Проект 1135 буревестник

Атакующий «Буревестник»


Сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 1135 («Буревестник») в истории российского флота занимают особое место. Разительно отличаясь от своих предшественников не только изящным обликом, но и системами вооружения и средствами обнаружения подводных лодок противника, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти корабли вывели дальнюю противолодочную оборону страны на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах, их возможности не исчерпаны и по сей день. Обладая современным ракетным, зенитным, торпедным и артиллерийским вооружением, СКРы проекта 1135 стали многофункциональными, самыми ходовыми и любимыми у военных моряков. Не случайно они были выпущены самой крупной серией.

Новейшие фрегаты индийских ВМС типа «Тальвар», по праву считающиеся одними из совершенных в мире, представляют собой глубокую модернизацию все тех же «Буревестников», созданных советскими корабелами в 70-е годы.
Проект 1135 «Буревестник» возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота — малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны — крейсера-вертолетоносцы проекта 1123, БПК 1 ранга проектов 1134А и 1134Б, БПК 2 ранга проекта 61, проявившие себя с наилучшей стороны. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана вместе с крейсерами и БПК.
Главная задача сторожевых кораблей — уничтожение кораблей и подводных лодок противника и обеспечение противолодочной, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений кораблей и судов.

Основные ТТХ сторожевого корабля пр.1135:
Водоизмещение:
стандартное 2810 т
полное 3200 т
Длина:
наибольшая 123 м
по ватерлинии 113 м
Ширина:
наибольшая 14.2 м
по ватерлинии 13,2 м
Осадка/высота борта при полном водоизмещении:
носом 7,2/12,2 м
кормой 4,12/7,1 м
на миделе 4,28/9,56 м
Энергетическая установка: 2 ГТУ по 17.000 л.с. форсажный режим (маршевый — по 6.000), 2 винта фиксированного шага
Скорость: 32 узла (экономический ход — 14узлов)
Дальность плавания: 1290 миль (30 узлов), 5000 миль (14 узлов)
Автономность: 30 суток
Вооружение: УРПК-5 «Раструб» (4 ПУ); 2 х 2 ПУ ЗРК «Оса» (40 ракет 9M-33); 2 х 76-мм универсальных АК-726; 2 х 4 533-мм ТА; 2 х 12 РБУ-6000; 20 мин, 4 ПУ дипольных отражателей РК-16.
На кораблях проекта 1135М орудийные спаренные установки АК-726, заменены на артустановки АК-100 и стоит РЛС управления артогнём МР-114 «Лев»
РЛС: навигационные РЛС «Дон-2» или «Миус» и «Волга» или МР-212/201 «Вайгач-У», РЛС обнаружения воздушных целей МР-310У «Ангара-М», РЛС управления огнем «Муссон» (ПКР), МПЗ-301 «База» (ЗРК), МР-105 «Турель» (АУ)

ГАК: подкильная ГАС МГ-332 «Титан-2», буксируемая ГАС МГ-325 «Вега», система звукоподводной связи МГ-26, эхолот НЭЛ-5
Экипаж: 197 человек, в том числе
23 офицера,
27 старшин,
147 матросов.

В 1983-1984 годах сторожевой корабль «Жаркий» был модернизирован по проекту 11353 на заводе им. А.А.Жданова с размещением нового ГАК «Звезда-МГ» для отработки. При этом его стандартное водоизмещение увеличилось более чем на 350 тонн.
В 1983 году был разработан проект 11352 с размещением на кораблях ПКРК «Уран». Однако реализация его из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР затянулась до начала 1990-х годов. До развала СССР и обвального сокращения ВМФ удалось провести модернизацию только двух кораблей: «Ленинградский комсомолец» и «Пылкий». На них место снятых РБУ-6000 были установлены по две счетверённые ПУ ПКР «Уран», вместо РЛС «Ангара» установлена «Фрегат-МА», вместо ГАС «Титан-2» – ГАС «Титан-2Т». Правда прошедшие модернизацию корабли плавали без ПКР из-за их неготовности (на западе они именовались «Modified Krivak-I class»).

Сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник»

Сторожевые корабли проектов 1135 и 1135М – 32+1 ед.

Удачный проект газотурбинного СКР, способного действовать в морской зоне. Кодовое название – “Буревестник”. До 28.6.1977 все строившиеся и вступившие в строй корабли относились к классу БПК. Впервые на отечественном корабле относительно небольшого водоизмещения удалось разместить мощное противолодочное вооружение, включая ПЛРК “Метель”. 11 кораблей (в перечне отмечены знаком *) строились по усовершенствованному проекту 1135: на них 76-мм АУ заменили на одноствольные 100-мм, а также установили более мощную ГАС, что привело к увеличению водоизмещения на 140 т. В конце 1980-х гг. СКР “Легкий”, “Летучий” и “Пылкий” прошли модернизацию по проекту 11352: на них установили новые РЛС “Фрегат”, а вместо РБУ-6000 – рамы под счетверенные пакеты ПКР “Уран”.

Проект 1135 — базовый проект.
Проект 1135М — модернизация проекта 1135 с водоизмещением 3000 тонн. Вместо АК-726 установлены 100-мм АК-100 с РЛС управления «Лев», заменена ГАС на «Титан-2Т»
Проект 11351 — пограничный сторожевой корабль, шифр — «Нерей». Вместо комплекса ПЛУР размещена одна 100-мм АУ АК-100, вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза».
Проект 11352 — модернизация проекта 1135. Заменены — РБУ-6000 на ПКРК «Уран», РЛС «Ангара» на «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» на ГАС «Титан-2Т».
Проект 11353 — модернизация проекта 11352 с водоизмещением 3150 т. Заменены ГАК на «Звезда-МГ».
Проект 11356 — экспортный проект на базе 11351.
Проект 11356 — проект на базе 11356 для ВМФ России.

“БДИТЕЛЬНЫЙ” (зав. № 151). 21.7.1968 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 20.12.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.3.1970, вступил в строй 31.12.1970 и 20.2.1971 включен в состав ДКБФ. 14.6-29.7.1972, находясь в зоне военных действий при несении боевой службы на Средиземном море, выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 5-9.10.1973 и 20-24.7.1974 нанес визиты в Гдыню (Польша), 4-9.1.1979 и 5-9.10.1989 – в Росток (ГДР), 19-27.7.1980 – в Щецин (Польша), 15-21.4.1981 – в Гавану (Куба) и 15-20.6.1991 – в Амстердам (Нидерланды). В 1987 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1988 г. – приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ). В июне 1993 г. участвовал в учениях стран НАТО “Балтопс-93” на Балтийском море. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 31.7.1996 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.7.1997 расформирован и в конце 1997 г. продан фирме с Вирджинских о-вов для разделки на металл.

“ДОСТОЙНЫЙ” (зав. № 11). 11.8.1969 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи и 5.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 8.5.1971, вступил в строй 31.12.1971 и 28.4.1972 после межфлотского перехода из Севастополя в Североморск включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1993 расформирован.

“ДОБЛЕСТНЫЙ” (зав. № 12). 30.11.1970 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи и 5.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.2.1973, вступил в строй 28.12.1973 и 17.2.1974 после межфлотского перехода из Севастополя в Североморск включен в состав КСФ. В 1979 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 19.6.1991 находился на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске на капитальном ремонте, но 3.7.1992 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1993 расформирован и 18.7.1995 продан посреднической фирме США для разделки на металл.

“СТОРОЖЕВОЙ” (зав. № 155). 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.7.1972 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 21.3.1973, вступил встрой 30.12.1973 и 7.12.1974 включен в состав ДКБФ. 8.11.1975 на ВПК произошла попытка протеста части экипажа против политики властей с целью привлечения внимания мировой общественности*. 10.11.1975 перечислен в состав КамФлРС КТОФ и в начале 1976 г. совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский. 5-9.10.1974 нанес визит в Росток (ГДР). 10- 15.9.1980 произвел деловой заход в Массауа (Эфиопия). В 1981, 1982 и 1983 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 21.4.1987 по 14.11.1994 на “Дальзаводе” во Владивостоке прошел капитальный ремонт.

“РАЗУМНЫЙ” (зав. № 156). 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.6.1972 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 20.7.1973, вступил в строй 30.9.1974 и 15.11.1974 включен в состав ДКБФ. Летом 1975 г. совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский и 11.6.1975 перечислен в состав КамФлРС КТОФ. 15- 24.8.1978 нанес визит в Аден (Южный Йемен). В 1981, 1983 и 1986 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 16.3.1998 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.5.1998 расформирован и в б. Завойко (г. Петропавловск-Камчатский) поставлен на прикол.

“РАЗЯЩИЙ” (зав. № 157), 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.9.1972 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 22.7.1974, вступил в строй 30.12.1974 и 14.2.1975 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска во Владивосток включен в состав КТОФ. 10-17.11.1976 нанес визита Порт-Луи (Маврикий) и 10-14.10.1981 – в Дананг (Вьетнам). С ноября 1981 по апрель 1983 г. на “Дальзаводе” им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел средний ремонт. 17.11.1983 при несении боевой службы в северной части Аравийского моря столкнулся с ЭМ ВМС США DD-991 “Fife”, в результате которого получил незначительные повреждения корпуса. В 1984 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 31.12.1992 расформирован и 6.10.1994 продан южнокорейской фирме дляразделки на металл.

“ДЕЯТЕЛЬНЫЙ” (зав. № 13). 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.6.1972 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи, спущен на воду 5.4.1975, вступил встрой 25.12.1975 и 19.2.1976 включен в состав КЧФ. 30.6-4.7.1977 нанес визит в порт Тунис, 25-30.7.1981 – в Триполи (Ливия) и 11-15.8.1989 – в Варну (Болгария). В 1978 и 1988 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 1991 г. находился на СРЗ-91 (г. Севастополь) на капитальном ремонте, но 10.7.1995 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1995 расформирован и 6.4.1997 уведен буксиром “Грядущий” в Турцию для разделки на металл.

“ЖАРКИЙ” (зав. № 711). 6.10.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.4.1974 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 3.11.1975, вступил в строй 29.6.1976 и 11.8.1976 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. 12.7.1983 при прохождении капитального ремонта на ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде сильно выгорел из-за пожара, возникшего в результате возгорания ветоши и топлива в кормовом машинном отделении. 5-22.6.1991 участвовал в поисковой противолодочной операции СФ в Сев.-Вост.Атлантике и Норвежском море. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 25.5.1993 по 1996 г. на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске прошел средний ремонт. В 1996 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

“РЕЗКИЙ” (зав. № 160). 5.4.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.7.1974 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 17.2.1976, вступил в строй 30.9.1976 и 1.11.1976 включен в состав ДКБФ. Зимой 1977 г. совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска во Владивосток и 2.2.1977 перечислен в состав КТОФ. В 1980 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 16-21.12.1977 нанес визите Бомбей (Индия), 16-20.2.1984 – в Массауа (Эфиопия) и 22-26.5.1984 – в Порт-Луи (Маврикий). 17 -21.5.1987 участвовал в вытеснении из территориальных вод СССР КР УРО ВМС США “Arkansas”. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1995 расформирован и 7.9.1996 продан южнокорейской фирме для разделки на металл.

“РЕТИВЫЙ” (зав. № 712). 6.10.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.6.1976 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 14.8.1976, вступил в строй 28.12.1976 и 5.2.1977 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский включен в состав КамФлРС КТОФ. 30.10.1978 участвовал в поисках самолета ВВС США “Orion” и его экипажа, упавшего в море у берегов Камчатки. В 1980, 1986 и 1992 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1995 расформирован и 7.9.1996 продан южнокорейской фирме для разделки на металл.

“ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”, с 15.2.1992 – “Лёгкий” (зав. № 713). 22.4.1974 заложен на стапеле ССЗ им. А.А. Жданова в Ленинграде и 8.5.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.4.1977, вступил в строй 29.9.1977 и 29.11.1977 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. В 1979, 1994, 1995, 1996 и 1997 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 27.10.1988 по 22.1.1991 на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске прошел модернизацию по проекту 11352 и капитальный ремонт. 23 – 26.3.1994 участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС Норвегии и Великобритании “Ротог-94” в Норвежском море. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 12-16.7.1993 нанес визит в Стамбул (Турция) с ГК ВМФ на борту и 24 – 25.10.1994 – в Киркенес (Норвегия).

“ГРОЗЯЩИЙ” (зав. № 162)*. 4.5.1975 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 7.2.1977, вступил в строй 30.9.1977 и 29.11.1977 включен в состав КТОФ. В 1978 г. совершил межфлотский переход из Балтийска в Черное море, а в период с 24.2 по 3.7.1979 – переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик) и Порт-Луи (Маврикий). В 1980 г. завоевал приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ). 9-13.6.1983 нанес визит в Коломбо (Шри-Ланка). С 14.3.1990 входил в состав СахФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 18.8.1992 находился на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальном ремонте, но 13.2.1995 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1995 расформирован и в 1997 г. продан американской посреднической фирме для разделки на металл.

“БЕЗЗАВЕТНЫЙ” (зав. № 14). 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.5.1976 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи, спущен на воду 7.5.1977, вступил в строй 30.12.1977 и 17.2.1978 включен в состав КЧФ, 10 – 13.8.1979 нанес визит в Варну (Болгария) и 26-31.3.1987 – в Стамбул (Турция). 12.2.1988 вытеснял зашедший в территориальные воды СССР у берегов Крыма КР УРО ВМС США “Yorktown”. В 1988 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 14.7.1997 расформирован, 1.8.1997 передан ВМС Украины и переименован в “Днепропетровск” (и 134). 8.9.1997 исключен из состава ВМФ РФ.

“ЛЕТУЧИЙ” (зав. № 714). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 9.3.1977 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 19.3.1978, вступил в строй 10.8.1978 и 20.9.1978 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский включен в состав КамФлРС КТОФ. 13- 17.12.1981 нанес визит в Мапуту (Мозамбик) и в декабре 1981 г. произвел деловой заход в Викторию (Сейшельские о-ва). В период с мая 1987 по октябрь 1991 г. модернизован на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 11352. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1992 и 1999 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

“ГРОМКИЙ” (зав. № 164)*. 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.6.1976 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 11.4.1978, вступил в строй 30.9.1978 и 23.11.1978 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. В 1980 г. завоевал приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ), а в 1987 г. – приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). 26 – 30.8.1991 участвовал в проводке конвоя “Дер-виш-91” из Кольского зал. в Архангельск, посвященного 50-летию начала движения союзных конвоев. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 6.4.1993 находился на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске и с 27.12.1996 – на СРЗ-10 (“Шквал”) в губе Пала (г. Полярный) на капитальном ремонте, но 16.3.1998 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.5.1998 расформирован и в 1998г. на СРЗ-35 разделан на металл.

“БЕССМЕННЫЙ” (зав. № 165)*. 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.1.1977 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 9.8.1978, вступил в строй 26.12.1978 и 9.2.1979 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. В 1979 и 1993 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1980 и 1982 гг. – призы ГКВМФ по артподготовке (в составе КУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 16.3.1998 исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.5.1998 расформирован и поставлен на прикол в Североморске.

“ПЫЛКИЙ” (зав. № 715). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1977 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 20.8.1978, вступил в строй 28.12.1978 и 24.1.1979 включен в состав ДКБФ, а вскоре после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь перечислен в состав КЧФ. 10- 14.10.1983 нанес визит в Пирей (Греция) и 18 -23.7.1996 – в Зеебрюгге (Бельгия). С 19.2.1987 по 9.7.1993 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” в Калининграде модернизирован по проекту 11352, после чего был возвращен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1998 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

“ЗАДОРНЫЙ” (зав. № 716). 16.5.1977 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.11.1977 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 25.3.1979, вступил в строй 31.8.1979 и 13.9.1979 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. 28.12.1984 – 2.1.1985 и 3 – 7.11.1988 нанес визиты в Гавану (Куба), и 2-6.5.1984 – в порт Алжир (Алжир). В периоде 11.6.1990 по 23.5.1995 на ССЗ “Северная верфь” в Ленинграде прошел капитальный ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1997 и 1998 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). В мае 1997 г. участвовал в совместных учениях с фрегатом ВМС Великобритании “Iron Duke” в Баренцевом море.

“ГОРДЕЛИВЫЙ” (зав. № 166)*. 16.5.1977 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1977 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 3.5.1979, вступил в строй 20.9.1979 и 17.10.1979 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска во Владивосток включен в состав КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 5.7.1994 исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1994 расформирован, 6.10.1994 продан южнокорейской фирме для разделки на металл. 27.6.1995 уведен из Владивостока на буксире.

“РЬЯНЫЙ” (зав. № 167)*. 16.5.1977 зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.3.1978 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 1.9.1979, вступил в строй 31.12.1979. 21.2.1980 после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска во Владивосток включен в состав КТОФ. 8 – 12.5.1982 нанес визит в порт Виктория (Сейшельские о-ва), 1 – 5.8.1982 – в Ходейду (Северный Йемен), 13-17.8.1985 и 4-8.7.1986 – в Вонсан (КНДР). В 1984 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1987 г. – приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ). С 17.1.1992 числился в составе СахФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 1.6.1989 находился на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальном ремонте, но 17.7.1997 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ и сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.12.1997 расформирован.

“ЛАДНЫЙ” (зав. № 16). 17.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.5.1979 заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи, спущен на воду 7.5.1980, вступил в строй 29.12.1980 и 25.2.1981 включен в состав КЧФ. 7-10.8.1981 нанес визит в Варну (Болгария) и 18-22.6.1996 – в Пирей (Греция). В 1991 и 1993 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1994 г. – приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ). В 1994 г. участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО “Bris-94”, а 8.5.1995 – в международном морском параде в С.-Петербурге, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. 27.7.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

“РЕВНОСТНЫЙ” (зав. № 168)*. 17.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.6.1979 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 23.4.1980, вступил в строй 27.12.1980 и 21.2.1981 включен в состав КамФлРС КТОФ. Вначале 1982 г. совершил межфлотский переход вокруг Африки из Балтийска, одновременно выполняя задачу по несению боевой службы в Индийском океане, 12.4.1982 прибыл во Владивосток, откуда вскоре перешел в Петропавловск-Камчатский. С 17.1.1992 входит в состав СахФлРС ТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

“ПЫТЛИВЫЙ” (зав. № 169)*. 21.2.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.6.1979 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 16.4.1981, вступил в строй 30.11.1981 и 9.2.1982 после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь включен в состав КЧФ. 30.5 – 3.6.1988 нанес визит в порт Алжир и 22-26.1.1991 – в Пирей (Греция), а 2.12.1989 участвовал в обеспечении на рейде Ла-Валетта (о. Мальта) рабочей встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева с президентом США Дж.Бушем. В периоде 9.7.1993 по 1996 г. на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” прошел капитальный ремонт. 28.7.1996 участвовал в международном морском параде в С.-Петербурге, по священном 300-летию Российского флота. 27.7.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Водоизмещение
наибольшее 3436 т
полное 3191 т
нормальное 3013 т
стандартное 2835 т
длина 122,9 м
ширина 14,19 м
осадка 7,21 м
Мощность ГТУ 2×26000 л.с.
скорость полного хода 32 уз.
экономическая 20 уз.
дальность плавания 4600 миль
Вооружение: 1×4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды “Метель”), 2×2 ПУ ЗРК “Оса-М”, 2×2 76-мм АУ АК-726 (на СКР проекта 1135М*:2х1 100-мм АУ АК-100), 2×12 РБУ-6000 (на СКР “Легкий”, “Летучий” и “Пылкий” вместо РБУ-6000 установлены 2×4 ПУ ПКРК “Уран”), 2×4 533-мм ТА, мины заграждения. Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.
Экипаж: 191 человек (в том числе 22 офицера)

Пограничные сторожевые корабли проекта 11351 – 7+1 ед.
Пограничные сторожевые корабли, созданные для охраны 200-мильной экономической зоны. Кодовое название проекта – “Нерей”. Спроектированы на базе СКР проекта 1135. За счет отказа от ПЛРК на корабле удалось разместить ангар с постоянным базированием вертолета Ка-27ПС. Всего до 1991 г. в состав МПЧ КГБ вошли 6 кораблей, еще 2 отошли Украине, но последний так и не был достроен.

“МЕНЖИНСКИЙ” (зав. № 201). 24.1.1980 зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ и 14.8.1981 заложен на эллинге ССЗ “Залив” в Керчи, спущен на воду 31.12.1982, вступил в строй 29.12.1983. В период с 6.9 по 22.10.1984 совершил переход вокруг Африки из Севастополя в Находку и вошел в состав Находкинской ОБСКР Тихоокеанского ПО. Участвует в охране границы, экономической зоны РФ и рыболовных промыслов у берегов о-вов Курильской гряды в Тихом океане и в Японском море.

“ДЗЕРЖИНСКИЙ” (зав. № 202). 20.1.1983 заложен на эллинге ССЗ “Залив” в Керчи и 11.1.1984 зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду 2.3.1984, вступил в строй 29.12.1984. С 15.8 по 24.9.1985 совершил переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток и вошел в состав Камчатской ДиСКР Тихоокеанского ПО. Участвует в охране границы, экономической зоны РФ и рыболовных промыслов у побережья Камчатки, Чукотки и о-вов Курильской гряды, в Беринговом и Охотском морях.

“ИМЕНИ XVII СЪЕЗДА КПСС” (до 7.3.1986 – “Юрий Андропов”), с 1.12.1993 – “Орёл” (зав. № 203). 11.1.1984 зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ и 26.9.1983 заложен на эллинге ССЗ “Залив” в Керчи, спущен на воду 2.11.1985, вступил в строй 30.9.1986. С 10.2 по 25.3.1987 совершил переход вокруг Африки из Севастополя в Находку и вошел в состав Находкинской ОБСКР Тихоокеанского ПО. Участвует в охране границы, экономической зоны РФ и рыболовных промыслов в Японском море.

“ИМЕНИ 70-ЛЕТИЯ ПОГРАНВОЙСК” (зав. № 205). 2.4.1987 заложен на эллинге ССЗ “Залив” в Керчи и 22.10.1987 зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду 28.3.1988, вступил в строй 30.12.1988. С 29.6 по 16.8.1989 совершил переход вокруг Африки из Севастополя в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав Камчатской ДиСКР Тихоокеанского ПО. Участвует в охране границы, экономической зоны РФ и рыболовных промыслов у побережья Камчатки, Чукотки и о-вов Курильской гряды, в Беринговом и Охотском морях.

“КЕДРОВ” (зав. № 206). 4.4.1988 заложен на эллинге ССЗ “Залив” в Керчи и 5.11.1988 зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду 30.4.1989, вступил в строй 28.12.1989. В период с 27.9 по 20.11.1990 совершил переход вокруг Африки из Севастополя в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав Камчатской ДиСКР Тихоокеанского ПО. Участвует в охране границы, экономической зоны РФ и рыболовных промыслов у побережья Камчатки, Чукотки и о-вов Курильской гряды в Тихом океане, в Беринговом и Охотском морях.

“БОРОВСКИЙ” (зав. № 207). 15.5.1989 заложен на эллинге ССЗ “Залив” в Керчи и 20.2.1990 зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду 28.7.1990, вступил в строй 29.12.1990. В период с 18.8 по 9.10.1991 совершил переход вокруг Африки из Севастополя в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав Камчатской ДиСКР Тихоокеанского ПО. Участвует в охране границы, экономической зоны РФ и рыболовных промыслов у побережья Камчатки, Чукотки и о-вов Курильской гряды, в Беринговом и Охотском морях.

“КИРОВ” (зав. № 208). 5.10.1990 заложен на эллинге ССЗ “Залив” в Керчи и 9.7.1991 зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду 29.3.1992, но в июне 1992 г. перешел в собственность ВМС Украины, переклассифицирован во фрегат и переименован в “Гетьман Сагайдачний” (U 130), вступил встрой 2.4.1993 и 11.7.1993 поднял военно-морской флаг Украины.

Водоизмещение
наибольшее 3774 т
полное 3642 т
нормальное 3458 т
стандартное 3274 т
длина 122,98 м
ширина 14,2 м
осадка 4,8 м
Мощность ГГЗА 2×20000 и 2×6000 л.с.
скорость полного хода 31,04 уз.
экономическая 14,05 уз.
дальность плавания 3636 миль
автономность 30 суток
Вооружение: 1×2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК “Оса-МА2” (20 ЗУР), 1×1 100-мм АУ АК-100 и 2×6 30-мм АУ АК-630М, 2×4 533-мм ТА, 2×12 РБУ-6000 (96 РГБ-60); 1 вертолет Ка-27ПС.

Немного фоток из сети от меня.
В зеркало посмотреть…
СКР «Неукротимый» затонул у причала в Балтийске. 5.11.2012.
Эсминец «Боевой» в отстое в бухте Абрек. C 1998 года находился в консервации, в 2012 году исключен из состава ВМФ.
Средний разведывательный корабль 2-го ранга ССВ-535 «Карелия» проекта 864. В данный момент не действует, выведен в резерв в ожидании ремонта, возможно будет списан.
ТК-13 пр. 941. 15 июня 2007 г. американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация.
К-420 подводная лодка пр.667М «Андромеда» с уникальными КР «Метеорит-М» с дальностью более 5000 км. На разделке.
К-395 подводная лодка проекта 667АТ с 32 дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами РК-55 «Гранат» на разделке. Подобных кораблей у нас больше нет. У американцев есть 4 пл с 154 КР «Томагавк» каждая.
СКР «Ревностный» пр. 1135. Выведен в утиль 24 июля 2003.
БПК пр. 1155 «Удалой» списан 16 августа 1997 г.
БПК «Маршал Василевский» перестал выходить в море с 1997 г. Утилизирован в 2007 г. Фото старое.
Разборка Василевского.
К-373 уникальная лодка… была…
Большой разведывательный корабль «Урал» (БРЗК ССВ-33 «Урал»)
БПК «Очаков» проекта 1134 б.
В беседах с представителями новых стран СНГ часто звучит то, как много было обретено ихними странами и народами, как давно уже надо было разрушить этот СССР…
Мне это напоминает сравнение, когда наблюдая на заброшенной базе брошенные истребители кто-то скорбит о титанических усилиях и общем труде над созданием прекрасных и сильных машин, сделавших нашу жизнь безопасной и уверенной. а кто-то радуется, что удалось умыкнуть колесо и приделать к садовой тележке и несколько кг цветного металла задвинуть и прикупить пару бутылок и закуску — ощутимая выгода, понимаешь!
Вот в этом и вся радость борцов с СССР.

Сторожевые корабли проекта 1135.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник», код NATO — Krivak I, II, III). Головной корабль — «Бдительный». До 1977 года классифицировались как большие противолодочные корабли.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Бдительный.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Безукоризненный.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Беззаветный.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Бодрый.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Деятельный.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Доблестный.

Сторожевой корабль Достойный.

Сторожевой корабль Достойный — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 8 мая 1971г., и вступил в строй 31 декабря 1971г. и уже 28 апреля 1972г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1975г. принимал участие в учениях «Океан-75», а в 1977г. в учениях «Север-77». В 1982г. был переподчинён в состав 130 БрПЛК. Далее в 1983г. принял участие в учениях «Океан-83» и «Магистраль-83». С 19 по 24 мая 1984г. в составе КПУГ принял участие в учениях с кораблями объединённой эскадры стран участниц Варшавского Договора «Эскадра-84». 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 550(1973), 557(1975), 542(1976), 255(1976), 503(1979), 971(1983), 976, 944(1989), 978(1990). Списан: 1993г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Задорный.

Сторожевой корабль Задорный — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 25 марта 1979г., и вступил в строй 31 августа 1979г. и уже 13 сентября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981 г. принимает участие в учении «Авангард-81», а 5 июля 1981 г. – участвует в учении «Север-81» и 19 сентября 1983г. – принимает участие в учении «Океан-83» . 31 августа 1984г. корабль объявлен лучшим противолодочным кораблем КСФ. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. . В 1996г. участвует в параде Победы в городе Герое Мурманске и в этом же году участвует в параде в городе Архангельске в честь 300-летия ВМФ. В мае 1997г. участвовал в совместных учениях с фрегатом ВМС Великобритании в Баренцевом море. В Августе 2001 г. участие в учении «Дервиш-2001». Бортовые номера: 965, 909, 948(1983), 937(1985), 959(1988), 955(1998). Списан: 2005г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Ладный.

Сторожевой корабль Ладный — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1980г., вступил в строй 29 декабря 1980г. и уже 25 января 1981г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1994г. участвовал в совместных учениях стран НАТО, а 08 мая 1995г. — в международном морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В августе 2008г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции «Активные усилия», осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала. В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ. Бортовые номера: 802, 815(1981), 824(1986), 801(05.1990).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Летучий.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Порывистый.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Пылкий.

Сторожевой корабль Пылкий — Построен по проекту 1135. Спущен на воду 20 августа 1978г. и вступил в строй 28 декабря 1978г. и уже 24 января 1979г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ) и вскоре в этом же году перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). После модернизации, по проекту 11352, в 1993г. был возвращён в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 518(1978), 806(1981), 810, 819, 813, 807(1982), 808(1984), 758(1985), 809(1987), 807(1988), 702(1993). В настоящее время находится в составе Балтийского флота РФ.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Свирепый.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В 1975 году появился СКР нового проекта — 1135М. На нем была установлена 100-мм артиллерийская установка и два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата. Головной корабль — «Резвый».

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Резвый.

Сторожевой корабль Резвый — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 30 мая 1975г. и вступил в строй 30 декабря 1975г. и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981г принял участие в учении «Запад-81» под руководством Министра Обороны СССР. В 1984г. участвовал в учении «Атлантика-84». В 1986г. охранял голландское судно «Дипватер-2» во время глубоководной операции по подъёму золотых слитков с погибшего во время Второй Мировой войны в Баренцевом море английского крейсера «Эдинбург». Доля золота СССР на корабле была доставлена в Мурманск. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 11 июля 1995г. корабль в составе ОБК участвовал в учении «Кумжа-2». Бортовые номера: 210(1976), 212(1977), 958(1980), 916(1981), 942(1983), 930(1985), 210(1986), 930(1985), 970(1987), 952(1991), 916(1996). Списан: 2001г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Громкий.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Горделивый.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Грозящий.

Сторожевой корабль Грозящий — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 февраля 1977г. и вступил в строй 30 сентября 1977г., и уже 29 ноября 1977г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В 1978г. совершил межфлотский переход из Балтийска в Черное море, а в следующем 1979г. переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 758(1980), 695(1982), 648(1987), 678(1990), 620(1990), 643(1991), 621(1994). Списан: 1995г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Бессменный.

Сторожевой корабль Бессменный — Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 09 августа 1978г, и вступил в строй 26 декабря 1978г. и уже 09 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота(КСФ). 26 июля 1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 931(1981), 913(1983), 967(1989), 933(1990), 963(1995). Списан: 1998г.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Разительный.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Неукротимый.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Сторожевой корабль Пытливый.

Сторожевой корабль Пытливый — Построен по проекту 1135М. Cпущен на воду 16 апреля 1981г, и вступил в строй 30 октября 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 28 июля 1996г. участвовал в международном морском параде в С.-Петербурге, по священном 300-летию Российского флота. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 942(1981), 751(1981), 759, 888(1982), 826(1984), 889(1988), 808(1.05.1990). В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ.

Сторожевые корабли проекта 1135М

Сторожевые корабли типа «Резвый» проекта 1135М Сторожевые корабли типа «Резвый» проекта 1135М Постройка и служба

11 ед. Заказано

11 ед. Построено

1973—1981 гг. Годы постройки

1975—н.в. гг. Годы службы

Калининград Место строительства

Общие данные Экипаж

192 чел. Общая численность

23 чел. Офицеры

27 чел. Мичманы

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 1х4 — ПУ ПЛРК УРПК-4 «Метель»;
  • 2х2 — ПУ ЗРК 4К33 «Оса-М».

Артиллерийское вооружение

  • 2×1 — 100-мм АУ АК-100.

Минно-торпедное вооружение

  • 2×12 — РБУ-6000 «Смерч-2»;
  • 2×4 — 533-мм ТА ЧТА-53-1135;
  • 10-18 мин заграждения.

Радиотехническое вооружение

Построенные корабли

«Резвый», «Резкий», «Разительный», «Грозящий», «Неукротимый», «Громкий», «Бессменный», «Рьяный», «Горделивый», «Ревностный», «Пытливый» — всего 11 ед.

Сторожевые корабли проекта 1135М — серия сторожевых кораблей ВМФ СССР и ВМФ РФ, по классификации НАТО — фрегаты класса Krivak II. Корабли проекта 1135 имели несколько подтипов и модернизаций (проекты 1135М, 11352, 11353), всего было построено 32 единицы, из них по проекту 1135М — 11. До 28.06.1977 классифицировались как большие противолодочные корабли, а затем как сторожевые корабли. «Пытливый» продолжает службу в составе ВМФ РФ, остальные выведены из состава.

История создания

Предпосылки к созданию

Постройка и испытания

Корпус

Общий вид СКР проекта 1135М

Корпус корабля отличает удлинённый полубак и клиперский форштевень, который ниже ватерлинии плавно переходит в бульбовый обтекатель подкильной гидроакустической станции. Тринадцать переборок делят корпус на 14 водонепроницаемых отсеков. Корпус выполнен из стали марки МК-35, в то время как палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Надстройки выполнялись со скошенными гранями для снижения радиолокационной заметности корабля. Газоходы энергетической установки выведены в массивную трубу призматической формы, а для размещения антенных постов и сигнальных огней служит отклонённая назад мачта ажурной конструкции.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка газотурбинная, двухвальная. В состав ГЭУ входят четыре ГТД (из них два маршевых и два форсажных) суммарной мощностью 56000 лошадиных сил. Двигатели через посредство зубчатых редукторов приводят во вращение два четырёхлопастных винта фиксированного шага. Один маршевый и один форсажный двигатель со своими редукторами образуют агрегат М7К. Каждый из двух агрегатов штатно вращает гребной винт своего борта. Благодаря маршевой редукторной приставке, объединяющей агрегаты правого и левого борта, любой из двигателей способен вращать при необходимости оба ходовых вала корабля, что делает ГЭУ более живучей и придаёт гибкость при выборе режима хода.

Скорость полного хода корабля составляет 32,2 узла. Дальность плавания на оперативно-экономической скорости 17 узлов составляет 3550 миль, технико-экономическим ходом 14 узлов — 5000 миль. Ресурс до капитального ремонта для маршевых двигателей составляет 20000 часов наработки, для форсажных — 10000 часов.

Вспомогательное оборудование

Вооружение

Главный противолодочный комплекс

Основным противолодочным оружием для СКР проекта 1135 и 1135М являлся ракетный комплекс УРПК-4 «Метель» — его четырёхконтейнерная поворотная пусковая установка была смонтирована в носовой части корабля. Ракето-торпеды 85Р комплекса «Метель», по сути, представляют собой одноразовые дистанционно управляемые самолёты-торпедоносцы. Твёрдотопливная крылатая ракета комплекса «Метель» с помощью телеуправления приводится в нужный район, потом сбрасывает в воду самонаводящуюся 533-мм противолодочную торпеду АТ-2УМ, которая и поражает обнаруженную субмарину противника. Ракета имеет дальность до 55 км, а запущенная с неё торпеда может пройти ещё 8 километров под водой со скоростью 40 узлов.

Прочее противолодочное вооружение

Для борьбы с подводными и надводными целями СКР также оснащались двумя поворотными четырёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135, смонтированными на верхней палубе. Боекомплект из 8 самонаводящихся торпед типа СЭТ-65 или 53-65К хранился в аппаратах.

Против подводных целей сторожевые корабли располагали также двумя 213-мм двенадцатиствольными реактивными бомбомётами РБУ-6000 «Смерч-2» с дальностью стрельбы до 5800 метров.

Зенитно-ракетное вооружение

ЗРК «Оса-М» в боевом положении

ПВО сторожевых кораблей проекта 1135 обеспечивали два зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) ближнего действия «Оса-М». Каждый ЗРК включает в себя две двухбалочные пусковые установки ЗИФ-122, боезапас из 20 ракет 9М33 (всего на два комплекса 40 ракет) и систему управления 4Р33. Пусковые установки смонтированы в нос и корму от надстройки, а в походном положении они убираются под крышки в палубе.

Артиллерия

100-мм установка АК-100

От кораблей предыдущего проекта 1135 новые СКР отличались, главным образом, заменой артустановок АК-726 с СУО МР-105 на комплекс АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100 и системы управления стрельбой МР-145 «Лев». Последняя включает в себя двухдиапазонную РЛС сопровождения целей, телевизор, лазерный дальномер, аппаратуру селекции подвижных целей и помехозащиты. Она обеспечивает приём целеуказаний от общекорабельных средств обнаружения; точное измерение параметров движения воздушных, береговых и морских целей; выработку углов наведения для двух артустановок; корректировку стрельбы по морской цели по всплескам; автоматическое слежение за артиллерийским снарядом. Инструментальная дальность действия — 75 км. Автоматическая башенная установка обеспечивает скорострельность 60 выстрелов в минуту и способна поражать наземные, надводные и воздушные цели на дистанции до 21,5 км. Вес системы — 8 т. Кожух артустановки АК-100 легко бронирован, охлаждение стволов — водяное. Подбашенное пространство герметизируется пенополиуретаном. В боекомплект входят снаряды для поражения воздушных, морских и береговых целей, а также в инертном исполнении (без заряда ВВ).

Сравнительные ТТХ артиллерийских систем

1 2 3
Марка артсистемы АК-726 АК-100
Калибр, мм 76,2 100
Длина ствола в клб 59 59
Угол вертикального наведения, град -2. +84 -10. +85
Темп стрельбы, выстр./мин 90 60
Масса снаряда, кг 5,9 15,6
Начальная скорость снаряда, м/с 980 880
Дальность стрельбы, км 15,7 21,5
По морским и береговым целям 13
Количество готовых к стрельбе выстрелов 138 320

Авиационное вооружение

Авиационного вооружения в проекте 1135 не было предусмотрено, соответственно не было постоянного ангара или средств обеспечения базирования вертолёта. Однако временная посадочная площадка размечалась на крыше помещения БУГАС позади второй орудийной башни. В случае необходимости корабль мог принять на эту площадку аварийный или выработавший топливо вертолёт с другого корабля.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Радиоэлектронное оборудование СКР проекта 1135М включало в себя обзорные и навигационные РЛС, средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также подкильную и буксируемую гидроакустические станции («Титан-2» и «Вега» соответственно).

На кораблях проекта 1135М установлена станция управления огнём артиллерии МР-145 «Лев» — дальнейшее развитие МР-105 с улучшенными параметрами и элементной базой.

Модернизации и переоборудования

Корабли в составе ВМС других стран

  • Украина: 1 единица (Фрегат)
    • «Севастополь» U132 (до 1.08.1997 «Разительный») списан 30.11.2004

См. также

  • СКР типа «Бдительный» проекта 1135
  • Фрегаты типа «Тальвар» проекта 11356
  • СКР типа «Неустрашимый» проекта 11540
  • СКР «Бдительный» проекта 1135 (1970)
  • СКР «Летучий» проекта 1135 (1978)
  • СКР «Ладный» проекта 1135 (1980)
  • СКР «Рьяный» проекта 1135М (1979)

Примечания

  1. С 1983 года совместным решением Минсудпрома и ВМФ СССР применительно к газотурбинным двигателям полного хода термин «форсажные» был заменён на «основные».
  2. Каждый из двух газотурбинных агрегатов М7К состоит из основного (форсажного) двигателя ДК59 в 19500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 28000 л. с. на один агрегат и 56000 л. с. на энергоустановку в целом.

Литература и источники информации

Литература

Ссылки

  • Страница «Википедии», посвящённая СКР проектов 1135, 1135М и 11356
  • Страница «Википедии» (англ.), посвящённая СКР проектов 1135, 1135М и 11356

Галерея изображений

  • СКР «Резвый» в море

  • СКР «Грозящий» на параде в честь Дня Победы. Владивосток, 9 мая 1990 года

  • СКР «Громкий» в походе

  • Сторожевой корабль «Рьяный» в походе, 1980-е годы

  • Разоружённый «Рьяный» на «Дальзаводе», Владивосток, 26 января 1999 г. Фото В. Н. Муратова

  • СКР «Горделивый» в походе, 1 августа 1985 года

  • Общий вид СКР проекта 1135М