Немецкие авиабомбы второй мировой войны классификация

Штаб гражданской обороны СССР

3. АВИАЦИОННЫЕ БОЕПРИПАСЫ БЫВШЕЙ ГЕРМАНСКОЙ

АРМИИ

Фугасные авиабомбы

Бывшая германская армия на территории нашей страны при­меняла фугасные авиабомбы калибров: 50, 100, 250, 500, 1000, 1400, 1700, 1800 и 2500 кг.

Корпуса ФАБ (рис. 22) выполнялись из углеродистой стали двух типов: тонкостенные и толстостенные.

Тонкостенные сваривались из трех частей: головной, средней (цилиндрической) и донной. У авиабомб калибра 50 кг донная часть присоединялась к средней винтами. Внешне тонкостенные и толстостенные авиабомбы отличались формой средней части. У тонкостенных авиабомб средняя часть цилиндрическая, а у тол­стостенных— суживалась в направлении к донной части.

Корпуса авиабомб калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг изготов­лялись тонкостенной и толстостенной конструкции. Корпуса авиа­бомб калибра 1400 и 1700 кг были только толстостенные, а ФАБ-1800 и ФАБ-2500 только тонкостенные. Все тонкостенные кор­пуса ФАБ сварной конструкции, а толстостенные — цельнотяну­тые. При маркировке тонкостенные авиабомбы обозначались SС. а толстостенные — SО.

Корпуса ФАБ-2500 и мин типа G выполнялись из легкого бе­лого сплава на основе алюминия.

В донной части корпусов имеются горловины, через которые производилось заполнение авиабомб взрывчатым веществом. Горловины закрывались ввинтной или навинчивающейся крышкой. Корпус ФАБ-2500 заполнялся ВВ через головное очко.

К головной части некоторых крупных ФАБ приваривались кольца треугольного сечения или чугунный наконечник, имеющий форму лемеха.

Авиабомбы калибра 50, 100, 250 и 500 кг обычно окрашива­лись в темно-серый цвет, а авиабомбы калибра 1000 кг и более — в голубой цвет.

В отличие от отечественных авиабомб германские авиабомбы снаряжались преимущественно боковыми взрывателями, разме­щенными в цилиндрической (средней) части корпуса. Взрыватели вставлялись в запальные стаканы. Крепление запального стакана

показано на рис. 23. Запаль­ный стакан

по длине равен диаметру авиабомбы.

Внутрен­няя поверхность запального

стакана покрывалась лаком.

Большинство авиабомб име­ли один

запальный стакан и только некоторые

тонкостен­ные авиабомбы калибра

250, 500 и 2500 кг снабжались дву­мя

запальными стаканами. В авиабомбах

калибра 250 и 500 кг оба запальных

стакана располагались в одной пло-­

скости, проходящей через их оси и

ось авиабомбы. В авиа­бомбе калибра 2

500 кг плоско­сти, проходящие через оси

за­пальных стаканов и авиабом­бы,

образуют угол 60°.

Фугасные авиабомбы сна­ряжались порошкообразными, плавлеными или комбиниро­ванными взрывчатыми веществами. У большинства тонкостен­ных ФАБ-1000 и более в головной части помещался заряд плав­леного, а в остальной — порошкообразного ВВ/ Чаще всего для снаряжения авиабомб применялись тротил, аммотол и аммонит.

Для одновременной детонации всего заряда взрывчатого веще­ства в авиабомбах калибра более 50 кг по оси авиабомбы разме­щался заряд из цилиндрических шашек мелинита или прессован­ного тротила, обернутого бумагой.

Взрыватель укреплялся всегда так, что линия, соединяющая плунжерные контакты, проходит параллельно оси бомбы. При этом маркировка взрывателя наносилась (выдавливалась) у плунжер­ного контакта, который ближе к головной части.

Известно несколько способов крепления взрывателей в за-

пальном стакане авиабомбы. Чаще всего встречается крепление взрывателя при помощи установочного и прижимного колец (рис. 24). На установочном кольце имеются внутренняя и наруж­ная выточки. На торцовой поверхности, обращенной к взрывателю, имеются вырез и круглый штифт.

Если взрыватель находится в запальном стакане, то штифт установочного кольца утоплен в отверстии в торцовой поверхности запального стакана, а штифт взрывателя входит в вырез устано­вочного кольца.

Прижимное кольцо имеет наружную резьбу и два выреза под ключ. Прижимное кольцо ввинчивается в уширенную часть за­пального стакана, прижимая установочное кольцо и взрыватель.

Встречается крепление взрывателей

кольцом без резьбы (рис. 25). В

кольце и запальном стакане имеются

боковые коль­цевые выточки, в

которые вставляются круглые

изогнутые шпильки (на рисунке эти

шпильки показаны наполовину

вынуты­ми). При закреплени взрывателя шпильки входят в выточки кольца и запального ста­кана и оказываются скрытыми от глаз.

Установочный штифт в этом кольце от­сутствует. Взрыватель фиксируется в опре­деленном положении в запальном стакане боковыми выступами на кольце. Установоч­ный штифт взрывателя входит в вырез кольца.

В осветительных ракетах и значительно реже в ФАБ встречается третий способ крепления взрывателей. В этом случае взрыватель удерживается плоским кольцом с фасонными проре­зями (рис. 26) при помощи двух винтов. Если винты ослабить и кольцо повернуть по часовой стрелке, кольцо легко удаляется. Взрыватель в бомбе фиксируется установочным штифтом, который входит в паз, имеющийся в запальном стакане.

В авиабомбах калибра 1000 кг и более применялись стальные удлинительные головки к взрывателям. Удлинительные головки имеют форму и размеры стандартной головки взрывателя. Они снабжены двумя плунжерными контактами.

Известны три типа удлинительных головок, отличающихся в основном высотой и расстоянием между установочными штифтами.

На торцовой плоскости этих

головок выбита римская цифра I, II

или III в со­ответствии с типом голо­-

вок. Иногда наносились другие

знаки или цифры. Но ни разу не

отмечалось, чтобы на внешней

поверх­ности удлинительной голов-­

ки наносилась маркировка

взрывателя.

Стабилизаторы герман­ских ФАБ

четырехлопастные, изготовлялись
из ста­ли или легкого сплава на

основе алюминия. Они кре­пились к

донной части авиа­бомб заклепками

или вин­тами. К авиабомбам калиб­ра

1000 кг и более стабили­затор

крепился специаль­ным манжетом.

У авиабомб среднего и крупного калибров все ло­пасти стабилизаторов скреплены между собой металлическими трубками или поясами. На конической части стабилизаторов нано­сились желтые или красные полосы.

Авиабомбы калибра до 500 кг подвешивались за ушко, которое ввинчивалось в головную или боковую часть корпуса. Более круп­ные авиабомбы подвешивались за ушко, прикрепленное к металлическому поясу (бандажу), охватывающему среднюю часть корпуса. Некоторые авиабомбы крупного калибра подвешива­лись на колодках или цапфах, закрепленных на средней части корпуса.

Маркировка германских ФАБ дана на рис. 27.

Основные данные германских ФАБ приведены в табл. 13.

Осколочные авиабомбы

Чаще всего встречаются пять образцов осколочных авиабомб-SО-1, SD-2, SD-10, ВdС-10 и SВе-50.

Осколочные авиабомбы представляют серьезную опасность в обращении с ними, так как они снаряжались взрывателями, кото­рые срабатывают от малейшего сотрясения.

Осколочная авиабомба SD-1 (рис. 28) представляет собой спе­циально ‘приспособленную для этой цели мин’ 50-мм миномета. Наружная поверхность бомбы окрашена в лимонно-желтый цвет. Авиабомба снабжалась головным механическим взрывателем мгновенного действия простейшей конструкции.

Осколочная авиабомба SD-2 (рис. 29) состоит из корпуса, внешнего раскрывающегося кожуха, взрывателя и соединительного троса.

Корпус авиабомбы представляет собой литой цилиндр длиной 75 мм и диаметром 76 мм. Окрашен он в зеленый цвет. Средняя толщина стенок корпуса 9,5 мм. Снаряжение — 206 г тротила. Вес корпуса 1160 г. Заполнение корпуса авиабомбы взрывчатым ве­ществом производилось через очко под взрыватель. Авиабомба снабжалась взрывателями 41,67 или 70.

Внешний раскрывающийся кожух весом 434 г выполнен из листовой стали и окрашен в зеленый цвет. Кожух состоит из двух круглых пластин диаметром 75 мм и двух гофрированных полу­цилиндров длиной 85 мм с бортиками в торцах.

Все эти части прикреплены шарнирно к крестообразной колодке, имеющей по­середине квадратное отверстие размером 10X10 мм. На кресто­образной колодке находятся пружины, стремящиеся раскрыть ко­жух. В нормальном положении кожух плотно облегает корпус авиабомбы.

Соединительный трос диаметром 4 мм и длиной 12 см. Один конец его присоединен к предохранительному болту взрывателя, а другой — свободный. Свободный конец троса заканчивается ква­дратной головкой сечением 10×10 мм.

Осколочная авиабомба SD-10 (рис. 30)

изготавливалась из ли­той стали. Толщина

корпуса 13 мм. Окрашена она в темно-серый

Осколочная авиабомба ВdС-10 (рис. 31)

внешне не отличается от

авиабомбы SD-10. Корпус авиабомбы

изготавливался из двух гонких стальных

стаканов, вставленных один в другой.

Пространство между стаканами заполнялось

металлическими осколками в цементном

растворе.

Осколочная авиабомба ЗВе-50 (рис. 32)

состоит из армирован-юго бетонного кожуха

толщиной 3,1 см. Внутри корпуса нахо-шлся

стальной стакан толщиной 2 мм. Стакан

заполнялся тро­тилом. При взрыве возникает

300—400 оскол­ков. Радиус поражения 80—100

м. Отдельные осколки летят на расстояние до

150—200 м.Основные данные германских

осколочных авиабомб приведены в табл. 14.

Зажигательные авиабомбы (ЗАБ)

Германские зажигательные авиабомбы разде­лялись на две группы. К первой группе относи­лись чисто зажигательные авиабомбы с неболь­шой пробивной способностью, которые применя­лись бывшей германской армией в начале войны. Ко второй группе относились зажигатель­ные авиабомбы с увеличенной пробивной спо­собностью: комбинированные фугасно-зажигательные и зажигательно-осколочные авиабомбы. Они появились уже на завершающем этапе войны.

Электронно-термитная зажигательная авиабомба весом 1 кг, состоит из цилиндрического электронного корпуса диаметром 50 мм, снаряженного пиротехнической смесью на основе термита, электронной или чугунной головки с инерционным взрывателем мгновенного действия А.Z.8312, электронной резьбовой пробки в онной части бомбы и штампованного жестяного стабилизатора. место донной пробки иногда устанавливался взрывной элемент гранатка), состоящий из стального стакана и прессованной шашки ТЭНА. Взрыватель бомбы — механический, инерционный, мгновенного действия.

Двухкилограммовая электронно-термитная зажигательная авиабомба представляет собой ту же1-кг авиабомбу, к электрон­ной головке которой привернут толстостенный стальной цилиндр. Внутри цилиндра помещены заряд взрывчатого вещества (обычно 75 г розового ТЭНА) и пиротехнический замедлитель на время от 1 до 7 мин. От действия взрывателя одновременно загораются зажигательное снаряжение и пиротехнический замедлитель.

Зажигательные авиабомбы типа «Р1аm» выполнялись в габари­тах корпусов тонкостенных ФАБ. Таких ЗАБ было два калибра —

250 и 500 кг.

На корпусах зажигательных авиабомб черной краской нано­силась маркировка Р1атС-250, Р1атС-250С и Р1атС-500. Соот­ветствующая надпись выштамповывалась на одном из перьев ста­билизатора. На цилиндрической части корпусов ЗАБ наносились два красных кольца. Снаряжались авиабомбы каменноугольным дегтем. Заряд ВВ составлял 0,65—1,2 кг прессованного тротила и одну стандартную кольцевую шашку мелинита, надеваемую на

хвостовик взрывателя.

Для зажигательных авиабомб Brand С-50 и BrandС-250А ис­пользовались корпуса фугасных тонкостенных авиабомб 5С-50

и 5С-250.

Снаряжались авиабомбы Жидкостью, по внешнему виду напо­минающей обычный резиновый клей. Жидкость слегка дымится на воздухе и имеет неприятный запах. В составе жидкости содержа­лись синтетические нефтепродукты, сероуглерод, белый фосфор и каучуко-подобное вещество, придающее липкость снаряжению.

