Орган управления страной

Структура управления в России

Президент Российской Федерации

  • Президент Российской Федерации
  • Администрация Президента Российской Федерации
  • Совет Безопасности Российской Федерации
  • Государственный совет Российской Федерации
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в органах государственной власти
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах
  • Управление делами Президента Российской Федерации
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП)

Федеральное Собрание Российской Федерации

  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Органы при Правительстве Российской Федерации

  • Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, ГОУ
  • Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
  • Государственный университет — Высшая школа экономики
  • Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
  • Информационное телеграфное агентство России
  • Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации
  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти

Федеральные министерства

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
  • Министерство транспорта Российской Федерации
  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
  • Министерство энергетики Российской Федерации
  • Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральные службы

  • Федеральная антимонопольная служба
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Служба внешней разведки Российской Федерации
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Федеральное казначейство
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Федеральная миграционная служба
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная служба по оборонному заказу
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  • Федеральная служба страхового надзора
  • Федеральная служба судебных приставов
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральная служба по тарифам
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Федеральная служба по финансовым рынкам
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральные агентства

  • Федеральное архивное агентство
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • Федеральное агентство по государственным резервам
  • Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ
  • Федеральное агентство по делам молодежи
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное космическое агентство
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • Федеральное агентство связи
  • Федеральное агентство специального строительства
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральное агентство по туризму
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Другие организации федерального уровня

  • Конституционный Суд Российской Федерации
  • Верховный Суд Российской Федерации
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
  • Генеральная Прокуратура Российской Федерации
  • Гильдия Российских Адвокатов
  • Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

Органы государственной власти субъектов РФ

  • Республики
  • Края
  • Области
  • Города федерального значения
  • Еврейская автономная область
  • Автономные округа

Религиозные организации

  • Русская Православная Церковь
  • Римско-Католическая Церковь в России
  • Совет муфтиев России. Духовное управление Мусульман Европейской части России (ДУМЕР)
  • Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР)
  • Федерация Еврейских общин России (ФЕОР)

Дипломатические представительства

  • Российские дипломатические представительства за рубежом

Высший Государственный Совет

Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. В заседаниях Высшего Государственного Совета так же участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Основные задачи Высшего Государственного Совета

  1. Определяет важнейшие вопросы развития Союзного государства
  2. Образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера
  3. Назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства
  4. Утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении
  5. Утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом
  6. Утверждает государственную символику Союзного государства
  7. Определяет местопребывание органов Союзного государства
  8. Заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений

Высший Государственный Совет выполняет и другие функции, отнесенные к его ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками. Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издает декреты, постановления и директивы. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия. Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации если они не договорились об ином. В настоящее время функции Председателя Высшего Государственного Совета исполняет Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Он занимает эту должность с 2000 года

Председатель Высшего Государственного Совета:

  1. организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
  2. обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
  3. по поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
  4. организует контроль за ходом реализации настоящего Договора и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;
  5. в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров Союзного государства;
  6. по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ — в ряде государств название высших государственных органов — исполнительной власти (КНР), администрации юс­ти­ции (Франция), представительных органов (Куба).

В Российской империи в 1810-1906 годах совещательное государственное учреждение при императоре, в 1906-1917 годы законодательный орган, фактически верхняя палата парламента (существовал наряду с нижней палатой — Государственной думой). Учреждён по проекту М. М. Сперанского указом императора Александра I от 1(13).1.1810 года, заменил упразднённый Непременный совет. Председатель Государственного совета (в 1812-1865 годы являлся одновременно председателем Комитета министров) и его члены назначались императором из числа наиболее опытных государственных и военных деятелей; министры входили в состав Государственного совета по своей должности. Членство в Государственном совете фактически было пожизненным. В 1810 году в Государственный совет назначено 35 членов, в 1890 году их насчитывалось 60. Государственный совет состоял из Общего собрания и департаментов: законов; государственной экономии; гражданских и духовных дел (все 1810-1906 годы); военных дел (1810-1854 годы); дел Царства Польского (1832-1862 годы); промышленности, наук и торговли (1900-1906 годы). Обычно поступавшие в Государственный совет дела первоначально рассматривались в одном из департаментов по принадлежности (или в соединённых собраниях двух департаментов), а затем поступали в Общее собрание; в особо важных или чрезвычайных случаях они поступали прямо в Общее собрание. Заседания Государственного совета были закрытыми.

