Подводная лодка проекта 651

Экскаваторы Э-651 и Э-652 с ковшом емкостью 0,65 м3 предназначены для производства земляных работ в грунтах I — IV категорий и V — VI мелкодробленных (величина кусков не более 300 — 400 мм), а также в качестве крана для погрузочно — разгрузочных работ.
Выполнение разнообразного вида работ обеспечивается наличием сменного рабочего оборудования.
При всех модернизациях и усовершенствованиях экскаваторов их принципиальная кинематическая схема сохранилась без изменений.

Экскаватор Э-651

Поворотная платформа сварной коробчатой конструкции. Ее полости используются как ванны для смазки зубчатых колес и подшипников трансмиссии, размещенной внутри платформы.
Станины лебедок и опоры трансмиссии экскаватора составляют неотъемную часть поворотной платформы и сварены с ней в одном блоке.
На платформе расположены двигатель, цепной привод, реверсивный механизм, реверс главной лебедки, главная лебедка, поворотный и верхний ходовой механизмы, механизмы гидравлического управления и двуногая стойка для подвески к ней рабочего оборудования.
Поворотная платформа опирается на ходовую тележку через многороликовый опорный круг, установленный на торцевой поверхности зубчатого венца поворотного механизма. К нижней части поворотной платформы прикреплены обратные ролики, разгружающие центральный вал от горизонтальных усилий.
Ходовое оборудование экскаваторов представляет собой гусеничную многоопорную тележку. Ходовая рама тележки из стального литья с приваренным к ней литым опорно-поворотным кругом с внутренним зубчатым зацеплением. К ходовой раме по бокам приварены две литые гусеничные рамы, которые опираются на шесть опорных катков каждая. По концам рам установлены ведущее и направляющие колеса, огибаемые замкнутой гусеничной цепью (лентой) на 29 звеньев. Для поддержания верхней ветви гусеничной цепи на каждой гусеничной раме установлено по два поддерживающих ролика.
Рабочее оборудование. На экскаваторе могут быть смонтированы прямая или обратная лопата, драглайн, грейфер, кран, копер, дизель-молот с клиньями и др. В целях увеличения производительности экскаватора в легких грунтах возможно применение ковшей увеличенной емкости 0,75 и 1 м3. При оборудовании прямой лопатой напорный механизм для всех экскаваторов Э-651 и Э-652 независимый или комбинированный. Для рыхления мерзлых грунтов при разработке котлованов в зимнее время применяется специальное сменное рабочее оборудование.
Управление основными механизмами экскаватора Э-651 гидравлическое. Масло в гидроцилиндры подается под давлением насосом марки Л1Ф12 левого вращения. Давление в гидросистеме 40 кг/см2.
Для поддержания постоянного давления масла в гидросистеме во время работы применяется гидравлический аккумулятор.
Управление экскаватором Э-652 пневматическое. Положительные качества пневмоуправления: легкость и плавность включения фрикционов, снижение динамических нагрузок в элементах конструкций, устранение замасливания фрикционных прокладок, отсутствие потребности в маслах и обеспечение чистоты на машине.
Нагнетание воздуха под давлением 6 — 7 атм производится компрессором марки О-38.

Технические характеристики экскаваторов Э-651 и Э-652

Двигатель:
Тип Дизель тракторный
Марка КДМ-46
Номинальная мощность в л.с. 75 — 80
Номинальное число в об/мин 835
Скорость передвижения в км/ч
…на первой передаче 1,5
…на второй передаче 3,0
Тяговое усилие на гусенице в т 9,2
Опорная площадъ гусениц в м2 3,25
Шаг звена гусеничной ленты в мм 255
Количество звеньев в одной ленте 29
Преодолеваемый уклон пути в град. 22
Число оборотов поворотной платформы в минуту:
…на первой передаче 3
…на второй передаче 6
Угол поворота платформы в град. 360

Габаритные размеры экскаваторов

Радиус, описываемый хвостовой частью Rx 2900
Габаритная ширина кузова B 2800
Габаритная высота крыши кузова от поверхности земли H1 3100
Просвет под поворотной платформой C 1000
Высота оси пяты стрелы H 1520
Расстояние от пяты стрелы до оси вращения A 1250
Длина гусеничного хода 3420
Ширина гусеничной ленты B1 550
Ширина гусеничного хода 2850

