Печенеги

  • ПЕЧЕНЕГИ — тюркский народ, владевший в IX в. частью берегов Средней Волги, почему и Жигули назывались Печенежскими горами… Казачий словарь-справочник
  • Берберских племен восстание — 740 — 742 — одно из крупнейших антифеод. восстаний в Сев. Африке, способств. падению династии Омейядов. После араб. завоев. Сев. Африки б.ч. берберских племен приняла ислам, рассчитывая… Древний мир. Энциклопедический словарь
  • БЕРБЕРСКИХ ПЛЕМЁН ВОССТАНИЕ 740-742 — одно из крупнейших антифеод. восстаний в Сев. Африке, способствовавших падению династии Омейядов. После араб. завоевания Сев. Африки б. ч. берберских племен приняла ислам, рассчитывая получить… Советская историческая энциклопедия
  • ПЕЧЕНЕГИ — союз тюрк. племен, сложился в 8-9 вв. Основу его составляли племена, говорившие на языке, близком к огузским языкам. Кроме тюрк. племен, в состав союза вошли покоренные племена сарматской, угро-финской и,… Советская историческая энциклопедия
  • Печенеги — русское название народа тюркского происхождения. Греческие писатели называли их патцинаками . У западных писателей они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д…. Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Печенеги (Ново-Белгород) — слобода Харьковской губ., Волчанского у., на р. Сев. Донце, в 10 в. от г. Чугуева. Еженедельно 2 базара, 4 ярмарки. Жит. 6579… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Печенеги (Ново-Белгород) — слобода Харьковской губ., Волчанского у., на р. Сев. Донце, в 10 в. от г. Чугуева. Еженедельно 2 базара, 4 ярмарки. Жит. 6579… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Арабских племён восстание 632-633 — т. н. ар-ридда , восстание племён Аравийского полуострова против ислама и мединского правительства, происшедшее после смерти Мухаммеда… Большая Советская энциклопедия
  • Печенеги — I Печене́ги союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами… Большая Советская энциклопедия
  • Печенеги (пос. гор. типа в Харьковской обл.) — Печенеги, посёлок городского типа в Чугуевском районе Харьковской области УССР. Расположен на р. Северский Донец, в 29 км от ж.-д. станции Чугуев. Пищекомбинат, маслодельный, кирпичный заводы… Большая Советская энциклопедия
  • Союз племён — форма социальной организации общества эпохи разложения первобытнообщинного строя … Большая Советская энциклопедия
  • ПЕЧЕНЕГИ — объединение тюркских и других племен в заволжских степях в 8-9 вв. В 9 в. — в южнорусских степях… Большой энциклопедический словарь
  • СОЮЗ ПЛЕМЕН — форма социальной организации эпохи разложения первобытнообщинного строя — объединение нескольких племен… Большой энциклопедический словарь
  • Печенеги — печене́ги мн. 1. Тюркоязычный древний народ, кочевавший в VIII — X вв. между низовьями Волги и Уралом. 2. перен… Толковый словарь Ефремовой
  • печенеги — печене́ги – тюрк. племя на юге Руси с 915 по 1034 г., позднее вытеснено половцами, др.-русск… Этимологический словарь Фасмера
  • Вождь народов — Публ.Устар. Патет. И. В. Сталин. Клушина, 38… Большой словарь русских поговорок

Куря (печенежский хан)

Куря (Х в.) — печенежский хан, известный тем, что убил киевского князя Святослава и сделал из его черепа чашу.

История

После заключения мирного договора между Святославом и византийским императором Иоанном Цимисхием (июль 971 года), князь должен был возвращаться в Киев через враждебные территории, и об этом были оповещены печенеги.

В изложении русской летописи, описывающей мир с Византией как победный для Руси, печенеги были предупреждены болгарами (по мнению одних историков, это были византийцы, либо болгары и византийцы действовали совместно), сообщившими, что Святослав идёт с множеством добычи и пленных. Греческие источники описывают события как победу Византии: воины Святослава были выпущены из Доростола и получили по 2 меры хлеба на каждого. Согласно Иоанну Скилице, к печенегам было послано византийское посольство с мирными предложениями, включая беспрепятственный пропуск возвращающегося войска Святослава. Согласно традиционной точке зрения, византийское посольство предупредило печенегов о движении Святослава.