Государственный советГосударственный совет должен был обсуждать или по указу императора готовить все законопроекты (для этого при Государственном совете учреждались особые совещания и комиссии). На практике некоторые проекты, составленные министрами, направлялись императору минуя Государственный совет. Совет рассматривал проекты росписи государственных доходов и расходов (до 1862 года — смет общих государственных приходов и расходов) и сметы отдельных ведомств, требования о необходимости выделения сверхсметных кредитов, отчёты государственных кредитных учреждений и другие финансовые вопросы; дела об учреждении акционерных компаний, в случае если им предполагалось предоставить особые преимущества; проекты распоряжений, касавшиеся отчуждения государственных имуществ и вознаграждений частным лицам за отчуждённые у них имущества для государственных и общественных нужд; дела о возведении в дворянство (в 1842-1869 годы); с 1842 года — о возведении в княжеское, графское, баронское достоинство, передаче дворянам фамилий, гербов и титулов их родственников; в 1842-1869 годах — о лишении дворянства и чинов за преступления. С 1842 года в Департамент духовных и гражданских дел поступали по распоряжению императора сообщения о должностных преступлениях членов Государственного совета, главноуправляющих и генерал-губернаторов. Рассмотрев сообщение, Департамент мог решить прекратить дело за отсутствием преступления либо передать его на предварительное следствие Сенату и министру юстиции. По получении результатов следствия Департамент духовных и гражданских дел мог постановить либо прекратить дело, либо наложить на обвиняемого взыскание без суда, либо предать обвиняемого суду. С 1842 года Государственный совет представлял императору заключения по делам, при решении которых в Общем собрании Сената не набралось большинства голосов или не было достигнуто согласия Сената с министром юстиции, а также по делам, которые вызывали разногласия Сената с Военным советом и Адмиралтейств-советом. По усмотрению императора Государственный совет мог также обсуждать различные вопросы внутренней и внешней политики.

Все результаты обсуждения законопроектов и других вопросов представлялись государственным секретарём (возглавлял Государственную канцелярию, которая занималась организацией работ Государственного совета) императору, который мог утвердить мнение любого числа членов Государственного совета или наложить собственную резолюцию.

В 1815-1841 и 1861-1867 годах существовал также региональный Государственный совет Царства Польского, контролировавший и координировавший деятельность основных ведомств Царства Польского.

Преобразование Государственного совета Российской империи в за­ко­но­дательный ор­ган состоялось согласно указу императора Николая II от 20.2(5.3).1906 года и было закреплено в Основных государственных законах 1906 года. Половина или менее половины членов Государственного совета ежегодно назначались императором (члены по назначению; из них император назначал председателя Государственного совета), другие члены Государственного совета избирались путём двухстепенных или прямых выборов на срок 9 лет (члены по выборам). Последние избирались: дворянскими обществами (18 человек); Советом торговли и мануфактур, комитетами торговли и мануфактур, биржевыми комитетами и купеческими управами (12 человек); Петербургской Академии Наук и университетами (6 человек); Сеймом Великого княжества Финляндского (2 человека); губернскими земствами (по одному человеку); землевладельцами тех губерний Европейской России, где отсутствовали земства, а также землевладельцами Области войска Донского (по одному человеку от каждой губернии); землевладельцами губерний Привислинского края (6 человек). К членам по выборам относились 6 человек из числа православного ду­хо­вен­ст­ва, назначавшихся Синодом. Каждые 3 года треть выборных членов Государственного совета переизбиралась по жребию. В 1914 году Государственный совета состоял из 188 членов.

Государственный совет имел равные законодательные права с Государственной ду­мой. На рассмотрение Государственного совета поступали законопроекты, одобренные Государственной думой или внесённые самими членами Совета. Принятый в Государственном совете законопроект передавался на рассмотрение или императору (если поступил в Государственный совет из Государственной думы), или в Государственную думу (если был разработан по инициативе самих членов Государственного совета). И император, и Государственная дума могли отклонить или утвердить законопроект Совета. Как и Государственная дума, Государственный совет мог обращаться к министрам и главноуправляющим с запросами по поводу незаконных действий подведомственных им учреждений или должностных лиц.

