Ракета нептун Украина

Эксперт объяснил, почему украинская ракета «Нептун» не угрожает ВМС РФ

Для начала разберемся, что собой представляет «Нептун». Это украинская дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета (ПКР), предназначенная для уничтожения судов водоизмещением до 5 тыс. т, а также наземных целей. Разработана конструкторским бюро «Луч». Двигательную установку для «Нептуна» поставляет запорожский «Мотор Січ», разработчик головки самонаведения — НПП «Радіонікс», отдельные комплектующие поставляет Харьковский авиационный завод. Государственное предприятие «ВИЗАР», недавно прошедшее модернизацию, будет заниматься серийным выпуском ракет этого типа.

Ракета «Нептун» комплектуется турбореактивным двигателем МС-400. Это изделие представляет собой дальнейшее развитие двигательной установки ТРДД-50, используемой на Х-35.

В свое время документация по этому мотору была передана в Запорожье для освоения серийного производства. Для взлета и набора маршевой скорости ракета использует твердотопливный стартовый двигатель.

Реклама

«Нептун» может применяться с кораблей, авиации и наземных пусковых установок. В военно-морских силах Украины планируется сделать эту ПКР основным вооружением перспективных ракетных катеров «Веспа». Однако плавсредства этого проекта пока лишь только планируются Киевом к постройке. Ракета впервые была представлена на выставке «Оружие и оборона» в Киеве в 2015 году и была создана на основе конструкторских решений советской противокорабельной ракеты Х-35. Первые испытания провели 22 марта 2016 года.

Дальность стрельбы — до 300 км, масса осколочно-фугасной боевой части — 150 кг, маршевая скорость полета — 0,8-0,85 Мах.

Украинская ракета оснащена новой инерциальной системой наведения, а на конечном участке траектории включается активная головка самонаведения, пишет The National Interest.

В Киеве утверждают, что ПКР «Нептун» может служить фактором сдерживания России в Азовском море. Так, во всяком случае, утверждает автор в NI. Разберемся, насколько украинская противокорабельная ракета отвечает требованиям современности.

Заказчика не интересовала

То, что это некая реинкарнация ПКР Х-35, обсуждать не имеет смысла. Это факт бесспорный, не подлежащий сомнению, и искать советский след в украинской разработке нет необходимости — он налицо и более чем заметен.

Интересны тут совсем другие факты и заключения.

В советские времена теме Х-35, надо прямо сказать, не уделяли слишком большого внимания. Тогда более привлекательными считались проекты крылатых ракет, способные отправить на дно атомный ударный авианосец вероятного противника. А ТТХ Х-35 в этом случае выглядели более чем скромно.

Для стрельбы по авианосцу эта ракета явно не годилась, а поражение с ее помощью всех остальных плавсредств противника как-то не очень сильно интересовало главного заказчика — ВМФ СССР.

Х-35 — это, по сути, некий аналог американской противокорабельной ракеты «Гарпун», а ее создание велось в конце 1960-х — начале 1970-х годов. По факту, и отечественная разработка стартовала примерно в это же время. То есть это изделие создавалось на основе технологических достижений 1970-х годов и перезапустить производство ПКР этого типа для Украины — задача относительно несложная. Сегодня это ракета не представляет собой какого-то серьезного достижения в сфере управляемого оружия или очевидного технологического прорыва. По своим характеристикам она существенно уступает современным российским ракетам аналогичного класса.

Более того, эта ракета оптимизирована далеко не по боевым возможностям, а, скорее, по соотношению «эффективность-стоимость». То есть по своей конструкции — это относительно несложное и недорогое изделие.

Поэтому на вооружении ВМС многих странах мира остаются на вооружении ракеты аналогичного класса, к которым можно отнести французские «Экзосеты» и американские «Гарпуны» еще даже самых первых модификаций. В какой-то степени Х-35 заполняет предназначенный для нее сегмент рынка и позволяет решать определенные боевые задачи.

Надо заметить, в настоящее время противовоздушная оборона современных кораблей стала чрезвычайно насыщенной, многослойной и эффективной. И ракету типа украинского «Нептуна» такая ПВО легко собьет еще на дальних подступах к корабельному ордеру без каких-либо особенных усилий и тактических изысков.

Поэтому для первоклассных ВМС мира, где не очень сильно считают деньги, ракеты подобного класса уже малоинтересны. Сегодня, к примеру, гораздо более востребована более высокая маршевая скорость ракеты.

Однако другое дело, что для ракет класса Х-35 («Нептун») существует масса других целей, по которым ракетами этого типа можно будет стрелять и через 50 лет. Условно говоря, вполне возможна ситуация, при которой, скажем, нигерийский ракетный катер открыл огонь по сухогрузу из Габона и поразил его, успешно выполнив боевую задачу. Для подобных целей не стоит покупать тяжелую противокорабельную ракету стоимостью, к примеру, в $5 млн.

Поэтому ракеты типа Х-35 и их аналоги — это своего рода товары широкого потребления на современном рынке противокорабельных вооружений. Здесь нет какой-то особенной скорости, нет радиолокационной малозаметности, нет каких-либо тактических изысков, когда противокорабельные ракеты способны атаковать стаей, обмениваться между собой информацией и в зависимости от обстановки выстраивать свой боевой порядок. То есть ракеты типа Х-35 — это достаточно простое оружие, и чтобы освоить их серийное производство на Украине, Киеву вполне достаточно имеющихся у него технологических компетенций. И это совершенно очевидно.

Другой вопрос — по каким целям собирается стрелять Киев? Если боевая стрельба предполагается по кораблю или отряду боевых кораблей с современными средствами ПВО, то эффективность подобных пусков, очевидно, будет близка к нулю.

Следующий вопрос — а на чем украинцы собираются размещать пусковые установки «Нептунов»? На данный момент времени у Киева нет кораблей, которыми можно оснастить ПУ ПКР подобного класса.

