Ракета на байконуре

Р-16 (8К64) — межконтинентальная баллистическая ракета

Ракета Р-16 представляла собой первую межконтинентальную ракету на хранимом жидком топливе. Продолжая свою линию, ОКБ-586 в конце 50-х —начале 60-х годов разработало двухступенчатую ракету, которая выгодно отличалась от первой МБР Р-7 по всем боевым, эксплуатационным и стоимостным показателям. Постановление «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8К64)» было принято Советом Министров СССР 17 декабря 1956 г. Головным разработчиком было определено ОКБ-586. Летно-конструкторские испытания должны были начаться в июне 1961 г.

Видео межконтинентальной ракеты Р-16

Р-16 представляла собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней и моноблочной головной частью. Двигательная установка первой ступени включала маршевый ЖРД, состоявший из трех двухкамерных двигателей (аналогичных ЖРД, использовавшимся на ракете Р-14) и четырехкамерного рулевого двигателя. Поворотные камеры сгорания рулевого двигателя размещались на внешней поверхности под обтекателями, которые также выполняли роль аэродинамических стабилизаторов. На второй ступени был установлен один двухкамерный ЖРД, отличающийся от двигателей первой ступени большей длиной сопла, и четырехкамерный рулевой ЖРД. Для Р-16 разрабатывались три варианта головной части, имевшие разные тротиловые эквиваленты и массы и предназначавшиеся для стрельбы на разные дальности. Все головные части имели форму конуса, затупленного по полусфере. Разведение ГЧ и второй ступени после отделения осуществлялось за счет торможения ступени специальными твердотопливными ракетными двигателями.
Ракета запускалась со стационарного наземного стартового комплекса «Шексна-Н», в состав которого входили два открытых стартовых устройства, командный пункт и хранилище топлива.

Огневые стендовые испытания первой и второй ступеней Р-16 начались в августе 1960 г. Летные испытания проходили на 5-м НИИП (Байконур). Первый пуск в рамках ЛКИ должен был состояться 24 октября 1960 г. Однако при повторной подготовке к пуску после неудавшейся накануне попытки, в ходе проведения работ на заправленной ракете произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени. В результате возникшего пожара погибло около 100 человек.
Летные испытания были возобновлены 2 февраля 1961 г. и проходили до конца 1961 г. В том же году первый ракетный полк с ракетами Р-16 был поставлен на боевое дежурство, а ракета Р-16 принята на вооружение.
В мае 1960 г., одновременно с началом работ по созданию унифицированных ракет Р-12У и Р-14У, была начата работа по созданию ракеты Р-16У и шахтного стартового комплекса «Шексна-В». Комплекс «Шексна-В» включал в себя три ШПУ расположенные в линию на расстоянии 60 метров друг от друга,4 подземный командный пункт и хранилище топлива. Шахтные пусковые установки были выполнены по принципу «двойного стакана» и имели глубину 45.6 м, внутренний диаметр 8.3 м и внутренний диаметр пускового стакана 4.64 м.а

Летные испытания ракеты Р-16У в варианте наземного старта проходили с 10 октября 1961 г. по февраль 1962 г. Летные испытания шахтного варианта начались в январе 1962 г. Первый пуск ракеты из ШПУ состоялся 13 июля 1962 г.а Ракета Р-16У в варианте наземного базирования была принята на вооружение 15 июня 1963 г., а в варианте шахтного базирования — 15 июля 1963 г. (одновременно с Р-12У и Р-14У).
Первые три полка с ракетным комплексом Р-16 наземного базирования заступили на боевое дежурство 1 ноября 1961 г., первый полк с комплексом Р-16У шахтного типа —5 февраля 1963 г.
С 1961 по 1965 г. было развернуто 186 открытых и шахтных пусковых установок ракет Р-16 и Р-16У (большей частью открытых). Ракеты Р-16 и Р-16У были сняты с вооружения в 1976 г.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-16

Организация-разработчик ОКБ-586
Изготовитель завод № 586 (г. Днепропетровск)
Летные испытания 24 октября 1960 г.-декабрь 1961 г.
Постановка на дежурство 1 ноября 1961 г.
Принята на вооружение 20 октября 1961 г.
Количество ступеней 2
Топливо хранимое жидкое
Тип пусковой установки Р-16 наземная ПУ;
Р-16У наземная ПУ, шахтная ПУ «Шексна» с газодинамическим стартом
Количество и мощность боевых блоков 1 х5 Мт; два варианта-1хЗ Мт или 1хб MTd
Масса головной части / забрасываемый вес 1475-2175 кг
Максимальная дальность 11000-13000 км
Система управления автономная инерциальная
Точность КВО 2.7 км; ПО 10 км (соотв. КВО 4.3 км)
Стартовая масса 140.6 т
Масса топлива 130т
Окислитель АК-27И
Горючее НДМГ
Тяга ДУ (ур. моря/вакуум) 2554 / 3040 кН (первая ступень),
751.5 / 949 кН (вторая ступень)
Удельный импульс (ур. моря/вакуум) 2420 / 2840 м/с (первая ступень),
2370 / 2870 м/с (вторая ступень)
Время подготовки к пуску от нескольких часов до нескольких десятков минут в зависимости от степени готовности

Двигатель первой ступени ракеты Р-16

Самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения: взрыв Р-16 на Байконуре

24 октября 1960 года на полигоне Байконур в казахстанских степях произошла самая страшная катастрофа в истории мировой космонавтики и ракетной техники. В этот день на старте взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. По официальной информации, тогда погибло 78 человек (по данным академика Б.Е. Чертока, в тот день жертв было больше — 126 человек). Среди погибших было немало советских конструкторов ракетной техники, а также командующий ракетными войсками СССР — маршал М.И. Неделин. Данная катастрофа стала страшным ударом для российской космической отрасли и ракетостроения.

Позднее, на заседании правительственной комиссии, которая была создана для расследования обстоятельств и причин катастрофы, главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель отметил, что число жертв и пострадавших оказалось таким большим, так как с ракетой обращались на «ты», тогда как со столь сложной техникой нужно обращаться на «вы». Но даже самой суровой необходимостью государственной безопасности в наши дни трудно оправдать решение о проведении первого пуска МБР, когда уже на стартовой позиции в ней удалось обнаружить значительные неполадки. Катастрофа, которая повлекла за собой большое число человеческих жертв, была вызвана грубым нарушением правил техники безопасности во время подготовки к пуску и стремлением организаторов успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику — очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Как и многие катастрофы в СССР, эта долгое время была засекречена. Первые упоминания о катастрофе появились в советской печати лишь в 1989 году.
Окончание Второй мировой войны достаточно быстро ознаменовалось переходом к войне холодной, а также к гонке вооружений, в том числе ядерных. При этом с самого момента появления ядерного оружия в СССР и США стали задумываться над средствами его доставки на территорию вероятного противника. США в этом отношении было гораздо проще, американцы располагали мощным флотом стратегических бомбардировщиков, а также сетью военных баз недалеко от границ Советского Союза. СССР вынужден был парировать эту угрозу. Среди прочих вариантов в стране активно разрабатывались межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). 17 декабря 1959 года главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин был назначен первым главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), а уже 20 января 1960 года на вооружение Советской Армии была принята МБР Р-7, созданная ОКБ-1 под непосредственным руководством С. П. Королёва.

Главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель
Однако с данной ракетой было достаточно проблем. В первую очередь, она была очень большой, дорогой и сложной в обслуживании. Константин Николаевич Руднев, председатель Госкомитета СССР по оборонной технике, говорил: «Если сосчитать весь объем затрат на каждый пуск ракеты, то окажется, что мы стреляем городами». Помимо этого, громоздкие стартовые позиции МБР Р-7 были слишком уязвимыми и открытыми для первого ядерного удара, а сами ракеты требовали для подготовки к старту большое количество времени — более суток, также они могли оставаться в заправленном состоянии всего несколько часов, больше было просто нельзя.
К концу 1950-х годов США поставили на боевое дежурство 40 межконтинентальных баллистических ракет. В противовес американцам Советскому Союзу необходимо было в кратчайшие сроки создать и развернуть свои боевые МБР, которые могли бы с территории СССР поражать стратегические объекты противника. При этом роль надежного ракетно-ядерного щита страны решили отвести ракете Р-16.
Конструктор ОКБ-586 (в будущем КБ «Южное») Михаил Кузьмич Янгель был категорически против ракет на криогенном топливе (то есть королёвских), предлагая свои — на высококипящих компонентах, которые оставались жидкими при обычной температуре: керосине и азотной кислоте. Начиная с 1957 года, он работал над своей ракетой Р-16, в которой использовались самые ядовитые компоненты — несимметричный диметилгидразин (ДМГ, в просторечии — гептил) в качестве топлива и растворенный в азотной кислоте тетраоксид диазота (амил) в качестве окислителя. Но насущная необходимость создания МБР длительного хранения превышала все риски. Как показал дальнейший опыт испытаний и эксплуатации ракет среднего радиуса действия Р-12, их можно было держать готовыми к старту на протяжении месяцев и даже лет.
В сентябре 1960 года первая собранная ракета Р-16 была отправлена из Днепропетровска, где располагалось КБ, на Байконур. 26 сентября ее доставка на полигон была завершена. С этого момента начался трудный и долгий процесс испытаний. 23 октября 1960 года межконтинентальную баллистическую ракету заправили компонентами топлива и сжатыми газами на пусковой площадке полигона под №41.
Ракета Р-16
Стартовая позиция для ракеты Р-16 представляла собой покрытую бетоном площадку с пусковым столом, расположенным в центре. Вокруг стола находилась закрытая сверху металлическими решетками канава-приямок, предназначенная для сбора компонентов ракетного топлива, которые могли пролиться во время процедуры заправки МБР. Из этой канавы топливо по трубопроводу отводилось в специальный приемный бак, находящийся в подземном помещении. Недалеко от стартового стола в специальном автобусе находился передвижной КП для руководителя работ по подготовке ракеты к запуску. Испытатели ракеты Р-16 назвали этот командный пункт «банкобусом».
В 8-10 метрах от площадки располагался наклонный спуск, который вел в подземное помещение, находящееся под стартовым столом, здесь были смонтированы дизель-генераторы на случай отключения сети электропитания, разнообразные коммуникации и аппаратура, весы для взвешивания ракеты. Примерно в ста метрах от старта находился служебный одноэтажный корпус, в котором размещались стартовые подразделения воинской части, конференц-зал и кабинеты главных конструкторов. Между стартовой площадкой и служебным корпусом находился подземный бункер. Это был КП, откуда поступали все команды по управлению пуском МБР. Территорию старта окружал довольно широкий ров, а за ним было расположено ограждение из колючей проволоки.

Пусковой стол, который принимал огромный вес заправленной топливом ракеты, представлял собой достаточно массивное кольцо с четырьмя регулируемыми опорами, на эти опоры устанавливались кронштейны ракеты. Это кольцо опиралось на 4 колонны, которые уходили в мощную плиту, расположенную на бетонном фундаменте. В центре стартового стола находился конусообразный отражатель, предназначенный для отвода выхлопных газов из камер сгорания двигателя Р-16. При этом стартовый стол вместе с ракетой мог поворачиваться вокруг вертикальной оси, данную операцию выполняли при наведении ракеты Р-16 в плоскость стрельбы.
Процесс установки ракеты Р-16 на стартовом столе
Тележку с МБР Р-16 подкатывали к стартовому столу и крепили к специальным упорам, которые были вмонтированы в бетонированную площадку. С противоположной стороны к столу подводили установщик и при помощи механизма подъема и тросов Р-16 переводили в вертикальное положение. Подъем огромной ракеты представлял собой величественное зрелище: 30-метровая громадина вместе с пристыкованной к ней на стартовой площадке головной частью и транспортировочной тележкой медленно разворачивалась и поднималась в вертикальное положение, после чего на время зависала в воздухе над стартовым столом, а затем опускалась на его опоры. После этого выполнившую свое предназначение тележку убирали со старта. Для того, чтобы ракету не опрокинули сильные порывы ветра, она крепилась к стартовому столу специально предусмотренными для этого стяжками.
Сам маршал Неделин, который очень сильно был увлечен новой ракетной техникой, лично вылетал к местам посадок космических аппаратов, хотя его должность и не требовала подобной самоотдачи. Помимо этого, маршал наблюдал испытания первых в СССР атомных и водородных бомб. Когда во время строительства на Байконуре бетонного бункера управления специалисты отметили, что в нем можно будет выпить чаю даже при прямом попадании ракеты, Неделин отметил, что пить чай в такой ситуации лучше километрах в пятидесяти от этого места. По мрачной иронии судьбы, именно 24 октября 1960 года маршал находился вне защищенного бункера.
Испытания новой ракеты проходили ровно, без каких-то особенных проблем вплоть до 18 часов 23 октября. В этот момент из-за дефектов пульта подрыва вместо защитных пиромембран магистрали окислителя второй ступени были прорваны пиромембраны магистрали горючего первой ступени ракеты. Прошло несколько минут и самопроизвольно сработали пиропатроны отсечных клапанов газогенератора маршевого двигателя первой ступени. Как впоследствии было установлено, из строя вышел главный токораспределитель.
Неисправности были достаточно серьезными. Технически ракету можно было снять со стартового стола, однако тогда пришлось бы сливать с нее топливо, перебирать двигатели, а из-за агрессивности используемого топлива проводить нейтрализацию баков и магистралей, заменять все имеющиеся уплотнители — их создатели гарантировали, что при прорванных защитных мембранах в магистралях все уплотнители продержатся не больше 24 часов. На подготовку к запуску второй ракеты Р-16 понадобилось бы не меньше месяца. По этой причине было принято решение заменить главный распределитель, отсечные клапаны газогенератора и продолжить работы с ракетой. Утром 24 октября сработавшие пиропатроны поменяли при помощи обычного паяльника.

