Малый артиллерийский корабль

Малые артиллерийские корабли «Буян» – каспийские воины

Попытки построить современный военный флот в России предпринимали и до Петра I. Но о выходе в открытые моря и «окне в Европу» речи тогда не шло. Корабли должны были служить на Каспийском море, защищая торговые пути. Впоследствии, после проникновения Британский Империи в Персию и обнаружения на Каспии нефти, роль его небольшой флотилии только усилилась.

А на рубеже 20 и 21 веков боевые корабли на Каспийском море стали необходимы России, как средство обеспечения интересов государства. Сейчас в неё входят в основном катера. А представителями более крупной весовой категории являются малые артиллерийские корабли проекта 21630.

История создания

К 2000 годам назрела необходимость оснащения Каспийской флотилии новыми, современными «канонерками». В рамках проекта 21630, получившего также шифр «Буян», необходимо было создать корабли с высокой мореходностью, но при этом способные самостоятельно осуществлять переходы по Волге. При этом новый МАК (на том этапе считавшийся катером) должен был обладать пониженной радиолокационной заметностью.

Разработкой занялось конструкторское бюро Зеленодольского завода. К концу 2002 года был готов эскизный проект, включавший в себя, кстати, усиленное вооружение. Заказчик согласился с такими изменениями, но и сам потребовал изменить силовую установку и проработать вариант с водомётным движителем.

Летом 2004 года технический проект был утверждён, а на петербургском заводе «Алмаз» стали готовиться к постройке.

В это же время «Буян» «повысили в звании» из катера в корабль 3 ранга. Первый МАК проекта 21630 «Буян», получивший имя «Астрахань», спустили на воду осенью 2005 года, а уже в 2006 году он вышел на испытания.

Конструкция и вооружение

Малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Буян» построен по технологии «стелс», что выразилось в наличии больших фальшбортов, низких надстроек с плоскими поверхностями. Двери, люки и трапы скрыли внутри надстроек, а количество иллюминаторов вообще свели к миниумуму.

Силовая установка – два 4-хтактных дизеля М507Д. Каждый из них представляет собой 2 звездообразных отсека, включающих по 56 цилиндров, соединённых главной передачей. Согласно одним источникам, каждый дизель развивает мощность в 8000 л.с, другие называют цифру в 10000 сил. Моторы приводят в действия 2 водомётных движителя – до этого подобное решение в советском и российском ВМФ не применялось.

Главный калибр «Буяна» – 100 мм универсальное орудие, размещённое в башне, также выполненной по технологии «стелс». Артустановка А190 ведёт огонь по наземным и морским целям осколочно-фугасными снарядами, а зенитную стрельбу – снарядами с радиовзрывателем.

За минуту орудие может произвести до 80 выстрелов.

Два зенитных автомата АК-306, вооружённые 30 мм шестиствольными пушками АО-18, являются модификацией известной артустановки АК-630, которую пришлось облегчить для возможности размещения на малых кораблях. В частности, блок стволов у пушки вращается не встроенным газовым двигателем, а внешним электроприводом.

«Ракетная артиллерия» на «современных канонерках» представлена морской модификацией РСЗО «Град», включающей в себя 40 направляющих для запуска 122 мм реактивных снарядов. Артиллерийским огнём управляет система «Ласка», включающая в себя радар для сопровождения цели, лазерный дальномер и тепловизор. В качестве системы общего обнаружения используется радар 5П-26М, для навигации используется станция МР-231.

Зенитное вооружение «Буяна» представлено не только артиллерией. На нём установлен автоматизированный комплекс «Гибка», укомплектованный модулями «Стрелец» для запуска зенитных ракет «Игла». Кроме этого, корабль оснащён системой активной защиты ПК-10, выставляющей тепловые ловушки и дипольные отражатели. Наконец, на МАКе имеются тумбовые установки для 14,5 мм пулемётов КПВ.

История службы

Первый корабль проекта – «Астрахань» – вошёл в строй осенью 2006 года, спустя менее 3 лет после закладки. А вот следующий за ним МАК – «Волгодонск» – хотя и был заложен уже в начале 2005 года, на стапеле задержался. Только в 2011 году его удалось спустить на воду и передать флотилии. Третий «Буян», получивший имя «Махачкала», всё-таки «выполнил» обещание заводского руководства «сдавать по кораблю в год» – но уже в 2012 году.

И на этом постройку МАК проекта 21630 прекратили.

Произошло это, очевидно, не потому, что «Буян» оказался плох. Просто командование флота продолжало требовать доработок проекта по новым и новым замечаниям. В итоге количество изменений в техзадании перевалило за ту отметку, когда проще было начать новый проект. Преемником стал малый ракетный корабль проекта 21631, сохранивший шифр «Буян-М». Ну а 3 «Буяна», построенные по первоначальному замыслу, продолжают нести службу в Каспийской флотилии.

Была также разработана экспортная модификация, получившая шифр «Торнадо». От базовой её отличала возможность установки различного вооружения и радиоэлектроники. Интерес к «Торнадо» проявил только Казахстан, собиравшийся приобресть 6 единиц для своего каспийского флота. Однако спустя 10 лет корабли поставлены не были, а заказ больше не упоминался.

Технические характеристики

Малые артиллерийские корабли проекта 21630 «Буян» по зарубежной классификации считаются корветами. В то же время по водоизмещению они заметно уступают возможным аналогам. Возьмём для сравнения американский прибрежный корабль типа «Фридом».

Проект 21630 Freedom-class LCS
Длина, м 61,8 115
Осадка, м 2,1 3,9
Водоизмещение, т 508 3500
Скорость, узлов 26 47
Дальность, миль 1500 3500
Вооружение 100 мм АУ, 2х30 мм ЗАК, 1х40 ПУ РСЗО, 1х6 ПУ ЗРК 57 мм АУ, 2х30 мм АУ, 21 ПУ ЗРК
Экипаж 48 50

Уникальность «Буянов» во многом была предопределена их местом службы. Каспийское море – само по себе уникальный водоём. И задачи, стоящие перед местной флотилией, отличаются от стоящих перед флотами открытого моря.

