Правление избранной рады

Избранная рада

Царь управлял страной, опираясь на совещательные органы – Боярскую думу и Земский собор. Помимо этого, Иван IV собрал вокруг себя кружок близких людей с передовыми взглядами, которые помогали ему проводить в жизнь внутреннюю политику, направленную на улучшение положения в стране. Эта группа людей, не имевшая официального статуса, называлась Избранной радой.

«И?ЗБРАННАЯ РА?ДА» – круг лиц, приближенных к царю Ивану IV Грозному, фактически выполнявший с кон. 40-х до кон. 50-х гг. 16 в. функции правительства.

«Избранной радой» руководили А. Ф. Адашев, священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр, митрополит Макарий, князь А. М. Курбский и др. Впервые термин «Избранная рада» был употреблен князем А. М. Курбским в «Истории о великом князе Московском».

«Избранная рада» сосредоточила в своих руках все нити управления страной. Ее деятельность была направлена на укрепление государства и упрочение авторитета центральной власти. Наиболее значительным мероприятием «Избранной рады» считается составление нового Судебника 1550 г. – законодательного свода, заменившего Судебник 1497 г.

Другим мероприятием «Избранной рады» стала регламентация местничества. В ходе военной реформы было создано стрелецкое войско. В Московском и соседних уездах решено было поместить избранную тысячу дворян, «лутчих слуг», ставших экономической, политической и военной опорой правительства. Военную реформу 1550-х гг. завершило «Уложение о службе», определившее объем и характер служебных обязанностей землевладельцев в строгой зависимости от имеющихся у них поместий и вотчин.

В годы деятельности «Избранной рады» образованы Поместный, Разрядный, Посольский и другие приказы, положившие начало формированию приказной системы государственного управления, действовавшей до нач. 18 в.

В 1555–1556 гг. в городах и уездах с черносошным (зависящим непосредственно от государства, а не от частных владельцев) населением и в дворцовых волостях была проведена земская реформа, окончательно ликвидировавшая систему кормлений. Ее заменило земское самоуправление, представителями которого на местах стали избираемые из среды тяглого населения городов и черносошных крестьян земские старосты («излюбленные головы»), целовальники и земские судьи. В их ведении находился сбор податей, разбор малых судебных дел, поддержание порядка на территории волости или города.

Опасаясь ограничения своей власти, Иван IV в 1560 г. отказался от опоры на «Избранную раду». Адашев и Сильвестр были отстранены от управления государством, А. М. Курбский бежал из страны, в 1563 г. умер митрополит Макарий. В 1561–1564 гг. опалы и казни обрушились на головы других деятелей «Избранной рады», а также их родных и близких. В. В.

АДА?ШЕВ Алексей Федорович (?– 1561 г.) – государственный деятель, окольничий с ноября 1553 г. Брат Д. Ф. Адашева.

Выходец из богатой, но не родовитой семьи костромских дворян, наживших состояние на торговле солью. При дворе царя Ивана IV сделал быструю карьеру – из обычных «детей боярских» стал сначала комнатным стряпчим и спальником государя, затем думным дворянином, а потом уже окольничим и даже царским постельничим. Благодаря уму, организаторским способностям Адашев пользовался исключительным доверием государя, который, по словам князя А. М. Курбского, без совета Адашева ничего не мог «устроити или мыслити». С кон. 1540-х гг. Адашев был хранителем печати, архива и личной канцелярии государя, ведал составлением разрядных книг и официальной летописи, руководил внешней политикой России, сопровождал царя во всех его походах, возглавлял Челобитенный приказ, контролировавший при нем деятельность всех других государственных учреждений. Адашев фактически возглавлял деятельность «Избранной рады» – группы знатных лиц, особо приближенных к царю, которые составляли фактическое правительство России. Адашев стал инициатором проведенных в России в 1550-х гг. преобразований, получивших в исторической литературе название реформ «Избранной рады».

После разрыва Ивана IV с «Избранной радой», стремившейся, как считал царь, ограничить его самодержавную власть, Адашев был отправлен на войну в Ливонию (третьим воеводой большого полка). Отличившись в сражениях с неприятелем, он не снискал благодарности царя и не вернул его расположения. К тому же, враги Адашева оговорили его перед царем: обвинили в отравлении царицы Анастасии, первой жены Ивана IV. Умер Алексей Адашев на воеводстве в Юрьеве от «недуга огненного», накануне готовящейся над ним расправы. Позже все родственники Адашева повелением царя были преданы мучительным казням. В. В.

СИЛЬВЕ?СТР (в монашестве – Спиридон) (? – ок. 1566 г.) – священник Благовещенского собора Московского Кремля, писатель, политический деятель.