Хан Куря устроил засаду на Святослава у днепровских порогов. Киевский князь не стал сразу идти до порогов, а перезимовал в Белобережье. Ранней весной 972 года среди дружины случился голод и Святослав решил идти дальше. В районе днепровских порогов произошёл бой, в результате которого были перебиты русы и убит сам князь. Согласно Повести временных лет, Куря сделал из черепа Святослава чашу и пил из него вместе со своей женой. Такой обычай делать чаши из костей черепа убитых врагов был популярен у тюркских народов. Кочевое население верило, что таким образом силы и мужество врага переходили на пьющего. Сам хан Куря и его жена пили эту ритуальную чашу, чтобы рождённый у них сын был подобен Святославу.

В 1933 году при работах на Днепрострое в реке Днепр в районе порогов было найдено несколько стальных мечей X в., имевшие на рукоятях серебряные узоры. Предполагается, что эти мечи принадлежали воинам князя Святослава, погибших в бою с печенегами хана Кури.

В кино

  • Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Курю озвучивает Юрий Беркун.

В беллетристике

  • Персонаж исторического романа Михаила Казовского «Дочка императрицы» («Интерхим»,1999, переиздан в сокр. варианте в двух книгах «Бич Божий» и «Храм-на-крови», «Вече», 2013) о предыстории крещения Руси. Автор полагает, что «Куря» — это русифицированное имя «Кирей» («Гирей»), и приписывает печенегам мусульманское вероисповедание — гипотеза, ничем не подтверждаемая.

Куря (печенежский хан)

У этого термина существуют и другие значения, см. Куря (половецкий хан).

Куря (Х в.) — печенежский хан, известный тем, что убил киевского князя Святослава и сделал из его черепа чашу.

  • Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Курю озвучивает Юрий Беркун.

Напишите отзыв о статье «Куря (печенежский хан)»

Литература

  • Плахонін А. Г. Куря // Енциклопедія історії України. — К.: Наукова думка, 2008. — Т. 5. — С. 533.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Куря (печенежский хан)

– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.
– Жалко, жалко молодца; давай письмо.
Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d’honneur) вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.
Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю.
Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.
– Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.
На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l’Empereur! Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.

Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d’honneur au plus brave de vos soldats, – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.

Кто такие половцы и печенеги? Терзали ли они Россию? И почему Путин о них вообще вспомнил? Отвечает лингвист Федор Успенский

Wikimedia Commons

На совещании по борьбе с коронавирусом Владимир Путин вспомнил историю России. «Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы, — со всем справилась Россия», — заявил президент. Мы попросили доктора филологических наук, члена-корреспондента РАН, специалиста по истории Древней Руси Федора Успенского рассказать, что это за племена и какую роль они на самом деле сыграли в отечественной истории.

Кто такие печенеги и половцы?

Половцы и печенеги — это разные объединения кочевых племен, кочевавших в причерноморских степях и далеко восточнее их между VIII и XIII веком. От печенегов никакой собственной памяти не осталось. О половцах мы знаем чуть больше — это, видимо, тюрки, но письменности у них не было, поэтому информация о них также довольно скудна.

Они терзали Россию?

Это были огромные объединения разных народов, которые, действительно, осаждали Русь, начиная с X и до XIII века. То, что сказано об опустошении русских земель половцами и печенегами, правдиво только отчасти. Печенеги были раньше, и русские источники сохранили о них гораздо меньше сведений, чем о половцах. Но можно допустить, что в отношениях с ними дело не ограничивалось только осадой Киева 1036 года и другими конфликтами. Про половцев же точно известно, что русские князья не только воевали с ними, но и вступали в регулярные союзы и договорные отношения. Например, они очень охотно брали в жены половчанок, половецких княжен, и эти браки всегда были подтверждением мирных договоров.

Война и мир между русскими князьями и половцами чередовались в довольно регулярной последовательности, это очень хорошо видно по летописным описаниям. Многие русские князья были наполовину половцами — как, например, знаменитый Андрей Боголюбский, у которого, по некоторым сведениям, было еще одно дополнительное половецкое имя, перешедшее из рода матери. Сами половецкие князья — примечательно, что русские летописцы называют их не ханами, а именно князьями, то есть равными русским князьям — в мирные периоды тоже активно дружили с русскими. В частности, называли своих наследников модными в своей среде русскими именами. Описывать этот процесс только как постоянное военное взаимодействие просто неверно.

Но Россия со всем справилась?

Русские князья в мирное время не всегда отличались порядочностью по отношению к половцам. Причина — в том, что те были язычниками и не принимали христианства. Поэтому в мирных договорах между князьями-христианами и половцами-язычниками всегда была заложена взрывоопасная возможность измены. Ведь одно дело нарушить мирный договор христианина с христианином — это большой грех. А другое дело — нарушить такой же договор с язычником-половцем, который вызван простыми практическими соображениями.

В результате, когда на Восточную Европу обрушились татаро-монголы, то первыми, кто принял на себя их удар, были именно половцы. И они в панике отправились к русским князьям, предлагая им объединиться и консолидированно выступить против. На что те, как говорится, через губу отвергли это предложение, а дальше случилось то, что случилось. Правда, пострадали, в первую очередь, именно половцы, которых татары рассматривали как своих рабов, конюхов — они просто исчезли с исторической карты. Но и Руси, все мы знаем, досталось.

Такова драматическая история отношений русских князей с половецкими племенами. Она все-таки гораздо более многомерна и интересна, чем постоянная война и опустошение. Но я думаю, когда Путин говорил о бедах, которые обрушивались на Русь в прошлом, на самом деле он имел в виду как раз татаро-монгольское нашествие. Но, исходя из современной ситуации и соображений политкорректности, он просто не хотел обижать татар или, например, поляков, поэтому просто выбрал тех, кого уже больше не существует.

Прошлое России очень волнует ее лидеров

  • История страны глазами российской власти. Кратчайший справочник

Записал Алексей Ковалев

  • Напишите нам

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

Племена печенегов долго досаждали Древней Руси и Византии, пока в 1091 году не были разгромлены ромейским императором Алексеем I.

«В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах».

Анна Комнина, дочь византийского императора Алексея I, в своём историческом труде «Алексиада» довольно подробно описала события конца апреля 1091 года, когда печенежские воины, в сопровождении своих семей, были разгромлены греками в союзе с половцами. «Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день,» — писала Анна, которая была непосредственным свидетелем этих событий.

Печенеги и Русь

Страшная засуха на широких просторах евразийских степей в конце IX века привела к движению кочевых племён на Запад. Печенеги, теснимые родственными племенами огузов и кимаков, пришли на территорию Хазарского каганата, способствовали его падению и стали новой политической и военной силой, с которой приходилось считаться.

Печенеги в середине X века

С печенегами связаны многие события в истории Древней Руси. Первые столкновения славянских племён с пришельцами относятся ко времени правления князя Игоря, когда Хазария ещё не сошла с исторической сцены. Ну а о том, какую роль сыграли печенеги в судьбе князя Святослава Игоревича, знает каждый школьник.

Кочевники активно участвовали в междоусобных войнах в Древней Руси и поддержали Святополка Окаянного в его борьбе против Ярослава Мудрого. Однако причиной их участия во внутренних делах восточнославянского государства были не деньги или какое-то особое отношение к старшему сыну Владимира Святого. Уже в первой половине XI века с Востока печенегов начали теснить другие кочевые племена, также впоследствии сыгравшие большую роль в истории Восточной Европы – половцы. Эти миграции незамедлительно сказались на Руси – нашествий кочевников становилось всё больше и больше.

Знатный печенежский воин и его вооружение. Приблизительная реконструкция

Нападения печенегов закончились в 1036 году. Тогда под стенами Киева Ярослав Мудрый, подошедший на помощь своей столице с варяжской дружиной, наголову разбил осаждавших. С тех пор летописи не фиксировали нашествия печенегов на русские города. История кочевого племени после этих событий теперь была тесно связана с Византией.

Печенеги и Византия

В начале XI века печенеги активизируются в бассейне Дуная. Первое Болгарское Царство стремилось заручиться поддержкой кочевников в борьбе против Византии, однако этому не суждено было сбыться – по всей видимости, греки сделали печенегам более выгодное предложение.

Гости с с еверо-востока ускорили падение государства болгар, однако не ограничились на этом и продолжали опустошать области, подконтрольные Византии. Это происходило на протяжении нескольких лет: кочевники брали укреплённые крепости, уводили в рабство множество людей и умудрялись пленять византийских военачальников.

В конце концов византийский базилевс Константин Мономах позволил расселиться печенегам на берегах Дуная. Кочевники стали федератами греческой империи и смогли оказать сопротивление огузам. Печенеги стали служить в византийских войсках и приняли участие во многих событиях внутренней политики империи, переживавшей тогда не самые лучшие времена. Многочисленные восстания полководцев и местных губернаторов сотрясали государство, а на востоке медленно, но верно вглубь империи продвигались сельджуки.

Никита Николаев