Большинству же стран нужны либо речные патрульные катера – либо полноценные морские корветы. При этом нельзя не отметить, что конструкторам МАК проекта 21630 удалось обеспечить его значительной артиллерийской огневой мощью, позволяющей даже прикрывать десанты.

Хотя артиллерийские корабли «Буян» были построены малой серией, а их экспортным вариантом до сих пор почти не интересовались – МАК можно считать удачей конструкторов.

В пользу этого говорит то, что построенные по модернизированному проекту МРК «Буян-М» несут службу не только на Каспии, но и на Балтике, и на Чёрном море. При этом даже каспийские МРК оказались способны наносить ракетные удары по Сирии. Такой результат был бы невозможен, если бы изначальный проект был неудачен.

Обширные внутренние акватории России являются одним из элементов стратегического военного планирования, требующего создания прочной и устойчивой обороны. Главным инструментом обороноспособности страны на обширных внутренних акваториях были речные военные флотилии. Первые подобные формирования были созданы еще в годы Гражданской войны. Вслед за речными флотилиями, обеспечивающими защиту рубежей на крупных реках, молодое советское государство создало военную флотилию на Каспии. Этот внутреннее море по величине и водно-климатическому режиму мало в чем уступало открытым морям, а протяженная береговая линия вынуждала Советскую Россию иметь на этом морском театре крупные соединения боевых судов.

В те далекие годы главной силой Каспийской военной флотилии были вооруженные пароходы, канонерские лодки и катера. Чуть позже для этих целей стали строить бронекатера и речные мониторы. Обладая мощной артиллерией эти корабли сумели доказать в свою эффективность и боеспособность, став первыми специализированными артиллерийскими боевыми судами. В новом тысячелетии славные боевые традиции первых кораблей Каспийской военной флотилии продолжают малые артиллерийские корабли проекта 21630. Эти боевые суда обладают тактико-техническими характеристиками, которые совершенно меняют традиционное представление о подобных кораблях. Суда строились с расчетом на пополнение Каспийской военной флотилии. Каспий, после распада Советского Союза перестал быть для России закрытым море, поэтому для обеспечения южных рубежей требовалось иметь на этом морском театре внушительную военно-морскую силу.

Как появились малые артиллерийские корабли нового поколения

Идея строить для крупных речных магистралей и для крупных озер новые боевые корабли, способные решать самые разные оперативно-тактические задачи, не нова. В современных условиях Российский Военно-Морской Флот вынужден думать об обеспечении защиты водных путей в прибрежной морской зоне. Каспийское море, являясь самым крупным закрытым морем на планете, играет огромную роль в оборонной стратегии Российской Федерации. На этом морском театре Россия граничит сразу с четырьмя государствами, каждое из которых обладает своими боевыми судами. Причина такого повышенного внимания к этому региону чисто экономическая. Здесь сосредоточены огромные запасы нефти и газа, ведется активный рыбный промысел. Все это вынуждает Россию иметь на Каспии крупные военные соединения, включающие военные суда, части морской пехоты и авиации.

Созданная в 1931 году Каспийская военная флотилия представляла собой довольно внушительную силу. В ее составе сначала были бронекатера и канонерские лодки. Позже, уже в послевоенное время, основное боевое ядро флотилии составляли артиллерийские катера типа «Шмель» и «Гриф». В 80-е годы состав соединения боевых кораблей на Каспии пополнился ракетными катерами проекта 12411. С окончанием советского периода остро встал вопрос о повышении боеспособности военно-морских сил России в этом регионе. Выбор пал на военные малые артиллерийские корабли, суда класса «река-море», которые по своим размерам и габаритам могут быть построены на судостроительных предприятиях Нижнего Новгорода и Татарстана.

Малые артиллерийские корабли или МАК проекта 21630 представляют собой универсальные боевые суда, способные одновременно выполнять боевые задачи, как на крупных реках, так и в прибрежной морской зоне. Такой класс судов был разработан в Советском Союзе еще в середине 60-х годов, позволив быстро организовать речное судоходство на крупных водных магистралях. Корабли имели достаточно хорошую мореходность и осадку, позволяющие ходить речными путями, пользоваться системами речных каналов и выходить в открытое море. Конструкторы военных судов решили использовать этот опыт для постройки военных кораблей подобного класса, для которых основным местом дислокации станет Волжский речной бассейн и Каспийское море.

Новые корабли должны будут решать следующий круг задач:

  • обеспечение бесперебойного речного и морского судоходства в указанных районах, контроль водного пространства крупных рек, озер и прибрежной экономической зоны;
  • ведение патрулирования указанных акваторий;
  • содействие сухопутным войскам при проведении десантных операций и огневое прикрытие войск на флангах;
  • участие в десантных мероприятиях, подавление возможных очагов сопротивления на море и на суше.

Подобные цели и задачи были положены в основу проекта корабля, который должен был стать универсальным и современным боевым судном. Благодаря реализации этого проекта, Россия получала возможность в течение короткого промежутка времени существенно нарастить свою военно-морскую группировку на Каспии. Российские военные корабли с водоизмещением до 500 тонн, обладающие мощным ракетно-пушечным вооружением, должны были стать хозяевами на этом морском театре.

Задачу по созданию кораблей нового класса поручили Зеленодольскому конструкторскому бюро, находящемуся в городе Зеленодольск, республика Татарстан. В основу проекта легли многолетний опыт в проектировании малых боевых судов, многолетние гидрологические наблюдения за акваторией Каспийского моря и Волжской речной системы. Военные моряки предъявили к конструкторам кораблей целый ряд требований, среди которых особо стоит отметить следующие:

  • новые военные корабли должны обладать хорошей мореходность, быть способными выдерживать волнение на море силой до 5-6 балов;
  • обязательно наличие малой осадки, позволяющей кораблям без проблем ходить по Волге в ее нижнем и в среднем течении;
  • корабли должны иметь увеличенную автономность и большую дальность хода;
  • вооружение кораблей должно отвечать современным требованиям ведения морской войны.

