Музей 52 ракетной дивизии в зато звездный

Музей 52-й ракетной дивизии

Собственно музей располагается в командном пункте, под землей. Залов достаточно большое количество, и каждый по-своему интересен и уникален. Здесь тебе и история части, и история РВСН России. Любители военных «железок» смогут и подержаться и пофотографироваться.
Но безусловной изюминкой конечно являются части самого комплекса и элементы управления им. Пройдя в один из залов, находящейся в самом конце бункера, перед нашими глазами предстает ОН, тот ради которого мы собственно и спустились под землю — БРЖК (Боевой ракетный железнодорожный комплекс)
Здесь можно и погулять по железнодорожным путям, и и оказаться в роли машиниста этого «грозного» состава. Спустившись со ступенек локомотива мы с вами оказываемся непосредственно в командном пункте, из которого, при желании, вы собственно ручно можете запустить ракету по врагам нашей необъятной Родины.
Ну и конечно же, как можно проехать на поезде, запустить ракету, и не проникнуться внутренним убранством вагонов и ощутить все тяготы службы на себе.
Дальше мы проходим в святая святых — элементы управления комплексом и вагонные казармы.
По воле судьбы, наши экскурсоводы служили на БРЖК, и мы в подробностях услышали и служебные байки, и солдатские тяготы, ну и конечно случаи из службы. По дороге к выходу из бункера, представлена небольшая фотовыставка, посвященная жизни ракетной дивизии и службе.
Само посещение данного музея можно назвать одной из интереснейших страничек жизни. Очень приятно и отрадно, что в нашей родине еще есть такие энтузиасты, болеющие за свое дело и сохранение памяти душой.
26-07-2013
Нужно запланировать посещение с точной привязкой ко времени. Работают, хоть и по предварительной запись, часов до 5-6. 2 раза пытались попасть, но по времени так и не получилось:( Зато есть повод вернуться 🙂

В прошлом году мне довелось побывать на территории бывшего ЗАТО Звездный.
На его территории располагалась 52-ая ракетная дивизия. После ее расформирования
Звездный стал открыт для свободного въезда и выезда.




История 52 ракетной дивизии (отсюда: http://52rd.ru/)
52 ракетная дивизия с местом дислокации пос. Бершеть Пермской области, была сформирована 15 мая 1961 года
из частей и подразделений 206 ракетной бригады, в состав которой входили зенитно-артиллерийские полки 97
зенитно-артиллерийской дивизии, 35-я школа ВВС и 15-й учебный танковый полк.
На основании Директивы Генерального штаба МО СССР № ОРГ/9/611948 от 17.10.1961 полное наименование дивизии —
52 ракетная Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звёзды дивизия.
Почётное наименование и правительственные награды ранее расформированной 97 зенитно-артиллерийской
Тарнопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды дивизии, в целях боевых традиций

преемственности, сохранены за 52 ракетной дивизией.
В марте 2011 года был открыт музей, созданный силами Пермской региональной общественной организации
«Ветераны Тарнопольско — Берлинской орденов Богдана Хмельницкого II степени и Красной Звезды 52-ой ракетной дивизии».
Многое из того, что есть в музее сделано вручную по образу и подобию того, что было установлено на постах и т.д.
Через восстановленный КПП, мы попадаем к системе гермодверей, где нас уже ожидает экскурсовод.







Один из залов рассказывает про разные виды оружия времен Великой отечественной войны, как с нашей стороны, так и со стороны противника. Так же в нем представлена атрибутика тех времен.

Далее зал посвященный самим ракетам и всему, что с ними связано.