После катастрофы ракеты-носителя лунного спутника Е-3, которая произошла 19 апреля того же года и, по счастью, обошлась без человеческих жертв, Королёв договорился с Неделиным о специальном постановлении Госкомиссии, по которому все ненужные при старте ракеты люди должны были быть эвакуированы подальше, а остающиеся на ИП-1 (измерительный пункт), должны были находится в окопах. Однако в этот раз вокруг ракеты Р-16 находилось большое число специалистов, которые занимались подготовкой ее к старту, а также других людей — всего около 250 человек.

24 октября примерно в 18:45 произошел пожар — самопроизвольно запустился маршевый двигатель второй ступени. Среди других команд программный токораспределитель (ПТР) второй ступени ракеты Р-16 был приведен в нейтральное положение. По пути в нейтральное положение ПТР подал питание на схему запуска двигателя второй ступени ракеты. По планам конструкторов это был резервный вариант на тот случай, если после завершения работы двигателя первой ступени по штатным каналам не пройдет команда на запуск двигателя второй ступени. При этом все предохранители, которые могли бы помешать такому запуску, на тот момент были уже сняты, их сняли, когда искали неисправности ракеты. Огнем от включившегося двигателя прожгло днище бака окислителя, а затем и бака горючего первой ступени. В результате практически мгновенно вспыхнули более 120 тонн компонентов ракетного топлива. Последовавший далее взрыв разметал горящие компоненты топлива на сотни метров вокруг. После запуска второй ступени ракеты Р-16 и возникшего пожара автоматически включились кинокамеры, которые должны были запечатлеть ход проводимых испытаний. Благодаря работе этих камер, до нас дошли жуткие кадры катастрофы с людьми, которые пытались избежать смерти в океане охватившего их пламени.
Пожар и последовавшие за ним взрывы превратили стартовую позицию в настоящий ад. От центра стартового стола с огромной скоростью разбегались в стороны концентрические волны огненного смерча, которые уничтожали все на своем пути. Взрывное возгорание шло практически лавинообразно. И хотя оно продолжалось по времени не больше минуты, огонь распространился на десятки метров во все стороны. Компоненты топлива из баков ракеты Р-16 выплескивались на стоявших вблизи нее испытателей. Огонь практически мгновенно пожирал тех, кто был ближе всего к ракете, а ядовитые пары вызывали смертельные отравления. Спасаясь от огня, люди пытались убежать как можно дальше, но из-за очень высокого уровня температуры на них как факел вспыхивала одежда, многие сгорели, не успев сделать даже нескольких шагов. Некоторые, уже очутившись в безопасной зоне, пытались перебраться через колючую проволоку и запутывались в ней, некоторые упали в приямок, с которого перед пуском были сняты решетки. В него стекало разлившееся топливо, упавшие туда люди обожглись скопившейся кислотой.
Пожар на стартовом столе продолжался и после выгорания компонентов ракетного топлива. Пламя бушевало на объекте несколько часов. Горело все, что только могло гореть: оборудование, различные агрегаты и сооружения, проложенные кабельные коммуникации. Расплавились и горели баки ракеты Р-16, в пламени уцелели только рассчитанные на воздействие высоких температур двигатели первой и второй ступени ракеты, которые были произведены из специальной жаропрочной стали.


