Парогазовая торпеда принцип работы

Торпеда – смертоносная стальная «сигара»

Парогазовые торпеды, впервые изготовленные во второй половине XIX столетия, стали активно использоваться с появлением подводных лодок. Особенно преуспели в этом германские подводники, потопившие только за 1915 год 317 торговых и военных судов с общим тоннажем 772 тыс. тонн. В межвоенные годы появились усовершенствованные варианты, которые могли применяться самолетами. В годы Второй мировой войны торпедоносцы сыграли огромную роль в противоборстве флотов воюющих сторон.

Современные торпеды оснащены системами самонаведения и могут оснащаться боеголовками с различным зарядом, вплоть до атомного. На них продолжают использоваться парогазовые двигатели, созданные с учетом последних достижений техники.

История создания

Идея атаки вражеских кораблей самодвижущимися снарядами возникла в XV веке. Первым задокументированным фактом стали идеи итальянского инженера да Фонтана. Однако технический уровень того времени не позволял создать рабочих образцов. В XIX веке идею доработал Роберт Фултон, который и ввел в использование термин «торпеда».

В 1865 году проект оружия (или как тогда называли «самодвижущегося торпедо») предложил российский изобретатель И.Ф. Александровский. Торпеда оборудовалась двигателем, работающим на сжатом воздухе.

Для управления по глубине использовались горизонтальные рули. Спустя год аналогичный проект предложил англичанин Роберт Уайтхед, который оказался проворнее российского коллеги и запатентовал свою разработку.

Именно Уайтхед начал использовать гиростат и соосную гребную установку.

Первым государством, взявшим на вооружение торпеду, стала Австро-Венгрия в 1871 году.

В течение последующих 3 лет торпеды поступили в арсеналы многих морских держав, в том числе и России.

Устройство

Торпеда представляет собой самоходный снаряд, движущийся в толще воды под воздействием энергии собственной силовой установки. Все узлы расположены внутри удлиненного стального корпуса цилиндрического сечения.

В головной части корпуса размещен заряд взрывчатого вещества с приборами, обеспечивающими подрыв боеголовки.

В следующем отсеке расположен запас топлива, вид которого зависит от типа установленного ближе к корме двигателя. В хвостовой части установлен гребной винт, рули глубины и направления, которые могут управляться автоматически или дистанционно.

Принцип работы силовой установки парогазовой торпеды основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневой многоцилиндровой машине или турбине. Возможно использование жидкого топлива (в основном керосин, реже спирт), а также твердого (пороховой заряд или любое вещество, выделяющее значительный объем газа при контакте с водой).

При использовании жидкого топлива на борту имеется запас окислителя и воды.

Горение рабочей смеси происходит в специальном генераторе.

Поскольку при сгорании смеси температура достигает 3,5-4,0 тыс. градусов, то имеется риск разрушения корпуса камеры сгорания. Поэтому в камеру подается вода, снижающая температуру горения до 800°C и ниже.

Основным недостатком ранних торпед с парогазовой силовой установкой стал хорошо различимый след выхлопных газов. Это стало причиной появления торпед с электрической установкой. Позднее в качестве окислителя стали использовать чистый кислород или концентрированную перекись водорода. Благодаря этому отработавшие газы полностью растворяются в воде и след от движения практически отсутствует.

При использовании твердого топлива, состоящего из одного или нескольких компонентов, не требуется использование окислителя. Благодаря этому факту снижается вес торпеды, а более интенсивное газообразование твердого топлива обеспечивает увеличение скорости и дальности хода.

В качестве двигателя применяются паротурбинные установки, оснащенные планетарными редукторами для снижения частоты вращения вала гребных винтов.

Принцип работы

На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.

При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.

Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.

Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.

Часть воздуха при пуске подается на механизм раскрутки гироскопа.

После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.

Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.

При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.

Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.

Параметр G7a 53-39 Mk.15mod 0 Тип 93
Производитель Германия СССР США Япония
Диаметр корпуса, мм 533 533 533 610
Вес заряда, кг 280 317 224 610
Тип ВВ Тротил ТГА Тротил
Предельная дальность хода, м до 12500 до 10000 до 13700 до 40000
Рабочая глубина, м до 15 до 14
Скорость хода, уз до 44 до 51 до 45 до 50

Наведение на цель

Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.

Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.

До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.

Для обеспечения наведения в 30-е годы стали разрабатываться автоматические системы.

Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.

Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.

Боевая часть

Боевой заряд, расположенный в головной части корпуса состоит из заряда взрывчатого вещества и взрывателей. На ранних моделях торпед, применявших в Первую мировую войну, использовалось однокомпонентное взрывчатое вещество (например, пироксилин).

Для подрыва применялся примитивный детонатор, установленный в носовой части. Срабатывание ударника обеспечивалось только в узком диапазоне углов, близком к перпендикулярному попаданию торпеды в цель. Позднее стали применятся усы, связанные с бойком, которые расширили диапазон этих углов.

Дополнительно стали устанавливаться инерционные взрыватели, срабатывавшие в момент резкого замедления движения торпеды. Использование таких детонаторов потребовало введения предохранителя, которым стала крыльчатка, раскручиваемая потоком воды. При использовании электрических взрывателей крыльчатка соединяется с миниатюрным генератором, заряжающим конденсаторную батарею.

Взрыв торпеды возможен только при определенном уровне заряда батареи. Подобное решение обеспечило дополнительную защиту атакующего корабля от самоподрыва. К моменту начала Второй мировой стали применяться многокомпонентные смеси, обладающие повышенной разрушающей способностью.

Так, в торпеде 53-39 используется смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры.

Применение систем защиты от подводного взрыва привело к появлению взрывателей, обеспечивавших подрыв торпеды вне зоны защиты. После войны появились модели, оснащенные ядерными боеголовками. Первая советская торпеда с ядерной боеголовкой модели 53-58 была испытана осенью 1957 года. В 1973 году ее сменила модель 65-73 калибра 650 мм, способная нести ядерный заряд мощностью 20 кт.

Боевое применение

Первым государством, применившим новое оружие в деле, стала Россия. Торпеды использовались во время русско-турецкой войны 1877-78 года и запускались с катеров. Второй крупной войной с использованием торпедного вооружения стала русско-японская война 1905 года.

В ходе Первой мировой войны оружие использовалось всеми воюющими сторонами не только в морях и океанах, но и на речных коммуникациях. Широкое использование подводных лодок Германией привело к большим потерям торгового флота Антанты и союзников. В ходе Второй мировой войны стали применяться усовершенствованные варианты вооружения, оснащенные электродвигателями, усовершенствованными системами наведения и маневрирования.

Любопытные факты

Были разработаны торпеды больших размеров, предназначенные для доставки крупных боеголовок.

Примером такого вооружения может служить советская торпеда Т-15, имевшая вес около 40 т при диаметре 1500 мм.

Оружие предполагалось использовать для атаки побережья США термоядерными зарядами мощностью 100 мегатонн.

Торпеда 53-56 и ее модификации

Новые технологии и технические решения позволяют значительно повысить характеристики вооружений или военной техники. Тем не менее, их освоение всегда связано с множеством сложностей, что нередко мешает полной реализации всех планов. Кроме того, при освоении новых технологий следует соблюдать секретность. В некоторых случаях это приводит и к любопытным последствиям, как это было с советской торпедой 53-56. Базовая модификация этого изделия стала первой отечественной торпедой с кислородным двигателем, а поздние версии остались в истории в качестве последних парогазовых торпед. Причиной этого стали именно секретность и проблемы с новыми агрегатами.

В конце сороковых и начале пятидесятых годов советские специалисты занимались анализом трофейной немецкой документации, а также проводили свои собственные исследования. На базе своего и заимствованного опыта, а также с использованием готовых агрегатов создавались новые образцы торпедного вооружения. Именно такой подход, в частности, позволил усовершенствовать имеющиеся электрические торпеды, а также создать первую отечественную торпеду с системой самонаведения. Одним из главных направлений работ при этом было создание новых силовых установок с повышенными характеристиками.
Еще в середине сороковых годов, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, специалисты Научно-исследовательского минно-торпедного института (НИМТИ) занялись тематикой кислородных тепловых двигателей. Такие силовые установки являлись дальнейшим развитием существующих парогазовых машин и должны были отличаться от них некоторыми особенностями. В частности, применение чистого кислорода вместо сжатого воздуха позволяло исключить выброс парогазовой смеси, образующей на поверхности воды след из пузырьков. Таким образом, кислородный двигатель, как и электрический, позволял создать новую бесследную торпеду, не раскрывающую свое местоположение и не демаскирующую подлодку-носитель.


Торпеда 53-56В — внешне ничем не отличается от 53-56 КИТИ. Фото Militaryarms.ru
Примерно в конце сороковых или начале пятидесятых в НИМТИ был разработан предварительный проект перспективной торпеды с новой силовой установкой. Этот проект прошел ряд необходимых проверок, после чего была изготовлена опытная торпеда калибра 533 мм. Прототип прошел испытания, по результатам которых были определены дальнейшие пути развития имеющегося проекта. Вскоре после завершения этого этапа работ проект был передан конструкторскому бюро завода №175 (бывший «Красный прогресс», г. Токмак). Дальнейшую разработку нового проекта осуществляла именно эта организация при определенной помощи со стороны профильных институтов. Проект перспективной кислородной торпеды получил условное обозначение «Изделие 227». Главным конструктором был назначен А.Б. Тополянский.
Работы по новому проекту заняли несколько лет и продолжались до середины пятидесятых годов. За это время были решены основные вопросы, касавшиеся конструкции силовой установки, а также проверены предлагаемые технические решения. К середине десятилетия проект был готов к сборке и испытаниям опытных торпед. По имеющимся данным, разработка нового оружия затруднялась из-за сложностей с отработкой двигателя нового типа. При этом в качестве основы для машины новой торпеды было взято существующее изделие. Кислородный тепловой двигатель создавался на базе парогазовой машины торпеды 53-51. Несмотря на использование готовых агрегатов, перевод двигателя на новый окислитель был связан с определенными проблемами.
Первый вариант «Изделия 227» должен был стать «традиционной» прямоидущей торпедой без систем самонаведения. При этом предполагалось применение кислородного теплового двигателя, обеспечивающего движение без образования следа на воде. Таким образом, с точки зрения конструкции новая торпеда могла считаться переработанной версией существующего оружия предыдущих моделей.
Торпеда нового типа получила стандартный цилиндрический корпус с полусферической головной частью и коническим хвостовым обтекателем. На последнем предусматривалась Х-образная конструкция с рулями, внутри которой расположили два соосных гребных винта. Компоновка внутренних объемов так же была традиционной. В головной части корпуса разместили боевое отделение с зарядом взрывчатого вещества и взрывателем, за ними находился крупный резервуар для сжатого кислорода. Кормовое отделение вмещало баки для керосина, пресной воды и масла, а также парогазогенератор, двигатель и аппаратуру управления. Торпеда имела калибр 53 см и общую длину 7,45 м. Вес изделия в сборе достигал 1900 кг.
«Изделие 227» получило боевое отделение с 400-кг зарядом. Для подрыва заряда предлагалось использовать новый оптический неконтактный взрыватель типа НВ-57. Это изделие должно было инициировать подрыв боевой части при проходе торпеды на небольшом расстоянии от цели. Реагируя на изменение света, попадающего на датчик, взрыватель должен был производить обнаружение цели и давать команду на подрыв. При помощи этого компенсировались небольшие промахи.

Компоновка торпеды 53-56. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.
В кормовом отсеке торпеды разместили кислородный тепловой двигатель, созданный на основе машины торпеды 53-51 В составе этого устройства присутствовали парогазогенератор и поршневая машина с двумя цилиндрами горизонтального расположения, соединенными с кривошипно-шатунным механизмом и двумя соосными гребными винтами. Во время работы парогазогенератор двигателя должен был сжигать керосин (в качестве окислителя использовался кислород), а затем смешивать получившийся газ с пресной водой. Образованная парогазовая смесь подавалась в цилиндры и взаимодействовала с поршнями, вращая гребные валы.
Примененная силовая установка позволяла «Изделию 277» развивать скорость до 50 узлов. При необходимости можно было устанавливать другой режим работы машины, при котором скорость доходила лишь до 40 узлов. На первом режиме дальность хода составляла 8 км, на втором – до 13 км.
Для торпеды «Изделие 227» была разработана новая аппаратура, отвечавшая за удержание на заданном курсе и на нужной глубине. Принципы ее работы, по имеющимся данным, остались прежними. За контроль глубины отвечал гидростат, а для отслеживания изменения курса использовался гироскопический прибор. При определении отклонений от нужного курса эти устройства выдавали команды на рулевые машинки, которые возвращали торпеду в правильное положение.
В 1955-56 году завод №175 завершил проектные работы, после чего изготовил опытные торпеды нового образца. Испытания завершились успешно, после чего торпеду приняли на вооружение. В соответствии с принятой в то время номенклатурой, изделие получило новое обозначение 53-56 – торпеда калибра 53 см, обр. 1956 г. Кроме того, встречается название 53-56 КИТ («Кислородная торпеда»), относящееся к первой модификации изделия. Серийное производство такого оружия было поручено заводу им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата).
По некоторым данным, полноценное серийное производство новых торпед началось далеко не сразу. К моменту начала сборки серийных торпед проект 53-56 сохранял некоторые недостатки, которые пришлось ликвидировать уже после официального принятия на вооружение. Все эти проблемы сказывались на основных характеристиках оружия, а также на его надежности. На исправление недостатков и освоение производства боеспособного оружия понадобилось некоторое время, после чего стартовали поставки торпед флоту. Носителями новых торпед стали надводные корабли и подлодки различных типов, оснащавшиеся 53-см торпедными аппаратами.
Торпеда 53-56 отличалась от предыдущего отечественного оружия своего класса более высокими характеристиками, обеспечивавшимися новой силовой установкой. По этой причине было решено оставить базовый вариант 53-56 КИТ только для вооружения советского флота. На экспорт, в свою очередь, предлагалось поставлять изделия новой модификации. По другим данным, новый проект предлагалось разрабатывать из-за технических проблем с имеющимся оружием. Разработка новой версии оружия стартовала в начале шестидесятых годов в конструкторском бюро завода №175. Этот проект получил обозначение 53-56В или «Изделие 275».

Поршневой двигатель, использовавшийся на торпедах 53-51 и 53-56 разных модификаций. Фото Militaryrussia.ru
В качестве основы для изделия 53-56В были взяты базовый проект 53-56, а также существующие парогазовые торпеды 53-39ПМ и 53-51. У кислородной торпеды была заимствована почти вся конструкция, за исключением некоторых элементов силовой установки, которые были взяты у 53-39ПМ и 53-51. Так, вместо резервуара для кислорода был установлен 647-литровый бак для сжатого воздуха. Прочие емкости остались на своих местах. В результате этого появилась новая торпеда с парогазовым тепловым двигателем, который, в отличие от кислородного, уже не был тайной, а также был проверен на практике. Следствием такого подхода к конструированию стало некоторое сокращение характеристик.
Торпеда 53-56В отличалась от кислородного прототипа общей длиной, увеличившейся до 7,74 м. Калибр и вес, в том числе масса боевого отделения, остались прежними. Скорость торпеды составляла 40 или 50 узлов. За счет меньшей эффективности парогазового двигателя в сравнении с кислородным максимальная дальность хода новой торпеды составляла лишь 8 км. На максимальной скорости дальность сокращалась вдвое.
После прохождения всех необходимых испытаний торпеда 53-56В была принята на вооружение и поставлена в серийное производство. Кроме того, ее предложили зарубежным заказчикам. Точные сведения о поставках 53-56В зарубежным странам отсутствуют. По некоторым данным, подобное оружие заказывала Индия, однако в других источниках упоминается, что индийским ВМС поставлялись торпеды других модификаций.
Имеются сведения об использовании торпед 53-56В военно-морским флотом Советского Союза. В нашей стране это оружие использовалось в учебных целях и рассматривалось качестве дешевого аналога кислородной 53-56 КИТ. Таким образом, флот получал возможность подготовки личного состава и проведения учебно-боевых мероприятий без расхода ресурса сравнительно дорогих торпед. Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что новая парогазовая торпеда отличалась от кислородного прототипа большей надежностью, что так же могло сказаться на подходах к эксплуатации оружия.
В середине шестидесятых годов военно-морские силы Югославии заказали Советскому Союзу разработку модификации торпеды 53-56В с системой самонаведения. Разработка такого оружия была поручена НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»). Этот проект получил обозначение «Изделие 274» или 53-56ВА.

Торпеда 53-56ВА. Хорошо видны крепления схемной крышки гидроакустической антенны. Фото Militaryrussia.ru
Для выполнения заказа дружественного государства пришлось значительно переработать конструкцию базового изделия. Так, боевое отделение было уменьшено, а в высвобожденный объем установили систему самонаведения, аналогичную применявшимся на других торпедах того времени. Головной обтекатель корпуса получил спрямленную переднюю часть, на которой смонтировали гидроакустическую антенну с несколькими приемниками. Для уменьшения уровня помех антенну прикрыли дополнительным легким обтекателем. По имеющимся данным, система самонаведения обеспечивала поиск цели только в одной плоскости и реагировала на цель на дистанции до 600 м. Таким образом, торпеда могла применяться только против надводных кораблей.

Самонаводящаяся торпеда 53-56ВА оснащалась уменьшенным боевым отделением весом 260 кг. За счет этого и некоторых других доработок общий вес оружия сократился до 1875 кг. Для обеспечения работы самонаведения и сокращения шума собственных агрегатов была уменьшена мощность главной машины, что привело к сокращению скорости. «Изделие 274» могло идти к цели со скоростью 29 или 32 узла. При этом дальность хода составляла 11 или 10 км соответственно.
Адаптация имеющихся систем самонаведения к установке на парогазовую торпеду была связана с рядом заметных проблем. Из-за этого, в частности, несколько раз сдвигались сроки сдачи готового изделия заказчику в лице ВМС Югославии. После ряда трудностей работы были завершены только в 1966 году. Тогда же заказчику отправили первую партию серийных торпед. В дальнейшем изделия 53-56ВА были заказаны Индией. Также имеются сведения о поставках подобных торпед ВМФ СССР.
Первая торпеда семейства 53-56 была принята на вооружение в середине пятидесятых годов. В дальнейшем появились новые модификации этого оружия, отличавшиеся типом силовой установки и использованием системы самонаведения. Оружие всех трех модификаций поставлялось отечественному флоту, а изделия с литерами «В» и «ВА» также отправлялись на экспорт. Известно, что производство подобных торпед продолжалось, как минимум, до середины семидесятых годов. На вооружении советского военно-морского флота они оставались до начала или середины восьмидесятых.
При разработке торпед семейства 53-56 был решен ряд важных конструкторских задач, что привело к освоению новых технологий и появлению оружия с высокими характеристиками. Так, базовое изделие линейки 53-56 КИТ осталось в истории отечественного минно-торпедного вооружения в качестве первой серийной торпеды с кислородным тепловым двигателем. В дальнейшем подобные силовые установки использовались на ряде других торпед, часть которых эксплуатируется до сих пор. Последняя торпеда семейства, 53-56ВА, так же заняла нтересное место в истории. Это была последняя отечественная торпеда, оснащенная парогазовым двигателем. К середине шестидесятых годов, когда она была разработана, подобные силовые установки уже считались устаревшими. В дальнейшем конструкторы торпедного вооружения перешли на более новые и совершенные системы, при создании которых активно использовались наработки по проекту 53-36 КИТ.
По материалам:

Торпеда

Пуск торпеды с борта подводной лодки типа «Вирджиния» (рисунок художника)Торпедный отсек на французской атомной подводной лодке Le RedoutableСоветская торпеда времён Второй Мировой войны, музей-заповедник «Малая земля», Новороссийск

Торпе́да (от лат. torpedo narke — электрические скаты, сокращённо лат. torpedo) — самодвижущийся боевой снаряд. В случае с морской торпедой — самодвижущийся подводный снаряд. Морская торпеда состоит из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами, или с реактивным соплом в хвосте (ракета-торпеда). В боевой части торпеды заключены ядерная или неядерная боевая часть, топливо, двигатель и приборы управления (в том числе наведения на цель).

Наиболее распространённый калибр морских торпед (диаметр корпуса в наиболее широкой его части) — 533 мм (21 дюйм) (также известны образцы от 254 до 660 мм). Средняя длина (для универсальных торпед) — около 7 м, масса (для универсальных торпед) — около 2 т, заряд взрывчатого вещества (для универсальных торпед) — 200—400 кг.

Морские торпеды состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, миноносцев и пр.) и подводных кораблей, самолётов и вертолётов, как составная часть входят в состав противолодочных ракетных комплексов.

Происхождение термина

В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году, ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).

В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо». Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами», а торпедистов — «минёрами».

В обрусевшей форме «торпеда» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года.

Русским языком, как и другими европейскими языками, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo).

По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года)

И в том, и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы, которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.

Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое, в свою очередь, первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската.

Классификации

Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток. По виду двигателя

  • На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
  • Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель;
    отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
  • Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
  • Электрические;
  • Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).

По способу наведения

  • Неуправляемые — первые образцы;
  • Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
  • Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
  • Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
  • Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
  • Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).

Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США) По назначению

  • Противокорабельные (первоначально все торпеды);
  • Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);
  • Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).

Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).

История

Роберт Уайтхед и его торпедаСброс торпеды с британского самолёта (около 1918 года)Минный (торпедный) отсек подводной лодки времён Первой мировой войны. 1916Торпеды Mk.46 на подвесах противолодочного вертолёта Lynx

Первым идею о самодвижущемся морском снаряде в начале XV века высказал итальянский инженер Джованни да Фонтана. Впервые термин «torpedo» для обозначения морского боеприпаса использовал Роберт Фултон в начале XIX века. В течение всего XIX века различными инженерами разрабатывались проекты подводных самодвижущихся снарядов, но на ракетной тяге.

Первая самодвижущаяся мина («самодвижущееся торпедо») была создана 1865 году русским изобретателем И. Ф. Александровским.

«В 1865 году,— пишет Александровский,— мною был представлен… адмиралу Н. К. Краббе (управляющий Морским министерством Авт.) проект изобретённого мною самодвижещегося торпедо. Сущность… торпедо ничего более, как только копия в миниатюре с изобретённой мною подводной лодки. Как и в моей подводной лодке, так и моем торпедо главным двигатель — сжатый воздух, те же горизонтальные рули для направления на желаемой глубине… с той лишь разницей, что подводная лодка управляется людьми, а самодвижущееся торпедо… автоматическим механизмом. По представлению моего проекта самодвижущегося торпедо Н. К. Краббе нашёл его преждевременным, ибо в то время моя подводная лодка только строилась».

Первые образцы торпед (торпеды Уайтхеда) разработал англичанин Роберт Уайтхед (1866 год). 29 мая 1877 во время битвы в бухте Пакоча торпеда была впервые применена британским флотом в боевых условиях, однако безуспешно — цель сумела уклониться от попадания.

Впервые торпеды были успешно применены Россией во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. 14 января 1878 года, в результате операции, проведённой под руководством адмирала Макарова против турецкого флота в районе Батума, два катера, «Чесма» и «Синоп», спущенные с минного транспорта «Великий князь Константин», потопили турецкий пароход «Интибах». Торпеды также активно применялись во время первой Русско-японской войны.

По-видимому, первой управляемой торпедой является разработанная в 1877 году Торпеда Бреннана.

Первая мировая война

«Момент вылета мины из орудия» (1916)

Во время Первой мировой войны торпеды применялись воюющими сторонами не только в условиях акватории моря, но и также на реках: например, 27 августа 1916 года румынские торпедные катера атаковали австро-венгерские мониторы возле болгарского города Русе на Дунае. Атака была неудачной для румын: торпеды прошли далеко от целей, а флагманский корабль австрийской группы — «Бодрог» — потопил один из атакующих катеров.

Вторая мировая война

Электрические торпеды

Одним из недостатков парогазовых торпед является наличие на поверхности воды следа (пузырьков отработанного газа), демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю возможность для уклонения от неё и определения местонахождения атакующих, поэтому после Первой мировой войны начались попытки применения в качестве двигателя торпеды электромотора. Идея была очевидна, но ни одно из государств, кроме Германии, до начала Второй мировой войны реализовать её не смогло. Кроме тактических преимуществ, оказалось, что электрические торпеды сравнительно просты в изготовлении (так, трудозатраты на изготовление стандартной немецкой парогазовой торпеды G7a(T1) составляли от 3740 человеко-часов в 1939 г. до 1707 человеко-часов в 1943 г.; а на производство одной электроторпеды G7e (Т2) требовалось 1255 человеко-часов). Однако максимальная скорость хода электроторпеды равнялась только 30 узлам, в то время как парогазовая торпеда развивала скорость хода до 46 узлов. Также существовала проблема устранения утечки водорода из батареи аккумуляторов торпеды, что иногда приводило к его скоплению и взрывам.

В Германии электрическую торпеду создали ещё в 1918 г., но в боевых действиях её применить не успели. Разработки продолжили в 1923 г., на территории Швеции. В 1929 г. новая электрическая торпеда была готова к серийному производству, но официально её приняли на вооружение только в 1939 г. под обозначением G7e. Работы были настолько засекречены, что британцы узнали о ней только в том же 1939, когда части такой торпеды обнаружили при осмотре линейного корабля «Ройял Оук», торпедированного в Скапа-Флоу на Оркнейских островах.

Однако уже в августе 1941 на захваченной U-570 в руки британцев попали полностью исправные 12 таких торпед. Несмотря на то, что и в Британии, и в США в то время уже имелись опытные образцы электрических торпед, они просто скопировали германскую и приняли её на вооружение (правда, только в 1945, после окончания войны) под обозначением Mk-XI в британском и Mk-18 в американском флоте.

Работы по созданию специальной электрической батареи и электродвигателя, предназначенных для торпед калибра 533 мм, начали в 1932 г. и в Советском Союзе. В течение 1937—1938 гг. было изготовлено две опытовые электрические торпеды ЭТ-45 с электродвигателем мощностью 45 кВт. Она показала неудовлетворительные результаты, поэтому в 1938 г. разрабатывается принципиально новый электродвигатель с вращающимися в разные стороны якорем и магнитной системой, с высоким КПД и удовлетворительной мощностью (80 кВт). Первые образцы новой электрической торпеды изготовили в 1940 г. И хотя германская электрическая торпеда G7e попала в руки и советских инженеров, но те не стали её копировать, а в 1942 г., после проведения государственных испытаний, была принята на вооружение отечественная торпеда ЭТ-80. Пять первых боевых торпед ЭТ-80 поступили на Северный флот в начале 1943 г. Всего во время войны советские подводники израсходовали 16 электрических торпед.

Таким образом, реально во Второй мировой войне электрические торпеды имели на вооружении Германия и Советский Союз. Доля электрических торпед в боекомплекте подводных лодок кригсмарине составляла до 80 %.

Неконтактные взрыватели

Независимо друг от друга, в строгой тайне и почти одновременно военно-морские флоты Германии, Англии и Соединённых Штатов разработали магнитные взрыватели для торпед. Эти взрыватели имели большое преимущество перед более простыми контактными взрывателями. Противоминные переборки, находящиеся ниже броневого пояса кораблей, сводили к минимуму разрушения, вызываемые при попадании торпеды в борт. Для максимальной эффективности поражения торпеда с контактным взрывателем должна была попасть в небронированную часть корпуса, что оказывалось весьма трудным делом. Магнитные взрыватели были сконструированы таким образом, что срабатывали при изменениях магнитного поля Земли под стальным корпусом корабля и взрывали боевую часть торпеды на расстоянии 0,3—3,0 метра от его днища. Считалось, что взрыв торпеды под днищем корабля наносит ему в два или три раза большие повреждения, чем такой же по мощности взрыв у его борта.

Однако первые германские магнитные взрыватели статического типа (TZ1), которые реагировали на абсолютную величину напряжённости вертикальной составляющей магнитного поля, просто пришлось снять с вооружения в 1940 г., после Норвежской операции. Эти взрыватели срабатывали после прохождения торпедой безопасной дистанции уже при лёгком волнении моря, на циркуляции или при недостаточно стабильном ходе торпеды по глубине. В результате этот взрыватель спас несколько британских тяжёлых крейсеров от неминуемой гибели.

Новые германские неконтактные взрыватели появились в боевых торпедах только в 1943 г. Это были магнитодинамические взрыватели типа Pi-Dupl, в которых чувствительным элементом являлась индукционная катушка, неподвижно закреплённая в боевом отделении торпеды. Взрыватели Pi-Dupl реагировали на скорость изменения вертикальной составляющей напряжённости магнитного поля и на смену её полярности под корпусом корабля. Однако радиус реагирования такого взрывателя в 1940 г. составлял 2,5—3 м, а в 1943 по размагниченному кораблю едва достигал 1 м.

Только во второй половине войны на вооружение германского флота приняли неконтактный взрыватель TZ2, который имел узкую полосу срабатывания, лежащую за пределами частотных диапазонов основных видов помех. В результате даже по размагниченному кораблю он обеспечивал радиус реагирования до 2—3 м при углах встречи с целью от 30 до 150°, а при достаточной глубине хода (порядка 7 м) взрыватель TZ2 практически не имел ложных срабатываний из-за волнения моря. Недостатком ТZ2 являлось заложенное в него требование обеспечить достаточно высокую относительную скорость торпеды и цели, что было не всегда возможно при стрельбе тихоходными электрическими самонаводящимися торпедами.

В Советском Союзе это был взрыватель типа НВС (неконтактный взрыватель со стабилизатором; это магнитодинамический взрыватель генераторного типа, который срабатывал не от величины, а от скорости изменения вертикальной составляющей напряжённости магнитного поля корабля водоизмещением не менее 3000 т на расстоянии до 2 м от днища). Он устанавливался на торпеды 53-38 (НВС мог применяться только в торпедах со специальными латунными боевыми зарядными отделениями).

Приборы маневрирования

В ходе Второй мировой войны во всех ведущих военно-морских державах продолжались работы по созданию приборов маневрирования для торпед. Однако только Германия смогла довести опытные образцы до промышленного производства (курсовые системы наведения FaT и её усовершенствованный вариант LuT).

FaT

Первый образец системы наведения FaT был установлен на торпеде TI (G7a). Была реализована следующая концепция управления — торпеда на первом участке траектории двигалась прямолинейно на расстояние от 500 до 12500 м и поворачивала в любую сторону на угол до 135 градусов поперек движения конвоя, а в зоне поражения судов противника дальнейшее движение осуществляла по S-образной траектории («змейкой») со скоростью 5—7 узлов, при этом длина прямого участка составляла от 800 до 1600 м и диаметр циркуляции 300 м. В результате траектория поиска напоминала ступени лестницы. В идеале торпеда должна была вести поиск цели с постоянной скоростью поперек направления движения конвоя. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя со «змейкой» поперек курса его движения, оказывалась весьма высокой.

С мая 1943 года следующую модификацию системы наведения FaTII (длина участка «змейки» 800 м) стали устанавливать на торпедах TII (G7e). Из-за малой дальности хода электроторпеды эта модификация рассматривалась в первую очередь как оружие самообороны, выстреливавшееся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю.

LuT

Система наведения LuT была разработана для преодоления ограничений системы FaT и принята на вооружение весной 1944 года. По сравнению с предыдущей системой торпеды были оборудованы вторым гироскопом, в результате чего появилась возможность двукратной установки поворотов до начала движения «змейкой». Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а с любой позиции — сначала торпеда обгоняла конвой, затем поворачивала на его носовые углы и только после этого начинала движение «змейкой» поперек курса движения конвоя. Длина участка «змейки» могла изменяться в любых диапазонах до 1600 м, при этом скорость торпеды была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м.

Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и счётно-решающего прибора ограничили количество лодок, подготовленных к использованию системы наведения LuT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед с LuT.

См. также

В Викисловаре есть статья «торпеда»

  • Торпедная атака
  • Ракета-торпеда
  • Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина»)
    • буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
    • шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
    • метательная мина
  • Противокорабельная ракета
  • Противолодочная ракета

самолёты:

  • Торпедоносец
  • Воздушная торпеда Кеттеринга

корабли:

  • Подводная лодка
  • Торпедный катер
  • Миноносец
  • Эсминец

другое:

  • Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
  • Бангалорская торпеда

Примечания

  1. 1 2 3 П. Я Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык». ISBN 5-200-02282-7
  2. 1 2 3 Ю. Л. Коршунов, Г. В. Успенский. Торпеды Российского флота
  3. Анекдотическая исторія текущей войны: Апрѣль, Май, Іюнь и Іюль 1877 года.
  4. Термин «торпеда» в Google Books.
  5. 1 2 Online Etymology Dictionary
  6. Latin Via Proverbs
  7. Documents related to the manning, maintenance and development of the US Navy in the Antebellum Period
  8. Торпеды Фултона (англ.)
  9. А. Тарас. История подводных лодок 1624—1904 , с.205 ISBN 985-13-1108-1
  10. словарь, 2002, с. 1256.

Литература

Ссылки

  • Торпеда — главное оружие Подводной Лодки
  • И о торпедах замолвим слово // war-only.com
  • Торпедная атака, старая мина или провокация? — о случаях боевого применения после Второй мировой войны
  • Как изготавливают торпеды — производители торпед в СССР.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4139562-1 · NDL: 00562695

Классы и вооружение боевых катеров

Классы боевых катеров по вооружению

Классы катеров по задачам

Общий перечень вооружения катеров

Противокорабельная ракета · Противолодочная ракета (Ракето-торпеда) (только у противолодочных катеров) · Зенитная управляемая ракета · Шестовая мина · Буксируемая мина · Метательная мина · Противокорабельная торпеда · Противолодочная торпеда · Универсальная торпеда · Заряд взрывчатого вещества · Донная мина · Якорная мина · Глубинная бомба (бомбосбрасыватель, бомбомёт) · Противолодочная граната (Противолодочный гранатомет) · Артиллерийское орудие · Безоткатное орудие · Миномёт · Газомёт (только у катеров поддержки десанта) · Неуправляемая ракета (Одиночная ракетная пусковая установка, Реактивная система залпового огня) · Автоматический гранатомёт · Митральеза · Пулемёт · Огнемёт (только у патрульных катеров) · Минный трал · Дистанционно управляемые катера-тральщики (только у универсальных катеров)

Смотреть что такое «Торпеда» в других словарях:

  • ТОРПЕДА — (Torpedo) стальной сигарообразный снаряд длиною от 5,5 до 8,6 м и диаметром от 45 до 60 см, снабженный для движения в воде соответствующим двигателем. Торпеда. Т. являются основным оружием подводных лодок, миноносцев и торпедных катеров и… … Морской словарь

  • ТОРПЕДА — металлический взрывчатый снаряд для действия под водою; им взрывают неприятельские корабли, разные подводные сооружения и проч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. торпеда (лат. torpedo… … Словарь иностранных слов русского языка

  • торпеда — ампула, снаряд, мина, кайтен Словарь русских синонимов. торпеда сущ., кол во синонимов: 9 • авиаторпеда (1) • … Словарь синонимов

  • ТОРПЕДА — самодвижущийся самоуправляемый и самонаводящийся на цель подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный млн. ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и др. объектов. Торпедами вооружены… … Большая политехническая энциклопедия

  • ТОРПЕДА — (от лат. torpedo электрический скат) самодвижущийся и самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов.… … Большой Энциклопедический словарь

  • ТОРПЕДА — ТОРПЕДА, самодвижущийся подводный СНАРЯД, снабженный движителем, применяемый подводными лодками, малыми военными кораблями и самолетами для выведения из строя вражеских судов. Современные торпеды могут запускаться с ракетоносителей, и часто имеют … Научно-технический энциклопедический словарь

  • ТОРПЕДА — ТОРПЕДА, торпеды, жен. (от лат. torpedo оцепенение). 1. Самодвижущаяся подводная мина сигарообразной формы (воен. мор.). 2. Автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом (спец.). 3. Рыба из группы скатов, с округлым телом, способная… … Толковый словарь Ушакова

  • ТОРПЕДА — ТОРПЕДА, ы, жен. Самодвижущийся и самоуправляемый подводный взрывной снаряд. Противолодочная т. Реактивная т. Авиационная т. (сбрасываемая в воду с самолёта). | прил. торпедный, ая, ое. Торпедная батарея. Т. аппарат (для выбрасывания торпед). Т.… … Толковый словарь Ожегова

  • торпеда — ТОРПЕДА, ы, ж. 1. Стремительный, резкий, активный человек. 2. Ампула, вшиваемая против алкоголизма. Махровый алкофан с торпедой в жопе … Словарь русского арго

  • торпеда — — Тематики нефтегазовая промышленность EN double ended chargejack squibline squibtaw … Справочник технического переводчика

  • Торпеда — У этого термина существуют и другие значения, см. Торпеда (значения). Пуск торпеды с борта подводной лодки типа «Вирджиния» (рисунок художника) … Википедия