Подводные лодки проекта 677

Подлодки Проекта 677 «Лада» превзошли по скрытности «черные дыры»

Четвертое поколение неатомных субмарин проекта 677 «Лада» превзошло по своим характеристикам подлодки 636 проекта, которые неофициально называют «черной дырой» за скрытность и бесшумность.

Об этом заявил в беседе с корреспондентом ТАСС генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. «Уже по итогам опытной эксплуатации подводной лодки „Санкт-Петербург“ можно сказать, что „Лада“ по скрытности превосходит свою предшественницу проекта 636, которую во всем мире называют „черной дырой“, — сказал он.

Подводные лодки четвертого поколения проекта „Лада“ являются дальнейшим развитием подлодок 636 проекта, напомнил Бузаков. Их отличает низкий уровень шумности благодаря новому противогидролокационному покрытию, усовершенствованный гидроакустический комплекс, а также новые технологии и материалы.

„Кроме того, в рамках реализации проекта 677 было выполнено значительное количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Внедряя новые разработки на подводных лодках проекта 677, мы „подтягиваем“ на новый уровень и подлодки 636-го проекта. Наглядный пример — непроникающие подъемно-мачтовые устройства, которые впервые были установлены на первой „Ладе“ („Санкт-Петербург“), а сегодня успешно внедрены на всех сериях 636 проекта“, — добавил собеседник агентства.

Глава „Адмиралтейских верфей“ отметил, что сегодня лодки проектов 636 и 677 являются „одними из наиболее серьезных представителей своего класса благодаря мощному ракетному вооружению“.

Говоря о возможном продолжении серии „Лада“, Бузаков подчеркнул, что такие вопросы находятся в компетенции Министерства обороны. „Да, такие планы есть, но без постановления правительства по гособоронзаказу говорить о конкретных сроках подписания контракта преждевременно“, — пояснил собеседник агентства.

„Адмиралтейские верфи“ являются одним из старейших судостроительных предприятий страны. В 2014 году они отметили 310 лет со дня основания. Со стапелей завода сошли почти 3 тысячи судов различного назначения, в том числе первый в мире мореходный миноносец, так называемое „потаенное судно“ — прообраз первой подводной лодки, легендарный крейсер „Аврора“, первый атомный ледокол „Ленин“.

Сегодня это петербургское предприятие является центром неатомного подводного судостроения России. На стапелях „Адмиралтейских верфей“ строятся подлодки проектов 636 и 677.

    Ну, а далее предлагаю вашему вниманию подробную информацию об этих субмаринах. Взято от сюда — :

    Большая дизель-электрическая подводная лодка („Б“). Разработана ЦКБ МТ „Рубин“, главный конструктор — Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах „Ленинградское Адмиралтейское объединение“ (г.Ленинград), „Севмаш“ (г.Северодвинск), „Красное Сормово“ (г.Нижний Новгород) и „Им. Ленинского Комсомола“ (г.Комсомольск-на-Амуре).

    Технический проект ПЛ пр. 677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ „Океанприбор“, но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр. 677. Генеральный директор ЦКБ МТ „Рубин“ И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО „Волна“ (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО „Электроприбор“ (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).

    Головные лодки серии — пр. 677 „Лада“ — Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской № 01570) и головная пр. 677Э „Амур“ („Амур-1650“) заложены на заводе ФГУП „Адмиралтейские верфи“ (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название „Санкт-Петербург“. В течение 1998-2001 г. г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр. 677 „Адмиралтейскими верфями“ было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось ().

    Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ „Санкт-Петербург“ совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г. г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка „Санкт-Петербург“ до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 „Санкт-Петербург“, лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 „Санкт-Петербург“ поднят флаг ВМФ России.

      ПЛ Б-585 „Санкт-Петербург“ пр. 677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25.07.2010 г. (фото — Дмитрий Шипуля, ).Серия ПЛ пр. 677 находится в производстве — всего по планам 2009 г. планируется для отечественных ВМФ построить 8 ПЛ такого типа. Согласно же Госпрограмме вооружений на 2007-2015 г. г. запланирована постройка 6 ПЛ пр. 677. В первых числах ноября 2011 г. появилась инфромация о том, что строительство ПЛ пр. 677 заморожено. 24 ноября 2011 г. генеральный директор ЦКБ МТ „Рубин“ А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (условное наименование пр.677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту.

      27 июня 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительство ПЛ пр. 677 по скорректированному проекту. 13.02.2012 г. генеральный директор ОАО „Рособоронэкспорт“ Анатолий Исайкин сообщил СМИ: „»На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется“. 18 мая 2013 г. Главком ВМФ в СМИ заявил, что первые три ПЛ пр. 677 Флот получит с обычными ГЭУ (). Контракт на строительство „Крогнштадта“ и „Севастополя“ вступил в силу 9 июля 2013 г. ().

      ПЛ „Санкт-Петербург“ пр. 677 на испытаниях. Балтика, не позже лета 2007 г. (фото из архива Curious, .

        ПЛ Б-585 „Санкт-Петербург“ пр. 677 в Кронштадте, ноябрь 2010 г. (фото из архива Владимира Владимировича, ).

        Одно из первых изображений модели аванпроекта ПЛ семейства „Амур“ (экспортный вариант — „Амур-1650“) в СМИ (ориентировочно 1997 г., )

        Конструкция ПЛ — одно-полуторакорпусная, в конструкции корпуса используется сталь АБ-2 разработки ЦНИ КМ „Прометей“. За счет применения самых современных средств акустической защиты предполагается, что шумность ПЛ будет в несколько раз ниже шумности ПЛ . На ПЛ этого проекта установлены рубочные горизонтальные рули. Противогидроакустическое покрытие лодки разработано ЦНИИ им. акад.Крылова выполнено 7-8-слойным и толщиной 40 мм.

        1 отсек — антенны ГАК и ТА2 отсек — командный пункт3 отсек — жилой4 и 5 отсеки — энергетическая установка

        Носовой блок-модуль корпуса ПЛ „Кронштадт“ перед транспортировкой из цеха № 9 в цех № 12 ФГУП „Адмиралтейские верфи“, декабрь 2014 г. („Адмиралтеец“, № 23 / 2014 г.).

        ПЛ „Санкт-Петербург“ пр. 677 LADA (28 октября 2004 г., )

        Спуск ПЛ „Санкт-Петербург“ пр. 677 на воду(28 октября 2004 г., )

        Двигатели: полное электродвижение с единым всережимный электродвигателем

        2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО „Электросила“ мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления. В ходе ремонта, который по 27 марта 2012 г. проводился на головной лодке „Санкт-Петербург“ на ССЗ Адмиралтейские верфи произведена замена генераторов (). 1 х главный гребной электродвигатель СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. (4100 кВт по др.данным), разработки ЦКБ МТ „Рубин“ совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова. Производство ОАО „Новая эра“ (сборка), ОАО „Электросила“, ФГУП ЦНИИ „Электроприбор“. Управление — цифровая система управления разработки ЦНИИ „Электроприбор“. Малогабаритный опытный прототип двигателя успешно прошел испытания, первый полноразмерный прототип установлен на головной ПЛ пр. 677. По результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы при частоте вращения 125 об/мин и более, проведена в 2007 г. Мощность, развиваемая двигателем в ходе испытаний по данным Лукина (см. источники) не превышала 50%. По данным на май 2010 г. ПЛ Б-585 принята в опытную эксплуатацию ВМФ с ГЭД работающим на 60% мощности. По состоянию на ноябрь 2011 г. по неофициальным данным и согласно СМИ проблемы с недоведенностью электродвигателя остаются. 2 х выносных винтовых колонки РДК-35 с электродвигателями ПГ-102М (?) мощностью по 140 л.с. разработки НПП „Морская техника“.

