Отец аркадия райкина

Звёзды советской эстрады

В 60-е, 70-е, а потом и 80 годы прошлого века на эстрадных сценах страны выступали многие выдающиеся певцы: Зыкина, Магомаев, Кобзон, Ободзинский, Хиль, Лещенко, Мартынов, Антонов, Кристаллнская, Мулерман и многие другие. Но если сравнивать этих певцов по зрительскому успеху на эстрадных сценах и площадках тогдашней 200 миллионной страны, то это время останется в истории советской эстрады главным образом временем Муслима Магомаева и Валерия Ободзинского.
Но в нашем сегодняшнем мире, наполненном музыкой и пением, в большей мере сохранилась память о Муслиме Магомаеве. О нём сейчас имеются великолепные (в том числе и цветные!) кино и телевизионные записи, сохранились пластинки и диски его выступлений. Есть концертные залы его имени, есть памятники в Москве и Баку.
Муслим Магомаев родился в Баку в известной музыкальной семье, закончил музыкальное училище, потом консерваторию в Баку, стажировался в Италии.
Обладая выдающимся голосом, он быстро сложился как оперный, а потом и эстрадный певец. Пел он с большим мастерством и южным темпераментом, его лирический баритон звучал красиво и мужественно. На сцене он всегда выглядел великолепно — высокий, стройный брюнет, в безукоризненном черном фраке — настоящий Принц из тогдашней советской эстрадной сказки, являясь, по сути дела, символом красивой стороны той эпохи. У него, почти у единственного из тогдашних советских певцов, были полноценные выступления-концерты за границей. И везде успех его выступлений был чрезвычайный, особенно у женщин.
Песенный репертуар Муслима Магомаева состоял в основном из классических оперных произведений, арий из оперетт и песен советских композиторов. Его слава началась с песни «Бухенвальдский набат», исполненной им на Международном фестивале молодёжи и студентов; наиболее популярные его песни сегодня это «Королева красоты», «Чёртово колесо», «Синяя вечность».
При жизни Муслим Магомаев пользовался благосклонностью великих мира сего — первого секретаря Азербайджана Гейдара Алиева и даже самого Генерального секретаря Леонида Ильича Брежнева. Он годами жил в особом привилегированном номере гостиницы «Россия», недалеко от Кремля. Но все люди смертны, даже великие, и сегодня его прах покоится под великолепной беломраморной скульптурой-надгробием в Баку. В сохранение наследия Муслима Магомаева и его памяти вложены немалые средства и большой подвижнический труд его вдовы, известной певицы Тамары Синявской.
И жил, и пел, и творил историю эстрадной песни в те же годы и еще один певец, тоже, как мы сегодня понимаем, великий, хотя был он, по сути, пасынком той эпохи. Всё у него в жизни шло по-другому, чем у Муслима Магомаева: от его выступлений остались лишь малочисленные, часто плохого качества видеозаписи, хотя выступал он во многих городах и весях тогдашнего Советского союза не меньше Магомаева; к нему несомненно отчуждённо относилось партийное руководство, а тогдашний министр культуры Фурцева, с конца 70-х годов, как могла, урезала, а то и вовсе закрывала его концерты в Москве и по всей стране.
Его выступления почему-то оказались стёрты из немногочисленных телезаписей. Какие уж там выступления за границей — он всегда был невыездным из страны (только один раз в молодости он побывал с ансамблем Лундстрема в Болгарии).


Путь Валерия Ободзинского в жизни и музыке, путь простого мальчишки с одесской улицы к вершинам песенного олимпа был нелёгким. Его детство и молодость проходили на самом низу полуголодной и полуворовской улицы послевоенной Одессы. Он никогда систематически не учился музыке, почти не знал нотной грамоты, но с ним была его одесская предприимчивость. Петь и играть он начинал на одесском пляже, продолжил на туристических теплоходах. Потом ему, вроде, повезло – он попал в оркестр О. Лундстрема, а затем начал выступать уже со своими концертами. Ведь это был истинный, народный талант с удивительным музыкальным слухом, необычайным тонким пониманием музыки и чувствительной музыкальной душой.
Вариации его удивительного тембра голоса неповторимы – его можно слушать бесконечно. Он был свободен от канонов классического пения, и потому пел очень раскованно и свободно, постепенно вырабатывая свою особую манеру исполнения, и публика (особенно женщины) с восторгом принимала песни в его исполнении, где звучал голос удивительной теплоты и нежности. И эта несомненная красота исполнения мелодий, их музыкальное совершенство давали ему неоспоримое преимущество перед всеми соперниками на эстраде. При этом свое дело он делал хорошо и точно – так он часто обходился даже без дублей при музыкальных записях на тогдашние пластинки.
И потому вряд ли кто ещё мог в те годы (кроме Магомаева) даже близко сравниться с Валерием Ободзинским по успеху у зрителей, по числу их на концертах, по количеству выпущенных пластинок с записями его выступлений.
На всю страну гремели его тогдашние шлягеры – «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Белые крылья», «Запоздалая любовь». Его первый диск был выпущен тиражом в 13 миллионов экземпляров.
Но свободное плавание в мире пения полно соблазнов и одновременно таит опасности. С одной сторон, с ростом популярности и роста гонораров, он сталкивался со всё большим урезанием, а то и полным запретом своих выступлений (и репертуар у него не тот, и поёт он как-то не так, не по-советски, часто исполняет песни западных звёзд). С другой — он вёл трудную борьбу с самим собой… Обладая мягким и покладистым характером, он не смог полностью противостоять тогдашним почти обязательным застольям после концертов и постепенно поддавался алкогольной зависимости.

И когда эти беды довели его до предела, он неожиданно совершил невероятное для такого талантливого и известного человека — он бросил пение (в 1987г.) и поступил… сторожем на фабрику галстуков под Москвой. Одно время он даже отпустил бороду и пел в церковном хоре… И так продолжалось почти целых семь лет, а его отказ от прежней жизни и нежелание выступать на сцене стали обрастать слухами и фантастическими предположениями.
Валерий Ободзинский вернулся на сцену только в 1993 году (больше по настоянию своей жены) и пытался снова начать выступать и вести концертную деятельность. Особенно памятным московским зрителям осталось его первое после такого большого перерыва выступление на сцене, когда услышав его голос, все сразу поняли – Валерий Ободзинский не кончился, удивительный голос сохранился, несмотря на все его жизненные передряги. И казалось, что все у него еще впереди — он снова с успехом начал выступать на сцене, сделал несколько интереснейших музыкальных записей на стихи и песни Вертинского.

В его жизнь, казалось, подули новые свежие ветры; но это было и так и совсем уже не так. Перед зрителями выступал теперь располневший и, кажется, совсем другой, даже внешне человек, явно носивший внутри себя признаки какой-то новой навязчивой мысли, сопровождаемый заметной усталостью от жизни. И совсем другое настроение владело его неповторимым голосом.
В последней из записей на телевидении (наконец-то, он дожил и до этого – новые времена!) мы видим за столом в студии седую, склоненную голову рано постаревшего человека (а ему всего лишь 54 года) – бывшего кумира целого поколения…
Мы видим его слезы, которые он не может сдержать, когда он вспоминает свою прошлую блистательную, а потом и горемычную жизнь. И он поёт для зрителей телестудии (сидя за столом!) свои знаменитые «Эти глаза напротив», «Колдунью» и совсем новую, только что подготовленную «Аравийскую песню» из цикла «по Вертинскому»…
Эта последняя песня поражает какой-то удивительной мелодией и каким-то сакральным настроением.
Вот слова начала этой песни:
Еще манит, звенит, зовет, поет дорога, еще манит, еще пьянит весна,
А жить уже осталося немного и на висках белеет седина.
Идут, бегут, летят, спешат заботы, и в даль туманную текут года.
И так настойчиво и нежно кто-то от жизни нас уводит навсегда…
И звучит припев, такая же, западающая в самую душу мелодия:
И только сердце знает, мечтает и ждет и вечно нас куда-то зовет,
Туда, где улетает и тает печаль, туда, где зацветает миндаль…

Слово «миндаль» (известное еще из Библии и имеющее там особый сакральный смысл) он особенно выделяет при пении и поет его так громко и так пронзительно. И какая-то необыкновенная печаль доходит до нас из самой глубины этого очень доброго сердца…
Кажется, что ему открылась какая-то особая тайна жизни, которую он, познавший так глубоко тайны звучания человеческого голоса, может выразить её нам таким вот образом… (Знатоки утверждают, что песни цикла на стихи Вертинского – высшее достижение в творчестве Валерия Ободзинского).
Если бы Валерий Ободзинский знал, что только что им пропетое в этой студии, по сути дела, это предсказание собственной судьбы. Страна, где «цветет миндаль», была уже совсем рядом. И всё, в конце концов, закончилось, как и обычно, у людей на этой земле – давно болевшее сердце отказало уже окончательно, и есть могила на кладбище, есть скромная надгробная плита на могиле человека, как мы теперь понимаем великого певца, прожившего всего 55 лет.
И есть ещё эти последние прижизненные кадры кинохроники, где он один идёт по какому-то полю, уставший от жизни, от всей этой земной суеты.
И что же привлекло к Валерию Ободзинскому такое необыкновенное внимание, что подняло его над обыденностью жизни на такую высоту? Видимо, в нём было это извечно русское – в его песнях пела, страдала и радовалась живая человеческая душа. Он был своеобразным выражением русского духа и широты русского характера. Достаточно высокий уровень тогдашней советской эстрадной песни выдвинул в те годы на первый план именно его голос, именно его манеру исполнения, именно он снискал наивысшую любовь публики, побывав на самом пике ее внимания.

Известнейший поэт-песенник Леонид Дербенев, писавший стихи почти всем советским и русским певцам современникам, начиная от Муслима Магомаева и Пугачевой, в том числе и Ободзинскому, утверждал, что он знал только 3-х близких по масштабу таланта певцов своего времени, у которых был, по его выражению, кусок золота в горле: это английский певец Том Джонс, чех Карел Гот и наш Валерий Ободзинский…
Я слушал пение Тома Джонса много раз, в том числе и его знаменитую Дилайлу)… Да, Том Джонс обладал удивительным голосом, очень красивым баритоном. Но КУДА ЕМУ ДО песенной РАСКОВАННОСТИ Валерия Ободзинского, кажется, бесконечных звуковых вариаций его голоса (пускай пока это будет мое личное утверждение)!!! До голоса, который, кажется, не знал границ и пределов… И сегодня всё больше осознаётся: был и жил среди нас совсем недавно человек с голосом поистине мирового значения, создавший целый прекрасный пласт нашей песенной культуры. И он, несмотря на все жизненные передряги, сделал главное в этой жизни на земле – он спел для нас свои песни, спел своим гениальным голосом.
А песни Ободзинского – как и знаменитые «белые крылья-лебеди» из той, возможно, самой знаменитой его песни — после его жизни разлетелись по всей необъятной его стране. И летят они по нашей жизни до сих пор. И это и есть лучший памятник этому певцу, тот нерукотворный памятник, который жил и живёт в наших сердцах.
Геннадий АНДРЕЕВ,
специально для «Обзора»
Некоторые сведения об авторе статьи о Магомаеве и Ободзинском:
Геннадий Андреев родился в 1936 году в небольшом городке Рязанской области России. Окончил 4-ю среднюю школу в Вильнюсе, затем Рязанский радиотехнический институт. Долгое время работал в вильнюсском НИИ (ВНИИРИП).
Писать начал поздно, первая книга «Когда взошло твоё лицо…» вышла в 2003 году, потом появились книги «Романтическое путешествие в Лондон» (201 2г.), «Пояс жизни» (2016 г.), » А я вас все-таки люблю…» (2017 г). В последней книге были помещены статьи о выступлениях известных вильнюсских артистов в зале Дома учителя, которые были напечатаны в газетах «Обзор» и «Литовский курьер». Там же появились и первые статьи автора о творчестве М.Александровича, Д.Кудайбергена, Л.Губайдулиной.
Первые пробы такого рода статей-исследований оказались, на взгляд автора, удачными, и он продолжил их в статье о Муслиме Магомаеве и Валерии Ободзинском.

Аркадий Райкин: биография

Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге. Отец — Исаак Давидович, работал сортировщиком древесины в порту. Мать — Елизавета Борисовна (урожденная Гуревич), была по образованию акушеркой. У Аркадия были младшие сестры Белла, Софья и брат Максим.
Максим Райкин: «В детстве моего старшего брата звали Арончик. Это был обыкновенный еврейский ребенок, который болел, шалил, дрался со сверстниками и доставлял родителям много хлопот. Конечно, никто не думал, что из этого сорванца в скором времени, вопреки желанию отца, вырастет знаменитейший артист».
Цитата взята из журнала «7 Дней», № 18 (29.04.2015)
Когда Аркадию было пять лет, семья Райкиных перебралась из Риги в город Рыбинск. Отец устроился работать на лесопилку, а Аркадий во время учебы в школе занимался в драматическом кружке и тайком от родителей ходил в местный цирк и театр. Родители будущего актера были категорически против увлечения сына театральным искусством.
В 1922 году его семья перебралась в Ленинград, где будущий актер устроился лаборантом на Охтинский химзавод. Заработав необходимый трудовой стаж, Аркадий поступил в Ленинградский институт сценических искусств, где он познакомился со своей будущей женой Руфь Марковной Иоффе (1915—1989).
Максим Райкин: «После окончания школы он один год работал на Охтинском заводе, а потом ушел оттуда, так как был принят в театральный институт. Отец поступок Аркадия пережил болезненно: «Мало того, что сын не захотел работать и помочь больному отцу, так он еще задумал стать балаганщиком! Что за профессия — артист! Это же скандал, позор на мою седую голову».
Цитата взята из журнала «7 Дней», № 18 (29.04.2015)
Руфь (родители называли ее Рома) была девушкой из интеллигентной семьи и приходилась родственницей знаменитому советскому физику Абраму Иоффе. В 1935 году Аркадий и Руфь поженились, прожив вместе более 50 лет. В браке у них родились дочь Екатерина (1938) и сын Константин (1950), которые пошли по стопам отца и стали актерами.
После окончания техникума в 1935 году Райкин попал в труппу театра рабочей молодежи (ТРАМ), которые впоследствии переименовали в театр имени Ленинского комсомола. Параллельно с игрой в театре, в 1938 году Аркадий снялся в двух лентах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный».
В 1939 году Аркадий выступил с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка», которые принесли актеру всенародную славу, а также он стал победителем 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Максим Райкин: «C 1939 года, после того как Аркадий стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, у брата началась другая жизнь. Члена жюри конкурса Утесова спросили: «Как ты думаешь, этот парень долго будет иметь успех?» И Леонид Осипович ответил: «Всегда!».
Цитата взята из журнала «7 Дней», № 18 (29.04.2015)
В этом же году Райкин был принят в Ленинградский театр эстрады и миниатюр, где он стал выступать с эстрадными номерами. Через три года его назначили художественным руководителем этого театра.
Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) Райкин давал концерты на фронте. За эти годы Театр миниатюр побывал практически во всех уголках страны. После окончания войны Аркадий продолжил сниматься в кино и работать в Театре миниатюр.
Аркадий Райкин сыграл в картинах: «Валерий Чкалов» (1941), «Мы с вами где-то встречались» (1954), «На сон грядущий» (1960), «Когда песня не кончается» (1964), «Сказки русского леса» (1966), «Вчера, сегодня и всегда» (1969), «Волшебная сила» (1970), «Люди и манекены» (1974), «Королевский бутерброд» (1985), «Мир дому твоему» (1987) и др.
В 1982 году, из-за ухудшения отношений Райкина с партийными властями Ленинграда, его театр переехал в Москву и был переименован в Государственный театр миниатюр. С апреля 1987 года театр называется «Сатирикон».
Максим Райкин: «Хуже всего то, что начальник управления и подвластные ему чиновники стали распространять про Райкина несусветные гадости. Знаю, это звучало прямо на партсобраниях. После чего ложь расползалась по стране!».
Цитата взята из журнала «7 Дней», № 18 (29.04.2015)
За время работы Аркадий поставил программы: «Любовь и три апельсина», «От двух до пятидесяти», «Избранное-1973», «Его величество театр», «Плюс-минус», «Лица», «Мир дому твоему», «За чашкой чая», «Белые ночи», «Волшебники среди нас».
17 декабря 1987 года Аркадий Райкин умер из-за проблем с сердцем. Артист был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Звания

▪ Герой Социалистического Труда (1981)
▪ Заслуженный артист РСФСР (1947)
▪ Народный артист РСФСР (1957)
▪ Народный артист СССР (1968)

Награды

▪ Лауреат Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1939)
▪ Орден Отечественной войны 2-й степени (1945)
▪ Орден Трудового Красного Знамени (1971)
▪ Ленинская премия СССР (1980)
▪ Орден Ленина (1981)
▪ Орден Отечественной войны 1-й степени (1985)
▪ Орден Дружбы народов
▪ Медаль «За оборону Кавказа»
▪ Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
▪ Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Семья

Супруга — Руфь Марковна Иоффе, актриса (поженились в 1935 году)
Дочь — Екатерина Райкина, актриса (1938)
Сын — Константин Райкин, актер (1950)

Аркадий Райкин

24 октября 1911, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя — 17 декабря 1987, Москва
Советский эстрадный и театральный актёр, режиссёр, сценарист, юморист.
Заслуженный артист РСФСР (1947).
Народный артист РСФСР (1957).
Народный артист СССР (01.07.1968).
Герой Социалистического Труда (1981).
Родился в Риге (ныне Латвия) в еврейской семье портового бракёра строительного леса Ицика (Исаака) Давидовича Райкина (умер в 1942) и его жены Елизаветы Борисовны Райкиной (урождённой Гуревич, 1878—1965). В семье росли также младшие сёстры Белла (1916—2009) и Софья, и брат Макс (1927—1999). В детстве посещал хедер. Во время учёбы в школе в Рыбинске занимался в драмкружке и увлекался театром. В 1922 году семья поселилась в Петрограде.
В 1929 году работал лаборантом на Охтинском химическом заводе.
В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств, куда поступил вопреки желанию родителей. Во время обучения одновременно брал частные уроки у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики М. Н. Савоярова, встретил у него большое сочувствие и поддержку.
По распределению попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодежи), который вскоре был переименован в театр имени Ленинского комсомола.
Одновременно с игрой в театре дебютировал в кино, снявшись в 1938 году в фильмах «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», но подлинным его призванием стала эстрада. Сначала выступал с эстрадными номерами, позже стал конферансье. Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда он стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими номерами «Чаплин» и «Мишка».
С 1939 года — актёр, с 1942 года — художественный руководитель Ленинградского театра миниатюр (с 1982 года — Государственный театр миниатюр в Москве, с 1987 года — театр «Сатирикон», с 1991 года — театр имени А.И. Райкина).
Руководителем театра после смерти артиста стал его сын — Константин Райкин.
Мастер мгновенного перевоплощения. Конферансье, исполнитель монологов, фельетонов, скетчей.
Во время Великой Отечественной войны давал концерты на фронте.
После войны продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. В 1965 году едет с театром на гастроли в Англию, которые проходят с большим успехом.
Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров. В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру.
Миниатюры и спектакли отличались остротой (сатира), особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны.
В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда стали ухудшаться, и он попросил у Брежнева разрешения перебраться ему вместе с театром в Москву.
Среди авторов, с которыми работал Аркадий Райкин, были известные советские писатели-юмористы — Владимир Поляков, Марк Азов, Владимир Тихвинский, Михаил Жванецкий, Аркадий Хайт, Гинряры (Гиндин Михаил Маркович, Рябкин Генрих Семёнович и Рыжов Ким Иванович), Виктор Ардов, Михаил Зощенко, Александр Хазин, Вениамин Сквирский, Семён Альтов, Марьян Беленький, Михаил Мишин, В. З. Масс, М. А. Червинский.
Похоронен 20 декабря 1987 года на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10).
Семья:
Жена — актриса Руфь Марковна Иоффе (домашнее имя — Рома, 1915—1989).
Дочь — актриса Екатерина Райкина (род. 1938)
Внук — актёр и бизнесмен Алексей Яковлев (род. 1961)
Сын — актёр Константин Райкин (pод. 1950)
Внучка — актриса Полина Райкина (род. 1988)
Брат — актёр Максим Максимов (настоящее имя — Макс Ицикович Райкин, 1927—1999), выступал в эстрадном дуэте с Владимиром Ляховицким.
Двоюродный брат — Бруно Райкин (1912—2005), известный южноафриканский пианист и музыкальный педагог, с которым Аркадий Райкин встречался лишь однажды при посещении Лондона в 1964 году; аккомпаниатор Поля Робсона.

Биография

За советский период времени на эстраде появился ряд великолепных артистов, но имя Аркадия Райкина стоит особняком. Юморист оказался выдающимся мастером юмористических монологов, не боявшимся смело высмеивать человеческие пороки, а также талантливым актером и режиссером, и к тому же основал один из самых знаменитых театров Москвы — «Сатирикон».

Родился Аркадий в Риге в 1911 году. Отец артиста Исаак Давидович был портовым работником, а мама Елизавета Борисовна занималась хозяйством, так как семья была довольно большая. Кроме Аркаши у родителей росли еще сын Макс и две дочери – Белла и Софья.

С началом Первой мировой войны Райкины переехали в Рыбинск, а затем обосновались в Санкт-Петербурге. С ранних лет Аркадий оказался влюблен в театр. Еще 4-летним мальчиком Аркаша устраивал с детьми во дворе собственные представления, а в Северной Пальмире пристрастился посещать Академический театр драмы. Чтобы купить билеты, мальчик тайно продавал тетрадки и учебники, за что неоднократно получал трепку от отца.

Еще одним увлечением мальчика было рисование. На уроках изобразительного искусства мальчик поражал учителя как техникой, так и глубиной мысли. Аркадий долго не мог определить, какую же профессию выбрать — живописца или актера. И хотя родители были категорически настроены против театра, юноша все же отдал предпочтение этой стезе.

Аркадий Райкин в молодости

Когда Райкин поступил на режиссерско-актерский факультет в Ленинградский институт сценических искусств, разразился скандал, и Аркадию пришлось надолго порвать с семьей и уйти из дома. После вуза артист попал в Театр рабочей молодёжи, позднее переименованный в театр Ленинского комсомола. Сегодня петербуржцы знают это место как театр-фестиваль «Балтийский дом».

Театр

Еще студентом Аркадий Райкин начал выступать с концертами для детей. Ребята восторженно воспринимали номера артиста с куклой Минькой, патефоном, надувными поросятами. Первое признание пришло к нему в 1939 году, когда Райкин победил на первом конкурсе артистов эстрады. Райкин представил на суд зрителей танцевально-мимические номера «Чаплин» и «Мишка» и вызвал шквал восторгов.

Аркадий Райкин в спектакле «От двух до пятидесяти»

После этого успеха Аркадий переходит в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где сначала работает конферансье, выходит с собственными номерами, а потом становится художественным руководителем театра.

Позже Михаил Жванецкий назвал Аркадия Райкина гениальным великим игроком, который сформировал собственную команду и требовал от коллег играть и подавать, но не забивать. Эту роль артист всегда брал на себя и не терпел угрозы статусу-кво.

Юмор

После войны Райкин создает театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Регулярные выступления артиста на радио и телевидении, аудиозаписи монологов и миниатюр пользуются популярностью у публики. Особенный успех вызывают те театральные номера актёра, где Райкин быстро меняет облик и создает серию разноплановых образов.

Монологи, написанные Аркадием Исааковичем, и образы, созданные им для выступления, становятся амплуа, покоряют сердца и завоевывают любовь зрителей. Все больше телезрителей и зрителей в залах запоминают и при новой встрече встречают молодого артиста овациями. Не задерживаясь в ранге начинающего юмориста, Аркадий Исаакович обретает славу маэстро жанра сценического перевоплощения. Одной из самых известных миниатюр становится номер «В греческом зале».

Талант артиста оценили как соотечественники, так и зарубежные зрители. В 1965 году вместе с труппой созданного им театра Аркадий Исаакович отправляется гастролировать по Англии, где концерты труппы также получают теплые отзывы.

Артист много сотрудничал с другими коллегами. Например, находясь на гастролях в Одессе, Аркадий Райкин встретил молодых комиков Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе артисты создают ряд запоминающихся эстрадных сценок, из которых наиболее знаменитой стала программа «Светофор».

Как неоднократно вспоминали современники Аркадия Райкина, юморист был чуть ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто показывать на сцене, как портят человека власть и вседозволенность.

Миниатюры юмориста отличались от текстов коллег особенной тонкой сатирой и остротой, но при этом юморист всегда аккуратно подбирал слова монологов и, по сравнению с коллегами по жанру, показывал по-настоящему интеллигентный и корректный юмор.

Но, несмотря на исключительную аккуратность сатиры Райкина, партийная верхушка города на Неве не оценила старания и творчество коллектива. Город, где творил Театр эстрады и миниатюр, не принимал в лице своего руководства творчество юмориста, и без того натянутые отношения неудержимо портились. Артист попросил у самого Леонида Ильича Брежнева разрешения перебраться в Москву. Разрешение артист получил и перевез собственную труппу в Москву, где преемником Ленинградского театра эстрады и миниатюр вскоре стал Государственный театр миниатюр.

Ряд источников указывает, что Аркадий Исаакович «перевез» в Москву собственный театр и переименовал сам театр в Государственный театр миниатюр. Но, стоит отметить, что после того, как руководитель ленинградского театра с собственной труппой переехал в столицу, Ленинградский театр эстрады и миниатюр не перестал функционировать, тем более, театр продолжает работать и сегодня.

В Москве артисты театра Аркадия Райкина, а также и сам юморист продолжили выступления, а через пять лет Государственный театр миниатюр получил звучное имя «Сатирикон», которое театр носит и по сей день. Сегодня художественным руководителем этого театра работает сын Аркадия Райкина – Константин Райкин.

Фильмы

Карьера в кино Аркадия Райкина была менее удачна, чем театральная, особенно поначалу. Еще до войны актер снимался в эпизодах фильмов «Первый взвод», «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», а в драме «Валерий Чкалов» создал образ американского журналиста.

Аркадий Райкин в фильме «Волшебная сила искусства»

Больше внимания как киноактер Райкин стал привлекать, когда начал на экран переносить собственные остросатирические сюжеты. Популярной и эффектной получилась новелла «Мы с вами где-то встречались», интересны мюзикл «Вчера, сегодня и всегда» и комедийная история «Волшебная сила искусства». Но самыми знаменитыми фильмами такого жанра являются сборники монологов «Люди и манекены» и «Мир дому твоему».

Аркадий Райкин в фильме «Сказки русского леса»

Также Аркадий Исаакович много участвовал в новогодних фильмах-концертах. Особенно заметными были мюзикл «Когда песня не кончается…», концерт «На два часа раньше» и «Сказки русского леса».

Личная жизнь

Очень интересна история знакомства Аркадия Райкина с его единственной супругой Руфью Марковной Иоффе, которую ласково называл Рома. Впервые Аркадий увидел ее еще мальчиком, когда выступал со школьной самодеятельностью на концерте. Позднее вновь встретил девочку на улице, но снова не решился познакомиться. И только спустя много лет, когда Аркадий уже оканчивал вуз, в студенческой столовой молодые люди в очередной раз столкнулись и договорились пойти в кино. После сеанса Райкин сделал своей Роме предложение.

Руфь Иоффе и Аркадий Райкин

Влюбленные поженились в 1935 году, и вскоре в семье появилась дочь Екатерина, которая будет женой трех знаменитых актеров — Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля. А сын Аркадия и Руфи, Константин Райкин, сам стал знаменитым артистом и руководит детищем собственного отца – театром «Сатирикон».

Аркадий Райкин с женой и детьми

С женой Аркадий Исаакович прожил душа в душу без малого 50 лет. Отношения актера и жены стали примером как для их собственных для детей, так и для всех, кто знал эту чудесную пару.

Смерть

Аркадий Райкин почти всю жизнь был болезненным человеком. Еще в 13 лет будущий артист сильно простыл на катке, заработав такую страшную ангину, что врачи были уверены – мальчик не выживет. Через 10 лет болезнь вернулась, и снова доктора опускали руки. В тот момент повезло, что тесть настоял на непопулярной операции – удалении гланд. Райкин выжил, но навсегда заработал ревмокардит.

Последние три года актер страдал болезнью Паркинсона, от которой у него сковывались движения, мимика и даже речь. Тем не менее, артист при первой же возможности посещал родной театр и передавал дела сыну, которого очень любил.

Скончался Аркадий Исаакович Райкин 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита. 20 декабря актера похоронили на Новодевичьем кладбище, на десятом участке.

В 2002 году Ленинградскому театру эстрады и миниатюр, художественным руководителем которого 40 лет проработал Аркадий Райкин, присвоили имя артиста. С 2008 года художественным руководителем Театра эстрады имени Аркадия Райкина стал популярный артист эстрады и клоунады Юрий Гальцев. На официальном сайте театра, наряду с афишей и описанием театра, размещена и биография Аркадия Райкина. Артист назван эпохой в истории театра.

Могила Аркадия Райкина

Удивительно, но легендарному артисту до сих пор не установили памятника ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, если не считать монумента с масками на Новодевичьем кладбище. Хотя столичные власти обещали исправить эту оплошность еще в 2016 году.

Фильмография

  • 1939 — «Доктор Калюжный»
  • 1941 — «Валерий Чкалов»
  • 1942 — «Концерт фронту»
  • 1954 — «Мы с вами где-то встречались»
  • 1964 — «Когда песня не кончается»
  • 1966 — «Сказки русского леса»
  • 1969 — «Вчера, сегодня и всегда»
  • 1970 — «Волшебная сила искусства»
  • 1974 — «Люди и манекены»
  • 1987 — «Мир дому твоему»

Советский актер и режиссер Аркадий Райкин родился 17 декабря 1911 года в Риге. Его родителями были евреи: отец занимался бракеражом в области строительного леса, а мать, потомственная рижанка, была акушеркой. В детстве обучался в еврейской школе — хедере, а потом семья переехала в Рыбинск по работе отца. В местной школе Аркадий и пристрастился к театру. Ему безумно нравилось принимать участие в школьных постановках драмкружка. Преподаватели были очень довольны юным талантом: у Аркадия была очень яркая мимика, подчеркнутая харизмой. Спустя время семья обустроилась в Петрограде, где за неимением денег и под влиянием родителей Райкин устроился на химический завод.

Родители желали видеть своего сына в практичной специальности, однако юношу манила сцена, и Аркадий Райкин подал документы в Ленинградский техникум сценических искусств. Так начался его путь начинающего актера — в дальнейшем он брал уроки у известнейших мастеров своего дела. Райкин обучался пантомиме и искусству сценического движения у Михаила Савоярова, на то время популярного юмориста. После того, как в 1935 году его обучение в техникуме окончилось, Райкин попал в Ленинградский театр рабочей молодежи, где начал добиваться успехов на сцене. Там его заприметили и пригласили в кино. Первые фильмы с Аркадием Райкиным увидели свет в 1938 году: это были драмы Огненные годы и Доктор Калюжный. До этого Райкин исполнял, в основном, юмористические роли, но с поставленной задачей справился безупречно. Однако, на деле карьера киноартиста у Аркадия не задалась, он все силы отдавал сцене.

Всеобщее признание артист получил на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где он добился звания лауреата. Вскоре его приняли на работу в Ленинградский театр эстрады и миниатюр, и через три года Аркадий стал его руководителем.

Последний фильм с участием Аркадия Райкина вышел в 1987 году, в год его смерти.

У Аркадия Райкина карие глаза, темный от природы цвет волос, светлая кожа и средние губы. Форма лица овальная, лоб средний, волосы вьющиеся, мягкие. Аркадий Райкин не менял цвет волос, отдавая предпочтение натуральному. У актера средний прямой нос и прямоугольный подбородок. Рост актера — 170 см, татуировок нет.

Знак зодиака — Скорпион (17.12.1911)