Мзкт руководство по эксплуатации

МЗКТ 7930

МЗКТ 7930 – серия специальных шасси и тягачей с грузоподъемностью 17,8-24,2 тонн и колесной формулой 8 на 8. Производителем техники является Минский завод колесных тягачей, расположенный в Беларуси.

В декабре 1989 года советское Минобороны приняло решение о разработке передового шасси с грузоподъемностью 22 тонны в рамках проекта по замене тягачей и шасси МАЗ 543, морально устаревших к тому времени. Технические детали были утверждены в 1991 году. В течение года был создан и протестирован макетный образец нового МАЗ 79301 (в этот период Минский завод колесных тягачей отделился от Минского автозавода).

Параллельно Ярославский моторный завод разрабатывал новую серию агрегатов большой мощности, которые должны были прийти на смену танковым моторам, использовавшимся в аналогичной технике ранее. Изготовление опытных версий началось в 1991 году.

Полноценные испытания опытные варианты МЗКТ 7930 проходили в 1992-1994 годах. Вместе с ними тестировали шасси МЗКТ 79305 и тягач МЗКТ 7415. В 1995-2000 годах модель проходила приемосдаточные испытания в России. Затем последовали испытания при температуре -50 градусов (стойкость к суровым погодным условиям) и в аэродинамической трубе (стойкость к ударной волне). МЗКТ 7930 успешно выдержал тестирование. В конце 1998 года конструкторскую документацию автомобиля утвердили, а еще через 2 года начался его конвейерный выпуск.

В 2000 году завод представил опытную модификацию МЗКТ 79306, предназначенную для экспорта.

В 2003 году начались поставки МЗКТ 7930 в российские вооруженные силы. В 2014 году Минобороны РФ провело приемосдаточные испытания нового шасси МЗКТ 7930-300.

Модификации

Серия МЗКТ 7930 включает несколько модификаций:

  • МЗКТ 7930 – базовое шасси с грузоподъемностью 22,2 тонны, двигателем ЯМЗ 846 и механической трансмиссией ГМП МЗКТ-5561;
  • МЗКТ 7930-300 – шасси с грузоподъемностью 24,2 тонны, агрегатом ЯМЗ 846 и автоматической трансмиссией ГМП МЗКТ-5561;
  • МЗКТ 79306 – экспортное шасси с грузоподъемностью 24 тонны, иностранные мотором Deutz BF8M1015C и автоматической трансмиссией Allison HD45P;
  • МЗКТ 7415 – седельный тягач с грузоподъемностью 17,8 тонны, мотором ЯМЗ 846 и механической коробкой передач ЯМЗ 202-04;
  • МЗКТ 7930-313 – новейшая опытная модель на базе МЗКТ 7930, используемая в качестве основы для машин В-300ТЗМ и В-300БМ (РСЗО «Полонез-М»).

На базе МЗКТ 7930 разработаны специальные машины:

  • вооруженные комплексы: БРК «Бастион», ОТРК «Искандер», БСАУ А-22 «Берег», РСЗО «Полонез», РСЗО «Ураган-1М», БРК «Бал» и другие;
  • антенный пост ЗРК С-400 «Триумф»;
  • машина маскировки и инженерного обеспечения 15М69;
  • береговой комплекс разведки «Монолит-Б»;
  • машина обеспечения РКСН «Тополь-М».

Видео тест-драйв

Технические характеристики

Габаритные размеры (шасси):

  • длина – 12669 мм;
  • ширина – 3070 мм;
  • высота – 3017 мм;
  • дорожный просвет – 400 мм;
  • радиус разворота – 15000 мм (14500 мм для МЗКТ 79306).

Весовые показатели (МЗКТ 7930/МЗКТ 7930-300/ МЗКТ 79306):

  • снаряженная масса – 20800/20500/21000 кг;
  • грузоподъемность – 22200/24200/24000 кг;
  • полная масса – 43300/45200/45000 кг.

Прочие характеристики:

  • предельная скорость – 70 км/час (75 км/час для МЗКТ 79306);
  • максимальный преодолеваемый подъем – 55% (60% для МЗКТ 79306);
  • угол съезда – 35 градусов;
  • угол въезда – 25 градусов;
  • боковой уклон – до 40%;
  • ширина преодолеваемого рва – 2000 мм (2500 для МЗКТ 79306);
  • глубина брода – 1400 мм;
  • диапазон рабочих температур – от -45 до +50 градусов (от -30 до +50 градусов для МЗКТ 79306);
  • запас хода – 1000 км.

Двигатель

Базовым для МЗКТ 7930 является российский дизельный мотор ЯМЗ 846. V-образная «восьмерка» создана специально для данной техники. Агрегат оборудован непосредственным впрыском горючего, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха.

Характеристики двигателя ЯМЗ 846:

Для версии МЗКТ 79306 предлагается иностранный дизель Deutz BF8M1015C. 8-цилиндровый агрегат имеет 2 турбокомпрессора, непосредственный впрыск топлива и систему жидкостного охлаждения. Среди конструктивных особенностей значатся компактные габариты, чугунный картер и чугунные головки цилиндров. Мотор отличается повышенной устойчивостью к нагрузкам.

Характеристики двигателя Deutz BF8M1015C:

Устройство

МЗКТ 7930 оборудован жесткой рамой лонжеронного типа (швеллерное сечение лонжеронов). Базовая модель оснащается передним и задними механизмом буксирования, остальные версии – двумя буксирными вилками в передней части и буксирным устройством сзади.

Передняя и задняя подвеска автомобиля – независимая торсионного типа (используются усиленные или стандартные гидравлические амортизаторы). МЗКТ 7930 плавно трогается с места и обеспечивает комфортные ощущения даже при движении по бездорожью. Важную роль здесь играет не только подвеска, но и широкопрофильные бескамерные шины с системой центральной накачки (в экспортной модели используются шины Michelin).

Управляемыми ведущими являются первая и вторая оси. В автомобиле используются центральные редукторы с межколесными и межосевыми дифференциалами и планетарные колесные редукторы. При этом блокировки для дифференциалов управляемых колес не предусмотрено, она присутствует на неуправляемых колесах. Благодаря подобной особенности техника способна преодолевать практически любые препятствия даже при полной загрузке.

В зависимости от модификации на модели используются различные версии трансмиссий:

  • МЗКТ 7930 – механическая ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 скорость назад);
  • МЗКТ 7415 – механическая ЯМЗ 202-04 (9 передач вперед, 1 передача назад);
  • МЗКТ 7930-300 – автоматическая ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 скорость назад);
  • МЗКТ 79306 – автоматическая Allison HD45P (6 передач вперед, 1 передача назад) с одноступенчатым блокируемым гидротрансформатором с однодисковой фрикционной муфтой с гидравлическим приводом.