Сила взрыва бомб незначительна. Корпус авиабомбы разры­вался на крупные части, а горючее разбрасывалось до 30 ж в сто­роны и воспламенялось.

Отличительным признаком авиабомб типа «Brand» является наличие на их корпусах двух красных колец и надписей Brand С-50 или Brand С-250А.

ivagkin

Применение немецкой авиацией мин-бомб SD-2 (Spreng Dickenwend — 2B (SD-2B) «Schmetterling») в первые дни войны стало очень приятным сюрпризом для советских ВВС.
Не то, чтобы в СССР не подозревали о наличии такого класса боеприпасов (задолго до 22 июня 1941 года были на вооружении кассеты РРАБ, которые применяли во время Зимней войны и позже уже во время Великой Отечественной — по праву можно назвать во время Второй мировой войны, так как обе войны составляющие части одной большой — и может даже японцы на себе их почувствовали летом 45-го).
Немцы SD-2 стали применять практически с первых дней Второй мировой, а может и с первых — ещё при ударах по польским аэродромам (хотя скорее всего уже в ходе войны, если судить о том, что SD-1 из миномётных мин пошли уже во время войны, в частности с корпусами трофейных французских миномётных мин). Потом прошлись по Великобритании и утверждают, что впервые их применили при бомбардировке города Ипсвич (Ipsvich) в 1940-м году, там же их 28 октября впервые и обнаружили британские взрывотехники и смогли обезвредить (взрыватель не взвелся).
Вполне возможно, что данное фото сделано именно тогда. Небольшое дополнение — на фото американская копия — мибы-бомбы М83. Обознался.
Стоит отметить, что история разработки данной бомбы-мины вообще неизвестна! Я ни нашёл ни одной публикации, где указано имя конструктора или хотя бы контора, где это сделали.
Ну а во всей своей красе SD-2 показали себя во время операции Барбаросса.
Знали ли в СССР о существовании это бомбы до 22 июня 1941 года — неизвестно. Вполне возможно, что поступали сведения от разведки в Великобритании, ведь британцы и фильм сняли, вроде как не секретный.
Никаких специальных мер по борьбе с таким оружием нет. Просто должна быть организована система ПВО, которая не позволит сбрасывать хоть обычные авиабомбы, хоть какие-либо кассетные боеприпасы.
В СССР к 22 июня 1941 года это организовано не было. Точнее ВВС думали, что это организовали, но немецкий план удара по советским аэродромам был организован лучше и Люфтваффе прошлись катком по советским аэродромам в первые дни плана Барбаросса. Достаточно активно применялись в атаках аэродромов и SD-2.
На сайте warspot была серия статей, посвященная этой операции. Вот и несколько фото из статей оттуда же.
Вставший на нос при вынужденной посадке Bf 109E позволяет рассмотреть четыре подфюзеляжных пилона, на каждый из которых подвешивалось по 24 двухкилограммовые бомбы-мины SD-2
​Бомбардировщик Ju 88 мог нести до 360 осколочных 2-килограммовых бомб SD-2, которые при сбросе с малой высоты создавали сплошную полосу поражения размерами до 50 на 300 метров. Видно, с какой высоты сбрасывались бомбы. В таких условия опытные экипажи практически не могли промахнуться.
А вот подвеска SD-2 под брюхо какого-то немецкого ераплана.
Тогда же появились и первые описания SD-2 (сделанные на основе трофейных документов), только почему-то в советских бумагах она упорно именуется как ГД-2.
А было и описание, сделанное типографским способом — качественная печать и т.д.
К огромному сожалению я не знаю где было отпечатана данная инструкция и какая дата. О том, что это самое начало войны говорит тот факт, что название мины S.Mi.35 ещё неизвестно, а также взрывателей.
А потом…А потом наступило белое пятно в истории SD-2 на Восточном фронте. Она не показана в книгах и пособиях и не попала в «Минно-подрывные средства противника» издания 1943 года. Мина-бомба SD-2 была описана во 2-м дополнении, которое увидело свет аж в 1945 году!
В авиационных изданиях она описана была ранее. Была издана специальная инструкция (скан которой я ранее выкладывал в инет уже лет 10 тому назад)
И в 1943-м году она снова появляется в армейских сводках, и снова ГД-2, хотя уже давно знали правильное название.
Видимо немцы после начала войны с СССР SD-2 применяли не очень активно, а когда инициатива перешла в руки РККА, то отступая стали снова встречаться эти бомбы-мины. В инструкции пишется, что они могут с успехом применяться советскими самолётами, но о таком мне слыхивать не приходилось. Возможно спецы по авиации когда-то приведут подобные примеры.
При чём в одном документа назвали бомбой-лягушкой (хотя и в инструкции выше тоже упомянуто)
По какой причине приписали такие свойства не ясно. Правда, это немного пересекается со словами Веремеева о том, что его отец именно SD-2 называл «лягушкой», а не S.Mi.35.
«Мой отец…почему то называл «лягушками» именно эти SD-2, а не выпрыгивающие мины S.Mi.35.»
Дополнительно стоит отметить, что мины-бомбы SD-2 представляют серьёзную опасность по сей день! Толстостенный корпус позволяет прекрасно сохраниться заряду ВВ, и сами взрыватели сделаны не из картона. С каждым годом вероятность срабатывания уменьшается, но эту возможность ни в коем случае нельзя исключать! Это не тот боеприпас, который прощает шалости.
В интернете не мало фотографий, где корпуса перемещают. Зачастую автор или не показывает в каком состоянии он нашёл мину-бомбу: не редко крыльчатки не открыты и взрыватель вообще не взвёлся, но если крыльчатки раскрылись, то лучше вообще не трогать, а позвонить в полицию и сообщить о находке.

Tags: Авиация, ВМВ, бомбы, мины РККА, немцы
75 лет назад, 9 сентября 1943 года немцы впервые с большим и громким успехом применили противокорабельное дистанционно-управляемое оружие. Всего четырех радиоуправляемых планирующих бомб FX-1400, они же «Фриц-икс», хватило на то, чтобы уничтожить флагман итальянского флота — новейший линкор «Рома» и тяжело повредить линкор «Италия», который вышел из строя до конца войны.
Атаковать флот своих недавних союзнков немцев вынудила подписанная 3 сентября капитуляция Италии и последовавший за ней приказ флоту идти на Мальту, чтобы там сдаться англичанам. Разумеется, гитлеровцы горели желанием расправиться с «предателями», а заодно и не допустить попадания в руки англичан мощных боевых кораблей.
Для операции были выделены 11 бомбардировщиков «Дорнье» Do-217, каждый из которых нес по две полуторатонные бомбы FX-1400. Самолеты обнаружили итальянскую эскадру в проливе Бонифачо между Сардинией и Корсикой. Атака производилась с высоты более 6000 метров, на которой экипажи могли не опасаться стрельбы корабельных зениток. В качестве первоочередных целей вполне закономерно были выбраны крупнейшие корабли эскадры — линкоры «Рома», «Италия» и «Витторио Венето»
Атака первого звена оказалась неудачной — наводчики бомб промахнулись, но второму звену удалось добиться прямого попадания в «Италию». Бомба наискосок попала в палубу, пробила корабль насквозь, вышла сквозь правый борт и взорвалась, образовав большую пробоину, через которую корабль принял 830 тонн воды. Еще одна бомба взорвалась у противоположного борта, разрушив топливные цистерны, но, к счастью для экипажа, не вызвав пожар. Несмотря на повреждения, «Италия» кое-как дошла до Мальты.
«Роме» атакованному третьим звеном, повезло гораздо меньше. Одна бомба, попавшая в палубу в районе полубака, прошила корабль навылет и взорвалась под днищем. В многометровую пробоину хлынула вода, быстро затопившая кормовое машинное отделение, часть котельных и бортовую электростанцию. Линкор резко сбавил ход, но продолжал движение, однако, вскоре в него угодила вторая бомба, вызвавшая детонацию боекомплекта орудийной башни главного калибра.
Огромный взрыв сбросил башню за борт, затем последовало еще несколько взрывов боеприпасов, буквально разорвавших корабль на две части. Носовая затонула сразу и с нее никто не спасся, а кормовая некоторое время держалась на плаву, благодаря чему с нее удалось спасти 596 человек. Однако 1253 члена команды и порядка 200 гражданских лиц, находившихся на линкоре, погибли. Среди них был и командир эскадры адмирал Карло Бергамини.
Линкор «Витторио Венето» избежал попаданий, возможно, из-за неопытности операторов планирующих бомб, для которых это был первый боевой вылет. Тем не менее, успех был впечатляющим, а «Рома» до сих пор остается единственным крупным военным кораблем, потопленным авиацией с помощью управляемого оружия. Если, конечно, не считать таким оружием японских камикадзе.
PS. Специально для зануд и любителей выискивать блох, которые в последнее время облюбовали мой журнал, замечу, что за две недели до атаки на итальянские линкоры немцы применили против американского флота планирующие бомбы с ракетными ускорителями «Хеншель» HS-293. Но тогда им удалось потопить только небольшой эскортный корабль «Эгрет» водоизмещением 1200 тонн и повредить еще три корабля того же класса.
Линкор «Рома», вступивший в строй летом 1942 года. Длина — 241 метр, водоизмещение — 46500 тонн, вооружение — 9х381 мм и 12х152 мм орудий в трехорудийных башнях, а также — 84 скорострельные зенитки калибра 20 — 90 мм, экипаж — 1920 человек.
Бомбардировщик Do-217K из 100-й боевой эскадры Люфтваффе, с подвешенными бомбами «Фриц-икс».
«Фриц-икс» на транспортной тележке, компьютерная графика Эдварда Калчака.
Музейный экземпляр «Фриц-икса» со снятой крышкой отсека радиооборудования.
Do-217 в момент сброса планирующей бомбы.
Еще один современный рисунок, автор которого мне неизвестен. Эта картинка содержит грубую ошибку. Сможете ее заметить?

Fritz X — Fritz X

Fritz X

Fritz X Guided Bomb

Тип

Anti-корабль скользит бомба

Место происхождения

нацистская Германия

История службы

В сервисе

Использован

Нацистская Германия ( Luftwaffe )

войны

Вторая Мировая Война

история добычи

дизайнер

Макс Kramer

производитель

Характеристики

масса

1362 кг (3003 фунтов)

длина

3,32 м (10,9 фута)

ширина

1,4 м (4,6 футов)

Диаметр

85,3 см (33,6 дюйма)

боеголовка

аматол взрывчатого вещества, бронебойно-

вес боеголовки

320 кг (710 фунтов)

Оперативный
диапазон

5 км (3,1 мили)

скорость

343 м / с (1,130 футов / с) 1235 км / ч (767 миль / ч)

Наведение
система

Кель-Straßburg FuG 203/230; MCLOS

Fritz X был наиболее общим названием для немецкой управляемой анти-корабль глиссады бомбы , используемой во время Второй мировой войны . Fritz X был первый в мире высокоточный оружие развернуты в бою и первым потопить корабль в бою. Fritz X был псевдоним используется как союзники и Люфтваффе персонал. Альтернативные названия включают Ruhrstahl SD 1400 X , Kramer X-1 , PC 1400X или FX 1400 (последние, наряду с неуправляемым PC 1400 Fritz прозвища, происхождение для имени «Fritz X»). Наряду с государствами Военно — воздушных сил Соединенных (USAAF) аналогично Azon оружия одного и того же периода, это один из предшественников современных противокорабельных ракет и высокоточного оружия .

Другой новинкой, после Hs293, явилась более простая в конструктивном отношении радиоуправляемая планирующая УАБ FX1400 (или, как ее еще называли, Fritz X), разработанная доктором Максом Крамером. Опыты по созданию планирующей бомбы на базе авиабомбы SC250 доктор Крамер начал в 1938 г. В 1940 г. разработками Крамера заинтересовалось командование ВВС и передало проект фирме «Рурстг АГ», причем в качестве боевой части была выбрана гораздо более тяжелая бронебойная авиабомба PC 1400.

Снабженный крестообразными стабилизаторами Fritz X мог применятся с высот не менее 4000 м. Бомба имела корпус из закалёна стали с толщиной стенок в оживальной части до 15 см. С высот ~ 6000 м она пробивала 130-мм палубную броню. Взрыватель ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникновения бомбы внутрь цели. Ускоритель подобный тому, какой был на Hs293, у FX1400 отсутствовал. Бомба имела хвостовой огонь-трассер, служивший для обозначения ее курса в условиях пониженной видимости. Это создавало ошибочно впечатление наличия ракетного двигателя.

Испытания FX1400 начались в феврале 1942 г. в Карлсхафене, но из-за потребности в «чистом небе» спустя два месяца были перенесены в солнечную Италию на учебный полигон Фоджа. Могли ли тогда итальянцы догадываться, какие потери их флоту нанесут эти бомбы полтора года спустя!

Для отработки методов применения Fritz X на авиабазе Грац Е сентябре 1942 г. было сформировано 21 -е учебно-испытательное командование на самолетах Не111Н и Do217K. Впоследствии оно вошло в состав 100-й бомбардировочной эскадры в качестве его III группы. И уже в 20-х числах июля 1943 г. перелетевшее на аэродром Фоджа звено HI/KG 100 предприняло две безрезультатные попытки нанести удар по английским судам на рейде Аугусты и у Сиракуз. Согласно данным британского историка С.Роскилла, опытные экземпляры FX1400, запускавшиеся с самолетов Do217, применялись и для нанесения ударов по Мальте.

Местом базирования KG 100 стала авиабаза Истр. С 10 сентября 1943 г. в командование эскадрой вступил кавалер Рыцарского креста майор Бернард Йопе, который днем раньше атаковал линкор «Рома». Свою высокую награду он получил ещё в 1940 г. за потопление гигантского лайнера «Эмпресс оф Бритен», который он уничтожил, летая на FW200 в составе KG40. 24 марта 1943 г. к Рыцарскому кресту командира KG 100 добавились дубовые листья (Eichenlaub). Группами 100-й эскадры с 10 сентября командовали гауптманы Хайнц Молинус (II/KG100) и Герард Делер (III/KG100).

С наибольшим размахом бомбардировщики-носители УАБ использовались у Салерно и Анцио против корабельных десантных группировок с сильной ПВО, в условиях которой налеты самолетов других типов часто не имели успеха, а также против конвоев, идущих вдоль северо-африканского побережья — английских KMS, KMF и американских UGS.

Вместе с тем выявился ряд недостатков FX1400. Бомба не мс пользоваться в условиях низкой облачности, т. к. минимальная ее сбрасывания равнялась 4000 м. Высокая бронепробиваемость игравшая свою положительную роль в случаях с «Ромой» и «Уорсп» оказалась излишней даже для крейсеров, не говоря уже об эсминцах и торговых судах. Как правило, «Фриц» прошивал корабль насквозь взрывался только в воде под ним. В итоге, немцы отказались от применения боеприпасов этого типа, и 19 ноября 1943 г. группа HI/KG 1C прибыла в Германию перевооружаться на Hs293.

Несколько слов о радиоподавлении. Дело в том, что немцы сразу учитывали возможность такого рода противодействия и создали альтернативную систему наведения УАБ — по проводам. Катушки с проводом крепились на законцовках крыльев самолета-носителя и бомбы, причем общая длина провода равнялась 30 км. Самолет оснащался передающим устройством FuG207 «Дормунд», а бомба — приемником FuG237 «Дуйсбург». В целом же система функционировала аналогично системе «Киль-Страсбург». Разрабатывалось также телевизионная система наведения УАБ. Однако ни теленаведение, ни управление по проводам не были применены в боевых условиях. Что касается самого радиоподавления, то относительно его эффективности имеются самые различные оценки. Историки британского ВМФ указывают, что радиопомехи являлись весьма действенным средством защиты от управляемых бомб. Во всяком случае, западные союзники уделили ему достаточно много внимания. Немцы же, напротив, относились к радиоподавлению довольно скептически, очевидно, вследствие того, что их оценки результативности применения УАБ были явно завышенными. Причем, несмотря на то, что реальная эффективность планирующих бомб постепенно снижалась, донесения об успехах продолжали оставаться вполне обнадеживающими. Германская военная разведка оказалось в данном случае также не на высоте. Эффективность вражеских помех так и осталась до конца не выясненной, так что готовая система управления бомбой по проводам осталась не востребованной.

Данные о применении управляемой бомбы Fx1400

+ уничтожен
= поврежден прямым попаданием или близким разрывом