Признаки цивилизации Китая

Русское название «Китай» произошло от названия монгольского племени киданей (или «китаев»), завоевавших в X – XI вв. север Китайской империи и образовавших там своё государство. Сами же китайцы издавна именуют себя ханьцами, по имени династии, правившей в стране с III в. до н. э. по III в. н. э., и заложившей основы традиционной китайской государственности и культуры. Что же до названия страны, то она с древнейших времён называлась «Чжунго», что означало «Среднее царство» (или «царства»). В смысле этого самоназвания присутствовал момент противопоставления себя окружающему миру, осознание себя в качестве некоего центра.

Территория Китая была освоена в период неолита. Ландшафтные особенности (большие степные пространства, плоскогорья, горные области с плодородными долинами) стимулировали переход к кочевому скотоводству. Племена, занимавшиеся оседлым земледелием, постоянно подвергались набегам кочевых и горных племён, из-за чего развитие земледелия существенно тормозилось. Неоднородный состав и постоянная борьба племён за территории долго не позволяли создать эффективную экономическую базу для создания государства.

Первой формой государственности в Китае стали номы. Они появились в бассейне реки Хуанхэ, освоение долины которой позволило перейти к широкомасштабному производящему хозяйству. Население номов в основном занималось земледелием, которое здесь было основано на паводковом и атмосферном орошении.

В XVIII в. до н. э. на территории Китая среди множества городов-государств выделяется город Шан (чжоусские племена, жившие в бассейне реки Вэй, Называли его Инь), возглавивший довольно крупное объединение номов. В истории этот период называется «периодом государства Шан – Инь. Правитель Шана носил титул ван и являлся также первосвященником. Но власть его была ограничена советом знати и народным собранием.

Основу экономики этого периода составляло земледелие. Основной культурой было просо, в более поздний период появились ячмень и пшеница, ещё позднее – рис. Однако обработка земли носила примитивный характер. Широко были распространены охота, рыболовство и собирательство. Рабство в этот период носило военный характер. Обращение в рабство соплеменников не практиковалось.

Керамическая посуда той эпохи имеет сложную форму, имеются экземпляры размером до одного метра. Ритуальная посуда покрывалась глазурью.

Изделия из бронзы охватывают не только военное и сельскохозяйственное направления, но и широко применяются в быту. На некоторые бронзовые сосуды наносились письмена, которые стали основой китайской письменности. Надписи были обнаружены также на панцирях черепах и воловьих костях, использовавшихся для гадания.

В эпоху Шан – Инь китайцы овладели мастерством изготовления шёлка. Они также вырезали из нефрита изящные фигурки.

Древнейшее китайское государство вело активные военные действия. Очень часто эти войны носили ярко выраженный грабительский характер и предпринимались с целью захвата добычи, в первую очередь пленников, которых обращали в рабство. В гадательных надписях часто сообщается, что «захватили много рабов». Однако рабы ещё не очень ценятся как рабочая сила, о чём говорят встречающиеся в погребениях того времени останки убитых рабов. Вооружение воина Шан состояло из лука, изготовленного из воловьих рогов и сухожилий, высотой в рост человека, бронзового ножа, точильного камня, алебарды и щита, обтянутого кожей и украшенного изображением тигра.

В течение многих столетий высказывались сомнения в реальности существования Шан. Китайский философ Конфуций, живший в VI в. до н. э., говорил: «Как можно говорить об их церемониях? Нет ни документов, ни знающих людей». Многие историки и археологи считали, что история Китая начинается с династии Чжоу. Причиной этого было отсутствие памятников и предметов, относящихся к этой династии. Храмы и дворцы не сохранились: каждая последующая династия разрушала здания предыдущей и встраивала свои на их руинах.

Государство Шан перестало существовать в конце II тыс. до н. э. – оно было захвачено племенем чжоусцев. Последний царь Шана, Ди Синь, вынужден был совершить самоубийство. Западное Чжоу стало крупнейшим государством на территории Китая рубежа II – I тыс. до н. э. Однако чжоусцы стали полными преемниками иньской культуры. На это указывают сохранившиеся изречения того времени: «Следуйте уголовным законам Инь, мудро установленным», «Изучайте великих людей Шан, чтобы укрепить своё сердце и уметь учить людей».

Экономика Западного Чжоу базировалась на сельском хозяйстве. Основу составляло земледелие. В этот период наблюдаются существенные изменения в уровне агротехнических знаний. Активно использовалось внесение удобрений, причём не только органических, но и минеральных (например, толчёный известняк для раскисления почв). Началось использование системы озимых и яровых посевов. Широкое распространение получило огородничество и выращивание культуры тутового дерева и конопли, которая давала масло и волокна для изготовления грубых тканей. Государство активно поддерживало сельское хозяйство не только экономически, но и религиозно. Существовал целый комплекс массовых обрядов (например, проведение первой борозды в сезоне) связанных с культовостью сельскохозяйственных работ. На особое отношение правителей к этой отрасли экономики указывал и тот факт, что в гробницы богатых сановников укладывали не только лук и стрелы воина, но и мотыгу земледельца.

Значительную часть чжоуской экономики составляло скотоводство. Произошёл переход от кочевого к оседлому скотоводству. Под пастбища выделялись специальные земли. В структуре скотоводства значительное место занимало коневодство. На это указывают тексты, где говорится о наличии специальных пастбищ для табунов. Коневодство поддерживалось государством, поскольку лошади применялись в армии Чжоу. Существовали «царские конюшни», где разводили и воспитывали боевых лошадей.

В развитии ремесла первое место занимала обработка бронзы. Лёгкость и изящество изделий из неё указывают на высокий эстетический вкус и высокоразвитую культуру.

Во главе государства стоял ван – император, которого считали сыном Неба, посредником между богами и людьми. Однако власть вана по-прежнему была ограничена состоящим при нём советом, в который входили крупные чиновники, возглавлявшие сложный бюрократический аппарат государства. Земля номинально считалась принадлежавшей государству, существовал также и непосредственно царский фонд. Довольно широко практиковалась раздача земельных владений знати, что приводило к созданию достаточно крупных земледельческих хозяйств.

Чжоуское общество сохраняло черты патриархальной семьи. В указе вана Сюаня (ок. 800 г. до н. э.) говорится: «Ни в коем случае подданный не имеет право жаловаться на решение своего непосредственного начальника, т. к. если бы это было разрешено, то сыновья стали бы судиться со своими отцами, и не было бы необходимого различия между старшими и младшими».

С середины IX в. до н. э. в Западном Чжоу начинается внутренний кризис: возрастает роль местной знати, происходит ослабление центральной власти ванов. В начале VIII в. до н. э. с усилением натиска северо-западных кочевых племён территория государства сокращается, столица переносится. Западное Чжоу меняет название на Восточное Чжоу и становится одним из множества самостоятельных царств.

С VIII по V вв. до н. э. на территории Китая существуют пять крупных политических центров. Наряду с Восточным Чжоу это были царства Цинь, Чу, У и Юз. Господствующее положение в них принадлежало наследственной аристократии, занимавшей высшие посты в государственном управлении.

Соперничающие государства теперь имели регулярные армии с пехотой, кавалерией и колесницами. У северных кочевников, вторжения которых привели к падению Западного Чжоу, было заимствовано искусство верховой езды. Также получило распространение новое грозное оружие, включая арбалет, который являлся наиболее значительным техническим изобретением этого периода. Короткая арбалетная стрела имела железное древко, чаще всего с оперением из кожи или тонкой бронзы, а не настоящих птичьих перьев и была снабжена бронзовым наконечником. Поражающая способность такой стрелы была больше, чем у современной винтовочной пули. Это скорострельное оружие давало возможность необученным крестьянским призывникам с лёгкостью поражать конных или пеших вражеских воинов.

В середине I тыс. до н. э. в Китае происходят важные изменения во всех областях жизни. В это время (на полтысячелетия позже, чем в других странах) осваивается плавка железа, что создаёт условия для развития ремесле и земледелия. В связи с активным созданием ирригационных систем в бассейне реки Хуанхэ и верхней Янцзы происходит расширение обрабатываемых земель, начинается более интенсивное их использование. В некоторых царствах официально разрешается купля-продажа земли, создаются крупные частные хозяйства (и в сельском хозяйстве и в ремесле), ориентированные на рынок. Развитие товарно-денежных отношений способствует и распространение монетной формы денег. Первые монеты (V в. до н. э.) изготавливались из бронзы, в зависимости от районов или в форме миниатюрных лопат («бу»), или крошечных ножей («дао»). Позже появились «яйби», выполненные в форме раковины каури. На каждой монете было обычно название города, в котором она была изготовлена. Первые округлые монеты появились в IV в. до н. э. и имели отверстия посередине, с помощью которых они подвешивались к поясу.

В середине I тыс. до н. э. в Китае распространяется долговое рабство, частные лица начинают более активно использовать труд рабов, хотя основным потребителем рабской рабочей силы остаётся государство.

В политической сфере Китая середины I тыс. до н. э. также происходят изменения. С VI в. до н. э. правители начинают активное наступление на привилегии аристократии, которая борется за захват власти в своих царствах. Для подрыва влияния знати правители стараются опереться на лично им преданных служилых людей, вводя новую систему должностного вознаграждения: вместо раздачи земель вводится жалование, выплачиваемое зерном (важнейшим эквивалентом стоимости). В V в. до н. э. происходит укрупнение государств: вместо примерно двухсот, из которых было пять сильнейших, остаётся менее тридцати государств, и выделяются семь самых могущественных (Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао, Хань, Ци), в которых постепенно вводится централизованная политико-административная система. Например, в царстве Цинь проводятся реформы, которыми было утверждено единое законодательство и судопроизводство, узаконены залог и скупка земли, отменены ограничения размера наделов, отменены все прежние наследственные титулы, введены новые ранги знатности за личные заслуги и т. д. После проведения этих реформ царство Цинь становится мощной державой, превращается в военно-бюрократическую деспотию типа государств ближневосточного региона.

Циньский ван в 221 г. до н. э. объединил бóльшую часть Китая. И хотя Циньская империя существовала очень недолго (до конца III в. до н. э.), но она заложила основы единого централизованного Китая. В это время на всю территорию страны распространяются циньские принципы государственного устройства, создаётся военно-бюрократическая империя, организуются завоевательные походы в Южный Китай и Северный Вьетнам. На севере страны для защиты от кочевых племён активно строится Великая китайская стена.

К концу I тыс. до н. э., на территории Китая активно развивается работорговля, рабство становится основной формой производства, как частного, так и государственного. Источники сообщают о существовании крупных рабовладельческих хозяйств и специальных рынков, где велась торговля рабами, которые стоили очень дорого. В меньшей степени труд рабов использовался в сельском хозяйстве, где основную массу товаропроизводителей по-прежнему составляли крестьяне-общинники, обязанные платить налоги и выполнять рабочую и воинскую повинности.

В Китае всегда высоко ценились цивилизованность и культура, обозначавшаяся иероглифом «вэнь». «Вэнь» накладывалась воспитанием на первоначальную природу человека как некий духовный узор, отличающий его от человека неразвитого. Поэтому культура почиталась выше грубой силы, а гражданская служба была предпочтительнее военной. Одной из важнейших основ китайской культуры являлось конфуцианство.

Конфуций (Кун-цзы, 551 – 479 гг. до н. э.) выдвинул в качестве социального идеала эталон благородного цзюнь-цзы, т. е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на всё ради истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми (принципы ли) и глубоко почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо). Конфуций призывал современников следовать этому идеальному образцу. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын – сыном»), Конфуций выдвинул тезис о том, что государство – это та же семья, хотя и большая, и тем самым распространил принципы ли, и, сяо и жэнь на административную практику и государственную политику.

Китай – классический образец цивилизации циклического типа: ещё в древности было замечено, что в истории этой страны есть определённый ритм, действующий с чёткостью маятникового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл, процветали её дела, но спустя некоторое время в стране всё сильнее проявлялись признаки упадка (разорялись крестьяне, провинции начинали борьбу за независимость от центральной власти, чиновники всё больше коррумпировались). Народное восстание венчало всеобщий развал. Именно так в 206 г. до н. э. пришла к власти династия Хань, основателем которой стал крестьянин Лю Бан, один из вождей восставших. В его правление были отменены законы государства Цинь, несколько снижены налоги. Однако административно-бюрократическая система и большинство экономических установлений Циньской империи остались в силе, хотя часть государственных земель Лю Бан вынужден был отдать некоторым представителям знати. Центральной власти удалось окончательно подчинить себе аристократию лишь на рубеже II-I вв. до н. э.

Вопросы:

1. Вспомните, в каких цивилизациях, кроме китайской, номы были первой формой государственности.

2. Предположите, каким образом должны были быть организованы работы по возведению Великой китайской стены.

3. Найдите в истории древних государств события, похожие на падение государства Шан-Инь (рассмотрев причины).

4. Почему в основе монетарной системы Китая были бронза и железо, а не золото и серебро?

Цивилизация древнего Китая

Весь Китай разделен на две большие части: западную, покрытую высочайшими горами мира — Гималаями, Куньлунем и Тянь-Шанем, и восточную, где основная часть территории — низменности и приморские районы. Практически все реки Китая текут на восток и образуют прекрасный мягкий климат, который пригоден для земледелия. Осень в Китае — теплая и сухая, а летом дуют муссоны с океана, принося огромное количество осадков. Почва была здесь наносной и содержала речной ил.

— Salik.biz

Зарождение китайской цивилизации

Зарождение китайской цивилизации произошло в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ), которая несколько тысячелетий назад протекала значительно южней — на 450 км, чем сейчас. Длина Хуанхэ — 4000 км и вся ее долина стала местом развития цивилизации. Она несколько раз изменяла свое русло, стирая города и племена с лица земли. В китайской литературе встречается поэтическое название Хуанхэ — «Река, надрывающая сердце».


Современное англоязычное название Китая — China, — вероятней всего, происходит от императорской династии Цинь (Qin, произносится «чин»). При правлении именно этой династии страна стала единой. «Объединителем» был император Цинь Шихуанди (259–210 до н. э.), нерушимый императорский период продлился вплоть до 1912 г.

Природные особенности

Рекламное видео:

В Китае — огромнейшее количество ископаемых и довольно разнообразная флора и фауна. В древние времена почти вся территория была покрыта лесами. Это было основным отличием Китая от Месопотамии и Египта и, может быть, послужило причиной того, что древние китайцы начали заселение реки не с устья, как обычно, а с середины.

Но условия для земледелия там были тяжелыми. Дело в том, что в Китае значительны сезонные колебания климата, и зимой редко, но выпадал снег. Летом же регион страдал от сильной жары. Лес тоже стал достаточно неожиданной проблемой — бурные наводнения вырывали деревья, которые оседали на дно и с течением времени повышали его уровень — именно потому Хуанхэ так часто меняла свое русло и именно потому разливы были так катастрофичны. И конечно, для регулировки такого рода разливов требовались очень серьезные усилия всех племен хань — китайцев. Как и везде, ирригационные работы потребовали объединения племен, развития орудий труда и создания государства.

К тому же в Китае весьма оригинально решили проблему с одеждой. Как правило люди выращивали растения, из которых производили волокно. В Китае же с древних времен выводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивается тутовое дерево, чьими листьями кормят гусениц, куколку потом убивали паром, кокон увлажняли солью и сушили. После чего просто разматывали на деревянную раму.

Как известно, шелк и чай стали основными продуктами экспорта в более позднем Китае — уже к X столетию до н. э. за китайский шелк дрались все европейские страны. Вы думаете, это было просто? Великий шелковый путь связал воедино весь континент и позволил начать обмен культурами и знаниями. Но его еще следовало проложить. И позже обеспечить стоянками, проводниками…

Самая древняя цивилизация в мире?

Китай зачастую называют одной из самых древних цивилизаций в мире. Некоторые исторические достопримечательности, созданные на заре китайской цивилизации, ученые датируют 6000 годом до н. э.

Великий шелковый путь

Считается, что китайская история насчитывает 7 тысячелетий, т. е. зародилась в V-м тысячелетии до н. э. Треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации, начало которой теряется в III–II тысячелетии до н. э., а конец приходится на крушение империи Хань (220 г. н. э.). Китай оказался в изоляции, и его культура оказалась весьма своеобразной.

Даже жесткая необходимость проложить торговый путь за шелком не смогла найти короткого пути в Китай, и путешественники огибали его с севера, проходя через одну из самых опасных пустынь на планете — Гоби. Морской путь был открыт, и древние хроники много говорят о великом китайском флоте, но, тем не менее, даже с Индом связь древнего Китая не найдена.

Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе, и случается это несколько позднее, чем в Месопотамии.

В Китае также была прекрасная глина — каолин. Вдобавок к хорошим технологическим свойствам она еще была белого цвета и, после изобретения гончарного круга, керамика получила широчайшее распространение. В XX столетии в Яншао (город в провинции Хэнань, уезда Мяньчи) была обнаружена расписная керамика, которую датировали V–IV тысячелетиями до н э.


Интересно, что в Китае образовалась существенно другое мировоззрение и религия, нежели в Египте, Месопотамии или даже Индии. Во-первых, жрецы не приобрели подавляющего влияния на общество, во-вторых, в жизненных ситуациях доминировало рациональное рассмотрение (может быть, из-за этого китайская медицина получила столь существенное развитие еще в III тысячелетии до н. э.?) В-третьих, этика всегда имела приоритет над всеми сторонами жизни, в том числе над жрецами. Китайцы не пытались изменить природу под себя, как это сделали западные коллеги, а провозгласили необходимость жить с ней в согласии.

Китайские воздушные змеи («бумажные птицы», «Эолова арфа») были изобретены около 3000 лет назад. Изначально их использовали не в развлекательных целях, а военных. Змеи запускали в воздух для устрашения врага в бою. Марко Поло (1254–1324) в своих дневниках отмечал, что при помощи воздушных змеев моряки прогнозировали успешность рейса.

Кстати, уже к 500-м годам до н. э. Китай разрабатывал подземные жилы. Они добывали уголь из шахт глубиной до 50 м(!), природный газ, соль. Газ можно было жечь, и первые газопроводы делались из бамбука на расстояние «дня пути» от источника.

И конечно, такая упорядоченность требовала многого. К примеру, дорог, чья протяженность к III столетию до н. э. достигла 6.5 000 км. Ирригационные каналы, как и в Месопотамии, давно уже использовались не только для защиты от наводнений и орошения полей, но и как транспортные магистрали. В V веке до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы соединили каналом длиной больше 400 км. Еще спустя два столетия через горную цепь был прорыт 200-километровый канал, который соединил север и юг страны. Еще спустя 200 лет началось строительство «Великого Канала» длиной в 2000 км. Кстати, ширина достигала 30 метров, а глубина — 9 метров, не говоря уже о Великой китайской стене…


Разумеется, все это не могло функционировать без своей письменности.

История и письменность

В отличие от Индии, Китай очень беспокоился о своей истории и стал ее записывать еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности — еще в доиньский период, в XIV–XI вв. до н. э. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя множество письменных источников, дающих возможность восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран. Империя Чжоу заимствовала письменность и продолжила ее. К XI столетию на бронзовых сосудах стали писать стихи.

Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского — во II веке до н. э. в г. Лоян. Училось там вначале 50 человек, а спустя 100 лет — уже 3000 человек.

Последнее, пожалуй, о чем надо сказать, — это почему нельзя доверять китайским историкам. Ну, во-первых, в какой-то момент китайские династии менялись настолько быстро, что время правления некоторых императоров исчислялось месяцами, и каждый из них пытался быстро оставить свой след и свою интерпретацию истории. А, во-вторых, император Цинь Шихуанди, который в 221 году до н. э. объединил Китай. Он также очень беспокоился об истории своего государства и потому объявил, что право на существование имеют только книги по истории династии Цинь, а также по медицине, сельскому хозяйству и гаданию. А остальные следует сжечь.

В результате история Китая была переписана в угоду Шихуанди, а о том, что было в оригиналах, остается лишь гадать на тех самых оставшихся книгах. При этом была изменена датировка событий на более древнюю, что породило значительную путаницу в исследованиях. Конечно, какие-то книги остались несожженными, но их было мало. А запрет на создание библиотек и требование на сожжение держался более 50-ти лет. И позже, во времена уже следующей — Ханьской династии, — императоры все еще запрещали создание библиотек. А потом передумали и отменили запрет. И еще через несколько десятков лет император У-ди ввел систему государственных экзаменов на замещение должностей административных чиновников и учредил государственную библиотеку. По всей стране ездили люди и собирали уцелевшие книги. В 26 году до н. э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг, и был составлен первый каталог книг Китая и один из первых каталогов в мире. Но было уже поздно…

Доисторический период

Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию древнего Китая между 2,24 млн — 250 тысяч лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были обнаружены останки так называемого синантропа, датирующиеся 550—300 тысяч лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.

Приблизительно 70 тысяч лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, тем самым вытеснив синантропов и их потомков. Более ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тыс. до н. э.

Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до н. э. донесли до нас имена первых 3-х властителей и 5-ти китайских императоров.

Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 года до н. э. В поселениях обнаружены мастерские для изготовления бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных ученых отрицает существование этой династии..

Подведем итоги

Человеческих цивилизаций зародилось сразу 4, и произошло это в районе 5–4 тысячелетия до н. э. Зарождались они в плодородных местах рядом с широко разливающимся реками в теплом климате. Что и определило места зарождения. Это Месопотамия, Египет, Индия и Китай. И только потом появилось все остальное. В число безусловных плюсов Евразии вошла ее вытянутость вдоль широты, что дало возможность использовать уже одомашненные культуры и скот во всех похожих климатических областях.

Надо отметить, что есть данные о том, что все 4 цивилизации общались друг с другом. Так, к примеру, отдельные слова Шумера и Египта звучат одинаково, хотя языки у них — разные, и пишутся слова абсолютно по-разному. В том же Шумере были найдены амулеты, раковины и жемчужины, которые, безусловно, принадлежали Индии. Там же находили индийскую слоновую кость.

О связях с Китаем мало известно, но проникновение культур, возделывание и обработку которых знали только в Китае, также говорит само за себя.

Остаются два но! Зарождение цивилизации не означает, что именно в этих местах были первые люди. Известно, что на Аравийском полуострове или — уж тем более! — в Африке люди появились раньше. Наконец, последнее — не следует считать, что развитие цивилизаций определялось только географией и геологией. Это, безусловно, причина, и одна из важнейших, но не единственная.

Е. Бардина

Этногенез древних китайцев и его предыстория: основные этапы

Формированию древнекитайской этнической общности предшествовали сложные и длительные процессы антропо-, расо- и глоттогенеза. Палеоантропологические данные свидетельствуют, что в период позднего палеолита на территории Северного Китая обитали преимущественно различные популяции тихоокеанских монголоидов. Люди из Шаньдиндуна уже обнаруживают некоторые черты, свойственные восточной ветви тихоокеанских монголоидов (восточноазиатской расы). Но они не могут рассматриваться в качестве предков только древнекитайского этноса, так как древнейшие этнолингвистические общности, находившиеся у истоков современных языковых семей Восточной Азии, складывались, по-видимому, лишь в эпоху мезолита (10—7 тыс. лет до н. э.). Что же касается дробления этих общностей и формирования этнических предков древних китайцев, то эти процессы относятся уже к неолитическому времени.

Анализ археологических, лингвистических и антропологических материалов позволяет cфоpмyлиpoвaть гипотезу о том, что истоки северокитайских неолитических культур следует искать в более южных районах. Можно предполагать, что одна из групп ранненеолитического населения на юге Китая, занимавшая маргинальное положение по отношению к территориальному центру культур позднехоабиньского круга, мигрировала в V тысячелетии до н. э. вдоль р. Цзялинцзян и, найдя проходы через хребет Циньлин, проникла в бассейн Вэйхэ. Немногочисленное население, с которым столкнулись здесь мигранты, было большей частью, вероятно, ассимилировано.

Благоприятные природные условия долины Вэйхэ обусловили сложение быстро прогрессировавшего очага пойменного земледелия. Неолитические популяции, создавшие в конце V — начале IV тысячелетия до н. э. развитую средненеолитическую культуру яншао в ее локальном варианте — баньпо, могут, по всей вероятности, рассматриваться как одно из ответвлений племен, говоривших на сино-тибетских языках.

В IV тысячелетии до н. э. происходит значительное расширение ареала культуры яншао. На базе ее хронологически более позднего варианта — мяодигоу возникают две группы населения, одна из которых перемещается в восточном, другая — в западном направлении.

Первая группа, двигаясь по долине Хуанхэ на восток, столкнулась в западной части современной провинции Хэнань с насельниками стоянок типа циньванчжай, по своему происхождению связанными с бассейном р. Ханьшуй. Взаимодействие этих племен, различных по облику культуры и, как можно предполагать, по языку, послужило основой формирования культуры хэнаньского луншаня, на базе которого позднее, во II тысячелетии до н. э., возникла раннеиньская (шанская) общность.

Группа яншаоских племен, распространившаяся в IV тысячелетии до н. э. в западном направлении, впоследствии претерпела дальнейшую дифференциацию. Одна ее ветвь, достигшая в III тысячелетии до н. э. верховьев Хуанхэ и создавшая там культуру мацзяяо, позднее стала именоваться «цянами» (или «жунами»); другая ее ветвь составила основу чжоусцев.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. иньцы, переместившиеся в нижнее течение Хуанхэ, создали там раннегосударственное образование с центром близ современного Аньяна. Здесь им пришлось столкнуться с аустронезийскими племенами «восточных и», частично вошедших в состав иньцев и оказавших на них культурное влияние, а также с северными племенами, обитавшими в лесостепной зоне.

Чжоуское завоевание конца XI в. до н. э. не привело к сколько-нибудь значительным социально-экономическим сдвигам в развитии древнекитайского общества, однако имело важные этнополитические последствия. На базе раннегосударственных образований, возникших в результате чжоуского завоевания и осуществления системы «наследственных пожалований», в VII–VI вв. до н. э. на Среднекитайской равнине завершается длительный процесс складывания этнической общности «хуася», которая может быть названа «древнекитайской». Формирование этой общности происходило в процессе интенсивных контактов с соседними племенами, говорившими на сино-тибетских, прото-алтайских, аустроазиатских и аустронезийских языках. Существенным эпизодом в формировании общности «хуася» было вторжение на Среднекитайскую равнину племен ди, принадлежавших к «скифскому миру» (табл. 27).

В IV–III вв. до н. э. происходит постепенное расширение территории «хуася». Последняя, однако, не выходила еще за пределы бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы. Консолидации этнической общности «хуася» в значительной мере способствовали социально-экономические сдвиги в древнекитайском обществе эпохи Чуньцю — Чжаньго, когда процесс развития раннеклассового общества завершается формированием рабовладельческих отношений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Особенности этногенеза китайцев. Основные расовые группы современного Китая

61. Особенности этногенеза китайцев

Этнология – это научная дисциплина, которая изучает различные этнические группы, ту среду, в которой они формируются, этнические процессы в различных соц. группах.

Этногенез — это рассмотрение причин возникновения этносов.

Этногенез — процесс становления новой этнической общности на базе различных этнических компонентов, существовавших ранее, дальнейшее формирование ее этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Антропологический состав народов восточной Азии. Континентальная и тихоокеанская ветвь монголоидной расы. Антропологич особенности китайцев.

Большинство насел Кит, Монг, Кореи и Яп обладают всеми хар-ми монголоидного, азиатского типа. Монголоиды:- прямые жесткие темные волосы;- слабое развитие третичного;волосенного покрова;- желтоватые оттенки кожи;- карие глаза;- уплощенное лицо с сильно выступающими скулами;- узкий или средне широкий нос с низким переносьем;- умеренно утолщенные губы;- эпикантас (особая складка верхнего века прикрывающая слезный бугорок).Традиционно делится на континентальную(северо-западная) и тихоокеанскую (юго-восточ) ветви. Первая отлич от второй более светлая кожа, тенденция к депегментации радужины глаз и волос, большей .массивностью всего скелета, гораздо более крупными горизонтальными размерами мозговой коробки (при меньшей ее высоте), абсолютно более широким лицом, относительной узкопосостыо, меньшим развитием наружной слизистой оболочки губ. Различия между континентальными пи тихоокеанскими монголоидами значительны. В пределах Центральной к Восточной Азии к континентальным монголоидам относится преимущественно народы Монголии и отчасти северного Китая, говорящие на алтайских языках, — монголы, тунгусские группы, в значительной степени тюркоязычные тувинцы, киргизы и казахи. Почти лее остальные пароды этой части ‘зшкумены, говорящие на китайско-тибетских, мон-кхмерскпх п малайско-полинезийскпх языках, а также большинство корейцев и японцев принадлежат антропологически, главным образом, к тихоокеанским монголоидам.У айнов особенно выражены все черты тихоокеанской ветви.

Основные рассовые группы современного Китая

Выделяются 3 группы: северные китайцы, средние и южные. Северные китайцы: рост средний 165, при этом значителен % высокорослых субъектов, кожа светлая с желтоватым оттенком, пигментация волос и глаз – темная, глаза либо темнокарие либо светлокарие, господствующая форма волос прямая и жесткая (тугая). В 92% -ах растительность на лице отстутствует. Мозговой череп длинный, среднеширокий. Лоб либо прямой либо слабо наклонный, надбровье развито незначительно. В 95%-ах случаев развит эпикантус (складка над глазом). Нос длинный узкий, переносье низкое или среднее, слияние крыльев носа и носогубных борозд практически отстутствует. Толщина губ – значительная. Средние китайцы: рост ниже среднего 162-165, низкорослые встречаются чаще. Цвет кожи и волос более темный, волосы прямые, тугие, но % мягких волос встречается чаще, рост бороды незначителен, но сильнее, чем на севере. Лицо на 2 мм короче, чем на севере при более значительной скуловой ширине. Эпикантус выражен хорошо, но слабее, чем в северных группах. Нос по сравнению с севером – короче и шире, переносье низкое или среднее. Губы средние или толстые. Южные китайцы: Рост 162. Цвет кожи темнее, чем у средних китайцев. Волосы и глаза темные, форма волос более разнообразна, чем в предыдущих группах ( при преобладании прямых и тугих волос встречаются мягкие, прямые или широковолнистые. Существуют отдельные случаи узковолнистых волос). Рост бороды более интенсивный, чем в предыдущих группах. Диаметр головы меньше на 5 мм, чем в Сев и среднем Китае. При некотором преобладании слабонаклонных лбов и среднеразвитых наюбровий встречаются субъекты со средне и сильнонаклонными лбами и хорошо выраженными надбровиями; эпикантус хорошо выявлен, но развит меньше, чем у предыдущих; нос короче, чем у др., переносье низкое. Толщина губ значительней, чем у северных и средних китайцев.

Процессы формирования китайского этноса

Изучая процессы, происходившие в этнической общности китайцев, этнологи первой половины ХХ века выдвинули гипотезу о цикличном характере развития китайского этноса. Ван Тунлин отмечал, что периоды укрепления и развития сменялись периодами перерождения и изменения. В истории этн-ой общности китайцев выделяются периоды, в которых преобладали этн-ие процессы, консолидирующие кит-ую общность.

3 периода:

Первый период: Эпоха Чжоу: складывается этн. Общность древних китайцев, появляется самоназвание Хуася. Член этноса определяется по культурным признакам. Территория распространения Хуася – бассейн р.Хуанхэ и среднее течение р. Янцзы. Второй период: Эпоха Тан и Сун 7-13 вв н.э – период завершения процесса этногенеза. Накануне монг-го завоевания сформировался тот комплекс признаков современного китайского этноса, к-ый с незначит-ми изменениями существует до настоящего времени. Появляется праобраз соверменного самоназвания и появляется представление о собственном этносе. Доступные исторические источники показывают, что в Х-ХIII вв новое самоназвание «люди хань» вытеснит все остальные. Третий период: правление маньчжурской династии ХVII-XX вв. В 19-20 вв накануне Синьхайской революции происходят изменения в китайской этнической картине мира, начинают меняться представления китайцев о др. народах. В промежуточные периоды китайский этнос часто оказывается под угрозой распада на более мелкие составляющие. Если бы в 7 в не было восстановлено политическое единство Китая, возможно, китайская общность пошла бы по пути, который типичен для большинства народов древности и раннего средневековья. Она бы положила начало нескольким близкородственным народам. Но этническая целостность китайцев сохранилась и после 13 в. Китай выдержал несколько дизинтегрирующих факторов. Так как Китай занимает огромную территорию и обладает огр численностью населения, поэтому китайцы имеют субэтнические подразделения: Север-Юг.

Древняя цивилизация на тысячелетия – Китай

Могучая река Хуанхэ, протекающая на востоке Евразии, имеет желтый оттенок вод из-за обилия рыхлой взвеси. Поэтому ее название так и переводится «желтая река». Впадая в море, она окрашивает в желтый цвет и участок морской акватории возле своего устья, отчего море тоже называется Желтым. Река несет с высоких гор Тибета массу минералов и органических остатков, которые откладываются в ее долине, становясь плодородным удобрением для почвы. Мягкий субтропический климат имеет муссонный характер: основная масса осадков выпадает в летнее время под влиянием приходящего с Тихого океана влажного воздуха, совпадая с периодом интенсивного роста растений. Поэтому с древнейших – еще первобытных, времен основным занятием местных жителей было земледелие. Люди научились сажать культурные растения не только на полях вблизи реки, но и прокладывать от нее оросительные каналы на более удаленные территории.

Хуанхэ

Плодородные земли бассейна Хуанхэ во все времена притягивали человеческие племена. Нередко разные племена сражались между собой за право жить и возделывать землю в столь благодатном краю. Во II тысячелетии до н.э. пришлое племя шан изгнало из долины Хуанхэ племя ся (цян) и приняло себе новое название – инь. Возделывание земли при технических средствах того времени в условиях постоянной угрозы со стороны других племен, которые тоже не прочь были завладеть богатыми территориями, требовало полного коллективизма и сплоченности, строгой дисциплины и безоговорочного повиновения племенным вождям. В конце концов те превратились в единоличных правителей. Подданные стали считать их «сыновьями Неба», имеющими божественное происхождение. На территории Центральной равнины, окружавшей реку Хуанхэ, сложилось государство, которое его жители называли Чжун Го – «срединное государство». В мировую историографию же оно вошло под названием Шан-Инь. Оно существовало долго: с 1766 по 1122 гг. до н.э. Но в итоге разделило судьбу своих предшественников: в 1122 г. другое племя – чжоу, установило над ним свою власть. Государство чжоу существовало с 1122 по 247 гг. до н.э., возглавляемое ванами – царями. Первым из них был У-ван. Своим соратникам царь раздавал земли и наделял их различными титулами. Постепенно Чжоуское царство, в котором были сильны родоплеменные различия и противоречия, распалось на несколько уделов. Этот период сами жители Срединного государства прозвали временем «Весны и Осени», который длился с 770 по 403 гг. до н.э.

Период «Весны и Осени» сменился периодом «Воюющих царств»: почти два столетия, с 403 по 221 г. до н.э. правители семи царств вели ожесточенные войны за власть над плодородным краем. Современник описывал эти события так: «В сражениях за овладение городами убитые переполняли города, а в битвах за земли поля сражений сплошь устилались телами убитых». В 260 г. до н.э., как гласит древний источник, воины царства Цинь закопали живьем под Чанпином 400 тыс. сдавшихся в плен воинов царства Чжао. Войско Цинь использовало весьма уникальную тактику: в атаку шли молодые воины – дерзкие и полные сил, а обороняли позиции пожилые, умудренные опытом. Поэтому натиск цинских войск отличался неукротимой отчаянностью, но даже если противнику удавалось разгромить атакующую молодежь, нанести им полное поражение и овладеть их крепостями не удавалось: ведь там сидели грозные ветераны, к тому же, воздержанием от участия в атаке сохранившие силы для оборонительных боев. В конце концов царство Цинь вышло окончательным победителем и покорило все царства своих соперников. Его правителю Чжэн-вану тогда было всего 13 лет, и вместо него руководил государством регент Люй Бувэй. Однако когда Чжэн-ван достиг 20-летнего возраста, он изгнал Люй Бувэя и взял всю полноту власти в свои руки. Себе он взял имя-титул Цинь Шихуанди, то есть, первый император Цинь. К 40 годам ему удалось подчинить своей власти все жившие на равнинных землях по Хуанхэ племена.

Цинь Шихуанди установил абсолютную единоличную власть. Все удельные правители были низложены, и вместо них император назначил своих наместников, которые в любое время могли быть смещены по его воле. На смену составлявшим империю царствам пришли административные области, которые, в свою очередь, делились на уезды. Была введена единая денежная система: вместо прежних использовавшихся в качестве расчета панцирей черепах, раковин, красивых минералов в оборот были повсеместно введены золотые и медные монеты. Цинь Шихуанди издал единый для всей империи свод законов, регулирующих все стороны государственной жизни: вплоть до установления стандартов строительства дорожных колей для повозок. Были введены единые для всей страны письменные знаки, меры веса и длины, обрядовая утварь и оружие тоже стали изготовляться по единому образцу. Государство зорко следило за соблюдением законов. За мятежи назначалась смертная казнь, а семьи отвечали за поведение каждого своего члена. Убийство главы семьи, разрушавшего ее своим поведением, приказано было не считать преступлением. Народ, еще не расставшийся с родоплеменным прошлым, с трудом втягивался в условия тоталитарной государственности, и казни мятежников и ослушников происходили постоянно. Однажды в городе Саньяне было казнено свыше 460 человек. Цинь Шихуанди постоянно воевал с соседними правителями, погубив сотни тысяч своих воинов. Однажды он услышал предсказание, что его державу погубит жившее на севере племя хусцев. Для защиты император решил возвести мощный крепостной вал, отправив на его сооружение в том числе судей, выносивших несправедливые решения. В течение многих поколений жители Китая, обороняясь от вторжений, пристраивали к стене, начавшей возводиться при Цинь Шихуанди, дополнительные валы и башни. Так возникла Великая Китайская стена, протянувшаяся не менее чем на 8 тыс. километров, два тысячелетия стерегшая от врагов богатые долины одной из древнейших цивилизаций планеты.

Требуя от всех подданных, включая и простолюдинов, и советников, беспрекословного повиновения и соблюдения законов, сам Цинь Шихуанди вел себя как самовластный тиран, не считая себя должным соблюдать какие-то ограничения. Завоевав владения какого-нибудь князя, он приказывал возвести себе такой же дворец, как у поверженного противника. К дворцам императора прокладывались дороги, огороженные валами. Император думал и о своей жизни после смерти, к которой готовился заблаговременно. В течение 37 лет 720 тыс. человек строили ему роскошную усыпальницу на горе Ли. В горе выкопали огромную яму, на дне которой били три ключа. Воду ключей отвели, а отверстия залили медью. Дно и стены могилы выложили лакированными камнями и яшмой. На полу поставили модели священных гор, наполненные ртутью подобия морей и рек с плавающими по ним серебряными и золотыми птицами, а потолок выполнили в виде неба с разными светилами. Когда Цинь Шихуанди умер, вместе с ним в могилу положили несколько сот девушек, в том числе его 10 сестер, над могилой насыпали курган, который засадили деревьями и кустарниками.

Вскоре после смерти Цинь Шихуанди в стране началась внутренняя усобица. Победу одержал начальник области Лю Бан, ставший основателем династии Ранеей (Западной) Хань, правившей в 206 г. до н.э. – 25 г. н.э. Лю Бан отменил жестокие законы империи Цинь, прежде всего, устанавливавшие коллективную ответственность за преступления одного лица. Договор Лю Бана с цинскими старейшинами гласил: «За убийство – смерть убийце, за ранение или разбой – соответствующее наказание». После окончания внутренних войн часть армии была распущена, отставным воинам было разрешено заниматься сельским хозяйствам и ремеслом. Часть невольников в государстве была освобождена. Первые правители династии Хань основные усилия прилагали к восстановлению понесшего сильный урон в результате междуусобиц сельского хозяйства. Чжао Го, «уполномоченный по изысканию зерна», впервые в китайской истории применил трехпольный севооборот. Он же стал изобретателем парной сохи, в которую впрягали двух быков, управляемых двумя пахарями. Прокладывались новые ирригационные каналы, возводились дамбы на реках. Подданные Хань, кроме чиновников, получили возможность заниматься добычей полезных ископаемых; император Вэнь-ди разрешил свободную добычу соли и железа. Государство учреждало железоделательные мастерские.

Возросший уровень экономического благосостояния государства Хань, увеличение доходов казны побудили императора Лю Чэ (140 – 87 гг. до н.э.) заняться расширением пределов державы. Он принял императорское имя У-ди – «Царь-Воин». Однако оказалось, что государство все-таки не готово к войнам. Возможно, армия за долгие годы мира просто разучилась эффективно воевать. Мобилизация ресурсов страны на военные нужды привела к исощению казны, а отвлечение большого числа трудоспособных мужчин на войну привело к упадку сельского хозяйства. Разорение привело к тому, что народ стал обращать оружие против государственной власти. После смерти У-ди в самой столице империи – городе Чанъань, начались мятежи. В 9 г. н.э. правителем себя провозгласил государственный сановник Ван Ман. Он попытался осуществить ряд преобразований, направленных на укрепление своей единоличной власти, однако это вызвало масштабные восстания по всей стране: восстание Краснобровых (его участники, чтобы отличаться от воинов Ван Мана, красили брови в красный цвет), восстание Жителей зеленых лесов. В 23 г. Ван Ман был убит. 5 августа 25 г. победившие Краснобровые возвели на престол представителя династии Хань Лю Сю. С его правления начинается эпоха Восточной или Поздней династии Хань, правившей до 220 г. Столица империи была перенесена из Чанъаня на восток – в город Лоян.

Правление Восточной Хань ознаменовалась новыми техническими достижениями, невероятными для того времени: изобретением работающей на природном газе гидравлической воздуходувки для выплавки чугуна и выпаривания соли, изготовлением бумаги из древесной коры, оческов конопли, тряпок, старых рыболовных снастей. Восточная Хань была воинственной династией. Ее правители стремились обложить данью соседние народы, в частности, воевали из-за этого с Северным Вьетнамом. Постоянные войны велись с кочевыми племенами хуннов в Центральной Азии. В конце II – начале III вв. внутренние смуты вновь стали терзать могущественную державу. В 184 г. страну потрясло восстание Желтых повязок, поднятое сельскими жителями. Вели между собой сражения партии чиновников и крупных землевладельцев, выясняя, кто должен быть правящей прослойкой в государстве. Последний правитель восточной ханьской династии Сянь-ди был взят в заложники своими военачальниками Дун Чжо и Цао Цао. После этого прежде единое государство распалось на три самостоятельных царства: Вэй, имевшее столицей Лоян, У со столицей в Цзянькане и Шу, столицей которого был город Чэнду. С 220 по 280 г. длился период Троецарствия. Царства постоянно воевали между собой, их сотрясали внутренние смуты. В 263 г. войска Вэй уничтожили царство Шу, и через два года ее правители взяли себе имя династии Западная Цзинь. В 280 г. Западная Цзинь покорила царство У. Однако новое объединение Китая не принесло внутреннего спокойствия. Уже через десять лет восемь князей подняли восстание, а затем с севера и запада на Центральную равнину стали вторгаться кочевники. В 316 г. Западной Цзини пришлось перенести свою столицу на юг, но в 318 г. ее правитель Минь-ди был свергнут. У власти укрепилась династия Восточная Цзинь, сделавшая своей столицей Цзянькан (современный Нанкин). Правление ее закончилось в 420 г., когда власть захватил военачальник Лю Юй, основаший династию Сун. На севере Китая закрепились правители из народа сяньби некитайского происхождения. Между Северным и Южным Китаем постоянно шло противостояние, с которым китайская цивилизация перешагнула рубеж Средневековья.

Великая Китайская стена

В последующие сотни и тысячи лет Китай ждали новые периоды как единства и благополучия, так и кровавых войн и смут. Уникальность китайской цивилизации в том, что она, единожды возникнув из культуры первобытных земледельцев в плодородной долине реки Хуанхэ, сохранялась в первозданном виде вплоть до XIX в., а окончательно осознавший свое этническое единство в период правления династии Хань и перенявший от нее свое самоназвание китайский народ не только живет и в наши дни, но и является самым многочисленным народом планеты. Постоянство китайской цивилизации держалось на традиционно консервативном менталитете китайцев, убежденности в необходимости неукоснительно выполнять общественный долг и строго подчиняться старшим и опытным. Даже поднимая мятежи и восстания, китайцы не стремились что-то менять в традиционном укладе жизни, а просто свергнуть плохо исполняющего свой долг, несправедливого правителя, заменив его на достойного. Постоянство социальной и культурной системы, свойственное китайской цивилизации, послужило тому, что в ней хорошо сохранялись различные культурные и технические достижения. Многими из них мы пользуемся и по сей день. В Китае – древнем и средневековом, изобрели бумагу, порох, самовар, фарфор, стали получать шелк, и совершили еще огромное множество используемых и в наше время открытий. И в наше время в Китае сильны выработавшиеся еще в древнейшие времена, порожденные необходимостью коллективного труда и защиты от алчных врагов традиции. Общественное дело для китайца стоит на первом месте, младшие строго повинуются старшим, граждане – своему государству. В обществе царят субординация и взаимоподдержка. Привычка неукоснительно соблюдать закон является настолько важной частью менталитета китайца, что в Китае даже за мало значительные, с нашей точки зрения, преступления предусмотрены суровые наказания, а в Сингапуре, где китайцы тоже составляют большинство населения, самый низкий уровень преступности в мире.