Палеолитическая венера

Содержание

Венеры палеолита и неолита — доисторическое почитание Матери

20 февраля 2018 Ольга Курпас

Почитание плодородных сил и изобилия Природы-Матери известно практически во всех культурах народов мира. Но поклонение божеству плодородия уходит своими корнями во времени значительно глубже всех известных нам культур и народов, к эпохе палеолита, то есть к древнейшим временам каменного века. Как люди каменного века называли своих богинь, какие ритуалы проводили нам уже никогда не будет известно доподлинно, а вот факт почитания плодородия доказывается археологическими находками.

Археологические данные свидетельствуют о широком распространении культа Матери в каменном веке. На большей части Евразии, от Пиренейских гор, разделяющих Испанию и Францию, до Иркутской области России археологи находили и до сих пор находят следы поклонения природным силам плодородия в виде женских фигурок, вырезанных из камня или кости, которые называют «Палеолитическими Венерами». Эти доисторические женские статуэтки археологи датируют временами верхнего палеолита — 40 — 12 тысяч лет назад, когда современные люди расселились по всей Земле.

Большая часть женских статуэток времен верхнего палеолита представлена в виде обнаженного тела, с выраженными частями и органами, имеющими отношение к рождению и кормлению ребенка – это подчеркнуто большая грудь, бедра, живот, вульва, зачастую изображена беременность. Голова, руки и ноги у многих палеолитических венер не очень акцентированы или отсутствуют.

Первая женская статуэтка эпохи верхнего палеолита была обнаружена примерно в 1864 году маркизом де Вибре на юго-западе Франции в Ложери-Бас. Статуэтка из Ложери-Бас сделана из слоновой кости, у нее отсутствуют голова и руки, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие. Маркиз де Вибре назвал найденную им находку «Венера распутная», тем самым дав название целому классу женских статуэток палеолита.


Венера из Ложери-Бас, высота 8 см, возраст 15 тыс.лет, из слоновой кости, Франция

Древнейшая палеолитическая венера из известных на сегодняшний день обнаружена в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклинген, который находится примерно 130 км западнее Мюнхена. Ее называют «Венера из Холе-Фельс» и датируют возрастом в промежутке между 35 и 40 тысячами лет. Венера из Холе-Фельс является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.

Статуэтка сделана из бивня мамонта и представляет собой типичную палеолитическую венеру — с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и ярко выраженным акцентом на грудях и вульве. На месте головы отверстие, дающее право предполагать, что статуэтка использовалась как кулон – амулет.


Венера из Холе-Фельс, высота 6 см, возраст 35- 40 тыс.лет, из бивня мамонта, Германия. Хранится в Музее доисторической культуры в Блаубойрене.

Наиболее известной венерой палеолита считается Венера Виллендорфская. Почему эта статуэтка стала самой известной из всех фигурок не понятно, возможно из-за хорошо сохранившейся формы, а возможно просто из-за рекламы. Тем не менее Венера Виллендорфская самая известная из всех фигурок палеолита и на 2005 год стоимость этой статуэтки оценивалась в 60 млн долларов.

Венера Виллендорфская была обнаружена в 1908 году в Австрии в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, 80 километров западнее Вены. Возраст фигурки из Виллендорфа датируют 29,5 тысяч лет, изготовлена она из известняка высотой 11 см. Её груди, живот и бёдра имеют большие округлые формы. Чётко выраженные линии подчёркивают пупок, половые органы и руки, сложенные на грудях. Черты лица полностью отсутствуют. Интересными особенностями Венеры Виллендорфской являются хорошо вырезанные волосы или головной убор на голове и то, что фигурка подкрашена красной охрой.


Венера Виллендорфская, высота 11 см, возраст 29,5 тысяч лет, из известняка, Австрия. Экспонируется в венском Музее естествознания.

Окраска красной охрой встречается также у «Венеры Лоссельской». Значение такой подкраски доподлинно конечно же неизвестно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом.

Венера Лоссельская представляет собой барельеф на блоке известняка, который был обнаружен в 1911 году на раскопках у французского поселка Лоссель, это 150 км восточнее Бордо. В правой руке обнажённая женщина держит предмет, напоминающий турий рог.


Венера Лоссельская, высота 46 см, возраст 20 тысяч лет, из известняка, Франция

Венеры палеолита обычно вырезаны из костей и бивней слонов или мамонтов, или из мягких пород камня, таких как стеатит, кальцит, мергель или известняк.

Уникальным по материалу изготовления экземпляром является Венера Вестоницкая. Эта фигурка керамическая и является древнейшей известной науке керамической статуэткой. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом. Венера Вестоницкая была обнаружена в 1925 году в деревне Дольни-Вестонице, в 40 км южнее города Брно в Чехии.


Венера Вестоницкая, высота 11 см, возраст 31-27 тысяч лет, керамика, Чехия. Выставлена в Моравском музее города Брно.

По своим внешним характеристикам и времени происхождения к венерам из Виллендорфа и Дольни-Вестонице близка Венера Мораванская. Она была найдена словацким фермером в 1938 году у деревни Подковица недалеко от Мораваны-над-Вагом, это около 70 км от Братиславы. Во время Второй мировой войны фигурка попала в руки немецкого археолога, который отправил её на экспертизу в Париж и лишь в 1967 году Венера Мораванская была возвращена обратно в Словакию.


Венера Мораванская, высота 7,6 см, возраст 23-22 тысяч лет, из бивня мамонта, Словакия. Хранится в Словацком народном музее в Братиславе.

Еще одним интересным экземпляром палеолитической венеры, найденной в Европе является Венера Леспюгская. Это фигурка из слоновой кости с крайне выраженными и даже гипертрофированными женскими округлостями 15 сантиметров в высоту датируется возрастом в 28-26 тысяч лет. Венера из Леспюга была обнаружена в 1922 году в пещере близ деревни Леспюг, на склонах Пиренеев со стороны Франции, это около 70 километров юго-западнее от Тулузы.


Венера Леспюгская, высота 15 см, возраст 28-26 тысяч лет, из слоновой кости, Франция. Экспонируется в парижском музее человека.

Верхний палеолит – это времена ледникового периода: труднодоступность пищи, отсутствие сельского хозяйства и скотоводства. Людей, проживавших в те времена, называют охотниками на мамонтов. Поэтому формы тела палеолитических венер пышные, ведь это образ плодородия женского тела, символ изобилия и безопасности.

Но не все палеолитические венеры имеют преувеличенные фемининные черты. Например, Венера Петрковская, найденная в 1953 году возле чешского города Острава представляет собой безголовый торс стройной молодой женщины с маленькой грудью. Фигурка вырезана из гематита. Отсутствие головы является намерением автора. Треугольник внизу живота ярко подчеркивает женственность и фертильность образа.


Венера Петрковская, высота 4,5 см, возраст 25-23 тысяч лет, из гематита, Чехия. Находится в Археологическом институте города Брно.

Еще одним примером стройной венеры палеолита является женская статуэтка, найденная при раскопках верхнепалеолитическая стоянки Елисеевичи 1, которая находится возле деревни Елисеевичи Брянской области, примерно в 60 км от Брянска. У венеры из Елисеевичей плоский живот и тонкая талия, при этом размер бедер явно указывает на фертильность и плодовитость женского тела.


Венера Елисеевичская, высота 15 см, возраст 15 тысяч лет, из кости мамонта, Россия.

Зачастую фигурки палеолитических венер лишены головы, если голова и есть, то отсутствуют черты лица. Хотя и в этом вопросе тоже есть исключения, есть палеолитические венеры с хорошо прочерченными чертами лица. Например, венера Гагаринская, которая была найдена около села Гагарино Липецкой области, в 60 км от Липецка. Гагаринская палеолитическая стоянка была открыта в 1924 году крестьянином, нашедшим кости мамонта. При исследованиях этой стоянки было обнаружено несколько женских статуэток.

На следующем фото изображены 2 статуэтки, найденные в Гагарино. Крошечная фигурка слева представляет из себя уникальный образец с намеченными чертами лица и головным убором в виде шапочки. Уникальна также поза этой фигурки – ручки сложены на груди и подняты к лицу в молитвенном жесте.


Венеры Гагаринские, высота фигурки слева около 5 см, справа около 12 см, возраст 22-20 тысяч лет, из бивня мамонта, Россия.

Более крупная фигурка венеры Гараринской, которая справа на фотографии, тоже представляет из себя интересный экземпляр. У нее над животом изображено древние украшение-оберег. Украшения в архаичном обществе прежде всего исполняли защитную функцию от злых духов. Женщина готовится стать матерью и оберег под грудью над животом призван защищать ребенка в ее утробе.

В общей сложности в мире известно около 150 палеолитических венер. Несколько десятков из них были найдены на территории России. Россия занимает большую часть Евразии, поэтому на ее территории открыто множество археологических стоянок палеолита. Многие из фигурок, найденные в России заслуживают большого внимания и известности. Но у людей нет возможности увидеть эти уникальные экземпляры и даже узнать о них, информации в интернете ничтожно мало, по сравнению с тем как описаны и представлены находки из стран Европы. В Европе есть и памятники этим археологическим находкам, и различная сувенирная продукция производится, и украшения, и сотни страниц интернета им посвящены.


Памятники венерам палеолита в европейских городах

Сувениры и украшения с австрийской Венерой из Виллендорфа

В России же венерам палеолита не уделено практически никакого внимания. Невозможно даже увидеть их оригиналы лично. Считается, что какая то их часть хранится в Государственном Эрмитаже, какая-то в Кунсткамере в Санкт-Петербурге. Я посетила Эрмитаж дважды — в октябре 2017 года и в мае 2018 года, в зале палеолита, где должны были быть выставлены венеры, оба раза были пустые полки. Также я посетила Кунсткамеру, где от работницы музея узнала, что археологические находки держатся в запасниках музея и увидеть их невозможно.

Мне пришлось поехать в археологический музей в Воронежской области, чтобы взглянуть хотя бы на копии этих уникальных памятников древнейшей истории человеческой культуры, найденных на территории России.

В Воронежской области, в 40 километрах от Воронежа в селе Костёнки организован необычный археологический музей. Здание музея поставлено без фундамента, стены музея просто огораживают место раскопок древнего жилища из костей мамонта, поэтому музей работает сезонно, только в теплое время года.

Археологическая стоянка в селе Костёнки была обнаружена в 1879 году, но планомерное и детальное исследование костёнковских памятников было начато только в 1920-е годы.

На раскопках в селе Костёнки, названном так в честь множества костей мамонта, которые находили жители села у себя в подвалах и огородах, было найдено несколько фигурок палеолитических венер, по некоторым данным около 10, но точного количества мне выяснить не удалось — очень мало доступной информации. Они датированы возрастом 23-21 тысяч лет, выполнены из бивня мамонта и осадочной камнеподобной горной породы — мергеля. В музее в Костёнках продемонстрированы копии лишь 3-х Костёнковских венер.


Венеры Костёнковские, возраст 23-21 тысяч лет, фигурка слева около 7 см из мергеля, фигурка справа около 12 см из бивня мамонта, Россия.

В целом для Костёнковских венер характерны округлые формы груди и живота. На статуэтке, что на фото слева, как и у Венеры из Гагарино, присутствует украшение-оберег, но здесь оно размещено на верхней части груди женщины и говорит, скорее всего, о том, что этот оберег служит для сохранения молока для кормления ребенка.

В Костёнковской венере на фото справа очень гармонично передан образ плодородия. Показана много рожавшая женщина, которая вновь готовится стать матерью, маленькие ручки вытянуты вдоль живота, голова наклонена, как будто она прислушивается к находящейся внутри нее новой жизни, вся фигурка производит ощущение умиротворения и покоя.

Некоторые женские статуэтки в Костёнках представляют собой сознательно разбитые фигурки, то есть голова и нижняя часть ног были отломаны специально в каменном веке. Возможно это был какой-то ритуал.

Подобные Венерам из Костёнок статуэтки с чётко различимыми чертами лица и возрастом в 23-22 тысячи лет также были найдены при раскопках близ поселка Авдеева Курской области, около 35 км от Курска. Древности возле Авдеева были найдены в июне 1941 года, за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Полноценная научная разведка памятника началась уже после войны.

К костёнковско-авдеевской культуре также относят и 2-х Венер Зарайских из бивня мамонта, которые были найдены при археологических раскопках в самом центре старинного русского города Зарайска Московской области, около 130 км от Москвы в сторону Рязани. Зарайские Венеры были найдены в 2005 году. На Зарайской стоянке ученые нашли множественные следы применения природной красной краски охры, такой же которой покрыты Венера Виллендорфская и Венера Лоссельская.

Особняком среди венер палеолита стоят венеры Мальтинские и Буретские. Эти фигурки были найдены гораздо восточнее, чем прочие палеолитические венеры. Мальта и Буреть – это села в сибирской глубинке Иркутской области. Село Мальта расположено в 80 км на подъезде к Иркутску, а от Мальты до Бурети около 13 километров.


Венеры Мальтинские, возраст 24 тысячи лет, из бивня мамонта, Россия.

Статуэтки сибирского палеолита заметно отличаются от европейских. Поверхность большинства сибирских женских фигурок покрыта орнаментом, так изображена меховая одежда. Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом и причёской. Формы женщины-матери подчёркнуты у сибирских венер меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Многие статуэтки сужаются книзу, вероятно, для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. У некоторых сибирских венер в нижней части имеются отверстия, что позволяло их подвешивать и носить как амулет.

Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя.

Археологическая стоянка в Мальте была открыта в 1928 году, когда крестьянин выкопал из земли огромную кость, затем на место прибыл сотрудник краеведческого музея и там начались раскопки. Венеры Мальтинские и Буретские показывают, что развитая человеческая культура верхнего палеолита, существовавшая в Европе, простиралась куда на более обширную территорию, как минимум до озера Байкал.

Венеры палеолита находят по сей день. В апреле 2017 года на стоянке у села Хотылёво, который расположен в 25 км к северо-западу от города Брянска была найдена женская фигурка из бивня мамонта возрастом 23 тысячи лет. Фигурка была найдена рядом со скоплением крупных кремневых пластин и фрагментов костей мамонта, окрашенных все той же минеральной краской – охрой. Венера Хотылёвская изображена беременной, при этом статуэтка выглядит удивительно изящно благодаря вытянутым тонким ножкам.


Венера Хотылёвская, высота 5 см, возраст 23 тысячи лет, из бивня мамонта, Россия. Находится в Брянском краеведческом музее.

Почитание плодородия природы, как вечно беременного жизнью чрева, как матери, постоянно кормящей своих детей не закончилось временами палеолита. И оно не может закончится, покуда человек существует и видит продолжение жизни, осознает изобилие природы и обеспечение каждого живого существа на планете пропитанием и поддержкой.

В более поздние времена неолита и энеолита, это примерно 12-5 тысяч лет назад, люди продолжали изготавливать женские фигурки, а значит представление об источнике всего сущего, выраженном в женском начале, было столь же актуально. 5 тысяч лет назад — это времена значительно более близкие к нам, чем палеолит, но о культуре тех времен нам также мало что известно. В неолитическом искусстве появляется больше женских статуэток из керамики. Женские фигурки неолита и энеолита мне удалось увидеть в Эрмитаже.

Например, вот так выглядели венеры энеолита юго-западного Причерноморья, которые датированы возрастом в 6-5 тысяч лет. Акценты все также на грудях и бедрах, округлые животы и треугольник в районе низа живота.


Венеры энеолита юго-западного Причерноморья, возраст 5 тысяч лет, Эрмитаж

Венера энеолита юго-западного Причерноморья, возраст 6 тысяч лет, Эрмитаж

Венеры энеолита юго-западного Причерноморья, возраст 6 тысяч лет, Эрмитаж

Или вот фигурки поклонения Матери из Южной Туркмении возрастом 6-4 тысячи лет.


Венеры энеолита Южной Туркмении, возраст 6-5 тысяч лет, Эрмитаж

Венеры энеолита Южной Туркмении, возраст 5-4 тысячи лет, Эрмитаж

Венеры энеолита Южной Туркмении, возраст 6-5 тысяч лет, Эрмитаж

В 35 км к юго-востоку от турецкого города Конья в 1958 году было открыто крупнейшее и наиболее хорошо сохранившееся поселение времен неолита — Чатал-Хююк. Поселение существовало с 7400 года до н. э. до 5600 года до н. э. При раскопках этого поселения было найдено множество женских фигурок, своими пышными формами весьма похожих на венер палеолита. Богиня-мать Чатал-Хююка иногда изображалась с ребёнком на руках или в виде рожающей женщины, но самое известное ее изображение – это сидящая на троне обнаженная женщина, а по бокам от нее 2 большие кошки. Статуэтка с кошками вызывает ассоциацию с греко-римской богиней фригийского происхождения Кибелой, а судя по близости Чатал-Хююка к Фригии, около 200 км, эта статуэтка может вполне являться прообразом Великой Матери богов Кибелы.


Неолитическая Богиня-мать Чатал-Хююка, возраст 9-7 тысяч лет, Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре, Турция

Мать-роженицу всего живого на планете каждый народ в свое время называл по-своему, в Индии это Великая Мать Адья, у тюркских и монгольских народов – богиня Умай, у индейского народа Кечуа — богиня Пачамама, у предков осетин – Мады Майрам, у славян – Мать — Сыра Земля и т.д. Названия этой силы плодородия в доисторическую эпоху нам не известны. Археологи предполагают, что древние женские фигурки могли соотноситься с какой-то единой Матерью-Богиней или различными местными божествами и были амулетами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, а также использовались в обрядах или ритуалах. Но одно можно сказать точно, найденные женские фигурки отчетливо демонстрируют разумность и развитую культуру людей этих очень-очень далеких времен.

Метки: археологический, богиня, Богиня-мать, венера, доисторическое, женский, культура, мать, Матьма, неолит, палеолит, палеолитический, плодородие, почитание, статуэтка, фигурка, энеолит

Каменная баба эпохи неолита: турецкие археологи нашли неповреждённую древнюю статуэтку


Женская статуэтка из Чатал-Хююк./фото: hyperallergic.com

Археологические раскопки в Чатал-Хююк в Турции ведутся еще с 1960-х годов, и с тех пор ученые нашли немало настоящих сокровищ. Одним из самых замечательных артефактов, которые были найдены в последнее время, является немного выветривавшаяся, но практически неповрежденная статуэтка женщины, вырезанная из мрамора. Редкая находка, сделанная летом 2016 года, уже была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Датируется статуэтка приблизительно 5500-8000 годами до нашей эры.

Женская статуэтка 10-тысячелетней давности./фото: hyperallergic.com

Команда обнаружила фигурку лежащей рядом с куском обсидиана. Это заставляет предположить, что она она использовалась в каких-либо ритуалах. Также статуэтка отличается от других подобных тем, как тщательно она сделана. Весит мраморная фигурка около килограмма, в длину она около 15 сантиметров, а в толщину — около 7,5 сантиметров.

Полная фигура символизируют мудрость./фото: hyperallergic.com

Хотя в Чатал-Хююк находили уже довольно много древних фигурок, большинство из них являются глиняными (каменные встречались довольно редко) и они, как правило, изображают животных. При этом, большинство из них найдены разбитыми или сломанными.

Стиль Чатал-Хююк./фото: hyperallergic.com

Ученые встречали подобные фигурки по всей Западной Азии, Анатолии и Юго-Восточной Европе, но они очень редко знают о предназначении этих объектов. Археолог Линн Мескелл уже предположил , что неолитическая статуэтка в Чатал-Хююк должна изображать пожилую женщину, а ее полная фигура символизируют великую мудрость.

Виллендорфская женщина./фото: mjb.pl

10-тысячелетняя статуэтка, изображающая женщину с большими ягодицами, короткими ногами и руками, поддерживающими грудь, выполнена в стиле, типичном для Чатал-Хююк. Неизвестный художник вырезал ее из мрамора, а чтобы придать большую схожесть с настоящим человеком, сделал насечки, изображающие глаза, рот, подбородок и даже складки жира на шее. Есть у статуэтки даже пупок, высеченный в форме треугольника.

Иллюстрация женской фигурки, найденной в Чатал-Хююк./фото: hyperallergic.com

Во времена расцвета это место являлось домом для 3 500 — 8 000 жителей, живших в домах, которые были иногда украшены предметами искусства, которое явно играло большую роль для сообщества. При раскопках также было найдено множество картин и рельефов, глиняных табличек, скульптур и других уникальных работ.

Женская статуэтка, найденная в Чатал-Хююк./фото: hyperallergic.com

Эта скульптура может, пожалуй, органично дополнить коллекцию, в которую входят великие Матери и Богини человечества от каменного века до наших дней.


Специально для тех, кто интересуется древностями 10 жутких археологических находок, свидетельствующих о человеческих жертвоприношениях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Венера Виллендорфская

Субтитры

Людям нравятся определённые ответы. Мы действительно хотим понимать, что именно мы видим. Особенно — историки искусства. Люди создают разные вещи. Нам нравится создавать искусство. Один из древнейших предметов искусства — маленькая женская фигурка. Иногда её называют просто обнажённой женщиной. Весь мир знает её как Венеру Виллендорфскую. И хотя это название не имеет никакого смысла, оно многое говорит о призме, через которую смотрит наша культура. Её нашли в 1908 году в австрийской деревне Виллендорф и дали ей имя Венера. Её высота — примерно 11 сантиметров. Она создана примерно 25 тысяч лет назад. Она по-настоящему древняя. Она хранится в венском Музее естествознания, где мы сейчас и находимся, в тёмном стеклянном шкафчике, освещённом сверху. Внешне хранилище похоже на греческий храм. На нём написано»Венера Виллендорфская». Ещё здесь есть одна кнопочка. В научном музее всегда много детей, любящих нажимать кнопки. Когда они это делают, белый свет, озаряющий фигурку сверху, сменяется красным, и звучит тихая мелодия флейты. Конечно, мы понятия не имеем, что за музыку могли слушать те люди. Это просто попытка заполнить все пробелы. Мы почти ничего не знаем о ней. Не знаем, кто её сделал и зачем. Всё, что у нас есть, — эта фигурка вне всякого контекста. В большей степени это антропологический объект, чем произведение искусства. Назвав её Венерой в честь древнегреческой богини любви — Венеры, мы приписали ей определённое значение. Считаем, что это фигурка богини, которая связана с деторождением и плодородием. Мы не знаем, правда это или нет. Мне кажется, у нас чуть больше сведений, так как это лишь одна из найденных женских фигурок той эпохи. Точнее, конца Ледникового периода. Это одна из самых первых найденных скульптур, изображающих фигуру человека. Любопытно, что почти все найденные фигурки женские. Вернее, все найденные до сих пор фигурки — изображения женщин. Обнажённых. Но они отличаются друг от друга формой. У некоторых более полные груди и ягодицы. Может, когда-нибудь историки искусства и археологи найдут и мужские фигурки. Это всё догадки. А всё, на что мы можем взглянуть, — сама фигурка. Давайте присмотримся к ней. У неё нет ступней и очень тонкие руки, которые она сложила высоко на свои груди. У неё нет черт лица. Это повторяющаяся особенность почти всех найденных фигурок этого периода. Волосы проработаны тщательно. Или, возможно, на её голове шапка. Есть предположение, что это шапка из тростника. О, вот и музыка, и красный свет. Да, маленькая девочка только что нажала на кнопку. Кисти рук едва видны, но можно различить пальцы. Археологи, внимательно изучавшие фигурку, предположили, что увеличенные живот, груди и голова — это выпуклости, которые обусловлены природной формой камня. Скульптура сделана из известняка. Она симметрична. И, определённо, не является чем-то таким, что должно было стоять прямо. Как Вы упомянули, у неё нет стоп. Фигурка легко поместится в ладони. Есть ощущение, что её предполагалось держать в руке. Или носить в кармане, или что-то вроде этого. Да, она легко умещается в руке. Мы знаем, что изначально она была выкрашена охрой — рыжим красителем. Помимо этого, сложно сказать что-то ещё. И поэтому мы продолжим ею любоваться. А историки искусства продолжат поиск ответов. И в некотором роде я уверен, мы всегда будем попадать в ловушку стремления выразить свои интересы и потребности, пытаясь понять это произведение искусства. Не уверен, что мы поймём его до конца или восстановим его изначальные значения. Пожалуй, это так. Subtitles by the Amara.org community

Венера из Тан-Тана

Фигурка высотой около 6 см из кварцита. Найдена в Марокко недалеко от города Тан-Тан. Возраст этого предмета определен временем около 500-300 тысяч лет назад. На фигурке сохранились следы охры, что говорит о ритуальном использовании предмета.

Этот объект мог иметь естественное происхождение и мог быть лишь немного доработан человеком для использования в религиозных обрядах.

Венера из Берехат-Рама

Фигурка высотой около 3,5 см. из туфа (горная порода). Найдена на Голанских высотах около озера Рам. Возраст этого предмета определен временем около 230 тысяч лет назад. На фигурке есть потертости, царапины и порезы, которые могут быть интерпретированы как обозначение шеи и рук. Нет уверенности в том, что этот камень использовался человеком. Но это не исключено.

Венера-львица (Человекольвица)

Статуэтка высотой около 30 см. из бивня мамонта. Найдена в Германии в системе пещер около города Шельклинген. Датирована около 38 тыс. лет до нашей эры. Статуэтка была найдена как группа небольших осколков, которые не сразу были опознаны как разбитый единый предмет. Палеолитические Венеры и более поздние ритуальные статуэтки часто находят разбитыми или поврежденными. Разрушение статуэток и других предметов культа является характерной особенностью древнейших обрядов, которая, возможно, имеет отношение к жертвоприношению.

Изначально названа «Человеколев» (Löwenmensch), так как пол статуэтки был изначально ошибочно определен как мужской. Позднее более тщательный анализ статуэтки выявил, что статуэтка изображает существо женского пола. Подобные статуэтки с головами львиц позднее были найдены в этих и других пещерах Центральной Европы.

Скорее всего, система пещер, где была обнаружена статуэтка была крупным религиозным центром доисторического мира, так как в этих же пещерах была обнаружена знаменитая Венера из Холе-Фелс, первый из найденных музыкальных инструментов (флейта), фаллические артефакты и пр.

Венера из Холе-Фелс

Статуэтка высотой около 6 см. из бивня мамонта. Найдена в Германии в системе пещер около города Шельклинген. Датирована периодом около 38-33 тыс. лет до нашей эры. Найдена в разбитом виде и собрана из осколков также, как и статуэтка «Человеколев», которая была найден в этих же пещерах.

Вестоницкая Венера

Статуэтка высотой около 11 см. из керамики. Найдена в Моравии. Датирована периодом около 29-25 тыс. лет до н.э.

Найдена с отбитой ногой. Палеолитические Венеры часто находятся в разбитом состоянии. Интересно то, что древние японские статуэтки «догу» (которые будут описаны ниже) также часто обнаруживаются археологами с отбитой ногой.

Виллендорфская Венера

Статуэтка высотой около 11 см. из оолитового известняка. Найдена в Австрии. Датирована периодом около 28-25 тыс. лет до н.э.

Вырезана из материала, который не встречается в местности обнаружения фигурки. Подкрашена охрой, что говорит о ритуальном использовании.

Венера из Леспюга (Леспюгская)

реконструкция реконструкция

Статуэтка высотой около 15 см. из слоновой кости. Найдена во Франции в Пиренейских горах. Датирована периодом около 24-22 тыс. лет до н.э.

Сообщается, что она была повреждена во время извлечения из под земли. Однако, возможно, некоторые повреждения были до обнаружения, так как много подобных статуэток находят именно в разбитом виде.

Венера из Бельгии

Статуэтка высотой около 3, 5 см. из бивня мамонта. Найдена в Бельгии в пещере Rocher du Trou Magritte. Датирована около 24 тыс. лет до н.э.

Эта фигурка имеет сходство с венерами, однако, может нести в себе также и фаллический символизм мужского начала.

Петрковицкая Венера

Статуэтка высотой около 4,5 см. из гематита (минерал железа). Найдена в Чехии на стоянке древних охотников на мамонтов. Датирована около 23 тыс. лет до н.э.

Фигурка частично разбита, что характерно для ритуальных венер.

Венера Савиньянская

Статуэтка из серпентина (минерал) высотой около 22 см. Найдена в Италии около города Модена. Датирована периодом около 23-18 тыс. лет до н.э.

Венеры Красных Утёсов

Гравюра 1877 года

Тринадцать статуэток высотой от 2,4 до 7,5 см. в большинстве своём из талькохлорита. Найдены в Италии в пещере Красные Утёсы (Balzi Rossi) на берегу моря (Лазурный берег). Другое название пещеры — Гримальди. Датированы периодом около 22-17 тыс. лет до н.э.

Возможно в пещера Красные Утёсы была крупным религиозным центром.

Венера Брянская (из Хотылёво 2)

Статуэтка высотой около 5 см. из бивня мамонта. Найдена в России в Брянской области. Частично разбита. Датирована около 21 тыс. лет до н.э.

Мальтийские венеры

Около 30-ти статуэток высотой от 3,7 до 13,6 см. из бивня мамонта. Найдены в России в Иркутской области в ходе раскопок древней стоянки Мальта. Датированы около 21-19 тыс. лет до н.э.

От западных аналогов отличаются наличием лица.

Венера Мораванская

Статуэтка высотой около 7,6 см. из бивня мамонта. Найдена в Словакии. Датирована периодом около 21-20 тыс. лет до н.э.

Костёнковские венеры

Десять статуэток высотой около 10 см. выполнены из камня или из бивня мамонта. Найдены в Воронежской области при раскопках Костёнковских стоянок. Датированы около 21-19 тыс. лет до н.э.

Каменные статуэтки повреждены — отбиты грудь и живот. Фигурки из бивня были найдены в лучшем состоянии.

Венеры из Бурети

Четыре статуэтки из слоновой кости и одна из серпентина. Датированы около 21-20 тыс. лет до н.э.

Найдены в России в Иркутской области на стоянке Буреть, которая располагается недалеко от стоянки Мальта, где были найдены очень похожие статуэтки (Мальтийские венеры).

Венеры Лоссельские

Барельефы на известняке, которые были найдены в небольшой пещере во Франции у посёлка Лоссель (департамент Дордонь). Размеры до 50 см. по большей стороне. Датированы около 18 тыс. лет до н.э.

На барельефы была нанесена охра, что говорит о ритуальном характере объектов. В руке двух венер изображен рог тура — один из важнейших символов древних религий. Бык являлся древнейшим прообразом главного мужского божества (Бога-Творца).

Венера со стоянки Елисеевичи

Статуэтка высотой около 15 см. из бивня мамонта. Найдена в России в Брянской области в деревне Елисеевичи. Датирована около 13 тыс. лет до н.э.

Венера бесстыдная (Vénus impudique)

Статуэтка высотой около 8 см. из слоновой кости. Найдена во Франции в пещере Laugerie-Basse (департамент Дордонь). Датирована около 14 тыс. лет до н.э.

Венеры Азильские

Статуэтка высотой около 5 см выполнена из зуба лошади. Найдена во Франции в пещере Мас-д’Азиль в Пиренейских горах. Датирована периодом около 13-14 тыс. лет до н.э. Статуэтка частично повреждена.

В этой же пещере была найдена ещё одна статуэтка, которую можно охарактеризовать как палеолитическую Венеру.

Венеры из Гённерсдорфа

16-ть статуэток высотой от 5,4 до 8,7 см из различных материалов: кости, бивни мамонта, рога, сланец. Найдены в Германии в Гённерсдорфе. Датированы периодом около 9,5-13 тыс. лет до н.э.

Похожие статуэтки находили в Тюринги, а также в других местах в Германии и Швейцарии. По стилю исполнения венеры похожи на Венеру из Бельгии, которая была найдена географически сравнительно недалеко от Гённерсдорфа, однако, датирована на 10 тыс. лет более ранним временем. Не исключено, что бельгийская и гённерсдорфские венеры и другие венеры гённерсдорфского стиля являются стилистическим упрощением в сторону абстракции некого канона ритуальных венер, которые использовались людьми в более ранний период и южнее.

Венера Невшательская

Статуэтка высотой около 2 см. из гагата (горная порода). Найдена в горной Швейцарии в пригороде Монруц. Датирована периодом около 10-11 тыс. лет до н.э.

По стилю похожа на венеры гённерсдорфского типа. Имела отверстие, возможно, для ношения в качестве амулета.

Венеры из Петерсфельса (включая Венеру из Энгена)

16-ть статуэток высотой 1-3,5 см. из гагата и одна из них из оленьего рога. Найдены в Германии около Энгена в Баден-Вюртемберге на стоянке древних охотников возле скалы с пещерой, которая, возможно, использовалась в качестве святилища. Датированы периодом около 9-12 тыс. лет до н.э. Некоторые статуэтки имели отверстия в верхней части.

Статуэтки из Чатал-Хююка

Наиболее интересные из статуэток — фигурка размером около 15 см. из мрамора, а также статуэтка сидящей женщины из обожженной глины. Найдены в Турции при раскопках крупного палеолитического поселения в провинции Конья. Датированы периодом около 5,5-8 тыс. лет до н.э.

Статуэтки из Линси

Статуэтки найдены в Китае в округе Линси. Включают в себя статуэтки культуры Синлунва. Датированы периодом около 6,2-5,4 тыс. лет до н.э.

Статуэтки из Аохан-Ци

Статуэтки высотой около 5 см. из камня. Найдены в Китае в Аохан-Ци на территории городского округа Чифэн. Датированы периодом около 6,2-5,5 тыс. лет до н.э.

Статуэтки Винча

Статуэтки культуры Винча высотой около 10 см. сделаны из обожженной глины. Найдены в Сербии около Белгорода. Датированы периодом около 6-5 тыс. лет до н.э.

Статуэтки Хуншань

Статуэтки культуры Хуншань сделаны из нефрита. Некоторые статуэтки были из глины. Найдены в Китае в Хуншаньхоу. Датированы периодом около 6,5-5 тыс. лет до н.э.

Венеры из Тимково

Статуэтки сделаны из глины. Найдены на Украине в деревне Тимковое. Датированы временем около 5 тыс. лет до н.э.

Венера из Толентино

Изображение сделано на гальке высотой 12,7 см. Найдено в Италии на территории коммуны Толентино. Датирована временем около 10-3 тыс. лет до н.э.

Голова Венеры зооморфна и напоминает волчью. Это роднит Венеру из Толентино с Венерой-львицей (Человеколев), а также с изображениями египетских богов с головами животных (Упуаут, Анубис, Сет и др.).

Венеры острова Мальта

Множество статуэток из глины были найдены в храмовых комплексах Мальты (Скорба, Хал-Сафлиени, Мнайдра), которая около 4400 года до н.э. стала крупным религиозным центром Древнего мира с множеством мегалитических святилищ и пещерных храмов. На соседней Сицилии ничего подобного не наблюдалось. Статуэтки датированы периодом около 4,4-3,5 тыс. до н.э.

Венеры из Балта-Попии

Фигурки из глины найдены в Румынии в Балта-Попии (Balta Popii). Датированы периодом около 4,9–4,8 лет до н.э.

Венеры из Хатиодзи

Фигурки («догу») высотой 1,5-8,1 см. сделаны из глины и найдены в Японии недалеко от Токио. Относятся к периоду позднего Среднего Дзёмона — около 3-2,5 тыс. лет до н.э.

Трипольские венеры

Фигурки из глины найдены на Украине в селе Триполье недалеко от Киева. Относятся к периоду около 4,7-2,7 тыс. лет до н.э.

Венера Лендьель

Фигурка найдена в деревне Лендьель в Венгрии. Датирована около 4,7 тыс. лет до н.э.

Фигурки из Эль-Бадари

Фигурки найдены в Египте в селении Эль-Бадари на берегу Нила. В качестве материала в том числе использовалась кость бегемота. Датированы периодом около 4500—3250 лет до н.э. Статуэтки могут символизировать Сехмет, Маат, Тефнут, Изиду или других древнеегипетских богинь.

Фигурки из Нагады

Слоновая кость Окрашенная терракота, высота ок. 30 см. кость гиппопотама, высота 4 см.

Фигурки найдены в Египте около поселения Нагада на берегу Нила. Датированы периодом около 3,5-3,4 тыс. лет до н.э. Это время правления «нулевой династии» Египта. Не исключено, что статуэтки олицетворяют Сехмет, Нефтиду, Маат, Изиду или другую богиню Древнего Египта.

Венеры Кукутени

Фигурки из глины найдены в Румынии около села Кукутень. Датированы около 4,5 тыс. лет до н.э.

Венера Пзарджика

Фигурка из глины была найдена в Болгарии около города Пзарджик. Датирована периодом около 4-3 тыс. лет до н.э.

Венеры Мехргарха

Терракота, высота 9,5 см. высота 7,4 см.

Статуэтки найдены в Пакистане при раскопках древнего города Мехргарх недалеко от реки Инд. Датированы периодом около 3-2 тыс. лет до н.э.

Венеры Геоксюра и Ялангач-тепе

Терракотовые статуэтки найдены в Тукмении около города Теджен при раскопках стоянок Геоксюр и Ялангач-тепе. Датированы около 3 тыс. лет до н.э.

Фигурки из Кара-тепе

Статуэтки найдены в Узбекистане около города Термеза на берегу Амударьи при раскопках Кара-тепе (Чёрного холма). Датированы около 2,5 тыс. лет до н.э.

Венера Дзёмон

Статуэтка догу высотой 27 см. найдена в Японии в городе Тино. Датирована около 2,5 тыс. лет до н.э.

Японские догу

Статуэтки из глины (догу) археологи находят по всей Японии. Объемные и часто орнаментированные фигурки датированы периодом от 3000 до 300 лет до н.э. кроме плоских догу, которые датированы более ранним периодом — с 10 тыс. до н.э. Догу имеют размеры от 3 до 30 см. с преобладанием размеров около 10 см. Их находят часто разбитыми или поврежденными.

Множественные сходства статуэток догу со статуэтками Восточной Европы возрастом около 2-х тысячелетий старше могут пролить свет на происхождение народа айнов, которые населяли Японию до современного населения, которое себя называет Ямато. Догу — это дело рук именно айнов, загадочного народа непохожего на соседние народы Дальнего Востока. Возможно, предки айнов пришли в Японию именно из Восточной Европы через Великую Степь, которая является евразийским «историческим проходным двором», по которому часто перемещались кочевники от Дальнего Востока в Европу и обратно (арии, гуны (хуны, сюнну), монголы и т.п.).

Косвенно переход предков айнов через Великую Степь может подтверждать загадочный ритуальный предмет, которым пользовались сначала в Восточной Европе, а спустя два тысячелетия и на территории современного Китая.

Триполье. Фаллос керамический 4500-3000 гг до н.э. Керамика: лепка, тиснение, резьба. Высота 6,3 см, длина 16см. около 770 г. до н.э. — 476 г. до н. Ложка дзузу обнаружена в Наньшань в уезде Нинчэн. Культура Xiajiadian Культура верхнего слоя Сяцзядянь около 1000—600 гг. до н. э.

Статуэтки Гонур-депе

Статуэтки были найдены при раскопках городища Гонур-депе (Серый холм) в Туркмении в Марыйском оазисе. Датированы временем около 2300 года до н.э.

Выводы

Имена богинь-матерей, которых олицетворяли венеры

Инанна, Вавилон, 1900-1800 до н.э. Инанна, Ур, 2000 до н.э. Инанна, Месопотамия Афродита Книдская, Греция, изображение ок. 350 года до н.э. Афродита Книдская, Греция, ок. 350 г. до н.э. Афродита Книдская, Рим, ок. 350 г. до н.э. Египет, Тефнут, ок. 120 г. до н.э. Сехмет, Египет

Благодаря возникновению письменности, мы можем узнать, как люди, начиная примерно со 2-го тысячелетия н.э., называли своих богинь, которых изображали с помощью «венер» в течение периода как минимум 35 тыс. лет.

В Месопотамии шумерами, аккадцами, вавилонянами и финикийцами они назывались Инанна, Иштар, Астарта и др. именами.

В Греции — Гея и Гера (Мать-земля), Афродита (богиня любви), Деметра (метра-матра-мать) и др.

Эти богини в разных частях империоподобных сообществ Древнего мира (Месопотамия, Египет, Греция) олицетворяли образ Богини-матери и имели парные мужские божества. Они происходили от отдельных воплощений Богини-матери у небольших общностей, которые были объединены в общее политическое и религиозное поле, сохранив локальных богов и богинь (праматерей и праотцов), породив политеизм ещё до возникновения письменности.

Что у венер с лицом?

Большинство венер либо безликие, либо имеют лицо, похожее на птичье. Возможно, причиной «безличия» венер является характер религиозного ритуала, при котором роль богини выполняла женщина в маске львицы, птицы или просто в маске персонально обезличивающей жрицу.

Маски в Древнем мире имели религиозно-ритуальный характер. Мы помним, что, например, актеры театра Древней Греции носили на сцене маски. Древний театр произошел из храмовых богослужений, где маски, с одной стороны, обезличивали актеров, с другой — олицетворяли тех богов, которые участвовали в богослужении через тела жрецов и жриц.

Традиция религиозного использования ритуальных масок сохранилась в Африке. Там женщины до сих пор в обрядах используют маски, в том числе птиц.

африканская ритуальная маска африканская ритуальная маска африканская ритуальная маска африканская ритуальная маска африканская ритуальная маска Арабская женщина в традиционной маске. Оман, 1905 ок. года Арабская женщина в традиционной маске Современная женская маска

Ритуальные маски также объясняют зооморфизм многих древних божеств у многих народов. Люди использовали образы животных для того, чтобы проиллюстрировать отличие богов от людей по логике, которую очень примитивно и упрощенно можно представить так: боги — не люди, животные — не люди, тогда боги — животные.

Шлем гладиатора. Гладиаторские бои — религиозный ритуал этрусков Геркулес, сын Зевса Александр Македонский Александр Македонский Сехмет, Египет

Конечно, животные не считались богами, но их образ использовался, чтобы отразить «нечеловеческость» богов. Мы до сих пор рисуем ангелов с птичьими крыльями, но это не значит, что мы полагаем, что ангелы — это люди с крыльями, которые растут из спины. Это удобный образ для того, чтобы передать некоторую религиозную идею.

Для религии характерны периоды упадка, когда ритуалы и богословие деградируют и искажаются. В эти моменты изваяния, изображения, маски, иконы и др. предметы обряда могут превращаться в идолов, с которыми люди на последующих этапах сражаются, искореняя искажения и упадок. Даже помимо этих процессов маски жриц и жрецов могли стать основой для иконографии божеств с телами людей и головами животных.

Черты ритуала

По характеру мест, где находят венер, а также по самим венерам, можно предположить некоторые черты древних ритуалов:

  1. Фигурки втыкались в землю или усаживались на какие-то небольшие постаменты. Об этом говорит сужающаяся к низу геометрия венер, наподобие древних глиняных сосудов с заостренным дном.
  2. Фигурки использовали в ритуалах в пещерах, которые использовались как святилища. Возможно, пещеры являлись олицетворением лона Матери-земли. Намеки и прямые указания на это есть во многих древних текстах (например, у Ферекида, учителя Пифагора), также это выражено в индуистской храмовой архитектуре (вход в храм — вход в лоно Богини-матери Пракрити). Храмы произошли от древних крытых святилищ (в том числе мегалитических дольменов), которые в свою очередь произошли из пещер.
  3. Фигурки ритуально разбивались или повреждались. Разбитие и повреждение ритуальных предметов использовалось и для изображений на камнях и для других предметов. Об этом, например, красноречиво говорят находки в знаменитой Игнатьевской пещере. Недавно на греческом острове Даскалио (остров-пирамида) археологами обнаружен храмовый комплекс, который существовал примерно с времени 2 тыс. лет до н.э. Археологи выявили, что туда греки возили статуи разных размеров и разбивали их там.
  4. Большинство статуэток имеет размер около 10 см. Возможно, этот размер связан с размером человеческой ладони. Возможно, в процессе обряда статуэтки должны были удобно располагаться на ладони для осуществления каких-то ритуальных действий.

Непрерывность религиозной традиции на территории Евразии в течение десятков тысяч лет

Религия является наиболее инертным общественным явлением. Религиозные традиции бережно хранятся поколениями в течение веков и тысячелетий. Это подтверждают палеолитические венеры и фигурки, которые являются их преемницами.

Можно с большой степенью уверенности утверждать, что наши предки в Евразии в течение как минимум 35 тысяч лет имели непрерывную целостную религиозную традицию, связанную с почитанием Богини-матери. Ниже указаны некоторые (не все) места на карте Евразии, где были обнаружены венеры. А сколько деревянных, каменных и костяных статуэток разрушились от времени? А сколько ещё не обнаружено?

P.S.

Палеолитические венеры, навели некоторых историков на мысль о том, что у древних людей в доисторическую эпоху существовал матриархат. Артефакты, которые находились вместе с венерами, и которые не описываются в этой статье из-за обширности темы, говорят о том, что вместе с Богиней-матерью людьми почитался Отец-творец, который, взаимодействуя с ней, создавал мир как ребенка. В этом смысле с очень большими допущениями можно сказать, что традиция не прерывалась вообще, так как современным воплощением Богини-матери является образ Богородицы.

МОДА КАМЕННОГО ВЕКА. ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ

Палеолит закончился более 10 000 лет назад но мужчины уже тогда ваяли и рисовали девушек, давайте же посмотрим на этих палеолитических Венер.
Да, предупреждаю, материал 18+
И так, первые находки (фрагментарные) палеолитических Венер относятся к 1860-м годам, и были сделаны на территории Франции.
А знаменитые тучные и полногрудые Венеры, с которыми обычно и ассоциируется у нас этот термин были обнаружены в Австрийском Виллендорфе в 1908 году.
Да-да болше ста лет назад.
И сразу появился вопрос. А что это у неё на груди? Лифчик? Тогда что он поддерживает?
Ещё один вопрос, относящийся к Венерам, на тот момент уже обсуждался учёными несколько десятков лет, после находки в Брассемпуи (22-25 тыс. лет до н.э.). Что это, шапочка или косички?
Впрочем, существует мнение, что это вообще подделка, поскольку это одна из немногих статуэток с проработанными чертами лица, как правило лицо, даже условно не вырезалось.
С причёсками палеолитических красавиц вообще ни чего не понятно. Например могли они заплетать косы? Судя по статуэткам — да. Замечено, что причёска, если конечно мы правильно трактуем это изображение как причёску, почти всегда индивидуальна.
Кстати, интересно, что в популярной книге «О чём рассказала Сибирская Мадонна» Б.А. Фролов пытается искать закономерности между количеством рядов зарубок на головах женских статуеэто к фазами луны или календарными циклами.
Девушка с косой, по-видимому, обёрнутой на затылке из Авдеево 23-21 тыс. лет назад.
Целая подборка девичьих причёсок из сибирской Мальты ок. 16 тыс. лет назад.
Не частый случай проработки лица и головы. Находка из Чехии 30-23 тыс. лет назад. Волосы забраны в пучок на затылке.
Своеобразное каре у красавицы из Костёнок 23-21 тыс. лет назад.
Ещё одна загадка — что такое насечено на статуэтках женщин палеолитической эпохи? Нет, на самом деле, что это? Лифчик? Что за верёвочка была натянута на грудь этой кокетливой хохотушки из Костёнок?
Если не ошибаюсь, это тоже Костёнки
Ну или здесь? Зачем нужна эта верёвочка, или это такое специфическое украшение вроде низки бусин?
В целом ряде случаев мы определённо можем говорить об украшениях напоминающих лифчик, можно даже проводить аналогии с аборигенами Океании или Южной Америки. Но из чего делали подобные украшения в каменном веке? Из костяных бусин и пластин, плели из кожи или растительных волокон определить затруднительно.
Целый ряд таких статуэток относятся к костёнковско-адеевской культуре.
Ещё одна тайна этих палеолитических красавиц — чёрточки на статуэтках. Что это? татуировки или следы обрядового девичьего шрамирования? По-своему личному опыту могу сказать — шрамирование внутренней стороны бедра — очень стрёмное дело. Просто там находится артерия. У тебя есть все шансы истечь кровью, либо занести в организм какую нибудь заразу. Особенно если это делается в антисанитарных условиях острой костью или камнем.
Культура моравской крашенной керамики. 6 тыс. лет назад.
Хотя в этом случае речь может идти о своеобразных штанишках.
Мезин. Украина 18 тыс. лет до н.э.
Такие же странные полосы имеет на своём пышном теле и древнейшая из найденных, на сегодняшний день, Венер — Венера из Холе-Фельс» («Венера Шельклингенская», «Венера Швабская») обнаруженная в 2008 году. Её возраст 35-40 тыс лет, ориньякская культура, однако.
А вот в этом случае уже точно можно проводить аналогии с традициями шрамирования в современных нам архаических обществах.
Павловская культура. Чехия 30-23 тыс. лет назад.
Кстати, а что на голове у знаменитой Венеры из Виллендорфа? Шапочка, кудряшки или косичка обёрнутая вокруг черепа?
Раз уж от тела мы вернулись к голове, поговорим немого о головных уборах. Совершенно определённо можно говорить, что шапочки или капюшоны были. Ещё бы, в условиях вечной мерзлоты, в верхнем палеолите без них никак. О разнообразии головных уборов и украшений неоднократно говорил в своих выступлениях Станислав Дробышевский, о них писал в своей книге «Мифы об эволюции человека» Александр Соколов. Но вот как они выглядели? Возможно это были меховые шапки с опушкой или колпаки с подвёрнутыми краями, как на этих статуэтках Павловской культуры.
Вообще, голова у большинства Венер, по мнению их ваятелей, явно не самая важная часть тела. Она может быть не пропорционально маленькой, может вообще отсутствовать, или делаться ненормально конической формы. Или это надетый на голову колпак как у этой Венеры Парибита?
Или Савиньякской Венеры из Северной Италии высеченной 20 тыс. лет назад.
В более поздних культурах головной убор больше напоминает тюбетейку как у этой девушки из Моравии
Существовали и, своего рода, оголовья.
У ещё об украшениях телесного верха. Не исключено, что обычай надевать на шею кольца или гривны, хорошо известный по женщинам из Тайского племени Карэны, существовал у же в древности.
Культура моравской крашенной керамики. 6 тыс. лет назад.
Ещё одна загадка — девушка с «хвостом» из Леспюга — доисторическая 15-сантиметровая женская фигурка из слоновой кости, которая принадлежит к группе т. н. «палеолитических Венер» и датируется граветтским периодом (26-24 тысяч лет до нашей эры). Статуэтка была найдена в 1922 году и если вы думаете что это набедренная повязка, то нет, впереди ни чего не висит. Аналогичный «Хвост» из низок бус прослеживается в захоронении юноши из Сунгиря, но там он был надет поверх шубы.
Не стоит сомневаться и в наличии у людей верхнего палеолита и кроенной меховой одежды. Без неё в ледниковую эпоху было не выжить. Большинство людей представляют себе людей каменного века как косматых, завёрнутых в шкуру дикарей, однако, реальность отличается от такого расхожего стереотипа. О сложных, кроёных меховых костюмах типа анораки или своеобразного комбинезона, писали и Александр Соколов и Михаил Аникович и Окладников и многие другие, изучавшие вот эти статуэтки из сибирских Мальты и Берети.
Одежду, напоминавшую по покрою костюмы жителей крайнего севера, носили и мужчины. Об этом говорит захоронение открытое в 1950-х годах Отто Бадером на стоянке Сунгирь во Владимирской области. Благодаря тому, что одежда, предположительно, вождя была расшита тысячами бусин из бивня мамонта которые и сохранились в земле, удалось восстановить покрой одежды бытовавшей 25 тыс. лет назад. Впрочем, по мнению профессора Зубова, в повседневной жизни носить такую одежду невозможно: 1. Слишком тяжела, 2. Бусины слишком ценны. Как вариант её изготавливали специально для погребения.
Аналогичные костюмы и шапочки с пластинками из кости, были и на погребённых поблизости подростках. По мнению С. Дробышевского у одного из них была характерная патология кисти связанная с долго и с усилием совершаемых вращательных движениях. Не исключено что он высверливал эти самые костяные бусинки.
Настоящей кладезю знаний о мужской одежде позднего каменного века является находка Эци — человека погибшего и законсервированного под снежно — ледовой массой более 5000 лет назад в Тирольских Альпах. На обнаруженной в 1991 году его мумии были куртка, штаны, плащ, мокасины и шапка скроенные из меха и кожи и связанные лыком.
К закату каменного века в Европе относится и целый ряд одетых женских статуэток или изображений. И здесь мы уже видим несомненно ткань (вероятно плетёную из растительных волокон), зачастую с росписью. Просторные длинные юбки или платья. Что-то вроде рубашек.
Как на этих статуэтках из Моравии.
Подводя итог, нужно сказать и о том, что стандарты красоты каменного века сильно разнились с современными стандартами (хотя по-моему о стандартах красоты говорить просто глупо их, по большому счёту, нет). Большинство статуэток изображают очень полных, с гипертрофированными признаками пола, нередко выпирающим животом женщин. Исключение, составляют «сибирские Венеры» которых порой называют тощими — они, как правило, почти плоские и сильно вытянуты. Первобытные художники выделяли физическую крепость и полноту женщин, не стараясь придать им портретное сходство с соплеменницами. Очень часто у Венер можно видеть крупные ягодицы, что позволяет исследователям говорить о стеатопигии — склонности к повышенному отложению жира на верхней части бёдер и ягодицах. И здесь, как говорится, на трёх теоретиков четыре теории. Не исключено что стеатопигия была широко распространена у женщин каменного века, возможно такой тип женщины был идеалом красоты, при этом надо учесть массу теорий связанных с сакрализацией полной женщины — матери природы/богине плодородия/ прародительнице и т.д и т.п.
Венера Лоссельская «Венера с кубком» рельеф высеченный ок. 20 тыс лет назад.
Венера Гальгенбергская — «палеолитическая Венера» ориньякской культуры возрастом около 30 тысяч лет. Обнаружена в 1988 г. невдалеке от г. Штратцинг в Австрии.
Граветтский период реконструкция по ряду фрагментов
Венеры из Магдалена, Петерфельда, Сиройля, Ла-Рош-Лалинде и пр
Мадленская культура. Франция. 15-8 тыс. лет назад
И на последок, ещё пара изображений, не имеющих отношения к моде, но настолько колоритных, что пройти мимо я не мог.
Человеколев (нем. Löwenmensch) — статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура, возможно, представляет собой изображение божества и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тыс. лет. Позднее была произведена новая датировка, в соответствии с которой возраст скульптуры составляет 40 тыс. лет
Двуличный человек Североиталия, а может быть и рептилоид.