Во время катастрофы часть людей спасла мгновенная реакция: не теряя ни секунды, они постарались убежать как можно дальше. Часть таких счастливчиков отделалась лишь ожогами. Сам конструктор, который практически все время проводил на стартовой площадке, буквально за минуту до катастрофы решил закурить. Янгель не стал курить на месте запуска, как позволяли тогда себе некоторые начальники, он дисциплинированно отошел в специально обустроенную курилку. Таким образом, курение спасло жизнь ему и еще нескольким сопровождавшим его людям. В то же время десятки людей погибли в пламени практически мгновенно или скончались позднее от страшных ожогов. Сам Янгель вскоре был сражен обширным инфарктом, который в его жизни был уже вторым по счету, но в итоге остался жив.
При взрыве МБР Р-16 погибли главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, а также замминистра общего машиностроения СССР Л.А. Гришин, жертвами катастрофы стали многие конструкторы, техники, инженеры и военные. В некоторых источниках говорилось о том, что от маршала Неделина остались золотая звезда Героя Советского Союза, наручные часы и погон; по другим данным — металлический ободок маршальской фуражки и пуговица. Но очевидцы произошедшего говорили, что в непосредственной близости от ракеты из-за высокой температуры пламени от людей остались только черные пятна на сером асфальте — это были тени от полностью сгоревших тел испытателей. Все остальное просто испарилось в море огня.
Сподвижник Королёва Борис Евсеевич Черток достаточно жестко отреагировал на неудачу конкурентов, высказавшись о том, что всего одна ракета Р-16, даже не стартовая, без взрывчатки на борту (боевая часть ракеты была заполнена балластом), смогла убить больше людей, чем десяток немецких ракет Фау-2, упавших на Лондон в годы Второй мировой войны. Комиссия по расследованию обстоятельств произошедшей на Байконуре катастрофы сделала следующие выводы: «Руководители испытаний продемонстрировали излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса». При этом наказывать по итогам катастрофы никого не стали — непосредственные виновники случившегося уже сами наказали себя.
Главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Иванович Неделин
Катастрофа межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 стала не единственным отказом ракетной техники в те дни. 10 октября 1960 года при первой попытке запуска ракеты на Марс произошел отказ двигателя третьей ступени — в двигатель не поступал керосин. Вторая попытка, которая была предпринята 14 октября, также оказалась неудачной: ракеты даже не смогли выйти на околоземную орбиту, хотя предполагалось, что они смогут долететь до Марса.
Николай Петрович Каманин, организатор и руководитель процесса подготовки первых космонавтов, по горячим следам произошедших катастроф и аварий записал в своем дневнике, что настоящие причины постигших отрасль неудач не рискнет установить никто. По его словам, пуски ракет были приурочены к визиту Хрущева в Нью-Йорк, а также его выступлению в ООН, поэтому в процессе подготовки к запускам была допущена преступная неорганизованность и спешка. Черток считал, что ракету Р-16 спешили испытать до празднования Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября 1960 года. На тот момент времени «космическая политика» нередко оказывала поддержку политике Хрущева, который, естественно, не оставался внакладе.
84 погибших солдата и офицера были похоронены на Байконуре в братской могиле. Гражданских специалистов без лишнего шума хоронили в тех городах, где они работали и жили. 26 октября 1960 года советская пресса официально сообщила о том, что Главный маршал артиллерии и главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения, Герой Советского Союза, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета Союза ССР, герой Великой Отечественной войны Митрофан Иванович Неделин погиб при исполнении своих служебных обязанностей. Сообщалось, что маршал погиб в результате авиационной катастрофы.
Мемориал на месте катастрофы
Разрушенная в результате взрыва и последующего затем пожара стартовая площадка была довольно быстро восстановлена, это удалось сделать за 3 месяца. 2 февраля 1961 года здесь состоялся первый после катастрофы пуск МБР Р-16, который в целом был признан удачным. В этот раз возле ракеты находилось не более 20 человек, а Янгель наблюдал за стартом, как это и полагалось делать, из бункера. По словам очевидцев запуска, наземный старт ракеты Р-16 был очень красивым. Летные испытания ракеты Р-16 были официально завершены только в феврале 1962 года, после чего данные ракеты стали основой группировки советских межконтинентальных баллистических ракет.
После катастрофы на космодроме Байконур была внедрена строгая система контроля действий каждого человека, который находился у любой ракеты в день ее запуска. Несмотря на это, ровно через 3 года после «катастрофы Неделина» (как данное событие назвали на Западе) произошла еще одна катастрофа. 23 октября 1963 года при подготовке к пуску учебной ракеты Р-9А из шахты во время заправки по неосторожности был пролит керосин. В результате загазованность шахты кислородом была превышена в 1,5 раза. На следующий день, 24 октября 1963 года, расчет ракеты обнаружил, что при входе в телеметрическую комнату не горит одна из лампочек. При замене перегоревшей лампочки от случайной искры накопившиеся пары керосина вспыхнули, в шахте начался пожар, который в итоге привел к гибели 8 участников испытаний. С тех самых пор 24 октября ракеты с космодрома Байконур не запускают — в этот день здесь вспоминают всех тех, кто погиб при покорении космоса и создании стратегического ракетного щита страны.
Источники информации:

8П764 «Шексна-В» — групповой шахтный боевой ракетный комплекс с МБР Р-16У (8К64У).

