На базе шасси

Базовое шасси

Смотреть что такое «Базовое шасси» в других словарях:

  • базовое шасси — Составная часть подъемника, которая представляет собой, как правило, основание в виде ходового устройства с необходимыми местами крепления для установки рабочего оборудования, с опорными элементами, а также с силовой установкой для обеспечения… … Справочник технического переводчика

  • базовое шасси — 2.3 базовое шасси: Составная часть подъемника, которая представляет собой, как правило, основание в виде ходового устройства с необходимыми местами крепления для установки рабочего оборудования, с опорными элементами, а также с силовой установкой … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • базовое шасси АЛ (АПК) — Шасси автомобиля, на котором монтируются стрелы АЛ (АПК). Тематики пожарная техника Обобщающие термины основные части, элементы конструкций, узлы и механизмы … Справочник технического переводчика

  • Базовое шасси АЛ (АПК) — 3.1. Базовое шасси АЛ (АПК) * шасси автомобиля, на котором монтируются стрелы АЛ (АПК). Источник: НПБ 191 2000: Техника пожарная. Автолестницы и автоподъемники пожарные. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Базовое шасси ППП — 2.3. Базовое шасси ППП автомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, предназначенное для размещения на нем кабины для личного состава боевого расчета, а также для установки на него комплекта стрел и пожарно технического… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Составные части подъемников (базовое шасси) — 79 прицеп Модификация базового шасси без движителя Источник: ГОСТ Р 52064 2003: Подъемники с рабочими платформами. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • базовое транспортное средство — Шасси с кабиной, седельный тягач, прицеп (полуприцеп) шасси или прицеп (полуприцеп) несущей конструкции, предназначенные для перевозки опасных грузов. базовое транспортное средство Транспортное средство, которое в целом, или… … Справочник технического переводчика

  • Базовое транспортное средство — транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства;… Источник: Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 06.10.2011) Об утверждении технического… … Официальная терминология

  • базовое транспортное средство — 2.1 базовое транспортное средство (base vehicle); TC (vehicle): Шасси с кабиной, седельный тягач, прицеп (полуприцеп) шасси или прицеп (полуприцеп) несущей конструкции, предназначенные для перевозки опасных грузов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Виды экскаваторов по способу соединения рабочего оборудования с базовым шасси — 4. Виды экскаваторов по способу соединения рабочего оборудования с базовым шасси 12. Экскаватор непрерывного действия с навесным рабочим оборудованием Экскаватор непрерывного действия, масса рабочего оборудования которого в транспортном положении … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ШАССИ — рама, подвешенная к осям автомобиля посредством рессор или бея рессор со всеми укрепленными на ней механизмами и деталями… Сельскохозяйственный словарь-справочник
  • Базовое образование — — общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего… Педагогический терминологический словарь
  • Базовое предприятие — — в Рос. Федерации организация, оказывающая общеобразовательным и профессиональным учебным заведениям практическое содействие в осуществлении трудовой подготовки учащихся и создающая для неё соответствующие… Педагогический терминологический словарь
  • Шасси — 1) рама автомобиля с собранным на ней комплектом агрегатоп трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. Различают Ш. рамные и с несущим кузовом … Словарь военных терминов
  • шасси — ́ 1) автомобиля – собранный комплект агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления, т. е. автомобиль без двигателя и кузова… Энциклопедия техники
  • базовое масло — “ это компонент – основа товарного смазочного масла, изготовлен отдельным производителем; обычно базовые масла выпускаются сериями, отличающимися по вязкости, но с одинаковыми другими характеристиками… Автомобильный словарь
  • синтетическое базовое масло — “ это маслообразные синтетические жидкости , полученные методом синтеза из разных мономеров… Автомобильный словарь
  • Базовое программное обеспечение цифровой коммутационной станции (узла) — 1… Телекоммуникационный словарь
  • Базовое программное обеспечение — набор программных средств, включающий операционную систему и системы программирования, поставляемые вместе с… Краткий толковый словарь по полиграфии
  • Изделие Базовое — изделие, которое является главной обязательной составной частью ряда изделий, различающихся по набору выполняемых функций и конструкцией… Словарь бизнес терминов
  • ИЗДЕЛИЕ, БАЗОВОЕ — изделие, которое является основной обязательной составной частью ряда изделий, различающихся выполняемой служебной функцией и конструкцией… Большой бухгалтерский словарь
  • БАЗОВОЕ ТОПЛИВО — осн. составная часть топлива, к к-рой добавляются др. компоненты и присадки для получения товарного топлива… Большой энциклопедический политехнический словарь
  • ИЗДЕЛИЕ, БАЗОВОЕ — изделие, которое является основной обязательной составной частью ряда изделий, различающихся выполняемой служебной функцией и конструкцией… Большой экономический словарь
  • Базовое предприятие питания обучающихся (воспитанников) — «….. Официальная терминология
  • Базовое среднее общее образование — «… — образовательный уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий всестороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования….. Официальная терминология
  • Базовое транспортное средство — «…»базовое транспортное средство» — транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства;…» Источник: Постановление Правительства РФ от 10.09… Официальная терминология

БАЗ

Смотреть что такое «БАЗ» в других словарях:

  • баз — баз/ … Морфемно-орфографический словарь

  • БАЗ — БАЗ, базок муж., новорос., дон., сар., базки мн., урал. скотный двор, крытый или некрытый, при доме или за селением, на базках, общем для этого месте; варок, варинка, варушка тамб., ряз., орл.; стойло, карда, калда оренб. сар. На базу также режут … Толковый словарь Даля

  • баз — баз, а, предл. п. на баз у, мн. ч. ы, ов (двор) … Русский орфографический словарь

  • баз. — баз. базальтовый баз. базальт … Словарь сокращений и аббревиатур

  • БАЗ- — Белорусский автомобильный завод в маркировке автомобилей авто, Беларусь, в маркировке Пример использования БАЗ 525 … Словарь сокращений и аббревиатур

  • баз — баз, а, на базу; мн. базы, ов … Русское словесное ударение

  • Баз — м. местн. 1. Хозяйственный двор крестьянской усадьбы. 2. Огороженное место для скота. 3. Крытый скотный двор. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • БАЗ — БАЗ: Благовещенский арматурный завод; Богословский алюминиевый завод; Бориспольский автозавод; Брянский автомобильный завод. См. также BAS … Википедия

  • баз — сущ., кол во синонимов: 3 • двор (25) • загон (24) • навес (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

  • БАЗ — быстродействующая аварийная защита. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики

История марки БАЗ

История Брянского автомобильного завода или Брянского завода колесных тягачей, начинается 4 июня 1958 г. на территории тракторного производства “Сталезавода”. Он был создан как филиал Московского предприятия ЗИЛ по производству агрегатов и запасных частей к серийным грузовикам, но уже со следующего года фактически превратился в его отделение по выпуску специальной военной автомобильной техники. Первой продукцией БАЗа были бронетранспортеры БТР-152В1 и амфибии ЗИЛ-485А, собиравшиеся ранее в Москве.

Толчком к дальнейшему развитию армейской автотехники послужило создание на БАЗе в 1960 г. собственного СКБ. Летом 1961 г. там появилась первая разработка – специальное шасси БАЗ-930 (8×8) для установки ракетного оружия. Оно не обладало необходимой надежностью и проходимостью, проиграв в конкурсе Министерства обороны СССР машине ЗИЛ-135Л (8×8), созданной конструктором В.А. Грачевым. Учитывая важность и срочность принятия на вооружение высокомобильных носителей ракетного вооружения, в начале 1962 г. из Москвы на БАЗ перевели производство шасси ЗИЛ-135К, хотя в Брянске под руководством главного конструктора Р.А. Розова уже были созданы собственные модернизированные шасси “931” и “932” (8×8).

Длиннобазовое шасси ЗИЛ-135К было выполнено по бортовой схеме раздачи мощности с двумя карбюраторными 7-ми литровыми двигателями ЗИЛ-375Я5 V8 по 180 л.с., каждый из которых имел трансмиссию с гидромеханической 3-х ступенчатой коробкой передач, дополнительным 2-х ступенчатым редуктором и системой привода четырех колес своего борта, что позволяло облегчить машину, повысить подвижность и обеспечить ее живучесть при отказе одного силового агрегата. Шасси без упругой подвески имело оригинальную компоновку с двумя сближенными на расстояние 1,6 м. средними мостами и двумя управляемыми крайними парами колес, поворачивавшимися в противоположные стороны, централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах и смещенные вперед силовые агрегаты, располагавшиеся в переднем “свесе” рамы под 4-х местной кабиной из полиэфирной смолы и стеклопластика с обратным наклоном лобового стекла.

Это обеспечивало полезную длину грузовой платформы 9 м. и возможность установки на ней крупногабаритных ракетных комплексов. Машина развивала скорость 65 км/ч, могла преодолевать рвы шириной до 2,4 м., подъемы крутизной 29o и 1,1-метровый брод. Уже в 1961 г. на шасси ЗИЛ-135К начали монтировать 11-ти метровые пусковые установки 2П30 с контейнером для крылатых ракет C-5. В 1963 г. на ЗИЛе было собрано шасси “135КМ”, ставшее в 1966 г. базой для машины БАЗ-135МБ с одним 300-сильным двигателем ЯМЗ-238Н V8, 5-ти ступенчатой коробкой передач, 2-х ступенчатой раздаточной с межбортовым блокируемым дифференциалом и с удлиненной 6-ти местной кабиной.

На этом шасси монтировалась пусковая установка СПУ-35Б берегового оперативно-тактического ракетного комплекса 4К44 “Редут”, а с 1972 г. – пусковая система СПУ-143 комплекса ВР-3 “Рейс” для запуска беспилотных летательных аппаратов Ту-143 тактической разведки. В его состав входила тяжелая транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143. Шасси “135МБК/МБП” снабжались грузовой платформой. В декабре 1964 г., после окончательной доводки в Москве, на БАЗе стали изготовлять шасси ЗИЛ-135ЛМ (8×8). Его главными отличиями от ЗИЛ-135К являлись расположение силовых агрегатов между первой и второй парами колес, сказавшееся на уменьшении полезной длины грузовой платформы, использование механической 5-ти ступенчатой коробки передач, независимой торсионной подвески крайних колес и новой 4-х местной стеклопластиковой кабины.

На первой же партии из 10 машин БАЗ-135ЛМ, развивавших скорость 65 км/ч, смонтировали самоходные пусковые установки 9П113 тактического ракетного комплекса 9К52 “Луна-М”, созданные Волгоградским заводом “Баррикады”, а также оборудование транспортно-заряжающей машины 9Т29. В 1964-68 гг. на БАЗе изготовили несколько опытных образцов шасси: “135Л1” и “135Л2” с 2-х ступенчатыми раздаточными коробками и независимой торсионной подвеской средних колес, “135М1” с одним 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н, Э135Г с газотурбинной силовой установкой и “тропический” вариант “135ЛМТ” для поставки в жаркие страны.

Небольшой серией были выпущены 9-ти тонные бортовые машины “135Л4” для работы на строительстве газопроводов, а также создан макетный образец плавающей боевой машины пехоты “проект 1200” (8×8) с пушкой и пулеметом в башне. В серии “135ЛМ” имелись также варианты с защитным экраном моторного отсека и бронированной кабиной. В 1975 г. на вооружение была принята одна из самых мощных советских реактивных систем залпового огня БМ-27 или 9К57 “Ураган”, разработанная и выпускавшаяся на “Мотовилихинских” заводах. Она могла запускать 16 реактивных снарядов калибра 220 мм. массой по 280,4 кг. на расстояние до 35 км..

Первоначально базой пусковой установки 9П140 и транспортно-заряжающей машины 9Т452 с краном грузоподъемностью 300 кг. служило шасси ЗИЛ-135ЛМ. С конца 70-х гг. для систем “Ураган” выпускалось шасси “135ЛМП” с телескопическими амортизаторами в подвеске, более мощным пневматическим усилителем тормозов и эффективным отопителем. Опытные плавающие модификации предполагалось использовать как самоходные 40-тонные понтоны ПММ. Выпуск шасси серии “135” продолжался до 1994 г. В 1966 г. СКБ БАЗа начало разработку собственных армейских машин второго поколения с несущим герметичным сварным корпусом.