Основной формой работы Государственного совета стало Общее собрание. Для предварительного рассмотрения законопроектов в составе Государственного совета учреждались комиссии, из которых важнейшую роль играла постоянная Финансовая комиссия, рассматривавшая проекты росписи государственных доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов.

Подавляющая часть членов Государственного совета организовывалась по политической принадлежности в группы (фракции) — правых, центра, а также академическую (с 1913 года называлась прогрессивной группой), которая объединяла либеральных членов Государственного совета. Первоначально преобладала группа центра, с начала 1910-х годов — группа правых (в 1911 году из неё вышла группа правого центра); в 1915 году значительная часть членов Государственного совета вошла в «Прогрессивный блок», к осени 1916 его сторонники стали преобладать в Совете. Часть членов Государственного совета оставалась вне групп.

Реформированный Государственный совет сохранил ряд прежних функций: он продолжал рассматривать дела о должностных преступлениях высших чиновников, возведении в княжеское, графское и баронское достоинство, отчёты финансово-кредитных учреждений и некоторые другие вопросы. Они обсуждались в двух вновь созданных департаментах (1-м и 2-м), состоявших из членов Государственного совета по назначению. Их заключения представлялись непосредственно на усмотрение императора.

С 1906 года публиковались протоколы открытых заседаний Государственного совета (заседание Государственного совета могло быть и закрытым по решению его председателя или Общего собрания).

После Февральской революции 1917 года деятельность Государственного совета прекратилась. Государственный совет упразднён декретом СНК от 14(27).12.1917 года.

Совещательный орган при Президенте Российской Федерации (с 2000 года). Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации, а его членами — высшие должностные лица (руководители исполнительных органов государственной власти) всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации может включить в состав Государственного совета лиц, замещавших должностных лиц субъектов Российской Федерации два и более срока подряд. Для решения оперативных вопросов в составе Государственного совета формируется его президиум (7 членов). Состав президиума подлежит ротации (обновлению) один раз в полгода. Основные задачи Государственного совета: содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и её субъектов, обсуждение (по предложению Президента Российской Федерации) проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение, проекта федерального бюджета, информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения бюджета, основных вопросов кадровой политики Российской Федерации и др. Государственный совет не имеет своего аппарата, его деятельность обеспечивает Администрация Президента Российской Федерации. Организационными вопросами ведает секретарь Государственного совета, который не входит в его состав. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца.

Законодательные органы государственной власти ряда республик в составе Российской Федерации — Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Республики Татарстан и др.

Иллюстрации:

«Тор­же­ст­вен­ное за­се­да­ние Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та 7 мая 1901 го­да, в день сто­лет­не­го юби­лея со дня его уч­ре­ж­де­ния». Кар­ти­на И. Е. Ре­пи­на (при уча­стии Б. М. Кус­то­дие­ва и И. С. Ку­ли­ко­ва). 1903. Рус­ский му­зей (С.-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

За­се­да­ние Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­тапри Пре­зи­ден­те РФв Алек­сан­дров­ском за­ле Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца. Мо­ск­ва. Фо­то. 2005. Фото Ю. М. Инякина.

Исторические источники:

От­че­ты по де­ло­про­из­вод­ст­ву Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та. СПб., 1870–1906. ;

Сте­но­гра­фи­че­ские от­че­ты Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та. . СПб., 1906–1916. .

Коллективные органы управления

Основные текущие и стратегические решения принимаются в компании на основе деятельности коллективных органов управления. Опора именно на них позволяет повысить обоснованность принятия решений, улучшает эффективность координации их исполнения, сбора и анализа информации, приближает процесс принятия решений к ее источникам.

При привлечении специалистов исполнительского уровня к принятию решений информация на этот уровень транслируется с минимальными искажениями (см. схему). Кроме того, повышается мотивация персонала.

Коллективное принятие решений позволяет снизить риски деятельности компании за счет большей их проработанности, лучшей координации их исполнения.

При проработке вопросов общего характера, определяющих основные правила и принципы работы организации, коллективные руководящие органы имеют неоспоримое преимущество перед единоличными.

Для эффективной деятельности используются следующие коллективные руководящие органы:

· совет директоров;

· правление;

· комитеты и комиссии;

· рабочие группы и кружки и т.д.

