Правые экстремисты

Италия в 1920 — 30-е гг

Италия в 1920–30-е гг.

В межвоенный период в Италии складывается политический режим тоталитарного характера. В политической сфере устанавливается монополия Национальной фашистской партии и ее лидера, Бенито Муссолини. Фашистский режим в Италии был во многом сходен с нацистским режимом Третьего рейха в Германии. Несмотря на определенные противоречия, в конце концов Германия и Италия заключают союз и в ходе Второй мировой войны действуют сообща.

Предыстория

Еще в конце XIX века Италия заключила военный союз с Германией и Австро-Венгрией. Однако после начала Первой мировой войны Италия объявила о нейтралитете, а с 1915 года вступила в войну на стороне Антанты. После войны ориентированная на военное производство экономика оказалась в упадке, значительно возросло число безработных и недовольных, возросла популярность коммунистической идеологии.

События

1919 г. – Бенито Муссолини создает Итальянский союз борьбы, в 1921 году преобразованный в Национальную фашистскую партию. В начале XX века Муссолини придерживался социалистических взглядов, занимался пропагандой, журналистикой, общественной деятельностью, организацией забастовок и манифестаций, выступал против войны. Однако в ходе Первой мировой войны он изменил свои взгляды, разорвал отношения с социалистами и стал выступать за вооруженное отстаивание национальных интересов Италии. Итальянский союз борьбы был создан для борьбы с социалистами и коммунистами, проводившими забастовки и захваты фабрик, что, по мнению Муссолини, представляло угрозу для Италии. Муссолини и его движение быстро набирали популярность.

27 октября – 30 октября 1922 г. – марш на Рим. Члены фашистской партии и отряды чернорубашечников (партийных военизированных подразделений) маршируют в направлении Рима, занимая города на своем пути и требуя передачи всей полноты власти в руки фашистов. Король Виктор-Эммануил II был вынужден уступить давлению и назначить Муссолини премьер-министром, после чего в стране начинает складываться тоталитарный режим.

1928 г. – официальное установление однопартийной системы. Но и до этого политические оппоненты фашистов (в первую очередь коммунисты) подвергались арестам и убийствам, парламентские выборы были отменены, и политической конкуренции в стране фактически не было.

1935–1936 гг. – Итало-эфиопская война. Эфиопия становится итальянской колонией.

1939 г. – завоевание Албании.

Заключение

Причины популярности Муссолини

Италия, как и Германия, стала единым национальным государством относительно поздно – лишь во второй половине XIX века. В связи с этим для многих итальянцев было характерно стремление к самоутверждению итальянцев как нации, национальной консолидации. Это стремление Муссолини успешно воплотил в своей политике. Ему также удалось добиться значительных успехов в экономике, в развитии сельского хозяйства. При этом в Италии не существовало длительной демократической традиции, поэтому значительная часть населения спокойно относилась к ликвидации политической конкуренции, тоталитарному характеру государства.

Муссолини и Гитлер

Со времен Первой мировой войны Муссолини видел в Германии угрозу Италии. Ему не нравилась чересчур агрессивная политика, проводимая Гитлером; Муссолини, как и Гитлеру, были присущи расизм и антисемитизм, однако в меньшей степени и в другой интерпретации. Несмотря на сходство режимов, масштаб репрессий в Италии был существенно меньше. Однако Гитлер хотел иметь Италию и Муссолини в качестве союзника, и Муссолини пошел ему навстречу.

Конспект

По окончании Первой мировой войны Италия не получила обещанных ей Антантой территорий. Фактически она являлась страной-победительницей, но практически была лишена всех привилегий при подписании мирного договора.

Многие итальянцы, видя это предательство, не могли мириться с таким положением вещей. Индустриальная база, развивавшаяся благодаря войне, не смогла быстро перестроиться на мирный ритм работы и вскоре пришла в упадок. Два миллиона человек оказались безработными.

На волне всеобщего недовольства в политической жизни Италии возникает и набирает популярность новая партия фашистов под руководством Бенито Муссолини. Партия выступала за сплочение вокруг одного вождя – дуче всех слоев итальянского общества. Для процветания Италии необходимо было расширять, в том числе и военным путем, колониальные территории Италии, угнетать другие народы и выкачивать из них все что только можно. Сторонниками Муссолини были вернувшиеся с фронта солдаты, рабочие, служащие и проч. граждане, объединявшиеся в союзы (фаши).

Рис. 1. Бенито Муссолини (Источник)

Для обеспечения своей безопасности фашисты стали создавать т. н. отряды чернорубашечников – боевиков, главным образом из молодежи и фронтовиков. Для достижения своих целей Муссолини приказывал избивать своих политических противников, открыто применять силу.

В октябре 1922 года Муссолини во главе тысяч «чернорубашечников» двинулся на Рим, чтобы взять власть. Во избежание гражданской войны король Италии Виктор Эммануил сделал Муссолини премьер-министром.

Рис. 2. Поход на Рим (Источник)

Идя к своей основной цели – сплотить итальянцев в единую нацию при ликвидации всех социальных противоречий, Муссолини денационализировал (отдал в частные руки) неэффективные предприятия, подавил забастовочное движение, снизил безработицу и дефицит государственного бюджета, начал преследование своих политических оппонентов, в первую очередь коммунистов и социалистов. Для управления государством был создан Большой фашистский совет.

Видя первые значительные успехи фашистского режима, итальянцы проголосовали за Муссолини на выборах в парламент Италии, тем самым официально дав власть в руки будущему диктатору.

Рис. 3. Расправы над инакомыслящими (Источник)

Муссолини установил в Италии режим единоличной власти – диктатуры. Любое инакомыслие подавлялось. Все служащие, государственные чиновники и проч. должны были быть фашистами. Он распустил профсоюзные организации, заменив их корпорациями, и истребил практически всех политических оппонентов. Он заключил договор с Римской католической церковью, признав ее независимость и сделав папу Пия XI главой суверенного государства – Ватикан взамен на одобрение фашистской политики.

В итоге к началу 1930-х гг. дуче Муссолини стал непререкаемым авторитетом в Италии, человеком, за которого каждый итальянец должен был отдать свою жизнь.

Во внешней политике главной целью Муссолини было воссоздание Римской империи в ее границах. Для этого долгое время шла идеологическая и практическая обработка населения Италии и в первую очередь молодёжи.

В 1936 году был подписан Антикоминтерновский пакт с Германией (позже к нему примкнула Япония), который был направлен против СССР и коммунизма в целом. В 1935-1936 гг. Италией была захвачена Эфиопия (Абиссиния), атакован остров Корфу в Ионическом море. В 1939 году захвачена Албания.

1 сентября 1939 года, к началу Второй мировой войны, Италия была в тесном военно-политическом союзе с Германией и выступала страной-агрессором.

Список литературы

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 6 учебника Шубина А.В. и дайте ответы на вопросы 1–4 на с. 66.
  2. Почему идеи фашизма получили широкую поддержку в среде итальянского общества?
  3. Почему Римская католическая церковь согласилась сотрудничать с фашистами и не осуждала их действия?

Различают экстремизм левый и правый

Левые экстремисты апеллируют к идеям марксизма, троцкизма, анархизма, маоизма, объявляя себя наиболее последовательными защитниками «трудящихся масс». Особое внимание они уделяют критике капитализма, империализма, плутократии, отчуждения личности, бюрократизации общества, социального неравенства. При всей эклектичности леворадикального мировоззрения для него характерен акцент на непримиримую классовую борьбу.

Правый экстремизм представлен прежде всего фашистскими, ультранационалистическими, расистскими группами, партиями и движениями. Перечисленные группы с крайне консервативных позиций критикуют современное общество за «отсутствие порядка», «господство плутократии», «упадок нравов», «деградацию культуры», «засилье инородцев и иноверцев», «неконтролируемую эмиграцию».

Элементы политического экстремизма обнаруживаются и в политике демократических государств, если они выступают в роли мирового или регионального полицейского.

Политический экстремизм обычно сочетается с другими экстремистскими течениями — экономическим, национальным, религиозным и в последние годы — экологическим.

Экономический экстремизм проявляется в стремлении установить одну форму собственности и единые методы ведения хозяйства (коммунистический фундаментализм) либо полностью отказаться от государственного регулирования экономической сферы, резко сократить социальные расходы (либерализм).

Национальный экстремизм находит выражение в обеспечении интересов и прав «своих» наций в ущерб другим национальным и этническим группам, часто связан с сепаратизмом.

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии (например, соперничество шиитов и суннитов в исламе).

Экологический экстремизм — это противоправные акции групп и движений, осуществляемые с целью защиты окружающей среды от научно-технического прогресса как такового и нередко создающие угрозу общественному порядку.

Общим для всех разновидностей экстремизма является стремление дестабилизировать и уничтожить существующие государственные структуры, установить антидемократический режим.

Терроризм — форма политического насилия, имеющая целью физическое устранение и запугивание противников, деморализацию общества и разрушение государственных институтов. Его разновидности: государственный и оппозиционный, консервативный и революционный, религиозный и националистический.


Для современного международного терроризма характерны:

• рост числа террористических акций, циничность и жестокость их исполнения;

• масштабность последствий и значительное количество жертв;

• наличие значительной финансовой базы;

• использование государствами террористических группировок для расширения сферы геополитического влияния;

• распространение влияния террористических организаций на новые регионы, попытки установить контроль над природными ресурсами;

• профессионализм террористов как результат участия в региональных и этнополитических конфликтах;

• возросшая техническая оснащенность террористических группировок, стремление овладеть оружием массового уничтожения, в первую очередь — с целью шантажа противников;

• связь и взаимодействие внутригосударственного и международного терроризма;

• установление тесных контактов между террористическими группировками и транснациональной организованной преступностью, в первую очередь наркобизнесом;

• попытки лидеров некоторых террористических организаций представить свою деятельность как национально-освободительную борьбу;

• появление новых видов терроризма, в частности информационного и электронного (компьютерного).

Преодоление терроризма и вызывающих его причин превратилось в одну из остроакгуальных глобальных проблем человечества

Понятие и сущность власти.

Власть – центральное организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство ее осуществления. Борьба за овладение властью и ее использование является одним из важнейших аспектов политической жизни общества.

В политической науке существуют следующие основные интерпретации власти.

Натуралистическая. Исходит из того основания, что человеку как природному существу свойственны стремление к власти, жажда подчинения и возвышения одних индивидуумов над другими. Этот подход использовался Н.Макиавелли и нашел отражение в договорной теории Т.Гоббса. Обстоятельное обоснование теории власти под углом зрения природы человека, его влечений, страстей и склонностей принадлежит А.Гельвецию.


Бихевиористская. Исходит из понимания власти как особого типа поведения людей, одни из которых командуют, а другие подчиняются. Согласно Г.Лассуэллу, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Политическая власть складывается из столкновений многих воль к власти как их баланс, как равновесие политических сил.

Психологическая. Основывается на бихевиористском понимании власти как результата поведения индивидов, но делает акцент на раскрытии субъективной мотивации этого поведения, выявлении его корней в сознании и подсознании людей. По мнению создателя теории психоанализа 3.Фрейда, власть возникает как взаимодействие воли к ней у одних людей и готовности к подчинению у других.

Системная. В противоположность бихевиористской и психологической трактовкам основывается на понимании власти не как производной взаимодействия индивидуальных воль, а как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивать собственную стабильность (Т.Парсонс, Д.Истон и др.).

Структурно-функционалистская. Характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и исполнения. Согласно этому подходу, в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть позволяет контролировать ресурсы и средства влияния, воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания.

Реляционистская. Рассматривает власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать определяющее воздействие на других, направлять или изменять их поведение. Трактовка власти в реляционистском аспекте, то есть как отношения, – характерная черта веберианской традиции, предусматривающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие.

власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры – масштабы, объем, время и пространство. Источник власти – то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т.п. Масштабы власти – это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти – это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти – это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти – это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

· верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;

· всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;

· моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;

· многообразие ресурсов – экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

Основные компоненты структуры власти – это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.

Субъект власти – это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.

Социальные ресурсы – это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы – это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.

Механизм власти – это социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Существуют два главных подхода к властвованию: 1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту, и 2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов – на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект – на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются: мегавласть – международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др.); макровласть – центральные государственные институты; мезовласть –учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру; микровласть – уровень власти в малых группах, самоуправление.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

Экономическая власть – это контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.

Социальная власть, частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть – это, прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению объективных сведений, но и манипулятивным целям – управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.

Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.

Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль

Функции власти – это круг ее деятельности: организация, управление, контроль, воспитание, прогнозирование, достижение общественного согласия. Эффективность власти – ее способность выполнять свои задач и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

Правый экстремизм

Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм.

Главным и определяющим в существовании молодёжных экстремистских организаций является идеология. В этой центральной идее, как правило, отвергаются правительства своей страны, что приводит к различного рода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма.

Неонацизм — следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Многие так называемые «неонацисты» исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического национал-социализма. В современных условиях может отменяться или немного искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие от исходных национал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант «белого наследия», восходящего к античности).

Лозунги и символика

«Зиг хайль!» (нем. Sieg Heil! — «Да здравствует победа!» или «Слава победе!») — лозунг, употреблявшийся на собраниях и митингах Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Сопровождался приветственным жестом, совершаемым поднятой прямой правой рукой, с раскрытой ладонью (так называемое «римское приветствие»). Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова в конце своих речей трижды: «Зиг… Хайль! Зиг… Хайль! Зиг… Хайль!», что запечатлено в «Триумфе воли» и других документальных источниках.

В настоящее время это приветствие активно используется неонацистами, в связи с чем, оно запрещено законом в Германии и, фактически, попадает под общие запрещения «оскорбительных» выступлений в ряде других стран.

14/88. Число 14 означает четырнадцать слов неонацистского идеолога Дэвида Лэйна: «We must secure the existence of our people and a future for White children» (в переводе с английского, «Мы должны обезопасить существование нашего народа и будущее для Белых детей»). Также возможно, что это числовая аббревиатура. Число 88 одновременно является закодированным приветствием «Heil Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква «H» стоит в латинском алфавите восьмой, и в тоже время означает 88 заповедей Дэвида Лэйна. В день рождения Гитлера, 20 апреля 1902 — супругами Кюри впервые получен чистый радий — его номер 88.

Многие неонацисты используют символику в виде Кельтского креста или свастики. Так же к символике можно отнести имперские флаги государств. В России в неонацистском движении пользуются имперским флагом России, который был государственным до 1917 года. Цвета флага -чёрный, жёлтый, белый. Так же существует вариант в виде перевёрнутого имперского флага, что символизирует с собой белый — белая раса (европейцы), жёлтый — «жёлтая раса» (азиаты) и чёрный — чёрная раса (арабы, африканцы).

RaHoWa — сокращение от англ. racial holy war (Священная расовая война), которая, по мнению ультраправых, должна разразиться между расами планеты. Это будет попытка евреев получить мировое господство, которая перерастёт в войну мирового масштаба. В этой войне будет решаться судьба белой расы, или она победит, или погибнет.

Существует ряд неонацистских организаций. К их числу также относятся так называемые скинхеды.

НС-скинхеды появились к концу 1982 года, в Великобритании, как совместный проект лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов) — Яна Стюарта Дональдсона и Британского Национального Фронта. Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) — солдат Священной Расовой Войны (англ. Racial Holy War), борющихся против недолюдей — евреев, цыган, негров и прочих, то есть в более широком смысле всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодежи.

Этот образ оказался очень популярен в неонацистском движении, и вскоре схожие течения появились в Европе, США. На рубеже 1990-х годов, после распада СССР, когда национал-социалистическая и близкие ей идеололии стали завоевывать популярность в Восточной Европе, субкультура НС-скинхедов проникла в Россию.

Появление первых НС-скинхедов в России относят к 1992—1993 гг. Численность людей, входящих в эту организацию (по оценкам правозащитников) — около 70 тыс. человек, которые причисляют себя к НС-скинхедам; между тем, есть мнение, что эта цифра многократно завышена. Некоторые считают, что НС-скинхеды в России — популярный миф средств массовой информации, пустивший корни в массах.

НС-скинхедов поддерживают организации ультраправой направленности — например: НТС, НСО, Славянский Союз, РОНС. В прошлом, людей причисляющих себя к НС-скинхедам, православной и монархистской направленности с элементами национализма, поддерживали такие организации как РНЕ и НПФ «Память», но большинство российских неонацистов не признавали и не признают лиц, а так же организации подобного толка в качестве неонацистов. Российские НС-скинхеды почитают Белое движение и русских коллаборационистов во Второй мировой войне.

НС-скинхеды испытывают сильную ненависть к марксизму-ленинизму и особенно к сталинизму, являются убежденными антикоммунистами, называя Революцию 1905—1907 годов в России, Февральскую революцию и особенно Октябрьскую революцию — еврейским заговором, направленным против русской нации и Российской империи. Факт того, что почти все ключевые лица РСДРП были евреями, выделяется использованием термина жидобольшевизм, главным образом по отношению к Владимиру Ленину, Льву Троцкому и Якову Свердлову.

Подобное отношение среди российских НС-скинхедов также вызвано популярным мнением о том, что правительство СССР, на протяжении всей его истории вело политику геноцида русского народа (Красный террор, Политические репрессии 1920-х годов в СССР и т. д.), которая достигла своего пика в период правления Иосифа Сталина — сталинские репрессии. Однако при этом можно отметить незначительное явление существования НС-скинхедов, проявляющих интерес к национал-большевизму и сочувствующих таким организациям как НБП или НБФ. Среди антифашистов, лиц похожих на НС-скинхедов и состоящих в национал-большевистских организациях называют красно-коричневыми. Само собой почти все НС-скинхеды враждебно относятся к национал-большевизму и сторонникам этой идеологии, не признают её в качестве одного из течений национализма, а также отрицают принадлежность нацболов подражающих их внешнему виду к своему движению.

Праздник НС-скинхедов: 20 апреля — день рождения Гитлера.

Скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства «белой», арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Под арийской расой подразумеваются далеко не все представители европеоидной расы, а только те, кого нацисты считали такими, т.е. нордическая раса, альпийская раса и некоторые другие (в их число входят восточные славяне). Скинхеды — крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. В Англии предмет их неприязни — пакистанцы и бангладешцы, в России — кавказцы, цыгане, евреи, негры и тюрки.

Скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места. Этот пункт является далеко не самым важным в идеологии неонацистов вообще, и в частности НС-скинхедов, постепенно исчезая, так же как это было в НСДАП, где социалистическая часть идеологии постепенно отошла на второй план и позже полностью утратила значимость.

Особый культ у НС-скинхедов существует вокруг личности Гитлера и некоторых других выдающихся нацистов.

Теперь следует взглянуть на проблему молодёжного экстремизма несколько шире, включив в поле нашего зрения не только экстремистскую деятельность лиц славянской национальности. Было абсолютно неверно рассматривать ситуацию с молодёжным экстремизмом однобоко, выбирая факты экстремистской деятельности с участием исключительно лиц славянской национальности, что и делается сегодня в средствах массовой информации. Проблема молодёжного экстремизма со стороны выходцев из кавказских республик всячески замалчивается. На слайде можно посмотреть краткую хронологию преступлений против русскоязычного населения только в республике Ингушетия.

Ныне территория округа занимает 3,5 процента территории России и составляет 589,2 тыс. кв. км, численность населения более 21,5 млн человек (14,3 % населения РФ). В состав Южного федерального округа входят 8 республик, 2 края и 3 области. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии. Северный Кавказ является одним из наиболее густонаселенных регионов страны (50 человек на кв. км), здесь население в последнее десятилетие не уменьшилось, а возросло. Регион имеет для России не только геополитическое и геостратегическое, но и важнейшее экономическое значение. Округ занимает одно из ведущих мест в РФ по культурно-образовательному и научному потенциалу.

В то же время Северный Кавказ — самый сложный регион РФ с точки зрения социально-экономического развития, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности.

Сегодня среди ученых, политиков идут дискуссии о переосмыслении геополитической значимости Северного Кавказа в связи с тем, что геополитическое положение в регионе приобретает новую конфигурацию.

На протяжении почти двух столетий Кавказ в основном находился под геополитическим контролем России. С распадом Советского Союза на Кавказе образовался так называемый «геополитический вакуум», который способствовал развитию дезинтеграционных тенденций.

Сегодня этнополитическая ситуация на Северном Кавказе характеризуется наличием вооруженных конфликтов, ростом преступности, попытками реализации различных форм сепаратизма и т.д.

Несмотря на укрепление федеральной власти, в регионе продолжают действовать различные конфликтогенные факторы.

К ним можно отнести:

— противостояние общественных движений адыго-абхазской и тюркоязычных групп народов (лидерами являются Международная черкесская ассоциация и межрегиональная общественная организация «Алан», объединяющая карачаевцев, балкарцев и осетин, а также созданный 2 июля 2005г. «Конгресс карачаевского народа»);

— конфликт осетинских и ингушских общественных движений;

— создание ваххабитских общин в республиках Северного Кавказа;

— радикализация отдельных («коренных») национальных движений и казачества по отношению к общественным объединениям мигрантов из республик Северного Кавказа.

Министерство юстиции России обнародовало федеральные списки экстремистских материалов и перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых прекращена или временно приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Об этом сообщили в пресс-службе министерства.

«В список экстремистских материалов вошли 218 наименований книг, брошюр, газет, журналов, публикаций, листовок, песен и фильмов, содержание которых признанных экстремистскими», — отметили в ведомстве.

В этот список, в частности, вошли книги лидера Пензенских затворников Петра Кузнецова, песни столичной музыкальной группы «Циклон», разные выпуски исламского журнала «Аль-Ваъй», различные листовки и брошюры националистического, исламско-радикального и антисемитского толка.

Также Минюст обнародовал перечень общественных и религиозных объединений, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете их деятельности. Это межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия»; религиозная группа Краснодарская православная славянская община «ВЕК РА» (Ведической культуры российских ариев) Скифской Веси Рассении; объединенная группа «Рада земли Кубанской духовно родовой державы Русь»; три организации, входящие в Славянскую общину духовного управления Асгардской Веси Беловодья древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов и международная религиозная организация «Нурджулар».

В перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, вошла одна организация — Кабардино-Балкарская региональная общественная организация «Совет старейшин балкарского народа КБР».

Вывод

Экстремизм — это приверженность крайним взглядам. Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX начале XX в. (народники, эсеры, анархисты). Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями.

экстремизм молодежный общество

Следующая

4 Правый и левый экстремизм: современная идеология и политика

Экстремизм — это склонность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям как свидетельствует общественная практика, экстремизм могут порождать различные факторы: социально-экономические кризисы, резкое падение я жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный и авторитарный характер существующих режимов, жестокое подавление властями оппозиции, преследование инакомыслящих, национальный гнет тощо.

Следует отметить, что в политическом плане экстремизм пытается подорвать действенность общественных структур и институтов, функционирующих с помощью силовых методов С этой целью экстремисты организ зову беспорядки, провоцируют забастовки, прибегают к террористическим актам Представители этого политического течения выступают против любых компромиссов, переговоров и сделок, связанных с взаимными по Ступкамии.

Относительно идеологических основ экстремизма, то надо назвать такие его черты, как полное отрицание любой другой мысли, попытки утвердить свою систему политических, идеологических и религиозных п взглядов любой ценой, требование к своим сторонникам беспрекословно подчиняться любым приказам и инструкциям Обращение экстремистов не к разуму, а к чувствам создает особый тип человека, СХИ ной к самовозбуждения, потери контроля над своим поведением, готовности на любые, даже на самоубийство, по приказу руководителей Вот почему экстремизм неотделим от идеологии тоталитаризма, культа в ождив, которые провозглашаются носителями высшей мудрости, идеи которых массы должны принимать на веру и неукоснительно выполнятьти.

В политической теории экстремизм традиционно делится на «левый» и «правый» Как свидетельствует политическая практика, левые экстремисты в своих взглядах обращаются, как правило, к идеям марксизма-ленинизма в и других левых течений (анархизм, левый радикализм), провозглашая себя наиболее последовательными борцами «за дело пролетариата», «трудящихся масс» и т. п Представители левого экстремизма клеймят капитализма м по социальное неравенство, угнетение личности, эксплуатацию, а социалистическое общество подвергают критике за бюрократизацию, за измену принципам классовой борьбы и т. п (например, деятельность «Фракции Красной армии» в Германии, «Красных бригад» в Италии, «Сантендаро луминосо» в Перу, полпотовцев в Камбодже и т.д.) Хотя некоторые «левые» экстремистские организации иногда и запрещено, более ость их действует легально и даже имеет своих представителей в парламентах и ??местных органах властейих органах влади.

В противовес «левым», «правые» экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций, клеймя его «упадок» морали, наркоманию, эгоизм, потребительские настроения, засыл ль «массовой культуры», отсутствие «порядка» и т.д. Наиболее последовательным правоэкстремистскими политическим движением является фашизм, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России Фашизм впервые возник в Италии и Германии, а уже позже аналогичные движения сложились во многих других странах мира Какие бы национальные особенностями те не были присущи фашизма в разных странах, сущность его везде была та же: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших этому движению финансовую и по литическую поддержку в его борьбе против революционных выступлений трудящихся масс, за укрепление господства капиталистического строя в его реакционных вариантах, за развязывание войны за передел миріту.

Как свидетельствует история, фашизм пришел к власти в Италии, Германии и других странах при активном участии и финансовой помощи монополистического капитала Вместе фашизм широко использовал утонченно Чену демагогию, которую он дополнял «антикапиталистическими» и псевдосоциалистического лозунгами Такая демагогия позволила фашистам привлечь на свою сторону широкие слои населения и, опираясь на них, приня ты к властямди.

С точки зрения идеологии фашизм — это воинственный антидемократизм, расизм и шовинизм, что доведены до истерии, возвеличивание тоталитарного государства Характерной чертой идеологии фашизма было «учение» об арийской высшей расе и концепция нации как высшей и вечной реальности, которая базируется на с общности крови Фашисты все нации делили на высшие и низшие, считая, что высшие нации должны господствовать над низшими и беспощадно подавлять любые попытки их опорру.

Вся экономическая и социальная система фашизма базировалась на господстве монополистического капитала под жестким контролем государства Фашизм выступал за интеграцию всех слоев населения в расовом или корпор тивных общество, в котором трудящимся принадлежала роль «производственного капитала» Во время господства фашистов было запрещено забастовки, а созданные ими «профсоюза» стали средством контроля над рабочимми.

В сфере политики фашисты уничтожили все демократические институты и создали террористические режимы В общественной жизни произошла полная милитаризация всех его сфер с тотальным контролем над обществом м, который осуществлялся не только с помощью государственных органов, но и при активном участии партийных военизированных организаций (отряды «Скуадры» в Италии, штурмовые и эсэсовские части в Германии и т.д.) Так ное насилие стало нормой повседневной жизни, а во время Второй мировой войны оно воплотилось в гитлеровских лагерях смерти, геноциде и в преступлениях против человечества, которые имели массовый харакер.

Никто другой, как фашизм, способствовал подготовке и решению Второй мировой войны, в ней мир потерял не менее 60 млн человек В этой войне фашизм потерпел сокрушительное военной и морально-политической п поражения его преступления были осуждены международным Нюрнбергским трибуналом Однако вскоре после окончания войны фашизм снова начал свое возрождение как так называемый неофашизм Этот политическое движение тис но связан с фашизмом генетически, ибо он отстаивает те же идеологические и политические взгляды исповедует культ насилия и пытается решить такие же задачи теми же методами и после войны, и ни ни действия неофашистских групп и движений периодически вызывали обострение политической ситуации в разных странах, были и есть источником политических кризисов и политической напряженности в обществспільстві.

Массовой базой правого и левого экстремизма, как раньше, так и сейчас, является мелкобуржуазные и маргинальные слои, а также часть интеллигенции, отдельные группы военных, часть студенчества, националис соприкасающаяся и религиозные движения, которые конфликтуют с власто.

Экстремизм проявляется в различных формах: экстремизм политический, националистический, религиозный, экологический Политическому экстремизму свойственно стремление к политическим действиям, которые берут за цель уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного характера «левого» или «правого» направления Националистический экстремизм пропагандирует идеи защиты интересов «своей нации», ее прав ее культуры и языка, категорически отрицая необходимость таких же прав для других национальных и этнических групп На практике националистический экстремизм приводит к сепаратизму с его политикой р уйнування многонациональных и создание моноэтнических государств Такой экстремизм, как свидетельствуют события в бывшей Югославии, на Кавказе, на Ближнем Востоке и во многих других странах, неизбежно приводит во к обострению межнациональных отношений и становится источником вражды и конфликтов между народамдами.

Значительное распространение получил ныне религиозный экстремизм, проявляющийся в нетерпимости к представителям других конфессий (например, противостояние католиков и протестантов в Ольстере, православных, кат Толик и мусульман в бывшей Югославии, проявления мусульманского фундаментализма и др.) или в жестоком противоборстве в рамках одной конфессии Часто религиозный экстремизм используется в политических целях в борьбе религиозных организаций против светского государства или для утверждения власти представителей одной из конфессийй.

Новой разновидностью экстремизма ныне экологический экстремизм, возникший вследствие резкого обострения экологических проблем, ухудшение качества окружающей среды как в отдельных регионах, так и в г глобальном масштабе Кроме партий и общественно-политических движений «зеленых», которые ведут цивилизованную борьбу за осуществление эффективной природоохранной политики, в сегодняшнем мире возникли и действуют группы и движения, вообще выступают против научно-технического прогресса Эти новые движения часто прибегают к экстремистским акций, создавая угрозу общественному порядкку.

Экстремизм и основная форма его проявления — терроризм, в том числе и международный, получили сейчас широкое распространение на территории многих стран мира Деструктивные силы правого и левого сорта и националистического характера, используя ошибки и просчеты в процессе демократизации общества, выступают против существующих государственных институтов, общественно-политического устройства, нормальных межнациональных отношений, раздувают конфликты, провоцирую ують столкновения на политической, национальной и религиозной почве, ультимативно выдвигают требования, которые вообще нельзя выполнить «Правый» и «левый» экстремизм в любых формах, как показывает полет ична практика, несут горе и страдания народам, делают их заложниками вузькогрупових интересов определенных политических сиил.

45 лет назад восстала Реджо-ди-Калабрия

Алексей ЖАРОВ

В городе Реджо-ди-Калабрия провели генеральный смотр социальные силы и политические группы, прокладывающие сегодня дорогу в будущее

«Boia chi molla! — Подонок кто сдаётся!» — это клич разнёсся по Апеннинам с юга на север летом 1970 года. Итальянцы вспоминали этот слоган карбонариев и фашистских легионов: «Chi abbandona la lotta è un vile assassino! — Кто отказывается от вдохновенной борьбы, есть гнусный палач!»

Римские чиновники и «красные бароны» компартии пережили месяцы великого страха. Европа доказала способность к восстанию. Ещё раз выяснилось, что мастерство не пропьёшь. В городе Реджо-ди-Калабрия провели генеральный смотр социальные силы и политические группы, прокладывающие сегодня дорогу в будущее.

К началу 1970-х Старый континент впору было называть пылающим. Побоище на Валле Джулия — римский март 1968-го. Майский Париж того же года. Августовская Прага. Назревали взрывы в Ольстере и в Польше, в Басконии и на Корсике. Греческие «чёрные полковники» показывали пример итальянскому «князю торпед» Валерио Боргезе. Закипала гремучая смесь «наци-маоизма». Близились Свинцовые семидесятые.

Правительство в Риме ощущало опасность и пыталось действовать на упреждение. Город Реджо-ди-Калабрия создавал проблему для центра уже одним своим расположением — на крайнем юге континентальной Италии, через узкую полосу воды начинается Сицилия. Здесь, как и на соседнем легендарном острове, действовали не столько государственные законы, сколько общественные понятия. Точнее — со-общественные. Сообществ сицилийского типа. Закономерно высока была популярность политических сил, чья идеология строилась на сходных понятиях. Местная организация правящей Христианско-демократической партии вынуждена была оглядываться на ячейки неофашистского Итальянского социального движения (ИСД). Неформальным лидером которого в Реджо был харизматик Чиччо Франко, вожак профсоюза железнодорожных рабочих.

13 июля объявил общегородскую забастовку неофашистский профсоюз ЧИСНАЛ. Под командованием Чиччо Франко, давно поднаторевшего в жёстких тёрках с коммунистами и чиновниками. На следующий день, 14 июля, Чиччо Франко, собрав полгорода, провозгласил начала национальной революции

В начале 1970-го года центральное правительство решило перевести административный центр провинции Реджо-Калабрия из Реджо-ди-Калабрии в Катандзаро. Причин на то было немало, но из главных — рассредоточение мафиозно-неофашистского регионального центра. Жители Реджо-ди-Калабрии поняли, к чему ведут римские левоцентристы. Хотят повязать поодиночке? «Возьмёмся за руки, друзья!» Тем более, потеря статуса подрывала экономическое положение города и била по карману каждого, кто в нём живёт.

На 13 июля 1970 года планировалось заседание регионального совета Реджо-Калабрии. Уже — в Катандзаро. Стало ясно, что региональная столица вот-вот переместится. Но реджийцы решили по-своему.

5 июля мэр Реджо-ди-Калабрия Пьетро Батталья собрал общегородской митинг. Он состоял в ХДП, но смотрел на ситуацию не по-партийному, а по-реджийскому: город должен остаться калабрийской столицей! Однако не мэр стал во главе движения. Когда стало ясно, что миром победы не достичь, протест возглавили другие люди.

13 июля объявил общегородскую забастовку неофашистский профсоюз ЧИСНАЛ. Под командованием Чиччо Франко, давно поднаторевшего в жёстких тёрках с коммунистами и чиновниками. На следующий день, 14 июля, Чиччо Франко, собрав полгорода, провозгласил начала национальной революции. Не городской — всеитальянской. Он-то и произнёс незабываемое «Подонок, кто сдаётся!» Назавтра рабочие и студенты Реджо поставили город вверх дном.

За две недели контроль над Реджо-ди-Калабрией фактически перешёл в руки восставших. Вдумаемся: 1970 год, крупная западноевропейская страна — областной центр вышел из повиновения правительству и управляется городским бунтом…

Быстро пролилась первая кровь. В жестокой драке с полицией погиб железнодорожник Бруно Лабате. В ответ начался разгром присутственных мест, нападения на полицейские участки. Неофашистские боевики разнесли местные штаб-квартиры коммунистической и социалистической партий. ИКП и ИСП были изначально чужды реджийской ментальности и воспринимались как худшая ипостась враждебного государства. Не на высоте оказались и внесистемные леваки. Заумь их идеологии была не ко двору в конкретной защите местного мужицкого интереса.

В оперативной чёткости и жёсткости чёрных бригад явственно ощущалась рука Стефано Делле Кьяйе с его Национальным авангардом. «В тюрьме мне представилась возможность встретиться с Чиччо Франко, лидером движения “Подонок, кто сдаётся!” Он должен был абсолютно честно признать, насколько обязан молодым авангардистам. Это убеждает в том, что “левые” не имеют монополии ни на оглашение требований народа, ни на защиту его нужд. И не могут претендовать на то, чтобы постичь смысл справедливости или постулаты анархии», — рассказывал много лет спустя анархо-фашистский философ Марио Мерлино, ближайший соратник Команданте Стефано.

За две недели контроль над Реджо-ди-Калабрией фактически перешёл в руки восставших. Вдумаемся: 1970 год, крупная западноевропейская страна — областной центр вышел из повиновения правительству и управляется городским бунтом… Фантастика. Но факт.

Организованным структурным выражением «бунта — дела правого» стал Объединённый комитет за столицу Реджо. В него вошли пять человек: неофашистский профсоюзник Чиччо Франко, базарный торговец Альфредо Перна (кстати, антифашистский партизан Второй мировой), руководитель городской ИСД Фортунатто Алои, поэт Джузеппе Аварна, продолжатель традиций д’Аннунцио. Мэрия демохристианина Баттальи официально делегировала Комитету властные полномочия. Экономическую базу под новую власть подвели местные крепкие хозяйственники — кофепромышленник Деметрио Мауро и водный грузоперевозчик Амадео Матасена. (Представим наших олигархов, дающих деньги на восстание…) Поддержал бунт архиепископ Реджо-Калабрии Джованни Ферро, которого регулярно видели в гуще событий. (Представим в этой роли, скажем, митрополита Екатеринодарского…)

14 сентября 1970 года в Реджо-ди-Калабрии возобновилась всеобщая забастовка. Полиция приступила к арестам. За арестованных вступались товарищи. Улицы снова утонули в побоищах, несколько человек погибли

Такое масштабное движение не могло вдохновляться единственной целью сохранения в городе провинциального административного центра. Ведь недаром Чиччо Франко говорил о национальной революции. Протесты действительно покатились по стране, прежде всего по Калабрии. Тут нужна была общезначимая идея. Объединяющей платформой стал правый популизм ИСД и ЧИСНАЛа, который подпитывал неофашистский радикализм в версии Национального авангарда.

Красные пытались оспорить это. Приехавшие из Рима леваки-анархисты собрали критические материалы о «чёрном беспределе», после чего пятеро из них погибли в ДТП на обратной дороге в столицу. Но попытки опорочить восстание успеха не принесли. «Сначала было много парней, которые думали, что Реджо защитят левые. Но им пришлось пересмотреть свои политические позиции. Многие стали фашистами только потому, что в битве за Реджо верно повели себя только фашисты», — вспоминал Чиччо Франко.

Но идеология движения была не просто крайне правой. Обозначился ещё один принципиально важный момент. Рядом с Чиччо Франко находился гражданский оперативник по имени Кармине Доминичи. Член Национального авангарда и мафиозного сообщества «Ндгранета». Возник революционный союз пролетариата и криминалитета.

Мафиози сыграли важную роль в уличных столкновениях и последующем жизнеобеспечении города. Формировалась социальная модель, впоследствии оглашённая идеологом неофашистской молодёжи Фабрицио Дзани: «Разбойники и бандиты всегда были солью нашей нации и дрались во имя народа. Коллективные ячейки заводов, институтов и школ станут свободным народом! Эти разбойники — мы!»

Ситуация складывалась по-настоящему грозная. Локальный конфликт перерастал в общенациональный кризис, замешанный на политическом насилии. К тому же 22 июля в районе бунта сошёл с рельсов экспресс, следовавший из Палермо в Турин. Шесть погибших, около пятидесяти раненных. Прояснить обстоятельства катастрофы не удалось, но мало кто сомневался в версии теракта. Это прозвучало очень тревожным звонком: события в Реджо не обойдут стороной никого в стране.

17 сентября власти решились арестовать Чиччо Франко. Его соратники ответили массированными атаками на полицейские участки и оружейные магазины. Город покрылся баррикадами. Это стали высшей точкой сопротивления

Правительство Мариано Румора ушло в отставку. Пришедший на его место кабинет Эмилио Коломбо сделал ставку на силовое подавление ультраправого мятежа. Его поддержали все системные партии, кроме ИСД — от либералов до коммунистов. Последние имели на то особые резоны. Кстати, влиятельного деятеля ИКП Пьетро Инграо, командированного в Реджо, из города просто выгнали.

Распространение информации о восстании власти элементарно заблокировали. В СМИ развернулась кампания дискредитации и травли — типа нынешних киселёвских обличений «укрофашизма» (правда, без полного бреда и с гораздо большими основаниями). Город был взят в кольцо армейскими подразделениями. Началась интенсивная подготовка к полицейской зачистке.

В ответ 14 сентября 1970 года в Реджо-ди-Калабрии возобновилась всеобщая забастовка. Полиция приступила к арестам. За арестованных вступались товарищи. Улицы снова утонули в побоищах, несколько человек погибли. «Свободное Радио Реджо» прорвалось в эфир с призывом к всеобщему восстанию: «Борьба с властью красных баронов приведёт к победе истинной демократии. Да здравствует новая Италия!»

17 сентября власти решились арестовать Чиччо Франко. Его соратники ответили массированными атаками на полицейские участки и оружейные магазины. Город покрылся баррикадами. Это стали высшей точкой сопротивления. Далее — или война, или капитуляция.

Правительство бросило на стол последний козырь. Была в крупном масштабе задействована регулярная армия. Город оказался в военной осаде с использованием бронетехники. Военные взяли под контроль местные коммуникации. Огонь на поражение не открывался, но полиция получила мощную опору. Реджийцам пришлось задуматься.

«Сначала было много парней, которые думали, что Реджо защитят левые. Но им пришлось пересмотреть свои политические позиции. Многие стали фашистами только потому, что в битве за Реджо верно повели себя только фашисты», — вспоминал Чиччо Франко

Премьер Коломбо, политик опытный и квалифицированный, умел дозировать давление и уступки. 23 декабря Чиччо Франко был выпущен на волю. Был оглашён новый план административной реформы: провинциальная администрация переезжает в Катандзаро, но региональный совет и суд остаются в Реджо-ди-Калабрии. При этом были обещаны массированные бюджетные инвестиции в городскую промышленность и гарантированы рабочие места.

Последний подъём восстания пришёлся на конец января — начало февраля 1971-го: демонстрации, забастовки, массовые драки. И тогда в город наконец вошли бронетанковые армейские части. Только под их прикрытием полиции удалось снести все баррикады и восстановить правительственный контроль над Реджо-ди-Калабрией. Произошло это 23 февраля 1971 года. Такой вот итальянский день защитника отечества.

Реджо-ди-Калабрию заметили во всём мире. Кто с надеждой, кто со страхом. Народ вышел на баррикады, выдвинул вожаков, вступил в сражение и не проиграл. Ведь требования восставших в значительной степени пришлось выполнить! Кому из власть предержащих может такое понравиться, даже в демократических государствах? Уж не говоря об иных.

НАТО и Варшавский договор пели тут в унисон. Советский агитпроп называл пролетарское восстание фашистскими беспорядками. В США и Западной Европе говорилось о мятеже против законного правительства. Интересно, какие бы разговоры шли в наших краях сейчас? Наверное, назвали бы «цветной революцией», коварно устроенной Госдепом против путинского друга Берлускони.

Лишь одно правительство в мире поддержало реджийцев. Это был албанский коммунистический режим Энвера Ходжи. Там прямо произнесли слова «пролетарское восстание». Но такая поддержка восставшим пролетариям нужна не была.

Последний подъём восстания пришёлся на конец января — начало февраля 1971-го: демонстрации, забастовки, массовые драки. И тогда в город нак

Чиччо Франко был сенатором от ИСД. Он ушёл из жизни в 1991-м, через двадцать лет после своего звёздного часа. В Реджо-ди-Калабрии поныне царит его культ.

Пьетро Батталья депутатствовал от ХДП, подозревался в связях с мафией. Написал книгу со скромным названием «Я и восстание». Скончался десять лет назад.

Джузеппе Аварна прославился как поэт революции. Он продолжал писать, стал высочайшим авторитетом для итальянской творческой богемы. Погиб на пожаре, спасая свою библиотеку, за день до 28-й годовщины окончания восстания.

Кармине Доминичи в 1993-м судили за теракты, совершённые в те месяцы. Однако оправдали — не было улик.

Пьетро Инграо не любит вспоминать о тех днях. И вряд ли полюбит, даже если проживёт ещё столько же (сейчас ему 100 лет).

Итальянское социальное движение мощно подняло свой политический престиж. На первых после реджийского восстания выборах системные неофашисты получили почти три миллиона голосов — как никогда до никогда после. А вот Национальный авангард власти начали всерьёз прессовать и через несколько лет запретили. Впрочем, такие организации запрещать бессмысленно. Он действует и сегодня — под новым названием «Социальная солидарность», но под старым руководством Делле Кьяйе.

И конечно, последний вопрос. «Какие уроки мы из этого извлекаем, товарищи?» В сегодняшней России нет таких партий, таких профсоюзов, такого бизнеса, такой церкви. Нет и настоящих духовных скреп — которые крепят десятки тысяч в драке с ОМОНом ради родного города. Разрозненные нападения «русских майдановцев» на «русских титушек» не приходится сравнивать с бунтом Реджо, когда весь город, как один человек…

Получается, вообще ничего? Нет, так нельзя сказать. Кое-что есть — мафия. Уже что-то. Значит, смотрим дальше…