Подводная лодка тайфун

Китовые акулы: испытания атомных бомб помогли установить возраст крупнейших в мире рыб

Правообладатель иллюстрации Wayne Osborn Image caption Китовые акулы достигают 18 метров в длину, их средний вес — 20 тонн

Данные, полученные в результате ядерных испытаний во время холодной войны, помогли ученым точно установить возраст крупнейшей рыбы на планете.

Китовые акулы — огромные, неторопливые и кроткие существа, обитающие в основном в тропических водах. Эти акулы живут очень долго, однако до сих пор ученым не удавалось определить точный возраст этого вида, находящегося под угрозой исчезновения.

Однако используя накопленный в мире опыт изучения радиоактивности, они нашили действенные методы, которые могут помочь спасти этот вид рыб.

Китовые акулы — крупнейшие рыбы в мире и крупнейшие из существующих видов акул.

Они достигают 18 метров в длину и весят до 20 тонн. Характерная белая пятнистая окраска китовых акул делает их легко узнаваемыми. Они питаются преимущественно планктоном, отцеживая морскую воду. В поисках пропитания они могут преодолевать значительные расстояния.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Китовая акула в основном питается планктоном, отцеживая морскую воду

Китовые акулы пользуются большой популярностью у туристов во многих местах планеты и иногда позволяют дайверам плавать вместе с ними. Однако сейчас этот вид акул находится под угрозой исчезновения из-за чрезмерного вылова в Таиланде и на Филиппинах.

Многое в жизни китовых акул остается загадкой — например, точное установление их возраста.

Исследователи говорят, что ответ на этот вопрос имеет огромное значение для сохранения популяции китовых акул в долгосрочной перспективе.

До сих пор ученые пытались определить возраст по отличительным линиям на позвонках мертвых китовых акул. Принцип такой же, как у определения возраста деревьев с помощью годовых колец. У акул же вместо колец линии — чем их больше, тем старше рыба.

Однако ученые до сих пор не могли сказать с уверенностью, с какой скоростью формируются эти линии и по каким причинам.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Тигровые акулы привлекают к себе множество туристов, как правило, не представляя для них особой угрозы

Теперь же исследователи утверждают, что нашли более точный метод, позволяющий определять истинный возраст китовых акул.

С конца 1940-х годов ряд государств, включая США, СССР, Великобританию, Францию и Китай, проводили испытания ядерного оружия в разных местах.

Одним из побочных эффектов таких испытаний стало удвоение количества одного из изотопов углерода, известного как углерод-14 или С14, в атмосфере.

Со временем любые живые существа на планете поглощают этот избыточный радиоуглерод, который по-прежнему содержится в атмосфере.

Поскольку ученым известна скорость распада этого изотопа, он выступает в качестве важного маркера для определения возраста.

Чем старше организм, тем тем меньше в нем С14.

«Таким образом, у любого организма, жившего в то время, отмечается повышенное содержание С14 в их костных тканях, — говорит доктор Марк Микан из Австралийского института морских исследований. — Это означает, что у нас есть временной маркер внутри позвоночника животного. И это позволяет нам вычислить темп распада этих изотопов», — добавляет он.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Ребенок резвится на спине мертвой китовой акулы, выловленной рыбаками у берегов Индонезии

Одной из больших трудностей в установлении возраста этих акул было получение доступа к образцам их позвонков.

Ученым удалось обнаружить два экземпляра давно умерших акул, хранившихся в Пакистане и на Тайване. Исследования показали, что эти существа действительно способны жить невероятно долго.

«Срок жизни у них может быть, очень, очень большим — порядка 100-150 лет», — говорит доктор Мекан. — Это открытие имеет огромное значение. Оно говорит о том, что чрезмерный вылов наносит колоссальный урон популяции китовых акул».

Правообладатель иллюстрации Paul Fanning UN FAO Image caption На разрезе позвонка китовой акулы заметны линии роста

По словам ученых, результаты исследования проливают свет на то, почему численность китовых акул резко сократилась в окрестностях Таиланда и Тайваня — местах интенсивного рыболовства.

«Они попросту не приспособлены для такой эксплуатации со стороны человека», — говорит доктор Микан.

Несмотря на то, что в Международной Красной книге этот вид недавно был переведен из категории «находящегося под угрозой» в категорию «прямой угрозы исчезновения», ученые надеются, что их открытие поможет сохранить редкий вид.

Благодаря возможности узнать точный возраст акул, ученые смогут оценить общее состояние популяции и сделать вывод о том, возможен ли их вылов на исследуемой территории.

Во многих тропических регионах туризм напрямую связан с китовыми акулами. Ученые полагают, что залогом выживания этого вида стало сотрудничество разных стран, раположенных вдоль путей миграции китовых акул.

«Китовые акулы — восхитительные представители морского мира. Кроме прочего, именно благодаря им многие люди смогли выбраться из нищеты», — говорит доктор Микан.

«Это очень хорошая история. Она показывает, что даже у ядерных взрывов могут быть какие-то положительные стороны», — заключает он.

Оригинал исследования опубликован в научном журнале Frontiers in Marine Science.

Проект 941 «Акула». Гордость отечественного подводного кораблестроения? Да!

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (трпк СН) проекта 941 стал самой крупной подводной лодкой в истории. Оценки этого проекта противоположны: от гордости за созданное до «победы техники над здравым смыслом». При этом попыток объективного анализа проекта с учетом всех условий его создания и применения не было, при том, что в публикациях и литературе по нашему кораблестроению и развитию морских стратегических ядерных сил (МСЯС) имеют широкое хождение необоснованные и несправедливые оценки этого проека.


Трпк СН проекта 941. Фото: https://vpk-news.ru
«Претензии к проекту»
1. «Большие вес и размерность» баллистических ракет» трпк СН проекта 941.
Да, именно значительные массогабаритные характеристики баллистических ракет подводной лодки (БРПЛ) комплекса ракетного оружия (КРО) определили и облик всего проекта 941. Однако на момент начала работ по системе «Тайфун» с трпк СН проекта 941 и БРПЛ Р-39 комплекса Д-19 (индекс 3М65, код по договору СНВ «РСМ-52», по классификации НАТО — SS-N-20 Sturgeon) возможность создания жидкотопливной БРПЛ с характеристиками РСМ-54 (с наивысшим энергомассовым совершенством) ясна не была, это случилось уже гораздо позже, когда создание системы «Тайфун» уже шло полным ходом. Перед глазами был «американский пример» с его твердотопливными БРПЛ ПЛАРБ, обеспечивавшими серьезные эксплуатационные и боевые преимущества. Выбор в пользу твердого топлива для Д-19 был подкреплен в 1973г. аварией КРО на боевой службе рпк СН К-219 (погибшей из-за новой аварии КРО в 1986 г.).

Кроме того, вопрос применения твердого топлива для БРПЛ системы «Тайфун» ставился на самом высоком уровне директивно, была
«большая уверенность руководства ВПК, прежде всего в лице секретаря ЦК КПСС по оборонным вопросам Д. Ф. Устинова и председателя комиссии по военно-промышленным вопросам (ВПК) Л. В. Смирнова, что сможем создать твердотопливные ракеты не хуже американских»,
— писал заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению адмирал Новоселов.
Как выяснилось в ходе разработки, эти надежды были «излишне оптимистичными», и проблема отставания нашего твердого топлива от американского (в первую очередь по важнейшей характеристике – удельному импульсу) так и не была решена до развала СССР. Соответственно, большая масса всех наших ракет на твердом топливе (существенно больше, чем у западных аналогов).
2. «Огромное водоизмещение» и большой запас плавучести трпк 941 проекта.

РПК СН проекта 941 и 667Б. Фото: https://ansokolov39.livejournal.com
С учетом исходных данных и высоких требований к проекту (в первую очередь по шумности и количеству БРПЛ и боеголовок), принятое уникальное конструктивное решение по проекту 941 – «катамаран» из прочных корпусов, с отдельными отсеками торпедного комплекса, управления и приводов рулей, и размещения БРПЛ в 20 шахтах между прочными корпусами, оказалось единственно возможным и верным.

Строительство трпк СН проекта 941. Фото: http://forums.airbase.ru
Более того, объем прочных корпусов (надводное водоизмещение) ненамного превышал таковое у американского конкурента (ПЛАРБ «Огайо»), Широко распространенные «сведения» о якобы 48000 т полного подводного водоизмещения проекта 941 ложны, и реальное полное подводное водоизмещение «Акул» много меньше этих 48000 тонн. При этом значительный запас плавучести обеспечивал возможность взлома толстого льда.
Кроме того, при сравнении водоизмещения, приходящегося на одну боеголовку средней мощности, 941-й проект, имевший 20 БРПЛ с 10 боеголовками (разумеется, с учетом фактического полного водоизмещения, а не «мифических» 48.000 тонн) оказывается даже более экономичным, чем проект 667БДРМ (имевший 16 БРПЛ с 4 боеголовками).
В дальнейшем на первоначальных проработках рпк СН проекта 955 с КРО «Барк» (с близкой размерностью и массой к БРПЛ комплекса Д-19) вернулись к «классической схеме» ПЛАРБ, с размещение шахт в одном прочном корпусе, однако, с учетом построечных ограничений (в т.ч. по глубине канала в Северодвинске), это оказалось возможно только при сокращении числа БРПЛ до 12.

РПК СН проекта 955 с 12 БРПЛ «Барк» КРО Д-19УТТХ. Фото: http://forums.airbase.ru
С учетом имевшихся объективных исходных данных и условий, стоявших перед разработчиками (в первую очередь генеральным конструктором рпк СН Ковалевым С.Н.) принятые конструктивные решения по 941 проекту были единственно возможными.

Ковалев Сергей Никитич, генеральный конструктор стратегических подводных лодок, главный конструктор трпк СН проекта 941
При этом в ЦМКБ «Рубин» смогли обеспечить хорошую управляемость новой подлодки очень большого водоизмещения.
3. Якобы «плохая управляемость» проекта 941.
Ряд высказываний о якобы «плохой управляемости» проекта 941 не имеют ничего общего с реальностью. Интересно, что на начальном этапе разработки действительно существовали серьезные сомнения и опасения на этот счет. Однако все они были успешно и красиво решены, в т.ч. за счет упреждающего к созданию корабля отработки вопросов его управляемости на крупномасштабной модели «Лоцман» (практически сверхмалой ПЛ – тяжелым автономным НПА с цифровой системой управления). Разработка эта для тех лет была просто уникальной, и смогли ее успешно осуществить только специалисты и преподаватели Ленинградского кораблестроительного института
4. Якобы «крайне высокая стоимость» проекта.
Безусловно, стоимость трпк СН проекта 941 была значительной. Однако она вполне соответствовала аналогам, и ничего «эксклюзивного» или «очень дорогого» для 941 проекта по этой части не было. На жесткое ограничение стоимости трпк СН работала и очень высокая унификация по оборудованию с другими подлодками 3-го поколения, а КРО – значительная унификация по первой ступени с МБР для железнодорожных комплексов РВСН (БЖРК).
При этом, получив более эффективное решение (по критерию «эффективность — стоимость») в виде модернизированных рпк СН проекта 667БДРМ с БРПЛ РСМ-54, серия 941 была ограничена 6 кораблями
«по настоятельной просьбе руководства Минсудпрома в начале 1980-х гг. министр обороны Д. Ф. Устинов принял решение о строительстве седьмого корабля, хотя главком ВМФ и Генеральный штаб не считали необходимым увеличение серии, в начале 1985 г. строительство этого седьмого корабля было прекращено».
5. Якобы «высокая шумность» проекта.
Реальный же уровень шумности 941 был много ниже не только всех наших рпк СН (до 955 проекта), последние корпуса проекта 941 стали фактически сами малошумными атомоходами 3 поколения (при движении на малошумных ходах). Здесь уместно процитировать (с форума РПФ) офицеров-гидроакустиков 941 проекта:
«Малошумность «Акул» — это не легенды. И это не попытка защитить «честь мундира», а опыт работы. «Акула» до «СиВульфа» или «Огайо», естественно, не дотягивает. До «Лос-Анжелеса» дотягивает, почти, если бы не некоторые дискретные составляющие. При замерах шумности на спектре у некоторых корпусов наблюдались 1-2 дискреты. На последнем моем «пароходе» дискреты наблюдались один раз. Из-за сорванного лючка легкого корпуса. Устранили. Спектр без дискретных оставляющих. Приведенная шумность выше, чем у «Огайо», ниже, чем у «Лос-Анжелеса».
В середине 90-х в Белом море РТМ Аликова уцепился за нас. В процессе его слежения начали выяснять: каким образом ему удаётся следить за нами?! Выяснилось: электрики забыли заменить щётки системы съема потенциала с линии вала. Держатель щетки щелкал по линии вала. После установки щеток РТМ потерял с нами контакт».
Что имеем в итоге? Большинство претензий по этому проекту просто несостоятельны. Да с «точки зрения военной экономики» лучше, если бы вместо 941 проекта «сразу начали делать» 667БДРМ с БРПЛ «Синева». С одним, но принципиальным уточнением: на момент начала работ по 941 проекту и генеральный конструктор КРО Макеев В.П., и генеральный конструктор рпк СН Ковалев С.Н. еще сами не знали, что значительное повышение ТТХ 667 проекта возможно, и в 80-х годах получится создать такой комплекс, как «Синева».

Т.е. некоторые «современные заявления» о том, что «лучше БДРМ вместо 941» основаны на «послезнании». Увы, но «машина времени не существует», и ответственные должностные лица (как в руководстве страны, так и организация ОПК и ВМФ), стоявшие у истоков проекта 941, принимали вполне обоснованные решения именно с учетом информации, имевшейся у них на тот момент:
• вставшей крайне остро проблеме малошумности;
• пример ВМС США с твердотопливными БРПЛ с высокими ТТХ;
• необходимость обеспечения подледного применения рпк СН;
То, что в результате огромной работы удастся значительно снизить шумность рпк СН проекта 667, еще никто не предполагал, и те данные, которыми располагали руководители, однозначно требовали для реализации новых (современных) требований по малошумности нового проекта.
Кроме того, даже в глубоко модернизированном виде проект 667БДРМ значительно уступал по скрытности ПЛА «вероятного противника». Столкновение 20.03.1993 г. рпк СН К-407 и следившей за ним ПЛА «Грейлинг»: новейший рпк СН ВМФ отслеживался ПЛА ВМС США постройки 1968 г. (с учетом последующих модернизаций, с значительным снижением шумности, новой акустики и оружия, в ВМФ СССР этот тип имел «полуофициальное» название «Стерджен-М»).

Схема столкновения К-407 и ПЛА ВМС США «Грейлинг». Источник: https://www.liveinternet.ru/users/3422645/post376110905/
Вывод: с учетом всех исходных непростых условий проект 941 получился, и он является, безусловно, гордостью отечественного кораблестроения
Здесь не стоит забывать еще и о «статусном факторе» — соперничества двух сверхдержав, и соперничество это было крайне острым не только в масштабе государств, но и должностных лиц в США и СССР разного масштаба.
На активный пиар новых ПЛАРБ «Огайо» был публичный и соответствующий ответ с трибуны XXVI съезда КПСС от Генерального секретаря Брежнева Л.И.:
«Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент». Аналогичная система, «Тайфун», имеется и у нас».
Азарт жесткого соревнования был не только у руководителей, но и непосредственных исполнителей, вплоть до того, что молодежь на строительстве головной «Акулы» в Северодвинске «втихаря» слушала «Голос Америки» (не в плане «диссидентства», а того, что соревнование шедших практически параллельно «команд» создателей головных корпусов «Акулы» и «Огайо» там активно обсуждалось).
Проблемные вопросы руководством решались быстро и решительно:
«Скандал был грандиозным. Удар на себя принял Р.П. Тихомиров как полномочный представитель руководства «Гидроприбора». Выйдя из кабинета после совещания, которое проводил министр судпрома, он позвонил в Ленинград генеральному директору НПО:
— Радий Васильевич! Тут требуют вас лично, но вы не приезжайте. Здесь можно войти в кабинет директором, а выйти самым младшим научным сотрудником.
— Может, нам следует потребовать, чтобы …? Я дал команду…
— Уже ничего этого не нужно. Нам дали один месяц, …приказано доработать. Я сказал, что это нереально. Ну, а мне дали ясно понять, что, если при нынешнем руководстве это нереально, придется его сменить.

Итак, 26-го июня 1981-го года Исаков собрал у себя в кабинете специалистов, которые, по его мнению, способны решить поставленную министром задачу…
И ведь сделали ! Не за месяц, конечно, за два. Может, чуть больше».
(Р.А. Гусев «Такова торпедная жизнь».)
Да, не все получилось, как хотели…
Наиболее серьезный «провал» произошел по торпедам и средствам противодействия (противоторпедной защиты). Положенных по атомоходам проекту торпед «Тапир» наше 3 поколение так и не получило, а торпеды УСТ-А (УСЭТ-80) имели целый ряд критических проблем, были не только ограниченно боеспособны, а самих торпед до второй половины 80-х годов практически не было.
«Акулы» пошли на флот с устаревшими и крайне малоэффективными средствами гидроакустического противодействия (СГПД) типа МГ-34М и ГИП-1…
Однако в этом не было вины разработчика – ЦКБ «Рубин». Более того, им закладывались в проекты применение самых перспективных комплексов защиты, не утративших актуальности и сегодня.
К некоторым «забытым в 80-х годах» разработкам есть очень большой смысл вернуться и сегодня — для оснащения ПЛАРБ «Борей» (и других ПЛ ВМФ).
Поступление на флот и служба 941
Головной трпк СН К-208 вступил в состав ВМФ 29.12.1981 г., и сразу же начал интенсивно эксплуатироваться, по фактически исследовательской программе (с выполнением в т.ч. и боевых служб), изучения возможностей нового проекта и разработки способов его эффективного применения.
Второй корпус, К-202, вступил в строй 28.12.1983, третий, ТК-12, — 26.12.1984, четвертый, ТК-13, — 26.12.1985. Пятый и шестой заказы проекта 941 строились по модернизированному проекту, в т.ч. с установкой нового цифрового ГАК «Скат-3» и вступили в строй ТК-17 15.12.1987, а последний корпус ТК-20, — 19.12.1989 г.

ТРПК СН проекта 941 в базе (губа Нерпичья). Фото: http://forums.airbase.ru
В процессе строительства всей серии внедрялись мероприятия по снижению шумности.
Особым направлением применения трпк СН проекта 941 было несение боевых служб подо льдами Арктики и Белого моря. В 1986 г. такую длительную боевую службу нес ТК-12 (причем с сменой в середине срока экипажей с ледокола). При этом обеспечивалась практически абсолютная неуязвимость нашего трпк СН («сверху» он был закрыт ледовым покровом, а прорыв ПЛА ВМС США в Белое море крайне затруднен малыми глубинами горла Белого моря).
Специфика применения КРО из-подо льда в Арктике хорошо описана в воспоминаниях командира рпк СН К-465 (проекта 667Б) капитана 1 ранга В.М. Батаева:
«Пуск ракет из-подо льда невозможен по определению. При плавании подо льдами приказ на пуск в срок выполнен быть не может, т.к. не всегда существует объективная возможность для пуска ракет — над РПКСН может не быть полыньи или слабого льда. Пуск можно производить только из надводного положения в полынье или взломав лед корпусом корабля, предварительно перед стартом очистив от него ракетную палубу. … перемножить длину ракетной палубы на ее ширину, принять толщину льда в 1,5 – 2,0 м, умножить на плотность льда хотя бы 0.8 — 0.9 и получить вес обломков льда на ракетной палубе. …тянет на 1000-1200 тонн… Усилием гидравлических приводов открытия крышек шахт лед не сдвинешь, обломаешь тяги приводов. Не позавидуешь никакому экипажу, если осколки льда попадут в открытую шахту».
В процессе освоения арктического театра были разработаны способы, обеспечивавшие резкое уменьшение остаточного количества льда на ракетной палубе, однако полностью эта проблема так решена и не была.

ТК-202 а Арктике, фото: https://vk.com/@submarineru-tk-202-vtoroi-korpus-akul-eksperimentalnyi-pohod-pervyi-i-po
В мае 1998 г. состоялся экспериментальный поход трпк СН К-202 по исследованию возможностей применения проекта 941 в тяжелых ледовых условиях. Вспоминает один из членов экипажа:
«…будем давить арктический лёд на максимально возможную толщину для этого проекта корабля. Начинали проламывать лед с 1 метра и так продвигались все ближе к полюсу. Находили подходящий лед, делали замеры и всплывали, проламывая лед корпусом. Всплывали, пополняли запас ВВД и шли дальше. Легко ломали лёд 2 метра, сплывали во льдах толщиной 2,5. Тем толще лёд, тем тратили больше запас ВВД, тем больше времени уходило на его пополнение. Лёд в Арктике очень прочный. Однажды всплывали долго, когда продували ЦГБ (цистерны главного балласта), лодка тряслась как в лихорадке, прочный корпус скрипел и трещал. Но всплыли. Некоторые выдвижные устройства не выдвигались из-за того, что повело конструкцию рубки. Много вмятин на корпусе лодки, замяло крышки ракетных шахт. Все пластиковые обтекатели были разбиты. После этого похода ТК-202 больше в море не ходил».

Повреждения корпуса ТК-202, фото: https://defence.ru
На переломе
Мы губим ядерный Отчизны меч
умрут «Тайфуны» скоро у причала,
не расстрелять нас, головы отсечь,
хоть этого наверно будет мало…
(Вице-адмирал Моцак, 1997 г.)

С принятием на вооружение КРО Д-19 сразу же была начата работа по его дальнейшему совершенствованию, КРО Д-19УТТХ.
Адмирал Новоселов:
«В процессе формирования облика этого комплекса была определена дальнейшая перспектива развития морских БР. Головной разработчик, КБ Машиностроения и Институт вооружения ВМФ, предложили создание к концу ХХ в. двух твердотопливных ракет, одна из которых оснащалась РГЧИН (шифр «Ост»), вторая — моноблочной, управляемой в полете головной частью (шифр «Вест»). Эти намерения нашли отражения в проекте Программы вооружения (ПВ) флота на 1991-2000 гг., в которой предусматривалось также проектирование и строительство новых ракетоносцев проекта 955… во второй половине 1980-х гг. было прекращено производство РСМ-52, т. к. ракетоносцы подлежали переоборудованию».
С учетом последовавших потрясений и развала страны прекращение производства БРПЛ имело фатальные последствия для 941 проекта. Надеялись на новый КРО Д-19УТТХ и перевооружение на него кораблей…
Капитан 1 ранга В.В. Заборский:
«…ставилась задача превзойти ракету США «Трайдент-2» по боевым свойствам. При необходимости сохранения габаритов ракеты и ракетной шахты, а также уровня стартового веса многократный рост боевой эффективности обеспечивался за счёт перехода на боевые блоки среднего класса мощности, повышения точности стрельбы в четыре раза, увеличения стойкости блока к поражающим факторам в 3–4 раза, а также оснащения средствами противодействия противоракетной обороне и реализации стрельбы по маневрирующим траекториям (настильным, навесным, со случайными уводами в произвольной плоскости и т.д.) с разведением боевых блоков в произвольной и увеличенной зоне… В 1992 г. завершены отработка маршевых и вспомогательных двигателей ракеты. Выполнена наземная экспериментальная отработка системы управления. До начала лётных испытаний с наземного стенда проведены: лётно-конструкторские испытания «бросковых» ракет с плавстенда, 7 пусков; отработка системы отделения амортизационной ракетной системы в 4 пусках на полномасштабных макетах; отработка процессов разделения ступеней; отработка боевых блоков среднего класса мощности 19 пусками носителя К65М-Р. Совместные лётные испытания пусками ракет с наземного стенда были начаты в 1993 г., в ноябре 1993, декабре 1994 и в ноябре 1997 гг. проведены три пуска, которые стали неуспешными… Техническая готовность комплекса на конец 1997 г. составляла 73%, готовность переоборудования ракетоносца по проекту 941У – 83,7%. Однако в сентябре 1998 г. на государственном уровне было принято предложение Министерств экономики и обороны о прекращении разработки комплекса Д-19УТТХ с ракетой Р-39УТТХ».

Сейчас очевидно, что это решение было ошибкой, формальным «основанием» для которого были:
• «неустранимая проблема размерности»;
• «унификация морской ракеты с сухопутными комплексами» («межвидовая межконтинентальная баллистическая ракета).
Тезис об «унификации» новый БРПЛ «Булава» с «Тополем» до сих пор встречается в наших СМИ, хотя он не только не имеет никаких технических оснований, но и просто не имел тогда смысла (по действовавшему договору СНВ мы могли иметь новые ракеты с разделяющимися головными частями только на морских носителях).
Проблемы «размерности» так же не существовало: старт Р-39 обеспечивался даже с модернизированной ДЭПЛ проекта 629 (на которой проводились бросковые испытания), первый вариант проекта 955 обеспечивал размещение 12 новых БРПЛ комплекса Д-19УТТХ. При этом для оценки различных вариантов правильно и объективно было сравнивать не количество ракет, а боеголовок (суммарный забрасываемый вес).
В результате решения 1998 г. разработка практически готового КРО Д-19УТТХ была прекращена, и начала разработка нового – «Булава», которая крайне затянулась.
В этой ситуации корабли 941 остались без боезапаса, сроки службы которого подходили к концу. Кроме того, возможности продления сроков имевшихся ракет Р-39 были использованы не в полной мере, что стало в 2004 г. предметом беспрецедентного конфликта:
Командующий Северным флотом адмирал Сучков Г.А.:
«Россия может лишиться целого класса ракетных подводных лодок стратегического назначения — проекта 941».
Главком ВМФ Куроедов В.И.:
«…совершенным вымыслом являются высказывания адмирала относительно боеготовности и перспектив соединений трпк СН Северного флота класса «Акула».
Последние годы (до полной ликвидации в 2012 г.) ракет Р-39 последние трпк СН проекта 941 несли с далеко не полным ракетным боезапасом последних оставшихся ракет.
И здесь возникает вопрос: а что мы вследствие этой ошибки потеряли?
Первое – это большие средства и время, на создание нового КРО.
Очевидно, что в случае продолжения работ по комплексу Р-19УТТХ он уже к концу 2000-х был бы в строю и принят на вооружение (на модернизированных трпк СН проекта 941 и далее на «Бореях»).
Второе – модернизация 941 проекта автоматически тянула за собой модернизацию всего 3 поколения атомоходов (ввиду очень высокой унификации по оборудованию), а экономия средств на «Булаве» обеспечивала начало такой модернизации еще в середине-конце 2000-х годов. Очевидно, что в этом случае сейчас мы бы имели в строю ВМФ не менее десятка прошедших средний ремонт и глубокую модернизацию атомоходов 3 поколения (проектов 949А, 971, 945(А)). Особо необходимо подчеркнуть, что «некоторые заявления» по огромной стоимости такой модернизации не имеют под собой оснований. По ГЭУ и общекорабельным системам 941 проект близок к 949А проекту (имея более мощный ракетный комплекс и более слабый торпедный).
Большое водоизмещение и запасы на модернизацию проекта 941 делали весьма эффективными варианты различных подлодок специального назначения на ее базе.
Увы, сегодня группировка трпк СН проекта 941 потеряна. Последний корабль в строю (он же первый по постройке), ТК-208 «Дмитрий Донской», сегодня не имеет боевого значения и применяется только для обеспечения испытаний новых подлодок. В 2017 г. «Дмитрий Донской» принял участие в Главном военно-морском параде.
Подводя итог
Создание кораблей проекта 941 не в коей мере не было «ошибкой» (как заявляется в ряде работ), это был достойный проект, созданный в жестких рамках объективных условий и возможностей своего времени (и сроков!). Жизнь кораблей этого проекта была короткой не из-за мнимых «недостатков», а тех потрясений, которые перенесла страна в эти годы.

Тяжелые крейсеры «Петр Великий» и «Дмитрий Донской» следуют на ГВМП-2017. Фото: https://dambiev.livejournal.com
И последнее. Сейчас в строю остался последний корабль – ТК-208 «Дмитрий Донской», и было бы справедливо и правильно после вывода его из состава ВМФ осуществить его буксировку в Кронштадт для размещения в составе парка «Патриот». При этом, с учетом нормальной радиационной обстановки на корабле, никакой необходимости в вырезке реакторных отсеков нет, вполне достаточно будет извлечения активных зон реакторов. «Дмитрий Донской» может и должен стать достойным памятником великой стране и своим создателям, а проект 941 по праву является предметом гордости отечественного кораблестроения.

Девятиэтажная «Акула»: история легенды советского военного флота

Борьба за военный паритет

Среди всевозможных достижений человечества есть немало рекордов, авторство которых принадлежит нашим соотечественникам. Одним из таких является создание самой большой подводной лодки в мире. Советские подводные крейсеры проекта «Акула», построенные в 1980-х годах, по сей день не знают себе равных по величине.

Высота подлодки проекта «Акула» примерно равна высоте девятиэтажного здания. А теперь представьте себе девятиэтажку, уверенно двигающуюся вперёд на глубине в несколько сотен метров — подобная картина способна потрясти и не слишком впечатлительного человека!

Но советские конструкторы, работавшие над «проектом 941», о рекордах думали в последнюю очередь. Главной задачей было обеспечить сохранение военного паритета между СССР и США.

К 1970-м годам стало очевидно, что подводные лодки с ядерным оружием на борту играют очень важную роль в обеспечении безопасности государства.

Руководству СССР из донесений разведки стало известно, что в США начаты работы по созданию атомных подводных лодок нового поколения. Новые ракетоносцы типа «Огайо» должны были обеспечить США подавляющий перевес в ядерных носителях морского базирования.

В декабре 1972 года Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» получило тактико-техническое задание на проектирование советского ракетоносца третьего поколения. Главным конструктором проекта стал Сергей Ковалёв, легендарный создатель советских подводных ракетоносцев.

«Акула», вид с правой раковины. Фото: Commons.wikimedia.org

Размер имеет значение

19 декабря 1973 года правительством Советского Союза было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Новая советская трёхступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-39, специально предназначенная для вооружения подводных лодок нового типа, по своим показателям превосходила американский аналог «Трайдент-I». Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента».

Но за всё нужно платить. Высокие качества Р-39 сочетались с невиданными для ракет морского базирования размерами — почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога.

Это означало, что предстоит разработать совершенно уникальный подводный крейсер, размеры которого не будут иметь аналогов.

В результате ракетные крейсеры «проекта 941» имели наибольшую длину — 172,8 метра, наибольшую ширину корпуса — 23,3 метра, надводное водоизмещение 23 200 тонн и подводное водоизмещение 48 000 тонн.

Головной корабль серии, в которой предполагалось построить 7 ракетоносцев, был заложен на заводе «Севмаш» в 1976 году. Спуск на воду ТК (тяжёлого крейсера) 208 состоялся 23 сентября 1980 года.

Якорь «Акулы» в Северодвинске. Фото: Commons.wikimedia.org/ Schekinov Alexey Victorovich

«Акулы» разного вида

Когда корпус лодки был ещё в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше её никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы.

С отечественными подводными «Акулами» существует определённая путаница. Название проекта не относится ни к одной из входящих в него лодок. Согласно кодификации НАТО, этот проект называется «Тайфун».

В кодификации НАТО «Акулами» именуются отечественные многоцелевые подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». Головная лодка этого проекта К-284 носила собственное название «Акула», не имея при этом отношения к «Акулам-ракетоносцам».

А первой «Акулой» в истории подводного флота России стала подлодка конструкции инженера Ивана Бубнова, спущенная на воду в 1909 году. «Акула», ставшая первым подводным кораблём в ВМС России, созданным по русскому проекту, погибла на Балтике во время Первой мировой войны.

Но вернёмся к «Акуле-рекордсменке». Первая лодка нового проекта, ТК-208, вступила в состав ВМС СССР в декабре 1981 года, практически одновременно со своей конкуренткой «Огайо».

«Акула» во льдах. Фото: Commons.wikimedia.org/ Bellona foundation

Ракетоносец повышенной надёжности

Основным типом вооружения ракетоносца являются 20 трёхступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39. Ракеты имеют разделяющуюся боевую часть на 10 боеголовок с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полёта ракет — 8300 км.

С лодок проекта «Акула» может быть осуществлён старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет минимальный. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.

В отличие от американских подлодок типа «Огайо», которые прежде всего строились с ориентировкой на службу в тропических водах, ракетоносцы типа «Акула» обладают повышенной прочностью, позволяющей ломать лёд толщиной в 2,5 метра. Это даёт возможность «Акуле» нести боевое дежурство на Крайнем Севере и даже непосредственно на Северном полюсе.

Одной из особенностей конструкции лодки является наличие пяти обитаемых прочных корпусов внутри лёгкого корпуса, два из которых — основные, их наибольший диаметр составляет 10 метров, они расположены по принципу катамарана — параллельно друг другу. Ракетные шахты с ракетными комплексами находятся в передней части корабля, между главными прочными корпусами. Помимо этого, лодка оснащена тремя герметичными отсеками: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.

Изготовление прочных корпусов осуществлялось из титановых сплавов, лёгкий корпус — стальной и имеет нерезонансное противолокационное и звукоизолирующее покрытие, вес которого составляет 800 тонн.

Уникальная конструкция «Акулы» обеспечивает выживание экипажа при возникновении чрезвычайной ситуации на её борту, подобной той, что произошла на подлодке «Курск».

АПЛ тип «Огайо». Фото: Commons.wikimedia.org

«Плавучий Хилтон»

Уникальными были не только боевые характеристики новых подлодок, но и практически всё, что с ними связано.

Проект предусматривал строительство в подмосковном Обнинске специального центра подготовки подводников со всей инфраструктурой для членов экипажей и их семей.

Предполагалось, что каждая из «Акул» получит по три экипажа — два основных и один технический, которые будут нести службу вахтовым методом.

Первый экипаж, совершив боевой поход продолжительностью в 2–3 месяца, должен был убыть с базы в Подмосковье, после чего отправиться в отпуск. В это время на лодке должен был работать технический экипаж. По окончании ремонтных работ технический экипаж передавал лодку второму основному экипажу, отдохнувшему, прошедшему дополнительную подготовку в Обнинске и готовому к выходу в море.

Много внимания уделялось и быту подводников на самой лодке. Салон для отдыха, сауна, солярий, спортзал, две кают-компании и даже плавательный бассейн — ничего подобного советские подводники раньше не видели. В результате «Акулы» получили ещё одно прозвище — «плавучий Хилтон».

Своя среди китов

Главной слабостью первых отечественных атомных подводных лодок был высокий уровень шума, демаскирующий их. Корпуса у «Акул» были сконструированы так удачно, что уровень шума оказался значительно ниже, чем ожидали даже проектировщики. Для американцев же «молчаливость» «Акулы» и вовсе стала неприятным сюрпризом. Действительно, как-то неуютно становится при мысли, что где-то в океане бесшумно и незаметно движется «девятиэтажка», своим залпом способная превратить в радиоактивную пустыню несколько американских мегаполисов.

Подводники уверяют, что «Акуле» настолько удалось слиться с океаном, что киты и касатки нередко принимали ракетоносец за сородича, тем самым создавая ему дополнительное «прикрытие».

Появление в составе ВМФ СССР ракетоносцев проекта 941 «Акула» лишило военное командование США надежд на приобретение подавляющего перевеса над СССР в ядерных силах морского базирования.

Но в историю данного проекта вмешалась большая политика. После распада Советского Союза представители США, предлагая новые договоры по разоружению, проявляли живейший интерес к снятию с вооружения и утилизации советских «Акул».

ТК-202 в 1999 году, перед утилизацией. Фото: Commons.wikimedia.org

Первая, она же последняя

Из семи запланированных «Акул» были построены шесть, последняя из которых была принята в состав флота в сентябре 1989 года. Корпусные конструкции седьмой лодки были разобраны в 1990 году.

ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 были утилизированы в период с 2005 по 2009 годы при финансовой поддержке США. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2004–2006 годах были выведены в резерв флота из-за отсутствия боекомплекта и ныне также ожидают утилизации.

Единственный ракетоносец проекта «Акула», до сих пор остающийся в строю, — это та самая подлодка ТК-208, спущенная на воду 23 сентября 1980 года.

В 2002 году ТК-208 был присвоено наименование «Дмитрий Донской». Самый большой подводный ракетоносец в мире прошёл модернизацию по проекту 941 УМ и ныне переоборудован под ракетный комплекс «Булава». Именно с борта «Дмитрия Донского» осуществлялась большая часть испытательных пусков «Булавы». Предполагается, что ракетоносец и в дальнейшем будет использоваться в качестве испытательной платформы гидроакустических комплексов и систем вооружения, предназначенных для российских подводных лодок новейших типов.

Командир «Акулы» спас мир от катастрофы

Михайлов Андрей27.07.2014 в 14:00

Общественная организация «Союз офицеров» обратилась к президенту Владимиру Путину с необычной просьбой: рассмотреть вопрос о присвоении звания Героя России командиру АПЛ «Архангельск». Необычность просьбы в том, что и командир уже на пенсии, и подлодка давно на пороге утилизации, да и было все 23 года назад. Но подвиг-то был, да еще какой! Pravda.Ru разбиралась в ситуации.

«27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на атомной подводной лодке ТК-17 в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт» — такова официальная справка о событиях 23-летней давности.

Эта авария стала самой последней на атомном подводном флоте СССР. Не потому, что у нас аварий больше не было, а потому, что СССР вскоре не стало… Почти все годы, минувшие после аварии, о ЧП практически молчали. Одним из первых изданий, которое достаточно подробно рассказало правду о той аварии, стала Pravda. Ru.

Несколько лет назад Pravda. Ru попыталась восстановить картину событий с помощью члена Верховного Совета РСФСР Альберта Буторина, которому Руслан Хасбулатов поручил расследование аварии. По его мнению, мир стоял на грани ядерной катастрофы, которую предотвратила лишь самоотверженность командира АПЛ… Вот что Альберт Николаевич рассказал Pravda. Ru:

«1 октября 1991 года меня вызвал председатель Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов: «Мне доложили, что в Белом море чудом не взорвалась подводная лодка с ядерным оружием на борту. Сейчас эта лодка стоит у причала в Северодвинске, туда прибыл заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал В. А. Порошин. Вам необходимо вместе с ним разобраться в ситуации и срочно доложить мне. Пожалуйста, отправляйтесь туда немедленно!»

Читайте также: Как «сумасшедший Иван» напугал Америку

Тяжелый атомный подводный крейсер «ТК-17» построен в Северодвинске на Севмаше и передан ВМФ 15 декабря 1987 года. Основным его вооружением были 20 межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет. В Северодвинске вокруг поврежденного атомохода была такая секретность, что на его борт не пустили даже тогдашнего мэра города. Вместе с Порошиным мы прошли все отсеки «ТК-17», беседовали с членами экипажа, осмотрели повреждения верхней палубы, покрытой пристывшими «лепешками» расплавившейся ракеты.

Командир «ТК-17» капитан первого ранга Игорь Гришков в те дни был совершенно измотан. Он доложил, что 27 сентября 1991 года на полигоне в Белом море, при запуске учебной ракеты она взорвалась в шахте, крышка которой улетела далеко в море. Лодка всплыла, и Гришков, увидев огненный шар над палубой, срочным погружением сбил пламя массой морской воды, после чего АПЛ снова всплыла. Этим маневром Гришков спас подводный атомоход с ядерным оружием от взрыва с адскими последствиями.

Тогда я предлагал выдвинуть Гришкова на звание Героя Советского Союза, но руководство страны и ВМФ предпочло замолчать это ЧП, дабы обеспечить секретность вокруг ужасных последствий возможной катастрофы…».

«ТК-17» — пятая по счету из шести выпущенных в Советском Союзе тяжелых атомных подводных лодок проекта 941 «Тайфун» (этот проект называют также «Акула»). Это самые большие подлодки в мире. Контр-адмирал Виталий Федорин, находившийся в момент аварии на обеспечивающем судне, тогда же рассказывал автору этих строк:

«По сути, я видел все, что происходило, со стороны. Во время предстартовой подготовки в шахте подлодки произошел взрыв баллистической ракеты. Крышка шахты улетела в неизвестном направлении, загорелось резиновое покрытие легкого корпуса лодки. Командир «Акулы» капитан 1-го ранга Гришко действовал профессионально. Он оперативно притопил гигантский корабль на перископную глубину, сбил пламя и смыл с корпуса остатки твердого ракетного топлива, которое может гореть и в воде. К счастью, никто из моряков не пострадал.

В дальнейшем шахта была заварена и не эксплуатировалась, однако атомоход еще долгое время оставался в боевом строю. Это была единственная авария с ракетным оружием на кораблях такого проекта. Она не повлекла за собой ни разрушения прочного и легкого корпуса, ни человеческих жертв. Подводники отдали должное проектировщикам — корабелам северодвинского Севмаша за тот запас прочности, который они заложили в корабль. Ну и командир был героем настоящим».

Не так давно контр-адмирал, доктор военных наук, профессор, ветеран подводной службы ВМФ Российской Федерации (стаж подводной службы 27 лет) Борис Попов опубликовал и свои воспоминания о той аварии (приведем только часть из них):

«27 сентября 1991 года командир и экипаж готовились к ракетной стрельбе из подводного положения в одном из полигонов боевой подготовки в Белом море… Получив приказание на стрельбу, ТК-17 погрузился на стартовую глубину, лег на боевой курс и в 19.00 начал предстартовую подготовку практической ракеты к нанесению учебного удара по береговой цели.

19.05. В ходе предстартовой подготовки произошла автоматическая отмена старта ракеты. Командир исключил ракету из залпа, а личный состав ракетной боевой части приступил к выполнению мероприятий по безопасному содержанию ракеты в шахте после отмены старта. Командир ТК-17 Игорь Гришков, соблюдая меры безопасности, начал всплытие в надводное положение для передачи радио на управляющее КП об обстановке на корабле.

19.13. Подняты выдвижные устройства, и лодка начала продуваться для всплытия в надводное положение. В этот момент подводный крейсер сотрясают три следующих друг за другом мощных удара с правого борта, и он начинает стремительно валиться на правый борт и на нос — последовательно взрывались ступени стотонной твердотопливной ракеты в стрельбовой шахте.

Для стабилизации обстановки командир принимает единственно правильное решение — аварийно всплыть в надводное положение с одновременным продуванием всех цистерн главного балласта. Приказание командира экипаж немедленно выполнил, и после всплытия в надводное положение аварийные крен и дифферент были почти ликвидированы за счет дополнительного поддутия цистерн главного балласта с правого борта.

19.15. В ТК-17 в надводном положении подняты необходимые выдвижные устройства, установлена связь с судном обеспечения и передано по радио сообщение об аварии.

Читайте также: Подводный флот РФ. Не заслать ли нам гонца?

19.16. Обстановка на корпусе, на носу и корме резко ухудшилась: возник объемный пожар на палубе и рубке — это горело твердое ракетное топливо, выброшенное из ракетной шахты. Оценив обстановку на легком корпусе и внутри подводного крейсера, командир принял решение немедленно выполнить маневр срочного погружения для смыва горящего твердого топлива с корпуса крейсера.

19.22. Тяжелый крейсер погрузился на перископную глубину и сразу же, по замыслу командира (горящие обломки должны были уже быть смыты с корпуса), начал всплытие в надводное положение с целью немедленного пополнения запаса воздуха высокого давления.

После всплытия ТК-17 в надводное положение аварийная ситуация в стрельбовой шахте и на корпусе крейсера была не только локализована, но и ликвидирована. Личный состав при борьбе за живучесть подводного крейсера не пострадал, а крейсер сохранил способность самостоятельного перехода в надводном положении в пункт погрузки ракет».

Читайте также: Советский ракетный атомоход таранил айсберг

Собственно, это не последняя авария со взрывом ракеты, которую видел атомный подводный крейсер «Архангельск» (так ТИК-17 назвали в 2002 году). В феврале 2004 года по программе крупномасштабных учений подводная лодка Северного флота «Новомосковск» («К-407») должна была запустить межконтинентальную баллистическую ракету. Пуск окончился неудачей. Ракета разрушилась, взорвалась уже после выхода из ракетной шахты. При чем тут «Архангельск» («ТК-17»)? А вот при чем.

Недалеко от «Новомосковска» на борту атомной лодки «Архангельск» находился президент России Владимир Путин — он наблюдал за учениями. И самолично видел, как ракета погибла. Флотским не удалось тогда «козырнуть» перед верховным главкомом лихим ракетным залпом… Ну, а мировую прессу обошла знаменитая фотография, сделанная на борту «Архангельска»: Владимир Путин в черной подводницкой пилотке.

А всего через несколько недель, 29 апреля 2004 года, в связи с отсутствием боекомплекта подводный крейсер ТК-17 «Архангельск» был выведен в резерв. В настоящее время корабль находится в ожидании решения на утилизацию или на модернизацию по проекту 941У. Стоит он, ржавея и приходя в негодность, в военном порту Северодвинска. Но это уже совсем другая история…