Мобд машина обеспечения

jury_tver

В этом фоторепортаже мы посмотрим как выглядит из нутри очень интересная техника — машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Этот автомобиль я встретил на рок-фестивале «Нашествие 2013» в Тематической зоне Министерства обороны Российской Федерации. Так как мне всегда нравилась подобная техника и сооружения «судного дня» я очень попросил военных, показать как выглядит этот автомобиль изнутри. И так, специальный автомобиль войск РВСН — МОБД (агрегат 15В231) предназначен для обеспечения:
— электроэнергией потребителей на полевой позиции и при аварийной ситуации на боевой стартовой позиции;
— подготовки и приема пищи личным составом;
— отдыха и быта личного состава, свободного от боевого дежурства, в полевых условиях;
— организации и несения караульной службы в полевых условиях;
— проведения пуска ядерных ракет из МОБД при действии в полевых условиях.
Размеры и оборудование агрегата рассчитаны на обеспечить жизнедеятельность 10-и человек с личными вещами и оружием.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Конструкция агрегата и установленное на нём оборудование обеспечивает его эксплуатацию в любое время года и суток, при любых метрологических условиях (дождь, снег, град, туман) в интервале температуры окружающего воздуха от -50°С до +50°С, при скорости наземного ветра до 25 м/с и относительной влажности окружающего воздуха до 98% (при температуре +25 °С). В агрегате предусмотрены системы электроснабжения, управления, связи, микроклимата, отопления, вентиляции, водоснабжения, оповещения, кухонно-складского и бытового оборудования.
Агрегат 15В148 (модификация) смонтирован на колесном шасси МАЗ-543М повышенной проходимости.
В состав агрегата входят:
• колесное шасси высокой проходимости;
• кузов, установленный на шасси;
• оборудование, смонтированное на шасси и в кузове.
Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков.
Кузов имеет индекс 7903. Кузова отсеков агрегата 15В148 представляют собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолируещего материала ММ-1 5011, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта марки НСВС, верхний слой из бакелизированной фанеры. Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.

Первый отсек – дизельный.
В дизельном отсеке размещены ДВА дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах первого отсека кузова имеются две одностворчатые двери и люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 м покрыта асбесто-гипсовым шнуром).
Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2 398 л для АД.

МОБД. Машина обеспечения боевого дежурства. Входит в состав подвижной группы РВСН.


В коридоре расположена электрощитовая и прибор радиационной и химической разведки ГО-27

Второй отсек – основной.
Основной отсек внутри кузова разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. В боковых стенах второго отсека кузова имеется две наружные двери и семь окон. Отсек оборудован кондиционер, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.

Три отсека используются для размещения людей — два 4-х местных купе для отдыха личного состава и 2-х местное купе для отдыха НК и его помощника.
Имеется купе-столовая для приема пищи личным составом — одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудовано одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.
купе-столовая для приема пищи личным составом
ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
Состоит на вооружении РВСН с 1985 года.
Применяется в ПГРК:
— 15П158.1 «Тополь-Т»;
— 15П158 «Тополь».
Средний отсек (тамбур) и задний отсек оператора соединены между собой коридором, который идёт по всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви. Из коридора имеются входы через внутренние сдвижные двери в купе и отсек оператора, из тамбура в столовую из столовой в кухню. Тамбур оборудован входной дверью.
В такой уютной обстановке можно с комфортом ехать на позицию, с которой вы уничтожите мир )
Задний боевой отсек оператора предназначен для размещения в нем дежурной смены, в нём расположен боевой пост оператора (для МОБД-1,2,3) и пост стрелка БПУ. В отсеке установлена оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), сейф и пирамида для оружия. На боевом отсеке смонтирована башенно-пулеметная установка (БПУ) 55Л140 «Луч».
Так же, на боевом отсеке, рядом с БПУ, смонтировано устройство подъёма-опускания антенны штыревой (АШ) длинной 2 м для радиостанции Р-173. В составе рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД-1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП. В МОБД-4 в отсеке оператора расположен пост начальника смены охраны и обороны. В случае несения БД в рассредоточенном порядке, оператор в МОБД 1,2,3 является и начальником смены охраны и обороны, в отсек выводится вся информация от системы охраны.
Военный за пультом запуска ядерных ракет при действии в полевых условиях, несмотря на свой 30-летний возраст оборудование по-прежнему секретно и стоит на вооружении РВСН
«У нас всё просто, нажал на кнопку, и нет больше Америки..»
Да.. там всё серьёзно, и как говорят в РВСН «После нас — никого»
Конец.
Ну и на последок, для того чтобы представить на сколько суровая эта машина входящая в часть самого грозного оружия на планете небольшой видео ролик —
Так же по теме РВСН:
РВСН под Козельском. Спуск в ракетную шахту. Часть 2 (Фоторепортаж)
Ну а все мои большие фоторепортажи про “Нашествие-2013″ можно посмотреть по этим ссылкам:

Метки: РВСН часть 1

МОБД (машина обеспечения боевого дежурства) — 23-тонный военный тягач МАЗ-543, входящий в состав подвижных частей РВСН.

С этой машиной связана вторая серьезная разработка НТЦ «Риф» и КБ 13.

Цитата с сайта RusArmy.com:

МОБД предназначен для обеспечения потребителей электроэнергией на полевой позиции и в аварийной ситуации на БСП, кроме того является машиной обеспечения (подготовка и прием пищи, отдых личного состава свободного от БД) организации и несения караульной службы ( в составе Рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД — 1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП). База – шасси МАЗ-543. Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков. Первый отсек – дизельный (размещены 4 30КВ дизеля и блок управления дизелями в ручном режиме). Второй отсек – основной. Между первым и вторым отсеками расположены топливные баки с запасом топлива 4 тонны для АДА-30. Второй отсек включает: кухня (плита для приготовления пищи, отсеки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья), купе-столовая (для приема пищи личным составом, одновременно может принимать пищу 4 человека), два 4 –х местных купе для отдыха личного состава, двухместное купе для отдыха НК, боевой отсек (оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), башенно-пулеметная установка для пулеметчика охраны (пулемет НСВТ, прожектор, ИК прожектор, прибор ночного видения), сейф и пирамида для оружия). По всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой идет служебный коридор (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви.

На самом деле, информация немножко устарела — шасси возит два турбированных дизеля, по 50 КВт каждый, и отсек-бытовку. В бытовке спит караул, дизеля обеспечивают электропитание для всего, чему нужно электричество 🙂

В дизельном отсеке ездит и система управления всем электро-механическим хозяйством — самими дизелями, их обслуживающими системами, и, собственно, источниками питания (фидерами).

Система эта называется КСУ 15Р183М и состоит из двух частей — непосредственно блока управления (пульт местного управления — ПМУ) и выведенного в кабину водителя пульта дистанционного управления (ПДУ).

Наша КСУ контролирует и защищает как двигатели (от работы в аварийных режимах или «от дурака»), так и людей (от получения электрического удара, к примеру).

Также мы обеспечиваем контроль двух систем подогрева дизелей (по одной на каждый движок — военное вебасто…) и непрерывно, действительно непрерывно, обеспечиваем питание 27 вольт для высокоточных систем мощностью 5 КВт. Все это происходит в соответствии с ГОСТами.

В ящике ПМУ упакованы практически все наши достижения на момент разработки управляющей программы (2008, то бишь, год) — многопоточность, жесткое соблюдение временных интервалов, разделение графики и алгоритмов, клиент-серверный принцип построения программы.

ПМУ представляет собой ядро системы — сюда приходит информация от многочисленных наставленных вокруг дизелей датчиков, здесь алгоритмы определяют, что включить, что выключить, по какой схеме обеспечить питание потребителей и как обеспечить собственные нужды — диагностические и обслуживающие функции и алгоритмы наш ящик так же обеспечивает. Отсюда же идет информация, предназначенная для вывода на ПДУ.

ПДУ — это упакованная в красивый металлический каркас плата на основе контроллера ATMega32, на которой установлены диоды, сегментные индикаторы и пара кнопок. По-хорошему, во время похода все управление электроснабжением происходит отсюда, потому что находиться в отсеке с работающими дизелями, где установлен ПМУ, просто невозможно — дикая жара и шум.

Несколько мобдо-фотографий из архива КБ 13. Дело происходит на Московском Прожекторном Заводе, который и является для нашей корпорации заказчиком КСУ.

Внутри дизельного отсека, ящик ПМУ

Дизельный отсек, который потом поставят на шасси. МПЗ, отладка идет полным ходом…

Турбина космического корабля. Включать, как гласит табличка, не стоит…

Внутри дизельного отсека МОБД

Проход между дизелями. Упитанному программисту пролезть невозможно…

15В148 МОБД

Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) предназначена для обеспечения:
• электроэнергиейпотребителей на полевой позиции и при аварийной ситуации на БСП;
• подготовки и приема пищи личным составовом;
• отдыха и быта личного состава, свободного от БД, в полевых условиях;
• организации и несения караульной службы в полевых условиях.
Размеры и оборудование агрегата рассчитаны на обеспечение жизнедеятельности 10-и человек с личными вещами и оружием. В одном агрегате МОБД 15В148 совмещены функции четырёх агрегатов, входивших в состав ПГРК «Пионер», а позже «Тополь»
— МДЭС 15Н1061М;
— машина-столовая 15Т117;
— машина-общежитие 15Т118;
— МДСО 15Я55.
В состав агрегата входят:
— колесное шасси повышенной проходимости МАЗ-543М;
— кузов модели 7903, установленный на шасси;
— оборудование, смонтированное на шасси и в кузове.
Конструктивно агрегат выполнен из двух, несвязанных жестко между собой, отсеков. Кузова отсеков агрегата 15В148 представляют собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолируещего материала, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта, верхний слой из бакелизированной фанеры. Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.

Первый отсек – дизельный.
В дизельном отсеке размещены ДВА дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах первого отсека кузова имеются две одностворчатые двери и люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 м покрыта асбесто-гипсовым шнуром).
Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2 398 л для АД.
Второй отсек – жилой.
В этом отсеке расположены жилые помещения для ЛС, столовая, и в конце боевой отсек с пушечной установкой.
(http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,3426.0.html)
Теперь о модели. Эту модель трудно назвать моделью. Детская упрощённая игрушка.
Но за не имением пока других вариантов решил заняться запилом. Хотя в сети проскочили ЗD-рендеры обоих модификаций от Modelcollecta.
Не буду описывать всю работу над этой моделью, так как всё подробно можно прочесть в сказке о стройке http://karopka.ru/forum/forum188/topic25120/.
Основная работа была естественно над кунгом. Он практически был сделан с нуля. Остались только несколько родных внешних стенок. Остальное это пластик Доширак и Эвергрин.
Маск сеть на крыше делал из бинта смоченного в ПВА, потом посыпал чаинками. Брезент – салфетка. На крыше мостки сделал из медной фольги. Также на крыше сделал выхлопные трубы в асбестовом шнуре, которые уложены по походному. Так же доработал башенно-пулеметную установку (БПУ) 55Л140 «Луч» с пулемётом НСВТ калибра 12,7 мм. Доработке подвергся и сам МАЗ. К кабине были добавлены лестница, фары, трос, фароискатель с «абажюром» на крыше, зеркала и т.д.
Ну и как обычно эмали Revell, смывка, фильтры MIG. Днище и колёса запылил пигментами от того же MIGа. Колёса менять не стал, оставил штатные.
Вот такая получилась машина.

Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)

НАЗНАЧЕНИЕ
Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД), агрегат 15В148, предназначена для обеспечения:
• электроэнергиейпотребителей на полевой позиции и при аварийной ситуации на БСП;
• подготовки и приема пищи личным составом;
• отдыха и быта личного состава, свободного от БД, в полевых условиях;
• организации и несения караульной службы в полевых условиях;
• проведения пуска из МОБД-1,2,3 при действии в рассредоточенном порядке .
Размеры и оборудование агрегата рассчитаны на обеспечить жизнедеятельность 10-и человек с личными вещами и оружием.
В одном агрегате 15В148 совмещены функции четырёх агрегатов, имевшихся в составе ПГРК «Пионер»:
— МДЭС 15Н1061М;
— машина-столовая 15Т117;
— машина-общежитие 15Т118;
— МДСО 15Я55.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработка — ЦКБ «Титан»
Производство — ПО «Баррикады»

МОДИФИКАЦИИ
15В231 (для ПГРК 15П158 «Тополь» с 1989 года)
Агрегаты 15В148 и 15В231 внешне очень схожи между собой, отличие – в расположении ниши АКБ спецчасти:
• на агрегате 15В148 она расположена внутри дизельного отсека как раз под люками воздухозаборников. В результате чего при сильном морозе АКБ быстро
выходят из строя и их обслуживание и замена очень проблематичны (работать там может максимум один человек, поэтому очень часто АКБ ударяют и
замыкают клеммы, так как гаечный ключ всегда попадает на металлический уголок ниши);
• на агрегате 15В231 эта ниша АКБ спецчасти размещена в подкузовном отсеке, который расположен под дизельным отделением, для обогрева в отсеке
установлены НЭСТы, извлечение и установка АКБ проблем не вызывают.
15В231-01 (для ПГРК 15П165 ”Тополь-М”)
15В240
15В240М

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Конструкция агрегата и установленное на нём оборудование обеспечивает его эксплуатацию в любое время года и суток, при любых метрологических условиях (дождь, снег, град, туман) в интервале температуры окружающего воздуха от -50°С до +50°С, при скорости наземного ветра до 25 м/с и относительной влажности окружающего воздуха до 98% (при температуре +25 °С). В агрегате предусмотрены системы электроснабжения, управления, связи, микроклимата, отопления, вентиляции, водоснабжения, оповещения, кухонно-складского и бытового оборудования.
Агрегат 15В148 смонтирован на колесном шасси МАЗ-543М повышенной проходимости.
В состав агрегата входят:
• колесное шасси высокой проходимости;
• кузов, установленный на шасси;
• оборудование, смонтированное на шасси и в кузове.
Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков.
Кузов имеет индекс 7903. Кузова отсеков агрегата 15В148 представляют собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолирующего материала ММ-1 5011, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта марки НСВС, верхний слой из бакелизированной фанеры. Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.
Первый отсек – дизельный.
В дизельном отсеке размещены ДВА дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах первого отсека кузова имеются две одностворчатые двери и люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 м покрыта асбесто-гипсовым шнуром).
Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2 398 л для АД.
Второй отсек – основной.
Основной отсек внутри кузова разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. В боковых стенах второго отсека кузова имеется две наружные двери и семь окон. Отсек оборудован кондиционер, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.
Три отсека используются для размещения людей — два 4-х местных купе для отдыха личного состава и 2-х местное купе для отдыха НК и его помощника.
Имеется купе-столовая для приема пищи личным составом — одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудовано одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.
Задний боевой отсек оператора предназначен для размещения в нем дежурной смены, в нём расположен боевой пост оператора (для МОБД-1,2,3) и пост стрелка БПУ. В отсеке установлена оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), сейф и пирамида для оружия. На боевом отсеке смонтирована башенно-пулеметная установка (БПУ) 55Л140 «Луч». Так же на боевом отсеке рядом с БПУ смонтировано устройство подъёма-опускания антенны штыревой (АШ) длинной 2 м для радиостанции Р-173. В составе рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД-1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП. В МОБД-4 в отсеке оператора расположен пост начальника смены охраны и обороны. В случае несения БД в рассредоточенном порядке, оператор в МОБД 1,2,3 является и начальником смены охраны и обороны, в отсек выводится вся информация от системы охраны.
Средний отсек (тамбур) и задний отсек оператора соединены между собой коридором, который идёт по всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви. Из коридора имеются входы через внутренние сдвижные двери в купе и отсек оператора, из тамбура в столовую из столовой в кухню. Тамбур оборудован входной дверью.

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ

СОСТОЯНИЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Технические данные
Габаритные размеры:
— длина, мм 15700
— ширина, мм 3230
— высота, мм 4415
Масса полностью снаряженного агрегата с экипажем, кг 43500

Эксплуатация и ходовые характеристики
— база, мм 7700
— колея, мм 2375
— дорожный просвет, мм 400
— передний угол свеса, не менее, ° С 28
— задний угол свеса, не менее, ° С 21
— минимальный радиус поворота, м 13,5

Эксплуатационные данные
Максимальная скорость движения:
— по дороге с твердым покрытием, км/час 40
— по грунтовой дороге, км/час 25
— гарантийный пробег агрегата, км 18000
Запас хода на одной заправке, не менее, км 500
Емкость топливного бака системы электроснабжения, л 2398
Емкость баков системы водоснабжения, л 870
Напряжение питания электрооборудования:
— переменным трехфазным током, В 380/220
— постоянным током, В 20-30
Напряженность отдаваемая в сеть внешнего потребителя, до кВт 30

Подвижный командный пункт ракетного дивизиона РВСН России

В состав ПКП Рдн входит четыре агрегата: машина боевого управления (МБУ), машина связи (МС-2) и две машины обеспечения боевого дежурства (МОБД).

МБУ предназначена для организации и несения боевого дежурства расчетом командного пункта, непрерывного контроля параметров АПУ и ракет, подготовки и проведения пусков ракет. В агрегате на базе шасси МАЗ-543 расположена аппаратура боевого управления, аппаратура связи (приемники КВ, УКВ, ДВ, СДВ диапазонов и станция космической связи, служебный комплект аппаратуры связи для управления машиной связи на марше). Конструктивно в агрегате 5 отсеков: входной тамбур (размещен комплект ЗИП агрегата и аппаратуры связи), боевой отсек (непосредственное место несения БД, размещены приемники, пульты управления связи, пульт оператора и пульт командира), отсек спецсвязи (соответствующий комплект оборудования), аппаратный отсек (стойки аппаратуры боевого управления), агрегатный отсек (оборудование СЭС и систем жизнеобеспечения).

МС-2 предназначена для организации и несения боевого дежурства расчетом связи на марше или в полевом районе. Задача – непрерывный контроль за работоспособностью передающих устройств оборудования связи. Имеет свой собственный источник питания для обеспечения работоспособности передающих устройств на марше ( два 12 Кв дизельгенератора АДА-12). База – шасси МАЗ-543. Конструктивно имеет три отсека. Первый – аппаратный отсек (размещено оборудование связи и блок управления СЭС, системы жизнеобеспечения) второй – боевой (непосредственное место несения дежурства расчетом связи и размещение части передающего оборудования), третий – дизельный (размещается два дизельагрегата АДА-12).

МОБД предназначен для обеспечения потребителей электроэнергией на полевой позиции и в аварийной ситуации на БСП, кроме того является машиной обеспечения (подготовка и прием пищи, отдых личного состава свободного от БД) организации и несения караульной службы ( в составе Рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД — 1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП). База – шасси МАЗ-543. Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков. Первый отсек – дизельный (размещены 4 30КВ дизеля и блок управления дизелями в ручном режиме). Второй отсек – основной. Между первым и вторым отсеками расположены топливные баки с запасом топлива 4 тонны для АДА-30. Второй отсек включает: кухня (плита для приготовления пищи, отсеки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья), купе-столовая (для приема пищи личным составом, одновременно может принимать пищу 4 человека), два 4 –х местных купе для отдыха личного состава, двухместное купе для отдыха НК, боевой отсек (оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), башенно-пулеметная установка для пулеметчика охраны (пулемет НСВТ, прожектор, ИК прожектор, прибор ночного видения), сейф и пирамида для оружия). По всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой идет служебный коридор (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви.