Ракетный катер комар

Большой торпедный катер проекта 183: скорость и мощь

18 августа 2016

Большой торпедный катер проекта 183 “Большевик” в послевоенные годы стал основным кораблём СССР этого класса. Мы с гордостью представляем этот торпедоносец!

Большой торпедный катер проекта 183 “Большевик” разрабатывался в послевоенные годы с учётом опыта боевого применения как техники, полученной по лендлизу, так и советских катеров. В конструкции катера грамотно учитывались свойства дерева хвойных и лиственных пород, удачная геометрия и силовая установка из четырёх дизельных моторов дали катеру хорошие скорость и маневренность, а комбинация артиллерийского и торпедного вооружения делали катер по-настоящему универсальным солдатом. В крупное серийное производство судно пошло в 1952 году, причём интенсивное производство продолжалось до 1960 года. На службе катер зарекомендовал себя с самой лучшей стороны и послужил основой для серии модернизаций — даже первый в мире ракетный катер строился именно на базе катера проекта 183.

В War Thunder мы представляем катер проекта 183 ранних производственных серий с четырьмя дизелями суммарной мощностью 4800 л/с. Относительно лёгкая конструкция из дерева и авиационной фанеры позволяет развивать скорость в 44 узла, то есть более 80 км/ч. Катер оснащён двумя торпедными аппаратами, двумя спаренными 25-мм пушками 2М-3 и несёт до 12 глубинных бомб — арсенал для решения практически любых боевых задач. Бронирование присутствует в рубке и на мостике (до 7 мм), защитными экранами снабжены также автоматические пушки (4мм брони). Экипаж катера — 14 человек.

Обои на рабочий стол: 1280×1024 | 1920×1080 | 2560×1440

Большой торпедный катер проекта 183 — это находка для тех игроков, кому по нраву подвижная, напористая игра. Катер прекрасно стартует с места и держит отличную для своего класса скорость. Четыре автоматические пушки обладают хорошей кучностью даже при стрельбе на большие дистанции, поэтому начинать расстреливать вражеские корабли вы можете одним из первых в команде. Скорострельность пушек невысока (около 300 выстрелов в минуту), но осколочно-фугасные снаряды одинаково хороши и против обшивки катеров, и против их экипажей. Две торпеды лучше приберечь для крупных кораблей, или использовать как оружие последнего шанса для гарантированного уничтожения противников на малых судах. Глубинные бомбы с небольшим заглублением прекрасно помогают оторваться от преследования со стороны особо навязчивых катеров — просто правильно рассчитайте задержку взрывателей.

Катер проекта 183 — это во всех отношениях приятная машина, которая легко найдёт своих поклонников среди игроков War Thunder.

Ваша команда War Thunder!

Читайте также о других «Рыцарях моря» в нашей игре:

  • PT-109: торпедный катер Кеннеди
  • S-100 Klasse (1945): хозяин морей
  • PT-810: американский левиафан​
  • Артиллерийский катер Fairmile D: морской пёс
  • Торпедный катер 77ft Elco PT-20 Class: мощный резерв
  • Бронекатер проекта 1124: речная “Катюша”
  • Type 11 PT-15: страж побережья
  • Fairmile C: отлично вооружён и очень опасен
  • Торпедный катер Г-5: опасный малыш

Катера проекта 183

Катера проекта 183 – 622 ед.

Водоизмещение:
нормальное: 61.5 тонн.
полное: 66.5 тонн.
Размеры:
длина: 25 метров.
ширина: 6.1 метр.
осадка: 1.2 метра.
Скорость:
максимальная: 43 узла.
экономическая: 14 узлов.
Дальность хода:
полным ходом: 600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость).
экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом.
Тип двигателя: 4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК – суммарной мощностью 4.800 л.с.
Автономность: 5 суток.
Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй.
Вооружение: 2х2 – 25 мм зенитных установки “2М-3” (4000 снарядов). 2 однотрубных торпедных аппарата 533 мм “ТТКА-53М”.
8 глубинных бомб “ББ-1”. 6 – 8 морских мин в перегруз “КБ-3” или “АМД-500”.
Экипаж: 2 офицера и 12 матросов.

Модификации катеров созданных на основе проекта 183:
пр. 183 – серийный торпедный катер.
пр. 183А – один серийный катер был обшит арктилитом (бакелизированная фанера с запрессованной рояльной струной между шпоном).
пр. 183Т – опытный ТКА с дополнительным ГТД.
пр. 183ТК – серийный ТКА с дополнительным ГТД. Всего в 1955-57 г.г. построили 25 катеров.
пр. 183У – опытный ТКА с 4-мя торпедными аппаратами и новой ГЭУ и 3 зенитными установками. Неудачный проект и в серию не пошёл.
пр. 183ТУ – проект катера с 4-мя торпедными аппаратами.
пр. 183Т.2 – усовершенствованный ТКА проекта 183ТУ, с новой ГЭУ и 3 зенитными установками.
пр. 183Ц – радиоуправляемый катер-мишень. Всего построили 60 катеров.
пр. 183Ш – штабной вариант.
пр. 183Э – экспериментальный катер для испытания ракетного оружия.
пр. 183Р – первый серийный отечественный РКА (информация ТУТ).
пр. 183Я.2 – проект катера с дизелями М.503.
пр. 199 – в 1953 г. разработан проект малого охотника за подводными лодками, который также предназначался для морских частей погранвойск. Всего было построено 52 таких катера.

Основным типом советского торпедного катера, созданного в конце сороковых годов прошлого века, на долгие годы стал большой ТКА проекта 183 с деревянным корпусом. В соответствии с техническим проектом, эти катера являлись «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту. Несмотря на ряд замечаний, выявившихся в ходе государственных испытаний, торпедные катера пр.183 с некоторыми доработками строились большой серией с 1952 по 1960 год. В целом, по мнению моряков, катера получались удачными и поэтому стали «базовыми» не только при создании ряда их модификаций, но и при разработке проекта первого в мире ракетного катера (пр.183-Р).Головной катер пр.183 был сдан ВМФ в 1949 году. Строительство велось с 1949 по 1960 г. на заводах: №5 в Ленинграде, №460 в Сосновке и №602 во Владивостоке. Всего в СССР было построено 674 катера (со всеми модификациями). Ещё 80 подобных катеров построили в Китае по Советской лицензии. Кроме того в корпусе катера с 1964 г. строились 40 местные разъездные катера. В 60-ые годы часть катеров из состава ВМФ СССР передали на вооружений флотам стран Варшавского договора, Азии и Африки. Всего передали 138 катеров: 31 – ГДР, 24 – Египту, 20 – Польше, 12 – Ираку, 12 – Китаю, 11 – Кубе, 10 – КНДР, 8 – Индонезии, 4 – Гвинеи, 4 – Сомали, 2 – Южному Йемену.

Ракетные катера «Комар», «Оса» и «Матка»

Класс «Комар» стал первым маленьким прибрежным катером, вооружённым ракетами. Их нет больше на службе в ВМФ РФ, но они применяются несколькими государствами, использующими советское оружие. Египетский ракетный катер «Osa 1». Большинство египетских ракетных катеров советской постройки подвернись ремонту с установкой западного оборудования вместо советских систем. Они также несут зенитно-управляемые ракеты SA-N-5.

Ракетные катера класса «Комар» (советское обозначение РКА) построены в 1959-1961 гг. Положивший начало принципиально новой концепции возможностей прибрежных сил, первый из катеров класса «Комар» был переоборудован из корпуса торпедного катера «Р6». Приблизительно 100 единиц построены на базе этого проекта с деревянным корпусом. В кормовой части палубы по бортно установлены две неподвижные открытые спереди пусковых установок ангарного типа, развернутые приблизительно на 1,5° от борта с углом возвышения 12°. Ракеты, которые они несут, — специально разработанные SS-N-2A «Styx», имеющие маршевый жидкостный ракетный двигатель и твердотопливный сбрасываемый ускоритель. Ракета SS-N-2A длиной 6,3 м имеет неподвижные консоли крыла, оснащена автопилотом и активная радиолокационная головка самонаведения, управляющей на конечном участке траектории. Боевая часть — осколочно-фугасная, весит 500 кг. Максимальная дальность — 46 км. Чтобы уменьшить нагрузку, приходящуюся на носовую часть измененного проекта «Р6», один 25-мм зенитный автомат, перемещен к корме. Поскольку размещенные пусковые установки оказались шире корпуса катера, на уровне палубы в корме установлены клиновые спонсоны. Для защиты пусковых установок от брызг они установлены на ферменном основании. Катеров класса «Комар» уже не осталось на службе в ВМФ РФ, но несколько единиц все еще служат в других флотах. Китайцы продолжают строить вариант со стальным корпусом, класс «Хегу» с двумя 25-мм зенитными автоматами. «Комар» стал первым ракетным катером в мире, использовавшимся в бою, когда в октябре 1967 г. два египетских катера потопили израильский эсминец «Эйлат». В апреле 1972 г. Северо-вьетнамский «Комар» запустил противокорабельными ракетами «Styx» по трем американским военным кораблям, обстреливавшим прибрежные цели Северного Вьетнама. Ракетный крейсер «Стеррет» сбил ее зенитная управляемая ракета «Терьер». Это первый случай, когда противокорабельная ракета была уничтожена другой ракетой в бою.

В период 1961 — 1966 гг. строилась замена катеров «Комар» — класс «Оса 1» в стальном корпусе. Проект нес четыре полностью закрытые пусковые установки ангарного типа для SS-N-2A, по две с каждой стороны надстройки и размещенные так, чтобы кормовые пусковые установки, поднятые на 15°, стреляли над передними, поднятыми на 12°. С 1966 г. до 1970 г. для ВМФ СССР, а затем и на экспорт строился класс «Оса 2». Эта версия имеет четыре пусковых устройств с цилиндрическими контейнерами для ракет SS-N-2B «Styx», которые отличаются от варианта SS-N-2A наличием инфракрасной самонаведения на конечном участке траектории и складывающимися консолями крыла. Класс «Оса 2» имеет цитадель с системой радиационной, химической и бактериологической защиты. Многие из катеров класса «Оса 2» позднее до оснащены счетверенной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса SA-N-5 (морская версия ПЗРК SA-7 «Grail»). Ракетные катера класса «Оса» были потоплены истребителями-бомбардировщиками американских военно-морских сил в течение войны в Персидском заливе 1991 г. «Оса 1» участвовал в боевом применении четырех ВМФ: Египта (1973 г.), Индии (1971 г.), Ирака (война в Заливе) и Сирии (1973 г.). «Оса 2» использовался в боях на стороне Ирака. Широко экспортировался. Китайцы производят их собственный вариант.

В 1978 г. был замечен первый катер новой серии для замены класса «Оса». Это — класс «Матка», который использует корпус класса «Оса», но имеет систему подводных крыльев, подобную такой же на классе торпедного катера на подводных крыльях «Тюря», для улучшения мореходности. Управляемое ракетное оружие уменьшено до двух цилиндрических контейнерных пусковых установок для улучшенных вариантов SS-N-2C «Styx», имеющих дальность пуска 74 км и инфракрасный или активная радиолокационная головка самонаведения на конечном участке траектории. Артиллерийское вооружение значительно усилено за счет установки впереди новой модели орудийной башни с одноствольной 76-мм универсальной артиллерийской установкой и зенитный артиллерийский комплекс самообороны ADG-630 сзади. В настоящее время класс «Матка» строится с темпом три катера в год.

Тактико-технические характеристики ракетного катера «Комар»

Тактико-технические характеристики ракетного катера «Оса 1»

Тактико-технические характеристики ракетного катера «Оса 2»

Тактико-технические характеристики ракетного катера «Матка»

  • Водоизмещение, т: полное 260;
  • Размеры, м: длина 40,0; ширина 7,7 по корпусу и 12,0 для подводного крыла; осадка корпуса 1,9;
  • Главная энергетическая установка: три дизеля, работающих на три гребных вала, мощностью, л. с. (кВт): 15 000(11 190);
  • Максимальная скорость, узлов: 42;
  • Экипаж, чел.: 30;
  • Вооружение: две пусковых установки SS-N-2C «Styx», универсальная 76-мм артиллерийская установка и зенитный артиллерийский комплекс ADG-630;
  • Электроника: радиолокационная станция обнаружения «Cheese Cake», радиолокационная станция системы управления огнем «Bass Tilt», система опознавания «свой-чужой» «High Pole-B», радиолокационная станция системы управления огнем «Drum Tilt» и два запросчика «Square Head».
Ракетные катера типа «Комар» проекта 183-Р СССР

Ракетные катера типа «Комар» (по классификации НАТО) строились в период 1959-1961 годов. Всего было построено около 100 таких катеров с деревянным корпусом. Они ознаменовали собой появление нового компонента катерного флота. Первые катера этого типа были переоборудованы из только что построенных ТКА типа П6.
На катерах типа «Комар» установлены две одинарные ракетные ПУ открытого типа, зафиксированные в кормовой части побортно под углом 1,5° к оси корпуса и с углом возвышения 12°.

В пусковых установках размещаются специально разработанные крылатые ракеты SS-N-2A «Styx» (кодовое обозначение НАТО) с жидкостным реактивным двигателем и твердотопливным ускорителем. Ракета имеет длину 6,3 м и два крыла, а также оснащена автопилотом и активной радиолокационной головкой самонаведения l-диапазона. Масса ее фугасной боевой части составляет 500 кг, а максимальная дальность полета — 46 км.
Для уменьшения нагрузки на носовую часть модифицированного корпуса от торпедного катера 25-мм АУ и ходовой мостик были перемещены ближе к корме. Так как ПУ выходили за габариты корпуса катера, в кормовой части побортно на уровне палубы были смонтированы клиновидные спонсоны для крепления ПУ.

В составе российского флота катеров типа «Комар» не осталось. Несколько таких РКА имеется в составе ВМС других стран. В Китае строились катера типа «Хегю», вариант со стальным корпусом и двумя 25-мм АУ. Многие из них все еще в строю.
РКА типа «Комар» стал первым в мире ракетным катером, принявшим участие в боевых действиях. В октябре 1967 года два таких египетских катера потопили эсминец «Эйлат» ВМС Израиля. В апреле 1972 года северо-вьетнамский катер этого типа выпустил ракету «Styx» по трем американским кораблям, осуществлявшим обстрел береговых целей на территории Северного Вьетнама.
Крейсер УРО «Стеррет» поразил эту ракету своей ЗУР «Террьер». Это был первый случай, когда ПКР была сбита другой ракетой в ходе боевых действий.

400 Кусачий МРК типа Комар 04 04 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974″.
Глава 400. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Встреча кораблей с БС. Кусачий МРК типа «Комар». 04.04.1974.
Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. Погрузка в большой сухогруз малых ракетных катеров МРК пр.183Р типа «Комар». 04.04.1974 г.
В предыдущем:
Я хотел для истории запечатлеть всех матросов и старшин, стоящих в этом строю. Когда ещё будет такая возможность?! Все, в том числе и корабли на рейде, ждали приезда командующего Дважды Краснознамённым Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина.
Пока мы ждали, когда приедет командующий ДКБФ, адмирал В.В. Михайлин, по соседству с БПК «Свирепый» (напротив нас) плавкран грузил в трюм большого судна небольшие катера с ракетными установками по бокам.
Необычная форма маленького катера, но с наклонной ракетной установкой, привлекло моё внимание и я украдкой, сфотографировал это «чудо»…
Вообще, в ВМБ Балтийск категорически было запрещено кому-либо что-либо или кого-либо фотографировать. Категорически!
Я до сих пор удивляюсь, как мне удалось в то время (1972-1974) полнейшей и всеобщей серктености, что-то фотографировать и сделать два подробных фотоальбома-фотохроники истории БПК «Свирепый» и три тома таких же больших своих ДМБовских фотоальбомов.
В общей сложности (с фотографиями друзьям, годкам, ребятам, командиру и замполиту, офицерам и мичманам, а также большое количество фотографий в разведотдела штаба соединения, а также множество фотографий на стенды, стенгазеты, боевые листки и т.д.) я сделал тысячи фотографий.
Я помню, что в феврале 1972 года, когда только-только начал формироваться первый экипаж БПК «Свирепый», командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров и самый первый (недолгий) замполит, капитан-лейтенант В.А. Тихонов с большим сомнением отнеслись к моему предложению сделать фотолетопись корабля, но после того, как я сделал первые фотографии переезда экипажа на новостроящийся БПК «Свирепый» и сделал об этом полу- сатирическую или полу юмористическую стенгазету-хронику-комикс, они мне доверились и дали разрешение на использование корабельного фотоаппарата и фотоувеличителя.
Кстати, до того, как мы заселили и освоили кубрики, отсеки и «ленкаюту» БПК «Свирепый» фотоаппарат и фотоувеличитель корабля хранились в отсеке (на боевом посту) старшего специалиста СПС, старшины 1 статьи Мальцева Владимира Петровича (период службы 18.05.1971-20.05.1974).
После того, как я заселил «ленкаюту», которая сразу превратилась в мастерскую по изготовлению средств наглядной агитации, я тут же оборудовал в отсеке для корабельной библиотеки фотостудию со стационарным рабочим местом фотографа (фотоувеличитель, стол с бачками и ванночками, «электро-фото-глянцеватель фотографий», красный фонарь, сушилка для фотоплёнок, шкаф-сейф для фотореактивов.
Только один раз за всю службу на БПК «Свирепый» мою фотолабораторию проверил-осмотрел старший помощник командира корабля, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов на предмет «отъёма и изъятия из ведования Суворова». Большой и громоздкий фотоувеличитель и остальные «причиндалы» тогда у меня изъяли и унесли в неизвестном направлении…
Через неделю, после того, как в марте 1974 года вернулся из Москвы Е.П. Назаров с погонами капитана 2 ранга и я ему в конце недели не представил новые фотографии в его личную коллекцию, молодые матросы поздно вечером вернули мне «покорёженный» неумелым обращением фотоувеличитель, электроглянцеватель, бачки и ванночки.
Я тогда не роптал…, потому что эти фото-принадлежности, хотя и были «рабочие», но они были для привлечения общего внимания и «неизбежного ограбления» кем угодно более сильным и значимым, чем я. Тем более, что я уже давно использовал второй комплект фотолаборатории с более компактным и удобным оборудованием…
Вот и теперь, хотя на меня с подозрением «косились» матросы, мичманы и офицеры соседних кораблей, «служивые» штаба и клуба ВМБ Балтийск. Но видя мою уверенность и спокойствие, с которыми я фотографировал свой корабль, строй моряков, знамённую группу, акваторию военной гавани и т.д., они не решались мне мешать. Может быть, они знали, что мне это «дозволено»…
Вид и форма новеньких ракетных катеров мне очень понравились: они были ладные, с чистыми обводами и днищами корпусов, с зачехлёнными антеннами РЛС на короткой мачте, с ярко красно-бардовой палубой, с небольшой поворотной башенкой на полубаке с четырёхствольным автоматом-пулемётом (?).
Позже я «невинно» спросил своих знакомых офицеров в толпе встречающих: «Что это за «блоха», которую за нашим кораблём грузит плавкран в трюм сухогруза?».
— Это не «блоха»! – с обидой и уважением воскликнул офицер штаба. – Это «Комар»! Проект самых первых в мире ракетных катеров советской конструкции проекта 183Р. Это «новое слово» в военно-морской технике!
— Укус у него тоже комариный? – опять не удержался я от усмешки.
— Кому как, — ответил офицер. – Если бы «укус» этого катерка был «комариный», то его бы не покупали арабы.
Я вспомнил про войну на Ближнем Востоке в октябре 1973 года и «прикусил язык». Однако в фотолетописи БПК «Свирепый», а возможно и ВМБ Балтийск, остался исторический кадр от 4 апреля 1974 года, когда отгружались эти отремонтированные ракетные катера пр.183Р то ли на Кубу, то ли в Индонезию, то ли на Ближний Восток…
Ракетный катер проекта 183Р — первый в мире ракетный катер, новый тип оружия военно-морского флота СССР, был создан в 1959 году на базе торпедного катера проекта 183, на которые вместо торпедного вооружения были установлены две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15 «Термит» (Википедия).
Ракетный катер проекта 183Р строились на двух судостроительных завода: № 5 («Алмаз») в Ленинграде и № 602 во Владивостоке. Для управления пуском и полётом управляемых противокорабельных ракет П-15 на катере была установлена ПУС «Клён» и своя РЛС «Рангоут».
Египетские катера пр.183Р успешно применялись в арабо-израильской войне 1967 года и не совсем успешно – в войне Судного Дня в 1973 году. Ракетные катера пр.183Р поставлялись Советским Союзом в следующие страны: на Кубу – 18 единиц (1962-1966); в Индонезию – 12 единиц (1961-1965); в КНДР – 10 единиц; в Сирию – 9 единиц; в Китай – 8 единиц (1961); в Египет – 7 единиц (1962-1967); в Алжир – 6 единиц (1967); во Вьетнам – 4 единицы; в Ирак – 3 единицы (1972-1976).
В начале 1950-х годов в армиях мира появились авиационные крылатые ракеты с радиусом действия большим, чем средства самообороны кораблей того времени. Крылатые управляемые ракеты могли быть запущены с берега, практически с любого оборудованного корабля, в том числе с небольшого быстроходного катера. Эффект применения даже одной крылатой противокорабельной ракеты – потопленный израильский эсминец в арабо-израильской войне 1967 года…
В результате пристального внимания советского правительства и командования ВС СССР к развитию зарубежной военно-морской техники и вооружения в 1957-1959 годах начальник-главный конструктор ЦКБ-5 ленинградского завода «Алмаз» Юхнин Е.И. предложил программу создания нового типа военно-морского вооружения – малых ракетных катеров (кораблей).
Так был создан ракетный катер пр.183Р типа «Комар» как «комплекс лёгкого катерного ударного ракетного оружия (УРО), состоящий из крылатых ракет П-15, аппаратуры предстартового контроля (АПК) МК-131А, приборов управления стрельбой (ПУС) «Клён» и РЛС обнаружения и целеуказания «Рангоут».
Ракета П-15 была создана в МКБ «Радуга» под руководством А.И. Березняка, ПУС «Клён» разрабатывался в НПО «Агат» под руководством А.А. Машкова, АПК — в НПО «Алмаз» под руководством Я.И. Павлова, РЛС «Рангоут» — в ЦНИИ «Гранит» под руководством В.А. Кучерова.
10 декабря 1957 года на Чёрном море состоялся первый успешный запуск П-15 с борта ракетного катера пр.183Э (экспериментальный). Эта дата (10.12.1957) – день рождения вида военно-морского вооружения – МРК (малых ракетных кораблей).
Всего было создано ракетных катеров: пр.183Э – 2 единицы, пр.183Р – 58 единиц, пр.183ТР – 52 единицы, пр.183Р-ТР – 2 единицы.
Тактико-технические данные (ТТД) малого ракетного катера пр.183Р типа «Комар»:
Водоизмещение: стандартное – 70 т, полное – 81 т.
Размеры: длина — 25,5 м, ширина — 6,2 м, осадка — 1,4 м.
Скорость полного хода – 38 уз.
Дальность плавания: 885 миль (11,8 уз), 480 миль (26 уз), 450 миль (27,5 уз).
Автономность – 5 суток.
Силовая установка: 4х1200 л.с. дизели М-50Ф-4, 4 ВФШ, 1 ДГ 22 кВт, 1 ДГ 15 кВт, 1 ДГК 7 кВт (затем 1 ДГ 100 кВт).
Вооружение: 2х1 ПУ КТ-67 (2 ПКР П-15 (4К40), П-15Т) – СУ «Клён-183Р»; 1х2 25 мм 2М-3М – 1000 выстрелов; РЛС «Рангоут», аппаратура госопознавания «Нихром».
Экипаж: 14 матросов и старшин и 3 офицера.
Вот такой кусачий «комар»…