Немецкие сау второй мировой

G.Pz. Mk. VI (e)

G.Pz. Mk. VI (e)

САУ | Германия | II ур.


сток топ Огневая мощь

10,5 cm le.F.H. 16 L/22 Орудие

15 шт. Боекомплект

410 ед Урон

27 мм Бронепробитие

2.22 мин-1 Скорострельность

910 ед/мин Средний урон в минуту

6.5 с Время сведения

0.84 м Разброс на 100 м

12 °/с Скорость ГН

31 °/с Скорость ВН

-5…+5° Углы ГН

-3…+42° Углы ВН

Живучесть

90 ед Прочность

22 / 14 / 14 мм Корпус

Мобильность Незаметность

16.14 % Незаметность стоя

8.1 % Незаметность в движении

Наблюдение

250 м Обзор

310 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир (Радист)
  2. Механик-водитель
  3. Наводчик
  4. Заряжающий

1234567891011

Немецкая самоходная артиллерийская установка второго уровня.

Предшественник САУ Sturmpanzer I Bison и Wespe.

Модули

Башни/орудия

Двигатели

Ур. Двигатель Мощность
(л. с.)
Вероятность пожара
(%)
Вес
(кг)
Цена
()
I Rolls-Royce I-6 66 20 250 290
II Meadows E.S.T.L. 88 20 250 400

Ходовая часть

Радиостанции

Ур. Радиостанция Дальность связи
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
II FuG 2 265 40 0
III FuG 5 310 50 630

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

G93_GW_Mk_VIe germany

G.Pz. Mk. VI (e) в игре

Исследование и прокачка

САУ G.Pz. Mk. VI (e) исследуется на Leichttraktor за 275 .

Боевая эффективность

Достоинства:

  • самое мощное орудие среди всех САУ 2 уровня с высоким уроном и пробитием;
  • хорошая дальность стрельбы;
  • неплохая максимальная скорость.

Недостатки:

  • очень долгая перезарядка и сведение;
  • низкая точность;
  • малые углы горизонтальной наводки орудия;
  • слабая динамика;
  • небольшая дальность связи.

Экипаж

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  • Боевое братство увеличит характеристики танка.
  • Маскировка повысит незаметность машины.
  • Комбинация Плавный поворот башни + Плавный ход позволит меньше терять время на сведение при движении и повороте башни.
  • Шестое чувство поможет определить, обнаружен ли танк или нет.
  • Отчаянный повысит ДПМ в жарких схватках.
  • Король бездорожья повысит подвижность по слабым грунтам.
  • Изобретатель повысит дальность связи.
  • Виртуоз немного улучшит маневренность.
  • Ретранслятор немного улучшит рации союзников.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

ОФ15 Оборудование

  • Досылатель — уменьшит время перезарядки орудия.
  • Усиленные приводы наводки — позволят быстрее сводиться.
  • Маскировочная сеть — уменьшит заметность неподвижного танка.

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения — огнетушитель, ремкомплект и аптечка. Горит танк редко, поэтому огнетушитель можно заменить на 100-октановый бензин или шоколад.

Боекомплект

Основную часть боекомплекта составляют осколочно-фугасные снаряды.

Галерея скриншотов

История изменений

Основная статья: История изменений G.Pz. Mk. VI (e) История изменений Обновление 0.8.6

  • Введён на основной сервер в качестве немецкой САУ 2 уровня.

Обновление 0.9.7

  • Дальность обзора уменьшена с 320 до 280 м.

Обновление 0.9.12

  • Танк переработан в новом визуальном качестве.

Обновление 0.9.18

  • Удалён снаряд Gr 39 H1A.
  • Дальность обзора башни G.Pz. Mk. VI (e) уменьшена с 280 до 250 м.
  • Бронепробиваемость снаряда Sprgr K орудия 10,5 cm le.F.H. 16 L/22 уменьшена с 53 до 27 мм.

Историческая справка

Основная статья: История G.Pz. Mk. VI (e)

В отличие от французских боевых машин, британские танки в массовом порядке немцами не переделывались. Исключением были лишь легкие танки Mk VI: по-видимому, потому, что эти машины составляли большинство в танковом парке Британских экспедиционных сил, и захватили их немцы больше, чем других. Именно на шасси легких танков Mk VI были созданы первые Selbstfahrlafette (самоходные лафеты) Вермахта. Их изготовлением занималось подразделение Альфреда Беккера.

На шасси легких танков Mk VI изготовили два типа САУ: первый — вооруженный 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и второй — имевший 150-мм тяжелую полевую гаубицу leFH 13. В обоих случаях использовались устаревшие артсис-темы периода Первой мировой войны. Они устанавливались в открытой сверху и сзади рубке, размещенной в кормовой части корпуса танка, на том месте, где ранее находилась башня. Всего было изготовлено 12 самоходок со 105-мм гаубицей и шесть — со 150-мм. Эти машины поступили на вооружение 15-й батареи 227-го артполка и вновь сформированной в рамках этой части 1-й батареи штурмовых орудий. Помимо самоходок, на базе танка Mk VI были изготовлены четыре машины передовых артиллерийских наблюдателей и 12 подвозчиков боеприпасов. В таком составе этот полк в октябре 1941 года убыл на Восточный фронт. Боевое крещение он получил в районе Ленинграда, причем, по отзывам немцев, самоходки с успехом применялись даже для стрельбы по советским танкам. САУ на английском шасси воевали на Восточном фронте до конца 1942 года, когда были потеряны последние из них.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на G.Pz. Mk. VI (e)

В сети Интернет

  • Трофейная бронетанковая техника вермахта. Великобритания // Военное обозрение

Техника Германии САУ

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 4. Редкие немецкие САУ

На начальном этапе Второй мировой войны немецкие войска захватили богатые европейские трофеи, среди которых была и бронетехника поверженных стран. Часть танков немцы использовали практически без переделок, а на шасси некоторых из них создавали бронетехнику различного назначения: от транспортеров боеприпасов до самоходных гаубиц, которые часто выпускались очень ограниченными сериями. В этой статье речь пойдет о самоходных гаубицах Sturmpanzer II (Bison II) (выпущено всего 12 штук), G.Pz. Mk. VI (e) (построено 18 штук: 6 со 150-мм и 12 со 105-мм гаубицами) и 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f) (выпущено всего 16 штук).

Sturmpanzer II (Bison II)
Несколько неожиданный, хотя и вполне закономерный успех боевого применения импровизированных самоходок Sturmpanzer I Bison, вооруженных 150-мм гаубицей sIG 33 и построенных на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, открыл «второе дыхание» для танков устаревших типов. Работы по установке различных артиллерийских систем на шасси танков в Германии были продолжены. Начиная с 1940 года, попытки установки тяжелых 150-мм гаубиц, столь необходимых для поддержки пехоты на поле боя, предпринимались в Германии многократно.

Немецкие конструкторы работали с различными шасси как легких, так и средних танков: от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV. Еще до того как в серию пошел Sturmpanzer I Bison у немецких конструкторов были планы создать что-то более эффективное, построенное на шасси и компонентах танков Pz.Kpfw.II. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на базе шасси танка Panzer II Ausf B, которое, как оказалось, не обеспечивало достаточно места для размещения столь массивного орудия, а также не могло в достаточной мере гасить отдачу орудия при выстреле. При этом пехотная 150-мм гаубица sIG 33 ставилась на танк уже без лафета и колес.

18 февраля 1941 года было принято решение построить Sturmpanzer II (который иногда называли Bison II) на модифицированном шасси танка Pz.Kpfw.II. Компоновка была оставлена прежней, но корпус танка удлинили на 600 мм и расширили на 330 мм. В состав ходовой части был добавлен один дополнительный опорный каток, в итоге их стало шесть. В отличие от многих немецких САУ, той же модели Sturmpanzer I Bison, которая напоминала скворечник на гусеницах, или САУ Wespe, новая самоходная гаубица не имела защищающих расчет бронеплит по всей длине надстройки. За счет практически полного отсутствия бронерубки высота САУ была небольшой.
Вооружение осталось неизменным. Была использована пехотная 150-мм гаубица sIG 33, которую немцы установили ни на одном танковом шасси. Пушка оснащалась штатным телескопическим прицелом Rblf36, который обеспечивал двукратное увеличение. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов почти полностью осколочно-фугасных, но для борьбы с бронированными целями могли использоваться и кумулятивные боеприпасы. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG34, предназначенный для защиты от пехоты противника.
Механик-водитель самоходки располагался в небольшой бронированной рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки из боевой машины. Силовая установка, элементы ходовой части и трансмиссия были без принципиальных изменений заимствованы у серийного танка. Двигатель остался прежним. Это был 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TRM, развивавший мощность 140 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Согласно другим данным на серийных самоходках мог использоваться двигатель Büssing-NAG L8V с максимальной мощностью 150 л.с. также при 2800 оборотах в минуту.

Топливо размещалось в двух баках общей емкостью 200 литров. Для обеспечения лучшего охлаждения в крыше моторного отделения были вырезаны два больших люка. Сделано это было еще и потому, что самоходки изначально планировалось использовать в Северной Африке, куда уже был переброшен Африканский корпус под командованием генерала Роммеля. Трансмиссия была унаследована от танка и включала в себя механическую коробку передач (5 скоростей вперед и одна назад) типа ZF Aphon SSG46, главный и бортовые фрикционы, а также ленточные тормоза.
После всех изменений масса самоходки выросла до 11,2 тонн, что было на 2,3 тонны больше, чем у базового варианта танка. Однако серьезного влияния на ходовые качества машины этот факт не оказал. Sturmpanzer II по-прежнему мог разгоняться до 40 км/ч при движении по шоссе. А вот запас хода незначительно снизился с 200 км (у танка) до 180 км при движении по дорогам с твердым покрытием.

Производство самоходок велось компанией Alkett в декабре 1941 — январе 1942 года, всего за этот период было собрано 12 самоходных гаубиц. Из них были сформированы 707-я и 708-я роты тяжелых пехотных орудий, которые были отправлены на североафриканский театр военных действий. Здесь они достаточно активно использовались в боях, принимали участие в сражении у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II (Bison II) были захвачены союзниками в мае 1943 года после капитуляции немецких войск в Тунисе.
Тактико-технические характеристики Sturmpanzer II:
Габаритные размеры: длина — 5410 мм, ширина — 2600 мм, высота — 1900 мм, клиренс — 340 мм.
Боевая масса — 11,2 т.
Силовая установка — карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Büssing-NAG L8V, мощностью 150 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе), около 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 180 км.
Вооружение — 150-мм пехотная гаубица sIG 33 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект — 30 выстрелов.
Экипаж — 4 человека.

10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f)
После захвата Франции немецкие войска получили в свое распоряжение большое разнообразие трофейных танков самых разных годов выпуска, находившихся в разном техническом состоянии. Среди прочего немцам досталось около 160 тяжелых французских танков Char B1 bis. Большая их часть использовалась немцами без особых переделок, примерно 60 танков переделали в огнеметные, а 16 стали 105-мм самоходными гаубицами, полное наименование 10.5-cm leichte Feldhaubitze 18/3 (Sf.) auf Geschützwagen B2 (f) 740 (f).
Решение о создании на базе шасси захваченных французских танков самоходных артиллерийских установок было принято в Германии в марте 1941 года. Их планировалось использовать для поддержки создаваемых на том же танковом шасси огнеметных танков Flammenwerfer Auf Pz.Kpfw.B2. Поставленная пред конструкторами задача была достаточно быстро решена путем установки в открытой рубке 105-мм легкой полевой гаубицы leFH18. Для этого башня танка с 47-мм орудием, а также 75-мм гаубица в корпусе демонтировались. На крыше боевого отделения размещалась неподвижная рубка, в лобовом листе которой было смонтировано новое орудие. Толщина бронирования рубки составляла 20 мм, крыша отсутствовала. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -4 до +20 градусов, в горизонтальной плоскости по 15 градусов влево и вправо. Возимый боекомплект состоял из 42 выстрелов.

Стоит отметить, что 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18 на протяжении всей Второй мировой войны составляла основу полевой артиллерии вермахта, так что ее выбор был не случаен. Гаубица находилась на вооружении легких дивизионов артиллерийских полков и была основой всей немецкой дивизионной артиллерии. Согласно официальным данным на вооружении вермахта находилось до 7076 гаубиц данного типа. Естественно, что в разное время немецкие конструкторы рассматривали различные варианты по увеличению подвижности данной артиллерийской системы путем установки ее на различные танковые шасси.
Первый прототип новой САУ с рубкой, выполненной из неброневой стали, был готов к июню 1941 года. При этом к моменту начала работ полностью исправных шасси французских тяжелых танков имелось достаточно мало. Согласно производственным планам Управления Вооружения в 1941 году было выпущено всего 10 таких самоходных гаубиц двумя партиями по 5 машин. В 1942 году было переоборудовано таким образом еще 6 танков. Таким образом, компанией Rheinmetall Borsig, располагавшейся в Дюссельдорфе, было собрано всего 16 самоходных артиллерийских установок данного типа.

Габариты новой самоходной гаубицы были весьма внушительными (высота практически 3 метра, длина — 6,5 метров), ее внешний вид можно было назвать несуразным. Но если размеры самоходки не были таким уж серьезным ее недостатком, то большой вес сказывался сильнее. Боевая масса машины была унаследована от тяжелого танка и составляла не менее 32,5 тонн, что было достаточно много для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя. Даже при движении по шоссе САУ не развивала скорости более 28 км/ч, да и запас ее хода был сравнительно небольшим — 150 км.

Все выпущенные самоходки получили буквенное обозначение в алфавитном порядке — от А до P. Все машины поступили на вооружение 93-го артиллерийского полка 26-й танковой дивизии. В составе полка было три батареи по 4 самоходных гаубицы в каждой, еще 4 машины были сверхнормативными. При эксплуатации данной боевой техники практически сразу же были выявлены недостатки, к которым относили низкую маневренность и перегруженность шасси, что часто приводило к поломкам. По состоянию на 31 мая 1943 года боеспособными в полку оставались 14 машин. Тогда же они были переданы в учебное подразделение, расположенное в Гавре, на их место пришли 12 САУ Wespe. Однако в дальнейшем по мере осложнения обстановки на фронте самоходки вновь вернули в строй. Они были приданы 90-й танковой дивизии, которая действовала в Сардинии.
Тактико-технические характеристики 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f):
Габаритные размеры: длина — около 6,5 м, ширина — 2,4 м, высота — около 3 м.
Боевая масса — 32,5 т.
Силовая установка — 6-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 307 л.с.
Максимальная скорость — до 28 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 135-150 км.
Вооружение — 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/3 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект — 42 выстрела.
Экипаж — 4 человека.
G.Pz. Mk. VI (e)
В отличие от многочисленных французских бронированных машин, британские танки немцами в массовом порядке никогда не использовались и не переделывались. Исключение в какой-то мере составляли только легкие английские танки Mk VI. По всей видимости, по той причине, что они составляли основу танкового парка Британского экспедиционного корпуса во Франции и были захвачены немцами в хоть сколько-то значительных количествах. На шасси данных танков немцами изготавливались два типа САУ, вооруженных 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и 150-мм тяжелой полевой гаубицей 15 cm sFH 13.
В обоих случаях речь шла об использовании устаревших артиллерийских систем периода еще Первой мировой войны. Вариант самоходной гаубицы с полным обозначением 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e) был готов уже летом 1940 года. Доработки машины были в первую очередь связаны с установкой на танковое шасси 105-мм гаубицы на специальном лафете. Артиллерийское орудие с длиной ствола 22 калибра и не имеющее дульного тормоза получило углы вертикального наведения в пределах от -8 до +41 градусов. Экипаж самоходки включал в себя 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.

Гаубица была расположена в открытой сверху и сзади бронированной рубке, которая появилась на месте танковой башни в кормовой части боевой машины. Толщина брони рубки составляла от 12 до 20 мм, бронелисты рубки были расположены под небольшими углами и обеспечивали защиту от попаданий пуль и осколков. В качестве альтернативного варианта рассматривалась также установка 150-мм гаубицы sFH 13. Однако орудие столь большого калибра для шасси легкого британского танка было чересчур мощным, что вело к проблемам при стрельбе. Однако несколько трофейных танков (до 6) были все-таки вооружены и таким орудием.
Всего немцы собрали 12 самоходных установок, вооруженных 105-мм гаубицей, и 6 — 150-мм гаубицей. Для их выпуска были использованы наиболее хорошо сохранившиеся британские танки Mk.VIb и Mk.VIc, которые хранились на пунктах сбора трофейной техники во Франции. По сути это были танкетки с вращающимися башнями, массой чуть более 5 тонн. На базе этих легких британских танков немцы также создали транспортер боеприпасов (12 машин) и подвижный наблюдательный пункт (4 машины). Все САУ и сопутствующая техника поступали на вооружение 227-го артиллерийского полка, а также вновь сформированной в рамках данной части 1-й батареи штурмовых орудий.
Скорее всего, самоходки вместе с полком отбыли на Восточный фронт в октябре 1941 года. Боевое крещение данные самоходные гаубицы приняли в боях под Ленинградом. Причем, по отзывам немцев, они могли использоваться даже для борьбы с советскими танками. Самоходки на английском шасси провоевали в СССР до конца 1942 года, когда в боях были потеряны последние машины данного типа.
Тактико-технические характеристики G.Pz. Mk. VI (e):
Боевая масса — 6,5 т.
Силовая установка — 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с.
Вооружение — 105-мм полевая гаубица leFH 16 и один 7,92-мм пулемет MG34.
Экипаж — 5 человек.
Источники информации:

Немецкие самоходные орудия Второй мировой войны

Противотанковые самоходные установки (СУ)

Победа над поляками в 1939 году тем не менее не помешала немцам увидеть, как слабы их собственные танки. Особенно в борьбе с танками противника. Поэтому перед нападением на Францию в 1940 году танковые дивизии вермахта пополнились чешскими 47-мм противотанковыми пушками, установленными на ходовую часть от танка Panzer I. Получалась неплохая противотанковая самоходка Panzer Jager I, которая, следуя в рядах немецких танков, могла с ходу поддерживать их своим более мощным огнем.

Поистине гибельными для Panzer Jager стали не столько советские танки, но и русские просторы с бездорожьем. Ходовая от Panzer I ломалась даже на австрийских автобанах в 1938-м, а теперь на русских дорогах сдавала вовсе

Но если во Франции новая СУ еще как-то справлялась со своими задачами, то война в России поставила на ее боевой карьере крест. Масштабы и грандиозность боев оказались иными. Поэтому в 1942 году ей на смену было создано целое семейство противотанковых СУ «мардер» (куница), с 75-мм пушкой, выпускавшихся до самого конца войны.

Противотанковая 75-мм пушка, установленная на шасси от французского тягача, положила начало целому семейству самоходных установок, названных «куницами» (Marder). «Мардер» I — это СУ на базе французских машин «Мардер» II — это СУ на базе немецких танков Panzer П. Первые 210 противотанковых самоходок, вооруженных русскими 76-мм пушками Ф-22, строились на шасси от новых Panzer II D или переделывались из огнеметных танков «Фламмпанцер» II «Мардер» III — это СУ на базе чешских танков LT-38. Нарисованная слева «куница» вооружалась русской пушкой Ф-22, а нарисованная справа — немецкой Рак 40. «Мардер» III стала самой массовой противотанковой СУ вермахта. Было построено почти 2 тысячи таких самоходок. «Шершень» — самая сильная противотанковая СУ вермахта. Она вооружена шестиметровой 88-мм пушкой

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон» Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик» Самоходная 150-мм гаубица «шмель» Самоходная 105-мм гаубица «оса»

Штурмовые орудия

В это трудно поверить, но, вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизионов. Вся техника вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, еду и боеприпасы в пехоте по-прежнему тащили на себе лошади. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий стали штурмовые орудия «штурм гешютц» (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе от танка Panzer III.

В скоротечных компаниях на Западе StuG III проявили себя неплохо. Но в ожесточеннейших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для штурмовой самоходки требовалось более мощное орудие.

StuG III Т-35

В Сталинграских боях 1942 года была опробована самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перетяжелило ходовую часть от «тройки». Поэтому в преддверии грозных событий под Курском 150-мм пушка была установлена на более крепкую ходовую от танка Panzer IV (самоходка «бруммбар»), а в рубке «штурмгешюц» удалось разместить легкую 105-мм пехотную гаубицу (самоходка StuH 42). Дебютировали на Курской дуге и штурмовые 88-мм орудия «фердинанд», оказавшиеся неплохими истребителями танков.

Но и с новым, более мощными штурмовыми орудиями вермахту в 1943 году не удалось переломить ход войны в свою пользу.

Настоящей диковинкой в семействе штурмовых СУ стал «штурм-тигр», вооруженный 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Уделом этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало разрушение восставшей Варшавы да обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не грех и сфотографироваться.

«Штурм-тигр» Восемнадцать «штурмтигров», конечно же, не смогли переломить ход войны в пользу Германии. Зато вошли в историю двумя эффектными попаданиями. Один раз — в крупный бункер, занятый противником на «линии Зигфрида», другой раз — в скопление американских танков, когда три «шермана» почти испарились, а еще пять были разрушены. StuIG 33, впервые опробованные в Сталинграде, на Курской дуге применялись также в танковых дивизиях вермахта StuH 42, вооруженную 105-мм орудием, у нас именовали то «артиштурмом», а то и самим «Фердинандом» Штурмовое орудие «фердинанд», подобно StuG III очень быстро превратилось в настоящего истребителя танков. Не имея пулемета, неуклюжий «фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою «Бруммбар» (медведь-ворчун) получил свое название за грозный вид и ворчащий мотор от Panzer IV. Оборонительный пулемет, нарисованный здесь, появился на поздних СУ

Истребители танков

Открытые сверху и сзади противотанковые самоходки вермахта, попадающие вслед за своими танками в самое пекло боя, легко уничтожал противник.

По аналогии с пехотными, полностью бронированными, StuG III для танковых дивизий стали строить такие же истребители танков.

Деревянный макет Jagdpanzer IV с длинноствольной 75-мм пушкой показали Гитлеру еще осенью 1942 г. Но выпуск этого истребителя начался только в начале 1944 г. и с более короткой пушкой, т.к. длинноствольных орудий для танков «пантера» не хватало. Настоящим подарком ко дню рождения фюрера стала установка на этом истребителе танков долгожданной пушки, так немыслимо далеко выступавшей за габариты самоходки. До войны же почти все военные в мире считали совершенно недопустимым даже небольшой вынос ствола за габариты боевой машины. А тут такой подарок! «Ягдпантера»

В 1943 году чрезмерно забронированный «Фердинанд» оказался слишком тяжелой СУ. Весной 1944 года появились более подвижные истребители «хетцер» и «ягдпанцер» IV, вооруженные 75-мм пушкой и «ягдпантера» — 88 орудием.

Самым же мощным истребителем танков стал 75-тонный монстр «Ягдтигр» с 128-мм пушкой и рекордной за всю войну броней — 25 см! Выдержать такую механику могли лишь дороги с твердым покрытием, отчего она и использовалась преимущественно на Западном фронте. Для борьбы с «Ягдтигром» союзники, как правило, вызывали свою штурмовую авиацию.

Расходуя почти 900 л горючего на 100 км, «Ягдтигр» был самой расточительной машиной в вермахте. «Ягдтигр» оказался необычным рекордсменом. Это была самая тяжелая из серийно выпускавшихся машин в мире. То, что на бумаге казалось ее достоинством, в реальности оборачивалось кошмаром. Крепко забронированный монстр имел на борту чуть ли не тонну бензина Первым истребителем танков стала StuG 40 с длинной 75-мм пушкой. Но эта самоходка имела слишком сложную в изготовлении рубку. Следующие истребители танков немцы стали строить по аналогии с советской СУ-85, имевшей простую и очень рациональную форму корпуса Чрезвычайно маневренный и малозаметный «хетцер» с дистанционно управляемым пулеметом очень любили немецкие самоходчики. Виртуозно владея этой машиной, они добивались впечатляющих успехов, чем вызывали у противника закономерные проклятья. Поразив ненавистную самоходку, наши бойцы обычно радовались: «Убил клопа!» Построенные в количестве 2584 штук, после войны «хетцеры» несли службу в чехословацкой армии (до начала 50-х гг.), а в швейцарской – до начала 70-х.
Поделиться ссылкой