Если же рассматривать в качестве носителей ПКР самолеты ВВС Украины, то возникает следующая проблема — интеграция противокорабельной ракеты в украинский летательный аппарат. А это достаточно сложная задача. И нет ясности, в украинские самолеты какого типа может быть интегрирована эта ракета. По сути дела, Киеву придется открывать и выполнять новую опытно-конструкторскую работу. И вслед за этим сразу возникает еще целый ряд вопросов. К примеру, самолетов с открытой архитектурой авионики на Украине в настоящее время нет. Соответственно, в этом случае надо приступать к переделкам носителя, и переделкам весьма существенным.

Тут надо заметить, что сегодня неизвестен ни один тип самолета без открытой архитектурой авионики, в который ракета Х-35 была бы интегрирована. Интегрировать же ее в каком-то примитивном варианте, без получения данных от бортового локатора, безусловно, можно. Но тогда возникает следующий вопрос — с какой дальности становится возможным в боевой обстановке результативный пуск изделия? Ведь в этом случае самолету-носителю придется приблизиться к кораблю-цели чуть ли не на расстояние визуального обнаружения. А ведь самолет-носитель в этом случае при подлете к цели может быть легко уничтожен средства ПВО корабля (отряда боевых кораблей). Тогда новый вопрос — зачем такая ПКР?

То есть как ракета, «Нептун», безусловно, имеет право на существование. Но вот как некий комплекс вооружения, который создает какие-то принципиально новые возможности для вооруженных сил Украины, он выглядит пока крайне сомнительно.

В качестве наземных ПУ «Нептун» может быть применен в противодесантных операциях, чтобы затруднить противнику высадку на украинское побережье. И это факт нападающей стороне придется учитывать. А вот в каких-либо морских операциях применение «Нептуна» прослеживается пока очень слабо.

Впрочем, в Киеве на данном этапе эти вопросы предпочитают не поднимать, проблемы не анализировать, содержательные ответы не формулировать.

Восход «Нептуна»: как создание новых ракет ужесточает риторику Украины

Прогресс в опытно-конструкторских работах по созданию новых противокорабельных ракет и РСЗО побудил украинских политиков и глав предприятий ОПК перейти к словесным угрозам о нанесении ударов по территории нашей страны. Хотя решения о серийной закупке новинок Киевом пока не принято, их испытания проходят успешно и должны завершиться в этом году. По мнению экспертов, разработка таких образцов вооружений — серьезное техническое достижение для современной Украины, но общий уровень проектов далек от передового.

«Нептун» над морем

В среду, 15 апреля, директор украинского Павлоградского химзавода Леонид Шиман допустил возможность уничтожения новейшими управляемыми ракетами объектов на территории России. В качестве потенциальной мишени он назвал нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области, который действительно находится в радиусе действия 300-мм реактивной системы залпового огня «Ольха-М». Его предприятие — один из участников программы создания этой украинской РСЗО.

Это уже не первая угроза подобного рода. В прошлом году о возможности уничтожения противокорабельными ракетами «Нептун» Крымского моста говорил бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов.

А1

Испытания реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Ольха-М»

Фото: ТАСС/Zuma

Нынешние заявления прозвучали после серии испытаний «Ольхи» и «Нептуна», которые Украина провела в последних числах марта и начале апреля. По сообщениям украинского военного ведомства, все они завершились успешно и продемонстрировали уверенный прогресс в разработке комплексов.

2 апреля ПКР «Нептун» впервые опробовали по реальной цели с включением активной головки самонаведения. Несколько дней назад министерство обороны рассекретило видеокадры с точным попаданием ракеты с инертной боевой частью по морской мишени, которая была установлена в 75 км от берега.

— Несмотря на громкие заявления, все эти новые разработки не представляют серьезной угрозы, — считает военный эксперт Владислав Шурыгин. — Советская Х-35, на основе которой создан «Нептун», ракета хорошая, но далеко не самая новая. Дозвуковые боеприпасы с такими характеристиками — сейчас привычная цель для корабельной ПВО. Отражать их удары и у нас, и за рубежом тренируются уже десятилетия и добились больших успехов. Именно поэтому все ведущие страны бросились разрабатывать сверхзвуковые и гиперзвуковые ПКР, которые сбить гораздо сложнее.

А2

Противокорабельная ракета Х-35

Фото: РИА Новости/Владимир Гальперин

Проект «Ольха» технически еще проще. Сейчас собственные дальнобойные РСЗО с коррекцией траектории создают не только Северная Корея с Ираном, но даже Белоруссия, напомнил эксперт. Такие боеприпасы тоже не проблема для любых современных систем ПВО. Поразить их способны даже модернизированные «Торы», не говоря уже о более дальнобойных комплексах. В Сирии «Панцири» регулярно перехватывали выпущенные по Хмеймиму неуправляемые ракеты с дальностью в несколько десятков километров.

Инструмент неядерного сдерживания

Создание дальнобойных ракет еще с 1990-х годов рассматривалось Украиной как способ компенсировать отказ от ядерных вооружений, рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. Поэтому на Украине ведется разработка и более мощного, чем «Ольха» и «Нептун», комплекса. Ракеты с большой досягаемостью руководство страны рассматривало как инструмент проекции силы и сдерживания своих ближайших соседей. Но хроническое отсутствие денег не давало заняться ими всерьез.

— Программа создания многофункционального оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан» с досягаемостью в 300 км была запущена еще в 2011 году, когда президентом страны был Виктор Янукович, — напомнил эксперт. — Но из-за недостатка выделенных бюджетных средств проект далеко не продвинулся и его пришлось закрыть в 2013 году. Лишь после событий на востоке страны в 2014–2015-м ракетные программы снова стали приоритетом и получили финансирование.

