Радио великой отечественной войны

Радио в годы великой отечественной войны, история

Во время Великой Отечественной войны радио получило широкое применение з Советской Армии и способствовало достижению нашей победы.

Советские радиозаводы обеспечили снабжение армии всеми видами радиоаппаратуры, которую они в ходе войны непрерывно улучшали, создавая все более и более совершенные образцы радиовооружения.

Число радиостанций, применявшихся во время боевых действий, было очень велико. Особенно широко применялось радио в наступательных операциях Советской Армии, когда все рода наших войск почти непрерывно двигались вперед.

Качество наших радиостанций во многие случаях было значительно выше станций иностранных армий. Они были более компактными и легкими и имели больший радиус действия.

Радисты — воины Советской Армии — выдержали суровое испытание на всех фронтах Великой Отечественной войны. Им приходилось работать под разрывами снарядов и мин, под пулеметным обстрелом, но они мужественно обеспечивали связь.

Умело используя радио, советские радисты помогали пехоте, артиллерии, танкам и авиации громить фашистских захватчиков. Тысячи радистов — участников Великой Отечественной войны — награждены орденами и медалями, многие из них получили высокое звание Героя Советского Союза.

Радио способствовало победному шествию нашей армии на Запад. Оно помогало поддерживать связь через голову противника.

Партизаны, действовавшие в тылу врага, по радио поддерживали связь с «Большой Землей», с Центральным штабом пар

тизанского движения. Радиоволны связывали их через линию фронта с наступавшими частями освободительной Советской Армии, передачи советского радио вдохновляли и на борьбу с оккупантами.

Рис. 1. Радисты Советской Армии на тактических занятиях.

Советское радио в дни войны сообщало о событиях, происходивших на фронте и в тылу. Оно незримыми нитями соединяло в одно неразрывное целое боевой фронт и фронт трудовой.

По предложению радиослушателей Всесоюзный радиокомитет организовал в дни войны передачу по радио писем на фронт и с фронта. В адрес Радиокомитета приходили письма со всех концов страны и из действующей армии.

«Письма по радио» слушал весь народ. В них звучал голос советских патриотов, которые, не щадя своих сил и жизни, на фронте и в тылу неустанно ковали победу над врагом.

За время войны Радиокомитет получил 2 миллиона писем для передачи по радио. Благодаря этим передачам члены 27 тысяч семей установили между собой потерянную во время войны связь, нашли друг друга.

В дни войны сообщения Советского Информбюро, передаваемые по радио, становились известны всему народу. Голос советского радио в одно и то же время звучал в домах тружеников тыла и в землянках бойцов.

Радио доносило голос Родины и до советских людей, оказавшихся на временно оккупированных фашистскими захватчиками территориях.

Сообщения о победах Советской Армии передавались по радио и наполняли радостью каждого советского человека. Толпы народа собирались около уличных громкоговорителей, когда раздавались волнующие слова приказов верховного главнокомандующего товарища Сталина и победные залпы московских салютов.

Этим радиопередачам внимала вся наша страна и весь мир. А когда фашистские захватчики были разгромлены, радостную весть о победе мы прежде всего услышали по радио.

Источник: Ф. Честнов — «В мире радио», 1954г.

Вражеские голоса: как в СССР боролись с иностранными СМИ

«Есть такой обычай на Руси — каждый вечер слушать Би-би-си»

В 1953 году состоялся первый эфир «Освобождения от большевизма» — будущего радио «Свобода». В народе зарубежные вещающие на СССР радиостанции скоро начали называть вражескими голосами.

Первоначально борьба с иностранным вещанием на территории Союза велась с помощью пропаганды: в газете «Культурная жизнь» были опубликованы статьи писателя Ильи Эренбурга и академика Евгения Тарле, в которых критиковались как сами иностранные радиопередачи, так и западный образ жизни в целом.

«Если вы изобрели какие-то надувные жевательные резинки, отчего же вы вместо мирного пускания резиновых пузырей у себя дома распространяете их по всему миру?»

Из статьи Эренбурга

С 1948 года передачи зарубежных радиостанций начали глушить. В ЦК даже рассматривалась возможность прекращения выпуска радиоприемников коротковолнового диапазона, на котором вещали вражеские голоса, однако это так и не было реализовано. Впрочем, в обычных магазинах коротковолновые приемники долгие годы продавались с сокращенным КВ-диапазоном. Приемники с расширенным диапазоном, на котором вещали многие западные станции, можно было купить только в сети валютных магазинов «Березка», недоступных простым гражданам.

Семья у любительской радиостанции (Фото: Фотохроника ТАСС)

Несмотря на все эти предосторожности, советским потребителям новостей удавалось ловить сигнал из-за границы. На Западе постоянную аудиторию вещавших на территории СССР радиостанций оценивали в 30 млн человек, или 15% взрослого населения страны. Историк Михаил Восленский называл помехи, создаваемые советскими глушилками, «вой холодной войны». По западному радио читали запрещенные книги, крутили джаз и рок. Об аварии на Чернобыльской АЭС «Голос Америки» сообщил раньше, чем программа «Время».

В официальных советских документах глушение обычно называлось «закрытием частот». Глушилки либо перебивали западные передачи неприятным завыванием, либо ретранслировали на их волнах классическую музыку. Как рассказывал Би-би-си создатель сайта «Радиоцензура» литовский исследователь Римантас Плейкис, глушилки представляли собой обычные коротковолновые передатчики. Их суммарная мощность составляла около 16 тыс. киловатт, что вдвое превышало мощность передатчиков, использовавшихся иностранными радиостанциями.

На создание инфраструктуры, с помощью которой обеспечивалось закрытие эфира, требовались серьезные расходы. В начале 1960-х по всей стране было около 1,4 тыс. глушилок. В 1963 году в том или ином виде цензуре подвергались 19 зарубежных радиостанций, из которых эфир десяти​ глушили полностью, а еще девяти создавали помехи музыкальными программами. Во время хрущевской оттепели в списке оказались и радиостанции номинально дружественных Албании и КНР, которые критиковали советское руководство за ревизионизм.

В 1964 году решением ЦК КПСС в противовес вражеским голосам была создана радиостанция «Маяк».

Видео: РБК

Конец борьбы с голосами

В конце концов борьба с иностранными радиостанциями фактически была признана неэффективной и завершилась в период перестройки. В письме в Политбюро ЦК КПСС от 5 сентября 1986 года секретарь ЦК Егор Лигачев и председатель КГБ Виктор Чебриков доложили: «С разной степенью эффективности обеспечивается глушение передач примерно на 30% территории Советского Союза, в которых проживают около 100–130 млн человек, многие внутренние районы страны радиозащитой не прикрыты, а эффективность глушения в ряде крупных городов центра России, прибалтийских и закавказских республиках существенно ниже, чем в среднем по стране». К 30 ноября 1988 года все глушилки на территории СССР были выключены.

Работницы на минском радиозаводе (Фото: Владимир Лупейко / Фотохроника ТАСС)

В некоторых городах бывшего Союза вышки глушилок сохранились до сих пор — в 2014 году советник главы украинского МВД Антон Геращенко, комментируя приказ «О полном мониторинге кабельных сетей на Украине», заявлял, что возможно их использование для создания помех вещанию из России. «Вот у нас до сих пор стоят в больших городах вышки, которые специально установлены, чтобы глушить сигнал «Голоса Америки», «Радио Свобода» и так далее. Может быть, встанет вопрос о необходимости такого глушения в будущем», — говорил он.

«Голос Америки» прекратил вещание в радиоэфире на территории России в 2008 году, в 2011 году примеру коллег последовали в Би-би-си. Обе станции продолжили вещание в интернете, «Немецкая волна» в том же 2011 году решила полностью отказаться от вещания на русском и сосредоточиться на своем сайте и аккаунтах в социальных сетях. «Радио Свобода» продолжает вещание в эфирном диапазоне средних волн.

