ПАО ОДК уфимское моторостроительное производственное объединение

Производство авиационных двигателей на ПАО «ОДК-УМПО»

  • © bmpd.livejournal.com

24-25 января 2018 года нашему блогу удалось побывать в ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОДК-УМПО) — это разработчик и крупнейший производитель авиационных двигателей в России. ОДК-УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (в составе Госкорпорации Ростех), интегрированной структуры, специализирующейся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Основными видами деятельности ОДК-УМПО являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт газотурбинных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. В объединении, в частности, серийно выпускаются турбореактивные двигатели для самолетов семейства Су-35 (АЛ-41Ф-1С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми».ОДК-УМПО является головным производителем перспективного двигателя для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА). ОДК-УМПО также участвует в кооперации с другими предприятиями ОДК в проекте создания двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21, а также в работе по выпуску компонентов вертолетных двигателей типа ВК-2500.Чем сейчас занимается предприятие мы представляем в небольшом фоторепортаже.

  • IMG_4660
  • © ic.pics.livejournal.com

Один из четырех производственно-технологических центров (ПТЦ) УМПО © bmpd

  • IMG_4665
  • © ic.pics.livejournal.com

Турбовальный двигатель ВК-2500П-01. ОДК-УМПО в рамках импортозамещения поставлявшихся ранее с Украины вертолетных двигателей участвует в программе производства узлов вертолетного турбовального двигателя ВК-2500, предназначенного для большинства вертолетов «Ми» и «Ка». Узлы ВК-2500, изготовление которых по составу кооперации ОДК закреплено за ОДК-УМПО, включают более 900 деталей и сборочных единиц (ДСЕ). В рамках проекта идет создание четырех производственно-технологических центров (ПТЦ). Сейчас ведется активная работа по техническому оснащению созданного ПТЦ № 185, специализирующегося на изготовлении узлов турбины и сопловых аппаратов ВК-2500 © bmpd

  • IMG_4675
  • © ic.pics.livejournal.com

Аппараты сопловые компрессорной турбины двигателя ВК-2500П (изделие 78). В даном ПТЦ введено в эксплуатацию 28 из 52 единиц оборудования, в том числе с числовым программным управлением, и в конце 2017 г. начато освоение первых ДСЕ. Задействовано 133 человека. В 2018 году в ОДК-УМПО запланировано изготовление 250 комплектов ДСЕ в год, и далее — 300 комплектов с учетом ввода в эксплуатацию оставшихся трех ПТЦ к 2019 г. © bmpd

  • IMG_4670
  • © ic.pics.livejournal.com

Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ. ПАО «ОДК-УМПО» отвечает за производство заготовок деталей из титановых сплавов и выполняет финишную обработку на оборудовании в ПТЦ деталей типа «гнездо подшипника», «кронштейн», «рычаги управления» © bmpd

  • IMG_4684
  • © ic.pics.livejournal.com

Двухконтурные турбореактивные двигателb АЛ-41Ф-1С и АЛ-31ФП, выпускаемые на УМПО © bmpd

  • IMG_4687
  • © ic.pics.livejournal.com

АЛ-31ФП крупным планом. Данный двигатель также выпускается по лицензии в Индии по т.н. «пятой фазе», то есть практически самостоятельно © bmpd

  • IMG_4703
  • © ic.pics.livejournal.com

Двигатель АЛ-41Ф-1С — в настоящее время массово производится © bmpd

  • IMG_4710
  • © ic.pics.livejournal.com

И его сопло © bmpd

  • IMG_4727
  • © ic.pics.livejournal.com

Цех сборки двигателей семейств АЛ-31 и АЛ-41 © bmpd

  • IMG_4747
  • © ic.pics.livejournal.com

Практически полностью собранный двигтель АЛ-41Ф-1С © bmpd

  • IMG_4748
  • © ic.pics.livejournal.com

Двигатель находится на поворотном стенде с шестью рабочими местами, что позволяет проводить сборочные операции одновременно © bmpd

  • IMG_4753
  • © ic.pics.livejournal.com

В цехе окончательной сборки занято порядка 1000 человек, которые распределены по семи участкам © bmpd

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России . Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.
Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.
УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром».
Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.
1. Сварка в обитаемой камере «Атмосфера-24»
Интереснейшим этапом производства двигателя является аргонодуговая сварка наиболее ответственных узлов в обитаемой камере, обеспечивающая полную герметичность и аккуратность сварного шва. Специально для УМПО ленинградским институтом «Прометей» в 1981 году создан один из крупнейших в России участок сварки, состоящий из двух установок «Атмосфера-24».
2. По санитарным нормам рабочий может проводить в камере не более 4,5 часов в день. С утра — проверка костюмов, медицинский контроль, и только после этого можно приступать к сварке.
3. Сварщики отправляются в «Атмосферу-24» в легких космических скафандрах. Через первые двери шлюза они проходят в камеру, им прикрепляют шланги с воздухом, закрывают двери и подают внутрь камеры аргон. После того, как он вытеснит воздух, сварщики открывают вторую дверь, заходят в камеру и начинают работать.

4. В безокислительной среде чистого аргона начинается сварка конструкций из титана.
5. Контролируемый состав примесей в аргоне позволяет получить качественные швы и повысить усталостную прочность сварных конструкций, обеспечивает возможность подварки в самых труднодоступных местах за счет применения сварочных горелок без использования защитного сопла.
6. В полном облачении сварщик, действительно, похож на космонавта. Чтобы получить допуск к работе в обитаемой камере, рабочие проходят курс обучения, вначале они в полной экипировке тренируются на воздухе. Обычно двух недель достаточно, чтобы понять, годится человек для такой работы или нет — нагрузки выдерживает далеко не каждый.
7. Всегда на связи со сварщиками — специалист, следящий за происходящим с пульта управления.
8. Оператор управляет сварочным током, следит за системой газоанализа и общим состоянием камеры и работника.
9. Ни один другой способ ручной сварки не даёт такого результата, как сварка в обитаемой камере. Качество шва говорит само за себя.
10. Электронно-лучевая сварка.
Электронно-лучевая сварка в вакууме — полностью автоматизированный процесс. В УМПО он осуществляется на установках Ebokam. Одновременно сваривается два-три шва, причём с минимальным уровнем деформации и изменением геометрии детали.
11. Один специалист работает одновременно на нескольких установках электронно-лучевой сварки.
12. Детали камеры сгорания, поворотного сопла и блоков сопловых лопаток требуют нанесения теплозащитных покрытий плазменным способом. Для этих целей используется робототехнический комплекс ТСЗП-MF-P-1000.
13. Инструментальное производство
В составе УМПО 5 инструментальных цехов общей численностью около 2500 человек. Они занимаются изготовлением технологического оснащения. Здесь создают станочные приспособления, штампы для горячей и холодной обработки металлов, режущий инструмент, мерительный инструмент, пресс-формы для литья цветных и черных сплавов.
14. Производство пресс-форм для лопаточного литья осуществляется на станках с ЧПУ.
15. Сейчас для создания пресс-форм нужно всего два-три месяца, а раньше этот процесс занимал полгода и дольше.
16. Автоматизированное средство измерения улавливает мельчайшие отклонения от нормы. Детали современного двигателя и инструмента должны быть изготовлены с предельно точным соблюдением всех размеров.
17. Вакуумная цементация.
Автоматизация процессов всегда предполагает уменьшение затрат и повышение качества выполняемых работ. Это относится и к вакуумной цементации. Для цементации — насыщения поверхности деталей углеродом и повышения их прочности — используются вакуумные печи Ipsen.
18. Для обслуживания печи достаточно одного работника. Детали проходят химико-термическую обработку в течение нескольких часов, после чего становятся идеально прочными. Специалисты УМПО создали собственную программу, которая позволяет осуществлять цементирование с повышенной точностью.
19. Литейное производство
Производство в литейном цехе начинается с изготовления моделей. Из специальной массы прессуются модели для деталей разных размеров и конфигураций с последующей ручной отделкой.
20. На участке изготовления выплавляемых моделей работают преимущественно женщины.
21. Облицовка модельных блоков и получение керамических форм — важная часть технологического процесса литейного цеха.
22. Перед заливкой керамические формы прокаливаются в печах.
23. Керамическая форма прокалена – далее её ждёт заливка сплавом.
24. Так выглядит залитая сплавом керамическая форма.
25. «На вес золота» — это о лопатке с монокристаллической структурой. Технология производства такой лопатки сложная, но и работает эта дорогая во всех отношениях деталь гораздо дольше. Каждая лопатка «выращивается» с использованием специальной затравки из никеле-вольфрамового сплава.
26. Участок обработки полой широкохордной вентиляторной лопатки
Для производства полых широкохордных вентиляторных лопаток двигателя
ПД-14 — движущей установки перспективного гражданского самолёта МС-21 —
создан специальный участок, где осуществляется вырезка и механическая обработка заготовок из титановых плит, окончательная механическая обработка замка и профиля пера лопатки, включая его механическую шлифовку и полировку.
27. На четырёхкоординатном горизонтальном обрабатывающем центре внедрена технология окончательной обработки торца пера лопатки на приспособлении, спроектированном и изготовленном в УМПО, — ноу-хау предприятия.
28. Комплекс производства роторов турбины и компрессора (КПРТК) — это локализация имеющихся мощностей для создания основных составляющих элементов реактивного привода.
29. Сборка роторов турбины — трудоёмкий процесс, требующий особенной квалификации исполнителей. Высокая точность обработки соединения «вал-диск-носок» — гарантия долгосрочной и надёжной работы двигателя.
30. Многоступенчатый ротор собирается в единое целое именно в КПРТК.
31. Балансировку ротора осуществляют представители уникальной профессии, которой в полной мере можно овладеть только в заводских стенах.
32. Производство трубопроводов и трубок
Чтобы все агрегаты двигателя слаженно функционировали — компрессор нагнетал, турбина крутилась, сопло прикрывалось или открывалось, нужно подавать им команды. «Кровеносными сосудами» сердца самолёта считаются трубопроводы — именно по ним передаётся самая разная информация. В УМПО есть цех, который специализируется на изготовлении этих «сосудов» — разнокалиберных трубопроводов и трубок.
33. На мини-заводе по производству трубок требуется ювелирная ручная работа — некоторые детали являются настоящими рукотворными произведениями искусства.
34. Многие операции по трубогибу выполняет и станок с числовым программным управлением Bend Master 42 MRV. Он гнёт трубки из титана и нержавеющей стали. Сначала определяют геометрию трубы по бесконтактной технологии с помощью эталона. Полученные данные отправляют на станок, который производит предварительное сгибание, или на заводском языке — гиб. После производится корректировка и окончательный гиб трубки.
35. Так выглядят трубки уже в составе готового двигателя — они оплетают его, как паутина, и каждая выполняет свою задачу.
36. Окончательная сборка.

В сборочном цехе отдельные детали и узлы становятся целым двигателем. Здесь трудятся слесари механосборочных работ высочайшей квалификации.
37. Собранные на разных участках цеха крупные модули стыкуются сборщиками в единое целое.
38. Конечным этапом сборки является установка редукторов с топливно-регулирующими агрегатами, коммуникаций и электрооборудования.
39. Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов.
40. После предъявительских испытаний двигатель возвращается в сборочный цех на разборку, промывку и дефектацию. Сначала изделие разбирают и промывают бензином. Затем — внешний осмотр, замеры, специальные методы контроля. Часть деталей и сборочных единиц направляется для такого же осмотра в цехи-изготовители. Потом двигатель собирают вновь — на приёмо-сдаточные испытания.
41. Слесарь-сборщик собирает крупный модуль.
42. Слесари МСР выполняют сборку величайшего творения инженерной мысли XX века — турбореактивного двигателя — вручную, строго сверяясь с технологией.
43. Управление технического контроля отвечает за безупречное качество всей продукции. Контролёры работают на всех участках, в том числе — и в сборочном цехе.
44. На отдельном участке собирают поворотное реактивное сопло (ПРС) — важный элемент конструкции, отличающий двигатель АЛ-31ФП от его предшественника АЛ-31Ф.
45. Ресурс работы ПРС — 500 часов, а двигателя — 1000, поэтому сопел нужно делать в два раза больше.
46. На специальном мини-стенде проверяют работу сопла и его отдельных частей.
47. Двигатель, оснащённый ПРС, обеспечивает самолёту большую манёвренность. Само по себе сопло выглядит довольно внушительно.
48. В сборочном цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет.
49. Испытания двигателей.
Испытание авиационного двигателя – завершающий и очень ответственный этап в технологической цепочке. В специализированном цехе осуществляются предъявительские и приёмо-сдаточные испытания на стендах, оснащённых современными автоматизированными системами управления технологическими процессами.
50. В ходе испытаний двигателя используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из трех компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Испытатели контролируют параметры двигателя и стендовых систем исключительно по показаниям компьютера. В режиме реального времени производится обработка результатов испытания. Вся информация о проведенных испытаниях хранится в компьютерной базе данных.
51. Собранный двигатель проходит испытания согласно технологии. Процесс может занимать несколько суток, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют.
52. Вся информация о проведённых испытаниях обрабатывается и выдаётся в виде протоколов, графиков, таблиц, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

54. Внешний вид испытательного цеха: когда-то гул испытаний будил всю округу, теперь наружу не проникает ни один звук.
55. Цех № 40 — место, откуда вся продукция УМПО отправляется заказчику. Но не только — здесь осуществляется окончательная приёмка изделий, агрегатов, входной контроль, консервация, упаковка.
56. Двигатель АЛ-31Ф отправляется на упаковку.
57. Двигатель ожидает аккуратное обёртывание в слои упаковочной бумаги и полиэтилена, но это не всё.
58. Двигатели помещаются в спроектированную для них специальную тару, которая маркирована в зависимости от типа изделия. После упаковки идёт комплектация сопроводительной технической документацией: паспортами, формулярами и пр.
59. Двигатель в действии!
Благодарю пресс-службу ОАО «УМПО», в частности, Екатерину Косых за помощь в создании репортажа!
По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту: gelio@inbox.ru

• Производство самолетов Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод
• Производство самолетов Л-410 в Чехии
• Производство Су-34 в НАПО им. В.П. Чкалова


История умпо и его структура. Уфимское моторостроительное производственное объединение это

Введение санкций в отношении России стало импульсом для введения импортозамещения в экономике, и в том числе в оборонно-промышленном комплексе. Нельзя сказать, что прошедший год стал простым для гособоронзаказа в силу его объема и сложности. Об этом еще в начале прошлого года в своем блоге в Twitter писал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Тем не менее, возможности российского ОПК подстроились к внешним условиям благодаря своей истории и программе поддержки, разработанной правительством. Так, Государственная программа вооружений до 2020 года предусмотривает более 19 трлн рублей.

  • ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (входит в АО «ОДК» Госкорпорации Ростех) разработало уникальный испытательный стенд для определения пропускной способности сопловых аппаратов вертолетного двигателя типа ВК-2500, выпускаемого ОДК по проекту импортозамещения.

    Испытательная установка полностью спроектирована и собрана в ПАО «УМПО». В процессе ее создания принимали участие конструкторские службы, отдел главного механика, отдел автоматизированных систем управления технологическими процессами, строительное управление, производственные и вспомогательные цехи. Окончательная аттестация стенда состоялась в декабре 2015-го, а с января 2016 года он заработал в полную силу. Для управления комплексом достаточно одного оператора, процесс полностью автоматизирован.

  • В условиях нестабильных поставок с Украины «Газпром» перенес заказы в Россию и намерен приобрести подрядчика

    После начала кризиса на Украине «Газпром» стал сворачивать взаимоотношения с украинскими поставщиками, в частности компания перестала закупать у них газоперекачивающие агрегаты. Теперь заказы ушли на российские заводы, и в капитал одного из них монополист хочет войти. Как рассказал «Известиям» президент Башкирии Рустэм Хамитов, «Газпром» ведет переговоры с ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (крупнейший акционер — Объединенная двигателестроительная корпорация, входящая в ГК «Ростех») о создании совместного предприятия на базе АО «Уфа-АвиаГаз» (на 100% подчинено УМПО).

  • ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России. Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром». Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.
  • ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (головное предприятие дивизиона «Двигатели для боевой авиации» Объединенной двигателестроительной корпорации) совместно с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» успешно провели первый в истории российского двигателестроения опыт по изготовлению высокоточной крупногабаритной тонкостенной детали из титанового сплава.

    На участке титанового литья ОАО «УМПО» были произведены отливки стойки и центральной части разделительного корпуса перспективного двигателя для гражданских самолетов ПД-14.

    Технология, разработанная коллективом МИСиС под руководством заведующего кафедрой технологии литейных процессов, профессора, доктора технических наук Владимира Белова и опробованная на оборудовании УМПО, не имеет мировых аналогов. В отличие, к примеру, от запатентованной во Франции технологии крупногабаритного тонкостенного литья по выплавляемым моделям здесь применяется литье в графитовые стержни. Материал, который используется в работах, — российский, произведён в г. Челябинске.

  • Головное предприятие дивизиона ОДК (входит в ГК «Ростех») «Двигатели для боевой авиации» Уфимское моторостроительное производственное объединение совместно с Уфимским авиационным государственным техническим университетом выпустили первые лопатки газотурбинного двигателя из жаропрочного алюминия.

    В 2013 году удалось получить первые образцы деталей из нового сплава, в этом году из него произведены полноразмерные лопатки компрессора, сообщает пресс-служба предприятия. Следующий шаг — приваривание их к диску методом линейной сварки трением — будет сделан после механической обработки. Все исследования ведутся совместно УМПО и УГАТУ при участии еще одного представителя дивизиона ДБА — НПП «Мотор». Технологию планируется опробовать на разработанном на «Моторе» газотурбинном приводе ГТП-953 и, в случае успешных испытаний, предложить к внедрению в производстве ГТД для боевой авиации., входящей в Ростех) в январе-июне увеличило чистую прибыль на 39,4% к аналогичному периоду прошлого года. ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) и его филиал ОКБ им. А. Люльки завершили технический проект двигателя второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50.

    Технический проект перспективного двигателя (ПД) второго этапа для истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) успешно принят комиссией заказчиков (Министерства обороны РФ и компании «Сухой»). Проект изделия создавался в кооперации конструкторскими службами предприятий дивизиона «Двигатели для боевой авиации» во главе с филиалом ОАО «УМПО» — ОКБ им. А. Люльки. Таким образом опытно-конструкторские работы по изделию выходят на новый уровень.

    Очередными шагами в создании двигателя Т-50 станут разработка, изготовление и испытания демонстраторов и предъявление изделия межведомственной комиссии. В частности, изготовление экспериментальных газогенераторов и демонстраторов планируется начать в первой половине 2014 года.

  • На Уфимском моторостроительном производственном объединении (УМПО), состоялось открытие реконструированного стенда, где будут проходить испытания серийные изделия предприятия. «На данный момент стенд предназначен для испытаний двигателей АЛ-41Ф-1С и АЛ-31ФП, — отметил руководитель дивизиона ДБА, управляющий директор УМПО Александр Артюхов. — Однако в перспективе его можно переоборудовать и для испытания изделий АЛ-31Ф и новых двигателей».

  • В дивизионе Объединенной двигателестроительной корпорации «Двигатели для боевой авиации», возглавляемом ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», продолжаются опытно-конструкторские работы по двигателю второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 (перспективного комплекса фронтовой авиации, ПАК ФА), которые должны завершиться после 2015 года.

    На Уфимском моторостроительном производственном объединении в экспериментальном режиме приварили лопатки на моноколесо для перспективного двигателя ПД-14.

    По словам заместителя управляющего директора по инновациям и перспективным программам Владимира Иванова, в работе использована линейная сварка трением, которая относится к числу критических технологий, без которых не возможно создание авиационных двигателей нового поколения.

    «Технология имеет высокую производительность, обеспечивает ремонтопригодность, а также, что уникально, позволяет сваривать моноколесо, диск и лопатки которого изготовлены из разных материалов», – пояснил Владимир Иванов.

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» начинает поставку 920 двигателей АЛ-31ФП через ОАО «Рособоронэкспорт» в Индию. Это крупнейший в постсоветской истории единичный контракт с инозаказчиком.

    Еще в 2000 году, согласно условиям генерального контракта на организацию лицензионного производства самолетов Су-30МКИ и двигателей АЛ-31ФП, индийской стороне предоставлялось право в виде опциона приобрести дополнительно названное количество технологических комплектов АЛ-31ФП по различным фазам.

    В октябре 2012-го с Индией был подписан договор на реализацию указанного опциона. Поставки АЛ-31ФП по нему продлятся в течение десяти лет, а первая партия из десяти комплектов будет отгружена до конца первого квартала текущего года.

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — это один из крупнейших в России производителей авиационных двигателей. Предприятие было учреждено в 1925 году. В компании работают около 16 тысяч человек. В 2012 году выручка от реализации продукции составила 25 425 миллиона рублей сравнении с 20 734 миллиона рублей в 2011 году. 72 процента продукции экспортируется.

    Основными отраслями деятельности ОАО «УМПО» являются опытное производство, разработка, ремонт и сервисное обслуживание авиационных турбореактивных двигателей, ремонт и производство узлов вертолетов, производство оборудования для нефтегазовой промышленности. Серийно выпускает ОАО «УМПО» турбореактивные двигатели: 117 С (для самолетов класса Су-35С), АЛ-31Ф (для самолетов класса Су-27), АЛ-31Ф и АЛ-31ФП (для самолетов класса Су-30), Р95Ш и Р195 (для самолетов класса Су-25), узлы техники для вертолетов «Ми» и «Ка» .

    В ОАО «УМПО» введена в действие и разработана система контроля качества, основанная на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001, ISO 9001, ОСТ 1 02773, ГОСТ РВ 0015-002, AS/EN 9100 воплощенных в жизнь на всех стадиях жизненного цикла продукции. Подтверждением этого являются сертификаты двух органов по сертификации СМК: Bureau Veritas Русь и АНО «ИнИС ВВТ» в Москве. Представитель высшего начальства по качеству — директор по качеству, заместитель управляющего директора, Корзников Вадим Вениаминович.

    Объединение является главным предприятием организации «Двигатели для боевой авиации» — нового объединения отрасли с высоким уровнем внешней, внутренней и международной специализации, кооперации, внедрения международной системы менеджмента качества, принципов бережливого изготовления. Как единственный в России производитель и разработчик двигателей для боевой авиации, данный дивизион является базисом отрасли и снабжает его динамическое развитие.

    ОАО «УМПО» является членом «Объединенной двигателестроительной корпорации» — на сто процентов дочерней компании ОАО ОПК «Оборонпром», специализирующейся на управлении активами двигателестроения.

    В рамках дивизиона Объединенной двигателестроительной корпорации ДБА (Двигатели для боевой авиации) летом 2013 года были проведены финальные мероприятия по учреждению филиалов «ОКБ им. А. Люльки», ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» и «Лыткаринский машиностроительный завод». Также произведен перевод работников филиалов в УМПО из ОАО «НПО «Сатурн». В результате этого количество работников уфимского предприятия возросло практически на полторы тысячи человек. По данным на первое полугодие 2013 года в объединении работает 19 041 работник.

    Также летом 2013 года была завершена работа по комплексного плану мероприятий в связи с передачей функций управления научно-производственным предприятием «Мотор» ОАО «УМПО» — главной компании дивизиона «Двигатели для боевой авиации». В результате ОАО «УМПО» на сто процентов приняло на себя функции юридического, финансового, кадрового, корпоративного и бухгалтерского управления, а также снабжения «Мотора». Проведенная в данном плане работа стала основанием для бизнес-плана по включению аналогичных функций всех других предприятий дивизиона ДБА и можно отметить на ряду с такими процессами, как создание единого дизайна-бюро и единого бюджета дивизиона.

    Согласно информации, поступившей от пресс-службы «Объединенной двигателестроительной корпорации» по распоряжению от владельца ОДК — «Оборонпрома», датируемому 21 августа 2013, планируется переименовать Уфимское моторостроительное производственное объединение. Согласно рекомендации новое название должно содержать местонахождение предприятия и наименование входящей структуры (ОДК) и. Таким образом, предварительное название: ОДК-Уфа.

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» – крупнейшее в России двигателестроительное предприятие, основанное в 1925 году.

    ОАО «УМПО» расположено на двух производственных площадках на территории г. Уфы Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства — авиационное и инструментальное, где трудится около 15 тысяч рабочих, специалистов и служащих.

    Основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов.

    В настоящее время УМПО производит турбореактивные двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов Су-27, Су-30 со всеми их модификациями, Р95Ш и Р195 для семейства самолетов Су-25, колонки несущих винтов на вертолеты Ка-27, Ка-28, Ка-32, трансмиссии для вертолетов Ми-26. С 2010 года объединение начало поставлять на завод ОАО «Компания «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре двигатели АЛ-41Ф-1С (изделие 117С) для Су-35С, истребителя поколения 4++, в котором использованы технологии пятого поколения.

    ОАО «УМПО» впервые вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют технику производства УМПО; основным торговым партнером является Индия, для которой предприятие также изготавливает двигатели АЛ-55И, устанавливаемые на учебно-тренировочные самолеты HJT-36. Объединение активно поддерживает зарубежных партнеров, организуя лицензионное производство двигателей, обеспечивая их ремонт и обучая специалистов из этих стран.

    ОАО «УМПО» обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, в т.ч. уникальные, набор оборудования, квалификация персонала позволяют объединению изготавливать самую современную наукоемкую продукцию. УМПО обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплуатационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.

    Наряду c авиационными объединение выпускает газотурбинные двигатели наземного индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт. УМПО может предложить потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной компоновке, включая сдачу «под ключ» целых станций.

    Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO-9001-2001, что подтверждено сертификатом соответствия NBP 02.112.0495-2004 в системе добровольной сертификации «Военный регистр». В 2010 году объединение получило сертификат соответствия системы менеджмента качества аэрокосмическому стандарту AS 9100. Сертификат по AS 9100 повышает конкурентоспособность ОАО «УМПО» при работе с российскими заказчиками и свидетельствует о создании в объединении условий для выпуска высококачественной продукции.

    ОАО «УМПО» обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и проектирования и изготовления газоэнергетического и нефтяного оборудования.

    ОАО «УМПО» входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» — 100 % специализированной дочерней компании ОАО ОПК «Оборонпром» по управлению двигателестроительными активами.

    Уфимские моторы: испытание временем

    Редкое предприятие может отличиться почти вековым производством без остановок. Даже в суровые военные годы уфимские моторостроители не только не приостанавливали работу, но и ставили рекорды: за годы войны завод выпустил более 51 тысячи авиамоторов.

    На протяжении десятилетий предприятие удерживает намеченную высоту. Сегодня «ОДК-УМПО» входит в число крупнейших технологических компаний России. Здесь производят известные во всем мире двигатели для боевой авиации, в том числе для Су-35. Предприятие участвует в целом ряде ключевых проектов российского двигателестроения: от создания ПД-14 для лайнера МС-21 до вертолетных двигателей ВК-2500, производство которых налажено по программе импортозамещения.

    Приближая Победу

    Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) было создано в 1978 году на базе Уфимского моторостроительного завода. В 2017 году в составе Объединенной двигателестроительной корпорации объединение переименовано в «ОДК-УМПО».

    Но история предприятия началась гораздо раньше. Датой рождения предприятия считается 17 июля 1925 года. В этот день было принято решение построить на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» в Рыбинске завод по производству авиационных моторов. В 1928 году новое предприятие было введено в строй под номером 26.

    В Уфе примерно в это же время появился завод комбайновых моторов. Именно сюда в начале войны был эвакуирован Рыбинский моторный и еще ряд заводов из Москвы и Ленинграда. Все они были объединены в одно предприятие, которое получило номер головного – 26.

    Несмотря на трудности военного времени, с 1 января 1942 года завод в Уфе начал выпуск авиамоторов. Производство налаживали одновременно на нескольких площадках. Главной стала территория бывшего завода комбайновых моторов, а второй – пустое поле в пяти километрах от комбайнового завода. Часть оборудования устанавливали прямо в поле и спешно возводили стены для новых цехов. В музее УМПО сохранились воспоминания рабочих тех лет: «В цехах – ад кромешный: крыша наполовину разворочена. Там в темноте ветер воет, как на пустыре, а рабочие железными листами дыру закрывают. В одном углу лампешка чадит, там рабочий стоит у станка в шубе».

    На каждом третьем советском боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой. А самым массовым мотором в период Великой Отечественной стал М105-Пф. В Уфе их было произведено более 35 тысяч штук. Авиадвигатель типа М-105, разработанный ОКБ Рыбинского завода под руководством Владимира Климова, признан настоящим чудом конструкторской мысли. Особенностью мотора была 20-миллиметровая пушка, которая входила в компоновку двигателя. Пушку устанавливали в полом валу редуктора, поэтому стрельба из нее не зависела от режима мотора и винта.

    Всего за годы Великой Отечественной войны завод в Уфе выпустил более 51 тысячи моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкции Яковлева, Лавочкина, Петлякова и других.

    Реактивный взлет

    После войны завод продолжал укреплять оборону государства, создавая новые реактивные авиадвигатели, а с конца 1950-х годов осваивая и выпуск двигателей для ракет различного класса. В 1961 году для ВМФ начат выпуск турбореактивных двигателей КР-7-300 для крылатых ракет. Более 25 моделей и модификаций жидкостных ракетных двигателей из Уфы устанавливались на отечественных зенитных управляемых ракетах класса «земля-воздух», морских ракетах класса «вода-вода», ракетах «воздух-земля», сбрасываемых с бомбардировщиков и штурмовиков.

    Основным направлением деятельности уфимского завода всегда оставалось производство и техническое сопровождение двигателей для боевых самолетов. Почти все основные модели отечественных истребителей поднимают в небо уфимские двигатели. Всего же за 90 с лишним лет на предприятии производились двигатели для 170 типов и модификаций самолетов. Среди них – один из самых массовых истребителей мира МиГ-21, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, перехватчик Су-22, штурмовик Су-25. Двигатели Р-95Ш и Р195 для штурмовиков Су-25 признаны самыми надежными в своем классе: их наработка на отказ в 5-10 раз превышает аналогичный показатель подобных изделий.

    С 1981 года на УМПО выпускается, пожалуй, один из бестселлеров XX века – двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-31Ф для самолетов семейства Су-27. Два года назад УМПО освоило производство модификации этих двигателей для корабельных истребителей Су-33. УМПО также является серийным изготовителем АЛ-31ФП. Дальнейшим развитием этой силовой установки стал двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф-1С.

    Двигатель АЛ-31Ф послужил основой еще для одного прорывного проекта – газотурбинного привода для газоперекачивающих агрегатов АЛ-31СТ, который сегодня успешно эксплуатируется на объектах «Газпрома».

    Двигатели прогресса

    Сегодня УМПО участвует практически во всех ключевых программах российского авиадвигателестроения. Предприятие является головным разработчиком и производителем двигателей для истребителей пятого поколения Су-57, работает по проекту ПД-14 для гражданского самолета МС-21 и вертолетных двигателей типа ВК-2500.

    Российский истребитель пятого поколения Су-57 впервые поднялся в воздух с двигателями уфимского производства в 2010 году. Через год УМПО стало головным предприятием дивизиона «Двигатели для боевой авиации» в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В результате у компании появились филиалы: Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод.

    УМПО занимается освоением производства деталей перспективного двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21: за уфимским предприятием по данной программе закреплено изготовление около трети деталей и сборочных единиц. ПД-14 должен стать базовым в семействе турбовентиляторных двигателей тягой от 9 до 18 тонн, включающего также промышленные энергоустановки. В прошлом году ПД-14 закончил сертификационные испытания и получил сертификат типа.

    Еще одно ключевое направление в сегодняшней деятельности УМПО – выпуск деталей для вертолетных двигателей ВК-2500, окончательную сборку которых осуществляет их разработчик – «ОДК‑Климов». Уфимское предприятие отвечает за производство более 900 деталей и сборочных единиц для ВК-2500 и ВК-2500П (ПС).

    Двигатель ВК-2500 пришел на замену турбовальных ТВ3-117, ранее поставлявшихся с Украины. Новая модификация ВК-2500 имеет улучшенные технические характеристики. В частности, в нем применена современная система автоматического управления. Турбовальный ВК-2500П поднимает в небо новейшие российские боевые вертолеты Ка-52, Ми-28НЭ, Ми-35М, а его коммерческую версию ВК-2500ПС получают новые пассажирские вертолеты Ми-171А2.

    ОДК — Уфимское моторостроительное производственное объединение

    • Общие данные
    • Дополнительно
    • Пресс-релизы
    • Вакансии
    • Мониторинг
    • Связанные предприятия

    Организационно-правовая форма: Публичное акционерное общество
    Сокращенное наименование: ПАО «ОДК — Уфимское моторостроительное производственное объединение»
    Официальное наименование на английском: Public Joint Stock Company «Ufa Engine Industrial Association»

    Сфера деятельности

    ПАО «УМПО» — крупнейшее в России двигателестроительное предприятие. Коллектив насчитывает более 20000 человек – рабочих, специалистов и служащих.
    Основные направления деятельности ПАО «УМПО»:
    — разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей для истребителей и штурмовиков марки «Су»;
    — производство и ремонт узлов вертолетной техники; выпуск и ремонт оборудования для газовой и энергетической отраслей.
    С 2011 г. УМПО является головным предприятием дивизиона «Двигатели для боевой авиации» в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (АО «ОДК»), интегрированной бизнес-структуры, созданной в целях объединения научного и производственного потенциала российских разработчиков и производителей двигателей оборонного назначения. С 2013 г. объединение является головным разработчиком и производителем двигателей для истребителей поколения 4++ Су-35/Су35С, а также перспективного двигателя для истребителя пятого поколения. УМПО участвует в кооперации по проекту создания перспективного двигателя ПД-14 для гражданского самолета МС-21, по проекту организации российского производства вертолетных двигателей типа ВК-2500.

    Контактные лица

    Управляющий директор — Семивеличенко Евгений Александрович, тел. приемной: +7 (347) 238-3366
    Заместитель управляющего директора – технического директора — Симонов Сергей Анатольевич: тел. приемной: +7 (347) 238-3368
    Заместитель управляющего директора – коммерческий директор — Евстафьев Сергей Васильевич, тел. +7 (347) 238-3371
    Заместитель управляющего директора по экономике и финансам — Саков Артем Анатольевич
    Заместитель управляющего директора – директор по продажам и сервисному обслуживанию — Сакаев Ринат Римович, тел. +7 (347) 238-2636
    Для СМИ:
    Руководитель пресс-службы — Кондратьева Екатерина Алексеевна, тел. +7 (347) 238-7354

    Проекты

    1. Серийное производство, ремонт и сервисное обслуживание авиадвигателей для самолетов марки «Су», включая двигатели для истребителей поколения 4++ Су-35/Су-35С
    2. Разработка и производство перспективных двигателей для истребителя пятого поколения
    3. Реорганизация производства двигателей для истребителей марки «МиГ»
    4. Организация лицензионного производства двигателей для самолетов типа Су-30 в Индии
    5. Послепродажное обслуживание и поддержка эксплуатации ГТД
    6. Программа повышения надежности газотурбинных приводов АЛ-31СТ, их производство и ремонт
    7. Техническое развитие и перевооружение производства

    Сертификаты и лицензии:

    1. Лицензия Федеральной службы по оборонному заказу № 002134 ВВТ-ОПИР от 28 февраля 2012 г. «На осуществление разработки, производства, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники»
    2. Лицензия Министерства промышленности и торговли РФ№ 12586-АТ от 20 августа 2013 г. на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники

    Историческая справка:

    УМПО ведет историю от созданного в 1925 г. в Рыбинске завода по производству авиационных двигателей (с 1927 г. – завода № 26). Также с образовании предприятия сыграли роль Уфимский моторный завод (создан в 1931-м как завод комбайновых моторов, с 1940-го – дублер рыбинского завода под номером 384), дизельный завод № 338 и эвакуированные в 1941 гг. собственно завод № 26, ленинградские №№ 234 и 451, частично 219-й из Москвы. В качестве единого завода они обеспечивали фронт авиационными моторами в годы Великой отечественной войны (выпущено более 50000 моторов). После войны предприятие одним из первых в отрасли приступило к производству реактивных двигателей. За годы существования выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей (1958-1990 гг.). Экспортируются авиадвигатели УМЗ с 1952 г. В 1962 – 1987 гг. Завод производил производство двигателей для семейства одного из самых массовых истребителей мира – МиГ-21: Р11Ф-300, Р13-300, Р-25300 и их модификаций. С 1981 года УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф для многоцелевого истребителя Су-27, его модификация АЛ-31ФП с поворотным реактивным соплом для самолетов типа Су-30 освоена в конце 90-х, с начала 21-го века выпускается серийно. Производство АЛ-41Ф-1С (117С) начато в 2007 г., поставки данного двигателя компании «Сухой» начались в 2010 г. Первый полет ПАК ФА с двигателями 117 состоялся в 2010 г. В 2013 г. филиалами УМПО становятся ОКБ им. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод, и объединение получает статус разработчика ГТД, в 2014 присоединяется филиал «Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева».

    Участие в объединениях

    Пресс-релизы | Все пресс-релизы

    • В ПАО «ОДК-УМПО» состоялся отборочный этап чемпионата ОДК для токарей и фрезеровщиков // 26.02.2020
    • В ПАО «ОДК-УМПО» состоялось совещание по организации Центра профессионального образования Госкорпорации Ростех // 10.02.2020
    • В ПАО «ОДК-УМПО» пройдет X Всероссийская научно-техническая конференция молодых специалистов // 16.12.2019
    • В ПАО «ОДК-УМПО» началось обучение наставников Центра образования Госкорпорации Ростех // 16.12.2019
    • В ПАО «ОДК-УМПО» прошло совещание глав предприятий ОПК РБ // 16.12.2019