Национальные цели

Новости

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Совещание о действиях по реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить первоочередные меры по выполнению указа Президента, который был принят 7 мая текущего года и который определяет основные цели развития страны и, соответственно, задачи работы Правительства на перспективу.

Вы все, естественно, текст указа хорошо знаете, понимаете, что речь идёт о ключевых для развития нашей страны направлениях. В экономике это стабильное развитие с низкой инфляцией, умеренной безработицей, дальнейшим ростом доли несырьевого сектора, внедрением максимального количества инноваций, выпуском высококонкурентных товаров, освоением новых рынков.

Но главное, что вытекает из указа, – это дальнейшее повышение уровня жизни граждан нашей страны, рост продолжительности жизни, в том числе жизни активной, а стало быть, это хорошая медицина, комфортная среда, чистая экология и, безусловно, стабильные доходы.

Задачи, которые предстоит решать Правительству (я об этом говорил, выступая в Государственной Думе), беспрецедентны и по сложности, и по масштабу. И требуют от всех нас таких же серьёзных усилий, продуманных, аккуратных и взвешенных решений. Потребуют они и большой законотворческой работы.

Участники совещания

  • PDF

    Список участников совещания о дейсивиях по реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», 10 мая 2018 года

Кроме того, мы, естественно, не знаем, какова будет международная ситуация, как она будет развиваться, с какими новыми вызовами или ограничениями мы, вполне вероятно, столкнёмся, но в любом случае эти риски мы должны учитывать.

Как я и говорил, выступая в Государственной Думе, Правительство будет работать в открытом режиме. Экспертное сообщество, объединения предпринимателей, представители регионов, гражданское общество – все должны плотно подключиться к подготовке наиболее эффективных решений. И конечно, мы будем действовать в тесном контакте с коллегами из Государственной Думы, Совета Федерации, Администрации Президента – в общем, всеми, кто принимает участие в законотворческом процессе.

База для дальнейшего движения у нас есть, мы её создавали все предыдущие годы. Адаптировали экономику к внешним шокам, старались преодолевать внутренние структурные ограничения в экономике. Мы приспособились и к сильным колебаниям мировых цен на энергоносители. Добились восстановления общей позитивной динамики, в некоторых секторах – и заметного роста.

Многие из присутствующих участвовали в подготовке антикризисных мер, в разработке оптимальных механизмов поддержки регионов, основных отраслей промышленности, сельского хозяйства. И то, что наша страна с минимальными потерями прошла этот сложнейший период, это результат такой совместной деятельности.

Но сейчас задача сложнее. Экономика в соответствии с указом должна войти в пятёрку крупнейших экономик мира, причём вопреки всем сдерживающим факторам. А стало быть, необходимо решительное продвижение вперёд, более активный поиск новых возможностей, новых точек роста и новых партнёров.

Времени немного, сроки достаточно жёсткие. Два ключевых документа – Основные направления деятельности Правительства и Прогноз социально-экономического развития – должны быть утверждены до 1 октября текущего года, но, выступая в Государственной Думе, я сказал, что это максимальный срок. На самом деле работать нужно начинать прямо сейчас. И целый ряд документов может появиться раньше, и даже лучше, если появится раньше.

По поводу ресурсов. Для реализации указа деньги, естественно, должны быть найдены. Мы будем расходовать их на наиболее значимые программы с максимальным результатом. И конечно, Министерство финансов, как и раньше, будет внимательно следить за эффективностью расходов.

Определённые коррективы нужно будет внести и в бюджетный процесс, причём в достаточно сжатые сроки. Мы, коллеги, с вами это обсуждали.

Предстоит разработать или скорректировать национальные проекты по 12 приоритетным направлениям. По некоторым из них, как вы знаете, работа уже идёт. Например, по поддержке малого и среднего предпринимательства, по международной кооперации, экспорту. Под них выделены деньги. Всё это нужно учитывать в бюджетном планировании. Но часть проектов подлежит переформатированию, или в них должны быть иначе распределены приоритеты, акценты.

Послание президента России: цели и задачи утверждены, за работу!

