Проделывание проходов в инженерных заграждениях

В наступательном бою части потребуется преодолевать дистанционно установленные заграждения в исходном районе и на пути выдвижения к рубежу атаки, а также все виды заграждений перед передним краем и в глубине обороны противника. Основу таких заграждений составляют противотанковые, противопехотные и смешанные минные поля, установленные с помощью артиллерийских, ракетных, самолетных и вертолетных систем минирования.

Дистанционно установленные заграждения подразделения части пре­одолевают самостоятельно с помощью навесных и встроенных тралящих устройств (тралов), так как такие заграждения могут встретиться в любом месте. Для своевременного обнаружения дистанционно установленных заграждений в каждом подразделении (до взвода включительно) назнача­ется наблюдатель, в каждом батальоне (дивизионе), роте создается внештатная группа разграждения в составе 1-2 отделений, оснащенные 15-25 кг ВВ, 1-2 ЗРП, 15-20 знаками проходов, 1-2 ВКР-2. В отряд разграждения части включаются до ИСВ (на БТР), ТВ с минными трала­ми, расчет УР-77, расчет ИМР, расчет МТУ-72. В ходе наступления отряд разграждения продвигается за командным пунктом части, а группы разграждения за батальонами первого эшелона.

Ответственной задачей является проделывание проходов в заграждениях перед передним краем обороны противника. Количество проходов должно обеспечивать одновременность атаки танковыми и мотострелковыми подразделениями. Проходы должны быть шириной 6-8м и обозначены односторонними знаками по обе стороны прохода через 15-20 м до или вначале атаки.

В зависимости от обстановки общевойсковой командир определяет:

— место,

— время,

— количество проходов,

— способы их проделывания.

Существует три способа проделывания проходов:

— вручную;

— взрывной (подрыванием зарядов на минном поле);

— механический (тралами).

Проходы в своих минных полях обычно проделываются вручную за одну — две ночи перед атакой, как правило, силами тех, подразделений инженерных войск, которые устанавливали заграждения.

Инженерно-саперное отделение в течении одной ночи проделывает обычно один проход, взвод — три прохода, рота — до девяти проходов. Задачу на проделывание проходов командир ИСР получает от общевойскового командира или НИС.

Основными способами проделывания проходов в заграждениях про­тивника является механический и взрывной.

При атаке переднего края противника в едином бронированном поряд­ке, танки и БМП преодолевают минное поле с помощью индивидуальных колесных минных тралов, а проходы готовятся из расчета один-два на атакующую роту.

В остальных случаях проделывается один проход на атакующий взвод. Таким образом, для МСБ (ТБ) в зависимости от построения его боевого порядка потребуется проделать от двух до шести проходов.

Спешенные мотострелковые подразделения первого эшелона преодо­левают заграждения по протраленным танками колеям и по проходам.

Колейные проходы, проделанные танками с тралами, уширяются вручную или взрывным способом и на них организуются комендантская служба. Для несения комендантской службы на каждый проход назнача­ется комендантский пост. Инженерно-саперное отделение несет комен­дантскую службу, как правило, на двух смежных проходах.

По мере пропуска боевых порядков наступающих подразделений че­рез проходы часть проходов закрывают, освободившиеся отделения получают новую задачу. На проходах, совпадающих с путями движения артиллерии, второго эшелона и резерва, комендантскую службу несут до особого распоряжения, а проходы уширяют до 12 м и ограждают.

В глубине обороны противника, танки оснащенные Катковыми трала­ми (типа КМТ-7), двигаются в 70-100 метрах впереди боевых порядков танковых подразделений и, обнаружив границы минного поля, дают сигнал ракетой установленного цвета, предупреждая о тралении мин. Танки, оснащенные ножевыми тралами (типа КМТ-6), по этому сигналу приводят тралы в боевое положение и продолжают движение, ведя огонь по противнику. Остальные танки и мотострелковые подразделения своим огнем прикрывают действия танков с тралами.

Устройство переходов через препятствия

В ходе боевых действий в глубине обороны противника, подразделе­ниям очень часто предстоит преодолевать невзрывные заграждения, лесные завалы, разрушения в населенных пунктах и естественные препятствия. Для их преодоления устраивают проходы в заграждениях или переходы через препятствия обычно из расчета один проход (переход) на батальон первого эшелона. Для этой задачи используются те же группы разграждения, которые создаются в батальонах для преодоления МВЗ. В этом случае они могут усиливаться мостоукладчиком МТУ, танком с БТУ, ИМР.

Темп проделывания переходов на препятствиях составит:

— противотанковый ров, эскарп, сухие канавы — за 5-15 мин;

— глубокое препятствие, заполненное водой — за 10-30 мин;

— надолбы, каменные барьеры — за 10-15 мин.

Проходы в проволочных заграждениях проделывают танками (кроме МЗП), артиллерийским и минометным огнем, взрывным способом и вручную. К проделыванию проходов в проволочных заграждениях вручную привлекают мотострелковые подразделения.

Проходы в лесных завалах обычно проделывают взрывным способом с последующей их расчисткой с помощью БАТ-М, БАТ-2, ИМР или танком с БТУ. При проделывании проходов вручную используются мотопилы, электрифицированный инструмент.

Завалы в населенных пунктах расчищают также с помощью БАТ-М, БАТ-2, ИМР или танком с БТУ. При большой его глубине и сложности расчистки через завал устраивают переход, путем выравнивания поверх­ности и устройства аппарелей.

5.) Оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград.

Оборудование и содержание переправ — одна из сложных задач инженерного обеспечения во всех видах современного боя, и особенно в наступлении, т.к. противник будет стремиться использовать водные преграды для задержки наших войск, срыва наступления или снижения его темпов.

Способы форсирования водных преград.

Форсированием называется преодоление наступающими войсками водной преграды (реки, каналы, заливы, водохранилища), противоположный берег которой обороняется противником.

Способы форсирования

Форсирование рек осуществляется:

— с ходу;

— с планомерной подготовкой;

— в короткие сроки в условиях непосредственного соприкосновения с противником на водном рубеже, а также после неудавшегося форсирования реки с ходу.

Участок форсирования мотострелковой (танковой) части, количество и виды переправ на нем.

Участком форсирования называется — часть речной преграды и прилегающей к ней местности, на которой подразделение (часть) осуществляет преодоление ее с боем.

Участок форсирования части назначается командиром соединения или выбирается командиром части в своей полосе наступления. На участке форсирования части выбираются участки форсирования батальонов и оборудуются переправы.

Переправой называется — участок водной преграды с прилегающей к нему местностью, обеспеченный необходимыми средствами и оборудованный для переправы войск одним из возможных способов, а именно:

— десантом на плавающих танках, БТР и БМП; (Десантные переправы)

— десантом на переправочно-десантных средствах и паромах; (Паромные переправы)

— по мостам; (Мостовые переправы)

— в зимнее время по льду; (Переправа по льду)

— танки по глубоким бродам и под водой. (Переправа танков по глубоким бродам и под водой)

— на мелководных участках вброд;

Они располагаются на широком фронте в соответствии с боевым порядком, принятым для ведения боя на противоположном берегу.

Переправы оборудуются и обеспечиваются переправочными средствами в зависимости от характера переправляемых подразделений и их вооружения. При этом следует стремиться к тому, чтобы подразделения (расчеты, экипажи) переправлялись в полном составе со своей штатной боевой техникой. Этим и определяется вид переправы, ее грузоподъемность и необходимое инженерное оборудование.

На участке форсирования мотострелковой части оборудуется:

— 4-6 — десантных переправ на БМП, БТР;

— 1-2 — десантных переправ на ГСП для каждого батальона 1-го эшелона;

— 2-3 — паромные переправы с использованием ПМП;

— 1-2 — переправы танков под водой или глубоким бродом.

Танковой части:

— 2-3 — паромные переправы;

— 1 — десантная переправа на БМП;

— 1-2 — на ГПТ;

— 2-3 — переправы по глубоким бродам и под водой.

Инженерное обеспечение форсирования водной преграды частью включает:

— обеспечение выдвижения подразделений части и переправочных средств к водной преграде;

— обеспечение переправы части через водную преграду;

— обеспечение боевых действий части на противоположном берегу.

Основными задачами инженерного обеспечения форсирования водной

преграды являются:

§ Инженерная разведка водной преграды, противника и местности на подступах к ней и на противоположном берегу;

  • Подготовка и содержание путей выдвижения и маневра подразделений;
  • Проделывание проходов в заграждениях и разрушениях, устройство

переходов через препятствия на направлениях продвижения части;

  • Оборудование и содержание переправ;
  • Маневр переправочными средствами;
  • Устройство заграждений для прикрытия переправ и отражения

контратак противника;

  • Фортификационное оборудование позиций на захваченных плацдармах;
  • Выполнение инженерных мероприятий по маскировке переправ и

действий войск.

6.Устройство инженерных заграждений при отражении контратак противника и закреплении захваченных рубежей.

Для устройства заграждений и производства разрушений при отраже­нии контратак противника, прикрытия открытых флангов, закреплении захваченных рубежей привлекаются подразделения инженерных войск, приданные батальонам первого эшелона, подвижный отряд заграждения (ПОЗ) и подразделения инженерного резерва ПОЗ части в составе ИСВ с тремя ПМЗ-4 одним б/к 600 мин за 15-20 минут способен установить трехрядное МП протяженностью по фронту 0,8-1,1 км, а с учетом 3-х б/к -2,4-3,3 км.

Использованная часть боекомплекта должна немедленно пополняться. После того, как надобность в установленных МП отпала, мины с них снимаются.

ПОЗ части указывается: состав, задачи, район сосредоточения до на­чала боя (как правило, вблизи от Птрез) место в боевом порядке части, направление перемещения, возможные рубежи минирования (основной и один — два запасных), с кем и как поддерживать взаимодействие). Дейст­виями ПОЗ руководит НИС части.

Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях

  • •Роль сержантов инженерных войск в обучении и воспитании подчиненных
  • •Глава I основы воинского обучения и воспитания
  • •1.1. Основные принципы обучения и воспитания
  • •Вооруженные Силы Российской Федерации
  • •Основы военного законодательства
  • •Ответственность за преступления против военной службы
  • •Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
  • •8. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает реализацию сержантом следующих требований:
  • •1.2. Направления деятельности командира отделения при обучении подчиненных
  • •Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
  • •Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка
  • •Работа сержантов по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка
  • •Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
  • •Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах
  • •1.3. Обязанности командира отделения при обучении подчиненных
  • •1.4. Система занятий
  • •1.5. Содержание одиночной подготовки
  • •1.6. Содержание слаживания отделений
  • •Глава II боевая подготовка
  • •2.1. Тактическая и тактико-специальная подготовка
  • •Основы общевойскового боя
  • •Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
  • •Отделение в обороне
  • •Последовательность работы командира отделения на местности
  • •Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя
  • •Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны
  • •Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения
  • •Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления
  • •Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)
  • •Отделение в наступлении
  • •Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу
  • •Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником
  • •Марш и походное охранение
  • •Основные задачи инженерного обеспечения наступления
  • •Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении
  • •Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
  • •Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений
  • •Действия отделения по подготовке и содержанию путей выдвижения войск, устройству переходов и содержанию переправ при преодолении (форсировании) водных преград
  • •Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ
  • •Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
  • •Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
  • •2.2. Специальная подготовка взрывное дело
  • •Основные характеристики зарядов
  • •Основные технические характеристики кумулятивных зарядов
  • •Характеристики зажигательных трубок
  • •Инженерные заграждения
  • •Обезвреживание мины
  • •Основные характеристики мин серии тм-62
  • •Основные характеристики взрывателей к минам серии тм-62
  • •Основные характеристики противопехотных мин
  • •Фортификация Защитные и маскирующие свойства местности
  • •Назначение и типы фортификационных сооружений
  • •Траншеи и ходы сообщения
  • •Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин
  • •Укрытия для личного состава
  • •Сооружения для командных и наблюдательных пунктов
  • •Маскировка Маскировка войск, техники, объектов с использованием маскирующих свойств местности, растительности, искусственных масок
  • •Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия
  • •Маскировочное окрашивание техники и объектов
  • •Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника
  • •Пути движения войск
  • •Требования к путям движения войск
  • •Основные элементы автомобильной дороги
  • •Дорожные знаки
  • •Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
  • •Содержание военных путей
  • •Военные мосты
  • •Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций
  • •Технические характеристики мостостроительных средств
  • •Конструкции опор
  • •Пролетные строения
  • •Строительство военных мостов
  • •Переправы Виды и способы переправ
  • •Оборудование и содержание десантных переправ ;
  • •Основные тактико-технические характеристики гусеничных плавающих транспортеров
  • •Оборудование и содержание паромных переправ
  • •Мостовые переправы
  • •Тактико-технические характеристики самоходных паромов и паромно-мостовых машин
  • •Тактико-техническая характеристика паромов, собираемая из понтонно-мостового парка пмп
  • •Переправы вброд
  • •Допустимые глубины бродов для переправы техники
  • •Переправы по льду
  • •Полевое водообеспечение Задачи полевого водообеспечения
  • •Средства полевого водообеспечения
  • •Характеристики средств очистки воды индивидуального пользования
  • •Характеристики средств очистки воды группового пользования
  • •Характеристики табельных средств полевого водообеспечения
  • •Характеристики штатных средств полевого водообеспечения
  • •Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения
  • •Электроэнергетическое обеспечение
  • •Войсковые источники электроэнергии
  • •Электризуемые заграждения
  • •Действия электротехнического подразделения
  • •Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств
  • •Разведывательная подготовка Инженерная разведка противника, местности и объектов
  • •Действия отделение в инп и ипф
  • •Форма журнала наблюдения
  • •Действия отделения в ирд
  • •Инженерная техника
  • •Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки
  • •Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
  • •Основные технические характеристики минных тралов
  • •Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений
  • •Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ
  • •Тактико-технические характеристики траншейных машин
  • •Тактико-технические характеристики войсковых экскаваторов
  • •Тактико-технические характеристики военно-инженерной техники для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий
  • •Основные тактико-технические характеристики лесопильных рам
  • •Основные тактико-технические характеристики автомобильных кранов
  • •Техническая подготовка
  • •Организация занятий
  • •Первый этап Учебные точки
  • •Второй этап Учебные точки
  • •Вождение инженерных машин
  • •Организация обучения вождению
  • •Организация занятий по вождению
  • •Учебные точки
  • •Военная топография
  • •Ориентирование на местности
  • •Способы ориентирования
  • •Определение расстояний на местности
  • •Движение по азимутам
  • •Данные для движения по азимуту
  • •Подготовка по связи
  • •Радиостанция р-159м
  • •Дальность связи в различных режимах работы
  • •Радиостанция р-173
  • •Правила ведения переговоров на средствах связи
  • •Военно-медицинская подготовка
  • •Первая медицинская помощь на поле боя
  • •Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения
  • •Места пальцевого прижатия крупных артерий
  • •Оказание медицинской помощи при переломах костей
  • •Общие правила оказания первой медицинской помощи
  • •Правила обработки раны
  • •Наложение повязок
  • •Первая медицинская помощь при отморожениях
  • •Общие привила оказания первой помощи
  • •Медицинские средства индивидуальной защиты
  • •Пакет перевязочный индивидуальный
  • •Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ппи)
  • •Дезинфицирующее средство
  • •Положение пострадавшего на носилках при транспортировке
  • •Радиационная, химическая и биологическая защита
  • •Ядерное оружие
  • •Химическое оружие
  • •Биологическое оружие
  • •Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения
  • •Тактико-технические характеристики дымовых шашек
  • •Тактико-технические характеристики ручных дымовых гранат
  • •Строевая подготовка
  • •Основы методики строевой подготовки
  • •Одиночная строевая подготовка
  • •Строевое слаживание
  • •Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
  • •Физическая подготовка
  • •Основы методики физической подготовки
  • •Учебные занятия по разделам физической подготовки проводятся по следующему плану:
  • •Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения Гимнастика и атлетическая подготовка
  • •Рукопашный бой
  • •Преодоление препятствий
  • •Ускоренное передвижение и легкая атлетика
  • •Лыжная подготовка
  • •Военно-прикладное плавание
  • •Спортивные и подвижные игры
  • •Варианты утренней физической зарядки
  • •Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
  • •Спортивная работа
  • •Огневая подготовка
  • •Округленные дальности прямого выстрела, м
  • •Примеры докладов по результатам наблюдения за стрельбой
  • •Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
  • •Бланк записи решения огневых задач (вариант записи для пулеметчика пк)
  • •Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
  • •Глава III уход, сбережение инженерной техники и инженерного имущества
  • •3.1. Общее устройство и основы эксплуатации инженерной техники
  • •Техническое обслуживание инженерной техники
  • •Характеристика подсистемы технического обслуживания инженерной техники
  • •Основные положения по организации восстановления техники
  • •Характеристика подсистемы ремонта вооружения и военной техники
  • •3.2. Обязанности командира отделения (расчета) по поддежанию инженерных машин в боевой готовности
  • •3.3. Прием и передача машин командиром отделения
  • •3.4. Обслуживание машин в парково-хозяиственные дни
  • •3.5. Контроль технического состояния машины
  • •3.6. Постановка машин на хранение и снятие с хранения
  • •Особенности содержания ит на кратковременном хранении:
  • •3.7. Особенности сезонной эксплуатации

Разведка минно-взрывных заграждений

Разведка минно-взрывных заграждений является составной частью всякой инженерной разведки ввиду широкого применения подобных заграждений как самостоятельно, так и в дополнение к другим видам заграждений и разрушений (минирование воронок и перепаханных участков, установка минных полей в сочетании с участками, зараженными РВ и ОВ, минирование сооружений и т. п.).
Задача подгруппы минной разведки состоит в выявлении и обозначении минных заграждений, одиночных фугасов, невзорвавшихcя мин, снарядов и авиабомб, а также мин замедленного действия. Кроме того, при наличии минно-взрывных заграждений личный состав подгруппы обязан обеспечить возможность обследования (топографическая съемка, замеры, почво-грунтовое обследование) всего объекта и отдельных его элементов и сооружений. Для этого в минных полях с помощью кошек или удлиненных зарядов проделывают проходы минимальных размеров и подготавливают места для стоянок геодезических инструментов. Выявленные минные поля обозначаются вехами, лентами, жердевыми изгородями, красными флажками и указателями с надписью «Опасно — мины».
Мины выявляются по демаскирующим признакам, а при их отсутствии с помощью следующих средств: ручных щупов, ручных миноискателей, подвижных миноискателей, танков, оснащенных тралами, приборов прослушивания мин замедленного действия, светофильтров для визуального определения внешних признаков минирования и др.
Как показал опыт войны в Корее, в серию сбрасываемых авиабомб часто включается также одна или несколько бомб замедленного действия. В этих случаях неразорвавшиеся бомбы или бомбы замедленного действия обнаруживаются по входным отверстиям и остаткам стабилизаторов, находящимся на сравнительно равных расстояниях друг от друга по оси сброшенной серии.
Основными средствами разведки и разминирования являются миноискатели, щупы, стетоскопы, кошки с веревками, предназначенные для стаскивания мин с места, и удлиненные заряды. Чтобы ускорить разведку, особенно на зараженной местности, могут применяться подвижные миноискатели, смонтированные на автомобилях и бронетранспортерах.

Способы проделывания проходов в минных полях, комендантская служба на проходах, преодоление минных полей, установленных средствами дистанционного минирования.

Необходимость преодоления заграждений может возникнуть во всех видах современного боя и при совершении марша. Однако, наиболее характерной эта задача будет в наступлении.

В наступательном бою войскам потребуется преодолевать МВЗ в исходном районе, на путях выдвижения к рубежу атаки, перед передним краем и в глубине обороны противника.

Минные поля подразделения обходят или преодолевают по проходам. Количество проходов должно обеспечивать одновременность атаки танковыми и мотострелковыми подразделениями. Проходы должны быть шириной 6-8 м и обеспечены односторонними знаками.

Проделывание проходов (говорится в ст. 92 БУПВОБ, ч. 2) в своих минных полях производится инженерно-саперными подразделениями до начала наступления (как правило, в ночь перед наступлением силами тех подразделений инженерных войск, которые устанавливали это минное поле), а проделывание проходов в инженерных заграждениях противника перед его передним краем, как правило, в период огневой подготовки атаки (как правило взрывным способом). Если мотострелковые подразделения атакуют на боевых машинах и все танки и боевые машины пехоты оснащены минными тралами, проходы в минных полях противника проделываются из расчета один-два на атакующую роту для пропуска по ним боевой и другой техники, не имеющей тралов. В остальных случаях проходы проделываются из расчета один на атакующий взвод.

Существуют три основных способа проделывания проходов: вручную, взрывной (подрыванием зарядов на минном поле) и механический (тралами). Возможно сочетание механического и взрывного способов.

Проходы в своих минных полях обычно проделываются вручную за одну-две ночи перед атакой.

Для проделывания прохода вручную назначают отделение со средствами поиска, принадлежностями для обезвреживания (уничтожения) мин и обозначения прохода. Отделение развертывается уступом вправо или влево. Первый номер, выдерживая заданное направление по намеченному ориентиру (азимуту), продвигаясь вперед, производит поиск мин и обозначает левую (правую) границу прохода черно-белой лентой. Уступом вправо (влево) от 1-го номера на дистанции 10-14 м друг от друга продвигаются остальные номера. Они ориентируются по концам черно-белых лент (длиной 15 м), прикрепленных к поясному ремню каждого номера. Последний, 6-й номер для обозначения правой (левой) границы прохода тянет за собой черно-белую ленту, сматываемую с катушки.

Обнаруженные мины либо извлекаются и удаляются за границы прохода, либо обозначают в целях последующего их стаскивания кошками или уничтожения накладными зарядами.

При самостоятельном преодолении минных полей танками и боевыми машинами пехоты, оснащенными индивидуальными средствами траления, подразделения действуют следующим образом.

Один танк, оснащенный минным тралом типа КМТ-7, продвигается впереди танков, оснащенных тралами типа КМТ-8 (КМТ-6), на дистанции 50-100 м; тралы типа КМТ-8 находятся в походном снаряжении.

При взрыве мин под тралом КМТ-7 командир танка дает по радио сигнал «Мины» и выстреливает пиросигнал. Услышав сигнал и ориентируясь по светящемуся пиросигналу, экипажи танков переводят КМТ-8 в рабочее состояние и продолжают движение по курсу.

После преодоления минного поля экипаж танков с тралами типа КМТ-7 вновь выстреливает пиросигнал, обозначая рубеж, на котором тралы типа КМТ-8 переводят в походное положение.

Минно-взрывные заграждения, установленные дистанционными системами минирования, части и подразделения преодолевают в соответствии с решением командира, как правило, самостоятельно. Во всех случаях нельзя допускать длительного пребывания войск в заминированных районах и на путях выдвижения.

Для преодоления заграждений, установленных дистанционно, в каждом батальоне создают группу разминирования, а в каждой роте (батарее) назначают нештатное отделение (расчет) разминирования. В состав группы разминирования выделяют одно-два отделения, обученных приемам разминирования и оснащенных средствами поиска мин и их уничтожения. Каждое отделение должно иметь 2-3 кошки с веревками, 5-7 захватных ложек, 1-2 сачка для сбора ППМ, 2 катушки с черно-белой лентой, 8-10 флажков для обозначения.

При выходе подразделений из заминированного района проделывают магистральные проходы (по одному на батальон). На каждую мотострелковую (танковую) роту устраивают проход, обеспечивающий выход роты на магистральный проход, или из заминированного района. Экипажи танков, БМП, БТР могут проделывать индивидуальные проходы, каждый на свою машину (или группу машин).

Если минным полем «накрыто» подразделение, выдвигающееся в колонне, оно останавливается. Личный состав полностью или частично спешивается и вручную (с помощью длинных шестов) убирает с дороги мины. При наличии в колонне минных тралов, их привлекают к разминированию маршрута движения.

Для обеспечения пропуска войск по проходам организуется комендантская служба. Проходы обозначают указками с таким же номером, что и подходящие к ним пути. На каждые три-шесть проходов назначается комендант.

Он заблаговременно устанавливает связь с командиром подразделения и части, для которых проделаны проходы, выставляет комендантские посты, ставит задачи старшим постов, организует и контролирует их действия.

На каждый проход в минном поле назначается комендантский пост в составе три-четыре человека. На пост возлагается: уширение прохода (в случае необходимости); обозначение и охрана прохода; поддержание прохода в проезжем состоянии и пропуск подразделений; разминирование прохода в случае его закрытия противником с помощью дистанционных средств минирования; закрытие прохода при контратаке противника. Инженерно-саперное отделение несет комендантскую службу, как правило, на двух смежных проходах. При большой глубине проходов на каждый из них выделяется пост в составе инженерно-саперного отделения.

Таким образом, задача проделывания проходов в заграждениях и устройства переходов через препятствия остается актуальной и в настоящее время. В условиях применения противником высокоточного оружия (ВТО) и дистанционного минирования объем этой задачи значительно усложняется и увеличивается.

Дополнительная информация

Системы дистанционного минирования (СДМ):

— авиационные (самолеты и вертолеты);

— ракетно-артиллерийские;

— наземные (инженерные).

Особенности дистанционно устанавливаемых мин:

— ПТМ применяются с неконтактными взрывателями, имеют элемент неизвлекаемости и самоликвидации (самодеактивации), обладают малыми габаритами и массой (ВВ – до 2 кг);

— ППМ имеют элементы самоликвидации (самодеактивации), масса заряда ВВ – от 20…50 г. (фугасные мины) до 0,5 кг.

Особенности дистанционно устанавливаемых минных полей (ДУМП):

— нет четко выраженных границ;

— устанавливаются практически мгновенно на всю глубину боевого порядка войск, т.е. практически любое подразделение в любом месте может быть внезапно накрыто минным полем;

— внезапность применения обеспечивает их более высокую боевую эффективность по сравнению с обычными.

Характерные демаскирующие признаки МВЗ:

1. Установленных обычным способом:

— неубранный после установки мин грунт;

— забытая (разбросанная) укупорка от мин, инструмент и т.п.;

— указки и ограждения;

— наличие на местности бугорков, штырей, установочных и оттяжных кольев, шнуров, проволок и т.п.;

— отличие маскирующего слоя над миной от фона окружающей местности;

— следы гусениц и колес, борозды при установке мин минными заградителями и т.п.

Установленных дистанционно

— пролет самолетов, вертолетов, сбрасывание кассет или отстрел из них мин;

— расчленение в воздухе снарядов (ракет) на мелкие предметы;

— разбросанные на местности мины, контейнеры (кассеты), стабилизирующие устройства, парашюты, проволочные растяжки;

— спонтанные взрывы отдельных мин в минном поле в результате срабатывания их элементов самоликвидации.

Характеристики обычных противотанковых мин иностранных армий

Мина, страна Краткая характеристика Масса, кг Размеры, мм
мины ВВ диаметр Высота
М15 США Металлическая, противогусеничная, нажимного действия 13,6
М19 США Пластмассовая, противогусеничная, нажимного действия 12,7 9,5 330×330
М21 США Металлическая, противоднищевая, со штыревым взрывателем 8,5 4,8
МК7 Великобритания Металлическая, противогусеничная, нажимного действия 13,6
DM11 ФРГ Бескорпусная, противогусеничная, нажимного действия 7,4

Характеристики обычных противопехотных мин иностранных армий

Мина, Страна Краткая характеристика Масса,кг Размеры, мм Радиус поражения, м
мины ВВ диаметр высота
М14 США Фугасная, пластмассовая, нажимного действия 0,13 0,03 Поражает 1 человека
М25 США То же 0,09 0,009 То же
TS-50 Италия То же, (может устанавливаться вертолетом) 0,1 0,05 То же
М16 США Осколочная, выпрыгивающая 3,5 0,45 До 30
М18А1 США Осколочная, направленного поражения 1,6 0,68 216×35 50м в секторе 60м
DM31 ФРГ Осколочная, выпрыгивающая 4,0 0,55 До 60

Характеристики систем дистанционного минирования иностранных армий

CДM, страна Средство доставки мин Применяемые мины Минное поле
Тип, марка Количество мин
В кассете (снаряде) На носителе
1. Авиационные
«Гатор», США F-4, A-10, F-111 ПТМ BLU-91/B, ППМ BLU-92/B 22 всего 94 8×94=752 200×300 м (одной кассетой)
MW-1, ФРГ Самолет «Торнадо» ПТМ DM 1239, ПТрМ DM 1241 или или 2000× 500м
2. Ракетно-артиллерийские
MRLS, США, ФРГ 12-ствольная РСЗО ПТМ DM 1233 12×28=326 600×600м на дальности 10-45 км
LARS-2, ФРГ 36-ствольная РСЗО ПТМ DM 1233 36×5=180 400×300м на дальности 3-15 км
RAAMS, США 155-мм гаубица ПТМ М70 (М73) 400×400 (24 снаряда) на дальности до 22 км
ADAM, США 155-мм гаубица ППМ М72 (М67) 400×400 (6 снарядов)
3. Инженерные
GEMSS, США ПМЗ М128 ПТМ М75, ППМ М74 2×400=800 1000×60м на дальности до 30 м
MIWS, ФРГ Самоходный минный заградитель ПТМ DM 1274 120×5=600 1500×40 на дальности до 30 м

Характеристики дистанционно устанавливаемых мин иностранных армий

Мина, страна, система минирования Масса, кг Размеры, мм Характер поражения Сроки самоликвидации
мины ВВ диаметр Высота
1. Противотанковые
М70, М73 США, RAAMS 2,3 0,6 Пробивает днище танка М70 – до 1 суток, М73 – до 15 суток
М75, США GEMSS 1,7 0,6 То же 5 или 15 суток
BLU-91/B, США, «Гатор» 1,7 0,6 145×145 То же 4 часа, 2 или 13 суток
М89, США, «Волкэно» 1,7 0,6 То же 4 часа, 2 или 4 суток
DM 1233 (DM 1274), ФРГ, MLRS, LARS-2 (MIWS) 2,3 0,8 Пробивает броню толщиной до 160 мм От 3 до 96 часов
2. Противопехотные
BLU-92/B, США, «Гатор» 1,7 0,4 145×145 Поражает пехоту в радиусе 12 м 4 часа, 2 или 13 суток
М67, М72, США, ADAM 0,45 0,022 90×90 Поражает пехоту в радиусе 3-7 м М67 – до 1 суток, М72- до 15 суток
М74, США, GEMSS 1,7 0,4 Поражает пехоту в радиусе 12 м 5 или 15 суток
М90, США, «Волкэно» 1,45 0,54 То же 4 часа, 2 или 15 суток
DM 1241, ФРГ, MW-1 4,5 1,2 Поражает самолеты в радиусе 50 м От 1 до 18 часов

Преодоление заграждений перед передним краем обороны противника:

Танки и боевые машины пехоты, оснащенные минными тралами, преодолевают минное поле в боевом порядке по своим направлениям, а не имеющие тралов и бронетранспортеры — установленным порядком по проделанному проходу.

При этом личный состав мотострелкового взвода, атакующий противника в пешем порядке, преодолевает минное поле вслед за танками по их колеям или по проделанному проходу. С подходом личного состава к заграждениям по команде командира взвода «Взвод, в направлении такого-то предмета, в колонну по два (по три), направляющее — первое отделение, в проход, бегом — МАРШ» или «Взвод, за мной, в колонну по два (по три), в проход, бегом — МАРШ» отделения в установленном порядке на ходу занимают места в колонне взвода.

Бронетранспортеры в это время огнем с коротких остановок уничтожают огневые средства противника, препятствующие танкам и лич­ному составу преодолевать заграждения. Они преодолевают заграждения за колонной взвода

Минное поле, внезапно установленное СДМ на направлении выдвижения (атаки) взвода, преодолевается по проходу обычно во взводной колонне. БТР и танки без тралов, находившиеся в боевой линии и оказавшиеся на заминированной местности, движутся к проделанному проходу по выходам, разминируемым личным составом отделений (экипажами танков) с использованием табельных возимых комплектов разминирования и другими способами.

Движение в заминированной местности

Местность, на которой проходят вооруженные конфликты, засорена минами и чем больше времени идет конфликт, тем больше засоренность, в связи с этим командирам подразделений необходимо уделять все больше внимания подготовке личного состава к действиям в минной войне.

В состав группы при выполнении боевой задачи обязательно должны включаться разведчики-минеры, которые имеют опыт работы. Целесообразно иметь одного минера в головном дозоре, а второго в ядре группы. Кроме того, весь личный состав группы должен быть обучен обнаружению и преодолению растяжек, знать демаскирующие признаки мин и минированных участков.

Движение в составе группы необходимо осуществлять в колонну по одному, продвигаясь «след в след». Немаловажное значение имеет правильность постановки ног. С целью уменьшения вероятности зацепить старую провисшую и лежащую на земле растяжку или проволочный замыкатель, при ходьбе необходимо ступни ног поднимать и ставить на землю строго вертикально.

Условно по высоте установки растяжки делятся на два уровня: нижний (до бедра) и верхний (выше бедра). Наряду с обычными (горизонтальными) применяются и косые растяжки, что усложняет их обнаружение. В связи с этим во время движения необходимо внимательно последовательно осматривать нижний и верхний уровень.

В минно-взрывных заграждениях широко применяется комбинированный способ установки (так называемые «растяжки с сюрпризом»), в связи с этим, при обнаружении мин и фугасов, установленных на растяжку, запрещается их обезвреживать.

Место обнаружения растяжки отмечается на карте, а сама растяжка отмечается указками мин, а при их отсутствии любыми подручными средствами:

  • Воткнутая рядом палка с завязанной на ней полоской материи яркого цвета
  • Любой привлекающий внимание предмет, расположенный таким образом, чтобы проходящий по этому же маршруту человек обратив на него внимание, заметил растяжку
  • Накинутая на растяжку узкая полоска материи яркого цвета

Обнаруженная и помеченная растяжка обходится с повышенными мерами предосторожности. Преодоление МВЗ неподготовленным личным составом часто приводит к подрыву и гибели людей.

Вариант обнаружения и преодоления МВЗ, состоящих из мин, установленных на растяжку

Для обнаружения растяжек могут применяться различные подручные материалы. Наиболее эффективно применение прутика. Для его изготовления выбирается прямая гладкая ветвь длиной чуть выше пояса военнослужащего. Толщина прутика не должна превышать 1 сантиметра. Прутик удерживается тремя пальцами на расстоянии 15 — 20 сантиметров от верхнего края, на высоте около 5 сантиметров от земли.

Движение осуществляется ровным и медленным шагом. Несмотря на то, что скорость движения группы при использовании этого способа значительно снижается, обеспечивается безопасное прохождение сложных участков. При встрече прутика с растяжкой не создается необходимого усилия для приведения ее в действие, а его отклонение указывает на ее наличие. При отклонении прутика (встрече его с препятствием) убедиться в отсутствии растяжки. Для чего свободной рукой легким скользящим движением по прутику опуститься к точке его соприкосновения с препятствием.

В условиях, когда затруднено визуальное обнаружение МВЗ и есть большая вероятность его установки, использование прутика осуществляется следующим образом:

  • Произвести проверку нижнего и верхнего уровней пространства перед собой, для чего плавным движением выпрямить руку, а затем вернуть ее в исходное положение.
  • После проверки верхнего уровня оставить руку в вытянутом положении. Удерживая прутик на месте, подойти к нему, одновременно сгибая руку.

При обнаружении растяжки

  • Удерживать руку в таком положении, чтобы, не создавая давления на растяжку, обеспечить постоянный контакт ладони с ней.
  • Аккуратно скользящим движением по ладони переместить прутик за растяжку и проверить нижний и верхний уровни за уже обнаруженной растяжкой.
  • Убедившись в отсутствии других растяжек, обнаруженную растяжку необходимо обозначить одним из выше перечисленных способов и только после этого принять решение на ее преодоление или обход.

Преодоление растяжек

Продолжая контролировать растяжку рукой, повернуться к ней боком и переступить ее. Особое внимание обратить на оттягивание носков.

Преодоление растяжек, установленных в верхнем уровне или косых осуществляется аналогично (при постоянном контроле рукой). При этом обратить внимание на то, чтобы элементы экипировки, оружие и боеприпасы не зацепили растяжку.

Методика подготовки личного состава

Занятия по преодолению растяжек проводятся на специально оборудованном участке местности. Оборудование осуществляется из подручных материалов (деревянные колья и шпагат). Колья вбиваются в землю двумя рядами с расстоянием между рядами 4 — 5 метров. Нити из шпагата натягиваются между рядами кольев. Участок оборудуется на любой местности, а количество растяжек выбирается произвольно. Уровень растяжек устанавливается различный и на каждом занятии должен меняться.

На первом этапе занятия обучаемые разучивают порядок поиска и преодоления растяжек. В дальнейшем задача обучаемым усложняется:

  • Поиск и обнаружение растяжек с оружием;
  • Поиск и обнаружение растяжек с оружием и рейдовым рюкзаком;
  • Поиск и обнаружение растяжек с завязанными глазами;
  • Проведение занятия ночью;
  • Применение вместо натянутого шпагата растяжек с учебно-имитационным взрывателем или обрывного датчика цели от МВЭ-72.

В дальнейшем на занятиях постоянно устанавливать минно-взрывные заграждения с учебно-имитационными запалами.