Пожар в гостинице Россия

Государственные секреты, которые не показали в новом телевизионном сериале

На центральном телеканале только что завершился показ нового сериала «Гостиница «Россия». Как и следовало ожидать, авторы экранной «саги» апогеем ее сделали финальные серии, где показан ужасный пожар советского суперотеля, случившийся в феврале 1977 года. Корреспондент «МК» в свое время занимался темой этой катастрофы, встречался с участниками тех трагических событий, со специалистами — строителями и архитекторами, знающими многие секреты «России».
Сегодня хотелось бы, не вникая в подробности самой огненной эпопеи (которые в фильме показаны вполне достоверно), упомянуть о возможных причинах пожара и о том, что происходило в гостинице после него. Ведь сериал на сей счет оказался слишком «художественным».
Авторы фильма попытались смешать воедино сразу несколько версий, высказывавшихся при расследовании причин трагедии в «России». Получился этакий гремучий компот. Тут тебе и возгорание в гостиничном радиоузле, и короткое замыкание в одном из электрощитов на этаже, и «огненные» разборки противоборствующих криминальных групп кавказцев…
Однозначно достоверная информация, содержащаяся в финальной серии, — о непонятной спешке, с которой начали расчистку пострадавшего северного корпуса, уничтожая при этом все вещдоки, столь необходимые при проведении следствия.
Вот что вспоминал по этому поводу главный архитектор проекта восстановления гостиницы после пожара Виталий Мазурин:
— Меньше чем через сутки после трагедии — вечером 26 февраля — начали расчистку поврежденных этажей. Для этого в гостиницу прислали полк гражданской обороны. А еще через день, в воскресенье, 27-го, «хозяин Москвы» товарищ Гришин поставил перед архитекторами и строителями задачу: гостиницу надо восстановить к майским праздникам!
В условиях такого аврала следствие по делу о пожаре в «России» проводить оказалось очень трудно. Работники прокуратуры просто не успевали осмотреть все помещения, пострадавшие от огня: их повсеместно опережали многочисленные солдаты с носилками и лопатами, которые рьяно занимались расчисткой северного корпуса, готовя его к срочному ремонту. А в некоторых случаях дознаватели почему-то «не замечали» важных улик.
— У меня возникла тогда твердая уверенность, что это делалось умышленно, — подчеркнул Виталий Мазурин. — Вот один из запомнившихся случаев. Я показал следователю очень характерное повреждение: алюминиевая коробка дверного проема, ведущего на центральную лестницу, с одной стороны проплавлена насквозь, края этой дыры вывернуты вовнутрь. То есть имеется явный след какого-то мощного огненного факела!.. Сотрудник прокуратуры только хмыкнул и пошел дальше. А уже на следующее утро этот алюминиевый косяк исчез бесследно.
Не дожидаясь даже предварительных итогов расследования, кремлевские верхи указали на причину случившейся трагедии: несчастный случай. Именно такая формулировка появилась в опубликованном через несколько дней в «Правде» официальном обращении Политбюро КПСС и Совмина СССР.
Теперь надо было найти крайних. Ими быстренько «назначили» главного инженера гостиницы, а также начальника службы слабых токов (ведь якобы именно в подведомственном ему помещении радиоузла на 5-м этаже возникло возгорание из-за оставленного без присмотра паяльника). В итоге эти несчастные получили тюремные сроки.
Однако убедительных доказательств версия с паяльником так и не получила. Ее главным изъяном стала невозможность объяснения той стремительности, с которой распространялся огонь по зданию. Судя по рассказам огнеборцев, буквально за считаные минуты пламя успело охватить 8 верхних этажей огромного корпуса.
— Высказывались версии, что такой «реактивности» способствовали обилие синтетики в отделке гостиничных помещений, многочисленные вентиляционные короба и стояки с коммуникациями, — рассказывал Виталий Мазурин. — Но это абсолютно не так! Во время проведения следственных действий мы проводили соответствующий эксперимент. Синтетические материалы на стенах и полах, оказавшись в зоне огня, лишь плавились, но не вспыхивали. Что же касается распространения огня по зданию через коммуникации… Мало кто знает, что начиная с ее открытия в 1967 году в «России» случилось более сотни возгораний (от утюгов, кипятильников и прочих электробытовых приборов) — и практически все они закончились лишь небольшим переполохом. Один из самых серьезных инцидентов произошел в 1987-м: в том же северном корпусе вновь случился пожар с человеческими жертвами. В номере на 2-м этаже взорвался цветной телевизор — огонь перекинулся на занавески, на мебель. Постоялец струсил и убежал, оставив двери распахнутыми. Сквозняком пламя затянуло в соседние помещения, одна из женщин, находившихся там, задохнулась в дыму… В результате выгорели 4 номера. Но и в этом, и во всех других случаях не было даже намека на какое-то масштабное распространение огня по этажам здания!
А еще несколько лет спустя произошло событие, подтверждающее несостоятельность официальной версии причин пожара в крупнейшей московской гостинице. В октябре 1993-го на глазах у всей Москвы горел Белый дом. Начало этого пожара, судя по результатам расследований, очень похоже на ситуацию в «России»: возгорание возникло в одном из технических помещений (якобы там пытались сжечь какие-то бумаги). Происходившее потом видели многие. Пожар (который, к слову сказать, никто и не пытался тушить — не до того было) разгорался несколько часов, прежде чем смог охватить верхние этажи. К этому остается добавить, что по своей конструкции здания Белого дома и «России» очень похожи. Вывод? Февральским вечером 1977-го в гостинице случилось что угодно, только не случайное возгорание из-за какого-то паяльника!
По словам Виталия Андреевича, картина пожара оказалась на самом деле куда более непонятной:
— Вычертив схему, где были обозначены все пострадавшие от огня помещения, я пришел к однозначному выводу: очагов пожара было по крайней мере несколько десятков! Причем между сгоревшими номерами оставались помещения, вовсе не тронутые огнем. Почти полностью уничтожены 5-й и 12-й этажи, сильно пострадал 11-й, зато соседний с ним 10-й остался практически невредим…
И еще один любопытный факт: во многих местах, где разгулялось пламя, на потолках образовался толстый слой непонятной маслянистой копоти. Рабочие жаловались, что ее невозможно оттереть с бетонных плит и приходится с большим трудом сдирать скребками. А несколько человек из числа обслуживающего персонала гостиницы, работавших в тот вечер в северном корпусе, рассказывали мне потом о каких-то огненных ручейках, которые появлялись вдруг там и сям из-под дверей. Попытки залить эти ручейки водой приводили лишь к тому, что загадочное вещество начинало полыхать еще жарче. Что же это за адская смесь была? Кто ее использовал?..
— На самом деле пожар начался вовсе не в радиоузле, как утверждалось в официальном расследовании, а рядом с ним, в одном из четырех лифтов, — рассказала мне Мария Степанова, бывшая в ту злополучную ночь дежурной по 11-му этажу в северном корпусе «России». — В кабине произошел взрыв, как раз когда она находилась на пятом этаже. Некоторые из наших сотрудников потом видели ту кабину: она была вся как решето. И на площадке вокруг лифта все сильно обгорело, в том числе даже и синтетическое покрытие на полу. А ведь я сама видела, как проводили потом эксперимент: эту синтетику специально пробовали поджигать, но она никак не желала загораться, даже когда ее бензином смачивали. Значит, в лифт было заложено какое-то особое горючее вещество…
И еще один интересный факт, услышанный от Марии Степановой. Оказавшись на следующий день после пожара в северном корпусе, она обратила внимание на странную закономерность: независимо от того, насколько сильно пострадал от огня тот или иной номер, многие электрораспределительные коробки, смонтированные в коридоре каждого жилого отсека, были практически полностью уничтожены. На их месте зияли закопченные дыры.
— В этих нишах, закрывавшихся снаружи декоративными панелями-дверцами, очень удобно было спрятать какие-то взрывчатые элементы, — уверена Степанова.
Получается, что все-таки в «России» произошел террористический акт!
Ветераны пожарной службы, с которыми доводилось разговаривать, вспоминают, что именно в то время в столице участились пожары на особо важных объектах. Полыхнули один из новых корпусов кремлевской больницы, Останкинский телецентр… (Причем в обоих случаях следователи выявили следы явного поджога.) Похоже, что и «гостиница №1» тоже оказалась в списках неведомых террористов.
И загорелся этот «русский «Хилтон» удивительно ко времени: в феврале 1977-го в столицу собрались со всего Союза секретари обкомов по идеологии, чтобы обсудить в Кремле текст новой Конституции. Большинство из этих партийных руководителей поселились именно в «России».
— Подготовить подобный теракт в то время было не так уж трудно, — пояснил Мазурин. — Серьезного пропускного режима на входе в корпуса «России» не существовало. Злоумышленник, переодевшись для маскировки, например, в рабочую униформу персонала гостиницы, легко мог проникнуть во внутренние помещения отеля и пронести с собой что угодно.
Конечно, возникает вопрос: если это теракт — кто его организовал?
Криминальные структуры? Уж слишком масштабная акция для них. После такого огненного кошмара, устроенного под боком у Кремля, можно было попасть под сильнейший удар-возмездие силовых структур.
Кто-то из оппозиционной партийной номенклатуры? Что ж, раскачать власть стареющего генсека Брежнева и его команды хотели многие. Взбудоражить народ чудовищным пожаром (а может быть, и не одним) и попробовать в этой ситуации взять бразды правления страной в свои руки — иезуитский, но вполне возможный стратегический план.
Представители спецподразделений МВД и КГБ, конфликтующих между собой? По крайней мере, косвенное отношение к произошедшей трагедии они могли иметь. Ведь не секрет, что у соответствующего отдела службы госбезопасности существовали прослушка и сеть агентуры во всех гостиницах, где останавливались иностранцы. А «Россия» в то время считалась любимым местом проживания зарубежных граждан, приехавших в столицу СССР. Эта версия заслуживает еще большего внимания, если учесть, что один из главных очагов пожара обнаружили именно в районе радиоузла, где вполне могли находиться какие-то системы специального назначения. Вдобавок мастера смены, который дежурил в хозяйстве радийщиков в тот вечер, на вторые сутки после пожара нашли повесившимся — только не в квартире (как показали авторы сериала), а в подвале собственного дома. Но смерть однозначно очень странная…
И наконец, еще одно предположение. Как удалось выяснить из разговоров со старожилами города, по Москве тогда, в начале 1977-го, ходили слухи о неких антикоммунистах, которые готовили весьма своеобразную встречу предстоящего юбилея Октябрьской революции. Якобы кое-где были даже развешаны самодельные листовки-плакаты: «60-летию Октября — 60 факелов в Москве!» Одним из этих шестидесяти «факелов» должна была стать именно главная гостиница столицы. Возможно, организаторы поджога «России» заранее поселились в северном корпусе и, пользуясь удобным случаем, заложили по укромным уголкам свои адские машины. А затем, выполнив задачу, террористы приняли меры, чтобы уничтожить следы своего пребывания в отеле.
— Через несколько дней после пожара неизвестный человек проник в помещение на 7-м этаже, где хранились регистрационные журналы на всех постояльцев, и сжег часть этих документов, — рассказала Мария Степанова. — Кто-то из наших проходил мимо, заметил огонь и поднял тревогу. Дежурный милиционер погнался за этим человеком, но тот, видимо, очень хорошо знал все закоулки гостиницы. Завел милиционера в дальние коридоры подземных этажей, там неожиданно напал на него и убил, а сам исчез бесследно…
Персоналу многострадального «русского «Хилтона» не давали покоя и в последующие недели. Пока шел ремонт сгоревших этажей, на пульты дежурных в других корпусах «России» неоднократно звонили некие анонимы и угрожали: «Сегодня ночью будет гореть западный корпус… восточный корпус!» Пришлось значительно усиливать охрану огромного здания. В итоге повторных поджогов так и не случилось.
Александр Добровольский
источник

Огонь у стен Кремля. Нераскрытая тайна пожара в гостинице «Россия»

Во время сталинской реконструкции Москвы на месте снесенных домов старинного района Зарядье предполагалось построить восьмую «сталинскую высотку» — 32-этажное здание высотой 275 метров по проекту архитектора Чечулина.

Работы были начаты, и к весне 1953 года стальной каркас был возведён до восьмого этажа. После смерти Сталина новые власти решили, что возведение высотного здания в непосредственной близости от Кремля нецелесообразно, и стальной каркас был разобран.

Почти десятилетие в центре Москвы находилась заброшенная стройка, пока не было принято решение — построить на этом месте крупнейший в мире гостиничный комплекс.

Проект был поручен все тому же архитектору Дмитрию Чечулину. Строительство было закончено в 1967 году. Гостиница, получившая название «Россия», представляла собой четыре 12-этажных корпуса, поставленных замкнутым прямоугольником размером 250 на 150 м, которые образовывали внутренний двор. Северный фасад, выходивший на улицу Варварку, был увенчан 23-этажной башней (Северная башня), южный фасад, выходивший на Москворецкую набережную, по горизонтали был разделен прогулочной галереей. В 1971 году в южном корпусе был открыт концертный зал на 2500 мест, ставший одной из главных концертных площадок Советского Союза.

Несмотря на то, что у «России» практически сразу появилось множество критиков и противников, полагавших, что вторжение гигантского комплекса в историческую часть Москвы нарушает ее архитектурный ансамбль, для советских властей новая гостиница была предметом гордости.

Комплекс с 3182 номерами на 5300 человек на момент открытия был самым большим в мире и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Если бы «Россия» существовала сегодня, она до сих пор входила бы в Топ-20 крупнейших гостиниц мира. Советские режиссеры в 1970-1980-х годах любили снимать «Россию» в своих фильмах, а в 1990-х помещения гостиницы стали съемочной площадкой одного из первых отечественных реалити-шоу «За стеклом».

Гостиница «Россия», Западный корпус. Руководитель проекта — архитектор Д. Н. Чечулин, главный конструктор — Н. Д. Вишневский. 1968 год, Фото: РИА Новости/ Иван Денисенко

Пожар высшего уровня

В феврале 1977 года в историю гордости Советского Союза была вписана самая мрачная страница. Причем все детали случившегося неясны даже по прошествии 40 лет.

В 21:23 минут 25 февраля на пульте противопожарной охраны гостиницы загорелись лампочки, сигнализирующие об опасности возгорания. Огонь и дым были зафиксированы в северном корпусе и его высотной пристройке. Практически сразу диспетчер пульта противопожарной охраны получила подтверждение — с 13-го этажа северного корпуса позвонила сотрудница гостиницы, сообщившая о задымлении.

Московская служба «01» в эти минуты получила около 50 сообщений о пожаре в «России». Звонили не только из самой гостиницы — прохожие на улице увидели вырывающиеся из окон языки пламени и звонили пожарным из уличных телефонов-автоматов.

К «России» были посланы 14 пожарных расчетов и более 80 пожарных. Начальник караула младший лейтенант Алексей Буканов, прибывший одним из первых, испытал шок — огонь уже распространился на верхние этажи северного корпуса. При этом пожарные располагали лишь одной автолестницей, достававшей до 7-го этажа. И здесь офицер объявил «пятый номер» — высший уровень пожара. Это означало, что на место должно прибыть высшее руководство пожарной службы. Это был вечер пятницы, и такое решение, будь оно ошибочным, могло стоить младшему лейтенанту дорого. Но пожарный понимал — сейчас речь идет не о карьере, а о жизнях многих сотен людей.

Февраль 1977 года. Гостиница «Россия». Фото: Кадр телеканала НТВ

«А я не сгорю!»

Возможно, пожарные начальники действительно по пути к месту событий испытывали гнев, но, увидев гостиницу своими глазами, понимали — пожар действительно грозит колоссальной катастрофой.

Позднее пожарные, тушившие «Россию», признавались, что столкнулись с чисто русским расчетом на «авось». К примеру, подняв лестницу к одному из верхних этажей, они наткнулись на нетрезвого мужчину в трусах, который, заявив огнеборцам «А я не сгорю!», попытался закрыть перед их носом окно.

Многие постояльцы искренне не верили, что в «России» вообще может случиться что-то серьезное — казалось, статус главной гостиницы защищает от всех бед. Понимали, что все плохо, только когда дым и гарь проникали в номера, а огонь отрезал пути к спасению.

К 22:00 у гостиницы было сосредоточено уже 56 пожарных машин. Борьба с огнём велась водой и пеной, подававшимися из 59 стволов. Прибыл на место начальник Управления пожарной охраны Мосгорисполкома генерал Иван Антонов. На помощь московским пожарным были вызваны расчеты пожарных частей Московской области. В это же время в Подмосковье проходили сборы пожарных из республик СССР, и их команды тоже подняли по тревоге.

«Дорога жизни» из штурмовых лестниц

У гостиницы было сосредоточено уже 140 машин, 1600 пожарных. К месту ЧП приехало высшее московское руководство, члены Политбюро, глава КГБ Юрий Андропов. Но все эти люди могли лишь наблюдать, как на верхних этажах сгорают и задыхаются в дыму несчастные — лестниц, чтобы спасти их, не было. Самые отчаянные пытались спускаться по простыням, падали и разбивались насмерть. Кто-то просто бросался вниз, предпочитая такую смерть как более легкую.

На одном из этажей дежурная, которой огонь отрезал путь к спасению, позвонила и попрощалась с родными. Когда ее тело нашли после пожара, в руках она сжимала телефонную трубку.

Начальник отдела управления пожарной охраны Виктор Кононов стал для многих постояльцев гостиницы спасителем. Он предложил собрать из четырехметровых штурмовых лестниц, использующихся на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, своеобразную «дорогу» на верхние этажи. Среди пожарных, которые участвовали в тушении, было немало тех, кто занимался пожарно-прикладным спортом, поэтому план удалось реализовать. С верхних этажей, наконец, началась эвакуация. Таким способом удалось спасти более 40 человек.

Тем временем пожарные расчеты смогли отсечь путь огню в другие корпуса гостиницы, предотвратив худшее развитие событий.

«Товарищ Райкин, продлите концерт!»

В то время, пока шло тушение пожара, в концертном зале шло выступление Аркадия Райкина. Когда концерт был в самом разгаре, артиста подозвали к телефону. «Аркадий Исаакович, нужно максимально продлить концерт», — сказал один из руководителей штаба по тушению пожара.

Райкину не объяснили, что именно случилось, но он понял, что произошло что-то очень серьезное. В результате артист продлил концерт на полтора часа.

Просьба был связана вот с чем — на площадке перед «Россией» и так уже стало слишком тесно — сами пожарные, эвакуированные постояльцы гостиницы, высокопоставленные чиновники с охраной, многочисленные зеваки. Появление после концерта еще 2500 человек могло привести к полному хаосу. Самому концертному залу, по счастью, в этот момент ничего не угрожало.

42 погибших, 1000 эвакуированных

На то, чтобы полностью ликвидировать пожар, потребовалось четыре с половиной часа. Выгорело порядка сотни гостиничных номеров с 4-го по 17-й этажи общей площадью три тысячи квадратных метров. В морги института Склифосовского и Второго медицинского института были доставлены тела 42 человек (12 женщин и 30 мужчин). В ходе эвакуации спасено более 1000 человек. Ожоги, травмы, отравление угарным газом получили 52 человека, которые были госпитализированы. Среди пострадавших оказалось 13 пожарных.

Несмотря на то, что трагедия в «России» случилась у всех на виду, по советской традиции о ней сообщали в СМИ мало и сухо. Это породило многочисленные слухи о том, что жертв было на самом деле гораздо больше, а сам пожар возник вследствие диверсии. Этой версии верили охотно, поскольку всего за полтора месяца до этого в столице прогремела серия взрывов, организованных армянскими националистами.

Огненный апокалипсис. Семь крупнейших пожаров Москвы Подробнее

«Однозначно причину установить не удалось»

Для выяснения причин пожара была собрана специальная комиссия, которая работала более полугода. Были найдены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности, некоторые из которых существовали с момента открытия гостиницы. Однако эти нарушения не объяснили причины возникновения самого пожара. Среди версий фигурировали невыключенный паяльник, раскаленный кофейник, якобы забытый нетрезвыми сотрудниками одной из служб гостиницы. Ряд пожарных были убеждены в поджоге, указывая, что горение возникло не в одном, а в нескольких местах.

Окончательное заключение экспертов гласило: «Категорически и однозначно причину установить не удалось».

Двум работникам радиоузла, пожарному инспектору, составлявшему акт о госприёмке здания, главному инженеру гостиницы «Россия» и ее директору были предъявлены обвинения в халатности и нарушении правил пожарной безопасности. Директор, главный инженер и пожарный инспектор были освобождены от ответственности по амнистии. Осудили в итоге начальника и старшего инженера службы слабых токов Тимошкина и Викдорчука, которые получили полтора и год лишения свободы соответственно. С учетом того, что в пожаре погибло более 40 человек — очень гуманное наказание.

Демонтаж гостиницы «Россия» 3 февраля 2007 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Место гостиницы займет парк

После пожара «Россия» была восстановлена и продолжала оставаться престижным местом и достопримечательностью столицы, хотя ее репутация была серьезно подпорчена.

Разговоры о том, что «советская гордость» новой России не нужна, в 1990-х звучали все громче, и 2004 году было принято решение о сносе гостиницы. Последние посетители покинули ее в декабре 2005 года, а в марте 2006 начался демонтаж.

Первоначально планировалось, что на месте «России» будет возведен многофункциональный гостинично-офисный комплекс меньшей высотности, но затем от этих планов отказались. Вновь, как и в 1950-х, на несколько лет в Зарядье образовался пустырь.

20 января 2012 года на пустыре встретились Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин, принявшие решение, что на освободившейся территории будет создана парковая зона с развлекательным центром.

В декабре 2016 года заместитель столичного мэра Марат Хуснуллин заявил, что парк «Зарядье» планируется открыть в 2017 году.

На месте бывшей «России» закипит другая жизнь. А истинные причины пожара 40-летней давности, возможно, так навсегда и останутся тайной.

Пустырь на месте снесённого здания. Вид от Старого Английского двора. Зима 2012 года Фото: Commons.wikimedia.org

Символ мировой культуры и христианства — Нотр-Дам-де Пари — серьезно пострадал в страшном пожаре, разгоревшемся в столице Франции вечером минувшего понедельника. Тревожный сигнал прозвучал в соборе в 18−30. А уже через пару часов огнем были выбиты практически все уникальные витражные окна, накренился, а потом и обвалился редкой красоты готический шпиль. Ближе к полуночи пламя охватило и одну из старинных башен-колоколен.

В храме в тот момент находились десятки сотен туристов. Он очень вместительный. Оперативно была начата эвакуация людей. Как уточняется, человеческих жертв удалось избежать. Единственный пострадавший — один из пожарных. Всего в тушении участвовало около 500 специалистов. Лишь к трем часам ночи МВД Франции сообщило, что «огонь взят под контроль». Но очаги его были подавлены только к полудню следующего дня.

К утру вторника стало известно, что повреждено, разрушено полностью или частично не менее 2/3 внутреннего и внешнего убранства легендарного собора.

Уже в первый час трагедии эксперты многих стран недоумевали: почему не используются вертолеты? Логично ведь, когда полыхает крыша! Позже выяснилось: это было чревато обрушениями внутрь здания, что привело бы к невосполнимым потерям. Ведь там, в самом соборе, хранятся тысячи реликвий, включая терновый венец Христа, а также иконы, картины знаменитых мастеров Возрождения.

К утру вторника представитель собора Парижской Богоматери успокоил общественность: огонь не затронул реликвии, все священные предметы спрятаны в ризнице, риска, что они сгорят нет». А что было в открытом так сказать доступе, не в ризнице, успели вынести и перенести на временное хранение в столичную мэрию и в Лувр.

К полудню местные власти озвучили предварительную причину пожара: неосторожность при реставрационных работах. Те начались несколько месяцев назад. Вокруг памятника архитектуры Х1V века были возведены строительные леса высотой около 100 метров. Прокуратура Парижа начала расследование о «непредумышленном причинении ущерба в результате пожара». Следователи ведут допросы рабочих. Полиция исходит пока из того, что возгорание было случайным. Власти исключают версию поджога и террористический след. Госсекретарь МВД Франции Лоран Нуньес заявил, что «слишком рано говорить о том, что стало причиной пожара».

О том, как все было в тот вечер, что говорят сами парижане, «СП» рассказала француженка с 40-летним стажем Наталья Константинова, у которой ваш корреспондент останавливалась пару лет назад, будучи в Париже. Мы созвонились во вторник утром. Наталья живет сравнительно недалеко от Собора. Узнав о пожаре, поспешила к нему.

— Уже к 19 часам я была на набережной Сены, — рассказала пожилая женщина. — Вся она, как и мост, ведущий к Нотр-Дам, оказались забиты людьми. Когда стали выводить тех, кто оставался в соборе, они вливались в толпу. И очень быстро край толпы практически заблокировал входы и выходы из храма. Едва не началась давка.

«СП»: — Там же есть, насколько я помню, выходы не только на площадь перед главным входом, но и на боковые улицы…

— Пожар полыхал как раз с той стороны, да так, что опасно было приближаться ближе, чем на километр! Пожарные и полиция оцепили всё вокруг.

«СП»: — Уже известно, что удалось спасти, что погибло из внутреннего убранства?

— Знаю, что успели вынести терновый венец Христа, алтарь, несколько старинных икон. Медную статую апостола на шпиле спасло то, что его сняли несколько дней назад в связи с реставрацией. Картины же почти все погибли. Как и знаменитые стрельчатые своды крыши. Ничего неизвестно пока про орган, один из самых больших в Европе. Париж в трауре!

«СП»: — А православная Владимирская икона Божьей матери, подаренная несколько лет назад нашим патриархом?

— Моя любимая! Я часто приходила постоять у неё, помолиться за Россию. О ней ничего неизвестно.

«СП»: — У самих парижан есть возможные версии случившегося?

— Версия у большинства людей одна: поджог. Ты ведь знаешь, что в последние годы у нас в Париже настоящий разгул всевозможных протестов. А с ними и угроз власти. Но лично я считаю, что не обошлось без исламистов. Они не раз заявляли о том, что «заставят Европу содрогнуться». А больше, чем у нас во Франции, их нигде нет. Чуть ли не каждый второй житель носит имя Мухаммед. Коренные парижане давно предпочитают жизнь подальше от столицы.

«СП»: — Это уже и невооруженным глазом, так сказать, видно. Как и то, что в большинстве парижских музеев, в том числе в Нотр-Дам, они занимают ключевые рабочие места — охранниками, например.

— Да, так и есть. Доступ им открыт везде…

Во многих странах страшную картину пожара в Париже наблюдали с помощью Всемирной паутины миллионы людей, в том числе, россияне. Многие рыдали. Как рассказала корреспонденту «СП» народная артистка СССР Эдита Пьеха, узнав поздно вечером о ЧП в Париже, она потеряла сон.

— Ах, какая чудовищная несправедливость, — сокрушается Эдита Станиславовна. — Этого не должно было случиться! Как допустили? Что не учли те, кто должен был следить там за безопасностью? Я не раз бывала в Париже — и на гастролях, и с частными визитами. Непременно заходила в этот собор. Для нас, католиков, он самая главная святыня. Я уже не говорю о его культурной значимости для мировой цивилизации. Я ведь выросла во Франции. Когда выдавалась возможность, летела в Париж только чтобы побывать в Нотр-Дам.

В РПЦ случившееся с Собором Парижской Богоматери назвали страшным предзнаменованием. По словам замглавы синодального отдела внешних церковных связей протоиерея Николая (Балашова), там с болью восприняли масштабный пожар. «Случившийся в первый день страстной недели по западному Григорианскому календарю разрушительный пожар — великая трагедия для всего христианского мира, — сказал он. — Хочется вслед за Достоевским повторить, что русским людям очень дороги эти старые камни, эти осколки святых сердец. Чувство скорби, боли утраты сближает нас со всеми христианами. Но в том, что случилось, трудно не увидеть грозного знамения всему миру, которое нам ещё только предстоит осознать».

По просьбе «СП» ситуацию комментирует Владимир Гусев, директор Русского музея.

— Я опустошен, — сказал Владимир Александрович. — То, что случилось в Париже, потрясло до глубины души. Весь цивилизованный мир, думаю, скорбит. Сгорело сердце не Парижа, нет, всей Франции. Нотр-Дам воспринимался всегда как незыблемая твердыня. То, что невозможно не то, что уничтожить, но даже повредить! Шестьсот лет стоял собор, восхищая мир. Да, конечно, что-то там со временем пришлось заменить из-за ветхости, обновить. Как, например, в Х1Х веке башню с часами. Что, к сожалению, её не спасло…

«СП»: — В России немало своих уникальных памятников мировой культуры. Трагический урок Собора Парижской Богоматери наводит на вопрос о их защищенности. Уж если там, в Европе, возможен пожар, как предполагается, из-за неосторожности при реставрационных работах…

— Скажу вам честно: никто от подобного не застрахован. К тому же, я не уверен, что дело именно в реставрационной небрежности. Да, есть нормативы, требования к соблюдению определенных правил при таких работах. Но ее будем забывать и о человеческом факторе. При таких работах имеешь дело со сваркой, например. Да и всех ведь работников подрядной организации не проверишь. Это дело самого подрядчика. Тут важно придирчиво, досконально, тщательно, буквально под лупой, проверять всё в конце рабочего дня, когда реставраторы покидают рабочие места. Мелочей тут не бывает.

«СП»: — Французские власти обещают восстановить в соборе «все, как было».

— Всё, как было, уже не получится. То, что не погибло под огнем, скорей всего, повреждено средствами огнетушения, это никакими современными средствами не восстановить, к сожалению. Будет новодел. То есть, нечто, приближенное к оригиналу. Без его ауры, и того, что называют «пыль веков. То, что сближает, роднит нас нынешних и времена оны.

«Гостиница «Россия» и грозные легенды СССР

«Гостиница «Россия», эпический сериал «АМЕДИА Продакшн» и кинокомпании «Марс Медиа» – ретро о любви и интригах, бурных романах и политических тайнах.

В нашем фильме будет выдвинута и художественная гипотеза пожара в гостинице, случившегося 25 февраля 1977 года. Эта катастрофа – среди самых загадочных советских происшествий, событие, по сей день окруженное слухами. Она тревожит неразгаданностью – как трагедия на перевале Дятлова, случившаяся предположительно 2 февраля 1959 года, или нападение ручного льва на семью Берберовых, датированное 24 ноября 1980 года.

Вот три зловещих реальных случая, ставших советскими мифами.

1. Пожар в гостинице «Россия»

25 февраля 1977 года, вечер пятницы – и он был вечером пятницы даже в СССР, где на износ работали редко: рестораны, включая тот, что находился на 21-м этаже «России», переполнены, в трехтысячном концертном зале «России», где выступал Аркадий Райкин, – переаншлаг. Редкие домоседы радовались телерепортажам о возвращении космонавтов с орбитальной станции «Салют-5».

В этот беспечный вечер и начался пожар века. В 21.23 сработал пульт противопожарной охраны гостиницы и поступили первые телефонные звонки, сообщавшие о возгорании в радиоузле на пятом этаже северного корпуса. В 21.33 к гостинице подъехали первые пожарные машины – к этому времени пламя охватило сразу шесть этажей северного и высотного корпусов.

  • В итоге 140 пожарных машин и более 1600 человек в течение четырех с половиной часов тушили пожар.
  • Более 80 номеров с 4 по 17 этажи выгорело дотла.
  • В огне, от отравления угарным газом и при попытке спастись, выпрыгивая из окон или спускаясь по простыням, погибло 42 человека.
  • 52 пострадавших, включая 13 пожарных, доставили в больницы.
  • 1000 человек была спасена.

Тяжелее всего пришлось тем, кто веселился в ресторане: люди оказались в огненной ловушке и, как ни парадоксально, на ледяном ветру, проникавшем в разбитые – чтобы спастись от дыма – окна. До 21 этажа пожарные добрались лишь спустя три часа. Повезло тем, кто ходил на Райкина – к финалу в лучах прожекторов уже клубился дым, однако концерт провели до конца – во избежание паники и столпотворения. Выводили зрителей по узкому коридору, сделанному в плотном милицейском кольце, окружившем «Россию». А вокруг этого кольца собралась толпа, привлеченная заревом в районе Красной Площади.

По рассказам спасателей и очевидцев, это был единственный пожар, на который оперативно прибыли самые выскопоставленные члены Политбюро: глава МВД Николай Щелоков, министр обороны Дмитрий Устинов и зловещий первый секретарь Московского горкома КПСС Виктор Гришин – именно он будет препятствовать появлению информации о пожаре в средствах массовой информации (молчание советской печати провоцировало западную на самые фантастические домыслы – о тысячах погибших и танковой блокаде «России»). И настаивать на поджоге как причине возгорания. Возможно, потому, что как партийный лидер столицы был лично причастен к тому, что циклопическое здание, достроенное в 1967-м (на тот момент «Россия» была самой большой гостиницей мира и удостоилась заненесния в «Книгу рекордов Гиннеса»), было сдано в эксплуатацию с многочисленными недоделками и погрешностями.

Версии плодились и размножались, и официальное молчание (не считая крохотной заметки в «Правде» спустя четыре дня – с соболезнованиям родным и близким погибших в результате «несчастного случая») только провоцировало слухи и диковинные конспирологические версии. Отчего пожар почти молниеносно охватил такое количество этажей, отделанных, как считали многие, невоспламеняющимися материалами? Что стало его причиной?

Столкновение противоборствующих силовых ведомств – КГБ и МВД? («Россия» считалась вотчиной чекистов, враждовавших с эмвэдэшниками, решивших взять деятельность коллег-конкурентов под тайный контроль). Террористический акт неведомых «антисоветчиков», решивших «отметить» годовщину Октябрьской революции серией взрывов и пожаров? (Привет легендарному коллективному роману 1920-х годов «Большие пожары»). Война абхазской и грузинской мафиозных группировок, не поделивших выручку от ставок на бегах? Банальное разгильдяйство и несоблюдение правил пожарной безопасности? Ответа, как ни странно, нет.

Вывод официальной комиссии гласит: «Установить категорически и однозначно причину пожара экспертными методами не представилось возможным».

Сериал «Гостиница «Россия» предложит собственную версию. Хоть и основанную на фактах и документах, но, конечно, вымышленную – странно было бы конкурировать с важной правительственной комиссией.

2. Случай на перевале Дятлова

23 января 1959-го. Пятеро студентов Уральского политехнического института (Юрий Дорошенко, Людмила Дубинина, Александр Колеватов, Зинаида Колмогорова, руководитель группы, пятикурсник Игорь Дятлов), три инженера – выпускника УПИ (Георгий Кривонищенко, Рустем Слободин, Николай Тибо-Бриньоль) и инструктор Коуровской турбазы Семен Золотарев отправляются в турпоход, приуроченный к XXI съезду КПСС (десятый участник, студент Юрий Юдин, по состоянию здоровья покинет группу 28 января, при выходе на активную часть маршрута – ему доведется первому опознавать личные вещи и трупы товарищей).

В течение 16 дней альпинисты-любители должны были на лыжах преодолеть около 350 километров и совершить восхождение на североуральские горы Отортен и Ойко-Чакур.

Первые дни похода шли по плану, без происшествий. 31 января группа Дятлова попыталась подняться по склону горы Холатчахль, но из-за сильного ветра и непригодности достигнутой безлесной местности для закладки лабаза, вернулась на ночевку в долину. 1 февраля альпинисты вновь поднялись на склон Холатчахля и остановились у безымянного перевала – в 1963-м он получит имя Дятлова, в память о девятерых погибших здесь. При крайне загадочных обстоятельствах.

  • 12 февраля группа должна была добраться до конечной точки путешествия, поселка Вижай, и телеграфировать оттуда в институтский спортклуб.
  • Задержки на маршруте – дело обычное, волноваться за дятловцев в Свердловске стали только 17 февраля.
  • 21 февраля была проведена первая авиразведка района поисков, 22-го – сформированы поисковые группы.
  • Через неделю в полутора километрах от палатки дятловцев найдут раздетые до ижнего белья тела Дорошенко и Кривонищенко.
  • В 300 метрах от этого места – труп Игоря Дятлова, в лыжных брюках и меховой безрукавке. Вечером того же дня, еще в 300 метрах выше по склону – тело Зинаиды Колмогоровй, одетой тепло, но разутой.
  • 5 марта под слоем снега будет найдено тело Слободина. И только в мае, когда растает снег, в ложбине у ручья обнаружат тела оставшихся четверых участников похода. На трупах – одежда Кривонищенко и Дорошенко.

Следствие завершилось 28 мая – уголовное дело оказалось прекращено за отсутствием состава преступления; вину возложили на «стихийную силу, преодолеть которую туристы были не в состоянии».

Причиной смерти Дубининой и Золотарева назвали обширное кровоизлияние в сердце и плевральную полость вследствие множественного перелома ребер под воздействием большой силы, Тибо-Бриньоль погиб от перелома черепа, причиненного также воздействием большой силы, остальные умерли от воздействия низкой температуры. Что за сила среди ночи заставила альпинистов покинуть палатку и броситься, кто в чем был, в ледяную тьму – неизвестно.

Число версий – от лавины до встречи с инопланетянами – велико. В нашумевшем в 2013-м году почти 700-страничном ислледовании Алексея Ракитина высказывается предположение о том, что дятловцы стали жертвами атомного шпионажа. Вышедший в том же 2013-м году хоррор Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова» ловко выходит из мертвой петли «самой загадочной истории всех времен», предлагая не разочаровывающую разгадку: Харлин замкнул сюжет в ленту Мёбиуса и использовал разные рецепторы страха – альпинистский триллер, зловещая фантастика о перемещениях во времени и конспирологический хоррор, ловко использующий ужасы чисто тоталитарного происхождения.

Вообще, история тянет на многосерийный проект – останавливает, видимо, то, что очень уж страшно.

3. Трагедия семьи Берберовых

Посмотрите на кадры из милейшего приключенческой картины Константина Бромберга (автора «Электроника» и «Чародеев») «У меня есть лев» (1975).

Вот самая точная иллюстрация парадоксальной фразы Жана Кокто «Кино снимает смерть работой». В кадре – Рома Берберов и лев Кинг II. Через пять лет тот, что слева, буквально оторвет голову тому, что справа.

  • Трагедия семьи Берберовых – один из самых жутких советских кошмаров.

Жила-была в Баку дружная семья, экспериментировавшая с одомашниванием диких животных – вплоть до самых крупных.

Так Берберовы держали дома дрессированного льва по прозвищу Кинг. Взяли львенком, когда подрос, пытались отдать в зоопарк, но оказалось, что Кинг уже так одомашнился, что к жизни в клетке не способен; пришлось оставить. Нормальный, цивилизованный лев, снимавшийся в «Необыкновенных приключениях итальянцев в России». И погибший (по озвученной Ниной Берберовой версии) на съёмках – от руки лейтенанта милиции, принявшего репетицию эпизода за нападение и разрядившего в льва всю обойму табельного оружия. Безутешные Берберовы взяли нового питомца и назвали его Кинг II. У Бромберга вместе с ним снималась вся семья. Никто не думал об опасности, даже когда умер глава семьи Лев Львович Берберов.

Его жена, Нина Петровна, расскажет в воспоминаниях: «Льва Львовича Второй Кинг все-таки считал за «вожака стаи» и слушался, но в 1978-м году мой муж умер от инфаркта, и я осталась одна с двумя детьми, львом и полным домом животных. Сначала Второй Кинг искал своего хозяина, звал его, когда находил вещи Левы, ложился на них и обнимал своими лапищами. Меня он тоже слушался и агрессивности никогда не проявлял».

Трагедия случилась 24 ноября 1980 года, когда Кинг II нанес тяжелейшие травмы Нине Берберовой и убил ее 13-летнего сына Романа, того самого мальчика, что обнимается с ним в фильме «У меня есть лев». По версии, выдвинутой сразу после происшедшего, льва спровоцировала обитавшая у Берберовых пума, а Рома стал невольной помехой в разборке хищников.

Сама Нина Петровна описывает происшедшее как следствие тяжелого бытового кошмара: «Когда вошла в квартиру, почувствовала едкий запах дыма. Второй Кинг вел себя очень странно, рычал и бросался к балконной сетке. Пума Ляля запрыгнула на диван и забилась в угол. Я подошла к балкону и увидела, что наш сосед, конченый алкоголик, поджигает и бросает в льва куски пластмассовой расчески. Я взорвалась: «Что же вы делаете?! Я сейчас милицию вызову!» В это время вернулся из школы сын Рома. Сначала я усадила его есть, потом занялась Вторым Кингом. Нарезала мяса и понесла миску к нему. Лев в это время забрался на антресоли, свесился с них, сорвался и упал со всей силы на спину, вскочил и бросился на меня. Разодрал мне лапой голову (а лапа у него такая, что весь мой череп может сжать), повалил на спину. Рома вскочил, попытался убежать, но Второй Кинг в один прыжок нагнал его и убил на месте: содрал скальп и перебил шейные позвонки. Я потеряла сознание. Очнулась, только когда начались выстрелы. Милиционеры, которых вызвали соседи, со всех сторон залезли на крышу и стали стрелять. Добили Второго Кинга, когда уже взломали дверь. Испуганная пума в это время выскочила на улицу и тут же получила пулю в сердце. Хотя она ни на кого нападать не собиралась, а тоже испугалась всего происходящего».

Потрясающая история, до которой пока никто из кинематографистов не добрался.

Пожар в московской гостинице «Россия» (1977)

Из-за перепада рельефа местности более чем на 10 метров три корпуса были построены на высоком стилобате (верхней плоскости ступенчатого основания).

Северный фасад гостиницы был увенчан 23-этажной башней (Северная башня), в верхней части которой был расположен ресторан на 3800 мест.

В южном корпусе, выходящим фасадом на Москворецкую набережную, находился центральный концертный зал на 2500 мест, а в стилобате под ним — двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест.

В гостинице был 3071 номер (5374 места). Долгие годы она считалась самой крупной гостиницы страны, а до середины 1970-х годов значилась в Книге рекордов Гиннесса как самая большая гостиница Европы.

Сигнал о пожаре поступил на пульт дежурного пожарной охраны в 21 час 24 минуты.

Еще до поступления звонков о пожаре сработали лампочки на пульте, связанном с дымовыми датчиками, установленными в каждом номере.

Загорелись одновременно пятый, одиннадцатый и двенадцатый этажи северного корпуса. Люди, находившиеся выше 12 этажа, в том числе посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в ловушке. Те, кто пытался спуститься по лестницам вниз, задыхались и гибли в дыму.

Пожару была присвоена пятая (высшая) категория опасности. На место пожара выехали значительные пожарные силы Москвы и Московской области — в общей сложности 1500 специалистов пожарного дела и 162 единицы спецтехники.

Пожар быстро распространялся. Выявлялись все новые очаги возгорания, в которые начали подавать мощные пенные и водяные огнегасящие стволы.

Пожарные старались отсечь западный и восточный блоки, чтобы огонь не распространился по всему периметру гостиницы. Они продвигались от торцевых лестничных клеток каждого этажа, с правого и левого угла, к центру. Вскрывали двери, чтобы спасти людей.

Эвакуация людей с верхних этажей гостиницы была осложнена недостаточной длиной раздвижных лестниц, не дотягивавшихся выше седьмого-восьмого этажей. Находившиеся там люди, не выдержав нестерпимого жара, пытались спуститься по связанным простыням, но те рвались, и люди разбивались насмерть. Некоторые прыгали из окон с матрасами, надеясь, что они как-то самортизируют падение, но это их не спасло.

Тогда пожарные пошли на беспрецедентный шаг: они сделали вертикальную «дорожку» из четырехметровых штурмовых лестниц, связав их последовательно одну за другой, и по этой зыбкой «дороге жизни» спасали людей. По ней удалось спустить 43 человека из ресторана. Всего же в этот вечер пожарные спасли около тысячи постояльцев. Часть людей пожарные смогли вывести по внутренним лестницам.

Толпы народа внизу, включая спасенных, мешали пожаротушению. В это время в концертном зале гостиницы подходил к концу концерт сатирика Аркадия Райкина. Чтобы вышедшие на улицу несколько тысяч зрителей совершенно не парализовали процесс тушения, в штабе позвонили артисту и попросили его немного продлить концерт. Райкин, не зная толком, в чем дело, удлинил выступление более чем на полтора часа.

Через 4,5 часа борьбы с огнем совместными усилиями пожар удалось одолеть. Всего, по официальным данным, 42 человека погибли, в том числе пять сотрудников гостиницы. Ожоги различной степени, переломы и тяжелые формы отравления, потребовавшие экстренной госпитализации, получили 52 человека, из них 13 пожарных. Выгорели более 100 гостиничных номеров экстра-класса, оснащенные зарубежной бытовой техникой.

Только 1 марта 1977 года в газете «Труд» появилось сообщение: «Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям, родственникам и близким погибших в результате несчастного случая — пожара в гостинице «Россия» в г. Москве 25 февраля сего года. Правительство СССР и местные органы принимают необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим».

Согласно официальной версии происшедшего, причиной пожара послужил не отключенный от электрической сети паяльник в помещении радиоузла («службы слабых токов») на пятом этаже. Начальник и старший инженер службы были вскоре арестованы и 5 мая 1978 года судимы (первый приговорен к полутора годам, второй — к году лишения свободы), мастер смены службы покончил жизнь самоубийством.

Несмотря на заключение экспертной комиссии, истинная причина возникновения очага возгорания так и осталась не выясненной. Неофициальных версий было много, в том числе — поджог и террористический акт.

В последующие годы гостиница «Россия» неизменно пользовалась популярностью у гостей столицы, в том числе и иностранных.

В 2004 году было принято решение о ее сносе из-за «обветшалости». Демонтаж гостиницы «Россия» начался в феврале 2006 года и в основном был завершен к началу 2010 года. Изначально на ее месте планировалось возвести многофункциональный комплекс, позже появилась идея использовать это место для парламентского центра, однако от этих идей в итоге отказались и решили разбить парк «Зарядье».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников