Московский договор 1921

Московский договор 1921 года закрепил за Турцией завоеванные армянские территории

PanARMENIAN.Net — Московский договор был призван закрепить за Турцией завоеванные армянские территории, а большевики признали результаты турецкой агрессии. Московский договор (статья III) решил судьбу Нахичевана, не имеющего никакого отношения ни к большевистской России, ни к Турции: «Обе договаривающиеся стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении I (С) настоящего Договора, образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству».

Договор был ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 года, Великим национальным собранием Турции (TBMM) 31 июля 1921 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 года в Карсе.

Договор стал вторым международно-правовым актом кемалистского правительства Турции, когда международно признанным правительством в оккупированной столице Османской империи Константинополе оставалась администрация султана Мехмеда VI Вахидеддина, от имени которого ранее, в августе 1920 года, Османской империей был подписан Севрский мирный договор, отвергнутый кемалистами и не вступивший в силу. По Московскому договору, РСФСР признавала Турцию в границах Национального Турецкого Пакта, принятым оттоманским парламентом 28 января 1920 года, то есть в соответствии с положениями Мудросского перемирия. Договор подвел международно-правовой итог завоеванию и разделу Республики Армения между РСФСР, Азербайджанской ССР и Турцией.

Принятый без участия закавказских республик, договор установил северо-восточную границу Турции c этими странами, закрепив территориальные приобретения Турции по Александропольскому договору, за исключением города Александрополя и восточной части бывшего Александропольского уезда Эриванской губернии, которые Турция обязалась передать Армянской ССР, северной части Батумской области, которую Турция обязалась передать Грузинской ССР, и территории бывших Нахичеванского и Шарур-Даралагезского уездов Эриванской губернии, которые Турция обязалась передать под протекторат Азербайджанской ССР. Согласно договору, в составе Турции остались южная часть Батумской области (Артвинский округ), бывшая Карсская область, бывший Сурмалинский уезд и западная часть бывшего Александропольского уезда Эриванской губернии.

Последовавшее в октябре 1921 года заключение идентичного Московскому Карсского договора между кемалистами, с одной стороны, и закавказскими ССР, вошедшими в 1922 году в состав ЗСФСР и в её составе — в СССР, с другой, — завершило юридическое оформление межгосударственных границ, существующих и в настоящее время. И если срок Московского договора, по некоторым источником определялся в 25 лет, то Карский договор не имел срока давности. Армения не ратифицировала Карский договор и до сегодняшнего дня не признает нынешние границы между Турцией и Арменией.

В 1945 году СССР пытался пересмотреть договор, предъявив территориальные претензии к Турции, однако не был поддержан другими великими державами. А в 1953 году Вячеслав Молотов, вновь назначенный министром иностранных дел СССР после смерти Иосифа Сталина заявил, что «СССР не имеет территориальных претензий к Турции».

16 марта 1921 года кемалисты и большевики отменили все прежние соглашения и определили границы закавказских государств в договоре «о дружбе и братстве», подписанном в Москве. Полная незаконность этого договора очевидна. Во-первых, в 1921 году Мустафа Кемаль никоим образом не представлял турецкое государство, официально еще находившееся под властью последнего султана Мухаммеда VI. Кемаль будет выбран президентом только в 1923 году. Во-вторых, у Москвы не было никакого права (даже по советскому закону) определять границы республик, которые она сама называла «независимыми». Наконец, 16 марта коммунисты вовсе не стояли у власти в Армении, где около сорока дней существовало, как мы видели, дашнакское правительство.

Ни большевиков, ни кемалистов не беспокоила законность их действий. «Дружба и братство», о которых заявляли обе стороны, получили вполне реальное воплощение и были скреплены щедрыми подарками: Москва предоставила турецким товарищам безвозмездную помощь в размере 10 миллионов рублей золотом и значительную партию вооружения. Эти дарения в виде денег и оружия, начавшиеся уже летом 1920 года, будут продолжаться, постоянно увеличиваясь, вплоть до 1922 года; в эти самые годы, как известно, миллионы русских крестьян умирали от голода. У кемалистов же был свой способ проявления «дружбы и братства» по отношению к армянам. Как раз тогда, когда в Москве разрабатывался договор, 6 марта турецкие войска вторглись в Ахалкалакскую область, где в 1918 году жертвами младотурок уже стали 40000 человек. Всего за 10 дней, то есть до подписания московского договора, они уничтожили более 10000 армян.

Последний премьер-министр Первой Республики Армения Симон Врацян в книге «Армения между большевистским молотом и турецкой наковальней» писал: «Причины падения независимости Армении были не внутренними, а внешними. Республика Армения пала под объединенными ударами турок и большевиков. И в первую очередь, большевиков, потому что, если бы не поддержка Советской России, кемалистская Турция в тех условиях не осмелилась бы напасть на Армению». Большевики сделали все от них зависящее, чтобы обезопасить себя с Востока и ради этого принесли в жертву Армению, не представлявшую ценность для кремлевских правителей. «Мировая революция» — очень удобный термин для завоевания и обретения друзей, которые нужны именно сейчас, потом необходимость в них отпадает. Главное для Москвы было – поддержать Ататюрка. Что и было сделано: на «национально-освободительную борьбу турецкого народа» было передано 5 миллионов рублей золотом и горы оружия. Просто интересно, против кого велась эта «национально-освободительная борьба». Не надо очень разбираться в восточной политике, чтобы понять, что направлена она была против христианского населения Османской империи – армян, греков и ассирийцев. Резня 1922 года в Измире (Смирна), повторное изгнание вернувшихся армян Киликии осуществлялась на русские деньги и русским оружием. В 1919 году десятки тысяч армян из Сирии, Ливана и Палестины возвращались в Киликию, где устанавливалось правление Франции на основе мандата. Какое-то время казалось, что Киликия могла бы стать полностью независимым от Турции государством под протекторатом Франции. Многие армяне, конечно, помнили о французско-армянском братстве, возникшем именно в Киликии во время крестовых походов. К сожалению, опыт правления Франции в Киликии по мандату был обречен на недолговечность и привел к катастрофическим последствиям для армян-репатриантов.