8П764 «Шексна-В» — групповой шахтный боевой ракетный комплекс с МБР Р-16У (8К64У).
Индекс комплекса УРВ РВСН — 8П764.
Название ракетного комплекса — «Шексна-В» («Шексна» тип. В).
Индекс ракеты УРВ РВСН — 8К64У.
Название ракеты — Р-16У («унифицированная» — для ШПУ и наземных ПУ).
Шифр НАТО — SS-7 Saddler Mod 1&2, буквально «Шорник».
Разработчик — Конструкторское бюро «Южное» (ОКБ-586), г. Днепропетровск.
Главный конструктор М.К.Янгель.
Первая советская двухступенчатая МБР на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления.
История создания ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В».
17 декабря 1956 г. вышло специальное постановление правительства «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8К64)» на высококипящих компонентах топлива с началом летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) в июне 1961 г. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 С.П.Королёва на компонентах топлива: жидкий кислород (окислитель) и керосин (горючее). Разработка первой МБР на высококипящих компонентах топлива была поручена днепропетровскому ОКБ-586, возглавляемому М.К.Янгелем. Эскизный проект выполнен в ноябре 1957 г. В январе 1958 г. эскизный проект был одобрен правительственной экспертной комиссией во главе с академиком М.В.Келдышем.
Впоследствии ввиду обострения международной обстановки постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 было обязано ускорить разработку комплекса Р-16 (8К64), выйти на ЛКИ в конце 1960 г. и начать серийное изготовление ракет с 1962 г.
Первоначально ракетный комплекс с МБР Р-16 (8К64) задумывался как наземный подвижный, во всяком случае, в понимании этого термина в период создания баллистической ракеты средней дальности (БРСД) Р-12 (8К63). Однако вскоре стало ясно, что перевозка ракет длиной более 31 м и столь же громоздкого наземного оборудования в обстановке, приближенной к боевой, будет нереальна. Поэтому комплексы проектировались и развертывались как наземные перевозимые, а фактически — наземные стационарные.
Путём неимоверных усилий и жертв (при подготовке к первому испытательному пуску 24 октября 1960 г. произошла катастрофа унёсшая жизни людей) первый успешный испытательный пуск проведен на полигоне Тюра-Там (Байконур) 2 февраля 1961 г. Несмотря на то, что до осени 1961 г. испытания шли с переменным успехом, уже 7 апреля 1961 г. ракету Р-16 (8К64) начали готовить к постановке на боевое дежурство.
Первые серийные ракеты для боевых частей были выпущены в сентябре 1961 г. В соответствии с постановлением от 20 октября 1961 г. «О постановке на боевое дежурство ракет Р-16» перед ноябрьскими праздниками в строй вступили первые боевые стартовые позиции (БСП) в ракетных соединениях в Юрье, Нижнем Тагиле и Плесецке.
БСП наземного ракетного комплекса 8П864 с МБР Р-16 (8К64), впоследствии получивший шифр «Шексна-Н», включал в себя жилую зону и боевую зону с двумя стартовыми позициями, общими командным пунктом (КП), хранилищами компонентов ракетного топлива (КРТ), хранилищами для ракет, хранилищами головных частей (ГЧ) ракет и прочими технологическими сооружениями.
Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Для МБР Р-16 (8К64) были установлены четыре степени технической готовности, в основном подобные тем, что применялись для комплексов с БРСД Р-12 (8К63) и Р-14 (8К65). Степени технической готовности характеризовались определённым временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда технологических операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР Р-16 (8К64) могла стартовать через 30 минут. Только при этой степени готовности ракета заправлялась компонентами ракетного топлива (МБР Р-16, как и БРСД Р-12 и Р-14, могла находиться в заправленном состоянии не более месяца, т.к. из-за агрессивного воздействия компонентов ракетного топлива в конструкции ракеты происходили необратимые изменения).
Ещё при создании наземного ракетного комплекса 8П864 с МБР Р-16 (8К64) было ясно, что он имеет ряд существенных недостатков. Так, открытая установка ракет высотой более 31 м на пусковых столах была слишком уязвимой в боевой обстановке, а подготовка к пуску занимала большое количество времени, к тому же БСП имела только две пусковые установки. Поэтому в марте 1960 г. в СССР была начата разработка первого отечественного стратегического ракетного комплекса с пусковыми установками шахтного типа. Тогда по распоряжению заместителя председателя Совета Министров СССР Д.Ф.Устинова в ОКБ-586 для согласования плана перспективных совместных работ приехали специалисты ленинградского ЦКБ-34. Для ЦКБ-34 это была первая работа по наземным шахтным пусковым установкам (ШПУ). Но уже в мае 1960 г. был намечен ряд решений по ШПУ в целом, и были сформулированы вопросы по стыковке с ракетой.
На основании опытных работ, проведённых в 1958 -1959 гг., по опытной ракете 63Ш и опытной ШПУ «Маяк» 30 мая 1960 г. вышло постановление Совета Министров СССР, задававшее разработку ШПУ для боевых стратегических ракетных комплексов. Начались работы по разработке шахтных пусковых установок «Двина», «Чусовая», «Шексна» и «Десна» для ракет Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9А соответственно. Первые одна-две буквы «словесного» обозначения совпадали с началом произношения цифровой части индекса ракеты, что упрощало запоминание. В данном случае «Шексна» соответствовала «Р-Шестнадцать».
Шахтные стартовые комплексы для ракет Р-12, Р-14 и Р-9А разрабатывались в ГСКБспецмаш под руководством В.П.Бармина, а для Р-16 в ленинградском ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка. Рудяк впервые предложил установить в шахту пусковой стакан. Это давало возможность во время старта ракеты через специальные зазоры между шахтой и пусковым стаканом отводить наружу газовую струю работающих двигателей. Кроме того главный конструктор «Шексны» Е.Г.Рудяк выбрал не свободный старт, а схему с движением ракеты на бугелях по направляющим. Такое решение было обусловлено увеличившимися габаритами ракеты Р-16 по сравнению с Р-12 и Р-14. Так же сказался накопленный в ЦКБ-34 опыт создания пусковых установок для подводных лодок, обеспечивавших надводный старт баллистических ракет в условиях качки носителя. Так или иначе, схема с направляющими позволила заметно сократить диаметр стакана — он составил 4,64 м против 5,1 м у почти вдвое более тонкой Р-12. Правда, по внутреннему диаметру шахты (8,3 м) сооружение для Р-16 почти на 2 м превышало комплекс с Р-12, так как требовался значительный зазор для выхода продуктов сгорания двигателя вчетверо большей тяги. Глубина шахты (45,6 м) определялась большой длиной ракеты (31 м).
Выполненные в ЦКБ-34 проработки схемы без бугелей показали, что в этом варианте диаметр стакана увеличивался до 8,5 м, а шахты — до 11,5 м. При отсутствии стакана требовалась шахта диаметром 20 м, а вес ее защитной крыши достиг бы 1200 т вместо 260 т!
Принятая конструктивная схема устанавливаемых на Р-16 сбрасываемых бугелей включала амортизаторы, несколько повышающие выживаемость ракеты при сейсмическом воздействии ядерного взрыва. Но в целом защищенность шахт была крайне низкой и не обеспечивала защиты, учитывая точностные характеристики зарубежных ракет, достигнутые во второй половине 1960-х гг. Следует отметить и то, что схема старта на бугелях потребовала применения поворотного стола для обеспечения возможности переприцеливания ракеты. Ведь в те годы прицеливание осуществлялось механическим совмещением плоскости стабилизации ракеты с направлением стрельбы по заданной цели.
В процессе проектирования было разработано несколько вариантов ШПУ – проект «Шексны» рассматривался дважды: в марте и в октябре 1960 г. Рабочие чертежи ШПУ были готовы в марте 1961 г. после выхода приказа ГКОТ от 14 июня 1960 г. о создании шахтных пусковых установок для ракет Р-12, Р-14, Р-16 и Р-9А.
Технические предложения ЦКБ-34 привели к необходимости переработки отдельных узлов ракеты Р-16 (8К64), при этом менялась силовая схема при хранении, по-новому должна была проводиться заправка и др.
В результате в соответствии с постановлением от 30 мая 1960 г. в ОКБ-586 под руководством М.К.Янгеля для запуска как с шахтных, так и с наземных установок была создана МБР Р-16У (У – «универсальная»). Ракета Р-16У (8К64У) конструктивно почти не отличалась от Р-16 (8К64). Основные характеристики ракеты Р-16У (8К64У) так же были аналогичны характеристикам ракеты Р-16 (8К64). К числу прочих её отличий от исходного варианта можно отнести систему наддува бака окислителя первой ступени азотом из баллонов высокого давления. Ранее применявшаяся схема с использованием напора атмосферного воздуха в полете была признана неуместной для ракеты, до месяца стоящей в заправленном состоянии в замкнутом объеме шахты. Для обеспечения старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой ступени на стартовом участке. На корпусе ракеты были выполнены площадки под установку бугелей. Универсальная ракета оснащалась несколько модифицированными двигателями, в индексацию которых была также добавлена буква «У».
Советская МБР Р-16У (8К64У):