Работа над проектом началась в середине 90-х годов, когда флотское хозяйство России переживало острый экономический кризис. Флоту срочно требовались новые суда, поэтому работы над проектом велись в ускоренном режиме. Спустя несколько лет на столе в Главном Военно-Морском Штабе лежал готовый проект малого артиллерийского корабля проекта 21630 типа «Буян». С военно-технической точки зрения, новое судно больше напоминало корвет, поэтому неудивительно, что в западной классификации новые российские корабли были сразу причислены к классу корветов, получив шифр «Buyan class corvette».

Строительство МАК типа «Буян»

Несмотря на то, что проектирование кораблей проекта 21630 осуществлялось в Зеленодольске, строительство первенца было доверено более опытным судостроителям, Петербургской судоверфи «Алмаз». В самом конце января 2004 года на этой верфи состоялась закладка головного корабля проекта, получившего название «Астрахань» в честь главной базы Каспийской военной флотилии.

Следует отметить что, несмотря на свои небольшие размеры, судно строилось достаточно долго, более 1,5 лет. Только в октябре 2005 года первый малый артиллерийский корабль типа «Буян» был спущен на воду. За это время были заложены серийные суда, в феврале 2005 года осуществлена закладка первого серийного корабля проекта 21630 «Каспийск», получившего впоследствие название «Волгодонск». На следующий год заложили второй корабль серии «Махачкалу». Последующее строительство кораблей нового проекта планировалось осуществлять на Петербургской верфи. Всего до 2016 года предполагалось сдать флоту 10 однотипных судов, из которых пять единиц должны были уйти на Каспий.

От первоначальных планов строительства новых кораблей пришлось отказаться. Серию сократили до 7 единиц. К тому же строительство первого и второго серийного корабля затянулось. Причиной такой длительной задержки стала проблема с выбором вооружения для судов этого класса. Головной корабль по системе речных каналов был переведен из Петербурга на Волгу. С сентября 2006 года корабль с бортовым номером 017 был зачислен в состав Каспийской военной флотилии. Именно он стал опытным стендом для испытания новых средств вооружений, которыми планировалось в дальнейшем оснастить серийные образцы. Головной акцент делался на совершенство зенитно-ракетного комплекса «Гибка», которыми планировалось оснастить боевые корабли. В высоких кабинетах рассматривалась идея установить на корабли более мощное ракетное вооружение, способное решать более глубокие тактические и стратегические задачи.

Первые серийные корабли «Волгодонск» и «Махачкала» были спущены на воду в декабре-апреле 2011-12 гг. В этот же период оба корабля под бортовыми номерами 018 и 020 вошли в состав Каспийской военной флотилии, составив вместе с головной «Астраханью» основное боевое ядро соединения.

Основные конструктивные особенности

Главная особенность конструкции боевых МАК типа «Буян» заключается в том, что все основные комплектующие, узлы и агрегаты, бортовое оборудование кораблей отечественного производства. В процессе производства многие детали корпуса и надстройки были унифицированы, что позволило в дальнейшем быстро развернуть серийное производство уже следующей модификации судов этого класса типа «Буян-М».

На базе кораблей первой серии проекта, были разработаны более мощные боевые суда. Следующая модификация малых артиллерийских кораблей создавалась на основе доработанного проекта 21631 и получила шифр «Буян-М». Это были корабли уже большего водоизмещения, 950 тонн в сравнении с предыдущими 500 тоннами. Изменилось и вооружение кораблей. Основным ударным компонентом на кораблях стали пусковые установки шахтного типа для пуска крылатых ракет «Калибр». На судне предполагалось установить 8 пусковых установок. Появление этого оружия, позволило начать строительство улучшенной версии Буянов. Новые корабли были уже не просто плавучими артиллерийскими платформами с ограниченными тактическими возможностями. Современные российские корветы становились весомым элементом стратегического планирования. Вооруженные крылатыми ракетами российские суда могли из акватории Каспийского моря наносить удары в глубину сопредельных территорий на расстояние до 1000-1500 км.

Подтверждением высокой боевой мощи российских ракетных кораблей типа «Буян-М» стали боевые пуски крылатых ракет в октябре 2015 года по позициям исламских террористов на территории Сирии. Пуски осуществлялись из районов в акватории Каспийского моря, находящихся от целей на расстоянии 1800 км.

Корабли имели конструкцию, которая позволяла обеспечить проведение ремонтных работ в местах постоянного базирования судов, в Астрахани и в Махачкале. Как и в большинстве случаев, проекты 21630 и 21631 имеют экспортный вариант — проект 21632 под шифром «Торнадо». В отличие от отечественных судов, корабли, строившиеся на экспорт, рассчитаны под установку других видов вооружений.

На сегодняшний день серийное строительство кораблей этого проекта приостановлено ввиду недостаточной мощности имеющегося вооружения. В современных условиях боевой корабль, должен иметь более мощное и универсальное оружие, способное наносить удары по любым целям, как на море, так и на суше. Корабли проекта 21631 «Буян-М», оснащенные «Калибрами» куда предпочтительнее. Россия в этом плане сумела стать признанным лидером, спроектировав и построив корабли небольшого водоизмещения с вооружением ракетного эсминца. Дальнейшая судьба малых артиллерийских кораблей стоит под вопросом, даже несмотря на то, что сохраняется потребность в таких кораблях для действия на крупных реках. Рассматривается вариант перевооружения имеющихся в строю трех кораблей проекта ударными противокорабельными комплексами «Уран», подобными тем, которыми оснащаются корабли экспортной постройки.

Авиационно-артиллерийский корабль. Пара вариантов.

Выбор редакции СЕЖ 18.03.2020 744 10 19 в Избранноев Избранномиз Избранного 9

Авиационно-артиллерийский корабль. Пара вариантов.

По идее статья малость запоздала – многое уже сказано в других подобных альтернативах. Но, надо же закончить цикл.

***

Во второй половине 30-х годов в военно-морских кругах возникла полемика о целесообразности создания некоего гибрида крупного артиллерийского корабля и авианосца. К этому моменту, чистые авианосцы были еще недостаточно сильны, а вот нормальным линкорам уже чего-то не хватало. Поэтому и напрашивалась идея объединить линкор и авианосец, и получить хороший корабль.

Артиллерийский корабль (линкор, крейсер) — топит врага пушками, силен в ближнем бою, слаб (хотя и имеет самолет разведки) в обнаружении противника, не имеет надежной защиты с воздуха, не восприимчив к погоде (может вести бой в условиях существенной качки).

Авианосный корабль (авианосец, гидроавианосец) обнаруживает противника на большой дистанции, топит врага с помощью самолетов, может как защищать себя, так и соединение от воздушных атак, превосходный разведчик, слаб в ближнем бою, сильно восприимчив к погоде (при сильном волнении не может принимать/выпускать самолеты).

В общем у каждого типа корабля свои плюсы и свои минусы, вот и хочется сделать нечто среднее – что бы избавиться от всех минусов обоих типов, зато оставить только плюсы. Что было так:

Авиационно-артиллерийский корабль (ААК) обнаруживает противника на большой дистанции, может защитить себя и соединение от атак вражеской авиации, силен в ближнем бою, и не восприимчив к погоде (его артиллерийская часть).

***

Примечание: не восприимчивость к погоде в разумных пределах. В ураган или шторм воевать вряд ли кто будет, а вот вести артиллерийский огонь в тот момент, когда авианосец не может запустить самолеты – пожалуйста.

***

Итак, авиационно-артиллерийский корабль (линкор-авианосец, гибрид)

Плюсы —

— может обнаружить врага авиацией (разведка);

— имеет собственный зонтик ПВО (да и собственный садок ПЛО);

— может одновременно атаковать врага авиацией и пушками (зенитные расчеты в случае артиллерийского боя сидят под броней т.е. в ситуации атака авиации + артиллерийский бой, либо придется потерять все расчеты от осколков снарядов или сберечь расчеты, но получить бомбовые / торпедные попадания)

— силен в ближнем бою.

В общем,

если противник крейсер / линкор, то начинаем артиллерийский бой, а тем временем наша авиация помогает нам торпедами и бомбами (ведь уклоняться от торпед и бомб сложнее если ведешь артиллерийскую стрельбу);

если противник авианосец, то защищаемся от его атак собственным ПВО, сами сближаемся на дистанцию стрельбы… ну а дальше, как говорится дело техники (в данном случае снарядов). Или же – придется проводить тактическое отступление, в этом случае наша авиация позволит его осуществить.

Минусы:

  1. Авианесущему кораблю нужна длинна авианосная палуба. Точнее авианесущему кораблю нужна длинная ЦЕЛАЯ авианосная палуба. Собственно, самому кораблю длинная целая палуба, на которую может сесть самолет не так уж и нужна, он прекрасно обходиться и без нее. Но вот у самолетов, которые хотят взлететь или приземлиться на корабль есть иное виденье проблемы (в смысле им только целую палубу подавай — такие они привереды).
  2. Авиационное топливо (бензин) в случае артиллерийского боя с другим артиллерийским кораблем, легко может стать причиной красочного фаер-шоу с потрясающими спецэффектами.
  3. Авианесущий линкор получал: или слабое артиллерийское вооружение и сильную авиагруппу, или сильное вооружение и слабую авиагруппу. И неизбежно вставал вопрос – может что-то усилить одно? Так как решение «золотая середина» между различными параметрами, обещало быть поистине золотым. Сама авиагруппа получается или небольшой (разместить негде) или слабовооруженной (негде разместить вооружение самолетов)

В общем получается, что авианосный корабль начать то бой может, но должен как можно меньше попадать под вражеские снаряды, иначе эти снаряды попадут

— в палубу, и тогда наша авиация не сможет взлететь или того хуже сесть

— в ангар, где самолеты, бочки с бензином, боеприпасы к самолетам.

В результате, гибрид уступает артиллерийскому кораблю в стойкости. Если линкор может легко и безболезненно переносить мощные удары (да может хватить и одного попадания), авианосец крайне редко подвергается артиллерийскому обстрелу, то авианосец-линкор, как единый корабль, получается хрупким: защитить длинную палубу так что бы потом на нее спокойно садились самолеты, невероятно сложно.

С одной стороны минусы перевешивали плюсы, а с другой стороны особого желания работать над гибридом не было. США, Великобритания, Япония и Франция спокойно строили полноценные авианосцы (и полноценные линкоры). Другие страны, технически имеющие возможность строить как авианосец, так и гибрид-авианосец, этого не делали так как недооценивали авианосцы (Италия, Германия, СССР).

Тем не менее, авиационно-артиллерийские корабли, т.е. сочетающие в себе качества авианосца и артиллерийского корабля, во ВМВ все же были.

В первую очередь, это шведский гидрокрейсер «Готланд».

Вот только участие в боевых действиях данный корабль потомков суровых викингов не принимал, и судить о его эффективности нет возможности.

Японские крейсера (гидрокрейсера) «Чикума» и «Тоне» — воевали активно, участвовали как в артиллерийских боях, так и занимались воздушной разведкой. И заметим, японцы, строя подобные корабли спокойно пошли на сочетание артиллерии (не говоря уже о торпедных аппаратах) и авиации.

Под конец войны, японцы были вынуждены перестраивать оба линкора типа «Исэ» в эрзацавианосцы, когда мощное артиллерийское вооружение дополнялось авиагруппой. Переделаны в гидроавианосцы были и крейсера типа «Могами», были планы такой модернизации и типа «Фурутака».

При этом, в начальный период войны японские гидрокрейсера проявили себя в двойном качестве – совмещение авиации и артиллерии им не помешало выполнять боевые задачи. Более того, вопреки мнению «авианосец в артиллерийском бою очень уязвим», от артиллерии не сильно и пострадали.

Как можно заметить, все такие авиационно-артиллерийские гибриды, это прежде всего носители гидроавиации – для которой взлетная полоса океан, а не собственный корабль.

Не отставали и другие страны, пытающиеся все же получить линкор-авианосец. Но все эти «хотелки», ограничились лишь эскизами, и до каких-либо работ дело не дошло. Причем, работы велись не только с палубными самолетами, но и с гидросамолетами. Хотя, проекты и выглядели внушительными, тут и

американские проекты

немецкие

да и СССР то же отметился

но, не один проект не был реализован. Некоторым проектам помешала начавшаяся война, работа над большинством других остановилась еще до войны.

Казалось бы, на авиационно-артиллерийских гибридах можно было смело ставить крест – они так и остались лишь на бумаге.

Но, время и техника не стояла на месте, в отличие от «тупых и ничего не понимающих политиканов» (эти вечные), а гибриды возродились, но уже на новом научно-техническом уровне. Речь идет о советских тяжелых авианесущих крейсерах (ТАКР) типа «Киев», в меньшей мере к ним относится и ТАКР «Кузнецов», который не смотря на крейсерское назначение, куда больше авианосец, чем тот же «Киев».

При, этом как показала практика (восьмидневный ангольский конфликт) советские корабли прекрасно проявили именно в качестве гибрида

авиагруппа обеспечила прикрытие своих сил, ПВО, разведку, а ракеты ТАКР позволили наносить ответные удары. Конечно, будь у юаровцев другие самолеты (с повышенной дальностью полета) или советским самолетам пришлось бы улетать дальше, то ситуация сложилась бы не в пользу советской авиации. Но ведь верно и другое, имей «Киев» (или подобный ему корабль) полноценные самолеты (а не самолеты с вертикальным взлетом-посадкой) ситуация сложилась бы хуже уже для юаровцев.

И вот история пошла по-другому, авиационно-артиллерийские корабли появились еще до Войны, и какие тактические ниши они бы скорее всего заняли? Речь идет о корабле где авиация может быть представлена как гидросамолетами, так и обычными палубниками.

Рейдер

Дело в том, что кораблю-рейдеру бой противопоказан. Имея ограниченное число баз, где можно укрыться и произвести ремонт (а то, и вовсе не имея таких баз), боеспособность рейдера падает в каждой вооруженной стычке. Единственный вариант для рейдера ведущего активные морские бои – это качественное превосходство рейдера. Например, немецкий линкор «Бисмарк» против тяжелого крейсера. В этом случае, полученный урон будет минимальным (хотя «золотое попадание» то же нельзя исключать).

Поэтому ААК идеально попадает в данную концепцию – он в любом случае должен остерегаться артиллерийского боя, и иметь бой с очень слабым врагом. А если враг будет сильным – то тут особо без разницы, сидишь ты на пороховой бочке, или на бензиновой. Обе рванут так, что мало не покажется.

Боевое применение опять же простое: авиация обнаруживает цель (желательно беззащитную), после чего корабль сблизившись с данной целью ее топит артиллерией. Учитывая, что некоторые немецкие гидросамолеты самостоятельно проделывали подобную операцию: подлетел, оборвал провода, приказал открыть кингстоны, то кораблю-рейдеру не обязательно и подходить. Опять же своя авиация предупреждает о приближении вражеских охотников. И в случае чего, собственная авиация, атакуя вражеский корабль дает возможность оторваться от преследования.

РИ

Дело в том, что данные проекты представляли собой не что иное, как рейдеры и, таким образом, совершенно не предназначались для артиллерийского боя с равноценным противником. Не являлся для них решающим и естественный недостаток гибрида – ущербность артиллерийского и авиационного вооружения по отношению к водоизмещению. Для тех целей, для которых они задумывались, артиллерийского и авиационного вооружения было вполне достаточно. Даже непривычное расположение надстройки на левом борту нельзя считать просто экзотической выходкой. Кто хоть раз выходил на визуальный контакт с авианосцем, да еще в условиях плохой видимости, отлично знает, что при обнаружении на его острых курсовых углах первым признаком направления движения является расположение «острова»: слева – идет на тебя, справа – идет от тебя. Таким образом, в определенных условиях, при встрече в океане направление движения рейдера могло быть определено с точностью до наоборот. Вполне рациональным можно считать расположение артиллерии главного калибра в четырехорудийных башнях. В отличие от «Графа Цеппелин», наличие 150-мм артиллерии здесь не кажется излишней – на карманных линкорах они сослужили хорошую службу.

Охотник на рейдеры.

Как это не странно, но именно охотник на рейдеры – не обязательно авиационно-артиллерийские, можно и на чисто артиллерийские.

Антирейдер, это крупный корабль – чаще линейный крейсер («Аляска», «Дюнкерк», «Кронштадт»); конечно, подобные корабли могут и сами быть рейдерами.

Линейный крейсер (антирейдер) чаще всего имеет превосходство в скорости и обязательно – превосходство в оружии (да в случае «Бисмарк» — «Аляска» или «В-65 – «Дюнкерк» данное правило не работает). Поэтому, антирейдер случись ему непосредственный бой с противником, будет держаться под выгодным углом и сохранять дистанцию (оберегая хрупкую и беззащитную палубу или ангар для самолетов).

Авиагруппа собственно нужна для того же – разведка и атака вражеского корабля. В целом как это будет происходить, описывает следующий бой.

АИ

За четверть века многое изменилось: английские пятнадцатидюймовые снаряды стали куда более мощными, чем те, попадания которых «Дерфлингер» неоднократно выдерживал в ходе Первой мировой. Снаряд пробил 80-мм броню плоской части крыши башни (от удара её сорвало с болтов, и она лязгнула, как крышка неправдоподобно большой консервной банки) и взорвался внутри, приведя в негодность всё боевое железо и превратив в пепел орудийный расчёт. В погреба огонь не проник, но башня выгорела, и рейдер мог теперь отстреливаться от наседавшего противника лишь из двух орудий. И в довершение всего на смену эсминцам и лёгким крейсерам пришла шестёрка торпедоносцев «суордфиш» – британский авианосец «Гермес» спешил принять участие в бою.

Торпедоносцы шли, презирая зенитный огонь, плотностью которого «Дерфлингер», сын дредноутной эпохи, похвастаться не мог. Не мог он и выписывать замысловатые петли, уклоняясь от сброшенных торпед, – любой поворот рейдера сокращал дистанцию до «Хоув», наступавшего ему на пятки. Немецкий линейный крейсер всё-таки сбил один торпедоносец, распавшийся в воздухе на куски, и отманеврировал четыре торпеды из пяти. Пятая торпеда попала в носовую часть «Дерфлингера», и внутрь корпуса хлынул яростный водяной поток, напор которого был усилен стремительным бегом крейсера.

Сама по себе торпедная пробоина не угрожала «Дерфлингеру» гибелью, но скорость его снизилась, и «Хоув» с неумолимостью рока кабельтов за кабельтовым начал выигрывать гонку. И результаты не замедлили сказаться: очередной снаряд «адмирала» проделал в корме рейдера подводную пробоину и повредил винторулевую группу. Немецкий крейсер рыскнул влево, а «Хоув», сократив расстояние и подвернув, ввёл в действие свои кормовые башни, расстреливая рейдер из восьми стволов. «Дерфлингер» огрызался, однако каждое попадание с «Хоув» наносило ему вдвое большие повреждения, чем получал «адмирал» от его ответных ударов.К тому же «Дерфлингер» имел только шесть орудий против восьми английских, а вскоре попадание в носовую надстройку нарушило на рейдере централизованное управление огнём, и эффективность его стрельбы стала быстро падать.

Хотя у антирейдера и превосходство в скорости, но мало ли какая ситуация – вот и потребуется стреножить рейдер, до того, как он попадет под огонь пушек. Что касается авиации, то в некоторых ситуациях предпочтительнее именно гидросамолеты – израсходовав топливо, они могут сесть на воду и дождаться своего корабля.

Буян проект 21630 малый артиллерийский корабль класс река-море фото, шифр «Буян», кодовое обозначение НАТО — Buyan class corvette — это современные суда, предназначенные для действий на речных и озерных участках России или в ближней морской зоне.

В настоящее время построено три корабля данной серии, которые вошли в состав Каспийской военной флотилии России и действуют на Каспийском море и на реке Волге. Все материалы, используемые на малых кораблях проекта 21630, а также оборудование и вооружение произведены на российских предприятиях, а электронное оборудование построено на российской элементной базе.

проект 21630 шифр Буян МАК Астрахань с 100-мм артустановкой А-190 Универсал на борту

малый артиллерийский корабль класс река-море Астрахань шифр Буян

Список малых артиллерийских кораблей проекта 21630 класса река-море

История появления русских речных патрульных катеров

После начала Первой мировой войны у русского Военного ведомства возникла острая потребность в использовании рек и озер для армейских транспортных перевозок и ведения боевых действий. Владение водной акваторией рек и крупных озер давало хорошую возможность проводить разведку, высаживать десанты в тылу врага, подбрасывать подкрепления своим войскам, поддерживать их наступление, обстреливать фланги противника и проводить другие действия. Поэтому через полгода после начала войны Главному Военно-Техническому Управлению Российской Императорской армии (ГВТУ) пришлось заняться созданием бронированных катеров, способных действовать на реках в военное время.

  • 5 апреля 1915 года Ставка отдала ГВТУ приказ приступить к формированию речных бронесил.

В связи с этим предполагалось создать три речных броневых отряда в составе:

  • трех канонерских лодок; шести катеров-разведчиков;
  • шести дозорных и шести посыльных катеров,
  • а также четырех шлюпок-тральщиков с подвесными двигателями.

Постройка речных бронированных моторных корблей малого водоизмещения была для России делом новым (впрочем как и для всех остальных государств, участвующих в мировой войне). В качестве прототипа ГВТУ выбрала единственный реализованный на тот момент проект — посыльного судна типа «Штык», стоящего на вооружении Амурской военной флотилии России.

Бронированный катер типа «Штык» фото один из десятка построенных в 1909 г

Бронированный катер типа «Штык» имел водоизмещение в 23,5 т, длину — 22,17 м, ширину — 3,12 м и осадку- 0,51 м, два керосиновых двигателя общей мощностью 200 л. с., скорость хода — 13 узлов, 76-мм пушку и два 7,62-мм пулемета. На основе «Штыка» во время Первой мировой войны предстояло разработать шесть новых проектов и построить 105 речных катеров и судов.

Эти бронированные речные катера (в количестве 10 единиц) были построены в 1908 -1910 годах в Санкт-Петербурге на Путиловском заводе и перевезены на Дальний Восток по железной дороге. Фактически эти малые суда и стали первыми в мире патрульными речными бронекатерами.

Буян проект 21630 малый артиллерийский корабль класс река-море фото

Современный российский речной корабль нового поколения (который получил номер 21630 и шифр «Буян») был разработан коллективом проектно-конструкторского бюро предприятия ФГУП «Зеленодольское ПКБ» (под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира).

Строительство МАК Махачкала проект 21630 фото август-2011

МАК «Волгодонск», корвет «Сообразительный» и выступление пилотажной группы «Русь». Международный военно-морской салон. Санкт-Петербург, 2011 год

Головной корабль проекта 21630 (водоизмещением 500 т), который назвали «Астрахань», был заложен 30 января 2004 года в Санкт-Петербурге (как и самый первый речной бронекатер «Штык») на судоверфи ОАО «Алмаз», которое в 2003 году выиграло конкурс на постройку серии. Спуск его на воду состоялся в начале октября 2005 года. В 2006 году он пополнил ряды Каспийской военной флотилии. 4 декабря 2012 года вошел в строй уже третий корабль данной серии («Махачкала»).

МАК малый артиллерийский корабль Волгодонск после госиспытаний

Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проект 21630 класс река-море спущен на воду 27 апреля фото

На базе 500-тонных кораблей проекта 21630 «Буян» была создана его 949-тонная модификация (21631 «Буян-М») с более мощным вооружением

  • (вертикальной пусковой установкой универсального комплекса ЗР-14УКСК на восемь ракет «Калибр» или «Оникс»,
  • 100-мм артиллерийской установкой А-190-01 «Универсал»,
  • 30-мм артиллерийской установкой АК-630М-2 «Дуэт»,
  • двумя пусковыми установками комплекса ЗМ47 «Гибка»,
  • двумя 14,5-мм пулеметными установками МТПУ и тремя 7,62-мм пулеметами).

ракетный корабль проекта 21631 «Углич» создан под крылатые ракеты Калибр на борту их восемь как вариант может оснащаться противокорабельной ракетой «Оникс»

В конце декабря 2013 года головной корабль проекта 21631 («Град Свияжск») и первый серийный корабль («Углич») четырьмя ракетными стрельбами успешно завершили все этапы Государственных испытаний. Экспортная версия 21630 типа «Буян» (водоизмещением 560 т) получила название 21632 «Торнадо». Ее основное отличие от прототипа — наличие вооружения в экспортном исполнении. На 21-м международном военно-морском салоне «Евронаваль-2008» стало известно, что Республика Казахстан приобретет у России шесть малых ракетно-артиллерийских кораблей проекта 21632 «Торнадо».

Особенности проекта 21630 шифр «Буян»

Корпус «МАКов» выполнен с использованием технологий радиолокационной малозаметности: плоскости надстройки установлены под наклоном; количество вы-ступающих частей оборудования и корпуса сведено к минимуму; двери, люки и над-стройки скрыты в плоскостях, а оборудование в обтекателях; широко использованы радиопоглощающие покрытия и материалы. Корабли проекта 21630 вооружены:

  • универсальной 100-мм артустановкой «А-190-01» (установленной в носовой части);
  • двумя шестиствольными 30-мм автоматами «АК-630» (установленными по левому и правому борту);
  • выдвижной 122-мм реактивной системой залпового огня (РСЗО) «Град-М» (установленная в кормовой части);
  • пусковой установкой (ПУ) зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) ЗМ-47 «Гибка», использующего управляемые ракеты «Игла/Игла-1 М» (установленной в кормовой части);
  • двумя пулеметными тумбовыми установками 14,5-мм МТПУ; противодиверсионным гранатометом для сброса глубинных бомб и мин (сброс осуществляется с двух точек).

100-мм автоматическая корабельная артиллерийская установка А190-01 Универсал

Носовое орудие МАК Волгодонск, не смотря на то что на малых кораблях установлена ЗРК Гибка, ее дальность стрельбы 5,2 км, а досягаемость по высоте 3,5 км. У 100-мм пушки – дальность 21 км, а досягаемость до 15 км

Малые артиллерийские корабли типа 21630 оборудованы: радиолокационной станцией МР-123 для системы управления огнем «Ласка»; прибором наблюдения оптико-электронного типа; радиолокационной станцией навигации МР-231; четырьмя ПУ комплекса помех ПК-10; гидроакустической системой (ГАС) «Анапа-М» опускаемого типа.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО КОРАБЛЯ ПРОЕКТА 21630 «ВОЛГОДОНСК»

Малые артиллерийские корабли проекта 21630 шифр «Буян»: «Астрахань», «Волгодонск» и «Махачкала»

Малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян», кодовое обозначение НАТО — Buyan class corvette) — российский малый артиллерийский корабль (МАК) типа «река-море», предназначенный для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и в речных участках.

Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО.

Строительство серии МАК проекта 21630 велось в Санкт-Петербурге на ОАО «Морской завод «Алмаз».

Основные характеристики МАК проекта 21630 шифр «Буян»: Водоизмещение полное 520 тонн. Длина 61,8 метра, ширина 9,6 метра, высота борта 6,57 метра, осадка 2,0 метра. Скорость полного хода 26 узлов. Дальность плавания 1500 миль. Автономность плавания 10 суток. Экипаж от 29 до 36 человек.

Силовая установка: 2х8000 л.с., дизели М507Д, 2 водомета.

Вооружение:

Навигационное вооружение: 1 х РЛС МР-231 БИУС Сигма.

Радиолокационное вооружение: 1 х РЛС «Позитив», 1 х РЛС МР-123 «Вымпел» для АУ и ЗАК.

Радиоэлектронное вооружение: 2 х 10 ПУ ПК-10 «Смелый».

Артиллерийское вооружение: 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 1х40 122-мм РСЗО А-215 «Град-М».

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм ЗАК АК-306.

Зенитное ракетное вооружение: 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

Может нести мины на верхней палубе.

Головной малый артиллерийский корабль «Астрахань», бортовой номер 012, строительный номер 701, был заложен 30 января 2001 года. Спуск на воду состоялся 7 октября 2005 года. Введен в состав Каспийской флотилии 1 сентября 2006 года.

По сообщению от 24 марта 2015 года вышел из пункта базирования «Затон золотой» в Астрахань и начал отработку второй специальной курсовой задачи в море — плавание и ведение боя одиночным кораблем. По сообщению от 14 апреля с экипажем корабля проведено учение по спасению личного состава надводного корабля при угрозе его затопления. По сообщению от 12 июня принял участие в учениях по противовоздушной обороне с отражением ударов воздушного противника.