А3

Дальнобойный комплекс «Гром-2»

Фото: commons.wikimedia.org/VoidWanderer

С 2016 года объявлялось о разработке дальнобойного комплекса «Гром-2» с аэробаллистическими маневрирующими ракетами, в котором использовались наработки по «Сапсану». Сообщалось, что часть средств на него выделила Саудовская Аравия. Но до реальных пусков или поставок на экспорт этот проект так и не дошел.

Министерство обороны Украины сообщало, что в бюджет на 2020 год заложены средства на начало разработки нового многофункционального ракетного комплекса. Украинские эксперты считают, что в нем будут использовать наработки «Грома» и «Сапсана», а дальность превысит 500 км.

Не до серии

В феврале украинские СМИ сообщили, что судьба «Ольхи» и «Нептуна» до сих пор находится под вопросом. В этом году вместо прямого финансирования из бюджета предприятиям ракетной отрасли предложили закончить их испытания за счет коммерческих кредитов, взятых под госгарантии. Это вызвало недовольство производителей и поставило под угрозу своевременное завершение разработки.

А4

РК-360МЦ «Нептун»

Фото: commons.wikimedia.org/Администрация Президента Украины

По плану опытно-конструкторские работы по этим проектам должны были завершиться в нынешнем году. Противокорабельному «Нептуну» еще предстоит пройти этапы стрельбы с подрывом боеголовки и атаки реальной цели.

Командующий морской пехоты ВМС ВС Украины генерал-лейтенант Юрий Содоль ранее заявлял, что после принятия на вооружение планируется сформировать отдельный полк береговых ракетных комплексов РК-360МЦ «Нептун». В одном его дивизионе будет до шести мобильных пусковых установок с четырьмя ракетами на каждой. Еще два комплекта боеприпасов для быстрого перезаряжания будут находиться на транспортных машинах. Заявлялось также о планах установки «Нептунов» на ракетные катера украинских ВМС.

Базовый вариант 300-мм корректируемых ракет «Ольха» имеет дальность около 70 км. Пока это единственный из новых ракетных проектов, который доведен до принятия на вооружение. Украинские СМИ сообщали, что боеприпас закуплен серией около 100 единиц.

А5

«Ольха-М»

Фото: ТАСС/Zuma

Испытания модернизированной версии «Ольха-М» с увеличенной до 120 км максимальной дальностью и улучшенной точностью начались в 2019 году и продолжаются до сих пор. Последние пробные пуски состоялись в конце марта. Ведется также разработка варианта с кассетной боевой частью, получившего обозначение «Ольха-Р».

Украинские интернет-ресурсы разместили видео испытаний «новой украинской противокорабельной ракеты» Р-360 комплекса «Нептун». Стрельбы прошли в начале апреля на полигоне «Алибей» под Одессой. Запустили украинскую «супер-ракету» из наземной установки. Мишень она поразила в море — это была натянутая на судне сетка.

Именно про «Нептун» бывший секретарь украинского Совбеза (СНБО) Турчинов говорил как про оружие, способное «за минуты уничтожить» Крымский мост.

С вопросом, когда «начинать бояться», «КП» обратилась к авторитетному военному эксперту, главному редактору журнала «Арсенал Отечества» Виктору Мураховскому.

— Это ракета новая?

— Конечно, старая! Сделана на основе советской ракеты Х-35. Украинцы просто перевели производство на свою промышленную базу. Они некогда делали ряд комплектующих для нее. Но основное производство было в России.

— Соседи приводят впечатляющие характеристики: дальность пуска 280 км, скорость 900 км в час, высота полета 3-10 метров над уровнем моря…

— Дальность вызывает большие сомнения. У советского аналога она было около 120 км. Но джентльменам ведь принято верить на слово? Скорость похожа на правду. Боевая часть у нее около 150 кг.

— Но ведь как низко летит – не засечь ее никак?

— Ну, эта ракета может летать по разным траекториям. На максимальную дальность летит по траектории, которая не предусматривает максимально низкий полет. То есть к их «трем метрам над уровнем моря» надо бы прибавить два нуля. А то и три…

— То есть, ее все равно засекут и собьют?

— Конечно. Если же говорить о низковысотном полете – он на конечном этапе обычно применяется. Перед входом в зону ПВО кораблей противника. А основной полет идет на большой высоте. Если ракету запустить на максимально низкий полет – ее дальность будет кратно меньше. То есть не 280 км, как заявлено. В лучшем случае километров 25-30…

— То есть Крымский мост этим ракетам не поразить?

— Боевая часть в 150 кг для моста маловата. Нет, ну чтобы нагадить – можно и голубей послать. Если говорить про международные воды Черного моря украинские корабли могут подойти с «Нептуном» на дальность пуска к Крымскому мосту. Но кто ж им даст?

— Наши системы обороны моста не дадут это сделать?

— Естественно. Сшибут на подлете. Мост имеет круговую защиту. Там комплексы, рассчитанные на поражение высокоточного оружия. В частности, комплекс «Тор». У «Нептуна» радиолокационная головка самонаведения, внешнего целеуказания ей не надо – а у нас системы по ее «погашению». Они что, думают – пустят ракеты, а мы утремся? Не представляют, что может быть в ответ? Напомню слова нашего президента, пусть и по другому поводу сказанные – это может поставить под вопрос существование украинской государственности.

— Сколько «Нептунов» может быть у Украины?

— Скорее всего, пока несколько единиц для испытаний. Сложно сказать сколько закажет их украинское минобороны. Кстати, на катер такая система не поместится – нужен как минимум малый ракетный корабль. Например, Вьетнам использует такие системы на корветах, это наши поставки. Мы эту систему усовершенствовали – у нас она сейчас идет как Х-35У. Она стала совершеннее и в плане радиолокации, и в плане дальности полета. И в плане маневра траектории. Была проведена радикальная модернизация. У украинцев нет научно-технического задела для этого.

Испытания угрожающей мосту в Крым украинской ракеты сняли на видео.