Органы коллективного управления, осуществляющие текущее и стратегическое управление, различаются, что обусловлено их задачами.

Так, текущее управление подразумевает эффективное использование существующих ресурсов за счет снижения издержек. К органам, его осуществляющим, следует отнести: рабочие группы (по развитию технологии, планированию крупных переездов, повышению эффективности взаимодействия подразделений компании), комитеты (по качеству), советы (трудового коллектива, дисциплинарный) и др.

Они создаются и координируются как по инициативе органов стратегического управления, так и на уровне текущего управления. Имеют разнообразное подчинение как органам стратегического управления, так и руководителям направлений, отделов, подразделений. Руководящая роль в данных органах может быть делегирована внутри них. Основная функция органов текущего корпоративного управления — выработка решений конкретных, текущих задач.

Стратегическое управление подразумевает создание ресурсной базы, потенциально позволяющей добиться реализации целевой функции. Основным центром внимания в процессе стратегического управления является формирование таких условий взаимодействия, которые обеспечат:

· привлекательность компании для потенциальных участников корпоративных отношений, обладающих необходимыми для деятельности ресурсами;

· бесконфликтное взаимодействие участников корпоративных отношений в процессе реализации целевой функции.

Это реализуется через определение политик компании (кадровой, по работе с поставщиками/партнерами, клиентами и т.п.) и сегментов рынка, квалификацию и разработку иных требований к персоналу, рег- ламенты взаимодействия и т.д.

Органы стратегического управления во многом опираются в своей деятельности на результаты работы органов текущего управления и при этом осуществляют общее управление организацией. К органам стратегического управления в нашей компании относятся совет директоров и комитет по стратегическому развитию, которые формируются непосредственно акционерами (собственниками). Их основные функции:

· определение стратегии развития компании;

· обеспечение эффективного контроля деятельности компании;

· обеспечение реализации прав акционеров и содействие разрешению корпоративных конфликтов;

· обеспечение эффективной деятельности органов, осуществляющих текущее управление.

НОСИТЕЛИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ — подразделения и должностные лица организации, выполняющие функции управления персоналом. Н.ф.у.п. в иерархической системе управления организацией — руководство организации (включая коллективные органы управления), заместители руководителя организации, линейные руководители производственных и функциональных подразделений, руководитель службы управления персоналом, подразделения по управлению персоналом, специалисты, занимающиеся проблемами управления персоналом.  

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
Набор функциональных направлений деятельности маркетингового комплекса может варьироваться в зависимости от размера предприятия, номенклатуры выпускаемых товаров, особенностей рынков, на которых предприятие реализует свою продукцию и услуги, но существенно важно, чтобы управляющий по маркетингу был первым заместителем главного руководителя. Он должен обладать реальной властью и правом приостанавливать до решения коллективного органа управления (правление, совет директоров и т.п.) любые действия других руководителей, если эти действия, по его мнению, не совпадают с главными целями и могут нанести ущерб положению предприятия на рынке вообще и в глазах потребителей в частности.  
Эффективно построенная О. с. призвана закреплять за органами и iix составными частями весь комплекс задач и функций управления, необходимый для успешного руководства конкретными участками работы, обеспечивать единство этого руководства сочетать задачи и функции различных структурных подразделений между собой, а также с задачами и функциями органа управления в целом, с тем чтобы избегать дублирования в их деятельности, чтобы коллективный вклад в решение поставленных перед органом задач был выше суммы индивидуальных усилий способствовать сотрудничеству и согласованности в работе всех составных частей органа создавать условия, при которых каждый сотрудник в полной мере мог бы применять свои способности и знания содействовать концентрации внимания и усилий служащих прежде всего на узловых проблемах, чтобы не подменять решение основных задач мелкими текущими делами гарантировать путем закрепления рациональных систем связей получение необходимой информа-дии каждым структурным подразделением, своевременную подготовку, принятие и реализацию управленческих решений облегчать контроль за работой структурных звеньев органа обеспечивать правильное распределение нагрузки между составными частями органа помогать стандартизации и унификации управленческих процессов, путем внедрения типовых и примерных схем устанавливать, перед кем структурное звено несет ответственность за свою работу создавать условия для эффективного использования в аппарате управления технических средств.  
Сохраняет коллективный договор свое действие и в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организации, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации. При реорганизации предприятия договор также сохраняет свое действие до тех пор, пока не будет изменен.  
С развитием бригадной формы организации и стимулирования труда возросла ответственность рабочих за общие результаты труда, возникла объективная необходимость в создании такого коллективного Органа, который решал бы текущие и перспективные вопросы управления бригадой. Были созданы органы коллективного самоуправления — советы бригад. Они выполняют широкий круг функций. Это планирование и организация труда в бригаде, развитие сотрудничества и взаимозаменяемости, обучение молодых рабочих, налаживание взаимоотношений со смежными бригадами, укрепление дисциплины, моральное и материальное стимулирование труда. Набор функций и пределы компетенции совета бригады определяются численностью состава и типом бригады.  
Руководящие органы банка — Совет и Правление. Совет — высший коллективный орган управления. В его состав входят представители всех стран-членов каждая страна имеет один голос независимо от размера её взноса в капитал банка. Решение по принципиальным вопросам Совет принимает единогласно, а по другим — квалифицированным большинством (не менее 3/4 голосов). Правление банка — исполнит, орган, к-рый осуществляет непосредств. руководство деятельностью банка в соответствии с Соглашением, уставом и решениями Совета.  
Институционализация конфликта означает использование социальных институтов для упорядочения взаимодействия конфликтующих сторон. Такими институтами являются договорная система, создание постоянно действующих комиссий для разрешения споров, включение работников в органы управления, обязательное коллективное обсуждение проблем, формирование традиций («инициации» новых работников, проведения конкурсов, обрядов совместного отдыха) и т.п.  
При организации самостоятельного коллективного предприятия оно выходит из подчинения отраслевого органа управления и становится предприятием с частной или смешанной формой собственности. Данное предприятие не имеет административно-хозяйственного подчинения, строит все отношения с государственными органами управления на основе налогов, госзаказа, контрактов и договоров, а в своей производственно-хозяйственной деятельности руководствуется только законами РФ.  
Объединения работодателей создаются по решению их учредителей. Учредителями могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Учредительным документом объединения является его устав. Устав должен содержать наименование объединения его цели и задачи место нахождения объединения права и обязанности членов объединения условия и порядок приема в объединение и выхода из него источники формирования имущества объединения порядок внесения изменений в устав структуру, порядок создания, полномочия органов объединения, порядок принятия ими решений порядок наделения представителей объединения полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективных соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров. Уставом может предусматриваться ответственность члена объединения за несоблюдение положений устава, решений органов управления объединением, а также другие положения, не противоречащие Конституции РФ и законодательству. Изменения в устав вносятся на основании решений его высшего органа управления (в существующих общероссийских объединениях часто это совет объединения).  
Увеличение объема управленческой деятельности в связи с ростом масштабов и усложнением производства обусловило появление у главного оперативного руководителя фирмы двух- четырех помощников, ответственных за определенные виды работ. Это привело к созданию нового органа коллективного управления текущими операциями, который именуется в зависимости от того, кто им руководит, группой президента или группой высшего руководителя. Этот орган состоит из 4- 5 членов, отвечающих за различные области деятельности фирмы (маркетинг, финансы, руководство, научные исследования) и наделенных всеми полномочиями главного оперативного руководителя в закрепленной за ним сфере. Основная функция такого органа заключается в координации управления оперативной деятельностью на высшем уровне. Эта цель достигается поддержанием тесного повседневного контакта между членами группы, которые, помимо обязанностей, связанных с работой в данном звене управления, курируют различные производственные подразделения. Все решения в группе принимаются на коллегиальной основе. В то же время каждый ее член может принимать самостоятельные решения по любому вопросу текущего оперативного управления.  

