На военной базе 30 самолетов

Теплообменники

Еще в 1995 году приступив к поставке на АБЗ битума в специальных контейнерах и используя в качестве битумохранилищ емкости для хранения нефтепродуктов объемом от 400 до 2000 м3, мы отказались от пара и электроразогрева и полностью перешли на системы косвенного нагрева битума с применением теплообменников TR фирмы «Benninghoven», AKL 702 фирмы «AURA» и других. Они показали высокую надежность и экономичность в работе. Однако после августа 1998 года резко возросли цены на импортные теплообменники. Перед отечественными потребителями вновь возникла проблема выбора оборудования.

В 1999 году, взяв за прототип теплообменник TR-50 фирмы «Benninghoven», мы разработали техническую документацию, изготовили опытную партию агрегатов и поставили их заказчику — фирме «Автодор» г. Тюмень.


Фото 1. Внешний вид теплообменников типа АНТ-35, АНТ-50 и АНТ-100

Теплообменники типа АНТ-35, АНТ-50 и АНТ-100 представляют собой стальную цилиндрическую обечайку, внутри которой размещен змеевик из двух коаксиально расположенных трубчатых спиралей, образующих котел с трехходовой топочной камерой. Задняя, глухая, и передняя, на шарнирах, стенки футерованы огнеупорным бетоном. Снаружи котла имеется тепловая изоляция толщиной 100 мм с покровной оболочкой из оцинкованной стали. На передней стенке установлена горелка.

Нами были изготовлены теплообменники с различными типами горелок фирмы «Weishaupt».

Основные технические характеристики теплообменников АНТ-35; АНТ-50; АНТ-100:

Наименование

Величина

АНТ-35

АНТ-50

АНТ-100

Потребляемая мощность, кВт

6,4

Мощность электродвигателя горелки, кВт

0,9

1,4

2,6

Мощность электродвигателя циркуляционного насоса, кВт

5,5

7,5

Максимальная тепловая мощность, кВт

Мощность горелки на газовом топливе, кВт, min / max

90 / 450

175 / 940

300 / 1250

Мощность горелки на жидком топливе, кВт, min / max

90 / 450

180 / 810

490 / 1400

Максимальное рабочее давление теплоносителя, МПа

0,6

0,6

0,6

Минимальный объем теплоносителя в обслуживаемой системе, л

Максимальный объем теплоносителя в обслуживаемой системе, л

Габаритные размеры, мм:

— теплообменник (с дымовой трубой)

— расширительный бак

— станция закачки теплоносителя

600×500х500

Масса, кг:

— теплообменник

— расширительный бак

— станция закачки теплоносителя

Циркуляционный насос, фильтр, запорно-регулирующая арматура и шкаф управления размещены параллельно котлу на раме, поэтому есть удобный доступ для работы, осмотра и ремонта.

Схема управления теплообменником обеспечивает его безопасную эксплуатацию за счет трех независимых каналов контроля температуры теплоносителя и отходящих газов, двух независимых каналов контроля потока и давления теплоносителя, системы автоматической защиты электрооборудования от перегрузок.

Отдельно следует сказать о применяемом в наших теплообменниках теплоносителе. По ряду объективных причин нам пришлось отказаться от использования теплоносителей, используемых зарубежными фирмами. На более чем 30 объектах, где нами были смонтированы и эксплуатируются системы косвенного нагрева битума с импортным или производства нашей фирмы теплообменниками, применяется масло И-40 или И-20. При этом горелки теплообменников настраивались на температуру нагрева теплоносителя 170-180°С (предельная температура нагрева масла). И хотя указанные масла изначально не предназначались для использования в качестве теплоносителя, многолетний опыт эксплуатации показал их удовлетворительную способность работать в системах косвенного нагрева без потери своих свойств.

Стоимость теплообменников типа АНТ-35, АНТ-50 и АНТ-100, несмотря на то, что некоторые узлы для него приходится приобретать за рубежом (горелки, насосы), в два с лишним раза ниже стоимости импортных аналогов. Таким образом, с появлением на рынке наших теплообменников, не уступающих по надежности и экономичности зарубежным, но более дешевых, у многих организаций, выпускающих асфальтобетон, появилась реальная возможность провести модернизацию битумного хозяйства АБЗ. Затраты на модернизацию довольно быстро окупаются за счет значительной экономии энергоносителей и повышения качества битума, а также снижения затрат на обслуживание и ремонт.

При проектировании и строительстве новых АБЗ применение теплообменников позволяет создать систему разогрева битума, отвечающую современным требованиям в части энергосбережения, экологии и надежности.

Теплообменники конейнерного типа

Агрегат нагрева теплоносителя АНТ имеет несколько вариантов исполнения, в том числе и контейнерного типа (см. фото ниже).

Фото 2. Теплообменник контейнерного типа — вид в открытом состоянии.

Фото 3. Теплообменник контейнерного типа — вид в закрытом состоянии, готовом к транспортировке.

Данное исполнение имеет ряд преимуществ:

— поставляется полностью собранным и готовым к эксплуатации;

— не требует специального фундамента, так как контейнер представляет собой силовую конструкцию;

— удобно и безопасно перевозится единым модулем;

— имеет небольшие габариты, что позволяет произвести доставку любым видом транспорта.

Вычисление количества информации Вычисление количества вариантов

№1. Не­ко­то­рое устрой­ство имеет спе­ци­аль­ную кноп­ку вклю­че­ния/вы­клю­че­ния, а выбор ре­жи­ма ра­бо­ты осу­ществ­ля­ет­ся уста­нов­кой ручек двух тум­бле­ров, каж­дая из ко­то­рых может на­хо­дить­ся в одном из пяти по­ло­же­ний. Сколь­ко раз­лич­ных ре­жи­мов ра­бо­ты может иметь устрой­ство? Вы­клю­чен­ное со­сто­я­ние ре­жи­мом ра­бо­ты не счи­тать.

1) 10

2) 20

3) 25

4) 32

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим, что одно по­ло­же­ние есть один сим­вол, а т. к. тум­бле­ров 2, то из этих сим­во­лов надо со­ста­вить 2-бук­вен­ное слово.