А что сейчас

В соответствии с принятым Госдумой законом иностранными СМИ являются структуры, «распространяющие для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» и получающие «денежные средства или иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан или от российских юридических лиц, получающих денежные средства от указанных источников».
На них, как отмечается в принятых поправках, должны распространяться те же законодательные нормы, что и для некоммерческих организаций, имеющих статус иностранного агента:

  1. Иностранные агенты должны регистрироваться в Минюсте и указывать свой статус во всех своих публикациях.
  2. Их финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Иностранные агенты должны отчитываться властям о своей деятельности. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за непредоставление сведений иноагентам грозит штраф до 300 тыс. руб. для юрлиц.
  3. Допускается ликвидация отделения иностранной некоммерческой организации, если она своевременно не предоставит всю необходимую информацию в Минюст. Решение об этом принимает суд.

запрещенное радио союза
слушать онлайн бесплатно

группы и исполнители, запрещенные в СССР в 70х-2000х (дворовый романс, эмигранты, шансон, зарубежные группы)

может содержать ненормативную лексику (18 )

под запретом В «Совке» были многие группы и исполнители, жанр запрещенных и «ограниченного применения» был очень разнообразен. от пародий и «блатняка», ныне называемого громким словом ШАНСОН и дворового романса до отечественного и зарубежного рока

о первых направлениях можно прочитать на сайте http://www.kravchinsky.com/knigi, где очень подробно рассказано в книгах Кравинского о судьбе исполнителей «белогвардейщины», «имигрантах» и шансонье…

ну а про рок-группы могу сказать:

Аннотированный список зарубежных музыкальных ансамблей и исполнителей, в творчестве которых содержатся идейно и нравственно вредные произведения

«AС/DС». Hекоторые критики утверждают, что название расшифровывается как «Антихрист» («Дитя дьявола»). В прошлом школьные хулиганы, братья Янги перенесли этот имидж на сцену. Тексты их песен бывают грубы и двусмысленны. Группа отличается склонностью к пьяным дебошам. В феврале 1980 г. песня «Снова в черном» стала гимном нацистской партии Америки. Во многих песнях группы содержатся постоянные ссылки на деяния сатаны, восхваляется черная магия, смакуется беспомощность человека перед некими сверхъестественными силами, право сильных чинить самосуд.

«Айрон Мэйден». В творчестве группы присутствуют загробные, библейские ассоциации. Особенно ярко выражены они в песнях «Живой после смерти», «Зверь под номером 666» и др.

«Джудаст Прист». Стремление стать любой ценой популярной привело к тому, что группа создала себе «черный» сценический образ и начала усиленно эксплуатировать культ грубой силы. Критика характеризует сценическое поведение «Джудас Прист» как «эмоциональный фашизм».

«Коргис». В репертуаре — антисоветская песня «Молодая и русская».

«Металлика». В беседе с журналистами лидер группы выразил свое «кредо» следующим образом: «…Выпивка и девочки, наркотики и деньги, главное — деньги! — вот что нас интересует». Самая известная композиция — «Медленная смерть» вошла в последний антикоммунистический альбом корпорации «Музыка для народа».

«Мэноуор». Творчество явно антисоветского содержания. В песне «Кровь моих врагов» призывают своих поклонников «убивать русских десятками, сотнями, тысячами». В пластинку «Ад приходит в твой дом» включена песня «Хейль, Англия» — по аналогии с нацистским «хайль». Ансамбль — активный пропагандист фашиствующих организаций Англии.

Оззи Осборн. Классический пример нарушения психического здоровья и распада личности у человека, долгое время вращавшегося в сфере шоу-бизнеса. К началу 80-х годов Осборн избирает себе сценический образ сумасшедшего вампира-алкоголика и настолько в него вживается, что перестает отличать вымышленное от действительной жизни. К числу наиболее нашумевших выходок следует отнести пожирание дохлого нетопыря на одном из концертов (потом чуть не умер от отравления), закусывание головами живых цыплят, а также высказывания в стиле: «Я люблю пить и быть постоянно пьяным. Я пью буквально все. Я не такой сумасшедший, как все думают, я намного хуже».

Принс. Творчество — помесь порнографии, аполитичности и даже пропаганды ядерной войны.

«Сзмми Хагар». Группа, сочетающая культ грубой силы с националистическими инсценировками. Так, например, во время турне 1980 г. их вокалист появлялся на сцене, задрапированный в звездно-полосатый флаг, и раздирал в клочья портреты аятоллы Хомейни.

«Ю Ту» — группа носит название американскою военного самолета. Пропагандирует милитаризм, антисоветизм. О содержании песен говорят уже сами названия альбома «Под кровавым красным небом» (1983 г.), «Война» (1983 г.), «Близ красных скал» (1984 г.) и др. Hа обложках неизменно присутствует американский военный самолет.

Перечень групп и идеи, которые они пропагандируют

«Оттаван» — антикоммунизм,

«Би-52» — насилие, милитаризм,

«Блонди» — насилие,

«Ван Хэйлен» — антисоветизм ,

«Депеш Мод» — аполитичность,

Донна Саммер — эротизм,

«Калчер Клаб» — гомосексуализм, аполпитичность, анти-культура,

Мадонна — секс,

Майкл Джексон — аполитичность, ужасы,

«Мэднесс» — насилие,

«Мётли Крю» — насилие,

«Моторхэд» — моральная распущенность,

«Hазарет» — насилие, садизм, религиозное мракобесие,

«Пинк Флойд» — извращение внешней политики СССР.

Род Стюарт — эротизм,

«Скорпионс» — насилие,

Типа Тернер – секс

и так далее. Всего в списке 100 команд.

Москва — «Потерянное поколение», «Альфа», «Примус», Ю. Лоза, «Крематорий», «Проспект», «Центр», «ДК». Всего 17 групп.

Ленинград — «Пикник», «Автоматические удовлетворители», Ю. Морозов, «Трубный глас», «Зоопарк», «Люцифер». Всего 19 групп.

Свердловск — «Урфин Джюс», «Трек». Всего 5 групп. И еще ребята из Волгограда и других городов страны.

И такая приписочка: «Общая информация. Эти коллективы созданы стихийно, многие уклоняются от регистрации и аттестации, некоторые их участники — от общественно-трудовой деятельности, пренебрегают правилами социалистического общежития. Слепо подражая западной моде, их участники нередко появляются перед зрителем в неопрятном виде, небрежно и вызывающе одетыми, ведут себя на сцене развязно, аморально. Их музыка характеризуется нарочитым примитивизмом, формированием звука и шумовыми эффектами, многие тексты — отсутствием серьезных мыслей и целей, чувств, откровенной пошлостью и вульгарностью, а порой и аполитичностью».

Всесоюзный научно-методический центр при Министерстве культуры СССР.

1 октября 1984 г.

/для проверки студий звукозаписи и дискотек/.

Hа основании приказа N 361 от 25.07.84 «Об упорядочении деятельности ВИА и повышении идейно-художественного уровня их репертуара в свете требований Июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС», в целях усиления борьбы с влияниями буржуазной идеологии, повышения идейно-художественного уровня самодеятельных ВИА, рок-групп, качества работы этих коллективов рекомендуем запретить проигрывание и демонстрацию в г. Москве грампластинок, компакт-кассет, видеороликов, книг, плакатов и другой продукции, отражающей деятельность следующих групп:

1. Hемецко-польская агрессия

2. Hемецко-американская дружба

3. Рейнгольд

4. Центральный комитет

5. Отсутствие цвета

6. КГБ

7. Кремль и хороший народ

8. 1948 год

9. Злата Прага

10. Белый Кремль

11. Черные русские

12. Россия

13. Кожаные комиссары

14. Петроградское ревю

15. Блю Ойстер Калт

16. Рамонес

17. Диагноз-403

18. Вероника Фишер

19. Хольгер Биче

20. Фигура

21. Кисс

22. Эрик Ланг

23. Пропаганда

24. Ди пресс

25. Скиф

26. Hина Хаген

27. Б-52

28. Стикет

29. Мэднесс

30. Секс пистолз

31. К л э ш

32. Стренглерз

33. Крокус

34. Айрон Мэйден

35. Джудас Прист

36. АС/ДС

37. Спаркс

38. ЮФО

39. Блэк Сабат

40. Элис Купер

41. Ху

42. Скорпионз

43. Чингиз Хан

44. Пинк Флойд /1983 /

45. Токин\\\\\\\’Хедз

46. Церрон (т.е.»Черроне»)

47. Ла Бьонда

48. Джуниор Энглин

49. Кеннет Хит

50. Ван Халлен

51. Язу

52. 10 СС

53. Блонди и Дебора Хари

54. Хулио Иглесиас

55. Патти Смит

56. Элвис Костелло

57. Майкл Джексон

58. Дюран-Дюран

59. Род Стюарт

60. Ганимед

61. Хот «АС»

62. Милк энд Хани

63. Черри Лейк

64. Крафтверк

65. Hазарет

66. Дэнсинг Мод

67. Вилладж Пипл

68. Студжис

69. Бойз

70. Санта Эсмеральда

71. Мьюзик Мэшин

72. Оридженела

73. Пэссинжерз

Учитывая тот факт, что в последнее время значительно обострился интерес зарубежных туристов к творчеству некоторых самодеятельных советских рок-групп, а также факт радиотрансляции их произведений в зарубежных странах, считается необходимым запретить проигрывание в г. Москве магнитофонных записей самодеятельных рок-групп, в творчестве которых допускается искажение советской действительности и пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и настроения:

МОСКОВСКИЕ ГРУППЫ:

1. Альянс

2. Гулливер

3. Браво

4. Мухомор

5. Примус

6. Центр

7. Зигзаг

8. ДК

9. Кросс

10. Альфа

11. Теннис

12. Зона отдыха

13. Hаутилус

ЛЕHИHГРАДСКИЕ ГРУППЫ:

14. Аквариум

15. Мануфактура

16. Мифы

17. Hик-Hик

18. Кино

19. Дилижанс

20. Акцент

21. Уличная канализация

22. Автоматические удовлетворители

23. Люцифер

24. Ю.Морозов

25. Хрустальный шар

26. Парад

27. Свинья

28. Мухи

29. Рыба

30. Алле

31. Гонг

А ТАКЖЕ:

Свердловск:

32. Hаутилусы

33. Фолиант

34. Метро

35. Урфин Джюс

Киев:

36. Зимний сад

Уфа:

37. ДДТ

Черновцы:

38. Корд

Рекорды и дикторы: откуда вещало радио войны

Миллионы граждан ежедневно прослушивали сводки, которые начинались знаменитыми словами «От Советского Информбюро» и внушали надежду в самые тяжелые периоды Великой Отечественной войны. Как появилось всесоюзное радио, почему в военные годы его пришлось срочно эвакуировать и как немцы повысили качество советских радиоприемников?

Профессиональный праздник работников всех отраслей связи, включая радио, отмечается 7 мая. В этот день в 1895 году российский физик Александр Попов продемонстрировал свой первый приемник, названный им «грозоотметчиком». Впервые отпраздновали эту дату после постановления Совнаркома СССР в 1945 году.

Как появилось советское радио

Первый в СССР общедоступный широковещательный радиоканал появился в 1933 году и получил название «Всесоюзное радио». Вещание велось из Подмосковья, где советские инженеры возвели так называемый «Радиоцентр № 9». Мощность передатчика составляла 500 киловатт, на тот момент это был мировой рекорд.

Такая мощность передатчика позволяла «накрыть» советским сигналом весь земной шар. Вещание началось на длинных и средних волнах, на тот момент «Всесоюзное радио» было единственным в СССР национальным радиоканалом, конкуренцию в эфире ему составляли только немецкие, польские и чешские радиостанции.

Вещание на длинных волнах в тот период считалось «золотым стандартом». Для переноса сигнала использовалась радиоволна размером от 1 до 30 километров. За счет гигантского размера такая волна огибала земную поверхность и распространялась на огромные расстояния, позволяя принимать сигнал на удалении в несколько тысяч километров.

Фото: National Photo Company
Еще одним преимуществом вещания на длинных волнах была доступность приемников для населения — устройства для прослушивания сигнала можно было самостоятельно собрать по радиолюбительским схемам прямого усиления, с использованием дешевых деталей из ближайшего радиомагазина.

Впрочем, особой необходимости собирать радиоприемник «на коленке» не было — советская промышленность к тому времени освоила выпуск серийный изделий. Наиболее популярным у граждан был радиоприемник СВД, выпускавшийся с 1936 по 1941 годы. Он представлял собой советскую копию американского приемника RCA 140 и выдавал весьма качественный звук.

Радио воюет с немцами

22 июня 1941 года в 12 часов дня «Всесоюзное радио» передало выступление Вячеслава Молотова, который сообщил советским гражданам о вероломном нападении фашисткой Германии. Выступление главы правительства СССР повторялось по радио в течение всего дня с интервалом в один час.

Сразу после этого работу радио перестроили на военные рельсы — вещание стало ключевым инструментом массовой пропаганды для гражданского населения и армии. Важно, что радио слушали советские граждане, оказавшиеся на временно оккупированных фашистскими захватчиками территориях.

На третий день войны рядовым советским гражданам приказали сдать радиоприемники государству. В постановлении указывалось, что «радиоприемники и передатчики могут быть использованы вражескими элементами в целях, направленных во вред советской власти». По архивным подсчетам, на хранение было сдано более миллиона радиоприемников.

Одновременно учреждениям, предприятиям, радиоузлам и клубам разрешили использовать радиоприемники для коллективного слушания радиопередач. В результате сводки Информбюро и другие радиопередачи вся страна в годы войны слушала из репродукторов на столбах, а также проводных радиоточек в домах.

Из-за того, что мощный сигнал радиостанции под Москвой использовался немецкими бомбардировщиками в качестве своеобразного «маяка», было решено срочно перенести вещающий центр вглубь страны. Радиостанцию с передатчиком мощностью 1200 киловатт построили в Куйбышевской области, работы завершили в 1942 году.

Немногие знают, что знаменитый советский диктор Юрий Левитан с 1943 года вещал именно из студии в Куйбышеве. Всесоюзный радиокомитет за годы войны получил 2 миллиона писем с фронта, все 900 дней блокады вел передачи из осажденного Ленинграда, транслировал ежедневные сообщения для партизан и населения оккупированных территорий.

Радио повышает качество

Советское руководство по достоинству оценило вклад радио в победу над фашисткой Германией. Постановлением Совнаркома СССР от 4 мая 1945 года было решено установить 7 мая ежегодным Днем радио, учитывая «важнейшую роль радио в культурной и политической жизни населения и для обороны страны».

Сразу после победы радиовещание в СССР расширили — появился второй радиоканал, который позднее стал радиостанцией «Маяк». В 1948 году Всесоюзное радио перешло на вещание в три программы, общий объем передач достиг 45 часов в сутки. Впервые внедрили радиовещание в диапазоне ультракоротких волн (УКВ) с использованием частотной модуляции.

Гражданам вернули временно конфискованные радиоприемники. Советская промышленность воспользовалась трофейной добычей — знаменитыми немецкими радиоприемниками Telefunken, которые отличались великолепным качеством звука. По легенде, «отец» современной пропаганды Йозеф Геббельс приказал инженерам компании обеспечить гипнотический звук, чтобы население с максимальным доверием внимало голосу Адольфа Гитлера.

Фото: Zenonas Langaitis
Предприятия СССР скопировали многие удачные находки немецких специалистов, поэтому звучание советских радиоприемников совершило качественный скачок. Одним из самых популярных стал приемник «Москвич», общий тираж которого превысил 2 миллиона экземпляров. Кстати, именно этот приемник можно увидеть в фильме «Москва слезам не верит».

В 1959 году СССР стал вторым в мире по числу радиоприемников — одно устройство приходилось на четырех человек. Также Советский Союз вышел на первое место в мире по мощности радиостанций. Общая продолжительность радиопрограмм в сутки достигла 600 часов, каждый день для слушателей транслировали спектакли, концерты, новости и репортажи.