Подводная лодка Севастополь

В ночь с 14 на 15 декабря в Южной бухте Севастополя пошел на дно списанный плавучий док ПД-16 вместе с находившейся в нем подлодкой Б-380 (также списанной). Утром 15 декабря старая субмарина самостоятельно всплыла и упершись рубкой в край затонувшего плавдока, легла на левый борт…

По предварительной информации, никто при этом не погиб. Почему спущенная на воду 37 лет назад со стапелей горьковского завода «Красное Сормово» дизель-электрическая подлодка проекта 641Д «Сом» могла оказаться в столь плачевном состоянии — этот вопрос «КП» задала известному военному эксперту, полковнику в отставке Михаилу Тимошенко.

— Почему эту подлодку до сих пор в утиль не отправили?

— Все как обычно. Лодку списали давно. Из состава флота вывели. Экипажа на ней нет. Чтобы она, не дай бог, не утопла, ее несколько лет назад засунули в плавучий док. А он сам, если мне не изменяет память, 1939 года постройки.

— При том, похоже, и плавдок уже тоже к флоту не относился?

— Да! Но ведь лодка то, пусть и со снятым оборудованием и вооружением, но еще не распиленная, не могла быть совсем ничьей? Ну а дальше наши чиновники действуют по своей привычной схеме….

— Ее, несмотря на то, что всем, вроде бы, было известно про неважное техническое состояние, в 2012-м году зачем-то ремонтировали за счет минобороны. А три с половиной года назад военное ведомство объявило тендер на утилизацию…

— Тендер на утилизацию был, кажется, объявлен в начале 2016-го — когда мы только-только по новой осваивались в Крыму. Все понимали, что ни на берег ее не вытащишь, ни на родное «Красное Сормово», где ее более 30 лет назад сделали, через Волго-Донской канал не потащишь. Значит, нужен плавдок. Ну, вот в этот старый, что был под рукой, и поставили. А дальше морока — кто конкретно займется утилизацией…

Ночью 15 декабря затонул плавдок ПД-16, в котором находилась списанная и выведенная из состава Черноморского флота подводная лодка. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

— В чем трудность?

— Вообще то газорезкой таких крупных объектов, как подлодка, конечно, должны заниматься те, кто строил. Но было понятно, что в Нижний ее не отправишь, а на месте работяг с такой квалификацией, наверное, могли и не найти. Или не найти достаточно денег — в Крыму и без того проектов было много, таких, для которых нужно было срочно финансирование искать.

— Так что с ней делать то нужно было?

— Доводить тендер до конца, проводить утилизацию, распиливать на куски — и металлолом продавать. Но потенциальный участник тендера должен был иметь на примете того, кто ему точно заплатит за этот металлолом. И все это, скорее всего, неспешно так шло — лодка же никуда из бухты не денется…

— Почему так недолго Б-380 прослужила — меньше 9 лет, а потом уже никаких походов…

— Этой субмарине, последней в своем проекте, не повезло — в 1991-м на ее содержание денег, похоже, оставалось всего ничего, вот ее и поставили на прикол. Ну и как на ней служба могла быть организована в те годы? Кто поддерживал ее боеготовность — и за чей счет? Эта подлодка оказалась никому особо не нужна — потому и Украина в середине 90-х от нее отказалась.

— Зачем в нее в нулевые вкладывали деньги, когда она уже много лет не несла боевое дежурство?

— Надо было сделать так, чтобы она хотя бы не пошла ко дну. А раз лодка дизель-электрическая, нужно заниматься большим электрохозяйством. А это — батареи. А батареи — это беда. Такая морока была с этим хозяйством в последние годы СССР — мама не горюй! Ну, а когда в начале 2010-х появились деньги и ее решили привести в божеское состояние, видимо, не получилось — не смогли сразу оценить состояние.

— Что с ней будет теперь?

— Теперь, уже наверняка, будут пилить. Но надо же еще и док вытаскивать — он ведь бухту собою занимает. Его тоже надо поднимать и тоже утилизировать. Нужно нагнетать воздух в отсеки — чтобы всплыл. И, поддерживая на плаву и заваривая дырки, тащить куда-то на разделку.

— Подлодки этого проекта со всех флотов уже списаны?

— Кажется на Тихом океане еще что-то есть, но их усиленно меняют на новые, последнего поколения, шесть штук должен флот получить.

А то что никто не погиб — тут повезло страшно. Это все отголоски безвременья и падения квалификации управления…

Поделиться видео </> xHTML-код

Всплыла затонувшая в Севастополе списанная российская подлодка.Затонувший в Южной бухте Севастополя плавдок готовят к буксировке

Новые подробности ЧП в Севастополе: Подводную лодку отбуксировали к причалу Южной бухты

В Севастополе около десятка водолазных судов и рейдовых кораблей снуют по Южной бухте, где ночью затонул плавучий док, в котором находилась подводная лодка (подробности)

В Севастополе затонул списанный плавучий док с подлодкой

В ночь на воскресенье, 15 декабря, в Севастополе затонул списанный плавучий док со списанной подлодкой на борту. Об этом сообщили в оборонно-промышленном комплексе и добавили, что на данный момент эти объекты не принадлежат структурам Черноморского флота (подробности)

Подводные лодки Черноморского флота

История использования подводных кораблей на Черном море начинается в 1907 году, с приказа №273 Морского ведомства о формировании подразделения подплава. Состоял отряд из плавучей базы «Пендераклия» и подлодок «Судак» и «Лосось».

Весной 1908 года отряд пополнился подлодками Германской постройки «Карась», «Камбала» и «Карп».

В том же году началась отработка совместных действий как в составе подразделения, так и с кораблями, базирующимися в городе Севастополь. Россия начинает закладку своих новых подводных лодок, и в 1911 году Николаевский завод начинает работу над подводными кораблями «Нерпа», «Морж» и «Тюлень». До 1915 года эти подлодки вошли в состав Черноморского флота.

Основные характеристики данного класса подводных лодок;
— водоизмещение 630-760 тонн;
— средняя длина около 70 метров;
— скорость хода 10-12 узлов;
— погружение на глубину до 50 метров;
— Дальность действия 2000-2500 миль под водой;
Вооружение: до 12-ти торпедных аппаратов, несколько пушек малого и среднего калибра;
В 1913 году начинается строительство подводных кораблей «Кит», «Кашалот» и «Нарвал», и до конца 1916 года подлодки стали в строй Российского флота.

В 1915 году начинается производство подлодок «Утка», «Гагара» и «Буревестник». В 1917 году подлодки спущены на воду.

В 1919 году из Владивостока доставляют на железнодорожных платформах в Севастополь малые подлодки «Щука» и «Сом», предназначение – оборона пункта базирования и подходов к Севастополю.

Первый боевой выход подводной лодки произошел в начале 1915 года. Подлодка «Нерпа» вышла на боевое охранение вблизи острова Кефкен-Босфор, принимая участие в боевой операции надводных кораблей. Через несколько дней подводные корабли «Тюлень» и «Нерпа» совершают поход «Севастополь — Кефкен-Босфор – Сарыч- Ялта – Севастополь». Еще через полтора месяца подлодка «Нерпа» выходит на боевое дежурство в район боевых действий близ Кефкен-Босфора, за время дежурства было уничтожено 6 вражеских фелюг и одна шхуна. В конце лета 1915 года «Тюлень» выходит на боевое дежурство в район боевых действий, где уничтожил один из пароходов, шедших под охраной 2-х крейсеров и трех эсминцев – корабль «Зунгундак» водоизмещением 1550 тонн.
Невеликие успехи подводного флота в этот период объясняются элементарным отсутствием надводных кораблей противника в районе боевых действий. Основные коммуникации турецких кораблей — перевозка угля из Зонгулдака в Босфор. Малое расстояние в 200 километров угольные пароходы проходили по мелководью, возле самого берега, а уничтожить боевые корабли противника, имеющие скорость около 25 узлов, практически не под силу медленным подводным лодкам.
В 1918 году объединенный флот Антанты входит в Севастополь. Англо-французские войска провели конфискацию и разрушение боевой техники и укреплений. Были уничтожены оборонительные укрепление крепостей Севастополя и Керчи. Линкор «Александр III» и два эсминца перегнали в турецкий Измир, на устаревших линкорах и кораблях уничтожили взрывами машинные и двигательные отсеки. Особенно жестоко войска Антанты подошли к уничтожению подводного флота – не только взорвали двигательные отсеки, но и затопили в открытом море неподалеку от Севастопольской бухты.
Правительство РСФСР в 1921 году из-за угрозы начала боевых действий заключает крайне невыгодный договор с Турцией — 200 килограммов золота, около 40 000 винтовок, 330 пулеметов и более 50 орудий, и, что совсем плохо, отдает Ардаганскую и Карскую области.
Подводный флот Черного моря начал стремительно расти в 30 годах, и к началу Великой Отечественной войны в состав флота входило 44 боевых подводных корабля – шесть больших лодок, 19 подлодок среднего водоизмещения и столько же малюток. На начало 1941 года 25 подводных кораблей были в строю, остальные требовали ремонта.
За период ведения боевых действий, к концу 1944 года, на счету советских подводных кораблей Черноморского флота было 152 боевых выхода и атак противника. Результатом стали уничтоженные и потопленные шесть десантных надводных барж, 3 обыкновенные баржи, 19 вспомогательных кораблей, два буксира, 12 транспортников противника. Черноморский флот за это время потерял 27 подлодок.
В середине прошлого столетия подводный флот, базирующийся на Черном море, пополнился новыми подводными кораблями. С 1950 по 1960 год встали в строй 9 лодок проекта «М» и несколько лодок проекта «644» с КР «П-5». Ракеты представляли реальную угрозу территории Турции – выпущенная из района в нейтральных водах, ракета могла поразить любой объект в Турции. Турецкую столицу могла поразить даже ракета, выпущенная из пункта базирования в Севастополе.

Отряды подводных лодок с 80-х годов постоянно присутствовали в Средиземном море и входили в состав пятой эскадры. Подводные корабли постоянно проводили учения и тренировки в Атлантике, заставляя нервничать военный блок НАТО, и к 1990 году в составе Черноморского флота находилось порядка 35 подводных кораблей.

Распад Советского Союза стал настоящей катастрофой для всего Черноморского флота. Мало того что часть флота отошла новому государству, кроме этого было списано около 17 подлодок, остальные находились в плачевном состоянии.
Черноморский флот сегодня
С 1996 года во флоте числилось всего две подлодки – Б-871 и Б-380.

Б-380 впервые встала в строй в 1982 году, а с 1991 года стояла у причала и требовала ремонта. В 2000 году лодку, наконец, поставили на ремонт в док «ПД-16». Однако и на сегодняшний день лодка и ныне там — ржавая и неотремонтированная.

Б-871 в строю с 1989 года. С 1992 года лодка стояла у причала без аккумуляторов, пока в 1996 году их не установили. Лодка успела даже выйти пару раз в море, но в 1998 году встала в ремонт.

Компания «Алроса» взяла лодку под свою опеку, и после ремонта в 2001 году лодка получает новое имя «Алроса».
Уникальность «Алросы» не только в том, что она – фактически единственная подлодка в составе Черноморского флота России, но еще и экспериментальная. Вместо винта у «Алросы» – водометная насадка. Впоследствии наработки в данном направлении были использованы при создании суперсовременного ракетоносца типа «Борей»
В 2009 году лодка ломается, и ее ремонтируют в Новороссийске. В середине этого года подводная лодка участвует в учениях у Испанских берегов «Болд Монарх – 2011». После учений в сопровождении корабля поддержки отправляется на капитальный ремонт на Балтийское побережье. Ожидаемое время выхода из ремонта – 2012 год, но на сегодня уже известно, что ремонт не закончится в установленный срок.

Крымская база подводных лодок

Балаклава — популярный курорт Крыма и один из районов Севастополя, но известна она стала, наверное, в первую очередь своей базой-музеем для подводных лодок, известной также, как объект 825ГТС. Это секретный военный объект времен холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте.

Фотографии и текст armahema

Объект представляет собой сооружение с противоатомной защитой первой категории (защита от прямого попадания атомного заряда мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть.

Располагается сооружение в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода в море. В случае необходимости они перекрывались мощными створками.

База подводных лодок в Крыму была предназначена для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин.

Строился комплекс 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Створки паттерны, каждая створка весит около 10 тонн и выдерживает избыточное давление 400 атм.

После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась, в результате чего часть комплекса подверглась грабежу со стороны чернометчиков.

В декабре 2002 года объект был превращен в музей.

Главный зал:

Док, с противоположной стороны отсекался затвором и в нем можно было проводить полный цикл ремонта субмарин:

В канале длиной 602 метра и глубиной 8 метров, могло разместится 7 субмарин:

Ядерный арсенал.

Латунная тележка массой 500 кг для перевозки торпед.

Сейфовые комнаты для хранения ядерных материалов:

На этом можно было и закончить повествование об объекте, но всегда есть то, что остается за кадром для обычного посетителя.

Закрытый от посещения торпедный арсенал:

Паттерна топливохранилища (он же объект 820):

Сохранившийся резервуар для топлива:

База подводных лодок в Крыму.

Подводные лодки Черноморского флота

Черное море, несмотря на его небольшие размеры, с успехом использовалось и продолжает использоваться государствами черноморского региона, как акватория для подводных лодок. Среди всех стран, имеющих выход к Черному морю, самым большим и боеспособным подводным флотом обладает Россия.

История отечественного подводного черноморского флота насчитывает уже несколько десятилетий и началась она еще в далекие дореволюционные времена.

Первые попытки создать подводный флот постоянного базирования Российская империя предприняла еще до 1917 года. Так, в 1908 году в Севастополе появились малые подлодки «Карась», «Камбала» и «Карп», построенные в Германии. По современным меркам это были весьма примитивные посудины, однако, в те времена подводное судостроение находилось еще в самом начале своего пути.

Подлодки собственного производства для Черноморского флота Россия начала строить в 1911 году на судоверфи в Николаеве. К 1915 году в состав Черноморского флота уже вошли три отечественные субмарины — «Нерпа», «Морж» и «Тюлень». Это также были довольно простые подлодки малого класса.

Более серьезные подводные лодки для Черного моря начали строить в 1917 году на верфях в том же Николаеве. И уже вскоре в списки Черноморского флота России вошли три подлодки с незамысловатыми обозначениями АГ-21, АГ-22 и АГ-23. Работами по сборке и комплектованию этих субмарин руководили иностранцы. В нашей стране на тот момент специалистов с достаточным опытом строительства подводных лодок еще не имелось.

Первой на воду была спущена подводная лодка АГ-21. Случилось это знаменательное событие в 1918 году. Однако, век первой русской субмарины на Черном море оказался недолгим. 26 апреля 1919 года АГ-21 была затоплена английскими военными, которые бежали из Крыма. Случилось это недалеко от Херсонесского маяка. Любопытно, что спустя 10 лет подлодку подняли и в 1930 году АГ-21 снова была в строю. Несмотря на десятилетие, проведенное под водой, субмарина неплохо сохранилась. Однако, судьба явно неблаговолила к этой подлодке. В июне 1931 года, во время военных учений она по трагической случайности попала под эсминец «Фрунзе» и стремительно затонула, унеся с собой жизни 20 человек.

Подлодка АГ-22 была спущена на воду в Николаеве летом 1919 года. В этом же году она была перебазирована в Севастополь. Однако, в героическом городе русских моряков она пробыла совсем недолго, т.к. в ноябре 1919 года Врангель, спешно покидавший Крым, увел субмарину в тунисский порт Бизерта.

В 20-х и 30-х годах прошлого столетия в строй было введено еще несколько подлодок серии АГ. Все они впоследствии принимали активное участие в морских сражениях Великой Отечественной войны.

В СССР 1930-е годы стали периодом бурного индустриального роста. Одним из ключевых секторов, развитию которых уделялось наибольшее внимание, стал оборонно-промышленный комплекс. Не остался без внимания и черноморский подводный флот — к началу Великой Отечественной войны в Крыму базировалось уже 44 боевых субмарины, среди которых выделялись малые подлодки типа «М» и средние подлодки класса «Щ» и «С».

А дальше была война…

В годы Великой Отечественной войны Черное море стало театром активных боевых действий, причем, как на поверхности моря, так и под ней. Помимо советских и немецких подводных лодок, в глубинах Черного моря активно действовали румынские и итальянские субмарины.

В начальном периоде Великой Отечественной войны советские подлодки действовали, в основном, в западной и северо-западной частях Черного моря. Однако, успехи их оказались весьма скромными.

Так, за первые 6 месяцев войны нашими подлодками в Черном море было потоплено всего шесть транспортов противника, при этом, потери советского подводного флота за тот же период составили 7 субмарин.

В числе уничтоженных нашими подводниками вражеских судов, можно выделить итальянский танкер «Superga» и румынский пароход «Peles»(были потоплены подлодкой Щ-211), а также итальянский танкер «Torcello» (его потопила Щ-214). В свою, очередь, советский флот лишился трех малых подлодок тима «М» и четырех средних подлодок класса «Щ» и «С». Большая часть всех наших субмарин на начальном этапе войны погибла у берегов Болгарии.

После оккупации Севастополя, оставшиеся советские субмарины были вынуждены уйти в Новороссийск, Туапсе, Поти и Батуми, где не имелось почти никаких условий для их базирования, не говоря уже о ремонте. Тем не менее, приходилось довольствоваться тем, что есть.

К лету 1942 года Черноморская флотилия советских субмарин, с учетом всех потерь, насчитывала более 20 единиц. В последующие 2 военных года, вплоть, до освобождения всего Причерноморья от захватчиков, советские субмарины действовали в черноморских глубинах с переменным успехом, но в целом, показали себя весьма достойно.

В общей сложности, за годы Великой Отечественной войны подводные лодки Черноморского флота уничтожили 63 вражеских транспортных судна. Наиболее отличились на черноморском военном морском театре советские подлодки М-35, М-62, С-33, Щ-205, Щ-215. Им было присвоено звание гвардейских. Также весьма хорошо зарекомендовали себя на Черном море подводные лодки, относящиеся к классу сверхмалых.

Сразу несколько подводников-черноморцев были удостоены Звезды Героя Советского Союза.

После войны, впрочем, как и до нее, главной базой подводного флота Советского Союза, а затем России, был и остается город-герой Севастополь.

По окончанию войны черноморский подводный флот продолжил свое развитие. Так, с 1950 по 1960 годы были введены в эксплуатацию 9 субмарин проекта «М» и несколько подлодок проекта «644» с крылатыми ракетами.

Основная часть подводных лодок, базировавшихся на Черном море в послевоенное время, была представлена классом малых субмарин. Их отличали небольшие размеры, сравнительно слабое вооружение и не очень большая дальность плавания.

К моменту распада СССР в составе Черноморского флота находилось более 30 подводных лодок. Однако, после того, как советская империя прекратила свое существование, численность подводных лодок резко сократилась. В 90-х и 2000-х годах фактически единственной действующей субмариной ЧФ РФ была знаменитая Б-871 «Алроса» — дизель-электрическая подводная лодка.

Эта необычная субмарина базировалась в Южной бухте Севастополя и ее могли видеть все туристы, приезжавшие в город-герой. Уникальность «Алросы» состоит в том, что в движение она приводится не винтом, а специальной водометной насадкой.

Сегодня у России на Черном море имеется целое подразделение воинов-подводников. 4-я отдельная бригада подводных лодок Черноморского флота ВМФ ВС России была сформирована 1 декабря 2014 года.

В настоящее время на Черноморском флоте успешно ведется строительство новых субмарин проекта «Варшавянка». Эти подлодки оснащены современным комплексом вооружения, в том числе, уже наделавшим немало шума ударным ракетным комплексом «Калибр». Одним из главных преимуществ субмарин этого проекта является малошумность. На сегодняшний день в составе Черноморского флота России имеется пять подводных лодок проекта «Варшавянка».

Все подводные лодки Черноморского флота являются дизельными или дизель-электрическими.

Многих интересует вопрос — есть ли атомные подводные лодки в Черном море? Отвечаем – подводных атомоходов в Черном море нет ни у одного государства, включая Россию. Во–первых, это запрещено международными соглашениями. Во-вторых, Черное море является внутренним бассейном, не имеющим прямого выхода в мировой океан, а посему, целесообразность присутствия огромных атомных субмарин в таких условиях весьма и весьма сомнительна.

Музей со дна моря: какая подлодка примет туристов в Севастополе

СЕВАСТОПОЛЬ, 4 июл — РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Разговоры о том, что Севастополю крайне необходим военный корабль в качестве музея, ведутся очень давно. На эту роль прочили крейсер «Михаил Кутузов» (действующий корабль-музей в Новороссийске), большой противолодочный корабль «Керчь» (списанный в 2015 году после пожара), легендарное судно-носитель «Коммуна», которому в 2015 году исполнилось 100 лет.

Отдельная тема – создание музея на базе подводной лодки. Во-первых, среди туристов большой популярностью пользуется действующий подземный музейный комплекс в Балаклаве — вырубленная в скале во времена СССР ремонтная база подводных лодок. Если разместить там настоящую субмарину, интерес к объекту возрастет еще больше, а значит — в город потянуться туристы. Во-вторых, разместить в бухте подводную лодку легче, чем боевой корабль. Габариты послевоенных субмарин Черноморского флота примерно вдвое меньше, чем больших надводных кораблей. Подводных лодок, которые могли бы претендовать на почетную пенсию в качестве музея, на ЧФ не так много. Вариантов всего три. Корреспондент РИА Новости Крым решил проанализировать плюсы и минусы всех потенциальных кандидатов.

«Горьковский комсомолец»

© Андрей Киреев Долгие годы в Южной бухте Севастополя в сухом доке стоит когда-то мощный подводный корабль – субмарина Б-380, она же «Горьковский комсомолец», позже «Святой князь Георгий». Это последняя подводная лодка проекта 641Б «Сом», которая была принята в боевой состав Черноморского флота в декабре 1982 года. Среди подводников она получила прозвище «резинка» из-за того, что ее корпус обшит 70 миллиметровым слоем резины для снижения шумности под водой и скрытности от вражеских активных гидроакустических станций.

«Подводная лодка активно действовала 10 лет – до 1992 года. Она неоднократно занимала призы главкома ВМФ по торпедной подготовке, была награждена красным знаменем центрального комитета ВЛКСМ и получила почетное звание «Горьковский комсомолец», — рассказал РИА Новости Крым один офицеров, который служил на лодке во времена СССР и некоторое время после развала Союза.

Субмарину построили корабелы горьковского завода «Красное Сормово» (ныне Нижний Новгород), но и после прибытия на Черное море город сохранил с ней шефские связи. «Минимум четверть экипажа брали из Горького», — подчеркнул собеседник.

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев Подводная лодка «Горьковский комсомолец» в плавдоке в Южной бухте Севастополя © Фото предоставлено бывшим капитаном «Коммуны» Анатолием Ишиновым При поступлении на флот Б-380 считалась одной из самых новейших советских субмарин такого класса, позже ее сменили субмарины 636 проекта «Варшавянка».

Они не сражались за Родину: что осталось от чужих армий в Севастополе >>

«Проект был довольно удачным с точки зрения эксплуатации, обитаемости и применения оружия. В боевых действиях подлодка не участвовала, но очень активно работала в Черном море. В частности, она принимала участие в операции по вытеснению кораблей ВМС США из советских территориальных вод в Черном море в 1988 году, когда сторожевой корабль «Беззаветный» и «СКР-6» навалились на ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон». Б-380 все время держала американские корабли на прицеле и была готова в любой момент потопить их», — рассказал подводник.

По его словам, в 1992 году «Горьковский комсомолец» встал на плановый ремонт на «Севморзавод». «Лодку начали активно разбирать, но примерно через год финансирование прекратилось. «Севморзавод» приватизировали, начали дробить на части, через некоторое время стали требовать деньги за стоянку – с берега подавалось электричество, вода. Пришлось забрать с завода. Какое-то время она «блуждала» по причалам, побыла немного на «13 заводе», а примерно в начале 2000-х годов ее поставили в плавдок в Южной бухте, где она стоит и сейчас», — рассказал отставник.

Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов >>

© Фотографии предоставлены участниками операции по затоплению и подъему большого десантного корабля «Очаков» В апреле этого года Севастополь посетила директор музея мирового океана (Калининград) Светлана Сивкова, которая заявила о необходимости создания музея на базе Б-380. «Как у вас стоит подводная лодка – такого в мире нет: она стоит в доке, она разрезана – фрагменты видны, люди сразу видят, как устроена подводная лодка», — отметила она.

Ветеран-подводник Валерий Захар, который написал множество книг о подлодках Черноморского флота, считает, что сделать из «Горьковского комсомольца» музей невозможно.

По его словам, в 2014 году рассматривалась возможность создания музея на базе Б-380. После осмотра субмарины специалисты-подводники и сделали выводы: по техническому состоянию для музейной экспозиции лодка непригодна, поскольку требует полного восстановления корпуса с покрытием, насыщения отсеков и боевых постов механизмами, аппаратурой, приборами. «По поводу Б-380 — с точки зрения музея в ней нет никакого интереса. Там нет двигателей, механизмов, насосов, вообще ничего – там пустая труба осталась. Смотреть нечего. Делать муляж — смысла нет. Ее надо утилизировать вместе с доком», — сказал он РИА Новости Крым.

«Запорожье»

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев Захар подчеркивает, сегодня на Черноморском флоте только одна лодка пригодна для создания музея – Б-435 проекта 641 – единственная субмарина Военно-морских сил Украины «Запорожье», которую официальный Киев отказался забрать из Севастополя.

«Эта лодка интересна тем, что там сохранились все механизмы и оборудование – только аккумуляторные батареи выгружены. Ее надо просто взять поставить на постамент или у причальной стенки и пускать туда людей», — отметил ветеран-подводник.

Тоннель или мост: как соединить два берега Севастополя >>

Он уверен, с Украиной из-за Б-435 проблем быть не должно. «Президент России Владимир Путин предлагал украинцам забрать свои корабли из Крыма, включая «Запорожье», но они ответили – нам металлолом не нужен», — подчеркнул Захар.

За время пребывания в составе ВМС Украины «Запорожье» действительно потеряла боеспособность – в море субмарина практические не ходила. Единственную попытку погрузиться украинские подводники предприняли летом 2012 года.

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев Подводная лодка Б-435 («Запорожье») в Южной бухте Севастополя (справа) © РИА Новости Крым. Андрей Киреев «В погружении принимали участие российские подводники, потому что опыта выхода в море у украинского экипажа не было. Лодка стала погружаться с дифферентом (наклоном) 45 градусов на корму, поэтому решили быстро всплывать, продуваться. Какая-то техника не сработала. После этого украинцы не предпринимали попыток погружаться», — отметил подводник с Б-380, знакомый с этими маневрами «Запорожья».

Ну а во время СССР (70-80-х годах прошлого века) Б-435 активно принимала участие в дальних походах и учениях, получала приз главкома ВМФ Советского Союза по торпедной стрельбе и явно заслужила почетную старость в качестве музея.

В правительстве России и министерстве обороны РФ поддерживают идею отдать субмарину под музей. «Но возникает вопрос финансирования – кто будет платить за буксировку лодки, установку и ее музеефикацию? И вроде бы все головой кивают, но лодка пока стоит», — сетует Захар.

«Гагара», «Нарвал», «Кашалот», «Скат»

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев Еще один кандидат для создания музея на базе подводной лодке почти 100 лет «дремлет» на внешнем Севастопольском рейде. Вернее не один, а сразу четыре подводных лодки российского императорского флота — «Гагара», «Нарвал», «Кашалот» и «Скат».

Константиновская батарея: два века на охране Севастополя >>

Эти небольшие по современным меркам лодки (от 30 до 70 метров в длину) были затоплены английскими интервентами во время Гражданской войны в России в апреле 1919 года.

© Фото из архива Валерия Захара Подводная лодка Российского императорского флота «Скат» на внешнем рейде Севастополя © РИА Новости Крым. Андрей Киреев «На тот момент у белогвардейцев, которых поддерживали англичане и французы, особых сил в Севастополе не было. Красные стояли под Севастополем, но активных действий не предпринимали — не хотели, чтобы город пострадал. В это время на французских кораблях стали происходит революционные выступления солдат и матросов. В итоге была достигнута договоренность с Красной армией, что союзники оставят Севастополь к 30 апреля. 16 апреля англичане собрали на одной бочке напротив Ушаковой балки все оставшиеся в Севастопольской бухте подлодки. С 24 по 26 апреля они стали вывозить их на внешний рейд, устанавливать между дизелем и корпусом подрывные патроны и взрывали. Так, без ведома белогвардейцев, были затоплены 11 подводных лодок», — отметил Захар.

Под Севастополем нашли затонувшую в 1909 году русскую подлодку >>

В середине 20-х годов прошлого века легендарная Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) стала выполнять работы по подъему затопленных императорских субмарин. Так, с глубины 31 метра была поднята подлодки «Орлан» и «АГ-21», последнюю восстановили и ввели в строй. В начале 1930-х годов эпроновцы подняли с глубины 57 метров подлодки «Судак», «Лосось» и «Налим», в 1935 году – «Кит» и «Краб».

© Фото из архива Валерия Захара Подводные лодки Российского императорского флота в Севастопольской бухте. 1918 год Четыре оставшиеся подлодки императорского флота дайверы обнаружили в 2008 году на глубине 70 метров.

Кормовую часть рубки подлодки «Щука» на год передадут «Батарее 29 бис» >>

«Они уникальны. Это первые русские подводные лодки, которые принимали активное участие в Первой мировой войне. Они наполовину вошли в ил и заросли ракушками, но находятся в хорошем состоянии. На их подъем, по подсчетам специалистов, потребуется около 25 млн рублей, плюс деньги на обработку специальным составом, чтобы металл на воздухе не превратился в труху, и на реставрацию. Отбоя от туристов не будет», — подчеркнул подводник.