        Дизель-генератор 28ДГ (фото из архива DenisKA, ). Электродвигатель СЭД-1 на тестовом стенде в ЦКБ МТ „Рубин“ (фото ЦКБ МТ „Рубин“)

        На лодках пр. 667Д система электродвижения будет модернизирована ().

        Механика — 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями и две выносных винтовых колонки РДК-35.

        ПЛ „Санкт-Петербург“ пр. 677 LADA (28 октября 2004 г., )

        Спуск ПЛ „Санкт-Петербург“ пр. 677 на воду (28 октября 2004 г., )

        Фотомонтаж на базе снимков сделанных при спуске на воду ПЛ „Санкт-Петербург“ пр. 677 LADA (28 октября 2004 г., )

          Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 „Санкт-Петербург“, 2009 г. (фото из архива Испытателей_10, ).

          Энергетика — аккумуляторы, 2 группы по 126 шт — изделие 476, общая мощность — 10580 кВт/ч. Система электропитания ПЛ — для выдвижных устройств — постоянный ток напряжением не менее 175 и не более 320 вольт.

          Согласно интервью директора „Адмиралтейских верфей“ Александра Бузакова достройка лодок по модернизированному проекту начнется в 2013 г. в случае включения их в Гособоронзаказ на год. Так же при готовности штатных литиевых аккумуляторных батарей они будут установлены на ПЛ „Кронштадт“. По состоянию на сентябрь 2012 г. финансирование на проведение работ по литиевым аккумуляторам выделено, опытные работы проведены.

          Система спасения — спасательный универсальный комплекс типа КСУ-600 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (2 шт, в надстройке перед ограждением выдвижных устройств, система разработана ЦКБ „Лазурит“, используется так же на ПЛА „Гепард“).

          ТТХ подводной лодки:Экипаж — 35 чел

          Длина — 66.8 мШирина — 7.1 мОсадка — 6.7 м Водоизмещение надводное — 1765 тонн (1950 тонн по др.данным)Водоизмещение подводное — 2650 тонн Скорость надводного хода — 10 узСкорость подводного хода максимальная — 21 узДальность хода максимальная подводная с чередованием режима РДП (скорость 7 уз) и тихого хода (3.5 уз) — 16000 миль (с учетом расхода топлива на зарядку аккумуляторов)Дальность хода подводная в режиме РДП (скорость 7 уз): — 6500 миль (без учета расхода топлива на зарядку аккумуляторов) — 6000 миль ()Дальность хода подводная (скорость 3 уз) — 650 мильГлубина погружения рабочая — 240-250 м (по разным данным)Глубина погружения предельная — 300 м Автономность — 45 сутокГарантированный срок эксплуатации — 25 летГарантированный срок эксплуатации до первого ремонта — 10 лет Шумность ПЛ — по заявлениям в СМИ шумность пр. 677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр. 877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ. Вооружение:6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания „Мурена“ (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед. Боезапас — мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды „Шквал“ и ПКР „Бирюза“ (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1. По данным 2009 г. в 1990-е годы для ПЛ пр. 677 разрабатывалась торпеда ТЭ-2 „Игрушка“ — судьба неизвестна.6 х ПЗРК „Игла-1М“

            Система торпедных аппаратов ПЛ пр. 677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. № 3 / 2007 г. Польша).

              Вид на крышки носовых торпедных аппаратов ПЛ „Санкт-Петербург“ пр. 677 LADA (28 октября 2004 г., )

              Вид на носовую часть ПЛ „Санкт-Петербург“ пр. 677 в плавдоке. Санкт-Петербург, апрель 2008 г. (фото из архива Amoralex, .

                Носовая часть ПЛ „Санкт-Петербург“ пр.677 — по центру хорошо видно люк для погрузки торпед().

                Оборудование:

                пр. 677 пр. 677Д
                БИУС (боевая информационно-управляющая система) Комплексная система автоматизированного управления кораблем „Литий“ разработки НПО „Аврора“ при участии ЦКБ МТ „Рубин“ и нескольких НИИ ВМФ (прототипом системы „Литий“ является система „Булат“ разработанная в 1980-е годы). Автоматизированная система управления движением „Лиана“. По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно некоторым СМИ остаются проблемы с недоведенностью БИУС „Литий“ (не подтверждено). БИУС „Литий“
                Управление общекорабельными системами Модернизированная система управления корабельными техникечсими средствами ()
                ГАК

                ГАК „Лира“ (по результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы — вероятно, в части сопряжения ГАК с БИУС „Литий“ и в части программного обеспечения) — НИОКР ГАК с начала 1980-х годов. Головной разработчик — ПО „Волна“ (г.Москва), основной исполнитель по разработке — ЦНИИ „Электроприбор“ (с апреля 2005 г. официально, с лета 2005 г. фактически). Производство ГАК — таганрогский завод „Прибой“. По состоянию на 2008 г. велись конструкторские испытания ГАКи испытания программного обеспечения на стенде.

                Состав ГАК: — Прибор № 1 ГАК „Лира“ — носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01- Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса- ГАС активная миноискания, измерения расстояний и звукоподводной связи- ГАС с буксируемой акустической антенной (пр.677 — точно, пр.677Э — ?) — Аппаратура обеспечения безопасности плавания „ГАС-БП“ (третий завершающий этап испытаний с января 2007 г.)

                ГАК „Лира“
                Комплекс РЛС РЛС КРМ-66 „Кодак“, экспортный вариант КРМ-66Э — разработан и производится концерном „Гранит-Электрон“ (г.Санкт-Петербург). Включает в себя активный и пассивный радиолокационные каналы, совмещенный антенный пост каналов, комплект ЗИП.Электропитание — от сети постоянного тока 175-320 вольтПотребляемая мощность — 3.5 кВт
                Радио-техническое оборудование
                Радиосвязь Цифровой комплекс средств радиосвязи „Дистанция“ (включая выпускную буксируемую антенну К-697 для подводной связи — из верхней кормовой оконечности ограждения рубки, длина антенны 20 м, используется на глубине до 100 м по непроверенным западным данным)
                Навигационный комплекс

                Навигационный комплекс „Апассионата“ (испытания 2007 г.) с инерциальной навигационной системой и системой спутниковой навигации GPS / ГЛОНАСС — впервые на нАПЛ в ВМФ СССР и Росии, малогабаритный, со сниженным энергопотреблением. К 2008 г. прошел государственные испытания, разработан ЦНИИ „Электроприбор“.Точность навигации — отклонение координат места за 2 дня — 5 км при изменении курсов до 6 град/мин.

                О завершении разработки комплекса ЦНИИ „Электроприбор“ объявлено 03.12.2003 г. (), сообщается стоимость УПК — 8 млн.USD. Оба перископа с гироскопической стабилизацией линии визирования. Работа перископов обеспечивается при скорости ПЛ до 10 узлов. В 2004 г. УПК „Парус-98“ отгружен на ФГУП „Адмиралтейские верфи“ для установки на головную ПЛ пр. 677 „Санкт-Петербург“.

                Модернизированный навигационный комплекс ()
                Перископы

                Унифицированный перископный комплекс УПК „Парус-98“ („Парус-98Э“ — экспортный вариант). Разработчик — ЦКБ МТ „Рубин“, головной исполнитель и соразработчик — ЦНИИ „Электроприбор“. Состав комплекса:

                — командирский перископ непроникающего типа „Парус-98КП“ (командирский перископ) с оптическим и ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х — дневным и низкоуровневым, с видеозаписью — разработка ФГУП ЦКБ „Фотон“;

                — оптронная мачта непроникающего типа „Парус-98УП“ (универсальный перископ) с ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х — дневным и низкоуровневым, тепловизионный канал, канал лазерного дальномера — разработка ФГУП ЦКБ „Фотон“;

                УПК „Парус-98“
                Прочее

                На этапе первых ходовых испытания (декабрь 2005 г.) на ПЛ „Санкт-Петербург“ устанавливалась нештатная навигационная РЛС „Галс“ производства НПО „Горизонт“. На ПЛ „Санкт-Петербург“ начиная с 2007 г. проходили испытания оборудование: ПМУ (выдвижные устройства ограждения рубки) „Жиклер“, ПМУ „Кодак“, ПМУ „Ананас“, РДП, УПК „Парус-98“ (с забортными кабелями), блоки БДА комплекса „Клинок“, СЕВ „Гном-2М“. ОКР „Лира“ (ГАК) испытания не прошла по причине неготовности программного обеспечения (план доработки — 2008 г.). На ПЛ используется аварийный передатчик системы „КОСПАС-САРСАТ“ В-603. На ПЛ „Санкт-Петеребург“ пр. 677 по состоянию на лето 2009 г. еще дорабатывается ГАК. ПЛ пр. 677Э по состоянию на 2007 г. еще не имеет ГАК (не готов, сумма расходов на разработку ГАК уже составляет 1 млрд. 300 млн. рублей).

                По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно неофициальным данным проблемы с недоведенностью ГАК решены.

                Квазиконфорные шумопеленгаторные антенны ГАС (боковая и носовая) ГАК „Лира“ (фото СКб МТ „Рубин“, Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. № 3 / 2007 г. Польша).

                  Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК „Лира“ (фото вероятно ПЛА „Кронштадт“, 2009 г., из архива Deep Blue Sea,).

                  Оптронная мачта „Парус-98УП“ унифицированного перископного комплекса „Парус-98Э“, выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)

                  Модуль лазерного дальномера и ТВ-канала (слева) и модуль тепловизионного прибора (справа) для оптронной мачты (ФГУП ЦКБ „Фотон“, , 2009 г.)

                  Антенный пост РЛС КРМ-66Э перископного комплекса „Парус-98Э“, выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)

                  Главный командный пункт ПЛ пр. 677 (рисунок ЦКБ»Рубин», )

                  Устройства в ограждении рубки ПЛ пр. 677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. № 3 / 2007 г. Польша).

                  Унифицированный перископный комплекс «Парус-98» и ограждение рубки ПЛ «Санкт-Петербург» пр. 677 LADA с выдвижными устройствами, декабрь 2005 г. (в основе фото Олега Карпенко, )

                  Всё о подводных лодках проекта «Лада»

                  «Кронштадт» был заложен на предприятии «Адмиралтейские верфи» под заводским номером 01571 в далеком 2005 году. В 2009 году строительство было заморожено, по причине устранений всех замечаний на головном корабле проекта «Санкт-Петербург». Продолжение строительства возобновилось в июле 2013 года, после того как Минобороны заключило с заводом «Адмиралтейские верфи» контракт на его достройку.

                  Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

                  На сегодняшний день «Кронштадт» спущен на воду и его достройка ведется у причала предприятия.
                  Напомню, репортаж о спуске первой серийной подводной лодки проекта можно посмотреть по этой .

                  Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

                  Что мы знаем о проекта 677? В основном, то, что эти лодки планировались как замена старых «Варшавянок», в общем разберемся во всем.
                  Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина как дальнейшее развитие проекта 877. Главная задача проекта — уничтожение субмарин, надводных кораблей и судов противника, защита военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведение разведки.

                  Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

                  Представители проекта строятся по полуторакорпусной схеме. Корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, а по высоте платформы делят его на три яруса. Ему придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877, но главное отличие — на нем расположены передние горизонтальные рули. Также важным отличием от «Варшавянок» является более низкий уровнем шумности и высокий уровень автоматизации.
                  Внедрив множество новейших технологий и передовых конструкторских решений, специалисты ЦКБ «Рубин» создали самый настоящий «подводный истребитель». Во время испытаний на Балтике, а затем на Северном флоте головной корабль «Санкт-Петербург» показал самые настоящие качества «охотника». В учениях с надводными кораблями и субмаринами других проектов он первым обнаруживал вероятного противника. Эти факторы давали возможность командиру подлодки занять удобное для атаки положение и «открыть огонь» по ничего не подозревающему противнику.
                  Основные характеристики проекта:

                  • Длина — 66,8 м;
                  • Диаметр ПК — 7,1 м;
                  • Скорость — 21 узл.;
                  • Рабочая глубина погружения — 250 м;
                  • Автономность плавания — 45 суток;
                  • Надводное водоизмещение — 1 765 м³;
                  • Осадка на миделе — 6,6 м;
                  • Дальность плавания в подводном положении со скоростью 3 узла — 650 миль;
                  • Количество торпедных аппаратов— 6 ед.;
                  • Боезапас (ракет, торпед, мин) — 18/533 ед./калибр, мм.
                  • Экипаж — 35 чел.

                  Подводные лодки проекта 677 имеют современную комплексную систему автоматизированного управления, более мощный гидроакустический комплекс и большую скрытность, которая достигается за счет сниженного уровня шума и меньшего водоизмещения. Подлодка оснащается комплексом торпедно-ракетного вооружения.
                  Важно отметить, что в проекте предусмотрена возможность оснащения ДЭПЛ воздухонезависимыми энергетическими установками с электрохимическими генераторами, значительно увеличивающими автономность и дальность плавания.

                  Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

                  Модификации

                  • Амур 1650

                  Разработка проекта «Амур 1650» велась одновременно с проектированием базового проекта 677. Как «Лада», он имеет меньшее водоизмещение по сравнению с подводными лодками проекта 877 и 636. Ее отличительные особенности – возможность залповой ракетной стрельбы по морским и наземным целям до 6 ракет в залпе, наличие современного радиоэлектронного вооружения и гидроакустического комплекса с уникальной шумопеленгаторной антенной, способной обнаружить на большом расстоянии особо малошумные цели.
                  Уровень акустического поля подводной лодки «Амур 1650» в несколько раз ниже, чем у подводных лодок проекта 877 и 636, которые на сегодняшний день считаются самыми малошумными в мире. Подводная лодка оснащена радиоэлектронным вооружением нового поколения, использующим достижения мировой радиоэлектроники последних лет.
                  Подводная лодка может эксплуатироваться в любых районах Мирового океана, кроме районов со сплошным ледовым покрытием, при любых метеоусловиях, в мелководных и глубоководных акваториях.

                  Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

                  «Лады» в Российском флоте
                  Сегодня в составе Военно-морского флота России всего одна «Лада» — головная «Санкт-Петербург». Ее строительство велось с 1997 по 2009 год. А затем подводная лодка проходила этапы заводских ходовых испытаний, на ней обкатывались реализованные принципиально новые решения в вопросах электродвижения, средств обнаружения и оружия. Летом 2013 года «Санкт-Петербург» совершила переход с Балтийского на Северный флот, где в 2016 году в Баренцевом море успешно выполнила стрельбу крылатой ракетой из подводного положения по морской мишенной позиции, что стало серьезным подтверждением возможного успешного окончания опытной эксплуатации головной «Лады».

                  Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

                  По состоянию на сегодня «Санкт-Петербург» прошел все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в нее характеристики. Благодаря этому, строительство остальных подлодок проекта идет по плану. Кроме того, созданы все условия для заключения контрактов по линии военно-технического сотрудничества на экспортный вариант «Лады» — подводные лодки проекта «Амур 1650».
                  В процессе постройки находятся еще два корабля — «Кронштадт» и «Великие Луки». По состоянию на 25 сентября «Кронштадт» проходит достройку у причала. В ближайшие три недели в 12-м цехе, по словам гендиректора «Адмиралтейских верфей», появятся блоки подлодки «Великие Луки», и весной работа в блоках выйдет на стапельную позицию. По планам предприятия, корабль будет передан флоту в 2021 году.
                  Также планируется подписать контракт на постройку еще двух субмарин проекта. Об этом заявил гендиректор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков во время спуска на воду подводной лодки «Кронштадт». По его словам, четвертая и пятая подлодки этого проекта будут построены в течение ближайших пяти лет.

                  Спуск на воду подводной лодки «Кронштадт» / Корабел.ру

                  Будущее
                  О будущем субмарины очень хорошо высказался в интервью «Новости ВПК» ее создатель — генеральный конструктор неатомных подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин» Юрий Кормилицин:
                  «Необходимо запустить этот проект в серию, оснастить серийными экземплярами не только ВМФ России, но и военно-морские силы дружеских государств мира. Мое личное мнение: продолжать строительство «Варшавянок» (о чем сейчас якобы принято решение — построить еще шесть штук для Тихоокеанского флота) — нерационально. Сегодня «Варшавянка» уже является целью даже для японских подводных лодок. Нам нужен «охотник» — «Лада»!»

                  Перспективы отечественного неатомного подводного флота. Что будет с проектом 677 «Лада»?

                  В последний раз к теме неатомных подводных лодок ВМФ РФ автор возвращался в январе 2018 г., то есть более года тому назад. Давайте посмотрим, что изменилось с тех времен.

                  Итак, год тому назад основу наших подводных неатомных сил составляли 15 ДЭПЛ 3-го поколения проекта 877 «Палтус», из которых, по мнению автора, 12 находились в составе флота, а 3 – в ремонте. К сожалению, автор оказался слишком оптимистичен в своей оценке. Дело в том, что две ДЭПЛ Тихоокеанского флота, «Святитель Николай Чудотворец» и «Нурлат», которые он числил «к походу и бою готовыми», на самом деле находились в бесконечном ожидании ремонта на «Дальзаводе». Более того, одна из ДЭПЛ, которую он считал ремонтирующейся, по всей видимости, тоже оказалась в отстое. Речь идет о ДЭПЛ «Ярославль», которая несла службу на СФ.

                  Корабль планировали поставить на средний ремонт с модернизацией еще в 4 квартале 2016 г., но, видимо в силу различных кризисов и пересмотров бюджета Министерства обороны, денег на это так и не нашлось. В результате ДЭПЛ выведена из эксплуатации, но ремонт на «Ярославле» до настоящего времени так и не начался.
                  Таким образом, на самом деле на начало 2018 г ВМФ РФ имел 10 «Палтусов» в строю, 3 в отстое и 2 – в ремонте. Что же изменилось?
                  Из хорошего: в марте 2018 г. закончился ремонт ДЭПЛ «Дмитров» и она вернулась в состав Балтийского флота. В остальном же ситуация предсказуемо ухудшилась – одна из старейших лодок этого типа, «Выборг», покинула строй и ждет переоборудования в корабль-музей. Что у нас прибавится кораблей-музеев – это просто прекрасно, но выход из строя пускай даже старой лодки, с учетом их общего дефицита в ВМФ РФ, конечно, расстраивает.
                  Таким образом, на сегодня у на осталось 14 «Палтусов», из которых 3 самых старых лодки (вступили в строй в 1988 г.) пребывают в отстое, который вряд ли уже когда-либо покинут. Тем более, что единственная их «ровесница» «Выборг», до недавнего времени остававшаяся в составе БФ, также «ушла на покой». Вероятнее всего, что на этом история «изначального» проекта 877, к которому принадлежали все эти 4 корабля в ВМФ РФ, следует считать оконченной: остальные лодки, находящиеся в составе флота, представляют собой модификации проекта 877 (877ЛПМБ, 877М, 877ЭКМ и 877В).
                  Можно говорить, что в 2019 г. у флота осталось 11 «Палтусов», из которых 10 находятся в строю: 6 служат на Дальнем Востоке, 3 – на Северном флоте и 1 – на Балтике. Черноморская «Алроса» ремонтируется в Севастополе, а ее возвращение в состав флота ожидается в 2019 г. Все бы ничего, но первоначально планировалось завершить ремонт в 2015 г., потом – в 2017 г., затем в 2018 г…. И сейчас вот обещают сдать лодку в текущем году. Что ж, будем надеяться, что это обещание будет все-таки выполнено, тем более что руководство РФ все-таки обозначило восстановление судостроительных мощностей Крыма одной из важнейших задач – может, после этого что-то и сдвинется с мертвой точки.
                  Если «Алросу» все же вернут в состав флота, то она покинет Черное море и отправится в Балтийское, с тем, чтобы общее количество ДЭПЛ БФ вновь, как и до ухода «Выборга» «на пенсию», составляло 2 ед. Тогда ЧФ полностью лишится ДЭПЛ проекта 877, но это как раз неважно, потому что в период 2014-16 гг. он получил на вооружение 6 более современных и мощных кораблей проекта 636.3. В сущности, на сегодня именно Черноморский флот является сильнейшим по ДЭПЛ среди 4-х военных флотов Российской Федерации.

                  В одной из итераций ГПВ 2011-2020 было анонсировано строительство еще 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Необходимость в этом была осознана после того как стало ясно, что серийное строительство новейших ДЭПЛ 4-го поколения «Лада» проекта 677 будет невозможно развернуть до начала 30-х годов, а быть может – и вообще никогда, потому что головная лодка столкнулась с огромным количеством проблем, которые категорически не желали решаться.
                  Как известно, лодки 636.3 при всех своих достоинствах представляли собой модернизированные «Варшавянки», которые сами являлись экспортным вариантом «Палтусов». Эти корабли лучше и сильнее оставшихся у нас ДЭПЛ проекта 877, но они, конечно, уже не находятся на острие военно-технического прогресса. Правомерно будет говорить о том, что лодки проекта 636.3 морально устарели. Тем не менее, очевидно, что «Палтусам» не так долго осталось находиться в строю, потому что даже самая «юная» лодка этого типа, «Могоча», служит уже четверть века. И, раз уж с серийным строительством проекта 677 не сложилось, то возобновление производства ДЭПЛ 636.3 для ТОФ было совершенно безальтернативно.
                  Тем не менее, планы – это одно, а их выполнение – совершенно иное. Стало очевидно, что гигантские запланированные траты на ГПВ 2011- 2020 гг. в размере 20 трлн. руб., большую часть которых следовало «освоить» в период 2016-2020 гг., стране не по силам. В итоге руководство РФ вынуждено было отказаться от ГПВ 2011-2020 гг., заменив ее новой ГПВ 2018-2027 гг. К сожалению, подробности новой госпрограммы вооружений в широкой печати не раскрывались, о ней достоверно известно только одно – ее финансирование будет значительно скромнее, чем планировалось для предыдущей ГПВ. Впрочем, в бочке дегтя присутствовала и ложка меда — планировалось удержаться на достигнутом уровне, то есть затраты на ГПВ 2018-2027 гг. просчитывалось так, что хуже, чем сейчас, ВС РФ финансироваться не будут.
                  Тем не менее, раз уж пошла речь об ограничении финансирования, то, естественно, возникли опасения за судьбу 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для ТОФ. Тем более, что, несмотря на очевидное высвобождение производственных мощностей АО «Адмиралтейские верфи», после строительства черноморских ДЭПЛ, было заложено всего 2 новых корабля. Речь идет о Б-274 «Петропавловск-Камчатский» и о Б-603 «Волхов», официальная закладка которых состоялась 28 июля 2018 г. Автор настоящей статьи всерьез начал опасаться, что этими двумя лодками дело и ограничится…
                  Но, похоже, что все может еще закончиться хорошо. Итак, первая хорошая новость: 28 марта 2019 г. состоялась церемония спуска на воду головной ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота.



                  Фотографии с церемонии спуска Б-274 «Петропавловск-Камчатский»
                  Но самое приятное заключается в том, что что блог bmpd в статье, посвященной этому радостному событию, сообщил также, что работы по строительству следующих двух ДЭПЛ того же проекта уже начаты, и что корабли, получившие наименования «»Магадан» и «Уфа», находятся на стадии формирования блоков и проведения гидравлических испытаний». Официальная закладка состоится позднее, в 2019 г., причем bmpd сообщает, что указанные сроки находятся в полном соответствии с ранее подписанным контрактом на строительство данной серии ДЭПЛ.
                  Таким образом, можно констатировать, что как минимум 4 ДЭПЛ из 6 запланированных все-таки будут построены и войдут в состав ВМФ РФ. А вот с двумя крайними кораблями серии ситуация не так однозначна – пока известно только, что пятую субмарину планируют назвать «Можайск», а именование шестого корабля еще не утверждено, и никаких сведений об их грядущей закладке нет. Но, как ни странно это прозвучит, вполне возможно, что это нисколько не печальная, а самая что ни на есть радостная новость.
                  Все дело в прогрессе ДЭПЛ проекта 677 «Лада».
                  Упомянутые выше «Палтусы», как и созданные на их основе «Варшавянки», являлись ДЭПЛ 3-его поколения, то есть того же технологического уровня, что и американские атомные «Лос-Анджелесы» и советские «Щуки-Б». При этом и «Палтусы», и «Варшавянки», конечно, по множеству своих характеристик уступали своим атомным «старшим сестрам»: они имели куда более скромную подводную скорость, несопоставимо меньшую автономность, относительно слабые гидроакустические комплексы… Но при всем при этом «Палтусы» и «Варшавянки» обладали одним-единственным, но зато колоссальным преимуществом: значительно меньшей шумностью.
                  В результате этого ДЭПЛ в определенных условиях могли сыграть роль высокоэффективного «охотника за АПЛ» — патрулируя в заданном районе, «Палтус» вполне способен был засечь «Лос-Анджелес» до того, как более мощный ГАК американской атомарины обнаружит более тихую отечественную неатомную подводную лодку. И, опять же, ДЭПЛ проектов 877 и 636, пользуясь своей малошумностью, в некоторых ситуациях могли атаковать вражеский корабельный ордер более эффективно, чем та же самая «Щука-Б». В общем, наши неатомные подводные корабли совершенно заслужено получили прозвище «Черная дыра». А кроме этого ДЭПЛ по размерам и стоимости значительно скромнее многоцелевой АПЛ и это, разумеется, тоже имело значение.
                  Но научно-технический прогресс не стоит на месте. СССР и США приступили к созданию многоцелевых АПЛ следующего, 4-го поколения: у нас это был «Ясень», в Америке — «Сивулф», а затем «Вирджиния». Против них ДЭПЛ 3-го поколения уже не имели былого преимущества (а скорее всего и вовсе не имели никакого преимущества), поэтому на повестку дня встал вопрос создания ДЭПЛ нового типа, чьи боевые возможности позволяли ей занимать ту же нишу по отношению к «Сивулфам» и «Ясеням», какое «Палтус» занимал в отношении «Лос-Анджелесов» и «Щук».
                  К сожалению, к созданию ДЭПЛ 4-го поколения в СССР приступили с известным запозданием: работы по проекту 677 «Лада» были начаты только в 1987 г. Это и предопределило все последующие сложности проекта. МАПЛ «Ясень» мы начали разрабатывать в 1977 г., и к развалу СССР она была во многом закончена, так что в 1993 г. удалось заложить головную лодку серии. А вот работы по «Ладе», очевидно, в 1991 г. находились еще на ранней стадии, отчего создавалась она по большей части уже в «лихие 90-е» со всеми вытекающими «радостями», включая хроническое недофинансирование, развал кооперационных цепочек и т.д. и т.п.
                  ДЭПЛ «Лада» содержала в себе огромное количество нововведений, речь шла о создании принципиально нового корабля. Меньшее, чем у ДЭПЛ проекта 636 водоизмещение, меньшая численность экипажа, но при этом сохранение того же вооружения. Однокорпусная конструкция (второй корпус сохранялся только в кормовой части ДЭПЛ), новый электродвигатель, ГАК, БИУС, новое покрытие, новые средства снижения шумности, по принципу действия аналогичные тем, что были использованы на «Ясенях», новые аккумуляторные батареи, которые должны были обеспечить дальность подводного хода 650 миль на экономических 3 узлах против 400 миль у «Варшавянок».
                  Головную лодку «Санкт-Петербург» заложили в 1997 г., а смогли ввести в строй только в 2010 г., но первые же испытания показали – почти ничего из основных нововведений не работает как надо.

                  Боевая информационная система «Литий» барахлила. Замечательный, в теории, ГАК «Лира», включавший себя не только классическую антенну, размещенную в носовой части лодки, но и дополнительные боковые, расположенные непосредственно на корпусе ДЭПЛ, а также буксируемую антенны, не соответствовал заявленным характеристикам. Новейший тип аккумуляторных батарей, которые должны были обеспечить «Ладе» более чем полуторакратное превосходство в дальности хода, почему-то выдавали мощность на уровне 60% от запланированной.
                  Надежды на то, что все это детские болезни, которые будут быстро исправлены, не оправдывались. «Санкт-Петербург» в итоге все же была сдана флоту, но находилась в опытной эксплуатации, а две заложенные за ней серийные лодки, «Кронштадт» и «Великие Луки», вообще были остановлены постройкой и перезаложены по откорректированному проекту 677Д в 2013 и 2015 гг. соответственно. Тем не менее, даже и к этому времени не было ясности, насколько удалось преодолеть проблемы, преследующие «Санкт-Петербург». С одной стороны, были отдельные сообщения об определенных успехах «Санкт-Петербурга». Но с другой стороны, в 2016 г. РИА Новости сообщали со ссылкой на неназванного представителя ВМФ РФ, что командование флота приняло решение отказаться от дальнейшего строительства ДЭПЛ проекта 677. С одной стороны, конечно, «неназванный представитель» — не самый авторитетный источник, но был и намного более серьезный симптом, свидетельствующий о провале проекта 677.
                  Дело в том, что 7 сентября 2016 г. был заключен контракт на постройку «великолепной шестерки» ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Понятно, что «заключить контракт» и «построить» — принципиально разные понятия, но дело в том, что если бы в 2016 г. проблемы головного корабля проекта 677 были решены, или хотя бы имелась твердая уверенность в том, что серийные лодки 677Д выйдут на приемлемый уровень, то какой тогда смысл было строить для моряков-тихоокеанцев морально устаревшие ДЭПЛ предыдущего проекта? Хотя ДЭПЛ проекта 636.3 и представляют собой глубокую модернизацию «Варшавянок», но по своим боевым качествам это, конечно, никак не лодки 4-го поколения.
                  Все это говорило о том, что на «Ладах» был поставлен жирный крест, и потому периодически всплывающие сообщения о том, что флот, возможно, закажет еще 2 лодки этого типа, мелькавшие в 2017 г., всерьез не воспринимались. Помимо вышесказанного, тому было еще две причины. Во-первых, новости эти, как правило, исходили не от представителей ВМФ, а от руководителей АО «Адмиралтейские верфи», которые могли выдавать желаемое за действительное. А во-вторых, на тот момент новая ГПВ 2018-2027 гг. еще не была утверждена, так что любые мысли по поводу того, что же именно в конечном итоге закажет флот, представляли скорее гадание на кофейной гуще, нежели сколько-то достоверную информацию.

                  Правда, о «Ладах» говорил и заместитель командующего ВМФ РФ В. Бурсук: по его словам, флот все же собирался заказывать лодки проекта 677 большой серией. Но здесь, по всей видимости, речь шла о тех счастливых временах, когда для «Лады» будет создана воздухонезависимая энергетическая установка. С учетом тупика, в котором оказались наши конструкторы, пытавшиеся такую установку спроектировать, слова замкомфлота выглядели вежливым эвфемизмом выражения «Когда рак на горе свистнет». Это было тем более неприятно, что, по некоторым данным, «Санкт-Петербург» постепенно избавлялся от своих недостатков. Так, «в интернетах», в июле 2018 г. появилась новость, со ссылкой на слова главы ОСК, что затянувшаяся опытная эксплуатация все-таки подходит к концу, и что головной корабль серии 677 будет передан флоту в 2019 г.

                  Однако 20 сентября 2018 г. произошло целых три интереснейших события. Во-первых, была спущена на воду 2-я ДЭПЛ серии, заложенная по проекту 677 в 2005 г., приостановленная строительством в 2009 г. и перезаложенная по проекту 677Д в 2013 г. – речь идет о Б-586 «Кронштадт». Во-вторых, генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит выступил с весьма неожиданным сообщением. С его слов, ДЭПЛ «Санкт-Петербург» в конце концов не просто подтвердила все заявленные характеристики, но даже превзошла их. И, наконец, в-третьих, генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» в очередной раз анонсировал строительство еще двух ДЭПЛ по проекту 677Д, причем с его слов подписание контракта планируется на 2019 г.
                  Конечно, сомнения все еще остаются – не выдают ли генеральные директора «Рубина» и «Адмиралтейских верфей» желаемое за действительное? Если вспомнить, например, сколько раз И. Вильнит говорил о «ну вот совсем почти готовой» анаэробной установке, которую разрабатывал его ЦКБ, то оптимизм по поводу судьбы проекта 677 уменьшается резко и кратно.
                  Но 28 марта сего года заместитель главнокомандующего по вооружению ВМФ РФ Игорь Мухаметшин сообщил, что производство ДЭПЛ «Лада» проекта 677 (вероятно, все же речь идет о 677Д) будет возобновлено. Причем отнюдь не в светлом капиталистическом будущем, а в самое ближайшее время: по словам И. Мухаметшина документы для заключения контракта уже готовятся соответствующими специалистами военного ведомства.
                  Понятно, что обещаниями сыт не будешь, и что по-хорошему радоваться надо начинать после завершения контракта на строительство серии ДЭПЛ проекта 677 (677Д), или хотя бы завершения опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». Тем не менее, с учетом вышесказанного, можно говорить о том, что состояние программы неатомных подводных кораблей 4-го поколения внушает осторожный оптимизм.
                  И еще. В последнее время на «ВО» появился ряд статей, посвященных анаэробным установкам, под влиянием которых у части уважаемой аудитории могло сложиться впечатление, что классические дизель-электрические лодки совершенно устарели, и неспособны сегодня успешно действовать в конфликтах высокой интенсивности. Но на самом деле это, конечно, не так. Безусловно, подводные корабли с ВНЭУ будут иметь определенные тактические преимущества. Но боевой потенциал отечественных «черных дыр» всегда оценивался высоко, и корабль следующего поколения, имеющий лучший ГАК, меньшую шумность и множество других преимуществ, будет чрезвычайно опасным подводным противником, даже имея классическую дизель-электрическую энергетику. Особенно, если работы по литий-ионным, или иным аккумуляторам большой емкости увенчаются успехом, что позволит существенно увеличить автономность отечественных ДЭПЛ.
                  В целом же ближайшее будущее нашего неатомного подводного флота выглядит так. По всей видимости, на Балтике наши подводные силы будут представлены двумя «Палтусами», «Алроса» и «Дмитров» — оба они прошли ремонт и модернизацию (точнее – «Алроса» все еще в процессе) и можно надеяться, что при наличии соответствующего техобслуживания корабли «протянут» еще лет 8-10 или около того. Черноморский флот, получивший недавно 6 новых «Варшавянок» проекта 636.3, в обозримом будущем не будет получать пополнения кораблями того же класса. Тихоокеанский флот, имеющий в своем составе 6 «Палтусов», по всей видимости, будет постепенно перевооружаться на 636.3 новой постройки – то есть, по мере поступления «Варшавянок» от «Адмиралтейских верфей», старые лодки проекта 877 будут выводиться из состава флота. Хотя нельзя исключать и того, что какое-то их количество все же останется в строю, и на некоторое время общая численность ДЭПЛ ТОФ превысит сегодняшние 6 единиц. Пополняться новыми лодками будет также Северный флот – на сегодняшний день он располагает только 3 «Палтусами» и «Санкт-Петербургом». Вероятнее всего, обе лодки проекта 677Д, находящиеся сегодня в постройке, пойдут именно на север, с тем чтобы довести общее количество ДЭПЛ до 6 единиц. И, скорее всего, новые ДЭПЛ того же проекта также пойдут на СФ, с тем чтобы сформировать там соединение из 6 однотипных лодок. Впрочем, нельзя исключать и того, что существующий контракт на 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для тихоокеанцев будет сокращен до 4 единиц, а вместо оставшихся двух на ТОФ будут поставлены новейшие «Лады».
                  Таким образом, можно предполагать, что «под занавес» существующей ГПВ «Палтусы» совершенно покинут состав ВМФ РФ, но при этом общая численность ДЭПЛ даже увеличится: если сегодня, по факту, мы имеем 11 «Палтусов», 6 «Варшавянок» и одну «Ладу», которая так и не вышла из опытной эксплуатации, то к 2028 г. можно ожидать 8 «Лад» (2 на БФ, и 6 на СФ) и 12 «Варшавянок» (по 6 на ЧФ и ТФ). Конечно, нам необходимо значительно большее их количество, особенно на фоне обвального сокращения МАПЛ, но сомнительно, что на это найдутся средства. Все-таки для реализации этой программы нам необходимо за ближайшее десятилетие построить пять новых ДЭПЛ проекта 677 и четыре – 636.3, не считая ввода в строй двух ДЭПЛ проекта 677Д и 636.3, которые сегодня находятся в разных стадиях постройки.

                  Подводные лодки проекта 677

                  У этого термина существуют и другие значения, см. Лада.

                  ДЭПЛ проекта 677 «Лада»

                  Б-585 в Санкт-Петербурге

                  Основные характеристики

                  Тип корабля

                  Многоцелевая ДЭПЛ

                  Обозначение проекта

                  677 «Лада»

                  Главный конструктор

                  Ю.Н.Кормилицын

                  Кодификация НАТО

                  «Lada»

                  Скорость (надводная)

                  10 узлов

                  Скорость (подводная)

                  21 узел

                  Рабочая глубина погружения

                  250 м

                  Предельная глубина погружения

                  300 м

                  Автономность плавания

                  45 суток

                  Экипаж

                  35 человек

                  Размеры

                  Водоизмещение надводное

                  1765 т

                  Водоизмещение подводное

                  2650 т

                  Длина наибольшая
                  (по КВЛ)

                  66,8 м

                  Ширина корпуса наиб.

                  7,1 м

                  Средняя осадка
                  (по КВЛ)

                  6,6 м

                  Силовая установка

                  ГЭУ с полным электродвижением:
                  • ДГ с дизелями Д49
                  • ВНЭУ на ТЭ (в перспективе)

                  Вооружение

                  Торпедно-
                  минное вооружение

                  6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, 18 торпед УСЭТ-80К, мины.

                  Ракетное вооружение

                  РК «Калибр» (пуск из торпедных аппаратов).

                  ПВО

                  ПЗРК «Игла-1М», «Стрела-3М»,»Верба», 8 ЗУР в ТПК.

                  Медиафайлы на Викискладе

                  Подводные лодки проекта 677 «Лада» — серия многоцелевых российских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), разработанных в конце XX века в «ЦКБ Рубин».

                  Главный конструктор проекта Юрий Кормилицин. Серия является развитием проекта 877 »Палтус». Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния». Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено проект будет дорабатываться.

                  Многоцелевая ДЭПЛ (проект 677) «Лада» Многоцелевая ДЭПЛ (проект 677) «Лада» Постройка и служба

                  4 ед. Заказано

                  2 ед. Построено

                  1997 — н.в. гг. Годы постройки

                  2010 — н.в. гг. Годы службы

                  Место строительства Общие данные

                  1 765 / 2 650 т. Водоизмещение
                  (надводное/подводное)

                  66,8 / 7,1 / 6,6 м. Размерения
                  (длина/ширина/осадка)

                  10 узл. Скорость хода надводная

                  21 узл. Скорость хода подводная

                  250 / 300 м. Глубина погружения
                  (рабочая/предельная)

                  6000 миль Дальность плавания надводная

                  650 миль Дальность плавания подводная

                  45 суток Автономность (макс)

                  Энергетическая установка

                  дизель-электрическая . Тип энергетической установки

                  2 дизель-генератора «28ДГ» с дизельными двигателями «Д-49» и электродвигатель «СЭД-1», 4100 к-во/л.с. Двигатели надводного хода

                  Вооружение

                  Минно-торпедное вооружение

                  • 6 × 533-мм носовых ТА УСЭТ-80К, УГСТ, САЭТ-60М 18.

                  Ракетное вооружение

                  • РК Калибр;
                  • РТ Шквал;
                  • ПКР Бирюза.

                  Зенитная артиллерия

                  • ПЗРК «Верба»;
                  • ПЗРК «Игла-1М».

                  Торпедное
                  Экипаж

                  35 чел. Общая численность

                  Однотипные корабли

                  Проект 677 Б-585 «Санкт-Петербург»,
                  Проект 677Д Б-586 «Кронштадт»,
                  Проект 677Д Б-587 «Великие Луки»,
                  Проект 677Э «Амур-950»,
                  Проект 677Э «Амур-1650»

                  Подводные лодки проекта 677 «Лада» — серия больших дизель-электрических подводных лодок VI поколения ВМФ России. По классификации НАТО — «LADA». Многоцелевая подводная лодка, специализирована для выполнения разведывательных и диверсионных действий молниеносного уничтожения субмарин, надводных кораблей, а так же для защиты побережья. ДЭПЛ оснащена современным вооружением, комплексной автоматизированной системой управления, современным гидроакустическим комплексом и противогидролокационным покрытием нового поколения «Молния»

                  История создания

                  Научно-исследовательские разработки больших, бесшумных и мощных дизель-электрических подводных лодок «Лада» (проект 677) ведутся Центральным конструкторским бюро морской техники ЦКБМТ»Рубин» под руководством главного конструктора Кормилицына Юрия Николаевича с 1987 года.

                  Проектирование

                  Разработка многоцелевой дизель-электрической подлодки (ДЭПЛ) была начата в 80-х годах. Планировалась, что новая субмарина должна была заменить устаревшие ДЭПЛ Проект 877 «Палтус» Балтийского и Черноморского флотов. Разработчики запланировали уменьшить шумность субмарины за счет использования нового противогидролокационного покрытия корпуса нового поколения «Молния» и обновленного гидроакустического комплекса.

                  В 1990 году технический проект «Лада» был представлен Военно-Промышленной комиссии, но получил отказ в финансировании. В 1993 году проект был вторично представлен комиссии, но отправился на корректировку. Окончательная версия новой ДЭПЛ была утверждена лишь в 1997 году. При разработке субмарины конструкторами было отработано около 200 опытно-конструкторских решений.

                  Тогда же конструкторы столкнулись с очередной сложностью. Гидроакустический комплекс (ГАК), разработанный НИИ «Океанприбор», не мог быть размещен на субмарине из-за своих массово-габаритных характеристик. Гендиректор ЦКБМТ»Рубин» в судебном порядке настоял на передаче реализации ГАК московскому ПО «Волна». В 2005 году основным разработчиком ГАК стало НПО «Электроприбор».

                  Постройка и испытание

                  Головная субмарина серии Б-585 «Санкт-Петербург» и проект Б-677 «Амур» были заложены на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» в конце 1997 года. За 3 года с момента закладки на постройку субмарины «Санкт-Петербург» было израсходовано 263 миллиона рублей бюджетных средств. Первая субмарина сошла со стапелей осенью 2004 года. Год спустя Б-585 «Санкт-Петербург» впервые вышел в море и совершил погружение. До середины 2008 года субмарина проходила ходовые испытания. После окончательных заводских доработок различных узлов и комплексов, весной 2010 года подлодка была сдана и принята в состав флота ВМФ России.

                  Первоначально планировалось, что будет построено 8 субмарин подобного типа. Но после не слишком удачных испытаний эксплуатационных характеристик первой субмарины – и возникшими проблемами с силовыми агрегатами и акустическим комплексом по госпрограмме вооружений, утвержденной в 2006 году, это число было сокращено до 6. Однако в конце 2011 года появились сообщения о заморозке строительства. По словам гендиректора ЦКБМТ»Рубин» А. Дьячкова, было решено модернизировать субмарины по разрабатываемому проекту 677Д, который предусматривал установку анаэробной СЭУ.

                  В 2013 году было объявлено, что строительство 2 заложенных субмарин будет закончено, причем подлодки будут оборудоваться обычными энергетическими установками. В 2018 году была спущена на воду подлодка Б-586 «Кронштадт». Тогда же третья по счету субмарина серии получила новое название Б-587 «Великие Луки», ее принятие в строй запланировано на 2021 год. В 2019 году было заявлено о постройке еще двух субмарин серии 677.

                  Поект Б-585 «Лада»

                  Описание конструкции

                  Основное отличие от предыдущих моделей подлодок «Варшавянка» и «Палтус» – полуторакорпусная конструкция. Размеры ПЛ проекта 677 значительно меньше, что соответственно снизило их водоизмещение (надводное – 1765 т, подводное – 2650 т). Благодаря снижению шумности вероятность обнаружения субмарины противником невелика. Предельная глубина погружения – 300 м.

                  Корпус

                  Подлодка произведена по полуторакорпусной схеме. Прочный корпус произведен из высокопрочной судостроительной стали АБ-2 разработанной ЦНИ «Прометей». Нос и корма имеют сферическую форму, остальная часть корпуса имеет практически одинаковый диаметр на всем своем протяжении.

                  Легкий корпус субмарины обладает обтекаемыми очертаниями, придающими подлодке отличные гидродинамические характеристики. Противогидроакустическое покрытие «Молния» легкого корпуса имеет 7-8 слоев толщиной 40 мм, обеспечивая малый уровень шумности, по сравнению с зарубежными аналогами: немецким Проектом 212, и франко-испанским проектом «Скорпен».

                  Подводная лодка разделена на 5 отсеков:
                  1-й — торпедный отсек, здесь же расположена главная антенна гидроакустической системы;
                  2-й — командный пункт;
                  3-й — жилой отсек и медицинский блок;
                  4-й — дизель-генераторные двигатели;
                  5-й — главный электродвигатель.

                  Дизель-генератор 28ДГ

                  Энергетическая установка

                  СЭУ субмарин серии 677 состоит из:

                  • Рабочего электродвигателя СЭД-1 производительностью в 4100 л. с.;
                  • Двух дизель-генераторных двигателей 28ДГ мощностью по 1000 кВт;
                  • Генераторного V-образного мотора Д-49;
                  • Двух выносных колонок РДК-35 с электромоторами ПГ-102М производительностью в 140 л. с.

                  Следующие субмарины серии 677 планируется оборудовать анаэробной СЭУ, разработкой которой занимается ЦКБ «Рубин».

                  Дополнительное оборудование

                  Автоматический спасательный комплекс КСУ-600Н-4, выпускающий спасательные плоты ПСНЛ-20M, располагающиеся возле ограждения выдвижных устройств.

                  Экипаж и обитаемость

                  Численность экипажа — до 35 человек. Автономность плавания — до 45 суток. Все жилые помещения размещены в 3-м отсеке. Личный состав размещается на отдельных спальных местах в двухместных каютах. У командира подлодки одноместная каюта.

                  Прием пищи осуществляется в кают-компании и буфетной. Запасы провизии размещаются в кладовых (обычных и охлаждаемых). Оборудование камбуза, имеющее уменьшенные габариты и низкое потребление энергии, позволяет быстро обеспечить подводников пищей.

                  Питьевая вода хранится в стальных цистернах. Восполнение запасов воды производится при помощи опреснительной установки, использующей вырабатываемое дизельными моторами тепло. Запаса воды хватает для потребления, приготовления еды и использования в санитарных целях.

                  Запуск ракеты «Калибр»

                  Вооружение

                  Основу вооружения подлодок серии 677 составляют шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата «Мурена», которые располагаются в 1-м отсеке. Два ТА (Торпедный апарат) верхнего яруса предназначены для использования управляемых ракет. Полный боезапас — до 18 торпед или ракет. Вместо них могут быть загружены морские мины для скрытых постановок (до 44 мин ДМ-1).

                  Ракетное вооружение

                  Крылатые ракеты П-800 «Оникс» для поражения надводных целей. Дальность — до 600 км, скорость полета у поверхности — до 2 М, дальность обнаружения цели — до 50 км.

                  По сообщениям прессы, подлодки «Проекта 677» могут быть носителями крылатых ракет КР «Калибр», способных уничтожать надводные и наземные целей. Дальность — до 375 км по морским целям и до 2600 — по наземным. Скорость полета — до 2,5 М.

                  Торпедное вооружение

                  Торпеды УСЭТ-80К. Дальность — до 18 км, скорость полета — до 45 узлов, максимальная глубина поражения цели — до 1 км. Торпеды (скоростные подводные ракеты-торпеды) РТ «Шквал» и ПКР „Бирюза“ (Club-S). Радиус поражения цели — до 13 км, маршевая скорость — до 375 км/ч.

                  Зенитное вооружение

                  В качестве средства противоздушной обороны используются ПЗРК «Игла-1М» или ПЗРК «Верба» (6 штук).

                  Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

                  На субмарине установлено более 130 образцов новаторского для отечественной промышленности корабельного и радиолокационного оборудования. Обработка входящих данных, целераспределение и осуществление боевых и навигационных расчетов производится БИУС «Литий», которая интегрирована с системой космической разведки «Лиана».

                  На субмарины устанавливается ГАК «Лира», состоящий из шумопеленгаторной антенны Л-01, вспомогательных антенн, станции с буксируемой антенной, активной станции для поиска мин, измерения дистанции и подводной связи.

                  В надводном положении применяется радиолокационная система КРМ-66 «Кодак» разработка — «Гранит-Электрон». РЛС полностью контролирует воздушную и надводную ситуацию. Активный канал РЛС обладает повышенной скрытностью излучения для предотвращения обнаружения. Радиосвязь обеспечивается автоматизированным корабельным комплексом «Дистанция», включающим в себя выпускную подводную антенну К-697 длиной до 20 метров.

                  Навигационный комплекс — «Аппассионата» инерциального типа, комплекс интегрирован с системами спутниковой связи GPS/ГЛОНАСС. Перископный комплекс — «Парус-98» (командирский и универсальный перископы).

                  Экспортные модификации

                  «Амур-950»- Согласно проекту имеет 4 торпедных аппарата, вертикальные шахты для пуска 10 ракет одним залпом. Длина — 56,8 м., ширина — 5,65 м. Состав команды — 19 чел. Предельная глубина погружения — 300 м. Развивает подводную скорость до 20 узлов.

                  «Амур-1650» — Отличается от «Лад», заказанных для ВМФ РФ, наличием чувствительного гидроакустического комплекса с антенной, обнаруживающего даже малошумные объекты. Субмарина способна выпускать по целям залпы из 6 ракет.

                  Представители

                  Проект Название Верфь Заложена Спущена на воду Принята в строй Флот Состояние Примечания
                  пр.677 / 06770 «Лада» — LADA Б-585 «Санкт-Петербург» Адмиралтейские верфи 26.12.1997 28.10.2004 22.04.2010 СФ В опытной эксплуатации Cентябрь 2012 г. — лодка переведена для несения службы на СФ
                  пр.677Э «Амур-1650» 677Э — LADA или
                  Амур-1650 ВНЭУ — LADA
                  Адмиралтейские верфи 26.12.1997 2005 г.
                  готовность 47%
                  В январе 2009 г. строительство приостановлено. По состоянию на июнь 2011 г не возобновлено. В ноябре 2011 г. корпусные конструкции вывезены из цеха на набережную.
                  пр.677Д Б-586 «Кронштадт» Адмиралтейские верфи 28.07.2005 20.09.2018 2020 СФ Швартовные испытания По данным СМИ поступит на боевое дежурство в 2020 году
                  Б-587 «Великие Луки» (ранее — «Севастополь») Адмиралтейские верфи 10.11.2006, 19.03.2015 2020 25.11.2021 СФ Строится Строительство завершается по измененному проекту
                  Б-? Адмиралтейские верфи 2020
                  Б-? Адмиралтейские верфи 2021

                  Галерея

                  • Спуск ПЛ «Санкт-Петербург» пр. 677 на воду (28 октября 2004г)

                  • Носовая часть ПЛ «Санкт-Петербург» пр.677 — по центру хорошо видно люк для погрузки торпед

                  • Система торпедных аппаратов ПЛ пр. 677

                  • Электродвигатель «СЭД-1» на тестовом стенде в ЦКБ МТ «Рубин»

                  • Модель ПЛ «Амур-950»

                  • Модель ПЛ «Амур-950»

                  • ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» на верфях

                  • Часть экипажа на палубе Б-585

                  • Оптронная мачта «Парус-98УП» унифицированного перископного комплекса «Парус-98Э»

                  • Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира» (фото вероятно ПЛА «Кронштадт», 2009 г.)

                  • Главный командный пункт ПЛ пр. 677 (рисунок ЦКБ «Рубин»)

                  • Унифицированный перископный комплекс «Парус-98» и ограждение рубки ПЛ «Санкт-Петербург» пр. 677 LADA с выдвижными устройствами

                  Литература и источники информации