Это были унифицированные плавающие шасси полной массой 18-19 т. с колесной формулой 6×6, крайними управляемыми колесами и расстоянием между первыми и вторыми парами осей 2800 и 2600 мм., выполненные по бортовой схеме и приспособленные для боевых действий в районах, расположенных на высоте до 3500 м. над уровнем моря. Они снабжались танковым 6-ти цилиндровым двигателем 5Д20Б-300 мощностью 300 л.с., механической 5-ти ступенчатой коробкой передач и 2-х ступенчатой раздаточной, независимой торсионной подвеской, централизованной системой подкачки шин и двумя водометными движителями. Шасси преодолевали 30o подъем, на шоссе развивали скорость 70 км/ч., на плаву – 8 км/ч.

В 1970 г. началось изготовление модели БАЗ-5937 с полезной нагрузкой 7,3 т., задним расположением силового агрегата и 5-ти местным отделением для экипажа. В 1972 г. на вооружение поступили выполненные на ее базе пусковая установка 9А33Б для всепогодного зенитного ракетного комплекса 9К33 “Оса” с четырьмя ракетами. В 1975 и 1980 гг. появились модернизированные установки 9А33БМ2 и 9А33БМ3 для комплексов “Оса-АК” и “Оса-АКМ” с шестью ракетами. Шасси “5938” и “5939”, внешне отличавшиеся разной формой передней части корпуса, использовались под командные пункты, транспортно-заряжающие машины 9Т217Б/БМ2 и полевые мастерские.

В 1976 г. на вооружение был принят тактический ракетный комплекс 9К79 “Точка” с пусковой установкой 9П129 Волгоградского ГПО “Баррикады”, смонтированной на 6,7-тонном шасси БАЗ-5921 с расположением силового агрегата непосредственно за 4-х местным отделением управления. В 1989 г. ее сменила самоходная установка 9П129-1М для нового комплекса 9К79-1 “Точка-У”. Шасси “5922” с открытым корпусом использовалось для заряжающих машин 9Т218 и 9Т218-1 с крановым оборудованием. В 7-ми тонном транспортном варианте “59223” оно предлагается до сих пор.

В начале 70-х гг. СКБ под руководством главного конструктора И.Л. Юрина приступило к созданию принципиально нового 4-х осного плавающего шасси с бортовой трансмиссией и сближенными парами передних и задних колес на торсионной подвеске. В 1983 г. на вооружение был принят сверхточный ракетный комплекс 9К714 “Ока”, базировавшийся на самоходной установке 9П71 завода “Баррикады”, смонтированной на новом 12-ти тонном шасси БАЗ-6944 (8×8) с полностью закрытым сварным водо-измещающим корпусом. В его средней части размещались 400-сильный дизель УТД-25 V8, гидромеханическая 5-ти ступенчатая коробка передач и 2-х ступенчатая раздаточная.

Две передние оси были управляемыми, для преодоления водных преград служили два водометных движителя. Военная служба уникального комплекса “Ока” оказалась слишком короткой: в конце 80-х гг. неожиданно он был внесен в советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и снят с вооружения, но базовое шасси послужило основой для нового поколения военных машин. Одновременно с ним была построена опытная амфибия “5947” (6×6) с двумя сближенными передними мостами и одним задним, а также “сухопутное” рамное шасси “6950” (8×8) с 4-х местной цельнометаллической кабиной и грузовой платформой.

Во второй половине 80-х гг. продолжение работ по совершенствованию специальных шасси под руководством главного конструктора Ю.И. Мосина привело к созданию машин третьего поколения “Основа-1” с бортовой трансмиссией. Базовым являлось плавающее 13-ти тонное корпусное шасси БАЗ-69441 (8×8), внешне напоминавшее модель “6944”, но оборудованное двумя дизельными двигателями КамАЗ740 мощностью по 210 л.с. и механическими 5-ти ступенчатыми коробками передач. В это семейство вошло также неплавающее 14-ти тонное шасси БАЗ-69501 с двумя моторами КамАЗ-740 и новой кабиной, которое использовалось для монтажа пунктов боевого управления зенитно-ракетными комплексами “Поляна-Д4М”.

Его развитием стали 12-ти тонное шасси “69501П” и короткобазный 10,5-тонный вариант “69501ПТ” с цельнометаллической платформой, а также балластный тягач “69531” для буксировки артиллерийских систем полной массой до 15 т.. Для поддержания общественного порядка в системе МВД СССР на шасси “6953” был создан мощный водомёт “Лавина” с бронированной кабиной, способный работать при температуре до – 30oС. Его оборудовали цистерной на 8 тыс. л. воды и дополнительным 180-сильным мотором для привода насоса ПН-40УВ производительностью 40 л/с, служившего для подачи воды под давлением 8-9 атмосфер на четыре лафетных ствола, выбрасывавших ее на расстояние до 60 м..

Рамные 14-ти тонные шасси “69506”, “69507” и “69508” снабжались одним 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Н и механической 8-ми ступенчатой коробкой передач. К производству была подготовлена также корпусная амфибия “69481”. В связи с начавшейся перестройкой и прекращением военных заказов выпуск шасси и тягачей на БАЗе практически прекратился и завод оказался на грани банкротства. Несмотря на все трудности перехода на рыночные отношения и практически полное отсутствие в программе гражданской продукции, в 1993 г. АО БАЗ приступило к созданию обширного семейства неплавающих машин четвертого поколения “Вощина-1” двойного назначения, приспособленных одновременно для военных и мирных целей.

Коллектив инженеров под руководством главных конструкторов В.П. Трусова и Ю.А. Шпака, отказавшись от бортовой схемы, создал семейство более простых машин классической компоновки с 3-х местной цельнометаллической кабиной переднего расположения и установленным за ней силовым агрегатом, механической коробкой передач и 2-х ступенчатой раздаточной, передними управляемыми колесами на независимой торсионной подвеске и задними колесами на балансирной рессорно-торсионной, всеми блокирующимися дифференциалами, колесными редукторами и системой регулирования давления воздуха в шинах.

Базовыми в этой гамме являются 18-ти тонное шасси БАЗ-6909 (8×8) с расстоянием между средними парами колес 3600 мм. и длиннобазовая 20-ти тонная модификация “6910” (4250 мм.) для установки различного оборудования и вооружения. В семейство входят также 13,5-тонное шасси “69092” (6×6) для инженерного оснащения, балластный тягач “6306” (8×8) для буксировки артиллерийских систем массой 15 т. и седельный вариант “6402” (6×6), работающий в составе автопоездов полной массой 50 т.. Были построены также образцы седельного тягача “6403” (8×8) и 30-ти тонного шасси “79094” (10×00).

Одновременно завод изготовил многоцелевые шасси “69095” (6×6), “69096” (10×0) и “69099” (12×22) грузоподъемностью 14,2-36,0 т. с монтажной длиной рамы до 12 м.. Все машины комплектуются дизельными двигателями с турбонаддувом Ярославского моторного завода (модели “8424”, “8425”, “7511”, “849”) мощностью 400-500 л.с., двухдисковым сцеплением ЯМЗ-151 и 9-ти ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-202. Они приспособлены для работы в наиболее суровых климатических зонах на высоте до 4650 м. над уровнем моря, развивают скорость на шоссе 50-80 км/ч, имеют запас хода 800-1000 км., преодолевают подъемы в 30o и 1,4-метровый брод. В начале 2000-х гг. это семейство принято на вооружение Российской армии. За все время своего существования Брянский завод разработал около 70 различных колесных шасси, из которых 32 выпускались серийно.

Шасси – это совокупность агрегатов, предназначенных для передачи механической энергии от двигателя к ведущим колесам, передвижения автомобиля и управления им.

Шасси состоит из:

— трансмиссии,

— ходовой части,

— системы управления.

Часть 1.Трансмиссия

Трансмиссия – это совокупность агрегатов и механизмов, соединяющих двигатель с ведущими колесами автомобиля.

Назначение трансмиссии:

— передавать крутящий момент от двигателя к ведущим колесам;

— изменять величину и направление крутящего момента;

— перераспределять крутящий момент между ведущими колесами.

По способу передачи и трансформации крутящего момента трансмиссии делятся на следующие виды:

— Механическая трансмиссия (передает и преобразует механическую энергию). Преимущества их состоят в высоком коэффициенте полезного действия (КПД), компактности и малой массе, надежности в работе, относительной простоте в производстве и эксплуатации. Недостатком механической трансмиссии является ступенчатость изменения передаточных чисел, снижающая использование мощности двигателя.

— Гидромеханическая трансмиссия имеет гидромеханическую коробку передач и механический редуктор. Преимущества этих трансмиссий состоят в автоматическом изменении крутящего момента в зависимости от внешних сопротивлений, возможности автоматизации переключения передач и облегчении управления, фильтрации крутильных колебаний и снижении пиковых нагрузок, действующих на агрегаты трансмиссии и двигатель, и в повышении вследствие этого надежности и долговечности поршневого двигателя и трансмиссии.

— Электромеханическая трансмиссия (преобразует механическую энергию в электрическую и после передачи к ведущим колесам – электрическую в механическую энергию). В электрических трансмиссиях ведущие колеса автомобиля приводятся в действие электродвигателями, к которым от генератора подается электрический ток.

Электродвигатель с редуктором может располагаться непосредственно внутри колеса. Такая конструкция носит название мотор-колеса. В ней сцепление, коробка передач, а иногда и остальные агрегаты трансмиссии заменяются генератором и электродвигателем (или несколькими электродвигателями). Электромеханические трансмиссии могут работать на постоянном или переменном токе.

Трансмиссии на переменном токе компактнее и легче, но не обеспечивают бесступенчатого регулирования крутящего момента. Поэтому электромеханические трансмиссии, как правило, работают на постоянном токе. Кроме того, эти трансмиссии могут иметь один тяговый электродвигатель или несколько, расположенных в каждом ведущем колесе. Электрические трансмиссии в ближайшем будущем получат широкое распространение при переходе к альтернативным источникам энергии

— Гидрообъемная трансмиссия (преобразует механическую энергию в энергию потока жидкости и после передачи к ведущим колесам – энергию потока жидкости в механическую энергию). В гидрообъемной трансмиссии гидравлический насос, приводимый в действие от двигателя внутреннего сгорания, соединяется трубопроводами с гидродвигателями, которые приводят в действие ведущие колеса автомобиля.

Гидростатический напор жидкости, создаваемый насосом, преобразуется в крутящий момент на валах гидродвигателей. Гидрообъемные трансмиссии не получили широкого распространения на автомобилях из-за низкого КПД и высокой стоимости, но довольно часто используются в дорожно-строительных машинах.

— Комбинированная трансмиссия (электромеханическая, гидромеханическая – «гибриды»).

Наибольшее распространение в автомобилестроении в настоящий момент получили механические и гидромеханические трансмиссии.

Если говорить просто, то механические трансмиссии – это автомобили с механической или роботизированной коробкой передач, а гидромеханические трансмиссии – это автомобили с автоматической коробкой передач.

Трансмиссия состоит:

— сцепление,

— коробка передач,

— раздаточная коробка (полноприводные автомобили),

— карданный вал (задне- или полноприводные автомобили),

— дифференциал,

— главная передача,

— шарниры равных угловых скоростей.

Сцепление

Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при запуске двигателя, остановке и переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок.

Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач.

В зависимости от конструкции различают следующие типы сцепления:

— фрикционное сцепление;

— гидравлическое сцепление;

— электромагнитное сцепление.

Фрикционное сцепление передает крутящий момент за счет сил трения.

В гидравлическом сцеплении связь обеспечивается за счет потока жидкости.

Электромагнитное сцепление управляется магнитным полем.

Самым распространенным типом сцепления является фрикционное сцепление.

По виду фрикционное сцепление различается:

— однодисковое сцепление;

— двухдисковое сцепление;

— многодисковое сцепление.

В зависимости от состояния поверхности трения может быть сухое сцепление и мокрое сцепление. В сухом сцеплении используется сухое трение между дисками. Мокрое сцепление предполагает работы дисков в жидкости.

На современных автомобилях устанавливается в основном сухое однодисковое сцепление.

В классическом виде сцепление в гидромеханических и вариаторных автоматических коробках передач отсутствует и присутствует только в роботизированных трансмиссиях и кулачковых автоматических коробках передач.

В роботизированных коробках передач выжимают сцепление и переключают передачи электроприводы, при этом, для большей плавности переключения существуют роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями, работающими по очереди (одно сцепление в работе, другое, со следующей передачей, наготове).

В кулачковых коробках, используемых на спортивных автомобилях, педаль сцепления используется только при старте, далее переключение передач происходит без использования педали.

Принцип работы сцепления.

Сцепление обеспечивает связь двигателя с коробкой передач (и далее до ведущих колес) за счет двух дисков, плотно прижатых друг к другу. На современных автомобилях используется постоянно включенное сцепление, то есть диски изначально прижаты друг к другу.

Нажимая на педаль сцепления, водитель через систему тяг и рычагов преодолевая усилие прижимных пружин отодвигает один из дисков от другого. Связь между двигателем и коробкой передач (ведущими колесами) разрывается (двигатель, например, может работать (вращаться коленчатый вал), а колеса могут быть неподвижны). Когда водитель отпускает педаль сцепления, отжатый диск (нажимной) под действием силы пружин снова прижимается к первому диску (ведомому) – связь восстановлена.

Схема гидравлического привода выключения сцепления и механизма сцепления:

1 – трубопровод; 2 – нажимной диск; 3 – ведомый диск; 4 – маховик; 5 – коленчатый вал; 6 – картер сцепления; 7 – кожух сцепления; 8 – нажимные пружины; 9 – отжимные рычаги; 10 – выжимной подшипник; 11 – первичный вал коробки передач; 12 – шестерня первичного вала; 13 – вилка выключения сцепления; 14 – рабочий цилиндр; 15 – картер коробки передач; 16 – главный цилиндр; 17 – педаль сцепления

Коробка передач

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя от трансмиссии.

В зависимости от принципа действия различают следующие типы коробок передач:

— ступенчатые;

— бесступенчатые;

— комбинированные.

К ступенчатым коробкам передач относятся:

— механическая коробка переключения передач;

— роботизированная коробка передач.

Механическая коробка передач имеет ручное переключение.

В зависимости от числа ступеней различают следующие конструкции:

— четырехступенчатая коробка передач;

— пятиступенчатая коробка передач;

— шестиступенчатая коробка передач;

— семи и более ступенчатая коробка передач.

Роботизированная коробка передач имеет автоматизированное управление.

Роботизированные коробки могут иметь электрический или гидравлический привод сцепления и передач. В электрическом приводе исполнительными органами являются сервомеханизмы (электродвигатели). Гидравлический привод осуществляется с помощью гидроцилиндров.

В зависимости от типа привода роботизированные коробки передач имеют устоявшиеся названия:

— собственно роботизированные коробки передач (электропривод);

— секвентальные коробки передач (гидропривод).

Название «секвентальная» коробка получила от sequensum – последовательность, имеется ввиду последовательное переключение передач в ручном режиме.

Электрический привод сцепления и передач имеют следующие конструкции коробок:

Easytronic от Opel;

MultiMode от Toyota.

Значительно больше конструкций «роботов» имеют гидравлический привод:

SMG, DCT M Drivelogic от BMW;

DSG от Volkswagen;

S-Tronic от Audi;

Senso Drive от Citroen;

2-Tronic от Peugeot;

Dualogic от Fiat.

Принцип работы ступенчатой коробки передач

Механическая коробка передач представляет собой набор шестерен, которые располагаются на нескольких валах внутри общего корпуса. Водитель, переключая передачи рычагом переключения передач, находящемся в салоне автомобиля, соединяет различные шестерни между собой.

От этого, в зависимости от разницы в диаметрах шестерен (количестве зубьев на шестерне), меняется скорость вращения вала, идущего к колесам двигателя. Водитель может менять скорость автомобиля, направление его движения (промежуточная шестерня меняет направление вращение вала на противоположное) и момент (силу), передаваемый на колеса.

Принцип действия роботизированных коробок передач абсолютно тот же. Единственное отличие в том, что смыканием/размыканием сцепления и выбором передач в «роботе» занимаются сервоприводы — актуаторы. Чаще всего это шаговый электромотор с редуктором и исполнительным механизмом. Но встречаются и гидравлические актуаторы.

Управляет актуаторами электронный блок. По команде на переключение первый сервопривод выжимает сцепление, второй перемещает синхронизаторы, включая нужную передачу. Затем первый плавно отпускает сцепление. Таким образом, педаль сцепления в салоне больше не нужна — при поступлении команды электроника всё сделает сама.

В автоматическом режиме команда на смену передачи поступает от компьютера, учитывающего скорость движения, обороты двигателя, данные ESP,ABS и других систем. А в ручном — приказ на переключение отдаёт водитель при помощи селектора КПП или подрулевых лепестков.

К бесступенчатым коробкам передач относятся вариаторы. Передаточное число в вариаторах изменяется, в отличие от ступенчатых коробок, плавно. Это достигается за счет гидравлического или механического преобразования крутящего момента.

Вариаторная коробка передач имеет общепризнанное название (аббревиатуру) CVT – Continuously Variable Transmission (постоянно изменяющаяся трансмиссия).

Вариаторная коробка передач имеет следующее общее устройство:

— механизм, обеспечивающий разъединение коробки передач от двигателя (нейтральное положение коробки передач);

— собственно вариатор (вариаторная передача);

— механизм, обеспечивающий движение задним ходом;

— система управления.

Для разъединения вариатора от двигателя использоваться следующие механизмы:

— центробежное автоматическое сцепление (вариатор Transmatic);

— электромагнитное сцепление с электронным управлением (вариатор Hyper на автомобилях Nissan);

— многодисковое мокрое сцепление с электронным управлением (вариатор Multitronic на автомобилях Audi, вариаторы на автомобилях Honda);

— гидротрансформатор (вариатор Ecotronic на автомобилях Ford, вариатор Extroid на автомобилях Nissan, вариатор Lineartronic на автомобилях Subaru).

Из всего многообразия различных видов вариаторов на автомобилях нашли применение только два вида:

— клиноременный вариатор;

— тороидный вариатор.

Клиноременный вариатор состоит из одной или двух ременных передач. Передача включает два шкива, соединенные клиновидным ремнем. Шкив образуют два конических диска, которые могут сдвигаться или раздвигаться, обеспечивая тем самым изменение диаметра шкива. Ремень изготавливается из металлических пластин конической формы. Передача вращения осуществляется за счет сил трения между шкивами и боковой поверхностью клиновидного ремня.

На вариаторах Multiironic, Lineartronic вместо ремня применена металлическая цепь. Такие вариаторы имеют название клиноцепной вариатор.

Тороидный вариатор включает два соосных вала со сферической (тороидной) поверхностью, между которыми зажаты ролики. Изменение передаточного числа в тороидном вариаторе производится за счет изменения положения роликов, а передача крутящего момента за счет сил трения между рабочими поверхностями колес и роликов.

Самым известным тороидным вариатором является вариатор Extroid, устанавливаемый на автомобили фирмы Nissan.

В силу особенностей конструкции вариаторная передача не может обеспечить реверсивного движения. Для осуществления движения задним ходом в коробке передач применяются дополнительные механизмы. В качестве такого механизма обычно выступает планетарный редуктор.

Принцип работы вариатора

Принцип работы клиноременного вариатора заключается в согласованном изменении диаметров шкивов в зависимости от режимов работы двигателя. Диаметр шкива изменяется с помощью специального привода. В начале движения автомобиля ведущий шкив вариатора имеет наименьший диаметр (конические диски максимально разжаты).

Ведомый диск при этом имеет максимальный диаметр (конические диски максимально сжаты). При увеличении числа оборотов двигателя диаметр ведущего шкива увеличивается, а ведомого – уменьшается, соответственно и уменьшается передаточное число. При дальнейшем разгоне вариатор поддерживает оптимальные обороты двигателя, при которых реализуется максимальная мощность и обеспечивается наилучшая динамика автомобиля.

Непосредственное управление вариатором производится с помощью рычага селектора. Режимы управления аналогичны режимам автоматической коробки передач.

Комбинированный принцип действия используется в автоматической коробке переключения передач (сокращенное наименование – коробка-автомат). Традиционно автоматической называют гидромеханическую коробку передач.

Разновидностью автоматической коробки передач является так называемая адаптивная коробка передач, учитывающая стиль вождения конкретного человека.

Гидромеханическая коробка передач состоит из гидротрансформатора и механической коробки передач.