Родом из зажиточной новгородской семьи. В 40-е гг. 16 в., возможно, по приглашению митрополита Макария, прибыл в Москву. Источники свидетельствуют, что смелыми обличениями он «прельстил» молодого царя Ивана IV, который стал советоваться с ним по всем вопросам. В нач. 50-х гг. 16 в. Сильвестр играл видную роль в деятельности «Избранной рады».

Влияние Сильвестра на Ивана IV было недолгим. В 1553 г. после своей болезни царь стал постепенно отдалять Сильвестра от себя и отстранять от дел. Этой перемене в настроениях царя, видимо, способствовало, в частности, сближение Сильвестра с князем Владимиром Андреевичем Старицким. Приближенные Ивана IV настойчиво твердили, что Сильвестр – чародей, что он опутал царя силой волшебства и тем держит его в неволе. В 1560 г. Сильвестр окончательно удалился от двора. Историки расходятся во мнении относительно того – насильственным или добровольным был его уход. Известно лишь, что Сильвестр принял иноческий постриг в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Спиридона.

Круг интересов Сильвестра был весьма многообразен. Вместе со своим сыном Анфимом он устроил в Москве мастерские по изготовлению рукописных книг, икон, серебряных изделий. Некоторые исследователи высказывают предположение, что первые московские печатные книги, вышедшие до Апостола Ивана Федорова, могли быть отпечатаны под руководством Сильвестра. С его именем связывают также и организацию росписи царских палат в Кремле.

Более всего Сильвестр известен как талантливый писатель, автор ряда посланий. Он составил «Похвальное слово» княгине Ольге, вошедшее в Степенную книгу. Важнейшим произведением Сильвестра стал «Домострой», в котором он обрисовал идеалы «праведного жития» и дал наставления, регламентирующие различные стороны духовной, государственной, церковной и частной жизни.

Впрочем, некоторые исследователи считают, что Сильвестру принадлежит лишь часть этого уникального произведения или его новая редакция. Г. А.

КУ?РБСКИЙ Андрей Михайлович (1528–1583 гг.) – князь, воевода, боярин с 1556 г.

Уже в молодые годы Курбский прославился как полководец, принимал участие во взятии Казани в 1552 г. Будучи близок к царю Ивану IV и его ближайшим советникам А. Адашеву и Сильвестру, Курбский стал членом «Избранной рады», а в 28 лет пожалован боярским чином. Когда во время Ливонской войны царь начал гонения на своих недавних друзей, Курбский командовал русским войском в Прибалтике. Невзирая на одержанные им победы, он вскоре был отстранен от командования и назначен воеводой в отвоеванный у ливонцев город Юрьев (Дерпт). Опасаясь царского гнева, в ночь на 30 апреля 1564 г. Курбский бежал в Литву.

Польский король пожаловал знатному беглецу богатую Ковельскую волость, другие земельные владения в Литве и в Польше. Бывший русский воевода с оружием в руках уже на вражеской стороне продолжал участвовать в Ливонской войне, возглавлял отряды в составе польско-литовских армий в походах на Великие Луки и Полоцк. Только тяжелая болезнь помешала ему присоединиться к Стефану Баторию, осадившему в 1581 г. Псков.

Курбский снискал славу оригинального мыслителя и писателя. Своим учителем он называл Максима Грека. Курбский – автор многих сочинений, в том числе трех посланий Ивану Грозному, в которых он обвинил Ивана Грозного в многочисленных преступлениях. В 1573 г. Курбский написал «Историю о великом князе московском» с обличениями царя и рассказом о деятельности «Избранной рады». Ему принадлежат также различные сочинения, направленные против католичества и протестантизма. В. В.

ПЕРЕСВЕ?ТОВ Иван Семенович (16 в.) – мыслитель, публицист.

О жизни Ивана Семеновича Пересветова можно судить лишь по тем скупым фактам, которые он сам привел в своих произведениях: выходец из Западной (Литовской) Руси, профессиональный «воинник», в 20–30-е гг. 16 в. находился на службе у венгерского и чешского королей, молдавского господаря. В кон. 30-х гг. Пересветов приехал в Москву, безуспешно попытался организовать оружейную мастерскую по производству «гусарских щитов». В кон. 40-х гг. написал и передал царю Ивану IV несколько сочинений, в которых сформулировал свои предложения об усовершенствовании государственного устройства России. Дальнейшая судьба Пересветова неизвестна.

Произведения Пересветова сохранились в списках 17 в.

Пересветов считал, что после падения в 1453 г. Византийской империи Россия осталась единственной хранительницей истинной христианской веры. Ему близка идея о том, что Москва выступает преемницей Константинополя. Особое внимание он акцентировал на роли и значении православного царя, способного устроить истинное православное царство. По убеждению Пересветова, Господь дарует Свою благодать тому земному царю, который сможет утвердить в своем царстве «правду»: «В каком царстве правда, там и Бог пребывает, и не поднимется Божий гнев на это царство». «Правда», считал Пересветов, выше веры: «Бог не веру любит, правду». Однако только христианство способно выразить «правду» наиболее полно, потому Бог и любит «веру христианскую» «больше других».

Россия, по убеждению Пересветова, – это арена борьбы Бога и дьявола за «правду». Главная беда Московского царства заключена во всесильности «вельмож», ограничивающих власть царя. Пересветов предлагал целую систему мер, которые могли бы установить «правду» на Русской земле – опора на служилое войско, введение «праведных» судов, улучшение налоговых правил, частичная отмена наместничества и рабства. Все эти меры способен осуществить только самодержавный царь, а сами реформы должны максимально усилить его роль. Он советовал Ивану IV действовать не только мудро, но и «грозно»: «От великой грозы твоей мудрости как от сна проснутся царские лукавые судьи… Царь на царстве грозен и мудр, царство его ширеет, и имя его славно по всем землям».

Исследователи обратили внимание на совпадение взглядов Пересветова с идеями самого Ивана IV Грозного. Высказывалось предположение, что Пересветов в какой-то степени повлиял на сочинения царя. Однако ни в сочинениях Ивана Грозного, ни в других литературных памятниках того времени нет никаких ссылок на произведения Пересветова. С. П.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. Сильвестр, протопоп – духовный и политический деятель, литератор – считается автором (скорее — составителем) Домостроя, настольной книгой человека из русского средневековья. Был строг к Ивану, укорял его за распутства и жестокости: во время Московского пожара 1547 года Сильвестр заявил, что всему виной грехи Ивана и надобно покаяться. Царь поверил и протопопа к себе приблизил.

2. Макарий, митрополит Московский с 1542 по 1563 год. К Ивану был приближен по праву своего сана и глубокой религиозности царя. Имел разногласия с Сильвестром в имущественных вопросах. В XVI веке был актуален дискурс о владении землёй монастырями, отсюда холивар иосифлян – утверждающих, что монастырям нужно богатство и нестяжателей, которые считали, что земли можно секуляризировать в пользу государства, вроде церкви богатство ни к чему. Макарий богатства желал, поэтому выступал за иосифлян. Они и победили.

Иван IV и протопоп Сильвестр во время
большого московского пожара 24 июня 1547 года

Избранная Рада – кружок приближенных к Ивану IV лиц, не официальный орган, но оказавший существенное влияние на политику первых десятилетий правления государя. Друзьями Ивана в этот период были:

3. Алексей Адашев, окольничий, дворянин, просто честный человек. Успешный дипломат. Кончил в горячке, взятый под стражу в 1561 году в городе Дерпт.

4. Андрей Курбский – знатный боярин. Политик, писатель, первый русский диссидент. Участник всевозможных военных авантюр царя (взятие Казани, Ливонская война), талантливый полководец. Почувствовав, что запахло жареным (поиски крамолы царем), эмигрировал в Литву, откуда писал Ивану письма, предпочитая дискутировать на расстоянии.

Само название «Избранная Рада» придумал Андрей Курбский, который находился в это время в Литве – слово «Рада» как раз литовское, а первый диссидент хотел быть в тренде, отсюда и название такое.

Избранная Рада оказала огромное влияние на политику Ивана IV, но с 1560-х годов все её члены поверглись царским гонениям. Тому виной – их нежелание присягать малолетнему сыну Ивана, царевичу Дмитрию, во время тяжелой болезни царя. Именно тогда Иван впервые и заподозрил их в крамоле. А дальше болезнь только прогрессировала, но это уже совсем другой период – период опричнины.

Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Реформы Грозного

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых;

2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

СОБОРОМ ПО БОЯРАМ

3 февраля сыграна была свадьба. А 21 июня вспыхнул невиданно сильный пожар, какого еще не бывало в Москве. Распространился слух, будто Москва сгорела благодаря волшебству. Чародеи по указке Глинских якобы вынимали сердца человеческие, мочили их в воде, водою этой кропили по улицам. Юрий Глинский был убит чернью прямо в Успенском соборе. Толпа черни явилась в селе Воробьеве к царскому дворцу с криком, чтоб государь выдал им свою бабку Анну Глинскую и дядю, князя Михаила, которые будто бы спрятались у него в покоях. Иван велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались.

Но с этого времени Глинские совершенно потерял свое влияние на царя. На смену им пришел священник Благовещенского собора Сильвестр и царский ложничий Алексей Федорович Адашев. Современники приписывали эту перемену потрясению, пережитому царем во время восстания. Курбский писал, что в этот момент Иван совершенно растерялся и что Сильвестр внезапно явился перед ним и в страстной речи ярко обрисовал Ивану печальное положение московской жизни, указал на причину его — пороки самого царя, пригрозил будущими Божественными карами и таким образом произвед в Иване сильный нравственный переворот. Возможно, свидетельство Курбского — преувеличение, но несомненно, что Сильвестр и Адашев появились рядом с царем сразу после мятежа. Грозный имел характер нервный и впечатлительный. В любви и ненависти он не знал никакого удержу, часто попадал под сильное влияние своих приближенных и начинал смотреть на жизнь их глазами.

Влияние Сильвестра в целом оказалось благотворным. Постепенно вокруг молодого царя сложился просвещенный кружок, который Курбский называл «Избранной радой». Кроме Сильвестра, Адашева, князя Андрея Курбского в него вошли князья Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметьевы и другие.

Под влиянием окружения он в 1550 году решился на новый в русской истории шаг — созыв первого Земского собора. «На двадцатом году возраста своего, — говорится в Степенной книге, — видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина». Когда выборные съехались, Иван в воскресный день вышел с крестом на Лобное место и. после молебна начал говорить митрополиту: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет; родственники обо мне не заботились, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были, сами себе саны и почести похитили моим именем и во многих корыстных хищениях и бедах упражнялись. Я же был словно глухой и не слышал, и не имел в устах моих обличения по молодости моей и беспомощности, а-они властвовали». И, обратившись к присутствовавшим на площади боярам, Иван бросил им запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя? Я же чист от крови сей, ожидайте воздаяния своего». Потом, поклонившись на все стороны, царь продолжил: «Люди Божие и нам дарованные Богом! Молю вашу веру к Богу и к нам любовь. Теперь нам ваших прежних бед, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать».

В тот же самый день Иван пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: «Алексей! Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и грубящих своим насилием бедным и немощным; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей праведных от бояр и вельмож».

Никаких других известий о первом Земском соборе не осталось, но по ряду косвенных признаков можно видеть, что дело не ограничилось одним выступлением царя, а возбуждено было и много практических вопросов. Царь велел боярам помириться со всеми христианами царства. И действительно, вскоре после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях. На Стоглавом соборе в 1551 году Иван говорил о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 года и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Значит, Земский собор 1550 года обсуждал целый ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. О многочисленных злоупотребления: бояр-наместников при отправлении своих обязанностей сообщаю все источники этого времени. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван попытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе. Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению царя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1550 году. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносимой в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.

В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. Здесь был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года.

К. Рыжов. Справочник. Все монархи мира. Россия

ЕДИНОЛИЧНО

Участие Ивана IV Bасильевича в государственной деятельности начинается с создания так называемой «Избранной рады» (1549), фактическим руководителем которой был А. Адашев. Разнородное по составу правительство Ивана IV стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 гг. были проведены реформы в области центрального и местного управления, права, армии и т. д., которые отражали интересы всех феодалов и явились своеобразным компромиссом между широкими кругами дворянства и феодальной знатью…

Участие Ивана IV в государственной деятельности значительно усилилось после падения «Избранной рады» (1560). Он единолично проводит линию деда Ивана III и отца Василия III на укрепление самодержавной власти, опираясь на дворянство и верхушку горожан.

Советская историческая энциклопедия. М., 1973-1982

«ПРАВИТЬ С ГРОЗОЙ»

С конца 40-х годов Ивана захватили смелые проекты реформ, взлелеянные передовой общественной мыслью. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Грозный рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. В проповедях пастырей и библейских текстах он искал величественные образы древних людей, в которых «как в зеркале старался разглядеть самого себя, свою собственную царственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска и величия» (В.О. Ключевский). Сложившиеся в его голове идеальные представления о происхождении и неограниченном характере царской власти, однако, плохо увязывались с действительным порядком вещей, обеспечивавшим политическое господство могущественной боярской аристократии. Необходимость делить власть со знатью воспринималась Иваном IV как досадная несправедливость.

В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления.

Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения об искоренении боярского «самовольства». Такие предложения поступали к нему со всех сторон. Чтобы ввести «правду» в государстве, поучал царя Пересветов, надо предавать «лютой смерти» тех еретиков, которые приблизились к трону «вельможеством», а не воинской выслугой или мудростью. Пересветову вторил престарелый осифлянский монах Вассиан Топорков. Его советы, по мнению Курбского, подготовили почву для последующих царских гонений на бояр. Фамилия Топорков дала Курбскому повод для мрачного каламбура. «Топорок, сиречь малая секира, — говорил он, — обернулся великой и широкой секирой, которой посечены были благородные и славные мужи по всей Великой Руси».

Советы «править с грозой» пали на подготовленную почву, но царь не мог следовать им, оставаясь на позициях традиционного политического порядка. В этом и заключалась конечная причина его охлаждения к преобразовательным затеям.

Дворянские публицисты и практически все без исключения дельцы рисовали перед Грозным заманчивую перспективу укрепления единодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского правления. Но их обещания оказались невыполненными. На исходе десятилетия реформ Иван пришел к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел».

В своих политических оценках Иван следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Конечные результаты политики правительства реформ не соответствовали этим критериям.

Царь кончил тем, что отрекся от реформ, над осуществлением которых он трудился вместе с Адашевым в течение многих лет.

Скрынников Р. Иван Грозный

Иван Грозный — великий демократ XVI века

Инструментом учреждения власти и связи власти с народом выступают Земские соборы. Почему-то считается, что они полностью зависели от царя, и что их полномочия были совершенно декоративные, значительно меньше, чем у британского парламента, Генеральных штатов во Франции или кортесов в Испании.

Мнение иностранцев для нас не столь уж важно, но все-таки любопытно, что они, бывая в Москве в XVI—XVІІ веках, сразу понимали, что такое Земский собор. Для польского подданного Филона Кмиты Собор 1580 года —сейм, англичанин Джером Горсей называет собор 1584 года парламентом, ливонский дворянин Георг Брюнно признает собор 1613 года риксдагом.

Немец Иоганн-Готгильф Фоккеродт приходит к выводу, что это был «род сената».

Русский посланник в Англии в 1646 году Герасим Дохтуров описывает английский парламент со сходной симметрией: «Сидят в двух палатах; в одной палате сидят бояре, в другой — выборные из мирских людей». Бояре — по-английски лорды.

400 лет назад понимание было, а потом — раз, и исчезло…

Пайпс в своей книге даже утверждает, что Земские соборы не издавали законов, и потому вообще не могут быть сравнены с парламентами Европы. Это уже полное вранье, потому что многие Соборы только законодательству и были посвящены. Собор 1648 года созван для такого важнейшего дела, как выработка Соборного уложения 1649 года, — самого полного свода законов Московии.

Именно на Соборах были приняты важнейшие законодательные документы в истории России ХѴІ-ХѴТІ веков: Судебник 1550 года, «Приговор» собора первого ополчения 1611 года, Соборное уложение 1649 года, «Соборное деяние» об упразднении местничества 1682 года.

Полномочия Земских соборов были не меньше, а БОЛЬШЕ, чем Генеральных штатов во Франции. Они МЕНЬШЕ зависели от монарха, нежели английский парламент.

Действительно: только в начале XVII столетия, через пять веков после своего появления, британский парламент де-факто стал основным элементом в системе управления страной. Только в XVII веке законодательная власть бросила вызов власти короля и попыталась непосредственно контролировать исполнительную власть.

В Московии же уже первый Земский собор, который Иван Грозный созвал в 1549 году, намечал ход судебных и финансовых реформ, «приговаривал» налоги, то есть участвовал в управлении государством.

Стоглавый собор 1551 года провел важнейшие церковные и административные реформы.

Земской собор 1566 года «приговорил» Ливонскую войну: даже такой диктатор как Иван Грозный не начинал военных действий без формального согласия Собора.

Так как теперь предполагались новые большие расходы, пятую часть «депутатского корпуса» составляло купечество. В стране разворачивался кровавый террор опричнины, и при этом, как ни парадоксально,развивалась представительская демократия. Как все у нас неоднозначно! Причем тогда некоторые депутаты выступили против ведения войны и при этом, что характерно, не подверглись никаким репрессиям.
Выборы представителей на Земские соборы (количество членов не было определено и колебалось в районе 200–500 человек, а иногда и больше) проходили в уездных городах и в волостях. По их завершении составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Протокол отправляли в Москву (т. к. Центризбиркома еще не было, то — в Посольский или Разрядный приказ). А следом в Москву отправлялись сами выборные, которые брали с собой необходимый запас провианта или денег. Заседания соборов могли проходить годами, надо было запастись всем необходимым. Представляю себе ангары на Охотном ряду, в которых хранятся продукты для нынешних депутатов Государственной Думы!

На соборах шло активное и свободное обсуждение важнейших государственных вопросов. Не замечать это можно только в одном случае… Юристы называют такой случай «презумпция виновности». Ведь Пайпс, как и многие другие предвзятые исследователи русской истории, заведомо «знает», что Земские соборы хуже парламента, и что демократия русским не свойственна. И не обращает внимания ни на что, идущее вразрез с его «презумпцией». Если факты противоречат умозрительной гипотезе, тем хуже для фактов!

Британский парламент в ожесточенной борьбе с королем отвоевывал себе право создавать все более значительные законы: шажок за шажком. Земские соборы изначально были созданы именно с такой целью: и царь, и правительство хотели опираться на мнение и волю всей Земли. Царь самолично и Боярская Дума вместе с ним принимали менее важные решения. Получается, в Московии соблюдался один из важнейших принципов демократии: никакой вопрос, касавшийся свободного человека, не решался без его участия.

К тому же получалось так, что социальная опора Земских соборов была несравненно шире социальной базы британского парламента — не говоря о Генеральных штатах.

В состав Земских соборов входили три элемента:

«Освященный собор» из представителей высшего духовенства; духовные лорды

Боярская дума; светские лорды

Представители служилого и посадского классов и черносошных крестьян (обычно около 300–400 чел.). палата общин

Установился обычный порядок работы собора — обсуждение проблем, которые ставит царь, по «чинам» и по группам. «…и всяких чинов служилым и жилецким людям помыслить об том накрепко и государю царю… мысль свою объявити на письме, чтоб ему государю про то все было известно». Обсудив вопрос, группа подавала свою письменную «скаску» (от слова «сказывать»). Историки очень любят работать с такими «скасками», потому что по ним очень легко судить, что же волновало разные группы посадских, служилых, черносошных людей.

Конечно, будем объективны: не выбирали своих представителей владельческие крестьяне, холопы и «вольница». Но и в Британии ведь тоже ни слуги, ни пираты не имели своих представителей в парламенте.

Но и служилые люди, и «гости», и посадские, и черносошные люди на своих, как теперь говорят,корпоративных или на волостных сходах выбирали представителей на Земские соборы.

Получается, что в Московии на Земской собор выбирали своих представителей равных по количеству примерно 15–16 % населения. Это существенно больше, чем в Британии.

Действительно, откуда взялась современная байка про то, что британский парламент представляет БОЛЬШИНСТВО населения?! Это справедливо разве что для XX века.

Только в 1929 году все существовавшие до тех пор ограничения по «имущественному цензу» отменялись. Только после этого действительно почти все взрослые британцы стали выбирать кого-то в парламент. Но вот что интересно: как раз после Первой мировой войны реальное значение парламента, как считают сами британцы, резко убывает! По сути его роль сводится к поддержке кандидатуры лидера победившей партии на пост премьер-министра.
Предлагает кандидатуру премьера по традиции монарх.

После этого вся власть по сути оказывается у правительства. Таким образом, выходит: большинство британцев получили доступ к участию в уже потерявшем свое значение политическом институте! Легко давать то, что теряет свое значение… А вот до этого, в ХѴІІІ-ХІХ веках, в годы расцвета парламентаризма, лишь МЕНЬШИНСТВО нации избирало и тем более могло быть избрано. Причем весьма значительное меньшинство.

Даже для того, чтобы быть включенным в списки избирателей, нужен был некоторый уровень благосостояния. Не только полные люмпен-пролетарии, но и большинство работавших по найму не имели доступа к избирательным урнам. Такое положение сохранялось вплоть до первых успехов чартистского движения, то есть до 1830–1840-х годов. И даже тогда не больше третьей части взрослых мужчин-британцев могли выбирать своих представителей в парламент.
Если же говорить о «пассивном избирательном праве», т. е. о праве быть избранным, то избирательная кампания члена парламента в те же 1840-е гг. стоила в лучшем случае тысячу фунтов стерлингов. Это — годовой доход с крупного имения или с активной торговой фирмы, средний же торговец имел в год фунтов 300; машинист на железной дороге (очень престижная, выгодная работа) получал в месяц 6–8 фунтов.

В XVII же веке всего 2 % англичан имели «активное избирательное право», то есть право выбирать в парламент своих представителей. 2 % издавало законы, по которым жили все 100 %. 98 % населения подчинялось 2 %. А реальную возможность быть куда бы то ни было избранным имели значительно меньше 1 % населения страны, — такая вот «демокраси».

Александр Горянин, автор в высшей степени примечательной книги, подсчитал, что во Франции до 1849 года право голоса имели 2 % населения, в Испании эта цифра в 1854 году чуть превышала 0,2 %, аЯпонии, где первые выборы состоялись в 1891 году, правом голоса благодаря налоговому цензу в 15 йен обладал 1 % населения.
Горянин А. Мифы о России и дух нации. М., 2001.

1648–1649 годы судьбоносны в жизни как Англии, так и Московии, но вот события происходили совсем разные.

В конце 1648 года закончилась вторая гражданская война, то есть война между королем и парламентом, и в январе 1649 года король Карл I был казнен. Произошли события невиданные и неслыханные — казнь законного монарха! Объявление Англии республикой! Попытка сделать парламент правящим органом! Завязался клубок проблем, в которых «океанический остров», по определению Ильина, будет барахтаться не одно десятилетие.

В Московии же в 1648 году созвали Земской собор для создания нового законодательства —Соборного уложения 1649 года (поэтому оно и называется «соборным»). Дело в том, что до этого тексты законов в Московии не печатали, и население их вполне могло и не знать.

«Зато» законы превосходно знали приказные «крючки», и уж, конечно, пользовались своим знанием безбожно. Ведь «кто владеет информацией, тот владеет ситуацией», эта поговорка была действительна и триста, и четыреста лет назад.
Сейчас говорят похоже — «крючкотворы».

Или проще: «Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло»…

На совещании царя с боярами и высшим духовенством было решено законы «написати и изложити, по его государеву указу, общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людем, от большего до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна».

Идею «всем ровных суда и расправы во всех делах» требовали чартисты в Британии XIX века. И то получили далеко не все, что просили. А у нас само правительство, по крайней мере формально, хочет именно этого! И не в XIX веке, а в XVII!

Осенью 1648 года выборные от всех областей государства собрались в Москву для «вершения» важного «государева и земского дела». Привезли наказы от избравших их обществ. На мой взгляд, очень важно, как считают многие исследователи, что не известно ни одного случая, когда бы такой наказ не был включен в текст Уложения. А было их до 60 — этих новых статей или пунктов, внесенных «соборными людьми».

Уложение было подписано представителями высшего духовенства, начиная с патриарха, боярами и выборными людьми — всего 315 подписей, «чтобы то Уложение впредь было прочно и недвижно». Текст Соборного уложения напечатали огромным для того времени тиражом — в количестве 2400 экземпляров и разослали по всему государству.

Таким образом, 1649 год оказывается некой вершиной в работе и парламента Англии, и Земских соборов Московии. Только вот характер достижений совсем различен, и как раз для Земского собора — это вершина законодательной деятельности. Английский парламент как-то больше рубит головы.

Стоит всерьез заняться историей, и разлетаются вдребезги стереотипы, сложившиеся под влиянием политической конъюнктуры.

Историки и России, и Запада часто говорят об «ослаблении роли Земских соборов» при Алексее Михайловиче. Этим историкам кажется очень важным найти в России те же черты общественного развития, что в странах Европы. Был в Европе абсолютизм? И на Руси должен быть! Если его нет, это даже как-то обидно за Россию… Неполноценность какая-то.

А западные историки и сами думают так же, и опираются на мнения российских историков. Они не хотят замечать, что различия — скорее в пользу России. Раз уж мы ищем в истории развитие демократических институтов, то на тот момент по справедливости Московия опережает Британию.

Тезис об отмирании соборов опирается на то, что Земские соборы регулярно собирались до 1653 года. С этого времени их созыв делается нерегулярным, эпизодическим.

Но Земские соборы все-таки собираются! Последний из них состоялся в 1684 году: он «приговорил» вечный мир с Польшей.
Земля высказывает свое мнение и по поводу воцарения Федора Алексеевича в 1676 г. Народ высказал свое мнение и по поводу воцарения царевны Софьи и ее братьев Ивана и Петра в 1682 г. Если уж мы о демократии: сам монархический принцип на Руси, оказывается, допускает одновременное правление трех царей… И никому это «почему-то» не мешает.(Прим. науч. ред.)

Всего за 135 лет (1549–1684) их было созвано 57.

Только переворот Петра I в 1689 году покончил с Земскими соборами. Хотя и самого его в 1682 году успело избрать — вместе с братом Иваном V — собрание в составе духовных и выборных. На тот момент соборы приняли такую усеченную форму.

Причина же нерегулярности в созывах после 1653 года очень проста: в 1654–1667 годах все внимание и все силы общества и правительства были поглощены войной с Польшей. Она началась после того, как Земский собор в Москве принял решение о включении Украины в состав России. Но и в этот период правительство несколько раз созывало «добрых и смышленых» представителей служилых слоев или торгово-промышленных слоев для обсуждения каких-то частных вопросов. Русская общественная жизнь вообще была очень пластична. Формат высшего учредительного и совещательного органа за почти 150 лет своего существования менялся много раз.

В условиях долгой жестокой войны созыв хоть какого-то собора свидетельствует не об «ослаблении принципа», а, скорее, о его неискоренимости. Власть настолько привыкла опираться на коллективное мнение народа при принятии любых решений, что даже во время войны стремится его узнать, а уже потом действовать!
Это в любом случае было для прагматичной самодержавной власти крайне удобно. Особенно с учетом грубого религиозного, православного характера общества. Формально Государь на то и Государь, чтобы править единолично. И ни к какому собору он мог не апеллировать. Но: во-первых — традиция. Во-вторых, в моральном плане опора на поддержку собора, т. е. ВСЕЙ ЗЕМЛИ, полностью развязывало властям руки. А как же? Царь — от Бога. Глас народа — глас Божий. Просто и ясно. Народ и партия едины.

И вот это желание знать мнение подданных, стремление опираться на мнение разных общественных групп, есть очень яркий признак демократии.

Избранная Рада

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Избранная Рада

Деятельность царя Ивана Грозного до сих пор историки считают противоречивой. Но несомненно, что в начале своего правления молодой тогда царь думал о прогрессивных преобразованиях в стране. И в этом ему помогала Избранная Рада. Что такое Избранная Рада? Кто входил в её состав? Какие преобразования провёл Иван Грозный совместно с её членами?

Избранная Рада

Избранная Рада — это неформальный совет при Иване Грозном, в который входили его друзья и единомышленники. Несмотря на то, что Рада не являлась официальным органом власти, именно её деятельность прежде всего определяла политику в России. Термин был предложен ближайшим соратником царя — князем А.М.Курбским. Слово » рада» у западных славян обозначало » совет».

Годы деятельности Избранной Рады

Избранная Рада просуществовала 11 лет: с 1549 по 1560 годы. Именно в этот период Грозным были проведены масштабные реформы буквально во всех сферах жизни.

Состав Избранной Рады

  • Духовник царя Сильвестр

  • А.Ф.Адашев

  • Митрополит Макарий

  • Глава Посольского приказа Висковатый И.М.

  • Князья Курбский А.М. , Воротынский, Серебряный, Шереметьевы и другие.

Реформы Избранной Рады

  1. Реформа местного самоуправления.

В 1549 году был впервые созван Земский собор, что положило начало сословному представительству на Руси. Собор обеспечивал связь центральной власти и местных властей, обсуждал важные вопросы.

В 1556 году была отменена система кормлений, на их место заняли представители органов земского ( местного) самоуправления — головы и целовальники. Поместное дворянство также имело возможность избирать свои органы земской власти, решать местные вопросы.

  1. Судебная реформа.

В 1550 году был принят Судебник, который значительно добавил положения Судебника Ивана III: усилилась центральная власть, сократились полномочия наместников и волостелей, было подтверждено право выхода крестьян в Юрьев день, однако было введено пожилое , то есть плата за пользование землёй помещика, что стало очередным этапом закрепощения крестьян.

  1. Реформа органов центральной власти

Было положено начало формирования приказной системы власти. Приказы — органы центрального управления, ведали определённой сферой деятельности. Во главе — дьяки и подьячие. Подобная система просуществовала до конца 17 века и была потом заменена Петром I коллегиями. Приказы: Челобитный, Поместный, Посольский, Стрелецкий, Разбойный и другие.

  1. Церковная реформа.

В 1551 году был созван Стоглавый собор название получил по количеству глав принятых решений).Цель: унификация церковных обрядов, признание местных святых- общерусскими. Были чётко определены церковные каноны (то есть требования, законы), например, как креститься, как идти крестным ходом и др.

Многое уделялось улучшению нравственности самих священников.

  1. Военная реформа

Большое внимание уделялось усилению военной мощи страны. С этой целью было создано постоянное войско — стрельцы, пушкари, в 1556 году принято Уложение о службе, в котором был определён единый порядок прохождения службы. Что интересно, в Уложении отмечалось, что местничество ограничивалось во время войн.

Таким образом, Избранная Рада сыграла огромную роль в реформировании страны, прогрессивном её развитии, укреплении государства. Впервые Россия стала сословно — представительной монархией. Это великая заслуга.

Причины падения Избранной Рады

  • Стремление Ивана Грозного к самовластию, он больше не нуждался в друзьях и советчиках.

  • Сложные отношения некоторых членов Рады (Сильвестра и Адашева) с родственниками первой жены Ивана Грозного- Анастасии Захарьевой- Юрьевой, особенно после её смерти.

  • Появились внешнеполитические разногласия, связанные с Ливонской войной.

  • Разногласия по поводу реформ. Царь ждал быстрых результатов, а реформы были рассчитаны на длительный срок, сразу преобразовать столько сторон жизни было трудно, да и сам государственный аппарат не был ещё готов к этому, работал неэффективно.

Судьба членов Избранной Рады

Трагична была судьба ранее ближайших сторонников Грозного.

  • Сильвестр сослан в 1560 году в Соловецкий монастырь

  • Адашева отправили на войну с Ливонией, вскоре арестовали , в тюрьме он и умер.

  • Князь Курбский, видя расправу над членами Рады, бежал в 1564 году в Ливонию и даже воевал с Грозным на стороне литовцев.

Трагична судьба и остальных членов Избранной Рады. Разгром Рады стал началом опричнины — одного из самых страшных периодов в истории России.

О жизни и деятельности царя Ивана Грозного можете прочитать материал на моём сайте

» Исторические портреты» : istoricheskiy-portret.ru

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна