ПВО 2 мировой войны

Американские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой

Hoplit 12.08.2015 1193 20 0 в Избранноев Избранномиз Избранного 0

К началу Второй мировой войны в США только боевые корабли ВМС имели более или менее адекватное зенитное прикрытие. В конце 30-х годов американская армия находилась в стадии технического переоснащения и перевооружения, и её зенитное вооружение соответствовало реалиям десятилетней давности.

Станковый пулемёт M1917 винтовочного калибра 7,62×63 мм (.30-06 Springfield) являлся наиболее распространенным пулемётом в американской армии в межвоенное время. Он был разработан после вступления США в Первую мировую войну. Данная конструкция Джона Браунинга, созданная в содружестве с компанией Colt, в 1917 году представляла собой аналог пулемета Максима, отличавшаяся при схожих характеристиках более простотой конструкцией. В 1936 году пулемёт прошел модернизацию.

Усовершенствованный вариант станкового пулемета «Браунинг» получил обозначение М1917А1. Пулемет этой модификации имеет улучшенный механизм подачи патронов, усовершенствованный прицел и новый треножный станок, который обеспечивает возможность ведения стрельбы по воздушным целям. В комплект принадлежностей к пулемету введен зенитный прицел.

Пулеметы этого типа благодаря водяному охлаждению могли вести интенсивный огонь в течение длительного времени. Помимо пехотного треножного станка, они монтировались на бронетехнике, на зенитных турелях. В годы войны в рамках оказания военной помощи M1917А1 поставлялись союзникам по антигитлеровской коалиции и применялись в течение всей войны, в том числе и в качестве зенитного.

Однако станковый пулемёт М1917А1 не удовлетворял американских военных, в первую очередь из-за чрезмерной массы (47 кг). В результате на вооружение была принята модификация пулемета Браунинга М1919 в варианте М1919А4 с облегченным станком-треногой М2. Именно этот пулемет стал основным оружием американских войск в ходе Второй мировой войны.

Пулемет М1919А4 конструктивно мало отличался от пулемета М1917А1. Основным отличием было использование массивного ствола воздушного охлаждения, заключенного в перфорированный кожух. Вместе со станком пулемёт М1919А4 весил 25 кг, что было почти в два раза меньше массы М1917А1 со станком.

Помимо пехотного варианта пулемёта на треноге, существовало немало турельных вариантов этого оружия, которые монтировались на различных транспортных средствах и бронетехнике.

Американские танкисты отрабатывают навыки стрельбы из зенитных пулеметов по низколетящим целям. Фотография сделана в учебном центре, расположенном в пустыне Мохаве, штат Калифорния, в период подготовки к вторжению в Северную Африку.

Помимо американской армии, Браунинг М1919А4 получил широкое распространение и в вооруженных силах союзных стран. Вместе с бронетехникой, поставляемой по ленд-лизу, он в значительных количествах попал в СССР. В тоже время роль его в качестве зенитного оружия была не велика, на этом поприще гораздо более эффективным оказался крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт Браунинг М2.

Американский крупнокалиберный пулемёт М2 был разработан в 1932 году на основе 12,7-мм Браунинга M1921, который начал проектироваться на завершающей стадии Первой мировой войны. Главным отличием от более ранней модели заключалось в разработке универсальной конструкции механизмов и ствольной коробки, допускавших использование пулемета как в авиации, так и в наземных установках, с водяным либо воздушным охлаждением и возможностью смены направления подачи ленты.

В крупнокалиберных пулемётах Браунинга использовался мощный патрон .50 BMG (12,7×99 мм), обеспечивавший 40 г пуле начальную скорость в 823 м/с. На дальности 450 м бронебойная пуля этого патрона способна пробить 20-мм стальную плиту.

12,7-мм зенитно-пулемётная установка с водяным охлаждением

Но признание к этому оружию пришло далеко не сразу, необходимость и важность крупнокалиберных пулемётов для американских военных в 20-30-годы были не очевидны. Однако бурное развитие авиации в 30-е годы, рост скорости и высоты полёта, требовало адекватных средств борьбы с быстро растущей угрозой с воздуха. В этих условиях возрос интерес к крупнокалиберным пулемётам и малокалиберным зенитным автоматам, имеющим по сравнению с зенитными пулемётами винтовочного калибра существенно большую дальность стрельбы и лучший поражающий эффект. Первоначально 12,7-мм М2 выпускался в двух вариантах. Оружие с воздушным охлаждением ствола предназначалось для борьбы с лёгкой бронетехникой и как средство поддержки пехоты. Вариант с водяным охлаждением применялся как зенитное оружие в армии и флоте.

Достаточно широкое распространение получили зенитные установки спаренных пулемётов М2, стволы которых имели жидкостное охлаждение. Эти установки монтировались на кораблях и транспортных средствах. Однако применение этого эффективного зенитного оружия в переносном варианте было затруднено из-за чрезмерного веса.

Для обеспечения необходимой интенсивности огня в версии с воздушным охлаждением был разработан более тяжелый ствол, и пулемет получил обозначение Браунинг M2HB. Вес тела пулемёта снизился до 38 кг. Темп стрельбы составил 450-600 выстр./мин.

В годы Второй мировой войны в США было выпущено почти 2 миллиона пулеметов М2 калибра 12,7-мм. Для обеспечения ПВО сухопутных войск было создано несколько вариантов буксируемых и самоходных спаренных и счетверенных зенитно-пулемётных установок. Пулемёты устанавливались также на все типы боевых кораблей, от торпедного катера до линкора. В морском варианте зенитная установка оснащалась зеркальным прицелом, однако, поскольку огонь велся трассирующими боеприпасами, многие стрелки зачастую не пользовались прицелами, корректируя стрельбу по трассам пуль.

Американский моряк у спаренной 12,7-мм пулеметной установки на лодке типа PT, около побережья Новой Гвинеи

Основным разработчиком и производителем ЗПУ для сухопутных войск стала корпорация Maxson L. W. После выпуска удачных спаренных 12,7-мм установок М13, которые монтировались на шасси полугусеничного бронетранспортёра М3, военные выразили желание получить более мощную счетверённую установку.

ЗСУ М13





В 1943 году началось производство счетверённой установки M45 Maxson Mount. Вес установки в боевом положении составлял 1087 кг. Дальность стрельбы по воздушным целям — около 1000 м. Скорострельность — 2300 выстрелов в минуту.

ЗПУ М51

Буксируемый вариант получил обозначение М51; облегченный, на двуосном прицепе для парашютно-десантных подразделений был известен как М55.

На огневой позиции для придания установке большей устойчивости с каждого угла прицепа на землю опускались специальные опоры. В прицепе также помещались аккумуляторы электропитания зенитки и зарядное устройство к ним. Наведение осуществлялось с помощью электрических приводов. Электродвигатели приводов наведения были мощными, способными выдерживать самые большие нагрузки. Благодаря электроприводам установка имела скорость наведения до 60 градусов в секунду.

ЗПУ М55

Наиболее распространенным в армии США типом ЗСУ со счетверёнными пулемётными установками Maxson Mount стал М16 на базе полугусеничного БТР М3. Всего выпущено таких 2877 машин.

ЗСУ М16

Установки Maxson Mount обычно применялись для охраны от налетов штурмовой авиации транспортных колонн или подразделений на марше. Помимо прямого назначения, счетверённые установки крупнокалиберных пулемётов являлись очень мощным средством борьбы с живой силой и легкобронированной техникой, заслужив среди американских военных неофициальное прозвище — «мясорубка».

На базе бронетранспортёра М5, который отличался от М3 лишь некоторыми узлами и агрегатами, а также технологией производства корпуса, выпускалась ЗСУ М17. Вооружение которой составляла та же счетверённая установка Maxson Mount.

Советская ЗСУ М17

Поставляемые по ленд-лизу в СССР ЗСУ М17, ставшие основным средством мобильной ПВО танковых и механизированных частей РККА, очень высоко ценились в войсках. Сочетание бронированного шасси повышенной проходимости и высокой огневой мощи четырёх крупнокалиберных Браунингов было получено в нашей стране на отечественных моделях только в послевоенное время.



На завершающем этапе войны советские ЗСУ М17 при отсутствии воздушных целей эффективно применялись в уличных боях, ведя огонь по верхним этажам зданий и чердакам.

Крупнокалиберный пулемёт М2 оказались весьма эффективным средством отражения маловысотных атак вражеской авиации. Он имел высокие для своего времени боевые и служебно-эксплуатационные характеристики, что обеспечило широчайшее его распространение в вооруженных силах США и союзников по антигитлеровской коалиции. Хотя в пулях, которыми стреляли пулеметы Браунинга, отсутствовали заряды взрывчатых веществ, все самолёты того времени были уязвимы для его огня.



В конце 30-х годов, когда стали появляться первые бронированные самолёты, ВМФ США начал искать более мощное оружие для замены крупнокалиберных Браунингов. Американские флотоводцы заинтересовались 20-мм швейцарским автоматическим орудием Oerlikon. После проведения сравнительных испытаний 9 ноября 1940 года было рекомендовано принятие на вооружение швейцарских «Эрликонов».

Зенитные орудия, выпускаемые в США, обозначались как 20 mm/70 (0.79″) FFS. Они имели скорострельность до 650 выстрелов в минуту. Масса орудия — 62 кг. Питание осуществлялось из 30-зарядных барабанных магазинов.



По состоянию на 7 декабря 1941 года было произведено 379 автоматических пушек. Всего до окончания производства в 1945 году промышленность выпустила 124.735 зениток «Эрликон». Эти зенитки в США были чисто флотской системой и на берегу практически не применялись.

Оружие оказалось очень популярным на флоте из-за простоты обслуживания и хорошей скорострельности. К концу войны на американских кораблях все свободное пространство занималось одно- и двуствольными установками «Эрликон». В боекомплект 20-мм пушек «Эрликон» входили снаряды следующих типов:



— осколочные (около 9 г тротила);

— трассирующие (4 г тротила и светящийся состав, протяженность трассы 1500 м);

— зажигательные (4 г тротила и 3 г белого фосфора);

— бронебойные (4 г детонита);

— бронебойно-зажигательные (снаряжались белым фосфором).

Масса снаряда в зависимости от типа колебалась в пределах от 124 до 130 грамм. Начальная скорость: 835—870 м/с. Досягаемость по высоте — до 2500 м.

Зенитные 20-мм пушки являлись «последним рубежом обороны» против японских камикадзе, прорвавшихся через истребительные заслоны и огонь более дальнобойных зенитных орудий. На кораблях класса линкоров и тяжелых авианосцах количество стволов «Эрликонов» к концу войны перевалило за сотню штук. Хотя надо сказать, что зенитные автоматы «Эрликон» к концу войны уже перестали удовлетворять требованиям времени. Мощности 20-мм снарядов часто бывало недостаточно, чтоб остановить идущего в последнюю атаку камикадзе.



В ограниченном количестве (всего 110 машин) в США для ПВО сухопутных войск была выпущена ЗСУ Т10, вооруженная спаренной системой 20-мм пушек Hispano-Suiza HS.404, которая, в свою очередь, представляла собой британскую версию «Эрликона».

ЗСУ Т10

Широкому распространению ЗСУ Т10 в армейских подразделениях США препятствовали: нестандартный для армии 20-мм боеприпас и отсутствие явных преимуществ перед 12,7-мм счетверёнными установками. Кроме того, производство пушек Hispano в США было ограниченным. Практически все выпущенные промышленностью автоматы шли для вооружения боевых самолётов.



В начале 20-х годов Джоном Браунингом была разработана 37-мм автоматическая пушка. После его смерти в 1926 году процесс по принятию этой системы на вооружение затормозился. Формально орудие было принято на вооружение в 1927 году, фактически это случилось только в 1938 году, после разработки модернизированного лафета.

37-мм зенитное орудие М1А2

Модернизированное 37-мм зенитное орудие получило наименование М1А2. Вес модернизированной зенитной установки в боевом положении — 2778 кг. Скорострельность техническая — 120 выстрелов в минуту. Вес осколочного снаряда — 595 г. Начальная скорость снаряда — 850 м/сек. Дальность стрельбы по воздушным целям — 3200 м.



Сама по себе 37-мм зенитка показала себя неплохо. Однако эффективность портили недостаточно мощные боеприпасы, из-за которых было затруднено поражение самолётов летавших с большой скоростью. Как раз в это время англичане обратились к американцам с просьбой использовать часть своих производственных мощностей под выпуск 40-мм зениток «Бофорс» для Великобритании. Испытав их, американские военные убедились в превосходстве этих зениток над отечественной системой. Однако в течение некоторого времени в сборочных цехах компании Кольта продолжался параллельный выпуск «Бофорсов» и М1А2.

В ходе боевых действий выяснилось, что зенитчики на легких установках практически не пользуются прицелами, предпочитая наводить зенитную установку в момент стрельбы по трассам снарядов или пуль. В соответствии со сделанными выводами была создана комбинированная установка Combination Mount M54. Слева и справа от ствола 37-мм зенитки поставили по 12,7-мм крупнокалиберному пулемету Браунинга. Поскольку баллистические характеристики пулеметов и орудия были схожими, стрелкам предлагалось использовать для нацеливания трассы пуль пулеметов и только потом уже вводить в дело пушку.

ЗСУ Т28Е1

Эта комбинированная зенитная установка на шасси БТР М3, вооружённая 37-мм автоматической пушкой М1А2 и двумя 12,7-мм пулемётами водяного охлаждения, получила обозначение Т28Е1. Была выпущена в количестве 80 машин. За ней последовала ЗСУ М15, отличавшаяся круговым броневым прикрытием вооружения. Выпущено 680 машин.

ЗСУ М15А1

ЗСУ, получившая обозначение М15А1, на шасси бронетранспортёра М3А1 была практически аналогична М15, установлен другой прицел, внесены изменения в конструкцию комбинированной орудийной установки. Имеет более низкий силуэт и меньшую массу, чем М15. Выпущено 1652 машины. Около сотни этих машин поставлено в СССР.

Первое знакомство американских военных с шведским 40-мм зенитным автоматом Bofors L60 состоялось 28 августа 1940 года во время испытаний двух купленных у Швеции экземпляров и демонстрации морского варианта орудия на голландском шлюпе HNLMS Kinsbergen.

Однако шведский вариант «Бофорса» не удовлетворял американских моряков в плане технической надежности, и он был признан непригодным к массовому производству в США. Американские инженеры внесли множество изменений в конструкцию орудия и боеприпасов, чтобы приспособить их к по-настоящему массовому производству, а также заменили воздушную схему охлаждения водяной и добавили электрический привод для быстрого поворота установки. Официальное обозначение американской версии «Бофорса» — 40 mm Automatic Gun.



Для американского флота было разработано большое количество одно-, двух-, четырёх- и шестиствольных зенитных установок, в том числе и с радиолокационным наведением. Производство 40-мм зенитных установок для ВМС США велось на предприятиях корпорации Крайслер. Где было произведено 60.000 орудий и 120.000 стволов.

Американские военные моряки считали его лучшим зенитным автоматом Второй мировой. 40-мм зенитки оказались самыми эффективными против японских самолетов-камикадзе. Как правило, одного прямого попадания 40-мм осколочного снаряда было достаточно для поражения любого японского самолёта, использовавшегося в качестве «летающей бомбы».

Массовое использование Bofors L60 армией США началось в 1942 году, после того как в 1941 году на американских предприятиях было налажено производство этих орудий по заказу Великобритании. Ускорить запуск в производство зениток помог комплект технологической документации, переданный англичанами. Фактически лицензия на производство этих орудий в США была получена от фирмы «Бофорс» уже после начала их массового производства.

Помимо буксируемых вариантов, было создано несколько ЗСУ. В США «Бофорсы» монтировались на модифицированных 2,5-тонных шасси грузовых автомобилей GMC CCKW-353. Кроме своих прямых обязанностей, установки могли оказывать огневую поддержку и бороться с лёгкой бронетехникой. Бронебойные снаряды 40-мм орудия могли пробить 50-мм гомогенную стальную броню на дистанции 500 метров.

Опыт боевых действий показал необходимость иметь ЗСУ на танковом шасси для сопровождения механизированных колонн и объектовой ПВО. Испытания такой машины провели весной 1944 года на Абердинском танковом полигоне. В новой ЗСУ, получившей серийное наименование М19, использовали ходовую часть лёгкого танка М24.

Американская 40-мм ЗСУ M19

Основным оружием М19 были два 40-мм зенитных автомата, установленных в «барбете» с круговым вращением. Стрельба осуществлялась с помощью электроспуска. Управление вращением башни и качающейся частью пушек — с помощью электрогидравлического привода с ручным управлением. Начальная скорость зенитного снаряда составляла 874 м/с, максимальная дальность зенитной стрельбы — 6900 м.

Однако доработка машины затянулась. Первые образцы ЗСУ М19 начали поступать на вооружение только в 1945 году, и в боевых действиях они практически не участвовали.

В начале Второй мировой войны в США на вооружении сухопутных подразделений противовоздушной обороны не было современных зенитных орудий среднего калибра. Имеющиеся в количестве 807 единиц 76,2-мм зенитные пушки М3 не соответствовали современным требованиям. Их характеристики были не высокими, орудие являлось сложным и металлоёмким в производстве.

76-мм зенитное орудие М3

Эта зенитка было создана в 1930 году на базе 3-дюймовой зенитной пушки М1918, которая, в свою очередь, вела родословную от орудия береговой обороны. От М1918 зенитная пушка М3 отличалась полуавтоматическим затвором, увеличенной длиной и изменённым шагом нарезки ствола. Станина для орудия представляла собой цокольное основание с рядом длинных балок, на которые и был положен мелкоячеистый обрешетник для орудийного расчёта. Металлическая площадка оказалась очень удобной для работы расчёта, но её сборка и разборка при смене позиций была сложной и трудоёмкой, требовала много времени и сильно ограничивала мобильность артиллерийской системы в целом.

Орудие для своего калибра получилось достаточно тяжелым — 7620 кг. Для сравнения: советская 76-мм зенитная пушка образца 1931 года (3-К) была вдвое легче — 3750 кг, превосходя американское орудие по эффективности и будучи значительно дешевле.



Начальная скорость 5,8-кг снаряда, выпущенного из ствола М3, составляла 853 м/с. Дальность зенитной стрельбы — около 9000 м.

К моменту вступления США в войну в 1941 году старые М3 участвовали в обороне Филиппин от японцев. Некоторые из этих трёхдюймовок еще задержались в других районах Тихого океана, оставаясь в строю до 1943 года.

76,2-мм зенитное орудие М3 в одном из парков Чикаго

После того как 76,2-мм зенитные орудия М3 были заменены в войсках более современными образцами, часть из них участвовала в пропагандисткой компании по повышению морального духа населения. Орудия возились по крупным городам в континентальной части США и демонстративно развёртывались в парках и на площадях.



С началом военных действий, когда выяснилось, что 3-дюймовая зенитка неэффективна, ей на смену с 1942 года пришла 90-мм зенитная пушка М1. Калибр нового зенитного орудия был выбран исходя из массы снаряда, снаряд такого калибра считался пределом того веса, с которым мог нормально управляться обычный солдат.



Орудие имело достаточно высокие характеристики, осколочный снаряд массой 10,6 кг разгонялся в стволе длиной 4,5 м до 823 м/с. Что обеспечивало досягаемость по высоте более 10000 м. Вес орудия в боевом положении — 8618 кг.

90-мм зенитное орудие М1

Зенитка М1 производила отличное впечатление, но была сложна в производстве, причем не само орудие, а станина той же конструкции, что и у 76,2-мм орудия М3. Буксировалась она на одноосной ходовой части со сдвоенными пневматическими шинами с каждой стороны. На боевой позиции стояла на крестовидной опоре, а расчет располагался вокруг орудия на складной площадке. Очень сложным был процесс складывания всех элементов станины и платформы на одноосное шасси.

В мае 1941 года появилась основная серийная модификация М1А1, у нее имелся электрический сервомотор и прицел с вычислителем, причем по его сигналам угол горизонтальной наводки и возвышения мог устанавливаться автоматически. Кроме того, орудие имело пружинный досылатель для увеличения скорострельности. Но конструкция досылателя оказалась не слишком удачной, и артиллеристы обычно его демонтировали.



В середине 1941 года началась разработка 90-мм зенитки, которое, кроме ведения огня по воздушным целям, должно было выполнять функции орудия береговой обороны. Это означало полную переделку станины, ведь на прежней станине ствол не мог опускаться ниже 0°. И этим случаем воспользовались для радикального пересмотра всей конструкции. Новая модель 90-мм зенитного орудия М2, выпущенная в 1942 году, была совершенно другой, с низким огневым столом, опирающимся при стрельбе на четыре опорные балки. Вес орудия в боевом положении снизился до 6000 кг.

90-мм зенитное орудие М2

С новой станиной расчёту стало гораздо легче управляться; ускорилась подготовка ее к бою, а на некоторых моделях появился небольшой броневой щит. Однако основные изменения были внесены в конструкцию орудия: модель М2 имела уже автоматическую подачу снарядов с установщиком взрывателя и досылатель. За счет этого установка взрывателя стала более быстрой и точной, а темп стрельбы возрос до 28 выстрелов в минуту. Но еще более эффективным орудие стало в 1944 году с принятием на вооружение снаряда с радиовзрывателем. 90-мм зенитные орудия обычно сводились в 6-орудийные батареи, со второй половины войны им придавались радиолокаторы.



Для корректировки огня зенитной батареи применялся радиолокатор SCR-268. Станция могла видеть самолёты на дальности до 36 км, с точностью по дальности 180 м и по азимуту 1,1°.

Радиолокатор SCR-268

Радиолокатор обнаруживал разрывы в воздухе снарядов среднекалиберной зенитной артиллерии, корректируя огонь относительно цели. Это было особенно важным в ночное время. 90-мм зенитки с наведением от РЛС снарядами с радиовзрывателем регулярно сбивали немецкие беспилотные самолёты-снаряды «Фау-1» над Южной Англией. Согласно американским документам, по договору Ленд-лиза было отправлено 25 SCR-268 для СССР в комплекте с зенитными батареями.



Устройство пушки позволяло использовать её и для стрельбы по наземным подвижным и неподвижным целям. Максимальная дальность стрельбы 19000 м делала её эффективным средством контрбатарейной борьбы.



К августу 1945 года американская промышленность произвела 7831 90-мм зенитное орудие разных модификаций. Часть из них устанавливалась на стационарных позициях в специальных бронированных башнях, в основном в районах военно-морских баз. Предлагалось даже снабдить их автоматическими устройствами заряжания и подачи боезапаса, в результате чего отпадала необходимость в орудийном расчете, так как прицеливанием и стрельбой можно было управлять дистанционно. 90-мм орудия также использовали при создании ПТ САУ М36 на шасси среднего танка «Шерман». Эта самоходная установка активно использовалась в боях в северо-западной Европе с августа 1944 до самого конца войны. ПТ САУ M36 благодаря мощной длинноствольной 90-мм пушке, оказалась единственным сухопутным средством американцев, способным эффективно бороться с тяжёлыми танками вермахта, поскольку танк M26 Pershing, вооружённый такой же пушкой, поступил в войска значительно позже M36 — практически к самому концу войны.



В 1928 году на вооружение принимается 105-мм зенитная пушка М3, созданная на базе морского универсального орудия. Оно могло обстреливать 15 кг снарядами воздушные цели, летящие на высоте до 13000 м. Скорострельность орудия 10 выстр./мин.

105-мм зенитная пушка М3

К моменту принятия на вооружение самолётов, летавших на такой высоте, ещё не было. Эти пушки не утратили своей актуальности и к моменту начала Второй мировой. Но в связи с отсутствием у американских военных интереса к зенитным артиллерийским системам выпустили их крайне незначительным тиражом, всего 15 орудий. Все они установлены в районе Панамского канала.



Незадолго до начала войны в США начались работы по созданию 120-мм зенитного орудия. Это орудие стало самым тяжелым в линейке американских зенитных пушек времен Второй мировой войны и было призвано дополнить семейство более легких и мобильных 90-мм зениток М1/М2.

120-мм зенитное орудие М1

120-мм зенитное орудие М1 было готово уже в 1940 году, но начало поступать в войска только в 1943-м. Всего было произведено 550 орудий. М1 обладало отличными баллистическими характеристиками и могло поражать воздушные цели 21 кг снарядом на высоте до 18 000 м, производя до 12 выстр./мин. За столь высокие характеристики его называли «стратосферной пушкой».

Вес орудия был тоже впечатляющим — 22000 кг. Перевозилось орудие на телеге со спаренными колёсами. Обслуживал его расчёт из 13 человек. При стрельбе орудие вывешивалось на трёх мощных опорах, которые опускались и поднимались гидравлическим приводом. После опускания опор давление в шинах для большей устойчивости сбрасывалось. Как правило, четырёхорудийные батареи размещались неподалёку от жизненно важных объектов.

РЛС SCR-584

Для наведения на цель и управления зенитным огнём использовалась РЛС SCR-584. Эта радиолокационная станция, работающая в 10-см радиочастотном диапазоне, могла обнаруживать цели на дистанции 40 км. И вести корректировку зенитного огня на дистанции 15 км. Использование РЛС в сочетании с аналоговым вычислительным устройством и снарядами с радиовзрывателями позволяло вести достаточно точный зенитный огонь по самолетам, летящим на средних и больших высотах даже ночью.



Но при всех своих достоинствах эти зенитные орудия были очень маломобильными. Для их транспортировки требовались специальные тягачи. Скорость транспортировки по дорогам с твёрдым покрытием не превышала 25 км/ч. По бездорожью транспортировка даже самыми мощными гусеничными тягачами была крайне затруднена. В связи с этим использование 120-мм зениток на Тихоокеанском ТВД было крайне ограниченным.

В результате большинство этих орудий осталось в пределах границ Соединенных Штатов. Они размещались вдоль американского Западного побережья для защиты от ожидаемых японских воздушных атак, которые так никогда и не состоялись. Около пятнадцати пушек М1 были отправлены в зону Панамского канала и несколько батарей размещены в Лондоне и его окрестностях для помощи в защите от «Фау-1».

Оценивая американскую зенитную артиллерию в целом, можно отметить достаточно высокие характеристики зенитных систем, производимых в военное время. Американские инженеры смогли практически с нуля, за короткий временной промежуток создать всю линейку зенитных установок — от малокалиберных скорострельных до «стратосферных» тяжелых зениток. Промышленность США полностью удовлетворяла потребности вооруженных сил в зенитных орудиях. Более того, зенитки, особенно малокалиберные, в значительных количествах поставлялись союзникам по антигитлеровской коалиции. Так, в СССР поставлено 7944 зенитных орудия. Из них: 90-мм пушки М1 — 251 шт., 90-мм пушки М2 — 4 шт., 120-мм пушки М1 — 4 шт. Все остальные — это 20-мм «Эрликон» и 40-мм «Бофорс». Поставки в Великобританию были ещё более масштабными.



В тоже время в вооруженных силах США зенитные орудия играли значимую роль только на Тихоокеанском ТВД. Но и там огонь по японским самолётам чаще всего вели флотские зенитки.

Морская универсальная зенитная артиллерия среднего калибра и малокалиберные зенитные автоматы были последним заслоном на пути атакующих транспорты и боевые корабли японских самолётов.

Если в начале войны угрозу для американского флота представляли пикировщики и торпедоносцы, то на завершающем этапе это были самолеты, снаряженные для полёта в одну сторону с пилотом-смертником в кабине.



В Европе после высадки союзных войск в Нормандии немецкая боевая авиация была нацелена в основном на противодействие разрушительным налётам американских и британских бомбардировщиков. И в условиях полного господства в воздухе истребителей союзников не представляла большой угрозы сухопутным подразделениям. Гораздо чаще американским зенитным расчетам, сопровождающим наступающие войска, доводилось поддерживать огнём свою пехоту и танки, чем отбивать атаки немецких штурмовиков.

Простая и лёгкая зенитная самоходка

Накануне Второй мировой войны в Германии была разработана целая линейка полугусеничных тягачей — от крошечного «мотоцикла» Sd.Kfz. 2 до громадного 18-тонного Sd.Kfz. 9. Все они (кроме самого маленького) использовались как шасси для самоходных установок, а наиболее массовой среди них стала Sd.Kfz. 10/4 — 20-мм зенитка на базе 1-тонного тягача Sd.Kfz. 10.

Заказ на разработку 1-тонного (имеется в виду не грузоподъёмность, а масса буксируемого прицепа) артиллерийского тягача фирма «Демаг» получила в 1933 году. В течение 1934-1936 годов построили пять прототипов, оборудованных 1,5- и 2-литровыми моторами от легковых автомобилей BMW, но все они были признаны слишком слабыми. Лишь созданная в 1937 году модель D6 с 3,8-литровым мотором «Майбах» NL 38TRK (83 л.с.) пошла в небольшую серию. По-настоящему массовым стал тягач D7, выпускавшийся с октября 1938 года. Поначалу он оборудовался мотором NL 38TRKМ (90 л.с.), а с конца 1939 года — 6-цилиндровым «Майбах» HL 42 (4,2 л, 100 л.с.). Трансмиссия — полуавтоматическая «Майбах» «Вариорекс» (7 передач вперёд, и 3 — назад), а с 1943 года — механическая. Гусеничный ход Sd.Kfz. 10 имел пять опорных катков на борт (3 сдвоенных и 2 одинарных). Подвеска опорных катков – торсионная.

До прекращения выпуска в декабре 1943 года семь фирм изготовили в общей сложности 9240 тягачей Sd.Kfz. 10 (в это число включены шасси для бронемашин Sd.Kfz. 252 и Sd.Kfz. 253, но не учтены шасси для бронетранспортёров Sd.Kfz. 250). Первоначально тягачи предназначались исключительно для буксировки лёгких артсистем вроде 37-мм противотанковой пушки или 20-мм зенитки. В 1940 году начался выпуск модификации Sd.Kfz. 10 Ausf. B с усиленной кормовой частью корпуса, что позволило буксировать 75-мм противотанковую пушку Рак 40 или 105-мм гаубицу leFH 18.

Создание и производство зенитной самоходки

Идея водрузить 20-мм зенитную пушку на платформу тягача, что называется, витала в воздухе с самого раннего этапа разработки Sd.Kfz. 10. Такое решение позволяло существенно сократить время перевода зенитки из походного положения в боевое и тем самым решить проблему прикрытия моторизованных колонн на марше.

Прототип 20-мм ЗСУ на шасси D II 3.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010

В 1938 году был создан опытный образец ЗСУ с использованием шасси D II 3 — одного из прототипов Sd.Kfz. 10. На его грузовой платформе установили 20-мм зенитку Flak 30 на штатном лафете. Решётчатые металлические борта платформы при переводе в боевое положение откидывались и фиксировались горизонтально, делая работу расчёта более удобной. Полигонные испытания самоходки прошли вполне удачно, и в том же 1938 году начался серийный выпуск ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 на серийном шасси D7.

Первый заказ, предусматривавший производство 370 единиц (195 для сухопутных войск, и 175 — для люфтваффе), был выполнен к июлю 1939 года. Согласно данным Т. Йентца, в течение 1940 года был выполнен очередной заказ на 1000 ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 для сухопутных войск, и 225 — для люфтваффе, а затем до марта 1942 года эти самоходки выпускались темпом 20-25 единиц в месяц. Кроме того, в 1943-1944 годах произвели 962 ЗСУ Sd.Kfz. 10/5, вооружённых 20-мм пушкой Flak 38.

Конструкция ЗСУ

Ходовая часть и силовая установка Sd.Kfz. 10/4 были таким же, как и у базовой модели. Конструкция передней части корпуса с капотом и кабиной водителя также мало отличались от тягача — разве что на крыльях появились держатели для личного оружия расчёта (карабинов «Маузер» 98k). Кроме того, иногда перед капотом устанавливался груз-противовес. Наиболее существенными были отличия в конструкции грузовой платформы. Её боковые и задний борта выполнялись в виде каркаса из стальных уголков, покрытого стальной же сеткой (в боевом положении они откидывались в горизонтальное положение).

Проекции ЗСУ Sd.Kfz. 10/4.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010

Самоходка вооружалась 20-мм пушкой Flak 30 (с 1941 года — Flak 38), устанавливавшейся на грузовой платформе на своём штатном лафете — треугольном основании с тремя сошниками. Изначально орудие являлось быстросъёмным: его можно было силами расчёта снять с шасси или установить обратно. Для этого в комплект ЗСУ входили специальные направляющие, а в верхних углах передней стенки грузовой платформы были установлены два блока. Водружение зенитки на платформу требовало усилий пяти человек: по двое тянули за тросы, заведённые на блоки, ещё один толкал пушку сзади. Тренированный расчёт справлялся с этой процедурой за 20 секунд. Однако впоследствии от направляющих и блоков отказались: практика показала, что необходимость снятия зенитки с шасси возникает нечасто.

Шасси ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 (позднего выпуска).
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010

Характеристики пушек, применявшихся в ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 и Sd.Kfz. 10/5, приведены в таблице:

Flak 30

Flak 38

Длина ствола, мм/клб

1300/65

Длина нарезной части, мм

1159,4

Угол вертикальной наводки

-12º, +90º

-20º, +90º

Угол горизонтальной наводки

360º

Масса орудия в боевом положении, кг

450

420

Дальность стрельбы, м

4800

Досягаемость по высоте, м

3700

Техническая скорострельность, выстр./мин

280-300

480

Практическая скорострельность, выстр./мин

100-120

220

Боепитание пушки осуществлялось из магазинов ёмкостью 20 патронов. Возимый боекомплект составлял 260 патронов и размещался в контейнерах на бортах платформы. Кроме того, самоходка могла буксировать одноосный прицеп Sd.Anh. 51 грузоподъёмностью 700 кг (являющийся также штатным лафетом зениток Flak 30 и Flak 38) с 640 патронами к зенитке. Применялись и другие типы одноосных прицепов: Sd.Anh. 53 (грузоподъёмностью 585 кг), использовавшийся в зенитной артиллерии, или Sd.Anh. 32, изначально разработанный для транспортировки боекомплекта 37-мм противотанковых пушек.

ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 с развёрнутым тентом и прицепом Sd.Anh. 51. Перед капотом установлен противовес.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010

Часть машин Sd.Kfz. 10/5 поздних выпусков получила частичную бронезащиту в виде 8-мм листов, прикрывавших радиатор двигателя и переднюю проекцию кабины.

Вариант ЗСУ с частичным бронированием кабины и двигателя. Борта откинуты в боевое положение.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010

Организация подразделений, вооружённых Sd.Kfz. 10/4

Основной тактической единицей, использовавшей лёгкие полугусеничные ЗСУ, являлась лёгкая зенитная самоходная рота (Leichte Fliegerabwehr Kompanie Selbstfahrlafette). Штат такой роты K.St.N. 192 предусматривал наличие следующих структурных элементов:

  • управление (1-2 автомобиля Kfz. 15 и 4 мотоцикла);
  • отделения связи (1 автомобиль Kfz. 15 с телефонным имуществом и 4 Kfz. 2 с радиостанциями);
  • взвод типа А — буксируемых зениток (управление — 3 автомобиля Kfz. 15 и 2 мотоцикла; отделение боепитания — 2 автомобиля Kfz. 81 с прицепами; огневое отделение — 4 зенитки Flak 30 или Flak 38, 4 автомобиля Kfz. 81);
  • взвод типа В — самоходный (управление — 1 автомобиль Kfz. 15 и 4 мотоцикла; отделение боепитания — 2 тягача Sd.Kfz. 10 с прицепами Sd.Anh. 51; боевое отделение — 4 ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 и 2 прицепа Sd.Anh. 51);
  • взвод типа С — самоходный (управление — 3 автомобиля Kfz. 15 и 2 мотоцикла; отделение боепитания — 2 тягача Sd.Kfz. 7 с прицепами Sd.Anh. 54; боевое отделение — две 20-мм счетверенные ЗСУ Sd.Kfz. 7/1 и 2 прицепа Sd.Anh. 54).

Структура роты не являлась жёсткой: взводы могли комбинироваться в различных сочетаниях. Например, из пятидесяти одной лёгкой зенитной самоходной роты, выделенной для участия в операции «Барбаросса» по состоянию на 22 июня 1941 года, штатный состав (по одному взводу типов А, В, и С) имели лишь десять. Остальные роты были организованы следующим образом:

  • один взвод типа А и два В — десять рот;
  • два взвода типа В и один С — восемь рот;
  • три взвода типа В — двадцать три роты.

Лёгкие зенитные роты сводились в зенитные батальоны (штатный состав — шесть рот), но они являлись лишь административными единицами. В тактическом же отношении роты придавались дивизиям (как правило, танковым, реже — моторизованным или пехотным) либо корпусам. По состоянию на 22 июня 1941 года 17 таких рот были приданы танковым дивизиям, 4 — моторизованным, 2 — пехотным, 15 — корпусам, а остальные 19 находились в резерве армий, танковых групп и групп армий.

Помимо рот, приданных дивизиям, ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 использовались в зенитных батальонах РГК. К концу 1942 года вермахт располагал 13 такими батальонами, причём 10 из них были самоходными. Каждый самоходный батальон включал 4 роты, но организация их была различной. В четырёх батальонах роты имели по три взвода типа В, а в шести — два взвода типа В и один взвод типа С.

ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 из состава 609-го лёгкого зенитного батальона РГК. Балканы, весна 1941 года.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 201

Боевое применение

В польской кампании участвовали 12 рот, вооружённых ЗСУ Sd.Kfz. 10/4. Они были приданы всем лёгким дивизиям (с 1-й по 4-ю), некоторым танковым (1-й, 3-й, 4-й и «Кемпф») и моторизованным (2-й, 13-й, 20-й и 29-й). В 1940 году в боях на Западе участвовало значительно большее количество таких подразделений: теперь они действовали не только при дивизиях, но и в корпусном и армейском звеньях. Как в Польше, так и во Франции (а позже — в ходе кампании на Балканах) зенитчики были не слишком загружены работой по прямому назначению, но очень быстро им нашлось новое занятие: оказалось, что обладающие высокой проходимостью и скорострельностью зенитные самоходки являются неплохим средством непосредственной поддержки пехоты. Наличие же в боекомплекте 20-мм пушек бронебойных снарядов (а Flak 30 и Flak 38 были унифицированы по боеприпасам с танковыми пушками KwK 30 и KwK 38) позволяло бороться с легкобронированными целями.

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 на марше. Франция, май 1940 года.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010 Учебные стрельбы ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 (3-я рота 59-го батальона) по наземным целям. Франция, 1940 год.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010 Sd.Kfz. 10/4 из состава 606-го лёгкого зенитного батальона РГК на огневой позиции. Ливия, 1941 год.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010

По-настоящему массовым стало применение Sd.Kfz. 10/4 (а позже и Sd.Kfz. 10/5) на Восточном фронте. Здесь угроза с воздуха была куда существеннее, чем в предыдущих кампаниях вермахта. Это привело к организационным изменениям. В 1942 году в состав танковых дивизий ввели штатную зенитную роту вместо приданной. Такая рота располагала восемью ЗСУ — двумя Sd.Kfz. 6/2 (37-мм орудиями Flak 36 на шасси 5-тонных тягачей) и шестью Sd.Kfz. 10/4.

Дивизии других типов продолжали довольствоваться временно приданными зенитными частями. Лишь в 1943 году штатные средства ПВО появились в составе четырёх моторизованных дивизий — 3-й, 16-й, 29-й и 60-й. Эти дивизии были уничтожены в окружении под Сталинградом, а их воссоздание имело, кроме сугубо военного, и пропагандистское значение. Поэтому их комплектованию и вооружению уделялось особое внимание. Каждый из двух моторизованных полков в этих дивизиях получил одну роту с двенадцатью 20-мм зенитками, причём в одном полку такая рота была самоходной, а в другом — на мехтяге. Но и это ещё не всё: в артполки этих дивизий ввели по четвёртому, зенитному дивизиону (правда, самоходок в нём не было). Остальные моторизованные (панцергренадерские) дивизии оставались без штатных средств ПВО вплоть до лета 1944 года.

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Один из первых трофеев — ЗСУ Sd.Kfz. 10/4, захваченная красноармейцами летом 1941 года.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010 Пара ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 на огневой позиции. Восточный фронт, 1942 год.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010 Sd.Kfz. 10/4 из 1-й лыжной дивизии. Восточный фронт, 1944 год.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010

Гораздо более сильными зенитными средствами (по сравнению с вермахтом) располагали панцергренадерские и танковые дивизии ваффен СС. Их зенитные дивизионы имели усиленный состав, а 20-мм ЗСУ были перемещены в полковое звено. Панцергренадерские полки этих дивизий имели по зенитной роте с дюжиной Sd.Kfz. 10/4, четыре таких же установки имелись в роте охраны штаба дивизии. То есть по штату 1943 года танковая дивизия СС располагала 28 зенитными самоходками Sd.Kfz. 10/4.

1/2

Заголовок1

Заголовок2

Sd.Kfz. 10/4 (с частичной бронезащитой) одной из зенитных частей 1-го воздушного флота. Восточный фронт, 1942 год.
Ledwoch J., Sawicki R. 2 cm Flak 30/38 Sfl Sd Kfz 10/4. – Militaria, 2010 Sd.Kfz. 10/4 из состава дивизии СС «Тотенкопф». Восточный фронт, 1943 год.
worldwarphotos.info

С января 1944 года на вооружение танковых соединений начали поступать ЗСУ на танковом шасси — Flakpanzer 38(t), а затем и Flakpanzer IV. Впрочем, они так и не смогли полностью заменить Sd.Kfz. 10/4. Несмотря на значительные потери от авиации, понесённые на заключительном этапе войны, эти зенитки продолжали встречаться в войсках вплоть до самого поражения Германии.

Американские солдаты обслуживают трофейную ЗСУ Sd.Kfz. 10/4.
waralbum.r

Тактико-технические данные ЗСУ Sd.Kfz. 10/4

Экипаж, человек

6

Боевая масса, кг:

в стандартном исполнении

4900

с бронезащитой

5500

Длина, мм

4973

Ширина, мм

2156

Высота, мм

2000

Клиренс, мм

325

Вооружение

20-мм пушка Flak 30

Боекомплект, снарядов

260 (+640 на прицепе)

Мощность двигателя, л.с.

100

Скорость по шоссе/по пересечённой местности, км/ч

60/30

Запас хода по шоссе/по пересечённой местности, км

220/150

Преодолеваемые препятствия:

угол подъёма, град.

24

глубина брода, см

70

высота стенки, см

45

Литература:

Одной из составляющих артиллерии являлась зенитная артиллерия, предназначенная для уничтожения воздушных целей. Организационно зенитная артиллерия входила в состав родов войск (ВМС, ВВС, сухопутные войска) и одновременно составляла систему ПВО страны. Она обеспечивала, как защиту воздушного пространства страны в целом, так и прикрытие отдельных территорий или объектов. К оружию зенитной артиллерии относились зенитные, как правило, крупнокалиберные пулеметы, орудия и ракеты.

Под зенитным орудием (пушкой) понимается специализированное артиллерийское орудие на лафете или самоходном шасси, с круговым обстрелом и большим углом возвышения, предназначенное для борьбы с авиацией противника. Оно характеризуется высокой начальной скоростью снаряда и точностью наводки, в связи с этим зенитные орудия часто использовались в качестве противотанковых.

По калибру зенитные орудия подразделялись на малокалиберные (20 — 75 мм), среднего калибра (76 -100 мм), большого калибра (свыше 100 мм). По конструктивным особенностям различали автоматические и полуавтоматические пушки. По способу размещения орудия классифицировались на стационарные (крепостные, корабельные, бронепоездные), самоходные (на колесном, полугусеничном или гусеничном ходу) и прицепные (буксируемые).

В состав зенитных батарей крупного и средних калибров, как правило, входили приборы управления артиллерийским зенитным огнем, радиолокационные станции разведки и целеуказания, а также станции орудийной наводки. Такие батареи позже стали называть зенитным артиллерийским комплексом. Они позволяли обнаруживать цели, осуществлять автоматическую наводку на них пушек и вести огонь в любых условиях погоды, времени года и суток. Основные способы ведения огня — заградительный огонь на заранее установленных рубежах и огонь по рубежам вероятного сбрасывания бомб авиацией противника.

Снаряды зенитных орудий поражали цели осколками, образующимися от разрыва корпуса снаряда (иногда готовыми элементами, имеющимися в корпусе снаряда). Подрыв снаряда осуществлялся с помощью контактных (снаряды малого калибра) или дистанционных взрывателей (снаряды среднего и крупного калибров).

Зенитная артиллерия возникла еще до начала Первой мировой войны в Германии и Франции. В России 76-мм противосамолетные пушки были изготовлены в 1915 году. По мере развития авиации совершенствовалась и зенитная артиллерия. Для поражения бомбардировщиков, летящих на больших высотах, понадобилась артиллерия с такой досягаемостью по высоте и с таким мощным снарядом, которые могли быть достигнуты только в орудиях крупного калибра. А для уничтожения низколетящих высокоскоростных самолетов необходима была скорострельная малокалиберная артиллерия. Так, в дополнение к прежней среднекалиберной зенитной артиллерии возникла артиллерия малого и крупного калибра. Зенитные пушки различных калибров создавались в подвижном (буксируемые или смонтированные на автомобилях) и реже, в стационарном варианте. Пушки стреляли осколочно-трассирующими и бронебойными снарядами, были высокоманевренными и могли применяться для отражения атак бронированных сил противника. В годы между двумя войнами продолжались работы и над орудиями среднекалиберной зенитной артиллерии. У лучших 75-76-мм пушек этого периода досягаемость по высоте составляла около 9 500 м, а скорострельность — до 20 выстрелов в минуту. В этом классе проявилось стремление к увеличению калибров до 80; 83,5; 85; 88 и 90 мм. Досягаемость этих орудий по высоте возросла до 10 — 11 тыс. м. Пушки трех последних калибров были основными орудиями среднекалиберной зенитной артиллерии СССР, Германии и США в годы второй мировой войны. Все они предназначались для применения в боевых порядках войск, были сравнительно легкими, маневренными, быстро изготовлялись к бою и стреляли осколочными гранатами с дистанционными взрывателями. В 30-х годах новые 105-мм зенитные орудия были созданы во Франции, в США, Швеции и Японии, а 102-мм — в Англии и в Италии. Предельная досягаемость лучшего из 105-мм орудий этого периода — 12 тыс. м, угол возвышения — 80°, скорострельность — до 15 выстрелов в минуту. Именно на орудиях крупнокалиберной зенитной артиллерии впервые появились силовые электромоторы для наводки и сложное энергохозяйство, положившее начало электрификации зенитных орудий. В межвоенный период стали применяться дальномеры и прожектора, использовалась телефонная внутрибатарейная связь, появились сборные стволы, позволявшие заменять отслужившие элементы.

Во Второй мировой войне уже использовались скорострельные автоматические орудия, снаряды с механическими и радиовзрывателями, приборы управления артиллерийским зенитным огнем, радиолокационные станции разведки и целеуказания, а также станции орудийной наводки.

Структурной единицей зенитной артиллерии являлась батарея, состоявшая, как правило, из 4 — 8 зенитных орудий. В некоторых странах количество орудий в батареи зависело от их калибра. Например, в Германии батарея тяжелых орудий состояла из 4-6 пушек, батарея легких орудий — из 9-16, смешанная батарея — из 8 средних и 3 легких орудий.

Батареи легких зенитных орудий использовались для противодействия низколетящим самолетам, поскольку обладали высокой скорострельностью, мобильностью и могли быстро маневрировать траекториями в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Многие батареи оснащались прибором управления артиллерийским зенитным огнем. Они были наиболее эффективны на высоте 1 — 4 км. в зависимости от калибра. А на сверхмалых высотах (до 250 м.) не имели альтернативы. Лучших результатов достигали многоствольные установки, хотя они и имели больший расход боеприпасов.

Легкие орудия использовались для прикрытия пехотных войск, танковых и моторизированных подразделений, обороны различных объектов, входили в состав зенитных частей. Они могли применяться для борьбы с живой силой и бронетехникой противника. Малокалиберная артиллерия в годы войны являлась наиболее массовой. Лучшим орудием считается 40-мм пушка шведской фирмы «Bofors».

Батареи средних зенитных орудий являлись основным средством борьбы с самолетами противника при условии использования приборов управления огнем. Именно от качества этих приборов зависела эффективность огня. Средние орудия обладали высокой мобильностью, использовались как в стационарных, так и передвижных установках. Эффективная дальность орудий составляла 5 — 7 км. Как правило, зона поражения самолетов осколками разорвавшегося снаряда достигала радиуса в 100 м. Лучшим орудием считается 88-мм немецкая пушка.

Батареи тяжелых орудий использовались, в основном, в системе ПВО для прикрытия городов и важных военных объектов. Тяжелые орудия в большинстве своем были стационарные и оснащались, помимо приборов наведения радиолокаторами. Также на некоторых орудиях применялась электрификация в системе наведения и боепитания. Использование буксируемых тяжелых орудий ограничивало их маневренность, поэтому они чаще монтировались на железнодорожных платформах. Тяжелые орудия были наиболее эффективны при поражении высоколетящих целей на высоте до 8-10 км. При этом основной задачей таких орудий был скорее заградительный огонь, чем непосредственное уничтожение самолетов противника, поскольку средний расход боеприпасов на один сбитый самолет составлял 5-8 тысяч снарядов. Количество выпущенных тяжелых зенитных орудий, по сравнению с мелкокалиберными и средними было значительно меньше и составляло примерно 2 — 5% от общего количества зенитной артиллерии.

Исходя из итогов Второй мировой войны лучшей системой ПВО обладала Германия, которая не только имела почти половину зенитных орудий, от общего количества выпущенного всеми странами, но и обладала наиболее рационально организованной системой. Это подтверждают и данные американских источников. За годы войны ВВС США потеряли 18 418 самолетов в Европе, 7 821 (42%) из которых было сбито зенитной артиллерией. Кроме того, вследствие зенитного прикрытия 40% бомбометаний было произведено вне установленных целей. Эффективность советской зенитной артиллерии – до 20% сбитых самолетов.

Ориентировочное минимальное количество зенитных орудий, выпущенных некоторыми странами в разрезе видов пушек (без переданных/полученных)

Страна

Малокалиберные орудия Среднего калибра Большого калибра

Всего

Великобритания

23 973

11 308 5 302

40 583

Германия

177 512

21 694 5 207

204 413

Италия

3 081

1 328

4409

Польша

52

94

146

СССР

36 306

15 685

51 991

США

154 735

55 224 1 550

211 509

Франция

594

1 700 2294

Чехословакия

129 258

387

Япония

36 540 3114 3 665 43 319

Всего

432 922 110 405 15 724

559 051

Кроме приведенных данных, Германия использовала 41 тип зенитных орудий различных калибров захваченных в Бельгии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше, СССР, Франции, Чехословакии и Югославии. Например, советские 642 пушки калибра 37-мм, 723 пушки калибра 76,2-мм и 163 пушки калибра 85-мм (перекалиброваны в 88-мм) служили в немецкой армии под обозначением 3,7 см Flak М39(r), Flak МЗ1(r) и Flak М38(r) соответственно. Не менее 250 итальянских 90-мм зенитных пушек использовались под наименованием 9 cm Flak 41 (i). Более 160 французских 75-мм зенитных орудий достались вермахту и получили обозначения 7,5-см Flak.M. 33(f) и 7,5-см Flak.M. 36(f). В свою очередь Германия поставляла орудия своим союзникам, как собственного производства, так и трофейные. А всего Германией использовалось 56,5 тысяч трофейных зенитных орудий (27% от общего количества собственного производства), в т.ч. 39,7 тыс. малокалиберных, 13,6 тыс. – среднего калибра и 3,2 тыс. – большого.

Начиная с 1943 г. США осуществляли поставки зенитных пушек своим союзникам. Например, Великобритания получила 150 орудий 40-мм калибра с воздушным охлаждением и 786 с водяным охлаждением для установки на кораблях. СССР по ленд-лизу было отправлено более 2 тысяч 20-мм пушек «Oerlikon»; 700 орудий «Bofors» 40-мм калибра с водяным охлаждением и 680 с воздушным; 251 пушку 90-мм калибра.

  • Великобритания
  • Германия
  • Дания
  • Италия
  • Польша
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • СССР
  • США
  • Финляндия
  • Франция
  • Чехословакия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Япония

Для чего и почему зенитные снаряды взрываются в воздухе?

На войнах очень часто используются зенитные орудия, которые сбивают самолеты своими выстрелами. Как и почему зенитный снаряды взрываются в воздухе?

Давайте представим, что вы сидите за зенитным орудием и намереваетесь сбить самолёт. Чтобы в него попасть, нужно быть настоящим везунчиком, ибо самолёты, как мы знаем, летают очень быстро.

К тому же, самолёт достаточно маневренная техника, поэтому она постоянно может менять своё направление, что очень сильно усложняет задачу тому, кто сидит за зенитным оружием.

Как вы понимаете, сбить такой самолёт практически невозможно, скорее вам просто повезет, если вы его собьете. Именно для этого используются специальные взрывные снаряды, которые сбивают самолёты своими осколками.

Представьте, летит самолёт, в него летит обычный снаряд и пролетает мимо. Сколько снарядов понадобиться, чтобы сбить самолёт? Великое множество.

А представьте, что снаряд хоть и не попал в самолёт, но разорвался рядом с ним и выпустил осколки, которые сильно повреждают технику. Самолёт тут же начнет падать и в конце концов разобьется.

Именно с помощью таких снарядов и сбивают технику, ибо попадать в разы легче, да и область поражения выше.

Но как же он взрывался?

Возьмем в пример Великую Отечественную. Советские солдаты самостоятельно высчитывали высоту, на которой взорвется снаряд, с помощью специального устройства «ПУЗАО».

У немцев же была иная технология, которая являлась, по факту, автоматической. На снарядах стояли радио взрыватели, которые срабатывали, когда самолёт был на близком расстоянии от снаряда.

Сегодня же снаряды все автоматические, поэтому солдатам не нужно предварительно высчитывать высоту, на которой взорвется снаряд. Он сам понимает, когда стоит взорваться, а когда нет.

Вы знали, что на этот канал подписываются только самые клёвые люди? Вы же один из них, правда? 🙂 А ещё клёвые люди ставят этой публикации лайк (палец вверх) :Р