БСП ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В» состояла из жилой и боевой зон. В жилой зоне располагались: штаб части, казармы, клуб, баня, котельная и т.п. В боевой зоне располагались 3 ШПУ, общий КП, хранилища компонентов ракетного топлива (КРТ), хранилища ракет, хранилища для ГЧ ракет, сооружения для техники и прочие технологические сооружения. Оголовки ШПУ, заглубленный КП, заглубленные сооружения для хранения КРТ соединялись подземными потернами.
Основным элементом ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В» являлась шахтная пусковая установка (стартовое сооружение) 8У239 со сдвижным защитным устройством (крышкой шахты) 8У16. Для шахтного комплекса «Шексна-В» (наземный ракетный комплекс 8П864 получил шифр «Шексна-Н») были разработаны стационарные средства заправки окислителя и горючего (соответственно 8Г157 и 8Г158), комплект приборов прицеливания 8Ш26, установщик 8У240. Заправка трех ракет проводилась последовательно. Так как продолжительность заправки одной ракеты составляла 10 мин, для последней ракеты эта операция завершалась только через полчаса после начала. Минимальный интервал между пусками ракет составлял 5 мин.
Предстартовая подготовка 3-х ракет составляла 2,5-3 часа. Для ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В» с МБР 8К64У устанавливалось три степени боевой готовности. Время пуска из полной боевой готовности – 10 мин.
Советская МБР Р-16У (8К64У) в ШПУ. По сторонам в хорошо видны две направляющие для бугелей:

ЛКИ ракеты Р-16У (8К64У) проводились с января 1962 г. с наземной пусковой установки на полигоне Тюра-Там (Байконур). В 1961 г. на площадке № 60 полигона Тюра-Там началось строительство ШПУ (объект 310), а для обслуживания была сформирована 43 отдельная испытательная часть. 13 июня 1962 г. из ШПУ был проведен первый пуск. Испытатели изумились, увидев, как из шахты поднимается не белоснежное изделие, а ракета с чередующимися участками черной и белой раскраски. Белая краска выгорела на сухих отсеках и в передних частях баков. Там где стенки баков изнутри охлаждались топливом, краска сохранилась. Несмотря на то, что в полете отказал рулевой двигатель, испытания сочли успешными, так как старт прошел вполне нормально.
Несколько следующих пусков также были не совсем успешными, в частности из-за горения одетого на рулевые машины чехла прорезиненной ткани, после ее снятия испытания пошли нормально.
Почти одновременно с отработкой Р-16У (8К64У) велись работы по совершенствованию боевого оснащения ракеты. Осенью 1961 г. Советский Союз провел на Новой Земле впечатляющую серию ядерных испытаний. Наряду с уникальным, но не размещаемым ни на одном носителе стомегатонным зарядом прошел отработку и ряд боеприпасов, вполне пригодных для применения на баллистических ракетах. В результате первоначально принятый на вооружение на ракете Р-16 (8К64) заряд головной части 8Ф17 массой 1,45 т был заменен более мощным зарядом практически без утяжеления головной части, получившей условное наименование «легкая». При этом максимальная дальность даже увеличилась с 12000 до 12500 км. Наряду с этой головной частью 8Ф115, весившей около 1,5 т, ракета оснащалась и вдвое большей мощности «тяжелой» головной частью 8Ф116 массой 2,12 т, которая тем не менее могла доставляться на вполне достаточную дальность — 10000 км.
Установка в ШПУ МБР Р-16У (8К64У):

Столь блестящий результат объяснялся тем, что днепропетровские конструкторы, встретившись при проектировании своего первого межконтинентального детища с яростным сопротивлением крупнейших авторитетов отечественного ракетостроения, заложили в проект более чем достаточные запасы. На стадии летных испытаний нереализованные запасы выявились в виде избытка дальности, что позволило через пару лет оснастить ракету мощной «тяжелой» головой частью. Но определявшаяся уровнем развития советского приборостроения низкая точность ракет Р-16 — порядка 13 км по дальности и 10 км в боковом направлении — не позволяла эффективно поражать хорошо защищенные точечные цели. Вопреки провокационным заявлениям некоторых американских военных, советские ракеты тех лет могли быть только оружием возмездия, а не обезоруживающего и безнаказанного первого удара «коммунистических агрессоров».
К серийному производству ракет Р-16У (8К64У) завод № 586 в Днепропетровске приступил в 1962 г. Испытания ракетного комплекса были завершены в 1963 г. Первые шахтные ракетные комплексы заступили на дежурство 4 февраля 1963 г. под Нижним Тагилом, а в следующем месяце — на полигоне Плесецк. Как ни странно, стоимость шахтного комплекса (в расчете на одну ракету) оказалась близкой к соответствующему показателю для наземных стартовых позиций и многократно меньше, чем у старта «семерки». Стоимость ракеты Р-16У (8К64У) была раза в полтора дешевле Р-7А и на порядок меньше затрат на строительство и оборудование комплекса Р-16. Стоимостные показатели комплексов и ракет Р-16 и Р-9А почти совпадали.
15 июля 1963 г. ракетные комплексы Р-12У, Р-14У и Р-16У были приняты на вооружение.
Ракеты Р-16, Р-16У, их компоновка, схема ШПУ:

Учебные «лёгкая» (8Ф115) и «тяжёлая» (8Ф116) ГЧ ракет Р-16, Р-16У, музей 52 рд, ЗАТО Звёздный, Пермь:

«Техника и вооружение», № 5 от 2013 г. Станислав Воскресенский. Янгель работает на нас. История ракеты Р-16.
Призваны временем: Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное». Под ред. С.Н.Конюхова.

Причины крупнейших космических катастроф

Шаттл Челленджер

Источник — яндекс картинки Источник — яндекс картинки

Первая в истории катастрофа во время полета шаттла. Эти корабли как говорили производители были надежнее ракет, но опыт показал, что это не так.

2 из 5 построенных шаттлов в США были уничтожены во время полета и Челленджер был первым.

Страна: США

Год: 1986

Что произошло: челнок сгорел во время взлета и развалился в воздухе. Все 7 членов экипажа погибли при ударе кабины о поверхность воды. Перегрузка во время удара достигла 200g, что не совместимо с жизнью.

Причина: разгерметизация твердотопливного ускорителя.

Шаттл Колумбия

Источник — яндекс картинки

Шаттл Колумбия был 2-ым шаттлом запуск которого унес жизни людей. Все семь членов экипажа погибли. После этого случая производство шаттлов полностью свернули.

Страна: США

Год: 2003

Что произошло: шаттл сгорел в атмосфере вместе с экипажем.

Причина: повреждение теплоизоляции на крыле. Были предупреждения о неисправности, но их игнорировали.

Тренеровка Аполлон-1

Источник — яндекс картинки

Конец 60-ых, США соревнуется с СССР в космической гонке. Их целью было быстрее СССР запустить ракету на Луну. Из-за спешки система ракеты была не до конца проверена и настроена.

Страна: США

Год: 1967

Что произошло: экипаж сгорел во время тренировки в командном модуле корабля

Причина: искра и возгорание от плохой изоляции проводки.

Падение Союз-1

Источник — яндекс картинки

Та же ситуация, что и с Аполлоном-1. Пытались летать на недостроенных ракетах, не уделяли внимание мелким недостаткам. Из-за дефекта производства не был раскрыт основной парашют и кабина просто шмякнулась о землю. Погиб один человек

Страна: СССР

Год: 1967

Что произошло: космический корабль не смог затормозить в атмосфере.

Причина: не раскрылся основной парашют.

Разгерметизация Союз-11

Источник — яндекс картинки

Страна: СССР

Год: 1971

Что произошло: экипаж погиб при входе в атмосферу из-за декомпрессии

Причина: разгерметизация кабины.

Пожар на Байконуре

Источник — яндекс картинки

Погибло более 100 человек

Страна: СССР

Год: 1960

Что произошло: возгорание топливного бака, большой пожар на стартовой площадке.

Причина: слишком рано включили двигатели.

Пожар в ракетной шахте Серси, Арканзас

Источник — яндекс картинки

Погибло 53 человека, ракета не взорвалась, но люди работающие в шахте были подвержены огромной температуре.

Страна: США

Год: 1965

Что произошло: пожар в закрытой ракетной шахте

Причина: утечка кислорода из-за повреждения гидравлического шланга

Катастрофа на космодроме Плесецк

Источник — яндекс картинки

Погибло 48 человек

Страна: СССР

Год: 1980

Что произошло : возгорание и взрыв топливных баков во время запуска ракеты.

Причина: присутствие каталитически активных материалов в фильтрах топливных баков/халатность конструкторского бюро

Катастрофа на космодроме Алкантара, Бразилия

Источник — яндекс картинки

Погиб 21 человек

Страна: Бразилия

Год: 2003

Что произошло: взрыв ракеты в результате незапланированного запуска одного из двигателей

Причина: «опасное сосредоточение летучих газов, повреждение датчиков и электромагнитные помехи» (отчет госкомиссии)

Катастрофа на космодроме Сичан, Китай

Погибло около 100 человек

Страна: Китай

Год: 1996

Что произошло: падение ракеты после запуска на населенную деревню

Причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей

Самые неудачные космические запуски

Любые попытки достичь космоса всегда всегда сопровождались повышенным риском. Так было, так есть и по всей видимости так будет еще достаточно долгое время. И как показывает практика, в этой сфере абсолютно любая мелочь или крохотный недочет способны привести к самым катастрофическим последствиям. Ниже представлены самые известные недачные запуски ракет в истории.

Флопник

После состоявшего 4 октября 1957 года запуска первого Спутника, который стал настоящим шоком для многих американцев, общественное мнение в США требовало скорейшего ответа Советскому Союзу. Уже на 6 декабря 1957 году был намечен запуск первого американского спутника «Авангард TV 3». Однако, всего через две секунды после запуска ракета-носитель потеряла тягу и упала на стартовую площадку, практически уничтожив ее.

Разумеется, американские СМИ как могли прошлись по данной неудаче, придумывая все более и более остроумные варианты названия неудачного запуска — Флопник, Упсник, Капутник и т.д. В итоге, первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен лишь 1 февраля 1958 года, а катастрофа «Авангарда» послужила одной из причин создания NASA — единого агентства, призванного взять под свой контроль разрозненные на тот момент американские космические программы.

Катастрофа на Байконуре

24 октября 1960 года на космодроме Байконур проводилась подготовка испытательного запуска баллистической ракеты Р-16. Старт был приурочен к очередной годовщине Октябрьской революции, потому подготовка велась в авральном режиме, с нарушением практически всех возможных правил техники безопасности. После того, как была объявлена 30-минутная готовность к пуску и начато выставление в ноль программного токораспределителя, произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени, который привел к мгновенному взрыву ракеты.

Формально это событие не являлось космическим запуском. Однако стоит напомнить, что в те годы зачастую было весьма сложно провести грань между военными и космическими программами. К тому же, взрыв ракеты не только разрушил весь стартовый стол, но и привел к огромному количеству жертв — по официальным данным, погибло 74 человека, включая главнокомандующего ракетными войсками маршала Неделина. Данная катастрофа стала одной из крупнейших за всю историю мирового ракетостроения. С тех пор 24 октября считается черным днем космонавтики, и запуски на Байконуре в этот день не производятся.

«Маринер-1» или самая дорогая пропущенная черта в истории

22 июля 1963 года аппарат «Маринер-1» должен был стать первым американским аппаратом направленным к Венере. Однако, вскоре поле старта антенна ракеты потеряла связь с наводящей системой на Земле.

В результате управление взял на себя бортовой компьютер, программа которого содержала ошибку — потерянную черту над одним из символов, которая с подачи СМИ превратилась в «пропущенный дефис». Неправильная программа привела к тому, что ракета сбилась с курса и была уничтожена по команде с Земли через 293 секунды после старта. Ущерб составил 18.5 миллионов долларов — с учетом инфляции ныне эта сумма была бы равна 135 миллионам долларов. Большая цена за один пропущенный символ.

Падение Н-1

Июль 1969 года. Всем участникам советской лунной программы уже давно понятно, что гонка века проиграна и вскоре американские астронавты высадятся на Луне. Но это не означает конец советской программы: полным ходом продолжаются работы над сверхтяжелой ракетой-носителем Н-1, которая сможет через несколько лет доставить на Луну советских космонавтов. Параллельно прорабатываются планы по созданию советской лунной базы «Звезда». Все зависит от успеха H-1.

Однако второй запуск Н-1, который происходит 3 июля, закончился полнейшей катастрофой. Ракета успела взлететь всего на 200 метров, после чего началось отключение двигателей. В итоге 1800 тонная махина рухнула на стартовый стол, полностью его уничтожив и серьезно повредив другую стартовую площадку. Этот взрыв стал крупнейшим в истории ракетостроения и одним из мощнейших неядерных взрывов всех времен. Следующий запуск Н-1 состоялся только через год и тоже закончился неудачей, как впрочем и последующий. В итоге советским космонавтам так и не удалось добраться до Луны.

Катастрофа на космодроме Плесецк

18 марта 1980 года на космодроме Плесецк велась подготовка к запуску ракеты-носителя Восток-2М. По показаниям очевидцев, во время заправки ракеты произошла вспышка в районе третьей ступени. Через несколько секунд произошёл взрыв ниже нулевой отметки и начался обширный пожар, приведший к гибели 48 человек.

Мемориальный комплекс на космодроме в Плесецке

По официальной версии причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». Так ли было на самом деле мы уже никогда не узнаем, так как все, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой в ходе одного из самых страшных взрывов в истории космонавтики.

Чудесное спасение из огненной ловушки
Не все космические катастрофы приводили к жертвам. Случай, произошедший 26 сентября 1983 года, до сих пор считается примером одного из самых удивительных спасений в истории космонавтики. В тот день к орбитальной станции «Салют-7» должен был отправиться корабль «Союз Т-10-1» с экипажем в составе Владимира Титова и Александра Сереброва. Однако, менее чем за минуту до начала запуска на ракете-носителе вышел из строя клапан, отвечавший за смазку в системе подачи топлива, что привело к возгоранию ракеты. За 10 секунд до старта операторы задействовали систему аварийного спасения, которая отстрелила спускаемый аппарат с экипажем. Еще через две секунды ракета полностью развалилась.

Капсула «Союз Т-10-1»
Передача про систему аварийного спасения космонавтов. Про инцидент с «Союз Т-10-1» с 2:50.
В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись в капсуле на высоту 650 метров и затем пролетев по инерции ещё до 950 метров, после чего произошло раскрытие парашюта. Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Но несмотря на огромные перегрузки космонавты не пострадали. В истории космонавтики это пока что единственный случай использования аварийной системы спасения космонавтов по назначению.

Катастрофа «Челленджера»

28 января 1986 года. Программа «Спейс Шаттл» скоро отметит пятую годовщину с момента начала пилотируемых полетов. Шаттлы уже слетали в космос 24 раза, причем 9 полетов состоялось в предыдущем году и NASA намеревается увеличить этот показатель. Юбилейный 25-й запуск пользуется повышенным вниманием и по другой причине: в составе экипажа из семи астронавтов находится Криста МакОлифф, которая должна стать первой учительницей в космосе.

Однако из-за аварии твердотопливного ускорителя на 73-й секунде полета происходит взрыв, который уничтожает «Челленджер». Как показало дальнейшее расследование, капсула с экипажем уцелела при взрыве — и как минимум несколько астронавтов еще были живы, когда она ударилась о воду. Однако шаттл не был оборудован системой аварийного спасения, так что у экипажа не было никаких шансов спастись. В итоге, полеты всех шаттлов были приостановлены на 32 месяца. После их возобновления челноки уже никогда не летали с той же интенсивностью, как до катастрофы «Челленджера».

Сичанская трагедия

Возможно, что самая крупная катастрофа в истории освоении космоса произошла 14 февраля 1996 ода, во время запуска китайской ракеты «Великий поход-3B», которая должна была вывести на геостационарную орбиту спутник «Интелсат-708».Сразу же после старта с космодрома Сичан ракета отклонилась от траектории и вскоре рухнула на расположенную рядом деревеню. Официальный Пекин объявил о 6 погибших и 57 раненых жителях — но многие независимые источники сходятся во мнении, что на самом деле счет погибших тогда шел на сотни. Судя по архивным кадрам разрушенной деревни, такая оценка не кажется преувеличенной.

Всего лишь кусок пены

На первый взгляд, очередной, уже 28-й запуск шаттла «Колумбия», состоявшийся 16 января 2003 года, прошел как положено. Правда, при анализе видеозаписи старта инженеры обратили внимание на то, что от изоляции внешнего топливного бака оторвался кусок пены, который затем ударил по крылу челнока. Однако такие инциденты случались и ранее без каких-либо последствий, и потому руководство NASA не обратило внимания на просьбы инженеров провести дополнительное исследование крыла на орбите. Это был лишь кусок пены. К тому же, согласно существовавшей тогда неофициальной политике NASA считалось, что при повреждении теплозащиты у экипажа не будет никаких шансов, и потому такие вещи лучше не знать (хотя в случае именно с этой миссией, если бы повреждение было обнаружено, то экипаж можно было бы спасти).

Развязка наступила 1 февраля 2003 года, когда «Колумбия» вошла в атмосферу и вскоре рассыпалась на несколько тысяч обломков. Проведенное расследование показало, что удар злополучного куска пены по левому крылу шаттла привел к образованию бреши, в которую при посадке «Колумбии» на высоте примерно 42 километров ворвались раскаленные газы. Через 24 секунды после этого кабина, в которой находился экипаж, радлетелась на мелкие кусочки. Эта катастрофа фактически положила конец программе «Спейс Шаттл»: после возобновления полетов оставшиеся в строе челноки помогли достроить МКС и в последний раз отремонтировать телескоп «Хаббл», после чего в 2011 году навсегда ушли на покой.

Катастрофа на космодроме Алкантара

Взрывы на космодромах, приводившие к большому количеству жертв, случались не только у великих держав. 25 августа 2003 года печальный список стран, заплативших кровью за попытку дотянуться до звезд, пополнила Бразилия. На то время страна активно развивала свою космическую программу. Бразильские инженеры пытались довести до ума твердотопливную ракету-носитель VLS-1, которая должна была вывести Бразилию в престижный клуб стран, способных самостоятельно запускать спутники.

Последствия взрыва на космодроме Алкантара

25 августа во время подготовки к запуску VLS-1, без каких-либо видимых причин заработал двигатель одного из четырёх блоков первой ступени ракеты. Огненный факел поджёг соседние двигатели и через несколько секунд ракета взорвалась, убив 21 и ранив свыше 20 человек. Взрыв сравнял с землёй пусковую установку ракеты, превратив конструкцию высотой в 10 этажей в груду искореженного металла. Бразильское космическое агентство до сих пор не смогло полностью оправиться от этой катастрофы, и пока что так и не произвело ни одного самостоятельного запуска.

Материал на сайте universeru.com