Почему бомба сброшенная с горизонтально летящего самолета

2014-05-31
Самолет летит на некоторой высоте с постоянным ускорением и по горизонтальной траектории. В тот момент, когда его скорость равна $v$, с него сбрасывают бомбу. Начальная скорость бомбы относительно самолета равна нулю. Постройте траекторию падения бомбы с точки зрения земного наблюдателя и с точки зрения летчика. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Решение:
Неподвижную относительно Земли систему отсчета выберем так: ось х направлена в сторону движения самолета, ось у по вертикали вверх, а начало отсчета расположено на поверхности Земли под точкой сбрасывания бомбы.
Уравнение движения бомбы в проекциях на оси этой системы координат имеет вид
$x = v_{t}, y= h_{0} – gt^{2}/2$, (1)
где $h_{0}$ — высота полета самолета. Уравнение траектории бомбы получаем путем исключения из системы (1) времени t:
$y= h_{0} — \frac{x^{2}}{2v^{2}}$.
Это уравнение параболы. Ее вершина находится в точке с координатами $x = 0, y = h_{0}$. Нисходящая ветвь параболы пересекает ось на расстоянии $x = v \sqrt{2h_{0}/g}$ от начала координат. Траектория бомбы в неподвижной системе координат показана на (рис. а).
Найдем траекторию бомбы в системе отсчета, связанной с самолетом. Ось х, как и раньше, направим в сторону движения, ось у по вертикали вверх, а начало отсчета поместим в точке, все время находящейся точно под самолетом на уровне Земли. В этой системе отсчета начальная скорость бомбы равна нулю. Ускорение бомбы относительно самолета постоянно. Горизонтальная составляющий этого ускорения направлена в сторону, противоположную ускорению самолета, и равна ему по величине, вертикальная составляющая направлена вниз и равна ускорению свободного падения g. C учетом этого нетрудно написать уравнение движения бомбы в проекциях на оси новой системы координат:
$x = -at^{2}/2, y= h_{0} – gt^{2}/2$.
Исключая из этой системы уравнений время, получаем:
$y = h_{0} + gx/a$.
Это уравнение прямой, пересекающей ось у в точке с координатой $y=h_{0}$ и ось х — в точке с координатой $x = -ah_{0}/g$. Траектория бомбы, какой ее видит наблюдатель с самолета, показана на (рис. б и в); рисунок б соответствует случаю $a > 0$, рисунок в – случаю $a

Конструкция типовых образцов зарубежных УАБ с полуактивными лазерными системами наведения (2005)

С. Семёнов

Проведенные за рубежом в 80-90-е годы НИОКР по созданию УАБ были направлены на расширение режимов боевого применения по высоте, скорости и дальности, на повышение мощности и эффективности боевых частей, на использование новых типов ГСН (инфракрасных и радиолокационных миллиметрового диапазона волн), повышение автономности после пуска, достижение более высокой точности наведения днем и ночью в любых метеоусловиях, использование нескольких «УАБ в одном заходе, внедрение инерциальных, радионавигационных и автономных систем, скомплексированных на базе микропроцессорных вычислителей. Совершенствовались также способы и тактические приемы боевого применения управляемых авиационных бомб.

Начало XXI века в области разработки УАБ характеризуется дальнейшим совершенствованием конструктивно-компоновочных схем, появлением новых типов БЧ и стремительным внедрением новейших технологий в разрабатываемые системы наведения (СН) и системы управления (СУ).

Исторически разработка УАБ велась в направлении создания авиационного боеприпаса специальной конструкции, а также использования штатных фугасных авиабомб (табл. 1) и сборки на базе модулей (модульной конструкции).

Одним из существенных признаков, определяющих УАБ как вид авиационного управляемого высокоточного оружия (ВТО) и схему ее боевого применения, а также влияющих на ее конструктивно-компоновочный облик, является тип используемой СН. До сих пор доминирующее положение остается за лазерными и телевизионными СН. На начало XXI века наиболее распространенными типами УАБ являлись образцы с лазерными (около 36 %) и телевизионными (около 19 %) системами наведения, возросла доля бомб данного типа с системами управления с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR (17 проц), а также степень оснащения ГСН для более точного наведения на цель на конечном участке траектории (13 %).

Роль УАБ в современных боевых операциях становится весьма ощутимой из-за высокой эффективности поражения ими целей. Так, в ходе конфликта в зоне Персидского залива (1991), несмотря на то что УАБ с лазерными СН составляли только 5 % общего количества израсходованных бомб, они обеспечили поражение более 50 % целей. В операции в Косово (1999) доля УАБ составляла 35 %, а в Афганистане (2001-й) — составила уже 56 % общего количества бомб, при этом доля бомб с лазерными СН — 12 %, a JDAM — 45 % общего числа ВТО.

УАБ США (программа «Пэйв Уэй»). Соединенные Штаты Америки являются лидером в области создания ВТО, в том числе УАБ. Разработка этих средств поражения на базе штатных неуправляемых бомб Мк82, Мк83, Мк84 велась по двум аналогичным программам: «Скиппер», которая осуществлялась фирмами «Эмерсон электрик» и «Аэроджет дженерал», и «Пэйв Уэй», которая осуществлялась компанией — «Тексас инструменте». Хотя первоначально эти программы были задуманы как конкурирующие, но затем они стали взаимодополняющими. В частности, УАБ AGM-123A «Скиппер» фирмы «Эмерсон» является одним из образцов семейства УАБ «Пэйв Уэй».

Образцы бомб с лазерными полуактивными СН, созданные по программе «Пэйв Уэй», «де-факто» являются стандартом для разработки УАБ в других странах. Предложенная американскими специалистами в 1963 году концепция создания УАБ с полуактивной лазерной ГСН на базе штатных авиабомб в 1965 году была выбрана управлением вооружения ВВС США в качестве основной, и ей было дано приоритетное развитие. Программа «Пэйв Уэй» продемонстрировала удивительную жизнеспособность и полностью себя оправдала. Такой устойчивый интерес к УАБ с лазерными ГСН связан с их исключительной простотой и надежностью как в изготовлении, так и в боевом применении, а также с относительно низкой стоимостью.

Как отмечают зарубежные специалисты, указанные авиационные средства поражения применялись в ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии и Вьетнаме для поражения зенитных ракетных комплексов ПВО, электростанций, железнодорожных узлов и станций, складов ГСМ, нефтехранилищ, мостов, бункеров, фортификационных сооружений и других объектов, значительную часть которых составляли малоразмерные и укрепленные цели.

Семейство УАБ, разработанное по программе «Пэйв Уэй», постоянно совершенствуется и успешно развивается.

Управляемые авиационные бомбы первого и второго поколений.

Разработка и испытания первых образцов УАБ с лазерной флюгерной ГСН на базе штатных неуправляемых авиабомб Мк82, Мк83, Мк84, Ml 17 (рис.1), Ml 18 были выполнены в 1965-1968 годах в рамках программ «Пэйв Уэй» и «Скиппер», которые затем были приняты на вооружение. УАБ, созданные в рамках программ «Пэйв Уэй-1, -II, -III», разрабатывались по единым принципам на базе существующих обычных авиабомб и отличались лишь качественными и некоторыми конструктивными характеристиками, повышающими их боевые возможности. Авиационные бомбы, созданные по этим программам, по своей конструктивной схеме практически одинаковы (рис. 2): передний отсек со стандартным лазерным флюгерным координатором цели, блоком наведения, блоком управления с источником питания, рулями и приводом рулей; боевая часть штатной АБ; хвостовая часть с аэродинамическими поверхностями. Рули, а также аэродинамические поверхности элементов конструкции, сопрягаемые с БЧ, отличаются друг от друга размерами в зависимости от калибра бомб. Все остальные элементы системы идентичны. Они построены по аэродинамической схеме «утка» и имеют ту же, что и обычные авиабомбы, систему подвески на носитель.

Внешний вид типовых образцов УАБ второго поколения GBU-12 и GBU-10 представлен на рис. 3 и 4, а семейство УАБ «Пэйв Уэй-П» (в сопоставительном виде) — на рис. 5.

Для наведения бомбы с лазерной ГСН необходимо, чтобы цель непрерывно подсвечивалась лучом лазера, причем точность бомбометания в большей степени определяется тем, насколько стабильно удерживается луч лазера на цели.

После отделения бомбы от самолета приемное устройство, расположенное в ГСН, начинает принимать отраженный от цели сигнал лазера подсветки. При всяком отклонении направления максимума диаграммы направленности отраженного луча на выходе приемного устройства вырабатывается сигнал рассогласования, который воздействует на приводы рулей бомбы, возвращающие ее на заданный курс. Наличие дымки или тумана уменьшает дальность действия системы наведения бомбы и вероятность попадания. По мнению иностранных специалистов, это один из существенных недостатков УАБ с лазерной ГСН.

К недостаткам можно отнести большую нижнюю границу высот боевого применения (бомбометание с горизонтального полета требовало полета высоты более 1,5 км, с пикирования УАБ применялись с 1,2 — 2,2 км при углах сбрасывания 25 — 40°), что объяснялось особенностями метода наведения и необходимостью лазерной подсветки цели вплоть до момента подрыва БЧ. Кроме того, было сложно обеспечить одновременное наведение нескольких УАБ на расположенные рядом цели, так как относительно большое поле зрения ГСН приводило к «захвату» головкой самонаведения бомбы другой цели и срыву выполнения боевой задачи.

Особое место среди этих УАБ занимает авиабомба GBU-17 с лазерным наведением, разработка которой была завершена в 1982 году. Эта специальная авиабомба предназначена для поражения особо прочных целей, у которых толщина железобетонного перекрытия составляет до 1,2 м (заглубленных командных пунктов, узлов связи, тоннелей, складов, укрытий подземного и полуподземного типов, особо защищенных пусковых установок ракет, фортификационных сооружений и т.д.). Она снаряжается боевой частью HSM двойного действия, заключенной в особо прочный корпус. При попадании авиабомбы в цель сначала срабатывает головной кумулятивный заряд, пробивающий в преграде глубокий канал, в который затем проникает заряд БЧ фугасного типа. Его подрыв происходит с некоторым замедлением. Испытания показали, что авиабомба, оснащенная двумя ракетными ускорителями, может без рикошетирования разрушать бетонные плиты толщиной до 4,5 м.

УАБ третьего поколения. Дальнейшее совершенствование УАБ заключалось в повышении точности наведения, расширении диапазона применения по высоте и увеличении дальности применения. Для действий с малых и предельно малых высот в начале 80-х годов в США была создана серия УАБ третьего поколения — «Пэйв Уэй-Ш» с полуактивной лазерной СН: GBU-22, AGM-123A и GBU-24.

УАБ GBU-22 (рис. 6) и GBU-24 (рис. 7) обладают повышенной дальностью полета за счет оснащения их крылом увеличенной площади и оптимизации траектории, выбираемой автопилотом. Они имеют лазерную гиро стабилизированную ГСН и микропроцессор, вырабатывающий команды управления. При этом повысилась точность наведения, расширился диапазон высот применения вплоть до малых высот (300-500 м) и возросли возможности самолета-носителя по уклонению от зенитного огня объектовой ПВО.

Управляемая авиационная бомба AGM-23A «Скиппер», разработанная для авиации ВМС, представляет собой модернизированную УАБ второго поколения GBU-16 (в качестве БЧ используется фугасная бомба Мк83 калибра 1000 фунтов), в которой видоизменены модуль вычислителя и хвостовой отсек с оперением. Она оснащена ракетным твердотопливным двигателем (РДТТ) от усовершенствованной противорадиолокационной УР «Шрайк», существенно увеличившим дальность полета бомбы при поражении морских целей (рис. 8). Данный вариант УАБ разработала фирма «Эмерсон электрик» в рамках совместной программы ВВС и ВМС LLLGB (Low Level Laser Guided Bomb). Бомба фактически стала управляемой ракетой, единственным отличием от которой в этом случае была величина тяговооруженности УАБ. При этом изменился способ атаки цели и значительно возросли возможности самолета-носителя по уклонению от зенитного огня объектовой ПВО. Дальность применения УАБ серии «Пэйв Уэй-III» на малых высотах в 2 раза превышает дальность сброса аналогичных бомб предшествующих разработок.

УАБ GBU-27 предназначена для поражения особо важных стратегических объектов и командных бункеров. Использовалась во время войны в зоне Персидского залива с самолета F-111A. Она является модификацией бомбы GBU-24 (рис. 9) и разработана специально для применения с истребителя-бомбардировщика F-111А. Основные изменения, сделанные в GBU-24, были направлены на то, чтобы уменьшить диаметр адапторных колец и использовать хвостовой отсек от GBU-10. Это дало возможность уменьшить длину бомбы и размеры рулей. Такая конструкция позволила разместить УАБ во внутренних отсеках бомбардировщика F-111A. Кроме того, с целью уменьшения эффективной поверхности рассеяния при выходе из бомбового отсека внешняя поверхность корпуса бомбы выполнена из радиопоглощающих материалов. Использование БЧ типа 1-2000 (или BLU-109), имеющей небольшой диаметр, упрочненные носовую часть и стенки, позволяет проникать в прочную цель на глубину до нескольких метров.

Бомба GBU-28/B предназначена для поражения целей с железобетонными перекрытиями толщиной несколько метров, залегающих под землей на глубине до 30 м. К работе над данным проектом американские специалисты приступили через несколько дней после начала войны в зоне Персидского залива (1991). Бомба была сконструирована и изготовлена за шесть недель. В качестве базового образца использовалась УАБ GBU-27, в которой БЧ была заменена на проникающий элемент, изготовленный из 203-мм артиллерийского ствола (рис. 10). Масса GBU-28/B составляет 2 132 кг, из которых 295 кг приходится на взрывчатое вещество (тритонал). Она способна пробить перекрытия из железобетона толщиной свыше 6,7 м. Было изготовлено несколько образцов этой УАБ. Согласно сообщениям зарубежных СМИ, в конце февраля 1991 года экипаж истребителя-бомбардировщика F-l11 одной такой бомбой уничтожил особо прочный подземный комплекс севернее г. Багдад (база Аль-Таджи). После окончания войны работы по совершенствованию GBU-28/B были продолжены. Бомба была оснащена избирательным взрывательным устройством, способным различать слои бетонного перекрытия и фактическую цель. Полностью натурные испытания бомбы завершились в 1996 году.

На начальном этапе операции в Афганистане (2001) УАБ GBU-28/B также являлись основным видом авиационных боеприпасов, предназначенным для поражения укрепленных бункеров.

Основные особенности бомб, созданных по программам серии «Пэйв Уэй», представлены на рис. 11 и в табл. 2, из которых видно, что более совершенные УАБ характеризуются и более широкой областью применения, которая отсутствует у боеприпасов первого поколения.

Таблица 2 Состав семейства УАБ «Пэйв Уэй» различных поколений

Тип штатной АБ (базовая) (калибр, фунт/кг)

Поколения УАБ, созданные по программе «Пэйв Уэй»

I (1967-1972) II (1972-1982) III (1979-1983)
Мк82 (500/227) GBU-12B, А/В GBU-12Е/В, В/В, С/В и D/B GBU-22/B
М117 (750/380) M117LGB
Мк83 (1 000/447) GBU-16C/B, /В и В/В GBU-23 AGM-123A «Скиппер»
Мк84 (2000/894) GBU-10B, А/В GBU-10E/B, С/В, D/B и F/B GBU-24/B, GBU-27
BLU-109/B (2000/875) GBU-24A/B, GBU-27/B
М118 (3 000/1382) GBU-11A/B
Мк18 (1 000/454) Мк13/18
HSM двойного действия (кумулятивно-фугасная) GBU-17/B
BLU-113 А/В (-/2 132) GBU-28/B
Отличительные особенности по отношению к предыдущему поколению (для второго и третьего поколений) Усовершенствование ГСН (элементы оптической системы и корпуса координатора цели изготовлены не из стекла и металла, а из пластмасс), вычислитель содержит более современную микроэлементную базу, повышенная чувствительность ИК-детектора. Оснащение кодирующим устройством для распознавания подсвета и повышения помехозащищенности. Крыло УАБ раскрывающегося типа (выдвигающиеся консоли) Оснащение гиростабилизированной лазерной полуактивной ГСН. Повышение чувствительности координатора цели. Реализация метода пропорционального наведения с выполнением маневра «горка». Увеличение площади раскрывающегося оперения. Оснащение более мощным модулем аэродинамического управления. Наличие цифрового автопилота с микро-ЭВМ (мощный микропроцессор). Отсутствие электрической связи УАБ с самолетом-носителем. Оснащение УАБ двигательной установкой
Основные преимущества по сравнению с предыдущим поколением Повышение дальности «захвата» цели. Повышение точности и помехоустойчивости СН, эффективности боевого применения. Расширение диапазона скоростей при бомбометании. Увеличение количества подвешиваемых УАБ благодаря возможности их подвески на многозамковые держатели. Увеличение сроков складского хранения Увеличение дальности полета при сбросе на малых высотах (за счет двигательной установки) и с больших высот (аэродинамическое качество равно 5). Возможность оптимизации траектории в зависимости от тактики применения. Возможность замены ГСН без существенных доработок

Великобритания.

Специально для национальных ВВС в рамках программы «Пэйв Уэй-II» фирмами «Тексас инструменте», БАэ, «Портсмут авиэйшн» и другими на базе штатной неуправляемой бомбы МС 1000 была разработана УАБ Мк13/18, конструктивно-компоновочная схема которой приведена на рис. 12. В головной блок входят координатор цели флюгерного типа, вычислитель и аэродинамические поверхности управления. Координатор монтируется в универсальном шарнире и имеет кольцевой стабилизатор, благодаря которому линия визирования координатора ориентируется набегающим потоком воздуха вдоль вектора скорости полета бомбы. Аэродинамическое управление УАБ в полете осуществляется с помощью двух пар дифференциально отклоняемых рулей, установленных снаружи головного блока. В процессе наведения бомбы лазерный луч целеуказателя, отражаемый целью при отклонении от линий визирования координатора УАБ, попадает на один из четырех квадрантов ИК-детектора. Возникающий при этом сигнал ошибки поступает в вычислитель, вырабатывающий соответствующие команды управления на приводы рулей, в результате чего происходит коррекция траектории УАБ для наведения на подсвечиваемую цель.

На авиасалоне «Фарнборо-94» были продемонстрированы две УАБ с лазерным полуактивным наведением семейства Laser-PGM, созданные фирмой «GEC-Маркони». Эти бомбы, предназначеные для нанесения высокоточных ударов по хорошо защищенным целям за пределами зоны действия объектовой ПВО противника, являются образцами УАБ калибров 250 и 900 кг с боевой частью фугасного или проникающего типа.

Оба изделия оснащены Х-образным оперением и стабилизаторами в носовой части. Для увеличения дальности полета на них установлены ракетные двигатели (два на УАБ калибра 900 кг, рис. 13, и один на бомбе калибра 250 кг).

Дальность действия УАБ превышает 20 км. Помимо лазерного наведения на конечном участке траектории, она снабжена системой управления для обеспечения движения на основном участке полета.

УАБ калибра 900 кг принята на вооружение ВВС Великобритании под условным обозначением «Ланселот». Бомба калибра 250 кг предположительно имеет название «Хаким» и предназначена для ВВС Объединенных Арабских Эмиратов.

Франция. В начале 80-х годов фирма «Матра» выпустила серию управляемых авиационных бомб калибров 400 и 1000 кг, а в 1983 году была разработана 250-кг УАБ.

В УАБ серии BGL (рис. 14) в качестве БЧ используются штатные фугасные бомбы, которые оснащаются съемными комплектами полуактивного лазерного наведения «Эблис» и хвостовым аэродинамическим модулем. Головной модуль французских бомб содержит координатор цели флюгерного типа, но в его конструкции используется не кольцевой (как в американских УАБ), а двухплоскостной стабилизатор. Управление бомбой BGL в полете обеспечивается двумя парами дифференциальных рулей. В состав аппаратуры головного модуля введен гироскоп для стабилизации по крену поскольку после сбрасывания УАБ совершает первоначально полет по запрограммированной траектории. В хвостовом аэродинамическом модуле имеется крестообразное крыло с выдвигающимися после сбрасывания консолями. Сброс УАБ серии BGL осуществляется с тактических истребителей «Ягуар» и «Мираж» различных модификаций как с горизонтального полета, так и с кабрирования. В первом случае сброс производится на высотах 80-100 м на скоростях, соответствующих числу М<0,9. Продолжительность полета «УАБ 30-40 с, максимальная дальность достигает 7 км, точность попадания Е.,™ — около 2 м. При бомбометании с кабрирования (угол до 30°) сброс боеприпаса осуществляется на высотах 1000-1500 м, что обеспечивает дальность полета до 8 км.

Израиль. В 1990 году отделение «МБТ системз» фирмы «Израэль эркрафт индастриз» закончило разработку УАБ с полуактивным лазерным наведением, получившей название «Гриффин» (рис. 15). Впервые продемонстрированная на выставке в Ле-Бурже в 1989 году УАБ «Гриффин» является аналогом бомбы, созданной по программе «Пэйв Уэй-II».

УАБ серии «Гриффин» предназначены для поражения командных пунктов, бункеров, мостов и наземных кораблей. По конструктивно-компоновочной схеме и принципу действия эти бомбы практически аналогичны УАБ американской программы «Пэйв Уэй-II». Лазерная ГСН серии «Гриффин» устанавливается на стандартных бомбах США с низким лобовым сопротивлением, таких как Мк82, Мк83, Мк84, имеющихся на вооружении ВВС Израиля. Кроме того, прорабатывается возможность оснащения лазерной ГСН системы «Гриффин» бомбы Мк81 калибра 113 кг.

УАБ «Гриффин» состоит из двух основных сборных частей — носовой и хвостовой, которые пристыковываются к штатной БЧ. Секция наведения представляет собой корпус цилиндрической формы с передней конусообразной частью, на которой размещен оптико-электронный блок лазерной ГСН. В середине корпуса секции наведения по крестообразной схеме расположены четыре аэродинамических руля треугольной формы, а в хвостовой части — четыре аэродинамические поверхности такой же формы.

УАБ «Лизард-III» (рис. 16) с полуактивной лазерной ГСН и с БЧ на базе Мк82, Мк83 и Мк84 были разработаны фирмой «Элбит» в начале 90-х годов XX века и соответствовали УАБ США по программе «Пэйв Уэй-II». В 1997 году была создана авиационная бомба «Лизард-III», соответствующая по своим характеристикам американским бомбам, созданным по программе «Пэйв Уэй-III» (Екво=5 м). Дальнейшее ее развитие связано с повышением точности наведения до Eкво = 3 м.

УАБ PB-500AI фирмы «Израэль милитэри индастриз» предназначена для эффективного поражения бетонных укрытий самолетов, ВПП и командных пунктов управления. Она имеет небольшое лобовое сопротивление. Ее конструкция позволяет устанавливать ГСН как собственной разработки, так и головки самонаведения американских УАБ, разработанных по программе «Пэйв Уэй-II». Впервые экспортный вариант этой бомбы был представлен в 1997 году на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже (Франция).

PB-500AI представляет собой бомбу с установленной в носовой части лазерной ГСН и органами управления, проникающей боевой частью и стабилизатором, размещенным в хвостовой части (рис. 17). Эта УАБ имеет базу подвески размером 356 мм, что обеспечивает ее размещение на большинстве типов самолетов израильских ВВС — F-4E, А-4, F-15, F-16 и «Кфир».

УАБ «Гильотина» является модернизированной версией «Гриффин». Она была разработана в 1992 году отделением «МБТ системз» фирмы «Израэль эркрафт индастриз» по программе, направленной на обеспечение национальных ВВС бомбами с лазерным наведением расширенного диапазона действия и повышенной точности (рис. 18). Впервые была представлена на выставке в Ле-Бурже (1987). Бомба «Гильотина» является аналогом УАБ, созданной по программе «Пэйв Уэй-III».

Блоки системы управления разрабатывались так, чтобы они сопрягались с американскими бомбами Мк82 и Мк83, которые используются ВВС Израиля.

Дальность действия УАБ была увеличена до 30 км (при сбросе с высоты 12 км) за счет улучшенной аэродинамики и использования гиростабилизированной лазерной ГСН с возможностью дополнительного поиска и автоматического «захвата» цели. Точность наведения Eкво = 3 м. Подсветка цели осуществляется лазерным целеуказателем, установленным на самолете-носителе, или с земли.

УАБ «Гильотина» имеет инерциальный блок для наведения на среднем участке траектории в целях обеспечения автоматического поиска цели полуактивным лазерным искателем в радиусе 10 км до цели. Боевое применение самолета-носителя, оснащенного такими бомбами, может осуществляться как с горизонтального полета, так и с кабрирования и пикирования.
Использование в УАБ «Гильотина» более совершенной лазерной гиростабилизированной ГСН позволило разработчикам добиться не только высокой точности наведения, но и обеспечить высокую проникающую способность за счет больших углов подхода к цели (до 45°).

Пути совершенствования УАБ с лазерными ГСН. Как было отмечено выше, невозможность применения таких бомб в сложных метеоусловиях (облачность, дождь, туман) и при наличии пыли и дыма, а также ограниченные возможности применения ночью и в специфических условиях (например, в горной местности) значительно снижает их эффективность. Новые технологии определения места ЛА, основанные на использовании данных КРНС NAVSTAR, открыли возможность создания высокоточного оружия для всепогодного и круглосуточного применения. Поэтому вначале отношение к УАБ с лазерными ГСН было отрицательным. Руководство ВВС США предприняло шаги по замене лазерных ГСН в УАБ систем «Пэйв Уэй-I» и «Пэйв Уэй-II» фирмы «Рейтеон» на блок управления КРНС NAVSTAR в сочетании с инерциальной системой наведения.

Однако, как показали дальнейшие испытания, не во всех тактических ситуациях возможно применение модернизированных УАБ, так как точность при этом ограничивается в лучшем случае среднеквадратическим отклонением, равным 10-13 м, что, конечно, неприемлемо при поражении малоразмерных целей. Поэтому на втором этапе модернизации при переоборудовании УАБ была сохранена возможность их лазерного наведения при выполнении определенного ряда боевых задач.

Зарубежное военное обозрение 2005 №11, С. 44-53

Бетонобойные бомбы

Бетонобойные авиационные бомбы (БетАБ) предназначены для эффективного уничтожения железобетонных покрытий и взлетно-посадочных полос аэродромов. Конструктивно представлены двумя основными видами бомб: свободного падения и с реактивными ускорителями. Бетонобойные авиабомбы свободного падения предназначены для бомбометания с больших высот и конструктивно очень близки к стандартным толстостенным фугасным авиабомбам. Бетонобойные бомбы с парашютом и реактивным ускорителем используются для бомбометания с любых высот (в том числе и малых). За счет парашюта угол падения бомбы увеличивается до 60 градусов, после чего парашют отстреливается и запускается реактивный ускоритель.

Чаще всего масса бетонобойных бомб составляет 500-1000 кг., при этом могут встречаться авиабомбы и большего калибра. Такого вида оружие предназначено для поражения объектов с прочной бетонной или железобетонной защитой или сильно бронированных объектов. К примеру, фортификационных сооружений (таких как ДОТ), бункеров, береговых батарей, ВПП или крупных боевых кораблей.
Американская бетонобойная бомба GBU-28 (BLU-113)
В настоящее время наиболее массовой американской бетонобойной бомбой, которая известна в мире, является GBU-28 (BLU-113), которая была создана перед операцией «Буря в пустыне» и была предназначена для уничтожения бункеров Саддама Хусейна. Задание на разработку подобных бомб в октябре 1990 года было выдано конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, находящемуся на базе ВВС США Эглин во Флориде. К работе над данным проектом были также подключены специалисты компаний Space Company и Lockheed Missile.
Для того чтобы успешно пробивать грунт, бетонные перекрытия и броню, бомба должна быть достаточно тяжелой, а также обладать малым сечением (для того чтобы не «размазывать» свою кинетическую энергию по большой площади), помимо этого она должна состоять из твердого сплава. Это необходимо для того, чтобы при соприкосновении с препятствием боевая часть не срабатывала на твердой поверхности, а пронизывала ее. В свое время в США поломали голову над тем, чтобы найти и создать подходящий корпус для бетонобойной бомбы. Выход из ситуации подсказал бывший армейский офицер, работавший в компании Lockheed. Он вспомнил, что на артиллерийских складах хранится большое число стволов от 203-мм гаубиц M201 SP.
GBU-28
Данные стволы были выполнены из подходящего сплава и нашлись в достаточных количествах на артиллерийских арсеналах, в частности на арсенале Watervliet, расположенном в штате Нью-Йорк. Именно в мастерских данного арсенала артиллерийские стволы были доведены до необходимых размеров. Для изготовления бомб их обрезали под заданные размеры, после чего удалили все выступающие элементы, находящиеся с внешней стороны. Изнутри стволы были специально рассверлены, их диаметр был доведен до 10 дюймов (245 мм). Это было сделано для того, чтобы к новому «телу» бомбы можно было применить наконечник от старой БетАБ BLU-109.
С территории арсенала Watervliet собранные корпуса для бомб были доставлены на базу Эглин, где их предстояло начинить взрывчатым веществом. При этом, специального оборудования для бомбы таких размеров на авиабазе просто не было, и работать военным приходилось практически кустарными методами. Так в частности, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность бомб, должен был пройти процедуру термообработки в специальной печи, но вместо этого инженеры на военной базе вынуждены были применить самодельный внешний электронагреватель. Вкопав корпус бомбы в землю, вручную ведрами в нее заливался горячий расплавленный тритонал. Для системы наведения бомбы было использовано лазерное прицельное устройство от GBU-24. Итогом всех работ стала боевая часть, получившая название BLU-113, а вся бомба целиком получила обозначение GBU-28.
Поскольку время поджимало создателей, они не стали проводить серию из 30 положенных испытательных пусков, ограничившись лишь двумя. 24 февраля 1991 года первая бомба GBU-28 была сброшена с самолета F-111 на пустынном полигоне в США. Бетонобойная бомба ушла в грунт на глубину в 30 метров – с этой глубины ее даже решили не выкапывать. Еще 2 дня спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой тележке и выстрелили по вертикально стоящей стопке из железобетонных плит. В итоге бомба пробила все плиты и пролетела еще 400 метров.
Еще 2 корпуса, которые были подготовлены на авиабазе Эглин, были заряжены взрывчатым веществом, оборудованы и отправлены для боевых испытаний в Ирак. Пользуясь полным превосходством в воздухе, 23 февраля 1991 года 2 тактических истребителя F-111 без каких-либо трудностей добрались до своей цели – одного из подземных бункеров, принадлежащего иракской армии. Пока один из F-111 подсвечивал цель, другой заходил на бомбометание. В итоге одна из бомб прошла мимо, а другая попала точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов повреждения. Лишь через 7 секунд из вентиляционной шахты бункера пошел густой черный дым, что могло означать только одно – бункер был поражен и уничтожен. От постановки задачи до боевых испытаний новой авиабомбы GBU-28 прошло всего 4 месяца.

Сброс GBU-28 с F-15
Иностранные разработки в этой области
Еще в начале 90-х годов министерствами обороны ряда стран НАТО: США, Германии, Великобритании, Франции были сформированы требования к боеприпасам с повышенной проникающей способностью. Такого рода бомбы планировалось применять против хорошо защищенных подземных объектов противника (толщина перекрытий до 6 метров). В настоящее время в достаточном количестве производятся лишь авиабомбы одного типа, которые в состоянии разрушить такие объекты. Это американская авиабомба BLU-113, которая входит в состав управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-28 и GBU-37 (общая масса 2300 кг). Такие бетонобойные бомбы могут размещаться в отсеке вооружения стратегического бомбардировщика В-2А или на подфюзеляжной точке подвески тактического истребителя F-15E. Исходя из этого, военные задумываются о создании более легких боеприпасов данного типа, что позволило бы использовать их с других самолетов-носителей, которые имеют ограничения на размеры и массу бомб, размещаемых на пилонах.
Американские и европейские специалисты выдвинули 2 концепции по созданию новых бетонобойных боеприпасов массой не более 1 000 кг. Согласно созданной в Европе концепции предлагается создание тандемных бетонобойных боевых частей нового типа (ТББЧ). В настоящее время на вооружении ВВС Великобритании уже состоят бетонобойные суббоеприпасы с тандемным расположением кумулятивного и фугасного зарядов – SG-357, которые входят в состав снаряжения несбрасываемой авиационной кассеты JP-233 и предназначается для уничтожения ВПП аэродромов.
Но в связи с небольшими размерами и малой мощностью заряды SG-357 не в состоянии уничтожать объекты, расположенные глубоко под землей. Предлагаемая новая ТББЧ состоит из оптического неконтактного взрывательного устройства (ОНВУ), а также одного или нескольких кумулятивных зарядов, которые находятся непосредственно перед основной боевой частью бомбы (ОБЧ). При этом корпус основной боевой части авиабомбы выполняется из высокопрочных материалов на основе вольфрамовой стали с применением других тяжелых металлов, обладающих сходными свойствами. Внутри находится заряд взрывчатого вещества, а в донной части бомбы программируемое взрывательное устройство.
По словам разработчиков, потеря ОБЧ кинетической энергии в результате взаимодействия с продуктами детонации не будет превышать 10% от начального значения. Подрыв кумулятивного заряда происходит на оптимальном расстоянии от цели по информации поступающей от ОНВУ. В появившееся в результате взаимодействия кумулятивной струи бомбы с преградой свободное пространство направляется ОБЧ, которая после поражения оставшейся части преграды взрывается уже внутри объекта. Проведенные лабораторные исследования продемонстрировали, что глубина проникновения бетонобойных бомб в преграду зависит в основном от скорости соударения, а также физических параметров взаимодействующих тел (таких как твердость, плотность, предел прочности и т.д.), а также соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, а для бомб с ТББЧ еще и от диаметра кумулятивного заряда.

Поражение бомбой бетонного укрытия для самолетов
В ходе испытаний бомб с ТББЧ массой до 500 кг (скорость соударения с объектом 260-335 м/с) было выявлено, что они могут проникать в грунт средней плотности на глубины в 6-9 метров, после чего пробивать бетонную плиту общей толщиной в 3-6 метров. Помимо этого, такие боеприпасы могут успешно поражать цели при меньших, чем у обычных бетонобойных бомб, значениях кинетической энергии, а также при менее острых углах атаки и более острых углах подхода к цели.
В свою очередь американские специалисты пошли по пути улучшения существующих унитарных бетонобойных боевых частей (УББЧ). Особенностью применения таких бомб является то, что им необходимо придать перед столкновением с целью большую кинетическую энергию, в результате чего существенно возрастают требования к их корпусу. При создании новых боеприпасов американцы провели серию научных исследований по разработке особо прочных сплавов для производства корпуса, а также нахождению оптимальных геометрических размеров (к примеру, носовой части бомбы).
Для увеличения соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, что обеспечивает большую проникающую способность, было предложено при сохранении прежних габаритных размеров существующих боеприпасов, нарастить толщину их оболочки за счет сокращения количества взрывчатого вещества в боевой части бомб. К достоинствам новых УББЧ можно с уверенностью отнести простоту их конструкции и более низкую цену, особенно в сравнении с тандемными боеприпасами. В результате серии испытаний было установлено, что УББЧ нового типа (массой до 1 000 кг. и скоростью равной 300 м/с) могут проникать в грунт средней плотности на глубину от 18 до 36 метров и пробивать при этом железобетонные перекрытия толщиной 1,8-3,6 метра. Работы по улучшению данных показателей все еще продолжаются.
Российские бетонобойные бомбы
В настоящее время на вооружении российской армии находится 2 типа бетонобойных бомбы массой в 500 кг. Бетонобойная свободнопадающая авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для уничтожения подземных складов боеприпасов, ГСМ, ядерного оружия, узлов связи, командных пунктов управления, железобетонных укрытий (в том числе для самолетов), автострад, рулежных дорожек и т.д. Данная бомба способна пробить 1,2 метра железобетона или до 3 метров грунта. Может использоваться с высот от 150 метров до 20 000 метров при скоростях от 500 до 2 300 км/ч. Для обеспечения угла падения 90 градусов бомба снабжена парашютом.
Российская бетонобойная бомба БетАБ 500ШП в разрезе
БетАБ 500У
Диаметр: 450 мм.
Длина: 2480 мм.
Масса бомбы: 510 кг.
Масса ВВ: 45 кг. в тротиловом эквиваленте
Второй бетонобойной авиабомбой является БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем. Данная бомба предназначена для уничтожения ВПП аэродромов и рулежных дорожек, железобетонных укрытий самолетов, автострад. Данный боеприпас способен пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности бомба способна образовать воронку диаметром в 4,5 метра. При попадании бомбы в ВПП бетонное покрытие повреждается на площади до 50 кв. метров. Данная бомба применяется с самолетов на скорости 700 – 1150 км/ч и на высотах от 170 до 1 000 метров (при горизонтальном полете). При бомбометании с пикирования под углом не более 30 градусов и при высоте не менее 500 метров.
БетАБ 500ШП
Диаметр: 325 мм.
Длина: 2509 мм.
Масса бомбы: 424 кг.
Масса ВВ: 77 кг.
Источники информации:

Бетонобойные авиабомбы (БЕТАБ)

Бетонобойные авиационные бомбы (БЕТАБ) предназначены для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту (фортификационные сооружения, ВПП и др.). Калибр 250-500 кг. Представляет собой фугасную авиационную бомбу с утолщенными стенками и более прочной головной частью (по американской классификации — полубронебойная авиационная бомба). Для применения со штурмовых высот и обеспечения безопасности ЛА она комплектуется тормозным устройством (обычно парашютного типа) и разгонным ракетным двигателем, включаемым после уменьшения скорости падения авиационной бомбы до определенной величины в результате действия тормозного устройства.
Разработка советских реактивных бронебойных и бетонобойных бомб была начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение же бронебойная бомба БРАБ-200 ДС и бетонобойная бомба БЕТАБ-150 ДС поступили уже в ходе Великой Отечественной войны. В 1940-х гг. их называли авиабомбами с дополнительными скоростями, отсюда и буквы ДС в названиях бомб. Боевые части обеих бомб представляли собой 203-мм артиллерийские снаряды (бронебойный и бетонобойный соответственно).
Устройство бетонобойной бомбы БЕТАБ-150 ДС близко к устройству БРАБ-200 ДС. Длина бомбы 2097 мм. Полный вес бомбы 165 кг. Вес боевойчасти 101,6 кг. Боевая часть содержит 14,5 кг взрывчатого вещества и взрыватель РД.
Ракетный заряд весом 17,2 кг сообщает бомбе дополнительную скорость 210 м/с. Срабатывание ракетного заряда подобно БРАБ-200 ДС происходит с помощью дистанционной трубки ТМ-4.
Бомба БЕТАБ-150 ДС проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,65 м. При взрыве бомбы в грунте большой плотности образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,48 м.
В послевоенное время на вооружение была принята реактивная бетонобойная бомба БЕТАБ-500 ШП. Длина бомбы 2509 мм, диаметр 325 мм. Полный вес бомбы 424 кг. Боевая часть весом 350 кг содержала 77 кг взрывчатого вещества.
БЕТАБ-500 ШП могла пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности она образовывала воронку диаметром 4,5 м. При попадании бомбы во взлетно-посадочную полосу бетонное покрытие разрушалось на площади до 50 м2.
В послевоенное время на вооружение была принята бетонобойная бомба свободного падения БЕТАБ-500. Полный вес бомбы 430 кг. Вес боевой части 380 кг. Длина бомбы 2107 мм. Диаметр бомбы 426 мм.

ТТХ БЕТАБ-150 ДС БЕТАБ-500У БЕТАБ-500ШП
Вес бомбы, кг 165 510 424
Вес БЧ, кг 101,6 45 350
Вес ВВ, кг 14,5 77
Диаметр, мм ~210 450 325
Длина бомбы, мм 2097 2480 2509
Взрыватель РД

Классификаторы
Назначение Основное
Тип Бетонобойная авиационная бомба
Управление Неуправляемая
Носители

Модификации
Модель Описание
БЕТАБ-150ДС Разработка начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение поступила в ходе Великой Отечественной войны. Боевая часть бомбы представляла собой 203-мм артиллерийский бетонобойный снаряд.
БЕТАБ-500У Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для поражения подземных складов ядерного оружия, боеприпасов и ГСМ, командных пунктов управления, узлов связи, железобетонных укрытий. рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов.
БЕТАБ-500ШП Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500ШП предназначена для поражения ВПП аэродромов, рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов.

Фугасные авиабомбы (ФАБ)

Фугасная авиационная бомба (ФАБ) — универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей (военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника и др.). Поражает цели действием продуктов взрыва, осколками корпуса и воздушной ударной волной. Калибр 50–10 000 кг, наиболее распространены ФАБ среднего калибра. В ФАБ используются контактные взрыватели мгновенного (по целям, расположенным на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглублённым целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмическим действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры которой зависят от свойств грунта, калибра авиационной бомбы и глубины взрыва. Например, при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глуб. 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. ФАБ с взрывателями большого замедления (часы, сутки) применяются для минирования местности; при этом они снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием — фугасным и зажигательным. Снаряжается пиротехническими или другими зажигательными составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв ВВ и воспламенение термитных патронов, которые разбрасываются на значительное расстояние (до 150 м), создавая дополнительные очаги пожара.
Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931–1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.
Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.
В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942–1943 гг. в ГСКБ-47.
В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.
Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.
Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).
К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.
При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м3. Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм — на расстоянии 10 м и 15 мм — в 15 м от места взрыва.
В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.
В 1941 г. на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С. Г. Добрышем (НИИ-6). Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60 : 40 : 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.
С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.
В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3–4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.
Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.
Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50–70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.
В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.
Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х — начале 50-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.
Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500–2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.
ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ-9000М-54–4297 кг тротила.
Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500–2600ТС.

ТТХ ФАБ-100 ФАБ-250 ФАБ-500 ФАБ-1500М-54
Вес бомбы, кг 100 250 500 1400
Вес БЧ, кг 70 230 450 1200
Вес ВВ, кг 99 213
Диаметр корпуса, мм 267 285 392 580
Длина бомбы, мм 964 1589 2142 3000
Зона сильных повреждений, м 18 28 40 ~60
Зона слабых повреждений, м 35 56 80 160
Зона легких повреждений, м 70 112 160 224

ТТХ ФАБ-3000 ФАБ-5000 ФАБ-9000
Вес бомбы, кг 2900 4900 ~9000
Вес ВВ, кг 1387 2200 4287
Диаметр корпуса, мм 750 642 1120
Длина бомбы, мм 3100 3107 5050

Классификаторы
Назначение Основное
Тип Фугасная авиационная бомба
Управление Неуправляемая
Носители

Разновидности и модификации
Модель Описание
ФАБ-50 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 152-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-50-М43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-70 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 203-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-100 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-100НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-100КД Принята на вооружение ВВС (для военного времени) в 1941 г. Разработана С. Г. Добрышем (НИИ-6). Снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60:40:30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
ФАБ-100сч Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. «Сч» означает «серого чугуна»
ФАБ-100-М43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-250сч Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. «Сч» означает «серого чугуна»
ФАБ-250НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-250М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250М-46 Модификация 1946 г.
ФАБ-250М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-250М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-500НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500М-62Т Модификация 1962 г.
ФАБ-500Ш Штурмовая
ФАБ-500ШМ Штурмовая модернизированная
ФАБ-1000 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-1000НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-1000сл Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. «Сч» означает «стального литья»
ФАБ-1500 Предназначалась для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям. Принята на вооружение в послевоенное время.
ФАБ-1500Ш Штурмовая
ФАБ-1500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-1500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-1500-2600ТС Толстостенная бомба. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм. Применялась в афганской войне.
ФАБ-2000 Разработана в НИО-67. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС
ФАБ-2000М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-3000 Принята на вооружение после 1945 г.
ФАБ-3000М-46 Принята на вооружение в 1946 г. Содержала 1400 кг тротила.
ФАБ-3000М-54 Принята на вооружение в 1954 г. Содержала 1387 кг тротила. Применялась в афганской войне.
ФАБ-5000 Принята на вооружение после 1945 г.
ФАБ-9000М-50 Предназначена для поражения крупных фортификационных сооружений. Принята на вооужение в 1950 году.
ФАБ-9000М-54 Модернизация 1954 г. Содержала 4297 кг тротила. Применялась в афганской войне.