Име­ет­ся 5 раз­лич­ных по­ло­же­ний, зна­чит, 5 сим­во­лов. Из M = 5 раз­лич­ных сим­во­лов можно со­сат­вить Q = MNслов дли­ной N = 2, т. е. 52 = 25 слов.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

№2. Выбор ре­жи­ма ра­бо­ты в не­ко­то­ром устрой­стве осу­ществ­ля­ет­ся ус­та­нов­кой ручек двух тум­бле­ров, каж­дая из ко­то­рых может нахо­дить­ся в одном из пяти по­ло­же­ний. При этом край­нее ниж­нее од­но­вре­мен­ное по­ло­же­ние обеих ручек со­от­вет­ству­ет от­клю­че­нию устрой­ства. Сколь­ко раз­лич­ных ре­жи­мов ра­бо­ты может иметь уст­рой­ство? Вы­клю­чен­ное со­сто­я­ние ре­жи­мом ра­бо­ты не счи­тать.

1) 9

2) 10

3) 24

4) 25

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим, что одно по­ло­же­ние есть один сим­вол, а т. к. тум­бле­ров 2, то из этих сим­во­лов надо со­ста­вить 2-бук­вен­ное слово.

Име­ет­ся 5 раз­лич­ных по­ло­же­ний, зна­чит, 5 сим­во­лов. Из M = 5 раз­лич­ных сим­во­лов можно со­ста­вить Q = MNслов дли­ной N = 2, т. е. 52 = 25 слов. Учтём, что одно слово нам не под­хо­дит, по­то­му что оно вы­клю­ча­ет при­бор.

По­это­му окон­ча­тель­но имеем 25 — 1 = 24 ре­жи­ма ра­бо­ты.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

№3. Выбор ре­жи­ма ра­бо­ты в не­ко­то­ром устрой­стве осу­ществ­ля­ет­ся уста­нов­кой ручек тум­бле­ров, каж­дая из ко­то­рых может на­хо­дить­ся в од­ном из пяти по­ло­же­ний. Ка­ко­во ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство не­об­хо­ди­мых тум­бле­ров для обес­пе­че­ния ра­бо­ты устрой­ства на 37 ре­жи­мах.

1) 2

2) 3

3) 7

4) 8

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим, что одно по­ло­же­ние есть один сим­вол, а т. к. тум­бле­ров N, то надо со­ста­вить N-бук­вен­ное слово.

Име­ет­ся 5 раз­лич­ных по­ло­же­ний, зна­чит, 5 сим­во­лов. Из M = 5 раз­лич­ных сим­во­лов можно со­ста­вить Q = MNслов дли­ной N, т. е. по усло­вию 5N ≥ 37 слов. На­хо­дим наи­мень­шее целое N: N = 3.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№4. В не­ко­то­рой стра­не про­жи­ва­ет 1000 че­ло­век. Ин­ди­ви­ду­аль­ные но­мера на­ло­го­пла­те­лы­ци­ков-фи­зи­че­ских лиц в этой стра­не со­дер­жат толь­ко цифры 0, 1, 2 и 3. Ка­ко­во ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство разря­дов в ИНН в этой стра­не, если раз­лич­ные между собой но­ме­ра имеют аб­со­лют­но все жи­те­ли?

1) 4

2) 5

3) 9

4) 10

По­яс­не­ние.

Мы имеем 4 сим­во­ла. Из M = 4 раз­лич­ных сим­во­лов можно со­ста­вить Q = MN ком­би­на­ций дли­ной N, по­это­му решим не­ра­вен­ство 4N ≥ 1000, от­ку­да найдём наи­мень­шее целое N: N = 5.

Ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство раз­ря­дов 5.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№5. В не­ко­то­рой стра­не про­жи­ва­ет 200 че­ло­век. Ин­ди­ви­ду­аль­ные но­мера стра­хо­вых ме­ди­цин­ских сви­де­тельств жи­те­лей в этой стра­не со­дер­жат толь­ко цифры 2, 4, 6, 8 и со­дер­жат оди­на­ко­вое ко­ли­чест­во цифр. Ка­ко­во ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство раз­ря­дов в но­ме­рах этих сви­де­тельств, если ме­ди­цин­скую стра­хов­ку имеют аб­со­лют­но все жи­те­ли, и но­ме­ра всех сви­де­тельств раз­лич­ны?

1) 8

2) 7

3) 4

4) 50

По­яс­не­ние.

Мы имеем 4 сим­во­ла. Из M = 4 раз­лич­ных сим­во­лов можно со­ста­вить Q = MN ком­би­на­ций дли­ной N, по­это­му решим не­ра­вен­ство 4N ≥ 200, от­ку­да найдём наи­мень­шее целое N: N = 4.

Ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство раз­ря­дов 4.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

№6. Ин­ди­ви­ду­аль­ные но­ме­ра стра­хо­вых ме­ди­цин­ских сви­де­тельств жи­телей в не­ко­то­рой стра­не со­дер­жат толь­ко цифры 1, 3, 5, 7 и со­дер­жат оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство цифр, а имен­но 3 цифры. Из­вест­но, что ме­ди­цин­скую стра­хов­ку имеют аб­со­лют­но все жи­те­ли и но­ме­ра всех сви­де­тельств раз­лич­ны. Ка­ко­во мак­си­маль­но воз­мож­ное коли­че­ство жи­те­лей в стра­не?

1) 64

2) 12

3) 81

4) 60

По­яс­не­ние.

Мы имеем 4 сим­во­ла. Из M = 4 раз­лич­ных сим­во­лов можно со­ста­вить Q = MN ком­би­на­ций дли­ной N.

По­это­му ко­ли­че­ство жи­те­лей со­ста­вит Q = 43 = 64.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

№7. В ве­ло­к­рос­се участ­ву­ют 28 спортс­ме­нов. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­ги­стри­ру­ет про­хож­де­ние каж­дым из участ­ни­ков про­ме­жу­точ­но­го фи­ни­ша, за­пи­сы­вая его номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­до­го спортс­ме­на. Какой объём па­мя­ти будет ис­поль­зо­ван устрой­ством, когда все спортс­ме­ны про­шли про­ме­жу­точ­ный финиш?

1) 21 байт

2) 140 бит

3) 28 бит

4) 28 байт

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 24 < 28 < 25 и для каж­до­го спортс­ме­на число бит оди­на­ко­во, то для за­пи­си каж­до­го из 28 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 5 бит па­мя­ти. По­это­му со­об­ще­ние о 28 но­ме­рах имеет объем 28 · 5 = 140 бит.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№8. В ве­ло­к­рос­се участ­ву­ют 96 спортс­ме­нов. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­ги­стри­ру­ет про­хож­де­ние каж­дым из участ­ни­ков про­ме­жу­точ­но­го фи­ни­ша, за­пи­сы­вая его номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­до­го спортс­ме­на. Какой объём па­мя­ти будет ис­поль­зо­ван устрой­ством, когда про­ме­жу­точ­ный финиш про­шли 90 ве­ло­си­пе­ди­стов?

1) 96 байт

2) 90 байт

3) 630 бит

4) 90 бит

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 26 < 96 < 27 и для каж­до­го спортс­ме­на число бит оди­на­ко­во, то для за­пи­си каж­до­го из 96 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 7 бит па­мя­ти. По­это­му со­об­ще­ние о 90 но­ме­рах имеет объем 90 · 7 = 630 бит.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

№9. В ве­ло­к­рос­се участ­ву­ют 48 спортс­ме­нов. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­ги­стри­ру­ет про­хож­де­ние каж­дым из участ­ни­ков про­ме­жу­точ­но­го фи­ни­ша, за­пи­сы­вая его номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­до­го спортс­ме­на.Какой объём па­мя­ти будет ис­поль­зо­ван устрой­ством, когда все спортс­ме­ны про­шли про­ме­жу­точ­ный финиш?

1) 48 байт

2) 48 бит

3) 240 бит

4) 36 байт

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 25 < 48 < 26 и для каж­до­го спортс­ме­на число бит оди­на­ко­во, то для за­пи­си каж­до­го из 48 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 6 бит па­мя­ти. По­это­му со­об­ще­ние о 48 но­ме­рах имеет объем 48& · 6 = 288 бит = 36 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

№10. В ве­ло­к­рос­се участ­ву­ют 108 спортс­ме­нов. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­ги­стри­ру­ет про­хож­де­ние каж­дым из участ­ни­ков про­ме­жу­точ­но­го фи­ни­ша, за­пи­сы­вая его номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­до­го из спортс­ме­нов. Какой объём па­мя­ти будет ис­поль­зо­ван устрой­ством, когда про­ме­жу­точ­ный финиш про­шли 96 ве­ло­си­пе­ди­стов?

1) 84 байт

2) 96 байт

3) 108 байт

4) 768 бит

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 26 < 108 < 27 и для каж­до­го спортс­ме­на число бит оди­на­ко­во, то для за­пи­си каж­до­го из 108 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 7 бит па­мя­ти. По­это­му со­об­ще­ние о 96 но­ме­рах имеет объем 96 · 7 = 84 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Автомобильные номера. пароли

№1. B не­ко­то­рой стра­не ав­то­мо­биль­ный номер дли­ной 6 сим­во­лов со­став­ля­ют из за­глав­ных букв (ис­поль­зу­ют­ся толь­ко 33 раз­лич­ных буквы) и де­ся­тич­ных цифр в любом по­ряд­ке. Каж­дый такой номер в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­че­ством бай­тов (при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и все сим­во­лы ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством битов). Опре­де­ли­те объём па­мя­ти, от­во­ди­мый этой про­грам­мой для за­пи­си 125 но­ме­ров.

1) 375 байт

2) 750 Байт

3) 500 байт

4) 625 байт

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в но­ме­ре могут быть ис­поль­зо­ва­ны 10 цифр (0..9) и 33 буквы, всего 10 + 33 = 43 сим­во­лов. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных ва­ри­ан­тов. По­сколь­ку 25 < 43 < 26, то для за­пи­си каж­до­го из 43 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 6 бит.

Для хра­не­ния всех 6 сим­во­лов но­ме­ра нужно 6 * 6 = 36 бит, а т. к. для за­пи­си ис­поль­зу­ет­ся целое число байт, то берём бли­жай­шее не мень­шее зна­че­ние, крат­ное вось­ми, это число 40 = 5 * 8 бит (5байт).

Тогда 125 но­ме­ров за­ни­ма­ют 5 * 125 = 625 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

№2. При ре­ги­стра­ции в ком­пью­тер­ной си­сте­ме каж­до­му поль­зо­ва­те­лю выдаётся па­роль, со­сто­я­щий из 11 сим­во­лов и со­дер­жа­щий толь­ко сим­во­лы А, Б, В, Г, Д, Е. Каж­дый такой па­роль в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­че­ством байт, при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и все сим­во­лы ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством бит. Опре­де­ли­те, сколь­ко байт не­об­хо­ди­мо для хра­не­ния 20 па­ро­лей.

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в па­ро­ле могут быть ис­поль­зо­ва­ны 6 сим­во­лов. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных ва­ри­ан­тов. По­сколь­ку 22 < 6 < 23, то для за­пи­си каж­до­го из 6 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 3 бита.

Для хра­не­ния всех 11 сим­во­лов па­ро­ля нужно 3 · 11 = 33 бита, а т. к. для за­пи­си ис­поль­зу­ет­ся целое число байт, то берём бли­жай­шее не мень­шее зна­че­ние, крат­ное вось­ми, это число 40 = 5 · 8 бит = 5 байт.

Тогда для за­пи­си два­дца­ти па­ро­лей не­об­хо­ди­мо 5 · 20 = 100 байт.

Ответ: 100.