Александр Запольскис, 16 января 2020, 16:13 — REGNUM Любая стратегия — это всегда своего рода вершина айсберга, где под любым коротким целеполаганием скрывается целая огромная масса сложнейших тактических и оперативных решений. Именно потому послание президента России Федеральному собранию еще долго будет главной новостной темой по множеству отдельных вопросов. И это естественно. Тем более, когда дело касается преобразований по своему содержанию почти революционных.

Владимир Путин Иван Шилов © ИА REGNUM

Другое дело, что выступления президента некоторыми критиками трактуются как своего рода закладная, как обещание сделать точно, до грамма, до двенадцатого знака после запятой. Непонимание принципиальной разницы между стремлением и гарантией потом и порождает многочисленное возмущение в стиле «Путин обманул».

Так что сейчас самое время прикинуть, что из предложенного президентом получится наверняка, что — скорее всего, а что изначально является лишь идеальной целью, достичь которую, безусловно, необходимо, но в заявленные сроки вряд ли возможно.

Концептуально стратегический план на предстоящее время, до 2026 года, состоит из пяти ключевых частей: модернизация государственного устройства России; масштабная программа повышения рождаемости; совершенствование первичного звена медобеспечения: выход на темпы экономического роста выше среднемировых; технологический рывок.

Послание Президента Федеральному Собранию Kremlin.ru

Как бы это ни показалось странным, самой простой к достижению является демографический блок. Мы сейчас находимся на этапе последствий демографического спада 90-х. По полово-возрастному распределению хорошо видно, что людей в возрасте 30−34 лет (1984−1987 годов рождения) в стране насчитывается 12,5 млн человек, тогда как в возрастную группу 20−24 года (1993−1997) входят лишь 7,8 млн, а в следующую (15−19 лет) и того меньше — только 6,69 млн.

Как показала практика, экономические меры государства по стимулированию рождаемости положительный эффект определенно дают. За двадцать лет коэффициент рождаемости удалось поднять с 1,3 в 1999-м до 1,5 в 2019 году. И это учитывая тот факт, что маткапитал предоставлялся лишь на второго и последующего ребенка.

В переводе на понятный русский: по переписи 2015 года (более свежих данных нет) детей имели 27,29 млн российских семей. В том числе 59,8% — одного ребенка, 31,1% — двоих, 9,1% — троих и более детей. То есть давшие явно ощутимый успешный результат меры господдержки касались лишь примерно 40% семей с детьми. Теперь они расширены на всех, так что позитивный результат наверняка достигнут будет.

Как и все прочее, связанное с чисто технической плановой работой. Сюда входят как меры, касающиеся обеспечения роста рождаемости в виде строительства дополнительных яслей, садов и школ, так и расширение первичного звена системы медицинского обеспечения. По той простой причине, что это все относительно легко верстается в четкие плановые показатели в штуках, метрах, рублях и прочих измеряемых показателях.

Новорожденный

С технологическим рывком дело обстоит сложнее. Перенацеливание научной отрасли с абстрактных исканий на технологическую конкретику, безусловно, хорошо. И требование к системе образования по повышению «точности» подготовки специалистов, более соответствующих реальным запросам нынешней экономики, также к месту.

Однако не стоит думать, что подобная задача способна решиться буквально за год-два. Вот вчера мы отставали в технологиях на поколение, а буквально завтра у нас появится собственный Google, собственная массовая пользовательская операционная система для ПК и весь востребованный ассортимент прикладного ПО. Успехи за последние пять лет в этом направлении в России есть, но на революционный прорыв пока рассчитывать рано.

Прежде всего, потому, что сами по себе открытия его не осуществляют. Чтобы стать прорывом, они должны превратиться в промышленную технологию, следовательно, быть воплощены в массовом производстве.

Теоретически предпосылки к тому президент обозначил. Во-первых, Россия должна уже в 2021 году показать темпы роста выше среднемировых. Во-вторых, уже в текущем году инвестиции в экономику должны увеличиться на 5%, а в 2024 их доля в ВВП должна подняться с нынешних 21% до 25%. В теории красиво, в стратегии необходимо, даже неизбежно, но на практике достижение этого пункта именно в заявленных цифрах остается сомнительным.

Проблема в следующем. Средний темп роста ВВП ведущих западных стран находится у отметки примерно в 2,5−3,2%. Например, у США он составляет 2,9%, у ЕС в целом — 2,1% (у 13 ведущих экономик Европы отдельно — 2,9−3,1%). Тогда как при плане на 2020 год в 1,7%, как заявил глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, мы сумеем достичь около 1,5%.

Чтобы достичь установленной президентом цели, Россия должна за год нарастить размер своей экономики с нынешних примерно 110,3 трлн рублей до 113,6 трлн сейчас и не менее чем до 127,8 трлн по итогам 2024 года. Или на 3,3 трлн за первый год и на 17,5 трлн за пять лет.

Кудрин. Деньги столбиком Александр Горбаруков © ИА REGNUM

Насколько это возможно — сейчас и является самым главным вопросом. Нет, инвестиции в экономику, безусловно, пойдут. Денег в стране не просто достаточно, громкие изъятия сотен миллионов долларов у казнокрадов показывают, что наворованное им стало некуда девать.

Ранее существовавший вариант вывода за рубеж накрылся. Не только усилиями российских спецслужб, но и стараниями правительств западных стран, объявивших в последнее время массовую охоту на «неправедные иностранные деньги». Так что кроме как вкладывания в российскую экономику у владельцев этих денег других вариантов просто не остается.

Другой вопрос — как и за счет чего удастся обеспечить столь значительное увеличение сбыта товаров и услуг. Как подсчитал утвержденный Госдумой в качестве премьер-министра России Михаил Мишустин, озвученные президентом дополнительные стимулирующие меры в целом на круг обеспечат вливание в экономику примерно 450 млрд рублей. Возможное повышение зарплат, если такое случится, даст от силы 700 млрд платежеспособного спроса. Откуда взять недостающие 2,15 трлн рублей, пока непонятно.

Видимо следует ожидать серьезного ускорения внешней экономической экспансии России. Как энергетической (газ) в Европу и Китай с Японией, так и общей в направлении Африки. Там пространство для инвестиций и сбыта есть. Правда, его придется как-то делить с Китаем.

В любом случае следует ожидать резкого обострения борьбы с США, а также трений с Евросоюзом. Так как свободные рынки на планете давно закончились, теперь любое расширение одного из игроков возможно только через сжатие (читай — разорение) кого-то другого. И кандидатов тут совсем немного.

Причем добровольно не вписываться в рынок они вряд ли согласятся. А это значит, что целевые экономические показатели в полном объеме достигнуты не будут. Что, впрочем, вовсе не означает ошибочность самих целей. Чем выше поставлена планка, тем больше вероятность того, что и результаты по ее достижению будут выше. Мыслить всегда нужно масштабно. Остальное — моменты чисто технические.

Совместная пресс-конференция Президента России Владимира Путина и Президента Соединённых Штатов Америки Дональда. Хельсинки. 2018 Трампа Kremlin.ru

А вот что действительно важно, так это максимально гладкое прохождение процедуры транзита власти, подготовкой к которому анонсированный блок структурных преобразований механизма государства и является. Только очень глупые люди могут этот момент едко троллить.

Как раз именно население страны, причем в первую очередь наименее имущее, больше всех заинтересовано в успехе процедуры. Потому что когда этот механизм дает сбой, случаются процессы вроде распада СССР и последующих «святых 90-х». И это нам еще повезло, что процесс обошелся без масштабной гражданской войны, как в начале ХХ века. А уж учитывая все изложенное выше, можно с гарантией сказать, что наши зарубежные «партнеры» нам это дело максимально осложнить обязательно очень постараются.

Задачи Правительства РФ.

Компетенция Правительства РФ.

Компетенция Правительства Российской Федерации — важнейший компонент его конституционно-правового статуса. Компетенция данного органа — это круг вопросов его ведения, основных направлений деятельности (функций) и конкретных полномочий в различных сферах жизни общества. Правительство существенно отличается от других органов исполнительной власти не только специфическим порядком образования, но и местом, занимаемым им в системе федеральных органов исполнительной власти, особым характером и объёмом компетенций, взаимоотношениями с Президентом и Федеральным Собранием Козлов Н. С. Исполнительная власть: Правительство РФ.// Вестник МГУ, серия «Право»,1993г.,№3.

Характеризуя самостоятельную роль Правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, одновременно следует учитывать особенности взаимоотношений Президента с Правительством. По Конституции РФ Президент активно участвует в осуществлении исполнительной власти, поскольку, согласно ст. 80 п. 2, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов исполнительной власти. Поэтому вне конституционной модели взаимоотношений Президента с Правительством трудно представить компетенцию Правительства. Эта компетенция находит своё юридическое закрепление в соответствующих нормах Конституции, так и в предписаниях текущего законодательства — в федеральных законах, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В Конституции (ст. 113) установлено, что Председатель Правительства Российской Фе6дерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

На определении объема полномочий федерального правительства отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов.

Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.

Полномочия федерального правительства охватывают по существу все сферы жизни и деятельности общества.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач.

Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральное правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти. Руководителей органов и организаций при федеральном правительстве, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.

В случае необходимости федеральное правительство вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г.

а) общие полномочия

В рамках общих полномочий Правительство Российской Федерации в установленных пределах:

организует реорганизацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712.

С учетом того, что полномочия Правительства в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.

б) полномочия в сфере экономики

В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

осуществляет регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации.

в) в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

Также в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712

Следующий блок полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально-культурной сфере. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения экологии. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г. Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально-культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально-культурного строительства выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими. Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Например, в Основах законодательства РФ о культуре; законодательства РФ об охране здоровья граждан законодательства РФ о физической культуре и спорте; в Законах РФ: об образовании; о занятости населения; о государственных пенсиях; об охране окружающей природной среды; о недрах; в других законах и указах Президента РФ.

В перечисленных и других законах и нормативных актах Президента РФ содержатся конкретные полномочия Правительства в каждой из названных областей.

г) в социальной сфере

Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере:

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья. По обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санитарно-курортной сферы.

д) в сфере культуры, науки, образования.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры, науки, образования.

Правительство Российской Федерации:

разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки

обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

обеспечивает проведение единое государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. » О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712

е) в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено управление федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г. К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия. Предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и т.д. Положение от 18.03.1992 г. «Об определении пообъектного состава федеральной собственности. Государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».// СЗ РФ. 1992. №11. Ст. 1245 В связи с этим для оперативного решения вопросов управления этими предприятиями в ведении Правительства находятся федеральные министерства и иные органы исполнительной власти (министерства: топлива и энергетики; транспорта; связи; путей сообщения; по атомной энергии; сельского хозяйства; государственные комитеты и комитеты: по промышленной политике; по оборонным отраслям промышленности; по металлургии; по машиностроению; по химической и нефтехимической промышленности; по геологии и использованию недр и т.д.).

Государственный комитет по управлению государственным имуществом (Госкомимущество РФ) осуществляет общее управление государственной собственностью.

Рассмотрим следующую группу полномочий Правительства Российской Федерации. Прежде всего, это осуществление мер по обеспечению обороны страны. Закон Российской Федерации от 24.09.1992г. «Об обороне».// СЗ РФ. 1992. №42. Ст.3981

ж) по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации

Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

руководит гражданской обороной.

При характеристике компетенции Правительства Российской Федерации следует иметь в виду полномочия Президента в военной области. Президент РФ является Верховном Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Принадлежащие Президенту названные и другие полномочия как бы предопределяют характер компетенции Правительства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего многообразные функции и более конкретные полномочия в области обороны, определенные как в самой Конституции, так и в законодательстве по военно-оборонным вопросам.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В том числе в области контрразведки и внешней разведки, по нормальному функционированию государственной границы.

Согласно Конституции, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г. Он осуществляет внешнюю политику РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенту подведомственно Министерство иностранных дел РФ.

з) в сфере внешней политики и международных отношений

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

Правительство Российской Федерации:

осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными организациями;

обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международно-технического и культурного сотрудничества. Федеральный конституционный закон от 17.12. 1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712

и) в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.

Необходимо выделить также компетенцию правительства в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. В пределах своей компетенции Правительство регулирует осуществление экспорта и импорта, выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов, устанавливает ставки таможенных пошлин. В ведении Правительства находятся Министерство внешних экономических связей и Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному и экспертному контролю — федеральные органы исполнительной власти, через которые Правительство реализует свои функции в сфере внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности предопределяют и полномочия Правительства по охране всех закрепленных в Конституции форм собственности. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993 г.

Осуществлению конституционных прав и свобод человека, охране и укреплению законности служат не только соответствующие законы (О Конституционном Суде; об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, и др.), но и правовые акты Правительства Российской Федерации в этой сфере. Таковы постановления Правительства Российской Федерации о защите прав граждан России на участие в приватизации т.д.

Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания. Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ.

Таким образом, Правительство Российской Федерации:

участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712

Следует иметь в виду, что Конституция не устанавливает и не должна определять исчерпывающий перечень полномочий Правительства. В большей степени этот вопрос призван регулировать федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации. Поэтому предусмотрены иные полномочия Правительства, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.

Задачи Правительства РФ на современном этапе.

Задачи Правительства РФ на современном этапе — ведущие направления в деятельности Правительства; в них выражается целевая нагрузка данного органа исполнительной власти и с ними напрямую связан предоставляемый Правительству объём государственных полномочий. Говоря по-другому, под современными задачами понимают и цели, которые ставит государство перед Правительством Российской Федерации, и основные направления его деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая задача Правительства имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Задачи отражают содержание деятельности Правительства и в известной степени характеризуют его сущность.

Первая задача — это руководство и направление деятельности в основных жизненно важных сферах и областях государственной жизни: экономической, социально-культурной, правоохранительной, внешнеполитической. С данной задачей тесно взаимосвязана и обусловлена ею вторая важная задача — объединение, координация и практическое направление деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Взятые в совокупности указанные задачи характеризуют в целом Правительство как орган, имеющий общую компетенцию; т.е. это такой исполнительный орган, который осуществляет руководство всеми остальными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, а также межотраслевую сферу.

Вопрос о задачах Правительства является ключевым в теории Правительства и на переходном этапе современной России приобретает научную и практически-политическую значимость в организации деятельности Правительства.

Стратегические цели развития Российской Федерации определены в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию. Они представляют собой программу действий на ближайшее десятилетие, охватывающую все стороны жизнедеятельности общества и определяющую общее направление и приоритеты национального развития.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с конституционным требованием «создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, пенсионное и социальное обеспечение.

Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать макроэкономическую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), совершенствовать налоговую систему, обеспечивать защиту прав собственности. Благодаря этому будут созданы благоприятные условия для инвестиций и предпринимательства, создания новых рабочих мест, роста заработной платы в экономике. Государство должно способствовать развитию базовых, стратегических отраслей, в первую очередь транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, передовых технологий и инноваций.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз.

Создание условий для будущего развития — важная миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности.

Для достижения этих целей необходимо максимально эффективно использовать все инструменты и формы государственной политики. Однако именно бюджетная политика занимает среди них ключевое место.

Практически все действия государства должны быть обеспечены бюджетными средствами — даже если речь идет только о разработке законов или подготовке решений Правительства. Поэтому от того, на каких принципах и по каким правилам формируются и используются бюджетные средства, как государство управляет «переданными» ему обществом финансовыми ресурсами, зависит не только выполнение государственных обязательств и социальных гарантий, но и эффективность работы всего государственного механизма, а значит и достижение стратегических целей развития страны.

Структура и задачи Правительства Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

§ 1. Структура Правительства РФ 4

§ 2. Задачи Правительства РФ 8

§ 3. Компетенция и полномочия Правительства РФ 9

Заключение 12

Библиографический список 13

Введение

Правительство Российской Федерации представляет собой особую структуру государства – орган государственной власти, которая призвана, с одной стороны, воспринимать потребности, интересы и цели российского общества, адекватно их закреплять в своих правовых актах и содержании организационной деятельности, а с другой – рационально и законно управлять общественными процессами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что Правительство Российской Федерации является важнейшим органом государственной власти. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества.

Целью данной работы является исследование задач и структуры Правительства Российской Федерации.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить структуру Правительства Российской Федерации и порядок ее формирования;
  2. Изучить задачи Правительства Российской Федерации;
  3. Исследовать компетенцию и полномочия Правительства Российской Федерации.

Объектом исследования, данной работы является Правительство Российской Федерации.

Предмет исследования – деятельность Правительства Российской Федерации.

§ 1. Структура Правительства РФ

В состав Правительства РФ входят: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

Процедура формирования правительства и условия его отставки регламентируются Конституцией и законом «О Правительстве Российской Федерации». При этом срок его полномочий в них прямо не указывается. Однако из конституционных формулировок следует, что он определяется сроком полномочий главы государства: перед вновь избранным президентом оно слагает свои полномочия. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Формирование правительства проходит в два этапа: назначение председателя и его членов. Председатель Правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной Думы. Она рассматривает данную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Однако в случае трехкратного несогласия Думы с предложенной кандидатурой глава государства вправе ее распустить.

Заместителей главы правительства и федеральных министров назначает президент по предложению самого премьера. Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным. За заместителями председателя и федеральными министрами сохраняется право подать в отставку, которая не повлияет на существование самого правительства в отличие от отставки председателя, освобождение которого от должности влечет автоматическую отставку всего кабинета.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Председатель Правительства Российской Федерации имеет пять заместителей, в том числе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра сельского хозяйства Российской Федерации и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства РФ представляет Правительство Российской Федерации в России и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса. Он подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении министров и наложении на них взысканий.

Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.

Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг министра РФ. Понятие «федеральный министр» распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Однако в этом случае руководитель ведомства не становится автоматически членом Правительства с правом решающего голоса на его заседании. Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, т.е. министра без портфеля. Таким образом, практическое количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется не законом или указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли. Заседания этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются статьей 117 Конституции РФ.

Одно из оснований отставки Правительства – заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения.

Также основанием для отставки Правительства может быть связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания – Государственной Думой. Вотум недоверия – один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.

При выражении недоверия Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

И последнее основание отставки – постановка Председателем перед парламентом вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.

Главу правительства освобождает от должности только президент, согласия Государственной Думы при этом не требуется. Он лишь уведомляет палаты Федерального Собрания и до назначения нового премьера поручает исполнение его полномочий кому-либо из заместителей.

Возможно несколько вариантов, когда премьер может уйти с поста по собственной инициативе: подав заявление об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий.

§ 2. Задачи Правительства РФ

Задачи Правительства РФ – ведущие направления в деятельности Правительства. В задачах выражается целевая нагрузка данного органа исполнительной власти и с ними напрямую связан предоставляемый Правительству объём государственных полномочий. Говоря по-другому, под задачами понимают цели, которые ставит государство перед Правительством Российской Федерации, основные направления его деятельности и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая задача Правительства имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Задачи отражают содержание деятельности Правительства и в известной степени характеризуют его сущность.

Первая задача – это руководство и направление деятельности в основных жизненно важных сферах и областях государственной жизни: экономической, социально-культурной, правоохранительной, внешнеполитической. С данной задачей тесно взаимосвязана и обусловлена ею вторая важная задача – объединение, координация и практическое направление деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Указанные задачи характеризуют Правительство как орган, имеющий общую компетенцию; т.е. это такой исполнительный орган, который осуществляет руководство всеми остальными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, а также межотраслевую сферу.

§ 3. Компетенция и полномочия Правительства РФ

Компетенция Правительства Российской Федерации – важнейший компонент его конституционно-правового статуса. Компетенция данного органа – это круг вопросов его ведения, основных направлений деятельности (функций) и конкретных полномочий в различных сферах жизни общества. Правительство существенно отличается от других органов исполнительной власти не только специфическим порядком образования, но и местом, занимаемым им в системе федеральных органов исполнительной власти, особым характером и объёмом компетенций, взаимоотношениями с Президентом и Федеральным Собранием.

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Прежде всего в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью. Правительство направляет и координирует деятельность госаппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.

Характеризуя самостоятельную роль Правительства как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, одновременно следует учитывать особенности взаимоотношений Президента с Правительством. По Конституции РФ Президент активно участвует в осуществлении исполнительной власти.

В статье 113 Конституции РФ установлено, что Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.

В Конституции РФ определена роль Правительства в организации бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство представляет Государственной Думе отчет о результатах своей деятельности.