Рычаги управления экскаватора Э-651 с гидравлической системой управления

1 — Акселератор (число оборотов дизеля)
2 — Главная муфта
3 — Фрикционная муфта подъемного барабана и механизм открывания днища ковша
4 — Фрикционная муфта напорного возвратного барабана
5 — Фрикционные муфты механизма реверса
6 — Тормоз подъемного барабана
7 — Тормоз напорного возвратного барабана
8 — Кулачковые муфты механизма поворота и хода
9 — Тормоз механизма поворота и хода
11 — Тормоз механизма хода
12 — Кулачковые муфты гороизонтального вала механизма хода
(при нейтральном положении включены обе муфты)
13 — Включение стреловой лебедки и реверса главной лебедки
14 — Тормоз стреловой лебедки
15 — Храповое устройство стреловой лебедки
16 — Переключение скоростей

Рычаги управления экскаватора Э-652 с пневматической системой управления

1 — Акселератор (число оборотов дизеля)
2 — Главная муфта
3 — Фрикционная муфта подъемного барабана и механизм открывания днища ковша
4 — Фрикционная муфта напорного возвратного барабана
5 — Фрикционные муфты механизма реверса
6 — Тормоз подъемного барабана
7 — Тормоз напорного возвратного барабана
8 — Кулачковые муфты механизма поворота и хода
11 — Тормоз механизма поворота и стопор ходового устройства
13 — Кулачковые муфты гороизонтального вала механизма хода
15 — Стопор стреловой лебедки
16 — Тормоз стреловой лебедки
17 — Включение стреловой лебедки и механизма реверса главной лебедки
18 — Переключение скоростей

Рабочее оборудование

Рабочие размеры прямой лопаты в метрах

Угол наклона стрелы в град 45 60
Глубина резания ниже уровня стоянки 1,5 1,1
Наибольший радиус резания на уровне стоянки 4,7 4,35
Наибольший радиус копания 7,8 7,2
Наибольшая высота копания 6,5 7,9
Наибольший радиус выгрузки 7,1 6,5
Высота выгрузки при наибольшем радиусе выгрузки 2,7 3,0
Наибольшая высота выгрузки 4,5 5,6

Рабочие размеры обратной лопаты в метрах

Угол наклона стрелы в град 45 60
Начальный радиус выгрузки 5,0 3,8
Конечный радиус выгрузки 8,1 7,0
Начальная высота выгрузки 2,3 3,1
Конечная высота выгрузки
Высота выгрузки в транспорт 1,67 2,56
Радиус выгрузки в транспорт 5,6 4,4
Максимальная глубина копания:
…при наклоне стрелы 45° 5,56
…при наклоне стрелы 30° 4
Максимальный радиус копания 9,2

Рабочие размеры драглайна в метрах

Длина стрелы 10 13
Угол наклона стрелы в град 30 45 30 45
Наибольшая высота выгрузки 3,5 5,5 5,3 8
Наибольший радиус выгрузки 10 8,3 12,5 10,4
Наибольший радиус копания 11,1 10,2 14,3 13,2
Глубина копания при боковом проходе 4,4 3,8 6,6 5,9
Глубина копания при концевом проходе 7,3 5,6 10 7,8

Рабочие размеры грейфера в метрах

Длина стрелы 10 13
Вылет от оси вращения 4 6 8 10
Максимальная высота грейфера от поверхности земли 7,6 6,7 5,8 2,8

Рабочие размеры крана

.. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

ЭКСКАВАТОРЫ Э-505, Э-505А (Э-651). КОНСТРУКЦИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Смолин А.П. — 1958 год

В книге описана конструкция экскаватора Э-505 и сменного рабочего оборудования с указанием изменений, введенных заводом в конструкцию экскаваторов Э-505 различных выпусков и Э-505А (Э-651). Дан анализ причин неисправностей и поломок экскаваторов при эксплуатации, способы их предупреждения, а также краткие сведения по полевому ремонту. Книга рассчитана на работников экскаваторных бригад и линейных механиков, работающих по ремонту и эксплуатации экскаваторов. Она может служить также учебным пособием при изучении экскаватора на курсах экскаваторщиков.

ВВЕДЕНИЕ

Экскаватор — кран Э-505 был создан в 1945 г. конструкторским бюро Ковровского экскаваторного завода под руководством инж. А. С. Реброва.
Первые две цифры в марке экскаватора указывают на то, что емкость его ковша равна 0,50 м3, третья цифра — номер заводской модели.
Экскаватор Э-505 принадлежит к строительным универсальным полноповоротным дизельным экскаваторам на гусеничном ходу (рис. 1). Экскаватор с ковшом емкостью 0,5 м3 предназначен для работы в грунтах I—IV категории и в грунтах мелкодробленных (величина кусков не более 300—400 мм) V—VI категории. Для увеличения производительности экскаватора в мелких грунтах завод выпускает ковши 0,75 и 1,0 ж3. Ковш 0,75 м3 предназначается для работы в грунтах
I—III категорий: песке, супеске, растительном слое (I категория); суглинке, мелком гравии, песке со щебнем (II категория); средней глине, крупном гравии, тяжелом суглинке (III категория). Ковш емкостью 1,0 м предназначен для работы только в грунтах I категории. Ковши 0,75 и
1,0 ж3 могут быть использованы на всех экскаваторах, начиная с экскаваторов первых серий марки Д-107 и экскаваторах Э-505 с № 131 как с независимым, так и с комбинированным напором.
Экскаваторы под маркой Э-505 выпускались заводом до № 3360. С 1953 г. завод перешел на выпуск экскаватора Э-505А, имеющего существенные конструктивные отличия от Э-505. Эти машины выпускались с № 1 до № 3027. С 1955 г. завод начал выпускать экскаваторы Э-651 с ковшом емкостью 0,65 ж3, не отличающиеся по конструкции от экскаватора Э-505А.
Экскаватор Э-652 отличается от экскаватора Э-651 тем, что на нем применены пневматическое управление вместо гидравлического и дизель-электрическая силовая установка.
Указанные экскаваторы являются универсальными. На экскаватор может быть установлено сменное рабочее оборудование 11 видов (фиг. 2). Экскаватор, предназначенный для строительных целей, обычно выпускается с оборудованием прямой лопаты и драглайна; остальные виды оборудования поставляются заводом по особому заказу.

4. История проекта:

В 60-е годы наращивание отечественных под­водных сил, предназначенных для борьбы с надвод­ными кораблями и судами противника, осуществ­лялось не только путем создания атомных ПЛ, воо­руженных ПКР — ПЛАРК проекта 675, но и ракет­ных дизель-электрических ПЛ проекта 651, воору­женных ПКР комплекса «П-6» (проектант — ЦКБ-18). Большие ПЛ про­екта 651 были единственным типом отечественных ДПЛ специальной постройки, вооруженных КР. Они были построены при применении в качестве кор­пусных материалов стали повышенной прочности, энергетического оборудования новой разработки (дизелей, ГЭД, АБ и др.). ПЛ проекта 651 отлича­лись от ДПЛКР проектов 644 и 665, ранее создан­ных путем переоборудования средних торпедных ДПЛ проекта 613, увеличенными скоростью и даль­ностью плавания, увеличенной автономностью, улучшенными условиями обитаемости экипажа и более совершенными средствами акустической и магнитной защиты за счет облицовки наружного корпуса акустическим покрытием и использования маломагнитной стали для изготовления наружного корпуса ПЛ.

ПЛРК проекта 651 предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских коммуникациях. Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный конструктор — А.С. Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ — И.А. Коцюбин).

Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году, а в 1963—1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком).

ДЭПЛ несла мощное ударное вооружение (впервые в мировой практике применительно к ПЛ) — противокорабельные оперативно-тактические крылатые ракеты комплекса П-6, расположенные в четырех герметизированных транспортно-пусковых контейнерах вне прочного корпуса, за и перед ограждением рубки. Перед пуском контейнеры поднимались на угол 15°. Вначале на ПЛ было предусмотрено использование КР двух типов: ПКР комплекса «П-6» для стрельбы по подвижным целям (кораблям) и «П-5» — по береговым целям. Соответственно на ПЛ устанавливались две системы управления ракетной стрельбой и двух ти­пов бортразъемы для ракет «П-6» и «П-5». Вследствие этого при замене на ПЛ одного типа КР на другой требовалось от двух до трех суток. Однако, после сня­тия с вооружения КР комплекса «П-5» в 1966г. необхо­димость в такой замене отпала. Состав и конструкция ракетных контейнеров, систем и устройств, обслужи­вающих ракетное оружие на ДПЛКР, были в целом та­кими же как и на ПЛАРК проекта 675.

ПКР комплекса «П-6» испытывались на ПЛ про­екта 651. Одиночные пуски ракет дали хорошие ре­зультаты, однако при залповой ракетной стрельбе возникли те же проблемы, что и на ПЛАРК проекта 659 (отходящие газовые струи маршевого и старто­вого двигателей стартующей ракеты, попадая в воз­духозаборник КР, готовящейся к старту, вызывали срыв потока и подъем температуры в маршевом дви­гателе, что приводило к падению его оборотов и даже остановке двигателя), При этом спроектированная у ПЛ форма газоотводов не оказывала существенно­го влияния на работу маршевого двигателя ракеты, В результате испытаний был установлен порядок запус­ка ракет и временной интервал между пусками, обес­печивающие залповую стрельбу всеми ракетами ПЛ.

ПКР комплекса «П-6» обладали большой дально­стью полета, в связи с чем для ДПЛКР проекта 651 так же, как и для ПЛАРК проекта 675 проблемой являлось обеспечение целеуказания ракетам. Для этой цели на ПЛ была установлена система прибо­ров «Успех-У», предназначенная для приема целеу­казания с самолетов, патрулирующих в районе дей­ствия ДПЛКР.

Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм (боезапас — шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас — 12 торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы — 250 м). Последне шесть кораблей проекта постройки завода «Красное Сормово» строились по несколько измененному проекту. Неофициально он был известен как проект 651Т или как «мобилизационный». В отличие от базового проекта эти лодки во втором отсеке несли четыре (по другим данным — шесть) 533-мм запасных торпед. Они хранились на специальных стеллажах. На этих стеллажах в мирное время размещались койки для личного состава, которые в случае необходимости (в период «мобилизации») можно было демонтровать и заполнить стеллажи торпедами. Торпеды подавались в первый отсек через четыре люка в прочной переборке. Люки располагались напротв оси четырех верхних ТА. Запасные торпеды могли подаваться именно в эти ТА. На схеме показан именно «мобилизацонный» вариант ПЛ проекта 651.

Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей подводного хода ПГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с дизелем 1ДЛ42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х 200 л. с.).

Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках проекта 651 было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи “30/3” (4 группы по 152 элемента), имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными свинцово-кислотными. Однако такую батарею получили только тр корабля, но и на них впоследствии АБ заменили свинцово-кислотными батареями.

ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм2. Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м.

Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали. Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к использованию обычной стали.

Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное резиновое противогидролокационное покрытие.

По тактико-техническим данным, мощности оружия, радиотехническому вооружению, корабельным системам, механизмам и устройствам подводные лодки 651-го проекта превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го проекта уровень шумности, меньший чем у лодок других проектов, при рекордно высокой для отечественных ДЭПЛ скорости полного подводного хода — более 18 узлов. Дальность плавания экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла 810 миль.

Данный проект имел две основные модернизации: 651К – ПЛ была оборудована приемной антен­ной и аппаратурой системы космического целеука­зания КР «Касатка-Б», 651Э – ПЛ, оснащенная созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной силовой установкой ВАУ-6.

Также на базе этого проекта разрабатывались проекты 683 (проект АПЛ, оснащенной АЭУ малой мощности) и 603 (проект перевооружения на ракетный комплекс Д-9), однако они так и остались нереализованными.

5. Схема проекта:

6. Тактико-технические данные проекта:

7. Источники:

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Подводные лодки проекта 651 «Касатка»

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 «Касатка» изначально создавались как носители крылатых ракет. Это были самые большие ДЭПЛ отечественного кораблестроения.

После разработки крылатой ракеты подводного базирования П-5 встал вопрос о ее носителях. Первые контейнеры с ПУ устанавливали на переделанных субмаринах проекта 613 — проекты 644 и 665. Проект 651 предполагал создание первой ПЛ, изначально предназначенной для использования крылатых ракет подводного базирования. Начало проекта положили постановления Совета министров № 1149-592 от 17.08.1956 и № 1190-610 от 25 августа 1956 года. Тактико-техническое задание ВМФ было утверждено 28 января 1957-го. Эскизный проект был утвержден в мае 1958-го. На его основе разработали технический проект который утвердили в январе 1959 года.

СОЗДАНИЕ

Проектирование ДЭПЛ пр. 651 осуществлялось в ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») под руководством главного конструктора А. С. Касациера.

16 ноября 1960 года на Балтийском ССЗ имени С. Орджоникидзе (№ 189) состоялась закладка головной лодки нового проекта — К-156. Спуск на воду состоялся 31 июля 1962 года. Заводские испытания начались 22 декабря 1962 года. 10 декабря 1963-го первая ДЭПЛ пр. 651 была передана флоту.

Всего предполагалось построить 36 лодок пр. 651, но в конечном счете построили 16. На том же заводе в 1964 году построили вторую лодку 651-го проекта, а остальные 14 строили в период с 1965 по 1968 год на заводе «Красное Сормово» (№ 112) в Горьком.

На первых пяти лодках наружный корпус, прочные наружные цистерны, стабилизаторы и ограждение прочной рубки были выполнены из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ. В период освоения этой марки стали судостроительные заводы встретились со значительными технологическими трудностями в части сварки, правки и резки стали. Кроме того, через четыре-пять лет эксплуатации субмарин, выполненных из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ, на внешнем корпусе и цистернах появились сквозные и несквозные трещины. Это потребовало разработки мероприятий по повышению коррозионно-механической прочности легких корпусов и прочных наружных цистерн, изготовленных из стали 45Г17ЮЗ.

МОДИФИКАЦИИ

Кроме базовой модели существовали две модификации ДЭПЛ проекта 651.

Проект 651К — лодка К-81 была модифицирована в 1972 году для установки спутниковой антенны приема целеуказания с военных спутников и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».

Проект 651Э — единственная атомная-дизель-электрическая подводная лодка. В 1985 году на лодку К-68 вместо аккумуляторных батарей, выработавших свой срок службы, была установлена специально созданная для нее уникальная миниатюрная ядерная энергетическая установка (ЯЭУ). Разработку выполнило ЦКБ «Лазурит» в 1977 году. ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЗТ. Стендовую отработку провел НИТИ. ТВП-4 кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ЯЭУ была смонтирована в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 т и размещалась в пространстве между прочным и легким корпусом в кормовой части лодки. Решение оказалась очень удачным, но дороговизна и сложность переоборудования привели к тому, что лодка проекта 651Э осталась в единственном экземпляре.

СЛУЖБА

Практически все лодки этого проекта несли службу в Северном флоте. Только две субмарины — К-120 и К-73 — служили на Тихоокеанском. Основным районом службы лодок проекта было Средиземное море. В 1980-е годы, в разгар холодной войны, советские дизельные лодки ввели во внутренние моря. В частности, две лодки пр. 651 — К-67 и К-318- направили на Черное море, а еще четыре — К-24, К-77, К-81 и К-203 — на Балтику.

Изначально все подлодки 651-го проекта классифицировались как крейсерские (отсюда индекс «К» в обозначении), но с июля 1977 года их переклассифицировали по водоизмещению в БПЛ (индекс «Б»). ДЭПЛ пр. 651, вместе с проектом 675, стали завершающими сериями подлодок ВМФ Советского Союза, вооруженными крылатыми ракетами с надводным стартом. С 1980-х годов их стали выводить из состава флота, и к началу 1990-х они были утилизированы. Из 16 лодок проекта 14 пошли на слом. Две были проданы за границу. К-24 (Б-24) отправилась в 1994 году в Германию, где используется как музей под неверным обозначением U-461.

К-77 (Б-77) была продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан. Затем лодка перепродана и отбуксирована в США. С 1997 года ПЛ использовали как туристический аттракцион в городе Санкт-Петербург, шт. Флорида. С 2002 по 2007 год она была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484.

КОНСТРУКЦИЯ

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести.

Прочный корпус ДЭПЛ пр. 651 представлял собой цилиндр диаметром 6,9 м с двумя усеченными конусами в оконечностях. Поперечными плоскими водонепроницаемыми переборками прочный корпус разделялся на восемь отсеков: носовой торпедный, жилых помещений и передних аккумуляторных батарей, управления ракетами и аккумуляторных батарей, отсек управления, жилых помещений и второй группы аккумуляторных батарей, дизель-генераторный, электромоторов, кормовой торпедный.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Шпангоуты прочного корпуса располагались как внутри, так и снаружи корпуса. Прочная рубка была овальной, а крыша ее имела форму кругового цилиндра с образующей, параллельной диаметральной плоскости.

Главный балласт размещался в 14 цистернах. Все эти цистерны были прочными и имели кингстоны. Вентиляция всех междубортных цистерн была раздельной. Управление кингстонами и клапанами вентиляции — дистанционное гидравлическое. Конструкции прочного и наружного корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты.

Характерной особенностью лодок пр. 651 стало наличие пусковых контейнеров СМ-49, скрытых в надстройке. Два контейнера располагались перед ограждением рубки, другие два — позади. В бортах появились крупные выемки, предназначенные для вывода газов стартовых двигателей. Позже данное решение использовали и на других носителях крылатых ракет.

Начиная с седьмой лодки серии, наружный корпус покрывали противогидролокационным нерезонансным покрытием с рупорными каналами НППРК-4ДЗ. Надводное водоизмещение ДЭПЛ с покрытием увеличилось до 3300 м³.

ГЭУ

Главная энергетическая установка ДЭПЛ состояла из следующих элементов:

— два главных, четырехтактных, двенадцатицилиндровых дизеля 1Д43 Коломенского завода, с газотурбинным наддувом, мощностью по 4000 л. с. каждый и один четырехтактный, шестицилиндровый дизель 1ДЛ42 с газотурбинным наддувом мощностью 1720 л. с, спаренный с генератором постоянного тока ПГ-142;

— два главных гребных электродвигателя ПГ-141, мощностью по 6000 л. с. каждый, и два электродвигателя экономического хода ПГ-140, мощностью по 200 л. с. каждый;

— серебряно-цинковая аккумуляторная батарея типа 30/3, состоящая из четырех групп по 152 элемента в каждой группе. Батарея имела срок службы 35-40 условных циклов или 12-18 месяцев. Однако по причине отсутствия в СССР необходимого количества серебра только три ДЭПЛ пр. 651 получили такие батареи. На остальных лодках стояли традиционные свинцовые аккумуляторные батареи типа 60СМ-П в количестве 448 элементов, имеющие более скромные характеристики.

РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

ДЭПЛ пр. 651 предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника, поэтому их основным вооружением были четыре крылатые ракеты П-6. Возможно было также использовать П-5 для стрельбы по неподвижным береговым целям.

Ракеты размещались в контейнерах СМ-49 и были сблокированы попарно. Конструкция обеспечивала возможность как одиночных пусков, так и проведение четырехракетного залпа в последовательности стартов «крест-накрест» — 4-1 и 3-2, с минимальными интервалами между стартами 6,26 и 5 с. Такая схема пуска была выработана в ходе испытаний ракет П-5, когда выявилось, что при предстартовой подготовке струя продуктов сгорания двигателя впереди расположенной ракеты способна заглушить двигатель ракеты позади. При этом исключалась возможность стрельбы разными типами ракет за одно всплытие лодки. Стрельба ракетами могла производиться только в надводном положении, при скорости хода субмарины до 8 узлов и волнении до четырех баллов. Для старта ракеты контейнеры поднимались на угол 15°.

Определение пеленга на цель и дальности до цели для ракеты П-6 производилось корабельной аппаратурой системы «Аргумент» по данным, получаемым от средств разведки и от навигационных средств ПЛ.

Антенна системы «Аргумент» имела площадь около 10 м и размещалась в носовой части ограждения рубки на поворотной мачте. В нерабочем положении антенна заводилась в ограждение рубки.

В конце 1970-х годов некоторые ДЭПЛ пр. 651 были перевооружены противокорабельными ракетами П-500 «Базальт».

ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

ДЭПЛ пр. 651 была вооружена шестью торпедными аппаратами (ТА) калибра 533 мм в носу (без запасных торпед) и четырьмя оборонительными малогабаритными торпедными аппаратам калибра 400 мм в корме (с восемью запасными торпедами). 533-мм торпедные аппараты обеспечивают стрельбу парогазовыми и электрическими торпедами, в том числе «53-56», «53-57», «53-58» и «СЭТ 53» весом 2200 кг на глубинах до 100 м. Кормовые 400-мм ТА выпускали электрические торпеды МГТ-1 и МГТ-2 на глубинах до 150 м и приборы постановки помех «Анабар» на глубинах до 250 м.

Лодки, начиная с К-156, оснащали устройством перезарядки кормовых 400-мм торпедных аппаратов. Перезарядка производилась с помощью электропривода. Общее время перезарядки всех четырех ТА — около 30 минут.

На некоторых субмаринах пр. 651 во втором отсеке предусматривали стеллажи для хранения дополнительных 12 торпед калибра 533 мм. При их использовании общее количество торпед можно было довести до 22. Погрузку запасных торпед осуществляли через торпедные аппараты и специальные люки. Запасные торпеды предназначались для перезарядки только четырех торпедных аппаратов.

Оставить эмоцию Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь 37847 Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

«Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (код НАТО:»Джульетта»). История службы, вооружение и модификации.»

Характеристики подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

Страна: СССР
Тип: Дизель-электрическая подводная лодка
Дата выпуска: 1963 г.
Водоизмещение: Надводное — 3174 тонн, подводное — 4137 тонн
Длина: 90 м
Ширина: 10 м
Осадка: 7 м
Бронирование: Нет
Экипаж: 82 человека (из них 12 офицеров)
Силовая установка: 2х дизеля (по 4000 л.с.), 2х электромотора (по 6000 л.с.), дизельгенератор (1720 л.с.), 2х электромотора по 150 л.с.
Дальность хода: 9000 миль при скорости 8 узлов в надводном положении, 810 миль при скорости 2,74 узла в подводном положении (на одном заряде батарей). Автономность — 90 суток.
Максимальная скорость: Надводная — 19 узлов, подводная — 14 узлов. Нормальная глубина погружения — 240 м, предельная — 360 м.
Вооружение:
  • 6 х 533-мм носовых торпедных аппаратов (18 торпед, в том числе с ядерным зарядом);
  • 4 х 400-мм кормовых торпедных аппарата (4 торпеды);
  • 4 х управляемых крылатых ракеты П-5 (П-6 или П-500);
Авиагруппа: Нет

История создания подводных лодок проекта 651

Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (по классификации НАТО: «Juliett» — «Джульетта») поступили на вооружение флота в конце 1950-х годов. В своем роде это были уникальные корабли — первые и единственные в советском ВМФ дизельные подводные лодки, построенные специально для вооружения крылатыми ракетами с ядерным боезарядом.

В отличие от атомных «Китов» проекта 627, на которые пытались приспособить фактически уже имеющиеся сухопутные крылатые ракеты, каждый дизельный ракетоносец проекта 651 располагал 4-я ракетами П-5 (разработана в КБ Челомея), созданными специально для подводных лодок. Ракеты П-5 были оснащены системой складывающихся крыльев «АРК-5», которая позволяла запускать ракету из компактной пусковой установки, имеющей относительно малый диаметр, и прекрасно подходящей для стесненных условий субмарины.

Чертеж корпуса советской дизель-электрической подводной лодки проекта 651

Наступательное вооружение подводных лодок проекта 651 состояло из двух типов ядерных ракет:

  • Крылатых ракет П-5, предназначавшихся для уничтожения неподвижных береговых целей. Ракета П-5 не отличалась особой точностью — «погрешность» попадания составляла 3 км на 500 км пути. Зато она несла боеголовку РДС-4 весом в 930 кг., что компенсировало любую неточность наводки.
  • Крылатых ракет П-6, предназначавшихся для уничтожения морских маневрирующих целей, в первую очередь — авианосцев противника. Эта ракета была управляемой, для повышения точности, её траектория полета могла корректироваться не только персоналом подводной лодки, но также экипажами специально оборудованных стратегических бомбардировщиков Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, или корабельным вертолетом Ка-25РЦ.

Учитывая, что на момент создания обе ракеты были весьма совершенны и могли с легкостью «взломать» американскую систему ПВО — как наземную, так и морскую, строить «Джульетт» предполагалось с размахом: первоначальный заказ составил аж 36 штук. Однако, в связи с появлением более совершенного варианта дизель-электрической подводной лодки проекта 675 (дальнейшего развития проекта 651, на вооруженного не 4-я, а 8-ю ракетами), построено было 16 субмарин.

Модель подводной лодки проекта 651 с открытыми пусковыми установками крылатых ракет

Конструкция и модификации подводных лодок проекта 651

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 были весьма совершенными кораблями, на момент вступления в с строй. Хотя их корпуса изготавливались из обычной стали (первые 8 лодок, имели внешний, «легкий» корпус из маломагнитной стали, однако, в силу дефектов материала, от этого впоследствии отказались) их покрывали специальным звуко-радиопоглощающим покрытием из жёсткой резины, что резко снижало шумозаметность.

Совершенно уникальными были серебряно-цинковые аккумулляторные батареи, позволявшие развивать подводную скорость до 17,5 узлов на протяжении 1,5 часов, а также обеспечивающие дальность подводного хода в 810 миль. Также, именно на одной из лодок проекта 651 (на К-81), впервые была применена и навигационная система «Касатка-Б», получающая информацию о целях со спутников.

Подводная лодки проекта 651 в надводном положении

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Прочный (внутренний) корпус состоял из восьми отсеков:

1. Носовой торпедный отсек.
2. Отсек жилых помещений и передних акумулляторных батарей.
3. Отсек управления ракетами и аккумулляторных батарей.
4. Отсек управления.
5. Отсек жилых помещений и две группы акумулляторных батарей.
6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
7. Отсек электоромоторов.
8. Кормовой торпедный отсек.

Почти весь личный состав обеспечивался спальными местами (большой шаг вперед, по сравнению с предыдущими проектами). Ракетоносцы были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса в межкорпусное пространство (перед ограждением рубки и за ним).

Кроме базовой модели, существовали и 2 модификации дизель-электрических подводных лодок проекта 651:

  • Проект 651К — базовый ракетоносец (К-81) со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
  • Проект 651Э — в 1985 году, уже на исходе жизни подводных лодок этого типа, их «волшебные» серебряно-цинковые батареи, в связи с выработкой ресурса, были заменены на обычные свинцовые. Это не пошло на пользу итак уже не новым кораблям, поэтому на базе ракетоносца К-68, был проведен эксперимент по установке вспомогательной ядерной энергетической установки.
    Специально для этих целей был создан уникальный миниатюрный ядерный реактор. Как и пусковые контейнеры ракет, она была размещена в пространстве между корпусами, в кормовой части лодки. Характеристики корабля, а особенно время подводного хода, предсказуемо увеличились и эксперимент окончился полным успехом. Однако, принимая во внимание дороговизну и сложность переоборудования (к тому же наличия во флоте более совершенных и новых кораблей), «атомная-дизель-электрическая подводная лодка» так и осталась в единственном экземпляре.

Одна из «Джульетт» проекта 651

История службы подводных лодок проекта 651

Тихоокеанский флот

К-63. Красное Сормово (заводской номер 513), заложена 25 апреля 1962 г, спущена на воду 26 июля 1963 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-63. Сдана на слом 1991 г.

К-70. Красное Сормово (заводской номер 514), заложена 25 марта 1962 г, спущена на воду 6 февраля 1964 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-270. Сдана на слом 1991 г.

K-120. Красное Сормово (заводской номер 534), заложена 25 марта 1967 г, спущена на воду 11 июля 1968 г, вступила в с строй 26 декабря 1968 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, с 1987 переименована в Б-120. Сдана на слом в 1991 г.

K-73. Красное Сормово (заводской номер 523), заложена 11 августа 1964 г, спущена на воду 31 мая 1966 г, вступила в с строй 15 декабря 1966 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, в 1977 переименована в Б-73. Сдана на слом в 1991 г.

Северный/Балтийский флот

К-156. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 552), заложена 16 ноября 1960 г, спущена на воду 31 июля 1962 г, вступила в с строй 10 декабря 1963 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-156. Сдана на слом 1988 г.

К-85. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 553), заложена 25 октября 1961 г, спущена на воду 31 января 1964 г, вступила в с строй 30 декабря 1964 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-124. Сдана на слом 1988 г.

К-24. Красное Сормово (заводской номер 511), заложена 15 октября 1961 г, спущена на воду 15 июля 1962 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-24. В 1994 г. в небоеспособном состоянии продана в Германию, в настоящее время переоборудована в плавучий ресторан (с несуществующим обозначением U-461).

К-68. Красное Сормово (заводской номер 512), заложена 25 января 1962 г, спущена на воду 30 апреля 1963 г, вступила в с строй 28 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-68. В 1985 г. переоборудована по проекту 651Э, пройдя дооснащение малогабаритной атомной энергоустановкой. С 1992 передана в резерв, в 2005 г. передана на утилизацию (Мурманская область).

К-77. Красное Сормово (заводской номер 515), заложена 11 марта 1965 г, спущена на воду 31 октября 1965 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-77. В начале 1990-х г.г. в небоеспособном состоянии продана в Финляндию (под ресторан), затем в США, где снялась в роли подводной лодки К-19 в одноименном фильме, затем была переделана под музей, но в 2007 году затонула. В 2008 году поднята и в связи с нецелесообразностью восстановления — сдана на слом.

К-81. Красное Сормово (заводской номер 522), заложена 20 ноября 1963 г, спущена на воду 7 августа 1964 г, вступила в с строй 14 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-81. В 1971 году модифицирована по проекту 651К. В 1991 году выведена из боевого состава флота, фактически оказавшись брошенной в бухте г.Лиепая. Разграблена охотниками за цветным металлом, в конце 1991 г. затонула, поднята латвийцами в середине 1990-х и разделана на метал.

K-78. Красное Сормово (заводской номер 525), заложена 25 июля 1965 г, спущена на воду 30 марта 1967 г, вступила в с строй 11 января 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-478. Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл.

K-203. Красное Сормово (заводской номер 531), заложена 25 декабря 1965 г, спущена на воду 30 июня 1967 г, вступила в с строй 2 декабря 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-203. Сдана на слом в 1994 г.

K-304. Красное Сормово (заводской номер 532), заложена 6 августа 1966 г, спущена на воду 24 января 1967 г, вступила в с строй 21 сентября 1968 г. Причислена к Северному флоту, с 1977 — переименована в Б-304 сдана на слом в 1994 г.

Черноморский флот

K-58. Красное Сормово (заводской номер 521), заложена 15 июля 1963 г, спущена на воду 15 декабря 1966 г, вступила в с строй 23 сентября 1966 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-58. Затонула во время стоянки в 1992 г., сдана на слом.

K-67. Красное Сормово (заводской номер 524), заложена 31 января 1965 г, спущена на воду 29 октября 1966 г, вступила в с строй 30 сентября 1967 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-67. Сдана на слом в 1994 г.

K-318. Красное Сормово (заводской номер 533), заложена 29 марта 1966 г, спущена на воду 29 марта 1968 г, вступила в с строй 29 сентября 1968 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 г. переименована в Б-318. Сдана на слом в 1994 г.

Подводная лодка проекта 651 в гавани, носовые пусковые установки крылатых ракет открыты.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет