Матрос Петр семенищев

Какими были матросы и русский флот во времена Ушакова

Благодаря фильмам Ромма «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» и школьным учебникам о нем знают все, многие даже могут назвать главные битвы, которые он выиграл. Остальной же истории послепетровского парусного флота повезло меньше. Полузабыта экспедиция Алексея Орлова в Средиземное море. Чесменское сражение вошло в учебники, но кампания продолжалась 5 лет, и о ней помнят только историки. Что говорить о морских сражениях русско-шведской войны 1788-1790 годов, когда на дно шли десятки судов, с обеих сторон гибли тысячи моряков — эти победы и поражения давно стерлись из народной памяти.

Стратегическое дерево

В XVIII веке морская служба не считалась престижной. На Руси не было давних морских традиций, шансов на близость ко двору, быструю карьеру и «случай» флот не давал, люди с состоянием и связями для своих сыновей выбирали гвардию. У отца Федора Ушакова, отставного сержанта Преображенского полка, не имелось ни того ни другого, и его сын окончил Морской кадетский корпус. Становой хребет российского императорского флота составляли такие же, как он, бедные, словно церковные мыши, дворяне. Такие люди давали начало династиям морских офицеров, они были намного крепче своих кораблей.

С кораблями в российском императорском флоте дела обстояли не так хорошо: не было подходящих материалов, подводили климат и кронштадтская вода.

Службу свою Ушаков начинал и закончил на Балтике, но славу стяжало ему Черное море. Фото: РИА Новости

Боевые корабли строили из 100-200-летнего дуба, а на Руси дубовых лесов немного. Отсюда и петровский указ о гробах, которые запрещалось делать из дуба — царь экономил стратегический материал. В распоряжении кораблестроителей времен Ушакова были сильно уступавшие дубу архангельская лиственница и сосна. Из последней по большей части и строили русские военные корабли. Толстая броня дубовых бортов линейных кораблей достигала 60 сантиметров в толщину и отлично защищала от ядер. Сосна же мягкое дерево, от нее такого ждать не приходилось. И, что было гораздо хуже, построенные из сосны корабли быстро гнили. Средний срок службы русского линейного корабля составлял 7 лет, а британский «Владыка морей» был на плаву 58.

Балтийский флот базировался в Кронштадте, вода в его гавани недостаточно соленая, поэтому в корабельном дереве быстро заводились вредители. Корабли разрушали и долгие зимы с морозом, льдом и снегом и последующие оттепели. Русский флот XVIII века был конвейером по строительству и списанию судов — каждый год в строй вводилось один-два новых линкора и столько же отправлялось на дрова. В списочном составе флота находилось много условно боеспособных, требующих постоянного ремонта линкоров и фрегатов. Когда после победы над Наполеоном испанский король попросил Александра II продать ему несколько боевых кораблей для войны с восставшими колониями, возникла неловкая ситуация. Выглядели те отлично, за них было заплачено сполна, но в теплых водах Атлантики древоточцы стремительно разрушали корабельную древесину. Суда пришлось заменить.

86 литров пива в месяц

У России был превосходный мачтовый лес, лучшие в мире пенька и пакля, отличный лен, стратегические товары для кораблестроения, которые охотно покупали во всем мире. Но при этом Российская империя практически не имела собственного торгового флота. И это делало затруднительным существование военного: во всем мире кадровым резервом для него были матросы с торговых кораблей.

Русский военный матрос служил 25 лет, за это время он успевал сродниться с морем и кораблем.

Морские соперники России — шведы, нашли свои рецепты сохранения кораблей: после кампании те разоружались и хранились в специальных сухих доках, их суда служили десятилетиями. А на матросах в Швеции экономили — от десятилетия к десятилетию из рационов шведских военных моряков исчезала белковая пища, следствием этого были корабельные эпидемии. Русские же матросы исправно получали свои 4 килограмма говядины и свинины в месяц, полтора килограмма рыбы, около 30 килограммов круп, 18,5 килограмма сухарей, 2,5 килограмма сливочного масла, 86 литров пива и 2 литра водки.

Что оставил Ушаков

Ушаков начинал и закончил свою службу на Балтийском флоте, но славу он завоевал на Черноморском и по праву считается одним из его главных создателей. Он строил Севастополь, при нем закладывались основы взаимоотношений матросов и офицеров, особый севастопольский моральный кодекс, ярко проявившийся в Крымскую войну.

Армейских офицеров, привыкших к палочной муштре, поражало то, как свободно матросы разговаривали со своими командирами. У офицеров-черноморцев были разные характеры, но в целом в подчиненном здесь видели человека, и это стало основой высокой боеспособности флота. Дубовые корабли оставались редкостью и здесь, а вот люди, по старой английской морской пословице, были вытесаны из дуба.

Громкие победы одерживали и другие, нынче забытые адмиралы екатерининского времени, к примеру, победивший в Красногорском сражении и спасший Петербург адмирал Круз. Но то, что сделал Ушаков, стало основой отечественной военно-морской традиции — 275 лет назад та еще была в колыбели.

Кстати

Парусники нашего времени

Сейчас под российским флагом ходят несколько парусных судов. Это и «Крузенштерн» с «Седовым», барки с металлическими корпусами, построенные в двадцатые годы прошлого века в Германии, трофеи Второй мировой. И «Мир», «Паллада» и «Надежда», учебные парусники, в конце восьмидесятых сошедшие со стапелей польской верфи в Гданьске. И полноразмерные копии судов эпохи Петра I: фрегат «Штандарт» ходит с 1999-го, линейный корабль «Полтава» был спущен на воду в мае 2018 года.

Но самый интересный отечественный парусный корабль — шхуна «Надежда», в прошлом «Морской дьявол», яхта знаменитого «корсара кайзера» графа Феликса фон Люкнера, совершившего на ней кругосветное путешествие. В Первую мировую он командовал парусным рейдером, во времена Гитлера был в немилости, а перед гибелью Третьего рейха сдал союзникам город Галле.

В СССР «Надежда» попала как личный трофей одного из адмиралов, а затем была передана Нахимовскому училищу.

Фото: AP

Флот Петра I: условия жизни матросов

Князьков, Российская империя, Цитаты и извлечения для рефератов, ЯАвторы Флот

С. Князьков

Матросам на кораблях петровских времен жилось очень неважно. Помещались они обыкновенно в трюме среди бочек с водою. Эти бочки от качки часто давали течь; вода, вытекая из них, образовывала, смешиваясь с песчаным балластом, грязь, превращая трюм в какое-то болото. Рогожные кули, в которых хранился провиант, загнивали и распространяли ужасный запах; огромные корабельные крысы, случалось, кидались на людей и ча­сто кусали сонных; провизию составляли дурно пропе­ченные сухари и солонина, часто уже испорченной до­ставленная на судно; в случаях долгого плавания эта участь постигала и свежую солонину, сухари покрыва­лись противной зеленой плесенью, становились горьки­ми и затхлыми, портилась и вода в бочках, принимая вид и цвет жидкого кваса, а вкус и запах тухлых яиц; каменный или песчаный балласт, занимая много места, не позволял погрузить достаточно воды и провианта, и при долговременных плаваниях часто случалось, что про­визии не хватало и матросам приходилось довольство­ваться уменьшенными порциями.

Больных и умерших было поэтому во флоте всегда очень много. Случалось, что всю эскадру охватывала ка­кая-нибудь острая желудочная эпидемия и экипажи при­ходилось, для освежения кораблей, свозить на берег. Ан­гличанин Поддон, один из лучших адмиралов Петра, от­носившийся к матросам оче

нь хорошо и человеколюби­во, утверждал, что русский флот, вследствие дурного продовольствия, терял людей вдвое более любого ино­странного флота. В 1716 г. Девиер писал из Копенгагена так: «Здесь мы нажили такую славу, что в тысячу лет не угаснет. Сенявинской команды умерло здесь близко 150 человек, и из них много бросали в воду в канал, а ныне уже человек 12, которых принесло к дворам… и я, увидев то, хотя и не из моей команды, однако ж, велел вытаскивать из воды и хоронить, а народ здешний о том жалуется, и министры некоторые мне говорили и хотели послать к королю». В 1717 г. у Поддона рекрутам было доставлено такое продовольствие, что многие за­болевали, шли в госпиталь, но и там от худого смотрения и содержания умирали; другой раз, тоже благодаря гни­лому продовольствию, у него из 500 рекрут осталось в течение одного месяца всего 278, да и те, «почитай, по­мерли с голоду… и обретаются в таком бедном состоя­нии от лишения одежды, что, опасаюся, вскоре помрут. Морские служители и по се число, 11 октября, содержатся на кораблях и ночуют, которым зело студено ныне». «Ваше сиятельство, — писал Поддон Апракси­ну, — неведомы есть о половине бедностей людских здесь. Боже, помоги им!»

Но все эти недостатки, злоупотребления, вольные и невольные прорехи, покрывала могучая воля одного че­ловека, которому море было родной стихией, а морская служба — любимое дело. Корабли петровских времен не стояли праздно в портах и выходили в море вместе со льдом, часто прорубаясь в нем, и только окончатель­ное замерзание моря глухой осенью загоняло петров­ский флот в гавани. Благодаря такой школе, вырабаты­вались хорошие моряки, и число крушений, например, было сравнительно очень невелико, несмотря на долгие и поздние плавания; победы над шведскими судами при столкновениях свидетельствуют также, что, несмотря на внутренние недостатки и тяжесть существования на ко­раблях, офицеры и матросы были одушевлены тем де­лом, которое делали, и делали его так, что адмирал Петр Михайлов был ими доволен.

Очерки из истории Петра Великого и его вре­мени. М., 1909. С. 138-140.

Флот Петра Великого. Художник Е.Е. Лансере

Забытые имена. Матрос Петр Семенищев.

В годы Первой Мировой войны ярким образом отважного русского моряка стал Петр Семенищев, о славных подвигах которого сообщали российские газеты осенью 1915 г.
Простой русский крестьянин Вятской губернии Российской империи Петр Семенищев был призван для прохождения военно-морской службы на Балтийском флоте и получил там специальность матроса-электрика. В годы Первой мировой войны он служил в Морском полку особого назначения, который использовался преимущественно на сухопутном театре военных действий. Вместе со своим полком Петр в декабре 1914 г. оказался в польском городе Сандомире на реке Висле, незадолго до этого занятом русскими войсками. Там из состава полка была сформирована специальная команда, которой командование поставило задачу разминировать фарватер Вислы, перекрытый австрийскими минными заграждениями. Участвовал в этом деле и матрос Семенищев.
В ходе работ по разминированию одна из австрийских мин неожиданно сорвалась с якоря и поплыла по течению. Возникла реальная угроза взрыву моста через реку. Понимая серьезность ситуации, матрос Семенищев немедленно бросился в ледяную воду, вплавь настиг увлекаемую течением «рогатую» мину и отбуксировал ее к берегу, рискуя в любой миг быть разорванным в клочья при детонации заряда. У берега мина была перехвачена товарищами героя и вскоре уничтожена путем подрыва. За этот подвиг Петр Семенищев был награжден Георгиевским крестом IV степени.
Как показало время, холодная вода Вислы не остудила боевой пыл отважного матроса-балтийца. Следующим эпизодом его боевой биографии стала победа в невероятном рукопашном бою против австрийских солдат. 16 июля 1915 г. на линии фронта в передовом окопе, перед которыми минерами Морского полка ставились фугасы, Петр увидел австрийских разведчиков, подбиравшихся к русским позициям. Матрос Семенищев, вооруженный только винтовкой с 5 патронами в магазине и без штыка, в одиночку принял бой с 8 неприятельскими солдатами. В жаркой схватке Семенищев убил двух врагов и обратил в бегство всех остальных, сам при этом получил семь штыковых ран и два удара прикладом по голове.
Чтобы спасти жизнь и здоровье героя, командование отправило его на излечение в один из московских госпиталей. Уже через месяц матрос вернулся в расположение своего полка и доложил командиру о своей готовности к продолжению службы.
К тому времени известия о подвигах балтийца достигли императорского дворца. Матрос Петр Семенищев был приглашен на аудиенцию к царю. Николай II с интересом побеседовал с героем и собственноручно наградил его Георгиевским крестом II степени. 6 сентября 1915 г. о доблестной службе Семенищева во славу Отечества сообщила газета «Кронштадтский Вестник», официальное издание главной базы Балтийского флота.
Дальнейшая судьба русского героя, к сожалению, неизвестна. Фото также отсутствует.
Памятник героям Первой Мировой войны

Матрос Петр Семенищев https://everything.kz/article/33837693-matros-petr-semenishchev

Герои первой мировой

Было время, когда все герои первой мировой были известны Российской империи. Знали об их героических поступках. Однако сегодня многие имена этих великих воинов были забыты.

Казак Козьма Крючков

Из всех героических русских солдат и матросов в Первой мировой войне казак Козьма Крючков является самым легендарным.

В августе 1914 года группа из четырех казачьих наездников, включая Крючкова, наткнулась на немецкую кавалерийскую часть, состоящую из 27 человек. Не боясь неравного боя, казаки разгромили врага, убив 24 человека и заставив остальных отступить.

Крючков осмелился встретиться лицом к лицу с группой немцев, и убил 11 человек, но сам получил 16 колотых ран. Все слышали о его героическом поступке, в том числе и враги. Отныне немецким и австрийским солдатам было приказано расстреливать всех казаков, а не брать их в плен.

Казак Филипп Приданников

Другой казак, Филипп Приданников, заработал бессмертие в начале войны, когда русская армия успешно победила австрийцев в Галиции. В гуще битвы под ним был убит казачий конь, а его вес раздавил его ногу.

Окруженный врагом, Приданников смело отбивался копьем и сумел убить трех австрийцев. Взяв свое оружие еще раз, он убил еще троих. Позже он потерял сознание, но его спасли его люди и отвезли в больницу, где его ждала награда.

Герои первой мировой

Матрос Петр Семенищев

Когда русский флот убирал австрийские мины из реки Вислы зимой 1915 года, одна мина выскочила из рук матроса и поплыла вниз по течению, угрожая уничтожить другие корабли и даже мост на своём пути.

Не долго думая, моряк Петр Семенищев нырнул в ледяную воду и вытащил мину на берег, несмотря на риск быть разорванным на куски в любой момент.

Однако смелость моряка на этом не остановилась. Позже он сражался с восемью австрийскими офицерами и убил двух из них, заставив остальных отступить. Он получил семь ранений штыком, но всё же сумел выжить.

Пилот Петр Нестеров

Говорят, что он первый российский пилот который совершил сложный акробатический манёвр, известный как «Петля Нестерова».

Нестеров был также первым пилотом, достаточно смелым, чтобы осуществить воздушный таран в бою. Австрийский самолёт пролетал над российским аэродромом, планируя его бомбить.

Нестеров среагировал незамедлительно, взлетел на легком самолёте и направился в сторону австрийского самолёта. Российский пилот не выполнял задачу самоубийства он планировал пролететь над вражеским самолётом и уничтожить его с помощью шасси своего самолёта. Однако удар пришёлся по центру австрийского самолёта и они разбились.

Подвиг казака Лавина

В одиночку патрулируя район Люблина, казак Лавин наткнулся на группу австрийцев. Вместо стрельбы он подкрался к врагу, громко закричал. Австрийцы, которые полагали, что они были окружены в засаде, бросили оружие и сдались. Лавин сопроводил противника в русский лагерь в одиночку. Один казак в одиночку захватил 19 австрийцев, трое из которых были офицерами.

Медсестра Римма Иванова

Во время первой мировой герои на поле битвы были не только мужчинами. Одной медсестре удалось спасти 600 раненых офицеров и солдат с поля боя, а также выступить в роли настоящего командира.

В 1915 году во время боя у села Доброслава в Беларуси медсестра Римма Иванова заметила, что два офицера из её эскадрильи были убиты, и солдаты начали отступать.

Иванова собрала оставшиеся войска и возглавила атаку. Несмотря на то, что солдатам удалось занять вражескую позицию, Римма умерла от смертельной раны.

Воинские звания на флоте по возрастанию | Полный список

Звания на флоте: от матроса до адмирала по возрастанию

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному — это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично — старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте, по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга, или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга, или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте, постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.