаметное глазу, было гораздо важнее: изменился состав стали, теперь она перестала легироваться вообще.

В целом изготовление стального шлема стало более простым и технологичным, более быстрым, но это сказалось на качестве изделия.

Размерный ряд стальных шлемов М42 остался прежним, как у М35 и М40, подшлемник в него устанавливался такой же, как в М40.

Шлем M42 выпускался серийно до конца 1944 – начала 1945 гг., когда большинство фабрик, производивших каски и комплектующие для них, было захвачено Союзниками или остановлено из-за нехватки материалов для дальнейшего производства. Выпущенные М42 использовались в армии наряду с М35 и М40 до самого конца войны, постепенно их заменяя.

Литература:

12 171

По оценкам современных немецких военных историков, десантники вермахта во времена Второй мировой войны, благодаря своей тактике и бойцовскому духу, снискали уважение противника на Западном фронте. Утверждается, что отбор в эти подразделения проходил жестче, чем в СС. Гитлеровская пропаганда называла их «зелеными дьяволами» (grüne Teufel).

Современники отмечают: в тот день это буквально витало в воздухе! Коммюнике Верховного командования вермахта (Wehrmachtsbericht) от 24 мая 1941 г. впервые передало конкретные сведения об обстановке на острове Крит в Средиземном море:

«Немецкие десантные войска (…) с раннего утра 20 мая на острове Крит ведут бои с частями британской армии. Смелой атакой с воздуха они захватили (…) тактически важные точки (…). После дальнейшего подкрепления частями немецких сухопутных войск перешли в наступление. Западная часть острова уже прочно в руках немцев».

Операция «Меркурий» по масштабному вторжению на о. Крит для воздушно-десантных войск нацистской Германии стала кульминацией их тактического применения. Одновременно, эта победа, доставшаяся с большими потерями, стала и последним массовым боевым десантированием «зеленых дьяволов Геринга».

Десантники вермахта на острове Крит в мае 1941 г.

Десантники вермахта — начало

Зарождение воздушно-десантных войск вермахта относится к середине 1930-х годов. Тогда бывший «генерал региональной группы полиции Геринг» 1 октября 1935 г. принял на себя обязанности «полкового генерала Геринга» военно-воздушных сил (люфтваффе). Его распоряжением от 29 января 1936 г. пятнадцати офицерам, унтер-офицерам и младшим командирам полка «генерала Геринга» предписывается добровольная «подготовка для совершения прыжкам с парашютом».

Геринг беседует со своими парашютистами

В рамках реорганизации из «полка генерала Геринга» формируется парашютно-десантный батальон и саперная парашютно-десантная рота. На базе 1 (парашютно-десантного) батальона «полка генерала Геринга» в качестве родительского подразделения 29 января 1936 г. образуется «авиационная группа» (Fliegergruppe, F). Она становится ядром будущих воздушно-десантных войск Третьего рейха.

Впервые будущих десантников вермахта публично представляют немецкой общественности 4 октября 1936 г. на имперском празднике урожая в Бюкеберге, где они выполняют «массовый» прыжок с парашютом с малой высоты.

Прыжки десантников вермахта из военно-транспортного самолета «Юнкерс Ю-52»

«Знак парашютиста-стрелка»

В качестве отличительного признака для солдат этой элитной группы решением главкома люфтваффе Германа Геринга от 5 ноября 1936 г. учреждается «знак парашютиста-стрелка» («Fallschirmschützenabzeichens») .

Интересно, что за полгода до официального учреждения значка 4 июля 1936 г. его первый экземпляр получил майор Бруно БРЭЙЕР (Bruno BRÄUER). В середине декабря 1936 г. выпускается новый образец отличительного знака.

Первый вариант требований, предъявляемых к кандидатам, от 17 мая 1937 г., разрешал постоянное ношение знака только при условии поддержания военнослужащим постоянной тренированности в прыжках с парашютом. В новой редакции положения от декабря 1937 г. это правило было удалено. Факта получения парашютного знака становится достаточно для его постоянного ношения.

Встреча Гитлера с участниками операции по захвату бельгийского форта Эбен-Эмаэль

Сухопутные войска или ВВС

Но не только люфтваффе преследуют планы в отношении парашютистов. Поскольку в общевойсковом военном понимании десантники вермахта вступают в бой, как пехотинцы, командование сухопутными войсками заявило о намерении иметь подобные специальные части и в своем подчинении. При этом, командование СВ рассматривает парашют или планер, с помощью которого десантники достигают района своих действий, только как средство транспортировки, суверенитет над которым признавался за ВВС.

Расчет миномета. Южный фронт 1944 г.

В апреле 1937 г. формируется первая парашютно-десантная пехотная рота СВ в Стендале. В военном городке «Альбрехт Бэр» («Albrecht der Bär» Kaserne) и на аэродроме Стендаль-Борштель (Stendal-Borstel) примерно 160 пехотинцев СВ проходят парашютную подготовку.

Вместе с тем, в отличие от десантников ВВС, тактическая концепция парашютной пехоты СВ имеет другую направленность. Если командование СВ представляет себе тактическое применение парашютистов ограниченным, то ВВС разрабатывают «тактику разрушителя» (Zerstörertaktik). Согласно взглядам руководства люфтваффе, малочисленные отряды призваны уничтожать важные одиночные объекты в тылу противника, глубоко за линией фронта.

Только после того, как удалось объединить эти различные тактические идеи генерал-майор Курт ШТУДЕНТ (Kurt STUDENT) – основатель и первый командующий воздушно-десантными войсками вермахта – смог сформировать действительно боеспособные специфические для того периода части.

Первый командующий воздушно-десантными войсками вермахта генерал Курт ШТУДЕНТ

Формирование и развитие

Первоначально парашютисты СВ относятся к учебно-экспериментальным войскам армейской пехоты. К 1 июня 1938 г. в сухопутных войсках формируется штаб первого пехотного парашютного батальона. Численность подразделения должна составить около 600 чел.

Через несколько месяцев армейские парашютисты переселяются из Стендаля в новые казармы в Брауншвайге (Braunschweig). Но самостоятельными они остаются не долго. 1 января 1939 г. часть в качестве второго батальона переподчиняется 1 парашютно-десантному полку ВВС. С тех пор все подготовленные десантники вермахта получают отличительный знак парашютиста люфтваффе.

После объединения парашютистов ВВС и СВ воздушно-десантные части вермахта 1 января 1939 г. передаются в состав 7 воздушной дивизии. Помимо этого соединения, к боевым десантным операциям также привлекались обученный для совершения прыжков с парашютом 16 пехотный полк из состава 22 пехотной дивизии СВ, а иногда и парашютно-десантный батальон полка штурмовиков «Фельдхеррнхалле» (SA-Standarte «Feldherrnhalle») из состава люфтваффе.

Западный фронт 1944 г. Десантники вермахта на фоне подбитого танка «Шерман». Вооружение: карабин К98k, автоматы МР40 и гранатометы «Панцерфауст» и «Офенрор» (Ofenrohr).

По итогам успешных боевых операций десантников вермахта против армий Бельгии и Голландии в 1940 г. формируются 2 и 3 десантные полки. К ним добавляются несколько специальных формирований, в частности: саперный парашютно-десантный батальон и управление парашютной разведки (Fallschirm Nachrichten Abteilung). В декабре 1940 г. все парашютные части объединяются в составе 11 авиационного корпуса. Созданная ранее 7-я воздушная дивизия расформировывается.

Зеленый комбинезон немецкого десантника, прозванный «костяным мешком» и давший прозвище «зеленым дьяволам».

С начала 1942 г. для боевых действий в Северной Африке формируется 1 воздушно-десантная бригада под командованием Германа-Бернхарда РАМКЕ (Hermann-Bernhard RAMCKE). В последующем в 1943 г. создаются с первой по четвертую, а затем в 1944 г. с пятой до восьмую воздушно-десантные дивизии. В 1944 г. из них образуют I и II воздушно-десантные корпуса, а впоследствии воздушно-десантную армию с корпусными и армейскими частями. В последние военные месяцы 1945 г. еще имели место рудиментарные формирования 9, 10 и 11 воздушно-десантных дивизий.

Специальное снаряжение и вооружение десантников вермахта

Перед слиянием парашютистов СВ и ВВС униформа и снаряжение каждого вида вооруженных сил разрабатывалась независимо. В дальнейшем воздушно-десантные части считались не самостоятельным родом войск, а отдельной категорией подразделений (Verbandsgattung), принадлежащей авиационным частям ВВС.

Мундир фельдфебеля. Нарукавная лента за о. Крит и знак «парашютиста-стрелка»

На этом основании десантники вермахта получили золотисто-желтый цвет формы, как и у летных частей. Однако, обозначение воинских званий отличало их от авиационных специалистов: «егерь» (Jäger) – для рядового состава и «обер-егерь» (Oberjäger) – для младшего командного состава.

От полевого обмундирования пехотинца униформа и экипировка десантников отличалась своей спецификой. Здесь во внимание принималась функциональная необходимость, обусловленная прыжком с парашютом. Некоторые детали снаряжения разрабатывались только для этого.

«Костяной мешок» из камуфлированной ткани образца 1941 г.

В частности, наряду с парашютом и относящейся к нему ременной подвесной системой специальным снаряжением считались шлем особой формы и собственно блуза парашютиста, прозванная «костяной мешок» („Knochensack“). Особенными были брюки парашютиста, наколенники, ботинки на шнурках и длинные кожаные перчатки с мягкой подкладкой.

Хотя с момента десантирования на о. Крит в мае-июне 1941 г. крупных десантных операций более не проводилось, солдаты продолжали носить специфический стальной шлем и характерный «костяной мешок». Эти детали стали квази опознавательным признаком этих элитных подразделений.

Генерал К.Штудент вручает «железный крест» за операцию «Меркурий»

Винтовка «зеленых дьяволов» Геринга

В качестве специфического личного стрелкового оружия помимо пистолета-пулемета MP 40 использовалась специально разработанная полуавтоматическая винтовка FG-42.

На начало Второй мировой войны перед прыжком с парашютом немецкие десантники брали с собой из оружия только пистолет. Остальное вооружение (укороченные карабины K98k и автоматы MP40) и боеприпасы сбрасывалось в специальных контейнерах. В результате после приземления десантное подразделение приводилось в полную боевую готовность только после поиска этих контейнеров.

Грузовой контейнер с оружием и боеприпасами

Такая тактическая особенность (кстати, на тот период имевшая место и в других армиях мира) стала основной причиной значительных потерь в ходе операции «Меркурий» в 1941 г. Союзники нанесли «зеленым дьяволам» значительный урон именно тогда, когда они искали разлетевшиеся при десантировании контейнеры с оружием.

По этой причине командование люфтваффе потребовало разработки специального оружия. По замыслу, десантники могли бы брать его с собой при совершении прыжка и приводить себя в готовность к бою сразу после приземления.

Выбор командования ВВС пал на автоматическую винтовку необычной конструкции от компании Rheinmetall-Borsig. Оружие получило обозначение FG-42 (от Fallschirmjägergewehr 42), что можно перевести, как «винтовка десантника», или парашютиста образца 1942 г.

Выполненная под патрон калибра 7,92х57 мм винтовка имела вес от 4,2 кг и максимальную дальность стрельбы до 500 м. Скорострельность достигала 700 выстр./мин. Питание осуществлялось через съемный магазин емкостью 10-20 патронов. Магазин вставлялся сбоку, с левой стороны.

Другая характерная особенность конструкции – дульный компенсатор, который ослаблял отдачу и гасил пламя выстрела. Однако, при этом, усиливал его звук. Конструкторы винтовки заменили типичный ножеподобный штык, придав ему форму четырехгранной пики. В сложенном положении штык закреплялся на оружии остриём назад.

Полуавтоматическая винтовка FG-42

Поскольку FG-42 одновременно могла служить как винтовкой, так и легким пулеметом – для устойчивости её снабдили убирающимися сошками. Вместе с тем, стрельба в полностью автоматическом режиме давала сильную отдачу, поэтому солдаты вели огонь почти исключительно в полуавтоматическом режиме.

Первоначально оригинальный приклад изготавливался из штампованной стали. Позднее конструкторы перешли на дерево, чем добавили стабилизирующего веса и смогли избежать перегрева.

Операция «Айх». Солдат коммандос с FG-42 в Италии. Рисунок.

Универсальная FG-42 появилась в сентябре 1943 г. во время освобождения отрядом коммандос диктатора Бенито Муссолини из рук итальянских партизан в ходе операции «Айхе» (Eiche, рус. – дуб). В боях за Италию, в битве при Монте-Кассино (Monte Cassino) в 1944 г. оружие снова продемонстрировало свою удачную конструкцию. В дальнейшем FG-42 оставалось в арсенале десантников вермахта до конца войны. Выпущено более 5 тыс. единиц.

Как отмечают знатоки, сегодня среди коллекционеров оружия эта модель является востребованным артефактом, за который на аукционах в США дают высокую цену.

Современная военная история Германии называет «зеленых дьяволов Геринга» элитой вермахта, впрочем, не отрицая элитарности этого рода войск и в армиях других стран. В вооруженных силах нынешней Германии наследниками десантников вермахта можно считать парашютистов 1 воздушно-десантной бригады «Саарланд», входящей в состав дивизии сил специальных операций СВ. Она же составляет основу аэромобильных сил бундесвера ().

По материалам военно-исторического журнала Clauzewuitz

Так же по теме

Воздушно-десантная операция по взглядам командования бундесвера