№3. При ре­ги­стра­ции в ком­пью­тер­ной си­сте­ме каж­до­му поль­зо­ва­те­лю выдаётся па­роль, со­сто­я­щий из 21 сим­во­лов и со­дер­жа­щий толь­ко сим­во­лы A, D, F, H, X, Y, Z (таким об­ра­зом, ис­поль­зу­ет­ся 7 раз­лич­ных сим­во­лов). Каж­дый такой па­роль в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­че­ством байт (при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и все сим­во­лы ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством бит). Опре­де­ли­те объём па­мя­ти, от­во­ди­мый этой про­грам­мой для за­пи­си 40 па­ро­лей.

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в но­ме­ре могут быть ис­поль­зо­ва­ны 7 букв. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных ва­ри­ан­тов. По­сколь­ку 22 < 7 < 23, то для за­пи­си каж­до­го из 7 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 3 бита.

Для хра­не­ния всех 21 сим­во­лов но­ме­ра нужно 3 · 21 = 63 бита, а т. к. для за­пи­си ис­поль­зу­ет­ся целое число байт, то берём бли­жай­шее не мень­шее зна­че­ние, крат­ное вось­ми, это число 64 = 8 · 8 бит (8 байт).

Тогда 40 па­ро­лей за­ни­ма­ют 8 · 40 = 320 байт.

Ответ: 320.

№4. При ре­ги­стра­ции в ком­пью­тер­ной си­сте­ме каж­до­му поль­зо­ва­те­лю выдаётся па­роль, со­сто­я­щий из 23 сим­во­лов и со­дер­жа­щий толь­ко сим­во­лы A, F, G, Y, S, L (таким об­ра­зом, ис­поль­зу­ет­ся 6 раз­лич­ных сим­во­лов). Каж­дый такой па­роль в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­че­ством байт (при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и все сим­во­лы ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством бит). Опре­де­ли­те объём па­мя­ти, от­во­ди­мый этой про­грам­мой для за­пи­си 50 па­ро­лей.

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в но­ме­ре могут быть ис­поль­зо­ва­ны 6 букв. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных ва­ри­ан­тов. По­сколь­ку 22 < 6 < 23, то для за­пи­си каж­до­го из 6 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 3 бита.

Для хра­не­ния всех 23 сим­во­лов но­ме­ра нужно 3 · 23 = 69 бит, а т. к. для за­пи­си ис­поль­зу­ет­ся целое число байт, то берём бли­жай­шее не мень­шее зна­че­ние, крат­ное вось­ми, это число 72 = 8 · 9 бит (9 байт).

Тогда 50 па­ро­лей за­ни­ма­ют 9 · 50 = 450 байт.

Ответ: 450.

№5. При ре­ги­стра­ции в ком­пью­тер­ной си­сте­ме каж­до­му поль­зо­ва­те­лю выдаётся па­роль, со­сто­я­щий из 12 сим­во­лов и со­дер­жа­щий толь­ко сим­во­лы А, Б, В, Г, Д, Е. Каж­дый такой па­роль в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­че­ством байт, при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и все сим­во­лы ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством бит. Опре­де­ли­те, сколь­ко байт не­об­хо­ди­мо для хра­не­ния 20 па­ро­лей.

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в но­ме­ре могут быть ис­поль­зо­ва­ны 6 букв. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных ва­ри­ан­тов. По­сколь­ку 22 < 6 < 23, то для за­пи­си каж­до­го из 6 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 3 бита.

Для хра­не­ния всех 12 сим­во­лов но­ме­ра нужно 3 · 12 = 36 бит, а т. к. для за­пи­си ис­поль­зу­ет­ся целое число байт, то берём бли­жай­шее не мень­шее зна­че­ние, крат­ное вось­ми, это число 40 = 8 · 5 бит (5 байт).

Тогда 20 па­ро­лей за­ни­ма­ют 5 · 20 = 100 байт.

Ответ: 100.

№6. B не­ко­то­рой стра­не ав­то­мо­биль­ный номер дли­ной 8 сим­во­лов со­став­ля­ют из за­глав­ных букв (за­дей­ство­ва­но 20 раз­лич­ных букв) и де­ся­тич­ных цифр в любом по­ряд­ке. Каж­дый такой номер в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­че­ством бай­тов (при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и вcе СИМ­ВО­ЛЫ ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством битов). Опре­де­ли­те объём па­мя­ти, от­во­ди­мый этой про­грам­мой для за­пи­си 40 но­ме­ров.

1) 200 байт

2) 120 байт

3) 320 байт

4) 160 байт

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в но­ме­ре могут быть ис­поль­зо­ва­ны 10 цифр (0..9) и 20 букв, всего 10 + 20 = 30 сим­во­лов. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных ва­ри­ан­тов. По­сколь­ку 24 < 30 < 25, то для за­пи­си каж­до­го из 30 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 5 бит.

Для хра­не­ния всех 8 сим­во­лов но­ме­ра нужно 8 * 5 = 40 бит или 5 байт.

Тогда 40 но­ме­ров за­ни­ма­ют 5 * 40 = 200 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

№7. В не­ко­то­рой стра­не ав­то­мо­биль­ный номер со­сто­ит из 7 сим­во­лов. В ка­че­стве сим­во­лов ис­поль­зу­ют 18 раз­лич­ных букв и де­ся­тич­ные цифры в любом по­ряд­ке. Каж­дый такой номер в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­че­ством бай­тов, при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и все сим­во­лы ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством битов. Опре­де­ли­те объем па­мя­ти, от­во­ди­мый этой про­грам­мой для за­пи­си 60 но­ме­ров.

1) 240 байт

2) 300 байт

3) 360 байт

4) 420 байт

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в но­ме­ре могут быть ис­поль­зо­ва­ны 10 цифр (0..9) и 18 букв, всего 10 + 18 = 28 сим­во­лов. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных сим­во­лов. По­сколь­ку 24 < 28 < 25, то для за­пи­си каж­до­го из 28 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 5 бит.

Для хра­не­ния всех 7 сим­во­лов но­ме­ра нужно 7 * 5 = 35 бит, а т.к. для за­пи­си ис­поль­зу­ет­ся целое число байт, то берём бли­жай­шее не мень­шее зна­че­ние, крат­ное вось­ми, это число 40 = 5 * 8 бит (5байт).

Тогда 60 но­ме­ров за­ни­ма­ют 5 * 60 = 300 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№8. В не­ко­то­рой стра­не ав­то­мо­биль­ный номер со­сто­ит из 6 сим­во­лов. В ка­че­стве сим­во­лов ис­поль­зу­ют 33 раз­лич­ные буквы и де­ся­тич­ные цифры в любом по­ряд­ке.

Каж­дый такой номер в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ет­ся ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­че­ством бай­тов, при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и все сим­во­лы ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством битов.

Опре­де­ли­те объем па­мя­ти, от­во­ди­мый этой про­грам­мой для за­пи­си 125 но­ме­ров.

1) 375 байт

2) 750 байт

3) 500 байт

4) 625 байт

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в но­ме­ре могут быть ис­поль­зо­ва­ны 10 цифр (0..9) и 33 буквы, всего 10 + 33 = 43 сим­во­лов. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных ва­ри­ан­тов. По­сколь­ку 25 < 43 < 26, то для за­пи­си каж­до­го из 43 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 6 бит.

Для хра­не­ния всех 6 сим­во­лов но­ме­ра нужно 6 * 6 = 36 бит, а т. к. для за­пи­си ис­поль­зу­ет­ся целое число байт, то берём бли­жай­шее не мень­шее зна­че­ние, крат­ное вось­ми, это число 40 = 5 * 8 бит (5байт).

Тогда 125 но­ме­ров за­ни­ма­ют 5 * 125 = 625 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

№9. В не­ко­то­рой стра­не ав­то­мо­биль­ный номер дли­ной 6 сим­во­лов со­став­ля­ют из за­глав­ных букв (ис­поль­зу­ют­ся толь­ко 33 раз­лич­ных буквы) и де­ся­тич­ных цифр в любом по­ряд­ке.

Каж­дый такой номер в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ется ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­чест­вом бай­тов (при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и все сим­во­лы ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством битов).

Опре­де­ли­те объём па­мя­ти, от­во­ди­мый этой про­грам­мой для за­пи­си 125 но­ме­ров.

1) 375 байт

2) 750 байт

3) 500 байт

4) 625 байт

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в но­ме­ре могут быть ис­поль­зо­ва­ны 10 цифр (0..9) и 33 буквы, всего 10 + 33 = 43 сим­во­лов. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных сим­во­лов. По­сколь­ку 25 < 43 < 26, то для за­пи­си каж­до­го из 43 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 6 бит.

Для хра­не­ния всех 6 сим­во­лов но­ме­ра нужно 6 * 6 = 36 бит, а т. к. для за­пи­си ис­поль­зу­ет­ся целое число байт, то берём бли­жай­шее не мень­шее зна­че­ние, крат­ное вось­ми, это число 40 = 5 * 8 бит (5 байт).

Тогда 125 но­ме­ров за­ни­ма­ют 5 * 125 = 625 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

№10. В не­ко­то­рой стра­не ав­то­мо­биль­ный номер дли­ной 8 сим­во­лов со­став­ля­ют из за­глав­ных букв (ис­поль­зу­ют­ся толь­ко 23 раз­лич­ных буквы) и де­ся­тич­ных цифр в любом по­ряд­ке.

Каж­дый такой номер в ком­пью­тер­ной про­грам­ме за­пи­сы­ва­ется ми­ни­маль­но воз­мож­ным и оди­на­ко­вым целым ко­ли­чест­вом бай­тов (при этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние и все сим­во­лы ко­ди­ру­ют­ся оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством битов).

Опре­де­ли­те объём па­мя­ти, от­во­ди­мый этой про­грам­мой для за­пи­си 110 но­ме­ров.

1) 990 байт

2) 440 байт

3) 660 байт

4) 550 байт

По­яс­не­ние.

Со­глас­но усло­вию, в но­ме­ре могут быть ис­поль­зо­ва­ны 10 цифр (0..9) и 23 букв, всего 10 + 23 = 33 сим­во­лов. Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных сим­во­лов. По­сколь­ку 25 < 33 < 26, то для за­пи­си каж­до­го из 33 сим­во­лов не­об­хо­ди­мо 6 бит.

Для хра­не­ния всех 8 сим­во­лов но­ме­ра нужно 8 * 6 = 48 бит = 6 байт.

Тогда 110 но­ме­ров за­ни­ма­ют 6 * 110 = 660 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Подсчёт промежуточного количества информации

№1. Ав­то­ма­ти­че­ское устрой­ство осу­ще­стви­ло пе­ре­ко­ди­ров­ку ин­фор­ма­ци­он­но­го со­об­ще­ния на рус­ском языке, пер­во­на­чаль­но за­пи­сан­но­го в 16-бит­ном коде Unicode, в 8-бит­ную ко­ди­ров­ку КОИ-8. При этом ин­фор­ма­ци­он­ное со­об­ще­ние умень­ши­лось на 480 бит. Ка­ко­ва длина со­об­ще­ния в сим­во­лах?

1) 30

2) 60

3) 120

4) 480

По­яс­не­ние.

1 сим­вол в коде Unicode ко­ди­ру­ет­ся 16-ю би­та­ми, 1 сим­вол в коде КОИ-8 — 8-ю би­та­ми. Ко­ли­че­ство сим­во­лов при пе­ре­ко­ди­ров­ке не ме­ня­ет­ся, по­это­му обо­зна­чим его за .

Со­ста­вим урав­не­ние:

16х-8х=480

Решая его найдём 8х=480 сле­до­ва­тель­но, х=60.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№2. Ав­то­ма­ти­че­ское устрой­ство осу­ще­стви­ло ав­то­ма­ти­че­скую пе­ре­ко­ди­ров­ку ин­фор­ма­ци­он­но­го со­об­ще­ния на рус­ском языке из 16-бит­но­го пред­став­ле­ния Unicode в 8-бит­ную ко­ди­ров­ку КОИ при этом ин­фор­ма­ци­он­ное со­об­ще­ние умень­ши­лось на 240 бит.Ка­ко­ва длина со­об­ще­ния в сим­во­лах?

1) 15

2) 30

3) 60

4) 240

По­яс­не­ние.

N — ко­ли­че­ство сим­во­лов.

16 * N — объём ин­фор­ма­ции в 16-бит­ной ко­ди­ров­ке.

8 * N — объём ин­фор­ма­ции в 8-бит­ной ко­ди­ров­ке.

После ко­ди­ров­ки со­об­ще­ние умень­ши­лось на 16 * N — 8 * N = 8 * N, а имен­но на 240 бит, т. е.:

8*N=240

N=30

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№3. На про­из­вод­стве ра­бо­та­ет ав­то­ма­ти­че­ская си­сте­ма ин­фор­ми­ро­ва­ния скла­да о не­об­хо­ди­мо­сти до­став­ки в цех опре­де­лен­ных групп рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов. Си­сте­ма устро­е­на так, что по ка­на­лу связи на склад пе­ре­да­ет­ся услов­ный номер рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов (при этом ис­поль­зу­ет­ся оди­на­ко­вое, но ми­ни­маль­но воз­мож­ное ко­ли­че­ство бит в дво­ич­ном пред­став­ле­нии этого числа). Из­вест­но, что был по­слан за­прос на до­став­ку 9 групп ма­те­ри­а­лов из 19 ис­поль­зу­е­мых на про­из­вод­стве. Опре­де­ли­те объем по­слан­но­го со­об­ще­ния.

1) 35 байт

2) 45 бит

3) 55 бит

4) 65 байт

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных ва­ри­ан­тов. По­сколь­ку 24 < 19 < 25, то для за­пи­си каж­до­го услов­но­го но­ме­ра из 19 групп ма­те­ри­а­лов не­об­хо­ди­мо 5 бит.

За­прос со­дер­жит 9 услов­ных но­ме­ров, по­это­му объем по­слан­но­го со­об­ще­ния 9 * 5 = 45 бит.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№4. В на­ци­о­наль­ном парке ве­дет­ся ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ный кон­троль за по­пу­ля­ци­ей ред­ко­го вида оле­ней на не­ко­то­рой огра­ни­чен­ной тер­ри­то­рии. Ав­то­ма­ти­че­ское устрой­ство за­пи­сы­ва­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные но­ме­ра жи­вот­ных с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го коли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­до­го оленя, при вы­хо­де жи­вот­но­го за пре­де­лы этой тер­ри­то­рии. Каков ин­фор­ма­ци­он­ный объем сооб­щения, за­пи­сан­но­го устрой­ством, если огра­ни­чен­ную тер­ри­то­рию по­ки­ну­ло 4 оленя из 15 оби­та­ю­щих в парке?

1) 14 бит

2) 15 бит

3) 16 бит

4) 17 бит

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных ва­ри­ан­тов. По­сколь­ку 23 < 15 < 24, то для за­пи­си каж­до­го из ин­ди­ви­ду­аль­ных но­ме­ров 15-ти оле­ней 4 бита.

Если тер­ри­то­рию по­ки­ну­ло 4 оленя, то ин­фор­ма­ци­он­ный объем сооб­щения, 4 * 4 = 16 бит

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

№5. В одной не­боль­шой стра­не Ин­ди­ви­ду­аль­ные Но­ме­ра На­ло­гоп­ла­тель­щи­ков пред­став­ля­ют собой целые числа от 1 до 4000, На неко­тором пред­при­я­тии в этой стра­не ра­бо­та­ют 300 че­ло­век. Глав­ный бух­гал­тер этого пред­при­я­тия пе­ре­пи­са­ла ИНН всех со­труд­ни­ков по­сле­до­ва­тель­но без раз­де­ли­те­лей в один файл, при этом ис­поль­зо­ва­лось пред­став­ле­ние целых чисел с оди­на­ко­вым ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством бит. Оце­ни­те объем по­лу­чив­ше­го­ся файла.

1) 100 байт

2) 450 байт

3) 700 байт

4) 1 000 байт

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 211 < 4000< 212, то для за­пи­си каж­до­го из 4000 ИНН не­об­хо­ди­мо 12 бит па­мя­ти. По­это­му 300 но­ме­ров, за­пи­сан­ных под­ряд зай­мут 300⋅12 = 3600 бит = 450 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№6. В офисе ра­бо­та­ют 55 че­ло­век. Спе­ци­аль­ное устрой­ство утром на входе ре­ги­стри­ру­ет при­ход со­труд­ни­ка на ра­бо­ту, за­пи­сы­вая его ин­ди­ви­ду­аль­ный номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­до­го со­труд­ни­ка. Каков ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния, за­пи­сан­но­го устрой­ством, если утром в офис при­шли толь­ко 50 из 55 со­труд­ни­ков?

1) 100 байт

2) 200 бит

3) 300 бит

4) 400 байт

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 25 < 55 < 26, то для за­пи­си каж­до­го из 55 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 6 бит па­мя­ти. По­сколь­ку утром в офис при­шли толь­ко 50 со­труд­ни­ков, то ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния со­ста­вит 50⋅6 = 300 бит.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

№7. Спе­ци­аль­ное устрой­ство на ав­то­сто­ян­ке так­со­пар­ка ре­ги­стри­ру­ет заезд на тер­ри­то­рию ав­то­мо­би­лей фирмы, за­пи­сы­вая их ин­ди­ви­ду­аль­ные но­ме­ра с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­до­го ав­то­мо­би­ля. Каков ин­фор­ма­ци­онный объем со­об­ще­ния, за­пи­сан­но­го устрой­ством, если на тер­ри­то­рию за рас­смат­ри­ва­е­мый про­ме­жу­ток вре­ме­ни за­еха­ло 24 из 28 машин так­со­пар­ка?

1) 15 байт

2) 24 бит

3) 28 бит

4) 30 байт

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 24 < 28 < 25, то для за­пи­си каж­до­го из 28 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 5 бит па­мя­ти. По­сколь­ку на тер­ри­то­рию за­еха­ло 24 ма­ши­ны, то ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния со­ста­вит 24⋅5 = 120 бит = 15 байт.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

№8. В мно­го­днев­ной ре­га­те участ­ву­ют 22 яхты. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­ги­стри­ру­ет про­хож­де­ние фи­ни­ша каж­дой яхтой при ее за­хо­де в порт на­зна­че­ния, за­пи­сы­вая ее номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­дой яхты. Ка­ков ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния, за­пи­сан­но­го устрой­ством, если до фи­ни­ша до­бра­лись толь­ко 20 из 22 яхт, участ­во­вав­ших в ре­га­те?

1) 100 байт

2) 100 бит

3) 20 бит

4) 20 байт

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 24 < 22 < 25, то для за­пи­си каж­до­го из 22 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 5 бит па­мя­ти. По­сколь­ку до фи­ни­ша до­бра­лись толь­ко 20, ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния со­ста­вит 20⋅5 = 100 бит.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№9. В скач­ках участ­ву­ют 20 ло­ша­дей. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­гист­ри­ру­ет про­хож­де­ние каж­дой ло­ша­дью фи­ни­ша, за­пи­сы­вая ее номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, одина­ко­во­го для каж­дой ло­ша­ди. Каков ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния, за­пи­сан­но­го устрой­ством, если до фи­ни­ша до­бра­лись толь­ко 15 из 20 участ­во­вав­ших в скач­ках ло­ша­дей?

1) 100 байт

2) 75 бит

3) 18 бит

4) 20 байт

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 24 < 20 < 25, то для за­пи­си каж­до­го из 20 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 5 бит па­мя­ти. По­сколь­ку до фи­ни­ша до­бра­лись толь­ко 15 , то ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния со­ста­вит 15⋅5 = 75 бит.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

№10. В аэро­пор­ту при входе в са­мо­лет про­во­дит­ся элек­трон­ная ре­ги­стра­ция пас­са­жи­ров, под­няв­ших­ся на борт са­мо­ле­та. Для этого при предъ­яв­ле­нии по­са­доч­но­го та­ло­на в па­мять ЭВМ за­но­сят­ся ин­ди­ви­ду­аль­ные но­ме­ра пас­са­жи­ров (от 1 до 200 в со­от­вет­ствии с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми но­ме­ра­ми по­са­доч­ных мест на борту и с ис­поль­зо­ва­ни­ем оди­на­ко­во­го ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит). Каков ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния, за­пи­сан­но­го устрой­ством, если рей­сом уле­те­ло 124 че­ло­ве­ка?

1) 64 байта

2) 200 байт

3) 124 байта

4) 8 байт

По­яс­не­ние.

Из­вест­но, что с по­мо­щью N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N раз­лич­ных чисел. По­сколь­ку 27 < 200 < 28, то для за­пи­си каж­до­го из 200 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 8 бит па­мя­ти. По­сколь­ку рей­сом уле­те­ло 124 че­ло­ве­ка, то ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния со­ста­вит 124⋅8 = 992 бита = 124 байта.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Иллюзия возможностей: зачем нужен сверхзвуковой пассажирский самолет

Президент России Владимир Путин на встрече с работниками казанского авиационного завода вновь заговорил о возможности создания в России сверхзвукового пассажирского самолета на основе стратегического бомбардировщика Ту-160. Следом министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил о начале научно-исследовательских работ по этой теме. Предложение разработать новый сверхзвуковой пассажирский самолет отечественного производства многими воспринимается скептически, но сама разработка такого рода не станет нерешаемой проблемой. Вместе с тем появление подобной машины вряд ли сможет изменить сегодняшнее положение российского авиапрома. «Известия» разобрались в ситуации.

Дети золотого века

Расцвет реактивной авиации в 1950-1960-х годах, когда рекорды переписывались почти ежегодно, а постоянный рост характеристик новых самолетов воспринимался как естественное явление, стал временем первого всплеска интереса к сверхзвуковым пассажирским самолетам. Соответствующие разработки впервые стартовали в Великобритании в 1954 году, несколькими годами позже свои проекты начали французские, советские, а затем и американские авиапроизводители. Будущее казалось безоблачным, а прогнозы звучали самые восторженные. Даже Boeing, выведя в 1969 году на линии легендарный B-747, полагал, что дни этой машины, хоть и только созданной, уже сочтены и будущее дальнемагистральных перевозок принадлежит сверхзвуковым самолетам. Сегодня, как мы знаем, B-747 все еще летает, более того, остается в серийном производстве (пусть уже и не столь масштабном, как в 1970-80-е годы).

Первая выкатка американского cамолета Boeing-747-100 на заводе в Эверетте, 30 сентября 1968 года

Фото: Global Look Press

Реальность оказалась жестче. До воплощения в летающих машинах дошли только два проекта: объединенный франко-британский (в 1962 году в Париже и Лондоне договорились о совместной разработке) и советский, при этом СССР тоже вел переговоры с Францией о совместной разработке, не увенчавшиеся успехом. Советская машина — Ту-144 — полетела первой, впервые поднявшись в воздух 31 декабря 1968 года. «Конкорд» взлетел 2 марта 1969-го. Эксплуатация Ту-144 в качестве грузовой машины — для перевозки срочных почтовых отправлений — началась в конце декабря 1975 года, в конце января 1976-го на линии вышел «Конкорд», но сразу как пассажирский. Ту-144 доверили перевозки пассажиров несколько позже: с ноября 1977 года.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 во время испытательного полета

Фото: РИА Новости/Лев Поликашин

Судьба двух самолетов-ровесников, очень похожих внешне, сложилась по-разному. Ту-144 сняли с пассажирских линий всего через семь месяцев после начала работы, в июне 1978-го. Поводом стала катастрофа опытного экземпляра усовершенствованного Ту-144Д, но причина заключалась в нерентабельности самолета и отсутствии практической необходимости в пассажирской машине со скоростью полета более 2 тыс. км/ч. Впоследствии Ту-144 еще использовали для разных специальных перевозок и экспериментальных задач, но на линии он так и не вернулся.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 в аэропорту Шереметьево

Фото: ТАСС/Виталий Созинов

«Конкорд» эксплуатировался куда дольше, сойдя с линий в ноябре 2003 года, но масштабы его использования оказались далеки от ожидаемых: продать удалось только 9 самолетов, да и то «домашним» для разработчиков British Airways (пять машин) и Air France (четыре). Позднее обе компании увеличили свой парк до семи самолетов каждая, получив оставшиеся на чрезвычайно льготных условиях.

Причин было несколько. Во-первых, появление на рубеже 1960-1970-х вместительных и одновременно достаточно экономичных лайнеров, как средне- так и дальнемагистральных, резко расширило рынок авиаперевозок, до того считавшихся скорее исключительно уделом состоятельных людей. Модель заработков авиакомпаний сместилась с сокращения времени перелета на расширение рынка путем снижения цены на билет, что позволяло охватывать авиаперевозками всё новые слои населения.

Сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» в ливрее английской авиакомпании British Airways

Фото: Getty Images/Douglas McFadd

Дополнительный удар по планам продаж «Конкорда» нанес нефтяной кризис 1973 года, после которого экономичность нового поколения авиалайнеров стала их главным конкурентным преимуществом. «Конкорд» же в итоге остался очень узконишевой машиной, которой, в силу запредельной стоимости билетов, могли пользоваться немногие. Так, в 1979–1980 годах перелет из Лондона в Вашингтон и обратно обошелся бы в $2350, то есть более чем в 8 тыс. сегодняшних долларов, если пересчитывать с учетом инфляции за сорок лет. Это было примерно вдвое дороже, чем перелет первым классом на обычных авиалайнерах. Но даже такие цены не могли сделать машину рентабельной: если British Airways с ее более интенсивным трафиком в США еще извлекала прибыль, то в Air France «Конкорды» вечно балансировали на грани убыточности.

Полноразмерный макет американского сверхзвукового пассажирского самолета Boeing 2707

Фото: pikabu.ru

Самыми предприимчивыми в то время оказались американцы: начав свой проект сверхзвуковой пассажирской машины несколько позже, чем англофранцузские и советские разработчики, они так и не подняли свой самолет в воздух, прекратив разработку Boeing 2707 в 1971 году.

Новая надежда

Вновь о разработке сверхзвуковых пассажирских самолетов заговорили в 1990-х годах. КБ Туполева последовательно представило проекты Ту-244 («апгрейд» Ту-144Д), Ту-344 (сверхзвуковой бизнес-джет на базе бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3), Ту-444 (усовершенствованный проект бизнес-джета). Тогда же свой проект SSBJ продемонстрировало КБ Сухого.

Все эти проекты, впрочем, роднят два фактора. Ни один из них не пошел в сколько-нибудь детальную разработку, и все они были предложены российской промышленностью, переживавшей в 1990-е острый кризис в отсутствие спроса на имевшиеся серийные машины.

Макет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-244

Фото: commons.wikimedia.org

Итог был вполне предсказуем: ни один из этих проектов не состоялся. На Западе в это время о сверхзвуковых лайнерах уже особо не задумывались: сложившаяся в 1990-е дуополия Boeing и Airbus, выкативших полную линейку самолетов для средних и дальних рейсов, устраивала всех, не требуя вложений в принципиально новый проект.

Кроме того, в 2000-х годах исчез последний важный фактор, делавший «Конкорды» действительно нужными: развитие технологий видеоконференций и вообще связи резко сократило число важных деловых встреч, требовавших обязательного физического наличия собеседников. Действительно срочные вопросы теперь можно было обсудить дистанционно без потери качества коммуникации, для всего остального хватало скорости обычных лайнеров и бизнес-джетов.

Модель сверхзвукового пассажирского самолета Ту-344

Фото: testpilot.ru

Российский авиапром в это время решал куда более насущную задачу собственного выживания и решил ее в первую очередь через военные поставки — как для собственных ВВС (возобновивших закупки во второй половине 2000-х годов), так и на экспорт. Производство коммерческих авиалайнеров на сегодня ограничено единственным, по сути, серийным самолетом «Сухой Суперджет», хотя есть надежда, что проходящий испытания МС-21 найдет спрос, и даже в больших, чем «Суперджет», масштабах.

Какую задачу в этих условиях может решить постройка в России нового сверхзвукового авиалайнера?

Самолет МС-21 совершает взлет в аэропорту Иркутск

Фото: РИА Новости

Определенно, такой самолет может быть создан, тем более если речь идет о разработке на основе бомбардировщика Ту-160, серийное производство которого сейчас возобновляется.

Вместе с тем с разработкой самолета проблемы только начнутся. Факторы, сделавшие в свое время невыгодными «Конкорд», никуда не делись. Кроме того, ключевой проблемой российского гражданского самолетостроения является не столько разработка машины самой по себе, сколько качество ее продаж и последующего обслуживания. Именно прогресс в этих технологиях, вроде бы сервисных и второстепенных по сравнению с «благородным металлом» инженерно-конструкторских разработок, сегодня делает столь прочным положение Airbus и Boeing. Создать по-настоящему развитую сеть продаж, лизинга, обслуживания и ремонта — задача ничуть не менее сложная, чем разработка летательного аппарата как таковая, а в условиях острого дефицита соответствующего опыта у отечественного авиационного руководства — возможно, что и более.

Опытный образец самолета Ту-160М2 во время выкатки на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова, 16 ноября 2017 года

Фото: РИА Новости/Искандер Асабаев

В этих условиях очевидно, что гипотетический сверхзвуковой лайнер на базе Ту-160 не предназначен для завоевания мирового рынка пассажирских перевозок. Его потолок — это экстремально дорогой бизнес-джет. Но практический смысл в этом проекте всё же есть. Если такой самолет будет создан, а государство убедит капитанов отечественного бизнеса, что он им нужен, то его серийное производство может сделать строительство бомбардировщиков для вооруженных сил, с учетом роста серийности агрегатов и систем, чуть менее разорительным для бюджета.

Наконец из гражданских лайнеров получаются отличные военные спецборта. А вот сверхзвуковой разведчик и самолет радиоэлектронной борьбы уже может быть нужен и российским военным — помимо чистого бомбардировщика.