Основы военной доктрины

Наша миссия

Главная Наша миссия Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации

Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты в сфере национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ) совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

  • сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации;
  • защита экономических и политических интересов РФ.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Задачи по предупреждению экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также ликвидация их последствий возлагаются на военнослужащих и в мирное время

Под сдерживанием военных и военно-политических угроз безопасности РФ (посягательств на интересы РФ) подразумеваются следующие действия ВС РФ:

  • своевременное выявление угрожающего развития военно-политической обстановки или подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;
  • поддержание состояния боевой и мобилизационной готовности страны, стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления для того, чтобы при необходимости нанести агрессору заданный ущерб;
  • поддержание боевого потенциала и мобилизационной готовности группировок войск (сил) общего назначения на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
  • поддержание готовности к стратегическому развертыванию при переводе страны на условия военного времени;
  • организация территориальной обороны.

Одна из основных задач ВС РФ – сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы России

Обеспечение экономических и политических интересов РФ включает в себя следующие компоненты:

  • поддержание безопасных условий для жизни граждан России в зонах вооруженных конфликтов и политической или иной нестабильности;
  • создание условий для безопасности экономической деятельности России или представляющих ее экономических структур;
  • защита национальных интересов в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, а также в Мировом океане;
  • проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил в регионах, которые являются сферой жизненно-важных экономических и политических интересов РФ;
  • организация и ведение информационного противоборства.

ВС РФ должны быть готовы к активным действиям при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов

Силовые операции ВС РФ в мирное время возможны в следующих случаях:

  • выполнение Россией союзнических обязательств в соответствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;
  • борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, а также предотвращение диверсий и террористических актов;
  • частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;
  • проведение миротворческих операций в составе коалиций, созданных в рамках международных организаций, где Россия состоит или в которые вступила на временной основе;
  • обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
  • защита государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;
  • силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения Совета Безопасности ООН;
  • предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также ликвидация их последствий.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки командование ВС РФ должно обеспечить стратегическое развертывание войск

Военная сила применяется напрямую для обеспечения безопасности страны в следующих случаях:

  • вооруженный конфликт;
  • локальная война;
  • региональная война;
  • крупномасштабная война.

Вооруженный конфликт – одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы. ПодробнееПри этом ведение таких боевых действий не предполагает перехода отношений государства (государств) в особое состояние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели. Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта и других столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий применяется оружие. Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).Скрыть

Локальная война – это война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям. ПодробнееВоенные действия ведутся, как правило, в границах противоборствующих государств, и затрагивают преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски дополнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил. При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.Скрыть

Региональная война – это война с участием двух и более государств (групп государств) региона. ПодробнееОна ведется национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. В ходе боевых действий стороны преследуют важные военно-политические цели. Региональные войны проходят на территории, ограниченной пределами одного региона, а также в прилегающих к нему акватории, воздушном пространстве и космосе. Для ведения региональной войны требуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в этой войне государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, может возникнуть угроза применения ядерного оружия.Скрыть

Крупномасштабная война – это война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. ПодробнееОна может стать результатом расширения вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.Скрыть

Вооруженные Силы обеспечивают защиту экономических и политических интересов страны

Современное российское военное планирование деятельности ВС основано на реалистичном понимании имеющихся ресурсов и возможностей России.

В мирное время и при чрезвычайных ситуациях ВС РФ совместно с другими войсками должны быть готовы к отражению нападения и к нанесению поражения агрессору, ведению как оборонительных, так и наступательных активных действий при любом варианте развязывания и ведения войн (вооруженных конфликтов). ВС РФ должны быть способны без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах. Кроме того, ВС РФ должны осуществлять миротворческие операции – самостоятельно и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки ВС РФ должны обеспечить стратегическое развертывание войск и сдерживать обострение обстановки за счет сил стратегического сдерживания и сил постоянной готовности.

Задачи ВС в военное время – наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи одновременно в двух локальных войнах.

LiveInternetLiveInternet

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации

2. Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации

3. Осуществление силовых операций мирного времени

4. Применение военной силы

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:

• своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

• поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

• поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

• поддержанием готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;

• организация территориальной обороны.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:

• обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных конфликтов и политической или иной нестабильности;

• создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации или представляющих ее экономических структур;

• защита национальных интересов Российской Федерации в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;

• проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации заданного масштаба в регионах жизненно-важных экономических и политических интересов РФ;

• организация и ведение информационного противоборства.

Осуществление силовых операций мирного времени:

• выполнение Российской Федерацией союзнических обязательств, в соответствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;

• борьба с международным терроризмом, борьба с политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

• частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;

• осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения к миру в составе коалиций, созданных в рамках международных организаций, в которых Россия состоит, или на временной основе;

• обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;

• защита Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;

• силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения СБ ООН;

• предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий.

Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (государства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состояние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

ЛОКАЛЬНАЯ ВОЙНА

Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски дополнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЙНА

Война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

КРУПНОМАСШТАБНАЯ ВОЙНА

Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реалистичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации, совместно с другими войсками, должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

При этом, Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки – обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время – наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, – решать задачи одновременно в двух локальных войнах.

Структура Вооруженных Сил

Российские Вооруженные Силы имеют трехвидовую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками.

В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида:

• Сухопутные войска

• Военно-воздушные силы

• Военно-Морской Флот

три рода войск:

• Ракетные войска стратегического назначения

• Космические войска

• Воздушно-десантные войска

а также:

• Тыл Вооруженных Сил

• Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации

• Железнодорожные войска

• Главное военно-медицинское управление

• Войска, не входящие в виды Вооруженных Сил

Сухопутные войска

Сухопутные войска как вид Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для ведения боевых действий

преимущественно на суше. По своим боевым возможностям они способны во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации вести наступление в целях разгрома группировки противника и овладения его территорией, наноситьогневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, его крупных воздушных десантов, прочно

удерживать занимаемые территории, районы и рубежи.

Эмблема Сухопутных войск Российской Федерации

Военные округа

Московский военный округ

Ленинградский военный округ

Приволжско-Уральский военный округ

Северо-Кавказский военный округ

Сибирский военный округ

Дальневосточный военный округ

Вооружение и военная техника Сухопутных войск

Мотострелковые войска – самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.

техника сухопутных войск

БМП -2 БМП — 3
Т-72 Т — 80
Ракетный комплекс «Точка-У» Реактивная система залпового огня «Смерч»
ЗРК «Бук-М1» ЗРС «ТОР-М1»

Вооружение и техника ПВО СВ

ПЕРЕНОСНОЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
«ИГЛА», «ИГЛА-1»

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность поражения цели 0,5 – 5,2 км до 5,2 км
Высота поражения цели 10 – 3500 м
Максимальная скорость поражаемой цели 360 – 400 м/с
Стартовая масса ракеты 10,6 кг 10,8 кг
Длина ракеты 1,7 м 1,673 м
Диаметр корпуса ракеты 0,072 м 0,072 м
Масса боевой части ракеты 1,72 кг 1,2 кг
Тип двигателя ракеты твердотопливный
Система наведения пассивная инфракрасная
Масса комплекса 16,8 кг 16,65 кг
Время реакции комплекса около 5 с
Пусковая установка переносная
На вооружении с 1983 года 1981 года

ЗЕНИТНАЯ УСТАНОВКА
ЗУ-23

Дальность поражения цели — 2500 м
Максимальная высота зоны обстрела -1500 м
Вертикальный угол обстрела -10 ё +90°
Скорострельность — 400 выстр\мин
Количество 23мм выстрелов — 1200 шт
Масса установки — 950 кг
Пусковая установка — возимая
На вооружении с 1960 года

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
«СТРЕЛА-10М3»

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность поражения цели 0,8 – 5 км
Высота поражения цели 25 – 3500 м
Максимальная скорость поражаемой цели 415 м/с
Стартовая масса ракеты 42 кг
Длина ракеты 2,19 м
Диаметр корпуса ракеты 0,12 м
Масса боевой части ракеты 5 кг
Тип двигателя ракеты твердотопливный
Система наведения инфракрасная и фотоконтрастная
Масса боевой машины 12030 кг
Количество ракет на ПУ 4 ЗУР 9М37
Пусковая установка самоходная
На вооружении с 1976 года

ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА
«ШИЛКА»

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность поражения цели 2500 м
Максимальная высота зоны обстрела 1500 м
Вертикальный угол обстрела -4 ё +85°
Максимальная скорость поражаемой цели 450 м/с
Скорострельность из 4-х стволов более 3400 выстрелов в мин
Количество 23мм выстрелов 2000
Масса боевой машины 21000 кг
На вооружении с 1962 года

ЗЕНИТНЫЙ ПУШЕЧНО-РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
«ТУНГУСКА»

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность поражения цели ракетным каналом 2,5 – 8 км
артиллерийским каналом до 4 км
Высота поражения цели ракетой 15 – 3500 м
Максимальная скорость поражаемой цели 500 м/с
Стартовая масса ракеты 42 кг
Длина ракеты 2,63 м
Диаметр корпуса ракеты 0,152 м
Масса боевой части ракеты 9 кг
Тип двигателя ракеты твердотопливный
Система наведения радиокомандная
Скорострельность 5000 выстрелов в мин
Количество ракет на ПУ 8 ЗУР 9М311
Количество 30мм выстрелов 1904
Масса боевой машины 34000 кг
На вооружении с 1982 года

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
«ОСА-АКМ»

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность поражения цели 1,5 – 10,3 км
Высота поражения цели 25 – 5000 м
Максимальная скорость поражаемой цели 500 м/с
Стартовая масса ракеты 126,3 кг
Длина ракеты 3,158 м
Диаметр корпуса ракеты 0,209 м
Масса боевой части ракеты 15 кг
Тип двигателя ракеты твердотопливный
Система наведения радиокомандная
Масса боевой машины 17500 кг
Время реакции комплекса 26 с
Количество ракет на ПУ 6 ЗУР 9М33М
На вооружении с 1973 года

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА
«ТОР-М1»

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность поражения цели 1,5 – 12 км
Высота поражения цели 10 – 6000 м
Максимальная скорость поражаемой цели 700 м/с
Стартовая масса ракеты 165 кг
Длина ракеты 2,85 м
Диаметр корпуса ракеты 0,235 м
Масса боевой части ракеты 15 кг
Тип двигателя ракеты твердотопливный
Система наведения радиокомандная
Масса боевой машины — 12030 кг
Время реакции комплекса 5 – 8 с
Количество ракет на ПУ — 8 ЗУР 9М331
На вооружении с 1991 года

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
«БУК-М1-2»

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность поражения цели 3 – 32 км
Высота поражения цели ракетой 0,15 – 22000 м
Максимальная скорость поражаемой цели 830 м/с
Стартовая масса ракеты 685 кг
Длина ракеты 5,55 м
Диаметр корпуса ракеты 0,4 м
Масса боевой части ракеты 70 кг
Тип двигателя ракеты твердотопливный
Система наведения — полуактивное радиолокационное самонаведение
Масса боевой машины 32340 кг
Количество ракет на ПУ — 4 ЗУР 9М38М1
На вооружении с 1983 года

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС
«С-300В»

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип зенитной управляемой ракеты 9М83 9М82
Дальность поражения цели 6 – 75 км 13 – 100 км
Высота поражения цели ракетой 0,25 – 25 км 1 – 30 км
Максимальная скорость ракеты 1700 м/с 2400 м/с
Стартовая масса ракеты 2500 кг 4600 кг
Длина ракеты 7,5 м 10 м
Диаметр корпуса ракеты 0,5 м 0,85 м
Масса боевой части ракеты 150 кг 150 кг
Тип двигателя ракеты твердотопливный

Система наведения — командно-инерциальная

и полуактив-ное

радиолокационное

самонаведение

Количество ракет на ПУ — 4 2
На вооружении с 1986 года

Военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы военной доктрины Российской Федерации.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

В первом разделе Военной доктрины, именуемом «Общие положения» трактуются основные понятия, термины, применяемые в данном документе (такие как военная опасность и угроза, классификация войн, конфликтов) и даются характеристики современной международной обстановки, рассматриваются тенденции ее развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По ходу изучения содержания разделов Военной доктрины мы рассмотрим эти положения подробнее.

Второй разделсодержит перечень военных внутренних и внешних опасностей и угроз национальной безопасности РФ, практически касающихся всех категорий ее национальных интересов, а также четкий анализ их источников.

Проводя анализ содержания первых двух разделовВоенной доктрины можно констатировать тот факт, что в них излагаются основыобеспечения прямой функциональной связи Военной доктрины с политикой. Назовем их условно –Военно-политические основы.

В военно-политических основах Доктрины утверждается, что происходящий сейчас процесс качественного совершенствования средств, форм и способов вооружённой борьбы, увеличение её пространственного размаха и тяжести последствий, распространение на новые сферы коренным образом влияют на состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки, и, как следствие, — на военное искусство.

В Военной доктрине отмечается, что возможность достижения военно-политических целей в современных условиях непрямыми, неконтактными действиями, или поражения критических объектов государства из находящихся вне досягаемости средств обороны районов остро ставят перед военным искусством проблему противодействия подобным методам борьбы при отражении внешней агрессии.

Под термином военная опасность понимается состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.

Военная угроза – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию);

Наблюдаемая тенденция нарастания наряду с внешними и внутренних опасностей и угроз, обусловленных усилением в мире национального, этнического и религиозного экстремизма, активизации сепаратизма и международного терроризма может привести к резкому возрастанию количества и масштабов различного рода военных конфликтов.

Очень важными для военного искусства являются излагаемые в военной доктрине современные взгляды на классификацию военных конфликтов, а также их характерные черты.

Военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты).

Рассматриваются следующие разновидности войн:

локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

вооруженный конфликт — вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт).

В отличие от тотальной войны, в которой доминирует стратегия сокрушения противника, прежде всего в физическом смысле, вооружённый конфликт представляет собой сложное сочетание целого ряда многоходовых комбинаций в политико-дипломатической, информационной, психологической и экономической сферах с собственно военными действиями.

Что касается характерных черт современных военных конфликтов, то к ним относятся:

— комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

— усиление роли информационного противоборства;

— сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

— повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

— создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Для современных военных конфликтов также будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Для решения задач, стоящих перед военной организацией государства на территории РФ, а также в стратегически важных районах за ее пределами (естественно с согласия союзных с нами стран) создаются группировки войск (сил). В последнем случае формирования ВС РФ могут усиливать национальные группировки войск, входить в оперативное подчинение МНС, действовать самостоятельно и составлять резерв.

Значительно в большей степени влияют на военное искусство военно-стратегические основы Доктрины, изложенные в ее третьем разделе «Военная политика Российской Федерации».

Военно-стратегические основыбазируются на долгосрочных прогнозах развития военно-стратегической обстановки в мире, последних достижениях военной науки и искусства. В них излагаются:

— деятельность Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов;

— применение Вооруженных Сил и других войск. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

— развитие военной организации. Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск;

— военное планирование.

Каждый из военных конфликтов, как правило, находится под пристальным вниманием мировой общественности и международных организаций, а его разрешение требует особого подхода и особого искусства.

При этом, в какой-то мере можно говорить, что вооружённая борьба должна переместиться из области нанесения сокрушительных ударов двуручным мечом или булавой, к уколам рапиры, к действиям избирательного свойства, опирающимся на хорошо продуманные теоретические основы.

Древнейший военный теоретик человечества китайский полководец Сунь-Цзы (VI в. до нашей эры) в своем известном трактате “О войне” очень метко подметил: “Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего. Лучше всего победить, не сражаясь”. Оптимальность защиты национальных интересов и достижения других политических целей без применения силы, по критерию “стоимость-эффективность”, в большинстве случаев является очевидной.

В связи с этим главной целью обеспечения военной безопасности РФ Военная доктрина считает недопущение гонки вооружений, предотвращение, локализацию и нейтрализацию военных угроз, сдерживание и предотвращение военных конфликтов. Действительно, любую потенциальную военную угрозу лучше предотвратить до того, как она реализуется в агрессию, ведь срыв замыслов агрессора это тоже победа.

В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

В Военной доктрине ясно сформулированы и основные задачи военной организации государства на мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и на военное время.

В качестве основных задач Вооруженных Сил и других войск в мирное время в Военной доктрине рассматриваются следующие:

— защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;

— стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;

— поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;

— своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;

— поддержание способности Вооруженных Сил и других войск к заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;

— обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;

— развертывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;

— охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;

— оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;

— защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

— участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;

— борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;

— обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

— борьба с терроризмом;

— участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

— участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;

— участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии:

— осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания;

— поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;

— участие в обеспечении режима военного положения;

— осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;

— выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.

Основными задачами Вооруженных Сил и других войск в военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами и другими войсками задач организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами стратегического планирования по вопросам обороны.

В Военной доктрине отмечается, что констатация фактов снижения опасности развязывания в настоящее время крупномасштабной войны, в т.ч. ядерной, при одновременном возрастании вероятности возникновения военных конфликтов локального характера, заставляют российское военное искусство учитывать имеющиеся военные опасности и в значительной мере пересмотреть структуру, организацию и оснащённость войск, применяемые формы и методы борьбы в интересах нейтрализации как внешних, так и внутренних угроз.

В связи с этим основная задача строительства и развития Вооруженных Сил и других войск заключается в приведении их структуры, состава и численности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации.

В Военной доктрине подчеркивается, что в строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск Российская Федерация исходит из необходимости:

— совершенствования организационно-штатной структуры и состава видов и родов войск Вооруженных Сил и других войск и оптимизации штатной численности военнослужащих;

— обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;

— повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки;

— обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения;

— интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а также систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки, подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.

При выполнении указанных выше задач военного строительства, безусловно, возрастает роль военного планирования.

Военное планирование организуется и осуществляется в целях реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами мероприятий развития военной организации, а также строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения.

Основные задачи военного планирования:

— определение согласованных целей, задач и мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, а также развития соответствующей научно-технической и производственно-технологической базы;

— выбор оптимальных направлений строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, форм и способов их применения исходя из прогнозов развития военно-политической обстановки, военных опасностей и военных угроз, уровня социально-экономического развития Российской Федерации;

— разработка документов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования, учет результатов выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;

— организация контроля выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск.

В целом, главной доктринальной концепцией, вытекающей из военно-стратегических основ Военной доктрины РФ является концепция пресечения агрессии.

Эта концепция требует от военного искусства высокой стратегической мобильности войск, компонентами которой являются: способность осуществлять оперативные перегруппировки войск (сил) в заданные районы в период нарастания угрозы агрессии; способность вести боевые действия, связанные с избирательным, точечным применением силы, а также поддержание в развёрнутом состоянии группировки войск (сил) постоянной готовности.

Она же требует пресекать крупномасштабную агрессию путем использования всей военной и экономической мощи государства после стратегического развертывания, с применением всех имеющихся в распоряжении средств вооруженной борьбы (вплоть до ядерного оружия) и способов ее ведения (вплоть до т.н. “народной войны”), а агрессию локального характера — применением ВС и других войск мирного времени, при необходимости, — после частичного стратегического развертывания.

При этом предполагается нанесение ударно-огневыми силами и средствами эффективного поражения вторгшимся войскам, а также объектам государственной и экономической инфраструктуры страны-агрессора, изматывание ударных группировок противника ведением оборонительных действий и нанесением встречных ударов войсками. В дальнейшем осуществляется разгром и выдворение агрессора за пределы государственной границы. В последующем вооруженная борьба переносится на территорию противостоящей стороны с целью принуждения её к миру.

Естественно, что эти действия будут осуществляться на фоне ожесточённой политической и психологической борьбы, с применением методов экономического воздействия, в условиях тотальной информационной войны.

В четвертом разделе, именуемом «Военно-экономическое обеспечение обороны» излагаются Военно-экономические основы доктрины, которые базируются на данных прогноза экономического и научно-технического развития страны, обеспечивают прямую связь военной доктрины с экономикой государства.

В них раскрываются вопросы:

— оснащения вооруженных сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой;

— обеспечения вооруженных сил и других войск материальными средствами;

— развития оборонно-промышленного комплекса;

— мобилизационной подготовки экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

— военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Главная цель военно-экономического обеспечения военной безопасности РФ заключается в своевременном оснащении и материальном обеспечении ВС и других войск РФ эффективными системами вооружения, военной, специальной техникой и имуществом в необходимых и достаточных для гарантированной защиты национальных интересов количествах.

В интересах достижения этой цели решаются следующие задачи:

создание оптимальной системы вооружений, военной, специальной техники и имущества, обеспечивающей достаточную в современных условиях боевую эффективность ВС и других войск РФ;

оснащение военной организации РФ эффективными образцами вооружения, военной, специальной техники и имущества, обеспечение их повседневной эксплуатации;

опережающее создание новых поколений вооружения, военной, специальной техники и имущества с применением новейших научно-технических достижений, передовых технологий и прогрессивных материалов;

Военный конфликт

Военный конфликт – это:

1) Форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с двухсторонним использованием военного насилия. Понятие В.к. охватывает все виды вооруженного противоборства в социально-политических целях, включая мировые, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты. В современном международном праве термины В.к. и «война» употребляются как синонимы.

2) Вид вооруженного противоборства между государствами или социальными общностями в целях разрешения экономических, политических, религиозных и иных противоречий посредством ограниченного применения каждой из сторон военной силы. В.к. как конкретная форма военного насилия обладает рядом специфических признаков. Подобно войне, он имеет политическую природу, но отличается ограниченностью политических целей противоборствующих сторон. Борьба в В.к., как правило, не ставит под угрозу жизненно важные интересы противников, само их существование, а ведется за преобразование или сохранение сложившихся отношений, за изменение в свою пользу военно-политической обстановки в регионе, за получение экономических выгод и др. В качестве причинных факторов В.к. на первый план выступают частные конфликтные ситуации и споры пограничного, национально-этнического, религиозного и иного характера. Из ограниченности политических целей В.к. вытекают количественные и качественные ограничения применения военной силы. В.к. характеризуются по сравнению с войнами небольшими пространственными и территориальными рамками. Вооруженная борьба в В.к. ведется, как правило, в приграничных зонах, в отдельных районах страны. В боевых действиях принимают участие ограниченные силы и средства. Нередко в таком противоборстве весьма значительную роль играют специальные формирования, иррегулярные вооруженные формирования. В.к. является, как правило, сравнительно непродолжительными или имеют пульсирующий характер. В ходе В.к. отсутствует кардинальная перестройка жизни всего общества и государства на военный лад, т.к. он проявляется в изменении функционирования лишь ВС или их части. Отмеченные особенности В.к. проявляются в каждом из них по-разному: масштабы и интенсивность вооруженного противоборства, количество и качество используемых сил и средств зависят от характера разрешаемых в конфликте противоречий и военно-политических целей его участников, уровня их военной мощи и т.д.

В целом грань между В.к. и войной является подвижной и в значительной степени условной. В.к. может перерасти в локальную войну и, напротив, последняя в результате деэскалации военных действий может по уровню ограниченности применения военной силы затухать до уровня конфликта. В ряде отечественных трудов, в т.ч. и научных, официальных документов как синоним категории В.к. употребляется понятие «вооруженный конфликт».

Смотреть что такое «Военный конфликт» в других словарях:

  • ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ — термин чаще всего употребляется по отношению к межгосударственным вооруженным конфликтам … Юридическая энциклопедия

  • Военный конфликт — г) военный конфликт форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и… … Официальная терминология

  • Военный конфликт — форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с двухсторонним использованием военного насилия. Понятие В.к. охватывает все виды вооруженного противоборства в социально политических целях, включая мировые,… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ РАЗРАСТАЕТСЯ 1940-1942 — 28 июня 1940 СССР обратился к Румынии, которая ранее получила гарантии от Франции и Великобритании, и потребовал отделения от нее Бессарабии и Северной Буковины. Румыния подчинилась этому требованию, а затем обратилась за помощью к Германии, но… … Энциклопедия Кольера

  • АНГЛО-АРГЕНТИНСКИЙ ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ — 1982 г. – военные действия между Великобританией и Аргентиной, возникшая из за обладания Фолклендскими (Мальвинскими) островами. Началась 2 апреля 1982 г., когда Аргентина, в связи с отказом Великобритании выполнить резолюцию ООН о деколонизации… … Война и мир в терминах и определениях

  • Конфликт на КВЖД — Бойцы РККА с захваченными Гоминьдановскими знамёнами Дата 12 октябр … Википедия

  • КОНФЛИКТ ВОЕННЫЙ — ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ … Юридическая энциклопедия

  • Конфликт в Южной Осетии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия

  • Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге — См. также: Советско китайские войны Конфликт на Китайско Восточной железной дороге Бойцы РККА с захваченными Гоминьдановскими знамёнами … Википедия

  • конфликт — а, м. Столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов; серьезное разногласие, спор. Семейный конфликт. Военный конфликт. Вступить в конфликт с законом. Урегулировать пограничный конфликт. Родственные слова: конфли/ктный, бесконфли/ктный … Популярный словарь русского языка