Коллективная монополистическая деятельность государственных и муниципальных органов может проявляться в форме соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию. Так, согласно ст. 8 Закона о конкуренции запрещаются и признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут  
Недаром вопросы управления на наших предприятиях и в учреждениях решают коллективные совещательные органы совещания, технические и научно-технические советы, комиссии и т. п.  
Существующие в структуре предприятий кадровые службы зачастую ограничивают свою деятельность учет-но-статистическими функциями. Однако ими не может исчерпываться работа с кадрами. Практически ее содержание уже давно переросло возможности кадровых служб среднего предприятия. В числе новообразований, прямо предназначенных для углубления работы с кадрами, следует назвать общественные отделы (бюро) кадров, т. е. кадровые службы, создаваемые как органы коллективного управления, как форма участия трудящихся в управлении. Эти органы не просто дополняют работу подразделений управления кадрами. Они выполняют ряд важнейших функций, которые не свойственны (и не могут быть выполнены вследствие неподготовленности) штатным персоналом отдела кадров.  
На большинстве предприятий при переходе на бригадную форму организации и стимулирования труда сложившаяся технико-технологическая база либо сохраняется в неизменном виде, либо подвергается лишь частичным, локальным изменениям. В таких условиях внедрение коллективных форм организации труда является очень непростой задачей. Главная сложность заключается в необходимости вписать новые элементы бригадной организации труда и управления в действующую производственную систему. Нередко в одном цехе или на одном участке соседствуют бригадная и индивидуальная организация труда. В таких условиях формировать органы бригадного управления и распространять их деятельность на весь участок или цех не представляется возможным, а частичное их внедрение не дает должного эффекта. При этом и психологическая перестройка работников на новые формы труда и управления усложняется.  
Особенно ответственными являются обязанности профкомов и профсоюзных организаций в налаживании деятельности органов самоуправления в бригадах нового типа. Здесь демократия на производстве получает свое самое полное и непосредственное выражение, так как в управлении участвуют практически все члены коллектива и оно базируется на их реальных правах и действительных интересах. Общее собрание и совет бригады решают широкий круг вопросов. Однако чтобы они могли осуществлять полномочия во всей полноте и получать хорошие результаты, нужна большая работа профкомов и профсоюзного актива. Профсоюзы — школа управления, и поэтому именно им надлежит учить людей принимать управленческие решения, брать на себя ответственность. Именно они должны проявить заботу и организовать деятельность коллективных органов общественного управления, направить их работу в нужное русло, превратить их в действенные органы бригадного самоуправления.  
Представляет предложения по совершенствованию организации труда, технического нормирования, системы оплаты и материального поощрения, развитию социалистического соревнования, социальному развитию коллектива проекты штатных расписаний и ассигнований на содержание аппарата управления сведения о выполнении принятых социалистических обязательств и условий внутризаводского социалистического соревнования, плана социального развития коллектива, мероприятий коллективного договора необходимые данные и материалы для составления отчетов в органы статистики, вышестоящие организации и для анализа состояния организации труда и заработной платы отчеты о выполнении мероприятий по цеховым планам НОТ и коллективного договора.  
Деятельность предприятия с точки зрения его производственной и хозяйственной самостоятельности предполагает решение вопросов его внутренней деятельности без вмешательства вышестоящего управленческого органа, причем их взаимоотношения должны строиться на принципах делового партнерства, на хозрасчетной основе. При этом самоуправление производственного коллектива в процессе его деятельности представляет такую форму управления, когда все члены коллектива реально ощущают себя совладельцами предприятия, имеют равное право выбора дирекции и участия в распределении доходов. Благоприятные условия для развития самоуправления создаются при использовании таких прогрессивных форм организации и стимулирования труда, как коллективный подряд, включая арендный и семейный подряды, в сочетании с расширением масштабов кооперативного движения.  
Уполномоченные по регистрации коллективных договоров от профсоюза утверждаются постановлением президиума соответствующего профсоюзного органа и от вышестоящего хозяйственного органа — приказом руководителя данного органа. В случае необходимости уполномоченные командируются на места. Коллективные договоры должны быть зарегистрированы в течение семи дней со дня их поступления на регистрацию. При регистрации коллективного договора на последней странице каждого из четырех экземпляров делается следующая надпись Настоящий коллективный договор зарегистрирован министерством (ведомством), управлением исполкома Совета депутатов трудящихся и центральным (республиканским, краевым, областным) комитетом профсоюза .  
Осн. разделы Т. з. устанавливают порядок приема на работу рабочих и служащих, допустимые случаи перевода их на другую работу основания и порядок увольнения продолжительность рабочего времени и времени отдыха тарифы зарплаты, порядок введения и изменения норм выработки общие правила по охране труда, технике безопасности, производств, санитарии и т. д. и спец. правила по охране труда женщин и подростков правила внутреннего распорядка гос. и общественных предприятий, учреждений и орг-ций и ответственность рабочих и служащих за нарушения трудовой дисциплины дополнительные льготы для лиц, совмещающих труд и обучение порядок рассмотрения трудовых споров надзор и контроль за соблюдением Т. з. и в особенности правил по охране труда нормы и порядок обеспечения рабочих и служащих пенсиями и пособиями по гос. социальному страхованию права профсоюзов в области регулирования труда (в частности, путем заключения коллективных договоров) и по обеспечению участия рабочих и служащих в управлении производством.  

В период формирования действующей в настоящее время правовой системы ни коллективного, ни частичного управления не было. Ответственность на низовых этажах была немыслима. Поэтому и сейчас, если что-то происходит, правоохранительные органы адресуются к высшему руководству предприятий.  
Одна из важнейших задач кадровой работы на предприятии — управление адаптацией привлекаемых работников, обеспечивающее взаимное приспособление работника и организации, которое основано на постоянной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизацион-ных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления и т. п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее поведение. Активное принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации) обеспечивает успешное овладение и выполнение требуемых от работника социальных ролей.  
Содействие в подготовке первого выступления на рабочем собрании или совещании коллективного органа управления. В процессе адаптации момент важный. Выступление всегда вызывает большую напряженность, порой растерянность. Первое выступление, да еще в качестве субъекта управления, еще более осложняет управление своими мыслями и поступками. В то же время от успеха этого выступления зависит дальнейшее формирование адаптанта как субъекта управления. Содействие в подготовке выступления должно состоять в формировании психологической готовности к выступлению, т. е. в овладении значимым для жизни коллектива фактом, а также позитивного или, напротив, негативного отношения к этому факту. Отношение к факту и должно быть основой содержания выступления.  
КОНКУРС ( ompetition) — особый порядок подбора кадров на определенные должности, обычно на основании решения коллективного органа (трудового совета, совета управления, ученого совета и т.п.), решение которого об избрании на должность одного из участников К. обязательно для администрации предприятия, организации или учреждения.  
ОГСПД позволит исключить дублирование отдельных информационных потоков за счет одновременной передачи многоадресной информации с нужным качеством. В то же время любая АСУ получает техническую возможность свободного доступа через ОГСПД к программам и информационным массивам любой другой АСУ или обслуживающей различные органы управления системе коллективного пользования или к единой технической базе АСУ — ГСВЦ. Практически для пользователей станет безразлично, будут ли они получать данные от АСУ с собственной технической базой и массивами, или эти данные станут поступать из каких-либо иных централизованных источников. Основными техническими средствами передачи данных АСУ будут абонентские пункты, позволяющие передавать информацию с клавиатуры, технических носителей, непосредственно с документов и с голоса, а принимать информацию по желанию получателя на печать, технические носители, дисплей или голосом. Абонентские пункты будут установлены в подразделениях всех органов управления.  
Такая поддержка, вообще говоря, оказывалась руководителю (естественно, начиная с определенного уровня в иерархии управления) всегда. Каждое ЛИР формировало (и сегодня формирует) свою систему поддержки принятия решений. Первоначально использовался так называемый аппарат (персонал) поддержки (заместители, помощники, референты, эксперты, менеджеры, специалисты и т. п.), обладающий формальными и неформальными знаниями в соответствующей предметной области. В некоторых случаях, например в интересах высших государственных лиц, используются и коллективные органы поддержки (Президентский совет или экспертный совет при Правительстве РФ). В течение длительного времени «человеческой» поддержки было вполне достаточно для принятия подавляющего большинства пригодных решений. Однако со временем названное выше противоречие вновь обострилось — уже на новом витке диалектической спирали. Необходимость разрешения этого противоречия вызвало к жизни новую, человекомашинную технологию поддержки деятельности ЛПР, основанную на использовании АИС и современных средств коммуникации. (Строго говоря, ЭВТ в процессе поддержки ЛПР может и не занимать ведущее положение или даже вообще не использоваться. Но тогда вся сложность поддержки принятия решений руководителя возлагается на персонал поддержки и организацию его работы, что выдвигает очень высокие — а часто и невыполнимые — требования к окружению ЛПР. Поэтому сегодня, говоря о поддержке ЛПР, следует иметь в виду именно человекомашинную технологию.)  
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления предприятия, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия. При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем может быть пересмотрен по июдщшгиже сторон.  
Лоббизм действует на различных уровнях управления и приобретает различные формы. Лоббируются интересы отдельных лиц и групп населения, фирм и корпораций, отраслей и их групп, отдельных стран и даже блоков стран. Представляют эти интересы как профессиональные, так и непрофессиональные лоббисты. В качестве коллективных лоббистов выступают отдельные фирмы, различные официальные и неофициальные объединения, а также органы государственной власти.  
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЮРО (ГРУППЫ) ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА — одна из форм непосредственного участия рабочих и служащих в управлении социа-листич. нроиз-вом, в изыскании дополнительных возможностей улучшения экономич. показателей работы предприятий. Впервые возникли в 1960 на предприятиях Свердловского совнархоза в ходе социалистич. соревнования за звание коллективов и ударников ком-муиистич. труда. О. б. (г.) э. а. создаются на добровольных началах из рабочих-новаторов, мастеров, нормировщиков, экономистов, бухгалтеров, инженеров, техников и служащих, представителей партийной, профсоюзной и комсомольской орг-ций. Обычно создаются общезаводские О. б. (г.) э. а., а на крупных предприятиях и цеховые бюро (группы) экономич. анализа. Общезаводские бюро, как правило, насчитывают от 15 до 25 чел., цеховые — от 8 до 15 чел. Для привлечения большего числа рабочих к участию в решении различных вопросов экономики предприятия при бюро могут создаваться секции и комиссии. Руководят работой О. б. (г.) э. а. фабрично-заводские и цеховые комитеты профсоюзов. О. б. (г.) э. а. следят за выполнением установленных цехам и участкам заданий по количественным и качественным показателям проводят анализ причин отклонения фактич. показателей от плановых, выявляют внутрипроизводственные потери и разрабатывают мероприятия, направленные на их ликвидацию, тем самым помогая отстающим участкам произ-ва подтягиваться до уровня передовых изыскивают пути снижения себестоимости продукции, улучшения экономич. показателей работы различных подразделений предприятия. Члены О. б. (г.) э. а. проверяют, как расходуются основные и вспомогательные материалы, топливо, электроэнергия производят расчеты экономич. эффективности внедрения новой техники определяют экономически обоснованную очередность модернизации оборудования подготавливают предложения администрации по экономии трудовых и материальных затрат, по снижению себестоимости продукции и т. д. В случаях, когда осуществление рекомендаций, разработанных О. б. (г.)э. а., требует затраты средств, изменения сроков и объемов заданий, установленных цехам, участкам и бригадам, принятые рекомендации оформляются приказами администрации предприятий или цехов. Коллективную самодеятельность О. б. (г.) э. а. необходимо сочетать с творческой деятельностью каждого рабочего и служащего. В связи с этим представляет интерес опыт новаторов рижских предприятий, предложивших в 1960 разрабатывать и осуществлять экономич. планы на участках, в бригадах. В планы вносятся предложения рабочих по экономии материалов, снижению затрат труда, совершенствованию технологии и организации рабочих мест, повышению квалификации  
При проектировании И. с. о. д. должно производиться выявление дублирования данных и операций по их сбору и обработке, а также связей между задачами, решаемыми в И. с. о. д. Эти связи могут быть параллельными, последовательными и обратными. Параллельно связаны задачи, при решении к-рых используются одинаковые сведения. Последовательно связаны задачи, если вход одной является в то же время выходом другой. Обратная связь между ними возникает тогда, когда результаты решения задачи, замыкающей цепь последовательно соединённых задач, используются для решения предыдущих задач в следующих циклах расчётов. Для И. с. о. д. наиболее аффективны задачи с большим числом взаимных связей и значит, интенсивностью связи. Обычно создание И. с. о. д. предполагает введение новых задач, не решавшихся ранее или решавшихся в рамках др. систем. В последнем случае возникает необходимость централизации обработки данных, что ведёт либо к перестройке орга-низац. структуры управления, либо к развитию И. с. о. д. в информац. системы коллективного пользования. Лит. Электронное моделирование и машинное управление в экономике. , М., 1965 Интегрированные системы обработки данных, М., 1970. Е. Г. Ясин. Москва.