21 августа 2017 года вышел из пункта базирования Затон Золотой в Астрахани для проведения зачётного тактического учения, которое продлится до 26 августа.

По сообщению от 27 марта 2018 года в рамках второй курсовой задачи К-2 выполнил артиллерийские стрельбы по морским, береговым и воздушным целям.

Второй малый артиллерийский корабль «Волгодонск», бортовой номер 014, строительный номер 702, был заложен 25 февраля 2005 года под именем «Каспийск». С января 2007 года был переименован в «Волгодонск». Спуск на воду состоялся 6 мая 2011 года. Введен в состав Каспийской флотилии 20 декабря 2011 года.

В конце октября 2014 года принял участие в батальонном тактическом учение, которое проводится в соответствии с утверждённым планом деятельности Каспийской флотилии на 2014 учебный год и завершает этап подготовки береговых войск флотилии в летнем периоде обучения.

По сообщению от 11 мая 2015 года принял участие в показном корабельном учение по борьбе за живучесть корабля. 19 мая вышел в море для проведения зачётного тактического учения. 01 июня совместно с малым ракетным кораблем «Углич» вышел в море для выполнения задач боевой службы. Поход продлится до 15 июня. 13 августа прибыл с визитом в порт Баку, который продлится до 16 августа. По сообщению от 18 августа завершил выполнение задач боевой службы в Каспийском море. С боевой службы возвращение в пункт базирования в Астрахани ожидается 21 августа 2015 года. По сообщению от 24 августа возвратился в пункт базирования – Астрахань – после выполнения задач боевой службы. Экипаж провел в морском походе 22 дня, прошел свыше 2 тыс. морских миль (около 3600 км). По сообщению от 17 сентября выполнил артиллерийские стрельбы по морской мишени в назначенном районе Каспийского моря.

01 июня 2016 года покинул якорную стоянку в порту Махачкала и вышел в море для выполнения задач похода. По сообщению от 21 ноября в пункте базирования кораблей Каспийской флотилии — порту Астрахань с экипажем малого артиллерийского корабля проведено внезапное учение по борьбе за живучесть корабля и спасению личного состава с аварийного корабля с использованием индивидуальных и коллективных спасательных средств.

21 августа 2017 года вышел из пункта базирования Затон Золотой в Астрахани для проведения зачётного тактического учения, которое продлится до 26 августа.

По сообщению от 28 мая 2018 года представит Каспийскую флотилию на международном конкурсе «Кубок моря-2018» в рамках Армейских международных игр (АрМИ-2018).

Третий малый артиллерийский корабль «Махачкала», бортовой номер 015, бывший 162, строительный номер 703, был заложен 24 марта 2006 года. Спуск на воду состоялся 27 апреля 2012 года. Введен в состав Каспийской флотилии 4 декабря 2012 года.

Корабль построен с применением stealth-технологий, благодаря чему он мало заметен для средств радиолокационного наблюдения противника.

02 октября 2013 года корабль прибыл в Астрахань.

В конце октября 2014 года принял участие в батальонном тактическом учение, которое проводится в соответствии с утверждённым планом деятельности Каспийской флотилии на 2014 учебный год и завершает этап подготовки береговых войск флотилии в летнем периоде обучения.

По сообщению от 24 марта 2015 года вышел из пункта базирования «Затон золотой» в Астрахань и начал отработку второй специальной курсовой задачи в море — плавание и ведение боя одиночным кораблем. По сообщению от 03 апреля принял участие в качестве аварийного корабля, в учениях по оказанию помощи надводному кораблю, получившему повреждения. По сообщению от 15 апреля будет резервным кораблём в международном конкурсе «Каспийское море-2015». 27 апреля прибыл в Волгоград для участия в мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. По сообщению от 14 мая отряд кораблей Каспийской флотилии в составе малого артиллерийского корабля «Махачкала», рейдового тральщика «РТ-234», двух артиллерийских катеров типа «Шмель, десантного катера и рейдового буксира «РБ-39» вышел из Волгограда и начал переход в пункт постоянного базирования — Астрахань. По сообщению от 12 июня принял участие в учениях по противовоздушной обороне с отражением ударов воздушного противника. 13 августа прибыл с визитом в порт Баку, который продлится до 16 августа. По сообщению от 18 августа завершил выполнение задач боевой службы в Каспийском море. С боевой службы возвращение в пункт базирования в Астрахани ожидается 21 августа 2015 года. По сообщению от 24 августа возвратился в пункт базирования – Астрахань – после выполнения задач боевой службы. Экипаж провел в морском походе 22 дня, прошел свыше 2 тыс. морских миль (около 3600 км). По сообщению от 17 сентября выполнил артиллерийские стрельбы по морской мишени в назначенном районе Каспийского моря. По сообщению от 05 октября вышел в Каспийское море для выполнения плановых задач боевой службы. 21 октября встретил в Каспийском море эсминец «Дамаванд» («Damavand») и два ракетных катера «Пейкан» («Peykan») и «Джушан» («Joshan») ВМС Ирана.

По сообщению от 02 июля 2017 года в составе отряда кораблей Каспийской флотилии покинул якорную стоянку в порту Астрахань и вышел в открытое море для выполнения задач сбор-похода, который продлится 25 дней под командованием капитана 2 ранга Андрея Дмитриева. 12 июля зашел с неофициальным визитом в порт Бендер-Энзели Исламской Республики Иран, который покинет 15 июля. 21 августа вышел из пункта базирования Затон Золотой в Астрахани для проведения зачётного тактического учения, которое продлится до 26 августа.

15 июня 2018 года выйдет в моря для выполнения задач по предназначению, во время которого посетит с дружественным визитом порты Ирана.

По сообщению от 08 июля 2019 года примет участие на международном конкурсе «Кубок моря-2019» в рамках Армейских международных игр (АрМИ-2019) в Баку (Азербайджан), который будет проходить с 03 по 17 августа.

Добавить в закладки: