Николай рерих

Николай Рерих – гениальный художник и пророк, который предсказал своими картинами войны ХХ века и их исход


Святогор. / Н.К. Рерих.

Многим Николай Константинович Рерих знаком как неординарный самобытный живописец, создавший уникальный красочный мир Востока. Однако известный русский художник, ученый, академик, путешественник, археолог был ещё и человеком планеты, мировоззрение которого было положено в основу международного закона об охране культурно-исторических памятников. Этот закон был документально оформлен как Пакт Мира, или Пакт Рериха, подписанный 39 державами, среди которых были СССР и США.

«Портрет Николая Рериха». Святослав Рерих.

На протяжении творческого пути этот удивительный человек создал около семи тысяч картин, которые находятся в известных музеях мира и крупных частных коллекциях; около тридцати томов литературных трудов, два из которых — поэтических.
Николай Рерих занимался и археологическими изысканиями во множественных экспедициях, он был неординарным мыслителем и писателем, основателем собственного университета в Гималаях. Вместе со своей семьей художник прошел путь через весь Дальний Восток и Среднюю Азию, составляющий около 25 тысяч километров и сделал величайший вклад в самые различные области искусства и культуры.

Николай и Елена Рерихи

Невзирая на то, что большую часть жизни Рерих и его семья были вынуждены жить за пределами России, гениальный художник по праву считается исконно русским. Рерих, оставаясь верным своему почерку до конца творческого пути, в котором была заложена основа используемая иконописцами в древнерусских фресках и иконах, всегда с теплом и незримой любовью писал о своем отечестве и народе: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

«Портрет Николая Рериха». Святослав Рерих.

В Индии, где Н.К. Рерих провел большую часть своей жизни, его называли Махариши (Великий Святой) и Химаватпутра (Сын Гималаев). Ему удалось воплотить в своей живописи восточные образы величественных горных хребтов, огненного и ультрамаринового неба в удивительном сочетании с красочным русским колоритом иконописи и лубка.

Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России

Художник предвидел ход мировых событий и исходы мировых войн, во времена которых ему пришлось жить. Предвидя Отечественную войну с Германией, Рерих посвятил ратному подвигу русского народа множество картин и статей, где писал: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять». А в сами военные годы им написаны такие значительные полотна, как «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». А также в различных публикациях выражал свой патриотический взгляд в защиту Страны советов и веру в силу духа и мужество советского народа.


Н.К. Рерих. «За Родину». Рать. (1900).

В произведениях этого периода живописец проводит параллельную черту между «героикой старины глубокой» и войной, шагнувшей на порог современного ему мира. Его работы звучат как напоминание и предостережение, что всегда нужно помнить об уроках истории, ибо «история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».
Художник, всем сердцем переживающий за судьбу Родины, неоднократно организовывал экспозиции своих работ, с целью их продажи в пользу советской армии.


Н.К. Рерих. «Дозор». (1903).


Н.К. Рерих. «Александр Невский поражает ярла Биргера». (1904).


Н.К. Рерих. «Стрелы неба — копья земли». (1915). Холст, темпера. 103 х 188
Музей изобразительных искусств. Туркменистан.

«Стрелы неба — копья земли» — одно из значительных полотен живописца серии предвоенных и военных картин 1914-1915 годов, впечатляющее своими внушительными размерами, огненной всепоглощающей цветовой гаммой, стилизацией.

Н.К. Рерих. «Богатыри проснулись». (1940).


Н.К. Рерих. «Весть Тирону». (1940). Холст, темпера. 76 х 122. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.

В дневнике в начале 1940 года Николай Рерих записал: «Сейчас пишу картину «Весть Тирону» — призыв к обороне Родины…».
Сюжет полотна о Федоре Тироне — легионере, принявшем христианство, который был схвачен и замучен римскими легионерами. В предании говорится, что Тирон был предупрежден посланием о грозящей ему беде, но не поверил предостережению. Содержание полотна перекликается с событиями, которые происходили перед самым началом Отечественной войны.

Н.К. Рерих. «Ковка меча». (1941).

Произведение «Ковка меча» посвящено двум древним курумчинским кузнецам, которые, по легенде, в каменных пещерах освещенных огнем и денно, и нощно ковали меч, который должен был защитить родную землю. Энергетика полотна Рериха суровая, мужественная и героическая — началась война и страна должна была начать ковать меч победы.

Н.К. Рерих. «Борис и Глеб».(1942).


Н.К. Рерих. «Святогор». (1942).


Н.К. Рерих. «Поход Игоря». (1942).


Н.К. Рерих. «Победа». (1942). Холст, темпера. 76 х 122. Дом ученых СО РАН. Россия. Новосибирск.

В этой работе живописец отразил события военных огненных лет языком древнерусских былин и легенд. Полотно, написанное в 1942 году в преддверии решающей битвы на Волге под Сталинградом, пророчило победу в ней и перелом в ходе войны.
Святослав Рерих, младший сын художника преподнес в дар полотно «Победа» сибирским ученым как дань уважения.

Н.К. Рерих. «Александр Невский». (1942).


Н.К.Рерих.»Партизаны». (1943). Холст, темпера. 46 х 80. Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.


Н.К. Рерих. «Настасья Микулична». (1943). Холст, темпера. 92 х 153. Новосибирский государственный художественный музей.

Полотно «Настасья Микулична», написанное в 1943 году, когда Отечественная война была в самом разгаре, явилось аллегорией России, воплотившейся в образе могучей богатырши. На втором плане взошедшая заря как знак победы, освобождающий мир от поработителей.
Полотно с историческим сюжетом «Единоборство Мстислава с Редедей», повествует о победе русского князя Мстислава Владимировича над Редедей, предводителем племени касогов. Встретившись на поле брани каждый со своей ратью, князья Мстислав и Редедя, что бы избежать кровопролития, решают вступить в поединок между собой. Условием которого было то, что войско повергнутого князя признает свое поражение. По преданию, Мстислав, обратившись с молитвой к Богородице, в страшном поединке одержал победу над врагом, обладающим большей силою. Символично, то что Рерих обратился к этой легенде в переломный год войны.


Н.К. Рерих. «Весна священная». (1945).

Все эти патриотические полотна Н. Рериха имеют несколько слоев содержания, которые ведут нас от внешнего слоя к внутреннему: от исторического к глубокому философскому, где главным мотивом есть — победа добра над злом. В сюжетах полотен преобладают библейские образы в виде ангелов, змия, всепожирающего огня и легендарные, взятые из народного эпоса и былин.

«Мадонна Орифламма». Николай Рерих

Работая над пактом, Николай Рерих разработал особый символ — Знамя Мира, которое предлагал использовать как общепринятое. Он создал полотно, где Мадонна Орифламма в руках держит белое полотно с тремя красными кругами, помещенными в окружность, символизирующую Вечность. Три амарантовых круга несут в себе философский символ прошлого, будущего и настоящего нашей планеты.

«Портрет Николая Рериха». Святослав Рерих.

Уникальна и история любви Николая и Елены Рерихов, ставшая символом невероятного взаимопонимания и гармонии союза двух людей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рерих Николай Константинович

Николай Рерих, русский художник, писатель, философ, путешественник, археолог, родился в 1874 году в Петербурге. Уже с юных лет он увлекался живописью, археологией и культурой Востока.

В 1893 году после окончания гимназии Карла Мая Николай Рерих поступает в Императорскую Академию Художеств и на юридический факультет Петербургского университета. В это время он посещал студию художника А. И. Куинджи, тесно общался с деятелями культуры того времени, стал членом Русского археологического общества и начал самостоятельно проводить раскопки.

После окончания Академии в 1897 году Н. К. Рерих стал помощником редактора журнала «Мир искусства» и помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств.

В 1903-1904 гг. Рерих вместе со своей женой Еленой Шапошниковой совершил путешествие по России, в котором посетил множество городов с целью изучения древнерусской культуры, в результате чего появилась большая архитектурная серия его картин.

В 1906 году Рерих стал директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств. За время своей работы (до 1918 года) он расширил территорию школы, открыл новые отделения, при школе создал музей и ряд мастерских. С 1909 года стал действительным членом Петербургской академии художеств, а в 1910-м возглавил художественное объединение «Мир искусства».

С 1923 по 1928 год Н. К. Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, путь которой пролегал через Горный Алтай, где он остановился в Уймонской долине в древнем селе Верхний Уймон. Как художник Рерих неоднократно обращался к теме Алтая, изображал его на своих полотнах, как ученый – исследовал его природный потенциал, как гуманист – предсказал его культурный расцвет.

Авторству Николая Рериха принадлежит более 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии (монгольская, тибетская, гималайская, памятники древнерусской архитектуры).

В 2004 году в селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района Республики Алтай был открыт музей-заповедник Рерихов. В 2009 году на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» был открыт памятник Н. К. Рериху. Также в честь великого художника названы пик и перевал на Алтае.

Опубликовано: 10.10.2014
Текст: Дарья Скляр (TURISTKA.RU)

Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев).

Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г.Ибсена в московском Художественном театре, 1912; «Весна священная» И.Ф.Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П.Дягилева в Париже, 1913; «Князь Игорь» А.П.Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом.

В 1920 переехав в США, Рерих основал там вместе с женой Е.И.Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923 Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.

Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).

Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.

Биография Николая Рериха (с фотографиями и репродукциями картин)

Рерих С.Н. Портрет Николая Рериха.

Рерих Николай Константинович

(1874 – 1947)
Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники…
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.
С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.


По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.
В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.


Рерих Н.К. Гонец. Восстал род на род. 1897.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь.

Елена Рерих

Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.


Н.К.Рерих с сыновьями. 1914 – 1915

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус.

Рерих Н.К. Ведущая.

Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н К и Е И было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.


Рерих Н.К. Старый Псков.

Рерих Н.К. Сергиева Пустынь.

Рерих Н.К. Святые Борис и Глеб.

К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Н. К. Рерих. Спас Нерукотворный. Фрагмент мозаики церкви Св. Духа в Талашкине. 1914 (Современная фотография)

Рерих Н.К. Сокровище Ангелов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

Рерих Н.К. Весна священная.

Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.
В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

Рерих Н.К. Пунка Харью. Финляндия.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Рерих Н.К. Матерь Мира.

Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. 1929 – 1938

Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии.

Рерих Н.К. Канченджанга.

Рерих Н.К. Гималаи.

Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года.

Рерих Н.К. Указ Учителя.

Рерих Н.К. Книга Жизни.

Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

Рерих Н.К. Мысль.

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

Н.К. Рерих в Кулу. 1930-е.

В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

Рерих Н.К. Сожжение тьмы.

Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.

Рерих Н.К. Жемчуг исканий.

В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн.

Рерих Н.К. Знамя Мира.

Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

Н.К. Рерих. О Великой отечественной войне.
Издание МЦР, 1994

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

Н.К. Рерих. Кулу. 1940-е

В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

Рерих Н.К. Александр Невский.

Рерих Н.К. Поход Игоря.

Очерки и письма Николая Константиновича в этот период как никогда призывают к человеческому единению и содружеству. Самое главное, утверждает Н.К. Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.

Рерих Н.К. Путь.

Рерих Н.К. Сострадание.

Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необыкновенной духовной силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других людей.

О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

Признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…
На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

Рерих Н.К. Бэда-проповедник.

Рерих Н.К. Книга Мудрости.

Рерих Н.К. Весть Шамбалы.

Рерих Н.К. Песнь о Шамбале.

Рерих Н.К. Чинтамани. Сокровище Мира.

Рерих Н.К. Чаша Христа.

Рерих Н.К. Конфуций справедливый.

Рерих Н.К. Будда-победитель.

Рерих Н.К. Перекрёсток Путей Будды и Христа.

Рерих Н.К. Святой Сергий Радонежский.

Рерих Н.К. Кришна. Весна в Кулу.

Рерих Н.К. Магомет на горе Хира.

Рерих Н.К. Бхагаван.

Текст взят с сайта Международного Центра Рерихов: http://lib.roerich-museum.ru

Рерих Константин Федорович

Учился в Петербургском Технологическом институте, но не закончил. 9.7.1855-1.10.1858 работал кассиром и бухгалтером на фабрике военного обмундирования Битнера(?), 27.2.1859-1.12.1867 — в Главном обществе Российских железных дорог (рисовальщиком, потом счетоводом). 16.10.1860 женился на Марии Васильевне Калашниковой (9/21.3.1844, г. Остров Псковской губернии,-23.6.1927, Ленинград). 30.11.1867 был утвержден нотариусом Санкт-Петербургского Окружного суда. В 1869 г. снял помещение для своей конторы на Университетской набережной, 25, в 1873(?) г. семья переехала в тот же дом. Уволился от должности 24.9.1898. Принимал участие в подготовке реформы по освобождению крестьян. Состоял членом Вольно-экономического общества и Сельскохозяйственного клуба. Инициировал создание петербургского Общества имени Тараса Шевченко. Пробовал устроить в имении Извара сельскохозяйственную школу и орошение крестьянских лугов плотинно-шлюзовыми сооружениями. Среди друзей — рисовальщик и живописец Микешин (см.), химик Д.И. Менделеев, востоковеды К.Ф. Голстунский и А.М. Позднеев, историк Н.И. Костомаров, юрист и историк К.Д. Кавелин, писатель исторических романов Д.Л. Мордовцев. Писал пьесы, никому, правда, не показывая их.