Украинская ракета «Нептун» до Севастополя не долетит

Пятого апреля на государственном испытательном полигоне ВСУ «Алибей», расположенном в Одесской области, состоялся очередной этап заводских испытаний украинского берегового ракетного комплекса РК-360МЦ с противокорабельной ракетой «Нептун».

Этап заводских испытаний был не итоговым, как поторопились написать некоторые СМИ Украины, а именно очередным. Примечателен он оказался в основном тремя моментами.

Во-первых, широкой общественности впервые была представлена не кустарная пусковая установка формата «свежепокрашенная труба в яме», а береговой ракетный комплекс, включавший в себя подвижный командный пункт СКП-360, транспортно-заряжающую машину ТЗМ-360, транспортную машину ТМ-360 и мобильную пусковую установку УСПУ-360 с четверкой транспортно-пусковых контейнеров ТПК-360, установленных на шасси КрАЗ-7634НЕ.

Во-вторых, впервые публично был продемонстрирован пуск не макетного, а первого опытного образца ПКР «Нептун» в версии Р-360А.

В-третьих, советник украинского президента Петра Порошенко Юрий Бирюков в интервью украинскому видеоблогеру Владимиру Бучко, данному по горячим следам нового пуска «Нептуна», намекнул, что украинская ПКР из-под Одессы способна поразить цели даже в бухте Севастополя.

И сам новый пуск «Нептуна», и заявление Бирюкова вызвали в отечественной прессе много шума. Шума, на наш взгляд, необоснованного. Почему необоснованного? Давайте разберемся в этом вместе.

Лишних денег не бывает

Начнем с короткого экскурса в историю украинского «Нептуна».

Идеи разработки собственной противокорабельной крылатой ракеты с использованием советского научно-технического задела бродили в умах украинских ракетчиков и военных чуть ли не с 1991 года. Однако для превращения этих идей в реальное изделие требовалось как минимум соответствующее госфинансирование. А его-то продолжительное время как раз и не было.

Поэтому озвученное еще в 2010-м Олегом Коростылевым — главным конструктором государственного Киевского конструкторского бюро «Луч» предложение о создании украинской ПКР всерьез заинтересовало военно-политическое руководство Украины лишь во второй половине 2014 года.

Объяснялся этот интерес предельно просто. После государственного переворота в Киеве, воссоединения Крыма с Россией и начала боевых действий в Донбассе новое руководство Украины внезапно обнаружило полное бессилие своих Вооруженных сил на морских просторах. Дело было не только в тотальной деградации ВМСУ, но и в полном отсутствии у ВСУ противокорабельных ракет. Самой Украиной такие ракеты никогда не выпускались. Те же ПКР, что достались «Незалежной» по наследству от СССР, в 2014-м перешли под контроль России вместе с Крымом.

То есть случись что, ВСУ пришлось бы бороться с российскими кораблями лишь артиллерией (с которой у украинцев тоже было не все слава богу), а также неуправляемыми авиационными ракетами и «допотопными» свободнопадающими бомбами. Перспектива, честно говоря, была так себе. В духе песни Александра Розенбаума «Я по совести указу записался в камикадзе…». Поэтому украинское руководство принялось метаться в поисках ПКР. Попытка закупить оные за границей с треском провалилась. Только после этого постмайданные власти вспомнили про «Луч» и Коростылева.

«Луч» к тому моменту неплохо зарабатывал на тематике разработки противотанковых управляемых ракет. Но лишних денег, как известно, не бывает. Поэтому Коростылев в рамках ОКР «Нептун» оперативно сваял проект создания украинской противокорабельной ракеты на основе конструкции советской ПКР Х-35.

Почему именно на основе «тридцать пятой»? Потому что совсем с нуля «Луч» ПКР делать не мог — у украинцев, никогда не выпускавших ПКР, априори не хватало собственных компетенций. К тому же в украинских закромах очень вовремя отыскался комплект производственно-конструкторской документации на Х-35, еще в годы СССР переданный на Харьковский авиационный завод. Наконец, сама Х-35 пусть и не являлась по меркам 2014 года «последним писком моды», но по совокупности своих ТТХ все еще выглядела очень неплохо.

Напомним, что испытания Х-35 стартовали в 1983 году. Дозвуковая маловысотная «тридцать пятая» разработка ОКБ «Звезда» предназначалась для уничтожения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Последние модификации «тридцать пятой» получили дальность до 260 км. В составе ракетных комплексов «Уран» ПКР Х-35 могли применяться корабельными носителями. Береговые ракетные комплексы «Бал» использовали сухопутную модификацию ракеты. Также была предусмотрена возможность использования Х-35 самолетами и вертолетами. В общем, сделать на основе советского задела такую же украинскую противокорабельную «универсалку» было крайне заманчиво…

Петля над Черным морем

Наконец-то получив зеленый свет и деньги на разработку «Нептуна», Коростылев развил бурную деятельность. Уже на киевской выставке «Зброя та безпека — 2015» «Луч» с триумфом продемонстрировал модель украинской ПКР. Внешне модель оказалась настолько похожа на Х-35, что сотрудники «Луча» и не думали отрицать явное родство своего проекта с советской ПКР.

«Вытолкнуть» в небо «Нептун» оказалось куда сложнее, чем привезти макет на выставку. У Коростылева была советская документация на Х-35 и турбореактивный двигатель для дозвуковых крылатых ракет МС-400 разработки украинской компании «Мотор Сич» (уступавший, кстати, по своим характеристикам ТРДД-50, устанавливаемому на российских ПКР Х-35).

Зато у «Луча» не было соответствующей оснастки для изготовления ракетных корпусов, не было боевой части ПКР, отсутствовала РЛС обнаружения и целеуказания, не имелось пусковых установок, а самое печальное — отсутствовала подходящая для «Нептуна» активная радиолокационная головка самонаведения (АРЛГСН).

Перспективы создания «Лучом» АРЛГСН собственными силами выглядели, мягко говоря, тускло. В свое время в СССР и России, обладавших несравнимо большими ресурсами и компетенциями, чем располагал в 2015 году Коростылев, разработка и доводка головки самонаведения для Х-35 заняла почти 10 лет!

Тем не менее в кооперации как с предприятиями ГК «Укроборонпром» — «Оризон-Навигация», «Импульс», «Визар», ЦКБ «Арсенал» (ГКАУ), так и частными компаниями — «Радионикс», «Телекарт-Прибор», «Укринмаш», «Украинская бронетехника», ПАО «Мотор Сич», КрАЗ — киевский «Луч» взялся за дело.

Приоритетным было выбрано создание берегового ракетного комплекса с ПКР «Нептун». Таким образом, вооружение «Нептунами» фронтовых бомбардировщиков ВВС Украины Су-24 и запланированных к постройке для ВМСУ ракетных катеров проекта 58260 «Лань» оказалось сдвинуто на более поздний срок.

К весне 2016 года «Луч» и Ко изготовили что-то, что уже можно было не только показать, но и дать пощупать. 22 марта 2016 года полноразмерный макет ПКР, лишенный боевой части, турбореактивного двигателя, ускорителя и, главное, головки самонаведения, был предъявлен для осмотра комиссии, возглавляемой секретарем СНБО Александром Турчиновым.

В конце января 2018 года на спешно возведенном прямо посреди заповедника «Тузловские лиманы» «сверхсекретном» полигоне «Алибей» в присутствии того же Турчинова состоялись первые успешные бросковые испытания макета «Нептуна», оснащенного твердотопливным стартовым ускорителем.

Наконец, 5 апреля 2019 года с «Алибея», как мы писали выше, взлетел уже первый опытный образец «Нептуна». Судя по опубликованному Юрием Бирюковым полетному плану, украинская ПКР Р-360А после старта поднялась на высоту 300 метров, далее совершила над Черным морем четыре поворота, снизилась на пятиметровую высоту и, преодолев 225 км, упала в воду вблизи от украинского берега. По словам Бирюкова, тем самым был успешно сымитирован боевой пуск «Нептуна» с последующим попаданием ракеты в «борт» корабля вероятного противника.

В пересказе украинских СМИ комментарии Бирюкова превратилось уже в «успешное поражение ракетой надводной цели». При этом тот факт, что в полетном плане Р-360А 5 апреля полностью отсутствовал участок наведения ракеты на цель, равно как и то, что в море близ «Алибея» не было заякорено ничего похожего на мишень, оказались успешно забыты.

Добавим, что по информации от иных источников украинская ПКР 5 апреля на деле пролетела не более сотни км, а ее разворот в сторону берега был вызван техническим сбоем. Но не будем заострять внимание на этом. Вдруг испытателям «Нептуна» действительно пришла в голову неожиданная фантазия составить полетный план таким образом, чтобы «Нептун», совершив обзорную экскурсию над водной акваторией, завершил свой круиз почти на том же месте, откуда он отправился в полет?

Представляете, как это было эффектно? В присутствии пана Порошенко «Нептун» с грохотом уносится с полигона за горизонт, а затем возвращается под шум пафосных оваций. Ну а то, что при этом все на полигоне торопливо разбегаются, так это от восторга!..

После дождичка в четверг…

Впрочем, вернемся к «Нептуну». Точнее — к тем фото- и видеоматериалам, которые были опубликованы на Украине после испытаний ПКР 5 апреля. Судя по ним, береговой ракетный комплекс РК-360МЦ до сих пор не боеготов. ПКР Р-360А получила автопилот, но до сих пор лишена АРЛГСН. Когда она появится — вопрос без ответа. Оборудование в подвижном командном пункте СКП-360 явно установлено на скорую руку.

В составе российского берегового ракетного комплекса «Бал», использующего Х-35, имеется самоходная загоризонтная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б». В составе украинского комплекса РК-360МЦ подобная РЛС на текущий момент отсутствует.

Мобильная пусковая установка «Бала» несет на себе восемь специализированных транспортно-пусковых контейнеров с ПКР Х-35. Мобильная пусковая установка УСПУ-360 несет лишь четыре «Нептуна» в более громоздких, чем у «Бала», транспортно-пусковых контейнерах, позаимствованных украинцами у советского зенитно-ракетного комплекса С-300. При этом украинская пусковая явно перетяжелена и ощутимо «приседает на зад».

И так далее, и тому подобное.

Добавим к этому, что разработка берегового «Нептуна» обходится Украине совсем не дешево. В феврале 2019-го Коростелев сообщил, что предварительная стоимость создания берегового ракетного комплекса составляет порядка $20 млн. Добавим к этому стоимость производства комплексов, учитывающую, что в состав одного РК-360МЦ должно входить три стартовые батареи по две пусковые установки в каждой, плюс боекомплект в 72 «Нептуна». Вспомним, сколько лет разрабатывалась АРЛГСН для Х-35…

И поймем, что озвученное недавно Порошенко обещание принять береговой ракетный комплекс с ПКР «Нептун» на вооружение «в кратчайшие сроки» на деле означает «после дождичка в четверг» и «когда рак на горе свистнет». Речь не о том, что доведение Украиной «Нептуна» до боеспособного состояния невозможно.

Речь о том, что это займет куда больше времени, чем это сейчас видится экзальтированным патриотам «Незалежной». Соответственно, чисто техническая возможность осуществить результативный пуск «Нептунов» по какой-то надводной цели у украинских вояк появится тоже далеко не завтра. Это к вопросу о тезисе Бирюкова про возможность атаки «Нептунами» гавани Севастополя.

Тем не менее рано или поздно, но ВСУ вполне могут получить свои ПКР.

Позволит ли это Украине радикально изменить баланс сил на Черном и Азовском морях? Нет, конечно. Разумеется, российскому командованию придется учитывать факт наличия у соседа дозвуковых ПКР. Учитывать так же, как сейчас учитывается наличие у ВСУ тактических ракетных комплексов «Точка-У» или РСЗО «Смерч». Однако каких-то кардинальных изменений в расстановке сил «Нептуны» вызвать не способны.

В конце концов, России есть чем встретить на южном направлении ракетную атаку. Есть и чем ответить. Причем так ответить, что мало не покажется.

На деле наблюдаемая сейчас шумиха вокруг «Нептунов» инициирована украинской стороной исключительно в угоду политической конъюнктуре. Мы уверены, что это прекрасно понимают не только в Москве, но и в Киеве. Закончатся президентские выборы на Украине и проект «Нептуна» уйдет в медийную тень на долгое «допиливание», а то и вовсе будет заморожен в связи с недостатком средств.


Defense Express раскрывает новые детали о новом украинском оружии сдерживания.
…Когда в российском информпространстве в очередной раз начинают изгаляться над нашими новыми оружейными разработками, мы можем спокойно ставить себе плюсик. Раз такая истерия за паребриком — значит, все мы делаем правильно. На этот раз она разразилась по поводу нашей новой крылатой ракеты «Нептун». Ее яркие пуски гарантированно попадают на экраны телевизоров, мониторы компьютеров и телефонов, множатся пользователями соцсетей. Еще до поставки в войска «Нептун» стал мощным оружием информационной войны.
Теперь пошла российская «ответка». Мол, Украина скопировала советскую ракету Х-35, и что наша «оборонка» ее не вытянет. Не буду спрашивать, где хваленые российские «Арматы» и истребители Су-57. Скажу пару слов про наш «Нептун» – а вернее, про комплекс высокоточного вооружения на базе новой крылатой ракеты, у которого уже в конце этой неделе будет международная премьера. Но об этом – чуть позже, а пока – ряд деталей по сути.
Крылатая ракета «Нептун» создана как первая украинская ракета, применение которой возможно с различных типов носителей — с кораблей, самолетов и береговых комплексов. Именно завершение работ по береговому противокорабельному ракетному комплексу — ближайшая задача Государственного предприятия «ГосККБ «Луч», головного исполнителя опытно-конструкторской работы по созданию украинского ракетного комплекса «Нептун». Береговой ракетный комплекс в первую очередь ждут наши ВМС. Так как бороться с кораблями противниками артиллерий и РСЗО – это от временного отсутствия других решений.
Украинский береговой ракетный комплекс предназначен для контроля территориальных вод и проливных зон, защиты военно-морских баз, береговых объектов и инфраструктуры побережья, защиты побережья на десантно-опасных направлениях. Комплекс производит целераспределение и поражение сопровождаемых целей противокорабельными крылатыми ракетами. Боевое применение комплекса обеспечивается в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью при полной автономности наведения после пуска. По критерию «стоимость-эффективность» является оптимальным для решения боевых задач на море ракетами оперативно-тактического класса.

В штатный дивизион мобильного противокорабельного комплекса входят две батареи. Каждая батарея включает командный пункт, три самоходных пусковых установки, транспортно-заряжающие и транспортные машины, средства боевого и технического обеспечения. Основное базовое шасси для всех машин, входящих в противокорабельный береговой мобильный ракетный комплекс — разработки и производства отечественного предприятия КрАЗ. Это новое шасси 8х8.
Но в основе комплекса – ракета. Вокруг нее выстраивается вся конфигурация. Технологическая и промышленная. Ее возможности как средства поражения вражеских целей формируют тактику применения. Создание и производство ракет — один из весьма заметных показателей оборонно-промышленных и военных амбиций государств. Так повелось еще с тех времен, когда ракеты постепенно начали занимать свое место в боевом строю. Длительный период самой «топовой» ракетой считалась американская Harpoon. Но США поставляли ее только ближайшим союзникам. Помимо американских и французских ракет Exocet, есть конкурентные разработки у шведов — например, это ракета RBS-15, которая постоянно совершенствуется. Часть стран закупает китайские «бюджетные» С-801. Россия создала целый набор новых как дозвуковых, так и сверхзвуковых ракет. Ведут работы в этой области и другие страны, включая Индию, Южную Корею, Японию.
О детальных тактико-технических характеристиках как ракеты, так и ракетного комплекса «Нептун», который создается для украинской армии, в полном объеме говорить пока рано. По итогам испытаний неоднократно заявлялось, что ракета рассчитана на поражение целей на дальностях до 290 км. Это уточнение имеет значение скорее в контексте выполнения Украиной требований режима РКРТ, при возможных экспортных поставках беспилотных летательных аппаратов массой более 500 кг, к которым относятся и крылатые ракеты. Такие БпЛА, если они продаются или передаются странам, не являющимися участниками РКРТ, не должны превышать дальность более 300 км.
В целом, как заявил в 2018 г. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, стоит задача «разработать комплексы крылатых ракет не только наземного, но и также морского и воздушного базирования. Дальность действия наших крылатых ракет и их боевое снаряжение не противоречат подписанным Украиной международным соглашениям для такого вида оружия». Правда, уже в 2019 г. после выхода России и США из Договора о ракетах средней и малой дальности, который, среди прочего, накладывал ограничения на разработку, производство и использование ракет с дальность более 500 км, ограничений на такой класс вооружений, собственно нет и у Украины.
Оперативно-тактическая противокорабельная ракета предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов из состава ударных групп (конвоев) — днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Стартовая масса ракеты – около 700 кг. Скорость полета — 0,9 М. Низкая высота полета над гребнями волн на маршевом участке обеспечивает незаметный подлет ПКР к атакуемому кораблю. Ракета имеет возможность по планированию маршрута, атаки целей в прибрежной полосе. Ракета может применяться как одиночно, так и в залпе. Возможность стрельбы залпом позволяет повысить вероятность поражения корабля противника.
По основным блокам конструкция ракеты аналогична американской ПКР AGM-84 «Harpoon»: головка самонаведения и блок управления, боевая часть, топливный бак, двигательная установка. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение большого удлинения. В нижней части корпуса — воздухозаборник. Крылатая ракета в береговом и корабельных вариантах оснащается стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. Для маршевого полета используется малогабаритный турбореактивный двигатель, работающий на авиационном керосине.
Правда, сразу после появления первых фотографий ракеты «Нептун» часть знатоков стала утверждать, что ПКР «Нептун» скорее похожа на облик советской/российской Х-35, а не на американский «Harpoon». У этого есть весьма простое объяснение. Мощный ОПК СССР создавал тактическую крылатую ракету Х-35 почти два десятилетия. Решение было принято в 1983 г. Первые пуски состоялись в 1985 г. Но доведение ракеты до окончательного облика продолжалось еще более десятка лет. В 1993 г. на полигоне Опук в Крыму еще проводились очередные этапы испытаний. Ракеты Х-35 были приняты на вооружение в Российской Федерации аж в 2003 г. под индексом «Уран».
Во времена СССР планировалось, что серийное производство противокорабельной ракеты Х-35 будет осуществляться на Харьковском авиационном заводе. На предприятии осталась техническая документация на производство корпуса ракеты Х-35. Не использовать существующую оснастку и производственную линию, а тупо тратить государственные деньги на отработку нового корпуса, по мнению генерального конструктора ГосККБ «Луч», было неверно. Да, в будущем мы перейдем на композитные материалы, разработаем новый корпус, который будет гораздо лучше отвечать требованиям малозаметности. Но сейчас время не терпит. Нужны результаты. И они есть. То, что скрывается под обводами ракетного корпуса, не имеет никакого отношения к Х-35. Это собственные решения украинских конструкторов.
Ракета оснащается осколочно-фугасной боевой частью, которая приводится в действие взрывателем при соприкосновении с целью, либо на расстоянии — от неконтактных датчиков. Тип боевой части — осколочно-фугасная проникающего типа. Масса – около 160 кг. Это вполне достаточно для поражения надводных кораблей и транспортных судов водоизмещением до 5000 т.
Система управления и наведения ракеты – «инерциальная с коррекцией по данным спутниковых систем» — одна из ключевых головоломок, которую пришлось решать создателям «Нептуна». Она решена с опорой на продукцию отечественных предприятий. Эти решения стали модульными и обеспечивают требуемую точность выхода средства поражения в район цели.
Сами головки самонаведения ракеты «Нептун» — отдельная тема. Без этого потенциала говорить о возможности создания в Украине новых управляемых ракет класса «земля-воздух», «воздух-воздух», «берег-корабль» было бы просто несерьезно. Приобрести головки самонаведения за рубежом практически невозможно. Только в составе целостных систем вооружений, и то – если вам их продадут. Цена вопроса – от десятка до сотен миллионов долларов. Чем «круче» головка самонаведения – тем дороже вся система.

На крылатой ракете «Нептун» установлена новая комбинированная активная радиолокационная двухдиапазонная головка самонаведения, которая создана в компании «Радионикс». Максимальные углы отклонения зоны поиска по азимуту и углу места — ± 60°. Зона поиска по дальности – от 100 м до 50 км. Показательно, что по сравнению с российской ГСН АРГС-35, установленной на Х-35, умная голова, разработанная компанией «Радионикс», имеет существенно меньшие габариты, килограмм на 10 легче, имеет большие углы «прокачки» по горизонту и азимуту, большую дальность обнаружения целей и ряд режимов работы, которые в российской разработке просто отсутствуют.
Активная РГСН обеспечивает поиск и обнаружение цели по предварительному целеуказанию (ЦУ); выбор цели, подлежащей поражению; определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью; выдачу определяемых координат цели в бортовую систему наведения ракеты; измерение дальности до препятствия и выдачу данных в бортовую систему наведения ракеты. У головки самонаведения предусмотрено несколько режимов работы – включая возможность наведения РГСН на цели при помощи «маячка». Ну, это так, на всякий случай.
Полетное задание для ракеты формируется по данным от автономного источника целеуказания. После пуска ракеты полет проходит на определенных высотах под управлением инерциальной системы. При выходе в заданный район, удаленный от цели на несколько десятков километров, выполняется маневр «горка» с набором высоты до нескольких сотен метров, включается РЛС переднебокового обзора, которая осуществляет обнаружение, распознавание цели и выдачу целеуказания в бортовую систему наведения ракеты. БЦВМ выполняет расчет оптимальной траектории выхода в район встречи с целью. Ракета сама классифицирует цели, электронные портреты которых заложены в БЦВМ. После первоначального захвата цели ракета выключает радиолокационную станцию переднебокового обзора, выполняет снижение и осуществляет маловысотный полет в сторону цели. После выхода ракеты из-за радиогоризонта происходит захват и сопровождение цели активной радиолокационной ГСН, высота траектории – минимально возможная для усложнения перехвата ракеты средствами ПВО противника.
Боевая эффективность ракеты определяется двумя факторами. Первый фактор — сама ракета, ее способность поражать цели. К примеру, одной ракеты достаточно для поражения одной цели – десантного корабля или катера противника. Но чтобы долететь до этого катера, нужно, например, послать восемь ракет. Семь из них будут или сбиты, или им помешает система радиоэлектронной борьбы противника. И только одна прорвется и поразит цель. Чем выше помехозащищенность, тем меньше нужно ракет. Применение высокозащищенной головки позволит в два раза сократить расход боевых средств: послать на выполнение задачи не восемь ракет, а четыре.
Второй критерий эффективности ракеты — относительная стоимость поражения. Это отношение количества ракет, необходимых для поражения, к стоимости объекта. Технические решения, обеспечивающие помехозащищенность ракеты — это государственная тайна. Но у «Нептуна» она весьма достойная. Особенно за счет алгоритмов работы новых головок самонаведения, специального программного обеспечения для цифровой обработки информации в ГСН. Например, для поиска и обнаружения кораблей противника, которые могли поменять свое место положения за время подлета ракеты, может быть реализован алгоритм ее автономного выхода в назначенный район с последующим барражированием по расширяющейся спирали. Это позволяет применять ее в условиях нарушения противником функционирования глобальной спутниковой системы.

На фоне этого констатируем: в Украине при интегрирующей роли ГосККБ «Луч» сформирована новая отечественная школа и кооперация по созданию систем управления и наведения высокоточного оружия. Успех достигнут благодаря высокому профессиональному уровню специалистов этих предприятий и компаний, готовности, способности и умению их руководителей работать в команде, что далеко не всегда просто. Вероятно, позитивную роль в этом сыграла позиция и фактор влияния со стороны генерального конструктора и директора ГосККБ «Луч» Олега Петровича Коростелева, который несет личную ответственность за итоговый результат, а потому должен обеспечить высокую и разумную планку требований в работе с соисполнителями и их взаимодействие.
Реализованные в Украине решения по созданию систем управления и головок самонаведения могут считаться уникальными. Это то, что относится к разряду критических технологий. Их последующее применение напрямую связано с боевыми возможностями оружия, а более масштабно – с оборонительными или наступательными потенциалами государств. Потому-то и хранятся эти критические секреты весьма тщательно. Кстати говоря, ряд зарубежных разработчиков ракетного вооружений уже обратились к Украине с просьбой рассмотреть возможность использования украинской «головы» в своих проектах. Правда, удовлетворяющего их ответа они не получили.
Немного о двигателе. Двигательный, четвертый, блок ракеты «Нептун» также стал ярким примером комплексирования надежных, проверенных решений и получения эффекта синергии от такого объединения. Ракета, которая размещается в ТПК, имеет два двигателя – стартовый и маршевый. Первый обеспечивает быстрый старт ракеты из ТПК, выход ракеты на режимы полета, необходимые для запуска основного, маршевого двигателя. После этого «стартовик» отстреливается и ракету движет к цели турбореактивный двигатель.
В качестве стартового реактивного двигателя был применен стартовый ускоритель от зенитной ракеты противовоздушного комплекса С-125. Энергетические возможности «стартовика» от ракеты ЗРК С-125 были просчитаны под новую задачу. Более того, и это еще один важный плюс — Украина обладает значительным запасом этих ракет. Маршевый двигатель на «Нептуне» – серийный и надежный турбореактивный МС-400. Его производит запорожское предприятие «Мотор Січ», которое имеет целую линейку двигательных установок для беспилотных летательных аппаратов различных классов. Некоторые из этих двигателей способны двигать в небе стратегические беспилотники — вплоть до массы в несколько тонн. Конечно, тут можно сказать, что Украине повезло. Есть двигатель – бери, ставь, летай. Но любое «везение» на самом деле – это чья-то ненасытность желания делать свое дело и добиваться результата, вопреки внешним бездействию, безразличию или даже угрозам.
МС-400 вобрал в себя лучшие черты серийной продукции «Мотор Січ» и яркие конструкторские решения ЗМКБ «Ивченко-Прогресс». Оригинальная конструкция воздухозаборника совместно с другими решениями обеспечила максимальное получение мощности — 96% от расчётных возможностей двигателя. Такого КПД в составе изделия не обеспечивает ни одна предыдущая разработка с применением двигателей «Мотор Сичи». Более того, в ходе испытаний было подтверждено решение, что за счет баланса весов боевой части и топлива можно увеличить дальность пуска. А увеличенная емкость топливного бака и более энергетическое топливо еще больше расширят модернизационные возможности ракеты в будущем – если в этом будет необходимость.
Что же касается целеуказания для ракетного комплекса, то для мобильной береговой версии реализуется концепция разнесенных средств обнаружения/целеуказания и средств поражения целей. Среди прочего, ставка сделана на создание системы освещения обстановки на морских акваториях с применением как отработанных, так новых технологических решений. Чтобы не вдаваться в детали раньше времени, приведу слова заместителя министра обороны Украины в интервью журналу Defense Express: «для створення системи спостереження і контролю обстановки в акваторії як Чорного, так і Азовського морів передбачається закупівля радіолокаційних станцій морського призначення нового покоління – для спостереження за надводною обстановкою, виявлення цілей та визначення їхніх координат. Йдеться про станції як вітчизняного, так і закордонного виробництва».
Кроме «дальней волны» для «Нептуна» также предусматривается многовариантность получения целеуказания путем обработки данных от наземных радиолокационных станций различных типов, вертолетов, самолетов, беспилотных летательных аппаратов.
Можно с уверенностью утверждать, что в промышленную и боевую историю «Нептуна» будут постепенно вписываться все новые и новые страницы. Более того, украинская разработка уже готовится к своей первой международной премьере. На крупнейшей оружейной выставке в Объединенных Арабских Эмиратах, которая стартует в эти выходные, впервые будет представлен макет самоходной пусковой установки берегового комплекса «Нептун». Такая же демонстрация планируется и на оружейной выставке в Индии, которая начнется сразу после «Айдекса». Предвижу ухмылки — «дак это ж макет». Наберитесь терпения. Во всей красе все типовые машины берегового противокорабельного комплекса при выполнении задачи вы увидите уже в ближайшее время — в ходе очередного и важного этапа испытаний. Да, эта задача пока не боевая. Но зато уже понятны сроки, когда комплекс будет поставляться в войска. И стоит ли теперь удивляться, почему наш «Нептун» так злит Россию?
Сергей ЗГУРЕЦ,
директор информационно-консалтинговой
компании Defеnse Express