Напомним еще один факт. 30 октября 1918 года на борту английского крейсера «Агамемнон» в порту Мудрос было подписано Мудросское перемирие. Оно предусматривало: открытие Черноморских проливов для военных флотов Антанты с предоставлением союзникам права оккупировать форты Босфора и Дарданелл; капитуляцию остатков турецких войск в Хиджазе, Ираке, Сирии, Йемене и вывод их из Ирана, Киликии, Закавказья; оккупацию союзниками 6 армянских вилайетов «в случае беспорядков в одном из них» и вообще любого стратегического пункта в Турции, если союзники сочтут это необходимым по соображениям своей «безопасности». Большевистской России срочно требовался договор с Турцией на любом уровне, чтобы нейтрализовать Антанту, а у Мустафы Кемаля не хватало оружия и денег. Что он и получил в Москве.

Братство невечно: в КПРФ хотят отменить договор 1921 года с Турцией

Image caption Гора Арарат отошла Турции именно по итогам Московского договора 1921 года

Двое депутатов Госдумы от КПРФ предложили денонсировать заключенный в 1921 году договор о «дружбе и братстве» между Россией и Турцией на фоне охлаждения отношений между двумя странами.

Московский договор был подписан 16 марта 1921 года между РСФСР и кемалистским правительством Турции. Он определил северо-восточную границу Турции, которая отказалась от претензий на Батум, но получила южную часть Батумской области и часть территории Армянской ССР, включающей гору Арарат.

Депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов написали письмо с предложением денонсировать договор президенту России Владимиру Путину и министру иностранных дел Сергею Лаврову.

«В худших традициях своих старших коллег руководство Турецкой Республики раз за разом демонстрирует агрессивную, эгоистичную политику, основанную на двойных стандартах. В этой связи, полагаем, не лишним было бы напомнить турецким властям, что Московский договор о дружбе и братстве, заключенный между Турцией и Советской Россией 16 марта 1921 года, не вечен», — говорится в письме, которое цитирует газета «Известия».

Отношения двух стран резко ухудшились после того, как 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили российский самолет Су-24, в результате чего один пилот погиб. Турецкая сторона объяснила это тем, что Россия нарушила ее воздушное пространство, но Москва отрицает этот факт. Россия ввела экономические санкции против Турции, ограничив поставку турецких товаров в России, а также запретив продажу туристических путевок в Турцию.

В интервью Би-би-си Обухов затруднился ответить, каковы будут последствия денонсации договора, если такое решение будет принято: «Мы высказали свое мнение как два парламентария. Считаем, что этот вопрос должен быть поставлен в политическую повестку дня, его нужно обсуждать».

Между тем эксперты предупреждают, что последствия этого предложения могут быть серьезными. По мнению тюрколога, директора Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимира Аваткова, отказ от договора 95-летней давности может только осложнить кризис в отношениях России и Турции и открыть «ящик Пандоры» для пересмотра геополитических решений, принятых в далеком прошлом.

Подрыв основ?

По мысли авторов письма Путину и Лаврову, современное геополитическое положение Турции во многом основано на договоренностях начала XX века с большевистской Россией.

«Раз уж они ведут такую антироссийскую кампанию, то российское государство обязано посмотреть на эти краеугольные основы наших отношений», — заявил Би-би-си Обухов.

После распада Османской империи большевики поддерживали силы Мустафы Кемаля (впоследствиии взявшего фамилию Ататюрк), будущего основателя Турецкой республики, в котором видели борца с империализмом. Через три дня после создания Великого национального собрания Турции Кемаль написал правительству РСФСР, что Турция обязывается «соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками».

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Большевики и основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк стремились наладить связи

Великое национальное собрание отвергло Севрский мирный договор, подписанный султанатом 10 августа 1920 года и, в частности, признававший Армению «свободным и независимым государством».

В Армяно-турецкой войне в сентябре-ноябре 1920 года независимая Армения потерпела поражение, потеряв две трети территории. В декабре власть в стране захватили большевики. К тому моменту советский строй установился в Азербайджане, а позже сменилась власть и в Грузии.

Московский договор очертил границы Армянской и Грузинской ССР, но был подписан без участия будущих союзных республик: они позже выступили сторонами Карсского договора, заключенного 13 октября 1921 года.

Нынешняя Армения не признает действие этого договора, поскольку получила в результате меньше территорий, нежели по Севрскому. Грузинский парламент, в свою очередь, в середине 2000-х годах изучал вопрос о пересмотре Карсского договора, но пришел к выводу, что он не угрожает суверенитету Грузии.

О политических последствиях денонсации Московского договора российские законодатели говорят крайне неуверенно: по словам Обухова, надо сначала «внести в повестку дня эту проблему», а уже затем «обсудить вместе с экспертами, в том числе, что будет потом».

«Если это будет сделано, это будет мощным фактором внешнеполитического давления на Турцию и ее политику и заставит господина Эрдогана быть осторожнее. Денонсированный договор, даже если никаких действий не предпринимать, уже давит большим политическим грузом», — сказал он.

В свою очередь тюрколог Аватков считает, что последствия такого шага нужно просчитать очень внимательно, поскольку добавлять еще один аспект к кризису в отношениях России и Турции — территориальный — может быть опасно.

По словам Аваткова, Карсский договор проистекает из Московского, соответственно денонсируя последний, Россия фактически одобряет отказ Армении от признания границ, закрепленных этими документами.

«Предлагая идею денонсации договора, нужно понимать, что тем самым, с одной стороны, армяне могут претендовать на территории, которые были в результате этих договоров утеряны, но с другой стороны турки тоже смогут сказать, что мы стояли там-то и мы тоже не согласны с этим разделением», — сказал он, добавив, что на момент окончания Армяно-турецкой войны турецкие войска были ближе к Еревану, чем предполагалось договорами.

Ящик Пандоры

Московский договор закрепил разделение части территории Армении между Турцией и Азербайджанской ССР. Турции отошли Карсская область и Сурмалинский уезд Эриванской губернии с горой Арарат, тогда как Нахичеванский уезд Эриванской губернии перешел под протекторат советского Азербайджана, без права передачи третьей стороне.

Грузия лишилась южной части Батумской области, однако этим договором Турция выражала согласие освободить сам Батум с окружающей территорией. Это было сделано при условии, что местному населению будет предоставлена широкая автономия, а Турции — право свободного беспошлинного транзита через порт Батума.

После Второй мировой войны советское руководство пыталось оспорить разделение территорий, закрепившееся после 1921 года, однако западные державы поддержали в этом вопросе Турцию.

Территориальные претензии СССР стали одной из причин вступления Турции в НАТО в 1952 году (у Турции была самая длинная из всех стран-членов альянса граница с СССР). При этом в 1953 году, вскоре после смерти Сталина, советское руководство формально отказалось от этих претензий.

Image caption Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ранее заявил, что хотел бы встретиться с Владимиром Путиным, чтобы обсудить с ним инцидент с Су-24, но Кремль заявил, что встреча не планируется

Комментируя предложение коммунистов, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский заявил о необходимости изучить, насколько серьезно денонсация договора может сказаться на действующих границах.

«Мы подписали в рамках СБСЕ договор о системе европейской безопасности и являемся гарантами послевоенных границ. Соответственно, как правонаследник СССР мы получили место в Совете Безопасности ООН и других международных организациях и обязались гарантировать эти границы в Европе и сохранить их. Это обязательство носит международный и приоритетный характер», — сказал Надеин-Раевский РИА Новости.

Даже сам автор предложения денонсировать договор не высказал уверенности в том, что это действительно возможно сделать.

«Я считаю, что возможно обсуждать, — сказал Обухов. — Мы тоже считали невозможным, что после тех отношений Путина и Эрдогана можно расстреливать наших летчиков и этим хвалиться на центральных площадях Турции. А оказалось, что у Эрдогана это возможно».

По мнению Аваткова, российские власти могут вместо договора 95-летней давности пересмотреть документы, подписанные с Турцией в последние годы. По словам Аваткова, эти документы являются «некой иллюзией, надеждой, которая не реализовалась».

«Вот от иллюзии отказываться нужно, а от реальности прошлого отказываться не стоит, потому что тем самым можно открыть ящик Пандоры», — заключил он.

Примечание: в текст были внесены изменения, проясняющие позицию Грузии по Карсскому договору. Грузия, в отличие от Армении, признает его действующим.

К истории советско-турецких отношений и дружбы большевиков с Ататюрком

История советско-турецких отношений в течение всего советского периода освещалась под знаком отношений Ленин – Ататюрк. Статья Станислава Тарасова — шеф-редактора Восточной редакции ИА Регнум — это попытка разобраться в подоплеке этих отношений. Работа посвящена, как указывает автор, «эпизодам, практически не изученным историографией». Тарасов пишет о том, что «стратегическое партнерство России и Турции было одним из столпов безопасности двух государств».

Конечно, в рамках современной политологической фразеологии все, казалось бы, выглядит вполне нормально. Однако политические лидеры того периода мыслили совершенно в иных категориях, возможно, не совсем понятных с точки зрения современных политологов. Во главе тогдашнего Советского государства стояли лидеры, приверженные глобальным идеям, идеям борьбы с самым страшным в их глазах злом – международным капиталом, его высшей ступенью развития – международным «империализмом». Цель своей жизни и борьбы они видели именно в продолжении революционной борьбы во всемирном масштабе. Отсюда и надежды построить новую опору революционного процесса, проложить мост всемирной революции на мусульманский Восток.

Неудивительно, что, когда Кемаль-паша, став лидером национального движения против держав Антанты, оккупировавших Османскую империю, созвал в пику османскому правительству Великое национальное собрание Турции и обратился к Советской России за помощью и поддержкой, большевики с энтузиазмом откликнулись. Троцкий в этот период строил грандиозные планы мировой революции, и Кемаль-паша был готов стать проводником советской власти на Востоке. Большевики действительно оказали турецким революционерам крайне своевременную и действенную помощь, передав несколькими траншами 10 млн рублей золотом. Кроме того, по советским официальным данным, через Новороссийск, Туапсе и Батуми в Турцию в течение 1920-1922 гг. было поставлено 39 тысяч винтовок, 327 пулеметов, 54 орудия, 63 млн патронов, 147 тысяч снарядов и т.п. С восточных границ было переброшено военное оборудование, оставленное русской армией в 1918 г. В 1921 г. переданы два миноносца – «Живой» и «Жуткий». В Анкаре советское правительство помогло со строительством двух пороховых фабрик, одновременно поставив в Турцию оборудование для патронного завода и сырье для производства патронов.

Кроме этих поставок, турецкие революционеры получили топливо и сотни тысяч тонн зерна, в то время как после Гражданской войны в самой стране Советов голодало Поволжье и другие районы.

В подготовке турецкой армии приняли участие советские военные специалисты – Фрунзе, Мдивани, Аралов, выезжавшие в воинские части, а по некоторым данным, даже принимавшие участие в разработке военных операций. Такова была миссия М.В. Фрунзе – Чрезвычайного и Полномочного посла от УССР.

Впрочем, «революционный процесс», с которым так носился Троцкий, проходил не гладко. Коварство «турецких революционеров» проявилось уже при попытке создания Коммунистической партии Турции. Ее руководитель Мустафа Субхи и 14 других членов ЦК КПТ и активистов партии по прибытии из Баку в Трабзон были схвачены турецкими жандармами, вывезены в море и утоплены. Впрочем, по другой версии, 29 января 1921 г. эти пятнадцать человек были зарезаны капитаном и командой корабля, на котором они пытались спастись («Бойня пятнадцати»). Это не помешало большевикам 16 марта 1921 г. заключить Московский договор «О дружбе и братстве», по которому Турции предоставлялась финансовая и военная помощь, а также передавались большие территории Турецкой Армении.

Советская помощь оказалась как нельзя кстати. Мустафа Кемаль-паша сумел вооружить и подготовить армию и нанести греческим войскам, занимавшим обширный регион, населенный ими, поражение и освободить территории страны как от греческой армии, так и от греков, с глубокой древности населявших побережье Эгейского и Средиземного морей.

Победа «новой Турции» была бы сопряжена с несравненно большими жертвами или даже совсем невозможна, если бы не поддержка России. Она помогла Турции и морально, и материально. Но и «золотой период» советско-турецких отношений не был абсолютно безоблачен. Архитектор этого союза, Троцкий, был выслан из СССР в 1929 году, но не это стало причиной охлаждения отношений Сталина и Кемаля. Кемаль, вопреки высказанному в статье Тарасова мнению, не перешел на почву пантюркизма. Он и не покидал ее с двадцатых годов. Видимо, сказалась старая связь с младотурецким движением, для которого пантюркизм был главной целью, а создание моноэтнической Турции – основной заботой. Еще до появления в Турции Троцкого Турецкая Республика предоставила убежище российским пантюркистам – участникам «белого движения», а упор на турецкий национализм стал программной установкой кемалистов.

Продолжена была и политика притеснения оставшихся в живых после резни 1915 года армян. Несколько тысяч из них все-таки оставались в Стамбуле. В Турецкой Республике были воссозданы комиссии «По тюркизации брошенной армянской и румелийской (греческой) собственности». 29 таких комиссий продолжали свою работу, опираясь на закон, запрещавший возврат собственности прежним владельцам.

Период Второй мировой войны подтвердил смену вех в турецкой политике. Прогерманские настроения были характерны для многих турецких политиков еще со времен партии «Единение и прогресс», а Гитлер называл Ататюрка «сияющей звездой» – так близки были взгляды двух деспотов. Исмет Ине ню, сменивший Кемаля после его смерти от цирроза печени, оказался достойным продолжателем дела Ататюрка.

Конечно, турки старались вести себя осторожно. Но документы Министерства иностранных дел Германии, опубликованные после войны советским МИДом, совершенно определенно показывают, что надежды на реализацию пантюркистских идеалов, на создание «Великого Турана» под эгидой Турции преобладали в турецкой политике.

По всей стране активизировались пантюркистские организации, такие как распущенный в 1937 году белоэмигрантский «Союз туркестанской молодежи» и ему подобные «землячества». Турецкая пресса была заполнена статьями пантюркистского содержа­ния, пантюркисты начали издавать книги с проповедью своих идеалов, а при новом премьер-министре Ш. Сараджоглу пантюр­кистская пропаганда еще более усилилась. После нападения на СССР в нацистской Германии были созданы профашистские организации вроде «Туркестанского комитета», которые пропагандировали пантюркистские взгляды и участвовали в формирова­нии военных подразделений из советских военнопленных тюркских нацио­нальностей. Турецкие эмиссары разъезжали по немецким лагерям для советских воен­нопленных и пытались склонить тюркоязычных советских граждан к участию в формированиях вроде «туркестанского легиона» для борьбы против Советской армии и партизан на оккупированных территориях.

Однако и этим дело не ограничилось. Осенью 1942 года Турция сосредоточила крупные военные силы на границе с Советским Союзом, по разным данным – от двадцати пяти до тридцати дивизий. Эти войска готовы были пересечь турецко-советскую границу сразу после ожидавшейся победы под Сталинградом. Соответствующими были и настроения правящей элиты страны. Так, турецкий премьер-министр Сараджоглу в беседе с послом Германии Фран­цем фон Папеном 27 августа 1942 г. заявил, что как турок он страстно же­лает уничтожения России. «Уничтожение России является подвигом фю­рера, равный которому может быть совершен раз в столетие; оно является также вековой мечтой турецкого народа». Развивая эту идею, Сараджоглу пояснил: «Русская проблема может быть решена Германией, только если будут убиты, по крайней мере, половина всех живущих в России русских, если впредь будут раз и навсегда изъяты из-под русского влияния русифи­цированные области, населенные национальными меньшинствами…». При этом турецкий премьер не скрывал уверенности, что Германия не только будет учитывать интересы Турции, но и позволит расширить турецкую территорию за счет Совет­ского Союза.

Пантюркисты быстро подхватили новые веяния. Так, в июле 1941 г. журнал «Бозкурт» («Серый волк») опубликовал статью «Тюркизм идет», к которой прилагалась карта «Великой Турции». В ее состав были включены Крым, Закавказье, Северный Кавказ, Поволжье, Средняя Азия и часть Сибири. Такие же публикации регулярно появлялись и в других изданиях. Турецкое общественное сознание готовили к вступлению в войну для претворения в жизнь пантюркистского «национального идеала».

Отмечал это в своих донесениях и германский посол фон Папен: «Турецкие правительст­венные круги все больше начинают заниматься судьбой своих соотечествен­ников, находящихся по ту сторону турецко-русской границы, и особенно судьбой азербайджанских турок. В этих кругах, по-видимому, склонны возвратиться к событиям 1918 г. и хотят присоединить к себе эту область, особенно ценнейшие бакинские месторождения нефти».

Впрочем, и этого казалось недостаточно. Многие националисты придерживались более решительной тактики. Во время войны в Турции были созданы тайные общества пантюрки­стов. Зеки Велиди Тоган и А. Карадаглы создали тайное общество «Гювен». Еще раньше, в 1940 г., было создано тайное общество «Бозкурт» («Серый волк»).

Отрезвление пришло после разгрома германских войск под Сталинградом. В концентрации войск на советско-турецкой границе обвинили маршала Чакмака, престарелого военного, который якобы по своей инициативе собрал этот ударный кулак. Впрочем, никаких сомнений в том, что Турция была готова вступить в войну, нет. Помешал Сталинград, отрезвивший правящие круги этой страны.

Однако еще теплилась надежда на поражение СССР, и только в мае 1944 г. турецкие правительствен­ные круги осознали неизбежность поражения Германии. Власть приняла меры против пантюркистов. Были арестованы наиболее активные из них – Н. Атсыз, А.?Тюркеш, З.В. Тоган и ряд других. В правительственном сообщении о том, что в Турции «раскрыта тайная организация пантюркистов», отмеча­лось: «На основании обнаруженных при обыске документов, секретных ко­дов, шифров, лозунгов, корреспонденций и программ следственные группы пришли к выводу, что расистско-пантюркистская деятельность опасна, ибо противоречит конституции и носит уголовно-преступный характер».

Однако в суде над 25 пантюркистами обвиняемые в большинстве своем получили небольшие сроки наказания, а затем, после подачи кассации в Высший военный суд и нового слушания дела в военном трибунале второй инстанции в 1946-1947?гг., были полностью оправданы. В самом деле – они же «патриоты», любят родину… Разве за это можно сажать?

Сталин готовил ответные меры. За сотрудничество с Германией, за подготовку к нападению на Советский Союз, поставки стратегического сырья и продовольствия Сталин готов был наказать турок. Уже в 1943 году он принял меры по репатриации армян на родину, т.е. готовил их возвращение на родину в Турецкую Армению. Были готовы и соответствующие структуры по управлению переданными в свое время туркам районов. Что остановило его? Атомные удары по Японии? У СССР тогда ядерного оружия еще не было. Сталин не стал ввязываться в новый конфликт, тем более что страна нуждалась в восстановлении. Получается, что сотни тысяч погибших японцев спасли Турцию?

Свои расчеты делали и западные союзники. Запад увидел в Турции свою основную опору в регионе в момент, когда на карте региона появилось государство Израиль, нуждавшееся в союзнике и опоре во враждебном арабском мире. На эту роль как раз и подходила светская Турция.

На стамбульской площади Таксим стоит памятник турецким революционерам во главе с Мустафой Кемалем, которому Высшее национальное собрание Турции присвоило прозвище Ататюрк – Отец тюрок. По левую руку от вождя нации – фигуры Михаила Фрунзе и Климента Ворошилова. Вот, собственно, и памятник планам советских революционеров, а заодно и их несбывшимся надеждам.

Варткез Арцруни, заслуженный строитель РФ

Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 37 человек

Искал тут за одной надобностью текст этого договора — одного из основополагающих актов ранней советской дипломатии — обнаружил кучу ссылок (с еще большей кучей домыслов — насчет срока его действия и т.п.), но сам текст отыскал с большим трудом. Поэтому, найдя его наконец, решил разместить его здесь.
Напомню, в предшествующие годы — с 1917 по 1920 — граница межу Россией и Турцией была многократно перекроена различными договорами, заключавшимися между ними, а также ими и разными государственными образованиями , возникавшими в этот период на этой территории (пример — Александропольский мирный договор Турции с Арменией 1920 года ). Московский договор и заключенный после него Карсский договор между Турцией и советскими, но на тот момент независимыми Грузией, Арменией и Азербайджаном подводили под этим процессом черту, устанавливая границы, существующие по сей день.


МОСКОВСКИЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ от 16 марта 1921 года

Правительство Российской Социалистической Федеративной Республики и Правительство Великого Национального Собрания Турции, разделяя принципы братства наций и права народов на самоопределение, отмечая существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого, и всецело воодушевляемые желанием установить между ними постоянные сердечные взаимоотношения и неразрывную дружбу, основанную на взаимных интересах обоих сторон, РЕШИЛИ заключить договор о дружбе и братстве и назначили для сего своими уполномоченными:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:

Георгия Васильевича Чичерина народного комиссара по иностранным делам и члена Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета,

и Джелал Эдина Коркмасова, члена Всероссийского Центрального Комитета,

Правительство Великого Национального Собрания Турции:

Юсун Кемаль-Бея, и народного комиссара по народному хозяйству Великого Национального Собрания Турции депутата Кастамони в том же Собрании, доктора Риза Нур-Бея, народного комиссара по просвещению Великого Национального Собрания Турции, депутата Синопа в том же Собрании,

Али Фауд-Пашу, чрезвычайного и полномочного посла Великого Национального Собрания Турции, члена от Ангоры в Великом Национальном Собрании,

каковые, после обмена полномочиями, найденными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

Статья I

Каждая из Договаривающихся Сторон соглашается в принципе не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждались бы силою другая из Договаривающихся Сторон. Правительство РСФСР соглашается не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленным ныне ее Великим Национальным Собранием.

Под понятием Турции в настоящем договоре подразумеваются территории, включенные в Национальный Турецкий Пакт от 28 января 1336 (1920) года, выработанный и провозглашенное Оттоманской Палатой депутатов в Константинополе и сообщенное прессе и всем Государствам.

Северо-восточная граница Турции определяется: линией, которая, начинаясь от деревни Сарпи, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедис-Мта, линией водораздела горы Шевшет-горы Каннин Даг, она следует затем по северной административной границе Ардаганского и Карского санджаков по тальвегу рек Арначай и Аракс до устья Нижнего Кара-Су (подробное описание границы и вопросы к ней относящиеся, определены в приложении I (А) и (В) и на прилагаемой карте подписанной обоими Договаривающимися сторонами).

Статья II

Турция соглашается уступить Грузии Суверенитет над портом и городом Батумом и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в ст. I-й нынешнего договора и составляющей часть Батумского округа, при условии что:

1) Население местностей, указанных в настоящей статье договора будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении обеспечивающей каждой общине будет предоставлена возможность установить земельный закон соответствующий его положениям.

2) Турции будет предоставлен свободный транзит всяких товаров, отправляемых в Турцию или из нее через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких-либо задержек и без обложения их какими бы то ни было сборами, с предоставлением Турции прав пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов.

Статья III

Обе Договаривающиеся Стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении (С) настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората никакому третьему Государству.

В образующей треугольник зоне Нахичеванской территории включенной между тальвегом Аракса, а на западе линией, проходящей через горы Дагна (3829) Вели-Даг (4121) Багарзик (6587) Кемурлу-Даг (6930), линия границы указанной территории, начинающаяся от горы Кемурлу-Даг (69303), переходящая через гору Сорай-Булак (8071) станцию Арарат и оканчивающаяся у скрещения Кара-Су с Араксом, будет исправлена Комиссией, состоящей из делегатов Турции, Азербайджана и Армении.

Статья IV

Обе Договаривающиеся Стороны, констатируя соприкосновение между национальным освободительным движением народов Востока и борьбой трудящихся России за новый социальный строй, торжественно признают за этими народами право на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления, согласной их желанием.

Статья V

Дабы обеспечить открытие проливов и свободу прохождения торговых судов для всех народов, обе Договаривающиеся Стороны соглашаются передать окончательную выработку международного статуса Черного моря и проливов будущей конференции из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополь.

Статья VI

Обе Договаривающиеся Стороны признают, что все договоры до сего времени заключенные между обеими сторонами, соответствуют обоюдным интересам. Они соглашаются поэтому признать эти договоры отмененными и не имеющими силы.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заявляет в частности, что оно считает Турцию свободной от всяких к ней денежных или иных обязательств, основанных на международных актах, ранее заключенных между Турцией и царским правительством.

Статья VII

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, считая режим капитуляции несовместимым со свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считает потерявшим силу и отмененными всякого рода действий и прав, имеющих какое-либо отношение к этому режиму.

Статья VIII

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль Правительства другой стороны или части ее территории, равно как и пребывания групп, имеющих целью борьбу с другими государствами. Россия и Турция принимают на себя такое же обязательство и в отношении советских республик Кавказа, при условии взаимности.

Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Великого Национального Собрания Турции.

Статья IX

Для обеспечения непрерывности сношений между обеими странами Договаривающиеся Стороны обязуются принимать, путем совместного согласования все необходимые меры в целях сохранения и развития в возможной скорости железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечение свободного передвижения людей и товаров между обеими сторонами, без каких-либо задержек.

Однако признается, что в отношении передвижения, въезда и выезда как путешественников, так и товаров будут полностью применяться установленные в каждой стране на этот счет правила.

Статья Х

На граждан обоих Договаривающихся Сторон, находящихся на территории другой стороны будут распространяться все правила и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены.

Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности граждан обеих сторон, также составляют исключение из постановлений настоящей статьи. Они будут разрешены особыми соглашениями.

Статья XI

Обе Договаривающиеся Стороны согласны применить принцип наибольшего благоприятствования к гражданам каждой из Договаривающихся Сторон, пребывающим на территории другой стороны.

Настоящая статья не применяется к правам граждан союзных России Советских Республик, равно как и к правам граждан мусульманских стран, союзных Турции.

Статья XII

Всякий житель территорий, составляющих до 1918года часть России, каковые Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признает находящимися ныне под суверенитетом Турции на основании настоящего договора, имеет право свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи и свое имущество, или их стоимость. Подобное же право распространяется на жителей территории Батума, суверенитет на каковую Турции настоящим договором уступает Грузии.

Статья XIII

Россия обязуется возвратить в Турцию за свой счет до северо-восточной границы Турции, продолжении 3-х месячного срока для Европейской России и Кавказа и 6-ти месячного срока для азиатской России, считая со дня подписания настоящего договора, всех военнопленных и гражданских пленных турок, находящихся в России.

Подробности этой репатриации будут установлены особой Конвенцией, которая будет выработана непосредственно по подписании настоящего договора.

Статья XIV

Обе Договаривающиеся Стороны согласны в ближайшем времени заключить Консульскую Конвенцию, равно как и соглашения, регулирующие все экономические, финансовые и другие вопросы, необходимые для установления между обоими странами дружественных отношений, указанных во вступлении к настоящему договору.

Статья XV

Россия обязуется предпринять в отношении Закавказских Республик шаги, необходимые для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего договора, непосредственно их касающихся.

Статья XVI

Настоящий договор подлежит ратификации, обмен ратификационными грамотами состоится в Карсе в возможно ближайший срок.

Настоящий договор вступит в силу с момента обмена ратификационными грамотами, за исключением статьи XIII.

В удостоверении изложенного выше упомянутое уполномоченные подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями.

Составлено в двух экземплярах в Москве 16-ого марта 1921 года (тысяча триста тридцать седьмого).

Георгий Чичерин, Юсуф Кемаль

Джелал Коркмасов , Доктор Риза Нур, Али Фуад

Приложения I (А) и (Б) Московского договора 16 марта 1921 года

Приложение I (А)

Северо-восточная граница Турции установлена нижеследующим образом (согласно карте Русского Генерального Штаба масштабов 1/210.000 5 верст в дюйме):

Деревня Сарп на Черном море гора Кара-Шальвар (5014), пересекает Чорох к северу от деревни В. Марадиди проходит севернее деревни Сабур гора Хедис-Мта (7052) гора Ква-Кибе, деревня Кавтарети линия водораздела горы Медзибна-гора Герат Кессун (6468) следуя затем по линии водораздела горы Корда (7910) выходит по западной части хребта Шавшетского к прежней административной границе бывшего Артвинского округа, проходя по Шавшетскому хребту выходит на гору Сары-Чай (Кара Иссал, 8478) перевал Квирильский, а оттуда выходит на прежнюю административную границу бывшего Ардаганского округа у горы Кани-Даг, оттуда направляясь к северу, доходит до горы Тлил (грмани 8357), исследуя прежней границы Ардагана, выходит к северо-востоку от деревни Бадела, к реке Посхов-Чай и следует по этой реке к югу до пункта севернее деревни Чапчах, там оставляет эту реку и идя по водоразделу выходит на гору Аирильи-Баши (8512), проходит по горам Келлетана (9709), достигает горы Касрис-Сери (9681) и следует по реке Карзамет-Чай до реки Куры, оттуда идет тальвегу реки Куры и пункту, что к востоку от деревни Картанаков, где отходит от Куры, проходя по линии водораздела горы Кара-оглы (7259) оттуда, разделяя на две части озеро Хазанин, выходит к высоте (7580), а оттуда к горе Гек-Даг (9152) идет по горам Уч-Таналяр (9783) Тайла-Кала (9716) — вершина 9065, где покидает прежнюю границу Ардаганского округа и проходит по горам Б. Ах-Баба (9063) 8828 8827 7602, проходя на восток от деревни Ибиш, доходит до высоты 7518 и затем к горе Кизил-Даш (7439) деревня Нов. Кизил-Даш (Кизил-Даш), проходя к западу от Кара-Мемеда, выходит на реку Джамбишу-Чай, расположенную к востоку от деревень Делавер, Б. Кимлы и Тихнис, через деревни Вартанлы и Баши Мурагель, следуя по упомянутой реке, выходит к реке Арна-Чай к северу от Калади оттуда следуя все время по тальвегу Арна-Чай выходит к реке Аракс следует по тальвегу Аракса до впадения в него Нижнего Карасу. (N. В. Разумеется, граница следует по линиям водоразделов вышеуказанных высот).

Георгий Чичерин, Юсуф Кемаль

Джелал Коркмасов , Доктор Риза Нур, Али Фуад

ПРИЛОЖЕНИЕ I (Б)

Принимая во внимание, что пограничной линией, как это указано в Приложении I (А), являются тальвеги рек Арпа-Чай и Аракса, Правительство Великого Национального Собрания обязуется отодвинуть линию блокгаузов на расстоянии 8 верст от железной дороги Александрополь-Эриван в настоящем ее начертании в районе железной дороги в районе Аракса. Линии, ограничивающие вышеупомянутые районы, указаны ниже для зон Арпа-Чай в пунктах А и Б параграфа I и для зоны Аракса в параграфе 2.

I. Зона Арпа-Чай

Б) Отходит от Арпа-Чай к востоку от высоты 5019 идет прямо к высоте 5481 в 41/2 верстах к востоку от Кызыл-Кула в двух верстах к востоку Боджалы затем река Дигор-Чай следует вдоль этой реки до деревни Дуз-Кечут и идет прямо к северу от развалин Карабаг и выходит на Арна-Чай.

II. Зона Аракса

Прямая линия между Хараба Алиджан и деревней Сулейман (Диза). В зонах ограниченных с одной стороны линией железной дороги Александрополь-Эриван и с другой линиями, расположенными на расстоянии 8 и 4 верст от вышеуказанной железнодорожной линии. Правительство Великого Национального Собрания обязуется не возводить каких-либо фортификационных укреплений (эти линии расстояния находятся вне вышеуказанных зон) и не содержат в них регулярных войск, однако, оно сохраняет право иметь в вышеуказанных зонах войска необходимые для поддержания порядка, безопасности и для административных надобностей.

Георгий Чичерин, Юсуф Кемаль

Джелал Коркмасов , Доктор Риза Нур, Али Фуад
(Отсюда)

P/S/ Текст Карсского договора 1921 года

Если друг оказался вдруг: как Турция едва не стала частью Советского Союза

Если друг оказался вдруг…

Московский договор о дружбе и братстве, подписанный в 1921 году между РСФСР и правительством Великого национального собрания Турции, может быть денонсирован. С подобным предложением к президенту России и главе МИД РФ обратилась группа депутатов Государственной думы. Причиной, по мнению парламентариев, является нынешняя последовательная линия агрессивного поведения Анкары в отношении Москвы. Как отмечают депутаты, «в условиях нарастания турецкой агрессии следует юридически проработать возможность пересмотра всех невыгодных для нашей страны и ее союзников российско-турецких соглашений».

Договор 1921 года обеспечил Турции прирост территории на 30 тысяч квадратных километров. По сути, это была сделка между молодым советским правительством, нуждавшимся в то время в поддержке против Антанты, и новым турецким руководством генерала Мустафы Кемаля, пришедшего к власти на волне национально-революционного движения.

Последовавшее в том же году заключение идентичного Московскому Карсского договора, который с Турцией подписали закавказские республики (Армения, Азербайджан и Грузия), завершило юридическое оформление межгосударственных границ, существующих и поныне.

Интересно, что Армения не ратифицировала Карсский договор и до сегодняшнего дня не признает границы с Турцией. А в Грузии несколько лет назад вообще решили расторгнуть этот договор в одностороннем порядке.

В 1945 году СССР поднимал вопрос о пересмотре принятых после революции решений, однако эта тема тогда не была поддержана великим державами – участницами антигитлеровской коалиции. В 1953 году Вячеслав Молотов, назначенный министром иностранных дел, признал отсутствие у СССР территориальных претензий к Турции. Тем не менее существующий с 1921 года договор продлевается каждые 25 лет, и как раз сейчас подходит срок очередного подписания. Россия может этого не делать на вполне законных основаниях…

Наименьшее из зол

Известный армянский историк Рем Казанджян напоминает, что заключение договоров в начале 1920 годов происходило в крайне невыгодных для России условиях. «В планы не входило отдавать Турции захваченные ею в ходе турецко-армянской войны территории. Однако было ясно, что турки добровольно не возвратят ни пяди земли, а у России после семи лет непрерывных войн не было сил для новых военных действий», – подчеркивает историк. Кроме того, Чичерин в письме Ленину от 23 декабря 1920 года отмечал, что «если мы оттолкнем турок, они бросятся в объятия Антанты и в политику компенсаций на Кавказе по образцу турецкой политики 1918 года». Именно поэтому незамедлительное подписание договора с Турцией было в тех условиях признано жизненно необходимым, став наименьшим злом для советской стороны.

«Московский русско-турецкий договор 1921 года не был равноправным, и отошедшие по нему к Турции территории не были «подарены» туркам – ни во имя «дружбы и братства», ни во имя «мировой революции», – обращает внимание сотрудник Общественного института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона доктор исторических наук профессор Владимир Захаров. Кстати, в 1925 году советские дипломаты поднимали вопрос денонсации договора, заявляя даже о готовности нашей страны сделать это в одностороннем порядке. «Наш посол объяснил подписание договора слабостью страны, потребовав восстановления границ, – отмечает Владимир Захаров. – И тогдашний премьер-министр Турции Исмет Иненю, будущий президент страны, уже тогда пообещал вернуть территории».

По мнению российского историка и публициста Армена Гаспаряна, договор 1921 года был заключен наспех, как и многие другие международные договоры времен становления советской власти. Как считает эксперт, Анкара пока не понимает последствий от инициирования вопроса, связанного с возможным пересмотром указанных соглашений. «Если эту историю начнут раскручивать в России, то может сработать мина замедленного действия, – считает эксперт. – Денонсация будет для Турции очень крупной геополитической катастрофой, потому что турецкая государственность в том виде, в котором она существует сегодня, – это во многом продукт именно Карсского договора. С 1992 года этот договор в той или иной степени обсуждается грузинскими политическими деятелями. Теперь по понятным причинам о нем начали говорить и в России, и в Анкаре к этому были готовы меньше всего».

Сторона недоверия

Кстати, сама Турция неоднократно нарушала Московский договор. На это, в частности, обращает внимание старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский. Речь идет хотя бы о статье VIII, по которой обе договаривающиеся стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны, или части ее территории, равно как и пребывания групп, имеющих целью борьбу против другой страны.

Но именно эта статья, отмечает эксперт, всегда нарушалась именно турецкой стороной. «Первые грубейшие нарушения были еще до Второй мировой войны, когда они (Турция) приютили у себя все политическое отребье, которое планировало создать Великий Туран – огромную империю от Адриатики до Тихого океана, в которой властвовали бы турки, – обращает внимание Виктор Надеин-Раевский. – Плюс пантюркистские организации, которые стали открыто пропагандировать начало войны и расширение империи. Среди таких организаций – «Партия националистического движения» и ее молодежное крыло – организация «Серые волки». Все эти годы Турция не отказывалась от идеи Великого Турана, что было грубым нарушением договора».

Отходом от норм договора стала и помощь, которую Турция открыто оказывала чеченским боевикам в 1990–2000-х годах. Известно, что именно в этой стране жил и занимался антироссийской пропагандой так называемый ичкерийский министр Мовлади Удугов. В турецких мечетях собирались деньги на поддержку боевиков в Чечне. «Турецкие эмиссары воевали на территории России под знаменами Ичкерии, их сотнями уничтожали здесь, – подчеркивает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН. – С турецкой стороны шла и активная исламистская пропаганда. То есть фактически эта статья договора нарушалась достаточно регулярно, в том числе в последнее время».

Учесть уроки истории

По мнению аналитиков, вопрос с денонсацией соглашений 90-летней давности – не такой призрачный, как кажется на первый взгляд. И в то же время, как признаются эксперты, ни России, ни Турции не выгодно доводить дело до подобной крайности. Как подчеркивает заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Мешков, «турецкая сторона знает, что ей нужно сделать для нормализации отношений с Москвой: ей следует поступить в рамках цивилизованных межгосударственных отношений». В частности, как отмечает замглавы МИД России, для того чтобы вернуть в нормальное русло российско-турецкие отношения, властям Турции необходимо возместить ущерб за сбитый Су-24, извиниться и гарантировать, что подобное в будущем не повторится.

О необходимости нормализации межгосударственных отношений, поиске компромиссов и продолжении диалога между сторонами говорят и союзники Турции в регионе. Так, известный азербайджанский журналист-политолог, специалист по Ближнему Востоку и постсоветскому пространству, а также проблемам современной геополитики и конфликтологии Тофиг Аббасов подчеркивает, что турецкая сторона, от которой Москва требует извинений за инцидент с российским самолетом, сегодня «путается в своих взглядах, мотивации и суждениях».

«Думается, что в скором времени эти отношения вернутся в нормальное русло, – отмечает эксперт. – Надо стараться делать так, чтобы в самое ближайшее время атмосфера вновь нормализовалась. Нельзя объявлять войну прошлому и нашей общей истории, это может создать новую, взрывоопасную платформу».

Нынешнему турецкому руководству стоит прислушаться к мнению уже упомянутого Мустафы Кемаля, которому, к слову, турецкий парламент когда-то присвоил фамилию Ататюрк («отец турок» или «великий турок»). Почитаемый в Турции реформатор, политик, государственный деятель, военачальник, первый президент Турецкой Республики и основатель современного турецкого государства когда-то заявлял: «Мы с Россией друзья. Россия раньше всех признала нас и наши национальные права и проявила к нам уважение. При этих условиях как сегодня, так и завтра, да и всегда Россия может быть уверена в дружбе с Турцией».

Известно и другое изречение Ататюрка: «Нам нельзя отходить друг от друга. Это мое твердое убеждение и мой завет последующим поколениям».

Дмитрий Сергеев