Николаевский судостроительный завод им 61 коммунара

Про крейсер «Украина» и Николаевский судостроительный завод им. 61 коммунара

Директора Николаевского судостроительного завода им.61 коммунара необходимо судить «по законам военного времени». Такое заявление на своей странице в социальной сети Facebook сделал депутат Верховной Рады Сергей Каплин.
По информации нардепа, Федор Петров, который в настоящее время руководит предприятием, продал в Россию уникальное военное оборудование.
«Во время войны, которая идет на востоке страны, директор завода Петров продает на Россию турбины с крейсера «Украина», которые по своим теххарактеристикам подходят только крейсеру «Москва». Под видом металлолома там уже самонаводящиеся установки , титановые лопасти, другое оборудование. Это что? Сдача юга страны путинским войскам? Требую судить сепаратиста и изменника по законам военного времени. Сейчас на заводе режут крейсер, построенный на 98 процентов. Если надо сам вселюсь жить на крейсере и не дам ни детали предателям!», — написал он.

Как сообщает украинский интернет-ресурс podrobnosti.ua , одну из украинских дорог — трассу Николаев-Одесса — 29 сентября перекрыли. Работники судостроительного завода требовали выплатить зарплату, ее не получали уже 5 месяцев, и уволить директора.
Утверждают — руководство завода ведет предприятие к банкротству. Два месяца назад обрезали электричество, а сейчас — увольняют сотрудников под надуманными предлогами. Услышали ли рабочих чиновники? Подробнее наши корреспонденты.
Две недели назад работники завода имени «61 коммунара» уже собирались на акцию протеста. Тогда возле заводоуправления — предупредили руководство предприятия и власти — если не получат зарплату — перекроют движение на междугородних трассах. Но никаких подвижек не произошло — и сегодня люди вышли на трассу.
«Народ доведен. Мы готовы и перекрывать. Света — покажи вот расчетные листы ну вот задолженность, у каждого человека задолженность 50-80 тысяч», — говорит Елена Гниляк, участница акции протеста.
«Выходят шахтеры у них месяц-два, шахтеров все видят, а у нас долг сумасшедший, нас никто не видит, нас никто не слышит», — говорит Людмила Артемчук, представитель профсоюза завода им 61 коммунара.
Если местные и столичные власти и на этот раз проигнорируют акцию рабочих — в следующий раз они намерены перекрыть трассу Киев-Одесса, бессрочно.
Николаевскому судостроительному заводу им. 61-го коммунара должны выплатить около 50 миллионов гривен за содержание крейсера «Украина». Сейчас на заводе работает специальная инвентаризационная комиссия из Минобороны, чтобы в последствии погасить задолженность. Об этом на заседании внеочередной сессии облсовета сообщила начальник департамента экономики ОГА Марина Васильева.
Стоит отметить, что состоянием на 1 сентября 2016 года сумма долга за содержание крейсера составляла 42 млн грн. Чиновница также сообщила, что 80% задолженностей по заработной плате среди предприятий области относятся именно к судостроительной отрасли. Тот же завод им. 61-го коммунара, который входит в концерн «Укроборонпрома», задолжал работникам порядка 38 миллионов гривен, а завод «Океан» — 16 миллионов. Отметим, что с 16 марта по 20 мая завод не получал электроэнергию, и как следствие был остановлен — сообщает интернет-издание «Мой город».

КОРАБЛИ КОТОРЫЕ МЫ ТЕРЯЕМ: Кагул Памятьмеркурьвич Коминтерн

Wasa 03.12.2015 188 15 0 в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Понравилась мне идея сделать серию про корабли которые мы теряем. Так что часть вторая.

Сразу оговорюсь, спасти корабль уже не возможно, мягко говоря от него мало что осталось, постаралось и время и люди которые охотились за металлом. Но факт остаётся фактом, он ещё есть. Кстати в названии поста так же есть не точность, сначала он все таки назывался Память Меркурия, уже потом Кагул, но так звучит прикольнее))).

Но обо всем по порядку, обратимся к Википедии.

«Кагул» — русский бронепалубный крейсер типа «Богатырь». 25 марта 1907 года переименован в «Память Меркурия».

Крейсер «Очаков» заказан в рамках судостроительной программы на 1895—1902 гг.

Строился в Севастополе наКазённой верфи корабельным инженером Н. И. Янковским по проекту крейсера — дальнего разведчика, разработанному немецкой судостроительной фирмой «Вулкан». Однотипные корабли — «Богатырь», «Олег» и «Память Меркурия» (до 25.03.1907 — «Кагул»).

  • Заложен 13 августа 1901 года
  • Спущен на воду 1 октября 1902 года

Водоизмещение- 7838 т. Размеры- длина — 133 м, ширина — 16,6 м, осадка — 7,2 м. Скорость хода максимальная: 23 узла. Дальность плавания: 2200 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 винта, 19 500 л.с. Экипаж: 730 чел. На долю корабля выпало много испытаний, но все он с честью перенес. Корабль принимал активное участие в Великой Отечественной Войне. Участвовал в Керченско — Феодосийских операциях. 16 июля 1942 года при стоянке в порту Поти, был атакован немецкой авиацией. 2 самолета противника ему удалось сбить. Но к сожалению и сам сильно пострадал. Пробита была палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек.10 октября 1942 года разоружен и списан. Затоплен в устье реки Хоби, у города Поти, для создания волнолома.

Теперь о причинах затопления.

Всегда указывается одна и та же причина. Дескать крейсер был старый, служить ему было трудно, вот и сняли с него пушки, а корпус затопили в качестве волнолома в Поти.

Сейчас слова неизвестного блогера, будем воспринимать как альт историю:

В 1985 году я узнал от одного коллеги, который в истории флота был покруче, чем я. т.к. был севастополец и имел доступ к различным документам, такую историю, про которую мне больше слышать никогда не приходилось. Вкратце суть её такова: в начале ВО войны руководство ВМФ сделало вывод о недопустимости повседневного использования новых кораблей для перевозки десанта и оказания поддержки сухопутным войскам. В связи с этим, основная тяжесть этой боевой работы легла на старые корабли ЧФ: «Червона Украина», «Красный Крым», «Коминтерн», эм типа «Новик», КЛ типа «Эльпидифоры». Эксплуатировались эти корабли командованием ЧФ и участвовали в боевых операциях эти корабли «со всей пролетарской ненавистью» в отличие от новых. Многие из них погибли в боях. КР (минзаг) называйте как хотите, это сути истории не меняет, «Коминтерн» в результате этого находился в крайне ужасном техническом состоянии и постоянно подвергался атакам гитлеровской авиации. Поскольку он был построен раньще, чем любой первый боевой самолёт и не планировался для этих задач, то имел крайне слабое зенитное вооружение. Подливала масло в огонь проведённая до войны «модернизация», в результате которой «Коминтерн» утратил скорость от 23 проектных до 12 узлов. Команда находилась в таких ужасных условиях под постоянными бомбёжками около года и изо дня в день совершала подвиг по спасению своего крейсера и отражению авианалётов. В конце — концов, терпение моральные и физические силы экипажа достигли предела. На корабле стал готовиться заговор под руководством корабельного парикмахера с тем, чтобы захватить корабль и увести его в Румынию, где и сдаться в плен. Учитывая то, что у НКВД в то время недостатка в агентуре не было, заговор был раскрыт, несколько человек было арестовано, экипаж расформирован и вместе с пушками был отправлен в разные сухопутные части, в том числе и в Новороссийск для обороны Кавказа, а корпус крейсера был затоплен в устье р. Хопи. Вот такую «истинную» историю списания «Коминтерна» я узнал. Не верить этому человеку у меня причин нет, т.к. следующую историю в этот день он мне рассказал про БПК «Сторожевой» и Саблина. В те годы, за такие разговоры можно было иметь большие неприятности. Узнал он их от старых офицеров политотдела флота в звании к.1 р.Хотелось бы отметить, что такие старые корабли немцы с удовольствием переоборудовали в крейсера ПВО, в которых была огромная нужда, но наши этого почему-то не сделали, тупо затопив корабль в качестве волнолома далеко от линии фронта и даже не разделали на столь нужный стране металлолом.

А теперь самое интересное, что осталось.

А осталось на самом деле не мало. Для начала, что было в конце 60-х.

Угадываются черты, не правда ли?

А что было 7 лет назад? Да вот как то так.

Мягко говоря не густо. Корабль сел на грунт, но не смотря на время сохранились днище, фор- и ахтерштевни, оси шпилей, бронированные основания башен главного калибра и боевых рубок. В сети есть фото со спутника где виден набор.

вообщем что то осталось, правда не понимаю можно ли сделать из этого музей, скорее всего нет. Он так и останется лежать в устье реки Хоти.

А теперь откровение от Вячеслава. Оказывается сохранились башни крейсера.

Это батарея 743 на Тамани.

Вообщем случилось то что случилось. Мы его не можем потерять, мы его потеряли. А жаль.

Судостроительный завод им. 61 коммунара в Николаеве—
история великая и трагическая…
Большой Флот Союза ССР строили в основном два крупных завода — им.61 Коммунара и Черноморский (ЧСЗ). Мы посетили окрестности обоих судостроительных гигантов, поэтому получится две части, на каждый завод. Кроме того, попозже постараюсь рассказать и в целом о Николаеве. Сейчас — рассказ о походе по периметру судостроительного завода им.61 коммунара. Мы посмотрим его с суши (со стороны города), а затем пройдём на плашкоутный мост через Ингул и посмотрим акваторию завода и советский недострой у стенки — ракетный крейсер пр.1164 («Адмирал Лобов»).Николаев. Герб на фронтоне заводоуправления (з-д им.61 Коммунара)

1. Большое Судостроение Николаева в целом выглядит так: один завод расположен на севере города (им. 61 Коммунара, цифра 1), второй — ЧСЗ — на юге (цифра 2). Сам город расположен как бы между двумя большими заводами. Акватории заводов я пометил синим, чтобы было нагляднее видно; единственно, у ЧСЗ прихватил немного лишку с востока — поэтому пространство правее цифры 2, это не ЧСЗ, это уже морской порт. Завод «им.61 Коммунара» примерно равен Балтийскому заводу в Питере по масштабу, это был при СССР крупный, мощный завод. ЧСЗ — это вообще сверхгигант, равный разве что северодвинскому СМП, больше аналогов в экс-СССР никаких нет. Ну что ж, теперь — в путь.

2. 3. От ул. Большая Морская мы пойдём к северу по широкому бульвару (точнее, ул. Садовая), в конце которого виднеется красивое сталинское здание со шпилем, несколько похожее на питерское Адмиралтейство. Это и есть здание заводоуправления завода, основанного в 1788 году, а свою нынешнюю территорию получившее в 1920 г., после обьединения трёх верфей. Его в Николаеве действительно так и зовут — Адмиралтейство.

4. Напротив — красивое здание колледжа. Если я верно понял, раньше, при СССР, это было корабельное училище (или техникум).

5. Кораблик на здании николаевского Адмиралтейства.

6. Перед входом — бюст Григория Потёмкина.

7. Оформление ограды Адмиралтейства — морское, с якорями.

8. 9. Теперь пойдём направо, вдоль периметра завода, по ул. Адмиральской. Она сейчас сонная и тихая. Между Адмиралтейством и главной заводской проходной расположены барельефы и композиции времён наивысшего расцвета завода (60-80-е). Ниже Ленина кое-что содрано и замазано, раньше тут явно что-то было ещё. 10.-12 Барельефы персонажей времён Революции и композиции на революционную тематику. 13. Памятная доска, объясняющая название завода, а также юбилейная, 1967 г. 14. 15. А вот и главная проходная завода. Тихо-тихо тут, только редко мимо машина проедет… Монументальные въездные ворота у проходной. По бокам — какие-то русалочьи кони. 17. 18 Ещё дальше заводоуправления — очень просторная, тихая и полузаброшенная площадь с памятником коммунарам в центре. Памятник изрисован и хорошо видно, что за ним давно уже не ухаживают. 19. За памятником — аллея. Меня поразило такое наглое сочетание табличек. Хотя бы прежнюю надпись полностью закрыли, что ли…) 20. 21. А теперь — вернёмся к зданию Адмиралтейства и пойдём налево по улице. Вдоль периметра завода тянется улица Набережная, постепенно спускающаяся к Ингулу. За забором видны многочисленные недвижимые краны и сооружения завода. 22. 23. Затем периметр завода краешком касается центра (тут не показываю, это тема другого поста) и спускается к лиману. С обзорной площадки он очень похож на кремль или крепость. Революционная композиция с броненосцем «Потёмкиным» на углу. 24. А теперь — спускаемся с вершины холма к лиману. Завод — правее кадра, чуть видна его акватория, а впереди немного виден плашкоутный мост. Дальше — парк Победы. 28. Теперь посмотрим на акваторию завода. Тут показана южная и восточная части её. 29. Вдали справа — огромные наклонные стапеля для постройки крупных кораблей (класса крейсеров, БДК, БПК) . Слева — некоторые из доков. 30. Недостроенные корпуса советского времени, северная часть акватории. 31. Парные наклонные стапеля, поближе. Они пусты, завод стоит. Они же, но с другого ракурса 32. Правее стапелей, у стенки, стоит недостроенный ракетный крейсер пр. 1164. В постсоветское время наименован как «Украина», но понятно, что никто его не достраивал. Кончилось огромное государство, флот деградировал, производство остановилось, и такие мощные корабли небольшой нищей стране-осколку стали не нужны. И ещё несколько фотографий знаменитого «убийцы авианосцев» 33. Композиция с «Украиной», правее хорошо видно Адмиралтейство со шпилем, которое мы посмотрели с другой стороны в начале этого похода.

36. Ближе к Бугскому лиману расположен высокий автодорожный мост, с разводной частью в середине для вывода кораблей с завода в открытое море.

По материалам http://periskop.livejournal.com/

Горький в Николаеве | Адмирал Николай Мордвинов | Николай Леонтович — основатель Николаевского зоопарка | Александр Яната — заключённый биолог | Михаил Фалеев — первый гражданин Николаева | Врач Э. В. Дримпельман. Николаев в 1788 году | Ю. Крючков. Старый Николаев глазами очевидцев | Инженер М. М. Боресков — изобретатель морских мин | Макаровы — судьба семьи прославленного адмирала | Фрау «Чёрная смерть» | Бордель по-николаевски | Владимир Высоцкий в Николаеве | Черноморский судостроительный завод | Завод им. 61 коммунара | Музей памяти героев-ольшанцев

Судостроительный завод имени 61 коммунара. Предыстория броненосца «Екатерина II»

Закончившаяся в 1878 году война России с Османской империей сопровождалась в финале острым кризисом в отношениях с Англией. Эта война выявила не только способность командования Черноморского флота к различным экстренным импровизациям (создание в короткие сроки флотилии минных катеров и первого в мире их носителя, постройка батарейных плотов и прочего), но показала всю шаткость положения России на Черном море.


Крейсер «Память Меркурия» на рейде Севастополя
Из ограниченного состава кораблей и судов, находившихся в строю в течение войны 1877–1878 гг., только два броненосца береговой обороны, построенных по проекту вице-адмирала Попова, были специальной постройки. Настоящий полноценный флот требовался в самые кратчайшие сроки. Тем более что уважаемые западные, и особенно островные, партнеры занимались не только диспутами на тему происхождения человека.
Добровольный флот
Резкое ухудшение отношений с Великобританией в конце русско-турецкой войны 1877–1878 гг. побудило русское правительство к экстренному принятию целого комплекса мер военного характера. В число последних входило приобретение за границей коммерческих пароходов с последующим переоборудованием их в крейсеры – истребители торговли. Довольно успешное применение рейдеров в недавней Гражданской войне в США наглядно показывало довольно недорогой и эффективный способ нанесения ущерба торговому судоходству противника.

Крейсер «Азия»
В завершающей стадии русско-турецкой войны и в преддверии вполне вероятного конфликта с Англией русское командование сделало американской фирме «Уильям Крамп и сыновья» заказ на переоборудование в крейсеры трех купленных в США пароходов. В итоге вышли высокоавтономные истребители торговли водоизмещением от 2250 до 3500 тонн, получившие названия «Азия», «Африка» и «Европа».

Крейсер «Африка»
Корабли прошли основательную переделку: на них были усилены водонепроницаемые переборки, оборудованы подкрепления под орудия и погреба боеприпасов к ним. Объем угольных бункеров позволял, например, самому крупному из троицы крейсеру, «Европе», пройти более шести тысяч миль 13-узловым ходом.

Крейсер «Европа»
Приобретение было в целом оценено как удачное, и руководство приняло вполне закономерное решение: в меру сил придать процессу превращения коммерческих судов в крейсеры массовый характер. В марте 1878 года Московским обществом для содействия русского торгового мореходства при полной поддержке правительства был организован всенародный сбор средств на создание «добровольного флота». Собранные деньги предполагалось пустить на закупку пароходов, которые могли быть превращены в крейсеры. Для координации действий и управление этим органом в апреле 1878 года был создан специальный Комитет под председательством цесаревича Александра, будущего императора.

Требования к закупаемым кораблям были выработаны довольно четкие. Они должны были иметь скорость не ниже 13 узлов, автономность по запасам до 20 суток и достаточную прочность корпуса, позволяющую устанавливать на них орудия калибров 203 и 152 мм. Приток поступающих средств позволил уже в июне 1878 года приобрести в Германии три парохода – это были «Москва», «Петербург» и «Россия».
В июле эти три корабля, снабженные вооружением и укомплектованные командами, приняли участие в царском смотре на рейде Кронштадта. В дальнейшем, когда международная обстановка после Берлинского конгресса несколько разрядилась, вся троица с демонтированными орудиями ушла на Черное море и использовалась для перевозки русских войск домой.
Успешная деятельность Комитета позволила преобразовать начинание в полугосударственную судоходную компанию, получившую название Добровольный флот. Используя поступающие от государства и частных лиц пожертвования, компания в мирное время занималась коммерческой деятельностью, но обязывалась по первому требованию правительства передать в его распоряжение пароходы для переоборудования их в военных целях.
Добровольный флот находился в ведении Министерства финансов и имел право безвозмездно пользоваться казенными землями для размещения на них своей инфраструктуры: верфей, складов и других сооружений. Команды пароходов общества «Добровольный флот» комплектовались из военных моряков, а в трюмах первоначально хранились орудия для быстрого вооружения.
Деятельность этой компании охватывала не только Балтику, но и Черное море. В качестве дополнительной меры поддержки Добровольному флоту была передана монополия на перевозку пассажиров и грузов на Дальний Восток из Одессы. Вплоть до открытия Транссибирской железнодорожной магистрали это был наиболее быстрый и экономически выгодный способ добраться до тихоокеанских рубежей России.
Поскольку строительство военных кораблей специальной постройки в Николаеве и Севастополе только подготавливалось, имелась настоятельная необходимость усилить фактически заново формирующийся Черноморский флот за счет «гибридных» пароходов. Тонкости ситуации придавал тот факт, что согласно международной конвенции, проход военных кораблей через Черноморские проливы был на тот момент запрещен. Пришлось прибегнуть к импровизации.
К услугам получавшей не только частное, но и государственное финансирование компании были лучшие иностранные верфи, поскольку строить на отечественных было дорого и долго. Вскоре вопросом строительства пароходов двойного назначения занялись напрямую. В мае 1879 года французской судостроительной фирме «Forges et chantiers de la Mediterranee» (Кузницы и верфи Средиземноморья), расположенной в Тулоне, было заказано проектирование и строительство парохода, способного в случае необходимости выполнять функции крейсера. Первоначально он должен был называться «Ярославль».
Уже в мае 1880 года пароход был спущен на воду. Водоизмещение «Ярославля» составило 3050 тонн; благодаря широкому применению стали, удалось облегчить конструкцию корпуса и довести максимальный запас угля до тысячи тонн. Механическая установка корабля состояла из шестицилиндровой паровой машины мощностью 2500 лошадиных сил, позволявшей развивать максимальную скорость в 16,5 узлов. По расчетам, учитывая емкость угольных ям, дальность плавания «Ярославля» экономическим ходом превышала 10 тыс. миль.

Закончив цикл достроечных работ и испытаний, новый пароход, груженный углем для нужд компании «Добровольного флота», отправился в Одессу. «Ярославль» шел под коммерческим флагом, однако, когда он проходил проливы, у турецкой стороны возникли некоторые небезосновательные сомнения в истинности его «коммерческого» использования – корпус парохода имел ярко выраженный конструктивный таран и спонсоны для орудий.
Пароход прибыл в Одессу, и после недолгой эксплуатации в составе Добровольного флота быстро выяснилось, что его военные характеристики значительно превалируют над экономическими. «Ярославль» как гражданское судно был очень дорог в обслуживании и вследствие этого нерентабелен. Учитывая все это, Морское министерство предложило выкупить пароход по контрактной цене, что вскоре и сделало.
Крейсер «Память Меркурия»
Весной 1882 года, переименованный в «Память Меркурия» и переклассифицированный в крейсер, он вступил в строй Черноморского флота. Корабль получил вооружение из шести 152-мм орудий и четырех 107-мм орудий на поворотных станках. Имелось несколько скорострельных мелкокалиберных орудия и четыре однотрубных торпедных аппарата. В трюмах было оборудовано место для 180 мин заграждения. Вплоть до вступления в строй первого эскадренного броненосца на Черном море – «Екатерины II» – «Память Меркурия» оставался самым мощным кораблем Черноморского флота. Находившиеся в строю поповки были ограниченны прибрежными районами плавания.
Первый эскадренный броненосец Черноморского флота
Прошедшая русско-турецкая война явственно показала, что, имея в распоряжении два тихоходных броненосца береговой обороны и несколько вооруженных торговых пароходов, трудно бороться даже с османским флотом, в котором уже имелось почти два десятка современных кораблей специальной постройки. Осуществление же главной задачи Черноморского флота: обеспечение захвата проливов Босфор и Дарданеллы – при такой расстановке сил выглядело маловероятным. В первые послевоенные годы все выделяемые средства шли прежде всего на реконструкцию портов и всей инфраструктуры Черноморского побережья, и на закладку новых кораблей денег, как обычно, не хватало.
Контр-адмирал Пещуров
В апреле 1881 года временно управляющий Морским министерством контр-адмирал Алексей Алексеевич Пещуров подал великому князю Алексею Александровичу докладную записку, в которой были тезисно изложены взгляды на развитие и усиление Черноморского флота. С этим документом были ознакомлены все члены Государственного совета.
На состоявшемся в августе 1881 года особом совещании под председательством великого князя Алексея Александровича были установлены основные направления отечественной военно-морской политики. Во-первых, развитие Черноморского флота ставилось главной задачей. Во-вторых, этот флот должен был по своей мощи как минимум не уступать османскому и иметь достаточное количество транспортов для погрузки на них десантного корпуса в 30 тыс. человек. На остальных акваториях вопросы наращивания сил формулировались обтекаемым выражением «увеличения по мере возможностей».

Что касается детального обсуждения корабельного состава, то окончательно он был утвержден на совещаниях, состоявшихся ближе к концу года. Согласно принятым решениям, Черноморский флот должен был состоять из 8 броненосцев 1-го класса водоизмещением в 8500 тонн и мощностью машины в 6 тыс. лошадиных сил, 2 крейсеров 2-го ранга и 20 миноносцев. На выполнение этой программы в течение ближайших двадцати лет предполагалось выделить 67 млн. рублей. Впоследствии эта программа неоднократно корректировалась.
Алексею Алексеевичу Пещурову как основному автору программы развития Черноморского флота было присвоено звание вице-адмирала с назначением его на пост Главного командира и военного губернатора Николаева. Он сменил недолго находившегося в этой должности адмирала Михаила Павловича Манганари. Начался довольно трудный и мучительный поиск прототипа для будущего черноморского броненосца 1-го класса.
Схема броненосца «Екатерина II»
В этом вопросе мнения разделились довольно существенно. Часть инженеров рассматривала как образец британский броненосец «Аякс» и французский броненосец среднего водоизмещения «Кайман». Однако, по настоянию управляющего Морским министерством вице-адмирала Ивана Алексеевича Шестакова, остановились на слегка уменьшенном балтийском «Петре Великом» с тремя 305-мм орудиями вместо четырех, меньшим запасом угля и с усиленным бронированием. Машину для головного корабля планировалось позаимствовать с императорской яхты «Ливадия», построенной в Англии по проекту вице-адмирала Попова, и которую в 1883 году планировали подвергнуть модернизации.
Летом 1882 года Морской технический комитет доложил вице-адмиралу Шестакову о начале проектных работ по броненосцу для Черного моря водоизмещением 8 тыс. тонн и вооруженному новейшими 305-мм орудиями весом в 45 тонн. Однако скоро в Морском министерстве стали известны подробности бомбардировки Александрии английским флотом в июле 1882 года.
Египетским военным кругам и общественности не нравилось засилье европейского влияния в стране, резко усилившееся после прорытия Суэцкого канала. Недовольство переросло в волнения, и страну покинуло большинство находившихся там европейцев. Для конструктивного диалога к берегам Египта была отправлена средиземноморская эскадра Ее Величества, которая 11 и 12 июля 1882 года – после предъявления ультиматума, оставшегося без ответа, – провела с берегом мирные переговоры, главным тезисом в которых использовался главный калибр. Для продолжения переговорного процесса в дальнейшем на берег были высажены войска.
Результаты перестрелки английских броненосцев и береговых батарей были тщательно изучены. На их основании в проект будущего черноморского броненосца были внесены многочисленные изменения, общий объем которых неуклонно возрастал. Возникшую было идею: вооружить корабль перспективными 85-тонными 381-мм орудиями – отвергли как технически мало осуществимую. Остановились на ставшем классическим для броненосцев калибре 305 мм.
Изменения в системе бронирования будущего броненосца «Екатерина II»

Расположение орудий также часто менялось. Примеры брались то с английских, то с итальянских кораблей подобного класса. В итоге главный калибр будущего черноморского броненосца представлял собой шесть 12-дюймовых орудий, расположенных попарно в трех барбетах на снижающихся станках. По просьбе контр-адмирала Пещурова была повышена автономность: увеличен объем угольных бункеров за счет некоторого снижения толщины брони борта. Водоизмещение корабля неуклонно росло.
В декабре 1882 года Морской технический комитет утвердил теоретический чертеж и спецификацию черноморского броненосца водоизмещением 9900 тонн, мощностью машины в 9 тысяч лошадиных сил, с шестью 305-мм орудиями на снижающихся станках, расположенными попарно на трех барбетах и позволяющими вести огонь в четыре ствола в носовом и бортовом секторе стрельбы. Семь 152-мм орудий вспомогательного калибра расположились на батарейной палубе. Вооружение дополнялось несколькими мелкокалиберными пушками. Толщина главного броневого пояса по ватерлинии составляла 457 мм сталежелезной брони.
Тем временем в Николаеве под руководством контр-адмирала Пещурова начались интенсивные работы по подготовке к строительству головного броненосца. Постройка таких крупных кораблей со сложной конструкцией корпуса требовала более совершенных и механизированных средств производства. Реконструкция Николаевского адмиралтейства, предпринятая во время постройки броненосцев береговой обороны по проекту вице-адмирала Попова, сильно затянулась, и ее предварительные итоги совершенно не соответствовали новым техническим заданиям.
Адмиралтейство. Северный берег Ингула, Николаев
Требовалось и возвести новый, обладающий большими размерами эллинг и стапель, и смонтировать развитое крановое оборудование большой грузоподъемности. На северном берегу Ингула началось возведение сложного инженерного сооружения, получившего в дальнейшем название эллинг №7.
Он представлял собой большое трехпролетное помещение размерами 47 на 120 метров, покрытое сплошной кровлей на сборных деревянных фермах, опирающихся на четыре ряда деревянных колонн. Колонны были встроены в фундамент из бутового камня. Средний пролет – там, где располагался стапель, – имел ширину 24 метра и высоту 25,5 метра. Вокруг эллинга были возведены разнообразные склады и мастерские. Одновременно велись работы над внешней и подводной частями стапеля, выступающего за пределы эллинга на 70 метров.
Модель броненосца «Екатерина II» в Музее судостроения и флота в Николаеве
К лету 1883 года работы над эллингом №7 и другими смежными объектами были в целом завершены. В феврале 1883 года в Николаевское адмиралтейство прибыла первая партия металла для корпуса, изготовленная Брянским акционерным сталепрокатным и механическим заводом. Рабочие верфи приступили к разметке и обработке днищевых конструкций. Так началось строительство первого броненосца для нового Черноморского флота. Его официальная закладка была еще впереди.

Судостроительный завод имени 61 коммунара

Смотреть что такое «Судостроительный завод имени 61 коммунара» в других словарях:

  • ССЗ имени 61 Коммунара — «Судостроительный завод имени 61 коммунара» Год основания 1788 Расположение … Википедия

  • Черноморский судостроительный завод — (ЧСЗ) Год основания 1897 Прежние названия Наваль Завод № 198 имени Андре Марти Завод имени Ивана Носенко … Википедия

  • Николаевский судостроительный завод — Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) Год основания 1897 Прежние названия Наваль Завод № 198 имени Андре Марти Завод имени Ивана Носенко Ключевые фигуры Илья Григорьевич Горн Владимир Петрович Мовчан Расположение … Википедия

  • Океан (завод) — У этого термина существуют и другие значения, см. Океан (значения). Николаевский судостроительный завод «Океан» Тип публичное акционерное общество Год основания 1951 Расположение … Википедия

  • Руссуд — «Судостроительный завод имени 61 коммунара» Год основания 1788 Расположение … Википедия

  • Тихоокеанский флот ВМФ России — Тихоокеанский флот ВМФ России … Википедия

  • Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б — (тип «Николаев») … Википедия

  • Маршал Устинов (ракетный крейсер) — «Маршал Устинов» … Википедия

  • Упорный (эсминец) — «Упорный» Служба … Википедия

  • Бойкий (эсминец, 1959) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бойкий. «Бойкий» Служба … Википедия