Зал про безопасность периметра стартовых позиций.
Телефонизация.
Далее экспозиция посвященная БЖРК.
От каждого полка представлены те или иные вещи и сувениры.
Отсюда запускали ракеты. (в музее воссоздан командный пункт БЖРК, купе отдыха смены и спальное купе)
Из оригинального с вагонов.
А в 2004 году БЖРК был уничтожен, о чем тоже есть сувениры.
Учебные обтекатели:
Награды дивизии:
Вот такой вот Звездный:

Музей БЖРК В/Ч № 54090 Пермь-76 (ныне – ЗАТО Звездный)



С 1987 по 1994 год двенадцать таких поездов, каждый с тремя пусковыми установками для ядерных ракет, замаскированными под обычные вагоны-рефрижераторы (даже специалист не сразу мог их отличить вблизи от настоящих…

…а издали – например, с аэрофотоснимка – не мог и специалист), курсировали по железным дорогам страны, готовые нанести ответный удар из того места, где их застало время Ч. Ядерный армагеддон можно было начать поворотом вот этого ключа:


Точнее, одновременным поворотом двух ключей – с двух рядом расположенных пультов. У одного оператора еще может поехать крыша, но не у двух же сразу:

Внезапно мирный вагон-рефрижератор вцеплялся в соседние вагоны сошниками…

…расшоперивался на опорах, а из крыши выпрастывал специальную хреновину…

…предназначенную раздвигать и заземлять провода в случае наличия таковых. После чего крыша вагона откидывалась в сторону…

…и из недр его неудержимо вставал ребристый ствол-контейнер, таящий в себе тупоконечное орудие возмездия:

Тупоконечное – потому что ракета 15Ж61 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), хоть и была разработана специально для БЖРК, но в боевом положении в рефрижератор все-таки не влезала, так что головной обтекатель делался складным и коническую форму принимал уже в начале полета (попросту надувался):
Ракету выбрасывало из контейнера специальным зарядом, как из миномета, в воздухе она отклонялась в сторону (чтобы не спалить пусковой комплекс) с помощью порохового ускорителя, и только после этого врубался маршевый двигатель. Бдыщь:
На все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты отводилось три минуты.
Определить, где в данный момент находится «поезд смерти», находящийся на боевом дежурстве и, соответственно, накрыть его превентивным ударом, было затруднительно — БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.
Строго говоря, из каждых двух составов в определенный момент времени по стране курсировал один – другой находился на обслуживании. Четыре БЖРК базировались у нас под Бершетью в составе В/Ч № 54090 Пермь-76 (ныне – ЗАТО Звездный).
В рамках СНВ-2 в 2002 году дивизия была расформирована, а БЖРК списаны и утилизированы под наблюдением американцев – те даже запустили в контейнер негра, чтобы тот пощупал и убедился, что ракеты внутри нет:
Не стоит выставлять потерю БЖРК как дипломатическое поражение – на смену им пришли ПГРК, а сами комплексы кроме того что устарели (а «Молодцы» вообще изготавливались в Украине), так еще и при жизни обладали рядом недостатков. Впрочем, сейчас поговаривают о реинкарнации ракетных поездов, но уже с современными ракетами. Но так или иначе, а бывший ракетчик сегодня – работник музея 52-й Тарнопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого 2-й степени и Красной Звезды дивизии в Звездном:
Рабочее место… не помню, как называется должность. Что-то вроде коменданта поезда:
— здесь наш экскурсовод когда-то нес службу.
Музей расположен в бывшем командном бункере.
Учебный КП:
…и Красная Кнопка:
…которая на самом деле останавливает запуск — а пуск производится так же, как и в БЖРК – поворотом ключей. Или вот, аппаратура связи:
Говорят, что при помощи вон того светло-коричневого шкафа можно полностью блокировать все радиопереговоры в пределах края… да много там интересного, много. Я, собственно, только про БЖРК хотел рассказать, да увлекся.
Сам же Звездный сегодня – классический городок с режимным прошлым, несколько кварталов среди леса, чистых, параллельных и перпендикулярных

KAMAZ Oka Косим под Swift. ›
Logbook ›
Пермь, 52 ракетная дивизия.

В уже далеком 2011 году прокатились до Перми, в славную 52 РД. Дивизия прошла долгий путь от ракеты Р — 5 с экспериментальным наземным пусковым комплексом до легендарного БЖРК «Молодец».

С начала 60х годов на вооружении дивизии стояли наземные пусковые комплексы «Шексна — Н» (как со стационарной, так и с мобильной заправкой) для ракеты Р — 16:

Хранилище ракет. Здесь, по одной в отделении лежали на транспортных тележках Р — 16. Одно из сооружений. Внутри пусто, дверь — самое интересное. Хранилища ракет на разных позициях.

и шахтные «Шексна — В» для Р — 16У (целый один):

Одна из трех ШПУ Взгляд в наименее затопленную ШПУ.

«>

Луч, пробивающийся через крышу хранилища гептила.

Больше фоток не стал вставлять, так как обозревать любой из этих комплексов — огромная статья, ищите материалы на соответствующих ресурсах.

Эти комплексы, как и все первого поколения — группового старта. Т.е. на одной позиции находится 2 пусковых стола или три шахтных ПУ со своей инфраструктурой обеспечения. Комплексы первого поколения — наиболее эпичные и интересные сооружения РВСН, имеющие в своем составе множество защитных сооружений, соединенных переходами.

В 1966 году на боевое дежурство заступил первый полк ракет УР — 100. Пусковой комплекс второго поколения представлен шахтными ПУ отдельного старта — то есть каждая ШПУ расположена на своей маленькой позиции. На одной из позиций расположен командный пункт и службы обеспечения.
С 1976 года начался демонтаж устаревших комплексов первого поколения. Последним был ликвидирован единственный шахтник — «Шексна — В».
В 1974 году стартовала модернизация УР — 100 до УР — 100К, которые простояли на БД до 1994 года и, выработав все возможные сроки эксплуатации, были демонтированы. ШПУ взорваны, ТРБ переведена на обеспечение БЖРК и артиллеристов.

В сооружении обеспечения жизнедеятельности КП. Здесь стояли дизеля. В самом бетонном кубике КП — пустота и холод.

Столь известный в народе БЖРК появился здесь в 1988 году и до 1991 года на БД встали 4 полка — 4 ракетных поезда. Для их жизни был построен крупный технологический комплекс — База обслуживания крупногабаритной техники. К 1995 году на вооружении дивизии остался только БЖРК. В состав базы входило все необходимое для обеспечения работы со всеми элементами ракетного поезда. Самое интересное — сооружение №1 для обслуживания пусковой установки. Это высокий ангар, где ПУ могла занять вертикальное положение. Всего в СССР было построено три базы обслуживания — в Красноярске, Костроме и Перми. Первым сдался так и не достроенный Красноярск, второй — Кострома — самая насыщенная и интересная база. Пермь же продержалась дольше всех за счет того, что на её базе обслуживания был создан пункт хранения и утилизации элементов БЖРК. И еще долгое время на путях стояли те самые вагоны, в ожидании разделки. Уже к 2010 году последние элементы комплекса были дорезаны, а через год база оставлена войсками на разграбление гражданам. Однако, в 2011 её сохранность еще была весьма высока.

БЖРК был снят с вооружения в 2002 году, а вместе с ним расформирована 52 ракетная дивизия. Место ракетчиков заняли артиллеристы и та самая упомянутая база разделки и хранения элементов БЖРК.

Давно мертвый периметр. Путь к сооружению №1. Внутри него. Здесь поезд мог полностью поднять контейнер пусковой установки. Вид с балки крана.

Также в состав дивизии с самого начала входил большой радиоцентр, собственная вертолетная эскадрилья с аэродромом, ТРБ — техническая ремонтная база, на которой располагались службы обеспечения — установщики, склады компонентов ракетного топлива, службы работы с головными частями и самими ракетами, склады и все остальное, жилые площадки, и, конечно же, командный пункт. Сейчас в КП, кстати, музей. Всем рекомендую, только договаривайтесь заранее.

Не буду вдаваться более глубоко в технические подробности, кому интересно — погуглите соответствующие темы на специализированных сайтах. И меня найдете немного там.

История всего этого весьма разнообразна — площадки снимались с вооружения одних войск, переходили к другим, или в народное хозяйство. К комплексам первого поколения всегда придавался развитый жилой городок. После снятия с БД на месте одного из полков разместились нефтяники, на месте другого — детский лагерь. ШПУ ОС же были взорваны и заброшены и до сих пор, в течении многих лет распиливаются населением на металл. В некоторых сооружениях захоранивают буровой шлам. Просто льют его туда и засыпают.

Когда мы посещали дивизию, еще действовала ТРБ — 6 площадка, охранялась 6Ж — одна из больших жилых. И, что главное — действовала войсковая часть в «Звездном», Пермь — 76. Еще не началась основная фаза рекультивации.

Как мы ехали, не имеет смысла писать — ну ехали и ехали на Оке. Разок застряли по пути на командную позицию.
Однако, самое интересное в этой поездке то, что за три дня мы встретили все три стороны конфликта вокруг умирающей дивизии — огромной кучи ресурсов.
В первый день пообщались с местными — на подготовленном УАЗе и просто с местными.
Во второй — с некой патриотической организацией, отчаянно пытавшейся удержать остатки позиций и базы обслуживания от окончательного распила.
В третий — с теми, кто этот распил осуществляет — рекультиваторами. Теми самыми лангольерами, что уничтожают все и вся. Где то в рамках госконтрактов, где то нелегально. Но результат один.

Сейчас все распилено и разрушено — позиции старых комплексов выпотрошены окончательно и, наконец то, рекультивированы. ОСы — частично тоже, однако на их месте еще долго будут стоять глубокие карьеры и озера — следы добычи чугуна из ствола ШПУ. База обслуживания стала бетонным скелетом. Жилые площадки — кучами кирпичей. А ТРБ с её прекрасными арочными защитными сооружениями — перекопанной пустотой со снятыми плитами, заваленной остатками конструкций.

Славная жизнь, более 40 лет. И позорная смерть. В России конец всегда одинаковый.
Напоследок наша машина и мой близкий друг и товарищ по деятельности — Костя.

Впереди — КПП, который нас не пропустит. Но из которого мы днем позже выедем с другой стороны, из Берешти

gnomizpermi

Здравия желаю! Не совпав с планами с Объединённым Пермским Клубом УАЗ http://uazpatriot.perm.ru/ не побывал в музее РВСН, что категорически решил исправить на прошлой неделе. И пока смог дозвониться до музея узнал много информации о нём в интернете, чем и хочу поделиться.
Я максимально постараюсь дать информацию для самостоятельного посещения, а для особо ленивых и жадных домовитых познакомиться с музеем дистанционно.
Немного истории. Как-то совсем недавно жила-была 52 ракетная дивизия с командным пунктом в закрытом городке Звёздный. Называлась она так 52 ракетная Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звёзды дивизия, ибо деды славных подвигов герои в боях ВОВ завоевали столь славное имя и передали его потомкам, у которых на вооружении встали ракеты стратегические, способные любое государство в каменный век отправить. Такая вот машина времени у них служила, служила и США покоя не давала, вводя её в разорение губительное, ибо денег они на разведку и защиту от комплексов БРЖД тратили больше, чем СССР на её создание и эксплуатацию, о как! Служила до нулевых, когда по унизительным (простите нас деды, мы искупим!) договорам СНВ потеряла свои машины времени… и людей… Люди однако-ж крепче стали ракет распиленных оказались, и бога «Хусим» призвавши, вернули в себе землю и бункер командный, сделав музей подвигов славных, воспитанием чад малолетних занявшись.
Музей расположен в бывшем командном пункте и все агрегаты и экскурсоводы бывшие звенья одной цепи РВСН.
Адрес: Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) Звёздный, что за 38км от города Перми. http://ru.wikipedia.org/wiki/Звёздный_(Пермский_край)
Вот координаты N057 44.014, E056 18.960
Взято от сюда http://autotravel.ru/otklik.php/12539 (кстати, рекомендую данный сайт для получения разведданных с целью посещения тур.точек России)
Режим работы: с 9:00 до 18:00 по будням и одна экскурсия в субботу с началом в 11:00. Продолжительность экскурсии 1,5 часа. Как нам объяснили в будни можно попасть в музей без проблем, а вот в субботу при наличии ранее заявленной экскурсии, которые пока случаются регулярно. КПП на въезде в Звёздный, где расположен музей, уже не функционировал.
Далее инфа:
Сайт http://52rd.ru/muzey-bunker-52-raketnoy-divizii/
Схема проезда http://52rd.ru/kak-proehat/
Видео из пяти частей
Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

При наличии желания посетить музей звонить до упора по телефону 2911226
Если яйца не из теста, то можно договориться об организации отдельной экскурсии у председателя
Слава Русскому Оружию!