Научно техническая безопасность

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ

Ключевым звеном, обеспечивающим интенсивное развитие экономики, является научно-техническая сфера, поскольку ее основная функция как промежуточного звена между наукой и производством состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т п. через этап опытно-конструкторских работ.

Через научно-техническую сферу экономика влияет на науку, стимулируя научные исследования в направлениях, результаты исследований в которых позволяют экономике развиваться динамично и способствуют повышению конкурентоспособности производимых товаров и услуг Наука, в свою очередь, стимулирует те отрасли экономики, в которых возможна практическая реализация результатов перспективных фундаментальных и прикладных исследований.

Среди основных национальных интересов России в области научно-технических отношений можно отметить следующие:

• преодоление кризиса в науке, прекращение распада ведущих научных школ и научно-технических комплексов, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований, находящихся на мировом уровне;

• сохранение достигнутого мирового уровня и научного превосходства, особенно в отраслях, наиболее важных для обеспечения экономического и научно-технического прогресса, а также обеспечения военной безопасности страны;

• сохранение кадровой основы научного потенциала страны, противодействие интеллектуальной миграции научных сил за границу, систематическое воспроизводство научных кадров, создание им соответствующих научной квалификации условий жизни и повышение престижа научной деятельности;

• развитие материально-технической базы отечественной науки, отвечающей современным мировым стандартам;

• создание и использование соответствующего современным условиям механизма финансирования науки на основе сочетания целевых государственных расходов с возрастающей долей частного финансирования научных исследований прикладного характера;

• обеспечение качественно нового уровня включения российской науки и техники в мировой научно-технический процесс в интересах наращивания научно-технического и экономического потенциала страны, а также решения глобальных экологических и иных проблем;

• восстановление научно-технических связей России с другими странами СНГ.

Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической. Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них, и ее безопасность напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер. Вместе с тем она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.

Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами. К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «Современная наука становится все более технологизированной, а технология — научно фундированной». Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей, культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства, жизнедеятельности, управления, информации и т.п. Все они должны быть предельно научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.

Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться, ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в фундаментальной и прикладной науке, а все остальное — это поддерживающие ее сферы и конкретные структуры (в частности, финансовая, организационно-управленческая и Т.д.).

Научно-техническая безопасность — один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и др.), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности дает возможность поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.

Научная и техническая безопасность означает обеспечение условий для использования техники, информации и исследований в целях развития страны, приспособленных к ее экологическим условиям, — для повышения национального научного потенциала и интеллектуальной конкурентоспособности.

Внешние факторы, которые могут неблагоприятно воздействовать на обеспечение научной и технической безопасности:

1) техническая зависимость от какой-либо страны в отрасли экономики, имеющей стратегическую важность для развития страны;

2) отсталость в научном и техническом развитии.

Внутренние факторы, которые могут неблагоприятно воздействовать на обеспечение научной и технической безопасности:

1) отсутствие единообразной правительственной политики по научному и техническому развитию;

2) утрата традиционной проверенной временем технологии;

3) недостаточная правительственная защита конкретных технологий, а также исследований и информации о генофонде населения, растений и животных и потеря научных и технологических секретов;

4) неспособность внедрить мировые передовые технологии из-за отсутствия благоприятных экономических и юридических условий и гарантий;

5) утрата конкурентоспособности национальной техники и технологии из-за невнедрения современных достижений науки и техники и в результате последующее отставание;

6) неспособность в полной мере использовать национальный интеллектуальный потенциал и подготовленные кадры страны;

7) отсутствие условий для использования новых и инновационных технологий в производстве.

Рассматривая сферу научно-технических отношений, можно отметить наличие следующих угроз.

Внутренние угрозы:

1) утрата приоритетов научно-технической политики;

2) разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;

3) снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;

4) возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;

5) утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.

Внешние угрозы:

1) разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;

2) стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;

3) расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.

Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

а

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.

Достижение стратегических целей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации невозможно без развития научно-технической и технологической сферы, как основы, обеспечивающей устойчивый рост промышленности и экономики в целом. Для сферы науки, техники, технологий и образования стратегия национальной безопасности РФ ставит задачу развития государственных научных и научно-технических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований, создания передовой техники и высокотехнологических производственных комплексов, а также повышение уровня образования и профессиональных качеств кадров, особенно в области высшего образования.

1 декабря 2016 года № 642 указом Президента Российской Федерации В. Путинным утверждена Стратегия научно-

технологического развития Российской Федерации . Стратегией определяются «цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период».

Существуют внешние и внутренние угрозы обеспечению национальной безопасности в сфере науки, техники и технологий связанны с одной стороны с этапом затянувшегося перехода России от постиндустриального периода развития экономики в последующий технологический уклад , а с другой с современным состоянием отношений. К внешним угрозам следует отнести:

— зависимость от импортных поставок научного и высокотехнологичного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов;

— несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий;

— необоснованные односторонние международные санкции в отношении передовых предприятий оборонно-промышленного комплекса, научных и образовательных организаций России.

Внутренние угрозы обусловлены:

— возрастанием научно-технического отставания России и утратой ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;

— утратой конкурентоспособности национальной техники и технологии из-за невнедрения современных достижений науки и техники и в результате последующее отставание;

— утратой приоритетов научно -технической политики;

— отсутствием единообразной правительственной политики научного и технического развития;

— недостаточным финансированием наукоемкого сектора экономики со стороны государства;

— отсутствием инвестиций в развитие национальных наукоемких производств со стороны бизнеса;

— недостаточной мотивацией в сфере инновационной и промышленной политики;

— низким уровнем социальной защищенности научного, инженерно-технического и профессорско-преподавательского состава.

— отсутствием условий для использования новых и инновационных технологий в производстве.

1 А. Макаренко

Таким образом, угрозы национальной безопасности в большой мере обусловлены научно-технической и технологической безопасностью, под которой будем понимать обеспечение условий для использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий, а также научно-технической информации в целях устойчивого инновационного развития национальной экономики при сохранении ее экологического потенциала и условий социально развитого состояния общества.

Состояние научно-технической и технологической безопасности предполагает непрерывное повышение национального научного потенциала и создание научно-технического задела для прогрессивного развития техники и технологии, обеспечивающих интеллектуальную конкурентоспособность страны. Научно-техническая и технологическая безопасность самым тесным образом связана со сферами экономики и политики. Она не может развиваться самостоятельно без них, и ее состояние напрямую зависит от состояния безопасности обеих вышеперечисленных сфер. Так научно -техническая и технологическая сфера, выполняя роль промежуточного звена между наукой и производством, обеспечивает основную функцию доведения результатов фундаментальной и прикладной науки до производства в виде конкретных образцов техники и новых технологий через этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и постановку новой техники на производство. Экономика через научно-техническую и технологическую сферу влияет на науку, стимулируя научные исследования в направлениях, результаты исследований в которых позволяют в том числе экономике развиваться динамично и способствуют повышению конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Политика определяет инвестиционное состояние в наиболее перспективных для страны областях экономики и напрямую связано с финансированием научных исследований в целях их развития. Наука, в свою очередь, стимулирует те отрасли экономики, в которых возможна практическая реализация результатов перспективных фундаментальных и прикладных исследований.

Организационно российская наука разделяется на пять наследственных секторов:

1. Академическая наука, представляемая учреждениями Российской академии наук (РАН) и других государственных академий наук

2. Вузовская наука, представляемая федеральными университетами, исследовательски-

ми университетами, институтами, проблемными отраслевыми лабораториями, научно -исследовательскими отделами и секторами высших учебных заведений

3. Отраслевая наука, представляемая самостоятельными научными организациями, подчиненными органам отраслевого управления (министерствам и ведомствам)

4. Корпоративная наука, представляемая как самостоятельными научными организациями, входящими в состав производственных корпораций, так и (в основном) конструкторские, технологические и другие технические службы — подразделения в структуре предприятий и структурные единицы в составе производственных объединений (неюридические лица). В эту группу следует включить также отраслевые НИИ и КБ, созданные коммерческими структурами, в том числе с привлечением иностранного капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вневедомственная наука, представляемая негосударственными научными организациями, созданными в результате приватизации либо при государственных организациях в форме малых предприятий различных организационно правовых форм, а также малые инновационные (венчурные) предприятия.

В постиндустриальном периоде развитие секторов науки коснулось в основном сферы прикладной науки и только тех, где необходимость скорейшей коммерциализации научного продукта казалась очевидной. В результате были созданы три новые организационные структуры научно-технической и технологической сферы:

1. Инкубатор, специализирующаяся на создании благоприятных условий для деятельности малых венчурных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи.

2. Технопарк, включающий в себя научные учреждения, высшие учебные заведения и предприятия промышленности, как правило компактно расположенные, а также информационные, выставочные комплексы и др.

3. Технополис, включающая в себя в целом небольшой город (населенный пункт), так называемые наукограды, развитие которых было целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы, а также на подготовку научных, инженерных и рабочих кадров, необходимых для функционирования такого комплекса. Как правило первые две организационные структуры также являются его составляющими.

Потребность в формировании новых структур возникла в связи с потребностью в

развитии приоритетных технологий и, соответственно, новых промышленных отраслей на базе этих технологий, которые будут определять экономическое лицо России — как индустриально развитой страны в ближайшие десятилетия. Решение этой комплексной проблемы предполагало резкое повышение наукоёмкости производства, что в свою очередь потребовало поиска новых форм взаимодействия науки и производства.

Российских технополисов не так много. Всех их можно перечислить:

— инновационный центр «Сколково» (г. Москва), основная направленность которого на такие отрасли экономики, как энергоэффективность, телекоммуникации и космос, ядерные и информационные технологии, а также фармацевтика и медицинская техника;

— Иннополис, расположенный в Татарстане, главной целью которого является развитие высоких технологий (1Т-сфера и робототехника), а также борьба с утечкой мозгов;

— техногород «ИНО Томск», расположенный в Томской агломерации, деятельность которого направлена на развитие инноваций в нефтехимии, электронном приборостроении, ядерных технологиях, возобновляемых природных ресурсах, фармацевтике и медицинской технике, а также в использовании нетрадиционных источников углеводородного сырья;

— технополис GS в городе Гусев Калининградской области, единственный созданный по частной инициативе, специализирующийся в области нанотехнологий, микроэлектроники, радиоэлектронной промышленности, инновационного домостроения.

На сегодня это все российские технополисы. По поручению президента страны в настоящее время в г. Анапе строится военный инновационный технополис «ЭРА» (элита российской армии), цель которого создание инновационных военных разработок техники нового поколения.

Несмотря на то, что технополисы взаимодействуют со многими передовыми университетами, причем как российскими, так и зарубежными и оказывают положительное влияние на развитие отечественного производства и науки число их явно недостаточно. Причина в том, что создание и функционирование технополисов требует больших финансовых средств, которые не под силу только государственному бюджету. Финансирование технополисов требует поддержки муниципалитетов, частных фирм и иностранных инвесторов, которое проблематично в современных условиях.

Например, в Японии, которая одной из первых стран пришла к созданию технопарков, источники финансирования технополисов распределены между инвесторами следующим образом: 30% — государство, 30% — муниципалитеты, 30% — фирмы и частные лица, 10% — иностранные инвесторы. В некоторых западных странах с развитой рыночной экономикой около 60 — 75 % расходов на науку финансируют фирмы и частные лица.

Структура затрат на исследования и разработки в России иная. Финансирование производства научно-технической продукции производится преимущественно за счет государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности. При этом сохраняются невысокие по сравнению со странами — лидерами мировой экономики масштабы финансирования исследований, что в свою очередь не позволяет обеспечить необходимое улучшение материально-технического и кадрового обеспечения исследовательского процесса.

Совершенствованию политики финансирования науки и инноваций принадлежит центральное место в обеспечении научно-технической и технологической безопасности . Причем, основными критерием (в условиях ограниченных объемов финансирования) должна быть эффективность использования финансовых средств, направляемых на весь инновационный цикл создания инновационной продукции — на исследования, разработку и внедрение их результатов в производство, т.е. на коммерциализацию результатов исследований.

Реализация каждого этапа инновационного цикла связана с определенными рисками. Вероятность и последствия рисков на каждом этапе создания продукции различны. Поэтому очень важно изначально предусмотреть возможные риски и принять все меры для их предвидения, уменьшения и избегания. Рассмотрим возможные риски процесса коммерциализации процесса создания инновационной продукции и возможные способы их предотвращения.

Так на стадии исследований и ранней стадии разработок существует риск несоответствия технического замысла законам природы (физики, химии и др.). Снятие этого риска производится получением новых научных результатов (знаний) о формах и способах достижения поставленных практических целей и сопос-

тавлением новых знаний с известными законами природы.

На стадии проектирования и постановки на производство инновационного изделия существует риск несоответствия технического замысла уровню развития технологий, который снимается получением научно-технических результатов, то есть новых знаний о продуктах и/или процессах производства — о материалах, продуктах, процессах, устройствах, услугах, системах или методах.

Существуют также маркетинговые риски, которые могут быть связаны с неверной оценкой рынка инновационной продукции (выбором партнеров, потенциальных потребителей, оценкой объемов, емкости, себестоимости, стратегии и технологией сбыта товаров и услуг и др.). Избежать последствий маркетинговых рисков возможно путем проведения обширных маркетинговых исследований, причем на каждом этапе инновационного цикла.

Финансовые риски могут быть связаны с рисками нарушения планируемых финансовых потоков вследствие снижения уровня общей экономической стабильности в стране, повышения уровня инфляции, дефицита бюджетных средств и др.

Финансовых риски могут снижаться при привлечении к разработке и реализации инновационного проекта Правительства РФ, которое может предоставлять налоговые льготы, а также выступать в качестве гаранта на внутренние и зарубежные инвестиции.

Существуют и другие значимые риски научно-технической и технологической безопасности в инвестиционной деятельности -юридические, экологические, политические, социальные и др. Самым неожиданным риском может оказаться риск разрушения творческого коллектива в условиях функционирования российской науки и как следствие перенос научных исследований за рубеж, где условия более благоприятны, либо просто прекращение исследований в связи с уходом

Для минимизации последствий возможных рисков необходимо проводить различного рода исследовательские мероприятия, которые под силу только крупным инновационным организациям, что и приводит к необходимости концентрации науки и производства инновационной продукции в форме наукоградов и технополисов.

Сегодняшняя стратегия Российской Федерации в области научно-технической и технологической безопасности направлена на обеспечение прорыва на международный рынок наукоемкой продукции, что одновременно

защитит ее внутренний рынок и остановит процесс деградации научного, интеллектуального и производственного потенциала. Стратегический запас России составляет уровень знаний в таких областях как: авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение, который сегодня приближается к мировому, если не превосходит его. Значительные успехи достигнуты в области ГГ-технологий, лазерных и ионо-плазменных технологий, биотехнологий и др. Имея в виду наличие в России огромных мощностей в области машиностроения и металлообработки (включая предприятия ВПК), сырьевой базы и высококвалифицированных кадров (особенно в сфере науки и образования), а также учитывая геополитические интересы России, такой прорыв имеет реальные шансы осуществиться в короткие сроки.

Важнейшим условием обеспечения прорыва в научно-технической и технологической безопасности является концентрация научного потенциала, финансовых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Правительство РФ в последние годы выделяет значительные финансовые средства на НИОКР для развития нанотехнологий, электроники, цифровых технологий и др. Проблема в том, что эти средства расходуются в основном на «импортозамещение», т.е. создание закрытых российских решений, замещающие закрытые зарубежные решения, позволяющие только использовать технологию, но не дающие возможности ее самостоятельно развивать и контролировать составляющие процессы. Вследствие существенного отставания при этом возникают проблемы, связанные с дотационным финансированием отрасли с «уходом в песок» средств, выделяемых на НИОКР с невозможностью инвестиций со стороны как российских, так и зарубежных компаний вследствие отсутствия интереса крупных частных инвесторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной стратегической целью обеспечения научно-технической и технологической безопасности государственной политики должно стать обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны, а также выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.

Достижение основной стратегической цели связано с неотложным решением задач:

— сохранением ведущих научных школ и достигнутого научного превосходства путем

определения единообразной научной и технической политики и ее приоритетных задач, выделения достаточных средств (не менее 3% национального дохода ) на финансирование научной деятельности;

— повышение престижа научной деятельности путем постоянного повышения качества системы образования и совершенствование системы воспроизводства научных кадров, создания интеллектуальных и материальных предпосылок и условий для работы и процветания в собственной стране;

— повышение материальной заинтересованности в среде научной деятельности, создание соответствующих научной квалификации условий жизни и деятельности технических специалистов и научно-технических работников, поощрение честной конкуренции за внедрение инновационных научно-технических достижений в промышленность и за развитие промышленных технологий;

— создание отвечающей современным мировым стандартам отечественной материально-технической исследовательской базы;

— переход от использования закрытых технологий к использованию и развитию свободно распространяемых или коммерчески доступных открытых технологий, исключающих технологическую зависимость от зарубежных стран, способствующих их инвестиционной активности;

— селекционирование наиболее национально важных открытых научных проектов и концентрация интеллектуального научно-технического потенциал и материальных ресурсов на их реализации;

— создание защищенной государством базы данных национально значимых закрытых результатов научных исследований, изобретений и технических достижений, а также интегрированной национальной научно-технической информационной сети, обеспечивающей санкционированный допуск к научной информации;

— создание юридических гарантий для внедрения открытых иностранных технологий, адаптированных к российским условиям;

— разработка политических механизмов широкого привлечения частного финансирования научных исследований, особенно к исследованиям прикладной науки, обладающим перспективой высокой капитализации.

— предоставление налоговых и кредитных льгот частным предприятиям и организациям, инвестирующих в научно-технические исследования национальной важности и во внедрение их результатов на производственных предприятиях реальной экономики.

Очевидно, что обеспечение научно-технической и технологической безопасности для сложившейся в России экономических условий является сложной научной проблемой, предполагающей системный подход к решению вышеперечисленных задач, затрагивающих экономическую, социальную и юридическую сферы деятельности. Значительная роль в решении этих задач должна быть отведена отечественной вузовской науке, причем несмотря на то, что она уже значительно уступает по технической оснащенности и даже по квалификационному составу, опыту и навыкам научно-технического творчества и исследовательской работы персонала академической науке, да и прикладной, сосредоточенной в инновационных исследовательских центрах — технополисах и институтах относящихся к оборонным, космическим и др. отрасли.

Тем не менее, организация научных исследований в вузах имеет важное положительное значение, как для формированию высококвалифицированных специалистов путем приобщения студентов к исследовательской деятельности , так и непосредственно для воспроизводства научных кадров. Именно в вузах традиционно формировались передовые научные школы , которые и стали в последствии основой для современных инновационных научно-исследовательских площадок. Здесь готовятся научные кадры и воспитывается научная культура будущего исследователя для реальной экономики.

Требования подготовки кадров для развития российской экономики декларируется в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» на период до 2025 г. где на современном этапе особую актуальность приобретает инновационный характер деятельности научно-педагогической школы вуза, призванной обеспечить решение задач, направленных на развитие инновационной инфраструктуры, интеграцию науки, учебного процесса и производства.

Заявленные правительством России высокие темпы развития реальной экономики при сегодняшнем состоянии ее отраслей не подкреплены соответствующими действиями, направленными на развитие наукоемких отраслей на основе технологического прорыва. Достигнутые результаты не соответствуют декларируемым целям. Причина заключается в отсутствии внятной государственной стратегии инновационного прорыва, подкрепленной надежным долгосрочным научным прогнозом и конечными целями развития экономики России.

Правительство РФ все же принимает срочные меры по развитию в стране науки и инновационной деятельности. Так, в последние годы объем внутренних затрат на исследования и разработки достигает около 1трлн руб. При этом Россия входит в десятку в рейтинге ведущих стран мира по объему рассматриваемого показателя.

Однако удельный вес РФ в показателях мировой науки очень низок — он составляет не более 1% (при наличии трети всех мировых природных ресурсов). По данному показателю Россию в два раза превосходит Индия, в четыре раза Китай, а США более чем в 35 раз.

Преодоление отставания и переход к ускоренному развития российской экономики сегодня возможно только путем широкого применения новых эффективных достижений науки, внедрения новой высокопроизводительной техники и технологий, основанных на новых принципах организации производства. Преодоление этого пути возможно не пассивным приспособлением к развивающимся экономическим и научно-техническим новациям ведущих стран, а созданием национальной открытой системы научно-технического развития. Сегодня для развития российской экономики и ее технико-технологического переоснащения чрезвычайно опасным является переход к стратегии догоняющего развития, вызванный необходимостью импортозамеще-ния в санкционный период. Российская наука должна развиваться по пути, обеспечивающему перевод российской промышленности на инновационный путь развития, сохраняя мировое лидерство в тех областях, где уже получено преимущество отечественных технологий и проводя открытые исследования с привлечением инвестиций от отечественного бизнеса и иностранного капитала.

Национальная безопасность Российской федерации на современном этапе развития национальной экономики непосредственно связана с развитием научно-технической сферы, с созданием инновационных технологий и широким внедрением их реальную экономику. Она все больше связана с необходимостью привлечения инвестиций. Инвестиционная политика государства должна быть направлена на приоритетное развитие открытых инноваций на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, доступных для крупных отечественных и зарубежных производителей.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).

2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642), 2016, 39 с.

4. Лепеш Г.В. Экономика цифровая и реальная. //Технико-технологические проблемы сервиса. №4(42), 2017 г. С.3 — 6.

5. Лепеш Г.В. Повышение роли инновационных технологических центров в современных условиях реализации проблемно-ориентированного обучения. // Технико-технологические проблемы сервиса. -2016, №1(35), с. 3 — 5

6. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (проект). 3. Федеральный закон.

8. Цели устойчивого развития ООН и Россия. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние десятилетия в экономике развитых стран отмечаются повышенные темпы использования достижений НТП. Это объясняется окончанием холодной войны и направлением все большей доли усилий научных работников на решение проблем невоенного характера, высокими темпами миграции научных кадров и, соответственно, расширением обмена творческими достижениями, углублением научной и производственной кооперации в современном мире, что обусловлено процессами глобализации. В таких странах формируется экономика постиндустриального типа, основанная на знаниях, инновациях, внедрении передовых технологий во все сферы жизни общества.

Сегодня государственное регулирование экономики в России ниже допустимого и проявляется в неадекватной оценке ситуации, игнорировании реальной возможности исправить положение дел в отраслях, где еще нет существенного технологического отставания от конкурентов на мировом рынке. Особенно четко — недооценка и снижение роли государственного сектора в экономике прослеживаются по остающейся не выше 2% доле расходов бюджета, связанных с фундаментальными исследованиями, которые могли бы стать базой инновационного процесса и активизации экономического роста в перспективе.

1. Государственная научно-техническая политика

В России государственная научно-техническая политика определяется рядом законов, международных соглашений, постановлений Правительства РФ, указами Президента РФ. Одним из таких документов является Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с рядом изменений, внесенных федеральными законами. Этот Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).

Основные положения Закона:

Государственная научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики и выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и их реализации.

Основные цели государственной научно-технической политики:

  • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
  • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;
  • реализация важнейших социальных задач;
  • обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;
  • повышение эффективности и конкурентоспособности продукции материального производства;
  • улучшение экологической обстановки;
  • защита информационных ресурсов государства;
  • укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства;
  • упрочение взаимосвязи науки и образования.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Научной деятельностью называется работа, направленная на получение и применение новых знаний.

Законы Российской Федерации определяют направление развития экономики, а ресурсы и методы этого развития определяют государственные органы власти и прежде всего Правительство РФ и Дума. Именно от государственных органов власти зависят содержание научно-технической политики и результаты ее реализации.

Несмотря на принимаемые государством меры по развитию в стране науки и инновационной деятельности, удельный вес страны в показателях мировой науки очень низок. Удельный вес России в показателях мировой науки за 2004 г. составил только 1% (при 1/3 от всех мировых природных ресурсов), Индии — 2%, Китая — 3,9%, Японии — 15,1%, Европейского союза — 25,1%, США — 36,2%. Панов утверждает, что «традиционно мощный военно-промышленный комплекс сегодня дает всего около 8% наукоемкого объема промышленного производства региона. В то же время нарастающее техническое отставание бывших технологических лидеров, жесткие техпроцессы, ориентированные на традиционные виды продукции, стали основной причиной ситуации настоящей стагнации и кризиса на таких предприятиях. Мощности реально загружены не более чем на 12-15%. Причем со всеми вытекающими социальными и финансовыми последствиями — долгами по заработной плате, многомиллионной задолженностью перед бюджетами всех уровней. В таких условиях об инновациях в традиционных направлениях на этих предприятиях, как правило, говорить и не приходится. Есть, конечно, и приятные исключения, но их, к сожалению, не большинство и они скорее подтверждают общие тенденции».

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от таких факторов:

  • стадии экономического развития;
  • социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

  • активная, умеренная или пассивная;
  • сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
  • протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
  • с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
  • высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

2. Научно-техническая безопасность России

Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих угроз.

Внутренние угрозы:

  • утрата приоритетов научно-технической политики;
  • разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;
  • снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;
  • возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;
  • утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.

Внешние угрозы:

  • разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;
  • стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;
  • расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.

Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической, информационной. Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них и ее безопасность напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер. Вместе с тем она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.

Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами. К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «современная наука становится все более технологизированной, а технология — научно-фундированной». Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей, культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства, жизнедеятельности, управления, информации и т.п. Все они должны быть предельно научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.

Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться, ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в фундаментальной и прикладной науке, а все остальное — это поддерживающие ее сферы и конкретные структуры (в частности финансовая, организационно-управленческая и т.д.), поскольку основная функция научно-технической сферы, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.

Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции.

Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной науки и технологий должны являться:

  • возвращение к стабильному экономическому развитию;
  • обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны;
  • выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.

Существенную роль призвано сыграть осуществление государственного регулирования в области международного технологического сотрудничества и трансфера технологий.

Это регулирование должно быть нацелено на повышение технологического уровня отечественной промышленности, ликвидацию последствий разрыва научных и технологических связей между республиками бывшего СССР, обеспечение конкурентоспособности российских научных и технологических достижений на мировом рынке.

Конкретное регулирование технологии обмена может основываться на следующих принципах:

  • должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной прав на технологии отечественной разработки;
  • должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);
  • заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан), следует осуществлять лишь по лицензиям.

Научно-техническая безопасность — один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле — обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

  • формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;
  • создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;
  • реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;
  • обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

3. Финансирование научных исследований и разработок

Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета составили в 2007 г. 132.7 млрд. рублей против 97.4 млрд. рублей в 2006 г. и 76.9 млрд. рублей в 2005 г. Их удельный вес в расходах федерального бюджета в эти годы был равен 2.25%, 2.27% и 2.19 % соответственно. Рост финансовых вливаний в науку в последние годы не позволил компенсировать их масштабное снижение в начале реформ. Так, объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2007 г. Достиг всего 41.8% от уровня 1991 г.

Внутренние затраты на исследования и разработки, выраженные в текущих ценах, в России составили в 2007 г. 371.1 млрд. руб. В пересчете по паритету покупательной способности их объем по предварительной оценке это всего 23.5 млрд. долл., что заметно ниже, чем в большинстве развитых и некоторых развивающихся странах (США — 343.7 млрд. долл., Япония — 138.8, Китай — 86.8, Германия — 66.7, Корея — 35.9). Таким образом, если в 1991 г. по масштабам финансирования науки Россия уступала лишь США, Японии, Германии и Франции, то в настоящее время она опустилась на 9-е место.

В условиях высоких цен на топливно-энергетические ресурсы динамика внутренних затрат на науку отстает от роста ВВП. После многообещающего увеличения с 0.95% до 1.28% в 1998 — 2003 гг. их доля в ВВП сначала упала — до 1.15% в 2004 г., затем стабилизировалась на уровне 1.07% в 2005-2007 гг. и выросла до 1.12% в 2007 г. По показателю внутренних затрат на науку Россия занимает 29-е место в мире.

Наша страна отстает от большинства развитых государств и по объему затрат, который приходится на одного исследователя — 50.1 тыс. долларов. Для сравнения в Германии на одного исследователя приходится 236.4, в США — 233.8, а в Корее — 179.4 тыс. долларов. С учетом стратегических планов основных экономических конкурентов России по наращиванию инвестиций в науку высока вероятность того, что указанное отставание в перспективе может еще больше увеличиться.

Структура затрат на исследования и разработки России по источникам финансирования и социально-экономическим целям в некотором смысле «уникальна». Спрос на научно-техническую продукцию формируется преимущественно за счет государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых 60-75% расходов на науку финансирует частный сектор, соизмеримые «проценты» обеспечиваются бюджетом. При этом зависимость науки от бюджета в последние годы даже усиливается.

Отечественная научная система лишь в незначительной степени ориентирована на потребности экономики и общества. По данным 2006 г. на социальные цели приходилось 4.1% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки, а на повышение экономической эффективности и технологического уровня производства (в рамках цели «развитие промышленности») — 2.9%. Мало ресурсов направляется на поддержку наукоемких отраслей: производства автомобилей и прочих транспортных средств — 5.0%, электронной промышленности и производства оборудования для радио, телевидения и связи — 3.2%, производства электрических машин и аппаратуры — 0.4%, приборов — 2.3%.

Относительно небольшие средства тратятся на исследования и разработки в области охраны здоровья населения (2% общего объема внутренних затрат), что противоречит общемировым тенденциям, поскольку практически всем развитым странам удалось добиться ощутимого изменения структуры расходов в пользу именно этого направления. Эффективность их усилий подтверждается увеличением продолжительности и улучшением качества жизни населения.

Сохранение в России невысоких по сравнению со странами — лидерами мировой экономики масштабов финансирования исследований и разработок не позволяет обеспечить необходимое улучшение материально-технического и кадрового обеспечения исследовательского процесса. Парк приборов и оборудования обновляется медленно, что ведет к накоплению устаревших технических средств. В результате уровень техновооруженности в этой сфере является крайне низким; уменьшается стоимость машин и оборудования в постоянных ценах. Даже крупные научные организации недостаточно хорошо оснащены специализированной исследовательской техникой, измерительными и регулирующими приборами, лабораторным оборудованием, что препятствует не только получению прорывных результатов, но и осуществлению текущей исследовательской деятельности.

Как видим, обеспечение научно-технологической безопасности — сложная общественно-социальная, правовая, экономическая, научная проблема, решаемая в условиях жестких финансовых, материально-ресурсных, временных и иных ограничений, характерных для сложившейся в России социально-экономической обстановки. Лишь комплексное решение вышеназванных задач и целей одновременно в нескольких плоскостях сможет оказать свое регулирующее воздействие на обеспечение технологической безопасности страны.

Сегодня заявленные правительством высокие темпы развития не подкреплены соответствующими действиями, а результаты не соответствуют декларируемым целям. Очевидно, развитие наукоемких отраслей на основе технологического прорыва — важнейшая стратегическая задача России.

Эта задача может быть поставлена и решена исключительно государством, поскольку связана с решением как рыночных, так и нерыночных проблем. Выбор и реализация стратегии инновационного прорыва является экономической, научно-технической, социальной и нравственной необходимостью современной России. Проблема заключается в отсутствии внятной государственной стратегии инновационного прорыва, подкрепленной надежным долгосрочным научным прогнозом и конечными целями развития экономики России.

Россия как страна, стремящаяся к преодолению отставания и ускорению развития экономики, должна развиваться быстрее, чем передовые страны, применять новые эффективные достижения науки, новые принципы организации производства. Имитация и тиражирование широко известных достижений в технике и технологии никогда не дают эффекта большего, чем тот, который был получен страной-лидером, контролирующим, как правило, значительную часть мирового рынка. Поэтому для России чрезвычайно опасна осуществляемая ныне стратегия догоняющего развития. Ей сегодня нужно не пассивное приспособление к стремительным экономическим и научно-техническим новациям ведущих стран, а создание собственной национальной инновационной управляемой системы.

Источники и литература

Документы:

http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html — Совет Безопасности РФ.

Национальная безопасность России;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

Доктрина информационной безопасности РФ (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895);

Федерально-целевая программа:

Федеральный закон:

http://mon.gov.ru/ — Министерство образования и науки РФ.

ФЗ о науке и государственной научно-технической политике N 127-ФЗ 23 августа 1996 года;

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Статьи:

http://www.aselibrary.ru/ — Российская Ассоциация электронных библиотек. Журнал «Информационные ресурсы России» №4 2009г., Статья — Понятие и сущность информационной безопасности, и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ, Т. Закупень.

http://fin-result.ru/ — интернет-портал: Финансовый результат, Научно-техническая политика государства.

http://www.rau.su/ — Интернет-журнал «РАУ-Университет», статья Научно-техническая безопасность России, М.Арсентьев.

Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

http://sbinnovation.ru/%20- Совет Безопасности РФ. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Доктрина информационной безопасности утв. Президентом РФ ( сентября 2000 г. № Пр-1895)

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Научно-техническая безопасность России

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

В этих условиях военно-политическому руководству Российской Федерации приходится уделять все большее внимание формированию высокоэффективной системы обеспечение безопасности государства. «Безопасность собственная есть высший закон в политике», — писал наш великий соотечественник Н. Карамзин.

Обеспечение национальной безопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах, выявление и учет которых носит определяющее значение. В связи с этим основная задача системы национальной безопасности — защита национальных интересов от различного рода угроз. Однако бесспорно одно целенаправленное и эффективное обеспечение национальной безопасности невозможно безкомплексного использования правовых , экономических , научно-технических , духовно-нравственных , информационных, военных и иных возможностей общества и государства.

1. Государственная научно-техническая политика

В России государственная научно-техническая политика определяется рядом законов, международных соглашений, постановлений Правительства РФ, указами Президента РФ. Одним из таких документов является Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с рядом изменений, внесенных федеральными законами. Этот Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).

Основные положения Закона:

Государственная научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики и выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и их реализации.

Основные цели государственной научно-технической политики:

· развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

· увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;

· реализация важнейших социальных задач;

· обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;

· повышение эффективности и конкурентоспособности продукции материального производства;

· улучшение экологической обстановки;

· защита информационных ресурсов государства;

· укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства;

· упрочение взаимосвязи науки и образования.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Научной деятельностью называется работа, направленная на получение и применение новых знаний.

Законы Российской Федерации определяют направление развития экономики, а ресурсы и методы этого развития определяют государственные органы власти и прежде всего Правительство РФ и Дума. Именно от государственных органов власти зависят содержание научно-технической политики и результаты ее реализации.

Несмотря на принимаемые государством меры по развитию в стране науки и инновационной деятельности, удельный вес страны в показателях мировой науки очень низок. Удельный вес России в показателях мировой науки за 2004 г. составил только 1% (при 1/3 от всех мировых природных ресурсов), Индии — 2%, Китая — 3,9%, Японии — 15,1%, Европейского союза — 25,1%, США — 36,2%. Панов утверждает, что «традиционно мощный военно-промышленный комплекс сегодня дает всего около 8% наукоемкого объема промышленного производства региона. В то же время нарастающее техническое отставание бывших технологических лидеров, жесткие техпроцессы, ориентированные на традиционные виды продукции, стали основной причиной ситуации настоящей стагнации и кризиса на таких предприятиях. Мощности реально загружены не более чем на 12-15%. Причем со всеми вытекающими социальными и финансовыми последствиями — долгами по заработной плате, многомиллионной задолженностью перед бюджетами всех уровней. В таких условиях об инновациях в традиционных направлениях на этих предприятиях, как правило, говорить и не приходится. Есть, конечно, и приятные исключения, но их, к сожалению, не большинство и они скорее подтверждают общие тенденции.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от таких факторов:

· стадии экономического развития;

· социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

· активная, умеренная или пассивная;

· сдержанная, дающая простор рыночным процессам;

· протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;

· с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;

· высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

· с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.

2. Научно-техническая безопасность России

Научно-техническая безопасность — один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

· формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов;

· создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;

· реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности;

· обеспечения участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

Разрушение научно-технического потенциала страны ведет к утрате передовых позиций России в мире и снижению качества исследований на стратегически важных для страны направлениях научно-технического прогресса, к деградации наукоемких производств, снижению технического уровня материального производства и примитивизации производственных технологий, росту вероятности техногенных катастроф. Становится труднодостижимой кардинальная модернизация национальной технологической базы, а значит, усугубляется технологическая зависимость России от ведущих стран Запада, что подрывает оборонный потенциал государства.

Особую угрозу представляет низкий уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. Без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно.

Угроза национальной безопасности в социальной сфере состоит в повышении уровня бедности и имущественной дифференциации населения, бесконтрольном расслоении общества на узкий круг богатых и преобладающую массу необеспеченных граждан, нарастание социальной напряженности.

Проводимая государством политика, направленная на минимизацию наиболее опасных последствий кризиса и реагирования на чрезвычайные ситуации в социальной сфере, не позволила запустить один из важнейших механизмов экономического роста — стабилизацию уровня жизни. Не выработана общенациональная социальная программа.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере снижает интеллектуальный и производительный потенциал России, ведет к сокращению численности населения, утрате основных источников духовного и экономического развития, а, кроме того, в условиях определенного ослабления государственной власти, потери ее авторитета как гаранта обеспечения прав и свобод граждан провоцирует общественные потрясения и может стать основой для формирования авторитарно-тоталитарного политического режима.

В соответствии с утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г. «Концепцией национальной безопасности», отражающей совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей, более подробно рассмотрим в настоящей статье содержание ее научно-технической составляющей.

Ключевым звеном, обеспечивающим интенсивное развитие экономики, является научно-техническая сфера, поскольку ее основная функция, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.

В настоящее время экономический рост в большей мере, чем ранее, связан с эффективностью производства. Для этого необходимо качественно преобразовать производительные силы путем внедрения в них новейших достижений науки и техники.

В современном мире экономическая мощь страны определяется не столько объемом произведенного ВНП и наличием у нее ресурсов капитала и рабочей силы, сколько размерами ее научно-технического потенциала, эффективностью его использования, выражающейся в количестве изобретений и открытий, новых видов продукции, прежде всего техники и технологий. Научно-технический потенциал стал сегодня ресурсом особого рода, без него современное конкурентоспособное производство становится невозможным.

Научно-технический потенциал, однако, определяется не только количеством имеющихся научно-технических ресурсов, но и их качеством, умением управлять этими ресурсами, правильно оценивать перспективы, внутренней заинтересованностью ученых в открытиях и изобретениях. Например, две лаборатории, имеющие равные финансовые и кадровые ресурсы, работающие на одинаковом оборудовании, могут обладать существенно разными потенциалами, если в одной собрались кадры, состоящие из «средних ученых» со слабой трудовой мотивацией и низкими творческими способностями, а в другой — блестящий творческий персонал, нацеленный на реальное изобретение и возглавляемый талантливым руководителем. И наоборот, сколько ни наделяй ресурсами «среднего ученого», он вряд ли вообще совершит когда-нибудь открытие, которое сделает талантливый исследователь, не имеющий, казалось бы, самого необходимого оборудования и поддержки.

Через научно-техническую сферу экономика влияет на науку, стимулируя научные исследования в направлениях, результаты исследований в которых позволяют экономике развиваться динамично и способствуют повышению конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Наука, в свою очередь, стимулирует те отрасли экономики в которых возможна практическая реализация результатов перспективных фундаментальных и прикладных исследований.

Среди основных национальных интересов России в области научно-технических отношений можно отметить следующие:

· преодоление кризиса в науке, прекращение распада ведущих научных школ и научно-технических комплексов, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований, находящихся на мировом уровне;

· сохранение достигнутого мирового уровня и научного превосходства, особенно в отраслях, наиболее важных для обеспечения экономического и научно-технического прогресса, а также обеспечения военной безопасности страны;

· сохранение кадровой основы научного потенциала страны, противодействие оттоку научных сил за границу, систематическое воспроизводство научных кадров (прежде всего на приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки), создание им соответствующих научной квалификации условий жизни и повышение престижа научной деятельности;

· развитие материально-технической базы отечественной науки, отвечающей современным мировым стандартам;

· создание и использование соответствующего современным условиям механизма финансирования науки на основе сочетания целевых государственных расходов (при приоритете за фундаментальными науками и военными НИОКР) с возрастающей долей частного финансирования научных исследований прикладного характера;

· обеспечение качественно нового уровня включения российской науки и техники в мировой научно-технический процесс в интересах наращивания научно-технического и экономического потенциала страны, а также решения глобальных экологических и иных проблем.

3. Восстановление научно-технических связей России с другими странами СНГ

технический национальная безопасность социальный

За последние годы заново сформирована договорно-правовая база сотрудничества со странами Восточной Европы. Близится к завершению подписание соглашения о научно-техническом сотрудничестве с государствами-участниками СНГ. Имеется достаточно внушительный задел проектов соглашений со странами Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, которые рассматриваются нами в качестве перспективных партнеров.

Проводится также работа по информационно-методическому обеспечению международного научно-технического сотрудничества. Миннауки России выпустило ряд сборников научных статей по проблемам научно-технологической безопасности и передачи технологий. Однако в силу недостатка финансовых средств они издаются малым тиражом и, к сожалению, не могут быть достоянием широкого круга заинтересованных организаций и ученых.

Необходимо выделить еще ряд вопросов, имеющих приоритетный характер.

Это:

· развитие сотрудничества с государствами-участниками СНГ ;

· защита российской интеллектуальной собственности;

· расширение сферы традиционного научно-технического сотрудничества через международную инновационную деятельность и совместную с иностранными партнерами коммерциализацию имеющихся результатов научно-технических и технологических разработок.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении стратегического курса с государствами-участниками Содружества Независимых Государств» (от 14 сентября 1995 года № 940) сотрудничество со странами ближнего зарубежья является приоритетным направлением международных научно-технических связей.

Законом о науке и государственной научно-технической политике, учитывая наличие высоко интегрированного научно-технического потенциала СНГ и других государств — бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, поручается органам государственной власти Российской Федерации содействовать развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и двусторонних договоров в с этими странами. Это полностью соответствует пожеланиям российских ученых и ученых из СНГ.

В прошлом году совместно с ведомствами по науке СНГ была разработана концепция создания общего научно-технологического пространства и подписано главами правительств Соглашение о создании общего научно-технологического пространства СНГ. Для реализации Соглашения создан Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию, в который вошли руководители ведомств по науке и президенты академий наук стран Содружества.

В соответствии с Соглашением сейчас завершается согласование проектов следующих базовых многосторонних межгосударственных договорно-правовых документов:

Соглашения о порядке и условиях привлечения исследовательских центров, ученых и специалистов государств-участников СНГ к выполнению национальных научно-технологических программ;

Конвенции о формировании и статусе межгосударственных научных и научно-технологических программ и проектов;

Конвенции о создании и статусе международных научно-исследовательских центров;

Конвенции о создании и статусе международных научных организаций, а также соглашения о сотрудничестве в области научно-технической информации.

Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих угроз.

Внутренние угрозы:

утрата приоритетов научно-технической политики;

разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;

снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;

возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;

утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.

Внешние угрозы:

разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;

стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;

расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.

Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической. Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них и ее безопасность напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер. Вместе с тем она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.

Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами. К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «современная наука становится все более технологизированной, а технология — научно-фундированной». Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей, культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства, жизнедеятельности, управления, информации и т.п. Все они должны быть предельно научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.

Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться, ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в фундаментальной и прикладной науке, а все остальное — это поддерживающие ее сферы и конкретные структуры (в частности финансовая, организационно-управленческая и т.д.), поскольку основная функция научно-технической сферы, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.

Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции.

4. Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной науки и технологий должны являться:

Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.

Базой развития науки и технологий являются:

1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников;

2) фундаментальная наука ,имеющая признанные научные школы и достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования;

3) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии ,научно-технический задел;

4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;

6) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.

Для достижения целей государственной политики в области развития науки и технологий должны решаться следующие основные задачи :

1. Создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством;

2. Совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3.Адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки ,технологий и техники;

4 Рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

5. Совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

6.Поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

7.Ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

8.Разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;

9.Совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе с международным

Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:

развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

формирование национальной инновационной системы;

повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

интеграция науки и образования;

развитие международного научно-технического сотрудничества.

возвращение к стабильному экономическому развитию;

обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны;

выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.

Существенную роль призвано сыграть осуществление государственного регулирования в области международного технологического сотрудничества и трансфера технологий.

Это регулирование должно быть нацелено на повышение технологического уровня отечественной промышленности, ликвидацию последствий разрыва научных и технологических связей между республиками бывшего СССР, обеспечение конкурентоспособности российских научных и технологических достижений на мировом рынке

Конкретное регулирование технологии обмена может основываться на следующих принципах:

должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной прав на технологии отечественной разработки;

должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);

заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан), следует осуществлять лишь по лицензиям.

Заключение

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением в России внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Процесс обеспечения национальной безопасности России в экономической сфере следует рассматривать как через ее внешнеэкономическую, так и через внутриэкономическую деятельность. Во внешнеэкономической деятельности приоритетными направлениями являются: создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; расширение рынков сбыта российской продукции; формирование единого экономического пространства с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг усиливается защита интересов отечественных товаропроизводителей, а также осуществляется регулирование деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, вводятся определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Во внутриэкономической деятельности России среди наиболее эффективных мер можно назвать: правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации; усиление государственного регулирования в экономике; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переход к экономическому росту (минимальная задача — удвоение внутреннего валового продукта) при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Основными путями решения указанных задач являются: концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализация программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Источники и литература

1. Национальная безопасность России;

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

3. Доктрина информационной безопасности РФ (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895);

4. Федерально-целевая программа:

6. Федеральный закон:

7. http://mon.gov.ru/ — Министерство образования и науки РФ.

8. ФЗ о науке и государственной научно-технической политике N 127-ФЗ 23 августа 1996 года;

9. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

10. Статьи:

11. http://www.aselibrary.ru/ — Российская Ассоциация электронных библиотек. Журнал «Информационные ресурсы России» №4 2009г., Статья — Понятие и сущность информационной безопасности, и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ, Т. Закупень.

13. http://fin-result.ru/ — интернет-портал: Финансовый результат, Научно-техническая политика государства.

14. http://www.rau.su/ — Интернет-журнал «РАУ-Университет», статья Научно-техническая безопасность России, М.Арсентьев.

Размещено на Allbest.ru

Национальная угроза России — её технологическая безопасность

Одной из проблем «инновационной» России стала её технологическая безопасность. В последнее десятилетие фактически исчезло выражение «инженерная мысль». Россию и русских перестали рассматривать в мире как державу и нацию, способные на технологические прорывы, способные изменить весь мир. В отчете Всемирного экономического форума за 2010 год Россия оказалась на 77 месте в рейтинге технологических развитых государств.

И это при открытости границ, возможности заимствовать иностранные технологии, узнавать о последних достижениях мировой научно-технической мысли. Хотя в СССР, при «железном занавесе», советские инженеры были «впереди планеты всей» в ведущих и важнейших сферах, таких как военная и космическая. Запуск первого искусственного спутника планеты, первый в мире атомный надводный корабль и первое атомное гражданское судно, полёт Ю. Гагарина, первый выход в открытый космос А. Леонова, чудо первого полёта «Бурана», всего и не перечислишь. Теперь о подобных достижениях нашей инженерной и конструкторской мысли мы вспоминаем смотря научно-популярные фильмы или читая книги.
«Геополитическая катастрофа» 1991 года привела к развалу промышленности, науки, массовому бегству ученых, инженеров за границу, было развалено и инженерное образование. Это настоящая угроза национальной безопасности России – без национальных современных технологий мы обречены на полное историческое поражение в этом стремительно меняющемся мире.
В настоящее время в РФ действуют 442 политехнических государственных вуза и 113 негосударственных вузов. По сообщению журнала «Инженерное образование», в мае 2010 года по проекту «Разработка и апробация системы мониторинга удовлетворенности работодателей качеством принимаемых выпускников высших учебных заведений» провели анкетирование об удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников российских вузов. В опросе приняли участие по два специалиста 10 крупнейших предприятий-работодателей города Кирова в области связи и IT-технологий, машиностроения, биотехнологий и энергетики. В данной анкете представители работодателей должны были оценить качество подготовки выпускников по 7-балльной системе. Большинство выставленных оценок было поставлено в интервале 3 – 5 баллов. Причем в ходе такого же исследования студенты оценили свои способности высоко – от 5 до 7 баллов. К тому же работодатели отметили невысокую способность применять свои знания на практике.
Чиновники из ведомства Фурсенко уверены, что и дальше можно «решать» проблему политехнического, да и иного образования бумаготворчеством (когда на бумаге сплошные инновации и модернизации, а на деле дальнейшая деградация) и карательными мерами. Но ситуацию не выправишь, продолжая идти путем внедрения т. н. «Болонской системы», когда преподаватели и учителя страны большей частью одни из самых малообеспеченных категорий страны. При откровенной и наглой роскоши чиновников и бизнесменов и их детишек это вызывает скрытый социальный протест педагогов, нежелание участвовать во внедрении новых стандартов. Но так как они не готовы оказывать сопротивление этим процессам, идёт саботирование «реформы Фурсенко». Именно поэтому различные инструкции, программы и прочие образовательные кодексы, которые выдумывают в минобразовании (чтобы показать свою кипучую деятельность и нужность), вступают в противоречие с реальной жизнью.
В этом случае абсолютно прав директор Аккредитационного центра Ассоциации инженерного образования России, профессор С.И.Герасимов: «Если менеджер в крупном супермаркете зарабатывает больше инженера ЦАГИ или СибНИА, то вероятность появления новых «Буранов» и сверхзвуковых самолетов ничтожно мала». Кроме того, в последнее время мало получить фундаментальные знания, главная задача вузов — научить молодого человека учиться, самостоятельно добывать знания и реализовывать их уже на практике.
По словам профессора Герасимова, с ноября 2010 года по январь 2011 года было проведено несколько семинаров-тренингов для руководящего состава инженерных вузов ряда федеральных округов. На них участникам предложили сделать оценки из этого ряда: системный и глубокий кризис; критическое состояние; временное ухудшение (стагнация); удовлетворительное состояние; хорошее состояние; другое. Более половины специалистов оценили состояние инженерного дела в России как системный, глубокий кризис или критическое состояние, ещё 27% оценили состояние как стагнация. И только 15% руководителей инженерных вузов признали его удовлетворительным. Формулировку «состояние дел «хорошее» не выбрал никто. Для спасения ситуации нужен комплекс мер экстренного характера.
Есть и другие гнетущие цифры: в России уже менее 30% школьников изъявляют сдавать ЕЭГ по физике, т. е. более 70% (!) старшеклассников не видит себя в сфере техники и технологий! В структуре вывоза России только около 5% — это машины и оборудование, в 60-70-е годы этот показатель был выше 20%. Для примера: в 2009 году в США этот показатель равнялся 34%, в Японии 62%, в Южной Корее до 50%. Трудно при таких показателях говорить: «Россия вперёд!» Куда «вперёд»?! К дальнейшей деградации образования, науки, сохранения только сырьевой ориентации?!
Ещё одна важная проблема России — у нас крайне низка профессиональная квалификация людей, принимающих управленческие решения. Для того чтобы стать доктором, профессором, есть определенные процедуры, но вот деканами, проректорами, ректорами, министрами часто становятся случайные люди, не имеющие нормальных управленческих навыков. Отсюда и проблема коррупции.
По мнению профессора Герасимова, можно предпринять конкретные шаги, чтобы изменить ситуацию к лучшему: принять Федеральный закон об инженерной деятельности (он будет регламентировать права и обязанности квалифицированного инженера, ведение национального регистра инженеров, определять требования к процедурам сертификации квалификаций и т. д.); необходима дебюрократизация деятельности высших учебных заведений, увеличение их автономии; готовить новый управленческий корпус для вузов; развивать национальную международно признанную систему общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации инженерных квалификаций; привлекать работодателей и ученых российской Академии Наук к процессу подготовки, переподготовки специалистов.
Ситуация в сфере инноваций
Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) подготовила отчет об итогах работы инновационного сектора России за первое полугодие 2011 года. По данным Ассоциации, в 2011 году на выполнение инновационных программ и проектов в рамках федерального и региональных бюджетов России было запланировано 1,2 трлн. рублей. Это на 7% больше, чем в 2010 году. В первое полугодие было использовано около 470 млрд. рублей, в это же время частные венчурные фонды инвестировали около 80 млн. долларов – финансы пошли примерно на 40 проектов. Для примера, за первое полугодие этого же года венчурные фонды в США вложили в примерно 1600 проектов более 11 млрд. долларов.
Наибольший объем вложений уже традиционно принадлежит сфере информационно-телекоммуникационных технологий — 23,6%, затем идут энергетика и энергосбережение — 14,1%, третье место у транспорта и двигателестроения -12,8%, четвертое у биотехнологий с медициной -11,3%. Наиболее положительная динамика у ИТ-технологий — + 4,2% (с 19.4% до 23.6%). В негативе остались: авиационные и космические системы — с 2,8% до 2,4% (соответственно с 2010 по 2011 годы); промышленные технологии – с 8,8% до 6,3%; сельскохозяйственные технологии – с 7,9% до 6,6%; строительные технологии — с 3,5% до 1,4%; экология и ресурсосбережение (лидер по сокращению инвестиций) — с 8,2% до 4,5%; электроника и приборостроение – с 4,8% до 3,9%.
При этом можно отметить серьезный провал, как и в предыдущие годы, в области военной робототехники. В то время как вооруженные силы западных стран, да и восточных стран, активно переходят на массовое применение роботизированных, автономных военных систем — беспилотных летательных аппаратов (БЛА), боевых роботов и роботов по разминированию — в Российской Федерации ни один из существующих проектов подобных военных систем (а их насчитывается более 50) в итоге так и не был запущен в серию.
Положительную динамику можно отметить в том, что происходит постепенное изменение системы географического распределения инноваторов по территории Российской Федерации. Крупные нестоличные инновационные центры начинают показывать более высокие темпы роста по числу кадров, занятых в инновационной сфере, по сравнению с двумя столицами — Москвой и Санкт-Петербургом. Доля этих центров по этому показателю в I полугодии уменьшилась на 3% и 5% соответственно. Москвы с 51% до 48%, Северной столицы с 26% до 21%, доля Новосибирска выросла с 5% до 7%, Томска с 4% до 6%, Екатеринбурга с 3% до 4%, Нижнего Новгорода с 3% до 6%, других центров с 8% до 11%.
Сохранилась негативная тенденция в области «утечки мозгов», молодых специалистов. Так, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий проводит ежегодный опрос среди выпускников 51 российского высшего учебного заведения из 11 регионов России. Согласно ему, в 2011 году порядка 7-11% российских выпускников эмигрируют за границу для продолжения своей карьеры ученого. Эти негативные показатели продолжают оставаться приблизительно на одинаковом уровне в последние годы. Особенно большую тревогу вызывает сегмент специалистов, которые окончили вузы России три — пять лет назад. Среди них доля покидающих Российскую Федерацию составила порядка 18% и затем увеличилась на 60% за последние три года. Стоит заметить, что для молодых ученых из России в качестве нового места работы и жительства наиболее привлекательными среди государств мира становятся страны члены Европейского Союза, такие как Германия, Франция, Голландия, Англия, Швейцария.