Независимо от модификации на МЗКТ 7930 устанавливается 2-скоростная раздаточная коробка с блокируемым межтележечным дифференциалом.

Тормозная система МЗКТ 7930 включает несколько подсистем. В основной используется двухконтурный механизм с пневмогидравлическим приводом. Стояночная тормозная подсистема включает пружинный энергоаккумулятор для затормаживания. Также присутствует механическое устройство, используемое для аварийного растормаживания стояночной подсистемы. Запасная тормозная подсистема представлена исправным контуром рабочей подсистемы и задействуется при проблемах в одном из контуров. Во вспомогательной подсистеме используется моторный тормоз с электропневматическим управлением.

Внешность МЗКТ 7930 внушает уважение. Брутальная кабина автомобиля выдвинута перед мотором и шасси. Подобная компоновка позволяет монтировать надстройки больших размеров без выхода за габариты. Сама кабина сделана из стеклопластика и имеет 2 двери. 3-секционное ветровое стекло обеспечивает отличную обзорность автомобиля. Салон рассчитан на 3 человек. Водительское сиденье выполнено на пневмоподвеске и имеет боковые поддержки, обеспечивающие безопасность управления. В сравнении с прежними армейскими версиями от минских производителей органы управления практически не изменились. Обновилось лишь рулевое колесо, которое стало значительно удобнее.

Цена нового и б/у

Стоимость новых версий МЗКТ 7930 держится в секрете. Минимальные ценники на б/у автомобили в нормальном состоянии начинаются от 0,8-1,1 млн рублей.

Аналоги

  • БАЗ 6944;
  • КЗКТ 7428.

Бронированный «Волат»

Ещё в начале 2000-х годов в большинстве специальных подразделений Беларуси либо отсутствовали лёгкие бронированные машины, либо использовались советские БТР-80. Для современных целей и задач белорусского спецназа бронетранспортёры обладали избыточной мощностью, а также невысокой ремонтопригодностью. Первыми лёгкими бронемашинами в 2006 году в МВД Беларуси стали три российских автомобиля «Тигр». С 2014 года Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) начал лицензионную сборку «Тигров». В 2015 году собранные машины были доработаны для Минобороны Беларуси в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) «Лис-ПМ». В итоге именно «Лисы» первыми пришли на замену БТР-80 во внутренних войсках. В том же 2014 году по поручению президента Республики Беларусь на МЗКТ начались совершенно новые ОКР «V-1» по разработке полностью белорусского бронеавтомобиля.

От эскиза до модели

Примерно в то же время автору этой статьи посчастливилось увидеть эскизный рисунок проекта V-1, представленный для ознакомления представителям спецподразделений. Тогда я скептически отнёсся к будущему этого концепта, не поверив, что такой привлекательный и амбициозный проект сможет воплотиться в жизнь. Более того, было трудно представить, что такой бронеавтомобиль примут на вооружение и мне доведётся на практике убедиться в мудрости решений, принятых в 2014 году.

Эскизный проект V-1
mzkt.by

За непростую задачу разработки бронеавтомобиля «с нуля» взялись инженеры Минского завода колёсных тягачей под руководством Юрия Ивановича Николаева, имевшего многолетний опыт создания военной колёсной техники повышенной проходимости. Первый опытный образец, получивший наименование МЗКТ-490100, имел автоматическую трансмиссию МЗКТ-2361, одноступенчатую раздаточную коробку МЗКТ-4901 и двигатель ЯМЗ-5345. Впервые его продемонстрировали в Париже на международной выставке обороны и безопасности Eurosatory-2016.

МЗКТ-490100 на Eurosatory-2016
drom.ru

К 2017 году броневик претерпел незначительные изменения по сравнению с прототипом. Основные метаморфозы коснулись конструкции задней двери: вместо опускающейся рампы теперь это обычная распашная дверь без крепления запасного колеса. МЗКТ-490100-010 массой более 10 т и грузоподъёмностью свыше 1 т способен перевозить экипаж из десяти человек. Дизельный двигатель мощностью 240 л.с. способен разогнать «Волата» до 110 км/ч. Два топливных бака по 130 л дают машине запас хода в 1000 км. Цельнометаллический сварной бронированный корпус класса Бр4 надёжно защищает экипаж автомобиля от поражения стрелковым оружием.

В базовое исполнение легкобронированного автомобиля (ЛБА) вошёл целый комплекс дополнительного оборудования: навигация; фильтровентиляционная установка; предпусковой подогреватель-отопитель; автономная двухзонная система отопления и система кондиционирования обитаемого отсека; система дымоудаления; энергопоглощающие сидения десантного отсека; ограничители радиального давления для езды на повреждённых шинах; система центральной накачки шин; лебёдка самовытаскивания; аккумулятор увеличенной ёмкости; система пуска двигателя с разряжёнными аккумуляторами; электрообогреваемые передние ветровые и боковые бронестёкла; зеркала заднего вида.

МЗКТ-490100-010 на международном военно-техническом форуме «Армия-2018»
vitalykuzmin.net

Военный броневик минского СОБР

Новый ЛБА разрабатывался в первую очередь в интересах Минобороны и в 2017 году, успешно пройдя государственные испытания, был принят на вооружение белорусской армии. На основе базовой комплектации МЗКТ разработал целый модельный ряд автомобилей различного назначения. Первым в этом семействе стал МЗКТ-490100-011, на крыше которого монтируется пулемётно-гранатомётный модуль для стрелка с возможностью одновременной установки пулемёта типа ПКМ и гранатомёта типа АГ-17. Штатный боекомплект экипажа армейского автомобиля составляют по 20 оборонительных (Ф-1) и наступательных (РГД-5) ручных гранат, ящик с тротиловыми шашками массой 32 кг, а также 3240 патронов калибра 5,45 мм или 2640 патронов калибра 7,62 мм.

МЗКТ-490100-011
vpk.gov.by

Новый бронеавтомобиль в базовом исполнении прошёл обкатку и в других силовых структурах Беларуси, таких как внутренние войска и органы пограничной службы. Вскоре инженеры МЗКТ совместно со специалистами Главного управления командующего внутренними войсками при непосредственном участии представителей минского СОБР начали доработку ЛБА в интересах милицейского спецназа. Так появился МЗКТ-490100-017, который впервые открыто демонстрировался на международном военно-техническом форуме «Армия-2017» в подмосковной Кубинке.

Новый автомобиль для СОБР претерпел значительные изменения в сравнении со своим старшим собратом. Для начала на крышу «Волата» установили боевой функциональный модуль (БФМ), вращающийся на 360 градусов и аналогичный таковому на «Лис-ПМ». Для облегчения модуля в конструкции имеется вырез в задней стенке. При этом спину пулемётчика во время стрельбы надёжно прикрывает люк в откинутом положении. В качестве основного вооружения БФМ был выбрал мощный крупнокалиберный пехотный пулемёт НСВ-12,7, установленный на постель UPM-160. В салоне возле места командира экипажа установлена аппаратура внутренней и внешней связи ПУ-2 разработки ОАО «Агат-Систем».

Размещение экипажа внутри салона МЗКТ-490100-017
СОБР, garsing.by

Так как для СОБР это прежде всего штурмовой автомобиль, то увеличилось количество бойниц для десантного отсека. С каждой стороны появились по две дополнительные бойницы, и теперь каждый член экипажа мог вести огонь из стрелкового оружия, не покидая салон бронеавтомобиля. Для более удобной стрельбы бойницы на задней двери переместили выше и установили в бронированные стеклоблоки. К тому же, в отличие от базового варианта, здесь установлены бойницы увеличенного диаметра (с 98 до 116 мм).

Автомобиль можно использовать и при непосредственном сближении с объектом штурма. Для этого в передних боковых дверях имеются дополнительные откидные листы бронезащиты, предназначенные для защиты спецназовцев при действиях в пешем порядке от возможного огневого поражения. В этих же дверях на высоте 1,5 м от грунта установлены дополнительные бойницы для ведения огня. Для преодоления десантом различных препятствий и штурма первых этажей зданий на капоте имеется съёмная платформа, оборудованная противоскользящими элементами и откидной консольной двухстворчатой секцией, которая может фиксироваться в вертикальном положении, обеспечивая дополнительную защиту экипажа. В таком максимально активном штурмовом состоянии «Волат» напоминает белорусский вариант всемирно знаменитых трансформеров.

Ведение огня с использованием бойниц МЗКТ-490100-017
СОБР, garsing.by

Боковые откидные подножки предназначены для размещения бойцов во время движения транспорта в готовности к штурму. Для этого на корпусе возле задней боковой двери имеется дополнительный поручень, а верхний поручень имеет удлинённую конструкцию. На задней стенке также установлен дополнительный трап.

МЗКТ-490100-017 успешно прошёл испытания и был принят на вооружение внутренних войск МВД Беларуси. Первые две машины поступили в минский СОБР в декабре 2017 года и сразу же заступили на круглосуточное боевое дежурство.

МЗКТ-490100-017 и военнослужащие СОБР. Фото автора

Вышеуказанные изменения, сделанные в интересах МВД, устроили и Государственный пограничный комитет Беларуси, хотя пограничники решили отказаться от автоматической трансмиссии. Таким образом, МЗКТ-490100-117 имеет механическую трансмиссию СААЗ-4334МЗ, двухступенчатую раздаточную коробку МЗКТ-5002 и двигатель ЯМЗ-5345-20. Основным вооружением БФМ стал пулемёт ПКМ, на крыше над лобовым стеклом появились проблесковые маячки и дополнительные светодиодные фары.

Автомобили специального назначения

Как любая универсальная платформа, МЗКТ-490100 стал родоначальником целого семейства автомобилей специального назначения, таких как разведывательный, медицинский, машина связи и радиоэлектронной борьбы и многие другие. Одним из первых в этом ряду стал разведывательно-огневой модуль МЗКТ-490100-015 с комплексом «Адунок» разработанный ОАО «АГАТ — системы управления». Этот автомобиль предназначен для ведения специальных и разведывательных действий, борьбы с незаконными вооружёнными формированиями и диверсионно-разведывательными группами противника, сопровождения колонн, охраны тыловых районов, несения комендантской службы и участия в миротворческих операциях.

Помимо автоматизированного дистанционно-управляемого наблюдательного огневого комплекса с 12,7-мм пулемётом либо 30-мм автоматическим гранатомётом, бронеавтомобиль имеет средства связи и обмена данными обстановки (4G/LTE), средства разведки (тактический беспилотный авиационный комплекс «Беркут»), оптоэлектронное устройство наблюдения. Штатное отделение машины — 6-8 человек с индивидуальным и групповым вооружением и экипировкой. Также комплекс имеет шесть пусковых установок для постановки дымовых завес типа «Туча».

К 2018 году разведывательный комплекс претерпел значительные изменения и получил наименование БРДМ-4Б. Скорее всего, это связано с доработкой комплекса в интересах Минобороны Беларуси. В пользу этой версии говорит и появившийся официальный индекс системы — 1А038-1. Впервые модернизированный вариант был продемонстрирован широкой публике на выставке «Милекс-2019». Машина «потеряла» свой огневой модуль, зато значительно усовершенствовала разведывательный. Теперь БРДМ может вести оптоэлектронную (инфракрасную и телевизионную) наземную (на глубину до 6 км) и воздушную (на глубину до 40 км) разведку, радиоэлектронную разведку радиосредств диапазонов ОВЧ (на глубину до 30 км), радиолокационную (на глубину до 18 км) и сейсмическую (на глубину до 40 км) разведку. Кроме того, машина может обеспечивать обработку разведывательной информации, радиосвязь на дальности 30 км в движении и 350 км на стоянке, осуществлять передачу данных и навигации.

БРДМ-4Б на шасси МЗКТ-490100-015. Фото автора

Свой вариант автомобиля разведки «Рубон» на шасси МЗКТ-490100-018, также впервые на выставке «Милекс-2019», представило ЧП «Белтех Оптроникс». «Волат» вновь обрёл дистанционный огневой модуль — на этот раз ДБМ-Т12,7, разработанный совместно с российским ОАО «Специальное конструкторское бюро приборостроения и автоматики» (город Ковров). В качестве вооружения в модуле могут использоваться 12,7-мм пулемёты типа «Корд» или НСВ с горизонтальными углами наводки в 360 градусов и вертикальными от −20 до +70 градусов. Дальность обнаружения цели типа «танк» составляет 8,5 км днём и 5,5 км ночью, а распознавания — 5,5 и 3,5 км соответственно. «Рубон» способен как днём, так и ночью поражать автоматически сопровождаемые беспилотные летательные аппараты, огневые и транспортные средства как с места, так и с ходу.

МЗКТ-490100-018. Фото автора

В наши дни не менее актуальна станция радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами «Гроза-С» на шасси МЗКТ-490100-014 (разработка ОАО «КБ Радар»). «Гроза-С» способна обнаруживать БПЛА по излучениям радиолиний управления аппаратами, подавлять линии передачи данных, формировать дезинформирующие помехи бортовой аппаратуре навигации. Иными словами, такая станция РЭБ может посадить беспилотник, лишив его канала связи, либо взять управлением им на себя. Дальность радиоподавления приёмника БПЛА — до 30 км, а наземного пункта управления — до 10 км. Вмешательство в контроль канала GPS (либо GLONASS, GALILEO, BeiDou) может происходить на дальности до 40 км.

МЗКТ-490100-014
vpk.gov.by

Одной из последних разработок в области средств связи и телекоммуникации для военных является комбинированная радиостанция Р-186 «Богатырь-2» на шасси МЗКТ-490100-019. Она предназначается для организации связи при ведении различных видов боя, выполнения задач мирного времени и ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных уровнях управления. Такой «Богатырь» способен на организацию открытой и засекреченной телефонной связи на дальности до 300 км. В комплекс входит аппаратура связи белорусского производства: система спутниковой связи «Восход», радиостанции УКВ и КВ диапазонов, аппаратура шифрования «Ксенон», автоматизированные рабочие места оператора связи и командования.

Р-186 «Богатырь-2» на шасси МЗКТ-490100-019. Фото автора

Наиболее мощным оружием в семействе «Волатов» является ПТРК «Шершень-М» на шасси МЗКТ-490100-016 разработки минского ЗАО «ЦНИП». Для управления такой системой достаточно экипажа машины в количестве трёх человек. В боекомплект входит не менее восьми управляемых ракет в любом из трёх вариантов калибров: 107-мм типа РК-3, 130-мм типа РК-2 или 152-мм типа РК-2М. В качестве боевой части ракет используются либо осколочно-фугасная, либо тандемная кумулятивная. Такие боеприпасы способны пробивать от 550 до 1100 мм брони на дальности от 2,5 до 8 км.

МЗКТ-490100-016. Фото автора

Из ещё не реализованных замыслов Минского завода колёсных тягачей пока известен лишь медицинский автомобиль МЗКТ-490100-012. До сих пор остаётся загадочным вариант под номером 13, хотя может оказаться, что и инженеры — люди суеверные. Хотелось бы верить, что мы ещё увидим новых представителей «богатырской династии». По непроверенной информации, на заводе ведутся работы над модернизацией базового образца и родоначальника всего семейства «V-1». Быть может, не за горами второе поколение бронеавтомобилей «V-2»?

Источники и литература:

  1. Боевая легкобронированная машина МЗКТ-233036. Формуляр 233036-0000010 ФО
  2. Легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-017. Руководство по эксплуатации 490100-0000017 РЭ

Commodore ›
Блог ›
История Минского завода колёсных тягачей

Думаю, кому-нибудь будет интересно.

ОАО «МЗКТ» ведет отсчет своей истории с 23 июля 1954 года. В этот день приказом директора Минского автозавода № 15сс во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года № 1258-563cc и приказов Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 21сс и №25сс на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой.

23 июля 1954 г. на территории Минского автомобильного завода было организовано специальное конструкторское бюро («СКБ»), ставшее родоначальником «Минского завода колесных тягачей». Возглавил это бюро легендарный советский конструктор Борис Львович Шапошник.

Главной целью создания бюро была разработка тяжелой и сверхтяжелой техники для нужд армии СССР. Первым проектом «СКБ-1» в 1955 г. стал колёсный тягач МАЗ-528, предназначенный для работы с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием, оснащенный 10-ю передачами вперед и 10-ю назад.

МАЗ-528

Появился первый четырёхосный автомобиль с колесной формулой 8х8 — МАЗ-535. МАЗ-535 предназначался для транспортировки артиллерийских систем массой до 10 т.

Появление этого автомобиля стало настоящей научно-технической революцией в автостроении СССР. Гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое переключение передач без разрыва мощности, торсионная независимая подвеска, централизованная накачка шин, семь дифференциалов в системе силового привода и многое другое, чему аналогов в мире не было.

МАЗ-535 имел двигатель Д12А-375 (Барнаульского завода транспортного машиностроения) мощностью 375 л.с., который позволял ему двигаться со средней скоростью 35–40 км/ч. В 1958 г. автомобили начали выпускать серийно.

Легендарный балластный тягач МАЗ-535А нашёл широкое применение в войсках для транспортировки артиллерийских систем и занял свое достойное место в истории и памяти людей. Именно он на многочисленных военных парадах на Красной площади перевозил фанерные макеты грозных советских ракет, так пугавших потенциальных врагов.

В результате усовершенствований автомобиля МАЗ-535А (расширения возможностей применения его грузовой платформы) появились седельные тягачи МАЗ-535В и МАЗ-537 с полуприцепом МАЗ-5247, предназначенные для транспортировки советской гусеничной техники: танков и самоходных орудий.

Впоследствии вся техническая документация на эти автомобили была передана на вновь создаваемый «Курганский завод колёсных тягачей» («КЗКТ»), куда перенесли выпуск этих грузовиков. Помимо «КЗКТ», «СКБ-1» дало дорогу в жизнь таким предприятиям, как «БелАЗ» — ему была передана техническая документация самосвала МАЗ-525 (1958г.), а также «МоАЗ» — он начал выпуск скрепера МАЗ-529 (1960г.).

Первым автомобилем, начал выпускаться серийно в 1958 г. стал, предназначенный для народного хозяйства, одноосный тягач МАЗ-529В. Имея снаряжённую массу 9000 кг, он мог буксировать прицеп массой 25000 кг.

Мощность двигателя тягача составляла 180 л.с., а максимальная скорость автомобиля – 40 км/ч. Этот автомобиль понравился и военным. С его помощью начали транспортировать установщики ракетных комплексов ракетных войск стратегического назначения.

МАЗ-529В

Летом 1959 г. Советские военные ученые приступили к проектированию первой отечественной управляемой твёрдотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп» с дальностью полета 600 км.

Изначально, запуск ракеты планировался со стартовой площадки, размещённой на полуприцепе автомобиля МАЗ-535В.

Однако технические возможности такой системы не смогли удовлетворить военных. В итоге для монтажа пусковой ракетной установки был создан полностью новый автомобиль МАЗ-543, который до сих пор серийно выпускается в разных модификациях!

Опытный образец МАЗ-543 появился в 1961 г. Базовое шасси имело дизельный двигатель Д12А-525А мощностью 525 л.с., снабжалось автоматической трансмиссией с четырехступенчатой (три вперёд и одна назад) коробкой передач, имело колёсную формулу 8х8, грузоподъёмность 19 т., полную массу 39 т., радиус поворота 13,5 м. и дорожный просвет 440 мм. Машина была способна преодолеть подъём 30° и брод глубиной 1,1 м. Автомобиль развивал максимальную скорость 60 км/ч., а также имел четыре ведущих моста с односкатными колесами, оснащенными широкопрофильными шинами с протектором высокой проходимости.

Полный размер

МАЗ-543

Машина была оборудована системой ЦНШ, независимой торсионной подвеской с управляемыми колесами первой и второй осей. По замыслу аналитиков Минобороны такая разработка должна была стать дополнением к бывшим тогда на вооружении установкам на гусеничном ходу. Однако последовавшие испытания выявили, что колесная машина экономически гораздо более эффективна, долговечна и менее трудоемка в эксплуатации, чем гусеничная, что и послужило причиной исключительной популярности автомобиля во всём мире.

А «СКБ-1», так хорошо показавшее себя, получило дополнительные производственные мощности и стало «Производством специальных колёсных тягачей» («ПСКТ»). МАЗ-543 положил начало целому семейству машин, представляющих собой не только транспортное средство, но и непосредственно являющихся боевыми единицами, оснащёнными всем необходимым для выполнения огневого задания.

Более 60 военных надстроек (вооружение или спецоборудование) были смонтированы на шасси «МАЗ-543», «МАЗ-543А», «МАЗ-543М». Среди них такие известные, как тактическая ракета «Скад», зенитно-ракетный комплекс «С-300», система залпового огня «Смерч», артиллерийский комплекс «Берег» и противокорабельный «Рубеж». Но именно благодаря установке известной системы залпового огня за этими машинами в народе закрепилось название «УРАГАН».

В 1970 году в СКБ-1 под общим руководством Б. Л. Шапошника началось проектирование самого обширного третьего совершенно секретного поколения «Оплот» для перспективной установки особо мощного вооружения и замены сразу двух серий – МАЗ-537 и МАЗ-543.

Так появились шасси МАЗ-7911, -79111, -79112 грузоподъёмностью 22 т, седельные тягачи МАЗ-74101, -74103 (нагрузка на седло 27 т, грузоподъёмность автопоезда 52 т), балластный тягач МАЗ-7311.

Все грузовики этой серии имели двигатели мощностью 650 л.с., обновлённые ГМП, усиленную подвеску передней и задней осей, модернизированные шины. Тягач МАЗ-74101 имел дополнительную кабину.

МАЗ-7911

С появлением модифицированного ракетного комплекса «Пионер-УТТХ» (SS-20 mod.1 Saber по классификатору НАТО) был выпущен МАЗ-547В (1974 г.).

Этот тип ракетных комплексов простоял на вооружении РВСН полтора десятилетия и был уничтожен по договору ОСВ-2. За время его службы был накоплен бесценный опыт эксплуатации первых в мире подвижных комплексов с баллистическими ракетами стратегического назначения.

В последствие, это позволило успешно справиться с созданием более мощных мобильных комплексов «Тополь» (SS-25 Sickle по классификатору НАТО) и «Тополь-М» (SS-27 Sickle В по классификатору НАТО).

МАЗ-547В

Создание семиосного шасси МАЗ-7912 (14х12) под ракету «Тополь» – началось в конце 70-х.

Здесь конструкторам пришлось решать задачи, не описанные даже в теории.

Например, была такая проблема: у шасси нечётное число осей и при проезде перевалов могло возникнуть положение, когда вся нагрузка попадала на одну ось.

Предназначенное для монтажа пусковой установки стратегического ракетного комплекса «Тополь» специальное колесное шасси МАЗ-7917 представляет собой рамное шасси с колесной формулой 14х12, управляемыми колесами первой, второй, третьей и четвертой осей, с двумя раздельными кабинами: левой – двухместной и правой – одноместной.

МАЗ-7917

Оно применялось для транспортировки и пусков как «Тополей», а также ракетоносителей с космическими спутниками в комплексе «Старт-1».

Шасси приспособлено для эксплуатации по всем видам дорог и разведанной местности при температуре окружающего воздуха от –40 до +50 °С, относительной влажности воздуха до 98%, в районах, расположенных на высоте до 2000 м.

В качестве альтернативного варианта шасси МАЗ-7906 по программе «Целина-2» в марте 1985 года построили первый опытный образец уникального двенадцатиосного шасси МАЗ-7907 для той же самоходной пусковой установки.

В нем были использованы уже имеющиеся на заводе наработки по шасси с электротрансмиссией. Машина, совершенно не похожая ни на какие другие, состояла из двух шестиосных полноприводных звеньев, соединенных между собой специальными узлами сочленения с шарнирами.

Четыре передних и четыре задних оси сделали управляемыми, что обеспечило минимальный радиус поворота в 27 м. при длине шасси в 28,1 м. Ширина машины – 4,1 м., высота – 4,41 м., собственная снаряженная масса – 65800 кг, грузоподъемность – 150000 кг.

Приводил этот ракетоносец в движение газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФМ мощностью 1250 л.с.

Полный размер

МАЗ-7906

В сентябре 1987 года сравнительные испытания опытных образцов специальных колесных транспортеров высокой проходимости и особо большой грузоподъемности МАЗ-7906 и МАЗ-7907 были успешно завершены.

Полученные в ходе испытаний шасси показатели полностью соответствовали чрезвычайно высоким требованиям технического задания.

Но в связи с принятием решения о железнодорожном варианте базирования ракеты РТ-23 УТТХ работы по теме «Целина-2» были прекращены.

Шасси МАЗ-7907 — длиннобазное, состоящее из двух шестиосных полноприводных звеньев, сочлененных шарниром, с колесной формулой 24х24 и управляемыми колесами четырех передних и четырех задних осей, что обеспечивало минимальный радиус поворота в 27 м.

На шасси установлены газотурбинный двигатель ПД-1000 ТМФ мощностью 1250 л.с. (919 кВт) производства Ленинградского НПО им. Климова и электротрансмиссия переменного тока ТЭ 660-24 с индивидуальным приводом каждого колеса.

Рама выполнена из двух соединенных узлами сочленения сварных полурам — передней и задней.

Подвеска колес — независимая, гидропневматическая с пневматической связью подвески каждых двух колес по борту шасси, с системой регулирования положения рамы.

Грузоподъемность шасси — 150000 кг.

Собственная масса шасси — 66000 кг.

Максимальная скорость — 25 км/ч.

Преодолеваемый брод — 1,1 м.

Габаритные размеры шасси: длина — 28187 мм, ширина — 4800 мм, высота — 4450 мм.

МАЗ-7904 — одна из главных тайн отечественного автомобилестроения. Обрывочная информация о машине начала просачиваться из-за высоких минских заборов в 1991 году, когда прежде совершенно секретные подразделения Минского автомобильного завода УГК-2 (Второе управление главного конструктора) и ПСКТ (Производство специальных колесных тягачей) были преобразованы в Минский завод колесных тягачей. Пусть и с оглядкой, работники с нескрываемой гордостью рассказывали о том, что некий загадочный транспортер перевозит грузов едва ли не вдвое больше собственной массы, на нем установлен двигатель от ракетного катера и даже, что была проведена специальная тайная операция по закупке у японской фирмы Bridgestone Постепенно завеса спадала, и многое, о чем поначалу говорили полушепотом, стало всеобщим достоянием.

Итак, специальный колесный транспортер МАЗ-7904 с колесной формулой 12×12 был построен в 1983 году. При собственной массе 140 т он был способен нести 220 т полезной нагрузки. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Кроме того, на транспортере находился еще и дизель V8 ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. Он обеспечивал энергией вспомогательные системы: гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д. Привод на колеса осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. За исключением этого МАЗ-7904 соответствовал компоновочной схеме, принятой для большинства минских транспортеров: рама корытообразного сечения с наклонными лонжеронами, дифференциальный блокируемый привод к ведущим колесам, колесные планетарные редукторы, разнесенные по бортам кабины экипажа (их изготавливал из стеклопластика Осиповичский завод автомобильных агрегатов). Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что с габаритом 32,2×6,8×3,45 м обеспечивало радиус поворота всего 50 м. МАЗ-7904 обувался в шины размерностью 3180×1185-1295 (те самые, Bridgestone) и обладал дорожным просветом 480 мм.

МАЗ-7904 Полный размерМАЗ-7904

А вот какие задачи стояли перед этой техникой, так и остается тайной. Наиболее распространенная гипотеза, что МАЗ-7904 создавался в рамках комплекса «Целина» в качестве пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты РТ-23 «Молодец», разработанной КБ «Южное». В поддержку данной гипотезы рассказывается о совещании, прошедшем на Минском автозаводе 24-25 февраля 1981 года. Это было невиданное по размаху мероприятие, на котором главный конструктор УГК-1 Борис Шапошник требовал от министра автомобильной промышленности В.Н.Полякова расширения штата, увеличения фонда заработной платы и выделения сотни квартир для своих сотрудников. Курьезным последствием того совещания стало появление лифта в здании УКГ-1, чтобы пожилому Шапошнику не приходилось подниматься в свой кабинет на третий этаж по лестнице.

Вторая версия — МАЗ-7904 предназначался для сбора и перевозки обратно на космодром отработавших блоки первой ступени ракеты «Энергия» (эти многоразовые элементы спускались в степь на парашютах). Масса четырех отработавших блоков как раз составляет 220 т грузоподъемности МАЗ-7904. Однако непонятно, каким образом эти блоки могли быть подняты на борт транспортера. Кроме того, вопреки распространенному мнению, МАЗ-7904 не был вездеходом, и его без преувеличения выдающиеся параметры диктовались обеспечением транспортных задач по подготовленным дорогам.

Наконец, существует и третья версия, согласно которой МАЗ-7904 создавался в рамках программы «Энергия-Буран» для доставки отдельных блоков ракетной системы в монтажно-испытательный корпус (МИК) космодрома Байконур для последующей сборки. Выяснение истины у компетентных людей неизменно наталкивалось на неприятие. Так, ученик Бориса Шапошника, возглавивший после его смерти УГК-2 Владимир Чвялев, категорически отказался обсуждать тему МАЗ-7904.

Так или иначе, в конце 1983 года после обкатки МАЗ-7904 разобрали и отправили железнодорожным ходом именно на Байконур. Там под руководством зам. главного конструктора УГК-2 В.И.Захарова транспортер вновь собрали, и в ходе испытаний он прошел 4000 км. После завершения программы МАЗ-7904 закатили в ангар площадки № 42, где он находился все оставшееся время

Восьмиосное полноприводное колесное шасси ­МАЗ-79221 предназначено для размещения изделия, систем и специального оборудования автономной пусковой установки ракетного комплекса «Тополь-М», его транспортно-разгрузочного агрегата и транспортировки их по дорогам ­I–IV классов.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М», созданная для замены стоящих на вооружении ракет «Тополь» после завершения установленных сроков их эксплуатации, а также для адекватного ответа на американскую программу «звездных войн», разработана как для шахтного, так и мобильного грунтового базирования.

Шасси ­МАЗ-79221 призвано было стать мобильной базой этого, не имеющего аналогов в мире, ракетного комплекса.

Полный размерМАЗ-79221

С целью повышения экспортных возможностей завода, конкурентоспособности его транспортных средств была выполнена большая работа по применению на разрабатываемой технике двигателей и трансмиссионных установок, а также шины известных мировых фирм, не только гарантирующих качество своей продукции, но и имеющих развитое сервисное обслуживание в предполагаемых регионах сбыта.

Результатом вышеописанных работ стало проектирование и изготовление совершенно нового тягача повышенной проходимости – МЗКТ-74135. Четырёхосный седельный тягач с колёсной формулой 8х8, управляемыми колёсами двух передних осей, обеспечивающими минимальный радиус поворота 16 м., предназначен для транспортировки в составе автопоезда гусеничной техники и крупногабаритных неделимых грузов по дорогам, рассчитанным на пропуск транспортных средств с осевой нагрузкой 13100 кг.

Полный размерМЗКТ-74135

Для обеспечения оптимального распределения нагрузок по осям и базе тягача, а также рационального размещения кабины с перевозимым экипажем в количестве 7 человек была выбрана впервые применённая в машинах МЗКТ капотная компоновка тягача с установкой двигателя перед кабиной. На тягаче были установлены двигатель Deutz TBD 234 v12 мощностью 788 л.с. (580 кВт), гидромеханическая передача Allison M6600, имеющая шесть передач переднего и две заднего хода, лебёдка ITAG, устанавливаемая за кабиной, седельное устройство SK386-1, шины Michelin 23,5 R25.

В 2007 году было спроектирован и изготовлен первый опытный образец шасси корпусного типа МЗКТ-6922. Шасси МЗКТ-6922 было принципиально новой разработкой сотрудников управления главного конструктора и предназначалось для монтажа системы противовоздушной обороны «Тор».

Придя на смену своим гусеничным аналогам, шасси не только сохранило все их лучшие качества, но и привнесло новые. Среди которых можно отметить высокую устойчивость при работе, высокую проходимость, меньший по сравнению с гусеничными аналогами расход топлива. В шасси семейства МЗКТ-6922 широко используют и достижения современной электроники. Не случайно шасси именно этого семейства были выбраны разработчиками лучших отечественных зенитно-ракетных комплексов малой и средней дальности «Тор», «Бук», «Оса», «Стилет» для колёсных версий своих модернизированных изделий.

Полный размерМЗКТ-6922

Информация взята с сайтов:

История марки МЗКТ

Статья опубликована 30.07.2014 10:47 Последняя правка произведена 03.11.2015 18:23

Полное название: Минский завод колёсных тягачей
Другие названия: Волат
Существование: 1954 г. — наши дни
Расположение: (СССР) Беларусь, г. Минск
Генеральный директор: Виталий Вовк.
Продукция: Колёсные тягачи большой грузоподъёмности
Модельный ряд:

Информация по моделям временно отсутствует

Оправившись после Великой отечественной, Советский Союз стал развиваться быстрыми темпами. Новые предприятия строились во всех союзных республиках.

Для выпуска тяжёлой техники на базе Минского Автомобильного Завода открылось специализированное КБ № 1. Датой создания КБ считается 23.07.1954.

МАЗ-535

Работали в конструкторском бюро опытные и трудолюбивые конструктора. Сплочённому коллективу потребовалось всего два года, на то, чтобы сконструировать и «вывести в люди» опытный тягач – МАЗ-535.

Минский Завод Колёсных Тягачей начал работу с выпуска именно этой модели.

Производство шасси

В механосборочном цехе № 3 с начала 59-го работники завода приступили к изготовлению отдельных деталей и узлов тягачей. Общая сборка готовых изделий осуществлялась в этом же цехе.

«Первенец» серии МАЗ-537 был готов уже к началу весны того же года. Однако, серийное производство так и не было налажено. Причиной послужило принятое летом 1959 г. решение высшего руководства страны. Перед заводом была поставлено новая задача: разработка шасси.

Все наработки, в том числе чертежи и техническая документация были отправлены на ряд других заводов. В частности, их получили предприятия Ярославля, Могилёва и Кургана.

Отныне МЗКТ выполнял стратегически важную миссию – изготовление шасси пусковой установки баллистической ракеты. Ракетный комплекс именовался «Темп-С». Шасси с индексом МАЗ 543 было готово в 62-м.

Масштабы государственного заказа были настолько велики, что к концу шестидесятых производственные мощности пришлось увеличивать. За период времени с 71-по по 79-й полностью построены и введены в действие пять корпусов. Их общая полезная площадь составляла порядка полутора сотен квадратных километров. На большей части этой площади (108 км2) расположился второй механосборочный корпус.

Следует отметить, что оснащение возведённых производственных цехов и площадок было самым передовым. При таком подходе к делу от МЗКТ ждали ещё большей отдачи.

ПСКТ

ПСКТ – аббревиатура созданного в 75-м Производства Специальных Колёсных Тягачей. Производству уделялось большое внимание, поэтому оно развивалось быстрыми темпами.

Проект реконструкции подготовили в 1978 году. В соответствии с проектом за несколько лет (1979-1986) выстроился ещё один корпус.

Корпус № 3 расположился на площади примерно 45 км2. Кроме того, появились и другие производственные площади. Общее количество цехов составило четыре десятка.

Выполняя госзаказ, МЗКТ продолжал собирать тягачи для нескольких ракетных комплексов, в том числе для «Эльбрус» и «Темп-С». Передвигались заводскими тягачами ракетные системы с грозным названием «Смерч». Министерство обороны Советского Союза заказывало здесь технику для транспортировки ракет противовоздушной и наземной обороны, таких как «Берег», «С-300», а также иных комплексов.

МАЗ-543

Наибольший интерес представляет шасси модели МАЗ-543. Оно выпускалось в семидесятые-восьмидесятые годы. Отличительной характеристикой этого изделия являлась исключительно высокая грузоподъёмность. При этом на высоком уровне оставалась и проходимость.

МАЗ-543

Благодаря упомянутым качествам, шасси выпускались сначала серийно, а через некоторое время появились его модификации, предназначавшиеся для конкретных отраслей производства: транспортной и строительной. На базе МАЗ-543 собирались даже автопоезда.

МЗКТ в 80-е годы

В восьмидесятые годы прошлого столетия был провозглашён лозунг «Целина». Под этим лозунгом разрабатывались определённые комплексы. Так, начиная с 84-го и по 87-й, выпускались уникальные транспортёры. Для них создали Конструкторско-Экспериментальную Базу (КЭБ).

Конструкторские разработки «обретали плоть» в цехах специализированного производства. Это производство было построено в 85-м и занимало территорию, превышающую 20 км2.

Кроме транспортёров под эгидой программы «Целина» собирали шасси для автомашин марок «Курьер» и «Скорость».

Самостоятельность МЗКТ

До 07.02.1991 МКЗТ входил в состав ПО «БелавтоМАЗ». После издания генеральным директором производственного объединения соответствующего приказа Минский Завод Колёсных Тягачей обрёл самостоятельность.

МЗКТ состоял из отдельных самостоятельных структурных единиц. В первую очередь, это производство Специальных Колёсных Тягачей. Кроме того, крупными отделениями были ОГН, ЭЦ-2 и УГК-2.

Новая программа, разработанная руководством завода в 92-м, предполагала три направления работ. Первое – это производство специального транспорта, второе – выпуск автопоездов и, третье – сборка шасси для спец автомобилей. Планировалось проводить работы не только для нужд Беларуси, но и для прочих стран-участниц СНГ.

Продукция МЗКТ 90-х годов

К середине последнего десятилетия прошлого века МЗКТ освоил выпуск большого количества специальной автомобильной техники. В перечень выпускаемой продукции, в частности, вошли автопоезда, спецтехника, самосвалы, бортовые автомобили, прицепы, мощные шасси и многое иное.

Возможности предприятия были настолько велики, что позволяли собирать транспортные средства в широком диапазоне по грузоподъёмности. Минимальная составляла 12, а максимальная 220 т! При этом удивлял и разброс по мощности двигателей. Если мотор в 165 л.с. относился к стандартному типу, то цифра 1500 л.с. впечатляла!

Ещё одной характеристикой автомобилей МЗКТ является колёсная формула. В зависимости от грузоподъёмности и проходимости она изменялась от 4на4 или 4 на 6 до 8 на 8, 10 на 10 и максимально 12 на 12.

«Волат»

Технику нового поколения, выпущенную МЗКТ, стали именовать «Волат». Под этим брендом белорусская техника стала экспортироваться за рубеж. Выиграв 2 тендера, завод начал сотрудничество с ОАЭ и Турцией. В эти страны поставлялись автопоезда, способные перевозить тяжёлые гусеничные средства.

Волат

Уже в нашем веке Минский Завод Колёсных Тягачей получил сертификаты ISO-9001 и ISO-2001, которые подтверждали высочайшее качество менеджмента и соответствие международным стандартам.

Настоящее МЗКТ

Развитию Минского завода способствует проводимая его руководством кадровая политика. В настоящее время укомплектованность сотрудниками, имеющими техническое образование, превышает 30 % от общего числа работников.

Современная продукция состоит из тяжёлых самосвалов, способных перевозить до 27 т груза (колёсная база 6х6, 8х8 и 8х4), тягачей, прицепов, полуприцепов, запасных частей и т.д. Примечательно, что автопоезда МЗКТ имеют уникальную грузоподъёмность – до ста тонн. Предлагаемые заводом шасси так же предназначаются для тяжёлой техники.

Теперь Минский Завод – это акционерное общество с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Руководит заводом генеральный директор Синеговский Г.А. ОАО «МЗКТ» обзавелось дочерними предприятиями. Это: «Волат-Авто», «Волаттранссервис», ТД «Волат».

Разразившийся в мире экономический кризис, не повлиял на работоспособность Минского Завода Колёсных Тягачей. Предприятие не только не снизило выпуск продукции, а напротив наращивает её производство, организует как выпуск, так и обслуживание своей техники, заботится о наличии необходимых для ремонта запасных частей.

Оборудование техники специальными грейферами позволит значительно повысить эффективность лесозаготовки. Жаль, что они были изобретены сравнительно недавно. Купить грейфер можно на этом сайте.

Никакие финансовые проблемы и потрясения не должны отражаться на военной отрасли, особенно когда речь идет об оборонном комплексе. В данном случае имеется в виду Белоруссия, где политика заводов военной промышленности определяется государством. Вместе с тем, Белоруссия продолжает активно сотрудничать с Россией, в частности, в плане поставок спецшасси для установки различных видов вооружения. Производством этих шасси занимается Минский завод колесных тягачей.

Начиная с 80-х годов ХХ столетия, традиционной стала установка комплексов противовоздушной обороны на гусеничную основу, хотя в 60-70-х годах в войсках использовались колесные комплексы «Оса» и «Стрела-1». Но необходимо отметить, что, несмотря на очевидные преимущества, гусеничные машины имеют ряд недостатков. Так, к примеру, их стоимость гораздо выше колесных, они имеют меньший запас хода и гораздо меньший период эксплуатации. Поэтому приоритет в настоящее время отдается в основном колесным шасси.

Для военных уже стало привычным то обстоятельство, что новые образцы оружия отечественного производства создается длительный период времени. Но если ранее основная причина заключалась в недостатке или отсутствии финансирования, то сейчас – это потеря технологий и конструкторских школ. Белорусы чуть ли не единственные, кому удалось сохранить наработки прошлых лет, поэтому и неудивительно, что Россия закупает минские шасси для установки своих тактических и стратегических ракетных комплексов. Насколько известно, ранее минский завод изготовил три опытных образца-основы для боевых машин по заказу концерна «Алмаз-Антей».

Относительно недавно белорусы порадовали очередной новинкой. Новая машина получила название МЗКТ-6922. Ее удалось создать за довольно небольшой период времени. В 2006 году, весной, состоялась защита технического проекта в Москве, а уже спустя один год, в июне 2007 года, первая машина появилась в России. На ней был установлен ракетно-зенитный комплекс «Тор-М2Э».

Даная разработка была в определенной степени новаторской, поскольку впервые в практике белорусских конструкторов было создано корпусное, а не рамное шасси. Корпус был сделан из стальных листов со встроенными элементами усиления. К слову сказать, модель получилась весьма длинной (около 9,5 метров) и низкой (2,3 метра). Но вместе с тем она была достаточно широкой для того, чтобы свободно разместить в кабине 4 человека (ширина машины составила около 3 метров).

В машине есть независимый отопитель и кондиционер, что дает возможность эксплуатировать шасси в температурном режиме от -40 до +50 градусов. Приборная панель очень напоминает кабину самолета, поскольку на панели размещены компьютерные мониторы информационно-управляющей системы. На них выводится информация по различным системам машины. В случае обнаружения сбоя, система сообщит о неисправности, а также даст рекомендации по ее устранению.

Кроме того, корпус оснащен операторским, аппаратным и моторно-трансмиссийным отсеками. В заднем отсеке размещается силовой агрегат. Кроме того, возможен и вариант с локальным бронированием (если того пожелает заказчик).

Необходимо отметить, что специально для данной машины была разработана гидропневматическая уникальная независимая подвеска. Высокую подвижность машины обеспечивает гидромеханическая трансмиссия ГМП-400, двухскоростная раздаточная коробка, мощный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7513.10 с турбонаддувом и шины 525/70R21 с улучшенными характеристиками (повышенная проходимость и регулируемое давление воздуха). МЗКТ-6922 может передвигаться по любым дорогам и по любой местности.

Основные характеристики:

Масса снаряженного шасси – 22000 кг
Масса перевозимого груза — 12000 кг
Полная масса шасси — 34000 кг
Максимальная скорость — 80 км/ч
Минимальный радиус поворота — 12,5 м
Колесная база (I-II/II-III) — 4075/1425 мм
Габаритные размеры, мм:
— длина – 9735 мм
— ширина – 3110 мм
— высота (по кабине) – 2350 мм
Глубина преодолеваемого брода — 1,2 м
Двигатель: дизельный, мощность 420 л.с.
Запас хода по контрольному расходу топлива – 1000 км
Емкость топливных баков — 530 + 200 л.

Подобные характеристики не могли оставаться никем незамеченными, поэтому и неудивительно, что шасси МЗКТ-6922 было использовано в ходе проведения работ по глубокой модернизации ракетного зенитного комплекса «Оса». Изначально данный комплекс был помещен на плавающее шасси БАЗ производства Брянского автозавода, однако подобные конструкции уже давно сняты с производства. Новая версия ЗРК получила название «Оса-1Т» 9К33-1Т.

В свою очередь, модернизированный комплекс стал основой для мобильного автономного ракетно-зенитного комплекса небольшой дальности «Стилет», который также размещался на МЗКТ-6922. Более того, на нем размещается и одна из версий многоцелевого пушечно-ракетного комплекса А3. И, наконец, данное шасси также используется в качестве основы для новой модификации ракетно-зенитного комплекса «Бук» средней дальности – «Бук М2».

Шасси МЗКТ-6922 успешно прошел все испытания на российских военных полигонах, получив довольно высокие оценки. В то же время, специалисты ЦАМТО сделали прогноз относительно того, каким будет спрос на оружие. Так, по их мнению, объемы рынка до 2013 года возрастут до 23 млрд. долларов. При этом наибольшим спросом будут пользоваться именно системы небольшой и средней дальности, потому как стоимость их сравнительно невысока.

Таким образом, существует весьма большая вероятность того, что и минские шасси будут иметь большие перспективы. Сейчас же шасси данной модели производятся не только на экспорт, но и поступают на вооружение белорусских вооруженных сил с комплексом «Тор-М2».

Отметим также, что для российской армии минские производители предлагают и еще одну новинку — МЗКТ-79292, но ее характеристики в значительной степени отличаются от вышеназванной модели. Масса новой модели составляет 63 тонны, первые и последние пары колес – управляемые. Радиус разворота составляет 20 метров (длина машины составляет 16 метров). Двигатель – 503 л.с. Но скорость составляет всего 40 км/ч.

Есть и более скромные виды техники, которые пользуются большим спросом: МЗКТ-74295, МЗКТ-65273. При этом очень важной особенностью всей техники белорусского производства является быстрота развертывания – от 10-15 минут до одного часа (в зависимости от модели машины и ее предназначения).

Таким образом, несмотря на неоднократные заявления представителей российского военного ведомства о том, что они хотят отказаться от белорусских шасси, на практике все происходит совершенно по-другому. И белорусские заводы весьма успешно продолжают создавать для россиян военную технику.